Каковы последствия разрушения преемственности поколений? Итоговое сочинение

Итоговое сочинение на тему «Отцы и дети». Аргументы, примеры

Все, что необходимо для подготовки к направлению “Отцы и дети”. Пример итогового сочинения. Аргументы. Список произведений. Примерные темы. Цитаты для эпиграфа.

Итоговое сочинение по направлению «Отцы и дети» (пример) (396 слов)
ВступлениеКонфликт поколений – вечная проблема, волнующая человечество. К сожалению, людям, которых разделяет всемогущее время, непросто найти общий язык, и это повторяется из века в век. Многие авторы русской и зарубежной литературы писали об этом в своих книгах и выработали методы решения этого конфликта. Посмотрим, можно ли помирить отцов и детей, когда разрыв уже сделал трещину в семейных отношениях?
Аргумент 1В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» герои стали жертвами вечного конфликта поколений. Евгений Базаров приехал в Марьино вместе со своим другом и сразу же вызвал неудовольствие одного из хозяев дома, Павла Петровича Кирсанова. Автор описывает различие между ними, говоря об их руках: у одного они очень ухоженные и белые, а другой своими красными и мозолистыми руками вызывает только брезгливость. Состояние рук передает образ жизни мужчин. Если старшее поколение привыкло к светским манерам, праздной аристократичности и ученым беседам, то новое поколение – это люди дела и труда. Базаров презирает Кирсанова-старшего за ленивое прозябание в усадьбе и чванство, а его оппонент раздражен грубостью и категоричностью гостя. Решился ли их конфликт? Да. Столкновение привело к развязке, и герои стали более понимающими людьми. Павел Петрович разрешил мезальянс брата и уехал, решив что-то изменить в своей бессмысленной жизни, а Евгений осознал, что чувства – не порок человека, а то, без чего он не сможет жить.
Аргумент 2В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» конфликт поколений особенно ярко выделяется в семье Болконских. Князь деспотично и грубо обращается с детьми, пытаясь навязать им свои взгляды и убеждения. Он холоден и резок с сыном, но больше всего достаётся Марье. Она кротко и нежно заботится об отце, а взамен получает лишь упреки. Эти бытовые разногласия имеют под собой более глубокий подтекст. Старик злится, потому что его время прошло, а перемены он принять не готов. Видя независимость сына и тихий, но упорный протест дочери, он осознает, что теряет власть над ними, что семья отныне изменится. Он пытается удержать прошлое, но на смертном одре признает свою неправоту. Герой отлично воспитал детей, но им не хватило его любви, и он горько об этом жалел, прощаясь с Марьей. Разрешился ли их конфликт? Да. Но к примирению они пришли позже, чем стоило бы.
ЗаключениеТаким образом, конфликт поколений неизбежен, ведь времена меняются, как и люди. Однако его можно разрешить, прийти к взаимопониманию, но это возможно лишь тогда, когда обе стороны выскажутся прямо и честно, без лести и недомолвок. Не надо бояться спора, ведь именно в нем отцы и дети отыщут истину, которая всех примирит.
Итоговое сочинение на тему «Отцы и дети». Аргументы, примеры, произведения.
СоветыОтношения между поколениями фигурируют во многих произведениях мировой литературы, ведь проблема отцов и детей не даром является “вечной”. При чем не стоит забывать, что отношения между старшими и младшими не всегда являются конфликтными. Это может быть и ярое противостояние друг другу, и полное взаимопонимание.
О чем может быть ваше сочинение об отцах и детях? Можно рассматривать разные поколения в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к семейным взаимоотношениям. Это могут быть размышления в духе Базарова о разности взглядов, а может быть проникновенный монолог о любви к матери и отцу. Все будет зависеть от конкретной формулировки темы (ее вы узнаете лишь за 15 минут до начала сочинения).

Н.В. Гоголь. “Тарас Бульба”
Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

А.С. Грибоедов. “Горе от ума”
Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.

А.С. Пушкин. “Капитанская дочка”
Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: “Береги рубаху снову, а честь смолоду”. Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

А.С. Пушкин. “Станционный смотритель”
Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.

К.Г. Паустовский. “Телеграмма”
Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.

С. Есенин. «Письмо матери»
В лирике также поднимаются проблемы поколений. Перед нами простой молодой человек, который успокаивает свою маму. Просит ее не переживать о его жизни, может быть, разгульной и запойной, но все-таки взрослой жизни. И мы прекрасно знаем, что мама будет переживать, и знаем, что Есенин будет жить как жил. Это извечный и поэтому всегда актуальный разговор матери и ребенка, которые говорят не друг с другом, а сами с собой. Они – разные, но все же противоречия не должны мешать естественным семейным узам, которые соединяют неграмотную крестьянку и ее городского сына, ставшего одним из самых известных поэтов своего времени.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”
Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.

Л.Н. Толстой. “Война и мир”
В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.

А.Н. Островский. “Гроза”
В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает “восстать” против Кабанихи.

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
Главный герой Митрофан (чье имя трактуется как близкий к матери или сын своей матери) представляется нам отрицательным персонажем, как и вся его семья. Его мать барыня-тиран, которая не дает проходу ни слугам, ни собственному мужу, который буквально поглощен ею. Софья, сирота, живущая с этой семьей, и ее дядя Стародум представляют положительных героев. Об этом семействе, а точнее о Митрофане, дядя высказывается: «Вот злонравия достойные плоды». В этой фразе можно уместить лейтмотив произведения, проблема отцов и детей раскрывается со стороны того сильного и пагубного влияния порочного родителя на ребенка. Гипертрофированная и чрезмерная опека портит подростка. Он растет в семье, где мать одной рукой гладит его по голове, а другой лупит слугу. И мы видим развязку, если мать Митрофана любит, то сынок не отвечает ей взаимностью и просто бросает ее в финале пьесы.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
Конфликт поколений ложится на бунт духовный. Маленький Мцыри, подневольный и лишенный родного дома, чувствует, что не в силах день за днем проживать жизнь, которая ему не мила. Своим побегом он показывает не только свою силу духа, но и протест и нежелание мириться со своей участью. Его смелость вдохновляет нас. В роли «отца» тут выступает режим, неволя, в которой герой оказывается, рамки и ограничения, которые Мцыри разрывает только посмертно. Это также протест молодого поколения против войны, развязанной отцами и оторвавшей Мцыри от дома, родины и семьи.

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
Совет «копить копейку» Чичиков пронес от самого детства через всю жизнь. Страх остаться без денег или без покровительства людей с деньгами превратился в манию. Но бедность — не порок. Порок — это ложь, лицемерие и обман, они становятся ключами, которые открывают дверь к богатству. Чичиков еще в школе понял, как люди любят услужливость, как важно заработать доверие, чтобы в самый неожиданный момент напасть. Чичиков — это «христопродавец», не зря товарищ назвал его именно этим словом. Он продаст все, только назначьте цену. Пагубное отцовское влияние и бедность сделали нашего героя именно таким, каким мы видим его в «Мертвых душах». Этот неявный конфликт помогает понять, почему и как Чичиков стал таким человеком. Все это время он стремился доказать отцу, что превзошел его и воплотил его амбиции в себе.

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
Илья Ильич не бунтовал против предков, а в точности повторил их судьбу, хоть и время, и обстоятельства к этому не располагали. Отличную картину семьи главного героя мы получаем из одного из снов. Деревня Обломовка — это идеальное и тихое место, где рос Илья Ильич, его обували, одевали и кормили несчитанное количество слуг. Опека и любовь чувствовались во всем. А что делает человек, если у него все хорошо? Он в большинстве случаев не делает ничего, стремиться и делать что-либо не слишком хочется. Эта лень, которая появилась по причине неправильного воспитания, наложила огромный отпечаток на всю жизнь Обломова. Именно так семья повлияла на судьбу нашего героя. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное прозябание в мире, полном прекрасного.

А. П. Чехов «Вишнёвый сад»
В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.

Подготовка к итоговому сочинению 2020. Направление “Забвению не подлежит”

«Забвению не подлежит» Итоговое сочинение 2020

Забвению не подлежит…

Комментарий от ФИПИ к направлению итогового сочинения: «Забвению не подлежит»​ Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

1. История, знаменательные даты. Историческое сознание. 2. Память (историческая, культурная). Источники формирования исторической памяти (воспоминания современников, журналистика, литература, школа, семья). 3. Преемственность поколений. Забвение и ответственность. 4. Война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память народа. 5. Люди, изменившие мир. Знаменитые предки. Великие учители человечества. Величайшие открытия и подвиги. 6.Наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и др.). Памятники культуры как основа цивилизации, развития общества. 7. Манкуртизм*. Его опасность. Забвение как преступление против человечества Аспекты направления «Забвению не подлежит»

Манкуртизм* – забвение, утрата исторических, культурных и т.п. связей, ценностей, национальных и нравственных ориентиров

Забвение – забывание, исчезновение из памяти, утрата памяти о чем-то, о ком -то. Забвением также называется психическое состояние забытья, беспамятства, болезненного «выпадения» из памяти. Наконец, забвение – это пренебрежение кем-то и чем-то, забывание, например, основателей и подвижников. И тогда начинается упадок и запустение их памятников, памятных мест, заброшенными и безвестными становятся их могилы, сами имена людей, которые нельзя забывать, перестают помогать жить. В назидание при расставании древние народы говорили: «Пусть у тебя будет долгая память». Это понятие, противоположное не памяти (забвение подразумевает память), а воспоминанию. Синонимы: беспамятность, игнорирование, пренебрежение, позор, бесславие. Антонимы: воспоминание, память, бессмертие, вечность Словарная работа

В контексте данного направления также следует рассмотреть слово «память» в значении: 1) воспоминание о ком-, чём-л. Оставить неизгладимую память, светлая п. погибших героев.Чтить, сохранять п. чью-л., кого-л.Увековечить п. чью-л., кого-л.Отмечать п. чью-л., кого-л.Быть верным памяти кого-л., чьей-л.Изменять памяти чьей-л., кого-л.// О том, что (кто) является напоминанием о ком-л., о каком-л. событии, происшествии и т.п. Оставить п. о ком-, чём-л.Вечер памяти известного поэта.

Выражения Предать забвению (книжн.) – считать что-нибудь забытым, решить не вспоминать чего-нибудь. Река забвения — в античной мифологии река подземного царства, из которой души умерших пили забвение своего земного существования. Забвение своего долга, забвение своих обязанностей, забвение приличий. Кануть в Лету [в вечность, в безвестность, в реку забвения].

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка» Исторический фон произведения – Крестьянская война (Пугачевский бунт) – жестокая, кровопролитная война казаков, крестьян под предводительством Пугачёва с правительством императрицы Екатерины II. Особенно страшной эту войну делает то, что она разворачивается не между государством и внешним врагом, а внутри государства, разъединяя людей. «О русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Автор признаёт, что у народного восстания были серьёзные причины, вызванные политикой Екатерины II, однако не оправдывает и жестокость пугачёвцев. Крестьянская война показана как страшное бедствие, где нет четкого противопоставления правых и неправых. Пугачёва А.С. Пушкин изображает человеком противоречивым: с одной стороны, жестоким, тщеславным, с другой – способным проявлять благородство, доброту. Пугачев А.С. Пушкина осознаёт, что выбрал неправильную дорогу, но повернуть назад он уже не может. Пётр Гринев – человек, оказавшийся в круговороте знаменательного исторического события; он не хочет этой бессмысленной войны и мечтает о тихом семейном счастье. На его примере, а также на примере Маши Мироновой мы видим, что даже в таких страшных условиях человек может сохранить нравственную чистоту, не запятнать свою честь

Помимо повести, существует документальный очерк А.С. Пушкина «История Пугачёвского бунта», в котором автор выступает в роли историка: не прибегает к художественному вымыслу, излагая события предельно объективно. В этом очерке Пугачев предстает личностью отталкивающей, в то время как в «Капитанской дочке» негативные черты Пугачёва немного сглажены

М.Ю. Лермонтов, «Бородино» Почти все стихотворение представляет собой монолог ветерана, участника Бородинского сражения 1812 г. Он подробно описывает тот бой молодому солдату. Ветеран – подлинный патриот, это человек из народа, обыкновенный солдат, не офицер, не маршал. М.Ю. Лермонтов первым показал, что именно простые солдаты и есть настоящие герои войны: забыв о личном, они, не задумываясь, жертвовали собой ради общего дела – спасения Родины. Рассказчик сожалеет о том, что пришлось уступить опустошённую Москву врагу, однако видит в том «Господню волю» и не ропщет на судьбу. Автор противопоставляет современное ему поколение и поколение участников Отечественной войны: «Богатыри не вы». Война в стихотворении изображена без прикрас, как страшное бедствие, чтобы читатели понимали, насколько высока была цена победы

Л.Н. Толстой, «Война и мир» В романе нашли отражения события Отечественной войны с французами (1805-1807; 1812г) Автор убежден, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Единственная форма войны, которую он оправдывает – оборонительная война за свою Родину. Л.Н. Толстой изображает войну без прикрас, показывает, что на ней есть место страху, трусости. Автор приводит сцены, показывающие, что и на войне человек может оставаться человеком: русские солдаты делятся едой с замерзшими французами, умирающими от голода; Пьер не позволяет застрелить французского лейтенанта вне сражения; Кутузов призывает солдат не добивать отступающих, замерзающих, голодающих французов. Л.Н. Толстой особое внимание уделяет народному движению, партизанской войне, сравнивая ее действие с действием увесистой мужицкой дубины. По мнению Л.Н. Толстого, Наполеон не мог победить, ведь эта победа противоречила бы законам нравственности, справедливости

М.А. Шолохов, «Тихий Дон» В произведении изображена жизнь донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны в России. Вторая война оказалась еще более страшной, чем первая, так как велась уже не с внешним врагом, а внутри страны. Врагами подчас становились даже близкие родственники; разрушались семьи; люди были измотаны постоянными потрясениями и невозможностью вернуться к привычной мирной жизни. В войне нет победителей: бесчисленное количество загубленных жизней – слишком высокая цена даже для победы. Гражданская война – нечто кровавое, страшное, и …бессмысленное. Во время такой войны разваливается страна, разрушаются семьи, люди отрываются от хозяйства – на смену созиданию приходит постоянное разрушение; зачастую человек становится подобием зверя – он просто пытается выжить. Главный герой, Григорий Мелехов, оказался жертвой своего времени. Постепенно он теряет все, что имел (молодость, надежды, счастье, любимую, родных), ничего не получив взамен, – разочарованный, опустошенный и уставший от жизни. Все, что держит его, – маленький сын. На примере Григория мы видим трагедию целого народа, попавшего в водоворот истории

А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин» Поэма посвящена событиям Великой Отечественной войны. Рассказчик – простой солдат Василий Тёркин. Он никогда не унывает, поддерживает боевой дух товарищей, проявляет исключительную смелость и совсем не ждет за нее награды. Теркин – собирательный образ простых солдат, настоящих патриотов. Он верит в победу; не задумываясь, жертвует собой во имя Родины и никогда не ищет личной выгоды. Поэма была невероятно популярна среди солдат; написана таким образом, чтобы ее можно было начать читать с любой части; издавалась в формате небольшой книжки, которую можно было носить за голенищем. Поэма нацелена на то, чтобы воодушевлять читателей, в ней редко описываются батальные сцены, смерть, отчаяние, от которых солдаты и так устали- в основном передаются подробности полевой жизни, которые помогали тем, кто сражался, ненадолго забыть об ужасах войны

М.А. Шолохов, «Судьба человека» В основе рассказа – события Великой Отечественной войны. Рассказчик – шофер, простой рабочий человек, прошедший войну от начала до конца, побывавший в плену, потерявший жену, дочерей, сына, дом. Война безжалостна, она разрушает судьбы и требует страшных жертв. Главный герой – Андрей Соколов – потерял на войне все, но не сдался, не опустил рук, после войны усыновил сироту, чтобы заглушить свое страшное одиночество и помочь брошенному на произвол судьбы ребенку. Автор проводит мысль о том, что несмотря на все ужасы войны человек может сохранить в себе Человека; что герои есть и среди простых людей, не совершивших «громкого подвига». Рассказ основан на реальных событиях, в нем почти нет художественного вымысла

Афоризмы и цитаты «Забвению не подлежит» Забвение — утрата не информации, а ценности. (А. Круглов ) В забвении есть измена, предание вечности потоку времени. (Н. Бердяев) Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека. (Б. Васильев) Только те по-настоящему мертвы, о ком полностью забыли. (Пословица) Может быть, любовь и память и есть машина времени, сводящая на нет дистанцию между прошлым, настоящим и будущим. (М. Магомаев) Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. (В.Г. Белинский)

Афоризмы и цитаты «Забвению не подлежит» Слава переходяща; забвение вечно. (Наполеон Бонапарт) Новость часто бывает не иное что, как забвение прошедшего. (Г. Державин) Матери, потерявшей своего ребенка, время не приносит забвения. Такое горе не старится. Траурные платья изнашиваются, в сердце же остается мрак. (В. Гюго) Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. (В.Г. Распутин) Воскрешение противоположно также цивилизации и культуре, которые цветут на кладбищах и основаны на забвении смерти отцов. (Н. Бердяев) Очень коротко живут в этой стране люди, дома, могилы. (М. Жванецкий) Человек счастлив своим уменьем забывать. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее. (В. Шаламов) Забвение – вот тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем. (Э.М. Ремарк)

Темы сочинений «Забвению не подлежит» Какова роль исторических памятников? Как судьба человека связана с историей народа? Какие произведения становятся классическими? Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками? Забвение есть измена. Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»? Как исторические события влияют на судьбу человека? Забвение стирает, память преображает

Темы сочинений «Забвению не подлежит» Как связано забвение с утратой ценностей? Как научиться понимать самого себя? Что дают человеку уроки прошлого? Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия? Почему нельзя забывать историю своего народа? Нужны ли перемены обществу и почему? Никто не забыт, ничто не забыто

Темы сочинений «Забвению не подлежит» Какие люди остаются в истории? Как произведения искусства становятся бессмертными? Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением? Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества? В чём заключается ценность исторического опыта? Почему важно помнить прошлое? Кого можно назвать великим учителем человечества?

Забвению не подлежит

итоговое сочинение

В жизни каждого человека есть вещи, о которых нельзя забывать. История учит нас не повторять ошибки прошлого, передавать этот полезный опыт из поколения в поколение. Свидетельствами важных исторических событий становятся для людей художественные произведения, памятники архитектуры и другие творения искусства. Именно они напоминают нам о подвигах наших предков, об их достижениях, о трагических страницах нашей истории, о том, что нельзя забывать.

Тезис №1. «Забвение есть измена».

По моему мнению, забыть о великих исторических событиях своей страны и народа равнозначно измене. Отказываясь от опыта наших предков, мы обесцениваем всё лучшее, что было создано до нас, собственноручно разрываем связь между прошлым и будущим, допускаем возможность повторения страшного явления под названием «война».

Аргумент №1

В русской классической литературе найдётся немало примеров, где забвение становится первой ступенькой на пути к измене. Прежде всего, стоит вспомнить повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Один из сыновей главного героя Андрий готов отказаться от всей прошлой жизни, родины, близких ради красавицы панночки. Молодой человек забывает обо всём, что должно быть дорого сердцу казака, – воинская честь, отчизна, семья. Неспроста Тарас Бульба так жестоко расправляется с сыном-изменником, забывшим о своих корнях: человек, способный отречься от своего прошлого, может предать и в остальном.

Аргумент №2

Мысль о связи забвения и измены высказывается И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети». Главный герой Евгений Базаров, отстаивая идеалы нигилизма, перечёркивает все достижения предшествующих поколений. Для строительства нового общества, по мнению юноши, необходимо полностью порвать с прошлым. Взгляды и ценности «отцов» кажутся Базарову устаревшими, однако жизнь убеждает его в обратном. Любовь, родная земля, природа, глубокая связь поколений – вот чем держится общество, и в попытках отказаться от всего этого молодой нигилист предавал сам себя. Осознав ошибочность своих взглядов, Базаров был вынужден признать своё поражение.

Тезис №2 «Что дают человеку уроки прошлого?»

Аргумент №1

Русская классическая литература учит нас прислушиваться к голосу «отцов» и усваивать уроки прошлого. Прежде всего, вспомним рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Война забрала у главного героя Андрея Соколова всё, чем он дорожил, – семью, дом. О военных событиях мужчина вспоминает не как о времени подвигов, а как о самом страшном, что может случиться с простыми людьми. Всё, что испытал Соколов на поле боя и в плену, наполнило его душу смертельной тоской, отразилось в его глазах, «будто присыпанных пеплом». Излагая нам историю одного из участников войны, автор-рассказчик предупреждает, к чему может привести подобное: человек лишается смысла жизни, с трудом возвращается к нормальному существованию, он морально и психологически подавлен. Такой урок прошлого учит современных людей предотвращать военные конфликты и решать все проблемы мирным путём.

Аргумент №2

Важность уроков прошлого подчёркивается поэтом А. Ахматовой в поэме «Реквием». Вспоминая свои страдания матери и жены во времена ежовщины, лирическая героиня осознаёт важность миссии – рассказать потомкам о произошедшем. Лучшую награду за проделанный труд она видит в памяти последующих поколений. Зная об ужасах прошлого, современный человек никогда не захочет повторять подобное. Благодаря этому знанию мы учимся нести ответственность за наше общее будущее. Таким образом, А. Ахматова доносит до читателя мысль о пользе уроков прошлого, обогащающих жизненный опыт человека.

Вывод

Примеры из вышеуказанных произведений доказывают, что отказываясь от опыта прошлого, от идеи преемственности поколений, человек ступает на путь предательства. Нельзя забывать как о достижениях наших предков, так и о том горьком опыте, который им пришлось пережить, ведь память о прошлом делает нас достойными звания людей.

Пример итогового сочинения на тему «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» 2020-2021

Образец сочинения №1

Как часто мы слышим от людей предыдущих поколений (наших дедушек и бабушек, пап и мам) негативные оценки поколения нового! К его портрету они добавляют такие тёмные характеристики, как лень и инфантильность, ограниченность мировоззрения и нежелание учиться, предпочтение бесцельного «сидения в интернете» живому общению и двигательной активности. Я не буду отрицать существование всего вышеперечисленного, однако считаю неправильным рисовать портрет моего поколения только лишь темными красками.

Зададимся вопросом: почему существует такое отрицательное и скептическое отношение старшего поколения к младшему? Если проанализировать прошедшие времена, то становится понятно: в любую эпоху между ними были и будут недопонимания и взаимная критика.

Лучшим примером, иллюстрирующим это явление, можно назвать роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В нём скрытое недовольство представителя старшего поколения – аристократа Павла Петровича Кирсанова – молодым (Евгением Базаровым) – переросло в открытый конфликт между ними. В запальчивости Кирсанов называет новое поколение «варварами, грубой монгольской силой». Хотя на самом деле его оппонент Базаров во многом прав, просто с присущим ему юношеским максимализмом он заходит слишком далеко в своей критике.

Сегодня мы понимаем: нынешнее поколение сильно отличается от своих ровесников, двадцатого века. Ему выпала возможность жить в информационную эпоху, когда компьютерные технологии развиваются невероятными темпами и завоёвывают одно из главных мест в жизни человека. Новое поколение активно общается, в том числе и иностранцами; имеет мгновенный доступ к огромному количеству информации.

Молодые люди действительно много времени проводят в интернете. Однако их нельзя назвать ленивыми и безынициативными. Сама жизнь заставляет нас, молодых, быть трезво мыслящим, независимым и работящим. Получать прикладное (то есть применимое на практике) образование, активно развиваться, с ранних лет задумываться о том, как заработать деньги и жить в достатке.

При этом правильные нравственные ориентиры современного поколения никуда не ушли. Мы не перестали высоко ценить такие качества, как доброту, верность, порядочность, искренность, любовь к своей родине. Мы также любим жизнь и хотим быть счастливыми, как и молодые люди ХХ или XIX в. Современные молодые юноши и девушки, как и в прежние времена, готовы прийти на помощь тому, кто попал в беду или в трудную ситуацию. Но сегодняшние молодые люди лет через сорок тоже скажут своим детям, что они были другими и жили не так. В этом и есть вечный спор «отцов и детей».

Также хотелось бы вспомнить рассказ-притчу «Чем люди живы?» Льва Толстого. Там повествуется о том, что бедный сапожник приютил бездомного, дал ему кров, чтобы тот не замёрз, поделился последней краюхой хлеба. Жена сапожника не была рада такому гостю, но всё-таки тоже пожалела его. В конце рассказа выясняется, что бездомный был ангелом, который хотел выяснить: чем люди живы? А живы люди любовью. Ведь не хлебом единым сыт человек.

Вот и нам, новому поколению, не меньше, чем хлеб насущный, по-прежнему нужны духовные ценности. И мы также не пройдём мимо нуждающегося. Мы поможем ему, ведь наши отцы и деды учили нас именно этому.

Образец сочинения №2

Тема: «Каждое поколение имеет цель в самом себе, несёт оправдание и смысл в своей собственной жизни, в творимых им ценностях, а не в том, что оно является средством для поколений последующих» (Н. Бердяев)

Размышляя над данной темой, невольно напрашиваются вопросы «А какой смысл жизни моего поколения?», «Какие ценности мы созидаем и будут ли они актуальны для наших потомков?». Ответы придут сами собой, если разобраться, насколько тесно мы связаны с прошлыми поколениями. Ведь поколение по сути – это группа людей, родившихся и выросших в одном временном промежутке. Именно отрезок времени, в котором живёт то или иное поколение, имеет ключевое значение в определении ценностей каждого из них.

Смысл моего времени – открывать как можно больше горизонтов, в том числе научных, чтобы человечество и дальше двигалось по прогрессивному пути. Да, мы живём сегодня, здесь и сейчас, но наши достижения окажут непосредственное влияние на наших детей и внуков. Каждому новому поколению свойственно разрушать стереотипы, отбрасывать в сторону пережитки прошлого, но несмотря на это мы неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. Мы непрерывно создаём новое, и всё же есть нечто, что имеет вечную ценность и неподвластно течению времён.

Так, в стихотворении «Людей неинтересных в мире нет» Евгений Евтушенко делает упор на человеческую ценность как основополагающее звено ценностей общественных. Это произведение создано как ответ на главный проблемный вопрос советского поколения, для которого ценность общества ставилась выше ценности личности. Поэт пишет о том, что каждый человек представляет собой отдельный мир, о том, что часто мы не знаем и малой части этого мира, даже если это очень близкий человек. Также автор упоминает, что человек, оставивший после себя наследие (произведение искусства, изобретение, сына), всё равно оставляет лишь часть себя. Весь остальной мир умирает вместе с человеком. Поэт остро ощущает эту неизбежность – с каждым человеком умирает отдельный, до конца неизведанный мир, и от этого хочется кричать. И несмотря на то, что в среде современного поколения каждая личность знает себе цену, актуальность строк Евтушенко не гаснет со сменой поколений. Ведь в погоне за глобальными достижениями человечества мы всё также не замечаем друг друга. Да и людям стало свойственно надевать маски, за которыми порой не видно истинного внутреннего мира.

Обобщая сказанное, хочу сказать, что поколения меняются, меняя мир. Каждое поколение живёт своей неповторимой жизнью. Но несмотря на массу новых открытий, познаний неизведанного и стремительному взлёту в развитии общества, в любом поколении найдётся место для хранения и почитания ценностей прошлого, передающихся в будущее. Памятью о прошлом, следованием традициям и сбережением наследия человечество связано навсегда. Эту связь поколений мы называем историей.

Примеры итоговых сочинений

5 готовых сочинений по новым направлениям 2020/21 учебного года.

Забвению не подлежит

«Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?

Как следует относиться к утрате памяти и «беспамятным» людям? Есть индивиды, которые не знают историю своего народа в силу невежества. Но можно ли их оправдать, или это проявление неблагодарности со стороны тех, кто не стремится к изучению своего прошлого? Я считаю, что такие люди сознательно не хотят повышать уровень интеллекта, они предпочитают ничего не помнить и не знать того, что происходит в мире. Такое невнимание к своим корням и предкам может привести к повторению ошибок прошлых лет. На мой взгляд, подобное «беспамятство» – это равнодушие по отношению к культурному наследию нашей Родины. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

Герой произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Алексей Швабрин – воплощение бездуховности и нравственной черствости. Он всегда из всего стремится извлечь выгоду, поэтому в удобный момент присягает Пугачеву и переходит на сторону яицких казаков. Изменник легко забывает о своих корнях, не дорожит честью и, не испытывая никаких мук совести, становится начальником Белогорской крепости. Швабрин предает русскую армию, и один такой проступок влечет за собой целую цепочку безнравственных деяний. Так, например, он похищает Машу Миронову и доносит на Петрушу Гринева как на сообщника Пугачева. Таким образом, «беспамятство» в случае Швабрина – это безразличие к традициям, Отечеству, оказавшемуся в опасности, это акт подлости и неблагодарности. Пренебрежение к исторической памяти приводит к утрате нравственных ориентиров.

Андрий, герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», также с легкостью отказывается от родной Запорожской Сечи. Любовь к панночке заставила юношу перейти на сторону врагов и тем самым разорвать «святые» узы товарищества. Возможно, что его поступок частично можно оправдать, но отречение от семьи выглядит кощунственным и продиктовано неблагодарностью. Андрий называет возлюбленную Отчизной и говорит о готовности «все продать, отдать, и погубить» ради этой девушки. За забвением последовало наказание, и это закономерно: отец тоже отказывается от сына-предателя, а Гоголь в лирическом отступлении отмечает, что подобные поступки никогда не прощаются. Таким образом, Андрий – пример «беспамятного» человека, и его участь мало кому покажется завидной.

В заключение я хотела бы сказать, что благодарный и образованный человек всегда внимателен к прошлому своего Отечества. Именно способность помнить определяет уровень культуры личности. Забвение может привести к духовной деградации и нравственной гибели. «Беспамятство» – это прежде всего неблагодарность, которая намного страшнее невежества, ведь пробелы в знаниях всегда можно ликвидировать, а уважительному отношению к предкам нужно учиться всю жизнь.

Что важно изменить в себе, чтобы лучше понимать других?

Как научиться понимать другого человека? Над этим вопросом люди задумывались с давних времен. Действительно, взаимопонимание – это настоящее искусство, требующее немалых усилий, потому что обеим сторонам важно быть готовым пересмотреть собственные ценности и принципы. К сожалению, многие люди в наше время сосредоточены на себе, они излишне самоуверенны и ставят личные интересы превыше всего. Эгоисту невозможно добиться успехов в отношениях с другими. Для того чтобы процесс общения был эффективен, необходимо прислушиваться к мнению собеседника, быть внимательным и терпимым. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создаёт портрет пороков всего поколения 1830-х годов. Таких персонажей, как Григорий Александрович Печорин, в литературоведении принято называть «лишними людьми», или «умными ненужностями». Главный герой не верит в существование истинной дружбы, так как убеждён, что один человек всегда становится рабом другого. Печорин ухаживает за княжной Мери только для того, чтобы вызвать раздражение у приятеля Грушницкого. Лермонтовский «герой нашего времени» заведомо знает, что обязательно «столкнется на узкой дороге» с этим молодым офицером. Предчувствие становится реальностью: «лишний человек» действительно убивает Грушницкого на дуэли. Главный герой страдает потому, что становится «топором в руках судьбы». Он превращает собственное существование в череду экспериментов, из-за чего не может сблизиться с людьми. Таким образом, неумение видеть личность в другом, неспособность к изменениям обрекают Печорина на одиночество и бесплодные поиски места в жизни.

В романе-эпопее «Война и мир» один из самых любимых героев Л.Н. Толстого Пьер Безухов – «ищущий» человек. Ещё в начале произведения он совершает множество ошибок, предается праздному времяпрепровождению. Однако Пьер чувствует неудовлетворенность такой жизнью, поэтому не может оставаться на одном месте. В плену ему открывается простая истина: «Надо жить, надо любить, надо верить!» Граф Безухов духовно преображается и совершенно другим взглядом смотрит на людей вокруг, приходя к выводу, что источник всего живого на земле – это любовь. Таким образом, изменения, произошедшие в сознании Пьера, повлияли на его взаимоотношения с близкими и наполнили жизнь смыслом.

В заключение хочется сказать, что каждый человек должен стремиться к самосовершенствованию, потому что, как отмечал Л.Н. Толстой, «спокойствие – это душевная подлость». Невозможно стать счастливым и получать удовольствие от взаимодействия с людьми, не будучи готовым меняться в лучшую сторону. Путь к пониманию других людей начинается с уважения к себе.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Можно ли утверждать, что современная молодежь в чем-то ориентируется на поколения прошлых лет?

Наша жизнь предполагает постоянную смену поколений. Очень важно передавать опыт потомкам, ведь без этого невозможно их комфортное, благополучное существование. Конечно, неизбежны конфликты между «отцами» и «детьми». Совершенно естественно, что им бывает сложно понять друг друга. Но в то же время нельзя утверждать, что эта пропасть, их отделяющая, непреодолима. На мой взгляд, каждое поколение тесно связано с предыдущим, потому что молодые люди не всегда только отвергают ценности предков, но и многое у них заимствуют. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.

В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой живет согласно принципу: «Береги честь смолоду». Этому научили Петрушу Гринёва родители, поэтому он не может позволить себе поступиться совестью ни при каких обстоятельствах. Юноша не проходит мимо бродяги, который оказывается предводителем крестьянского восстания Е.И. Пугачёвым, жалует ему заячий тулуп и называет «братом». Но это не значит, что Гринёв готов отступить от своих нравственных принципов, ведь он не соглашается присягнуть донскому казаку. Пушкинский герой не принимает методы, которые выбирает Пугачёв, для преобразования государственного устройства, потому что для Петруши убивать – это то же самое, что питаться мертвечиной Таким образом, мы видим, как многое зависит от воспитания: главный герой «Капитанской дочки» уважает ценности своих родителей и потому становится достойным человеком.

Иногда преемственность поколений оборачивается негативными последствиями. К примеру, в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина один из персонажей также следует родительским заветам. Даже его имя – Митрофанушка – переводится как «матерью данный». Это избалованный, инфантильный мальчишка, привыкший к тому, что все его желания исполняются. Однако такое поведение госпожи Простаковой по отношению к сыну не принесло никакой пользы. В конце пьесы мы видим, как юноша отказывается от гиперопеки матери. Какой бы ни была мать «недоросля», его поступок все равно выглядит жестоким. Простакова со своей слепой любовью к сыну получила в ответ неблагодарное «отвяжись, матушка, как навязалась». Таким образом, неправильное воспитание может способствовать духовной деградации человека.

Народная мудрость гласит: «Все новое – это хорошо забытое старое». Действительно, современная молодежь иногда даже бессознательно перенимает опыт у поколений прошлых лет. Каждый из нас – звено в цепи, и, если убрать одно из них, всё разрушится, утратит смысл. Можно сделать вывод, что преемственность необходима, чтобы история человечества не прерывалась. Однако не всегда удается с первого взгляда отличить положительные явления от безнравственных и антигуманных, и этому приходится учиться всю жизнь.

Разговор с собой

Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?

Совестливый человек – это тот, кто всегда прислушивается к голосу своего сердца. Он делает добрые поступки, потому что не может жить по-другому, и мучается, когда ненароком задевает чужие чувства. Некоторые оправдывают проступки и даже преступления тем, что действовали с благими целями, например, ради чьего-то спасения. На мой взгляд, не бывает обстоятельств, когда человеку дозволено поступиться совестью. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников проверяет собственную теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Герой задается вопросом: можно ли убить абсолютно никому не нужную старуху-процентщицу и сделать много добрых дел, воспользовавшись ее деньгами? Однако первоначальный план так и остается нереализованным, и Раскольников, совершив преступление, понимает, что на самом деле слаб духом и не может быть беспристрастным властелином мира, как ранее мечтал. Страшнее всего, когда человек начинает равнодушно относиться к добру и злу, не видя между ними принципиальной разницы, как другой персонаж произведения – Свидригайлов. Раскольникова пугает мировоззрение и поведение этого человека, что во многом и подталкивает преступника к явке с повинной. Таким образом, никакие благие намерения не оправдывают безнравственные поступки, поэтому за каждое противоправное деяние человек должен понести наказание.

В рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» главная героиня – настоящая праведница, бескорыстный человек, всегда готовый прийти на помощь другим людям в трудной ситуации. Остальные принимают ее доброе отношение как данность и считают странной, потому что за долгую жизнь она не нажила богатства, да и вообще никогда не заботилась о материальных ценностях. Эта женщина ни разу не позволила себе пойти против совести, а за то, что вышла замуж, не дождавшись возлюбленного с войны, наверное, укоряла себя до конца жизни. Героиня Солженицына – пример духовной красоты и воплощение нравственности, она была альтруистом, несмотря на то что жизнь практически не оставила ей поводов для счастья. Возможно, если бы она не была праведницей, то ее существование не было бы таким безотрадным? Можно сделать вывод, что такие люди, как Матрёна, никогда не поступятся совестью ни при каких обстоятельствах, даже если от этого будет зависеть их благополучие.

В заключение хочется сказать, что любое нарушение норм морали – это проявление бессовестности. Если человек начинает оправдывать свой безнравственный поступок, это значит, что он не хочет признать вину и не готов искренне раскаяться в содеянном. Нет причин, позволяющих человеку поступать не по совести, в противном случае он утрачивает душевное равновесие.

Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

Мы живем в эпоху инноваций, и, конечно, современные технологии оказывают значительное влияние на наше мышление. Кажется, что само слово «прогресс» подразумевает изменения к лучшему, но это не всегда так, зачастую последствия оказываются негативными. Нельзя не согласиться с тем, что стремительное развитие мира во многом упрощает нашу жизнь. Но в то же время мы становимся настоящими потребителями, и материальные ценности могут вытеснить духовные. На мой взгляд, технический прогресс не всегда приносит пользу, и я докажу свою позицию примерами из художественной литературы.

В повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» рассказывается о совершенно необыкновенной операции по пересадке гипофиза человека бродячей собаке. Главный герой профессор Преображенский добился больших успехов на профессиональном поприще и решился на эксперимент с бездомным животным, который должен был перевернуть прежние представления о нашей природе. В повести идет речь о 20-30-х годах, когда в научной и культурной жизни Москвы происходят значительные перемены. Наверное, было бы удобно создавать человека искусственным путем и лепить из него, как из куска пластилина, все, что захочется. Об этом задумывались многим раньше Булгакова, ведь еще герой греческих мифов Пигмалион желал оживить статую, а ученик Фауста сотворил гомункула. Но эксперимент булгаковского профессора закончился трагически: новоиспеченный Шариков оказался абсолютно неуправляемым человеком, чья грубость и наглость не знала границ. Таким образом, любому ученому и создателю новых технологий необходимо брать ответственность за плоды своей деятельности, потому что некоторые перемены могут нанести серьезный вред всему миру.

В антиутопии Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» описывается страшное общество будущего с электрическими псами и телевизионными «родственниками», заменяющими человеку нормальное общение. Казалось бы, технический прогресс достиг апогея, появилось много изобретений, облегчающих человеческое существование, но почему же новое поколение выглядит настолько пугающим? Модернизация в таких масштабах безжалостно искореняет традиции, и в роботизированном мире не осталось места для духовности. Главный герой Гай Монтэг работает пожарным, поэтому вынужден сжигать книги, которые находятся под запретом. Однако такое общество недолговечно, о чем и говорит финал произведения. Таким образом, технический прогресс только тогда оказывает положительное влияние на общество, когда не противоречит нормам морали.

В заключение хочется сказать, что любые перемены хороши, если они ничего не разрушают и не дискредитируют духовные ценности. Какими бы прекрасными ни были новые технологии, важно помнить, что всегда есть то, что обладает большей, высшей силой. Если знать меру и не забывать о нравственности, то можно свести к минимуму негативные последствия технического прогресса.

Кто такие «маниловы»? Итоговое сочинение

На нашей планете живёт огромное множество людей, которые отличаются друг от друга по каким либо признакам, будь то внешние или внутренние признаки, но всё равно, данные отличия имеют место быть в социальной жизни человека, ведь хоть и все люди одинаковы, всё равно, все люди разные, что создаёт некий парадокс подмены понятий, когда одно понятие противоречит другому, потому и создаётся огромное количество разнообразных мнений, которые составляют всю основу человеческого взаимодействия. Одни считаю некоторых людей недостаточно целеустремлёнными, других людей называют фантазёрами из-за чересчур завышенных ожиданий от жизни, но так или иначе это просто человеческое мнение, которое рознится от человека к человеку, но, несмотря на это существует некоторые типы людей, которых ну так и хочется сгрести под одну гребёнку и назвать их каким-то словом, которое будет характеризовать всё множество данных людей. Одним из таких характеристических свойств является “Маниловщина”, и таких людей принято называть “Маниловы”.

Маниловы – это люди, которые слишком часто впадают в апатичное состояние задумчивости и мечтательности, от которого они начинают увядать, впадают в моральное разложение и некую леность, но без которого они попросту не могут существовать, так как они зависимы от него, как и любой наркоман зависим от своего наркотика, для них мечтания и размышления жизненно необходимая вещь. Если исключить из их жизни апатичное влияние несбыточных мечт, то они попросту начнут разваливаться, словно они сломанный механизм, с пропавшей шестерёнкой, будто те же часы, или же огромные фабричные станки. Такие люди обычно мало чего добиваются в жизни, так как их прерогатива скорее попросту создание целей, к которым они бы хотели прийти, но отнюдь не их исполнение. Бедные мечтали, которые сами себя загнали в загон отчаяния и несбыточности желаний. Они просто думают о том, кем они могли бы быть, но часто забывают о простой истине, о том, что необходимо хотя бы что-то делать, дабы добиться какого либо успеха в каком, либо деле, поэтому они и не добьются ничего.

Эти люди привыкли к тому, что нет необходимости, что либо делать, а достаточно просто мечтать о чём- то, и то, как бы они не хотели достичь чего то, с какой бы силой и красками не мечтали бы о чём-то, они всё равно никогда не смогут достичь того, чего желают, так как им просто недостаёт мотивации совершить то, о чём они так сильно мечтают, что соответственно приводит к отсутствию возможного результата.

Однако это не значит, что мечтать и впадать в некую апатию это плохо, просто очень важно совмещать свои мечты с реальностью, и стремиться к их исполнению, что в конечном результате приведёт к результату, так желаемому человеком. Конечно, даже при действиях направленных на достижение результата может ничего не произойти, однако что произойдет, если не пытаться? Верно. Человек попросту превратиться в очередного Манилова, который грезит несбыточными мечтами, которые он не в состоянии исполнить.

Образец 2

Наверное, нет такого человека, у которого бы не было мечты, хотя все они разные не только внутренне, но и внешне. Ведь каждый из нас еще с самого детства загадывает мечту, а потом делает все для того чтобы она сбылась. Конечно, если один человек практически живет этой мечтой и постоянно о ней думает, то другой человек немного помечтает, а потом со временем она забывается или меняется мечта. И на фоне этого многим вспоминается произведение Гоголя «Мертвые души». В ней встречаются разные герои, и у каждого из них имеется своя мечта. И, конечно, произведение было совсем не таким, если в нем не было такого героя как Манилов.

А теперь давайте подробно расскажем, кто же такие Маниловы? Именно эта семья является настоящими мечтателями. У них нет ни единой минуты, когда бы они не мечтали, это они старались делать постоянно. Вот только еще ни одно их желание не исполнилось. А все потому что они ни сделали ничего для того чтобы исполнить хотя бы одно желание. И даже работать они не будут для исполнения желаний. Все чаще они живут в мире грез, а вот в обычном мире им жить очень тяжело. И для того чтобы это все доказать здесь будет представлено несколько примеров из разных произведений.

Больше всего на свете Манилову нравится переставлять окурки из одного угла комнаты в другую.

Гончаров написал «Обломов» главным героем стал мужчина по имени Илья. Он боится, что с ним может что-нибудь произойти и поэтому сидит постоянно дома и двери дома всегда заперты. Вокруг него постоянно находятся мошенники, которые хотят его обобрать до нитки. Постепенно он начинает терять близких людей. Сначала он расстается со своей девушкой, а потом оставляет сына без наследства.

Дальше переносимся к Островскому и его произведению «Гроза». Главным героем стал Тихон. Больше всего на свете ему хотелось жениться на очень красивой девушке по имени Екатерина. Он думал, что когда они поженятся, то в семье будет царить не только гармония, но и уют. И опять он практически похож на Манилова. Вот только все чтобы он не делал, он делал лишь для того чтобы его мечта никогда не осуществилась.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что это просто выдумщики и мечтали, которые дальше своих идей и планов никуда дальше не двигаются, да им и не хочется ничего менять в своей жизни. А для того чтобы мечты сбылись нужно очень много трудиться и добиваться всего к чему стремитесь. Самое главное каждый человек обязательно должен мечтать, вот только просто так этим мечтам не сбыться и нужно стараться всего этого добиться и достигать всего к чему стремитесь.

Кто такие «маниловы»?

Несколько интересных сочинений

Крепостной крестьянин, служащий у барыни башмачником – один из отрицательных персонажей произведения. Через образ Капитона Климова Тургенев показывает бесчеловечность крепостного права.

Есть в обществе люди, которых мы не любим, которые нам не милы, но при этом мы их уважаем. Один из таких людей в Рассказе «Певцы» — это Моргач.

Известное каждому школьнику произведение под названием «Чучело» написано советским писателем Владимиром Железняковым – автора большого количества повестей и рассказов

Екатерина Петровна – пожилая женщина, живущая совершенно одна, мать Насти. Ее отец был художником, но уже умер. Она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго.

Активная гражданская позиция писателя отражена в цикле деревенской прозы. Это желание автора поведать всему миру о проблемах села, нравственности, природы. Это стремление показать красоту патриархальной русской деревни.

Сочинение Характеристика и образ Манилова в поэме Гоголя Мертвые души

  • Гоголь
  • Описывая Манилова, Гоголь постоянно подчеркивает: персонаж этот, по сути, — никакой. Манилов никакой настолько, что создание его портрета Гоголь считает крайне трудной задачей. Он из тех людей, которые «ни то не се», ни рыба ни мясо: «один только бог разве мог сказать, какой был характер Манилова».

    Внешне Манилов выглядит представительно, приятно: видный мужчина, белокурый, голубоглазый. Однако стоит чуть присмотреться — и вот уже обнаруживается в его облике и характере слащавость: «чересчур … передано сахару», по выражению Гоголя.

    Ну, казалось бы, ладно – пускай Манилов был абсолютно никакой. Пусть его главный недостаток в том и заключался. Пусть он был слащавый, приторный в общении и только этим хоть немного как будто выделялся. Пусть. Он был таким, каких много. Он — такой, как все. Только тогда зачем же Гоголю понадобилось вводить его в поэму? Чем Манилов заслужил это? Ведь неспроста же помещик Манилов удостоился чести быть включенным в число главных героев «Мертвых душ»?

    Конечно же, все это не просто так. Подчеркивая размазанность, неопределенность характера Манилова, Гоголь словно отсылает читателя к Библии: «Знаю твои дела: ты не холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих!» (Откровение 3, 14; 3,15).

    Вот такой и выходит Манилов: ни холодный, ни горячий, а теплый («ни в городе Богдан ни в селе Селифан», «черт знает что такое», человек, способный на любого нагнать смертельную скуку, зато воспитанный, обходительный, располагающий к себе в самом начале беседы, но способный затянуть общение и быстро надоедающий).

    А когда нет вокруг собеседников — т.е. большую часть времени, — молчаливый, склонный впадать в оцепенение и задумчивость («тоже разве богу было известно», о чем он думает), Манилов погружается в себя. Он живет в воображаемом мире. Он способен читать одну и ту же книжку два года, а вернее – он ее не читает, но она постоянно лежит у него в кабинете, заложенная на одной из первых страниц.

    Чичиков приезжает в имение Манилова за мертвыми душами, но самая мертвая душа в этом имении – это сам Манилов. Вот и вокруг него все кажется каким-то замершим, застывшим, мертвым, неестественным. Во всем – манерность и вычурность. Манерность присутствует в обращении супругов Маниловых между собой и в их обращении с собственными детьми. И даже имена детей — Фемистоклос и Алкид — говорят сами за себя. (Это опять к вопросу о мертвой душе Манилова и о мертвой атмосфере в его семье: налицо тяга к древним, т.е. мертвым, языкам).

    Для Манилова важны этикет, церемонии, ритуалы. Причем он сильно перебарщивает со всем этим. В этой связи Гоголь описывает несколько комических ситуаций. Одна из них: Чичиков и Манилов топчутся у дверей гостиной и не могут войти в нее, т.к. каждый из них не соглашается пройти первым, а только после другого.

    Вот такой он — Манилов. Любезный, церемонный, мило улыбающийся, ведущий бесконечные разговоры ни о чем, думающий и мечтающий — тоже ни о чем. Абсолютно пустой человек.

    Сочинение 2

    Одним из ярких персонажей галереи помещиков, изображённых Гоголем в романе «Мёртвые души», является Манилов. Этот герой обладает приятными чертами лица. У него белокурые волосы, заманчивая улыбка. Голубые глаза, «сладкие, как сахар», он прищуривает всякий раз, когда смеётся. Впрочем, некоторая приторная слащавость прослеживается и в остальных чертах его видной внешности.

    Точный возраст Манилова автор не указывает. Но известно, что он ещё непожилой мужчина. Раньше был офицером. Вышел в отставку. Женился и счастлив в браке с супругой Лизанькой. Имеет двоих сыновей – Фемистоклюса и Алкида. От прежней армейской жизни у него осталась только привычка курить трубку.

    Среди офицеров слыл скромным, деликатным, образованным человеком. Став помещиком, старался поддерживать такое же впечатление окружающих о своей персоне. Например, в кабинете Манилова постоянно лежала на столе какая-то книга. Правда, за два года он сумел прочитать из неё лишь четырнадцать страниц.

    Много говорить этот герой не любит. Предпочитает предаваться размышлениям и фантазированию. Его фантазии совершенно оторваны от реальности. Он частенько мечтает о строительстве подземного хода от собственного дома или каменного моста через пруд, на котором бы торговали в лавках разным мелким товаром купцы. И его абсолютно не смущает, что пруд покрылся зеленью и вскоре превратится в болото.

    Всегда рад гостям и радушно их принимает. Однако длительное общение с ним вызывает смертельную скуку у собеседников, поскольку он избегает споров, со всеми соглашается и пытается добиться расположения. К примеру, он восхищается Чичиковым, щедро расточает ему комплименты. Надеясь укрепить с ним дружбу, за «мёртвые души» не берёт ни гроша и даже хочет покрыть расходы на оформление купчей.

    Размеренное однообразное бездеятельное существование вполне устраивает Манилова. Его не волнует, что в каждой комнате дома чего-то недостаёт. Состоянием хозяйства он не интересуется, не подсчитывает доходы и убытки. Не знает, сколько у него умерло крепостных. Не умеет управлять подчинёнными, но к крестьянам относится хорошо. А вот они злоупотребляют его добротой: пьянствуют, обворовывают. Прислуга иногда спит до полудня и не сильно утруждается, выполняя ту или иную работу.

    Кругозор героя ограничен, а духовный мир скуден. Ни по какому вопросу у него нет личного мнения и чётких убеждений. Он не разбирается в людях.

    Отношение манилова к продаже душ.

    Отношение Чичикова к Манилову

    Даже прохождение Чичикова через дверные проемы кабинета и столовой в доме Маниловых превращается в настоящий пафос: гость и хозяин не могут договориться, кто же из них пойдет первым, так как каждый ну очень хочет уступить другому.

    В итоге, оба проходят в двери одновременно.

    Беседа Чичикова с Маниловым (анализ эпизода 2 главы поэмы Гоголя «Мертвые души»)

    Сладко-приторные фразы Манилов выражает и в отношении Чичикова.

    Такой пустой разговор ярко характеризует персону помещика.

    Главный герой, используя свою смекалку и хитрость, подстраивается под мягкий типаж Манилова и ведет с ним такие же задушевные беседы. Серьезный разговор о покупке мертвых душ происходит уже в кабинете у помещика. Резкий вопрос Манилова о чрезмерной заинтересованности Чичикова в мертвых душах, привел в ступор обоих мужчин.

    от неожиданности услышанного предложения даже выронил трубку. После нескольких минут недоумения, Павел Иванович берет себя в руки и продолжает лестный разговор в стиле Манилова.

    Он объясняет всю поверхностную суть задуманного, неоднократно говорит о том, что все делается в рамках закона.

    Только лишь из уст Чичикова прозвучали фразы о законности сделки, Манилов сразу же согласился на нее. Ведь, по сути, души умерших крестьян казались ему некой дрянью, и не более.

    Характеристика Манилова 3

    Мягкость и доброта — особенные черты характера, обладатель которых нередко оказывается замечательным человеком, к которому тянутся все, кто его окружает. Но если этими качествами человек наделен в избытке, он становится бесхарактерным, пустым. Эту проблему Н.В.Гоголь затрагивает в своей поэме «Мёртвые души», раскрывая её в образе помещика Манилова.

    Несмотря на стремление писателя обличить в своём произведении пороки русских помещиков, Манилов предстаёт перед читателем вежливым, обходительным хозяином: «…в первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!»…». Создаётся хорошее впечатление о данном персонаже и при описании его семьи, где царит уют, взаимопонимание и поддержка. Близкие Манилова всегда находят в нём участие, учителя его сыновей с благодарностью и восхищением отзываются о добром помещике.

    Однако при обращении к эпизодам, где Н.В.Гоголь иллюстрирует устройство быта в имении Манилова, становится ясно, что мягкость характера способна действовать против него. Это отражается в обустройстве сада, усадьбы, где «всегда чего-нибудь не хватает». Автор отмечает также отсутствие заинтересованности помещика в ведении собственного хозяйства, из-за чего оно не приносит ему достаточного дохода: крестьяне пьянствуют и ленятся. Проявляет апатию к жизни и сам Манилов, предпочитающий вести размеренный образ жизни, проводить всё своё время в мечтаниях, которые, по замечанию писателя, «лишены задора». С первого взгляда кажется, что этот вежливый помещик никому не причиняет вреда, но вместе с тем он не приносит и пользы, в то время как Н.В.Гоголь был убеждён, что каждый человек в силах сделать что-то фундаментальное, важное, то, что принесёт пользу его собственной родине. Но, к сожалению, даже благородные по своей натуре люди не способны были предпринять усилия для повышения благосостояния страны: им мешала лень и мягкость характера.

    Итак, мы понимаем, что в характере Манилова раскрывается собирательный образ каждого помещика, бесцельно живущего на земле. Такие люди о многом мечтают, но из-за отсутствия внутренней основы, стержня, столь необходимого для свершения великих дел, они бездействуют. Можно сделать вывод, что лень и апатия, присущие Манилову — это не меньший порок, чем те, которыми обладали другие помещики в произведении, ведь подвергаясь его соблазну, человек попусту растрачивает свою единственную жизнь.

    Другие темы: ← Ноздрев в произведении Мертвые души↑ ГогольПочему «Мертвые души» это поэма? →

    Характеристика и описание портрета героя Манилова

    Портрет данного персонажа, как и любого другого, складывается из нескольких параметров.

    Читайте также:  Кого можно назвать обывателем? Итоговое сочинение
    Ссылка на основную публикацию