Может ли кто-нибудь заменить родителей? Итоговое сочинение

Может ли кто-нибудь заменить родителей? Итоговое сочинение

Сочинение 2018-2019. Направления ФИПИ. Темы. Список литературы. Аргументы

Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 года

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 шаблон

Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2019

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 шаблон

Данное итоговое сочинение – рассуждение по литературе поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2018-2019 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2018 года.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Может ли кто-нибудь заменить родителей

Родители – это самые дорогие люди в жизни каждого ребенка. Они готовы отдать всю душу,
поделиться последним, сделать невозможное, чтобы их любимые отпрыски были счастливы и ни в
чем не нуждались. Родители прикладывают массу усилий для обучения своих детей. Они готовы
передать им свой бесценный опыт, чтобы в будущем потомки избежали их ошибок.

Ведь они искренни считают, что необходимо учиться на чужих ошибках. Но при этом забывают, что чужие
ошибки – это пустой звук. Пока сам не набьешь свои шишки, мало чему сможешь научиться.
Но все же, я считают, что опыт родителей для подрастающих детей очень полезен. Ведь родителями
прививаются основы поведения в обществе, формы коммуникаций с окружающим миром. Если бы
родители не передавали свой накопленный годами бесценный опыт, то ребенок не смог бы в
дальнейшем самостоятельно развиваться и познавать мир.

Первый шаги всегда делаются с поддержкой самых близких людей, которые как никто верят в твои успехи и маленькие победы.
На мой взгляд, самый ценный опыт который могут передать родители, это правильное отношение к
жизни. Ведь они знают гораздо больше, чем подрастающее поколение. И его необходимо обучить
тому, как по-настоящему стать счастливым. Как сделать так, чтобы не ошибиться в выборе
профессии? Как понять, что этот человек плохой и желает тебе зла, а этот человек наоборот
хороший и на него ты можешь положиться?

Как понять, что именно этот человек твоя судьба и с ним ты хочешь прожить всю оставшуюся
жизнь? Как правильно себя подать, чтобы тебя заметили и оценили твои способности? На все эти
вопросы сложно найти однозначный ответ, который бы подходил для любого человека и в любой
ситуации. Но ведь родители знают нас, как никто другой. И они, возможно, единственные в вашей
жизни, кто искренни желает вам счастья. Поэтому они готовы поделиться своей мудростью и
привести вас к осознанию своего собственного внутреннего счастья.

Каждое поколение людей уникально. У них свои ценности, свои представления о прекрасном, свои
стремления и цели. Но родители, бабушки с дедушками, должны научить своих потомков, прежде
всего, отличать плохое от хорошего, добро от зла, принимать правильные действия в
затруднительных ситуациях.

Ведь не смотря на разницу в возрасте и развитие технологии, у них были в свое время такие же
проблемы и трудности. Их жизнь также была полна сомнений и непонимания, что делать и как
дальше жить. Но мудрый совет от старших во все времена помогал вернуться на правильную
жизненную дорогу, и продолжать свой нелегкий путь к счастью. Возможно, у вас не совпадают
музыкальные вкусы, представления о стиле и одежде, о том, какие фильмы нужно смотреть. Но
родители всегда помогут справиться с трудностями.

Например, подобрать правильные слова, если поругался из-за какой-нибудь мелочи со своим
другом. Ведь они сами через это проходили. У них есть бесценный опыт, который они готовы
передать. Когда они были в вашем возрасте, их волновали те же внутренние проблемы, что и вас.
Но они сумели с ними справиться, значит и вам помогут. Нужно только попросить их об этом и не
бояться открыть душу.

Ведь это ваши самые близкие люди. И не важно, что они старше и не
понимают современной музыки или кинематографа. В самых важны в жизни вещах они
непременно разбираются и готовы вам помочь в ваших трудностях. Поэтому к ним всегда можно
обратиться за ценным советом. Также стоит прислушиваться и уважать их мнение. Пусть сейчас оно
вам кажется не совсем правильным, но со временем вы поймете, что родители всегда и во всем
были правы, и их нужно было слушать.

Читать далее.

Итоговое сочинение — 2019: «Отцы и дети»

Последние статьи раздела «Образование»

Как на нескольких страницах раскрыть одну из вечных тем русской и зарубежной литературы

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Комментарий ФИПИ

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Аспекты рассмотрения тематического направления

• Конфликтные/гармоничные отношения отцов и детей
• Преемственность поколений (традиции, положительный/отрицательный опыт, передаваемый от отцов детям)
• Роль родителей в жизни ребенка (влияние, воспитание, формирование мировоззрения)
• Тема сиротства (необходимость иметь родителей)

Тема «отцов и детей» — вечная тема литературы, с древних времен к ней обращаются многие как русские, так и зарубежные авторы. Отношения между родителями и детьми могут быть гармоничные, проникнутые нежностью, теплотой, построенные на взаимном уважении и безоговорочной любви. Но порой мы встречаем и совершенно противоположные отношения близких людей, непростые, противоречивые, подчас драматичные. Да, не всегда родители и дети могут сохранить гармонию, жить в мире. Спор поколений неизбежен: родители и дети имеют разный культурный опыт и мировоззрение, юности свойственны радикальные взгляды, а умудренная опытом зрелость, напротив, консервативна. Порой кажется, что родители и дети — это два разных мира, которые никогда не поймут друг друга, но на самом деле это не так.
Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» на примере двух семей показывает, какими могут быть отношения между родителями и детьми. Любимая писателем семья Ростовых является воплощением идеала гармоничных отношений между родителями и детьми: мать не ругает баловницу Наташу за нарушение этикета, когда та шалит при гостях за столом, «хочет хмуриться, да не может». Наташа бесконечно доверяет матушке, во всем всегда открывается ей. Для девушки нет лучшей советчицы и подруги, чем мать, к которой она каждый вечер приходит в комнату поговорить перед сном.

Совсем другие отношения мы видим между старым князем Болконским и его дочерью княжной Марьей. Язвительные насмешки отца над религиозностью дочери, его резкие выпады в ее адрес, беспощадная критика (и оделась «как дура», и некрасива «…и кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка») создают впечатление, что этот жестокосердный старик просто ненавидит дочь. Однако это только кажущееся отчуждение и пренебрежение.

Отец категорически против того, чтобы княжна Марья приняла предложение от Анатоля Курагина, и не только потому, что видит насквозь меркантильного и недалекого жениха, испытывающего чувства только к завидному состоянию Болконских. Старика сердило, что приезд Курагина «поднимал в его душе нерешенный, постоянно заглушаемый вопрос», на который он боялся себе дать ответ: «решится ли он когда-либо расстаться с княжной Марьей и отдать ее мужу. Жизнь без княжны Марьи князю Николаю Андреевичу, несмотря на то, что он, казалось, мало дорожил ею, была немыслима». Любовь-мука — то, что испытывают друг к другу отец и дочь Болконские. Быть вместе им тяжело, но даже мысль о жизни порознь непереносима.

Мнимая вражда отца с дочерью достигает апогея, когда между ними происходит серьезный конфликт из-за M-lle Bourienne, подруги княжны Марьи, которую отец приближает к себе, чтобы досадить дочери. Он всячески показывает, что француженка «первый человек в доме» и его «лучший друг», а не дочь, заставляет ее просить прощения у M-lle Bourienne за непочтительность. Между близкими людьми вырастает стена, через которую, кажется, княжне Марье, страдающей от разлада с отцом, не пробиться. Они друг друга не слышат, семья, разделившаяся на два лагеря, «чуждые и враждебные между собой», больше напоминает поле боя.

Чувствуя, что виноват, но не умея с собой сладить, отец «знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела, но знал также, что не может не мучить ее и что она заслуживает этого». Однако княжна Марья, как бы ни были сильны обиды, наносимые отцом, корила себя за то «чувство, похожее на гордость жертвы», которое испытывала: «И вдруг в такие-то минуты, при ней, этот отец, которого она осуждала, или искал очки, ощупывая подле них и не видя, или забывал то, что сейчас было, или делал слабевшими ногами неверный шаг и оглядывался, не видал ли кто его слабости, или, что было хуже всего, он за обедом, когда не было гостей, возбуждавших его, вдруг задремывал, выпуская салфетку, и склонялся над тарелкой трясущейся головой. “Он стар и слаб, а я смею осуждать его!” — думала она с отвращением к самой себе в такие минуты».

Тяжесть положения княжны Марьи, покорно сносившей попреки отца и безропотно принимавшей его гнев, порой рождала мысли о новой, свободной жизни, которая у нее начнется после смерти старика, однако она гнала их, осознавая греховность таких помыслов.
Когда княжна Марья понимает, что дни старого князя Болконского сочтены, ее охватывает страх потерять его: «Она вспоминала свою всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней». Действительно ведь, движимый любовью, он учил ее геометрии, горячился, когда она делала что-то неверно, из любви к дочери он выгнал беспутного Анатоля Курагина, который бы, женившись на ней, сделал ее несчастной.

Последний разговор приносит им обоим облегчение: между ними наконец-то рушится стена непонимания, и все то, что так долго мешало им быть вместе, исчезает. Может быть, именно в этот момент, перед вечным расставанием, они понимают, как искренно и нежно любили друг друга, но прятали это чувство. Впервые отец нежен с дочерью, впервые говорит самые важные слова, которых она так ждала: «Спасибо тебе… дочь, дружок… за все, за все… прости… спасибо. — и слезы текли из его глаз».

«Она не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты. Она выбежала в сад и, рыдая, побежала вниз к пруду…
— Да… я… я… я. Я желала его смерти. Да, я желала, чтобы скорее кончилось… Я хотела успокоиться… А что ж будет со мной? На что мне спокойствие, когда его не будет…»

Афоризмы и высказывания известных людей

• Любовь к родителям — основа всех добродетелей. (Цицерон)
• Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими. (А. Моруа)
• Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее. (Дж. Оруэлл)
• Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет. (М. Твен)
• Когда, наконец, понимаешь, что твой отец обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын, убежденный, что его отец обычно бывает не прав. (Л. Питер)
• Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А. С. Пушкин)
• Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Ф. Милетский)
• Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери. (Ги де Мопассан)
• Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей. (В. А. Ключевский)
• Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей. (Арабская пословица)
• Детям больше нужен пример для подражания, чем критика. (Ж. Жозеф)
• Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, — их родители. (Б. Шоу)
• Годы детства — это прежде всего воспитание сердца. (В. А. Сухомлинский)
• Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его. (В. Гюго)
• Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого. (И. Кант)
• Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать взрослые люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость позднейших лет. (Дж. Раскин)

Примерные формулировки темы

— Почему проблему «отцов и детей» называют «вечной»?
— Какими бывают взаимоотношения отцов и детей?
— На чем строятся взаимоотношения в семье?
— К чему может привести конфликт поколений?
— В чем причины конфликта отцов и детей?
— Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?
— Противостояние отцов и детей как борьба старого и нового.
— Как вы понимаете словосочетание «преемственность поколений»?
— В чем заключается многозначность словосочетания «отцы и дети»?
— Чем опасно отсутствие преемственности поколений?
— Для чего нужно помнить о предках?
— Какова роль отца/матери в жизни ребенка?
— Может ли кто-нибудь заменить родителей?
— Как вы понимаете выражение «Чужих детей не бывает»?
— Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?
— Чем родители могут навредить своему ребенку?
— Согласны ли вы с выражением: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца».

Список литературы

Д. И. Фонвизин «Недоросль»
А. С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
А. Н. Островский «Гроза»
М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
Л. Н. Толстой «Детство», «Война и мир»
А. П. Чехов «Вишневый сад»
М. Горький «Детство»
В. В. Набоков «Дар»
В. Распутин «Прощание с Матёрой»
А. Вампилов «Старший сын»
А. Алексин «В тылу как в тылу», «Безумная Евдокия», «Шаги»
Б. Васильев «Завтра была война»
Б. Екимов «Пара осенней обуви», «Ночь исцеления»
А. Приставкин «Портрет отца», «Честная правда», «Отец Фесенко»
П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»
Р. Д. Гонсалес Гальего «Белое на черном»
Н. Горланова, В. Букур «Роман воспитания»
Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»

Читайте также:  Сочинение Образ мечтателя в русской литературе

Сочинение 16. Сборник ЕГЭ-2019

Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон? Нет, не забыл.

Я уже послал твоей матери три письма!

Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон? Нет, не забыл.

Я уже послал твоей матери три письма! Я написал ей и за себя, и за тебя.

Ведь сам ты, кажется, почти никогда ей не пишешь. В шкатулке, как самую большую драгоценность, хранит Анна Филипповна твоё единственное за весь год письмо. Помнишь, оправдываясь, ты сказал, что не умеешь и не любишь писать письма? Однако же ты чуть не каждый день атаковывал посланиями Марину. Она и читать, наверно, не успевала. Значит, умеешь?

Сказал бы уж точней: «Не люблю писать матери». Впрочем, ты ведь не только писать, ты и разговаривать-то с ней не очень любишь.

Помнишь, когда ты окончил аспирантуру, твоя мать приехала в Москву?

И как раз была встреча Нового года. Все сидели за столом, а она, накрывшая стол, устроившая всё это торжество, была на кухне. Только в самый торжественный момент, в двенадцать часов, ты милостиво позвал её в комнату.

Ты стеснялся её. И перед тем как позвать, долго предупреждал нас: «Всю жизнь прожила в деревне, сами понимаете. » И виновато поглядывал на Марину.
Сейчас ты никак не можешь понять, почему Марина тоже перестала встречаться с тобой, почему не отвечала на твои письма. А недавно, совсем на днях, она мне всё рассказала.

Помнишь, тогда, после Нового года, кажется, дня через три, у твоей матери был тяжёлый сердечный приступ (думаю, переутомилась, готовя наше новогоднее торжество). И в тот же день вы с Мариной должны были пойти на концерт Рихтера. Марина, стоя в коридоре, слышала, как ты на ходу крикнул матери: «Если будет совсем плохо, постучи в стенку соседу».

Марина ничего не поняла. Только позже, в консерватории, ты ей всё объяснил. И в этот же вечер ты потерял её навсегда. В то время как ты восторгался, с какой силой и с какой лёгкостью ударял по клавишам Рихтер, она слышала другие удары, слабые и беспомощные удары материнского сердца. Ей казалось, что вот сейчас, в эту самую минуту, стучит в стенку твоя мать, а сосед заснул и не слышит.

И ещё хочу сказать: напрасно ты стесняешься своей матери.

Если бы ты знал, как хорошо, как тонко она всё чувствует и понимает!

Она каждый раз хвалила тебя — и больше всего за то, чего в тебе нет: за сыновнюю любовь, и заботу, и ласку.

Ты не кричал на мать, но ведь и на чужих, совсем незнакомых людей ты тоже не кричишь. Они, однако, не называют тебя за это своим сыном!

Трудно объяснять человеку, что он не должен разрушать стены дома, спасающего его от непогоды, что он не должен сжигать поле, которое принесёт ему хлеб, что он не должен убивать сердце, верней и преданней которого он не найдёт никогда и нигде на свете.

Да, всё лето ты был гостеприимен и очень внимателен. Но что это меняет?

Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо .относится ко мне?

Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма?

Вот я, кажется, и объяснил тебе причину своего охлаждения. Может быть, моё письмо убедит тебя в чём-нибудь, а может быть, нет. Но я-то, во всяком случае, буду по-прежнему писать твоей матери.

И ещё помни, мой бывший друг, что матерью люди издавна называют свою Родину.

(По А. Г. Алексину*)
Анатолий Георгиевич Алексин (1924-2017) — русский писатель и драматург, автор книг для детей и юношества.

Анатолий Георгиевич Алексин – русский писатель и драматург, автор книг для детей и юношества. В данном тексте автор поднимает проблему невнимательного отношения детей к своим родителям.

Раскрывая данную проблему, автор обращается к другу, который неуважительно относился к своей матери. Текст представляет собой нравственный упрек, в котором видится обращение не только к герою, но ко всем тем, кто стесняется родителей, не уделяет им должного внимания. Герой представляется нам неблагодарным, эгоистичным человеком. В новогоднюю ночь его мать приготовила праздничный обед для него и его гостей, причем она специально приехала в Москву, в гости к сыну, а он даже не пригласил ее отпраздновать со всеми вместе за столом, оставив на кухне одну. Дня через три герой со своей подругой собрался в консерваторию, мать в это время лежала в комнате с сердечным приступом, а он, сказав только: «Если будет совсем плохо, постучи в стенку соседу», – отправился на концерт. Автор пишет, что любимая девушка бросила героя, да и он сам больше не считает его своим другом, и это все из-за того, что трудно общаться с человеком, не почитающим своих родителей, а значит не имеющим ничего святого: «Трудно объяснять человеку, что он не должен разрушать стены дома, спасающего его от непогоды, что он не должен сжигать поле, которое принесёт ему хлеб, что он не должен убивать сердце, верней и преданней которого он не найдёт никогда и нигде на свете.…И ещё помни, мой бывший друг, что матерью люди издавна называют свою Родину. »

Позиция автора в данном тексте такова: дети не осознают ценность своих родителей и стесняются их, проявляя невнимательное отношение и эгоизм в общении с ними.

С позицией автора трудно не согласиться. Дети не оказывают должного внимания своим родителям, более того стесняются показать свои чувства и проявление любви. Подтверждение этому есть в произведении Тургенева «Отцы и дети». Родители Евгения Базарова очень любят своего сына, готовы ради него на все. Он является смыслом жизни для них. К сожалению, Базаров не считает нужным проявлять нежные чувства к родителям и пресекает любые попытки проявления радости во время его присутствия. Понимает свою ошибку слишком поздно, когда до смерти остаются считанные минуты. Он просит Одинцову о том, чтобы она не забывала его стариков.

Таким образом, нужно ценить своих родителей и не забывать про них. Ведь только они готовы сделать ради своего ребенка все и по-настоящему хотят, чтобы он был счастлив.

Готовимся к итоговому сочинению. Направление «Отцы и дети»

Направление «Отцы и дети»

С каких сторон можно рассматривать данное направление?

1. Отцы и дети как вечная тема (проблема) в литературе и жизни. Здесь можно рассмотреть тему «отцы и дети» в рамках культурного, исторического аспекта, как вечную проблему. Конфликт поколений, его неизбежность, борьба старого и нового. Причины конфликта, пути решения.

2. Взаимоотношения «отцов» и «детей» (какие они бывают, какими они могут быть). Отношения в семье. Роль родителей (отца, матери, дедушки, бабушки и т.д.) в жизни человека, в становлении его характера, в его развитии. Влияние взрослых на будущее ребенка, влияние детей на родителей. Детство/Зрелость. Воспитание подрастающего поколения. Преемственность поколений.

3. Сиротство (духовное, физическое). Покровители, благодетели.

4. Зачинатели и последователи в науке, искусстве, культуре, истории и т.д.

• Советы родителей очень много значат для детей

Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений

• По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах

• Не заботиться о своих родителях – значит предать их

• Не всегда родители несут добро своим детям

• Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы

• Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке

• Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

1.Мужчина по отношению к своим детям. 2. Тот, кто заботится о других: покровитель, благодетель 3. Отцы (только мн.ч.). Руководитель, глава 4. Основоположник учения. Изобретатель важной части науки, художества, ремесла, или весьма прославившийся чем-либо. Корень, основанье, начало, источник. Санскритский язык отец языков европейских. Нужда отец догадки. Отец отечества, благодушный государь. 5. Предки, предшествующее поколение. 6. Представитель старшего поколения, пожилой мужчина. 7. Люди, облеченные властью. 8. перен. Человек, по-отечески заботящийся о подчиненных,младших

Дети (ребенок, дитя) –

1.Маленький Дети (ребенок, дитя) ребенок. 2. Сын или дочь. 3. Человек, усвоивший влияния и отразивший в своем характере основные черты какой-нибудь среды. Дитя века. Дитя свободы. Дитя улицы. 4. употр. как ласковое обращение, преим. к девушке или юноше 5. Человек, не тронутый городской культурой, близкий к природ е. (дитя природы, дитя цветов) 6. Человек неопытный, наивный, поступающий как ребенок. 7. Молодые люди, новое поколение, потомки. 8. Идейные последователи. 9. Человек, на котором отразились типические черты какой-либо среды/эпохи. 10. Человек, кровно, тесно связанный с кем-либо, чем-либо.

А.Н. Островский «Гроза». В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает “восстать” против Кабанихи.

Д.И.Фонвизин «Недоросль» Тема отцов и детей является одной из главных в комедии Фонвизина. Чтобы раскрыть данную тему, стоит обратиться к значению имени «Миторофан», что означает «похожий на мать». Сходство просматривается во всем, например, в отношении к учёбе. Простакова довольна учителями, которые её сыночка не неволят, в её понимании дворянину вообще не нужна никакая образованность. Главное, как считает она, – это производить нужное впечатление на людей. Мать и сын схожи и в отношении к людям: к зависимым – грубость и деспотизм, к вышестоящим – лесть и подхалимство. К отцу Митрофан испытывает жалость, но страх перед матерью не позволяет ему в этом признаться. Он не уважает отца, не считается с ним. Что же говорить о других людях! Учителей Митрофан обзывает, угрожает им, своей нянькой помыкает. Лишившаяся власти мать, также не удостаивается слов поддержки и сожаления. Конфликт родителей и детей в комедии – следствие дурного воспитания, морального уродования человека.

А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка» Глубокая любовь и уважение связывают отцов и детей в произведениях А.С.Пушкина. Молодые герои могут проявлять своеволие и непокорность, но никогда это не даётся им легко и просто. Например, в повести «Барышня-крестьянка» Алексей Берестов желает поступить на военную службу, но отец его категорически против этого. Однако конфликт не обостряется, потому что Алексей не желает огорчать отца и решает пока переждать, надеясь, что отец через какое-то время передумает. Лиза Берестова растёт балованным ребёнком, часто проказничает, но это только умиляет и восхищает отца. Так продолжается до того момента, когда родители и дети встают перед принципиальным выбором, касающимся любви и счастья. Отцы, Берестов и Муромский, решили поженить детей. Алексей, ещё не зная, что Лиза – это и есть милая его сердцу Акулина, решительно отказался выполнить волю отца. Конфликт оказался принципиальным и закончился угрозой отца лишить сына наследства. Алексей готов на всё, лишь бы жениться на своей Акулине, поэтому спешит к Муромским, чтобы открыто заявить им о своём решении. Там он встречает свою любимую в истинном её обличии, и всё заканчивается благополучно и счастливо. Пушкин изображает в этом произведении прелесть гармоничных взаимоотношений, основанных исключительно на любви. В таких семьях не бывает конфликтов отцов и детей, а если они и бывают, то заканчиваются примирением.

Читайте также:  Сочинение Всегда ли мечта становится реальностью?

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» В повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь обращается к теме отцов и детей, повествуя о трудном военном времени. В отношении Тарас Бульбы к сыновьям нет ни «нежбы», ни добрых слов. С самого же первого момента встречи он начинает подзадоривать сыновей, вынуждая их вступить с отцом в открытое противоборство. Об особенностях воспитания мы можем судить по словам Бульбы: «Не слушай, сынку, матери, она ничего не знает». Опасаясь влияния жены, он сразу же решает отправиться с сыновьями в Запорожскую Сечь: «Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму». Отец гордится сыновьями, что не мешает ему воспитывать их в строгости. Главным бесчестием для отца является измена товариществу, общему делу, служению Родине. Когда он узнал о предательстве Андрия, сын перестал существовать для него, появился самый ненавистный враг и личный позор, поэтому Тарас безжалостно убивает Андрия. С этого времени единственной его надеждой становится Остап, который всецело разделяет убеждения отца. Настоящей гордостью становится для Тараса избрание сына атаманом, а казнь Остапа вселила в его сердце ещё большую отвагу и беспредельную ненависть к врагу. Гоголь хотел донести до нас мысль, что в трудные времена не бывает конфликтов отцов и детей, а есть только соратники-товарищи и враги – недруги.

И.А. Гончаров роман «Обломов». Илья Ильич не бунтовал против родителей, а в точности повторил их судьбу, хоть и время, и обстоятельства к этому не располагали. Отличную картину семьи главного героя мы получаем из одного из снов. Деревня Обломовка — это идеальное и тихое место, где рос Илья Ильич, его обували, одевали и кормили несчитанное количество слуг. Опека и любовь чувствовались во всем. А что делает человек, если у него все хорошо? Он в большинстве случаев не делает ничего, стремиться делать что-либо не слишком хочется. Эта лень, которая появилась по причине неправильного воспитания, наложила огромный отпечаток на всю жизнь Обломова. Именно так семья повлияла на судьбу нашего героя. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное прозябание в мире, полном прекрасного.

К.Г. Паустовский «Телеграмма» Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В «Преступлении и наказании» мы вновь сталкиваемся со «случайным» семейством, с отсутствием родственных связей между отцами и их детьми. Примером может служить семья Свидригайлова. «Дети мои остались у тетки; они богаты; а я им лично не надобен. Да и какой я отец!». Эта реплика подчеркивает безжизненность Свидригайлова, его человеческое падение. Ему легче отказаться от своих детей, предоставив их другим людям, нежели самому воспитывать. Свидригайлов тешит себя мыслью, что у тетки им лучше, чем с родным отцом. Он даже не интересуется их жизнью. Свидригайлов утратил связь со своими детьми, а значит кровные, родственные связи тоже потеряны. С образом Свидригайлова можно связать определение «расслабленный отец». Всякое ослабление отцовства у Достоевского – это причина упадка. Жизнь рушится там, где слабеет присутствие отца. Даже невеста Свидригайлову найдется в ущербной семье. С другой стороны, даже воспоминания об отце способны поддерживать несчастных героев романа: Катерина Ивановна всю жизнь гордилась тем, что она полковничья дочь. В свое время Катерина Ивановна пренебрегла желанием отца и вышла замуж без его благословения. Она сама рвет всякие отношения с отцом и уходит из дома. Но в глубине души женщина нуждается в его прощении. До конца жизни Катерина Ивановна ждет, что отец позовет ее, но этого не происходит, и она гибнет.

Детство Родиона Раскольникова представлено через его сон. Именно во сне он видит своего отца, который ведет Родиона за руку. Они идут на кладбище, где любил бывать мальчик и где все исполнено святости: родовые могилы, старинная любимая им церковь – все пробуждает Бога в душе Раскольникова: «Он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал её». Словом, отец ведет сына по праведному пути, а вокруг – страшный греховный мир: «Он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак». Во сне разыгрывается кошмарная сцена убийства лошади. От окровавленной лошади Родиона уводит отец. Раскольников плачет и просит защиты у отца. Отец предстает как носитель добра и силы. Но даже он не может пойти против толпы, отсюда вытекает вывод: отец бессилен в торжестве зла.

Сын не может принять в отце всего лишь маленького человека, и в его сознании рождается мечта, как он сам выразился, о роли Наполеона, о роли спасителя, право имеющего.

Отца у Раскольникова уже нет, он сирота. Зато у него есть мать и сестра, которые любят Родиона и готовы все сделать для него, хотя сами голодают и нуждаются в помощи. Они решаются на страшный шаг: Дуня готова стать женой негодяя и развратника. Но Раскольников не может принять этой жертвы. Тут меньше действует его гордость, а больше любовь к сестре и матери. Родственные связи в семействе Раскольниковых не утрачены. Назвать такую семью «случайной», пожалуй, нельзя.

Обратимся к семье Мармеладовых. Главу семейства можно назвать слабым отцом, который не заботиться о своих детях. Он занят самим собой. Катерина Ивановна живет мечтами, но на ее плечах держится семья. Мармеладов несет лишь несчастья своей семье, тем не менее, никто из детей не выскажет ему никакого упрека. Даже сам его странный брак с Катериной Ивановной может быть понят не только через необходимость «некуда пойти» человеку, но и троих приемных детей он подлинный папаша, за которого все молятся наравне с молитвой за родного отца. По Достоевскому, любовь не должна противоречить страданиям, источником которых будет и отец. Это именно христианское состояние: любовь не вопреки страданиям, а именно как чувство к ближнему, страданиями очищенное. Поэтому только любовь связывает Мармеладова и его дочь Соню и его приемных детей. Здесь важно не только кровное отцовство, но и духовное. Мармеладов учит детей Закону Божьему. Дает надежду Сони на прощение перед Богом. Сам он грешник, как и его дочь. Соня любит своего отца, таким, какой он есть и не осуждает его. После смерти Мармеладова Свидригайлов устраивает судьбу сирот. Не смог позаботиться о своих детях, так хоть чужим помочь. Отсюда вытекает вывод – Свидригайлов скучает по своим детям, тоскует по отцовству. В романе «Преступление и наказание» конфликт «отцов и детей» отсутствует. Отцовство – чисто духовная тема: отец это ближайший из близких, его присутствие символизирует отношение человека к людям, к миру. Разрыв этой связи ведет к разрыву и с людьми. Возвращение к миру, к жизни происходит в Раскольникове через обращение к Соне, истинной дочери своего отца. Безотцовщина опустошает, связь с самым падшим отцом связывает с Богом, пусть и не суля никакого земного блага.

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений . К поколению “отцов” можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение “детей” – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

Базаров и Павел Петрович. Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев. Базаров – человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей. Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки. Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата – безупречность и элегантность образа.

Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.Жизненные позиции героев крайне противоположны. Они спорят постоянно и спорят обо всем на свете: о том, как дальше развиваться России, о реальном и иррациональном, о полезности науки и искусства, о патриархальности народа. Базаров утверждает, что все старое должно быть разрушено, а Павел Петрович уверен, что все это должно быть сохранено для будущих поколений. Кирсанова возмущает еще и то, что конкретного плана преобразования миропорядка у Базарова и его последователей нет. Они призывают лишь разрушать, а созидать не собираются. В ответ на упрек в этом, Базаров говорит, что сперва нужно «место расчистить».

Базаров и его родители. В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни. Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя. В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.

Аркадий и семья. В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье. И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.

Цитаты и высказывания
«Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

«Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).

«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).

«Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

«Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).

Вот уж кому не следовало бы иметь детей, так это родителям. Сэмюэл Батлер

Читайте также:  Роль искусства в жизни человека 9, 11 класс ЕГЭ ОГЭ сочинение

Искусство старения состоит в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным» (Андре Моруа)

Итоговое сочинение: вопросы и ответы

Какие задачи решает итоговое сочинение?
Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?
При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.

На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
В Критерии 2 указано: «достаточно опоры на один текст». Вместе с тем участнику следует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение. Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента. Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения).

Что собой представляют темы итогового сочинения?
Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Итоговое сочинение – это сочинение по литературе?
Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. По Критерию 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» проверяется «умение строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала». Не предполагается проведение литературоведческого анализа произведений, но участник вправе применить и такой анализ при раскрытии темы.

Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?
В Критерии 2 сказано «Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.

В каких случаях за сочинение может быть выставлен “зачет”?
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.

В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.

Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.

ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ, ПРОВЕРЯЮЩИХ РАБОТЫ:

Каковы особенности заполнения нижней части бланка регистрации?
Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.

  1. Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не проверяется по критериям №1-№5. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
  2. Если за сочинение по критерию №1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №2-№5 не проверяется. В клетки по требованию 2 и всем критериям оценивания выставляется «незачет».
  3. Если за сочинение по критерию по критерию №1 выставлен «зачет», а по критерию №2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №3-№5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания №3-№5 выставляется «незачет».

Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет»-«незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).

Можно ли не проверять сочинения выпускников прошлых лет?
Проверяются все работы, в том числе выпускников прошлых лет.

Какова специфическая роль учителя-словесника при проведении итогового сочинения?
Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.

Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее традиция такая была)?
Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен: “ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений”. Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?
В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В Критерии №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст)».

О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.

В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т.п.).

Итоговое сочинение направление «Отцы и дети» примеры

Комментарий к открытому тематическому направлению Отцы и дети 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Ниже представлены реальные темы итогового сочинения 2015 г. по направлению «Спор поколений: вместе и врозь», которые полностью перекликается в направлении «Отцы и дети» :

  1. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
  2. Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  3. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
  4. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  5. Роль родительского наставления в жизни человека.
  6. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
  7. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
  8. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  9. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  10. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  11. Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
  12. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
  13. Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
  14. Является ли вечным спор поколений?
  15. Всегда ли ценны заветы отцов?
  16. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
  17. В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
  18. Трудно ли быть взрослым?
  19. Какую роль в становлении личности может играть семья?
  20. Рождается ли истина в споре поколений?
  21. «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
  22. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
  23. Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
  24. Почему «отцы и дети» – вечная тема?
  25. Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
  26. Что значит быть взрослым?
  27. Важно ли человеку получить родительское напутствие?
  28. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
  29. Родители и дети: спор или диалог?
  30. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
  31. Возможные темы сочинений:
  32. Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?
  33. Спор поколений — вечный или временный?
  34. Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?
  35. Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?
  36. Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?
  37. В чем заключается конфликт между поколениями?
  38. Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  39. Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  40. Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  41. Почему конфликт отцов и детей вечен?
  42. Что такое преемственность поколений?
  43. Почему отцы всегда поучают детей?
  44. Почему разные поколения не понимают друг друга?
  45. Почему нужно уважать старших?
  46. К чему ведет конфликт отцов и детей?
  47. Как помирить отцов и детей?
  48. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
  49. Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
  50. Смысл названия романа «Отцы и дети»
  51. Дети и детство в русской литературе
  52. Современные проблемы детей
  53. Любовь и дети
  54. Роль семьи в жизни человека
  55. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).
  56. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
  57. Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А. Сухомлинский).
  58. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г. Мопассан).
  59. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).
  60. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
  61. «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).

Список литературных произведений на тему «Отцы и дети» (официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).

«Гроза», А.Н. Островский

«Война и мир», Л.Н. Толстой

«Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский

«Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов

«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин

«Тёмные аллеи», И.А. Бунин

«Обломов», И.А. Гончаров

«Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин

«Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин

«Вишневый сад», А.П. Чехов

«В дурном обществе», В.Г. Короленко

«Детство», А.М. Горький

«Расплата», В. Тендряков

«Завтра была война», Б. Васильев

«Безумная Евдокия», «Шаги», А. Алексин

«Ночь исцеления», «Пара осенней обуви», Б. Екимов

Пример сочинения № 1 по направлению «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. К сожалению, людям, которых разделяет время, трудно найти общий язык, и это повторяется из века в век. Авторы русской и зарубежной литературы писали об этой проблеме в своих книгах и рассматривали методы решения.

Тончайшую работу провел И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Конфликт поколений, изображенный в произведении, далеко выходит за семейные рамки. Это еще и общественная борьба двух разных идей, двух разных эпох: старого дворянства и демократической интеллигенции.

Несмотря на то, что молодой нигилист Базаров и представитель дворянства Кирсанов не связаны семейными узами, основной конфликт разгорается между ними. Я считаю, что проблема отцов и детей – это не просто конфликт в одной семье, непонимание между родителями и детьми. Во многих случаях – это борьба между старшим поколением, которое привыкло жить по своим уставам, и новой, прогрессивной молодежью, которая хочет что-то изменить. И пускай даже молодые люди могут допускать ошибки, но это их жизнь, и они имеют право на свое мнение.

Базаров и Кирсанов спорят о вещах, которые актуальны во все времена. Темы разные, а именно, пути развития страны, науки, искусства, материальные ценности, жизнь простого народа.

В современном обществе также можно провести параллель с романом «Отцы и дети». Старшее поколение часто старается навязать нам свои интересы в вышеуказанных вопросах. Но, как и сам И. С. Тургенев, я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что у старшего поколения уже был шанс создать крепкое общество, а молодым необходимо эту попытку предоставить. Но надо не забывать, что необходимо сохранять связь между «отцами» и «детьми».

О том, почему это так важно, пишет и А.С.Пушкин в повести «Капитанская дочка».

Петруша Гринев свято соблюдал завет отца: «Береги честь смолоду». И эти слова не позволили ему потерять чувство собственного достоинства: когда молодой человек отвечал на клевету Швабрина, герою даже не пришло в голову прикрываться Машиным именем; даже под страхом смерти он не перешел на сторону мятежника Пугачева. Поэтому только связь между отцом и сыном, крепко помнившим наказ родителя, не позволила переступить нравственную черту. Таким образом, обрывать «связующую нить» поколений, как минимум, глупо, потому что без опыта прошлого невозможно будущее.

Примеры ещё скоро будут подписывайтесь на обновления вконтакте.

Ссылка на основную публикацию