Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим? Итоговое сочинение

Проблема жестокого обращения с животными (по А. Швейцеру “Оглядываясь на прошлое, я могу сказать…”)

Оглядываясь на прошлое, я могу сказать, что всегда страдал при виде тех бедствий, которые наблюдал в мире. Непринужденной детской радости жизни я, собственно, никогда не знал и думаю, что у многих детей дело обстоит так же, хотя бы внешне они и казались веселыми и беззаботными.

Особенно же удручало меня то, что так много боли и страдания приходится выносить бедным животным. Вид старого хромого коня, которого один крестьянин тащил за собой, тогда как другой подгонял его палкой — коня гнали на бойню в Кольмар, — преследовал меня неделями.

Я не мог понять — это было еще до того, как я пошел в школу, — почему я в своей вечерней молитве должен упоминать только людей. Поэтому, когда матушка, помолившись вместе со мной и поцеловав меня на сон грядущий, уходила, я тайно произносил еще одну, придуманную мной самим молитву обо всех живых существах. Вот она: «Отец Небесный, защити и благослови всякое дыхание, сохрани его от зла и позволь ему спокойно спать!»

Глубокое впечатление произвел на меня случай, происшедший, когда мне было семь или восемь лет. Генрих Бреш и я смастерили рогатки из резиновых шнуров, из них можно было стрелять маленькими камешками. Была ранняя весна, стоял великий пост. Как-то воскресным утром он предложил мне: «Давай, пойдем на Ребберг, постреляем птичек». Это предложение ужаснуло меня, но я не осмелился возразить из страха, что он меня высмеет. Так мы оказались с ним возле еще обнаженного дерева, на ветвях которого бесстрашно и весело распевали птицы, приветствуя утро. Пригнувшись, как индеец на охоте, мой спутник вложил гальку в кожанку своей рогатки и натянул ее. Повинуясь его настойчивому взгляду и мучаясь страшными угрызениями совести, я сделал то же самое, твердо обещая себе промахнуться. В этот миг сквозь солнечный свет и пение птиц до нас донесся звон церковных колоколов. Это был благовест, звонили за полчаса до главного боя. Для меня он прозвучал гласом небесным. Я отшвырнул рогатку, вспугнул птиц, чтобы спасти их от рогатки моего спутника, и побежал домой. С тех пор всякий раз, когда я слышу сквозь солнечный свет и весенние голые деревья звук колоколов великого поста, я взволнованно и благодарно вспоминаю, как во мне тогда зазвучала заповедь: «Не убий».

С того дня я научился освобождаться от страха перед людьми. В том, что затрагивало мои глубочайшие убеждения, я теперь меньше считался с мнением других, и меня уже не так смущали насмешки товарищей.

Тот путь, каким вошла в мое сердце заповедь, запрещающая нам убивать и мучить, стал величайшим переживанием моих детских лет и моей юности. Все остальное рядом с ним поблекло.

Альберт Швейцер. Из книги «Жизнь и мысли»

В предложенном для анализа тексте А. Швейцер поднимает проблему жестокого обращения с животными.

Размышляя над этой проблемой, автор делится с читателями воспоминаниями из детства. Он рассказывает о том, как его неделями мучительно преследовал вид хромого коня, которого гнали на бойню, о том, как вопреки совести он пошел с другом стрелять птичек, но благовест, подобно «гласу небесному», остановил его и сподвиг вспугнуть птиц, чтобы спаси от рогатки спутника. А. Швейцер отмечает, как его возмущало, что в вечерней молитве положено упоминать только людей, поэтому он придумал собственную молитву обо всех живых существах.

Позиция автора выражена ясно и однозначно: мы не имеем права мучить и убивать животных.

Не могу не согласиться с позицией автора. Действительно, убивать животных и причинять им боль, тем более ради тщеславия, жестоко и бесчеловечно.

В художественной литературе известно немало произведений, поднимающих проблему жестокого обращения с животными. Так, в повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» лесника Егора Полушкина ужасает, как варварски люди могут относиться к живой природе: туристы на территории заповедника жгут муравейники, глушат рыбу, убивают животных… Герой пытается остановить браконьеров, стреляющих лебедей, за что он поплатился жизнью…

А в произведении Дж. Лондона «Мятеж на Эльсиноре» центрального персонажа поражает жестокость матросов, издевавшихся над пойманной акулой. «…люди ревели и ржали от восторга, упивались теми зверствами, которые они проделывали над несчастной рыбой». Герой недоумевает, что же вызывает смех у этих, как он выражается, «скотов», наблюдающих за страданиями акулы: «Истерзанное животное беспомощно бьется на поверхности моря, подставляю жгучим лучам солнца зияющую пустоту своего тела, что же тут смешного?» …

Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что жестокое отношение к животным является глубоко безнравственным. После прочтения текста А. Швейцера я задумалась о том, что людям следует быть гуманнее по отношению к братьям наши меньшим. Давайте же прислушаемся к строкам стихотворения российского поэта Е. Евтушенко:

Итоговое сочинение — 2019: «Доброта и жестокость»

Последние статьи раздела «Образование»

Размышляем о нравственных основах отношения к человеку

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Иллюстрация Екатерины Муратовой к книге Владимира Железникова «Чучело»

Комментарий ФИПИ

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой — об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Словарная работа

ДОБРОТА

1. Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;
2. Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

Синонимы: добросердечие, сердечность, душевность, мягкосердечие, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добросердечность, отзывчивость, гуманность.

ЖЕСТОКОСТЬ

1. Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
2. Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие.

Синонимы: бездушность, безжалостность, беспощадность, бессердечность, бесчеловечность, бесчувственность, варварство, кровожадность, неумолимость, свирепость, суровость, черствость, холодность.

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • К кому может быть проявлена жестокость/доброта (по отношению к чужакам/ близким; к тем, кто слабее; к природе, животным);
  • В чем проявляется доброта/жестокость;
  • Истинная и ложная доброта;
  • Доброта и жестокость на войне.

В обыденном понимании жестокий человек — это тот, кто причиняет физическую и моральную боль людям, тот, кто будет груб, жесток, безжалостен по отношению к слабому и беззащитному, кто может даже лишить человека жизни. Жестокость привычна и понятна на войне: защищающий родину солдат не будет проявлять жалость к врагу, иначе сам может быть убит. Но бывают ли исключения? Можно и нужно ли сочувствовать врагу, быть добрым по отношению к нему? Пожалуй, бывают. Даже во враге увидеть человека, пожалеть его смогли герои «Войны и мира» Л. Н. Толстого. В 4 томе романа-эпопеи писатель изображает взятого в плен французского барабанщика Винсента Боссе, еще совсем мальчишку. Петя Ростов, понимая незавидную долю пленного, жалеет его: «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» — думает Ростов, сидя за столом с офицерами. Ему небезразлична судьба юного барабанщика, и он хочет хоть чем-нибудь ему помочь, но вместе с тем Пете хочется, чтобы остальные считали его бравым солдатом, а не сентиментальным юношей. Желание помочь борется в нем со стыдом: «…Скажут: сам мальчик, и мальчика пожалел. Стыдно будет, если я спрошу? — думал Петя. — Ну да все равно!» Когда Петя находит Винсента Боссе, оказывается, что с ним все в порядке: он накормлен и сидит вместе с русскими солдатами у костра. «Имя его Vincent уже переделали: казаки — в Весеннего, а мужики и солдаты — в Висеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике». То, как ласково русские называли чужого им француза, врага, свидетельство добросердечного отношения к нему. Толстой показывает, что даже на войне по отношению к врагу порой необходимо быть добрым. Если противник повержен, слаб, гуманное отношение к нему, проявление сочувствия, помощь является свидетельством силы и человечности.

Быть жестоким человек может не только на войне. Порой люди проявляют крайнюю степень жестокости и в мирной жизни, когда они не держат оружие и ни с кем не сражаются, но, движимые разными чувствами, наносят друг другу удары, подчас смертельные.

Те, кто, на первый взгляд, не делает ничего дурного, не обижает ни словом, ни делом, бывают жестоки к окружающим.

«Равнодушие есть наивысшая жестокость», — сказал М. Уилсон, нельзя не согласиться с его словами.

В рассказе «Устрицы» А. П. Чехов изображает бедную семью, вынужденную выйти на улицу просить милостыню. Еле стоя на ногах от голода, в полубреду, увидев на трактирной вывеске слово «устрицы», мальчик представляет, как выглядят эти морские животные: «Я живо воображаю себе, как приносят с рынка это животное, быстро чистят его, быстро суют в горшок… быстро, быстро, потому что всем есть хочется… ужасно хочется!» Ребенок начинает бредить от голода и выкрикивать: «Дайте устриц! Дайте мне устриц!» Собравшуюся вокруг толпу только забавляет это зрелище: маленький оборвыш, требующий аристократического утонченного кушанья. Не сочувствие и человеколюбие толкает каких-то двух господ в цилиндрах накормить ребенка, да и чем? Устрицами! Ими движет желание позабавиться, они хотят поглумиться над несчастной семьей, и они равнодушны к их беде. Ни одному человеку из собравшейся вокруг ребенка толпы также не пришло в голову помочь семье, они «глядят с любопытством и смехом», как мальчик «с жадностью, не жуя, не глядя» ест устрицы прямо с раковиной. Можно ли сказать, что господа поступили по отношению к ребенку гуманно, накормили его, тем более таким изысканным кушаньем, которое бы он никогда не попробовал? Безусловно, нет. Ими двигало желание позабавиться, а не доброта. Нет ничего хуже безразличного отношения к жестокому обращению с невинными и беззащитными. Тех, кто остается привычно равнодушным к беде другого, не приходит на помощь, нельзя назвать людьми.

Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим? Итоговое сочинение

В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным. Марк Туллий Цицерон

Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства. Б. Дизраэли

Всякая жестокость происходит от немощи. Сенека

Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками. Л. Толстой

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. Л. Н. Толстой

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Л. Толстой

Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу. В. Ключевский

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. А. Чехов

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Л. Н. Толстой

Доброта лучше красоты. Г. Гейне

Доброта не противоположна твердости, даже суровости, когда ее требует жизнь. Сама любовь иногда обязывает быть твердым и жестким, не бояться страдания, которое несет с собой борьба за то, что любишь. И. Бердяев

Читайте также:  Сочинение Доброта лучше красоты рассуждение

Добрый находит свой рай на земле, злой же имеет на ней свой ад. Гейне

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. В. Ключевский

Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинателей зла. Сенека Младший

Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге. К. Ушинский

Если приходится выбирать между неправдой и грубостью, выбери грубость; но если приходится выбирать между неправдой и жестокостью, выбери неправду. Мария Эбнер Эшенбах

Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости. Фридрих Ницше

Жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям. В. Гюго

Жестокость и страх пожимают руки друг другу. О. Бальзак

Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой. К. Маркс

Жестче всего тот, кто мягок из корысти. Л. Вовенарг

Злодеяния остаются злодеяниями, даже если происходят в лабораториях и называются медицинскими исследованиями. Джордж Бернард Шоу

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Ф. Бэкон

Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие. Конфуций

Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. Л. Толстой

Многим не хватает только благосклонности судьбы, чтобы сравняться жестокостью, и честолюбием, и жаждой роскоши с самыми худшими. Дай им силы на все, чего они хотят, и ты узнаешь, что хочется им того же. Сенека

Мы должны ценить даже одну только видимость добра в других людях, потому что из этой игры притворства, которой они добывают себе уважение — может быть и незаслуженное, — в конце концов может возникнуть, пожалуй, нечто более серьезное. И. Кант

Награда за доброе дело — в самом его свершении. Р. Эмерсон

Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность. Ж. Гюйо

Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба. Л. Толстой

О некоторых сердцах можно сказать, что они свойства непромокаемого: слезы ближних не пробивают их, а только скользят по ним. П. А. Вяземский

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью. Марк Аврелий

Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми. Конфуций

Сколь многие думают, что у них доброе сердце, тогда как это всего лишь слабые нервы. Мария Эбнер-Эшенбах

С помощью сострадания мы превращаем чужое несчастье в своё собственное и, изживая его, оживаем сами. Томас Браун

Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней. О. Бальзак

Человек вспоминает о своих скудных запасах доброты обычно когда уже слишком поздно. И тогда он бывает очень растроган тем, каким благородным, оказывается, мог бы он быть. Эрих М. Ремарк

Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло. В. Вольф

Чувство сострадания и доброжелательности нередко заглушается безудержным себялюбием. Ф. Вольтер

Я думаю, что хуже, чем жестокость сердца, может быть лишь одно качество — мягкость мозгов. Т. Рузвельт

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ

Как можно раскрывать тему «Доброта и жестокость»

Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
Истинная и ложная доброта.
Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА

Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни.

Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

ЧТО ТАКОЕ ЖЕСТОКОСТЬ

Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие.

Итоговое сочинение – итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

См. об итоговом сочинении на сайте “К уроку литературы”

СПАДИЛО.РУ

Представляем вариант итогового сочинения 2018 года по теме «Доброта и жестокость». Тезисы, цитаты и аргументы — все как положено! Кроме этого, обязательно рекомендуем ознакомиться с сочинениями по схожей теме ОГЭ «Что такое доброта?» и ЕГЭ «Проблема добра и зла».

Вступление

Доброта – это отзывчивость, готовность помочь нуждающемуся, чувство сострадания и любви. Поддержка слабых, тех, кто не может позаботиться о себе сам в той или иной ситуации.

Жестокость – термин противоположный. Зло может быть слепым. Когда кто-то совершает его неосознанно: обижает кого-то, причиняет боль. Но хуже всего жестокость осознанная. Когда человек понимает, что делает и специально пользуется слабостью другого. Особенно, по отношению к детям и животным.

Проблема

В современном мире стало больше жестокости. Искренняя доброта, отзывчивость, милосердие сейчас большая редкость.

Тезис №1

«Жестокость – даже к злым – ведет в ад. Что же говорить о жестокости к добрым?»

Аргументация

Рассказ Андрея Платонова «Юшка» повествует о жестокости к доброму.

Жил в одном провинциальном городе старый на вид человек. Звали Ефим, а было ему всего сорок лет. Но его считали юродивым старцем и называли Юшкой. Горожане всех возрастов издевались над мужчиной. Дети смеялись, толкали, бросали камнями и землей. Их удивляло то, что он не ругался, не пытался отлупить за хулиганские проделки. А старик думал, что дети его мучают потому, что любят, но не умеют выразить своей любви.

Взрослые, в свою очередь, вымещали на нем горе и злость. И то, что мужчина не пытался ответить, защититься от побоев, только добавляло людям жестокости. Зато в это время горожане забывали о собственных душевных страданиях, боли, обидах.

Ефим работал в кузнице за еду и небольшое жалованье, которое должно было идти на чай с сахаром, одежду. Но герой не покупал ни того, ни другого. Пил пустую воду без заварки, не ел сахара, ходил в лохмотьях.

Юшка копил деньги, чтобы помогать сироте, учить ее в пансионе. Каждое лето он ходил пешком к девочке в Москву и обратно. Люди об этом узнали, когда Ефим умер. А приемная дочь, выучившись на медика, приехала в город, где он жил.

Девушка была доброй, как ее благодетель. Стала лечить жителей, не требуя платы. Посвятила помощи людям всю жизнь.

Вывод

Конечно, правы древние индийские философы. Жестокость ведет в ад. Особенно несправедлива и страшна жестокость к добрым. Но милосердие, добро сильнее несправедливости. И рано или поздно приходит их торжество.

В рассказе Платонова зло к божьему человеку приводит к аду. Когда не стало Юшки, не на ком больше было вымещать негатив, копившийся в людях. Человеческий гнев, агрессия изливались друг на друга. Но после приезда приемной дочери Ефима Дмитриевича, в городе поселилось добро.

Тезис №2

«Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.»

Аргументация

Корней Чуковский в своих воспоминаниях отмечал, что Леонид Андреев отличался душевной чистотой и благородством, что делало его не приспособленным для житейской борьбы. Одним из его качеств была удивительная доброта, но она скромно терялась на фоне других ярких, многогранных свойств личности писателя. И все же редко получалось скрыть эту «слабость». Однажды писатель пустил в дом беглого каторжника, уверенный, что тот политический. Но каторжанин оказался уголовным. Мало того, что он ограбил писателя, так еще пообещал убить. Леонид Николаевич сначала сильно разгневался. Но через несколько дней, узнав, где пребывает тот мужчина, отправил ему финансовую помощь, ватник и теплую дорогую шапку.

Особенно доброта прозаика проявлялась в помощи литераторам. На собственные средства Андреев построил для них загородный дом.

Сложное, но прекрасное качество нашло отражение в творчестве писателя.

Рассказ Л.Н. Андреева «Кусака» повествует о бродячей собаке. Жизнь на улице тяжела, несправедлива. Животное били, обижали. Голод, холод, боль ожесточили собаку. Она стала злой, оттого ее прозвали Кусакой.

Но нашлись люди, которые добром, лаской, едой смогли растопить сердце дворняги. Ее взяли в дом, подарили крышу над головой. Но счастье длилось недолго. Наступила осень, новые хозяева покинули дачу, а вместе с ней и Кусаку.

Теперь после жестокого предательства собака не поверит никому. Больше никогда не будет доброй.

Вывод

В этом рассказе к беде привели не побои и обиды. Жестокость здесь приняла сначала обличье добра. Что оказалось значительно хуже. Неискренняя любовь, ласка обернулись еще большей болью, чем физические увечья.

Тезис №3

Аргументация

Милосердием, любовью ко всему живому чаще наделены люди, внешне непривлекательные. Однако, доброта ценнее красоты. К этой теме нередко обращались русские и зарубежные поэты, писатели, драматурги.

В легендарном романе «Война и мир» Л.Н. Толстой создает образ Марьи Болконской. Княжна не отличается внешней красотой. Автор указывает на слабое тело, бледное, худое, болезненное лицо. Но большие, ясные, лучистые глаза. Глаза – зеркало души, в них отражен весь богатый внутренний мир героини.

Болконский – древний княжеский род. От семьи девушка унаследовала благородство, твердость духа, гордость, прямоту взглядов. Но в ее жизни нет упорядоченности, сухости и педантизма. Девушка мечтает о семье, детях, любви. Она добра и милосердна. В доме всегда много «божьих людей»: странников, богомолок, которым помогает молодая дворянка. Она сама задумывается о том, чтобы оставить все и пуститься по миру в «посконном рубище».

Девушка прощает жениха – Анатоля Курагина, увлекшегося юной француженкой. Не злится на отца за грубость и обиды. В последствии, стала хорошей супругой и заботливой матерью.

Княжну Марью можно сравнить с другой героиней романа – Элен Курагиной. В этой семье цинизм, меркантилизм, расчетливость – черты фамильные. Но внешне они великолепны. Пьер жестоко ошибается, выбрав Елену в жены.

Вывод

Таким образом, прав Гейне. Доброта прекраснее красоты физической. Лицо и тело стареют, дряхлеют. Но внутренний мир остается на всю жизнь.

Заключение

Доброта – важнейшее душевное свойство, без которого невозможна жизнь людей. А жестокость то, что разрушает существование и саму личность.

Готовимся к итоговому сочинению. Направление «Доброта и жестокость»

Направление «Доброта и жестокость».

Как можно раскрыть тему «Доброта и жестокость»

● Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
● Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
● Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
● Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
● Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
● Истинная и ложная доброта.
● Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА

Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;

Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

ЧТО ТАКОЕ ЖЕСТОКОСТЬ

Читайте также:  Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость? Итоговое сочинение

Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости. Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу. На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал героя, жестоко обращавшегося к людям. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил «герой времени» с Бэллой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэлла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры. Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

Н.В.Гоголь «Шинель» Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» изображена история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто ограбит, унизит и оскорбит другого.

Н.С.Лесков «Дурачок» Н.С.Лесков в своём творчестве обращался к теме праведничества. Он стремился показать образ человека, который неизменно оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем всех несчастных. Петьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину; сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать; отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, – пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем все события, происходящие в нашей жизни.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву из-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня – это воплощение доброты, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря – это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость – это неверие в своё бессмертие, а доброта – это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».

Высказывания известных людей

Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми. Конфуций

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Лев Н. Толстой

Жестокость и страх пожимают руки друг другу. О. Бальзак

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Ф. Бэкон

Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. Л. Толстой

Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло. В. Вольф

Всякая жестокость происходит от немощи. Сенека

Без доброты невозможна истинная радость. Томас Карлейль

Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром. Эзоп

Жестокость — это порождение злого ума и часто трусливого сердца. Л. Ариосто

Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба. Л. Толстой

Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге. К. Ушинский

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. А. Чехов

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
100 тем по направлению “Доброта и жестокость218.52 КБ
100 тем по направлению “Отцы и дети”22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Темы итогового сочинения по литературе 2018-2019. НАПРАВЛЕНИЕ ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ

100 тем для подготовки к итоговому сочинению.

1. В чем причины жестокости?
2.Чем опасна жестокость?
3. Раскройте смысл слов Мелихана: «Доброта бывает разной: глупой, умной, хитрой и даже злой».
4.Чем опасна жестокость к близким людям?
5.Согласны ли Вы слова Л.Н. Толстого: «Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками»?
6.Как вы считает, жестокость-врожденное или приобретенное качество?
7. Как Вы понимаете слова Дж. Лондона: «Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её»?
8.Что значит истинная доброта?
9.Согласны ли вы с утверждением Брауна: « С помощью сострадания мы превращаем чужое несчастье в своё собственное и, изживая его, оживаем сами»?
10.Может ли добрый человек проявлять жестокость?
11.Согласны ли Вы с утверждением Ницше: «Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости»?
12.Может ли жестокий человек проявить доброту?
13.Согласны ли Вы с утверждением Вольфрома: «Делать добро легче, чем быть добрым»?
14.Существует ли абсолютная доброта?
15.Как вы понимаете высказывание Левиса: « Редкость золота заставила изобрести позолоту; точно также мы заменили доброту вежливостью, имеющую её наружность, а добродетель — честью, имеющую её блеск»?
16.Как связано понятие доброта с отзывчивостью?
17.Как Вы понимаете высказывание слова Вовенарга: «Жестче всего тот, кто мягок из корысти»?
18.Как связаны понятия жестокость и равнодушие?
19.Согласны ли вы с мнением Бичера: «Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути»?
20.Может ли добрый человек быть равнодушным?
21.Как Вы понимаете слова Толстого: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе»?
22.Как человеку воспитать в себе доброту?
23.Чем опасна показательная доброта?
24.Согласны ли вы с тем, что «чрезмерная власть всегда порождает жестокость»? (Рей)
25.Может ли доброта быть неискренней?
26.Может ли жестокий человек измениться?
27.Согласны ли Вы с тем, что «жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям» (Гюго)

28.Может ли внешне жестокий человек быть добрым в душе?
29.Как вы понимаете значение словосочетания «корыстная доброта»?
30. Согласны ли вы с утверждением Ариосто: «Жестокость — это порождение злого ума и часто трусливого сердца»?
31.Может ли доброта навредить?
32.Согласны ли вы со словами Гюйо: «Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность»?
33.Как отношение к животным характеризует человека?
34.Как Вы понимаете слова Б. Шоу: « Злодеяния остаются злодеяниями даже, если происходят в лабораториях и называются медицинскими исследованиями.»
35.Может ли доброта быть избирательно?
36.Как Вы понимаете слова Б.Шоу: « “Когда человек убивает тигра мы называем это спортом, когда тигр убивает человека – жестокостью»?
37.Когда в душе человека может наступить конфликт добра и зла?
38.Согласны ли вы с высказыванием Бернардена: «Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми»?
39.Как понятие «жестокость» связано с понятием «зла»?
40.Может ли безжалостный человек быть счастливым?
41.Согласны ли Вы с утверждением Дизраэли: «Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства»?
42.Можно ли оправдать жестокость?
43.Нужно ли делать добро против воли человека?
44.Всегда ли творить добро нужно тогда, когда тебя просят?
45.Нужно ли проявлять доброту в врагам?
46.Что значит быть жестоким по отношению к себе?
47.Согласны ли Вы с утверждением Карлейля: «Без доброты невозможна истинная радость»?

48.Чем может быть чревато саможаление?
49.Чем может быть чревато самобичевание?
50.Как Вы понимаете слова Швейцера: « Ошибкой всех существующих этик, было мнение о том, что они рассматривали отношение человека к человеку, когда в действительности речь идет о том, как относится человек ко всему, что его окружает»?
51.Почему общество считает доброту важнейшим качеством личности?
52.Согласны ли вы со словами Конфуция: Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми»
53.Существует ли пассивная доброта?
54.Как связаны понятия «доброта» и «Гуманность»?
55.Как связаны понятия «доброта» и «любовь»?
56.Согласны ли Вы с высказыванием Шопенгауэра: «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»
57.Как связано понятие «доброта» и «прощение»?
58.Как связаны понятия «жестокость» и «грубость»?
59.Согласны ли Вы с утверждением Бальзака: «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней»?
60.Может ли человек стать жестоким?
61.Что такое «детская жестокость»?
62.Согласны ли Вы со словами Фокса: «Из всех видов жестокости я считаю самым ненавистным тот, который надевает на себя маску милосердия»?
63.Как понятие жестокость связано с эгоизмом?
64.Как понятия доброта и жестокость связаны с воспитанием, детством, семьей человека?
65.Согласны ли вы с изречением Эзопа: «Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром»?
66.Может ли жестокость или доброта одного человека повлиять на ход истории?
67.Нуждается ли «доброта» в «благодарности»?
68.Согласны ли Вы с утверждением Ж. Санда: «Мы добры к другим, чтобы больше нравиться себе»?
69.Может ли доброта изменить мир?
70.Согласны ли Вы с утверждением В. О. Ключевского: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»?
71.Может ли человек, облеченный властью, быть жестоким?
72.Согласны ли вы с утверждением Л.Н, Толстого: «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле»?
73.Может ли жестокое слово убить?
74.Согласны ли Вы с мнением Эшенбах: «Если приходится выбирать между неправдой и грубостью, выбери грубость; но если приходится выбирать между неправдой и жестокостью, выбери неправду»
75.Может ли доброе слово «спасти»?
76.Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
77.Может ли быть добрым человек, причиняющий зло животным?
78.Как вы понимаете слова А.П. Чехова: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой»?
79.В чем может проявляться жестокость к детям?
80.Поразмышляйте над словами Моруа: «На жестокость нужно отвечать жестокостью. В непротивлении злу насильем есть своя прелесть, но оно на руку подлецам»
81.В чем разница между жестокостью и жесткостью?
82. Как Вы понимаете слова Лонгфелло: «Все мы слеплены из одной и той же глины, поэтому надо быть столь же милосердными, сколь и справедливыми»?
83.Как Вы понимаете слова Эшенбах: «Сколь многие думают, что у них доброе сердце, тогда как это всего лишь слабые нервы»?
84.Может ли доброта быть отрицательным качеством?
85.«Если мне удается сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным» (Шамфор) Прокомментируйте это высказывание.
86.Когда человек сожалеет о несделанном добре?
87.Каждый ли человек способен разглядеть доброту в другом человеке?
88.Согласны ли Вы с утверждением Элиота: «Жестокость, как всякое зло, не нуждается в мотивации; ей нужен лишь повод»?
89.Можно ли утверждать, что «всякая жестокость происходит от немощи» (Сенека)
90.Согласны ли Вы с утверждением Цицерона: «В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным»?
91.Почему такое качество как «доброта» часто ассоциируется со словом «простота»?
92.Может ли жестокость быть вынужденной?
93.Напишите свое отношение к высказыванию Рузвельта: «Я думаю, что хуже, чем жестокость сердца, может быть лишь одно качество — мягкость мозгов».
94.Согласны ли Вы с мнением Сенеки: «Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинателей зла»?
95.Есть ли разница между добротой и добродушием?
96.Согласны ли Вы с высказыванием Ключевского: «Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу»?
97.Почему важно быть добрым к тем, кто от тебя зависит?
98.Как вы понимаете слова Данте: « Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет»?
99. Концепт «доброта» в легенде о Данко М. Горького.
100. Можно ли добиться добра при помощи жестокости, зла?

Предварительный просмотр:

  1. Почему проблему «отцов и детей» называют «вечной»?
  2. В чем причины конфликта отцов и детей?
  3. Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?
  4. Как вы понимаете высказывание Вовенарга: «Отцовская любовь ничем не отличается от любви к самому себе»
  5. Противостояние отцов и детей как борьба старого и нового.
  6. Какими бывают взаимоотношения отцов и детей?
  7. На чем строятся взаимоотношения в семье?
  8. Какова роль матери в жизни ребенка?
  9. Согласны ли Вы со словами В.О. Ключевского «Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей».
  10. Какова роль отца в жизни ребенка?
  11. Может ли кто-нибудь заменить родителей?
  12. Согласны ли Вы, что детям присущ «дух протеста» больше, чем их родителям?
  13. Каковы последствия гиперопеки?
  14. Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?
  15. Могут ли дети повлиять на родителей?
  16. Почему важно проявлять уважение к старшему поколению?
  17. Как вы понимаете словосочетание «преемственность поколений»?
  18. Как Вы понимаете слова Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его»
  19. В чем заключается преемственность поколений?
  20. Что значит преемственность в культуре/искусстве/науке?
  21. Согласны ли вы с тем, что «яблоко от яблони недалеко падает»?
  22. В чем причины сиротства?
  23. Что такое «духовное сиротство»?
  24. Каковы последствия сиротства?
  1. Кого можно назвать отцом?
  2. В чем заключается многозначность словосочетания «отцы и дети»?
  3. Что значит быть «отцами и детьми» в науке и искусстве?
  4. Как вы понимаете словосочетание «поколение гугл»?
  5. Важен ли спор поколений в «науке», искусстве?
  6. Как спор поколений воздействует на прогресс?
  7. Старое и новое в науке и искусстве.
  8. Как происходит становление характера человека?
  9. Возможно ли полноценное развитие личности без наставника, учителя?
  10. Как связано словосочетание «отцы и дети» с понятиями «опыт» и «неопытность»?
  11. К чему может привести конфликт поколений?
  12. Чем опасно отсутствие преемственности поколений?
  13. Для чего нужно помнить о предках?
  14. Как отца и детям найти компромисс?
  15. Как вы понимаете такое устойчивое выражение, как «названый отец»?
  16. Кого называют «духовным отцом»?
  17. Как вы понимаете устойчивое выражение «от отца к сыну»?
  18. Что такое сыновий долг?
  19. Чем «отеческая любовь» отличается от «материнской»?
  20. Чем отличается слово «дитя» от слова «ребенок»?
  21. К кому применимо словосочетание «дитя века»?
  22. Что такое «инфантильность»?
  23. Чем опасна «инфантильность» взрослых?
  24. Кого называют «сынами Отечества»?
  25. Как вы понимаете словосочетание «блудный сын»?
  26. Согласны ли Вы с выражением: «Один отец значит больше, чем сто учителей»
  27. Чем опасно «слепое» следование авторитетным идеям?
  28. Какого человека можно назвать «авторитетным»?
  29. Согласны ли Вы со словами Сервантеса «Заслуги отца на сына не распространяются»?
  30. Чем родители могут навредить своему «ребенку»?
  31. Что значит быть «благодарным сыном/дочерью»
  32. Что значит быть «вечным ребенком»?
  33. Как вы понимаете выражение «чужих детей не бывает»?
  34. Раскройте смысл пословицы: «Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей».
  35. Как вы понимаете мысль Шиллера: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили»?
  36. Раскройте смысл высказывания В.А. Сухомлинского: «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца»
  37. Проблема воспитания в пьесе «Недоросль».
  1. Борьба старого и нового в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
  2. С какими сложностями сталкиваются родители в воспитании подрастающего поколения?
  3. Как вы понимаете словосочетание «отцовский пример»?
  4. Как вы понимаете высказывание «дурной пример заразителен», раскройте его смысл.
  5. Раскройте смысл высказывания: «Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми»
  6. К чему приводит отсутствие любви в семье?
  7. Что называют «ошибкой воспитания»?
  8. Что самое важно в отношения между родителями и детьми?
  9. Как Вы понимаете: «Никогда не заставляйте детей покупать истину ценою порока и не совершенствуйте их ума в ущерб сердцу»
  10. Согласны ли Вы с мыслью Ж.Жозефа «Детям больше нужен пример для подражания, чем критика»?
  11. Раскройте смысл высказывания: «Детство – когда все удивительно и ничто не вызывает удивления».
  12. Согласны ли вы с высказыванием: « Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает»?
  13. Как вы понимаете смысл высказывания «Дети – плоды, не видящие корней»
  14. «Не надобно другого образца,когда в глазах пример отца»
  15. Согласны ли Вы с высказыванием: «Любого работника – от сторожа до министра – можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно»
  16. Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед»?
  17. Согласны ли вы с наставлением Ф. Милетского: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями»
  18. Раскройте смысл высказывания: «Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг-друга».
  19. Как вы понимаете высказывание Токвиля «В демократических странах каждое новое поколение — новый народ»
  20. Согласны ли вы с высказыванием Оруэлла: «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?
  21. Как Вы понимаете высказывание: «каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеется над дедушками и восхищается прадедами».
  22. Согласны ли Вы с мнением Руссо: «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».
  23. Согласны ли Вы с мнением Шоу: «Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, их родители»?
  24. «Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет». Марк Твен. Что имел в виду автор, написав эти строки?
  25. Согласны ли Вы с высказыванием: «Проблемы взаимоотношений поколения в том, что молодые сами хотят наступить на грабли, а старые изо всех сил пытаются им в этом помешать».
  26. Согласны ли Вы с высказыванием А. А. Тарковского: «… каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву».
  27. Согласны ли Вы с тем, что «мы перестаем быть детьми, когда становимся способными сделать то, что советовали сделать родители» (П. Вацлавик)
  28. Почему в глазах родителей мы всегда остаемся детьми?
  29. Согласны ли вы с утверждением Б.Л. Васильева: «…нет страшнее предательства, чем предательство своего отца».
  30. Согласны ли Вы с утверждением А. Нотомб: дети, которых не признают их отцы, жестоко страдают. Но куда больше страдает отец, которого не желает признавать его дитя.
  31. Согласны ли Вы с утверждением: «тяжело переносит несостоятельность своих детей тот, кто сам не сделал своего дела.
  32. Раскройте смысл высказывания Уоллеса: «Если о человеке можно сказать, что сын любил его, тогда, думаю, такой человек достоин считаться великим».
  33. Как вы понимаете высказывание Моруа: «Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими».
  34. Как вы понимаете высказывание: дети, по существу, являются пленниками своих родителей, и те по своему желанию могут превратить их во что захотят
  35. Согласны ли Вы с высказыванием: «Взрослые и дети — два разных народа, вот почему они всегда воюют между собой».
  36. Раскройте смысл высказывания: «родители, ожидающие от своих детей благодарности (есть даже такие, которые ее требуют), подобны ростовщикам: они охотно рискуют капиталом, лишь бы получить проценты»
  37. Какова роль спора поколений в поиске истины?
  38. Как вы понимаете слово «поколение»?
  39. Трудно ли быть «родителем»?

Читайте также:  Сочинение Любовь в жизни человека
Ссылка на основную публикацию