Что такое кровная месть? Итоговое сочинение 11 класс

Что такое кровная месть? Итоговое сочинение 11 класс

Сочинение 2018-2019. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы

Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 года

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 шаблон

Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2019

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 шаблон

Данное итоговое зимнее сочинение – рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2018-2019 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2018 года.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Что такое кровная месть?

Кровная месть – один из самых древних обычаев, появившихся в человеческом обществе. Она представляет собой обязательное возмездие, которое должно осуществиться по отношению к лицу, совершившему убийство одного из членов семьи (племени или рода), однако в некоторых случаях она заменялась выкупом. В данный момент эта традиция является пережитком прошлого, но когда-то она была настоящим бичом, приводящим к уничтожению целых родов. Поэтому данная проблема описывалась многими писателями.

Так, одним из замечательных примеров трагедии, разыгрывающейся из-за кровной мести, является нетленная пьеса Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Действие происходит в Италии, где с новой силой разгорается вражда между двумя знатными родами – Капулетти и Монтекки. Ромео влюбляется в юную Джульетту, и они попадают в безвыходную ситуацию. Их разделяет пропасть, которую они не могут преодолеть, при этом Джульетту хотят выдать замуж за нелюбимого ею человека. Девушка желает отравиться, но, переубежденная святым отцом Лоренсо, выпивает снотворное, а священник готовит побег возлюбленных, отправляя гонца с вестью Ромео, но тот не получает вести из-за эпидемии чумы. В итоге, юноша отравляет себя над телом возлюбленной, не зная, что та спит, а девушка, очнувшись, закалывает себя, обезумев от горя. Кровная месть между семьями была прекращена только после смерти их детей – и Уильям Шекспир делает на этом акцент, показывая весь ужас, кровавым следом тянущийся за местью.

На Руси понятие кровной мести существовало с древних времен, и довольно рано такому принципу как «око за око, зуб за зуб» была предложена такая альтернатива, как денежный выкуп за убитого или искалеченного члена семьи. Например, царь Иван Грозный в произведении М.Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова» обязуется содержать семью купца, которого он казнил за нарушение закона. В кулачном бою, который был организован ради забавы, Калашников убил Кирибеевича, который был любимым воином правителя. Он мстил за то, что герой осрамил его жену, приставая к ней на улице. Но виновник так и не выдал царю причины своего поступка. Тогда Иван Грозный вынужден был его казнить, чтобы прекратить круговорот мести. Однако на своем примере владыка показал, как человек должен вести себя по закону. Еще Ярослав Мудрый отменил кровную месть и назначил штраф для тех, кто искалечил или убил представителя другой семьи. Поэтому герой дает Алёне Дмитриевне и ее детям пожизненное обеспечение, заглаживая свою вину перед ними.

Кровная месть – страшный обычай, в основе которого лежит право мести, принадлежащее родственникам пострадавшего или убитого человека. Деятели искусства не раз обращались к этой теме, стараясь показать, насколько ужасные последствия она несет за собой. Кровная месть осталась рудиментом своей эпохи, поэтому ее нет ни в одной цивилизованной стране.

Читать далее.

Готовимся к итоговому сочинению. Направление «Месть и великодушие»

Направление «Месть и великодушие»

МЕСТЬ , мести, мн. нет . жен. Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Жажда мести. Кровная месть..|| Желание отомстить. «И пишет боярин всю ночь напролет, перо его местию дышит.» А.К.Толстой . Оклеветать из мести.

ВЕЛИКОДУШИЕ мн. нет, ср. Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. Великодушие — -я; ср. Наличие высоких душевных качеств; щедрость души, благородство, снисходительность. Проявить в. В порыве великодушия.

Тезисы по направлению «Месть и великодушие»

Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.

Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.

Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

Месть как чувство и действие.

Кровная месть как социально-историческое явление

Месть – это сила, которая руководит действиями человека обиженного, претерпевшего жестокость и несправедливость в свой адрес. В большинстве случаев поводом для мести служат трагические события в жизни. Проявления несправедливости могут быть самыми разными и ограничиваются лишь уровнем человеческого сознания. Желание отомстить во что бы то ни стало подчас закрадывается в сердце человека, не знакомого ранее с душевной злобой. Жизнь сама по себе сложна, и каждый борется за нее изо всех сил, нанося в этой борьбе ближнему порой самые жестокие обиды. И немногие находят в себе силы великодушно простить, желание ответить злом на зло оказывается сильнее. И возникает вопрос: почему человек, посвящает свою жизнь тому, чтобы «наказать» другого. Наверное, большинство просто находит в своей мести успокоение, которое иногда так тяжело обрести. Возмездие доставляет наслаждение именно за счет утоления своего гнева, душевной боли. Переступить через свою боль, прервать цепь зла и не наносить обид в ответ может только поистине великодушный человек. Что такое великодушие? Если прочитать определение этого слова в любом словаре, мы увидим, что это качество трактуется как положительное, присущее сильным и мудрым людям.

Великодушие – это способность думать не только о себе и ставить чужие интересы выше своих. Это качество характера, которое выражается в уступчивости, снисходительности и внимательном отношении к людям. Издавна все ценили и уважали великодушных людей как тех, у кого есть большое любящее сердце. Даже само это слово сложное, оно состоит из двух частей: “великая душа”. Какого человека можно назвать великодушным? Великая душа у того, кого трогают проблемы других людей, кто сочувствует горю ближнего, кто способен быть благородным по отношению к своему обидчику. Великодушный человек не злопамятен, он умеет прощать и принимать несовершенство людей, умеет жертвовать своими интересами. Ребенок, который чувствует любовь родителей, видит их великодушные поступки, может стать таким в будущем. Быть великодушным очень сложно, и человек, который научится думать не только о себе, но и о других, получит любовь и уважение всех вокруг. Понятия «мести» и «великодушия» диаметрально противоположны, но зачастую в литературных произведениях они проявляются в поступках одного и того же героя.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает проблему мести и великодушия на примере поступков главного героя. Евгений Онегин решил отомстить своему приятелю Ленскому, уговорившему его приехать на бал в честь рождения Татьяны. Онегин не любил сборищ своих деревенских соседей и уступил уговорам приятеля только потому, что Ленский уверял: будут только свои. Отомстить товарищу Онегин решил через легкомысленную Ольгу. Влюблённый Ленский был взбешён, когда увидел свою невесту, танцующую с Онегиным. Он вызвал недавнего друга на дуэль. Тут Онегин мог бы проявить великодушие: поговорить с Ленским, объяснить причину своего поведения, но страх оказаться предметом насмешек не позволил ему этого сделать. Онегин принял вызов и убил друга.

А.С.Пушкин «Дубровский» В произведении «Дубровский» А.С.Пушкин задумывается над проблемой мести и великодушия на примере двух семейств: Троекуровых и Дубровских. Конфликт между отцами начался из-за глупой шутки одного из псарей Троекурова и закончился тем, что в отместку за гордость у Дубровского было отнято имение. Сын Дубровского решил мстить богатому соседу после смерти отца. Лишившись родного дома, Владимир вместе со своими людьми становится разбойником и грабителем. Только любовь к Маше Троекуровой заставило его отказаться от мести. Он великодушно исчезает из родных мест, оставив всё как есть.

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова» В «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов рассказал о жестоких нравах времён Ивана Грозного, когда власть опричников царя была безграничной, поэтому бесчинство слуг царя было обычным явлением. Купец Калашников в произведении Лермонтова решился отомстить Кирибеевичу за нанесённое его жене оскорбление. Эта месть оправдана, так как тесно связана с проявлением великодушия, в основе которого лежит стремление защитить свою семью от позора и поругания. Только царь такого же великодушия не проявляет, и казнь Калашникова становится местью за победу купца в честном бою с опричником Кирибеевичем. Народ же считает Калашникова своим героем.

Читайте также:  Согласны ли Вы со словами Пушкина: «Мечтам и годам нет возврата» (Итоговое сочинение)

Н.В.Гоголь «Страшная месть» В рассказе Гоголя речь идёт о природе человеческой мести – сюжет всего произведения связан с этим явлением. Колдун – последний потомок Петра, убившего брата и племянника, родился ужасно некрасивым, ему всегда казалось, что над ним смеются, в отместку он убивал людей, и на его совести множество злодеяний. Пётр, убил двух людей, а его потомок – бессчетное количество. Зло растёт и множится. Сам Петр страдает под землёй, растёт вместе со злом, которое творит его потомок, и испытывает жуткие страдания. Иван, так страшно отомстивший брату, тоже мучается, так как вынужден наблюдать последствия своей кары. А ведь всё началось с зависти брата к брату: если бы Петро не убил Ивана, ничего бы не произошло. Все бы жили и наслаждались бы жизнью, колдун родился бы нормальным человеком и не вызывал бы мертвецов из их могил, причиняя им жуткие страдания. Но не было в душах братьев великодушия, которое только одно и способно прощать ближним и радоваться их счастью и успеху.

В.А.Закруткин «Матерь человеческая» Гимном великодушию русской женщины можно назвать повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая». В этом произведении повествуется о женщине, у которой война отняла самое дорогое – любимых людей: мужа и сына. Зверства фашистов настолько бесчеловечны, что Мария, увидев немца, схватила вилы и готова была убить врага, чтобы отмстить за всё зло, которое ей причинили фашисты. Но слово «Мама» остановило её. Великодушие этой женщины настолько безгранично, что она находит в себе силы и к этому вояке отнестись по-матерински.

А. И. Куприн. «Поединок». Главному герою повести А. И. Куприна «Поединок» мечтательному и благородному Ромашову трудно ужиться в обществе пустых и равнодушных людей. Его тяготит служба в полку, он устал от отношений с авантюристкой Раисой. При очередной встрече Георгий ей сообщает, что хочет расстаться, но получает в ответ угрозы. Раиса решает скомпрометировать подпоручика перед лицом поручика Николаева, обвинив его в связи с Александрой Петровной, женой Владимира Ефимыча. Клевета приводит к дуэли соперников, в которой Ромашов погибает. Месть повлекла за собой трагическую развязку: убит невиновный человек, и вернуть его невозможно.

Л. Н. Толстой «Война и мир» В романе-эпопее Толстого главному герою, Андрею Болконскому, только пройдя сложный духовный путь, суждено было избавиться от эгоизма, который уничтожал великодушие в его сердце и порождал злость. Чувствуя себя униженным и оскорблённым после проступка Наташи Ростовой, Андрей отправляется на войну: единственное его желание – найти Анатоля Курагина и убить его. В борьбе чувств победу одерживает патриотизм: князь Андрей отказывается от службы в штабе Кутузова и становится командиром полка. Он сумел стать справедливым наставником и даже другом для своих подчинённых, а во время сражения никогда не прятался за их спинами. Кульминацией переживаний Андрея Болконского является Бородинское сражение, во время которого он, несмотря на опасность, находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, и в результате этого получает тяжелое ранение. Уже во время операции он вспоминает Наташу и осознаёт, что любит её сильнее прежнего, и не только её, а весь мир. Заметив на соседнем столе Курагина, Андрей не находит в своём сердце былой ненависти и жажды мести. Он испытал «восторженную жалость и любовь» к своему поверженному врагу. Размышляя о Курагине, князь Андрей пришел к выводу, что самое главное в жизни – то, чему раньше учила его княжна Марья и чего он не понимал: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – . та любовь, которую проповедовал Бог на земле. ». В этот момент происходит его окончательное нравственное прозрение.

Цитаты и афоризмы про великодушие и месть:

Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Джордж Бернард Шоу

Этот человек гнетёт меня своим великодушием. А.П. Чехов

Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. Махатма Ганди

Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. А. Дюма

Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему. Франц Кафка

Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. Александр Иванович Герцен

Прощение — это дорога с двусторонним движением. Прощая кого-нибудь, мы прощаем в этот миг и самих себя. Пауло Коэльо

Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества — присущи только людям с великой душой, помните это! Луи Жаколио

Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья. Ницше Фридрих

Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить. Ф. Достоевский

Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести. Сенека

Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. Аристотель

«Месть — это блюдо, которое нужно есть холодным» Английская пословица.

«Месть — это слабых душ наследство. В груди достойного ему не место» (Карл Кёрнер). «Сладчайшая месть — это прощение» (Исраэл Фридман).

«Справедливость всегда приправлена щепоткой мести» (Жорж Вольфром).

«Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести» (Сенека). «Месть сладка, но не слишком питательна» (Мейсон Кули).

«Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении» (Фукидид).

Итоговое сочинение по направлению “Месть и великодушие”

1) Направление темы “Месть и великодушие” – итоговое сочинение.

Детей воспитывают с четким пониманием того, что людей нужно прощать. Об этом говорят родители, учителя и книги. Но человек подвластный эмоциям, а они часто бывают отрицательными. Натура может стремиться к мести, справедливой расплате. Но являются ли такими методы правильными? Об этом можно долго философствовать и почерпнуть опыт с литературы какой иной раз бывает “Месть и великодушие”.

Александр Пушкин месть и великодушие разбирает в своем произведении «Капитанская дочка». Швабрин старается понравиться Маше. Но девушка не отвечает молодому человеку взаимностью. Тогда оскорбленный влюбленный начинает распускать грязные неправдивые слухи. На этом беспредел Швабрина не заканчивается. Когда подворачивается удобный момент, то он берет Машу в плен. Он грозиться заморить девушку голодом, если она не выйдет за него замуж. Мужчина все это проворачивает не из-за большой любви. Он пытается отомстить Гриневу, который оказался более удачливым в амурных делах.

В итоге в повести Пушкина все-таки торжествует справедливость. У Швабрина был большой список отрицательных черт характера. В итоге мужчину арестовывают за измену Родине. Умение прощать – это прерогатива благородных людей. Мстительные личности не знают сострадания. Они жестоки и сделают все, чтобы самоутвердиться за счет других людей.

Борис Васильев в своей работе «Не стреляйте белых лебедей» также поднимает тему мести и великодушия. Федор Бурьянов жаждет мести, так как не может смириться с тем, что Егор Полушкин получил пост лесничего. Он вместе с друзьями нападает на мужчину и избивает его. Егор истекает кровью, пока пытается добраться до собственного дома. Дальше его ждет смерть. Он прекрасно знает, кто совершил нападение, но не говорит об этом. Он решает не опускаться до уровня Федора. Он не желает засорять свою совесть низким чувством мести. В этом произведении автор поддерживает идею того, что лучше проявлять великодушие. Но в работе «А зори здесь тихие…» ситуация складывается иначе.

В центре сюжета выступают пять девушек-зенитчиц, которых убили фашисты. Командир мстит за своих подопечных и расправляется с немцами. В живых осталось только четверо человек. Эта месть носит совсем иной характер. Только такое возмездие имеет право на существование.

Месть привилегия людей с низкой нравственностью. Но можно сделать вывод, что иногда ситуация действительно требует возмездия. Все индивидуально и зависит от людей. В любом случае строить планы по расплате не следует, если человек обидел неосознанно. В порыве гнева человек способен совершить необдуманный поступок, поэтому важно контролировать свои эмоции.

2) Пример написания итогового сочинения по направлению “Месть и великодушие”

Есть ли оправдание для мести? Трудно дать однозначный ответ. Здесь играет большую роль этический фактор. Человек, никогда не попадавший в ситуацию, когда в его понимании понятия правосудия и мести сливаются в одно целое и неделимое, не сможет дать точный и утвердительный ответ на этот вопрос. Людей, которые найдут в себе силы и откажутся отвечать злом на зло, не так уж и много. В большинстве своем, люди часто поступают по принципу «зуб за зуб». В некоторых ситуациях очень хочется найти им оправдания.

Месть как способ остановить беспредел

Жизнь такая штука, что иногда происходят ситуации, когда месть становится единственным средством добиться правосудия. Наглядным примером для данного утверждения служит произведение Виктора Астафьева «Людочка». В нем рассказывается о несчастной судьбе молодой девушки, которая была изнасилована преступниками. Один из них – Стрекач, недавно освободившийся из тюрьмы, был зачинщиком этого преступления. Он подкараулил девушку в парке, накинулся на нее, сделал свое гнусное дело и еще заставил повторить это и всех своих сообщников. Бедная Людочка ни у кого не нашла поддержки. Ее наставница сказала, что подобные ситуации являются нормой для здешних мест. Мать Людочки была занята обустройством новой семьи и ходила на сносях. Милиция и не думала серьезно заниматься этим делом. Не найдя нигде поддержки и должного понимания, несчастная девушка повесилась. Только после этого, ее отчим решился на месть. Он подкараулил Стрекача и избил его до смерти. Конечно, не найти оправдания самосуду, устроенному отчимом, но по крайней мере, его поступку есть свои объяснения. Видя бездействие властей, он решил сам наказать и остановить преступников вот какой иной раз бывает “Месть и великодушие”.

Читайте также:  Сочинение Примеры выбора из литературы

Простить или отмстить?

В рассказе Максима Горького рассказывается об истории молодых цыган, которым так и не удалось найти общий язык. Рада и Лойко Забар любили друг друга горячо и страстно. Однако их гордость и независимость мешали признаться им в этом. Лойко все-таки решился на признание и попросил руки Рады. Молодая и гордая цыганка в ответ ему выдвинула свой ультиматум. Рада сказала, что если Лойко хочет жениться на ней, то он должен встать перед ней на колени на глазах у всего табора. Лойко согласился на это. Но когда все собрались и Рада ждала, что Лойко вот-вот подчиниться ее воле, он неожиданно для всех выхватил нож и вонзил ей прямо в сердце. Рада прошептала, что ждала такой смерти и, что Забар все сделал правильно. Но отец молодой цыганки подобрал тот самый нож и вонзил его в спину Лойко, отомстив ему за свою дочь. Кто может осудить старого цыгана за месть? Смог бы он проявить великодушие в этот момент? Ведь на его глазах лишили жизни его собственного ребенка.

Причина мести

Получается, что чаще всего люди решаются на месть в том случае, когда им не остается другого выхода. Когда рассчитывать, кроме себя самого, больше не на кого. Иногда люди считают, что оставив преступника безнаказанным, они дадут им возможность повторить свое преступление еще раз. Я не могу сказать, что месть можно оправдать, но считаю, что для любого поступка всегда существуют определенные объяснения.

Вы прочитали 2 сочинения по направлению “Месть и великодушие”, возможно вам могут быть интересны следующие темы.

СПАДИЛО.РУ

Введение

Месть – это всегда большой соблазн для того, кому причинили боль. Ему хочется ответить более сильным ударом, поставить обидчика в те же условия. Заставить также почувствовать боль.

Проблема

Месть – это слабость. Жажда возмездия разрушает душу. Истинная сила в великодушии.

Тезис №1

«Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке.»

Аргументация

Человек, которого предали испытывает тяжелые моральные муки. Предательство товарища, друга выбивает из общего ритма жизни. Но самую острую боль приносит измена любимого человека. Этой теме посвящали свои произведения многие литераторы.

В рассказе И.А. Бунина «Кавказ» офицер, которого все считали сухим и холодным, не выдерживает позора и боли. После побега жены с любовником, он стреляет в себя из двух пистолетов. Похожая судьба у Алексея Каренина – мужа Анны из романа Л.Н. Толстого.

Будучи сиротой, герой вырос с дядей – важным чиновником. Благодаря ему получил прекрасное образование. И полностью посвятил себя службе. К браку мужчина подошел ответственно, как ко всему в своей жизни. Но отсутствие эмоциональных проявлений со стороны супруга угнетало юную Анну и огорчало их маленького сына.

Когда возникают подозрения об измене, Алексей Александрович стыдится этой пошлой мысли. И просит молодую жену лишь о соблюдении внешних приличий. Но она с омерзением и слезами сознается в порочной связи.

Герой не назначает дуэли, понимая ее бессмысленность. Но и простить не может. По-своему добрый и порядочный человек в минуту обмана, унижения, предательства не смог проявить великодушия. Он уязвлен и раздавлен. Страдает сам, заставляя страдать жену.

У постели жены, мечущейся в бреду и умоляющей о милосердии, герой прощает ее и обидчика. Открывает новые грани собственной души, такие как: доброта, сострадание, любовь, великодушие. Но единственным человеком, проявившим к нему сочувствие становится графиня Лидия Ивановна.

Отсутствие прощения Алексея, невозможность видеться с сыном, всеобщее порицание толкают Анну на страшный шаг.

Вывод

Литературный пример доказывает, что человек, который уязвлен, обижен, предан и не может проявить великодушие, на самом деле слаб, незащищен. Если бы Анна проявила участие к мужу в эти дни, искренне покаялась перед ним, трагедии бы не случилось.

Тезис №2

«Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества — присущи только людям с великой душой, помните это!»

Аргументация

Мелочность мести проявляется в героях А.П. Чехова. В рассказе «Неприятность» земский врач Овчинников ссорится с фельдшером. Григорий Иванович давно не возлюбил выпивоху помощника, которого ему навязали. Однако, сильно переживает из-за того, что ударил его прилюдно.

Михаил Захарович сам приходит вечером к доктору, просит прощения за то, что пришел нетрезвым на службу. Но врач, усомнившись в искренности, прогоняет мужчину, продолжая переживать. Все доходит до мелких кляуз друг на друга и мирового судьи. Оба измучились, что стало отражаться на работе. А ведь достаточно было сразу великодушно друг друга простить и примириться.

В рассказе «Месть» другая ситуация. Лев Саввич Турманов привык к неверности, ветрености супруги. Уже не удивляется ее интрижкам. Но, подслушав разговор, жены и приятеля, понимает, что обманывают его оба. Друг, закрутив роман с чужой женой, оскорбляет Турманова обидными словами. Тогда, как в глаза любезен, вежлив, услужлив.

Лев Саввич сильно расстроился после бала. Стал вынашивать план мести. Придумал как подставить Дегтярева под арест. Но в итоге оказалось, что не только не досадил, но и оказал услугу. Обидчик благодаря такой «мести» заработал двести рублей.

Вывод

Герои А.П. Чехова простые обыватели. Они не обладают великой душой. Их поступки совершаются под влиянием эмоций. Автор показал в этих двух рассказах всю мелочность и бессмысленность бытовой мести.

Тезис №3

«Истинно великодушные люди всегда готовы проявить сострадание, если несчастье их врага превосходит их ненависть»

Аргументация

Наиболее ярко эта тема освещена в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Семьи Болконских и Курагиных – антиподы в романе. Два старинных княжеских рода, но таких не похожих друг на друга. Болконские –сдержанные, интеллигентные. Им присуща фамильная гордость и твердость духа. Но внешней красотой они не отличаются. А также сторонятся светской жизни. Курагины, в свою очередь, привлекательны, горды, высокомерны, меркантильны. Им присущи эгоизм и лицемерие. Любят бывать в свете.

Случается так, что Андрей Болконский и Анатоль Курагин становятся злейшими врагами. Князь Андрей не может забыть обиду. Он продолжает любить, но в то же время ненавидеть Наташу, считая ее изменницей. И мечтает убить Анатоля. Он делится этими мыслями с Пьером. Безухов – сторонник иного мнения. Он обижен тем же родом. Элен Курагина была его женой, но изменила с Долоховым. И хотя Пьер дрался на дуэли с соперником, он жалеет об этом. И благодарит Бога, что его не убил. Граф – добрый, великодушный юноша.

Позиция Болконского меняется, когда он тяжело раненый, видит рядом искалеченного противника. Сцена ампутации ноги Курагина оказывает на него неизгладимое впечатление. Он прощает все бывшему сопернику.

Вывод

Несчастье врага превзошло ненависть героя. Андрей проявляет сострадание. Это говорит о его великодушии. Правдиво утверждение А.Дюма.

Заключение

Месть редко приносит удовлетворение. Ее не заглушить боль. Наоборот, она рождает еще большее зло. Она разрушает душу. Чтобы искоренить зло, на него необходимо отвечать добром, прощением. Только великодушие может спасти в трудной ситуации.

Итоговое сочинение — 2019: «Месть и великодушие»

Последние статьи раздела «Образование»

Как раскрыть нюансы человеческой натуры в 350 обязательных словах

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Иллюстрация: Лудовико Маркетти «Отелло обвиняет Дездемону»

Комментарий ФИПИ

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Словарная работа

МЕСТЬ

Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Желание отомстить. (Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012).

ВЕЛИКОДУШИЕ

Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. (Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012).

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • Месть (причины и последствия мести; ее влияние на самого мстящего и объект мести; месть-возмездие).
  • Великодушие (прощение и христианские ценности; как прощение меняет человека).
  • Выбор между местью и прощением (тяжелый нравственный выбор; сила или слабость; представления о добре и зле).
  • Месть и великодушие на войне, отношение к врагу, предателю.
  • Кровная месть как социально-историческое явление.

О жажде мести и великодушии, милосердии и жестокости, силе духа и прощении размышляет в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой, рассказывая историю отношений Андрея Болконского, Наташи Ростовой и Анатоля Курагина. Можно ли проявлять великодушие к врагу, обидчику, прощать ему оскорбление? Не будет ли это проявлением слабости характера, поступком, недостойным мужчины?

Читайте также:  Сочинение Примеры дружбы из жизни

Насколько трудно найти в себе силы для того, чтобы отказаться от мести? Всеми этими вопросами перемучивается князь Андрей.

Анатоль Курагин становится злейшим врагом Болконского после того, как начинает ради забавы ухаживать за невестой князя Андрея, Наташей Ростовой, и даже пытается под покровом ночи увезти ее из дома и тайно с ней обвенчаться. Душа князя Андрея жаждет отмщения: он хочет во что бы то ни стало наказать Курагина за его низкий поступок, совершенный по отношению к Наташе, и за свою поруганную честь. Жажда мести так сильна, что Болконский на протяжении долго времени ищет личной встречи со своим обидчиком, чтобы найти повод для дуэли и вызвать его, не компрометируя при этом Ростову. Однако разыскать Курагина не так-то просто: князь Андрей едет за обидчиком сначала в Петербург, потом в Молдавскую армию, куда был отправлен на службу Курагин, а затем прибывает в Турецкую армию, где, по последним данным, находился Анатоль. Всюду Болконский отстает от него буквально на шаг, но он твердо знает, что обидчик будет наказан, сколько бы времени ни прошло: «Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно-хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции». Все существо Болконского подчинено мысли о мести, она отнимает покой и силы, гирей висит на ногах, не давая жить.

Прежде чем отбыть в армию, Андрей Болконский приезжает в Лысые Горы к семье. Княжна Марья, тонко чувствующая переживания брата, которые он старался скрыть, заводит разговор о мести и прощении. Понимая, как ему тяжело носить в себе обиду и злобу к Курагину, она просит брата простить Анатоля, ведь люди не имеют права наказывать, это только во власти Бога. «И ты поймешь счастье прощать», — говорит она, но князь Андрей глух к ее словам, ему пока не понять этой христианской добродетели, в нем говорит попранная гордость и обида:

«Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать».

По мнению Болконского, в прощении и смирении проявляется отнюдь не сила человека, а слабость, неумение защитить то, что дорого.

Однако наступает момент, когда гордый и упрямый князь Андрей понимает радость прощения, дарующую ему самому свободу. После тяжелейшего ранения, полученного в бою, он оказывается на одном перевязочном пункте с Анатолем Курагиным, которому отнимают ногу. На пороге смерти Болконский иначе смотрит на все: ненужное, ложное, суетное уходит, отравлявшая жизнь жажда мести стихает, остается только то, о чем толковала ему когда-то сестра, христианское прощение и милосердие. Видя беспомощного и жалкого Курагина, рыдающего на операционном столе, князь Андрей не испытывает удовлетворения от его страданий, он больше не видит в нем своего врага. «Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком… Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце». Именно в этот момент к нему приходит осознание простых истин: счастье не в мести, а в прощении, в сострадании и любви к ближним. По-настоящему силен и свободен тот, кто может найти в себе силы простить врага, а не носит в себе злость, копит обиды, ждет момента, когда сможет нанести ответный удар.

Буклет “Итоговое сочинение – 2018”. Направление “Месть и великодушие”
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему

Данный материал поможет учащимся подготовиться к написанию итогового сочинения по направлению “Месть и великодушие”. Здесь представлены примерные темы сочинений, список литературы (аргументов), комментарии ФИПИ по данному направлению и другая полезная информация.

Скачать:

ВложениеРазмер
buklet_mest_i_velikodushie.docx750.07 КБ

Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Достоевский»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А.Н. Островский «Гроза»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

А.И. Куприн «Чудесный доктор», «Поединок»

М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

М. Горький «Старуха Изергиль»

А.С. Грин «Алые паруса»

В.Г. Распутин «Уроки французского»

В.Л. Кондратьев «Сашка»

В.К. Железников «Чучело»

А.В. Вампилов «Старший сын»

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

А. Дюма «Граф Монте Кристо», «Три мушкетёра»

Дж. Роулинг «Гарри Поттер»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1.Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д.

Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.

2.Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.

3.Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.

4.Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

5.Месть как чувство и действие.

6.Кровная месть как социально-историческое явление.

МЕСТЬ = вендетта, мщение, отплата, отмщение, разг. отместка, сатисфакция, реванш, кара, расплата, воздаяние, наказание, возмездие, злопамятство, жестокость.

ВЕЛИКОДУШИЕ = благородство, терпимость, милосердие, снисходительность, величие души, прощение, бескорыстность, благородство, возвышенность, рыцарство, щедрость.

ПРОЩЕНИЕ = помилование, отпущение, оправдание, амнистия, извинение, пощада, милосердие.

Итоговое сочинение –2018

« МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ »

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия « месть » и « великодушие » часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Возможные темы по направлению

«Месть и великодушие»:

1. Что такое месть?

2. Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?

3. Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?

4. Что такое великодушие?

5. Можно ли отомстить врагу?

6. Можно ли оправдать месть?

7. Что такое «кровная месть»?

8. Чем великодушие отличается от благородства?

9. Как убедить человека отказаться от мести?

10. Как научить подрастающее поколение великодушию?

11. Что значит достойно пережить поражение?

12. Сила или слабость человека проявляется в великодушии?

13. Как вы понимаете цитату из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» — «милость к падшим призывал»?

14. Почему человеку иногда приходится делать выбор между местью и великодушием?

15. Может ли мстительный человек быть счастливым?

16. Почему месть разрушает душу?

17. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?

18. Какого человека можно назвать великодушным?

19. Что общего между великодушием и состраданием?

20. Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?

21. Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества?

22. Когда нужно отказаться от мести?

23. Что толкает людей на месть?

24. Всегда ли мстят только жестокие люди?

25. Как вы понимаете утверждение Ницше: «Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов — в инстинкте мести»?

26. Согласны ли Вы с высказыванием: «Сначала надо быть справедливым, а уж потом великодушным, подобно тому, как мы сначала покупаем рубашки, а уж потом кружева»? (Шамфор)

27. Как Вы понимаете словосочетание «благородная месть»?

28. Сложно ли заслужить прощение?

29. Как вы понимаете слова Аристотеля: «Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев»?

30. Согласны ли Вы с утверждением С. Бурстайн : «Мы все кажемся более готовыми прощать других или вдохновлять их на прощение, чем прощать самих себя»?

31. Как вы понимаете слова Н. Вуйчича: «Не думайте о том, что ваше прощение означает для ваших противников, тех, кто обижал вас в прошлом. Наслаждайтесь тем, что прощение даёт вам. Научитесь прощать, и вам станет легче идти к своим мечтам, не обременённым багажом прошлого»?

32. Способны ли любовь и прощение изменить человека?

33. Как вы понимаете словосочетание «мелочная месть»?

34. Может ли прощение навредить?

35. Чем полезно для человека умение прощать?

36. Может ли месть быть «сладкой»?

37. Можно ли «полюбить своих врагов»?

38. Можно ли мстить и при этом остаться добрым в душе?

Ссылка на основную публикацию