Сочинение на тему Роль мечты в жизни человека (11 класс ЕГЭ)
Мечта в жизни людей играет важную роль. Жизнь без мечты превращается в очень скучное и однообразное существование. Люди, плывущие по течению жизни, не могут быть счастливыми, они в основном пессимисты и слабые духом, с ними скучно и не хочется общаться, они угнетены действительностью и не сопротивляются неудачам.
Мечта одухотворяет человека, делает его целеустремленным. Вот живет человек и у него есть мечта. Он хочет превратить ее в реальность и поэтому прикладывает для этого максимум усилий, строит планы и претворяет их в жизнь. В мечту нужно верить, и только тогда она сбывается наяву, и этот факт окрыляет к новым достижениям. Видимо в этом и есть смысл жизни.
Вот пример из жизни литературного героя рассказа Василия Шукшина «Микроскоп». Жизнь главного героя произведения была обыденно скучной и однообразной. Он был слабовольным человеком, которого не уважали ни жена, ни дети, ни окружающие. Но у него была мечта купить микроскоп. Эту мечту он вынашивал в своих планах долго, это стало целью его жизни. И когда он эту цель осуществил, купив микроскоп, его жизнь совершенно изменилась к лучшему. Он бросил пить, стал увереннее в себе и обрел счастье. И вот вопрос в том, если бы у него не было мечты, смог бы он сделать свою жизнь счастливее? Конечно же, нет.
Не может человек жить без мечты, но не нужно забывать о том, что мечты и иллюзии это разные вещи. Не нужно превращать мечту в иллюзию и тратить лучшие годы своей жизни на иллюзорные планы, которые неосуществимы. Люди, живущие иллюзиями, глубоко внутренне несчастны, ибо их иллюзиям никогда не воплотиться в жизнь. А вот мечтатели по своей натуре романтики. Пусть не все мечты сбываются, но чтобы они сбылись, нужно много и усердно трудиться и не сдаваться первым неудачам в их осуществлении, бороться за свою мечту и не сдаваться.
Я знаю многих людей, для которых их мечта стала смыслом жизни. Они долго и упорно трудились, чтобы ее осуществить и добились успеха. Вот, к примеру, мой сосед только в 50 лет осуществил свою мечту, за которую боролся много лет. Но он добился своего, его мечта стать врачом осуществилась, хотя многие не верили в это, а он верил и благодаря этой вере и уверенности в себе добился успеха. Мечта помогла ему идти уверенно к своей цели.
В жизни многого можно добиться, имея мечту. Мечта окрыляет человека, дает ему шансы для достижения жизненных целей, делает добрее и увереннее в себе, побуждает к действию.
С аргументами и примером из литературы.
Вариант 2
Мечта в жизни каждого человека имеет огромное значение, ведь стремясь к ней человек, испытывает надежду, радость и прочие светлые чувства. Польза следования за мечтой в том, что человек стремиться к достижению поставленной цели, и соответственно у него появляется смысл жизни.
Но рассмотрим другую сторону медали, если мечта стать скрипачем, получить Нобелевскую премию, научиться писать стихи, это светлые и хорошие желания каждого человека. И человек будет стремиться к их осуществлению, он будет прилагать к этому все усилия.
А вот если мечта, такая как у героя Мертвых душ, Чичикова стать богатым человеком. Но для достижения этой цели Чичиков придумывает всякие махинации, в частотности скупить мертвых крестьян, которые будут в наличие только на бумаге.
Потом этих же крестьян продавать другим богатым помещикам, эта мечта приносит человеку только негативный результат. Ведь после разоблачения махинаций, человеку придется отвечать перед законом.
Еще один пример мечты профессора Преображенского, он хотел стать известным на весь мир, совершив открытие в медицине. Но после того как совершил эксперимент, понял что он не удался. Взвесив все за и против, профессор нашел правильное решение и вернул свой эксперимент в первоначальное русло.
Поэтому можно сделать вывод, мечта приносит смысл жизни, дает толчок к действию, позволяет окунуться человеку в мир грез и мечтать о своем будущем достижении. Но не стоит забывать, что ели просто мечтать и ничего для этого не делать, мечта так и останется мечтой.
Соответственно для достижения поставленных целей, нужно стараться как можно больше времени и сил, тратить на осуществление задуманного, в то же время, когда человек теряет мечту он сразу и теряет смысл жизни.
Рассмотрим пример из произведения о Леониде Соболеве, который работал парикмахером, а хотел стать скрипачом. Он был постоянно радостный веселый, делал красивые стрижки посетителям. Но после того как получил травму, и его пальцы стали непригодны к игре на скрипке. Мы видим совершенно другого человека, он печальный, взгляд тусклый и безжизненный, для того чтобы человек имел стимул, ему всегда нужна мечта.
Но не стоит забывать, что для достижения своих желаний нельзя бросаться в крайности. Герой произведения «Крыжовник», автор Чехов, настолько увлекся своей мечтой, что его больше ничего в жизни не интересовало. Он так хотел купить собственный дом и посадить во дворе крыжовник, что собирал деньги полжизни.
Не покупал еду, одежду, копил на всем, и все же купил этот участок. Посадил крыжовник и, кушая его ягоды, он стал самым счастливым человеком на свете. Плоды этого куста кислые, а ветки крыжовника колючие, но для Николая Ивановича, это неописуемая радость и счастье.
Можно подвести итог, мечты у каждого человека разные, и в то же время это и есть смысл жизни каждого человека.
Сочинение 3
В надежде найти ответ на вопрос, какая всё же роль мечты в нашей жизни, необходимо разобраться, что значит термин «мечта». В нашем представлении, мечта — это определенная цель для каждого индивида, то, во имя чего он существует и действует. Цели могут быть разными: легкие, сложные и абсолютно невыполнимыми. Однако любая из них оказывает большое значение для человека, потому что она нередко показывает путь в дальнейшем.
Приведем ряд случаев, когда мечта стала на самом деле целью и смыслом жизни. Возьмем, Уолт Дисней: он с раннего возраста поставил цель создать необычный дом для детей, в котором им было бы интересно находиться. Он вырос, и что мы видим? Очень большой Диснейленд, в который хотят приходить ребятишки, чтобы веселиться и развлекаться.
Кроме действительности, существуют частые примеры в писательских работах. Возникают случаи, когда может прийти на помощь только большая мечта. Такой случай как следует описан в работах Полевого Б.Н. «Повесть о настоящем человеке». Самый важный персонаж повести, Алексей Мересьев, бесстрашно оборонял отчизну, однако в воздушном сражении его истребитель осуществляет аварийную посадку. Герой в течении долгого времени находился в лесу, но характер и сила воли не дали ему пасть духом и умереть. После этого он оказался в больницу, где ему ампутировали обе ноги. Однако ничто не помешало его цели – быть защитником своей родины, хотя казалось это невозможным. Но для Алексея данная мечта стала целью всей его жизни. Он прошел через всё, чтобы протезы оказались полноценными частями его ног. Он этого добился при помощи характера и силы воли, смог снова ходить. И не просто ходить, но и снова подняться и опуститься в кабину самолета. Данный пример демонстрирует нам, как в отдельных случаях мечта спасает человека и дает ему силы, если уже нет никакой надежды. Мечта только тогда станет великой, когда сам человек этого по-настоящему захочет. Поставив перед собой правильную цель, человек, даст мечте случиться и найти в конечном итоге духовный смысл.
Возьмём персонаж из произведения «Господин из Сан-Франциско» Бунина И.А., который жаждал огромного количества денег, чтобы в преклонных годах он богатым человеком. И он этого достиг, работая 24 часа в сутки. Правильно ли он поступил? Допустим. Но одна мечта не должна быть мечтой всей его жизни. Он так много трудился, что не видел своих родных людей. А когда герой достиг своей мечты, он умирает. Только работу он увидел в своей жизни. Данный случай показывает, что подходить к своей мечте необходимо очень осторожно и решить, хочу ли я этого на самом деле. Вот после этого мечта станет светлой полосой жизни.
Следовательно, мечта может открыть у человека второе дыхание. Заниматься мечтанием просто необходимо, но походить к этому нужно со здравым смыслом, не бросаться в бездну нереальных фантазий. Вот только тогда мечта не разрушит, а воссоздаст и приумножит.
Роль мечты в жизни человека
Мечта. Что же это такое? Звучит как что-то бесконечное и безграничное. Немножко подумав можно понять, что без мечты жизнь была мы попросту скучна и не интересна. Мы бы просто плыли по течению жизни, не куда бы не стремились и не как бы не развивались. Каждый человек должен относить мечту к отельному такому, правилу в жизни. Мечта играет огромную роль в жизни любого человека. Каждый обязан отделять для мечты новое место в своей жизни, для её достижения. Мечта играет очень важную роль в жизни человека. Мечта, это как цель. Цель, которая у нас в голове и которую мы не когда не упускаем из своего подсознания. Мечта может быть маленькой и лёгкой. А может быть глобальной и очень сложной. Не смотря на все сложности, мы должны стремится к достижению своей мечты, преодолевать все трудности и все сложности которые встречаются на нашем пути. Ведь как без мечты, так и без сложностей жизнь была бы попросту не интересной.
Мечты всегда, ну почти всегда материализуются в реальность. Только в редких случаях мечта не осуществляется, очень редко. Чтобы мечта не осуществилась, это как нужно постараться? Это нужно вообще не чего не принимать, и не как не действовать. А это очень глупо. Чтобы чего-то добиться нужно стараться, а чтобы стараться нужно не лениться, а чтобы не ленится нужно быть организованным и понимать, зачем тебе эта мечта, что она тебе даст? Куда она тебя приведёт? Мечты не осуществляются сразу. Мечтать иногда нужно годами. Например, как футболисты. По начало они не кто, и их не кто не знает. Но мечтаю о победах, о переходе в популярную и известную команду. И вот занимаясь, год, стараясь, они видят прогресс, они уже не так уж и плоха играют. А ещё через лет 5 они уже буду приглашены в известные команды. Всё зависит от желания. Когда у тебя горят глаза, когда у тебя есть страсть к любимому делу, ты бомбишь это дело. Стараешься выполнить и осуществить свою мечту и цель.
К сожалению мечты, реализуются не все. Да бывает и такое грустное явление. Многие стремятся к мечте, являются хорошими людьми и готовы на всё ради неё. Но вот эта погоня за мечтой может так же испоганить человека. Человек может бросить всё ради мечты, человек ставит цель добиться не важно каким методом, просто добиться. В погоне за мечтой человек осознаёт, что он становится грубым и каким-то что ли неправильным. Так что мечта может не только повлиять на человека положительно, но так же может повлиять отрицательно!
Также читают:
Картинка к сочинению Роль мечты в жизни человека
Популярные сегодня темы
Всем известная русская детская сказка писателя Всеволода Михайловича Гаршина носит название
Тема выбора прослеживается во многих произведениях. Эта тема нередко связывалась с темой дружбы, любви, патриотизма, долга.
В русском языке используется множество частей речи. Для более удачного описания рядом с существительным может располагаться наречие
Произведение глубоко затрагивает эмоциональную сферу человека. Призывает привлечь внимание к музыке как к чему-то более высокому. Прививает чувство сострадания и понимания, учит любить Родину
Михаил Юрьевич Лермонтов входит в число русских авторов, которые внесли огромный вклад в развитие русскоязычной поэзии и прозы. Он написал крупное количество стихотворений. Темы его творчество совершенно разнообразны
Темы итогового сочинения 2019-2020
Подборка тем к новым направлениям 2019-2020 учебного года.
Напомним, что экзаменационные темы станут известны за 15 минут до начала итогового сочинения 4 декабря. Их будет 5 на выбор, по одному к каждому направлению.
«Война и мир» – к 150-летию великой книги
1. Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: “. надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет. ».
2. ЛевТолстой: «Я старался писать историю народа», – согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
3. Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)
4. Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
5. Особенности психологического анализа в романе “Война и мир”.
6. Реализм Толстого в изображении войны в романе “Война и мир”.
7. “Война и мир” как роман-эпопея.
8. Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
9. Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
10. Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»
Надежда и отчаяние
1. Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
2. Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма-отца: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
3. Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
4. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
5. Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
6. Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
7. Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
8. Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
9. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.
10. Что такое надежда?
11. Как побороть отчаяние?
1. Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
2. Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.Достоевского Родиона Раскольникова?
3. Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям)
4. Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
5. Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
6. Может ли зло помочь человеку понять себя?
7. Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
8. Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
9. Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
10. Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причинённое другим?
11. Что такое добро?
12. Можно ли оправдать зло?
13. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
14. В чём проявляется истинная доброта?
Гордость и смирение
1. Гордость и гордыня: в чем отличие?
2. Какого человека называют гордым?
3. Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
4. Помогает ли смирение понять себя?
5. Гордость или смирение обогащают личность?
6. В чём разница между гордостью и смирением?
7. Герой романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: ««Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?
8. Согласны ли вы с высказяванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
9. Как был наказан Ларра – герой рассказа Максима Горького?
10. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
11. Что такое смирение?
12. Может ли гордость навредить человеку?
1. Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
2. Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
3. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
4. От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
5. Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
6. Когда можно ли простить измену в любви?
7. Легко ли быть любимым?
8. Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
9. Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?
10. Согласны ли вы с высказыванием Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.» ?
Итоговое сочинение — 2019: «Мечта и реальность»
Последние статьи раздела «Образование»
Как литературные герои переживают отрыв от реальности?
Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Pikabu
Комментарий ФИПИ
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
Словарная работа
МЕЧТА
1. Что-либо воображаемое, мысленно представляемое и очень желаемое; предмет желаний, стремлений. 2. Мысленный образ чего-либо сильно желаемого, манящего. 3. Что-либо нереальное, неосуществимое, недосягаемое. (Толковый словарь Ефремовой)
РЕАЛЬНОСТЬ
1. Материальный мир, объективно существующий в действительности (объективная реальность); и мир, создаваемый индивидуальным сознанием (субъективная реальность). 2. Данность, не зависимая от субъекта, его мышления и познания. 3. Существующее в действительности положение дел. 4. Осуществимость, выполнимость чего-либо.
Аспекты рассмотрения тематического направления
- Роль мечты в жизни человека (мечта и смысл жизни; обязательно ли иметь мечту; что случится, если человек ее лишится)
- Влияние мечты на человека (возвышает человека, созидает его или разрушает, подчиняет себе жизнь)
- Отношение человека к мечте (следует ей/предает; может ли мечта поменяться со временем)
- Столкновение мечты с реальностью (опровержение мечты жизнью; реальность, формирующая мечту)
Мечта — это всегда что-то труднодостижимое (или недостижимое), важное и желанное для человека. Цель и мечта в некоторой степени близки, но не стоит их путать, это различные понятия. Мечту отличает отрыв от реальности, мечтать можно о чем-то недоступном, а цель всегда реальна, конкретна и достижима. От желания и потребности мечту будет отличать высокая ценность желаемого и участие воображения в создании его образа.
Мечта — это всегда наиболее ценное желание, поэтому оно приближается к понятию идеала.
Поскольку мечта имеет высокую ценность, по ней можно судить о мировоззрении ее обладателя, ведь в ней воплощены его жизненные ценности. Отсутствие мечты или неспособность мечтать будет отмечать человека практичного, сухого, приверженца логики и факта.
Мечта имеет огромное значение в развитии науки и искусства, ведь сначала она появляется в голове безумца и мечтателя, а только потом кто-то, воплотив ее в жизнь, совершает научное открытие, создает что-то новое, доселе невиданное. «Всё, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь», – говорил Жюль Верн. Таким образом мечта может создавать реальность, будущее. При этом мечта может стать и своеобразным инструментом ухода от реальности, погружая человека в мир грез и фантазий, где он живет, как художник Пискарев, герой повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».
Порой происходит столкновение мечты и реальности, когда мечта корректируется жизнью или вовсе разбивается ею. Так происходит с князем Андреем, героем романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Разочаровавшемуся в людях, пресытившемуся светской суетой Андрею Болконскому кажется, что от тоски парадных залов его может спасти только поле брани, дым пушечных залпов и отчаянные атаки на врага. Князь Андрей мечтает о славе, подобной славе своего кумира, Наполеона, он уверен, что ему тоже уготован судьбой свой Тулон, который вознесет его над людьми.
Накануне Аустерлицкого сражения Болконскому представляется «та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он»: пока вокруг царит неразбериха, главнокомандующие пребывают в замешательстве, он один сохраняет хладнокровие и твердость, отдает распоряжения, ведет свою дивизию в атаку и в одиночку одерживает победу. Жажда славы поглощает все существо князя Андрея: «…хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей…». Ради осуществления этой мечты герой готов отдать все: ни самые близкие люди, ни собственная жизнь не имеют для него такой ценности, как мечта о славе. Погоня за мечтой становится для него смыслом жизни, ведь именно ради славы он идет на войну, оставляет дома старика отца, беременную жену и сестру.
Получив тяжелое ранение в бою и глядя в высокое небо Аустерлица, князь Андрей понимает, насколько неверной оказалась его мечта о славе и людской любви. Увидев на поле боя Наполеона, перед которым он преклонялся, Болконский понимает, как ничтожен его кумир «с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». Как мелки и незначительны оказались его мечты о славе, «да и все казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызвали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти». Сама жизнь заставляет Андрея Болконского осознать ложность его устремлений. На пороге смерти ему так ясно видно, что жить следует не для славы и любви миллионов, а ради простого людского счастья – «тихой жизни и спокойного семейного счастия в Лысых Горах». Именно о возвращении к семье, близким и дорогим людям, искренне любящим его, мечтает князь Андрей, истекая кровью на Праценской горе.
Итоговое сочинение 2019-2020
по литературе
Уже 4-го декабря 11-классникам предстоит написать итоговое сочинение, которое станет допуском к ЕГЭ. Выпускникам предложат пять тематических направлений, которые утверждены Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). К каждому направлению эксперты ФИПИ дали пояснения, что именно нужно будет обсудить в эссе этого года.
Эти направления – общие для всей страны. А вот уже внутри них будут составлены конкретные темы эссе, которые будут различаться по часовым поясам. Но их выпускники узнают уже только на самом экзамене.
Главное в сочинении — показать, что ты прочитал хотя бы одну книгу! Сгодится хоть «Колобок», хоть «Преступление и наказание», лишь бы примеры соответствовали теме. Ну, и сами рассуждения оценивать никто не будет — точка зрения может быть любой, лишь бы она была грамотно изложена на бумаге. Оценки ставятся по системе зачет-незачет. У тех, кто получил «неуд», будет еще две попытки пересдачи – 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года.
Темы итогового сочинения 2019
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
В рамках этого направления надо будет поразмышлять о темах, поднятых Толстым — о войне и мире (как без них!), о героизме и патриотизме, о семейных разладах и гармонии. В общем, разработчики изрядно упростили школьникам жизнь, дав подсказку, какую именно книгу стоит перечитать перед экзаменом!
Что читать: «Войну и мир», конечно же. Ну, или «Тихий Дон» как реверанс классику.
2. Надежда и отчаяние
В этом направлении нужно будет подумать о том, как по-разному литературные герои реагируют на превратности судьбы. Пойти на поводу у обстоятельств или бороться с ними, проявить активную жизненную позицию или смириться с безысходностью? Стоит подумать, в каких произведениях персонажи сталкивались с подобным трудным выбором.
Что читать: «Обломов» Гончарова и сказки про Емелю, рыбака и рыбку и многие другие.
3. Добро и зло
Выпускникам этого года досталась самая вечная тема! Борьба добра и зла — на этом сюжете держится чуть ли не вся мировая литература. Разработчики дают подсказку и тут: важно порассуждать, как это противостояние отражается на мыслях и поступках литературных героев и как они отличают одно от другого.
Что читать: всё, от Гарри Поттера до Фауста.
4. Гордость и смирение
Те, кто вместо слова «смирение» ожидал увидеть «предубеждение» могут рассчитывать на зачет автоматом! А если серьезно, то в этой теме от выпускников ожидается анализ философского, нравственного и даже исторического смысла этих слов. Например, когда чувство собственного достоинства переходит в гордыню, а рабская покорность оборачивается внутренней силой, позволяющей не отвечать насилием на насилие?
Что читать: для начинающих – Пушкин «Капитанская дочка», для продвинутых — Лотман «Беседы о русской культуре».
5. Он и она
Тема любви в этом году приняла необычную форму. Дружба и семья, любовь в обществе и в культуре — порассуждать о взаимоотношениях мужчины и женщины можно с разных сторон. Кстати, эксперты предлагают этим не ограничиваться и предлагают писать также и о духовных связях детей и родителей.
Что читать: классиков, которые в этой теме не одну собаку съели – Овидий «Наука любви» и Стендаль «Трактат о любви».
Критерии оценки эссе
- Рекомендуемый объем — 350 слов. Сочинения короче 250 слов не проверяются!
Самостоятельность в написании. За списывание автоматом ставится незачет, и никаких пересдач.
Соответствие теме. В эссе должен быть дан ответ на вопрос из задания.
Аргументация. Подтверждать свои мысли нужно примерами из литературы — неважно, русской или зарубежной, классики или современной. К слову, на Библию ссылаться можно, а вот на частушки и поговорки — нет.
Композиция и логика рассуждения. Каждую мысль надо подкрепить примерами.
Качество письменной речи. Отсутствие речевых ошибок и разнообразие лексики.
Направления итогового сочинения
Писать итоговые сочинения по литературе выпускники школ будут 5 декабря этого года. Конкретные направления для каждого региона будут свои. А общие тематические направления для эссе назвала министр просвещения Ольга Васильева:
- «Война и мир» – к 150-летию великой книги,
- надежда и отчаяние,
- добро и зло,
- гордость и смирение,
- он и она.
Напомним, сочинение нужно писать с опорой на прочитанные книги. Причём разрешается брать произведения не только из школьной программы. Можете подтвердить свою мысль цитатой из “Гарри Поттера” — пожалуйста!
Как проходит экзамен
Всего на итоговое сочинение 2019-2020 отводится 3 часа 55 минут. Сами темы становятся известны прямо на экзамене. Обычно они тоже довольно общие. Например, тема из тематического направления “Разум и чувства” может звучать так: “Когда разум мешает чувствам”.
Оценка ставится по системе зачет/незачет. Те, кто получил незачет, к ЕГЭ не допускаются. Правда, для таких будет ещё несколько попыток — в феврале и в мае.
Оценивается сочинение по пяти критериям:
- соответствие теме,
- аргументация и привлечение литературного материала,
- композиция,
- качество речи,
- грамотность.
На что обратить внимание
Большинство выпускников получает за итоговое сочинение зачёт. Задача не такая уж трудная, если чуть-чуть подготовиться, например, прочитать хотя бы пять книжек в соответствии с общими направлениями.
– Часто школьники расширяют содержание эссе до уровня всего направления и размышляют, например, о войне и мире без привязки к заявленной теме, – говорят эксперты. – Иногда возникают проблемы, когда школьники не знают смысл понятий в теме — например, не до конца понимают, что такое “бесчестье”.
Всего в итоговом сочинении 2018-2019 надо написать 350 слов — эссе меньше 250 слов автоматом получают незачет, даже без проверки.
Какие книги выпускники используют в сочинении чаще всего
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»,
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка»,
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»,
И.А. Гончаров «Обломов»,
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,
Л.Н. Толстой«Война и мир»,
А. И.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»,
В.В. Быков «Сотников»,
Т. Драйзер «Гений»,
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»,
Л. Ф. Баум «Волшебник страны Оз»,
Дж. Остин «Гордость и предубеждение»,
Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»,
К. Кастанеда «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев-яки»,
Э. Хемингуэй «Старик и море»,
Дж. Лондон «Время не ждет», «Мартин Иден», «Морской волк».
Перлы
“А тем временем, Анатоль был равнодушен к Наташе. Она этого не видела из-за отключенного разума”.
“Вот например из моей личной жизни: както раз позвали друзья погулять мама не отпускала и друзья предложили сбежать с дому, но я сразу подумала точней чувство потсказало, что завтра это добром не кончится. Так как нужно сделать вывот: когда следовать чувствам не разумно”.
“Здравствуй дорогой мой друг Генна, сегодня я хочу поговорить с тобой на тему дружбы и вражды”.
“Пришла зима поют дрозды, скоро мне домой пора идти, скоро закончится мой срок это будет жизенный урок, жена любимая дождись. Выйду я скоро, и приду к своей жене я снова, там меня ждет сын, и доч будут счасливы они вновь, будет на сердце тоска без приключений же как не могу я. Поеду к любвонице своей, поповоду дома поговорю я с ней, когда наступит лето и пойдет зима, буду делать дом ей я. Скоро превезут кирпич, и руберойд займусь я крышною дырой”.
“Дело было так. Когда беглец сбежал, то он добежал до реки. От одного берега, до другова берега, лежала доска вся гнилая и тонкая. На другом берегу он увидел друга. Обрадовавшийся беглец хотел бежать по этой доске, но друг выхватил доску из-под ног беглеца и тот утонул. А враг засмеявшись, ушел прочь”.
“Гоголь в своем знаменитом произведении «Мертвые души» очень четко отразил это в герое Фамусове, который был очень жадный и поэтому покупал только уже умерших крепостных, потому что они значительно дешевле”.
“Как например в произведении Булгакова «Мастери, Маргарита»”.
“Предательство не забывается. А есть люди которые после предательства ни о чем не жалеют, им все равно на это. Когда у меня брат сидел в тюрьме, я помогал ему, не жалел ни денег, ни времени. А когда он вышел, пытался убить меня, но не смог. После чего он меня предал”.
“Если мы возьмем исторический фактор который случился с Александром Сергеевичем Пушкиным, то его застрелили на дуэли, так как он был очень ревнивый и из-за своих чувств и любви к своей жене, он вызвался на дуэль, так как он увидел, что около его жены ходил парень, который пытался привлечь ее внимание к себе”.
“Она перестала обращать внимание на других кавалеров, в том числе и на
Грушницкого. Его это сначала огорчило, а позже стало бесить”.
“Когда Воланд в очередной раз проверял людей, на сколько они изменились и в какую сторону. После якобы фокуса денег с потолка, ведущий говорил, что деньги не настоящие, мол все это проще и все. Люди же которые сидели в зале, попросили оторвать ему голову”.
Подготовка к итоговому сочинению 2018-2019. Мечта и реальность. По Куприну
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Данный материал будет полезен при подготовке к итоговому сочинению по направлению “Мечта и реальность”. Для работы взят рассказ А.И.Куприна “Гранатовый браслет”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к итоговому сочинению 2018-2019. Мечта и реальность. По Куприну | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка к сочинению-рассуждению по творчеству А.И.Куприна Подготовка к итоговому сочинению Мечта и реальность
Примерные темы для сочинения-рассуждения Гибель не страшна герою, пока безумствует мечта ! Да святится имя Твое ! Мечта и реальность в рассказе «Гранатовый браслет
МЕЧТА – это созданный воображением образ чего-либо ценностно-важного и желанного, однако в данный момент недоступного. В психологии мечта часто толкуется как разновидность воображения, обращенная к сфере желаемого отдаленного будущего. Категория «мечта» тесно связана с категориями « воображение, желание и ценность». От категории «цель» мечту отличает отрыв от реальности : объектом мечты может быть, в принципе, недоступный предмет желания , недостижимость которого осознается мечтающим и который, в силу этого , не является ориентиром человеческой деятельности.
От таких понятий, как « желание» или «потребность», мечту отличает, во-первых , обязательное участие воображения в создании образа желаемого и, во-вторых , высокая ценность желаемого. Понятие «мечта», как правило, применяется по отношению к наиболее ценным для данного человека или сообщества объектам желания, в силу чего это понятие становится близким к понятию идеала . Важнейшим характерным свойством мечты является недостижимость желаемого в данный момент, а иногда и вообще. Именно эта особенность делает это слово синонимичным таким словам, как греза, видение, привидение .
Реальность, с одной стороны, это объективно существующая действительность . Человеку важно различать, что есть реальность, а что – вымышленный мир. Большинство жизненных целей начинают превращаться в ощутимые вещи только благодаря фантазии и мечте человека. Но иногда люди могут потерять связь между материальными объектами и выдуманными. Такое явление называют искаженной или субъективной реальностью. Иногда реальность может оказаться непереносимой для человека, и тогда он ищет выход из существующей ситуации: от борьбы за изменение окружающей действительности в соответствии со своими мечтами и представлениями до ухода от тяжелой действительности в мир иллюзий и фантазий. Способ существования человека в объективной реальности, отношения к ней во многом характеризует личность.
Мечта 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. ( ” Предаться мечтам”) 2. Предмет желаний, стремлений. ( “Мечта всей жизни”) 3. Что-либо нереальное, неосуществимое, недосягаемое. 4. Процесс создания в воображении представлений о чём-либо желаемом, предполагаемом или несуществующем, фантастическом. 5. О чем-либо являющемся пределом желаний (употребляется как высшая оценка чего-либо). Синонимы: мечтание, желание, бредни, греза, дума, видение, иллюзия, самообман , утопия, фантазия, химера, воздушный замок, игра воображения, сон , бред, несбыточное желание, цель, потребность. Антонимы: действительность, реальность.
Реальность 1. Объективно существующая действительность. 2. Явления, факты, предметы объективной действительности (объективная реальность) и мир, создаваемый индивидуальным сознанием (субъективная реальность). 3. Данность, не зависимая от субъекта, его мышления и познания. 4. Существующее в действительности положение дел. 5. Осуществимость, выполнимость ч.-л. Синонимы: действительность , сущность, явь, факт, настоящее, жизнь, фактичность, практичность , объективность. Антонимы: мечта , фантазия, иллюзия, вымысел.
Мечта и реальность в рассказе «Гранатовый браслет Тема мечты и реальности затрагивается во многих произведениях русской классической литературы. Давайте рассмотрим этот вопрос на примере Ивана Ивановича Куприна “Гранатовый браслет”. У”маленького” человека Желткова есть мечта, по сути это все, что у него есть в серых буднях. Предмет его мечты – Вера Николаевна, замужняя дама. По меркам той эпохи, мечта Желткова недостижима. Вера Николаевна мужа не оставит, это не принято в обществе, да и рангом Желтков не вышел. А “маленький” человек, на свою беду, решается приблизить свое мечту к реальности и на именины отправляет объекту своей мечты дорогой подарок. Итогом этой попытки становится весьма неприятный разговор с мужем и братом Веры Николаевны. Желтков понимает, что его мечта и реальность не совместимы, а мечта осквернена, и он уходит из жизни. У Веры Николаевны тоже есть мечта. Она грезит о большой и чистой любви и ждет проявлений этого прекрасного чувства от мужа. Ее мечта тоже утопична. Ее муж не тот человек, который способен на такие чувства. Лишь после смерти чужого по сути Желткова она осознает, что ее мечте теперь уже никогда не суждено воплотиться в реальность.
Композиция сочинения Вступление Основная часть Заключение
Вступление Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может: содержаться ответ на заданный по теме вопрос; представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).
Основная часть Основная часть : представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать: Пересказа литературного произведения ; Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме; В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли; Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.
Заключение Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть: Короткой , но емкой ; Органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое сочинение (изложение)2018-2019 учебный годМинистр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год. Как и в предыдущие го.
В презентации рассматриваются критерии оценивания и комментарии к открытым тематическим направлениям 2018-2019 учебного года, дается алгоритм написания сочинения.
В данной подборке даны не только объемные произведения, но и небольшие, легко запоминающиеся рассказы. Также сопоставляются произведения 19 и 21 века, посвященные темам доброты и жестокости, отцов и д.
урок в 11 классе.
В презентации даны методические приемы к работе над темой сочинения по концептам “Мечта и реальность”, “Доброта и жестокость”,”Искусство и ремесло”, “Месть и в.
Темы и их краткий анализ.
До экзамена по литературе осталось совсем немного времени. Я собрала весь материал по блокам в виде презентаций. Безусловно, использовала материалы Интернет-ресурсов.Надеюсь, успею ещё кому-нибудь по.
Сочинение на тему Мечты сближают людей (итоговое 11 класс)
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
|