Сочинение на тему Месть и великодушие

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ / ГИА

  • Математика
  • Русский язык
  • Обществознание
  • Физика
  • Биология
  • География
  • Иностранные языки
  • Информатика
  • Литература
  • Химия
  • История
  • Математика
  • Русский язык
  • Обществознание
  • Физика
  • Биология
  • География
  • Иностранные языки
  • Информатика
  • Литература
  • Химия
  • История
  • Математика
  • Русский язык
  • Обществознание
  • Физика
  • Биология
  • География
  • Иностранные языки
  • Информатика
  • Литература
  • Химия
  • История
  • Математика
  • Русский язык
  • Обществознание
  • Физика
  • Биология
  • География
  • Иностранные языки
  • Информатика
  • Литература
  • Химия
  • История
  • Инструкция абитуриента от EGEIGIA.RU
  • Календарь абитуриента 2015 – даты и сроки
  • Навигатор абитуриента
  • Выбираем специальность
  • Зарплаты по профессиям
  • Инструкция по поступлению в ВУЗ
  • Калькулятор баллов ЕГЭ – выбираем вуз
  • Проходные баллы ЕГЭ при поступлении
  • Как стать студентом
  • Как подавать документы в ВУЗ
  • Готовиться ли к ЕГЭ в 10 классе?
  • Как готовиться к ЕГЭ? Как готовиться к ГИА?
  • Советы психолога
  • Советы психолога родителям
  • Зачем мне статистика?
  • Оценки за ГИА
  • Cпособ подготовки к ОГЭ 2015 по математике (ГИА 9)
  • Открытый банк заданий ФИПИ сохраняем в PDF

Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ? .

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Бесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Результаты ЕГЭ

Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! .

Итоговое сочинение для выпускников школ: темы, комментарии, материалы

Примеры сочинений на тему: Месть и великодушие

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

( 5 Голоса (ов) )
Подробности Категория: Образцы сочинений ЕГЭ по литературе

Направление “Месть и великодушие” итогового сочинения 2018-2019 по литературе: примеры, образцы

Примеры написания сочинений по литературе по направлению “Месть и великодушие”. К сочинениям приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Примеры сочинений

С малых лет нас учат прощению: прощать нужно всех и вся. ,- говорит мама. , – гласит Библия. Но сердце жаждет мести, желая отомстить обидчику. Стоит ли опускаться до уровня негодяя, причинившего вам боль? Опыт мировой литературы говорит о том, что нет, не стоит. Достаточно вспомнить историю Швабрина, героя повести А.С.Пушкина .

Молодой человек, оскорбленный невзаимностью Маши Гриневой, распускает о девушке гнусные сплетни. Воспользовавшись случаем, герой берет в плен Машу и требует, чтобы она вышла за него, угрожая заморить девушку голодом.

Это не любовь, это месть Гриневу, более удачливому влюбленному. Но справедливость торжествует, ведь мстительность – всего лишь одна из многих отрицательных черт персонажа. И Швабрин в итоге попадает в темницу за измену Родине. То есть человек, не умеющий прощать, скорее всего, не способен сострадать, а значит, жесток и порочен. И Б.Васильев, известный писатель, тоже поддерживает данную точку зрения. Вспомним повесть .

Федор Ипатьевич Бурьянов не смог простить Егору Полушкину назначения на пост лесничего. Поэтому вместе с дружками избивает Егора так, что за мужчиной тянется кровавый след до самого дома. Но Полушкин, даже умирая, не отплатил родственнику той же монетой: не выдал, что узнал нападавших. Его совесть чиста, не испятнана местью. Но мне кажется, что дело все-таки в том, кому и за что мстить. Тот же автор в повести рассказывает о гибели пяти девушек-зенитчиц от рук фашистских захватчиков.

Оставшись в живых, командир маленького отряда Васков в ярости убивает немцев, оставляя в живых только четверых. Это праведная месть, и, мне кажется, единственная, имеющая право на существование. Таким образом, месть – низкий для нравственно развитой личности поступок, который, в порыве гнева, может показаться единственно верным. Однако это далеко не так. Лишь единичные случаи достойны праведного возмездия. Но точно не человек, который нарочно или нечаянно вас обидел.

Всего: 296 слов

Великодушие и эгоизм – антонимы в русском языке и антонимы в жизни.
Как много говорят лишь одним своим происхождением эти два слова: великодушие – сложение двух основ – великая душа.
Эгоизм – основа слова – эго – “я”.

Великодушие, на мой взгляд, это редкое качество у нынешнего поколения, нечасто встретишь по-настоящему великодушных людей, открытых миру, близким, окружающим, готовых помочь всегда и безвозмездно.

При нашей жизни, жестокой и неискренней, люди становятся эгоистами, перестают доверять окружающим, делают всё лишь во благо себе, идут на какие-то поступки только из корыстных побуждений.

В них говорит то самое “я”, которое заложено с самом слове – эгоизм.

А как же важно все-таки, несмотря на все жизненные неурядицы и трудности, оставаться великодушным человеком, прощать, но при этом не ждать прощения, помогать, и не ждать чего-то взамен, любить без корысти, без злого умысла, делать открыто, мыслить светло.
Мне кажется, важно уметь посмотреть на себя со стороны, если тебя назвали эгоистом, задуматься, почему так произошло, что дало повод людям так думать. Важно, я бы сказал, жизненно важно, искоренить в себе ростки эгоизма, если они стали прорастать.
Великодушие еще никогда не было никому во вред, а эгоизм – это то, из-за чего происходят многие разрушения в нашей жизни – рушатся дружба, любовь, близкие и родственные отношение, отношения деловые, рушится бизнес, карьера, да, в конце концов, часто рушится сама жизни. Эгоизм – это не только отделение себя от остальных, эгоизм – это, прежде всего, одиночество.

Будьте великодушными, люди, ведь тогда мы сможем разукрасить нашу жизни более яркими красками, и закрасить чёрный цвет эгоизма.

Всего: 252 слова

Можно ли оправдать месть? Это сложный этический вопрос, на который каждый ответит по-своему. Однако никто не может сказать честно, пока сам не окажется в ситуации, когда правосудие и месть в его сознании сольются воедино. Кто-то сможет превозмочь себя и отказаться от зла в ответ на зло. Но большинство людей, как я думаю, ответит ударом на удар. И в некоторых ситуациях я могу их оправдать. Приведу примеры из литературы.

Бывают случаи, когда месть – единственное средство добиться правосудия. Например, в книге В. П. Астафьева молодую девушку изнасиловали преступники. Один из них, зачинщик, только что вернулся из тюрьмы и набросился в темном парке на героиню, заставив и других сообщников овладеть ею силой, чтобы все они были связаны одним преступлением. Несчастная жертва ни у кого не нашла поддержки: наставница ее сказала, что это норма, мать была занята созданием новой семьи, а знакомый парень и вовсе стал одним из насильников. Никто не проявил должного участия к ее судьбе. Отчаявшаяся Люда повесилась, так и не найдя выхода. Узнав об этом, ее отчим пошел и зверски избил Стрекача, того самого мужчину, который первым набросился на девушку. Я понимаю, что это самосуд, но осуждать героя не могу, ведь его гнев достоин оправдания, раз власть бездействовала, а преступников никто не смог остановить.

В книге М. Горького молодые цыгане не смогли найти общий язык. Радда и Лойко любили друг друга, но были слишком горды и независимы, чтобы признать власть чувства над собой. Героиня поставила перед возлюбленным ультиматум: либо он встает на колени перед ней при всем таборе, либо она никогда не выйдет за него замуж. После разговора он долго и напряженно думал. И вот они вдвоем стоят друг напротив друга, и женщина уже предвкушает победу. Но вдруг Лойко убивает ее и падает перед ней на колени, как она того и хотела. Героиня лишь прошептала, что избранник все сделал правильно. Но отец Радды думал иначе и убил молодого цыгана. Он отомстил за дочь, и Лойко знал, что так будет. Старика нельзя осуждать, ведь потеря ребенка – это самое ужасное потрясение в жизни родителя, и этого горя никак не забыть и не смягчить. Тем более молодой человек прекрасно понимал, на что идет, убивая дочь на глазах отца.

Таким образом, в некоторых случаях месть можно оправдать, ведь иногда людям больше не на кого рассчитывать, кроме них самих. Оставляя преступников без наказания, они обрекают на заклание новых жертв. Также бывают случаи, когда злоумышленник сам призывает возмездие, осознавая вину и принимая ту меру, которую избрал тот, кто имеет моральное право воздать преступнику по заслугам. Я считаю, что в этих ситуациях месть может быть оправдана.

Всего: 423 слова

Месть – порождает зло,а зло влечет за собой кару.
Месть – это последнее, что остается у человека.
Человека одиного, безнадежного.
Отказаться от мести все ранво,что спасти себя.
Мы часто не понимаем, что если человек сделал тебе что то плохое, неужели он должен остаться безнаказанным?

Моя бабушка всегда говорила, что месть сводит сума. Я ей верю. Она прожила много лет и видела, то что мне предстоит узнать. Она говорила, что сама на себе испытывала это чувство беспощадности, то что грызет тебе изнутри, то что пораждает боль и обида. Всегда хочется дать сдачи, так чтобы обидчику было намного больней чем тебе.

Порой месть может занять всю твою жизнь. Ты забываешь о друзьях, родителях.
Ты увлечен карой, которой ты каждый раз успокаиваешь себя: “Вот погоди же ты! Отомщу я тебе сполна!”

У А. Дюмы есть замечательный роман “Монте-Кристо”, в котором описывается жизнь юного моряка, у которого отняли все невесту, звание капитана, посадили в тюрьму, основываясь на ложных обвинениях и 11 лет он прозивал во мраке замка Иф. С того момента, как он понял, что попал в тюрьму благодаря злым людям, именно с того момента, он начал обдумывать план мести. Он отомстил, потратив на это большую часть своей жизни. И в конце он понимает, что месть была словно червем, которая грызла его изнутри.

Месть – это отчаянный поступок.

Нужно сто раз все обдумать, прежде чем идти на этот отчаянный поступок.

Всего: 226 слов

Личность рождается одновременно с деятельностью: на добро или на зло. Поэтому бывают личности со знаком плюс, а бывают – со знаком минус. Те люди, которые ничего не делают, чтобы избавиться своих “минусов”, становятся на путь преступности. Что такое преступность? Это – деятельность человека, который поднимает установленные нормы, законы; запрещенную деятельность. По моему мнению, преступность идет от нетерпимости, нелюбви, зависти, обмана, злопамятства, мести.

Библейская мудрость гласит. “Люби ближнего и прощай все несправедливости”. А потому я считаю, что месть – это большой грех человека, который может привести к преступлению. Человек, по моему мнению, не имеет права на месть, так как родился для любви. Люди должны прощать друг другу, тогда в их отношениях не останется места для мести. Относительно смертного наказания, то я считаю, что никто не имеет права забирать жизнь у человека. А потому, наверное, не будет одинакового ответа на эту проблему. История показывает, что смертное наказание не оказывало содействие преодолению преступности в разные времена. А потому это не выход и ситуации. И выход я усматриваю здесь один – в высокой духовности людей. Только высоко духовная личность способна прощать, ответить на зло добром, избавиться от страха, открыть свое сердце для любви и нести ее людям.

Личностью является каждый человек. Деятельность человека, как утверждают психологи, бывает воспроизведенной и творческой. Воспроизведенная деятельность – это подготовка к творчеству, необходимый ее элемент, который характеризуется накоплением фактов и данных, необходимых для будущего творчества. А что такое творчество? Наиболее распространенная мысль: творчество – это рождение чего-то нового, связанного с преобразованием практического опыта человека. Есть люди одаренные, наделенные Божьей искрой, которые владеют большим талантом, – это люди, которые постоянно работают над усовершенствованием своих возможностей, и в этом их творчество.

Такой творческий человек – это профессионал своего дела, высокоразвитая, духовно богатая личность, которая создает духовные или материальные ценности человечества. Но творческих и талантливых людей в мире значительно меньше, чем творческих и трудолюбивых. Так как, по моему мнению, творчество возможное и в будничной жизни простого человека. Я считаю, что и домохозяйку, которая устроила в доме волшебный порядок, можно назвать человеком творческим. И садовник, который выращивает новые сорта растений – творческий человек. За годы обучения в школе я не раз слышала “творческий ученик”, “творческий учитель”. Это какого же человека называют творческим? Творческий человек тот, который вносит элементы нового, который совершенствует, развивает, обогащает себя и окружающую действительность. Это человек, который способен создавать.

В сложное и трудное время мы живем. Может, именно через это теряем такие черты национального характера, как гостеприимность, милосердие, сочувствие. А этого так не достает нашим стареньким дедушкам и бабушкам. Мне бывает стыдно проходить переходами метро, так как там многие люди преклонного возраста просят милостыню. Это значит, что они никому не нужны: ни государству, ни родным. Отдав свои силы развитию государства и воспитанию детей, они оказались за гранью бедности. Раньше к старым людям относились с большим уважением.

Недаром говорили: “Пока деда, пока и хлеба; пока баба, пока и совета”. Даже, если дедушка уже не слезал из печи, от него можно было услышать много поучительного и полезного. Для ребятишек он был непочатым источником захватывающих повествований, небылиц, сказок. Бабой дорожили даже больше, чем дедом. Она была суровым охранником норм морали, праздничных обычаев, семейных традиций. Ее присутствие и за праздничным столом, и на семейных советах укрепляло семью, делало ее богатой, духовной.

Надеюсь, что и мои ровесники, люди третьего тысячелетия, с таким же почетом и уважением будут относиться к людям преклонного возраста.

Всего: 547 слов

Древляне отомстили князю Игорю. Княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Семьи Монтекки и Капулетти уже не знали, что послужило причиной их вражды, но продолжали смертельно враждовать. Жертвой этой вражды стали юные влюбленные – Ромео и Джульетта. Цепная реакция мести является бесконечной. В мире существует много вещей, которые могут причинить смерть любимому человеку.

Есть события, которые тяжело пережить. Месть – острая. Она поражает и жертву, и мстителя, связывая их навсегда, и смерть или исчезновение одного не означает прекращения страданий другого. К жажде мести невозможно приспособиться. На Востоке говорят: если ты решил мстить, лучше готовь сразу две гроба. Следствия мести, причиненные импульсивно, в состоянии аффекта, имеют силу взрыва. Но есть и мелкая месть, взаимные , возможно остроумные, очень быстро выходят из-под контроля. Для многих людей это превращается в какой-либо спорт – правила, система ударов в ответ. Жизнь становится адом, и уже никто не разберет – кто первый начал.

Победителей в этой ситуации быть не может. В начале XX века психоаналитики установили, что потребность в мести связанная с желанием человека руководить своей жизнью. Когда это невозможно, мститель способен нанести тяжелые ранения даже самому себе – лишь бы поставить в укор человеку, которому надо отомстить. Страшная разрушительная сила мести несовместима с гуманной личностью. Месть не имеет смысла. Но сколько же людей, как граф Монте-Кристо, строит свою жизнь на мести!

Сегодня в агрессивном мире человек не может выжить без соответствующей агрессивной реакции. Еще в библейские времена христианская религия предлагала сойти с пути мести, простить друг другу большое и малое зло и жить в согласии. Но человечество все еще идет по этому пути, живя по правилах древних времен: глаз за глаз, зуб за зуб. Следствием разрушения башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке самолетами с террористами есть новая война в Афганистане – убитые и искалеченные невиновные люди. Бесконечное зло может разрушить всю нашу планету, о которой еще Юрий Гагарин говорил:

Наверное, надо подняться высоко – в самый космос, над собой, над человечеством, чтобы увидеть Землю и ощутить то, что ощутил наш первый космонавт. Люди должны отказаться от желания разрушать. Важно стать выше самого себя, переступить через страшные чувства и отважиться жить без зла. Надо научиться прощать. Есть даже такая наука, которая разработана психологами Нью Эйдж – наука прощения. Пусть тот, кто не знает, как это сделать, просто очень захочет этого. Начать жить снова. И быть счастливым.

«Месть и великодушие» аргументы к сочинению

Список аргументов из литературы по направлению «Месть и великодушие» для сочинения в 11 классе.

Аргументы по направлению «Месть и великодушие» :

Л.Н. Толстой «Война и мир»

  • Андрей Болконский сильно разочаровывается в своей возлюбленной Наташе Ростовой, когда узнает, что девушка увлеклась молодым человеком Анатолем Курагиным. Он делится своими переживаниями с Пьером Безуховым, говоря ему, что «никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». Но все же при встрече перед смертью смог проявить великодушие и простить девушку, чувства которой к нему оказались искренними и пылали с еще большей силой.
  • другие аргументы из произведения Толстого «Война и мир».
Читайте также:  Сочинение на тему Мечты сближают людей (итоговое 11 класс)

  • М. Горький «На дне»

    • В пьесе М. Горького «На дне» отношения героев построены на ожесточенности и мести. Каждый из них, не задумываясь, мстит всем остальным за то, что свалился на дно жизни. Все эти бедняки тянут друг друга еще глубже, ведь обратной дороги не должно быть ни у кого, если ее нет у тебя самого. Это неписанный закон ночлежки. Например, Василиса тиранит младшую сестру из-за ревности. Ее любовник, Васька Пепел, проявлял к ней симпатию, и деспотичную женщину это возмутило. Кульминации ее месть достигла в финале, когда в результате драки погиб ее законный муж. Теперь Пеплу грозит верная каторга, но его бывшая дама сердца не делает ничего, чтобы его спасти, напротив: она усердно топит всех в своей клевете. Даже ее «любовь» к Ваське не останавливает мстительную натуру героини. Очевидно, что месть – чувство, разрушающее человека изнутри и изгоняющее из него все добродетели.

    В пьесе М. Горького «На дне» герои не склонны проявлять великодушие. Напротив, они стремятся задеть и уколоть друг друга больнее, ведь нищета изгоняет из них все то, что делает человека человеком. Но есть один странник, который разрывает порочный круг обид и оскорблений. Это Лука. Он тоже прожил непростую жизнь, даже намекал, что сбежал с каторги. Но эти испытания его не ожесточили. Старик находит для каждого собеседника ласковые слова поддержки и участия. В его глазах светится истинное великодушие ко всем, кто его окружает. Он дал обитателям дна надежду на светлое будущее, и они сами виноваты в том, что этого оказалось мало для их нравственного возрождения. В их едкой среде странник долго не продержался и ушел, наверное, поняв, что эти бедняки не имеют не только дома, но и сердца, раз безжалостно топят друг друга. К сожалению, великодушие не всегда может помочь людям.

    А.И. Куприн «Поединок»

    • В книге А. И. Куприна «Поединок» главный герой ухаживает за женой офицера, и женщина поощряет его попытки сближения. Ромашов искренне влюблен, только вот Шурочка играет его чувствами. Она безжалостно обрекает его на смерть ради продвижения своего супруга. Не то, чтобы ей был важен близкий человек, она просто жаждет перевода в новое место, где можно будет развлекаться. Из-за сплетен и анонимных записок обманутый супруг назначает дуэль Ромашову. Он хочет отомстить за попранную честь. Шура заверяет героя, что стреляться они будут «понарошку», только для того, чтобы Николаева не сочли трусом. Молодой подпоручик верит любимой женщине, но на поединке ее муж убивает соперника, поднимаясь в глазах однополчан. К сожалению, в обществе того времени месть считалась нормой, поэтому ее жертвами становились сотни молодых людей, способных на большее. Можно сделать вывод, что месть опасна для людей тем, что из-за чувства мнимой справедливости они присваивают права распоряжаться чужими жизнями.

    В книге А. И. Куприна «Поединок» Ромашов бросает надоевшую любовницу. Но женщина не хочет отпускать молодого человека и клянется, что отомстит ему любой ценой. Раиса Александровна Петерсон была отчаянной авантюристкой. Она решила, что нужно скомпрометировать новую связь подпоручика, однако у него с Шурочкой ровным счетом ничего не было. Но госпожа Петерсон из-за своей испорченности подумала иначе и разослала анонимные письма с разоблачением измены жены Николева. Обманутый супруг вспылил и потребовал дуэли. В результате интриг самой Шурочки Ромашов был убит, а муж победоносно «защитил честь семьи». Последствия мести всегда трагические: убит невиновный человек, и его уже не вернуть никакими ухищрениями.

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    • В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» великодушие присуще Пугачеву, когда, не смотря на репутацию разбойника, он поступает по совести: спасает жизнь Петру Гриневу, который в свое время проявил доброту к бунтарю. Благородство он проявляет и к Марье Мироновой, отпуская ее из крепости. За справедливость Гринев ценит Пугачева, поэтому казнь бунтаря вызывает у Петра грусть.

    Другие аргументы из повести Капитанской дочки смотри здесь.

    А.С. Пушкин «Пиковая дама»

    • Желая быстро разбогатеть, главный герой пьесы А.С. Пушкина «Пиковая дама» военный инженер Германн всеми способами пытается узнать секрет старой графини о трех беспроигрышных картах. Он начинает ухаживать за ее воспитанницей Лизой и, добившись взаимности, обманом проникает в дом, но не на свидание к девушке, а в покои старухи. Графиня не выдерживает допроса Германна и умирает. Но ее призрак проявляет великодушие к инженеру-неудачнику и раскрывает ему тайну выигрышной комбинации в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн не сдерживает данного слова и проигрывает в последней партии все нажитое состояние, после чего сходит с ума. Таким образом, не стоит давать невыполнимых обещаний, это может грозить жестоким возмездием.

    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

    • В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» месть привела к трагедии: был убит молодой поэт Ленский. Все началось с того, что главный герой получил письмо, где Татьяна признавалась ему в любви. Он отверг чувства девушки, ссылаясь на свою непригодность для семейных отношений. Естественно, он не хотел смущать ее своим присутствием, но восторженный друг приглашает его на именины Татьяны. Там же он рассчитывает провести приятный вечер с невестой. Евгений соглашается, но на самом вечере чувствует крайнюю степень неловкости. Во всем он винит Владимира и решает ему отомстить, заигрывая с его возлюбленной, Ольгой, ветреной кокеткой. Ленский был в ярости, ведь ему внимания девушки не досталось. Он вызвал соперника на дуэль, и Евгений не смог отказаться. В итоге Онегин убил товарища из-за своей мелочной и глупой мести. Вот, какими последствиями заканчивается мнимая погоня за справедливостью.

    В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» изображен идеал великодушной женщины. Это Татьяна Ларина. Ее душу поистине можно назвать великой, ведь она пренебрегла своей страстью ради сохранения семейного благополучия. Когда-то в юности девушка сильно полюбила приезжего дворянина, который не принял ее чувств всерьез. Но героиня сохранила их в своем сердце навсегда, хоть и вышла замуж за другого человека. Генерала она не любила, но уважала и была ему благодарна за то обожание, с которым он относился к ней. Когда через много лет Евгений вернулся из странствий по свету, он воспылал страстью к Татьяне. Но она была замужем и отказала тому, кого все еще беззаветно любила. Героиня великодушно отвергла собственное счастье, чтобы сохранить покой и радость близкого человека. Ведь настоящее великодушие требует самоотречения.

    А.С. Пушкин «Дубровский»

    • В повести А.С. Пушкина «Дубровский» автор рассказывает, как одна месть породила другую. Пустяковый конфликт двух помещиков Дубровского и Троекурова перерастает в желание последнего отомстить за удар по самолюбию. Нечестным путем он отнимает имение у друга, в результате чего тот умирает от приступа. Сын Дубровского не может простить Троекурову смерть своего отца и становится разбойником и грабителем, отбирающим имущество у богатых помещиков. Только любовь к Маше Троекуровой заставляет его проявить великодушие и отступиться от главной мести.

  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

    • В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор описывает трагические последствия мести на примере Казбича, который убил похищенную девушку, чтобы отомстить Печорину. В начале главы Максим Максимыч сообщает, что Григорий влюбился в кавказскую красавицу и решил выкрасть ее, подкупив ее брата. Он пообещал ему знаменитую на весь край лошадь Казбича, о которой мечтал Азамат. Сделка свершилась, Бэла оказалась в плену у Печорина. Но ее руки добивался Казбич, поэтому он сильно разозлился, узнав об этом, и решил отомстить обидчику. Когда Григорий с Максимом Максимычем отправились поохотиться, герой забрал девушку, но их быстро нагнали. Спасаясь от погони и понимая, что вдвоем им не уйти, похититель убивает жертву и бросает на дороге. Добился ли он справедливости своей местью? Нет. Он лишь убил прекрасную Бэлу, оставшись ни с чем.

    В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Дело в том, что он пытался произвести впечатление на княжну Мери. Он был влюблен, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную девушку, разыгрывая холодность к ней, что подстегнуло ее самолюбие и разожгло любопытство. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Вместе с друзьями он заметил, как Печорин ночью покидает дом княжны. Он уходил от своей любовницы Веры, но Грушницкий обвинил его в том, что он совращает Мери. Естественно, Григорий вызвал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и избавиться от соперника. Но Григорий раскусил обманщика, и жертвой стал именно Грушницкий. Чего он добился своей местью? Ничего, кроме собственной смерти.

    Сочинение на тему Месть и великодушие

    Великодушие не превращайте в милостыню, а милостыню не выдавайте за великодушие. В.П. Рычков

    Великодушие в политике — нередко высшая мудрость; великая империя и ничтожный ум плохо ладят. Эдмунд Бёрк

    Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов — в инстинкте мести. Ницше Фридрих

    Возмездие преследует каждого, но мало кого догоняет. Мария-Эбнер Эшенбах

    Выше законов может быть любовь! Выше права — милость! Выше справедливости — прощение. Этого достаточно, чтобы не опускаться ниже человеческого уровня. Е.П. Леонов

    Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья. Ницше Фридрих

    Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений и мнений в святое и великое. Виссарион Белинский

    Если гениальность — величие ума, то великодушие — гениальность души. Э.А. Севрус

    Есть простое правило: когда вы проявляете великодушие, следует это делать безыскусно и просто — ибо, если вы произнесете слишком много слов, облагодетельствованный может случайно заглянуть вам в душу, и смажется весь эффект. В. Пелевин

    Именно прощение открывает единственную возможность творчески размышлять о будущем. Дэвид Аллен

    Истинно великодушные люди всегда готовы проявить сострадание, если несчастье их врага превосходит их ненависть. А. Дюма

    История любит жестоко мстить тем, кто истории не знает. Валентин Пикуль

    Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Джордж Бернард Шоу

    Легко обвинять, легко жаждать мщения. Но когда посмотришь на вещи прямо, то замечаешь, как каждое событие завязано на другом, и что иногда вещи случаются потому, что они случаются. Никто не хочет признавать, что это так, поскольку тогда мы не сможем ни на ком выместить собственную боль. Стивен Кинг

    Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. Аристотель

    Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества — присущи только людям с великой душой, помните это! Луи Жаколио

    Многие, ища возмездия за легкие обиды, сами делают их более глубокими для себя. Велик и благороден тот, кто спокойно слушает лай мелких собачонок, как крупный и сильный зверь. Сенека

    Не думайте о том, что ваше прощение означает для ваших противников, тех, кто обижал вас в прошлом. Наслаждайтесь тем, что прощение даёт вам. Научитесь прощать, и вам станет легче идти к своим мечтам, не обременённым багажом прошлого. Ник Вуйчич

    Нельзя прощать только потому, что другого выбора, как ты считаешь, у тебя нет. Это уже не прощение, это капитуляция. Сара Эдисон Аллен

    Простить и забыть — акт божественного великодушия. Петр Квятковский

    Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. Махатма Ганди

    Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. Александр Иванович Герцен

    Прощение предательства немногим отличается от самого предательства. Юрий Нагибин

    Прощение — это дорога с двусторонним движением. Прощая кого-нибудь, мы прощаем в этот миг и самих себя. Пауло Коэльо

    Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести. Сенека

    Сердце матери – глубокая пропасть, на дне которой вы всегда найдёте прощение. Оноре де Бальзак

    Стремясь во что бы то ни стало наказать зло, мы преувеличиваем его значительность, а значит, косвенно способствуем его торжеству, таким образом нарушая извечный баланс и расшатывая сам фундамент Мира. Макс Фрай

    Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его. Бэкон Фрэнсис

    Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. А. Дюма

    Учитель Будда всегда говорил мне, что прощение дарует жизнь. И я согласна. Прощение дарует жизнь — тому, кто прощает. Дэвид Митчелл

    Хочешь порадоваться мгновение — отомсти, хочешь радоваться всю жизнь — прости. Франц Шуберт

    Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему. Франц Кафка

    Этот человек гнетёт меня своим великодушием. А.П. Чехов

    Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить. Ф. Достоевский

    Я считаю, непрощение — это серьёзнейшая проблема, которая сидит в тебе и больше вреда наносит самому тебе. Анатолий Шарий

    РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ

    Как можно раскрывать тему «Месть и великодушие»

    Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести.Прощение и его последствия.

    Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.

    Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.

    Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

    Месть как чувство и действие

    Кровная месть как социально-историческое явление.

    Итоговое сочинение – итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

    См. об итоговом сочинении на сайте “К уроку литературы”

    Сочинение драгоценные книги пример из жизни
    ПОМОГИТЕ СРОЧНО.

    u0414u043bu044f u043cu0435u043du044f u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u0432 u0436u0438u0437u043du0438 u0431u044bu043bu043e u0432u0430u0436u043du044bu043c u043du0430u0439u0442u0438 u0441u0435u0431u0435 u00a0u043au043du0438u0433u0443, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u043eu0439 u0431u044b u044fu0441u043du043e u0440u0430u0441u043au0440u044bu0432u0430u043bu0430u0441u044c u043au0430u043au0430u044f-u043du0438u0431u0443u0434u044c u043fu0440u043eu0431u043bu0435u043cu0430. u041fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u0434u043bu044f u043cu0435u043du044f u043au043du0438u0433u0438 u0438 u0432 u0441u0430u043cu043eu043c u0434u0435u043bu0435 u044fu0432u043bu044fu044eu0442u0441u044f u0434u0440u0430u0433u043eu0446u0435u043du043du044bu043cu0438, u0432u0435u0434u044c u043eu043du0438 u043eu0441u0432u0435u0449u0430u044eu0442 u043cu043du0435 u043fu0443u0442u044c u0432 u0436u0438u0437u043du0438, u0441u0432u0435u0440u043au0430u044eu0442 u0441u0432u043eu0438u043cu0438 u043cu044bu0441u043bu044fu043cu0438, u043au0430u043a u0431u0435u0441u0446u0435u043du043du044bu043cu0438 u043au0430u043cu043du044fu043cu0438. u0418u043cu0435u043du043du043e u0432 u043du0438u0445 u044f u043du0430u0445u043eu0436u0443 u043eu0442u0432u0435u0442u044b u043du0430 u0441u0432u043eu0438 u0432u043eu043fu0440u043eu0441u044b, u0441u0442u0430u0440u0430u044eu0441u044c u0431u044bu0442u044c u043fu043eu0445u043eu0436u0435u0439 u043du0430 u0433u0435u0440u043eu0435u0432, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u043fu0440u0435u043eu0434u043eu043bu0435u0432u0430u044eu0442 u043fu0440u0435u043fu044fu0442u0441u0442u0432u0438u044f, u0431u043eu0440u044eu0442u0441u044f u0441u043e u0437u043bu043eu0434u0435u044fu043cu0438, u043fu044bu0442u0430u044eu0442u0441u044f u0432u043eu0441u0441u0442u0430u043du043eu0432u0438u0442u044c u0441u043fu0440u0430u0432u0435u0434u043bu0438u0432u043eu0441u0442u044c. u0412 u043au043du0438u0433u0430u0445 u0441u043eu0431u0440u0430u043d u0443u043du0438u043au0430u043bu044cu043du044bu0439 u043eu043fu044bu0442 u0432u0441u0435u0445 u043bu044eu0434u0435u0439, u0436u0438u0432u0448u0438u0445 u0434u043e u043cu0435u043du044f, u043cu043eu0438u0445 u043fu0440u0435u0434u043au043eu0432. u0412 u043au043du0438u0433u0435 u0412u0435u043du0438u0430u043cu0438u043du0430 u041au0430u0432u0435u0440u0438u043du0430 u201cu0414u0432u0430 u043au0430u043fu0438u0442u0430u043du0430u201d u044f u043du0430u0448u043bu0430 u0434u0435u0432u0438u0437, u043au0430u043au043eu043cu0443 u0438 u0441u043bu0435u0434u0443u044e u0432 u0436u0438u0437u043du0438: u201cu0411u043eu0440u043eu0442u044cu0441u044f u0438 u0438u0441u043au0430u0442u044c, u043du0430u0439u0442u0438 u0438 u043du0435 u0441u0434u0430u0432u0430u0442u044cu0441u044f!u201c. u041au043du0438u0433u0438 u2013 u044du0442u043e u043du0430u0448u0438 u043du0430u0441u0442u043eu044fu0449u0438u0435 u0434u0440u0443u0437u044cu044f, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u043fu0440u0438u0445u043eu0434u044fu0442 u043du0430u043c u043du0430 u043fu043eu043cu043eu0449u044c u0432 u0442u0440u0443u0434u043du0443u044e u043cu0438u043du0443u0442u0443, u0437u0430u0441u0442u0430u0432u043bu044fu044eu0442 u0437u0430u0434u0443u043cu0430u0442u044cu0441u044f u043du0430u0434 u043cu043du043eu0433u0438u043cu0438 u0432u043eu043fu0440u043eu0441u0430u043cu0438. u041eu043du0438 u0432u043bu0438u044fu044eu0442 u043du0430 u043du0430u0448u0438 u0443u0431u0435u0436u0434u0435u043du0438u044f u0438 u0432u0437u0433u043bu044fu0434u044b, u0431u043bu0430u0433u043eu0434u0430u0440u044f u0438u043c u043cu044b u0441u0442u0430u043du043eu0432u0438u043cu0441u044f u0431u043eu043bu0435u0435 u043fu0440u0438u043du0446u0438u043fu0438u0430u043bu044cu043du044bu043cu0438 u0438 u0431u043eu043bu0435u0435 u0447u0435u0441u0442u043du044bu043cu0438, u043cu0443u0434u0440u044bu043cu0438 u0438 u0441u043eu0447u0443u0432u0441u0442u0432u0443u044eu0449u0438u043cu0438 u0434u0440u0443u0433u0438u043c u043bu044eu0434u044fu043c. u041cu044b u043cu043eu0436u0435u043c u0437u0430u043cu0435u0447u0430u0442u044c u0433u0440u0443u0441u0442u044c u0432 u0433u043bu0430u0437u0430u0445 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430, u043au043eu0433u0434u0430 u043eu043d u0441u043cu0435u0451u0442u0441u044f, u0432u0438u0434u0435u0442u044c u043fu0440u0438u0447u0438u043du044b u0442u043eu0433u043e, u0447u0442u043e u043fu0440u043eu0438u0441u0445u043eu0434u0438u0442. u041fu0435u0440u0435u0434 u043du0430u043cu0438 u0440u0430u0441u043au0440u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u0441u043bu043eu0436u043du0430u044f u043au0430u0440u0442u0438u043du0430 u043eu043au0440u0443u0436u0430u044eu0449u0435u0433u043e u043du0430u0441 u043cu0438u0440u0430 u0441 u0435u0433u043e u0440u0430u0434u043eu0441u0442u044fu043cu0438 u0438 u043fu0435u0447u0430u043bu044fu043cu0438, u0438 u043cu044b u0432u043cu0435u0441u0442u0435 u0441 u043au043du0438u0433u0430u043cu0438 u0443u0447u0438u043cu0441u044f u043fu043eu043du0438u043cu0430u0442u044c u0432u0441u0435 u0435u0433u043e u0442u0430u0439u043du044b. u041au043du0438u0433u0438 u2013 u043du0430u0448u0438 u043fu0440u043eu0432u043eu0434u043du0438u043au0438 u0432 u0436u0438u0437u043du0438, u043eu043du0438 u2013 u0441u0430u043cu0430u044f u043du0430u0441u0442u043eu044fu0449u0430u044f u0434u0440u0430u0433u043eu0446u0435u043du043du043eu0441u0442u044c u0434u043bu044f u043du0430u0441.

    Ответ:

    Для меня всегда в жизни было важным найти себе книгу, в которой бы ясно раскрывалась какая-нибудь проблема. Поэтому для меня книги и в самом деле являются драгоценными, ведь они освещают мне путь в жизни, сверкают своими мыслями, как бесценными камнями. Именно в них я нахожу ответы на свои вопросы, стараюсь быть похожей на героев, которые преодолевают препятствия, борются со злодеями, пытаются восстановить справедливость. В книгах собран уникальный опыт всех людей, живших до меня, моих предков. В книге Вениамина Каверина “Два капитана” я нашла девиз, какому и следую в жизни: “Бороться и искать, найти и не сдаваться!“. Книги – это наши настоящие друзья, которые приходят нам на помощь в трудную минуту, заставляют задуматься над многими вопросами. Они влияют на наши убеждения и взгляды, благодаря им мы становимся более принципиальными и более честными, мудрыми и сочувствующими другим людям. Мы можем замечать грусть в глазах человека, когда он смеётся, видеть причины того, что происходит. Перед нами раскрывается сложная картина окружающего нас мира с его радостями и печалями, и мы вместе с книгами учимся понимать все его тайны. Книги – наши проводники в жизни, они – самая настоящая драгоценность для нас.

    Читайте также:  Жизненный путь - это постоянный выбор сочинение 11 класс

    Сочинение Примеры драгоценных книг из жизни

    Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

    9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В. В. Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Виноградова.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, — одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой».

    Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ?

    Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое драгоценные книги», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    (1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.

    (2)«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый похвалой, свои образцы.

    (3)Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на меня магическое действие. (4)На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.

    (6)Кем я только не был!

    (7)И Филипком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся. (8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.

    (9)Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории.

    (10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

    (13)Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, — одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой.

    * Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

    Укажите ошибочное суждение.

    1) В слове ВЬЮГА пять звуков.

    2) В слове ЧЕЧЁТКА все согласные звуки твёрдые.

    3) В слове ВСЕГДА все согласные звуки имеют пару по глухости — звонкости.

    4) В слове ВООБРАЖАЯ пять слогов.

    В слове ЧЕЧЕТКА согласный Ч всегда мягкий, не имеет пары по твердости.

    Правильный ответ указан под номером 2.

    Замените книжное слово «надлежало» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    «Приходилось» не подходит, не то значение.

    Ответ: предстояло|нужно было|было нужно|надо было|следовало|полагалось.

    Список слов, которые могут быть верными ответами:

    пред­сто­я­ло, нужно было (было нужно), надо было (было надо), следовало, полагалось.

    Если Вы указали слово из списка, ответ верен.

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В. В. Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

    Самое удивительное изобретение человека — это язык. Однако, как и всякое изобретение, язык «раскрывается» в полной мере только в умелых руках. Не каждый может с легкостью передать свои мысли и чувства — этому необходимо учиться. Только в этом случае можно по достоинству оценить утверждение известного лингвиста В. В. Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».

    Наглядно можно это доказать на примерах из текста Альберта Лиханова. Например, в предложении 1 используются слова с суффиксами оценки: уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают создать яркий образ комнаты, где происходит действие (комнатушке), передать, насколько бережно относится герой к книгам, которые «лечит» (серединке, корешок).

    В предложении 2 («Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый похвалой, свои образцы) автор использует метафоры: одетая книга, библиотечные кулисы, позволяющие читателю уловить настроение героя, его отношение к своему занятию, к библиотеке.

    Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как привычное, на первый взгляд, слово в умелых руках становится выразительным средством, помогает раскрыть содержание, работая на авторский замысел. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что высказывание В. В. Виноградова верно.

    15.1 Самое удивительное изобретение человека — это язык. Однако, как и всякое изобретение, язык «раскрывается» в полной мере только в умелых руках. Не каждый может с легкостью передать свои мысли и чувства — этому необходимо учиться. Только в этом случае можно по достоинству оценить утверждение известного лингвиста В.В. Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».

    Наглядно можно это доказать на примерах из текста Альберта Лиханова. Например, в предложении 1 используются слова с суффиксами оценки: уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают создать яркий образ комнаты, где происходит действие (комнатушке), передать, насколько бережно относится герой к книгам, которые «лечит» (серединке, корешок).

    В предложении 2 («Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый похвалой, свои образцы) автор использует метафоры: одетая книга, библиотечные кулисы, позволяющие читателю уловить настроение героя, его отношение к своему занятию, к библиотеке.

    Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как привычное, на первый взгляд, слово в умелых руках становится выразительным средством, помогает раскрыть содержание, работая на авторский замысел. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что высказывание В.В. Виноградова верно.

    15.2 Финал текста Альберта Лиханова подтверждает передаваемое на протяжение всего повествования трепетное отношение героя к книгам. Он полностью погружается в неизведанный мир, фантазия уносит его в далёкие миры, погружая в водоворот событий книги.

    Находим подтверждение нашему предположению в рассказе о необыкновенных превращениях: вот мальчик видит себя в образе Филипка, вот он уже смелый Гаврош, а вот неожиданно оказывается в сказке в образе царевича Гвидона (предложения номер 7, 9, 10). К таким перевоплощениям способен только человек с открытой душой и поразительным воображением. А помогли ему в этом книги.

    Герой благоговейно относится к книгам, среди них он чувствует себя, как в своей стихии, вот почему он так бережно ухаживает за книгами: склеивает, подписывает, «одевает» (предложения номер 1, 2).

    Избитая фраза «Книга — лучший друг» в отношении героя Лиханова звучит как определяющая, потому что подтверждает роль книги в жизни мальчика. Когда человек с ранних лет научается дружить с книгой, он непременно приобретает вдумчивого и грамотного собеседника.

    15.3 Драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение, укрепляют фундамент духовной жизни. Хорошо, если в жизни тебе пришлось иметь дело именно с такими книгами, если у тебя есть книги, к которым хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы напитаться уже пережитым и получить новые впечатления.

    Герой Альберта Лиханова нашёл в жизни свои драгоценные книги. Он полностью погружается в неизведанный мир, фантазия уносит его в далёкие миры, погружая в водоворот событий книги. Находим подтверждение нашему предположению в рассказе о необыкновенных превращениях: вот мальчик видит себя в образе Филипка, вот он уже смелый Гаврош, а вот неожиданно оказывается в сказке в образе царевича, сына Гвидона. К таким перевоплощениям способен только человек с открытой душой и поразительным воображением. А помогли ему в этом книги.

    Среди своих драгоценных книг я бы назвала «Капитанскую дочку» Пушкина. Эта книга научила меня видеть подлость, отличать истинное достоинство от показухи, стремиться быть человеком чести в любых ситуациях. На меня произвели сильное впечатление смелость и бесстрашие Петра Гринёва, самоотверженность Маши Мироновой, свободолюбие Пугачёва. К этой книге хочется возвращаться, как к добрым друзьям, советоваться с её героями.

    Пристальное внимание в наш век компьютеризации и всемогущего интернета всё же должны заслуживать книги, особенно в детстве, ведь от того, на каком фундаменте будет закладываться дом, зависит прочность всего строения. Пусть этим фундаментом станут добрые и поучительные книги.

    сочинения ОГЭ 2016 / сочинение о драгоценных книгах

    Драгоценные книги – это те книги, которые произвели на нас особое впечатление, оставили какой-то след в душе. Они стали нашими надёжными друзьями, помогающими разобраться в себе, найти ответы на важные для нас вопросы. Эти книги заставляют нас думать, размышлять, они обогащают наш духовный мир, формируют нравственные принципы.

    В тексте А. Лиханова есть пример, подтверждающий мои мысли. Книги, прочитанные мальчиком, оказывали на него «магическое действие». Их герои оживали в его воображении. Он мысленно превращался то Филипка, то в царя Гвидона, то в Гавроша. Эти книги переносили его в другую жизнь, яркую, полную приключений и опасностей.

    Для меня одной из самых драгоценных книг стала повесть А. Грина «Алые паруса». Она учит нас мечтать, верить в чудо, бороться за своё счастье, не унывать и не отчаиваться. Ассоль и Грэй сотворили счастье своими руками, сами добились того, чтобы волшебное предсказание исполнилось.

    Таким образом, драгоценные книги открывают перед нами целый мир, очищают душу, дарят радость.

    Драгоценные книги – это те книги, которые произвели на нас особое впечатление, оставили какой-то след в душе. Они стали нашими надёжными друзьями, помогающими разобраться в себе, найти ответы на важные для нас вопросы. Эти книги заставляют нас думать, размышлять, они обогащают наш духовный мир, формируют нравственные принципы.

    . В тексте В. М. Пескова есть пример, подтверждающий мои мысли. Герой рассказывает о том, как книга помогла ему поверить в людей, в их доброту и бескорыстие. Когда в поезде мальчик уронил свою чудесную книгу между окнами вагона, другие пассажиры поняли его горе и отчаяние и постарались помочь. Семь человек прислали ему такую же книгу. Они так поступили, потому что в их мире книги тоже играли очень важную роль.

    Для меня одной из самых драгоценных книг стала повесть А. Грина «Алые паруса». Она учит нас мечтать, верить в чудо, бороться за своё счастье, не унывать и не отчаиваться. Ассоль и Грэй сотворили счастье своими руками, сами добились того, чтобы волшебное предсказание исполнилось.

    Таким образом, драгоценные книги открывают перед нами целый мир, очищают душу, дарят радость.

    Драгоценные книги – это те книги, которые произвели на нас особое впечатление, оставили какой-то след в душе. Они стали нашими надёжными друзьями, помогающими разобраться в себе, найти ответы на важные для нас вопросы. Эти книги заставляют нас думать, размышлять, они обогащают наш духовный мир, формируют нравственные принципы.

    В тексте А. Лиханова есть пример, подтверждающий мои мысли. Мальчики впервые открыли для себя чудесный мир стихов Пушкина. Волшебные строчки наполнили их душу восторгом, который трудно было держать в себе, переполнявшие чувства требовали выхода, поэтому ребята даже в повседневной речи постоянно стали употреблять пушкинские слова.

    Для меня одной из самых драгоценных книг стала повесть А. Грина «Алые паруса». Она учит нас мечтать, верить в чудо, бороться за своё счастье, не унывать и не отчаиваться. Ассоль и Грэй сотворили счастье своими руками, сами добились того, чтобы волшебное предсказание исполнилось.

    Таким образом, драгоценные книги открывают перед нами целый мир, очищают душу, дарят радость.

    Драгоценные книги – это те книги, которые произвели на нас особое впечатление, оставили какой-то след в душе. Они стали нашими надёжными друзьями, помогающими разобраться в себе, найти ответы на важные для нас вопросы. Эти книги заставляют нас думать, размышлять, они обогащают наш духовный мир, формируют нравственные принципы.

    В тексте В. П. Крапивина есть пример, подтверждающий мои мысли. Герой рассказывает о книге С. Григорьева «Малахов курган», которая произвела на него неизгладимое впечатление. Он несколько раз её перечитывал, и она просто завораживала его. Он живо представлял себе всё, о чём в ней говорится. Эта книга дарила ему то, что больше всего его волновало в тот момент: она переносила его в горячо любимый Севастополь.

    Для меня одной из самых драгоценных книг стала повесть А. Грина «Алые паруса». Она учит нас мечтать, верить в чудо, бороться за своё счастье, не унывать и не отчаиваться. Ассоль и Грэй сотворили счастье своими руками, сами добились того, чтобы волшебное предсказание исполнилось.

    Таким образом, драгоценные книги открывают перед нами целый мир, очищают душу, дарят радость.

    Драгоценные книги – это те книги, которые произвели на нас особое впечатление, оставили какой-то след в душе. Они стали нашими надёжными друзьями, помогающими разобраться в себе, найти ответы на важные для нас вопросы. Эти книги заставляют нас думать, размышлять, они обогащают наш духовный мир, формируют нравственные принципы.

    В тексте А. Лиханова есть пример, подтверждающий мои мысли. Мы видим, какой восторг испытали дети, когда узнали, что теперь могут записаться в библиотеку. Они воспринимали это и как возможность попасть в мир, который раньше был недоступен, и как признак своей взрослости, самостоятельности. Анна Николаевна попыталась с самого начала привить детям особое отношение к книге, воспитать в них ответственность.

    Для меня одной из самых драгоценных книг стала повесть А. Грина «Алые паруса». Она учит нас мечтать, верить в чудо, бороться за своё счастье, не унывать и не отчаиваться. Ассоль и Грэй сотворили счастье своими руками, сами добились того, чтобы волшебное предсказание исполнилось.

    Читайте также:  Сочинение Нужно ли учитывать опыт старших поколений?

    Таким образом, драгоценные книги открывают перед нами целый мир, очищают душу, дарят радость.

    Как Вы понимаете значение словосочетания ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ?

    Жизнь человека неразрывно связана с литературой и книгами. За свою жизнь мы успеваем прочесть множество самых разных произведений. Какие-то из них нравятся нам, другие – нет, однако есть в жизни каждого человека совершенно особенные, драгоценные книги. Эти книги учат человека тому, как правильно жить, помогают принять решения, оставляют неизгладимый след в памяти.

    Я считаю, что в жизни каждого человека должна быть такая книга, с которой он пройдёт большую часть своей жизни. Желательно, чтобы такое произведение появилось ещё в детстве, помогало ребёнку формировать основы его мировоззрения, верные убеждения и установки. Вряд ли для кого-то будет секретом, что литература, которую мы читаем, влияет на то, какими людьми мы становимся. Именно по этой причине очень важно выбрать верную книгу, на которую можно было бы опираться в трудные моменты своей жизни.

    Моей любимой книгой является произведение Фреда Адра «Лис Улисс». Сам автор не определяет жанр этой книги и даже возрастной диапазон, для которого она предназначена – у этой книги нет границ. Это произведение помогает мне всякий раз, когда в моей жизни скапливается много негатива, стресса, проблем. Она полна изящного юмора, забавна по своему содержанию, однако в ней есть много философских убеждений, раскрывающихся в переживаниях главного героя, который постоянно находится в поисках верного решения, правильного выбора. Главные герои книги – животные, которые живут в точности как люди, поэтому в ней достаточно глубоко раскрыты многие аспекты жизни современного человека. Я перечитывала эту книгу уже очень много раз, но мне всегда становится легче после погружения в мир этого произведения: успеваешь и отдохнуть, и пересмотреть свои жизненные позиции. Впервые я прочла её ещё в детстве, поэтому с уверенностью могу сказать, что данное произведение по-настоящему воспитало меня и продолжает воспитывать до сих пор. Сколько бы раз я ни читала её, открываю для себя всё новые и новые грани этой истории. Думаю, именно в этом заключается наибольшая ценность книги – чем больше ты читаешь её, тем лучше понимаешь, больше замечаешь.

    Таким образом, драгоценные книги — это те книги, которые занимают особое место в сердце человека. После их прочтения человек уже не остаётся прежним, они заставляют его становиться лучше. Я считаю, что у каждого из нас обязательно должна быть своя драгоценная книга.

    Сочинение 2

    Среди многочисленных увлечений, занятий человека чтение занимает одно из главных мест в его жизни. При этом каждый из нас имеет свои предпочтения в литературе, останавливаясь на том или ином произведении. Многое можно рассказать о человеке по тому, какую книгу он выделяет среди остальных. При этом есть те писатели, жанры, которые становятся на определенном жизненном этапе главными, любимыми. Речь идет о драгоценных книгах, которые имеют особую значимость, ценность в жизни людей. Именно они способны оставить большое впечатление в душе читателя.

    Находя в романах, очерках, рассказах и других жанрах литературы разных стран близкие для себя темы, мы познаем новое, исправляем собственные ошибки на примерах других, наслаждаемся пейзажами природы родного края. Все это происходит благодаря таланту создателей произведений, которые будто пропускают через себя различные проблемы, прежде чем предоставить на суд читателю. Книги, которые помогают преодолеть грустные мысли, воспитать в себе лучшие человеческие качества, нередко лечат душевное состояние, успокаивают, заставляют радоваться жизни, улыбаться. Чаще всего книги, которые мы относим к драгоценным, передаются от одного поколения к другому. Они со временем становятся бессмертными.

    В качестве примера можно привести бессмертную поэзию Сергея Есенина, которая вызывает особое мироощущение. Одна из его главных тем – взаимоотношение человека и природы. Символы нашей страны, объекты, находящиеся вокруг, о которых он упоминает в стихотворениях, помогают раскрыть все тайны окружающего мира родного края, почувствовать любовь поэта к природе и всему живому страны. После прочтения «Береза» и других стихотворений мир кажется гармоничным, появляется огромный запас жизненной энергии, обостряются чувство красоты и доброжелательности.

    Любая из басен И. Крылова заставляет задуматься о своем поведении, посмотреть на себя со стороны, не заниматься критикой других людей, а задать вопросы себе самому. Благодаря противопоставлению черт характеров героев, в роли которых выступают часто животные, насекомые и птицы, читатель проникается в сюжет настолько, что становится участником вымышленных историй. Хорошее привлекает всегда. Поэтому для многих драгоценной настольной книгой является сборник басен Крылова.

    Таким образом, каждый человек знаком с понятием драгоценная книга. Однако мы вправе оставлять за собой выбор, каким именно должен быть жанр и писатель. Главное, чтобы читатель искренне сопереживал ее героям, а книга впоследствии стала источником нравственного воспитания, наставником на жизненном пути.

    Готовое сочинение-рассуждение 9.3 «Что такое драгоценные книги»

    Драгоценные книги — произведения, которые поражают человеческое воображение, дарят незабываемые впечатления, расширяют кругозор и учат нас нравственности. Почти каждый человек сможет назвать хотя бы одну книгу, которая когда-то потрясла его, заставила испытать незабываемые эмоции, научила его какой-либо мудрости, которую он с удовольствием бы перечитал или постоянно перечитывает. Приведу пример из текста Лиханова А.А. и своего жизненного опыта. В тексте главный герой рассказывает нам о том, как он в тишине закутка с удовольствием читал книги, как герои оживали в его воображении. Кем он только себя не представлял: и Филипком из рассказа Л.Н. Толстого, и царевичем, сыном Гвидона, из сказки А. С. Пушкина, и многими другими героями (предложения 7-9). Именно эти книги поразили воображение мальчика, дарили незабываемые впечатления, он словно оказывался в другой жизни, примерял на себя разные роли, хотел про

    Драгоценные книги — примеры из жизни

    Для библиотеки нет ничего романтичного в краже драгоценных книг, однако драгоценность их состоит в исключительной редкости, с точки зрения истории. Но ведь есть драгоценные книги для каждого из нас, и они очень разнообразны. Драгоценность их заключается в индивидуальном влиянии на определенного человека.

    Книги считаются лучшим другом людей, поскольку они никогда не лгут им и всегда помогают в расширении знаний и осведомленности о любой теме, существующей в мире. Книги по-прежнему являются лучшим вариантом для получения знаний и информации по любой теме в этом быстро развивающемся мире, основанном на технологиях, где интернет распространяет свои корни повсюду. Книги — это лучшая компания для людей, которая позволяет им чувствовать себя довольными и расслабленными во время чтения книг и позволяет людям забыть обо всех психических нарушениях, окружающих их. Мы все должны уделить немного времени себе и использовать это драгоценное время для получения знаний, читая хорошие книги.

    Больше всего меня впечатлила книга «История моих экспериментов с истиной», автобиография Махатмы Ганди. Это книга всех времен. Эта великая книга вдохновила и повлияла на миллионы людей во всем мире. Многие люди написали автобиографии. Но автобиография Ганди является уникальной в двух отношениях. Одним из них является абсолютное смирение автора. Другой — его абсолютная честность. Само название книги является ярким свидетельством этих двух аспектов. Ганди не говорит о своих достижениях в жизни. Он утверждает, что провел всего несколько экспериментов в жизни. Целью этих экспериментов было выяснить правду. Он не утверждает, что узнал правду. Он приложил некоторые усилия в этом направлении. Это наглядное свидетельство великого смирения этой благородной души.

    Загадка Отилии Джорджа Келинеску это один из немногих румынских романов, который мне очень понравился и который мне показался интересным. Отилия очень трудный персонаж, и у нее много лиц, хотя она и не думает, что она ложная. Я бы скорее сказал, что она ведет себя в соответствии с темпераментом других. Повествование развивается в нескольких повествовательных планах. Чему меня научила эта книга? Что я должен держать глаза широко открытыми и ценить людей, которые искренне заботятся обо мне.

    В заключение можно сказать, что книги — это хранилище знаний и мудрости, которое передает всю важную информацию в сознание читателя с ощущением счастья и удовлетворения. Никогда не поздно иметь хорошую привычку читать хорошие книги, независимо от возраста, поэтому начинайте читать.

    9 класс ОГЭ 15.3

    Определение

    Существует большое количество мнений о том, какое определение дать понятию «драгоценные книги». Немало споров среди ученых, занимающихся лингвистикой, и обычных людей решаются и в настоящее время.

    Так, одним из наиболее популярных мнений является литература, которая высоко ценится людьми, учит их нравственности и человечности, – это драгоценные книги. Это определение используется в качестве опоры для различных сочинений, проектных и научных работ. Однако существуют и другие его вариации. Например:

    1. Это книги, богатые не снаружи, а внутри.
    2. Это произведения, которые отражают величайшие проблемы человечества и предлагают их решения.
    3. Это литература, которая меняет внутренний мир человека, делает его более добрым, отзывчивым.
    4. Это книги, развивающие в людях чувство патриотизма и любви к Родине.

    Список

    Не существует таких книг, которые драгоценны сразу для всех читателей. Каждый человек самостоятельно выбирает те книги, которые сделали его лучше. Он анализирует прочитанное и делает из него выводы, что пригождаются ему в дальнейшей жизни и предостерегают его от ошибок в будущем.

    Однако существует ряд произведений, которые высоко ценятся по всему миру. Эти рассказы, повести, романы открыли в людях чувство прекрасного, расширили их кругозор, в конце концов, отразили историю на своих страницах. К драгоценным книгам относятся следующие произведения, получившие признание во всех уголках планеты под названием Земля. Конечно же, невозможно в одну статью уместить список всех драгоценных книг. Вот те произведения, которые являются самыми яркими примерами ценнейших книг на Земле:

    1. «Война и мир», чьим автором является известный русский писатель по имени Лев Николаевич Толстой. Это произведение объемом в четыре тома не только рассказывает о российской истории, но и помогает разобраться в отношениях между людьми.
    2. «Капитанская дочка» – одно из нескольких драгоценных произведений, вышедших из-под пера Александра Пушкина. У него можно поучиться прощению.

    Русские писатели и поэты очень часто писали драгоценные книги. Пример из литературы, иллюстрирующий это, – рассказ «Матренин двор». Это произведение повествует о праведниках в нашей жизни.

    Введение

    Чтение – это процесс познания человеком мировых истин. Литература помогает не только отвлечься от насущных проблем, но и узнать много новой информации. Книги накапливают знания и мудрость всех народов мира. Человек, который читает различные произведения, знакомится с историей. Через выдуманные, а порой и реальные истории любитель литературы способен прикоснуться к прошлому своего народа, понять то, как люди жили раньше, как они говорили и чувствовали.

    Роль книги и литературы в целом в жизни человека отмечалась многими, в частности ценителями слова и искусства – писателями, поэтами, драматургами. И отечественные, и зарубежные авторы подчеркивали необходимость чтения, его способность сделать человека не только любознательным, но и счастливым. Писатели говорили о том, что отношение человека к чтению указывает на его истинное лицо.

    Сочинение

    Школьники, сдающие экзамены по русскому языку, столкнутся с сочинением на тему «Драгоценные книги». 15.3 – это задание, которое требует от учащихся умения анализировать прочитанное, приводить аргументы в пользу своих суждений, и, самое главное, разбираться в «нравственном» словаре. Знать, что такое любовь, ненависть, дружба, добро, зло и прочее – вот что необходимо на экзамене по русскому языку.

    Для того чтобы справиться с сочинением и получить высший балл за свою работу, необходимо понимать, что существует ряд требований, которым, конечно же, нужно соответствовать. Например, в 2020 году при выполнении задания 15.3 ученики должны были привести один аргумент из предоставленного им текста, а второй пример – из жизни. Кроме того, были и другие требования:

    1. Написать начальный и заключительный абзац, в первом подготовив читателя к тому, что ему придется изучить, а в последнем сделав вывод.
    2. Разделить сочинение на смысловые части. Умение распределять мысли по разным абзацам очень ценится на экзаменах.
    3. Не «сочинять» то, о чем не было сказано в исходном тексте, приводя из него аргумент.
    4. Писать если не красиво, то аккуратно. Почерк должен быть разборчивым, чтобы проверяющие могли разобрать то, что написал ученик, не напрягая органы зрения.

    Очень важно, чтобы объем сочинения вписывался в нормы. Необходимо сосчитать количество слов и убедиться в том, что написано более семидесяти. В противном случае сочинение будет оценено нулем баллов, что плохо отразится на всей экзаменационной работе. Ведь, как известно, за задания 15.1-15.3 учащийся получает достаточное количество баллов для того, чтобы улучшить свою оценку.

    Драгоценные книги – что такое? Школьникам следует подумать над ответом на этот вопрос, ведь одна из экзаменационных тем – сочинение о самых важных книгах.

    ​​​​​​​Что такое драгоценные книги? (по А.Лиханову)

    Что такое драгоценные книги? (по А.Лиханову)

    Как я понимаю словосочетание «драгоценный книги»? Я думаю, книги называются драгоценными, потому что они помогают людям фантазировать, проживать прочитанное и чувствовать себя на месте любимого героя. Это позволяет тебе, даже если ты не очень сильный, храбрый, решительный, стать таким в своём воображении.

    Пример того, какое воздействие оказывает книга на своего читателя, можно увидеть в тексте писателя А. Лиханова. Автор рассказывает о мальчике, на которого «благоговейная тишина, запахи книг» оказывали магическое действие. Герой настолько вчитывался в истории, рассказанные на страницах произведений, что проживал жизнь персонажей и мог своими фантазиями изменять сюжет к лучшему. Книги для школьника были настоящей драгоценностью, ведь с Филиппком, царем Гвидоном и Гаврошем мальчик учился быть храбрым и находчивым.

    В моей жизни тоже есть книга, которая произвела на меня большое впечатление. Я говорю о повести А. С. Пушкина « Капитанская дочка». Главный герой произведения — Петр Гринев — стал для меня примером порядочности, честности, верности своему воинскому долгу. У него я учусь оставаться человеком и с друзьями, и перед лицом врагов.

    Я считаю, что любимые книги должны быть в жизни каждого человека, потому что они открывают перед читателем новые миры, учат правильному отношению к жизни и умению вовремя исправлять ошибки
    Текст А. Лиханова
    (1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора. (2)«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый похвалой, свои образцы. (3)Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на меня магическое действие. (4)На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев. (6)Кем я только не был! (7)И Филипком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся. (8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке. (9)Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории. (10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений. (13)Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой.

  • Ссылка на основную публикацию