Самая большая ценность народа – его язык сочинение

Сочинение 34

Самая большая ценность народа – это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта.


Часто ли мы задумываемся о том, насколько важна и исключительна история русской речи? В своем тексте Д.С. Лихачев предлагает читателю задуматься о проблеме ценности родного языка.

Рассуждая над данным вопросом, автор выражает полную свою заинтересованность в этой теме, ведь на русском языке разговаривает обширная часть населения нашей планеты, и актуальность проблемы обуславливается постепенным обесцениванием величайшей ценности нашего народа. Писатель подмечает, что «вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык», с помощью него мы выражаем свои мысли и тем самым открываем окружающим свой внутренний мир. Д.С. Лихачев акцентирует внимание на том, что история русского языка берет начало из древнейших времен, и чем дольше он развивался, тем разнообразнее становилась его художественная и эмоциональная составляющая.

Автор считает, что вся сознательная жизнь человека связана с родным ему языком. С помощью него мы думаем, пишем и говорим. Русская речь – это показатель культурной, личностной, эмоциональной, умственной составляющей нашего народа, и в этом заключается ценность родного нам языка. «В языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру».

Нельзя не согласиться с мнением Д.С. Лихачева. Безусловно, родной язык является основным показателем того, как развивалась и совершенствовалась наша страна, а вместе с тем и её люди. С помощью русской речи мы говорим и думаем, пишем и читаем, и я убеждена, что ни на каком другом языке нельзя так ярко и так емко выразить свои чувства и эмоции, ведь наш язык семантически богат и развит.

О проблеме ценности языка рассуждает Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль». Автор, приводя в пример несколько речевых портретов, делает акцент на том, как емко слова и выражения героя характеризуют его культурный и моральный облик. Так, семья Простаковых использует простонародную, бранную речь, куцые и односложные предложения. А Правдин и Стародум, в свою очередь, не оперируют бранными словами, а изъясняются как все образованные люди того времени, без лишних эмоций и с использованием книжной лексики. Смысл сказанного этими героями становится понятен из непосредственного значения этих слов, для раскрытия смысла читателю не приходится ориентироваться по контексту и улавливать динамику речи, как происходит с репликами отрицательных персонажей. Таким образом, Д.И. Фонвизин приводит в пример два типа использования языка, заостряя наше внимание на том, что развитие нашей речи зависит от нас самих, и нельзя допустить такого чудовищного отношения к языку, какое властвовало в семье Простаковых и Скотининых.

Подобным образом раскрывает данную проблему и М. Горький в пьесе «На дне». Каждый из героев «попал на дно» по разным причинам. И несмотря на то, что социальная пропасть так или иначе заставляла всех героев строить свою речь одинаковым образом, из реплик некоторых персонажей можно выявить отдельные стороны их характеров и деталей прошлого. Так, например, Актер, будучи когда-то образованным человеком, уважающим свой язык, выражает свою мнение звучно и даже красиво, без бранных и негативно окрашенных слов, зачастую в стихотворной форме. Из этого можно сделать вывод, что этот герой ранее принадлежал к более высокому сословию, ценил свой язык и не утратил к нему уважение. Клещ же, к примеру, использует короткие предложения, бранную лексику, частые повторы и долгие паузы, свидетельствующие о том, что ему тяжело выражать свою мысль. Этому герою абсолютно все равно, как он говорит и правильно ли использует слова.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что русская речь – ценное наследие нашей страны, и, к тому же, емкая характеристика всех её жителей. И потому в наших руках лежит ответственность за сохранение языка и его дальнейшее развитие.

Сочинение Самая большая ценность народа – его язык ЕГЭ 11 класс

Самая большая ценность народа – его язык. Язык можно смело назвать духовным сокровищем, в которое люди вкладывали и продолжают вкладывать свои приобретения. Это душа народа. И это не является секретом, ведь каждый человек думает, пишет и говорит на нем. Это свидетельствует о том, что через язык проходит вся жизнь людей. С помощью чувств и эмоций родной язык окрашивается, стает значимым и важным.

Благодаря нашему языку появились умные пословицы, поговорки, анекдоты и так далее. Таким образом народ развивался и укреплял знания родного могучего языка. Подтверждением тому являются древние народные песни, шутки и стихи, которые могли своим смыслом дать человеку веру, возможность заново начать жизнь или же поднять боевой дух у целого войска. Именно язык соединяет людей и объединяет в народы, дает свободу и непокорность.

Много кто забыл о ценности нашего языка. Люди часто начинают ценить его находясь далеко от родных краев. Как приятно услышать родные слова на чужбине. В таком случае слово может исцелить, подбодрить и поднять настроение. Но, к сожалению, многие люди редко когда ценят его, загромождая язык разными иностранными словами, изучают другие языки, не успев выучить досконально свой родной. При этом забывают о словах вековой мудрости, поэтому люди понимают значение родного языка только оказавшись на чужой стороне.

Сложно не заметить то, что, пытаясь завоевать чужие земли завоеватели сразу же запрещали общение на родном языке. Их действия можно понять, потому что без языка нет народа. Народ без языка, как человек без души, который не имеет древа. Именно так у людей отнимали свободу, веру и независимость.

Лично я, изучаю наш родной язык с огромным удовольствием, с помощью этого я могу как можно лучше узнать и понять душу народа. Он удивляет и покорят своей красотой, мелодичностью, яркостью и насыщенностью. Его нужно и важно прививать детям еще с рождения путем чтения: от сказок и былин до стихов и классики. Именно таким образом возможно закрепить язык лучше всего. Для меня язык – это бессмертная душа, способная жить в веках, в поколениях, пока о нем заботятся!

Сочинение 2

Разумный человек оценивает язык как высокую национальную ценность, благодаря которой русский язык сохранился в годы угнетения и суровых испытаний. Поклоняясь своей творческой силе, создавая множество замечательных произведений, патриот осознает свой патриотический долг. Через торжественное обещание создатель принимает на себя миссию защиты чести священного слова, раскрывая в своих произведениях его красоту и отдавая его будущим поколениям во всей красе.

Сохраняя основные нравственные ценности русских, речь становится символом общей памяти, которая объединяет предков и потомков. Художник представляет свою родную речь как средство создания эмоционально влиятельных литературных произведений. Он поклоняется огромным лингвистическим возможностям национального святилища. Синоним богатства и здравости русского слова пробуждает чувство восхищения и гордости. Разнообразие синтаксических конструкций и выбор выразительных языковых средств, используемых в спорах, являются убедительным доказательством богатства и творческого потенциала русского языка.

Читайте также:  Сочинение на тему Взаимоотношения людей рассуждение ЕГЭ

Осознавая свой патриотический долг, патриот стремится выполнить свою миссию, создавая ценные литературные произведения, раскрывающие красоту родного слова. Таким образом он защищает честь самого святого для одного народа, и в то же время он противостоит злу. Родное слово стало объединяющим фактором для нации, которая строит нерушимое национальное единство и пробуждает чувство национальной гордости.

Следует бороться за родной язык, утвердившийся в качестве высшей национальной ценности, сохранившей на протяжении веков идеалы нации. Слова являются мощным оружием в руках человека. Через них мы выражаем наши чувства, наши мысли, наши намерения. Язык является отражением нашего внутреннего существа. Общение между людьми является частью повседневной жизни каждого. Мы взаимодействуем и влияем на себя через слова. Человек постоянно находится в словесных «столкновениях», столкновениях, в которых он защищает свое мышление и защищает слова, которые он говорит. Словарь каждого из нас является мощным индикатором разума владельца. Управление различными словами, словосочетаниями, метафорами делает общение с человеком более интересным. Таким образом каждый может пользоваться этим общим богатством, но такое пользование требует разумного отношения. Подобно тому как разные люди используют свои финансы для разных целей, так язык тоже может использовать по-разному. Если пользование безответственно, то от богатства может ничего не остаться.

Самая большая ценность народа – его язык

Популярные сочинения

Сколько песен, стихов, произведений сложено об этом невероятном чувстве. Нетрудно догадаться, о чем идет речь – о любви. Именно она заставляет людей меняться к лучшему, становиться лучше, чище, добрее, духовно расти и обретать новые смыслы.

Сам по себе, человек очень удивительное существо, настолько он может быть разносторонним, индивидуальным, по своему, прекрасным и непредсказуемым. Но один, из многих пунктов, характеризующих нас как человека

Есть вещи, которые впитываются c молоком матери. Есть вещи, которые не меняют свою значимость на протяжении всей жизни. Есть вещь понятные любому человеку во всех странах мира.

Русский язык Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемКсения Ромашихина

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Русский язык Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности.” — Транскрипт:

1 Русский язык Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения – только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. (По Д.С. Лихачёву)

2 Сочинение- рассуждение Часть С

3 Структура сочинения-рассуждения в форме ЕГЭ Проблема исходного текста (1 б.) Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста ( 2 б.) Отражение позиции автора ИТ (1 б.) Ваше мнение по сформулированной проблеме, аргументы ( один из литературы, один из жизни)- 3 б. Вывод (возможное решение комментируемой проблемы)

4 Шаблоны части С. Вступление Можно начать: 1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту. Например: К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) – один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в …. 2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста). Например: Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) – без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что.

5 3) с двух – трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы). Например: Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье… 4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме. Например: Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье – без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли.

6 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста – В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о. – В предложенном мне тексте автор затрагивает несколько важных проблем. – Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора)… – Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о. автор подразумевает.

7 Отражение позиции авторская ИТ Позиция автора очевидна. Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование. Позиция может быть положительной или отрицательной. Например: а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе». б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.

8 Ваше мнение по сформулированной проблеме, аргументы С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. … В жизни эта проблема коснулась и меня лично. … Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

9 Я согласен с мнение автора. Убеждает меня в этом…. И в художественной литературе мы находим подтверждение этой мысли. Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне. Несмотря на то, что и раньше я много думал о. интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о. Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).

Читайте также:  Сочинение Когда реальность разрушает мечту?

10 Вывод Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом. Например: Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.

11 Вадим Шефнер «Инфляция слова» Когда-то рождённые новью, С годами теряя права, На сером кресте суесловья Распятые гибнут слова. Живая их суть остаётся, Да только не сразу она По-новому нам отзовется, Не сразу войдёт в письмена.

12 Анна Ахматова «Мужество» И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем – Навеки!

13 Иван Бунин «Слово» И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.

14 Цитирование «Первоэлементом литературы, – указывал Горький, – является язык, основное орудие её и – вместе с фактами, явлениями жизни – материал литературы». Выступая в защиту культуры устной речи, А. П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»

15 Именно к «вечным» понятиям относили язык великие писатели. И Бунин, например, писал: И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.

16 Для любого русского человека, живущего на территории нашей необъятной родины, родной язык- это национальная гордость великого народа; это он “всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо”. Но, к сожалению, в последнее время мы, сами того не понимая, уродуем наш “великий и могучий”, внося в него исковерканные слова, слова-паразиты, жаргонизмы, модные новообразования. С болью и горечью Т.В. Жарова в данном тексте рассуждает о судьбе русского языка. Почему язык с каждым днем всё больше загрязняется? Откуда в русской речи столько лексики, не соответствующей культурной речи? Почему она ” расцветает среди вполне приличной молодежи, звучит с экрана, пестрит в печати?”.

Урок развития речи для 8 класса.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Данный урок является комбинорованным. Тема: “Изложение с элементами сочинения”. Он предусматривает работу по учебнику и анализ отрывка текста Д.С. Лихачёва “Русский язык”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Урок развития речи для 8 класса.63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи учителя Фроловой Т.В.

Тема: Изложение с элементами сочинения. ( Комбинированный урок, 8 класс ). Эпиграф урока: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. ( И.С. Тургенев). Цели: – формировать умения излагать прочитанный и услышанный текст, – формировать навыки самостоятельного высказывания на прочитанное, – формировать знания учащихся по орфографии и пунктуации, – продолжить формирование навыков написания сочинения – рассуждения, Оборудование: 1) доска, на которой произведена запись темы урока, эпиграфа, высказываний о языке; 2) плакаты по теме урока, изготовленные учащимися, с разъяснениями а) темы, идеи, б) рассуждения, в) типов речи, г) с планом сочинения – рассуждения, 3) карточки с заданием, 4) учебник.

1.Организационный момент. 2.Вступительное слово учителя. Формулировка темы, целей урока, чтение эпиграфа урока. 3. Работа в тетрадях и у доски. Списывание с доски темы урока, эпиграфа, высказываний о языке. 1. Задание. Спишите высказывания о русском языке А.П. Сумарокова, К.Д. Ушинского, А.И. Куприна, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Докажите правомерность 1. Язык наш слад…к, чист, и пыш…н, и б…гат. (А.П. Сумароков). 2. Язык народа – луч(?)ший, (н…)когда (не) ув…дающий и веч(?)но вновь распускающийся цвет всей его духовной жизн…. (К.Д. Ушинский). 3. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизаци… и культуры… Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч(?), выразителен, послушен, ловок и вместителен. (А.И. Куприн). 2. Задание. Объясните смысл данных высказываний. 3. Задание по карточкам у доски. Карточка № 1. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, определите вид связи выделенного Бол…шая це(н/нн)ость, сознател…ная ж…знь, формиру…тся языком, умстве(н/нн)ое развитие, м…ральный облик, один из соверше(н/нн)ейших языков, в течении… более тысяч…летия.

Карточка № 2. Спишите данное предложение, вставляя пропущенные знаки препинания. Графически обоснуйте свой выбор. Нам дан во владение самый меткий и (по) истине волшебный русский язык. ( К. Паустовский ).

Карточка № 3. Спишите данное предложение, вставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки. Графически обоснуйте свой выбор. Что русский язык один из богатейших языков в мире в этом нет никакого сомнения. ( В. Белинский).

Карточка № 4. ( Выполняется в тетради слабым учащимся ). Спишите словосочетания , слова, вставьте пропущенные буквы. Чрезвычайно разн…образ…н, скло(н/нн)ость к эмоц…ональност…, нельзя (не) согласит(?)ся, (не) интересен, обделен чем(то) важным, (не) обходимым, прот…воречив, нац…ональный х…рактер.

Карточка № 5. Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, буквы в данном предложении. Язык мой враг мой прежде ума рыщ…т.

3. Проверка домашнего задания. а). Чтение наизусть учащимися высказываний о русском языке. б). Работа по карточкам у доски и в тетрадях тех учащихся, которые не подготовлены к уроку.

4. Работа с учебником и плакатами. Задание. 1. Прочитайте выразительно текст упражнения № 178 «Русский язык» Д.С. Лихачёва. 2. Определите тему текста. Что такое тема? Как её определить ? Как отличить от проблемы и идеи текста ? ( Ответ учащихся сопровождается использованием плаката с разъяснением темы, проблемы, идеи .) 3. Прочитайте план текста. 4. Сопоставьте свой план с планом, записанным на доске. Примерный план. 1. Язык – самая большая ценность народа. 2. Язык – показатель культуры человека. 3. Русский язык – один из совершеннейших языков мира. 4. Язык как отражение национального характера. 5. Память языка. 6. Моя точка зрения ( или моё мнение ) об утверждениях Д.С. Лихачёва о языке. 5. Какой тип речи представлен в этом тексте ? Докажите, используя таблицу. ( Ответ учащихся сопровождается использованием плаката с разъяснением типов речи .) 6. Что такое рассуждение? ( Ответы учащихся строятся с использованием плакатов .) 7. Объясните, как писать сочинение – рассуждение. (Ответы учащихся строятся с использованием плакатов .) Беседа по тексту. Подготовка к написанию изложения. Вопросы для беседы: 1. Почему язык является самой большой ценностью народа? 2. Согласны ли вы, что язык – показатель культуры человека? 3. Объясните, как вы понимаете, что «русский язык – один из совершеннейших языков мира». 4. Всё ли понятно вам в этом тексте? Объясните лексическое значение словосочетания «моральный облик». Объяснение лексического значения слов «моральный» и «облик». Моральный от слова мораль. Мораль – 1) правила нравственности, сама нравственность; 2) логический, поучительный вывод; 3) нравоучение, наставление ( разг.). Моральный – 1) от мораль; 2) высоконравственный, соответствующий правилам морали ( книжн.), 3) внутренний, душевный. Облик – 1) внешний вид, очертание, наружность; 2) перен . характер, душевный склад.

5. Что такое память языка? 6. В чём заключается его национальный характер? 7. Дополните план пунктом 6. Моё мнение об утверждениях Д.С. Лихачёва о языке. 8. Задание сильным учащимся. Используя план сочинения – рассуждения, ответьте на вопрос: Согласны ли вы с утверждением Д.С. Лихачёва? 9. Задание классу. Составьте по плану черновик изложения. 10. Проверка написания работ учащихся. Игра «Писатели и критики». (Комментарий, дополнение, корректировка работ).

5. Обобщение. Вопросы для обобщения. 1. Кратко сформулируйте, что пишет Д.С. Лихачёв о русском языке. 2. Согласны ли вы с утверждениями учёного о языке? 3. Какими (важными, нужными) вам кажутся утверждения Лихачёва о русском языке?

6. Домашнее задание. Напишите сочинение – рассуждение, высказав своё отношение к утверждениям Д.С. Лихачёва.

Самая большая ценность народа – его язык сочинение

Ваш обозреватель не поддерживает встроенные рамки или он не настроен на их отображение.

Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского

Ваш обозреватель не поддерживает встроенные рамки или он не настроен на их отображение.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
посвященный X Новосибирским Рождественским Образовательным Чтениям

О ЯЗЫКЕ УСТНОМ И ПИСЬМЕННОМ, СТАРОМ И НОВОМ

Самая большая ценность народа – это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения – только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.

О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке -«. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность.

Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении – с момента своего существования в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.

1. Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным хозяйством, различным культурным наследием и различными степенями социальной продвинутости. А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат – лексикой в первую очередь.
2. Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к богатству других языков – в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого (через староболгарский и в непосредственных сношениях), скандинавских, тюркских, финно-угорских, западнославянских и пр. Он не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.

3. Благодаря тому что литературный язык создался из соединения староболгарского с народным разговорным, деловым, юридическим, «литературным» языком фольклора (язык фольклора тоже не просто разговорный), в нем создалось множество синонимов с их оттенками значения и эмоциональной выразительности.

4. В языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это безусловно верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это должно было отразиться в языке.

5. Уже из предыдущего ясно, что язык не развивается один, но он обладает и языковой памятью. Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности. А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, разнообразие литературного опыта: летописи (отнюдь не единые по своему характеру), «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», проповеди Кирилла Туровского, «Киево-Печерский патерик» с его прелестью «простоты и выдумки», а потом – сочинения Ивана Грозного, разнообразные произведения о Смуте, первые записи фольклора и. Симеон Полоцкий, а на противоположном конце от Симеона – протопоп Аввакум. В XVIII веке Ломоносов, Державин, Фонвизин, – далее Крылов, Карамзин, Жуковский и. Пушкин. Я не буду перечислять всех писателей XIX и начала XX века, обращу внимание только на таких виртуозов языка, как Лесков и Бунин. Все они необычайно различные. Точно они пишут на разных языках. Но больше всего развивает язык поэзия. От этого так значительна проза поэтов.

Чем был церковнославянский язык в России? Это не был всеобщий для нашей письменности литературный язык. Язык очень многих литературных произведений просто далек от церковнославянского: язык летописей, изумительный язык «Русской Правды», «Слова о полку Игореве», «Моления Даниила Заточника», не говоря уже о языке Аввакума. Церковнославянский язык, перенесенный на Русь из Болгарии не только через книги, но и устно -через богослужение, сразу стал на Руси своеобразным индикатором духовной ценности того, о чем на нем говорилось и писалось. Болгария дала восточным славянам высший слой языка, «полюс духовности», чрезвычайно обогативший наш язык, давший нашему языку нравственную силу, способность возвышать мысль, понятия, представления. Это язык, которому доверяли самые высокие мысли, на котором молились, на котором писали торжественные слова. Он все время был «рядом» с русским народом, обогащал его духовно.
Потом молитвы заменила поэзия. Памятуя молитвенное прошлое нашей поэзии, следует хранить ее язык и ее «высокий настрой».

Текст приводится в сокращении по книге: Лихачев Д. «Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет»,- Л.: Сов. писатель, 1989, с. 410-436.

Ссылка на основную публикацию