Примеры нравственного выбора из жизни – сочинение

Примеры нравственного выбора из жизни – сочинение

  • Главная
  • Интернет-магазин
  • Сертификаты
  • Распродажа
  • Продукция
  • Прайс лист
  • Паспорта
  • Форум
  • Доставка
  • Реклама
  • Скачать
  • Скидки
  • Подбор
  • Статьи
  • Сметы
  • Товары
  • Контакты

Основной Государственный Экзамен 2019-2020 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий. Русский язык. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.

На данной странице для школьников 9-го класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать несколько примеров и образцов лингвинистических сочинений по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2020 по Русскому языку. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение – рассуждение по плану покажет вашему 9-ти класснику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на основном экзамене ОГЭ-2020. Все сочинения и изложения включают в себя тезис, доказательство, вывод, вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитать краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение-пересказ на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению – изложению. Основной учебник для подготовки сочинений: Цыбулько ОГЭ 2020 Русский язык. 36 вариантов.

Вариант. Ответы на тест. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3

Полная коллекция сочинений ОГЭ-2020. Русский язык. 36 вариантов. Цыбулько

Сочинение ОГЭ 9.1. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 класс

Сочинение ОГЭ 9.2. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас

Сочинение ОГЭ 9.3. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас

Скачать бесплатно несколько вариантов экзаменационных сочинений

Скачать бесплатно аргументы из литературы для сочинения на экзамене

Задание на лингвистическое сочинение ОГЭ 9 класс

9. 3) Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР
ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается нравственный
выбор человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя
свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –
из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая
работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример мини сочинения на тему: В чём заключается нравственный выбор человека? Как написать краткое сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами.

Рассуждение о нравственном выборе стоит начать с того, что каждый человек каждый день стоит перед каким-либо выбором. Иногда то, что приходится человеку выбирать, незначительно, однако бывают и ситуации, когда человек становится перед выбором в пользу добра или зла. Стоит отметить, что человек вправе самостоятельно решать то, каким жизненным путем он пойдет дальше. Этот нравственный выбор демонстрирует истинное лицо человека.

Первый аргумент
Проблема нравственного выбора поднимается в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед многими героями встает выбор: перейти на сторону самозванца Емельяна Пугачева или остаться верным присяге. Родители Маши Мироновой выбирают верность Родине, понимая, что на этом их жизненный путь завершится. Персонажи ценой собственной жизни остаются верными своему Отечеству. Верным Родине оказывается и Петр Гринев. Он не готов присягать на верность Емельяну Пугачеву, понимая, что для него это может обернуться казнью. Данные персонажи совершают действительно нравственный поступок. По-другому поступает Швабрин, который переходит на сторону Пугачева ради спасения своей жизни и ради собственных корыстных целей.

Второй аргумент
На тему нравственного выбора писал и В. Быков в своей повести «Сотников». В основе сюжета лежит плен двух русских солдат. Военное время показывает истинные лица персонажей. Оказавшись в плену у врага, Сотников и Рыбак ведут себя совершенно по-разному. Нравственность не позволяет Сотникову предать свою Родину, которую он любит, ценит и уважает. Герой не хочет даже думать об этом. Сотников, отказавшийся давать врагам какую-либо информацию, тем самым выбирает собственную смерть. Рыбак же выбирает спасение. И для этого ему приходится предать свое Отечество. Герой отрекается от Родины, участвует в казни товарища Сотникова. Рыбак сделал свой выбор в пользу собственного благополучия, несмотря на то что пришлось предать Родину.

Вывод
Человек, который оказывается перед нравственным выбором, показывает свое настоящее лицо, свои намерения и жизненные принципы. Если человек может отказаться от собственных целей ради чего-то большего, то его можно назвать героем. Однако бывают люди, которые переходят на «сторону зла» ради достижения своих желаний.

Читать далее.

Итоговое сочинение. Направление 3. Месть и великодушие.

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Приблизительные темы для сочинений.

1. Что такое месть? Почему «это блюдо подают холодным»?

2. Что такое великодушие?

3. Что толкает человека на месть?

4. Нужно ли уметь прощать?

5. Как Вы понимаете слова В. Г. Белинского: «Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений и мнений в святое и великое»?

6. Встречали ли вы на страницах книг великодушных людей?

7. Как желание мстить влияет на внутренний мир и судьбу человека?

8. Согласны ли Вы с утверждением Б. Шоу: «Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке»?

9. Согласны ли Вы с утверждением: «Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества —присущи только людям с великой душой»? (Жаколио)

10. Как связаны жажда мести и жажда справедливости?

11. Как Вы понимаете слова Камю: «На устах — прощение, а в сердце — суровый приговор»?

12. Согласны ли Вы с тем, что прощая кого-нибудь, мы прощаем самих себя?

13. Как Вы понимаете слова В. Брудзиньского: «Многие начинают мстить раньше, чем их успели обидеть»?

14. Что такое «кровная месть»? Чем она опасна?

15. Согласны ли вы с мнением Э. Хантер: « Месть – это путь в пропасть, в которой нет дна»?

16. Месть или великодушие ? Это нравственный выбор самого человека.

17. Может ли месть быть оправданной желанием защитить честь?

18. Можно ли великодушного человека назвать слабохарактерным?

19. Может ли жажда мести стать смыслом жизни?

20. Согласны ли Вы с утверждением М. Ганди: «Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного»?

21. Можно ли научиться прощать?

22. Как связаны понятия месть и жестокость?

23. Любую ли обиду можно простить?

24. Может ли месть сделать человека счастливым?

25. Как Вы понимаете слова Ф. М. Достоевского: «Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить»?

26. Способны ли великодушные люди на месть?

27. Как Вы понимаете слова В. Пикуля: «История любит жестоко мстить тем, кто истории не знает»?

28. Может ли месть принести разочарование?

29. Согласны ли Вы с утверждением А. Моруа: «Прощать надо молча — иначе какое же это прощение»?

30. Чем полезно для человека умение прощать?

31. Как Вы понимаете слова Лууле: «Прощение, идущее от сердца, превращает несчастливое прошлое в счастливое будущее»?

32. Что такое возмездие?

33. Может ли месть быть «сладкой»?

34. Как Вы понимаете слова Д. Митчелла: «Прощение дарует жизнь — тому, кто прощает»?

35. Согласны ли Вы с высказыванием Бальзака: «Сердце матери – глубокая пропасть, на дне которой вы всегда найдёте прощение»?

36. Можно ли «полюбить своих врагов»?

37. Связаны ли между собою понятия «совесть» и «месть»?

38. Согласны ли Вы с высказыванием: «Мстить — едва ли не то же самое, что кусать собаку, которая укусила тебя» (О. О’Малли)

39. Способны ли любовь и прощение изменить человека?

40. Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, око за око, зуб за зуб»?

41. Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?

42. Чем великодушие отличается от благородства?

43. Как научить подрастающее поколение великодушию?

44. Почему человеку иногда приходится делать выбор между местью и великодушием?

45. Какого человека можно назвать великодушным?

46. Какие качества присущи великодушному человеку?

47. Великодушие – это сила или слабость?

48. Что общего между великодушием и состраданием?

49. Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества?

50. Когда нужно отказаться от мести?

1. Д. И. Фонвизин «Недоросль»

2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

3. А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

4. М. Ю. Лермонтов «Песнь про…купца Калашникова», «Герой нашего времени»

5. Н. В. Гоголь «Шинель»

6. И. С. Тургенев «Отцы и дети»

7. Л.Н. Толстой «Война и мир», «Воскресение», «Анна Каренина».

8. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

9. М. Горький «Старуха Изергиль»

10. М. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», «Поднятая целина».

Итоговое сочинение по направлению “Месть и великодушие”

1) Направление темы “Месть и великодушие” – итоговое сочинение.

Детей воспитывают с четким пониманием того, что людей нужно прощать. Об этом говорят родители, учителя и книги. Но человек подвластный эмоциям, а они часто бывают отрицательными. Натура может стремиться к мести, справедливой расплате. Но являются ли такими методы правильными? Об этом можно долго философствовать и почерпнуть опыт с литературы какой иной раз бывает “Месть и великодушие”.

Александр Пушкин месть и великодушие разбирает в своем произведении «Капитанская дочка». Швабрин старается понравиться Маше. Но девушка не отвечает молодому человеку взаимностью. Тогда оскорбленный влюбленный начинает распускать грязные неправдивые слухи. На этом беспредел Швабрина не заканчивается. Когда подворачивается удобный момент, то он берет Машу в плен. Он грозиться заморить девушку голодом, если она не выйдет за него замуж. Мужчина все это проворачивает не из-за большой любви. Он пытается отомстить Гриневу, который оказался более удачливым в амурных делах.

В итоге в повести Пушкина все-таки торжествует справедливость. У Швабрина был большой список отрицательных черт характера. В итоге мужчину арестовывают за измену Родине. Умение прощать – это прерогатива благородных людей. Мстительные личности не знают сострадания. Они жестоки и сделают все, чтобы самоутвердиться за счет других людей.

Борис Васильев в своей работе «Не стреляйте белых лебедей» также поднимает тему мести и великодушия. Федор Бурьянов жаждет мести, так как не может смириться с тем, что Егор Полушкин получил пост лесничего. Он вместе с друзьями нападает на мужчину и избивает его. Егор истекает кровью, пока пытается добраться до собственного дома. Дальше его ждет смерть. Он прекрасно знает, кто совершил нападение, но не говорит об этом. Он решает не опускаться до уровня Федора. Он не желает засорять свою совесть низким чувством мести. В этом произведении автор поддерживает идею того, что лучше проявлять великодушие. Но в работе «А зори здесь тихие…» ситуация складывается иначе.

Читайте также:  Сочинение Уместна ли жестокость на войне?

В центре сюжета выступают пять девушек-зенитчиц, которых убили фашисты. Командир мстит за своих подопечных и расправляется с немцами. В живых осталось только четверо человек. Эта месть носит совсем иной характер. Только такое возмездие имеет право на существование.

Месть привилегия людей с низкой нравственностью. Но можно сделать вывод, что иногда ситуация действительно требует возмездия. Все индивидуально и зависит от людей. В любом случае строить планы по расплате не следует, если человек обидел неосознанно. В порыве гнева человек способен совершить необдуманный поступок, поэтому важно контролировать свои эмоции.

2) Пример написания итогового сочинения по направлению “Месть и великодушие”

Есть ли оправдание для мести? Трудно дать однозначный ответ. Здесь играет большую роль этический фактор. Человек, никогда не попадавший в ситуацию, когда в его понимании понятия правосудия и мести сливаются в одно целое и неделимое, не сможет дать точный и утвердительный ответ на этот вопрос. Людей, которые найдут в себе силы и откажутся отвечать злом на зло, не так уж и много. В большинстве своем, люди часто поступают по принципу «зуб за зуб». В некоторых ситуациях очень хочется найти им оправдания.

Месть как способ остановить беспредел

Жизнь такая штука, что иногда происходят ситуации, когда месть становится единственным средством добиться правосудия. Наглядным примером для данного утверждения служит произведение Виктора Астафьева «Людочка». В нем рассказывается о несчастной судьбе молодой девушки, которая была изнасилована преступниками. Один из них – Стрекач, недавно освободившийся из тюрьмы, был зачинщиком этого преступления. Он подкараулил девушку в парке, накинулся на нее, сделал свое гнусное дело и еще заставил повторить это и всех своих сообщников. Бедная Людочка ни у кого не нашла поддержки. Ее наставница сказала, что подобные ситуации являются нормой для здешних мест. Мать Людочки была занята обустройством новой семьи и ходила на сносях. Милиция и не думала серьезно заниматься этим делом. Не найдя нигде поддержки и должного понимания, несчастная девушка повесилась. Только после этого, ее отчим решился на месть. Он подкараулил Стрекача и избил его до смерти. Конечно, не найти оправдания самосуду, устроенному отчимом, но по крайней мере, его поступку есть свои объяснения. Видя бездействие властей, он решил сам наказать и остановить преступников вот какой иной раз бывает “Месть и великодушие”.

Простить или отмстить?

В рассказе Максима Горького рассказывается об истории молодых цыган, которым так и не удалось найти общий язык. Рада и Лойко Забар любили друг друга горячо и страстно. Однако их гордость и независимость мешали признаться им в этом. Лойко все-таки решился на признание и попросил руки Рады. Молодая и гордая цыганка в ответ ему выдвинула свой ультиматум. Рада сказала, что если Лойко хочет жениться на ней, то он должен встать перед ней на колени на глазах у всего табора. Лойко согласился на это. Но когда все собрались и Рада ждала, что Лойко вот-вот подчиниться ее воле, он неожиданно для всех выхватил нож и вонзил ей прямо в сердце. Рада прошептала, что ждала такой смерти и, что Забар все сделал правильно. Но отец молодой цыганки подобрал тот самый нож и вонзил его в спину Лойко, отомстив ему за свою дочь. Кто может осудить старого цыгана за месть? Смог бы он проявить великодушие в этот момент? Ведь на его глазах лишили жизни его собственного ребенка.

Причина мести

Получается, что чаще всего люди решаются на месть в том случае, когда им не остается другого выхода. Когда рассчитывать, кроме себя самого, больше не на кого. Иногда люди считают, что оставив преступника безнаказанным, они дадут им возможность повторить свое преступление еще раз. Я не могу сказать, что месть можно оправдать, но считаю, что для любого поступка всегда существуют определенные объяснения.

Вы прочитали 2 сочинения по направлению “Месть и великодушие”, возможно вам могут быть интересны следующие темы.

Аргументы по направлению «Месть и великодушие».

Если вы выбрали для себя это направление, то необходимо обратить внимание на таких героев литературы, которые оказались перед нравственным выбором и проявили свой характер, свою натуру.

Нам не просто так даны два противоположных понятия. Это значит, что скорее всего нам придется выбрать то, что ближе нам по духу и аргументировать свою точку зрения, противопоставив две литературные ситуации.

Можно сравнить двух противоположных героев: доброго и злого, милосердного и жестокого, миролюбивого и агрессивного. Для аргументации подойдут произведения, в которых дан психологический портрет личности и мотивировка поступков.

Возможно, у вас есть любимый герой или злодей из зарубежной литературы. Не забывайте, что можно использовать не только произведения школьной программы!

Предлагаем возможный круг тем по данному направлению. Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.

  • Что такое месть?
  • Что такое великодушие?
  • Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
  • Что такое «кровная месть»?
  • Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
  • Можно ли отомстить врагу?
  • Можно ли оправдать месть?
  • Чем великодушие отличается от благородства?
  • Чем великодушие отличается от доброты?
  • Как убедить человека отказаться от мести?
  • Как научить подрастающее поколение великодушию?

Примерный список литературных произведений по направлению “Месть и великодушие”

  • В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
  • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
  • В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • В.М. Гаршин, «Трус»;
  • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
  • Дж. Роулинг, «Гарри Поттер»;
  • Мартин “Песнь льда и пламени”;
  • Дюма “Граф Монте-Кристо”.

Произведения и аргументы по направлению «Месть и великодушие»

ПроизведениеНа что обратить внимание
А. Чехов «Месть»Герой упивался ожиданием мести, он в красках представлял исход своего коварного плана. Им двигало чувство задетого самолюбия. Справедливость должна была восторжествовать. Лишь ожидание сладкой мести наполняло его день. Каково же было его разочарование, когда план не удался…
А.С. Пушкин «Выстрел»В рассказе А. С. Пушкина “Выстрел” оскорблённый Сильвио мечтал убить графа на дуэли. Но он в последний момент отказывается от выстрела. Почему? «Не буду, — отвечал Сильвио, — я доволен: я видел твое смятение, твою робость, я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести» . Он удовлетворён тем, что итак чувствует своё превосходство и месть в виде выстрела ему не нужна.
Р. Брэдбери «Все мои враги мертвы»Для главного героя есть только один смысл в жизни: месть. Он жив, пока у него есть враги. Он жив, пока есть для чего жить. Правду ли сказал его друг или намеренно сгустил краски, дабы раззадорить товарища, остается загадкой. «Мы живы, пока остался хотя бы один враг», – очень спорные слова героя. Тем не менее иногда только жажда мести заставляет почувствовать нас живыми.
Н.В. Гоголь «Страшная месть»Месть стала причиной всех бедствий героев повести. В стремлении наказать Петра за собственную с сыном смерть, Иван, представ перед Богом, просит навести проклятие на весь род брата. Последний потомок убийцы рождается злым колдуном-душегубом, творящим страшные злодеяния. Петр под землей испытывает горькие мучения, а Иван, видя с небес, как страдают ни в чем не повинные люди, осознает свою ошибку, но ничего изменить не в силах. Ни один из братьев в свое время не проявили великодушие, за что и обрекли себя на вечные муки.
А.С. Пушкин «Дубровский»В повести А.С. Пушкина «Дубровский» автор рассказывает, как одна месть породила другую. Пустяковый конфликт двух помещиков Дубровского и Троекурова перерастает в желание последнего отомстить за удар по самолюбию. Нечестным путем он отнимает имение у друга, в результате чего тот умирает от приступа. Сын Дубровского не может простить Троекурову смерть своего отца и становится разбойником и грабителем, отбирающим имущество у богатых помещиков. Только любовь к Маше Троекуровой заставляет его проявить великодушие и отступиться от главной мести.
Ги де Мопассан «Вендетта»Мать мечтала отомстить за убитого сына. Она придумала коварный план, который ей удалось осуществить. Только после отмщения она смогла спокойно заснуть. Совершенное деяние подарило ей удовлетворение.
В.А. Закруткин «Матерь человеческая»Великая отечественная война отняла у Марии самое дорогое: мужа и сына. Увидев раненого фашиста, она кинулась на него с вилами, чтобы отомстить врагам за смерть родных и все их бесчеловечные деяния. Но женщину остановили слова немца: «Мама! Мама!» Сердце Марии дрогнуло, и она пощадила юношу. Данным примером автор демонстрирует высшую степень великодушия русской женщины.

Другие направления итогового сочинения:

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Итоговое сочинение: Как война меняет человека?

Дорогие читатели! Приглашаем вас познакомиться с итоговыми сочинениями на тему «Как война меняет человека?», в которых автор рассматривает проблему с разных точек зрения.

  1. Вариант 1
  2. Вариант 2
  3. Дополнительные аргументы

Вариант 1

Война – это серьезное испытание для человека. Он постоянно находится на грани жизни и смерти, вокруг гибнут люди, нарушен весь привычный уклад жизни. Человек в любую минуту может умереть, поэтому он меняется его отношение к себе, окружающим, к миру. Он начинает ценить каждое мгновение жизни. Его прошлая жизнь проходит перед глазами. У многих происходит в душе переоценка ценностей. Кто-то начинает понимать, что жил неправильно, что годы были потрачены впустую, что не к тому он стремился. В ком-то проявляются качества, которые в мирное время были незаметными. Одни становятся героями, другие – трусами. Все эти мысли я попытаюсь подтвердить примерами из художественных произведений.

Война является мощным средством проверки качеств характера человека, его жизненной позиции. Герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский идет на войну. Ему наскучило светское общество, где у него мало единомышленников, еще меньше друзей. Он мечтает о своем Тулоне, завидуя славе французского императора. Его жизнь кажется ему скучной, однообразной, лишенной смысла. На войне он ищет случай отличиться. Наконец, судьба предоставляет ему такой шанс. Солдаты в панике отступают. Болконский пытается остановить их. Он подхватывает знамя из рук погибшего знаменосца и бросается вперед, увлекая за собой солдат. Князь горд собой. Раненный во время атаки герой падает и видит над собой высокое небо. Он понимает, насколько мелкими были его мечты о славе. Даже величие его кумира Наполеона меркнет в сравнении с небом. Это открытие, сделанное на войне, очень изменило князя Андрея. Он вернулся домой другим человеком. Болконский удалился от света и поселился в деревне, где жила его семья. Война изменила все его прежние взгляды. Человек, оказавшись на пороге смерти, начинает по-новому смотреть на жизнь. Так случилось и с Болконским. На войне происходит переоценка жизненных ценностей. То, что казалось значимым, становится ничтожным.

Читайте также:  Сочинение Роль музыки в жизни человека

В повести В. Быкова «Сотников» мы видим, как меняются люди в военное время. Два главных героя, Сотников и Рыбак, отправляются за провизией для партизанского отряда в ближайшие деревни. Сотников болен, еле передвигается. Рыбак энергичный, находчивый боец. Он искренне удивляется, почему Сотников не отказался идти, раз он плохо себя чувствует. Автор рассказывает, как складывались судьбы героев до войны. Сотников был простым, незаметным учителем. В его жизни не было ничего примечательного. О Рыбаке, напротив, мы узнаем, что в детстве он совершил смелый поступок, спас девочек. Быков подчеркивает, что он вообще не любил причинять зло. Если бы не война, то герои так и прожили бы свои жизни, светло и просто. Война вмешалась в естественный ход событий. Во время выполнения задания герои попадают в плен. Сотников держится мужественно, а Рыбак струсил и перешел на сторону врага. Он хотел жить любой ценой, и этой ценой оказалась жизнь Сотникова. Если бы Рыбаку в мирное время сказали, что он станет предателем и казнит своего товарища, он, наверное, не поверил бы. Война помогает выявить скрытые в человеке качества, о которых он и сам не подозревает.

Подводя итог, можно сказать, что война является серьезной проверкой для людей. Это жестокое, страшное время. Кого-то она делает сильнее, умнее, мудрее. Кто-то становится слабым, жестоким, теряет человеческие качества. Ясно одно: никто не остается прежним, война оставляет неизгладимый след в душе человека. Оказавшись между жизнью и смертью, люди меняют взгляды на жизнь, у них появляются другие приоритеты. Кто-то становится героем, кто-то предателем. Память об этом остается даже после их смерти.

Вариант 2

Война – сложное, страшное время. Она требует от человека сил, выносливости, смелости, верности себе и своим идеалам. В мирное время иногда можно проявить слабость и безответственность. Во время войны это может стоить жизни. В военное время проще увидеть истинное лицо человека, становится понятно, кто чего стоит. Эту мысль я попытаюсь подтвердить примерами из художественных произведений.

Героями повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» являются девушки, которых война заставила заниматься совсем не женским делом. Никто из них не думал, что им придется совершить подвиг. Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Рита Осянина были совсем молодыми, только начали жить. Васильев знакомит читателей с тем, какими они были в мирной жизни. Замуж успела выйти только Рита. Ее муж погиб на второй день войны, у нее к фрицам были свои счеты. Семью Жени расстреляли у нее на глазах. Девятнадцатилетняя Лиза жила в глуши с пьющим отцом и больной матерью. Мать умерла, девушка собралась поступить в техникум, но началась война. Соня жила в большой семье, училась в университете. Галя была детдомовкой, потом училась в техникуме на библиотекаря. Когда началась война, она пошла добровольцем в военкомат. Ее долго не брали, но она не сдавалась. В свои двадцать лет девушки повидали самые черные стороны жизни. Они не могли смириться с тем, что война помешала их счастью. Серьезная строгая Рита долго плакала, когда убила первого фашиста. Только во время войны жить по-прежнему было нельзя, приходилось чем-то жертвовать, менять свои взгляды. Им пришлось стать другими: смелее, мужественнее, сильнее, чем они были до войны. Все девушки героически погибли, выполняя задание. Это была и личная трагедия их командира Васкова, и трагедия государчтва. Сколько таких девушек потеряла страна! Сколько будущих учителей, библиотекарей, академиков, архитекторов, художников и просто хороших людей отдали свои жизни в эти годы. Всем им пришлось стать бойцами, защитниками своей родины.

Об этом говорит в повести «Сигнальщики и горнисты» и А. Алексин. Главный герой Петя Перов случайно узнал историю жизни и смерти своего дяди и его одноклассников. Все они ушли добровольцами на фронт после того, как героически погибла их одноклассница Таня Ткачук, в которую они были тайно влюблены. Подростки, живущие в доме, договорились сбрасывать с крыши зажигалки, чтобы не загорелся дом. Один из них не пошел дежурить. Таня проявила небывалую для своего возраста ответственность, она не смогла оставить крышу без защиты. Погода была дождливая, девушка поскользнулась и упала с крыши. Благодаря усилиям подростков их дом уцелел тогда, как другие дома вокруг обгорели. Война заставила школьников повзрослеть, стать смелее, сильнее. Матери ребят никогда не смогут оправиться от этого горя. Так, мать Тани Ткачук всегда плачет, когда видит чужих детей. Автор своим произведением отдает дань подвигу людей, отдавших свои жизни. Отцы воевали на фронте, приближая победу над фашизмом. Подростки охраняли жизни матерей, младших братьев и сестер в тылу. Они понимали, что только все вместе смогут одолеть врага. В мирное время дети были просто хорошими учениками, а в годы войны их сознательность, ответственность, честность стали залогом победы.

Эти примеры говорят о том, что вчерашние школьники в военное время стали отважными защитниками своей Родины. Им пришлось повзрослеть, взять на себя ответственность за будущее страны. Война отнимает у людей радость, здоровье, жизнь. У тех, кто потерял своих близких, в душе навсегда остается незаживающая рана и ненависть к тем, кто принес эту беду. Война калечит человеческие души. Тот, кто прошел войну, уже не станет прежним.

Дополнительные аргументы

В журнале опубликованы дополнительные аргументы по направлению «Время перемен», которые находятся в разделе «Банк аргументов». На их основе вы сможете написать оригинальные сочинения.

Сочинение на тему: «Месть и великодушие»

На уроках литературы мы изучили работы многих писателей. Все их произведения — это неоценимый вклад в развитие литературы и возможность показать читателям различные проблемы, раскрывая актуальные темы и важные вопросы своего времени. Среди большинства работ прослеживается и такая направленность, как месть и великодушие, о чем мы и напишем сочинение, подтверждая наше видение аргументами из литературы.

Вступление

Изучив материалы к сочинению Месть и великодушие, познакомившись со многими произведениями литературы, мы можем с уверенностью сказать, что месть и великодушие — это противоположные проявления человеческих качеств. Это как добро и зло, где месть является губительной, в то время как великодушие — это проявление сильного характера. Великодушие доказывает что перед вами действительно сильная личность, сумевшая простить обидчика. Великодушный человек не действует спонтанно, он может поставить себя на место обидчика, проанализирует ситуацию, разберется, ведь может именно он стал причиной плохого поступка по отношению к нему самому. Только разобравшись, он примет решение о прощении или наказании. Причем наказание будет не с целью мести, а чтобы показать, насколько был неправ человек.

Итоговое сочинение

Благодаря итоговой работе «Месть и великодушие», мы можем сделать выводы, позволяющие определиться в нашей дальнейшей жизни. Подводя итоги, мы раскрываем отрицательные стороны и выделяем положительные моменты. К сожалению, месть побеждает великодушие чаще. И не только в литературных произведениях, но и в нашей жизни.

Месть и великодушие

Именно к мести прибегает человек, когда ему сделали плохо. Людям свойственна спонтанность. Если мне кто-то сделал плохо, то почему я должен отвечать добром? Я сделаю ему хуже вдвойне. Так рассуждает подавляющее большинство людей. Почему-то мало кому приходит в голову простить, и понять почему именно так поступил обидчик. Мало кто вспоминает о великодушии, разрабатывая собственные планы мести. Причем человек не замечает, что он начинает жить ради мести. Он не видит, что в своем отмщении начинает причинять боль не только обидчику, но и невинным людям, а сама месть уже полностью его поглотила, сделав своим рабом.

Рано или поздно наступит момент, когда человек поймет что ошибся, поймет что его месть была бессмысленна, но будет поздно. Поэтому очень важно не стать эгоистом и не потерять свои человеческие качества, к которым относится и великодушие. Важно научиться прощать, бескорыстно любить и вершить безвозмездно благие дела. К сожалению, чувство мести неистребимо и малая война порождает большую. Никто не желает простить и договориться. Соседи уничтожают животных, зашедших на их территорию. Террористы уничтожают мирных людей в башнях-близнецах Нью-Йорка, падают пассажирские самолеты, сбитые намеренно или по ошибке. У всех просыпается злоба и месть. Всем нравится воевать.

Порой кажется, что зло бесконечно, оно захватило всю землю и именно месть дает ему подпитку. При этом, в нашем сочинении по литературе за 11 класс на тему месть и великодушие для ЕГЭ хочется сказать, что это извечная проблема. Поэтому ее и старались раскрыть многие писатели, произведения которых станут отличным аргументом к нашему сочинению.

Аргументы к сочинению

Тему мести и великодушия мы можем увидеть в работе Пушкина Дубровский. Возникший между соседями конфликт приводит к тому, что Троекуров отбирает поместье Дубровского. Это приводит к его смерти, а сын Дубровского, руководствуясь желанием отомстить, становится разбойником. Он грабит богатых и обманом проникает к Троекурову. Однако мы видим, что все же Дубровскому младшему удается убить в себе чувство мести, которое было побеждено великодушием.

А вот в пьесе Гоголя Страшная месть братья так и не смогли проявить великодушие. Так Иван, которого убил собственный брат, не смог его простить и попросил Бога навести проклятье на род брата. В итоге у Петра родился сын, который стал душегубом. От этого страдали все, в том числе и невинные, а Иван, наблюдая за этим, не испытал удовлетворения, а только страдал оттого, что совершил ошибку, которую было нельзя исправить. Не имел покоя и умерший Петр. Как видим, месть привела к вечным мукам обоих и стала причиной всех бед.

Не имели понятия о великодушии и герои произведения Горького На дне. Мы видим, что их отношения строятся на ненависти. Каждый хочет мстить другому. Оказавшись на дне, каждый из героев старается опустить поглубже на дно и своего соседа. Мстительная натура проявилась в каждом из них. Никто не был способен на великодушие, разве что Лука, который пытался поддержать каждого. И великодушие оказалось бессильно против мстительных натур людей.

Еще одним аргументом того, что месть становится смыслом жизни для человека, является произведение Александра Дюма Граф Монте-Кристо. Месть не приносит никакого удовлетворения герою, и становится бессмысленной. И это не полный перечень работ знаменитых авторов, где месть и великодушие, как две стороны одной медали, определяют выбор человека и его дальнейшую судьбу.

Аргументы для итогового сочинения

Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».

Есть ценности, пренебрежение которыми может привести к духовной деградации личности. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» представители старшего поколения ценят малую родину, где провели большую часть жизни, поэтому им сложно смириться с необходимостью переезда в посёлок городского типа. Их дети и внуки, напротив, легко принимают грядущие перемены, относятся к строительству ГЭС и затоплению острова с пугающим равнодушием. Сын одной из коренных жительниц Матёры Петруха сам поджигает родительский дом, не испытывая мук совести. Чужие люди появляются на кладбище и разрушают могилы, за что матёринцы совершенно справедливо называют их «чертями». Происходящие изменения буквально уничтожают остров, но главные герои продолжают бороться, потому что чувствуют ответственность перед умершими предками за продолжение жизни. Неслучайно в финале Матёра названа «матерью», и вместе с её гибелью прерывается связь поколений. Какое будущее может быть у молодых людей, предавших малую родину, и какой опыт они смогут передать потомкам?

Читайте также:  Можно ли убежать от реальности? Итоговое сочинение

И.А. Бунин «Антоновские яблоки».

Теме памяти посвящён рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки». Надо заметить, что изначально он имел подзаголовок «Картины из книги “Эпитафии”», благодаря чему создавалось особое ностальгическое настроение. Запах антоновских яблок пробуждает в душе рассказчика цепочку воспоминаний о беззаботной жизни, молодости, праздничных вечерах. Однако все когда-нибудь уходит в прошлое, и дворянская культура продолжила существование лишь в книгах и на портретах. Бунин пишет самую настоящую эпитафию для разрушающегося мира, считая себя его неотъемлемой частью. По мнению писателя, такие перемены неизбежны, но единственное, что становится для человека духовной опорой, – это память.

М.П. Шишкин «Пальто с хлястиком»

Что значит существовать вне временных рамок? Подвластно ли это обычному человеку? Это значит никогда не забывать те моменты и тех людей, которые помогли тебе стать личностью. О вневременности размышляет современный писатель М. Шишкин в эссе «Пальто с хлястиком», и достичь этого особенного ощущения возможно благодаря творчеству. Автор считает, что процесс создания литературных произведений подобен растворению в вечности, и на протяжении всего повествования вспоминает события ушедших лет. Он все еще чувствует вину за то, например, что целый год не разговаривал с мамой и не смог попросить у нее прощения. Именно мать служит для него примером, ориентиром: она прожила свою жизнь, «не теряя человеческого достоинства». В эссе сливаются воедино прошлое и настоящее рассказчика, и только воспоминания возвращают ему гармонию с собой и спасают от угрызений совести.

Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»)

А.П. Платонов «Юшка»

Даже когда общество тебя не принимает, важно сохранять в себе человека и оставаться самим собой. Главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка» – юродивый, над которым издеваются как взрослые, так и дети. Но кузнец не умеет обижаться и объясняет поведение людей «слепым сердцем». Из-за человеческой жестокости Юшка умирает, но после него остается сирота, о которой он заботился до конца жизни. Она так же добра и милосердна, как ее благодетель: девушка становится прекрасным врачом и помогает больным абсолютно безвозмездно. Достоин и умён тот человек, который не озлобляется, не отвечает грубостью на грубость, живёт согласно библейским заповедям и, невзирая ни на что, продолжает совершать добродетельные поступки.

Н.С. Дашевская «День числа Пи»

Иногда людей делают изгоями просто потому, что они чем-то отличаются от других. Так, один из главных героев повести современной писательницы Н. Дашевской «День числа Пи» Лёва Иноземцев обладает цветным слухом и умеет быстрее всех решать нестандартные математические задачи, но между тем сверстники называют его инопланетянином. Рядом с Лёвой другой талантливый мальчик Кирилл Комлев чувствует себя неполноценным и испытывает страшную зависть по отношению к однокласснику. Однако эти разные люди всё-таки находят общий язык и становятся хорошими друзьями. Эта книга о силе общественного мнения и взаимопонимании, поисках себя и терпимости. Каждому человеку предстоит пройти немало испытаний, чтобы наладить отношения с другими людьми и в то же время не потерять индивидуальность.

Тэффи «Семейный аккорд»

Как научиться слышать и понимать друг друга? Об этом рассказ Тэффи «Семейный аккорд». Перед нами настоящий «диалог глухих»: отец думает вслух о том, в каком месяце ему лучше взять отпуск, мать раскладывает пасьянс, чтобы узнать, принесут ли ей сегодня пальто, а дочь переживает о скудном выборе шляпок в гардеробе. Никто из членов семьи даже не реагирует на реплики близкого человека, каждый занят исключительно собственной персоной. Таким образом, люди, не умеющие слушать, эгоистичны и ограниченны. О каком взаимопонимании может идти речь, если даже родственники абсолютно равнодушны друг к другу?

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом)

В.О. Пелевин «Чапаев и Пустота»

Часто можно слышать о том, что поколение Z называют «потерянным». Это достаточно спорный вопрос, но культурные запросы и жизненные взгляды у молодых людей XXI века действительно изменились – об этом вся литература постмодернизма. В. Пелевин в романе «Чапаев и Пустота» передает абсурдность современной действительности. Его главный герой служит в дивизии Чапаева и время от времени перемещается в психиатрическую клинику, а также путешествует по нескольким виртуальным пространствам собственного подсознания. Пелевин так строит повествование, что сложно отличить, какой из миров реальнее, – больница XXI столетия или всё же военные действия 1918-1919 годов. Тем самым писатель подчёркивает раздвоенность, фрагментарность и неустойчивость сознания представителей нового поколения.

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» мы узнаем о девушке Насте, которая живет в Ленинграде яркой и насыщенной жизнью. Она настолько поглощена собственным благополучием, что совершенно забыла о самом близком человеке – матери. Катерина Петровна беззаветно любила родную дочь, но боялась тревожить её по пустякам и только продолжала присылать деньги. Настя не успела попросить прощения у мамы перед её смертью, и теперь долгие годы девушке придется жить с чувством вины. Детям порой сложно понять родителей, но быть благодарным за любовь и заботу – самое малое, что мы можем сделать для своих близких.

Н.Л. Ключарёва «Юркино Рождество»

Проблеме выживания ребёнка в жестоком мире взрослых посвящён святочный рассказ Н. Ключарёвой «Юркино Рождество». Разве можно чувствовать себя комфортно рядом с пьющими родителями? Однажды Юре пришлось ночевать на улице из-за родительской невнимательности. Жестокое воспитание чаще всего приносит соответствующие плоды, и мальчик решается на месть. В какой-то момент Юре Кривову кажется, что в одиночестве ему гораздо легче, чем с такими близкими. Чтобы разрешить конфликт поколений в подобной ситуации, важно каждой стороне пересмотреть свои ценности. Дистанция между Юркой и семьёй разрушается, когда его мать решает измениться, увидев, как сильно вырос её сын, – и речь идёт, конечно, не о физическом, а о нравственном росте.

Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством)

Р. Брэдбери «Каникулы»

Любые перемены оказывают существенное влияние на мировоззрение человека. В фантастическом рассказе Р. Брэдбери «Каникулы» герой желает, чтобы исчезли все люди на земле, а рядом остались только жена и сын. Мечта кормильца семьи сбывается, и персонажи действительно получают возможность наслаждаться тишиной и спокойствием. Их жизнь меняется коренным образом: можно путешествовать и ни о чём не беспокоиться, однако счастье оказывается иллюзорным. Герои понимают, что невозможно жить исключительно для себя, руководствуясь эгоистическими побуждениями, ведь каждому из нас всё же необходимы коллеги и друзья. Затянувшиеся каникулы заставили членов одной семьи задуматься о смысле существования.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»

Есть люди, которые боятся перемен и предпочитают жить под защитным панцирем. В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» за образом рыбы скрывается подобный человек. Герой с детства учился быть осторожным, зная, что опасность может подстерегать его в любое время, в самом неожиданном месте. Чтобы не погибнуть преждевременно, пескарь зарывается в нору, из которой выходит только по ночам. Можно ли назвать такое абсолютно бесполезное существование полноценной жизнью? Нет, постоянное чувство страха не позволяло пескарю получать удовольствие от каждого мгновения, что и привело его к нравственной гибели. М.Е. Салтыков-Щедрин пишет о людях, которые не готовы к изменениям и потому сознательно останавливаются в развитии.

М.А. Булгаков «Роковые яйца»

Мы живём в вечно меняющемся мире, в эпоху технического прогресса. Некоторые научные открытия значительно облегчают нашу жизнь, но не все из них гуманны, многие могут привести к непоправимым последствиям. В повести М.А. Булгакова «Роковые яйца» заведующий совхозом Рокк по неосторожности и неопытности вместо кур выводит гигантских рептилий, пользуясь изобретением профессора Персикова. Учёный должен нести ответственность за свои действия, особенно когда его ошибка оказывает губительное влияние на человечество. Так, открытый Персиковым луч жизни действует противоположным образом, и быстро размножившиеся чудовища уничтожили бы цивилизацию, если бы не внезапный мороз. Таким образом, некоторые глобальные перемены могут перевернуть жизни миллионов людей.

Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести)

Джером Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

В жизни человека часто случаются ситуации, когда он стоит перед сложным выбором и не может обрести гармонию с собой. Это привычное состояние практически каждого подростка, и об этом роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Произведение посвящено теме несоответствия иллюзорного представления о действительности и самой реальности, из-за чего главный герой стремится убежать от общества. Все, что он видит перед собой, представляется ему огромной пропастью. Холден не может найти место в мире взрослых, потому что там слишком много фальшивого, ненастоящего. Подросток конфликтует с учителями, родителями, одноклассниками. Он много читает, пытаясь в книгах найти ответы на свои вопросы. Мальчик ищет честность, искренность, любовь, жаждет тепла, участия и понимания. Однако большому и жестокому миру, где ему приходится выживать, противопоставлен только мир детей, ведь именно в нем еще осталось место для человечности.

М.А. Шолохов «Судьба человека»

В мире нет идеальных людей, у каждого есть как достоинства, так и недостатки. Но существуют люди совестливые, и это высшая ценность и способность, которой определяется уровень духовного развития личности. Главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов попадает в плен, и он мог бы спастись, предав Родину. Однако герой не может себе этого позволить и во время допроса у Мюллера одерживает нравственную победу. Немец называет его храбрым солдатом и достойным противником. Сила духа, стойкость и совестливость помогают Андрею Соколову выдержать все испытания, не озлобиться и остаться человеком. Этот рассказ доказывает, что обстоятельств, позволяющих пойти против совести, не существует: такие достойные люди, как персонаж Шолохова, рискнут жизнью, но никогда не забудут о чести и долге.

М.И. Веллер «Хочу быть дворником»

У каждого из нас есть определенные ожидания от жизни, но та оказывается не такой простой, как хотелось бы. Иногда приходится от чего-то отказываться, идти на уступки, и ты поступаешь вопреки зову собственного сердца, чтобы угодить другим. В рассказе «Хочу быть дворником» М. Веллер пишет о жизни среднестатистического человека, который в детстве занимался тем, что казалось полезным его родителям, ходил к репетиторам, чтобы сдать экзамены, устроился на работу, создал семью и занялся «правильным» воспитанием детей. Теперь же, пройдя длинный путь, герой мечтает стать дворником и жить так, как ему нравится. Писатель рассуждает о том, как часто мы делаем выбор, о котором впоследствии жалеем, под влиянием чьего-то мнения. Очень важно прислушиваться к себе и ни при каких обстоятельствах не изменять своим убеждениям.

Ссылка на основную публикацию