Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим? Итоговое сочинение

Сочинение по теме может ли человек быть жестоким к братьям нашим меньшим?.Напишите тезис пж.СРОЧНО!

u041cu0443u0436u0447u0438u043du0430 u0447u0430u0441u0442u043e u043cu0435u043du044fu043b u0441u043eu0431u0430u043a, u0434u043eu043bu0433u043e u043eu043du0438 u0443 u044du0442u043eu0433u043e u043fu0435u0440u0441u043eu043du0430u0436u0430 u043du0435 u0434u0435u0440u0436u0430u043bu0438u0441u044c, u043fu043eu0442u043eu043cu0443 u0447u0442u043e u0441u0442u0430u0440u0435u043bu0438 u0438 u043fu0435u0440u0435u0441u0442u0430u0432u0430u043bu0438 u043fu0440u0438u043du043eu0441u0438u0442u044c u043fu043eu043bu044cu0437u0443. u041eu043d u0441u0447u0438u0442u0430u043b, u0447u0442u043e u0440u0430u0437 u0436u0438u0432u043eu0442u043du043eu0435 u043du0443u0436u043du043e u043au043eu0440u043cu0438u0442u044c, u0442u043e u0435u0434u0443 u043eu043du043e u0434u043eu043bu0436u043du043e u043eu043fu0440u0430u0432u0434u044bu0432u0430u0442u044c. u0415u0441u043bu0438 u0436u0435 u043fu0435u0441 u043fu0435u0440u0435u0441u0442u0430u0435u0442 u0432u044bu043fu043eu043bu043du044fu0442u044c u0441u043bu0443u0436u0435u0431u043du044bu0435 u0444u0443u043du043au0446u0438u0438, u0442u043e u0438 u0436u0438u0442u044c u0435u043cu0443 u043du0430 u0441u0432u0435u0442u0435 u043du0435u0437u0430u0447u0435u043c. u041fu0440u0438u043cu0435u0440 u043du0435u043cu0438u043bu043eu0441u0435u0440u0434u043du043eu0433u043e u043eu0431u0440u0430u0449u0435u043du0438u044f u0441 u0436u0438u0432u043eu0442u043du044bu043cu0438 u043cu044b u043cu043eu0436u043du043e u043du0430u0439u0442u0438 u0438 u0432 u043fu043eu0432u0435u0441u0442u0438 u041c.u0410.u0411u0443u043bu0433u0430u043au043eu0432u0430 u00abu0421u043eu0431u0430u0447u044cu0435 u0441u0435u0440u0434u0446u0435u00bb. u042du0442u043e u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u043du0430u0447u0438u043du0430u0435u0442u0441u044f u043cu043eu043du043eu043bu043eu0433u043eu043c u0434u0432u043eu0440u043eu0432u043eu0433u043e u043fu0441u0430 u0428u0430u0440u0438u043au0430, u043du0438 u0437u0430 u0447u0442u043e u043du0438 u043fu0440u043e u0447u0442u043e u043eu0431u0432u0430u0440u0435u043du043du043eu0433u043e u043au0438u043fu044fu0442u043au043eu043c. u0421u0442u0440u0430u0448u043du044b u0442u043eu0441u043au043bu0438u0432u044bu0435 u0434u0443u043cu044b u043fu043eu0433u0438u0431u0430u044eu0449u0435u0433u043e u043du0430 u043cu043eu0440u043eu0437u0435 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0430, u043fu043eu0433u0438u0431u0430u044eu0449u0435u0433u043e u0442u043eu043bu044cu043au043e u043fu043eu0442u043eu043cu0443, u0447u0442u043e u043fu043eu0432u0430u0440 u0438u0437 u0441u0442u043eu043bu043eu0432u043eu0439 u043du0435 u043fu043eu043du0440u0430u0432u0438u043bu043eu0441u044c, u0447u0442u043e u0433u043eu043bu043eu0434u043du0430u044f u0441u043eu0431u0430u043au0430 u0440u044bu043bu0430u0441u044c u0432 u043fu043eu043cu043eu0439u043au0435 u043fu043eu0431u043bu0438u0437u043eu0441u0442u0438. u0416u0435u0441u0442u043eu043au043eu0441u0442u044c, u0431u0435u0441u0441u0435u0440u0434u0435u0447u043du043eu0441u0442u044c u044du0442u0438u0445 u043fu0435u0440u0441u043eu043du0430u0436u0435u0439 u043du0435u043bu044cu0437u044f u043eu043fu0440u0430u0432u0434u0430u0442u044c. u041e u0436u0435u0441u0442u043eu043au043eu0441u0442u0438 u043fu0438u0448u0435u0442 u0438 u0413.u0412u043bu0430u0434u0438u043cu043eu0432 u0432 u043fu043eu0432u0435u0441u0442u0438 u00abu0412u0435u0440u043du044bu0439 u0420u0443u0441u043bu0430u043du00bb, u043eu043fu0438u0441u044bu0432u0430u044f u0441u0442u0440u0430u0448u043du044bu0439 u043cu0438u0440 u0441u0442u043eu0440u043eu0436u0435u0432u043eu0433u043e u043fu0441u0430, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u043eu043c u0437u0430 u043cu0430u043bu0435u0439u0448u0443u044e u043fu0440u043eu0432u0438u043du043du043eu0441u0442u044c u0441u043bu0443u0436u0435u0431u043du0443u044e u0441u043eu0431u0430u043au0443 u043cu043eu0433u0443u0442 u043bu0438u0448u0438u0442u044c u0436u0438u0437u043du0438. u0427u0442u043e u043fu0440u043eu0438u0437u043eu0448u043bu043e u0438 u0441 u0420u0435u043au0441u043eu043c, u043eu0434u043du0438u043c u0438u0437 u043fu0441u043eu0432, u043eu0445u0440u0430u043du044fu0432u0448u0438u0445 u043bu0430u0433u0435u0440u044c. u0425u043eu0437u044fu0438u043d u0441u043eu0431u0430u043au0438 u0440u0430u0441u0441u0442u0440u0435u043bu044fu043b u043eu0432u0447u0430u0440u043au0443 u043bu0438u0448u044c u0437u0430 u043eu0434u043du0443 u0434u043eu043fu0443u0449u0435u043du043du0443u044e u0435u044e u043eu043fu043bu043eu0448u043du043eu0441u0442u044c, u043du0435u0432u0437u0438u0440u0430u044f u043du0430 u0432u0435u0440u043du0443u044e u0438 u0431u0435u0437u0443u043fu0440u0435u0447u043du0443u044e u0441u043bu0443u0436u0431u0443. u041au043eu0433u0434u0430 u0441u0442u043eu0440u043eu0436u0435u0432u043eu043cu0443 u043fu0441u0443 u0411u0443u0440u0430u043du0443 u0438u0437 u0442u043eu0439 u0436u0435 u043fu043eu0432u0435u0441u0442u0438 u0432 u0431u043eu0440u044cu0431u0435 u0441 u0434u0432u0443u043cu044f u0431u0435u0433u043bu0435u0446u0430u043cu0438 u043fu043eu0432u0440u0435u0434u0438u043bu0438 u0441u043fu0438u043du0443, u0445u043eu0437u044fu0435u0432u0430 u043fu0440u0438u043du0435u0441u043bu0438 u0435u0433u043e u043du0430 u0440u0443u043au0430u0445, u0433u043bu0430u0434u0438u043bu0438 u0438 u0445u0432u0430u043bu0438u043bu0438 u0435u0433u043e. u0410 u043a u0432u0435u0447u0435u0440u0443 u0434u0430u043bu0438 u044fu0434, u0442u0430u043a u0447u0442u043e u0432u0435u0440u043du043e u0441u043bu0443u0436u0438u0432u0448u0430u044f u0441u043eu0431u0430u043au0430 u0443u043cu0435u0440u043bu0430 u0432 u0441u0442u0440u0430u0448u043du044bu0445 u043cu0443u043au0430u0445. u0422u0430u043au0438u043c u043eu0431u0440u0430u0437u043eu043c, u043bu044eu0431u043eu0435 u043fu0440u043eu044fu0432u043bu0435u043du0438u0435 u0436u0435u0441u0442u043eu043au043eu0441u0442u0438 u043a u0442u043eu043cu0443, u043au0442u043e u0441u043bu0430u0431u0435u0435, u0434u043eu043bu0436u043du043e u043du0430u043au0430u0437u044bu0432u0430u0442u044cu0441u044f u043du0430 u0433u043eu0441u0443u0434u0430u0440u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu043c u0443u0440u043eu0432u043du0435. u0423u0431u0438u0439u0441u0442u0432u043e u0441u043eu0431u0430u043au0438, u043au043eu0448u043au0438, u0434u0430u0436u0435 u0445u043eu043cu044fu043au0430, – u044du0442u043e u0432u0441u0435 u0440u0430u0432u043du043e u0443u0431u0438u0439u0441u0442u0432u043e, u043au0430u043a u0435u0433u043e u043du0438 u043du0430u0437u043eu0432u0438.

u042du0442u043e u043du0435 u0442u0435u0437u0438u0441 u043du043e u0442u044b u0432u044bu0431u0435u0440u0438 u0430u0431u0437u0430u0446″>]” data-test=”answer-box-list”>

Жестокость…Какое неприятное, злое слово. И вдвойне страшное, если оно используется в словосочетании «жестокое обращение с животными». Почему я считаю, что безжалостность по отношению к братьям нашим меньшим намного хуже, чем бессердечие по отношению к человеку? Дело в том, что животные, как правило, зависимы от людей, не могут дать сдачи, написать заявление в полицию или пожаловаться в суд. И этой беспомощностью могут воспользоваться только отпетые негодяи и трусы. Да, именно трусы. Те, кто боится показать всю подлость своей натуры более сильному сопернику. Человек, намеренно причиняющий вред животному, – бессовестный преступник. Но, к сожалению, случаи подобного насилия нередки. Жестокостью по отношению к братьям нашим меньшим отличался и Федор Ипатыч Бурьянов, герой повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»
Мужчина часто менял собак, долго они у этого персонажа не держались, потому что старели и переставали приносить пользу. Он считал, что раз животное нужно кормить, то еду оно должно оправдывать. Если же пес перестает выполнять служебные функции, то и жить ему на свете незачем. Пример немилосердного обращения с животными мы можно найти и в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Это произведение начинается монологом дворового пса Шарика, ни за что ни про что обваренного кипятком. Страшны тоскливые думы погибающего на морозе существа, погибающего только потому, что повар из столовой не понравилось, что голодная собака рылась в помойке поблизости. Жестокость, бессердечность этих персонажей нельзя оправдать. О жестокости пишет и Г.Владимов в повести «Верный Руслан», описывая страшный мир сторожевого пса, в котором за малейшую провинность служебную собаку могут лишить жизни. Что произошло и с Рексом, одним из псов, охранявших лагерь. Хозяин собаки расстрелял овчарку лишь за одну допущенную ею оплошность, невзирая на верную и безупречную службу. Когда сторожевому псу Бурану из той же повести в борьбе с двумя беглецами повредили спину, хозяева принесли его на руках, гладили и хвалили его. А к вечеру дали яд, так что верно служившая собака умерла в страшных муках. Таким образом, любое проявление жестокости к тому, кто слабее, должно наказываться на государственном уровне. Убийство собаки, кошки, даже хомяка, – это все равно убийство, как его ни назови.

Аргументы из жизни и литературы на тему “Что такое жестокость”

Проблема отношения к жестокости подрастающего поколения и ответ на вопрос, что такое жестокость, несомненно, поднимаются на ОГЭ по русскому языку в сочинении-рассуждении, для которого нужны аргументы из жизни и литературы. Об этом страшном качестве человеческой натуры слышал почти каждый из нас, многие из нас испытывали проявление жестокости на себе или видели, как жестоко обращаются с другими. Что такое, по мнению выпускников, жестокость и каково их отношение к нему, следует высказать в письменной работе. Команда Литероведа подготовила несколько аргументов из жизни и литературы, чтобы помочь выпускникам девятых классов в аргументации своей жизненной позиции, высказанной в сочинении-рассуждении 15.3.

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Синонимы к слову жестокость
  5. Эпитеты к слову жестокость
  6. Аргументы из литературы
  7. Аргументы из жизни
  8. Аргументы из народной мудрости
  9. Афоризмы

Проблема

Что такое жестокость и в чем она проявляется?

Отношение автора к проблеме

Жестокость – одно из низменных качеств человека, которое проявляется в грубом обращении с другими живыми существами: людьми, животными, птицами. Жестокость обычно сопровождается причинением боли, телесных повреждений или душевных страданий.

Аргументы

  1. Жестокость – одно из отрицательных качеств человека.
  2. Жестокий человек не способен проявить милосердие.
  3. Жестокий человек наслаждается болью и слезами своей жертвы.
  4. Жестоким человека делает общество, в котором он живет.
  5. Жестокий человек редко меняется в лучшую сторону.
  6. Жестокость способны проявлять не только взрослые, но и дети.
  7. Жестокие люди не вполне психически здоровы.

Синонимы к слову жестокость

Зверство, бесчеловечность, варварство, бесчеловечность, бессердечие, кровожадность, беспощадность, жестокосердие, свирепость, злобность, буйность, изуверство, пагубность, неукротимость, черствость.

Эпитеты к слову жестокость

Бессмысленная, чудовищная, холодная, невероятная, крайняя, изощренная, природная, собственная, человеческая, неоправданная, неслыханная, чрезмерная, страшная, особая, оправданная, беспричинная, зверская, утонченная, врожденная, беспощадная, неумолимая, ненужная, патологическая, нечеловеческая, бесчеловечная, дикая, отвратительная, тупая, варварская, людская, ужасная, дьявольская, настоящая, чрезвычайная, грубая, немыслимая, необузданная, намеренная, прежняя, детская, безумная, откровенная, хладнокровная, необыкновенная, вынужденная, расчетливая, беспредельная, первобытная, скрытая, ужасающая, непреклонная, преступная, свирепая, непримиримая, никакая, беспримерная, новая, редкая, сознательная.

Аргументы из литературы

  1. М. Горький «Детство».

Максим Горький в автобиографической повести «Детство» описывает не только светлые стороны своего детства, но и те, о которых хотелось бы забыть, но, к сожалению, вычеркнуть их из памяти не получается. Темные стороны жизни Алеши Пешкова связаны с образом дедушки Василия Васильевича Каширина. Мальчик рано остался без отца, мать оставила его с бабушкой и дедушкой, чтобы наладить свою личную жизнь. Все свое детство Алеша провел в их доме. О бабушке у него остались только светлые и теплые воспоминания, а дедушка был человеком жестоким, безжалостным. Он не упускал случая проявить свою жестокость: старик часто бил свою жену, женщину добрую, милосердную, трудолюбивую, несмотря на то, что она была выше и физически сильнее него. Дед Каширин еженедельно по субботам безжалостно порол согрешивших, по его мнению, внуков. Однажды он за испорченную праздничную скатерть так наказал Алешу, что тот пластом лежал на кровати, не вставая несколько недель. Мальчик долго болел от побоев. Не ладил старик и со своими детьми: сыновья просили отделить их, часто ссорились и между собой, и со стариком-отцом; дочь тоже не встречала понимания со стороны отца. Не проявлял милости дед Алеши и к своим работникам. Они не слышали от него ни разу ни одного доброго слова, только грубость, брань, терпели от него постоянные побои. Свою жестокость он объяснял трудным детством, когда его тоже били, унижали и оскорбляли. Но ни герой, ни читатель, не желают оправдать его, так как добрый человек не позволяет своей душе черстветь и грубеть даже в самых страшных жизненных обстоятельствах. Жестокость Каширина – это попытка самоутвердиться и проявление слабости.

2. Л.Н. Андреев «Кусака».

Жестокий человек проявляет жестокость не только по отношению к человеку, но и по отношению к животным. В рассказе Л.Н. Андреева повествуется о безжалостном отношении к простой дворняге, бездомной собаке. Она не видела в своей жизни ни ласки, ни любви, ни радости, а встречала только грубость, агрессию и человеческую жестокость. Чуть ли не каждый прохожий старался ее пнуть побольнее, взрослые улюлюкали и свистели ей вслед, когда Кусака убегала от детей, бросавших за ней камни и палки. Собака перестала доверять людям, стала их бояться, а при случае могла укусить или оскалиться, показывая зубы. Ее жизнь изменилась с приходом весны, когда на дачи стали приехали горожане. Они приютили собачку, дали ей кличку, целое лето играли с ней. Кусака вновь стала доброй, ведь ей не приходилось заботиться о пище, не нужно было искать ласки и тепла, наконец-то она стала домашней, нужной и любимой. Она готова была до конца жизни служить своим хозяевам. Но наступила осень, дачники собрались уезжать, и мама Лели отказалась брать в городскую квартиру безродную дворняжку. Леле становится так горько, что она, не попрощавшись с любимицей, уезжает в город. Кусака вновь жестоко предана людьми. Своим бездушным поступком они причинили ей нестерпимую боль, которую она выразила в своем вое.

3. А.К. Толстой «Василий Шибанов».

Имя А.К. Толстого известно широкому кругу читателей. Его огромный интерес к историческому прошлому России подтолкнул писателя к написанию ряда талантливых произведений об исторических личностях. Одно из таких произведений – баллада «Василий Шибанов». Она переносит нас во времена правления Ивана IV, названного Грозным за свои казни и зверства. Автор рисует образ безжалостного, деспотичного и безгранично жестокого правителя. Кровавые казни сменялись пирами, на которых тоже лилась кровь. Князь Курбский, бывший воевода и приближенный царя, бежал от него в Литовское государство, боясь царского гнева. Желая высказать свое негодование Ивану Грозному и всю правду о нем, князь пишет гневное письмо, которое царю изъявил желание доставить стремянный Василий Шибанов. Когда он въехал в Москву, звонили колокола. Народ боялся этого звука, потому что чаще всего колокольный звон созывал народ на показательную казнь, в которой всегда участвовал сам царь. Московский люд молился, чтобы хоть редкий день обошелся без казни. После вручения письма Василий Шибанов подвергается жестоким пыткам. Сначала сам царь вонзил острый конец своего жезла в ногу стремянного, а потом по приказу царя его пытает Малюта Скуратов с палачами. Иван Грозный желает узнать все подробности побега Курбского, его тайные связи, а также имена его друзей. Палачи сменяют друг друга, не давая ни минуты покоя Шибанову, их пытки жестоки и бесчеловечны. Стремянный князя, не выдержав этих пыток, умирает. Перед читателем обнажается вся правда о царе Грозном, жестоком кровопийце, деспоте и тиране.

Доброта и жестокость

итоговое сочинение

Вступление

Доброта – это отзывчивость, готовность помочь нуждающемуся, чувство сострадания и любви. Поддержка слабых, тех, кто не может позаботиться о себе сам в той или иной ситуации.

Читайте также:  Сочинение В чем разница между мечтателями и реалистами?

Жестокость – термин противоположный. Зло может быть слепым. Когда кто-то совершает его неосознанно: обижает кого-то, причиняет боль. Но хуже всего жестокость осознанная. Когда человек понимает, что делает и специально пользуется слабостью другого. Особенно, по отношению к детям и животным.

Проблема

В современном мире стало больше жестокости. Искренняя доброта, отзывчивость, милосердие сейчас большая редкость.

Тезис №1

«Жестокость – даже к злым – ведет в ад. Что же говорить о жестокости к добрым?»

Аргументация

Рассказ Андрея Платонова «Юшка» повествует о жестокости к доброму.

Жил в одном провинциальном городе старый на вид человек. Звали Ефим, а было ему всего сорок лет. Но его считали юродивым старцем и называли Юшкой. Горожане всех возрастов издевались над мужчиной. Дети смеялись, толкали, бросали камнями и землей. Их удивляло то, что он не ругался, не пытался отлупить за хулиганские проделки. А старик думал, что дети его мучают потому, что любят, но не умеют выразить своей любви.

Взрослые, в свою очередь, вымещали на нем горе и злость. И то, что мужчина не пытался ответить, защититься от побоев, только добавляло людям жестокости. Зато в это время горожане забывали о собственных душевных страданиях, боли, обидах.

Ефим работал в кузнице за еду и небольшое жалованье, которое должно было идти на чай с сахаром, одежду. Но герой не покупал ни того, ни другого. Пил пустую воду без заварки, не ел сахара, ходил в лохмотьях.

Юшка копил деньги, чтобы помогать сироте, учить ее в пансионе. Каждое лето он ходил пешком к девочке в Москву и обратно. Люди об этом узнали, когда Ефим умер. А приемная дочь, выучившись на медика, приехала в город, где он жил.

Девушка была доброй, как ее благодетель. Стала лечить жителей, не требуя платы. Посвятила помощи людям всю жизнь.

Вывод

Конечно, правы древние индийские философы. Жестокость ведет в ад. Особенно несправедлива и страшна жестокость к добрым. Но милосердие, добро сильнее несправедливости. И рано или поздно приходит их торжество.

В рассказе Платонова зло к божьему человеку приводит к аду. Когда не стало Юшки, не на ком больше было вымещать негатив, копившийся в людях. Человеческий гнев, агрессия изливались друг на друга. Но после приезда приемной дочери Ефима Дмитриевича, в городе поселилось добро.

Тезис №2

«Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.»

Аргументация

Корней Чуковский в своих воспоминаниях отмечал, что Леонид Андреев отличался душевной чистотой и благородством, что делало его не приспособленным для житейской борьбы. Одним из его качеств была удивительная доброта, но она скромно терялась на фоне других ярких, многогранных свойств личности писателя. И все же редко получалось скрыть эту «слабость». Однажды писатель пустил в дом беглого каторжника, уверенный, что тот политический. Но каторжанин оказался уголовным. Мало того, что он ограбил писателя, так еще пообещал убить. Леонид Николаевич сначала сильно разгневался. Но через несколько дней, узнав, где пребывает тот мужчина, отправил ему финансовую помощь, ватник и теплую дорогую шапку.

Особенно доброта прозаика проявлялась в помощи литераторам. На собственные средства Андреев построил для них загородный дом.

Сложное, но прекрасное качество нашло отражение в творчестве писателя.

Рассказ Л.Н. Андреева «Кусака» повествует о бродячей собаке. Жизнь на улице тяжела, несправедлива. Животное били, обижали. Голод, холод, боль ожесточили собаку. Она стала злой, оттого ее прозвали Кусакой.

Но нашлись люди, которые добром, лаской, едой смогли растопить сердце дворняги. Ее взяли в дом, подарили крышу над головой. Но счастье длилось недолго. Наступила осень, новые хозяева покинули дачу, а вместе с ней и Кусаку.

Теперь после жестокого предательства собака не поверит никому. Больше никогда не будет доброй.

Вывод

В этом рассказе к беде привели не побои и обиды. Жестокость здесь приняла сначала обличье добра. Что оказалось значительно хуже. Неискренняя любовь, ласка обернулись еще большей болью, чем физические увечья.

Тезис №3

Аргументация

Милосердием, любовью ко всему живому чаще наделены люди, внешне непривлекательные. Однако, доброта ценнее красоты. К этой теме нередко обращались русские и зарубежные поэты, писатели, драматурги.

В легендарном романе «Война и мир» Л.Н. Толстой создает образ Марьи Болконской. Княжна не отличается внешней красотой. Автор указывает на слабое тело, бледное, худое, болезненное лицо. Но большие, ясные, лучистые глаза. Глаза – зеркало души, в них отражен весь богатый внутренний мир героини.

Болконский – древний княжеский род. От семьи девушка унаследовала благородство, твердость духа, гордость, прямоту взглядов. Но в ее жизни нет упорядоченности, сухости и педантизма. Девушка мечтает о семье, детях, любви. Она добра и милосердна. В доме всегда много «божьих людей»: странников, богомолок, которым помогает молодая дворянка. Она сама задумывается о том, чтобы оставить все и пуститься по миру в «посконном рубище».

Девушка прощает жениха – Анатоля Курагина, увлекшегося юной француженкой. Не злится на отца за грубость и обиды. В последствии, стала хорошей супругой и заботливой матерью.

Княжну Марью можно сравнить с другой героиней романа – Элен Курагиной. В этой семье цинизм, меркантилизм, расчетливость – черты фамильные. Но внешне они великолепны. Пьер жестоко ошибается, выбрав Елену в жены.

Вывод

Таким образом, прав Гейне. Доброта прекраснее красоты физической. Лицо и тело стареют, дряхлеют. Но внутренний мир остается на всю жизнь.

Заключение

Доброта – важнейшее душевное свойство, без которого невозможна жизнь людей. А жестокость то, что разрушает существование и саму личность.

Проблема жестокого обращения с животными (по А. Швейцеру “Оглядываясь на прошлое, я могу сказать…”)

Исходный текст

Оглядываясь на прошлое, я могу сказать, что всегда страдал при виде тех бедствий, которые наблюдал в мире. Непринужденной детской радости жизни я, собственно, никогда не знал и думаю, что у многих детей дело обстоит так же, хотя бы внешне они и казались веселыми и беззаботными.

Особенно же удручало меня то, что так много боли и страдания приходится выносить бедным животным. Вид старого хромого коня, которого один крестьянин тащил за собой, тогда как другой подгонял его палкой — коня гнали на бойню в Кольмар, — преследовал меня неделями.

Я не мог понять — это было еще до того, как я пошел в школу, — почему я в своей вечерней молитве должен упоминать только людей. Поэтому, когда матушка, помолившись вместе со мной и поцеловав меня на сон грядущий, уходила, я тайно произносил еще одну, придуманную мной самим молитву обо всех живых существах. Вот она: «Отец Небесный, защити и благослови всякое дыхание, сохрани его от зла и позволь ему спокойно спать!»

Глубокое впечатление произвел на меня случай, происшедший, когда мне было семь или восемь лет. Генрих Бреш и я смастерили рогатки из резиновых шнуров, из них можно было стрелять маленькими камешками. Была ранняя весна, стоял великий пост. Как-то воскресным утром он предложил мне: «Давай, пойдем на Ребберг, постреляем птичек». Это предложение ужаснуло меня, но я не осмелился возразить из страха, что он меня высмеет. Так мы оказались с ним возле еще обнаженного дерева, на ветвях которого бесстрашно и весело распевали птицы, приветствуя утро. Пригнувшись, как индеец на охоте, мой спутник вложил гальку в кожанку своей рогатки и натянул ее. Повинуясь его настойчивому взгляду и мучаясь страшными угрызениями совести, я сделал то же самое, твердо обещая себе промахнуться. В этот миг сквозь солнечный свет и пение птиц до нас донесся звон церковных колоколов. Это был благовест, звонили за полчаса до главного боя. Для меня он прозвучал гласом небесным. Я отшвырнул рогатку, вспугнул птиц, чтобы спасти их от рогатки моего спутника, и побежал домой. С тех пор всякий раз, когда я слышу сквозь солнечный свет и весенние голые деревья звук колоколов великого поста, я взволнованно и благодарно вспоминаю, как во мне тогда зазвучала заповедь: «Не убий».

С того дня я научился освобождаться от страха перед людьми. В том, что затрагивало мои глубочайшие убеждения, я теперь меньше считался с мнением других, и меня уже не так смущали насмешки товарищей.

Тот путь, каким вошла в мое сердце заповедь, запрещающая нам убивать и мучить, стал величайшим переживанием моих детских лет и моей юности. Все остальное рядом с ним поблекло.

Альберт Швейцер. Из книги «Жизнь и мысли»

В предложенном для анализа тексте А. Швейцер поднимает проблему жестокого обращения с животными.

Размышляя над этой проблемой, автор делится с читателями воспоминаниями из детства. Он рассказывает о том, как его неделями мучительно преследовал вид хромого коня, которого гнали на бойню, о том, как вопреки совести он пошел с другом стрелять птичек, но благовест, подобно «гласу небесному», остановил его и сподвиг вспугнуть птиц, чтобы спаси от рогатки спутника. А. Швейцер отмечает, как его возмущало, что в вечерней молитве положено упоминать только людей, поэтому он придумал собственную молитву обо всех живых существах.

Позиция автора выражена ясно и однозначно: мы не имеем права мучить и убивать животных.

Не могу не согласиться с позицией автора. Действительно, убивать животных и причинять им боль, тем более ради тщеславия, жестоко и бесчеловечно.

В художественной литературе известно немало произведений, поднимающих проблему жестокого обращения с животными. Так, в повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» лесника Егора Полушкина ужасает, как варварски люди могут относиться к живой природе: туристы на территории заповедника жгут муравейники, глушат рыбу, убивают животных… Герой пытается остановить браконьеров, стреляющих лебедей, за что он поплатился жизнью…

А в произведении Дж. Лондона «Мятеж на Эльсиноре» центрального персонажа поражает жестокость матросов, издевавшихся над пойманной акулой. «…люди ревели и ржали от восторга, упивались теми зверствами, которые они проделывали над несчастной рыбой». Герой недоумевает, что же вызывает смех у этих, как он выражается, «скотов», наблюдающих за страданиями акулы: «Истерзанное животное беспомощно бьется на поверхности моря, подставляю жгучим лучам солнца зияющую пустоту своего тела, что же тут смешного?» …

Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что жестокое отношение к животным является глубоко безнравственным. После прочтения текста А. Швейцера я задумалась о том, что людям следует быть гуманнее по отношению к братьям наши меньшим. Давайте же прислушаемся к строкам стихотворения российского поэта Е. Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри Природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.»

Примеры мечты из литературы для сочинения

Тема мечты – одна из «вечных» литературных тем, наряду с темой борьбы добра и зла. Мечта – это способность человеческого сознания создавать различные образы, а также направлять деятельность человека на воплощения образа-мечты в реальность. Мечты могут быть осуществимые и несбыточные. Тема мечты представляется в разных литературных произведениях под разными углами: как то, что окрыляет и возвышает человека, и как то, что может нанести ему вред.

Читайте также:  Какого человека можно назвать «мечтателем»? Итоговое сочинение

Евгений Онегин

Так, например, Гоголь говорил, что мечта может привести к нигилизму, к отрицанию морали, закона, справедливости, и что мечта может лишить жизнь человека её смысла. В пушкинском «Евгении Онегине» есть образ мечты как образ идеального будущего и идеального «я» героини. Но требуется умение отделять мечты от реальной жизни. Приблизительно то же самое хотел сказать в своих произведениях и Лев Толстой. По сюжету одного из гоголевских произведений молодой художник на последние деньги покупает очень сильно понравившийся ему портрет. Этот художник – горячо увлечённый искусством человек. Но после покупки его стал мучать дурной сон, будто из картины появляется ростовщик. Проснувшись, он обнаруживает свёрток с крупной денежной суммой. Получив большие деньги, он начинает разрываться между влечением к занятию искусством и к вольготной безбедной жизни, полной развлечений. Он выбирает второе, и художник внутри этого человека умирает. Такова цена, которую пришлось заплатить за отказ от мечты.

Мир полудня

Тема мечты отражается во многих фантастических произведениях, например в творчестве братьев Стругацких. Фантастический «Мир полудня» – гипотетическое светлое и высокотехнологичное будущее победившего коммунизма. Можно сказать, что в этом образе будущего воплощены мечты человечества настоящего, мечты высаживаться на других планетах, излечить ранее неизлечимые болезни, найти в космосе братьев по разуму и т.д. Но «Мир Полудня» – не совсем безоблачный. Героям Стругацких и в нём придётся столкнуться со множеством трудностей.

Алые паруса

Примечательно и произведение Грина «Алые паруса». По его сюжету, девочка, чья жизнь полна страданий и лишений, слышит сказку о корабле с алыми парусами. Она начинает свято верить, что однажды к ней на корабле приплывёт принц, и заберёт её с собой. Однажды в её селение приплывает человек, который узнаёт историю о «сумасшедшей, которая ждёт принца на корабле с алыми парусами». Он вешает на свой корабль именно такие паруса и является пред очи Ассоль. Ассоль вне себя от радости бросается к нему. Принц на корабле – тоже мечтатель. Он с трудом вырвался из своего фамильного замка, потому что мечтал бороздить морские просторы. В данном произведении мечта представлена как сила, которая способна фантастически изменить реальность, ведь событие которого ждала Ассоль, казалось, на первый взгляд совершенно невероятным.

Примеры мечты из литературы

Несколько интересных сочинений

Читая известное произведение знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна «Куст сирени» вы сможете окунуться мир настоящей и преданной любви, которая делает людей по-настоящему счастливыми

Карл Иванович является одним из героев первой повести автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство». Он работал гувернером в доме у Иртеньевых, занимался

Каждый человек отвечает на этот вопрос по своему, так как дать точного определения на него невозможно. Каждый думает и чувствует по – разному, поэтому проявление любви тоже у каждого индивидуально.

Тема любви в романе Федора Михайловича Достоевского является одной из важнейших. Но любовь по Достоевскому, это не то привычное для нас, состояние влюбленных людей в других произведениях.

Русская литература всегда была неким знаменем, путеводной звездой для русского человека. Такого рода произведения, отражающие социальную и психологическую сторону жизни, позволяют людям думать,

Аргументы, примеры мечты и реальности из литературы

Мечта и реальность могут по-разному соотноситься в сознании людей. Кто-то трезво смотрит на жизнь, считая мечтания пустыми грёзами, другому человеку мечта необходима, как воздух, и с её потерей существование перестаёт иметь смысл. Примеры столкновения мечты и реальности можно найти во многих произведениях русской классической литературы.

Обломов

Вспомним роман И. А. Гончарова «Обломов». Главный герой, Илья Ильич, тяготится реальной жизнью. Ему с трудом даются каждодневные ритуалы обычного жителя Петербурга, поэтому молодой человек лишь лежит и мечтает. Обломов грезит жить в том ритме, к которому он привык в родной Обломовке, где всё за него делали слуги, а семья Илюши заботилась лишь о сне и приёмах пищи. Существование, наполненное движением и энергией, чуждо главному герою. Поэтому Обломов постоянно лежит на диване и пребывает в мечтаниях, что мешает ему справляться с проблемами и наслаждаться настоящим.

Мцыри

Вопрос о соотношении мечты и реальности, являющийся ключевым для произведений романтизма, волнует М. Ю. Лермонтова в поэме «Мцыри». Главный герой, в прошлом пленённый русским генералом, попадает в монастырь. Горец-монах считает свою обитель тюрьмой и мечтает вернуться в родные горы, к своим соплеменникам, наслаждаться свободой и окружающими пейзажами. Ему удаётся сбежать от своей братии и провести три дня на природе. Однако путешествие на родину завершается возвращением к стенам монастыря, что равнозначно крушению мечты героя. Умирая, Мцыри признаётся, что недолгое время на свободе стоили всей его жизни взаперти.

Ионыч

Столкновение мечты и действительности происходит и в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Дмитрия Старцева, героя этой истории, можно рассматривать как пример человека, отказавшегося от мечты в пользу реальности. Молодой человек приезжает в провинциальный город с благородной целью – стать врачом и лечить бедных. Только мещанская среда постепенно поглощает героя, заставляя его отказаться от юношеских мечтаний и высоких помыслов. Старцев превращается в Ионыча – обрюзгшего, меркантильного, похожего на остальных, «достойных» жителей города. Реальность убила в герое желание развиваться и двигаться к своей мечте.

Примеры из вышеуказанных произведений доказывают, что столкновение мечты и реальности могут приводить к различным последствиям. Нельзя отказываться от своей мечты, но при этом не стоит забывать и об обстоятельствах реальной жизни.

2 вариант

Мечта, заветное желание – это то, что заставляет человека жить, действовать, быть счастливым. “У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам.” – говорил Билли Уайлдер, и я с ним полностью согласен. Без цели человек становится аппатичным, его жизнь становится тусклой и не имеет смысла.

Однако, всегда ли суждено мечтам сбываться? Я думаю, нет, как бы горько это не звучало. Зачастую в процессе исполнения своего желания человек осознает, что в действительности ему нужно. И это вовсе не слабость, а переосмысление ценностей. Ещё царь Давыд говорил “Даст тебе Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит”. Значение этого высказывания в том, что человек в итоге получает то, что ему нужно, а это может и отличаться от первоначального желания.

Такое случается с героем романа Владимира Набокова Львом Глебовичем Ганиным. Он, эмигрант из России, переживших много трудностей и невзгод. Существование героя серо и уныло, мужчина живёт одним днем и абсолютно потерял всякий интерес к происходящему.

Вдруг, как луч света в царстве тьмы Ганину является его возлюбленная, Машенька. Случайно попавшееся на глаза фото пробуждает в Льве Глебовиче светлые и тёплые воспоминания, они открывают в герое второе дыхание, дают ему силы жить. Ганин решает во что бы то ни стало воссоединиться с любимой и вместе отправиться на поиски счастья. Он уверен – Мария испытывает к нему те же прекрасные чувства, что и много лет назад.

В голове Ганина молниеносно рождается план, и он делает все, чтоб его исполнить. Мужчина вновь обретает жизнелюбие, весёлость, целеустремлённость, и это не остаётся незамеченным для его окружения.

Однако, когда план Льва Глебовича близится к своему блистательному завершению, он вдруг чётко осознает, что отношения с Машенькой остались в прошлом. Любовь уже не вернуть. “Он до конца исчерпал свои воспоминания, до конца насытился ими”. Герой осознает, что счастье, которое было у них, уже не повторится, а угасшие много лет назад чувства не разжечь вновь. Иллюзия, которую он создал у себя в голове не нужна ему на самом деле, она была лишь толчком к пробуждению.

Ганин провожает взглядом Марию и отправляется на встречу новой судьбе.

Я думаю, Владимир Набоков хотел показать, как мечты и цели меняют и преображают людей. И, даже если путь на первый взгляд не увенчался успехом, это совсем не значит, что он был наспрасным.

Также читают:

Картинка к сочинению Примеры мечты и реальности из литературы

Популярные сегодня темы

В своих произведениях Куприн часто делает главными героями животных и описывает положительные качества наших меньших братьев. В Ю-ю описывается кошка с таким именем, которая привязалась к своему хозяину

Произведение является составной частью прозаического сборника «Миргород» и имеет в качестве основной тематики изображение жизни пожилой супружеской пары помещиков, являющихся главными персонажами повести.

Жизнь состоит из череды взлетов и падений, успехов и поражений, силы и слабости. Опыт огромного количества людей показывает, что в формировании личности важно оставаться самим собой и не оглядываться на окружающих.

А Васька слушает да ест. (Кот и повар) А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. (Квартет)

Мне всегда говорили, что Новый год ассоциируется с подарками, снеговиком, речью президента и веселыми разговорами за общим столом. Конечно же именно так, все это и сопровождает столь чудесный праздник, но знаете, что создает столь сказочную атмосферу? Ель

Аргументы по направлению «Мечта и реальность»

Сборник аргументов из литературы по направлению «Мечта и реальность» для итогового сочинения в 11 классе в 2019/2019 учебном году.

Основные тезисы:

  • Соотношение мечты и реальности (связь этих понятий, различия между концептами). Внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении с действительностью.
  • Мечта: недостижимая, «мелкая», великая и т.д.
  • Мечта/желание/цель/фантазия…. Сходство и различия этих концептов.
  • Мечта, ее роль и функция в жизни человека (мобилизующая, демобилизующая и т.д.)
  • Типы мечтателей в литературе. Типы реалистов. Характеристика человека в зависимости от его мечты.
  • Мечта в утопии/антиутопии/фантастике. Антиутопия как жанр, в котором описываются последствия воплощения мечты об идеальном мире. Мечта в реализме, романтизме.

Аргументы «Мечта и реальность» (проблемы):

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Только оставаясь верным своей мечте, ее можно воплотить в реальность, что подтверждает А. С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Маша Миронова мечтала быть всегда рядом с Петром Гриневым и выйти за него замуж, но судьба постоянно разлучала ее с любимым. Первым препятствием стала клевета Алексея Швабрина, который сообщил Гриневу старшему, что бесприданница позарилась на богатства семьи Петра и хочет хитростью женить его на себе. Старик в ответ не одобрил брак сына с капитанской дочкой. После захвата Пугачевым Белогороской крепости Марья попадает в плен к Швабрину. Тот морит ее голодом и настаивает принять его предложение выйти замуж, но девушка не соглашается и ждет помощи от Петра. Когда Гринев освобождает Миронову, их снова настигает разлука – молодого офицера осуждают за помощь Пугачеву. Чтобы доказать ложность обвинений, Марья отправляется к самой императрице и спасает Петра от ссылки в Сибирь. Благодаря твердой вере в свою мечту Миронова воплощает ее в реальность: влюбленные становятся счастливыми супругами.

Читайте также:  Сочинение на тему Что важнее - любить или быть любимым?

В этом же романе мы видим, что мечта может и не сбыться, если идти к ней нечестным путем. Швабрин проявил низость, подлость и лицемерие, чтобы заполучить Миронову в жены. Он намерено очернил репутацию девушки перед семьей ее возлюбленного Петра Гринева. Когда молодой офицер, отстаивая честь своей невесты, вызвал Швабрина на дуэль, тот использовал запрещенный прием и серьезно ранил соперника. Алексей продемонстрировал свою продажность при захвате бунтовщиками крепости – перешел на сторону Пугачева, предав товарищей и отечество. Его мечта была близка, как никогда: Марья стала его пленницей. Но и здесь Алексей показал себя человеком без высоких моральных принципов: унижал Миронову, морил голодом, принуждал стать его женой. На помощь девушке вовремя пришел Гринев, освободив ее из лап подлеца. Беспринципность и мерзость поступков Швабрина сделали его мечту недосягаемой.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Мечта Родиона Раскольникова была благородной: исключенный из университета за неуплату студент хотел побороть социальную несправедливость, заставив зажиточных горожан поделиться своими богатствами с бедняками. Для этого ему пришлось встать на кривую дорожку: пойти на грабеж и убийство. Его жертвой становится старуха-процентщица, которая, по его мнению, не заслуживала жить: ростовщица обогащались, в то время как множество нищих бедствовали и умирали от голода. Но убийство не стало осуществлением мечты Родиона, а, наоборот, обрекло его на душевные мучения и угрызения совести. Из этого следует, что некоторых, даже благих желаний, стоит избегать, ведь их воплощение может стать бесповоротным нравственным падением и греховностью.

Несправедливость окружающего мира не стала препятствием для воплощения в реальность мечты Сони Мармеладовой – одной из главных героинь романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Самым большим желанием девушки было возвращение на путь праведный своего возлюбленного Родиона Раскольникова. Соня отправляется за молодым человеком на каторгу и там оказывает ему духовную поддержку, окружает нежностью и заботой. Загрубевшее сердце Родиона со временем смягчается, и он отказывается от своих идей ничтожности всего существующего, начав изучать Библию. Сильная вера во Всевышнего и мечту дают свой результат: Соне удалось «воскресить» возлюбленного к новой жизни и переосмыслению ценностей.

А. С. Пушкин. «Метель»

Главная героиня повести А. С. Пушкина «Метель» Марья Гавриловна влюблена в бедного армейского прапорщика и мечтает выйти за Владимира замуж, хотя ее родители против невыгодной партии. Пара решает тайно обвенчаться, но преградой становится разыгравшаяся метель. Из-за непогоды Владимир не успевает в церковь, а Марью по ошибке венчают с незнакомцем. Молодой человек впадает в отчаяние и уходит на войну, где погибает в сражении под Бородино. После смерти отца Марья становится завидной невестой, к которой начинают свататься женихи. Девушка скорбит о Владимире, бережно храня напоминающие о нем вещи. И тут на пути Марьи встречается тот самый «случайный» муж, офицер Бурмин. Между героями зарождается любовь, и они счастливы в браке. Таким образом, иногда реальность может стать лучше мечты.

Мечта Владимира из повести А. С. Пушкина «Метель» разрушилась, когда он узнал о венчании Марьи с другим мужчиной. Молодой человек падает духом, замыкается в себе, не проявляя попыток объясниться с возлюбленной. В отчаянии он уезжает на войну, где погибает в Бородинском сражении. Владимир не приложил никаких усилий на пути к своей мечте, поэтому ей не суждено было сбыться.

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Московский писатель Мастер мечтал выпустить главный в своей творческой карьере роман. Ради книги он ушел с работы и весь выигрыш в лотерею потратил на аренду и обустройство подвальчика на Арбате. Но Мастера постигло большое разочарование: опубликованный отрывок «антисоветского» романа о Понтии Пилате был жестоко раскритикован и запрещен для печати. Писатель сжигает рукописи, а после его запирают в психиатрическую больницу. Как видим, некоторые желания могут быть опасными: мечта в реальности привела Мастера к трагической судьбе.

В противоположность большой несбыточной мечте Булгаков приводит ничтожность желаний трусливых, завистливых и мелочных людей. На представлении в Варьете Воланд высмеивает тщеславие и материализм москвичей, воплощая в реальность их мечтания о статусе и богатстве. Со сцены на зрителей летят пачки купюр, а женщины облачаются в роскошные наряды. Несущественность таких стремлений открывается, когда дорогие одежды растворяются в воздухе, а деньги превращаются в бумажки.

Куда приводят мечты? Разбираем на основе вебинара по Мастеру и Маргарите

Л. Н. Толстой. «После бала»

На балу в доме своей возлюбленной Вареньки Иван Васильевич чувствует себя абсолютно счастливым: рядом с ним прекрасная девушка и ее великодушный отец, готовый на все ради дочери, даже носить самодельные сапоги. В нарядной комнате звучит великолепная музыка, все танцуют и веселятся. Ночь напролет Иван Васильевич наслаждается действом и, покидая дом губернатора, готов любить весь мир. Но утро поразило молодого студента ужасом: отец Вареньки участвует в бесчеловечных истязаниях над беглым солдатом. В то же мгновение мир в душе Ивана Васильевича перевернулся, и он больше не мог представить себя рядом с девушкой, у которой отец-тиран. Его мечта разбилась о жестокую реальность.

А. П. Чехов. «Ионыч»

Дмитрий Ионыч Старцев – земский врач в Дялиже. Молодой человек с удовольствием принимает пациентов, ходит пешком на вызовы, так как вначале не имеет даже лошади. При этом глухая провинция гнетет образованного интеллигента – жители села малограмоты и не способны поддержать беседу на серьезные темы. Но вскоре Ионыч начинает втягиваться и привыкать к обстановке. Материальные интересы выходят на первый план: Ионыч обзаводится повозкой с лошадьми, живет в достатке, играет в азартные игры, относясь к врачебной практике чисто как к источнику дохода, не более. Таким образом, Ионыч предает свою мечту, что сулит ему полную духовную деградацию.

Параллельно в рассказе А. П. Чехова мы видим крах мечты юной Катерины Туркиной, которая видела себя великой пианисткой. Ради карьеры девушка отвергла предложение руки и сердца молодого врача Дмитрия Старцева, о чем после пожалела. Годы, проведенные в столице, не дали результатов, и Котик не стала музыкантшей. Вернувшись домой, девушка осознает, что не имеет должного таланта и пытается напомнить Ионычу о его былых чувствах, но получает отказ. Честолюбие и слепое следование за мечтой приводит к тому, что Туркина остается одна, теряя с годами молодость и красоту.

И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо»

Мечту Федора Лаврецкого об идеальной семье с Лизой Калитиной смогла разбить его бывшая жена Варвара Павловна – жадная к деньгам и чужому счастью женщина. Она не считается с чувствами мужа и не собирается уступать его кому-либо. Лаврецкий, разочарованный в женщинах после измены Варвары Павловны, встречает открытую и добрую Лизу, к которой у него зарождаются чувства. Девушка же не хочет быть помехой воссоединению семьи и уходит в монастырь. Лаврецкий смиренно принимает это решение и, чтобы остаться порядочным человеком, отказывается от личного счастья. Таким образом, мечту могут перечеркнуть непреодолимые обстоятельства, созданные подлыми людьми вроде Варвары Павловны.

А. Н. Островский. «Гроза»

Выйдя замуж, главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерина мечтает о счастливой супружеской жизни и теплых взаимоотношениях, какие были в ее семье. Но в реальности сталкивается с унижениями и страданиями, которые девушке приходится терпеть от деспотичной свекрови Кабанихи и бесхребетного, во всем потакающего своей матери мужа Тихона. Очередным разочарованием для Катерины стал разбивший ее сердце Борис, который отказался от их любви в угоду своему дядюшке. Мечтательная натура девушки не выдерживает жестокости окружающего мира, и она не видит иного выхода, как покончить жизнь самоубийством. Отсюда вывод: желания, не совпадающие с реальностью, могут привести к трагедии.

Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, необходимо приложить усилия. А таким людям, как Тихон Кабанов из драмы А. Н. Островского «Гроза», бесхарактерным «маменькиным сынкам», это не дано. Женившись на Катерине, он мечтает о семейном уюте и гармонии, но не может поставить на место свою властную мать, которая постоянно вмешивается в жизнь молодых. Тихон покорно исполняет приказы Кабанихи и не говорит против ни слова, даже в защиту жены, чем вскоре и доводит несчастную супругу до самоубийства. Оплакивая Катерину, он винит во всем мать, хотя сам для воплощения своей мечты не сделал ничего.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»

Крестьянка Лиза, встретив дворянина Эраста, искренне его полюбила и мечтала стать его женой. Каждое свидание с молодым человеком укрепляло веру девушки в счастливое будущее. Но после случившейся близости в отношениях пары все переменилось. Эраст охладел к Лизе и вскоре уехал на войну. Девушка ждала возлюбленного и случайно увидела его в городе. Встреча оказалась роковой: Эраст признался, что помолвлен с другой, после чего Лиза совершила суицид. Таким образом, слепое следование за своей мечтой может привести к трагедии.

После встречи с Лизой Эраст решил, что наконец обрел истинное счастье. Девушка поразила молодого человека своей красотой и естественностью, и он поклялся ей в вечной любви. Но слабость его характера не позволила преодолеть сословное неравенство, и Эраст предпочел любви материальные выгоды. Предав свою мечту, он до конца своих дней был несчастным.

Н. В. Гоголь. «Невский проспект»

Столкновение мечты с реальностью ярко продемонстрировано в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Герои произведения – два друга Пирогов и Пискарев. Поручик Пирогов не ставит перед собой высоких целей. Он легко отказывается от своих желаний, если на пути возникают какие-либо препятствия, не переживает в случае неудачи с женщинами. Другое дело возвышенный и утонченный художник Пискарев. Он живет в придуманном им мире, где все люди идеальны и непорочны. Встретив на Невском проспекте девушку легкого поведения, художник считает, что своей любовью сможет вернуть ее на путь праведный. Но, услышав в ответ лишь насмешки, совершает суицид. Разное восприятие реальности приводит к тому, что одни живут на уровне животных инстинктов, другие витают в облаках и не желают объективно оценивать окружающую действительность.

Ссылка на основную публикацию