Примеры самовоспитания из литературы

Аргументы из литературы для сочинения 15.3: Что такое самовоспитание (ОГЭ по русскому языку)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 09.10.2019 · Обновлено 09.10.2019

Самовоспитание – это одно из самых важных качеств человека, которым, к сожалению, обладают немногие и считают это ненужным делом. Но разве это так? В детстве Вас воспитывают родители, но, становясь старше, Вы должны стремиться к своему самосовершенствованию. Самовоспитание — сложная черта характера, ведь это совокупность силы волы, стремления быть лучшей версией себя и желания развить и сделать свою душу богаче, а жизнь интереснее.

Многомудрый Литрекон призывает Вас рассмотреть аргументы из литературы. Они не только помогут Вам написать сочинение 15.3 для ОГЭ по русскому языку, но и заставят Вас задуматься над своим поведением и жизнью.

  1. Например, возьмем известный аргумент из литературы — «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Евгений большое внимание уделял чтению книг и делал это с особым усердием. Он оставлял пометки для себя, что может сделать его жизнь и жизнь близких ему людей лучше. «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом…». Это и есть самовоспитание, работа над личностью.
  2. А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» на примере Чацкого показывает, что стремление человека к лучшему будет вознаграждено. Он не поддавался влиянию фамусовского общества, которое было наполнено пошлостью. Он шел своим путем. Усердно занимался, не желал себя и получил зарубежное образование. Конечно, его новаторские идеи не приняли, потому что люди их просто не поняли, как и всегда бывает с чем-то новым. Но Чацкий был тверд в своих убеждениях и отстаивал их до конца. Совокупность силы воли и мысли — это и есть самовоспитание.
  3. Война – это самый сильный, но и самый жестокий пусть к самовоспитанию. В поэме Твардовского «Василий Теркин» как раз приведен такой пример. Герой произведения сам воспитывает себя в окопах и под пулями. Он вырабатывает в себе мужество, отвагу и очень редкое качество — самоотверженность. Это поистине героическая работа над собой, достойная уважения.
  4. М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце» показывает на примере превращения собаки в человека, что никакое существо не может быть подобно человеку, ведь оно не может воспитывать себя самостоятельно. Шариков не думал о личностном росте, а лишь по своим инстинктам слушался других людей. Поэтому профессор озадачен вопросом превращения Шарикова обратно в собаку. Человеку, не умеющему контролировать и развивать себя, не выжить в мире.
  5. Главный герой приключенческого романа Каверина «Два капитана» Саня Григорьев мечтал стать летчиком. Его мечта разбудила в нем желание ежедневно тренироваться, изучать специализированную литературу и заниматься самообразованием. В результате мечта Саши, которая стала целью, была достигнута.
  6. Повесть М. Горького «В людях» является примером самоотверженности героя на пути к другой жизни. Алёша Пешков, главный герой повести, был большим поклонником книг и пристрастился к чтению. Его не понимали окружающие люди, и никто даже не обращал на него внимания. Мир книг его увлек, он увидел, что его жизнь скучна и однообразна, а жизнь в книгах яркая и осмысленная. Это побудило героя к действию, и он стал образованным человеком, добившимся успеха. Повесть является автобиографической, и главный герой Алёша Пешков стал известным писателем Максимом Горьким.
  7. Пьеса Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69» также показывает, как самовоспитание может спасти не только самого человека, но и окружающих. Капитан Незеласов, белогвардеец, чувствует огромную ответственность за людей, которые находятся в бронепоезде. Чувство ответственности и стремление спасти их является в данном случае самовоспитанием. Капитан берет себя в руки, побеждает страх и пытается спасти людей ценой собственной жизни.
  8. А.И. Куприн в повести «Поединок» показывает, что желание человека и его мысли еще не составляют само самовоспитание. Главный герой Ромашов начинает испытывать чувства неудовлетворенности и хочет изменить свою жизнь. Постоянные мысли о переменах вгоняют его в депрессию, ведь решиться на них он так и не смог. В нем не хватало силы воли и решительности. Этот пример доказывает, что нехватка самовоспитания может пагубно отразиться на жизни человека.
  9. Б. Полевой на примере «Повести о настоящем человеке» показывает, что только самовоспитание может вернуть человека в строй после серьезной травмы. Алексей Маресьев после ампутации обеих ног не только возвращается в авиацию, но и учится танцевать на протезах. Только благодаря упорному труду и тренировкам он достиг желаемого результата.
  10. Драматическое произведение «Четвертая высота» Е. Ильиной, показывает, как женщина благодаря самовоспитанию добивается своих целей. Героиню все называли Гулей, но ее настоящее имя – Марионелла. Девушка обладала сильным характером, постоянно совершенствовала свои знания, не трусила перед сложностями. Она отлично знала французский язык и даже снималась в фильмах. Но ее истинный характер проявился во время Великой Отечественной войны, когда она смогла унести с поля боя около полусотни раненых бойцов. Постоянная работа над собой помогла ей спасти множество жизней и реализовать свои таланты.

Сочинение на тему: “Самовоспитание” – примеры текстов

Определение понятия

Значение слова «самовоспитание» заключается в работе над собой. Человек может ставить цели, выбирать пути их достижения, определять свои принципы, идеи и идеалы для подражания, устранять свои недостатки.

Психологи считают, что личность нужно формировать с самого детства, поэтому ребенку необходимо давать некоторую самостоятельность в его поступках. Новые образовательные стандарты и программы позволяют детям развиваться с помощью особых домашних заданий и на наглядных примерах людей, которые благодаря самовоспитанию достигли успеха.

У человека, который решил совершенствоваться, должна быть железная сила воли и настойчивость. Ведь чтобы начать развиваться, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • помогать окружающим;
  • добросовестно выполнять свои обязанности;
  • ставить интересны коллектива или семьи выше своих;
  • быть честным;
  • не хвастаться своими достижениями.

Нужно составить план своих действий, четко обозначить цели, понимать суть и преимущества саморазвития. Проявить упорство и желание совершенствоваться недостаточно. Необходимо также познать себя, разобраться в своих проблемах, блокировать все отвлекающие факторы. Нелишним будет обучиться контролировать свои эмоции и поведение, придерживаться режима дня, ставить на приоритетные места важные дела и обязанности.

Преимущества и недостатки

Не у каждого человека хватает силы воли для самопознания и развития. Из-за этого возникают определенные трудности. У самовоспитания есть свои преимущества и недостатки. К первым относят:

  • решение проблем;
  • приобретение опыта;
  • выработка настойчивости;
  • достижение жизненных целей.

Каждый хоть раз задумывался о том, какова роль самовоспитания в жизни человека. Совершенствование личности позволяет решить большинство проблем. Чем развитее индивидуум, тем больше у него шансов найти любимое дело, престижную работу, стать образованным.

Небогатый жизненный опыт расширяется благодаря самостоятельному воспитанию. Появляются новые увлечения, знания, изучаются правила поведения в обществе, развивается чувство ответственности. У ребенка и взрослого человека вырабатывается упорство и целеустремленность. Это помогает быстро достигать желаемого и научиться не отступать при появлении преград. Планировать свое будущее станет проще, как и добиваться установленных целей.

Но возникают и некоторые трудности у того, кто решил самосовершенствоваться:

  • борьба с ленью;
  • устранение недостатков;
  • отсутствие мотивации;
  • необъективная оценка собственных возможностей.

Первое, с чем придется столкнуться, — это лень. Для малейших изменений нужно приложить достаточно усилий. Если не перебороть себя и не перестать лениться, то добиться развития не получится. Самовоспитание обычно происходит в сложных ситуациях, когда для положительных перемен нужно что-то в себе изменить. Иногда достаточно просто избавиться от некоторых недостатков.

У человека должен был стимул для совершенствования. Без желания изменить себя самовоспитание невозможно. Необходимо придерживаться режима дня, соблюдать дисциплину, проявлять терпение и настойчивость. Такая непростая задача как самовоспитание требует усидчивости, упорства и стремления к лучшей жизни.

Этапы самовоспитания

Основная цель саморазвития заключается в выработке полезных навыков и избавлении от недостатков. Главное — нужно перебороть лень. Сделать это можно в несколько этапов:

  • принять решение об изменениях;
  • познать себя;
  • составить план;
  • реализовать его.

Сначала необходимо осознать неправильный образ жизни и понять, что именно может дать самовоспитание. После этого человек оценивает уровень своего развития, познает себя и свои положительные качества.

Также важно определить сферу занятий, в которой хочется достигнуть успехов. Это может быть изучение иностранных языков, какой-либо из видов искусства, владение оружием, спортивные игры или наука, другие увлечения.

Далее, нужно составить план действий — расписать дневной режим, определить часы занятий и отдыха. И в заключение необходимо реализовать намеченное. Обязательно нужно преодолевать барьеры и соблазны. Нельзя отказываться от поставленных целей из-за отвлекающих факторов, жертвовать занятиями ради отдыха. Стоит также избавиться от нерешительности, в большинстве случаев именно она мешает что-то поменять в себе. Страх перед переменами заставляет оставаться на месте.

Примеры из реальной жизни

Если по-прежнему человеку трудно решиться изменить себя, то он постоянно находится в рассуждениях о том, нужно ли заниматься самообразованием. Иногда задуматься о переменах заставляют примеры из реальной жизни. В мире есть люди, которые благодаря самовоспитанию достигли значительных успехов:

  • Бетани Хэмилтон;
  • Людвиг ван Бетховен;
  • Джон Нэш;
  • Кристи Браун;
  • Альберт Энштейн.

Знаменитая серфингистка Бетани Хэмилтон в 13 лет лишилась руки из-за нападения акулы. Но девушка через три недели снова встала на доску и продолжила покорять волны. Именно по ее жизненной истории сняли фильм «Серфер души». Людвиг ван Бетховен в молодости лишился слуха. Но это не помешало ему сочинять прекрасную музыку, хотя образование получил у приятелей своего отца и частных педагогов, а не в специальных школах. Когда композитор стал уже полностью глухим, он создал свои величайшие произведения. Он не остановился перед физическими барьерами и продолжил самосовершенствоваться.

Читайте также:  Почему разные поколения не понимают друг друга? Итоговое сочинение

Математик Джон Нэш страдал от параноидной шизофрении. Это не стало препятствием для получения звания лауреата Нобелевской премии. Его судьба легла в основу фильма «Игры разума».

У ирландского художника Кристи Брауна был церебральный паралич. У него двигалась только одна нога, которой он и создавал свои картины. Браун стал известным и как писатель.

Великое наследие оставил после себя Альберт Эйнштейн. До трех лет будущий ученый вообще не разговаривал, доктора считали его отстающим в умственном развитии, а учителя в начальной и средней школе жаловались родителям на неуспеваемость. У него действительно были проблемы с усвоением информации. Но Эйнштейн нашел науку, которая его заинтересовала, и начал развиваться в этой области. Благодаря настойчивости он добился колоссальных успехов и стал выдающимся ученым.

Литературные произведения

В произведениях русских и иностранных писателей также есть множество примеров людей, занимавшихся самовоспитанием. Наиболее интересные книги:

  1. «Евгений Онегин» Пушкина;
  2. «Недоросль» Фонвизина;
  3. «Судьба человека» Шолохова;
  4. «Василий Теркин» Твардовского;
  5. «Четвертая высота» Ильиной;
  6. «Горе от ума» Грибоедова.

Главный герой романа в стихах Пушкина — Онегин — читал много литературы, что и позволило ему сформировать свою личность и стать отличным экономом. В комедии Фонвизина Простакова, мать Митрофанушки, тратила много денег на учителей для своего сына. Но высокомерный студент не желал заниматься, поэтому не знал даже азов разных наук. А Софья, воспитанница барского дома, сама изучала разные тексты, много времени проводила в библиотеке, что сделало ее образованной и интеллигентной девушкой.

Еще один пример самовоспитания из литературы — Андрей Соколов из «Судьбы человека». Он побывал на фронте и в плену, но не стал жестоким и беспощадным. Герой сохранил в себе хорошие качества благодаря силе духа, целеустремленности и дисциплине. Василию Теркину из одноименной поэмы пришлось самому себя воспитывать, так как он рано попал на войну. Обычный парень из рабочего класса стал смелым, самоотверженным, патриотичным.

Книга «Четвертая высота» содержит изложение жизни храброй женщины — медсестры, которой пришлось постоянно покорять новые цели. Благодаря храбрости и решительности она добивалась практически невозможного, делала для себя новые выводы. А в конце взяла последнюю высоту — погибла ради жизни десятка солдат.

Литературный герой Чацкий из комедии «Горе от ума» воспитывал себя вдалеке от Фамусовского общества, поэтому его тезисы и доводы отличаются. Он получил зарубежное образование, умел выражать по каждому поводу достойные аргументы. Самовоспитание не прошло даром — богачи не приняли его из-за своего скудоумия и отсталых взглядов.

Совершенствоваться необходимо постоянно, развитие начинается с малых лет и не прекращается до конца жизни. Независимо от возраста каждый должен воспитывать себя, добиваться новых целей. Только тогда получится стать образованной личностью, хорошим собеседником и просто воспитанным человеком.

Примеры сочинений-рассуждений на тему самовоспитания

Все, что окружает личность, постоянно совершенствуется. Именно поэтому и сам человек пытается не стоять на месте. Изучить фазы развития индивидуума и понять все особенности может помочь сочинение на тему самовоспитания. Терпеливость, целеустремленность и другие положительные качества характера развиваются благодаря саморазвитию. Современные школьники пишут эссе на эту тематику в 9 классе на ОГЭ.

Определение понятия

Суть термина «самовоспитание» заключается в постоянной работе и самосовершенствовании. Человек может определять цели, выбирать способы их достижения, устранять собственные недостатки, формировать принципы и идеалы.

Психологи утверждают, что личность необходимо формировать с детства. Для этого нужно предоставлять ребенку некоторую самостоятельность в поступках. Современные программы и стандарты образования позволяют школьникам развиваться при помощи специальных домашних заданий. Кроме того, в качестве примера часто используют истории людей, которые добились успеха благодаря самовоспитанию.

Человеку, который принял решение развиваться, требуется упорство и сила воли. Чтобы начать совершенствоваться, нужно соблюдать определенные правила:

  • добросовестно выполнять свои обязательства;
  • быть честным;
  • помогать окружающим;
  • ставить коллективные или семейные интересы выше собственных;
  • не хвастаться своими победами.

Очень важно составить план действий, в котором четко обозначить поставленные цели, понимать значение и плюсы саморазвития, ведь одного желания и упорства недостаточно. Нужно заняться самопознанием, разобраться в проблемах, заблокировать любые отвлекающие аспекты. Обучение контролю поведения и эмоций станет нелишним.

Кроме того, необходимо придерживаться распорядка дня, ставить на первое место дела и обязанности.

Достоинства и недостатки

Далеко не у каждого человека достаточно силы воли для самосовершенствования. Из-за этого могут возникать различные трудности. Самовоспитание отличается определенными преимуществами. Некоторые из них:

  • получение опыта;
  • достижение новых целей;
  • решение проблем;
  • выработка настойчивости.

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался надо ролью самовоспитания. Практика показывает, что совершенствование индивидуума помогает решать множество проблем. Чем больше развивается личность, тем выше шансы найти дело по душе, получить престижную работу и пр.

Незначительный жизненный опыт можно расширить благодаря самовоспитанию. В результате этого человек усваивает правила и нормы поведения в обществе, у него появляются новые знания, развивается целеустремленность и упорство. Эти качества позволяют быстро достигать результата, не бояться трудностей, планировать будущее. Так достигать целей станет гораздо проще.

Однако на пути у человека, который решил совершенствоваться, непременно возникнет ряд трудностей. Некоторые из них:

  • необходимость устранения недостатков;
  • необъективная оценка своих возможностей;
  • борьба с ленью;
  • отсутствие мотивации.

В первую очередь преградой на пути к развитию станет лень. Для любых изменений требуются значительные усилия. Если не работать над собой, совершенствоваться не получится. Чаще всего человек задумывается о самовоспитании в трудных ситуациях, когда для улучшения жизни необходимо что-то менять. Нередко для этого достаточно избавиться от нескольких недостатков.

Для самовоспитания человеку необходима мотивация. Важно придерживаться распорядка дня, проявлять терпение и упорство, соблюдать дисциплину. Такая сложная задача, как совершенствование требует настойчивости и стремления к переменам в лучшую сторону.

Этапы самовоспитания

Главная цель самосовершенствования состоит в выработке полезных и важных навыков, а также в избавлении от всех недостатков. Самое важное — перебороть лень. Это можно делать поэтапно:

  • принять решение о необходимости изменений;
  • заняться самопознанием;
  • составить план действий;
  • приступить к его реализации.

Первым делом нужно осознать, что настоящий образ жизни является неправильным и понять, что конкретно даст саморазвитие. Затем человеку следует познать себя, изучить свои положительные качества.

Немаловажным аспектом является определение сферы деятельности, в которой важно достичь результатов. Например, изучение какого-то вида искусства, иностранных языков, достижение успеха в определенной спортивной дисциплине и т. д. Существует несколько методик самовоспитания:

Затем необходимо составить план дальнейших действий — распределить режим труда и отдыха. В заключение должна быть реализация намеченных планов. В обязательном порядке нужно преодолевать все соблазны и преграды. Нельзя отклоняться от поставленных задач из-за отвлекающих факторов. Также важно избавиться от нерешительности, которая чаще всего препятствует изменениям. Страх перед чем-то новым заставляет человека оставаться на месте.

Реальные примеры

Если человеку сложно решиться на изменения, он постоянно пребывает в рассуждениях о необходимости самообразования. Иногда на мысли об изменениях наталкивают реальные жизненные примеры. В мире есть множество людей, которые благодаря самовоспитанности смогли достичь высоких результатов. Некоторые из них:

Бетховен. В юности он лишился слуха. Однако это не помешало молодому человеку стать автором прекрасной музыки, несмотря на отсутствие образования. Композитор занимался у частных преподавателей и друзей отца. Когда мужчина полностью оглох, он создал свои лучшие произведения. Людвиг не остановился перед преградами и продолжил самосовершенствоваться.

Альберт Эйнштейн оставил потомкам огромное наследие. Будущий великий ученый вообще не говорил до трех лет, медики считали его умственно отсталым, а преподаватели жаловались родителям на низкую успеваемость. У молодого человека на самом деле были некоторые проблемы с усвоением материала. Однако он нашел науку, которая по-настоящему заинтересовала его, и стал в этой сфере активно развиваться. Благодаря настойчивости мужчина добился невероятных успехов в физике.

У математика из Америки Джона Нэша была параноидальная шизофрения. Однако это не стало преградой для получения Нобелевской премии. История мужчины была взята за основу сюжета картины «Игры разума».

Серфингистка по имени Бетани Хэмилтон лишилась руки в подростковом возрасте. Это стало следствием нападения акулы. Спустя месяц девушка вновь стала на доску. Лента «Серфер души» была снята по ее истории.

Живописец Кристи Браун страдал от церебрального паралича. У мужчины работала лишь одна нога, при помощи которой и создавались его шедевры. Кроме того, он прославился еще и писательскими способностями.

Литературные произведения

В творчестве русских писателей также представлено множество примеров личностей, которые занимались самовоспитанием. Самые выдающиеся из них:

  1. «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Главный герой произведения увлекался чтением, что помогло ему сформировать себя и стать прекрасным экономом.
  2. «Судьба человека» Михаила Шолохова. Герой произведения Андрей Соколов был на фронте, попадал в плен, однако не стал беспощадным. Благодаря дисциплине и силе духа мужчина смог сохранить хорошие качества.
  3. В комедийном произведении Дениса Фонвизина «Недоросль» мать тратила огромные деньги на педагогов для своего отпрыска. Однако он не хотел заниматься, поэтому не знал основ различных наук. В свою очередь, Софья, которая жила в барской семье, самостоятельно изучала тексты, что сделало ее интеллигентной и высокообразованной девушкой.
  4. «Василий Теркин» Александра Твардовского. Герой поэмы очень рано оказался на войне, поэтому ему пришлось самостоятельно заниматься самовоспитанием. Так обычный юноша стал патриотичным и смелым.
  5. Книга под названием «Четвертая высота» писателя Елены Ильиной описывает жизнь отважной девушки, которой постоянно приходилось покорять новые вершины. Благодаря храбрости женщина добивалась практически невозможного. А в конце она погибла ради того, чтобы десятки солдат остались в живых.
  6. Литературный герой произведения «Горе от ума» Александра Грибоедова занимался самовоспитанием вдали от Фамусовского общества. Именно поэтому его тезисы и аргументы отличаются. Все его усилия не прошли даром — богатое окружение не приняло его из-за собственных отсталых взглядов.
Читайте также:  Почему не все мечты сбываются - сочинение

Очень важно постоянно совершенствоваться. Саморазвитием необходимо заниматься в течение всей жизни, начиная с юных лет. Только так можно стать хорошим собеседником, воспитанным человеком, образованной личностью.

Примеры самовоспитания из литературы

ГИА Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждение № 15.3

Скачать бесплатно несколько вариантов сочинения

Предлагаем вам посмотреть и прочитать и запомнить несколько вариантов школьных сочинений по литературе.

Образец и пример сочинения № 1

Самовоспитание – это стремление сделать себя лучше, работа над собой.

Маленького ребенка воспитывают родители, а взрослый человек должен сам себя воспитывать. Например, герой этого отрывка воспитывает в себе силу духа. Если ему делается страшно при мысли об опасностях, подстерегающих полярника, он напоминает себе о героях, которым, несмотря ни на что, удалось покорить полюс. А еще герой произведения Каверина много занимается и учится, чтобы суметь добиться своей цели.

Нетрудно заметить, что успехов добиваются только те люди, которые работают над собой. Например, М.В. Ломоносов хотел стать ученым и стал им. Он чуть ли не пешком дошел от Архангельска до Академии, где начал изучать науки, и никто его не заставлял.

Чего-то добиться можно только в том случае, если ты сам этого захотел и стремишься к своей цели.

Самовоспитание – это способность человека работать над собой, над своим характером, улучшая его. Каждый человек должен уметь воспитывать себя, ведь родители и учителя не будут все время рядом. В конце концов человек вырастает и должен сам за собой следить. Но учиться работать над собой надо еще в детстве.

Например, в тексте Л. Пантелеева мальчик старается приучить себя всегда держать слово. Он не уходит с поста, хотя это всего лишь игра и уже темно и страшно. Он воспитывает в себе честность и верность слову, ведь это очень полезные качества, которые наверняка пригодятся ему в жизни. Мальчик сам работает над собой, ведь никто за ним не наблюдает и не заставляет его держать слово: скорее всего его безалаберные товарищи по игре и не вспомнят о нем. Но он сам не может позволить себе отступить от своих правил.

Мне кажется, это очень важно: поступать правильно, когда тебя никто не видит и не может ни похвалить за правильное поведение, ни отругать за неправильное. У меня не всегда так получается, но я тоже работаю над собой. Например, уже несколько месяцев я занимаюсь самостоятельно английским языком: я хочу до конца года выучить сто новых слов. Признаюсь, нередко победа дается мне очень нелегко, но я уверен, что добьюсь своего, ведь это задача, которую я поставил перед собой сам.

Самовоспитание – это способность человека самостоятельно сделать себя лучше, научиться чему-нибудь или повысить свой культурный уровень.

В приведенном отрывке говорится о том, как сирота, живший «в людях», увлекся чтением и это сильно повлияло на его характер и его взгляды.

Автор рассказывает, как поразила Алешу первая прочитанная им книга. Мальчик был потрясен тем, что он переживает за героев, забывая, «что вся эта неожиданно открывшаяся жизнь насквозь бумажная». Эти люди казались ему более живыми и реальными, чем те, кто его окружал. Это произошло потому, что у героев книжки были чувства и страсти, эти персонажи что-то делали, пытались изменить судьбу. А в реальности мальчика окружало какое-то сонное царство, где люди даже ругаются со скуки, да и все делают со скуки, и ничего в их существовании не меняется долгие годы. У хозяев мальчика даже чувств никаких не было, а интересы не простирались далее обеда, сна и традиционного похода в церковь.

Чтение и стало тем приемом самовоспитания, которым стал пользоваться мальчик. Он начал много читать, чтобы получить представление о другом мире и других людях, у которых есть осмысленная цель в жизни, есть чувства и энергия. Вскоре и сам мальчик нашел для себя какую-то цель: «Я не хочу жить такой жизнью…» А если у человека появляется цель, то он находит в себе и силы, чтобы что-то изменить.

Задания к этому сочинению-рассуждению:

Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

.
Сочинение ОГЭ 15.1. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 класс

Сочинение ОГЭ 15.2. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас

Сочинение ОГЭ 15.3. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас

Сочинение про Самовоспитание (9 класс)

С рождения практически каждый человек, который окружен другими людьми, становится объектом воспитания. Сначала родители и родственники, а потом воспитатели и учителя формируют у маленького человека определенные представления о добре и зле, о том, как правильно поступать, какие качества в человеке хорошие, а какие – плохие. Ребенку прививаются модели поведения, которые будут одобряться в обществе. Его учат справляться с эгоизмом, жадностью, жестокостью, равнодушием и другими недостатками, объясняя, что эти черты плохи и порицаемы.

Когда человек становится взрослым, а его личность – сформированной, он может оглянуться на свою жизнь и проанализировать, как его воспитали. Человек в состоянии оценить самого себя, найти в своем характере и привычках то, что ему самому не нравится. Или обнаружить у себя задатки, которые в силу определенных причин не были развиты раньше. Например, человек может решить, что его воспитали недостаточно дисциплинированным, и теперь это мешает ему в повседневной жизни, в работе или учебе. От недостатка дисциплины человек не может реализовать себя полностью, он отмечает, что недисциплинированность вредит делу и ухудшает его отношения с коллегами, товарищами или друзьями. И вот в момент, когда человек после такого осознания принимает решение провести работу над тем, чтобы повысить свою дисциплинированность, он переходит к самовоспитанию.

Для самовоспитания личность должна быть взрослой и сформированной, уметь критически оценивать себя и понимать, какие цели и задачи стоят перед ней. Ведь одного понимания, что тебе не хватает чего-то, мало. Человек должен прийти к выводу, что его недостатки – это не повод для обвинений и уныния. Каждый может провести работу над собой и исправить в себе то, что ему не нравится. Именно поэтому важно, чтобы человек осознавал свою ответственность за собственное будущее и себя, не перекладывал ее на родных или общество.

Психологи считают, что воспитывать себя – процесс не менее трудный, чем воспитание маленького ребенка. Конечно, с одной стороны, человек знает самого себя лучше других. Ему проще подобрать действенные методы воспитания для себя. С другой стороны, самовоспитание требует немалых волевых усилий. Человеку приходится преодолевать себя, привычку, лень. А ведь надо еще как-то справляться с сомнениями. Так ли мне это нужно? Получится ли у меня? Не зря ли я трачу время?

Безусловно, отдельный момент в самовоспитании – это поддержка или ее отсутствие. Очевидно, что если тому, кто занят самосовершенствованием, регулярно будут говорить, что его усилия напрасны, то и руки у него, скорее всего, быстро опустятся. В дружелюбной обстановке, наполненной взаимопониманием и уважением, человеку намного проще достичь своих целей.

Сочинение Что такое самовоспитание?

Самовоспитание. Много раз каждый из нас слышал это кажущиеся на первый взгляд простым слово. Но верно ли мы понимаем его значение? И так ли важна роль самовоспитания в жизни человека?

Самовоспитание — осознанная и целенаправленная работа человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. На пути к самовоспитанию можно столкнуться со многими трудностями, однако неразвивающийся человек напрасно губит все хорошее, что заложено в нем от природы. Возможности людей безграничны, и не развивать их, все равно, что всю жизнь слушать одну и ту же мелодию. Кого-то эта ситуация вполне устраивает, другие же стремятся максимально использовать свои ресурсы, постоянно совершенствуясь.

Чтобы удостовериться в своей правоте можно обратиться к произведениям литературы. В пьесе Грибоедова «Горе от ума» фамусовское общество настроено весьма враждебно против всякого развития личности: как умственного, так и духовного. Это читается в их отношении к книгам, службе и чести. Таких пустых и глупых людей мы можем только презирать, ведь сами они на большее и не способны. Единственным представителем развитого и целеустремленного человека является Чацкий. Герой получил зарубежное образование, развил сильный характер и крепкий ум, и все благодаря самодисциплине и усердному труду, за что заслуживает нашего уважения.

Мы то, кем сами себя создаем. Такого мнения придерживался герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров. Он считал, что каждый человек должен вырабатывать свои идеалы и ценности и стремиться к ним, что сам на протяжении всей жизни и делал. Да, интересы и мнения могут меняться. В этом мы убеждаемся по мере развития сюжета, однако это следствие постоянного развития и усердных поисков себя. Что невообразимо без самодисциплины и четко поставленной цели.

Читайте также:  Сочинение на тему Лицемерие рассуждение 9, 11 класс

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что дисциплина – не простая штука, ведь человек по своей натуре склонен к лени. Она вырабатывается годами и требует не малых усилий, но именно дисциплина и порядок приводят к успеху. Освоить самодисциплину горазд сложнее, ведь все только в твоих руках. Ты сам решаешь, как достигнуть поставленной цели, сколько приложить усилий и скоро ли появится результат, и заставлять самого себя тяжелее, чем следовать чужим указаниям. Однако, как говорил Л.М. Леонов «Все победы начинаются с побед над самим собой!»

Самовоспитание

Популярные сочинения

Девятнадцатый век в изобилии преподнёс русской культуре именитых и талантливых живописцев, готовых в огне гореть за свою мечту, пополняя ряды произведений искусств своими работами. Такая характеристика вполне пригодна

Мой любимый герой романа – это героиня. Бэлла! Она кавказская девушка – очень красивая и умная. Печорин встретил её на «вечеринке». Восхитился даже, так она была красива

Красота – это абстрактное понятие. Для некоторых людей что-то будет красиво, а для других наоборот. Тем не менее, каждый из нас может видеть красоту глаз своего соседа, в дуновении ветра, в снежинках, падающих зимой или, вообще говоря, в природе.

Пример самовоспитания из жизни. Полезные советы

В мире все движется, изменяется, и мы то же. Поэтому необходимо найти свое место в жизни, определиться с моральными ценностями и принципами, развить таланты, самореализоваться, научиться противостоять негативным факторам.

В динамичной жизни лишь тот обретет себя, кто будет постоянно меняться, самосовершенствоваться. А благодаря самовоспитанию можно выработать такие черты характера, как сила воли, целеустремлённость, уверенность в себе, терпение. Именно об этом и поговорим в нашей статье.

Значение термина «самовоспитание»

Это осознанная работа индивида, направленная на совершенствование положительных характеристик и устранение отрицательных черт характера.

Сущность самовоспитания заключается в целенаправленной реализации, заложенного генетически потенциала. Чтобы достать его наружу, необходимо хорошо знать особенности своего нрава. И не только положительные черты характера, но и отрицательные, которые не хотим признавать и не умеем выявлять. Для этого необходимо научиться мыслить критически, анализируя свои поступки.

Случившиеся неприятности, как правило, списываются на что угодно, жизненную ситуацию, на окружающих людей, непогоду и даже плохое самочувствие. Цель самовоспитания и заключается в том, чтобы научиться отыскивать проблему в себе, нести за все ответственность.

Этапы самовоспитания

Мы выяснили, что его целью является избавление от недостатков и приобретение достоинств. Главное, избавиться от лени, которая мешает достижению поставленной задачи. Итак, этапы:

  1. Принятие решения. Это не что иное, как осознание образа жизни, и понимание того, что даст самовоспитание.
  2. Познание себя и оценка уровня саморазвития своих качеств и личности в целом. Обретение навыков самостоятельной работы в той области, в которой человек желает добиться успеха.
  3. Составление плана самовоспитания.
  4. Его реализация. Работа над собой в избранной деятельности. Без нее желание самосовершенствоваться не реализуется.

Необходимо ставить барьер факторам, которые отвлекают от процесса самосовершенствования. Рассмотрим это на примере самовоспитания из жизни. Допустим, ребенок решил делать уроки, открыл учебник, звонит друг и зовет к себе поиграть в компьютер. Первый думает, сделать домашнее задание на перемене или опробовать новую игру с приятелем. Затянувшееся принятие решение – это нерешительность, от которой необходимо избавляться. Как ее преодолеть?

Совет профессора А. Г. Ковалева

Он предлагал наглядное сопоставление всех «за» и «против» события. Рассмотрим на примере решения вопроса «Играть в компьютер или нет?». Мы сопоставим доводы, оценивая их по трёхбалльной шкале. Наиболее важные аспекты по высшей оценке, менее одним или двумя баллами.

Доводы за игру в компьютер:

  1. Очень увлекательная новая игра – 3.
  2. Крайне неудобно отказать другу – 3.

Доводы против игры:

  1. Не смогу подготовить уроки – 1.
  2. Отхвачу единицу за невыполненное задание – 3.
  3. Придется краснеть перед классом – 3.
  4. Не совестно перед преподавателем – 3.
  5. Плохая отметка разочарует маму с папой – 3.

Расставив приоритеты, делаем вывод: необходимо сначала сделать уроки.

Л. Н. Толстой

Приведем примеры самовоспитания из жизни великих людей. Л. Н. Толстой, будучи юнцом, вел дневник, в котором излагал моральные принципы и следовал им, записывал правила для воспитания воли. Поначалу они были простыми, такими как режим дня, а далее усложнялись. Некоторые из них:

  • Сосредоточение на одном предмете.
  • По возможности справляться самостоятельно.
  • Исполнять все написанное.
  • Только при необходимости, начинать новое дело, не окончив старое.
  • Всегда думать о главной цели.

Толстой и другие великие люди понимали, что свободу и нрав можно воспитать в борьбе с самим собой, преодолевая трудности, выполняя ряд упражнений, проходя все препятствия, свершая поступки. Он был счастлив, когда удавалось внести пометку, о проделанной работе. Дневник помог великому писателю избавиться от недостатков.

Его пример самовоспитания из жизни показывает, как он добивался этого. Толстой был крайне самокритичен, серьезен и беспощадно требователен к себе.

Феномен самовоспитания замечательного педагога- просветителя К. Д. Ушинского

Будущий известный преподаватель серьезно трудился над воспитанием своей личности. Он разработал специальный план по самовоспитанию. Ставил перед собой задачи по улучшению характера, укреплению силы воли, развитию настойчивости. Впоследствии в учебном пособии Л. Н. Яковенко на основе его трудов студентам предлагалось составить самостоятельно план самовоспитания и следовать ему. Рассмотрим его требования к себе:

  • Полное умиротворение, пусть и внешнее.
  • Прямолинейность во всем.
  • Бесстрашность.
  • Благоразумность в поступках.
  • Использование времени с выгодой, делать что хочется, а не придется.
  • Не хвастаться.
  • Каждый день подводить итог о проделанной работе и другие.

Его пример самовоспитания из жизни – образец для подражания молодому поколению и педагогам.

Поговорим немного о методах самовоспитания

Намечая собственный план, необходимо определиться с методами:

  1. Самоубеждение. Метод заключается в выявлении недостатков и убеждении себя в их устранении. Причем найденную отрицательную черту характера, над которой ведется работа, нужно проговаривать вслух. Самовнушение. Ученик самостоятельно обязуется воздействовать на свою психику и чувства. Закрепившись в сознании эти установки, будут определять его действия.
  2. Самообязательство. Метод схож с предыдущим. Его суть в том, чтобы взять на себе определенные обязательства в достижении цели по устранению недостатка.
  3. Самокритика. Ученик в работе над собой подвергается самокритике, чтобы активировать целеустремлённость к скорейшему преодолению.
  4. Эмпатия. Это умение сопереживать, ставить себя на место другого человека. Видя, как люди с враждебностью воспринимают бездушность, злобу, чёрствость, сопереживая им, ребенок задумывается над тем, чтобы искоренить их у себя.
  5. Самоприказ. Эффективный метод, позволяющий воспитывать волевые качества, которые помогают, заставляют прорабатывать и выполнять написанные правила.
  6. Самонаказание. Тут все ясно, в случае невыполнения или отступления от намеченных правил поведения, по отношению к себе необходимо подобрать и применить определенное наказание.

Наличие педагога, который будет следить за правильностью выполнения составленной программы, конечно, облегчит процесс самовоспитания личности. Но самостоятельная работа приносит все же больше плодов, потому что воспитывается сила воли. Итак, мы рассмотрели примеры самовоспитания из жизни великих людей, его методы и этапы.

Поговорим об известных людях, занимающихся самовоспитанием

Гениальный русский путешественник В. К. Арсеньев также занимался самовоспитанием себя и сына. Чтобы развить силу воли он прописал ребенку такие рекомендации:

  • Не откладывать дела на следующий день.
  • Никогда не медлить.
  • Не ждать подходящего времени, действовать.
  • Необходимо постоянно упорно трудиться.
  • Быть смелым в принятии решения.
  • Не тратить силы понапрасну.
  • Избавляться от вредных привычек нужно сегодня, а не завтра.
  • Уважать себя и другие.

Примеры самовоспитания из жизни известных людей – это некая памятка для создания собственной программы самосовершенствования. И только каждодневная упорная работа над собой позволит добиться цели.

Какой можно подобрать пример самовоспитания из жизни для сочинения?

Образцом воспитания воли станет великий русский полководец А. В. Суворов. Будучи маленьким ребенком, был слабым и болезненным. Мечтал о военной карьере, причем пошел против воли родителей. И ему удалось стать примером мужественности, стойкости, упорства. Суворов обрел сильный характер, добился выдающихся достижений в военном деле. Примеров из жизни про самовоспитание великих людей множество, каждая история будет уникальной и интересной.

Если ваш ребёнок не обладает качествами, присущими Суворову?

Когда малыш не в состоянии ставить такие великие цели, да и вообще ему не хочется ничего менять, единственный действенный метод – пример родителей. Ребенок на подсознательном уровне будет впитывать модель вашего поведения: здоровый образ жизни, аккуратность, самообразование и так далее. Вот еще один пример самовоспитания из жизни человека.

Ученик седьмого класса самостоятельно стал вести дневник, в котором делал записи – обязательства, чтобы выработать силу воли и желаемые положительные черты характера. Вот некоторые из них:

  • Когда приходит время для уроков, оставляет все дела.
  • Не пойдет к другу, пока не сделает домашнюю работу.
  • Каждое утро занимается физкультурой.
  • Доводит все до конца.
  • Не хвалится успехами.

Этот список обязательств он закрепил на видном месте. Постепенно менял правила по мере обретения определенных достоинств. До тех пор, пока не выработал привычку следовать им. И еще, запомните: успешность работы над собой будет зависеть напрямую от правильного распорядка дня.

Итак, в нашей статье мы привели примеры из жизни на тему «Самовоспитание», узнали, что обозначает термин и зачем человеку самообразовываться. Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Примеры из жизни показывают, что изменить себя можно в любом возрасте, главное – найти свой подход.

Ссылка на основную публикацию