Примеры и аргументы сострадания из литературы

Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку

Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам

Милосердие, сострадание — аргументы ЕГЭ

Тезисы

  • Поступки, совершенные из милосердия, на первый взгляд могут показаться нелепыми и бессмысленными
  • Человек может проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях
  • Поступки, связанные с помощью сиротам, можно назвать милосердными
  • Проявление милосердия часто требует от человека жертв, но эти жертвы всегда чем-то оправданы
  • Люди, проявляющие милосердие, достойны уважения

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Наташа Ростова проявляет милосердие — одно из важнейших человеческих качеств. Когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое — часть ее будущего.

М. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие. Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки — маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Судьба Родиона Раскольникова тяжела. Он живет в жалкой, темной комнате, недоедает. После убийства старухи-процентщицы вся жизнь его напоминает страдание. Раскольников по-прежнему беден: взятое из квартиры он прячет под камень, а не забирает себе. Однако последние деньги герой отдает вдове Мармеладова на похороны, не может пройти мимо случившегося несчастья, хотя самому ему не на что существовать. Родион Раскольников оказывается способным на милосердие, несмотря на убийство и созданную им ужасную теорию.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». На что угодно готова пойти Маргарита, чтобы увидеть своего Мастера. Она идет на сделку с дьяволом, соглашается быть королевой на страшном балу у сатаны. Но когда Воланд спрашивает, что она желает, Маргарита просит лишь о том, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она заткнула рот собственному ребенку и закопала его в землю. Маргарита желает избавить совершенно чужого для нее человека от страданий, в этом и проявляется милосердие. Она уже не просит о встрече с Мастером, потому что не может не позаботиться о Фриде, пройти мимо чужого горя.

Н.Д. Телешов «Домой». Маленький Семка, сын умерших от тифа переселенцев, больше всего хочет вернуться в свое родное село Белое. Мальчик сбегает из барака и отправляется в путь. По дороге он встречает незнакомого дедушку, они идут вместе. Дедушка тоже идет в родные края. В дороге Семка заболевает. Дедушка относит его в город, в больницу, хотя знает, что ему нельзя туда идти: оказывается, он уже третий раз сбегает с каторги. Там дедушку и ловят, а потом отправляют снова на каторгу. Несмотря на опасность для самого себя, дедушка проявляет милосердие по отношению к Семке — он не может бросить больного ребенка в беде. Собственное счастье становится для человека менее значимым, чем жизнь ребенка.

Н.Д. Телешов «Елка Митрича». Семен Дмитриевич в канун Рождества понял, что у всех будет праздник, кроме восьми детей-сирот, живущих в одном из бараков. Митрич во что бы то ни стало решил порадовать ребят. Хотя ему было тяжело, он принес елку, купил конфет на полтинник, выданный переселенческим чиновником. Семен Дмитриевич отрезал каждому из ребят по кусочку колбаски, хотя для него колбаса была любимым лакомством. Сочувствие, сострадание, милосердие подтолкнули Митрича на этот поступок. И итог оказался действительно прекрасным: радость, смех, восторженные крики наполнили прежде мрачную комнату. Дети были счастливы от устроенного им праздника, а Митрич от того, что сделал это доброе дело.

И. Бунин «Лапти». Нефед не мог не осуществить желание больного ребенка, который все время просил какие-то красные лапти. Несмотря на непогоду, он отправился за лаптями и фуксином пешком в Новоселки, находившиеся за шесть верст от дома. Для Нефеда желание помочь ребенку было важнее, чем обеспечение собственной безопасности. Он оказался способным на самопожертвование — в каком-то смысле высшую степень милосердия. Нефед погиб. Его привезли домой мужики. За пазухой у Нефеда нашли пузырек с фуксином и новые лапти.

В. Распутин «Уроки французского». Для Лидии Михайловны, учительницы французского языка, желание помочь своему ученику оказалось важнее сохранения собственной репутации. Женщина знала, что ребенок недоедал, из-за чего и играл на деньги. Поэтому она предложила мальчику играть на деньги с ней. Это недопустимо для учителя. Когда обо всем узнал директор, Лидия Михайловна была вынуждена уехать на Родину, на Кубань. Но мы понимаем, что ее поступок вовсе не плох — это проявление милосердия. Недопустимое, казалось бы, поведение учительницы на самом деле несло добро и заботу о ребенке.

Аргументы и примеры сострадания из литературы

Невозможно представить себе нашу жизнь без сострадания. Человек, обладающий этим замечательным качеством, поистине счастлив. Люди с добрым сердцем, к счастью, не редкость. Без них было бы очень трудно жить. Так приятно чувствовать, что ты кому-то нужен, что твоя судьба не безразлична другим людям!

Замечательные примеры сострадания дарит нам русская художественная литература. Такие писатели, как К. Паустовский, И. Бунин, В. Распутин и многие другие утверждают необходимость и важность душевного тепла.

Лапти

Как не вспомнить небольшой рассказ И. А. Бунина «Лапти»! Автору удалось создать трогательный образ Нефеда. Этот человек не побоялся страшной непогоды и отправился в путь в поисках красных лаптей, о которых мечтал в бреду больной ребенок. Сострадание к ближнему толкает Нефеда на настоящий подвиг. Как становится ясным, он готов на самопожертвование. Дорога из Новоселок, где Нефед раздобыл лапти и фуксин, предназначающийся для их окраски, становится для него последней дорогой в его жизни. Знал ли этот человек, что его ждет опасность? Конечно, знал! Однако желание и здоровье больного оказались для него важнее всего. Буран поглотил жизнь замечательного человека. Когда его нашли сельские мужики, у него обнаружили за пазухой фуксин и лапти.

Уроки французского

Меня всегда восхищал образ учительницы из рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна – очень добрый и отзывчивый человек. Она не просто учитель. Она – тонкий психолог, сумевший найти выход из трудной ситуации, в которую попал один из ее учеников. Для нее репутация не играет важной роли, когда речь заходит о благополучии ребенка. Играя в деньги со своим учеником, Лидия Михайловна очень рискует. Результат не заставил долго ждать. Учительница уволена. Зато ей удалось спасти веру ребенка в справедливость и человечность.

Телеграмма

О необходимости сострадания говорит и К. Паустовский в своем рассказе «Телеграмма». Главной героиней произведения является старушка Катерина Петровна. Она живет одна. Единственная ее дочь работает в Ленинграде. Она очень редко приезжает навестить свою старенькую мать. А Катерина Петровна уже чувствует, что не так много ей осталось жить. Сострадание к ней проявляет старик Тихон. Пытаясь успокоить соседку, он говорит о том, что отправил ее дочери телеграмму с просьбой быстрее приехать. А затем пытается уверить умирающую Катрину Петровну в том, что дочь прислала ответную телеграмму, в которой пишет о скором прибытии. Старушка понимает, что Тихон обманывает ее, скрывая правду. Женщина умирает, так и не дождавшись приезда дочери, но прочувствовав желание постороннего человека помочь ей.

Сострадание – великое благо!

Также читают:

Картинка к сочинению Аргументы и примеры сострадания из литературы

Популярные сегодня темы

Произведение является составной частью цикла литературных творений, который объединяются наличием общего героя в лице гениального сыщика Шерлока Холмса.

Произведение является сборником литературных миниатюр в виде лирических зарисовок, представляющих собой философские размышления писателя о жизненном смысле, человеческих отношений, о добре и зле, собранных в восьми хронологических тетрадях.

Александр Сергеевич Пушкин подарил миру русской литературы невероятное множество шикарных произведений. Одним из них является поэма «Медный всадник». Отзыв о ней представлен в этой статье.

Любое произведение раскрывает ту или иную проблему. И.А. Бунин в своем рассказе поднял проблему, которая будет актуальна в любое время. Рассказывая простую историю про мать и больного ребенка

Основной темой и проблематикой произведений Льва Толстова является честь и доблесть русского офицера. Описанный автором образ Жеркова помогает нам понять истинные причины поражения русских войск в войне

Аргументы и примеры сострадания в русской художественной литературе

Тема сочувствия и милосердия не теряет своей актуальности в любые годы. В школе сочинения на эту тему задают писать, чтобы дети разобрались в себе, научились замечать чужие беды и помогать людям в трудные моменты. Примеры и аргументы сострадания в литературе приводили в своих произведениях И. Бунин, Л. Н. Толстой, Н. Телешов и многие другие.

Определение понятия

Сострадание — это особое качество человеческой души, которым не каждый может обладать. Сострадание можно определить как:

  • способность чувствовать чужое горе и ставить его выше своего;
  • умение в любой ситуации действовать так, чтобы не навредить окружающим;
  • внешнее деятельное проявление любви к людям.

Тема сочувствия отчасти поднимается в романе «Герой нашего времени». Печорин был лишен этого чувства, ставил себя выше других, а потому был одиноким и несчастным человеком.

Евгений Онегин

Произведения Александра Пушкина примечательны тем, что в них присутствует сочувствие не только между персонажами, но и от самого автора по отношению к ним. Наглядным примером сострадания Александра Сергеевича является его отношение к судьбе Татьяны Лариной. Девушка не была счастлива, ведь будучи без ума от красавца Евгения, она была им отвергнута и страдала от этого. Мужчина смог ответить ей взаимной любовью лишь, когда она стала замужней женщиной. От этого Татьяне стало еще больнее, ведь она приняла решение быть верной своему супругу.

Пушкин говорит «С тобой я вместе слезы лью», показывая тем самым свое сопереживание главной героине.

Юшка Платонова

Центральный персонаж рассказа «Юшка» Андрея Платонова был отвергнут окружающими его людьми. Каждый, кто встречался на его пути, не мог его понять, а лишь обижал, бросал камнями в несчастного. Никто никогда ему не сочувствовал и не грел добрым словом. Из-за подобной ситуации Юшка мог обозлиться на людей, возненавидеть мир и стать черствым. Но этого не случилось.

Несмотря на то что, казалось бы, жалеть должны были его, он сам проявлял великое чувство сострадания к обижающим его людям. Парень надеялся, что они только так могут проявить свое чувство любви к нему. Кому-то может показаться, что Юшка был глуп и наивен, но на самом деле его добрая душа не была лишена милосердия.

Быть великодушными и способными сострадать другим могут только такие люди, как главный герой рассказа Платонова — умеющие слушать свое сердце и открывать другим душу. Такие качества делают людей добрее. А лишенные их личности не способны меняться в лучшую сторону, они могут лишь стать злее. Таким в жизни живется сложнее, ведь, возможно, они хотели бы, но не могут стать добрее.

Иван Бунин

В своем маленьком рассказе «Лапти» Иван Алексеевич Бунин сумел создать трогательный образ Нефеда. Главный герой художественного текста в страшную непогоду вышел на улицу, чтобы найти красные лапти, о которых страстно мечтал больной ребенок в бреду.

Сострадая малышу, Нефеда решается на настоящий подвиг. Дорога в Новоселки и обратно, где мужчина покупает лапти и фуксин, которым он планировал их покрасить, стала для него последней в жизни. Он знал, что его ждет опасность, и он может не вернуться домой, но Нефеда был готов пожертвовать собой ради больного ребенка. Его мечта и здоровье были для него важнее своей собственной жизни, которую в результате все-таки отнял буран. Когда сельские жители нашли тело Нефеды, у него за пазухой был спрятан фуксин и новая обувь.

Читайте также:  Сочинение Влияние природы на человека ЕГЭ 11 класс

Уроки французского

Примером сострадания в литературе является героиня «Уроков французского» Распутина. Женщина была крайне доброй и отзывчивой. Лидия Михайловна не просто учитель, она настоящий человек, решившейся помочь своему ученику, несмотря на то, что на кону стояла ее репутация. Для нее важнее было достать мальчика из сложной жизненной ситуации. Учительница знала, что ребенок недоедает, а потому и играет в карты на деньги. Тогда она предложила мальчишке сыграть с ней, желая тем самым помочь ему. Подобное поведение было недопустимым для преподавателя и ставило ее под угрозу.

Когда директор школы узнал об этом, он уволил ее. Женщина была вынуждена отправиться на родину, в Кубань. Но тем не менее ее, казалось бы, дурной поступок был обоснован великодушием и состраданием. Этим самым она смогла вернуть мальчишке веру в людей.

Тихон Паустовского

О необходимости человека уметь сострадать другим говорит Паустовский в своем рассказе «Телеграмма». Главной героиней книги выступает старуха Катерина Петровна. Она живет одна. Ее любимая дочь живет и работает в Ленинграде и крайне редко приезжает навестить свою старушку мать. А Катерина Петровна уже чувствует, что ей осталось жить недолго.

Сострадание к ней проявляет соседский старик Тихон. Пытаясь утешить женщину, он говорит о том, что отправил ее дочери телеграмму с просьбой быстрее приехать. А затем пытается убедить умирающую Катерину Петровну в том, что от дочери пришла ответная телеграмма, в которой она обещает скоро приехать и навестить ее.

Старушка понимает, что Тихон обманывает ее, скрывая правду. Женщина умирает, так и не дождавшись приезда дочери, но прочувствовав жалость и желание постороннего человека помочь ей.

Произведения Телешова

Николай Телешов неоднократно показывал в своих работах милосердных людей, способных к состраданию. Подобными произведениями являются его рассказы «Домой» и «Елка Митрича».

  1. В первом говориться про маленького мальчика по имени Семка, который жаждет вернуться в свою родную деревню. Его родители умерли от тифа после переселения. Сбежав из барака, мальчуган отправляется в дорогу. В пути он встречает незнакомого дедушку и продолжает дорогу вместе с ним. Мужчина так же, как и Семен, мечтает вернуться домой. В дороге мальчишка заболевает, и дедушка относит его в городскую лечебницу, хотя ему туда нельзя. Мужчина третий раз сбежал с каторги. В городе его поймали и отправили обратно.
  2. Семен Дмитревич — центральный персонаж «Елки Митрича» перед Рождеством — неожиданно осознал, что дети-сироты, живущие в бараке, который он охраняет, не получат праздник. Тогда он решает любой ценой порадовать ребятишек. Несмотря на то, что ему было тяжело, мужчина принес детям ель и купил конфет на 50 рублей, выданных ему лично чиновником. Каждому из ребят сторож отрезал по кусочку колбасы, ведь это его любимое лакомство.

Дедушка из первого рассказа проявил настоящее милосердие по отношению к Семке — он не бросил его в беде несмотря на то, что знал про личную опасность. Собственное благо стояло для него ниже, чем жизнь маленького мальчика.

Герой «Елки Митрича» из сочувствия и великодушия решил на свои деньги устроить праздник бедным ребятишкам. Как результат — дети были в восторге, и когда-то мрачная комната наполнилась радостным смехом. Семен Дмитриевич и сам был счастлив от того, что сделал доброе дело.

Классические романы

Классические литературные произведения примеров сострадания и великодушия также не лишены.

Их великие создатели были настоящими мастерами пера и смогли особенно искусно описать проблему милосердия души русского человека.

  1. В романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого истинное сочувствие демонстрирует Наташа Ростова. В момент, когда все уезжали из оккупированной французами Москвы, девушка видела, что раненым тяжело стоять в поезде. Тогда она приказала выбросить свои ценные вещи, чтобы люди могли сидеть на подводах. Помощь бедным людям стала для Наташи важнее, чем собственное благополучие, ведь среди вывезенных из Москвы вещей было ее приданое, необходимое для счастливого будущего. Она всеми силами помогала раненым покинуть город. Особенно ее способность сострадать и любить заметны в момент прощания с любимым — князем Болконским.
  2. Федор Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает, насколько тяжелой была судьба Раскольникова. Он живет в темной комнатушке и недоедает. Убив старуху, он испытывает ужасные страдания и терзания души. Но он все такой же бедный студент, ведь забранное в квартире он спрятал под камнем, а не забрал себе. Последние свои сбережения он отдает Софии Мармеладовой, мимо горя которой Родион не смог пройти, хотя ему и самому не на что жить. Несмотря на то, что Раскольников совершил тяжелое преступление, он не потерял способности к состраданию.
  3. Одновременно с тем, как Раскольников сочувствует Соне, в книге есть еще одна история: Соня сама показывает милосердие по отношению к нему. Какой бы ни был главный герой, даже после убийства им старухи, девушка не отвергла его и не отвернулась. После того как Родион рассказал ей о своих муках совести, Мармеладова помогала ему оставаться в здравом уме и сделать выбор в пользу праведного пути.
  4. Главная героиня романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» готова на все, чтобы увидеть своего возлюбленного. Ради этого она идет на сделку с Воландом и соглашается стать королевой его страшного бала. Но когда сатана спрашивает о том, чего Маргарита желает, то она просит, чтобы Фриде больше не давали платок, которым она затыкает рот своему ребенку, а после закапывает его в землю. Так она хочет ее, чужого человека, избавить от страданий и ради этого жертвует встречей с любимым Мастером. Ведь Маргарита не может пройти мимо чужого горя и оставить Фриду в беде, и в этом ее милосердие. Она жертвует своими чувствами ради блага другого.

Каждый из этих персонажей был готов пожертвовать собственным счастьем и покоем, чтобы помочь другому человеку. Особенно ценно милосердие от героев с тяжелой судьбой, ведь им этот выбор давался труднее.

Сочинение-рассуждение на тему “Сострадание” – примеры из жизни и литературы

Определение понятия

Само понятие сострадания заключается в способности к сочувствию и милосердию. Под этим словом стоит понимать возможность почувствовать боль другого живого существа. Такая черта есть только у отзывчивых людей, которые проявляют внимание к окружающим. Есть несколько действий, которые расцениваются как сострадание:

  • умение слушать собеседника;
  • оказание моральной поддержки;
  • проявление беспокойства и заботы;
  • посильная материальная помощь.

В первую очередь нужно выслушать страдающего человека. Когда он расскажет о своих бедах, ему станет легче. В компании близкого знакомого он уже не почувствует себя одиноким в своих переживаниях. Моральная поддержка может выражаться по-разному: это соболезнования в случае утраты близкого человека или животного, сопереживание в трудных жизненных ситуациях. Достаточно проявить искреннюю заботу, за это уже поблагодарят. Если есть возможность, то стоит помочь и материально. Человеку можно дать денег взаймы, а животное нуждается в еде и теплом жилище.

Необязательно сочувствовать только другу или родственнику. Для проявления этого чувства не нужно знать имя, возраст или социальный статус человека. Хорошего отношения заслуживают все — и животные, и люди. К примеру, если кто-то зимой на улице поскользнулся, то ему нужна помощь. Его необходимо поднять и спросить, не сильно ли он ушибся.

Существует несколько особенностей характера, которые мешают состраданию проявляться:

  • жадность;
  • эгоизм;
  • зависть;
  • самолюбие и жалость к себе;
  • гордыня.

Такие люди постоянно думают, что другие живут лучше них. Они не замечают проблем окружающих, уделяют внимание только себе. Жестокость в них преобладает над хорошими качествами. Но и такой человек способен расчувствоваться, только для этого понадобится больше времени и усилий. Сострадание есть у каждого, его нужно извлечь из глубины души.

Но не стоит путать это чувство с жалостью. Некоторых людей нельзя жалеть, они воспринимают такое поведение, как стремление унизить или самоутвердиться за их счет. Лучше проявить отзывчивость или великодушие, стать хорошим помощником.

Основные тезисы

Существует несколько интересных тезисов о сострадании и людях, которые способны его проявить. На первый взгляд, поступки, которые человек совершает из милосердия, кажутся бессмысленными и даже глупыми. Ведь моральные ценности у всех разные. Кому-то хочется стать отзывчивым и помогать другим. А кое-кто считает, что совершать хорошие поступки без выгоды для себя бессмысленно.

Даже в тяжелых ситуациях можно стать милосердным. Если безвозмездно помочь человеку в тот момент, когда самому трудно, то он это запомнит. Такие поступки ценятся превыше всего, ведь это можно назвать не только милосердием, но и самопожертвованием. Часто приходится что-то терять ради того, чтобы помочь другому. Это может быть время, физические и моральные силы, деньги и другие материальные ценности. Но всегда эти жертвы оправданы.

Великое чувство способно разбудить в человеке благодарность и желание сделать что-то для других. Особого сочувствия заслуживают некоторые категории населения:

  • сироты;
  • инвалиды;
  • ветераны войны;
  • вдовы и вдовцы;
  • бездомные люди и животные.

Ребенок-сирота с детства лишен родительской любви и заботы. Ему как никому другому необходимо тепло и сочувствие. Некоторым детям достаточно просто поговорить со взрослым, доверить свои маленькие тайны и получить моральную поддержку. Неважно, в каком возрасте человек стал инвалидом. Он физически ограничен, но продолжает жить, а это достойной уважения и милосердного отношения. Главное — не проявлять жалость к таким людям, это лишний раз напомнит об их недостатках.

Человек, переживший военные годы или принимавший участие в сражениях, сам способен сочувствовать другим. Он видел смерть товарищей и врагов, эти события позволяют понять, чего стоит жизнь и насколько велика проблема сострадания. Потребность вдов и вдовцов в сочувствии также немаленькая. Они потеряли самого близкого человека, вся их дальнейшая жизнь наполнена горем и страданиями.

Личности без дома и родственников чаще всего просят милостыню, но к ним редко хорошо относятся. Хотя и они заслуживают уважения, ведь неизвестно, по каким причинам изменился их жизненный устрой. Не стоит обходить их стороной, не отвечать на приветствия или отказываться помочь. Это касается и бездомных животных, они тоже нуждаются в сострадании.

Литературные аргументы

Лучше всего аргументы о сострадании рассматривать на примерах литературных произведений, серьезные рассказы школьники изучают в старших классах. Писатели дают свое определение этому термину, но всех их объединяют общие рассуждения. Наиболее яркие примеры:

  • «Война и мир» Л. Толстого;
  • «Судьба человека» М. Шолохова;
  • «Преступление и наказание» Ф. Достоевского;
  • «Мастер и Маргарита» М. Булгакова;
  • «Уроки французского» В. Распутина.

В первом произведении милосердие проявила Наташа Ростова. Девушка во время отъезда из захваченной Москвы отдала раненым свои подводы. Она не стала беспокоиться о собственных сундуках, в которых хранилось приданое. В первую очередь Наташа подумала о помощи незнакомым людям.

Еще один пример сострадания в литературе — Андрей Соколов из «Судьбы человека». Парень пережил войну, потерял свою семью и дом, но его человеческие качества остались прежними. Он позаботился о маленьком Ванюшке, который остался сиротой. Андрей назвался его отцом и забрал мальчика к себе. Даже после увиденных ужасов войны сердце Соколова осталось мягким, он не разучился сочувствовать и проявлять сострадание.

В художественном произведении Достоевского описывается тяжелая история Раскольникова. Бедный студент живет в тесной темной комнатке, часто голодает, но при этом остается гордым. Ради денег он убивает старуху-ростовщицу, но после этого страдает еще больше. Вместо того чтобы забрать награбленное себе, Родион оставляет купюры под камнем, а позже отдает вдове Мармеладова. Хотя ему самому не на что купить еды, он не смог пройти мимо чужого несчастья. Раскольников остался милосердным несмотря на ужасный проступок, который совершил.

Читайте также:  Сочинение Примеры драгоценных книг из жизни

Главная героиня романа Булгакова Маргарита готова на что угодно ради встречи с Мастером. Она связалась с дьяволом, провела ночь на его балу, познакомилась с тысячами висельников и убийц. Но когда Воланд спросил ее о награде, она попросила избавить Фриду от страданий. Женщине перестали подавать платок, которым она задушила своего сына перед тем, как закопать его. И поступок Маргариты Сатана оценил сполна — он разрешил ей попросить еще об одной вещи, наградил ее встречей с любимым человеком.

Можно сделать выводы о сострадании после прочтения «Уроков французского». Учительница Лидия Михайловна пожертвовала своей репутацией ради помощи ученику. Она играла на деньги с мальчиком, которому нужны были деньги на еду. После раскрытия их затеи директором женщине пришлось уехать на родину. Ее поступок нельзя назвать плохим, ведь она просто проявила милосердие.

Примеры из жизни

В мире есть реальные люди, которые поддерживают остальных. Отличительная черта некоторых знаменитостей — помощь благотворительным фондам. Многие звезды не жалеют времени и денег на это:

  • Константин Хабенский;
  • Киану Ривз;
  • Леонардо Ди Каприо;
  • Анджелина Джоли;
  • Чулпан Хаматова.

Хабенский основал фонд помощи детям, больным онкологией. Благодаря ему, врачи только за 2013 год спасли жизни 130 пациентов. Актер считает, что ценнее человеческого здоровья нет ничего. Ему доставляет радость видеть благодарных родителей и счастливых детей.

Киану Ривз, несмотря на огромные контракты и состояние, живет очень просто. Он не приобрел себе даже личный автомобиль, ездит на общественном транспорте. Актер в интервью не один раз говорил, что основа жизни — это духовное развитие, а материальное ценности не имеют значения. Он легко общается с бездомными, много времени проводит в больницах, где помогает больным лейкемией.

Леонардо Ди Каприо также не привязан к своим гонорарам. Еще в 1998 году он создал фонд помощи разным организациям и пожертвовал более 15 млн долларов на благотворительность. Анджелина Джоли во время съемок в Камбодже заинтересовалась судьбой бедных жителей. Она лично увидела, в какой нищете живут некоторые селения. Женщина создала сразу несколько фондов, которые помогают детям из Африки. А также она усыновила нескольких, чтобы подарить им лучшую жизнь.

Чулпан Хаматова помогает другим материально и морально. Она сотрудничает с больницами, где лечат онкологию. Актриса покупает для них современное оборудование и необходимые препараты, общается с детьми и их родителями, проводит с ними много времени. Чулпан ищет волонтеров и доноров крови, обеспечивает социальную и психологическую помощь больным.

Сострадание присутствует в каждом человеке, и бояться этого чувства не стоит. Милосердие и сочувствие всегда вознаграждаются — отзывчивого человека помнят и благодарят, у него появляются новые друзья и товарищи. Но и безвозмездно совершать хорошие поступки приятно.

Сочинение на тему:что такое милосердие И примеры из жизни

Ответ

Милосердие — это доброта сердца, ведь не зря слово это образовалось от слов «милое» и «сердце». Мне кажется, что отсутствие или наличие милосердия во многом определяет поведение человека.

В рассказе А. Приставкина девочки, поймавшие у аква­риума малышку с рыбкой, проявили настоящее милосердие. Они не стали ни ругать Люсю, ни наказывать её. Вид этой девчушки поразил их. Она сама была похожа на прозрач­ных рыбок. Девочки поняли, что только страшный голод заставлял Люсеньку есть золотых рыбок.

Выпрошенный девочками среди ночи кусочек хлеба для Люсеньки заставляет поверить, что они вырастут добрыми, неравнодушными людьми.

Милосердные люди делают этот мир лучше и добрее.

Милосердие — это доброта, это умение сердцем почувст­вовать чужую боль и делами облегчить её. В основе мило­сердия лежат, на мой взгляд, искренняя жалость и настоя­щая любовь к человеку.

Разве не эти чувства уничтожили гнев девочек, персона­жей рассказа А. Приставкина, как только они увидели по­хитительницу рыбок раздетой? Жалость к Люсеньке, так похожей на тех же прозрачных рыбок, заста­вила дрогнуть сердца девочек. И ответ Инны на вопрос ноч­ной няни свидетельствует о том, что малышка не останется без внимания. Я думаю, что этот урок со­страдания запомнят все: и Люсенька, и девочки.

Примером милосердия в наши дни может служить пове­дение людей, которые откликаются на просьбу сдать кровь для больных. Так поступили и мой дедушка, и множество других людей, когда они стали донорами для пострадавших от катастрофы в метро.

Я думаю, милосердие объединяет людей, делает их лучше.

Милосердие — это доброта в сочетании с жалостью к ко­му-то, желание помочь. В жизни очень важно быть мило­сердным, потому что милосердие рождает ответное чувство любви и благодарности.

Можно представить, что чувствовали девочки из текста А. Приставкина, наблюдая, что одна за другой исчезают зо­лотые рыбки из аквариума. Каково же было их изумление, когда на месте преступления они застали самую маленькую девочку — Люсеньку. Но вид раздетой малышки лишил их дара речи: Люсенька сама была похожа на бескровную рыб­ку. Жалость к ребёнку и доброта заставили девочек понять, что за этой малышкой необходимо присмат­ривать, подкармливать её. Потому и пошла Инна среди ночи на кухню, чтобы попросить для Люси кусочек хлеба.

Я думаю, что Люсенька никогда не будет злой, потому что она получила прививку милосердия.

В рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» девочка Дина тоже проявила милосердие к пленному офицеру Жи­лину: видя, как он страдает, помогла ему бежать.

Милосердие способно творить чудеса.

Милосердие — это сложное понятие, которое включает доброту, сострадание, сердечность, желание позаботиться о слабом, защитить его. Я считаю милосердие одним из самых главных качеств человека.

Девочки из детского дома, о которых мы узнаём из рас­сказа А. Приставкина, проявили милосердие, когда не стали наказывать Люсеньку за съеденных рыбок. Её хрупкость, измождённость поразили их. Поэтому они не рассказали ночной няне о воровстве Люсеньки, а попросили у неё немного хлеба для малышки.

Я могу назвать милосердной своего педагога по художе­ственной гимнастике Марину Юрьевну. Она организовала приют для бездомных собак, привлекла для этого неравно­душных горожан. Волонтёры помогают ей находить хозяев для питомцев приюта. Я считаю, его создание было бы не­возможным, если бы не доброта всех, кто участвовал и уча­ствует в этом деле.

Милосердие даже самого слабого человека делает сильным.

Под милосердием я понимаю умение сострадать другому человеку. Это понятие включает в себя жалость и желание помочь кому-то, кто оказался в беде или в сложной ситуации.

История, с которой мы знакомимся в рассказе А. Приставкина, конечно же, о милосердии. Воспитанницы детского дома не замечали самую маленькую из них, Лю­сеньку, им не было до неё дела. Когда девочки поймали её с рыбкой в руке, они могли жестоко наказать малышку за воровство. Но они не стали этого делать. Без­защитность Люсеньки пробудила в них милосердие. Она ведь сама напоминала худенькую рыбку, кото­рую хотелось защитить. Поэтому и бросилась Инна за хле­бом для малышки.
В России живёт много милосердных людей. По телевиде­нию регулярно благодарят зрителей за то, что они помогли собрать деньги детям на дорогостоящее лечение или всем миром не оставили в беде регион, пострадавший от природ­ного катаклизма.

Аргументы к ОГЭ по русскому языку часть 15.3 (продолжение)

Продолжение материала содержит трактовку понятий части ОГЭ 15.3 и примеры.

Любовь – это чувство взаимной привязанности, безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Особой формой любви, светлой и нежной, является юношеская любовь, в основе которой лежит мечта о взаимопонимании, вера в глубину и чистоту первого чувства.

ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.

А.С.Пушкина «Евгений Онегин», повествующий о том, как Татьяна Ларина влюбилась в Онегина. Автор не рассказывает, что понравилось девушке в Евгении, а лаконично говорит: «Пора пришла, она влюбилась». У юной дворянки при виде Евгения Онегина «в сердце дума зародилась», дума о большой чистой любви. И как жаль, что герой отверг чувства девушки, разрушил мечты о взаимопонимании. А настоящей любви никогда не будет, если сердце одного из двоих молчит…

Не менее искренние и глубокие чувства испытывает и Пётр Гринёв, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Ради любви к Маше Мироновой он готов на многое: драться на дуэли, вернуться во вражеский стан, обмануть Пугачёва и даже принять несправедливое обвинение в измене воинскому долгу.

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ — это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.

Что такое материнская любовь? Материнская любовь — это безграничная любовь матери к ребёнку: она отдаёт ему свою нежность, доброту, ласку. Мать всегда понимает его, поддержит в трудную минуту, никогда не предаст. Для него она является опорой всей жизни.

Я считаю, что любовь матери — это то, на чём держится весь мир. Без неё не существовало бы нас самих, люди стали бы злыми, недружелюбными, были бы одинокими. Если человек поступает плохо по отношению к матери, то в дальнейшем он осознает, что поступал плохо, и станет корить себя. Никогда нельзя говорить ей грубые слова, унижать, оскорблять…

В произведении В.Закруткина «Матерь человеческая» повествуется о Марии. Фашисты убили ее сына. Она нашла в себе силы жить дальше. Когда Мария увидела в подвале немца, она хотела его убить, отомстить за мужа и сына. Солдат назвал ее мамой, и Мария не смогла сделать задуманное. Она ухаживала за раненым немцем, попыталась заменить ему мать. Мария приютила и детдомовских детей, подарив им свою материнскую любовь.
Доброта— это одно из важнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности личности. Если человек способен к сопереживанию, обладает желанием прийти на помощь другому, готов бескорыстно служить людям, мы говорим о нем, что это добрый человек.В рассказе А.П. Платонова « Юшка» добро прорастает и дает свои плоды. Юшка готов помочь чужим несчастьям и нуждам. Он помогал сироте . Для Юшки жить – это значит быть добрым и любить людей .

В.Распутин «Уроки французского» «Уроки французского» оказываются «уроками доброты», ко­торые будущий писатель взял в свою взрослую жизнь. Вспоминая о своей любимой учительнице, Распутин пишет о том, что добро всегда бескорыстно, оно не требует награды, не ищет прямой от­дачи. Оно бескорыстно, а потому бесценно.

И.А. Солженицын «Матрёнин двор». Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни – уроком добра, совести и человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это».

Добро— это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий. Человек, совершающий милосердный поступок, обладает душевной чуткостью и теплотой. Добрый человек всегда готов защитить слабого, помочь обиженному.

Добро — это бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага. Добро выражается в великодушии, милосердии, любви и заботе. Дать человеку мудрый совет, открыть истину — это тоже добро. Данное утверждение можно подтвердить следующими примерами.

В произведении А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» мудрый Лис сделал для своего нового друга доброе дело— он открыл ему две истины, говоря такие слова: «зорко одно лишь сердце» и «ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Эти истины помогли Маленькому принцу разобраться во многих важных вещах и в самом себе.
Вспомним также доброе дело одного из героев другого произведения — повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Когда Пётруша, молодой и неопытный дворянин, отправлялся на службу, отец, желая своему сыну только добра, дал ему совет беречь честь смолоду. В дальнейшем отцовское благословение помогло Петру Гринёву достойно пройти через все испытания, которые выпали на его долю. Доброе дело сделал отец для своего сына!

В произведении Ю.Яковлева главный герой — мальчик Коста — взял на себя заботу о собаке, которая осталась без хозяина, так как он погиб в море. Мальчик испытывал к несчастному животному сострадание и очень хотел помочь. Каждый день он приносил на берег еду для собаки, гулял с ней и даже сделал дом из старой лодки. Поступки Косты свидетельствуют о том, что у него доброе сердце.

В рассказе «В дурном обществе» В.Г. Короленко с теплотой рассказывает о том, как мальчик Вася проявляет доброту и сострадание к обездоленным людям. Он всеми силами старается помочь Марусе и Васильку, натыкаясь при этом на непонимание и равнодушие среди людей.

Выбор— это одно решение человека из нескольких вариантов, обдуманных им самим или предложенных окружающими: родителями, друзьями, знакомыми.

Мы ежедневно принимаем решения, важные и не очень. Иногда нам бывает сложно сделать выбор, иногда — легко. Один из важных жизненных выборов – это выбор профессии.

А.В.Суворову не пришлось долго раздумывать о выборе своей будущей профессии. Уже в детстве, несмотря на слабое здоровье и отсутствие поддержки со стороны отца, он решил стать военным. Поэтому всю дальнейшую жизнь он посвятил достижению своей цели. Правильность выбранного им пути доказывает то, что имя А.Суворова вошло в историю нашей страны как имя легендарного полководца. Известно, что на выбор будущего военачальника оказала большое влияние библиотека отца, в которой А.Суворов, будучи ребёнком, проводил целые дни. Его пристрастием были жизнеописания таких великих полководцев прошлого, как А.Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь. Детское воображение Александра Суворова было поражено картиной военных подвигов, поэтому уже с ранних лет он начал готовить себя к военной деятельности.

Я уже достиг того возраста, когда мне нужно решать, кем я стану в будущем, и в связи с этим в моей семье возникла похожая ситуация: мама советует мне пойти в медицину, а отец видит меня на военном поприще. Меня же привлекают творческие специальности, такие, как актёр, режиссёр. И, похоже, я уже знаю, кем стану…

Как Вы понимаете значение словосочетания ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ? Драгоценные книги – это книги, которые мы особенно ценим, потому что они помогают нам найти ответы на многие вопросы, формируют наш характер. Они формируют у людей разные взгляды на жизнь, делают нас непохожими на других. Они стали путеводной звездой читателя, на всю жизнь определили его идеалы, сформировали мировоззрение, заложили основы нравственности. Такие книги являются другом и советчиком человека, завораживают его, делают участником событий, описанных на их страницах. Они объединяют прошлое, настоящее и будущее.Так, Большую любовь к книге сохранил до конца своих дней А.С. Пушкин. Находясь в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Почти с каждой по­чтой он получал книжные посылки. Его библиотека в Михай­ловском была очень обширна и, по словам первого биографа Пушкина, «росла по часам». После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окруженный книга­ми своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно про­стился. Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними. Потом он окинул угасавшим взглядом книж­ные полки и тихо промолвил: «Прощайте, друзья!»

Максим Горький писал: « Всем лучшим в себе я обязан книгам».

Главный герой автобиографической повести Горького Алеша Пешков книги называет своими университетами. Служа матросом на пароходе, он под влиянием повара пристращается к чтению, сначала читает без разбора, потом уже избирательно. Так у него воспитывается вкус и любовь к книгам.

Для меня драгоценными книгами являются тоже книги детства, например, сказки Г.Х.Андерсена. Они научили меня доброте, дружбе, преданности. Эти произведения не только расширили мои представления об окружающем мире, но и во многом определили мои идеалы.

Кого можно назвать Человеком с большой буквы? Человек с большой буквы – это тот человек, который вдохновляет других людей, делясь своей любовью к жизни. Любить жизнь, несмотря на все её трудности, очень нелегко, но некоторым людям с глубокой душой это удаётся. Приведу примеры.Человеком с большой буквы называет Алексей Мересьев, герой повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», комиссара. Алексей целыми днями приглядывался в Комиссару, пытаясь понять секрет его неиссякаемой бодрости. Несомненно, тот сильно страдал. Стоило ему заснуть и потерять контроль над собой, как он сразу же начинал стонать, метаться, скрежетать зубами, лицо его искажалось судорогой. Вероятно, он знал это и старался не спать днем, находя для себя какое‑ нибудь занятие. Бодрствуя же, он был неизменно спокоен и ровен, как будто и не мучил его страшный недуг, неторопливо разговаривал с врачами, пошучивал, когда те прощупывали и осматривали у него больные места, и разве только по тому, как рука его при этом комкала простыню, да по бисеринкам пота, выступавшим на переносице, можно было угадать, до чего трудно ему было сдерживаться. Летчик не понимал, как может этот человек подавлять страшную боль, откуда у него столько энергии, бодрости, жизнерадостности.

Человеком с большой буквы можно назвать героиню повести А.И.Солженицына «Матренин двор». Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. Но, несмотря на все трудности, Матрена не озлобилась на весь мир. Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни — уроком, добра, совести и человечности.

Что такое взаимовыручка? Взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка – это и есть взаимовыручка. Для проявления ее не нужны никакие приказы и команды. Это внутренняя потребность человека оказать помощь другому. ВЗАИМОВЫРУЧКА — это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип «ты — мне, я — тебе». Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.В рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» .Костылин и в плену, и при побеге оказался не соратником Жилина, а обузой. Но, несмотря на пассивность товарища, на то, что он плохо переносит боль, усталость, бездействует, Жилин не бросает его.

В рассказе «В дурном обществе» В.Г. Короленко с теплотой рассказывает о том, как мальчик Вася проявляет доброту и сострадание к обездоленным людям. Он всеми силами старается помочь Марусе и Васильку, натыкаясь при этом на непонимание и равнодушие среди людей.

«Один за всех и все за одного» — знаменитый девиз трёх мушкетёров и молодого гасконца д‘Артаньяна, который приехал в столицу искать чести и славы. Один бы он не сумел справиться с теми, кто последовал за ним вдогонку, чтобы помешать выполнить поручение королевы. Атос, Портос и Арамис — надёжные и преданные товарищи, готовые делиться всем, что имеют. Эти четверо могли друг для друга пожертвовать всем — от кошелька до жизни.

Положительным примером взаимовыручки может служить другая история. Оля и Лена — подруги, они учатся в одном классе. У Оли трудности вызывает такой учебный предмет, как алгебра, а у Лены — русский язык. Девочки постоянно помогают друг другу: объясняют трудные темы, растолковывают домашние задания. И результат налицо: через некоторое время девочки смогли не только подтянуться по этим предметам, но и укрепить свою дружбу, потому что их взаимовыручка основывалась на благих намерениях и искреннем стремлении помочь друг другу.

Душевные силы— это внутренние ресурсы человека, благодаря которым он способен справляться с трудностями, работать, творить. Порой душевные силы необходимы человеку как воздух, для того чтобы просто жить. У каждого свой источник душевных сил. Для одного это общение с природой, а для другого — память о родном человеке. Докажу свою точку зрения конкретными примерами.

Душевные силы — это внутренние ресурсы человека, которые помогают ему прожить жизнь достойно, совершая добрые дела, помогая тем, кто нуждается в помощи. Душевные силы толкают человека на смелые и благородные поступки. Это несложно доказать конкретными примерами.

Для Анны Федотовны, героини рассказа Б.Васильева «Экспонат №», источником душевных сил были две ценные в её понимании вещи: единственное письмо от сына, погибшего на фронте во время Великой Отечественной войны, и письмо его товарища, написанное после смерти сына. Каждый вечер пожилая женщина перечитывала эти письма. Память о сыне поддерживала в ней жизнь. Но когда письма были украдены, Анна Федотовна лишилась своего жизненного источника, и душевные силы её покинули навсегда.

Вспомним героя рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского Тёму. Когда мальчик обнаружил, что его любимицу Жучку злой человек бросил в колодец, он бросился ей на помощь. Для спасения несчастного животного необходимо было спуститься на самое колодезное дно. Мысли об этом наводили на ребёнка ужас. Но Тёма справился со своим страхом, потому что понимал, что совершает доброе дело. Так душевные силы помогли мальчику побороть свои слабости и вытащить Жучку из колодца.

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.Вспомним героиню повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Машу Миронову. Кто бы мог подумать, что эта внешне хрупкая и слабая девушка обладает внутренней силой и решимостью? Ведь не каждый отважился бы пойти к самой царице, чтобы спасти своего возлюбленного!

Вспомним героя рассказа Саши Чёрного «Игорь-Робинзон». Играя в мореплавателя, мальчик оказался на острове. Непростая ситуация обогатила внутренний мир героя, она заставила его побороть свой страх и проявить такие качества, как выдержка, храбрость и сообразительность.

В рассказе А.П.Платонова «Никита» повествуется о богатом внутреннем мире героя. У мальчика развито воображение. Но, пока он один, образы, создаваемы им, враждебные. Но с появлением отца, мир пере­стал казаться злым , мальчик обрёл покой. Страшные образы, рисуемые воображением Никиты, сменились улыбкой доброго человечка, которым он представлял обыкновенный гвоздь.

Вспомним героя другого литературного произведения — повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка«. Офицер Алексей Иванович Швабрин на протяжении всего повествования совершает бесчестные поступки: на дуэли наносит подлый удар шпагой в спину противника, во время захвата крепости, не задумываясь, переходит на сторону бунтовщиков, силой пытается склонить к союзу Машу. Слова Швабрина тоже не вызывают восхищения: он незаслуженно оговаривает честное семейство коменданта Миронова, едко отзывается о любовных стихах своего соперника и даёт ему весьма сомнительный совет о том, как добиться расположения девушки и, наконец, клевещет на Петра Гринёва, называя его изменником. Всё это наводит на мысль о душевном бесчестии Швабрина. Перед нами человек с мелкой и эгоистичной душонкой.

Читайте также:  Сочинение Проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы ЕГЭ
Ссылка на основную публикацию