Сочинение Как происходит становление характера человека?

Как происходит становление характера человека? Итоговое сочинение

Характер каждого человека формируется уже с самого рождения. С самых первых месяцев своей жизни человеку очень важно общаться с окружающими его людьми. Своим поведением и поступками ребенок начинает подражать своему ближайшему окружению. С 2 до 10 лет дети очень сильно подвержены любому влиянию со стороны, они легко перенимают новый опыт, взрослые сильно влияют на ребенка своими словами и действиями.

Интересно, что сначала в человеке начинают зарождаться и проявляться доброта или эгоистичность, общительность или замкнутость, безразличие или готовность помочь. Эти черты характера зарождаются еще до того, как ребенок пойдет в школу.

Затем начинают формироваться другие черты характера, а именно: лень или трудолюбие, ответственность или безответственность. Довольно большое значение на развитие определенных черт характера ребенка влияют взрослые. В начальной школе дети начинают жить полной социальной жизнью, активно общаться со сверстниками, в это время закладываются основные модели общения с людьми. Ребенка начинают сравнивать с другими детьми, успехи или неудачи в школе начинают оставлять свой отпечаток на характере ребенка. Уже в подростковом возрасте юноши и девушки пробуют себя в новых видах деятельности, открывают для себя новые вещи, формируют свою волю. В этот период основные нравственные ценности и базовое мировоззрение уже сформировано. К окончанию школы основные черты характера уже сформированы. Но человек не стоит на месте и развивается всю свою жизнь, поэтому характер человека также претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Учеба, работа, взаимоотношения с противоположным полом очень сильно влияют на людей, отражаются на их настроении.

Взрослые люди способны сами “строить” свой характер. Они занимаются анализом своих поступков и чувств. Если человеку что-то не нравится в своем характере, то он старается изменить себя. Такие люди очень многого достигают в жизни в отличие от людей, которые не хотят ничего менять.

Существенную роль в развитии характера оказывают поступки ближайшего окружения людей, суждения людей о жизни, прочитанная литература, популярные медийные образы, идеология общества.

Для успешного формирования характера людей требуется создать качественные воспитательные учреждения и повысить роль семьи в обществе.

Вариант 2

Характер – это совокупность определённых признаков в поведении человека. Так можно выделить различные категории, в которых проявляется личность. Это отношение к окружающим, к труду, своей деятельности, к самому себе и к вещам. Процесс формирования характерных свойств достаточно долгий и сложный.

Развитие характера – это формирование стабильных эмоциональных образований в индивидууме под воздействием различных обстоятельств, вследствие чего они повторяются и становятся привычными. Основные черты личности создаются в социуме, в разных ситуациях. Значительную роль представляет его деятельность, окружающая среда, самопознание и самореализация. Так обнаруживаются нравственные, умственные и прочие черты. Среди них могут быть как отрицательные, так и положительные признаки. Так можно предположить, что каждый в праве самостоятельно воспитать в себе различные свойства. То есть, если особа имеет негативные качества, это значит, что он сам развил их в себе.

В детстве, конечно, сложно управлять своими эмоциями. Известно, что ребёнок является чистым, искренним, неподдельным. Он прямо скажет, без лукавства, что ему не нравится и наоборот. Но когда взрослеют, жизнь сталкивает с конкретными ситуациями, которые вынуждают притворяться или открывается другая сторона медали.

В эти годы довольно четко выражаются подобные особенности: коммуникабельность, приветливость, решимость, стеснительность, скрытность, аккуратность, терпение, либо своенравность, упорство, дерзость и другое. Проявления таких качеств тесно соприкасаются с характером. Поэтому с самого юного возраста перед родителями стоит особая задача – воспитать ребёнка, дать возможность познать свои особенности. Так они смогут направить своё чадо, рассказать о жизненных принципах, помочь в сложных ситуациях.

В подростковом возрасте появляется желание самоутвердиться. Юноша или девушка проявляет себя в активности к работе, учёбе, в творчестве. Они начинают быть самостоятельными в выборе жизненных позиций. Самовоспитание станет неотъемлемой частью в их жизни, ведь на основе этого можно строить собственные ориентиры. Когда человек приобретает опыт, формируется его мировоззрение, создаются идеалы и представления о нормах. Результативность показывает независимость и упорство в труде, в какой-либо организаторской деятельности.

Таким образом, характер формируется длительное время. На него влияет как внешние, так и внутренние факторы. Успешное развитие характера требует целостности общевоспитательных событий в семье, в учебных заведениях и общественной сфере.

11 класс. ЕГЭ. Итоговое декабрьское

Также читают:

Картинка к сочинению Как происходит становление характера человека?

Популярные сегодня темы

Этот рассказ очень печален. Действительно, уже многие десятилетия он не оставляет никого равнодушным. Все читающие люди прекрасно знают его сюжет

В своем произведении Н.В. Гоголь постарался большинство персонажей сделать яркими и уникальными, наделить их специфической внешностью и индивидуальными особенностями.

С давних времен гадание на святки считается нормальным делом, вот и героиня картины Карла Брюллова собирается погадать. Написана картина в 1836 году и передает русскую национальную тематику.

Семья у меня большая – бабушка, мама, папа, я и две моих сестренки. Вы, наверное, заметили, что первой в этом семейном списке я назвал бабушку? А знаете почему? Потому что она в нашей семье самая главная!

Печорин – фигура неоднозначная, очень противоречивая. Симпатичный молодой человек дворянского происхождения, воспитанный, получивший приличное образование. Умный и талантливый, отличный манипулятор.

Сочинение: Как детство влияет на жизнь человека?

Тема итогового сочинения «Как детство влияет на жизнь человека?» широко освещена в русской художественной литературе. Множество писателей поднимали в своём творчестве вопросы становления человеческой личности и формирования характера в ранние годы. Именно поэтому в данной работе в качестве аргументов использованы исключительно отечественные произведения.

  1. Вариант 1
  2. Вариант 2
  3. Дополнительные аргументы

Вариант 1

У каждого человека своё детство. Это особенная история, полная радостей и печалей, удивительных открытий и первых лишений, закаляющих наш характер. Человеческое мировоззрение формируется именно в эту пору и во многом зависит от окружающей ребёнка обстановки.

К примеру, детство главного героя романа В.Г. Распутина «Уроки французского» было очень трудным. Автор рассказывает, насколько суровой была жизнь после окончания Великой Отечественной войны. Везде царил голод и бедность, люди из последних сил пытались выжить и спасти своих детей. На долю мальчика выпало много лишений и страданий, но он не сдался, и пример посланной самой судьбой учительницы французского помог ему стать достойным человеком.

Семья главного героя жила очень плохо, у него не было отца, а матери с трудом удавалось прокормить троих детей. Однако, несмотря на трудности, она решилась отправить сына учиться в город. Так у него началась самостоятельная жизнь в одиннадцать лет. Мальчик голодал, потому что посылки из дома ему хватало всего на несколько дней, а из-за редкой болезни ему нужно было каждый день выпивать стакан молока, который стоил целый рубль. Узнав, что некоторые школьники играют на деньги, главный герой решился попробовать сыграть с ними. У него неплохо получалось, но получив необходимый рубль, он сразу же уходил. Мальчик понимал, что играть в «чику» нельзя, но другого способа найти деньги он не мог придумать.

Однажды о запретном развлечении своих учеников узнала учительница французского языка. Она оставила главного героя на серьёзный разговор и была крайне удивлена тем, что он тратит деньги на необходимое для лечения молоко, а не на разные глупости. После этого у Лидии Михайловны появилось чувство жалости по отношению к своему ученику. Она пыталась помочь ему, чем могла, и это касалось не только учёбы. Отзывчивая учительница пробовала накормить мальчика, дать ему денег. Но гордость не позволяла главному герою принять такую помощь. Тогда Лидия Михайловна нашла другой способ. Она стала играть с ним на деньги и специально поддавалась, проигрывая каждый раз определённую сумму, необходимую на продукты. В итоге эта история дошла до директора школы, и он уволил учительницу, но она так и не выдала истинных мотивов своего поступка, защитив таким способом честь ученика.

Лидия Михайловна оказала значимое влияние на формирование личности главного героя. Она научила его не только французскому языку, она преподала ему уроки доброты и человечности.

Другим писателем, раскрывающим в своём произведении тему влияния детства на всю жизнь человека, является Л.Н. Толстой. Первая часть его трилогии «Детство. Отрочество. Юность» посвящена именно началу становления человеческой личности, которое происходит в ранние годы. Повествование ведётся от лица главного героя Николеньки Иртеньева, маленького мальчика, который рассказывает о своих поступках и о своём виденье жизни. Автор одним из первых в русской литературе показал детство глазами ребёнка.

Взросление мальчика изображается посредством его отношения к окружающим людям. Он любил и уважал отца, сочувствовал Карлу Ивановичу, переживал и испытывал угрызения совести, оскорбив Наталью Савишну. Оценивая собственное поведение, главный герой раскрывает свой сложный внутренний мир, ни в чём не уступающий взрослому. В этой главе Л.Н. Толстой писал, что детство – счастливейшая пора в жизни любого человека, и именно детские воспоминания «освежают, возвышают… душу и служат… источником лучших наслаждений». Писатель с сожалением вспоминал былую непосредственность и беззаботность, рассуждая о том, куда же это всё со временем исчезает, прихватив с собой веру в лучшее.

Таким образом, можно сделать вывод, что детство действительно оказывает значительное влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Оно закладывает основы нравственного сознания и формирует личность. Именно в детстве ребёнок проявляет свою индивидуальность и выбирает определённый путь, от которого напрямую зависит его будущее.

Вариант 2

Детство без сомнений влияет на всю дальнейшую жизнь человека. У многих оно ассоциируется с приятными воспоминаниями, играми, верой в чудо. Однако есть такие истории, которые заставляют сердце сжаться от жалости. Ведь некоторым детям не посчастливилось иметь беззаботное детство, окружённое лаской и заботой. Например, ребятам из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Валек и Маруся жили впроголодь, они не знали, что такое домашний уют и материнская любовь. Из-за постоянного недоедания и ужасных условий проживания Маруся стала плохо себя чувствовать, и эта болезнь оказалась неизлечимой. Васе было очень жаль новых друзей, он пытался всячески им помочь, даже принёс из дома куклу, которую подарила его мама перед своей смертью Соне. Однако его сопереживание и участие не смогло спасти невинную девочку, жестокий мир отобрал её жизнь.

Знакомство с Валеком и Марусей открыло главному герою другую сторону жизни. Ему казалось, что он был глубоко несчастен из-за недостаточного внимания отца, но судьба «детей подземелья» показала ему, что есть более страшные вещи. Его переживания оказались ничтожными по сравнению с голодом и смертельными болезнями. Общение с детьми Тыбурция научило Васю терпению и пониманию по отношению к близким людям. В результате он сблизился не только с отцом, но и со своей младшей сестрёнкой. А главное – смог сохранить в своём сердце человечность по отношению к окружающим.

Другим примером трудного детства, повлиявшего на судьбу человека, является автобиографическая повесть М. Горького «Детство». Главный герой жил в полноценной семье, но внезапно его отец умер. С этого момента жизнь маленького Алёши бесповоротно изменилась. Ему пришлось переехать в дом своего деда, где к воспитанию детей относились совсем иначе. Царившие здесь жестокие порядки подразумевали порку за малейшую провинность, эта участь постигла и главного героя.

Здесь Алёша понял, что рассчитывать в жизни можно только на себя самого. Мама ушла, бабушка любила его, но не могла защитить, а дед относился враждебно ко всем своим близким. Многочисленные внуки были для него всего лишь лишними ртами, которые надо кормить. Усугубило ситуацию разорение, постигшее семью Кашириных. Алёше пришлось собирать ветошь, воровать дрова. Из-за этого у него не было друзей, а одноклассники пытались побить его при любой возможности. Такое существование трудно назвать детством, но и оно закончилось слишком рано. После смерти матери мальчика, дед Каширин заявил, что не намерен более содержать своего внука и ему пора «идти в люди». Несмотря на все трудности, Алёша не сломался, он смог стать настоящим человеком и сохранить в своей душе лучшие качества.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что детство оказывает решающее влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Именно в эти годы формируется характер, закладываются нравственные ценности, и образуется картина виденья мира. Для того чтобы понять человека лучше, необходимо узнать о его детстве.

Дополнительные аргументы

С дополнительными аргументами по направлению «Разговор с собой» вы можете ознакомиться в разделе «Банк аргументов».

Формирование характера

Характер человека как приобретенное психологическое образование формируется, развивается и может изменяться в течение всей жизни человека, хотя разные периоды жизни человека играют различную роль в его преобразовании. Кроме того, динамика соответствующих изменений характера представляется различной по возрастам. Наиболее активно и интенсивно формирование и изменение характера человека происходит в ранние годы, т.е. в то время, когда характер ребенка еще только формируется. Почти никаких изменений в характере человека не происходит в пожилом возрасте, когда он давно уже сложился и стабилизировался (за исключением особых случаев, которые будут специально обсуждаться далее). Отсюда следует, что динамика изменений в характере с возрастом постепенно замедляется, будучи наиболее заметной в раннем детстве.

Процесс изменений, происходящих с характером человека в течение его жизни, можно разделить на две большие фазы, одна из которых обозначается как формирование и стабилизация характера, а вторая — как его дальнейшее изменение и развитие. Первую фазу условно можно связать с детством, от рождения до 15—16 лет, а вторую фазу — с остальной жизнью человека. В этом параграфе мы остановимся только на первой фазе динамики характера, т.е. на процессе его формирования и стабилизации, а следующий параграф главы будет посвящен преимущественно обсуждению изменений в характере, которые происходят (или могут происходить) дальше в течение жизни человека, т.е. во время второй фазы. Здесь мы также поставим и обсудим некоторые общие вопросы, связанные с жизненной динамикой характера человека, как его формированием, так и развитием. Один из них может быть сформулирован так: что представляют собой возрастные изменения характера человека в целом?

Этот вопрос, в свою очередь, можно разделить на следующие частные вопросы.

  • 1. В какой степени характер взрослого человека действительно стабилен?
  • 2. Изменяется ли характер человека закономерно с возрастом или эти изменения имеют случайную, индивидуально своеобразную и непредсказуемую форму?
  • 3. В каких возрастах могут происходить наиболее значительные изменения в характере человека и почему?
  • 4. По каким причинам характер человека может изменяться после того, как он сформировался (стабилизировался)?

На эти и другие вопросы, связанные с процессом формирования характера, мы постараемся ответить в данном параграфе. Что касается вопросов, связанных с изменениями характера взрослого человека, то ответы на них будут предложены в следующем параграфе. Рассмотрим прежде всего генезис характера человека.

По мнению большинства современных ученых, характер ребенка начинает формироваться с первого года жизни, т.е. практически вскоре после его рождения, однако начальный этап формирования характера, приходящийся на первые два годы жизни, трудно исследовать и описать по следующим причинам. Во-первых, в формировании характера, как и многих других сложных психологических свойств человека как личности, существует длительный скрытый начальный период, когда характер еще только формируется, но никак еще вовне не проявляется, и, следовательно, в это время о характере трудно судить, поскольку объективные, поведенческие его признаки еще отсутствуют. Во-вторых, при изучении характера взрослых людей психологи судят о нем в основном не на основе внешних наблюдений за поведением, а в результате опроса, самоанализа и самоотчета соответствующих людей. Применить такие методы для изучения характера детей до двухлетнего возраста практически еще невозможно, и поэтому психологи не располагают валидными и надежными методами исследования и оценки характерологических особенностей маленьких детей. Такая возможность открывается, как правило, не ранее двух-, трехлетнего возраста, когда характер ребенка уже проявляется в его действиях и поступках и когда сам ребенок достаточно хорошо владеет речью, чтобы отвечать на вопросы взрослого человека, касающиеся его характера.

Тем не менее очевидно, что некоторые черты характера начинают формироваться довольно рано, а в двух-, трехлетием возрасте проявляются уже более или менее отчетливо. Вспомним в этой связи концепцию развития личности Э. Эриксона, которая была рассмотрена в одной из первых глав данного тома учебника. Там была подробно описана первая стадия личностного развития человека, приходящаяся как раз на первые два года жизни, и сказано о том, что уже в это время в психике и поведении детей могут начать формироваться следующие характерологические особенности: доверие или недоверие к людям, общительность или замкнутость. Кроме того, ребенок данного возраста вполне очевидным образом проявляет свое желание или нежелание общаться с людьми (коммуникативные черты характера), продолжать или не продолжать заниматься каким-либо делом (волевые и деловые черты характера).

Истоки характера человека, а также возможные причины его изменения в течение жизни следует искать, прежде всего, во взаимоотношениях, которые складываются у человека с окружающими, особенно с близкими людьми. Общение и взаимоотношения, таким образом, играют ключевую роль в формировании характера. Это объясняется двумя причинами.

  • 1. В ранние (отчасти — и следующие) годы характер ребенка формируется и развивается через наблюдение и подражание другим людям, в детстве — наиболее близким и значимым для него взрослым людям.
  • 2. Характер представляет собой реакции или ответные действия человека на действия и поступки, которые во взаимодействии с ним совершают другие люди.
Читайте также:  Сочинение на тему Эмоции человека

В возрастной психологии существует понятие сенситивного периода развития. Оно обозначает период жизни человека, в котором определенное психологическое качество (или группа психологических свойств) начинает формироваться по естественным законам его становления и во время которого, воздействуя извне на процесс формирования соответствующего качества через обучение и воспитание, можно добиться наилучших результатов. Если эго понятие применить к процессу формирования характера, то можно утверждать, что его сенситивным периодом развития является детство, с рождения и до конца подросткового возраста включительно (до 14—15 лет). Однако в течение столь длительного сенситивного периода развития характера, если его выделять и оценивать в целом по отношению ко всей жизни человека, можно выделить сенситивные подпериоды, во время которых формирование характера ребенка может происходить с различной степенью активности и в отношении разных черт характера по-разному (предполагается, что в разные сенситивные подпериоды у ребенка могут формироваться и развиваться различные черты характера). Ориентируясь на периодизации психического развития детей, разработанные в нашей стране Д. Б. Элькониным и Д. И. Фельдштейном, можно выделить следующие сенситивные поднери- оды формирования характера.

  • 1. Раннее детство от года до трех лет. В это время активно формируется и развивается группа черт характера, которые называются коммуникативными.
  • 2. Дошкольный возраст, от трех до шести-семи лет. В этот период коммуникативные черты характера ребенка продолжают активно развиваться в разнообразных групповых играх. Однако наряду с ними в это время начинают быстро развиваться и две другие группы черт характера: деловые и волевые. Все черты характера ребенка в этот подпериод проявляются в основном в игровой деятельности, которая для данного возраста является ведущей.
  • 3. Младший школьный возраст представляет собой сенситивный подпериод развития волевых и деловых черт характера ребенка, но уже не на основе игровой, а на базе другой деятельности, характерной и для взрослых людей — учебной.

Все три подпериода, если следовать периодизации личностного развития детей Д. И. Фельдштейна, составляют первую фазу становления характера ребенка в детстве, когда он оказывается во всех отношениях сформированным, но еще не стабильным, т.е. продолжает формироваться и существенно изменяться далее. Однако эти изменения являются менее заметными и замедленными по сравнению с первым десятилетием жизни ребенка.

  • 4. Подростковый возраст. Он представляется сенситивным периодом формирования, прежде всего, коммуникативных черт характера. Наряду с ним продолжают развиваться волевые и деловые черты характера, однако на их динамику в эти годы преимущественно влияет уже не учебная деятельность, а общение подростков со сверстниками. В подростковом возрасте, кроме того, наступает первичная стабилизация характера, т.е. он становится устойчивым и далее может в течение длительного времени практически нс изменяться.
  • 5. Старший школьный или ранний юношеский возраст. Его можно рассматривать как своеобразное «взросление характера», т.е. превращение характера ребенка в характер взрослого человека. Этот процесс также в основном происходит в ходе общения старшеклассников не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми. Старший школьник к 15—16 годам приобретает такие же черты характера, которые имеются у взрослых людей, и проявляет их вовне уже не как ребенок, а как разумный и сознательный взрослый человек.

Возвращаясь к периодизации личностного развития детей по Д. И. Фельдштейну, можно утверждать, что два последних подпериода составляют заключительную фазу формирования характера в детстве, после которой у большинства людей он становится устойчивым.

Если далее кратко проследить формирование характера по появлению и проявлению отдельных характерологических свойств в разные периоды и подпериоды детства, то соответствующая картина в обобщенном виде представляется следующей.

Раньше других в характере ребенка начинают формироваться такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им характерологические свойства: эгоистичность, черствость, безразличие к окружающим людям.

Те свойства характера, которые наиболее отчетливо проявляются в груде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, настойчивость, ответственность и др., — складываются несколько позднее, чем указанные выше коммуникативные черты характера, проявляющиеся в общении людей.

В начальный период обучения в школе можно отметить активное формирование у ребенка тех же самых черт характера, которые в первоначальной форме сложились в дошкольном возрасте, но теперь эти свойства превращаются в черты характера, которые проявляются в учебной и трудовой деятельности, т.е. в черты, присущие взрослым людям. Происходит также разделение в личности ребенка тех черт характера, которые проявляются в учении, труде и общении с людьми. К числу первых, кроме указанных выше, можно отнести старание, стремление к успехам, а в совокупность вторых включить коммуникативную компетентность, понимаемую в широком смысле слова, т.е. предполагающую наличие у ребенка многих положительных черт характера, реализуемых в общении с людьми. Всему этому способствует значительное расширение сферы общения ребенка с окружающими людьми в связи с его поступлением в школу. В эту сферу включаются новые взрослые люди, в частности учителя, сверстники, в том числе товарищи по классу и школе.

Формирование характера ребенка в любом возрасте может идти по двум путям: нормальному и аномальному. Нормальный, или гармоничный, вариант формирования характера предполагает возникновение и развитие положительных черт характера и отсутствие противоречий в формируемых чертах характера, а аномальный путь — возникновение отрицательных (негативных) черт характера, появление и обострение противоречий между отдельными чертами характера.

Такие противоречия неизбежны, поскольку в характере любого человека не могут существовать только положительные или исключительно отрицательные черты. В структуре характера каждого человека присутствуют и те и другие, а вопрос о нормальном или аномальном характере соответствующего человека решается на основе того, какие, положительные или отрицательные, свойства характера у него преобладают. Этот вопрос ставится и решается, прежде всего, по отношению к акцентуированным чертам характера.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее изменить его характер. Это утверждение в первую очередь относится к тем чертам характера, которые являются отрицательными (аномальными). Если то, что ребенок как личность приобрел до поступления в школу, получает в младшем школьном возрасте поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и сохраняются в течение дальнейшей жизни. Если же получаемый жизненный опыт общения со сверстниками, учителями и другими взрослыми людьми не развивает положительные черты характера, которые начали формироваться еще в дошкольный период жизни, то происходит так называемая ломка характера, которая сопровождается ослаблением позитивных и усилением негативных черт характера, возникновением внутренних конфликтов и противоречий между ними.

Особенно часто конфликтогенная (порождающая и углубляющая конфликты) ломка характера наблюдается у детей, которые до поступления в школу мало общались со сверстниками, не посещали дошкольные учреждения, воспитывались в одиночестве или в неблагоприятной домашней атмосфере, в неблагополучных семьях. Практика показывает, например, что единственные дети в семье, даже если эта семья благополучная, выигрывая порой в интеллектуальном развитии (такими детьми в благополучных семьях обычно много занимаются родители), проигрывают другим детям в плане формирования коммуникативных черт характера. У многих таких детей подобные черты характера или слабо развиты, или развиты не так, как нужно для успешного общения со сверстниками и незнакомыми взрослыми людьми, которые не являются близкими родственниками ребенка.

В средних и старших классах школы в психологии и поведении детей можно уже обнаружить практически все черты характера, которые свойственны взрослым людям. Некоторые из них у подростков и старших школьников почти так же развиты, как у взрослых людей, например общительность, контактность, внимание к людям, готовность прийти на помощь, сила воли, целеустремленность, ответственность, трудолюбие, аккуратность. Другие характерологические черты, присущие взрослым людям, в этом возрасте у детей еще только начинают формироваться или развиты недостаточно. К ним можно отнести, например, гибкость в общении с людьми, расчетливость, терпимость и некоторые другие.

Как в свое время показал Э. Эриксон, формирование характера (личности) ребенка может с детства пойти по нормальному или аномальному пути. То, в каком направлении с раннего возраста реально пойдет этот процесс, зависит от многих факторов. Вначале в течение первых двух лет жизни на формирующийся характер ребенка существенное влияние оказывает обращение с ним со стороны близких или окружающих взрослых людей. Если эти люди — родители или те, кто их заменяет — часто и эмоционально положительно общаются с ребенком, если они вовремя и полностью удовлетворяют его основные жизненные потребности, если они любят его и всем своим поведением по отношению к нему открыто демонстрируют данное чувство, то с раннего детства у ребенка начинают складываться соответствующие положительные черты характера. Если же окружающие люди не любят ребенка, безразлично относятся к нему, мало общаются с ним, или если в общении с ним они демонстрируют в основном негативные эмоции, а ребенок испытывает постоянный дефицит удовлетворения жизненно важных потребностей, то у него начинают формироваться противоположные, отрицательные черты характера.

В дальнейшем, когда ребенок приобретает достаточный жизненный опыт, овладевает речью и научается сам устанавливать, хорошо или плохо с ним обращаются, определять, за что конкретно и справедливо ли он получает то или иное поощрение или наказание со стороны окружающих людей, решающее влияние на формирование его характера начинают оказывать самооценка, уровень притязаний и применяемая система стимулирования его деятельности. В психике и поведении детей в это время появляются, закрепляются, превращаясь далее в устойчивые черты характера, психологические и поведенческие особенности, которые получают положительное подкрепление со стороны окружающих людей.

С возрастом расширяется круг значимых для ребенка людей и форм общения с ними. Соответственно, расширяется и социально-психологическая база для формирования и развития характера. В начале обучения в школе самым авторитетным лицом в плане развития характера ребенка становится учитель. Затем, начиная со средних классов школы, такими авторитетами становятся значимые сверстники. Их оценки и взаимоотношения с ними в это время оказывают наибольшее влияние на формирование характера подростка.

В старших классах школы к авторитету сверстников добавляется авторитет значимых для старшеклассника взрослых людей, прежде всего родителей, родственников и школьных учителей. В это время характер продолжает формироваться и развиваться, но уже под влиянием общения старшеклассников со значимыми для них взрослыми людьми. В эти же годы взрослые люди и сверстники уже не оказывают прямого или непосредственного влияния на характер взрослеющего юноши или девушки. Их воздействие опосредствовано самосознанием старшего школьника. Он принимает только такие влияния, которые соответствуют его собственным представлениям о себе: самооценке, уровню притязаний, образу я, я-концепции и идентичности. То, что современные психологи называют идентичностью личности, формируется именно в этом возрасте и относится к характеру человека. Применительно к нему идентичность психологически означает следующее.

  • 1. Четкое представление человека о том, что такое характер, каким является хороший и плохой характер человека.
  • 2. Более или менее адекватное представление о своем характере, с осознанием и выделением в нем, соответственно, положительных и отрицательных черт.
  • 3. Наличие некоторого характерологического идеала, которому старший школьник хотел бы соответствовать.
  • 4. Осуществление конкретных действий, направленных на изменение своего характера с целью его улучшения.
  • 5. Понимание и признание того, что людей с идеальным характером в жизни не существует.
  • 6. Наличие желания и умения приспосабливаться к особенностям характеров разных людей в процессе общения с ними, без активных, тем более — агрессивных действий, направленных на противодействие людям с так называемым плохим характером.

При наличии всех этих моментов, касающихся характерологической идентичности, можно утверждать, что характер человека уже сформировался и представляет его как психологически зрелую личность.

Подводя итог тому, что говорилось в этом параграфе о формировании характера, можно констатировать следующее.

  • 1. Динамика формирования и изменения характера по возрастам не одинаковая. В детстве она выражена гораздо больше, чем во взрослости. На протяжении детских возрастов динамика изменения характера постепенно ослабляется. Начиная с 14—15 лет характер человека становится достаточно устойчивым.
  • 2. Решающую роль в формировании характера играет общение и взаимодействие человека с окружающими людьми.
  • 3. В процессе формирования характера в детстве можно выделить периоды и подпериоды, в течение которых появляются и закрепляются определенные группы черт характера.
  • 4. Процесс формирования характера в детстве может пойти по нормальному или аномальному пути, и направление его формирования зависит от отношений, складывающихся у ребенка с окружающими людьми.
  • 5. Начиная с подросткового возраста, существенное влияние на формирование характера оказывает самосознание человека, включающее в себя его самооценку, уровень притязаний, образ я, я-концепцию и идентичность.

Итоговое сочинение: Что влияет на формирование внутреннего мира человека?

Проблемы, связанные с формированием и развитием характера человека, интересовали и античных философов, и средневековых ученых, и современных психологов и психоаналитиков. Все они пытались найти ответы на многие вопросы, связанные с особенностями развития характера: что же оказывает наибольшее влияние на развитие характера человека, какие факторы играют в этом процессе ведущую роль, какие условия являются решающими в его формировании. Для того, чтобы понять, что же оказывает влияние на формирование и развитие характера, необходимо сначала развести эти понятия. Так, под развитием понимается процесс, который направлен на определенные изменения (качественные и количественные). В психологии развитие рассматривается в качестве сложного инволюционно-эволюционного поступательного движения, в процессе которого происходят различные изменения в человеке (в его поведении, деятельности, личности, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере), причем эти изменения могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Развитие характера, как и любое развитие, представляет собой процесс возникновения изменений (необратимые, направленный и закономерные), которые приводят к появлению качественный, структурных и количественных преобразований его черт и особенностей проявления. В отличие от развития, под формированием понимается целенаправленное и четко организованное овладение личностью определенными, достаточно устойчивыми качествами, особенностями и чертами, которые являются необходимыми для успешного выполнения различных видов деятельности. Что же касается формирования характера, то в этом случае имеется в виду процесс становления достаточно устойчивых черт (психологические образования) и все это происходит в силу воздействия различных условий, которые объективные и создаются именно с этой целью. Эти условия созданы специально для того, что бы в результате многоразового повторения действий и поступков они впоследствии закреплялись и переходили в так называемую типичную модель поведения человека.

Психологические особенности развития характера

Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий. Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция. Но к такому выводу ученые пришли не сразу, ведь достаточно долгое время считалось, что на развитие характера человека воздействует лишь его врожденные особенности. Для многих античных философов основой для формирования характера являлась врожденность человека. Так, например, Сократ, говорил о том, что не в человеческой власти быть хорошим или же дурным, а Аристотель отмечал, что добродетель или порок – это врожденные свойства. Лишь философы Нового времени начали задумываться о том, что кроме врожденности есть и другие факторы, которые влияют на особенности развития характера. Существенный вклад в изучение процесса развития характера внес Иммануил Кант, который видел его в двух плоскостях: характер физический (задается человеку только природой, обуславливается задатками и темпераментом); характер моральный (или внутренний), который формируется под воздействием внешних факторов поведения. Немецкий философ Артур Шопенгауэр, в отличие от И. Канта, отдавал предпочтение идеи врожденности и неизменности характера человека, который имеет строгую определенность во всех его проявлениях и изменить его невозможно, так как он зависит от времени и пространства. Философ был уверен в том, что ни внешние факторы, ни процесс воспитания никаким образом не влияет на особенности развития характера (по его словам все это неспособно превратить черствого человека в более чувственного и сострадательного). Идея о наследственности как о ведущем факторе, определяющем развитие характера, принадлежала английскому философу Герберту Спенсеру. Он под характером понимал определенный человеческий опыт, который был завещан предками. Философ подчеркивал, что со временем и под воздействием среды характер у потомков может измениться, но для этого необходимо много времени (как минимум несколько веков). Поворотным моментом в понимании сущности развития и формирования характера стали идеи Джона Локка, который отстаивал концепцию воспитания. Именно в воспитании ученый видел ведущий и наиболее мощный фактор развития характера человека (хотя не упускался из виду и природный характер детей, их наклонности и способности). Дж. Локк заметил, что поведение человека и проявление его характера зависит от мотивов (которые являются одной из составляющих направленности личности). Главное, к чему пришел Локк, это то, что психофизическая природа человека и внешние условия выступают в единстве своего влияния на особенности развития характера. В последние 100 лет психологи (и практики, и теоретики) все чаще настаивали на том, что врожденные особенности (биологическое начало в человеке) не являются приоритетными в формировании и развитии характера. Они подчиняются в большей степени внешним условиям влияния и процессу воспитания (при этом именно воспитанию отдается ведущее значение, так как его называют самым важным социальным фактором, который и обуславливает весь процесс развития характера). По мнению многих ученых, формирование и развитие характера зависит от целого ряда воспитательных воздействий на человека: через физическое воспитание; через трудовое воспитание; через морально-нравственное воспитание; через воспитание в процессе обучения; с помощью личного примера; через воспитание привычек; благодаря самовоспитанию и саморазвитию.

Читайте также:  Аргументы и примеры жизненных ценностей из литературы

Что влияет на формирование характера кроме физиологии

Известно, что характер каждого человека базируется на генетических особенностях, передаваемых от родителей. Но он также подвластен изменчивости под влиянием социальных факторов.

Во-первых, многое значит воспитание. Родителям необходимо с ранних лет понять темперамент своего ребенка и выстраивать воспитание таким образом, чтобы не сломить его и не нарушить его психику. Нрав человека склонен меняться также под влиянием условий жизни: насколько у человека спокойная или суетная жизнь, богатая или бедная семья, высокий или низкий статус. Образ жизни аналогично способен внести изменения: неправильный образ жизни — чрезмерное употребление алкогольных и спиртных напитков, курение, наркотики – все это будет портить положительные черты характера, разрушая нервную систему. Разовьются такие качества, как нервозность, недоброжелательность, сквернословие. Представьте подростка из неблагополучного района и бедной семьи и вообразите, какой образ жизни он ведет. Наверняка охарактеризовать такого человека вы сможете только негативными качествами.

Этапы развития характера

Характер человека развивается с первых дней его жизни и претерпевает различных изменений на протяжении всего жизненного пути. В самом начале (младенчество и ранний возраст) ведущим фактором является подражание поведению и поступкам взрослым, в дошкольном и младшем школьным возрастом наряду с наследственностью на формирование и развитие характера влияет воспитание, а в подростковом возрасте бразды правления в данном процессе берет самовоспитание личности. Необходимо отметить, что характер может целенаправленно и сознательно изменяться и совершенствоваться самим человеком (это происходит благодаря изменениям в социальном поведении человека, в общественной деятельности, в общении и межличностном взаимодействии), и все эти изменения могут происходить на любом возрастном этапе жизни человека. Впервые серьезные попытки выделить основные этапы развития характера были предприняты известным австрийским психологом и психиатром, основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом (Фройдом). Он выделил 5 основных стадий (или этапов) формирования характера человека: оральная (первый год жизни), анальная (период от 1 года до 3х лет), фаллическая (3-5 лет), латентная (с 6 лет до начала полового развития) и генитальна (начиная от подросткового возраста и заканчивая смертью человека). Предложенные Фрейдом этапы формирования характера описаны в таблице Этапы развития характера человека по З. Фрейду Этапы Возрастной период Какие черты характера формируются, при фиксации на конкретной стадии оральный 0-1 год инфантильность, зависимость, манипулятивность, зависть, подозрительность анальный 1-3 года упрямство, бережливость (даже скупость), чистоплотность, аккуратность, жестокость, педантичность, скрупулезность фаллический 3-5 лет неуверенность в себе, робость, застенчивость, замкнутость, молчаливость генитальный от 11-12 лет и до конца жизни социализация/социальная дезадаптация, эффективность/пассивность в деятельности В психологии принято делить этапы развития характера на возрастные периоды, в каждом из которых есть свои ведущие факторы и условия его формирования. Итак, характер начинает формироваться с первых дней жизни крохотного существа – младенца. В этом возрасте для ребенка важным является непосредственное эмоциональное общение с родителями, благодаря которому происходит развитие всех его психических процессов (и познавательных, и эмоционально-волевых) и свойств (в том числе и характера). Именно поэтому в этом возрасте для малыша важна не только забота о нем, но и любовь и ласка родителей. В раннем возрасте и дошкольном периоде ребенок в основном изучает модели поведения окружающих взрослых путем подражания им. Поэтому в этот период характер формируется благодаря не только врожденным особенностям детей (функции головного мозга, особенности ВНД), но и с помощью прямого обучения (в игровой форме) с последующим эмоциональным подкреплением (похвала, одобрение, поддержка). Главное условие развития характера – это социальная среда (семья, дошкольное образовательное учреждения, социальные контакты в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок», «взрослый-взрослый»). Необходимо подчеркнут, что первичные черты характера закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому очень важным является доверие, открытость и доброта в общение с малышами (ребенок, подражая, применяет эти черты в своем поведении, а взрослые должны их закреплять системой поощрение/наказание). Среди самых первых черт характера, которые закладываются в этом возрасте стоит выделить: доброта/эгоистичность; отзывчивость/безразличие; общительность/замкнутость; аккуратность/неряшливость; трудолюбие/лень. Следующий этап формирования характера – младший школьный возраст. В это время появляются новые черты и поддаются коррекции ранее сформированные. Особое значение здесь имеет оценка поступков и действий ребенка со стороны взрослых, ведь именно этим способом формируется его самооценка. В начальных классах у детей формируются такие черты характера как ответственность, пунктуальность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие и т.д. Наибольшее влияние на то, будут ли ранее сформированные черты закрепляться или разрушаться, имеет сам процесс и условия обучения ребенка. В подростковом возрасте активно происходит морально-нравственное развитие ребенка, что в свою очередь существенно влияет на формирование и развитие характера. В это время активнее развиваются волевые черты. А в раннем юношеском возрасте (старшеклассники) формируются морально-нравственные основы личности. Здесь особое влияние на развитие характера оказывают: личностное отношение человека к другим, к себе; уровень самооценки и уверенность в собственных силах; средства массовой информации и глобальная сеть интернет. На этом этапе развития характер основные его черты практически уже сложены, в дальнейшем происходит их закрепление или же их замещение и некоторая трансформация. В не зависимости от того, на каком этапе развития характера находиться человека, на этот процесс обязательно воздействует информационное поле, а именно: мнение и суждение других людей; личный пример значимых людей и их поступки (то же самое касается и негативных форм поведения как вариант того, что является недопустимым); книги (а точнее описанные в них действия и поступки героев); кино, телевиденье и СМИ; культурное и идеологическое развитие общества, государства. Во взрослой жизни человека формирование характера не прекращается, а переходит на новый, более осмысленный этап. Так, происходить закрепление более рациональных черт характера и тех, которые необходимы для достижения успеха и в семье, и на работе (ответственность, выдержка, целеустремленность, упорство, настойчивость и т.д.).

Как формируются черты характера

Изначально перед тем как перейти к теме о влиянии на характер, разберемся с тем, как формируется характер каждого человека. Нрав может изменяться на протяжении всей жизни личности. Начиная с подросткового возраста, он может самосовершенствоваться, например, путем внедрения полезных привычек и изменения поведения. Первым делом формируются связки положительных и отрицательных черт: доброта – враждебность, общительность – скрытность, отзывчивость – эгоистичность.

В раннем возрасте хорошо развиваются те качества, которые одобряются и поддерживаются взрослыми.

Психологи считают, что характер складывается исходя из темперамента человека, который, в свою очередь, и представляет собой генетически обусловленные свойства человека Выделяют 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждому типу свойственны определенные манеры поведения и реакции на происходящее, например, меланхолики медлительны, быстро утомляются, плохо адаптируются под новые условия внешней среды, а сангвиникам характерна общительность, активность, высокая скорость мышления и эмоциональность.

Основные факторы развития характера

Для того, чтобы понять какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование и развитие характера, необходимо различать понятия «факторы» и «условия». Под факторами понимают определенные рычаги воздействия (это особые движущие силы или «двигатель») на процесс формирования характера, а условия – это те обстоятельства, в которых происходит сам процесс развития. Среди ученых всегда существовала своеобразная «война» за приоритетные факторы развития характера, ведь в различные времена представители разных психологических направлений пытались отстоять свою точку зрения на эту проблемы. Так, например, В.С. Соловьев главное условие формирования «нравственного» характера видел в единстве, а также в постоянном взаимодействии природных условий и среды, а И.А. Ильин среди основных факторов выделял семью и школу. Основоположник педагогической антропологии К.Д. Ушинский утверждал, что основные факторы развития характера и его формирования это социальная среда, особенности процесса воспитания и активная деятельность самого человека. П.Ф. Каптерев выделял три категории факторов, формирующих характер: естественные (темперамент, особенности строения тела, пол и пр., то есть все те, которые даны человеку природой и практически не изменяются); культурные (влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного развития); личный фактор (самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности, то есть когда человек является автором самого себя). Также стоит обратить внимание на идеи И.А. Сикорского, который выделял следующие факторы развития характера ребенка: воспитательная среда (семья); позитивная атмосфера (веселое настроение и бодрость духа); расположение (похвала, одобрение, поддержка, доверие); врожденные особенности нервно-психической организации. Анализируя все факторы, которые оказывают влияние на развитие характера человека, необходимо напомнить, что наибольшее значение они имеют в детском, подростковом и юношеском возрасте. И именно в детском возрасте, по мнению П.Ф. Лесгафта, на развитие характера личности влияют: все те ощущения, которые испытывает ребенок; душевные волнения, которые он переживает; люди, которые его окружают; вид деятельности, который он выполняет (особое место занимает труд, как наиболее серьезная и последовательная работа). Таким образом, характер человека обуславливается множеством факторов, различными условиями и объективными обстоятельствами жизненного пути самой личности, но эти обстоятельства создаются и изменяются в результате поступков, поведения и деятельности человека. Поэтому можно смело говорить о том, что человек сам берет активное участие в процессе развития и формирования своего характера и сам должен нести ответственность за все свои действия и поступки.

Что делает нас собой?

Стоит понимать, что факторы, определяющие развитие личности важны в процессе самосовершенствования. Невозможно добиться роста, если даже один из них страдает. То есть, если вы находитесь в плохом коллективе, который негативно влияет на вас, мешая в достижении значимых целей, то сразу возникает вопрос, а правильный ли выбор вы сделали?

Человек сам строит свой путь

Помимо контроля и обучения, очень важно, чтобы индивидуум сам хотел развиваться и стремился к улучшению своих уже имеющихся навыков. В большинстве случаев он сам определяет своё будущее, постоянно совершая выбор. То есть, человек выбирает свои политические и духовные предпочтения, увлечения и симпатии, это и превращает его в личность. А дальнейшие факторы и предпосылки развития личности помогают ему в этом.

Формирование характера у ребёнка

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА У РЕБЁНКА
ВСТУПЛЕНИЕ

Характер человека – это комплекс свойств и качеств нервной системы, которые помогают индивиду эффективно приспособиться к окружающей среде. При этом индивидуальные особенности характера формируются именно в процессе адаптации ребёнка к условиям проживания и непосредственно под влиянием следующих важных факторов:

– форма и специфика воспитания;

– общественное мнение и взаимодействие с обществом.

Тип темперамента

Темпераментом называется главное и наиболее устойчивое свойство личности, которое во многом определяет тип и особенности поведения человека. Именно темперамент выражает динамику психики, которая отражается на деятельности человека, а также форме его взаимодействия с другими членами общества и семьи. При этом особенности формирования характера зависят от типа темперамента и его основных психологических параметров.

Психология, как наука, выделяет четыре основных типа темперамента:

– холерик – человек с достаточно сильной и неуравновешенной нервной системой. Холерики отличаются повышенной активностью. Они возбуждаются намного легче и быстрее, чем успокаиваются;

– сангвиник – человек, обладающий уравновешенной и сильной нервной системой. Для такого индивида свойственно достаточно быстро реагировать на любые внешние раздражители независимо от их формы и индивидуальных характеристик;

– флегматик – сравнительно спокойный и уравновешенный человек. Такие люди отличаются трудолюбием и упорством. Нервная система флегматика быстро адаптируется к внешним условиям, благодаря чему он практически всегда адекватно реагирует на раздражители. При этом такие люди довольно медленно отвечают на быстрые изменения внешней среды. Условные рефлексы у флегматиков формируются медленно, однако характеризуются высокой стабильностью и устойчивостью;

– меланхолик – человек с достаточно слабой и неуравновешенной нервной системой. Ребёнок с указанным типом темперамента малоактивен, однако быстро и остро реагирует на внешние условия. Сильные раздражители способны спровоцировать у такого ребёнка расстройство психики.

При построении стратегии воспитания ребёнка важно учитывать тип его темперамента. Нормы и правила поведения, требования к малышу, физические и психические нагрузки должны соответствовать особенностям его нервной системы. Только в таком случае можно оказать положительное влияние на процесс становления характера.

Среда обитания

В зависимости от темперамента новорожденный ребёнок реагирует на внешние условия чётко определённым образом. При этом его активность весьма несущественна. Нервная система младенца способна анализировать исключительно текущее состояние организма:

Именно в этот период у младенца начинают проявляться черты его темперамента. Здесь необходимо понимать, что это не характер, а лишь основа для его формирования. Поэтому важно грамотно продумать и организовать среду обитания и условия последующего воспитания ребёнка. Чем чаще он будет чувствовать себя комфортно, тем спокойнее и уравновешеннее будет его нервная система. Тем меньше проблем возникнет в недалёком будущем.

Вместе с тем, важны генотипические факторы. Многие специфические особенности нервной системы передаются по наследству. Это могут быть психические расстройства и некоторые заболевания. При неблагоприятном сочетании наследственности и влияния внешней среды у ребёнка могут формироваться негативные (с точки зрения общества) черты характера.

Чем старше становится ребёнок, тем существеннее влияние психогенных факторов. В трёхлетнем возрасте ребёнок переживает кризис, во время которого его психика начинает работать немного иначе. Он уже осознаёт, что не является неотъемлемой частью своих родителей. В течение последующих 7-8-ми лет нервная система малыша будет максимально восприимчива к внешним воздействиям. Те либо иные свойства его личности будут формироваться на основании соответствующих обстоятельств и ситуаций. Он будет ежедневно получать массу новой информации, сталкиваться с трудностями, общаться с людьми. Всё это окажет существенное влияние на становление его характера.

Форма и специфика воспитания

Взаимодействовать с родителями ребёнок начинает с младенчества. Будучи ещё совсем маленьким, он неосознанно подбирает и осваивает методы влияния на окружающих. Малыш инстинктивно ищет инструменты воздействия на людей, которые заботятся о нём. В результате у него формируется конкретная модель поведения с каждым из родственников. При этом ребёнок начинает демонстрировать определённую форму взаимодействия с окружающими в зависимости от следующих факторов:

– желание привлечь внимание, получить еду или реализовать иные индивидуальные потребности.

Также имеет значение, кто именно из родственников находится в этот момент с ребёнком. Как упоминалось ранее, малыш тщательно подбирает формат и способ влияния на каждого из взрослых членов семьи. Так происходит становление характера на самых ранних этапах жизни малыша.
Стоит заметить, что, реагируя на поведение ребёнка тем либо иным образом, родители помогают ребёнку формировать соответствующие черты характера. Обычно, взрослые делают это неосознанно, стараясь угодить своему чаду, удовлетворить его потребности и желания, поощряя выбранную им модель поведения. Со временем ребёнок начинает осознавать то, что он делает и то, как окружающие реагируют на его действия или бездействие. Понимание ситуации позволяет малышу подбирать более удобные и эффективные инструменты влияния на взрослых. Он осознанно формирует у себя конкретные черты характера в зависимости от поведения окружающих.

Чем старше становится ребёнок, тем шире становится круг его общения. Появляются дополнительные источники информации и новые объекты взаимодействия. В процесс воспитания начинают вмешиваться посторонние люди – воспитатели в детском саду, ровесники и их родители, друзья семьи и знакомые, соседи. Каждый из них является источником новых познаний и навыков. Каждая ситуация, в которую попадает малыш, даёт ему определённый опыт. На основании всех соответствующих факторов у ребёнка формируются новые черты характера, укрепляются или исчезают старые.

Надо помнить, что родители всегда имеют возможность управлять окружением своего чада (с учётом его возрастной группы). Особенно, если малыш не посещает детский сад. В дошкольном возрасте мама и папа могут сами подбирать для ребёнка круг общения, интегрируя или исключая конкретные факторы влияния на его неокрепшую психику. Важно понимать, что дети достаточно часто копируют черты характера других людей. Особенно, если эти люди пользуются определённым авторитетом. Также огромное влияние на процесс становления характера оказывает общество.

Общественное мнение и взаимодействие с обществом

Общественное мнение оказывает достаточно сильное влияние на процесс становления характера ребёнка. В большинстве случаев именно общество диктует родителям правила и нормы воспитания, которые способствуют развитию определённых качеств и особенностей психики. Таким образом, государство пытается регулировать все процессы, протекающие внутри семьи. Это позволяет контролировать общественные институты, управлять людьми, а также предотвращать острые проявления культурного, социального и правового нигилизма.

Под влиянием общества у ребёнка формируется мировоззрение и отношение к окружающему миру. Именно установленные социально-культурные нормы подталкивают родителей развивать у ребёнка такие черты характера как доброта, честность, отзывчивость, общительность. Социально адаптированному ребёнку будет легче учиться, общаться с людьми и достигать желаемых результатов.

Важно заметить, что общество не является однородной структурой. Оно состоит из различных социальных групп, имеющих свою точку зрения. Общественное мнение формируется на основании интересов, личного опыта, потребностей разных людей. Если взгляд на проблему или на способ её решения кажется оптимальным большему количеству членов общества, он становится общепринятым. Следовательно – правильным. Здесь стоит обратить внимание на важные этапы формирования общественного мнения:

Читайте также:  Сочинение Примеры силы характера из жизни

– зарождение. Вначале возникает интерес к определённому факту, процессу или явлению. Затем объект, обусловивший этот интерес, поддаётся индивидуально-групповому анализу;

– становление общественного мнения. На этом этапе люди обмениваются точками зрения. В ходе этого процесса выделяются и утверждаются те характеристики факта или явления, которые смогут удовлетворить большинство заинтересованных лиц.

В категорию заинтересованных лиц входят представители разных социально-культурных групп. В процессе анализа и оценки того либо иного явления учитываются взгляды всех участников обсуждения. Индивидуальная точка зрения каждого из них формируется на основании различных факторов:

– образование, уровень интеллекта, среда обитания;

– профессия, вид занятости, наличие судимости;

– семейное положение, воспитание, интересы и увлечения.

Важно отметить, что общественным становится только то мнение, которое имеет определённую социальную значимость. Поэтому оно способно формировать у ребёнка как положительные, так и отрицательные черты характера.

Становление таких качеств как эгоистичность, чёрствость, безразличие начинается с младенчества и во многом зависит от формата взаимодействия родителей с ребёнком. Стиль общения матери и отца с малышом зачастую продиктован именно обществом.

Также общественное мнение помогает сформировать у ребёнка деловые качества. Под влиянием сознания большинства родители стараются развить в малыше такие черты как аккуратность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и настойчивость. Все эти характеристики считаются полезными и эффективными, поскольку дают возможность взрослому человеку достичь определённых успехов.

Общество также может стимулировать развитие таких черт характера как лень, безответственность, неряшливость, несамостоятельность. Зачатки этих качеств вкладываются в ребёнка родителями, которые ведут соответствующий образ жизни. Даже если общество осуждает подобные явление, оно не предпринимает никаких действий, чтобы их искоренить. Это во многом связано с особенностями правовой системы государства.

С возрастом круг контактов ребёнка расширяется. Это способствует укреплению и более яркому проявлению тех черт характера, которые были сформированы в младенчестве. Постоянное взаимодействие с обществом, получение нового опыта, оценка и анализ новой информации – всё это провоцирует укрепление уже имеющихся черт характера и способствует развитию новых качеств. В подростковом возрасте развиваются волевые черты. Их особенности будут зависеть от круга общения и образа жизни подростка. В этот же период происходит становление морально-этических и нравственных качеств. К совершеннолетию характер человека считается почти полностью сформированным.

Надо отметить, что под взаимодействием ребёнка с обществом стоит понимать не только прямое общение. Здесь имеют место различные факторы:

– посещение спортивных секций, культурно-массовых мероприятий;

– просмотр телепередач, мультфильмов (в раннем возрасте), кинолент;

– увлечения и интересы, образ жизни родителей, социальная адаптация, прочее.

Надо отметить, что на процесс становления характера оказывает влияние уровень интеллекта ребёнка. Имеет значение то, как именно он понимает те либо иные вещи, каким образом оценивает и интерпретирует конкретные события и явления. Данный фактор чаще всего игнорируется. Однако способность ребёнка правильно анализировать обстоятельства, его умение грамотно продумывать свои действия и бороться с трудностями помогают его психике развить положительные качества. К таким чертам характера относятся дисциплинированность, ответственность, аккуратность, рассудительность. Родители должны уметь правильно объяснить ребёнку значимость и важность норм поведения, которые помогут ему развить в себе необходимые качества.

Какова роль отца в жизни ребенка? Итоговое сочинение

Семья — это опора человека. Любовь и поддержка близких помогают преодолевать трудности. Мы не выбираем семью, в которой рождаемся. От родителей ребенок берет лучшие и худшие качества. Примером тому является герой И. А. Гончарова, Илья Ильич Обломов. Его отец был ленив и не любил заниматься делами. Наблюдая за отцом, маленький Илюша с детства повторял его манеры, а в итоге перенял образ жизни.

В воспитании ребенка важную роль играют оба родителя. Мама — это сосредоточие нежности, ласки. Она всегда приголубить и выслушает. Папа же, выступает защитником и источником мудрости. Как бы сильно мать ни любила ребенка, она не сможет заменить отца. Особенно сильно в мужском воспитании нуждаются мальчики.

Кто как ни отец научит рубить дрова, стрелять по банкам и держать удар в бою? Смотря на папу, ребенок видит в нем идеал. Для сына отец становится идеалом мужчины, к которому нужно стремиться. Для дочери — эталон будущего мужа.

Мужчина в семье всегда выступает опорой, плечом, на которое можно опереться. Издревле в мужские обязанности входило защищать и оберегать дом и родных людей. Когда у ребенка случаются неприятности в школе, разбираться придут оба родителя. Но только отец подойдет к проблеме рационально, выслушает аргументы сторон и поступит по справедливости. Если неправ был ребенок, то папа попросит извиниться и признать ошибку. Любая мать в этой ситуации будет защищать свое дитя.

Я часто вижу на улицах мужчин, гуляющих со своими детьми. Малыш идет и задает отцу миллион вопросов, на которые получает незамедлительно ответ. В интернете встречается множество видеороликов, где отцы играют с детьми, придумывая забавные игры. Порой эти игры опасны, и мама навряд ли бы их одобрила. Но в эти моменты папа становится для ребенка героем, который может все.

Путь человека тернист и труден. На нем встретится не одна преграда, и не всегда дети будут придерживаться советов родителей. Но чувствуя поддержку за спиной, ребенок будет идти к цели.

В моей жизни не было папы. Он погиб, когда мне было семь лет. Но его место занял дедушка. Все, что я знаю о математике, технике и строительстве, мне рассказал он. Дед — единственный человек, которого я слушаю, и к кому прислушиваюсь. Ему хватает одного взгляда, чтобы я успокоила свой пыл. Он стал для меня тем идеалом мужчины, который должен быть перед каждой девочкой в лице ее отца.

Дедушка любит читать, он прочел сотни книг и в детстве мне казалось, что он знает все факты о мире. Он никогда не отказывает бабушке в помощи по дому и с каким трепетом он относится к ней, так я хочу, чтобы ко мне относился мой муж. Дедушка любит пошутить и посмеяться от души. И он всегда выслушивает мои рассказы до конца. Судьба распорядилась, что у меня нет отца, но у меня есть замечательный дед.

Сочинение 2

Абсолютно счастлив в жизни тот человек, который с раннего детства воспитывался и развивался в атмосфере дружеских семейных отношений. Участниками процесса воспитания при этом должны являться и мать, и отец. Однако, если отдельно говорить о роли отца в жизни своего ребенка, то, прежде всего, нужно иметь в виду, что без него жизнь детей неполноценна. В некоторых семьях он занимает и место матери.

В судьбе каждого ребенка адаптация к любым изменениям на определенном жизненном этапе будет происходить легко в том случае, если отец служит примером для подражания своему чаду. При этом мужское поведение, мужское начало важно как для развития девочек, так и мальчиков. Каждая деталь, оставшаяся непродуманной в действии наставника, может навредить в будущем своим детям.

Особое внимание детям необходимо тогда, когда речь идет о здоровье и обучении. В таком случае со стороны отца важна и уместная похвала, и осторожная критика. С этого начинается формирование в подсознании детей, что такое хорошо, что плохо.

В традиционной семье обязанности, возлагаемые на отца, сводятся зачастую к обеспечению финансовой защищенности. Это сопровождается определенной дистанцией между членами семьи. Поэтому важно остерегаться дефицита чувств в отношениях с ребенком. Дочери важно общение и оценка отца, так как в его лице позже она будет рассматривать те черты, которые перенесет на человека, с кем в будущем захочет связать свою жизнь. Сила, представительность, мудрость – то, что сын рано или поздно попытается перенять у отца. Чтобы желаемое сходство принесло радость, нужно уметь избирать правильные методы общения, воспитания ребенка. Модель поведения взрослого человека напрямую зависит от его самооценки, которая сформировалась под влиянием главы семьи.

Среди произведений русской литературы, несмотря на годы их создания, тема отцов и детей имеет огромное значение.

Бесконечное терпение, великая всепрощающая любовь со стороны отца главного героя раскрывается на страницах романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». И хотя между поколениями существует непонимание, но время, проведенное отца с сыном с детства, бесценно. Хоть и поздно, но мудрость и понимание придут к Евгению.

Таким образом, для того, чтобы ребенок в будущем умел без вреда своему физическому и психическому здоровью справляться с препятствиями, необходима полноценная семья, в которой у каждого наставника своя роль, но образ отца в душе ребенка занимает особое место.

Также читают:

Картинка к сочинению Какова роль отца в жизни ребенка?

Популярные сегодня темы

В этом мире существуют разные проявления любви. Иногда чувство проявляется как нечто возвышенное и бескорыстное, иногда как просто инстинкт, который может взять власть над человеком.

Иван Бездомный – это псевдоним Ивана Понырева. В свои 23 года он полностью увлечён поэзией, казалось, что это занятие для него словно воздух, без которого невозможно жить

Первый снег – это самая настоящая сказка для меня. Он выпадает всегда неожиданно и несет с собой особый уют, спокойствие и доброту. Когда я вижу первые снежинки за окном, мне сразу хочется

Великая Отечественная война – всего три слова, а сколько в них боли, страха и ужаса. Война – это самое страшное, что может произойти с человечеством. Хотя прошло столько лет, война 1941 -1945 гг, навсегда останется в сердцах людей, в памяти поколений.

Всем известен знаменитый русский писатель по имени Лев Николаевич Толстой, который за всю собственную жизнь одарил читателей книгами, несущие глубокие знания и важные истины. Интересно то, что за время его существования был написан по его образу портрет

Итоговое сочинение направление «Отцы и дети» примеры

Комментарий к открытому тематическому направлению Отцы и дети 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Ниже представлены реальные темы итогового сочинения 2015 г. по направлению «Спор поколений: вместе и врозь», которые полностью перекликается в направлении «Отцы и дети» :

  1. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
  2. Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  3. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
  4. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  5. Роль родительского наставления в жизни человека.
  6. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
  7. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
  8. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  9. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  10. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  11. Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
  12. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
  13. Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
  14. Является ли вечным спор поколений?
  15. Всегда ли ценны заветы отцов?
  16. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
  17. В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
  18. Трудно ли быть взрослым?
  19. Какую роль в становлении личности может играть семья?
  20. Рождается ли истина в споре поколений?
  21. «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
  22. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
  23. Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
  24. Почему «отцы и дети» – вечная тема?
  25. Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
  26. Что значит быть взрослым?
  27. Важно ли человеку получить родительское напутствие?
  28. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
  29. Родители и дети: спор или диалог?
  30. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
  31. Возможные темы сочинений:
  32. Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?
  33. Спор поколений — вечный или временный?
  34. Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?
  35. Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?
  36. Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?
  37. В чем заключается конфликт между поколениями?
  38. Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  39. Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  40. Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  41. Почему конфликт отцов и детей вечен?
  42. Что такое преемственность поколений?
  43. Почему отцы всегда поучают детей?
  44. Почему разные поколения не понимают друг друга?
  45. Почему нужно уважать старших?
  46. К чему ведет конфликт отцов и детей?
  47. Как помирить отцов и детей?
  48. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
  49. Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
  50. Смысл названия романа «Отцы и дети»
  51. Дети и детство в русской литературе
  52. Современные проблемы детей
  53. Любовь и дети
  54. Роль семьи в жизни человека
  55. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).
  56. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
  57. Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А. Сухомлинский).
  58. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г. Мопассан).
  59. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).
  60. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
  61. «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).

Список литературных произведений на тему «Отцы и дети» (официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).

«Гроза», А.Н. Островский

«Война и мир», Л.Н. Толстой

«Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский

«Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов

«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин

«Тёмные аллеи», И.А. Бунин

«Обломов», И.А. Гончаров

«Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин

«Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин

«Вишневый сад», А.П. Чехов

«В дурном обществе», В.Г. Короленко

«Детство», А.М. Горький

«Расплата», В. Тендряков

«Завтра была война», Б. Васильев

«Безумная Евдокия», «Шаги», А. Алексин

«Ночь исцеления», «Пара осенней обуви», Б. Екимов

Пример сочинения № 1 по направлению «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. К сожалению, людям, которых разделяет время, трудно найти общий язык, и это повторяется из века в век. Авторы русской и зарубежной литературы писали об этой проблеме в своих книгах и рассматривали методы решения.

Тончайшую работу провел И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Конфликт поколений, изображенный в произведении, далеко выходит за семейные рамки. Это еще и общественная борьба двух разных идей, двух разных эпох: старого дворянства и демократической интеллигенции.

Несмотря на то, что молодой нигилист Базаров и представитель дворянства Кирсанов не связаны семейными узами, основной конфликт разгорается между ними. Я считаю, что проблема отцов и детей – это не просто конфликт в одной семье, непонимание между родителями и детьми. Во многих случаях – это борьба между старшим поколением, которое привыкло жить по своим уставам, и новой, прогрессивной молодежью, которая хочет что-то изменить. И пускай даже молодые люди могут допускать ошибки, но это их жизнь, и они имеют право на свое мнение.

Базаров и Кирсанов спорят о вещах, которые актуальны во все времена. Темы разные, а именно, пути развития страны, науки, искусства, материальные ценности, жизнь простого народа.

В современном обществе также можно провести параллель с романом «Отцы и дети». Старшее поколение часто старается навязать нам свои интересы в вышеуказанных вопросах. Но, как и сам И. С. Тургенев, я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что у старшего поколения уже был шанс создать крепкое общество, а молодым необходимо эту попытку предоставить. Но надо не забывать, что необходимо сохранять связь между «отцами» и «детьми».

О том, почему это так важно, пишет и А.С.Пушкин в повести «Капитанская дочка».

Петруша Гринев свято соблюдал завет отца: «Береги честь смолоду». И эти слова не позволили ему потерять чувство собственного достоинства: когда молодой человек отвечал на клевету Швабрина, герою даже не пришло в голову прикрываться Машиным именем; даже под страхом смерти он не перешел на сторону мятежника Пугачева. Поэтому только связь между отцом и сыном, крепко помнившим наказ родителя, не позволила переступить нравственную черту. Таким образом, обрывать «связующую нить» поколений, как минимум, глупо, потому что без опыта прошлого невозможно будущее.

Примеры ещё скоро будут подписывайтесь на обновления вконтакте.

Ссылка на основную публикацию