Примеры доброты из литературы

Сочинение на тему доброты: примеры и аргументы из литературы

Темами школьных эссе часто являются человеческие качества, как положительные, так и отрицательные. Примером такой работы является итоговое сочинение о доброте. Примеры и аргументы из литературы помогут подкрепить основные тезисы работы, такие как «Доброта спасет мир» или «Почему добро должно быть с кулаками». Аргументы для рассуждений можно брать не только из книг, но и из исторических событий и собственной жизни.

  1. Полезная литература
  2. Алые паруса
  3. Чудесный доктор
  4. Уроки французского
  5. А тем временем где-то
  6. Преступление и наказание
  7. Матренин двор
  8. Судьба человека
  9. Мартин Иден
  10. Другие примеры

Полезная литература

Примеры доброты можно найти во многих произведениях. Это возвышенное качество человеческой души воспевали как русские, так и зарубежные писатели.

Алые паруса

Героиня повести А. Грина «Алые паруса» живет в атмосфере недоброжелательности. Горожане недолюбливают ее отца, а заодно и саму Ассоль. Единственный друг девочки — природа. Но однажды Ассоль встречает старого сказочника Эгля, проявившего к героине настоящую доброту. Эгль рассказала Ассоль о том, что когда-нибудь за ней приплывет парусник с алыми парусами, и прекрасный принц заберет ее и увезет в далекие края.

Так старый сказочник дает Ассоль надежду на счастье, которая помогает ей стойко выдерживать все удары судьбы и одиночество. Благодаря своей вере, девушка встречает свою мечту и обретает заслуженное счастье. Не встреть она Эгля, судьба Ассоль могла бы быть очень печальной. Вот что значит всего одно доброе слово.

Чудесный доктор

Рассказ А. Купина «Чудесный доктор» — яркий пример человеческого сострадания и доброты. От самого названия произведения веет теплом и верой в чудо. История повествует о Емельяне Мерцалове и его семье, на которых несчастья сыплются как из ведра. Доведенный до отчаяния безденежьем, голодом и болезнью ребенка, Мерцалов подумывает о самоубийстве. В этот момент, словно рождественский ангел, ему встречается доктор Пирогов — добрейшей души человек.

Проявив участие к чужой беде, доктор оставляет свои дела и спешит на помощь Мерцаловым. Он не только бесплатно осматривает больного ребенка и выписывает рецепт на лекарства, но и оставляет семье крупную сумму. Но главное, что он дарит Мерцаловым, — это вера в человеческую доброту, которая почти угасла после бесплодных попыток отца семейства занять денег у знакомых.

Великодушный и милосердный поступок Пирогова в корне меняет жизнь Мерцаловых, и удача снова поворачивается к ним лицом. Девочка выздоравливает, мальчики получают образование и хорошую работу. Лишь об одном жалеет Мерцалов: что так и не смог поблагодарить как следует чудесного доктора.

Уроки французского

Доброта учительницы Лидии Михайловны спасает жизнь Володе — главному герою рассказа «Уроки французского» В. Распутина. Узнав, что Володя играет на деньги, учительница не выдает его директору. Проявив человеческое участие, она отправляет голодающему мальчику посылку с едой, а когда ее план не удается, начинает под разными предлогами приглашать его домой и пытается накормить. Предлагает ему играть на деньги, чтобы Володе не нужно было идти на улицу, в сомнительную компанию. Когда директор их застает, Лидия Михайловна берет всю вину на себя: Володю оставляют в школе, а ее увольняют.

Благодаря своей спасительнице, Володя получает возможность продолжать учиться. Если бы не доброта учительницы, мальчику пришлось нелегко: он продолжал играть на улице и, возможно, вскоре об этом узнали бы в школе и выгнали Володю.

Доброта Лидии Михайловны не позволила мальчику ступить на дурной путь и дала шанс на достойное будущее.

А тем временем где-то

В произведениях Анатолия Алексина героям часто приходится делать нелегкий выбор между равнодушием и участием, жестокостью и милосердием, подлостью и благородством. Одним из ярких примеров проявления доброты является повесть «А тем временем где-то». Главный герой, школьник Сережа, растет в образцово-показательной семье. Но однажды Сережа узнает, что когда-то у его отца была другая жена — женщина присылает письмо, в котором просит о помощи. Почувствовав, что его идеальной семье угрожает опасность, мальчик не передает письмо отцу и сам отправляется к незнакомке, чтобы попросить ее больше не тревожить их.

Нина Георгиевна оказывается одинокой, немолодой и встревоженной женщиной. Сережа проникается к ней сочувствием и начинает навещать почти каждый день. Дружба перерастает в привязанность, и Сережа становится для Нины Георгиевны совсем близким и родным, наполняя ее жизнь смыслом. В момент, когда ее настигает настоящая беда (приемный сын Шурик бросает Нину Георгиевну, потому что нашел настоящих родителей, и уходит, даже не попрощавшись), Сережа оказывается рядом. Даже когда семья мальчика переезжает, Сережа жертвует каникулами на море и выбирает поездку к Нине Георгиевне, потому что не хочет быть ее «третьей потерей». Так доброта Сережи спасает жизнь одинокой женщины.

Преступление и наказание

Героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова является воплощением доброты и милосердия. Она жалеет всех, кто ее окружает:

  • отца-пьяницу;
  • мачеху;
  • сводных братьев и сестер.

Чтобы не дать семье умереть с голоду, Соня торгует собственным телом. Жалеет она и Раскольникова. Узнав, что он совершил преступление, девушка не отворачивается от него, а продолжает общаться и постепенно помогает Родиону прийти к покаянию и спасти свою душу. Отправляется с ним в Сибирь, где поддерживает не только Раскольникова, но и других обитателей каторги.

Героиня не может оставаться равнодушной к проблемам людей, поэтому являет собой настоящий нравственный идеал: благодаря ее светлой и доброй душе, мир вокруг становится чище и лучше.

Матренин двор

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» истинным воплощением доброты и отзывчивости является Матрена. Она самоотверженно помогает односельчанам справляться с тяготами крестьянской жизни. Безвозмездно выполняет тяжелую работу, потому что некорыстна и хочет быть полезной обществу. Берет на воспитание чужого ребенка, пускает в дом рассказчика, хотя сама живет в нужде.

Жизнь Матрены полна тягот и лишений, она часто сталкивается с жестокостью людей, которые не чувствуют благодарности к женщине и пользуются ее добротой. Фаддей, дочь которого воспитывает Матрена, не только не помогает ей, но и старается сделать ее жизнь еще тяжелее. Но чужая жестокость не озлобляет Матрену — до конца жизни она остается милосердной и бескорыстной. Ее можно назвать истинным примером праведности. Солженицын любуется своей героиней, показывая, что настоящую доброту ничто не может сломить.

Судьба человека

По-настоящему добрым сердцем обладает герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов прошел через все круги ада: потерял семью, участвовал в страшных боях на передовой, выжил в концлагере. Потеряв, казалось бы, всякий смысл в жизни после войны, герой встретил мальчика-сироту Ванюшку, который тоже лишился семьи и вынужден был бродяжничать.

Андрей сказал мальчику, что он его отец, и стал воспитывать Ванюшку как собственного сына. Доброта не позволила Андрею пройти мимо чужой беды — его поступок не только подарил счастье мальчику, но и позволил самому герою возродиться к новой жизни. Шолохов показывает, что, обладая добрым сердцем, можно пережить даже самые страшные потрясения.

Мартин Иден

В романе Джека Лондона «Мартин Иден» герою приходится пройти через множество испытаний на своем пути. Встречает он и жестокость, и равнодушие, и настоящую доброту. Мартин хочет стать писателем, но издательства один за одним отказываются публиковать его творения. Когда последние сбережения героя тают, он оказывается в тяжелом положении. Долги, голод и отсутствие каких-либо перспектив сказываются на здоровье Мартина: он тяжело заболевает.

В эту тяжелую минуту герою помогает бедная женщина, у которой Мартин снимает комнату. Необразованная и грубоватая Мария Сильва занимается тяжелой поденной работой, чтобы выжить и прокормить своих детей. Несмотря на то что она сама живет в нужде, Мария без колебаний помогает Мартину: выхаживает его и кормит, понимая, что тем самым отнимает кусок хлеба у собственных ребятишек. Благодаря доброму сердцу женщины, Мартин выздоравливает и находит в себе силы двигаться дальше.

Когда к Мартину приходят, наконец, слава и богатство, герой не забывает о своей спасительнице, покупает ей дом и оставляет крупную сумму, чтобы Марии больше никогда не приходилось стирать чужое белье.

Другие примеры

Для сочинения на тему доброты в литературе можно найти еще множество примеров:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстого — Марья Болконская;
  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина — Василиса Егоровна;
  • «Детство» Л. Н. Толстого — Наталья Савишна;
  • «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсена — гадкий утенок;
  • «Дубровский» А. С. Пушкина — Маша Троекурова;
  • «Бедная Лиза» М. Н. Карамзина — Лиза;
  • Маркус Зусак «Книжный вор».

Это лишь краткий список произведений для ЕГЭ, в которых можно почерпнуть примеры доброты. В литературе есть не только примеры милосердия, но и демонстрация того, как отсутствие доброты и человеческие слабости могут погубить жизнь другого человека. Среди таких произведений — «Обломов» Н. Гончарова, «Шинель» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» А. С. Пушкина и многие другие.

Примеры доброты из литературы

Полный сборник всех вариантов итоговых сочинений по Русскому языку

Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

Как раскрыть тему Добро и зло. Итоговое сочинение

Аргументы для итогового сочинения Добро и зло

Список литературы для итогового сочинения Добро и зло

Цитаты и афоризмы по сочинению Добро и зло

Готовые сочинения по направлению «Добро и зло»

Данное итоговое декабрьское сочинение – рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2020 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?

Что такое доброта? По моему мнению, доброта – это способность оказать помощь человеку в то время, когда она требуется. Это умение понять и простить раскаявшихся, дать совет нуждающимся. В наше время много людей, соответствующих этим критериям. Но их становится всё меньше и меньше. Уходят поколения, но на их место приходит другое, а доброта по-прежнему остается необходимостью. Нельзя представить общество без добрых людей. Кто из героев отечественной литературы обладал безграничной добротой? Ответ на этот вопрос можно найти в художественной литературе.

Вспомним произведение Александра Исаевича Солженицына “Матрёнин двор”. Матрёна Васильевна-простая русская женщина, в которой можно увидеть безграничную доброту, любовь и сострадание к людям. Несмотря на то что осталась одна, все близкие ушли из жизни, она всегда оказывала помощь всем, кто просил об этом. Не было такого случая, чтобы Матрена кому-то отказала. Можно сказать, что вся её жизнь прошла в трудах и заботах. Но закончилась она трагически: Матрёна погибла при перевозке бревен. Считаю, что поступки этого человека – яркий пример бескрайней доброты.

Иногда люди, желающие помочь другим, жертвуют своими ценностями, статусом или жизнью. Обратимся к рассказу Валентина Григорьевича Распутина “Уроки французского”. Одиннадцатилетнего мальчика Володю отправляют учиться в райцентр, что за пятьдесят километров от родного села. Поселяется у родственников, живет самостоятельно. Но одноклассник Федька заманивает его в азартные игры. Сначала Володе везёт: он выигрывает деньги и покупает молоко. Но потом старшие начинают его бить и отнимать весь выигрыш. После этого Володя не связывается с ними. Голод и тоска настигли мальчика. Но вдруг его в гости приглашает учительница французского языка Лидия Михайловна. Узнав о том, что он из далекого села и иногда голодает, она решила ему помочь. Проявляя свою доброту, она тайно подсунула макароны и гематоген. Но такой способ помощи потерпел крах: Володя обо всём догадался. И учительница решила играть с учеником на деньги. Так у пятиклассника появился заработок и возможность прокормить себя. Но вскоре их обнаружил директор, и Лидия Михайловна уволилась из школы. Её желание помочь хоть как-нибудь, запомнилось автору навсегда. Иными словами, поступки учительницы являются примером для подражания.

В заключение хочу сказать, что в русской классической литературе очень много персонажей, обладающих безграничной добротой. Они являются светом для тех, кто хочет воспользоваться им в мирных целях. Ведь, как известно, всё возвращается по закону бумеранга: оказал помощь -тебе помогут. Но хотелось бы, чтобы такие герои присутствовали не только в литературе, но и в повседневной, обыденной жизни. Без них наше существование бессмысленно.

Читать далее.

Сочинение на тему доброты: примеры и аргументы из литературы

Темами школьных эссе часто являются человеческие качества, как положительные, так и отрицательные. Примером такой работы является итоговое сочинение о доброте. Примеры и аргументы из литературы помогут подкрепить основные тезисы работы, такие как «Доброта спасет мир» или «Почему добро должно быть с кулаками». Аргументы для рассуждений можно брать не только из книг, но и из исторических событий и собственной жизни.

  1. Полезная литература
  2. Алые паруса
  3. Чудесный доктор
  4. Уроки французского
  5. А тем временем где-то
  6. Преступление и наказание
  7. Матренин двор
  8. Судьба человека
  9. Мартин Иден
  10. Другие примеры

Полезная литература

Примеры доброты можно найти во многих произведениях. Это возвышенное качество человеческой души воспевали как русские, так и зарубежные писатели.

Алые паруса

Героиня повести А. Грина «Алые паруса» живет в атмосфере недоброжелательности. Горожане недолюбливают ее отца, а заодно и саму Ассоль. Единственный друг девочки — природа. Но однажды Ассоль встречает старого сказочника Эгля, проявившего к героине настоящую доброту. Эгль рассказала Ассоль о том, что когда-нибудь за ней приплывет парусник с алыми парусами, и прекрасный принц заберет ее и увезет в далекие края.

Так старый сказочник дает Ассоль надежду на счастье, которая помогает ей стойко выдерживать все удары судьбы и одиночество. Благодаря своей вере, девушка встречает свою мечту и обретает заслуженное счастье. Не встреть она Эгля, судьба Ассоль могла бы быть очень печальной. Вот что значит всего одно доброе слово.

Чудесный доктор

Рассказ А. Купина «Чудесный доктор» — яркий пример человеческого сострадания и доброты. От самого названия произведения веет теплом и верой в чудо. История повествует о Емельяне Мерцалове и его семье, на которых несчастья сыплются как из ведра. Доведенный до отчаяния безденежьем, голодом и болезнью ребенка, Мерцалов подумывает о самоубийстве. В этот момент, словно рождественский ангел, ему встречается доктор Пирогов — добрейшей души человек.

Проявив участие к чужой беде, доктор оставляет свои дела и спешит на помощь Мерцаловым. Он не только бесплатно осматривает больного ребенка и выписывает рецепт на лекарства, но и оставляет семье крупную сумму. Но главное, что он дарит Мерцаловым, — это вера в человеческую доброту, которая почти угасла после бесплодных попыток отца семейства занять денег у знакомых.

Великодушный и милосердный поступок Пирогова в корне меняет жизнь Мерцаловых, и удача снова поворачивается к ним лицом. Девочка выздоравливает, мальчики получают образование и хорошую работу. Лишь об одном жалеет Мерцалов: что так и не смог поблагодарить как следует чудесного доктора.

Уроки французского

Доброта учительницы Лидии Михайловны спасает жизнь Володе — главному герою рассказа «Уроки французского» В. Распутина. Узнав, что Володя играет на деньги, учительница не выдает его директору. Проявив человеческое участие, она отправляет голодающему мальчику посылку с едой, а когда ее план не удается, начинает под разными предлогами приглашать его домой и пытается накормить. Предлагает ему играть на деньги, чтобы Володе не нужно было идти на улицу, в сомнительную компанию. Когда директор их застает, Лидия Михайловна берет всю вину на себя: Володю оставляют в школе, а ее увольняют.

Благодаря своей спасительнице, Володя получает возможность продолжать учиться. Если бы не доброта учительницы, мальчику пришлось нелегко: он продолжал играть на улице и, возможно, вскоре об этом узнали бы в школе и выгнали Володю.

Доброта Лидии Михайловны не позволила мальчику ступить на дурной путь и дала шанс на достойное будущее.

А тем временем где-то

В произведениях Анатолия Алексина героям часто приходится делать нелегкий выбор между равнодушием и участием, жестокостью и милосердием, подлостью и благородством. Одним из ярких примеров проявления доброты является повесть «А тем временем где-то». Главный герой, школьник Сережа, растет в образцово-показательной семье. Но однажды Сережа узнает, что когда-то у его отца была другая жена — женщина присылает письмо, в котором просит о помощи. Почувствовав, что его идеальной семье угрожает опасность, мальчик не передает письмо отцу и сам отправляется к незнакомке, чтобы попросить ее больше не тревожить их.

Читайте также:  Сочинение на тему Что важнее - любить или быть любимым?

Нина Георгиевна оказывается одинокой, немолодой и встревоженной женщиной. Сережа проникается к ней сочувствием и начинает навещать почти каждый день. Дружба перерастает в привязанность, и Сережа становится для Нины Георгиевны совсем близким и родным, наполняя ее жизнь смыслом. В момент, когда ее настигает настоящая беда (приемный сын Шурик бросает Нину Георгиевну, потому что нашел настоящих родителей, и уходит, даже не попрощавшись), Сережа оказывается рядом. Даже когда семья мальчика переезжает, Сережа жертвует каникулами на море и выбирает поездку к Нине Георгиевне, потому что не хочет быть ее «третьей потерей». Так доброта Сережи спасает жизнь одинокой женщины.

Преступление и наказание

Героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова является воплощением доброты и милосердия. Она жалеет всех, кто ее окружает:

  • отца-пьяницу;
  • мачеху;
  • сводных братьев и сестер.

Чтобы не дать семье умереть с голоду, Соня торгует собственным телом. Жалеет она и Раскольникова. Узнав, что он совершил преступление, девушка не отворачивается от него, а продолжает общаться и постепенно помогает Родиону прийти к покаянию и спасти свою душу. Отправляется с ним в Сибирь, где поддерживает не только Раскольникова, но и других обитателей каторги.

Героиня не может оставаться равнодушной к проблемам людей, поэтому являет собой настоящий нравственный идеал: благодаря ее светлой и доброй душе, мир вокруг становится чище и лучше.

Матренин двор

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» истинным воплощением доброты и отзывчивости является Матрена. Она самоотверженно помогает односельчанам справляться с тяготами крестьянской жизни. Безвозмездно выполняет тяжелую работу, потому что некорыстна и хочет быть полезной обществу. Берет на воспитание чужого ребенка, пускает в дом рассказчика, хотя сама живет в нужде.

Жизнь Матрены полна тягот и лишений, она часто сталкивается с жестокостью людей, которые не чувствуют благодарности к женщине и пользуются ее добротой. Фаддей, дочь которого воспитывает Матрена, не только не помогает ей, но и старается сделать ее жизнь еще тяжелее. Но чужая жестокость не озлобляет Матрену — до конца жизни она остается милосердной и бескорыстной. Ее можно назвать истинным примером праведности. Солженицын любуется своей героиней, показывая, что настоящую доброту ничто не может сломить.

Судьба человека

По-настоящему добрым сердцем обладает герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов прошел через все круги ада: потерял семью, участвовал в страшных боях на передовой, выжил в концлагере. Потеряв, казалось бы, всякий смысл в жизни после войны, герой встретил мальчика-сироту Ванюшку, который тоже лишился семьи и вынужден был бродяжничать.

Андрей сказал мальчику, что он его отец, и стал воспитывать Ванюшку как собственного сына. Доброта не позволила Андрею пройти мимо чужой беды — его поступок не только подарил счастье мальчику, но и позволил самому герою возродиться к новой жизни. Шолохов показывает, что, обладая добрым сердцем, можно пережить даже самые страшные потрясения.

Мартин Иден

В романе Джека Лондона «Мартин Иден» герою приходится пройти через множество испытаний на своем пути. Встречает он и жестокость, и равнодушие, и настоящую доброту. Мартин хочет стать писателем, но издательства один за одним отказываются публиковать его творения. Когда последние сбережения героя тают, он оказывается в тяжелом положении. Долги, голод и отсутствие каких-либо перспектив сказываются на здоровье Мартина: он тяжело заболевает.

В эту тяжелую минуту герою помогает бедная женщина, у которой Мартин снимает комнату. Необразованная и грубоватая Мария Сильва занимается тяжелой поденной работой, чтобы выжить и прокормить своих детей. Несмотря на то что она сама живет в нужде, Мария без колебаний помогает Мартину: выхаживает его и кормит, понимая, что тем самым отнимает кусок хлеба у собственных ребятишек. Благодаря доброму сердцу женщины, Мартин выздоравливает и находит в себе силы двигаться дальше.

Когда к Мартину приходят, наконец, слава и богатство, герой не забывает о своей спасительнице, покупает ей дом и оставляет крупную сумму, чтобы Марии больше никогда не приходилось стирать чужое белье.

Другие примеры

Для сочинения на тему доброты в литературе можно найти еще множество примеров:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстого — Марья Болконская;
  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина — Василиса Егоровна;
  • «Детство» Л. Н. Толстого — Наталья Савишна;
  • «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсена — гадкий утенок;
  • «Дубровский» А. С. Пушкина — Маша Троекурова;
  • «Бедная Лиза» М. Н. Карамзина — Лиза;
  • Маркус Зусак «Книжный вор».

Это лишь краткий список произведений для ЕГЭ, в которых можно почерпнуть примеры доброты. В литературе есть не только примеры милосердия, но и демонстрация того, как отсутствие доброты и человеческие слабости могут погубить жизнь другого человека. Среди таких произведений — «Обломов» Н. Гончарова, «Шинель» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» А. С. Пушкина и многие другие.

Добро и зло в произведениях русской литературы

В своей работе я хочу проследить, как видоизменялась эта проблема у разных авторов в разные времена. Разумеется, я остановлюсь подробнее только на отдельных произведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
nauchnaya_rabota_gorshkovoy_e.p..doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Добро и зло в произведениях русской литературы

Выполнила: Горшкова Елена Павловна

Ученица 11 класса А школы №28

Проверила: Сабаева Ольга Николаевна

преподаватель русского языка и

литературы школы №28

2. «Житие Бориса и Глеба» 4

3. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» 5

4. М.Ю. Лермонтов «Демон» 6

5. Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание» 7

6. А.Н. Островский «Гроза» 10

7. М.А. Булгаков «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» 12

8. Заключение 14

9. Список используемой литературы 15

В моей работе речь пойдет о добре и зле. Проблема добра и зла – это вечная проблема, которая волновала и будет волновать человечество. Когда нам в детстве читают сказки, то в конце-концов в них практически всегда побеждает добро, и сказка заканчивается фразой: «И все они жили долго и счастливо…». Мы растем, и со временем становится понятно, что это не всегда так. Однако не бывает такого, чтобы человек был абсолютно чист душой, без единого изъяна. В каждом из нас существуют недостатки, и их немало. Но это не значит, что мы злые. В нас очень много и хороших качеств. Так тема добра и зла возникает уже в древнерусской литературе. Как говорится в «Поучении Владимира Мономаха»: « … Подумайте, дети мои, как милостлив к нам Человеколюбец Бог и премилостлив. Мы вот люди грешные и смертные, а все же, если кто причинит нам зло, мы готовы, кажется, тут же приколоть его и отмстить; а Господь нам, Владыка живота (жизни) и смерти, терпит нам грехи наши, хотя они превышают главы наши, и во всю жизнь нашу, как отец, любящий свое дитя, и наказывает, и опять привлекает нас к Себе. Он указал нам, как избавиться от врага и победить его, – тремя добродетелями: покаянием, слезами и милостынею…».

«Поучение» – не только литературное произведение, но и важный памятник общественной мысли. Владимир Мономах, один из наиболее авторитетных киевских князей, пытается убедить современников в пагубности междоусобных раздоров – ослабленная внутренней враждой Русь не сможет активно противостоять внешним врагам.

В своей работе я хочу проследить, как видоизменялась эта проблема у разных авторов в разные времена. Разумеется, я остановлюсь подробнее только на отдельных произведениях.

2. «Житие Бориса и Глеба»

Ярко выраженное противопоставление добра и зла мы встречаем в произведении древнерусской литературы «Житие и погубление Бориса и Глеба», принадлежащее перу Нестора, монаха Киево-Печерского монастыря. Историческая основа событий такова. В 1015 году умирает старый князь Владимир, желавший назначить наследником своего сына Бориса, которого в это время не было в Киеве. Брат Бориса Святополк, замыслив овладеть престолом, велит убить Бориса и его младшего брата Глеба. Возле их тел, брошенных в степи, начинают происходить чудеса. После победы Ярослава Мудрого над Святополком тела были перезахоронены и братья провозглашены святыми.

Святополк помышляет и действует по наущению дьявола. «Историографическое» введение в житие отвечает представлениям о единстве мирового исторического процесса: события, происшедшие на Руси, лишь частный случай извечной борьбы Бога и дьявола – добра и зла.

«Житие Бориса и Глеба» – рассказ о мученической смерти святых. Основная тема определяла и художественную структуру такого произведения, противопоставление добра и зла, мученика и мучителей, диктовала особую напряженность и «плакатную» прямоту кульминационной сцены убийства: она должна быть долгой и нравоучительной.

По-своему взглянул на проблему добра и зла А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин».

3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Своих персонажей поэт не разделяет на положительных и отрицательных. Он дает каждому из героев несколько противоречащих друг другу оценок, заставляя взглянуть на героев с нескольких точек зрения. Пушкин хотел добиться максимального жизнеподобия.

Трагедия Онегина заключается в том, что он отверг любовь Татьяны, боясь потерять свою свободу, и не смог порвать со светом, поняв его ничтожность. В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни и «начал странствия». Герой, вернувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он уже теперь не сможет, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он сталкивался, и думать только о себе. Он стал гораздо серьезнее, внимательнее к окружающим, теперь он способен к сильным чувствам, целиком захватывающим его и потрясающим его душу. И тут судьба снова сводит его с Татьяной. Но Татьяна отказывает ему, так как она смогла увидеть то себялюбие, тот эгоизм, который лежал в основе его чувства к ней.. В Татьяне говорят оскорбленные чувства: настала ее очередь отчитывать Онегина за то, что он не сумел вовремя разглядеть в ней всю глубину ее души.

В душе Онегина происходить борьба добра и зла, но, в конце концов, побеждает добро. О дальнейшей судьбе героя мы не знаем. Но возможно он стал бы декабристов, к чему вела вся логика развития характера, изменившегося под влиянием нового круга жизненных впечатлений..

Далее М.Ю. Лермонтов в своей поэме «Демон» тоже рассматривает тему добра и зла.

4.М.Ю. Лермонтов «Демон»

Тема проходит через все творчество поэта, но я хочу остановиться только на этом произведении, т.к. в нём проблема добра и зла рассматривается очень остро. Демон, олицетворение зла, любит земную женщину Тамару и готов ради неё возродиться к добру, но Тамара по своей природе не способна ответить на его любовь. Земной мир и мир духов не могут сойтись, девушка погибает от одного поцелуя Демона, и его страсть остается неутоленной.

В начале поэмы Демон- это зло, но к концу становится понятно, что это зло можно искоренить. Тамара же изначально представляет добро, но Демону она причиняет страдание, раз не может ответить на его любовь, а значит, для него она становится злом.

5.Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

История Карамазовых – это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное изображение современной интеллигентской России. Это эпическое произведение о прошедшем, настоящем и будущем России. С точки зрения жанра – это сложное произведение. Оно представляет собой сплав «жития» и «романа», философских «поэм» и «поучений», исповедей, идеологических диспутов и судебных речей. Основная проблематика – философия и психология «преступления и наказания», борьба «Божьего» и «дьявольского» в душах людей.

Основную идею романа «Братья Карамазовы» Достоевский сформулировал в эпиграфе «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то принесет много плода» (Евангелие от Иоанна). Это мысль о неизбежно происходящем в природе и в жизни обновлении, которое непременно сопровождается умиранием старого. Широта, трагизм, неодолимость процесса обновления жизни исследованы Достоевским во всей глубине и сложности. Жажда преодоления уродливого и безобразного в сознании и поступках, надежда на нравственное возрождение и приобщение к чистой, праведной жизни переполняют всех героев романа. Отсюда «надрыв», падение, исступленность героев, их отчаяние.

Тему добра и зла автор продолжает и в другом своем произведении в романе « Преступление и наказание» .

В центре этого романа фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, который поддался новым идеям, новым теориям, носящимся в обществе. Раскольников – человек мыслящий. Он создает теорию, в которой пытается не только объяснить мир, но и выработать собственную мораль. Он убежден, что человечество делится на две категории: одни – «право имеют», а другие – «твари дрожащие», которые служат «материалом» для истории. К этой теории раскольников пришел в результате наблюдений современной ему жизни, в которой меньшинству позволено все, а большинству – ничего. Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к какому типу относится он сам. И для выяснения этого он решается на страшный эксперимент, намечает себе в жертву старуху – процентщицу, приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели. Действие романа выстроено как опровержение теории Раскольникова и последующее его выздоровление. Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Чувство отрезанности, одиночества становится страшным наказанием для преступника. Раскольников убеждается в том, что ошибся в своей гипотезе. Он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника. В конце романа Раскольников берет в руки Евангелие – это символизирует духовный перелом героя, победу доброго начала в душе героя над его гордыней, которая порождает зло.

Раскольников, как мне кажется, вообще очень противоречивая личность. Во многих эпизодах современному человеку его сложно понять: многие его высказывания опровергаются друг другом. Ошибка Раскольникова в том, что он не увидел в своей идее самого преступления, того зла, которое он совершил.

Состояние Раскольникова характеризуется автором такими словами, как «мрачный», «подавленный», «нерешительный». Я думаю, это показывает несовместимость теории Раскольникова с жизнью. Хотя он и убежден в своей правоте, эта убежденность что-то не очень уверенная. Если бы Раскольников был прав, то события и его чувства Достоевский описывал бы не мрачно – желтыми тонами, а светлыми, но они появляются только в эпилоге. Он был не прав в том, что взял на себя роль Бога, имел смелость за Него решать, кто должен жить, кто должен умереть.

Раскольников все время колеблется между верой и неверием, добром и злом, и Достоевскому не удается убедить читателя даже в эпилоге, что евангельская правда стала и правдой Раскольникова.

Так в поисках, душевных муках и мечтаниях Раскольникова отразились собственные сомнения, внутренняя борьба, споры с самим собой, которые непрестанно ведет Достоевский.

А.Н.Островский в своем произведении «Гроза» так же затрагивает тему добра и зла.

В «Грозе», по мнению критика, «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены до самых трагических последствий. Катерину Добролюбов считает силой, которая может противостоять костному старому миру, новой силой, воспитанной этим царством и потрясающей его основы.

В пьесе «Гроза» противопоставлены два сильных и цельных характера Катерины Кабановой, купеческой жены, и её свекрови Марфы Кабановой, которую давно прозвали Кабанихой.

Главное различие между Катериной и Кабанихой, различие, которое разводит их на разные полюса, заключается в том, что следование традициям старины для Катерины является душевной потребностью, а для Кабанихи это попытка обрести необходимую и единственную опору в предчувствии крушения патриархального мира. Она не вдумывается в суть порядка, который оберегает, она выхолостила из него смысл, содержание, оставив только форму, превратив его тем самым в догму. Прекрасную сущность старинных традиций и обычаев она превратила в бессмысленный обряд, что сделало их противоестественными. Можно сказать Кабаниха в «Грозе»( так же как и Дикой) олицетворяет собой явление, свойственное кризисному состоянию патриархального уклада жизни, а не присущие ему изначально. Мертвящее воздействие кабаних и диких на живую жизнь с особой очевидностью проявляется именно тогда, когда жизненные формы лишаются прежнего содержания и сохраняются уже как музейные реликвии.. Катерина же представляет собой лучшие качества патриархальной жизни в их первозданной чистоте.

Таким образом, Катерина принадлежит патриархальному миру- в его все остальные персонажи. Художественное назначение последних –обрисовать причины обреченности на гибель патриархального мира настолько полно и многостроение, насколько это возможно. Так, Варвара научилась обманывать и пользоваться случаем; она, как и Кабаниха, следует принципу:«делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».Получается что Катерина в данной драме – добро, а остальные персонажи – представители зла.

7.М.А.Булгаков «Белая гвардия»

В романе рассказывается о событиях 1918-1919 гг., когда Киев был оставлен германскими войсками, сдавшим город петлюровцам. Офицеры бывшей царской армии были преданы на милость врага.

В центре повествования – судьба одной такой офицерской семьи. Для Турбиных, сестры и двух братьев, основополагающее понятие – честь, которая понимается ими как служение отечеству. Но в перипетиях Гражданской войны отечество перестало существовать, и привычные ориентиры исчезли. Турбины пытаются найти для себя место в меняющемся на глазах мире, сохранить в себе человечность, добро души, не озлобиться. И это удается героям.

В романе звучит апелляция к Высшим силам, которые должны спасти людей в период безвременья. Алексею Турбину снится сон, в котором на небо (в Рай) попадают и Белые, и Красные, потому что и те, и другие любимы Богом. А значит, в итоге добро должно победить.

Тему «добра и зла» автор продолжает и в другом своем произведении – романе «Мастер и Маргарита» .

В Москву с ревизией приезжает дьявол – Воланд. Он наблюдает за московскими мещанами и выносит им приговор. Кульминация романа – бал Воланда, после которого он узнает историю Мастера. Воланд берет Мастера под своё покровительство.

Прочтя роман о себе, Иешуа (в романе он представитель сил Света) решает, что Мастер, создатель романа, достоин Покоя. Мастер и его возлюбленная умирают, и Воланд провожает их к месту, где им теперь предстоит жить. Это – угодный дом, само воплощение идиллии. Так человек, уставший от битв жизни, получает то, к чему стремился душой. Булгаков намекает, что кроме посмертного состояния, определяется как «Покой», есть и другое высшее состояние – «Свет», но Света Мастер не достоин. Исследователи до сих пор спорят, почему Мастеру отказано в Свете. В этом смысле интересно высказывание И. Золотусского: «Это сам Мастер карает себя за то, что из его души ушла любовь. Тот, кто покидает дом или кого покидает любовь, не заслужил Света… Даже Воланд теряется перед этой трагедией усталости, трагедией желания уйти из мира, покинуть жизнь»

Роман Булгакова об извечной борьбе добра и зла. Это произведение, посвященное не судьбе определенного человека, семьи или даже группы людей, как–то между собой связанных, – он рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии. Временной интервал почти в два тысячелетия, разделяющий действие романа об Иисусе и Пилате и романа о Мастере, лишь подчеркивает, что проблемы добра и зла, свободы духа человека, отношения его с обществом – это вечные, непреходящие проблемы, актуальные для человека любой эпохи.

Пилат у Булгакова вовсе не показан классическим злодеем. Прокуратор не хочет зла Иешуа, к жестокости и социальной несправедливости привела его трусость. Именно страх делает неплохих, неглупых и храбрых людей слепым оружием злой воли. Трусость – это крайнее выражение внутренней подчиненности, несвободы духа, зависимости человека. Она особенно опасна ещё и тем , что, раз смирившись с ней, человек уже не в силах от нее отделаться. Таким образом, могущественный прокуратор превращается в жалкое, безвольное существо. Зато бродяга философ крепок своей наивной верой в добро, которую не могут отнять у него ни страх наказания, ни зрелище всеобщей несправедливости. В образе Иешуа Булгаков воплотил идею добра и неизменной веры. Несмотря ни на что, Иешуа продолжает верить в то, что злых, плохих людей нет на свете. Он и умирает на кресте с этой верой.

Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представлено в конце романа А.Н.Булгакова «Мастер и Маргарита», когда Воланд со своей свитой покидает Москву. Что же мы видим? «Свет» и «тьма» стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа.

Что есть добро и что есть зло на земле? Как известно, две противоположные силы не могут не вступить в борьбу друг с другом, поэтому вечна борьба между ними. Пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Всегда будет происходить борьба добра со злом.

Таким образом, я пришла к выводу, что силы добра и зла в мире литературы равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха, и нет такого человека, который бы полностью утратил способность вершить добро.

Доброта и жестокость — как написать итоговое сочинение (подбор аргументов, темы и пример работы)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Не за горами декабрь, а значит, до написания итогового сочинения остаётся ровно месяц.

Это не так уж мало, если учесть, что за четыре недели, изрядно потрудившись, можно написать от 5 до 10 пробных сочинений.

Данная статья посвящена одному из тематических направлений, предложенных выпускникам в 2018 году. Оно сформулировано так: сочинение «Доброта и жестокость (что это?)». Чтобы успешно написать текст по данной теме, достаточно совершить несколько простых действий.

Формулируем конкретные темы сочинения

Для начала предлагаем осмыслить заявленное направление и сформулировать 5 приблизительных тем. Это не означает, что они достанутся вам на экзамене. Зато, написав эссе хотя бы по одной-двум из них, вы приблизитесь к пониманию проблемы. Для примера возьмём следующие темы :

  1. — «Как доброта и жестокость уживаются в сердце человека?»;
  2. — «Способен ли жестокий человек на добрый поступок?»;
  3. — «Почему добрые люди становятся жестокими?»;
  4. — «Где кончается доброта и начинается жестокость в ситуации войны?»;
  5. — «Отчего дети бывают жестокими по отношению друг к другу?».

Выбирайте тему, которая вам ближе, и приступайте к следующему этапу работы.

Ищем цитаты

Разнообразить сочинение помогут цитаты. Их лучше всего поместить во вступлении к сочинению. Хорошо подобранная цитата даёт возможность оттолкнуться от неё и сформулировать собственный тезис (что это?).

Для связи предложений используйте выражения, построенные на основе принятия аргумента:

«Известный учёный высказал мысль о том, что жёлтые единороги – довольно редкие существа, и с этим нельзя не согласиться / эта мысль находит подтверждение в художественной литературе, / и жизненный опыт подтверждает это…»

или на основе его опровержения:

«Писатель предлагает рассматривать жёлтых единорогов как нормальное явление, но мы попробуем… доказать обратное / поспорить с этой точкой зрения / рассуждать иначе…»

Например, используя афоризм Оноре де Бальзака:

«Жестокость и страх пожимают руки друг другу»

Можно прокомментировать сочинение о причинах жестокости.

А цитата Льва Толстого о доброте станет лучшим началом собственного рассуждения:

«Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются…»

Аргументы из литературы на тему доброты и жестокости

Хорошей иллюстрацией по заявленному направлению станет поведение Пугачёва в « Капитанской дочке » А.С. Пушкина.

Ужасающие своей жестокостью сцены расправы повстанцев над капитаном и капитаншей сменяются эпизодом необъяснимого добродушия бунтовщика по отношению к Петру Гринёву. Что заставляет одного и того же человека быть то бессердечным, то милостивым?

Знаменитая гоголевская повесть « Тарас Бульба » рассказывает о быте казаков, цель жизни которых защищать Родину (что это?) в ратном бою. В ситуации войны мир делится на «своих» и «чужих», поэтому сердечный и справедливый в мирной жизни Тарас Бульба становится беспощадным к сыну, когда речь заходит о верности Отчизне.

Веря, что правый карает неправого, «свой» – «чужого», отец жестоко убивает собственного сына. Жестокость Бульбы обусловлена эпохой, в которой он живёт, культурой и традициями его среды.

М. Горький в пьесе « На дне » рисует образы героев, оказавшихся вне нормальной социальной среды. Все они, по разным обстоятельствам, становятся обитателями ночлежки, в которой царят жестокость, зависть, стремление к обману.

Только Лука-утешитель добр. Но на поверку его доброта оказывается недостаточной для их спасения: она растворяется в словах и не подтверждается делами. Такая доброта хуже жестокости: она становится губительной для персонажей.

Помимо названных произведений , допустимо обращаться за аргументами к:

  1. рассказу И. С. Тургенева «Му-му»
  2. его роману «Отцы и дети»
  3. роману И. А. Гончарова «Обломов»
  4. поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»
  5. рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор
  6. роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
  7. роману-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон»
  8. и другим литературным источникам.

Приступаем к работе

При написании сочинения постараемся максимально ёмко сформулировать главную мысль , проиллюстрировать её логичными, взаимосвязанными аргументами и сделать вывод, соответствующий основному тезису, озвученному вначале.

Набросаем план : «Доброта и жестокость. Сочинение». Он должен состоять из трёх элементов:

  1. — вступления;
  2. — основной части;
  3. — заключения.

Дополнительные советы принимайте здесь:

Для примера возьмём третью тему: « Почему добрые люди становятся жестокими ». На черновике запишем аргументы, которые помогут проиллюстрировать злое, агрессивное поведение человека, прежде бывшего на хорошем счету.

К двум основным аргументам не лишним будет добавить третий (лучше – из западноевропейской литературы). Каждый абзац должен заканчиваться мини-выводом, а весь текст работы – обобщающим умозаключением.

Пример итогового сочинения: «Почему добрые люди становятся жестокими?»

Китайский мудрец Конфуций сказал: «Все люди рождаются добрыми». С этим трудно поспорить: младенцы не знают зависти, лукавства, лжи. Они беззащитны перед людьми и одинаково открыты для добра и зла. Почему же происходит так, что добрые люди становятся жестокими?

В любящих семьях растут спокойные сыновья и ласковые дочери. А если семья неблагополучная (родители ссорятся, занимаются только собой, пропадают совсем), детство рушится. Каким будет человек – зависит от среды, в которой он растёт. Если некто добродушный проявляет агрессию и чёрствость по отношению к другим, значит, ему сделали больно, его обидели, оскорбили, заставили разувериться в людях.

Пример тому – чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель». Честно служа в своём департаменте, «маленький человек» ни о чём не мечтал, но стоило Акакию Акакиевичу пожелать новую шинель, как провидение над ним посмеялось. Шинель воспринималась чиновником как живая – так много он думал о ней, так долго готовился к новой жизни, символом которой она стала.

И вот когда шинель, наконец, перешла к нему во владение, неизвестные отобрали её. Башмачкин умер от потрясения. Призрак Акакия Акакиевича начал отбирать шинели у всех, кто ему встретится. Так Н.В. Гоголь описал модель рождения жестокости: обиженный становится обидчиком. Правда, месть происходит только после смерти героя.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проблема достигает апогея. Убийство старухи студентом Раскольниковым – это реакция на жестокость окружающего мира, которая тяготит героя. Кровь порождает кровь, зло не может остановить зло.

Только жертвенная любовь Сони Мармеладовой прерывает эту цепь. Гордость уступает место раскаянию (это как?), жестокость уступает место доброте, которая жила в сердце Раскольникова ещё тогда, когда он был ребёнком. Другой пример превращения доброго человека в жестокого иллюстрирует баллада (что это такое?) о прекрасной девушке Лорелее, записанная немецким поэтом-романтиком Клеменсом Брентано.

Речная фея Лореляйн (или Лорелея) сидит на вершине скалы и поёт сладостные песни, которые сводят с ума каждого, кто их услышит. Красота Лорелеи губительна, но она не радует девушку, ведь её сердце разбито безответной любовью. Пострадав от жестокости возлюбленного, Лорелея равнодушно губит других юношей, а потом гибнет сама. Так жестокость разрушает всё вокруг и внутри человека.

Какими бы добрыми мы ни были, жизнь посылает нам суровые испытания, и выстоять хватает сил не у каждого. Мало кто сохраняет такие качества, как сердечность и добро (что это?), на всю жизнь. Люди становятся жестокими, чтобы защитить себя от новой боли, отомстить, дать отпор тем, кто их обидел. Размокнуть этот круг может только любовь. Именно она дарит силы жить дальше.

Анализируем результаты и готовимся к ЕГЭ

Итоговое сочинение покажет, насколько вы готовы к ЕГЭ по русскому языку.

Даже если зачёт успешно получен, честно задайте себе вопросы:

  1. — Много ли литературных произведений мною прочитано?
  2. — Умею ли я подбирать цитаты и аргументы?
  3. — Получается ли у меня делать логичные выводы?
  4. — Легко ли мне далось написание эссе?

Если ответ хотя бы на один из этих вопросов будет отрицательным, есть смысл продолжать писать пробные сочинения, доводя этот навык до совершенства. Тогда часть С вашего письменного экзамена стопроцентно порадует и вас, и проверяющих.

Примеры доброты из литературы

Первый вариант сочинения (по тексту В.А. Бахревского * «Уж если кого Серый и выделял из класса, так это Наталью Лоскутикову…»)

(1)Уж если кого Серый и выделял из класса, так это Наталью Лоскутикову. (2)В первую голову – за ум и отличные успехи. (3)О самом Сером учителя говорили, что он способный, но учиться не хочет. (4)Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную. (5)Что верно, то верно: задачи он решал не то чтобы с лёту, но с единого взгляда. (6)А вот по литературе и по всем другим многоречивым предметам он не мог учиться хорошо. (7)Суть всех этих рассказов, повестей, стихов укладывалась в одной фразе, а учителя требовали развёрнутого ответа. (8)Конечно, Серому слов было не жалко, однако не хотел он ради «пятёрки» говорить столько, сколько тянуло на эту самую «пятёрку». (9)Ну что рассказывать про Тараса Бульбу? (10)Запорожец он! (11)А судьба ему досталась – злодейка. (12)Серый семь раз читал повесть и все семь раз плакал. (13)Короче говоря, школьная жизнь шестиклассника Чумака была очень даже непростой. (14)А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости. (15)Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое. (16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные». (17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске. (20)Конечно, «пятёрка»! (21)Учительница Клара Ниловна говорит: – (22)Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (23)Но кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет? (25)После урока Серый подошёл к Лоскутиковой: – (26)Наталья, хочешь одну вещь покажу? – (27)Покажи! – удивилась Лоскутикова. (28)Они выскочили из школы, забежали за угол. (29)Серый приостановился возле ступенек в подвал, огляделся. – (30)Наталья, лебеди у меня там, – признался Сергей, – на озере лёд, погибнуть они могут. (31)Свет в подвал проникал через зарешеченное окошко, и глаза к темноте привыкли не сразу. – (32)Тут вода! – поёжилась Лоскутикова возмущённо. (33)Серый взял Наталью за руку, вывел на сухое место, и тут она увидела: в сумраке маячили лебединые шеи. (34)Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям. – (35)Это и есть белые лебеди?! – усмехнулась Лоскутикова. – (36)Самые настоящие, – погордился Серый. – (37)Да они у тебя не белые, а грязные. (38)Фу, а пахнет-то как! (39)И Лоскутикова, перебежав на каблучках воду, выскочила из подвала. (40)Серый стоял, недоумённо глядя девочке вслед, и почему-то не хотелось ему больше выделять Лоскутикову ни за ум, ни за глаза её небесной радости… (По В.А. Бахревскому*)

Определение понятия

Доброта – это когда человек безвозмездно помогает или просто желает чего-нибудь хорошего другим людям. Доброта основывается на умении сострадать, сочувствовать, ставить себя на место другого. Но не каждому это дано. Это чувство не позволяет оставаться равнодушным к бедам других, когда это так необходимо человеку или животному.

Аргумент из прочитанного текста

Так, в тексте В.А.Бахревского рассказывается о мальчике, который спасал лебедей в подвале, так как озеро замерзло. Он кормил птиц и заботился о них, тем самым выражая свою любовь и доброту.
Мальчик был смышлёным, он хорошо решал математические задачи, однако ему не очень хорошо давались гуманитарные науки. В их классе примером для всех была девочка Наталья Лоскутикова. Главный герой также симпатизировал ей. Он решил открыть ей свою тайну, показал лебедей, за которыми он ухаживал. Однако Наталья, несмотря на свой ум, оказалась холодной и не доброй.

Аргумент из личного опыта

Многие люди бросают камни в бродячих собак и кошек, чтобы отпугнуть их. Это нормально, если это нужно для самозащиты, однако многие люди делают это просто для удовольствия. Мы должны быть добры к животным. Правильное обращение с животными и кормление их – два способа проявить доброту к ним. Мы сейчас тратим много еды. Мы выбрасываем остатки пищи в мусорный ящик. Вместо того, чтобы выбрасывать их, мы должны кормить ими кошек и собак, которые бродят вокруг нашего дома. Мы также можем проявить к ним доброту, взяв их к себе. Так же мы можем кормить птиц, вешая кормушки. Эти небольшие акты доброты не только принесут пользу этим птицам и животным, но и заставят вас чувствовать себя лучше.

Заключение

Раньше доброта описывалась по-разному в разных религиозных книгах и литературе. Однако все они повторяют одну и ту же мысль. Все они говорят о том, что люди должны проявлять доброту к другим людям, а также к другим существам. Мы должны быть вежливы, дружелюбны и гуманны. Хотя мы должны проявлять доброту, мы не должны делать это с целью получить что-то взамен. Доброта – это прежде всего, самоотверженный поступок.

* Владислав Анатольевич Бахревский (род. в 1936 г.) – русский советский писатель, поэт, классик детской литературы.

Второй вариант сочинения (по тексту А.А. Лиханова* «Я тащился по улице и вдруг увидел толпу…»)

(1)Я тащился по улице и вдруг увидел толпу… (2)Мальчишек десять, старшеклассники, а сбоку, в сторонке, стоял Газовый Баллон, главный зачинщик всех самых «неправильных», бесчестных дел. (3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка. (4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков. (6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им. (7)Десятеро здоровенных головорезов против маленькой беззащитной белки! (8)Но эти десятеро были людьми. (9)И у каждого на плечах была голова, а в груди – сердце. (10)Газовый Баллон с каменным лицом стоял рядом. (11)С интересом ждал, чем всё кончится. (12)Кровь возмущённо застучала у меня в висках. – (13)Вы! – крикнул я, дрожа от ненависти. – (14)Вы, гады! (15)Что делаете! (16)Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его хитро сощурились. – (17)А! Генерал! – закривлялся он. – (18)Опять командуешь! (19)И захохотал: – (20)Генерал без войска! (21)В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал. – (22)Прекратите! – заорал я, впившись взглядом в белку, уже еле передвигающуюся по стене. (23)Возле неё теперь уже не снежки хлопали. (24)Цокали мёрзлые комья земли и камни. (25)И тут белка упала вниз. (26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко… (28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё. (32)Неожиданно удары стихли. (33)Я отряхнулся. (34)Старшеклассников не было, не было нигде видно и белки. (35)Только Газовый Баллон стоял на своём старом месте. (36)Губы мои дрожали, а руки тряслись, когда я обтёр тающий снег с лица и увидел деда. (37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек. – (38)Я всё видел, – сказал он, переводя дыхание, – ты молодец! (По А.А. Лиханову*)

Определение понятия

Доброта – это когда мы вежливые и внимательные по отношению к другим людям. Это качество, которым обладают не все. Очень немногие люди в этом мире наделены этим качеством. Говорят, что добрый человек обладает хорошим характером. Его любят и высоко ценят окружающие. Однако это не должно быть главной причиной для того, чтобы заниматься добрыми делами. Доброта – это то, что нужно делать самоотверженно. Если мы ожидаем, что люди оценят нас или сделают услугу за услугу, тогда это не доброта, а эгоизм. Это ясно указывает на то, что мы делаем это с эгоистичным мотивом.

Аргумент из прочитанного текста

Так, в тексте А.А.Лиханова повествуется ситуация, когда старшеклассники бессовестно и бесчеловечно обстреливают снежками беззащитную белку, которая из последних сил хочет спастись. Главный герой, увидев эту картину, заступается за беззащитную белку. Он пошел против десятерых старшеклассников, так ему было обидно за белку, за ничего не повинное живое существо. Проявил милосердие и доброту к ней. За это его зверски избили, но ему не было больно. Вот он, добрый человек!

Аргумент из личного опыта

Доброта в наши дни не является характерной чертой большинства людей. В сегодняшние времена люди стали чрезвычайно погруженными в себя. Многие из них думают только о себе. Растущая конкуренция на разных этапах нашей жизни – одна из главных причин, почему люди оказываются такими. Все вокруг заняты тем, чтобы стать лучше и показать миру, насколько лучше их жизнь по сравнению с жизнью других. Такую черту характера, как доброта, необходимо прививать людям с самого детства. Важность доброты должна преподаваться в школе. Необходимо проводить семинары и читать лекции, чтобы рассказать детям, почему необходимо быть добрым к людям.

Заключение

Быть добрым не сложно. Проявлять доброту к тем, кто нас окружает, должно быть конечной целью каждого из нас. Попробуйте быть добрым и посмотрите, как это может изменить вашу жизнь в лучшую сторону!

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – советский, российский писатель, председатель Российского детского фонда, автор многих произведений о подростках.

Аргументы к направлению “Добро и зло”. Итоговое сочинению 2019 – 2020

Содержание:

  • 1 Сила доброты. А.И. Солженицын «Матренин двор»
  • 2 Из пьесы Горького «На дне»
  • 3 Что делает человека жестоким, злым? А.И. Солженицын «Матренин двор»
  • 4 Истинная доброта. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • 5 Доброта как свойство человеческой личности. М. Зусак «Книжный вор»
  • 6 А. Платонов «Юшка»
  • 7 Какова роль добра в жизни человека? Н.Г. Чернышевского “Что делать?”
  • 8 Что делает человека добрым? Как человек учится доброте? Дж. Бойн “Мальчик в полосатой пижаме”.
  • 9 Доброта и человечность, их роль в жизни людей. Д. Митчелл “Облачный атлас”.
  • 10 Безусловная доброта к людям, жалость и милосердие, прощение. Ф.М. Достоевский “Идиот”.
  • 11 О доброте души. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • 12 Доброта и эгоизм. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • 13 Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

↑ Сила доброты. А.И. Солженицын «Матренин двор»

Ярким героем, несущим идею добра, является Матрена, простая русская крестьянка, готовая помочь каждому, кто к ней обратится. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной, скромно живет в своем нехитром домишке вместе с козой и колченогой кошкой. Несмотря на то, что судьба жестоко обошлась с Матреной, она не замкнулась в себе, не отстранилась от людей и не озлобилась. Потеряв своих детей, героиня взяла на воспитание девочку, которая, став взрослой, к сожалению, не испытывала к матери нежных чувств. Но и в этой ситуации Матрена не обижается, не ожесточается, а проявляет великую доброту души своей и отдает свою горницу приемной дочери. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. И только после смерти Кира одна из присутствующих на похоронах искренне плачет о потере приемной матери. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир.

↑ Из пьесы Горького «На дне»

Лука (доброта) Считает, что люди должны быть добры друг к другу, жалеет всех, но не помогает. “Добрый, жалостливый”, не говорит людям правду, позволяя мечтать о фантастическом, врет о «бесплатной лечебнице» Актеру, чем косвенно и убивает его, когда правда вскрывается. Его стремление искоренить зло ничем не подкреплено, не действует во имя добра.

Наташа (доброта) – добрый, небезразличный человек, жалеет умирающую жену Клеща, советуя ему быть поласковее, в конце произведения исчезает.

Васька Пепел (доброта) – незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать. Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы). Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.
“На дне” Краткое содержание

↑ Что делает человека жестоким, злым? А.И. Солженицын «Матренин двор»

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» есть герой, жестокость которого просто поражает читателя. Фаддей когда-то очень любил Матрену, но его призвали в армию, и на войне он потерялся без вести. За это время семья юноши потеряла всякую надежду на его возвращение и взяла в дом Матрену в качестве жены младшего сына. Девушка хоть и любила Фаддея, но не могла перечить, ведь времена были сложные, и людям нужна была работница в доме. Вернувшийся Фадей не смог понять случившегося, его жестокости не было предела, он во всем винил бывшую невесту и брата. Прошло время, но обида не забылась. Матрене и так не везло: все дети умерли, муж тоже. Именно тогда Фадей и отдает Матрене на воспитание Киру, и именно он настаивает на том, чтобы героиня отдала горницу.
Даже на похоронах некогда любимой женщины Фаддей не прощает ей того замужества. Герой цинично делит скудное имущество погибшей. Его жестокость поражает и не находит никакого оправдания, ведь героиня помогала его семье в трудное время, и это единственная причина ее измены.

↑ Истинная доброта. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Носителем идеи безоговорочного добра является Иешуа Га-Ноцри, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Бродячий философ был уверен в том, что все люди на земле рождаются добрыми, лишь жестокое отношение может сделать человека жестоким. Он говорит так даже о тех, кто избил его, кто предал его, для него все люди добры, и предатель Иуда, и палач Крысолов. Булгаковский герой был готов пойти на самую жестокую казнь, но не отказаться от веры в человека и в его добро.
Понтии Пилат — полная ему противоположность. Он понимает, что перед ним не опасный преступник, и сам пытается сделать доброе дело, не порывая со злом: прокуратор стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа сделать добро, таким образом, можем утверждать, что трусость делает его жестоким. Смерть невинного Иешуа становится непосильным грузом для совести Пилата, и он, стараясь отомстить за смерть философа, приказывает убить предателя Иуду, но и это не снимает бремени ответственности – не новое убийство, не новая жестокость, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. В романе звучит мысль о том, что только добро порождает добро.
“Мастер и Маргарита” Краткое содержание

↑ Доброта как свойство человеческой личности. М. Зусак «Книжный вор»

В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель – девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

↑ А. Платонов «Юшка»

↑ Какова роль добра в жизни человека? Н.Г. Чернышевского “Что делать?”

Делая доброе дело другим, даже ущемляя свои собственные права и возможности, человек становится счастлив от того, что счастливы близкие люди. Эту теорию персонажи проверяют своей жизнью. Когда Лопухов увидел, что Верочку Розальскую необходимо спасти от ее собственной матери, которая намеревается выдать ее замуж за богатого и безнравственного Сторешникова, он решает жениться на ней, хотя для этого приходится бросить учебу и искать работу. Данные своих научных изысканий он передает совершенно бескорыстно своему другу Кирсанову, облегчая ему путь к получению диплома. Вера Павловна заводит мастерские для бедных девушек, спасая их от панели и чахотки, а прибыль делит поровну. В случае замужества дает за девушкой солидное приданое. Когда Вера Павловна полюбила Кирсанова, она сообщает об этом своему мужу, безгранично ему доверяя, а он инсценирует собственное самоубийство, освобождая Верочку от брачных уз.
В результате эта всеобщая самоотверженность приводит к всеобщему счастью: Лопухов, разбогатев честным путем где-то в Америке, находит любовь и взаимопонимание с подругой Веры Павловны Катей Полозовой.

↑ Что делает человека добрым? Как человек учится доброте? Дж. Бойн “Мальчик в полосатой пижаме”.

↑ Доброта и человечность, их роль в жизни людей. Д. Митчелл “Облачный атлас”.

Действие романа происходит в антиутопическом государстве Ни-Со-Копрос, которое развилось на территории современной Кореи. В этом государстве общество делится на две группы: чистокровных (людей, рождённых естественным путём) и фабрикантов (людей-клонов, выращенных искусственно в качестве рабов). К ним относятся очень негуманно и жестоко: не считают людьми, их уничтожают, как сломанную технику. В центре внимания автора находится героиня Сонми-451, которая волей случая оказывается вовлечённой в борьбу с государством. Когда она узнает страшную правду о том, как по-настоящему устроен мир, Сонми не может больше молчать и начинает сражаться за справедливость. Это становится возможным только благодаря неравнодушным «чистокровным», понимающим несправедливость такого разделения. В ожесточённой схватке убивают ее товарищей и любимого человека, а Сонми приговаривают к смертной казни, но перед смертью она успевает рассказать свою историю «архивисту». Это единственный человек, который услышал ее исповедь, но именно он потом изменил мир. Мораль этой части романа заключается в том, что, пока существует хотя бы один человек, для которого гуманизм – не просто слово, надежда на справедливый мир не угаснет.

↑ Безусловная доброта к людям, жалость и милосердие, прощение. Ф.М. Достоевский “Идиот”.

↑ О доброте души. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, в сердце которого нет места жестокости, душа которого полна добром к ближнему. Автор считает, что именно сострадание, свойственное доброй душе, определяет человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать своим телом ради того, чтобы прокормить детей своей мачехи, своего пьяницу отца, так она проявляет сострадание. Несмотря на то, что приходится переживать, Сонечка сохраняет доброту души, не ожесточается. А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством сострадания к ближнему.
“Преступление и наказание” Кратко

↑ Доброта и эгоизм. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, сердце которого – поле битвы добра и зла. Доброта и жестокость уживаются в нем совсем рядом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре.
В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию “двух разрядов людей”, которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова, и важным для писателя является стремление показать читателю, что герой проходит тяжелый путь преодоления, становясь на дорогу, ведущую человека к добру.

↑ Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

Особенно остро вопрос добра и жестокости стоит в произведениях о войне, где особенно сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. И герою приходится совершать непростой выбор. Молодой казак Андрий, герой повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, юноша с пылким сердцем и доброй душой, воюя против поляков в составе казацкого войска, узнает, что в осажденном ими городе умирает его возлюбленная, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Андрий становится перед выбором: помощь панночке – проявление доброты и жалости к врагу, но в то же время эта доброта оборачивается жестокостью для его боевых товарищей, ведь герой предает их.

Ссылка на основную публикацию