Сочинение Когда реальность разрушает мечту?

Сочинение Может ли реальность разрушить мечту? Итоговое

Достаточно большое количество времени нашей жизни уходит на мечтания. У каждого есть своя мечта. Кто-то хочет крепкую, большую и дружную семью, кто-то горы золота, а кто-то – жить в Париже.

Что такое мечта? Что значит мечта? Это то, к чему человек стремится на протяжении всей жизни, то, ради чего он живет.

Мечты сопровождают нас всю жизнь. Мы исполняем одну мечту, а вслед за ней приходит другая. Мы нуждаемся в ней, ведь мечта окрыляет, она заставляет нас “лететь” все выше и выше.

Но мечты, с величайшему сожалению, не всегда сбываются. Люди теряются в серости будней, выбирают скучную профессию или учебное заведение; ходят в те места, куда не хотят ходить, общаются с теми, с кем не хотят общаться. Этим они убивают свою мечту. Убивают того маленького наивного ребенка, который верит в чудо, ждет его всем сердцем. Или еще хуже – откладывают мечту “на потом” в дальний ящик стола, в самую темную комнату в доме. А потом забывают про нее. Или боятся… Боятся потерпеть неудачу, боятся насмешек, предстоящих трудностей…

Ярким примером является рассказ А. И. Куприна “Гранатовый браслет”. Телеграфист Желтков влюблен в замужнюю княгиню Веру. Он жил только мечтой о встрече с княгиней; очень часто писал ей письма, даже не надеясь получить на них ответа. Эта мечта давала возможность бедному телеграфисту Желткову жить, но, к несчастью, реальность разрушила мечту, и Желтков ушел из жизни. После смерти телеграфиста княгиня вдруг осознала, что она питала чувства к нему. Но из-за боязни осуждения, собственных предрассудков ни княгиня, ни Желтков так и не осуществили своей мечты. А ведь они могли бы быть счастливы.

В произведении А. С. Пушкина “Евгений Онегин” главная героиня – Татьяна мечтала о большой и взаимной любви. О том, что она заживет вместе с богатым дворянином спокойной семейной жизнью. В селение, где жила девушка, приезжает Евгений Онегин. Татьяна влюбляется в него и пишет письмо, в котором признается в своих чувствах. Но суровая реальность восторжествовала и Онегин вернул письмо девушке и учил ее реальной жизни.

К великому сожалению, мечта может пасть под влиянием реальности. Но не стоит опускать руки, , ведь мечта исполняется только у тех, кто к ней стремится, невзирая не за что кто живёт ею. Мечтать необходимо, ведь это скрашивает нашу жизнь, дает силы двигаться дальше и достигать поставленных целей. Ведь человек без мечты подобен птице без крыльев.

Вариант 2

Довольно известный писатель Эрнест Хемингуэй, однажды написал: человека возможно убить, но не возможно победить. Мысль универсальная и хотелось бы чтобы могла иметь применение ко всем, но на самом деле не всегда есть кого побеждать.

Ведь некоторые люди сдаются добровольно и практически сразу после рождения, некоторые люди сдаются ежедневно. Другие не только сдаются сами, но и узурпируют других, стараются снизить до собственного уровня и даже лишить мечты. К слову, именно мечта, какой-то высокий идеал является более чем значимым фактором возвышающим человека, делающим его непобедимым.

Есть не менее известное изречение, расхожая мысль о человеке без цели, который и человеком-то не совсем является. Соответственно, человек без мечты, если как-то постараться выразить и продолжить эту мысль метафорически, не совсем обладает душой, не совсем является одухотворенным человеком. Также как цель, мечта является чем-то обретаемым, частью внутренней работы и проделывать такую работу нужно каждому в отдельности, чтобы получить нечто действительно ценное.

Ценность мечты заключается в недостижимости для действительности, для земного мира. Наверное, реальность может разрушить мечту, только когда мечта окажется достигнутой, но возможно ли полностью достигнуть мечты?

Также как человек мечта тоже представляет собой некий процесс, то есть нечто динамичное и непрерывное. Мечта всегда достигаема, но не достижима. Поэтому и не затрагивается реальностью, даже, если обстоятельства меняются каким-то существенным образом.

Нужно сказать, для мечты в полном смысле этого слова обстоятельства вообще не многое значат, так как мечта по большей части является, наверное, каким-то внутренним параметром, а не внешними достижениями наподобие приобретения дорогого дома или ювелирных украшений. Поэтому ответ на заданный вопрос вполне очевиден. Обстоятельства, которые предлагает реальность, могут меняться, но они не могут поменять мечту, именно поэтому настоящая мечта обладает такой огромной ценностью, именно поэтому делить с кем-то мечту – на самом деле делить нечто самое ценное и самое достойное.

В заключение, мне кажется, следует рассмотреть этот вопрос более глобально и вот тут реальность действительно может постараться, она может начать порождать только таких людей, которые не умеют или не хотят мечтать, забыли об этом, которые не могут созидать свою мечту, которые появляются на свет, чтобы сразу сдаться. В этом смысле процесс разрушения мечты может наблюдаться как некая глобальная деградация и отказ людей от собственной духовной сути.

Сочинение Когда реальность разрушает мечту?

Всегда ли реальность является непримиримым врагом мечты? Этот вопрос волнует людей не одно столетие. Мы живём мечтаниями, но реальность редко способствует их исполнению, а иногда и вовсе препятствует этому.

По моему мнению, реальность разрушает мечту в тех случаях, когда человек постоянно пребывает в грёзах и не совершает никаких действий для осуществления задуманного. Тогда столкновение с реальной жизнью доставляет ему дискомфорт, напоминает о необходимости приложения усилий для исполнения мечты. Разрушение мечты может быть болезненным процессом, что заставляет человека отказаться от её достижения. В иных случаях это может привести к более плачевным последствиям.

В литературе можно встретить немало примеров, когда мечта героя разбивается вдребезги при столкновении с реальностью. Вспомним роман И. А. Гончарова «Обломов». Главный герой, Илья Ильич, постоянно лежит на диване и мечтает о беззаботной жизни, подобной его детским годам в родной Обломовке. При этом он понимает необходимость движения, но все повседневные действия даются герою с трудом, особенно принятие решений в серьёзных вопросах. Молодой человек страстно хотел измениться, предпринимал к этому шаги, следуя советам возлюбленной Ольги. Однако постоянное преодоление жизненных препятствий пугает Обломова, он не готов ежедневно бороться за своё счастье.

Разрушение мечты реальностью происходит и в поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова. Юный послушник всю жизнь мечтал вернуться в горы к родным. Ещё в детстве он был пленён русским генералом и взят под опеку служителями монастыря. Только это место не смогло стать домом для гордого пылкого подростка. Однажды герой смог добиться свободы, сбежав на три дня из монастыря. Это время стало самым счастливым периодом недолгой жизни Мцыри: он побывал за стенами своей «тюрьмы», насладился природой и успел поверить в близость исполнения своего желания. Только все три дня юноша бродил недалеко от монастыря и ни на шаг не приблизился к реализации задумки. Столкновение мечты с реальностью приводит к тому, что герой погибает.

Вышеуказанные примеры подтверждают мысль о том, что реальность может способствовать разрушению мечты, особенно когда герой живёт лишь грёзами и не готов смириться с тем фактом, что его мечтания могут быть неосуществимы. Только адекватно оценив свои силы и возможные преграды, человек способен приблизиться к реализации мечты.

11 класс. Итоговое декабрьское.

Также читают:

Картинка к сочинению Может ли реальность разрушить мечту?

Популярные сегодня темы

Порой, на нашем пути встречаются трудности, которые кажутся непреодолимыми. Мы начинаем задумываться о себе, о том, как мы живем и счастливы ли мы?

С первого момента картина Мокрый луг, приковывает взгляд своей завораживающей красотой. В дали безграничного пространства, виднеются два одиноких дерева, стоящих окутанными грозными тучами

Хорь – один из главных героев произведения. Он очень деловой человек, который всегда мыслит рассудительно. Находясь вдалеке имения и помещика

Книга «Волшебник Изумрудного Города» немного похожа на жанр «фэнтези» – по большей части, тем, что там существует определенная группа человепокодобных (и не очень) персонажей, которые борются со злом

Ежегодный праздник День народного единства – что же сокрыто за таким гордым и внушительным названием? Какие же события произошли много лет назад, а память о них в наших календарях отмечена красной четверкой ноября?

Аргументы по направлению «Мечта и реальность»

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

В повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» проблема мечты и реальности поставлена очень остро. Начнём с того, что сам писатель в своих мечтах хотел соединить бедную крестьянку с представителем аристократического общества. Мир мечты и мир реальности сталкиваются в пространстве повести. Эраст грезит идиллической любовью, искренне желая забыть сословные условности. Но реальность разрушает эти намерения. Политические, психологические, финансовые, социальные – какие только обстоятельства не вмешиваются в отношения влюблённых! Даже одного из них хватило бы, чтобы мечты Эраста рассыпались, как карточный домик, столь зыбки и непрочны его нравственные устои. Судьба Лизы была предрешена с самого того момента, когда она поверила, что сказка про Золушку может стать реальностью в её с Эрастом случае. До этого момента она старалась трезво смотреть на ситуацию, но желание стать женой для любимого сделало её уязвимой. Следуя за мечтой, она потеряла голову, и это закончилось трагедией.

В повести «Метель» А.С.Пушкин размышляет о мечте и реальности на примере главной героини – Марьи Гавриловны. Она мечтает выйти замуж за бедного соседа по поместью. Родители категорически против такой невыгодной партии, но Марья в своём стремлении к мечте идёт на всё. Они с Владимиром решили тайно обвенчаться. Их намерения разрушены вмешательством стихии. В день их венчания разбушевалась страшная метель. В результате этого вмешательства Марья обвенчалась с незнакомцем, а Владимир, не успевший прибыть вовремя на место венчания, уезжает в страшном смятении на войну и вскоре погибает в Бородинском сражении. Марья после смерти отца остаётся богатой наследницей, у неё нет отбоя от женихов, но выйти замуж она не может. И вот она встречается с Бурминым, который и оказался её «случайным» мужем. Герои счастливы. В данном произведении Пушкин хотел выразить мысль о том, что мечты бывают опасны, а реальность нужно принять и смириться, только это может стать залогом счастливой жизни.

Н.В.Гоголь «Невский проспект»

В повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» исследуется конфликт мечты и реальности на примере двух героев: Пирогова и Пискарёва. Поручик Пирогов не склонен к мечтаниям, все его желания легко достижимы и выполнимы. В его понятия о мире не входят идеалы и стремление к совершенству. Поэтому неудача в выборе женщины для развлечений не приводит к какому-либо трагическому переживанию: не одна, так другая – ему, в принципе, не важно. Совсем другое дело – Пискарёв. Реальная жизнь пагубна для его тонкой натуры, он хочет жить в идеальном мире, который сам придумал в своих мечтах. На Невском проспекте он встретил девушку, которая показалась ему образцом совершенства и красоты. Когда она оказалась пошлой «уличной бабочкой», Пискарёв не смог этого пережить, так как грубая реальность не для него. Невский проспект – это мираж, обман – «всё не то, чем кажется». А люди в этом обманчивом мире не способны увидеть вещи в истинном свете. Это происходит от того, что одни не могут подняться над своим животным состоянием и существует только в реальности, а другие витают в облаках и не желают опуститься на грешную землю.

Читайте также:  Сочинение Примеры счастья из литературы

И.С.Тургенев «Дворянское гнездо»

В основе романа «Дворянское гнездо» И.С.Тургенева лежит история несчастной любви Фёдора Лаврецкого и Лизы Калитиной. Мечта о счастливой совместной жизни разбилась о каприз Варвары Павловны. До встречи с Лизой Лаврецкий был женат на Варваре, женщине глупой, но хваткой. Она видит в муже только денежный мешок и не собирается отказываться от него. Лаврецкий женился на ней совсем молодым, мечтающим об идеале, красивая Варвара казалась ему ангелом. Реальность оказалась настолько жестока, что он разочаровался в женщинах. Встреча с Лизой показалась ему даром судьбы, настолько чиста и благородна оказалась эта девушка. Любовь к ней возродила его к жизни, а её утрата лишила надежды на счастье. Но он принял смиренно это испытание, решив страдать и терпеть, пахать землю и жить своими трудами. А Лиза ушла в монастырь. «Дворянское гнездо» – это символ, в котором заключается мечта о счастье и прекрасной жизни, но эта мечта не может осуществиться, пока в реальной жизни хозяйничают такие люди, как Варвара Павловна.

Л.Н.Толстой «После бала»

В рассказе «После бала» Л.Н.Толстой говорит о том, как разрушаются мечты, столкнувшись с жестокой реальностью. Иван Васильевич, рассказчик в произведении, вспоминает о днях своей молодости, когда он был молод и полон счастливых надежд. Он был влюблён и танцевал со своей избранницей на балу у губернатора всю ночь. Один лишь танец он уступил другому – отцу Вареньки, к которому испытывал такое же восторженное чувство любви, как и к его дочери. Весь мир казался влюблённому радостным и счастливым. Пока не наступило утро после бала. Рассказчик никак не мог заснуть и вышел на прогулку, во время которой увидел чудовищное действо – бесчеловечную экзекуцию над беглым татарином, которой руководил отец Вареньки. Так реальность разрушила мечты о счастье – не мог молодой человек жениться на девушке, отец которой способен участвовать в таком чудовищном деле. Добровольный отказ от мечты объясняется тем, что нельзя наслаждаться счастьем, когда в это же время кого-то истязают и мучают.

Мечта и реальность: аргументы к сочинению

Аргументы по направлению «Мечта и реальность» :

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Михаил Афанасьевич Булгаков описал пропасть между мечтой и реальностью в своем романе «Мастер и Маргарита». Главный герой мечтал опубликовать книгу – достижение всей своей жизни. Ради ее написания он ушел с работы, потратил много выигранных денег на закупку различных трудов, которые помогли ему в творчестве. Но в итоге он сам же пожалел о том, что так рьяно добивался исполнения своей мечты. Критики тут же налетели на опубликованный отрывок, словно стая воронов на труп. Начались оскорбления в печати, гонения на такого «антисоветского» писателя. Да и подвальчик на Арбате, который Мастер оплатил выигрышем в лотерею, счастья не принес: его подставил и выселил Магарыч, прикинувшийся другом. Герой оказывается в сумасшедшем доме, а свой роман он и вовсе сжег. Выходит, человек должен бояться своих желаний, ведь даже представить себе не может, чем они обернутся в реальности.

О ничтожности некоторых из наших желаний рассказывает М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Воланд на своем представлении в Варьете иронизирует по поводу мечтаний москвичей: все они помешаны на «квартирном вопросе». Маг удовлетворяет их мелочность и тщеславие, выбрасывая пачки денег в воздух, одевая женщин в роскошные наряды. Но автор романа показал суетность и несущественность таких стремлений буквально: все деньги и одеяния растаяли или же превратились в пустые бумажки. Таким образом, мечты всех этих ограниченных и скупых людей оказались ничтожными иллюзиями, и сатана преподал им хороший урок.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» описал очень опасного мечтателя, которому следовало бы остерегаться своих желаний. Родион Раскольников стремился восстановить попранную социальную справедливость и раздать излишки богатых людей беднякам. Для этого он выбрал первую жертву – ростовщицу Алёну Ивановну. Эта старуха окутывала долговыми сетями десятки честных, но нищих семей. Герой убивает ее, а заодно и лишает жизни ее беременную сестрицу, которая оказалась свидетельницей расправы. Но исполнение его мечты оборачивается крахом всех радужных надежд. Украденные деньги никому не помогли, а лишь погубили душевный покой убийцы и вора. Таким образом, некоторых желаний действительно стоит бояться, так как в реальности они способны воплотиться лишь уродством и греховностью.

Реальность порой не способна осквернить мечту, как доказывает нам автор книги «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский. Соня Мармеладова мечтала обратить Родиона в христианскую веру и направить его на праведный путь искупления греха. Поэтому девушка идет на нравственный подвиг: она отправляется на каторгу вслед за любимым. Суровые реалии тюремного быта не сломили возвышенную душу. Героиня приноровилась к жестоким порядкам и поддерживала многих арестантов своей заботой. Все ее полюбили. Даже холодное сердце гордого Родиона растаяло. В итоге желание Сони сбылось: ее избранник отрекся от бесчеловечных теорий. В эпилоге мы видим, как он увлеченно читает Библию, проникаясь мудростью и милосердием. Таким образом, даже самая несбыточная, казалось бы, мечта может прорваться в явь и не оскверниться ею, если человек пламенно верит в то, что делает.

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

Автор повести в настоящей любви, возвышающей человека, видел высшее счастье, смысл и предназначение человека. Именно о такой любви и о мечте Куприн пишет в повести «Гранатовый браслет».Главный герой повести Желтков мечтает о любви женщины, которую он любит, но не надеется на ответную любовь, он прекрасно понимает, что между ними никогда ничего не будет, но свою любовь он все равно считает великим счастьем. Желтков- простой мелкий чиновник, а женщина, которую он любит —княгиня, он любит ее много лет (восемь лет), пишет ей письма, и так бы и любил, наверное, если бы не подарил ей гранатовый браслет на день рождения, о чем узнал ее муж. Браслет не представлял никакой особой материальной ценности, но Желткову он был очень дорог, потому что достался ему от матери. К Желткову приходит муж Веры и ее брат, они просят его оставить Веру в покое. Пока у главного героя повести была мечта, он мог жить, но когда он понял совершенно определенно, что его мечте никогда не суждено сбыться (так часто бывает, мы как будто понимаем, что что-то очень важное для нас в нашей жизни никогда не случится, но все равно где-то в самой глубине души у нас живет мечта и надежда, а когда мы ее теряем, это очень тяжело пережить), он жить больше не может, и уходит из жизни. Самое трагичное в этой истории то, что после смерти Желткова Вера понимает, что она потеряла, ведь она тоже мечтала о любви, вот только мечтала ее получить от другого человека, от мужа. Но со смертью Желткова она понимает, что именно он один любил ее по-настоящему. Ни мечта Желткова, ни мечта Веры не становятся реальностью, хотя эти люди вполне могли бы быть счастливы, если бы не общественные условности, которые и не дали сбыться мечте этих двух людей.

А.П. Чехов «Ионыч»

В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» герой мечтает о своей реализации в профессии. Он хочет внести большой вклад в развитие медицины, хочет помогать людям и нести добро в этот мир. Но Дмитрий попадает в глухую провинцию, где его чистосердечные порывы к свету заглушаются непролазной тьмой мещанства и пошлости. Все окружение молодого врача затягивает его в болото однообразия и скуки. Здесь никто ни к чему не стремится, никто ничего не жаждет. Все идет своим чередом. И Старцев тоже предает мечту, становясь заурядным толстым человеком средних лет. Он грубит и ворчит, обслуживая надоевших пациентов, которых он рассматривает исключительно в качестве источника заработка. Теперь он хочет только посидеть в клубе и поиграть в азартные игры. На его примере мы понимаем, что измена своим идеалам и мечтам сулит полную духовную деградацию.

Не всем мечтам суждено сбыться, и это норма жизни. Данный тезис доказывает А.П. Чехов в книге «Ионыч». Катерина мечтает стать виртуозной пианисткой, но может ли она это сделать? Едва ли. Не всем людям дан истинный талант. Но героиня не понимает этого, хвастаясь своим умением барабанить по клавишам. Она даже отвергает предложение Дмитрия, уезжает из отчего дома и проводит несколько лет в столице, пытаясь выучиться на пианистку. И что же в итоге? Молодость увядает, красота блекнет, а мечта превращается в больные уколы честолюбия. Девушка возвращается домой ни с чем, смутно осознавая собственную бездарность. А стоило ли так заноситься и отвергать молодого человека? Нет. Но прошлого не вернуть, и Катерина тщетно пытается напомнить Дмитрию прежние чувства. Таким образом, не все мечты человеку дано реализовать, и он должен принять этот факт мужественно и спокойно, направив свои усилия в другое, более подходящее русло.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Александр Сергеевич Пушкин в своем историческом романе «Капитанская дочка» описывает преданность мечте, которая увенчалась воплощением желания в жизнь. Марья Миронова полюбила Петра и мечтала выйти за него замуж. Но судьба все время ставила им палки в колеса: сначала Швабрин донес отцу Гринева, что бесприданница жаждет заманить богатого наследника в ловушку. Пожилой дворянин, естественно, запретил этот брак. Потом Марья стала пленницей Алексея, и тот принуждал ее выйти за него замуж. Казалось бы, бедная сирота должна была принять предложение, лучшего ждать не придется, но девушка упорно ждала любимого. Когда освобождение состоялось, ей снова пришлось потерять Петра. Его осудили за мнимую помощь Пугачеву. И тогда героиня не побоялась ехать к самой императрице. Такая верность мечте, наконец, привела Марью к исполнению желания: она стала супругой любимого человека.

Читайте также:  Что такое «бегство от реальности»? Итоговое сочинение

Иногда люди готовы пойти на любые мерзости, лишь бы их мечта исполнилась. Такой пример описывает А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка». Алексей хотел жениться на Марье, но она его отвергала. Красавица к тому же влюбилась в нового офицера гарнизона, Петра. Тогда Швабрин решил добиться своего интригами и даже предательством. Он очернял репутацию Мироновой и ее семьи в глазах Гринева. Тогда отважный юноша назначил сплетнику поединок, защищая честь любимой девушки. И Швабрин вновь проявил подлость, воспользовавшись нечестным приемом. А когда крепость захватили бунтовщики, герой и бровью не повел, предав отечество. Тут-то он и решил взять жену силой и принуждением, не останавливаясь не перед чем. Ему вовремя помешал Гринев, и все же Алексей готов был переступить через все моральные запреты, лишь бы только добиться исполнения мечты. Из-за такой беспринципности она и не сбылась, ведь в любом стремлении важно сохранять достоинство, иначе ты только отдалишься от своей мечты, ибо станешь недостойным ее.

А. Грин «Алые паруса»

Главная героиня – Ассоль – верит, что однажды за ней на корабле с алыми парусами приплывёт прекрасный юноша и заберёт её и её отца Лонгрена. Их семья живёт в небольшой деревушке на берегу моря и кормится лишь тем, что продаёт деревянные игрушки, которые мастерит Лонгрен. Ассоль и её отца не любят жители деревни, обвиняя главу семейства в гибели богатого лавочника. Они изгои, которым мало кто готов помочь, поэтому Ассоль мечтает уехать в прекрасную страну, где люди умеют любить и прощать, а не мечтают лишь о самом примитивном и грубом. И её желание исполняется.

Итоговое сочинение — 2019: «Мечта и реальность»

Последние статьи раздела «Образование»

Как литературные герои переживают отрыв от реальности?

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Pikabu

Комментарий ФИПИ

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Словарная работа

МЕЧТА

1. Что-либо воображаемое, мысленно представляемое и очень желаемое; предмет желаний, стремлений. 2. Мысленный образ чего-либо сильно желаемого, манящего. 3. Что-либо нереальное, неосуществимое, недосягаемое. (Толковый словарь Ефремовой)

РЕАЛЬНОСТЬ

1. Материальный мир, объективно существующий в действительности (объективная реальность); и мир, создаваемый индивидуальным сознанием (субъективная реальность). 2. Данность, не зависимая от субъекта, его мышления и познания. 3. Существующее в действительности положение дел. 4. Осуществимость, выполнимость чего-либо.

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • Роль мечты в жизни человека (мечта и смысл жизни; обязательно ли иметь мечту; что случится, если человек ее лишится)
  • Влияние мечты на человека (возвышает человека, созидает его или разрушает, подчиняет себе жизнь)
  • Отношение человека к мечте (следует ей/предает; может ли мечта поменяться со временем)
  • Столкновение мечты с реальностью (опровержение мечты жизнью; реальность, формирующая мечту)

Мечта — это всегда что-то труднодостижимое (или недостижимое), важное и желанное для человека. Цель и мечта в некоторой степени близки, но не стоит их путать, это различные понятия. Мечту отличает отрыв от реальности, мечтать можно о чем-то недоступном, а цель всегда реальна, конкретна и достижима. От желания и потребности мечту будет отличать высокая ценность желаемого и участие воображения в создании его образа.

Мечта — это всегда наиболее ценное желание, поэтому оно приближается к понятию идеала.

Поскольку мечта имеет высокую ценность, по ней можно судить о мировоззрении ее обладателя, ведь в ней воплощены его жизненные ценности. Отсутствие мечты или неспособность мечтать будет отмечать человека практичного, сухого, приверженца логики и факта.

Мечта имеет огромное значение в развитии науки и искусства, ведь сначала она появляется в голове безумца и мечтателя, а только потом кто-то, воплотив ее в жизнь, совершает научное открытие, создает что-то новое, доселе невиданное. «Всё, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь», – говорил Жюль Верн. Таким образом мечта может создавать реальность, будущее. При этом мечта может стать и своеобразным инструментом ухода от реальности, погружая человека в мир грез и фантазий, где он живет, как художник Пискарев, герой повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».

Порой происходит столкновение мечты и реальности, когда мечта корректируется жизнью или вовсе разбивается ею. Так происходит с князем Андреем, героем романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Разочаровавшемуся в людях, пресытившемуся светской суетой Андрею Болконскому кажется, что от тоски парадных залов его может спасти только поле брани, дым пушечных залпов и отчаянные атаки на врага. Князь Андрей мечтает о славе, подобной славе своего кумира, Наполеона, он уверен, что ему тоже уготован судьбой свой Тулон, который вознесет его над людьми.

Накануне Аустерлицкого сражения Болконскому представляется «та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он»: пока вокруг царит неразбериха, главнокомандующие пребывают в замешательстве, он один сохраняет хладнокровие и твердость, отдает распоряжения, ведет свою дивизию в атаку и в одиночку одерживает победу. Жажда славы поглощает все существо князя Андрея: «…хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей…». Ради осуществления этой мечты герой готов отдать все: ни самые близкие люди, ни собственная жизнь не имеют для него такой ценности, как мечта о славе. Погоня за мечтой становится для него смыслом жизни, ведь именно ради славы он идет на войну, оставляет дома старика отца, беременную жену и сестру.

Получив тяжелое ранение в бою и глядя в высокое небо Аустерлица, князь Андрей понимает, насколько неверной оказалась его мечта о славе и людской любви. Увидев на поле боя Наполеона, перед которым он преклонялся, Болконский понимает, как ничтожен его кумир «с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». Как мелки и незначительны оказались его мечты о славе, «да и все казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызвали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти». Сама жизнь заставляет Андрея Болконского осознать ложность его устремлений. На пороге смерти ему так ясно видно, что жить следует не для славы и любви миллионов, а ради простого людского счастья – «тихой жизни и спокойного семейного счастия в Лысых Горах». Именно о возвращении к семье, близким и дорогим людям, искренне любящим его, мечтает князь Андрей, истекая кровью на Праценской горе.

Творческая история романа Л. Н. Толстого “Война и мир”

Школьное сочинение

“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”, — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи “Война и мир” не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и “примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России”, и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, “эпохе заблуждений и несчастий” своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то “чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. “. Толстой в очередной раз оставил написанное и “стал писать со времени 1812 года”. Но оказалось, что “между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи” личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали” с равным интересом для автора, “молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени”. И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав “наших неудач и нашего срама”. Писатель пришел к выводу, что если “причина нашего торжества” лежала в “сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений”. Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести “многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта “Войны и мира” прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Читайте также:  Можно ли судить о человеке по его мечте? сочинение 11 класс итоговое

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: “Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. “, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: “Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. “

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте “Войны и мира” появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил “по Толстому”. Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что “исторические рассуждения” в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем “особого мнения”. То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. “Что за славный народ!” — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. “. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: “Я сожгу Москву”, как и Наполеон: “Я накажу свои народы”, — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. ” — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно “Войну и мир”, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют “романом-эпопеей”. Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

СПАДИЛО.РУ

Представляем Вам вариант итогового сочинения 2018 года по теме мечта и реальность с цитатами и аргументами из известных произведений. Кроме этого, обязательно посмотрите тематическое сочинение «Проблема мечты» для ЕГЭ по русскому языку — в нем также приведены два аргумента из известных произведений — «Мцыри» и «Обломов».

Введение

Человеку свойственно фантазировать. Для кого-то это смысл существования, для других – цель. Многие писатели и поэты обращались к этой теме в своем творчестве.

Проблема

Нужна ли в жизни мечта? Возможно ли совпадение мечты и реальности?

Тезис №1

«Есть две трагедии в жизни человека: одна — когда его мечта не осуществляется, другая — когда она уже осуществилась.»

Аргументация

В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» герой был простым чиновником. Выросли они с братом в деревне, собственной усадьбе, которую пришлось продать за долги. Отец их был простым военным, однако сумел получить высокий чин, оставить детям потомственное дворянство.

Иван стал ветеринаром. А Николай с 19 лет служил в департаменте. Но никак не мог смириться с жизнью в городе. Единственной его мечтой был собственный дом с участком и плодовыми деревьями. Чтобы обязательно рос крыжовник.

Всю жизнь Николай Иванович шел к заветной цели. Ни о чем другом не мог думать. Не доедал, во всем себе отказывал. Все средства складывал. Брату было жалко его, отправлял деньги по праздникам. Но они также отправлялись в накопления. Ради мечты герой женился без любви на состоятельной вдове почтмейстера.

Супругу держал впроголодь. Отчего несчастная женщина вскоре скончалась. Став наследником, персонаж наконец смог позволить себе поместье. Но дом оказался в нездоровом месте, не было там сада, озера с лебедями и плодовых деревьев. А с двух сторон были заводы, загрязняющие воду и воздух.

Но Николай не отчаялся. Заказал и высадил кусты заветного крыжовника.

Иван был шокирован, увидев брата. Тот обрюзг, разжирел, обленился. Стал настоящим помещиком. Лечил мужиков касторкой, а по праздникам поил водкой, считая себя благодетелем.

Жизнь потеряла смысл. Не к чему больше было стремиться. Ранее он жил лишь мечтой.

Вывод

Для героя было трагедией отсутствие усадьбы, возможности проводить время на свежем воздухе. Но когда заветная мечта мужчины осуществилась, не к чему стало стремиться. Личность начала деградировать.

Тезис №2

Аргументация

Герой повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» – петербургский мечтатель. У него нет даже имени. Ведь его никто не знает. За восемь лет жизни в столице он не сумел завести ни одного знакомства. Герой живет в собственном придуманном мире.

В своей реальности он дружит со всем Петербургом: с людьми, животными и даже домами. Мысленно разговаривает с ними, представляет, что говорят ему в ответ.

Действительная жизнь персонажа скучна, однообразна. В ней нет радостей, эмоций. Служит Мечтатель мелким чиновником в департаменте. Каждый день машинально переписывает какие-то документы. Получает мизерное жалование. Живет на окраине города. И ждет окончания рабочего дня, когда он снова сможет окунуться в мир грез. Богиня Фантазия дарит герою истинное счастье.

Герой проигрывал в голове тысячи различных сценариев. Мог быть императором, вождем, рыцарем, гладиатором. Романтик сам понимает, что фантазия начинает истощаться. Спадает пелена, а за ней пустота. Его ждет одинокая, унылая старость.

Вывод

Фантазия может подарить острые переживания, счастье. Но оно будет мимолетным, вымышленным. Нет иной реальности, кроме самой жизни. Правдиво высказывание Ричарда Баха.

Тезис №3

Аргументация

В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» эта тема раскрыта наиболее ярко. Иван Васильевич – глубокий старик. Как-то в компании зашел спор о жизни. Дедушка вспомнил свою молодость. Он много влюблялся, но сильно лишь однажды. В красавицу Вареньку, с которой танцевал на балу. Мечтал женится на ней. Все в девице было прекрасно и любимо. Особенно трогательно, когда юная особа танцевала мазурку с любящим отцом. Все умилялись этой сцене.

Но утро ударило резким контрастом по герою и читателю. Заботливый папа оказался жестоким человеком. Рассказ построен на антитезе. Наказание солдата противопоставлено торжеству бала.

После чего любовь юноши пошла на убыль. Теперь у Варвары «уже дочери замужем».

Вывод

Будучи молодым человеком герой влюблялся, мечтал, строил грандиозные планы. Но жизнь распорядилась по-своему. Теперь остались лишь воспоминания, такие же воздушные, как когда-то мечты.

Заключение

Мечта редко совпадает с реальностью. Сбывается лишь когда преобразуется в цель. Но не в том виде, в каком планировалось. Осуществление заветного желания не всегда приносит счастье. Жизнь может потерять смысл после реализации цели.

Ссылка на основную публикацию