Сочинение Почему нужно уважать старших? 11 класс ЕГЭ

Сочинение по литературе в декабре. 11 класс. Примерные общие темы по направлению «Я и другие».

Примерные общие темы по направлению «Я и другие».
  • Какова роль дружбы в жизни человека?

Комментарий.

Дружба – один из важнейших типов взаимоотношений между людьми. Она делает человека духовно богатым, позволяет ему проявлять лучшие свои качества, заставляет самосовершенствоваться. С друзьями человек становится сильнее, чувствует свою защищённость. Примерный круг вопросов по данной теме: что сближает людей, лежит в основе их дружбы? трудно ли быть другом? почему человек должен постоянно самосовершенствоваться, чтобы сохранить дружбу? почему ложь, эгоизм, предательство могут разрушить дружбу?

Нужно подготовить аргументы по произведениям, в которых раскрыта тема дружбы (например, «Дети подземелья» В.Г. Короленко, «Детство» А.М. Горького).

  • Как на свете без любви прожить?

Комментарий.

Любовь – удивительное, сильное чувство, которое делает человека счастливым. Она может быть не только взаимной, но и безответной. В любви проявляются как лучшие, так и худшие стороны человека. Почему исчезает любовь? Кто виноват, что любовь ушла? Каким надо быть, чтобы тебя полюбили искренне? Как сохранить любовь? Эти и многие другие вопросы могут быть в основе рассуждений.

Необходимо подготовить для аргументов 2-3 произведения о счастливой, несчастной любви, об эгоизме в любви. Примеры: А. Куприн «Гранатовый браслет», А. И. Тургенев «Ася», Л.Н. Толстой «Война и мир», А.М. Горький «Макар Чудра» и др.

  • Причины конфликтов между людьми и человеком и обществом.

Комментарий.

Конфликты в обществе неизбежны. Другое дело, как человек выходит из них, может ли он достойно повести себя. Приведу примерные вопросы, которые могут лежать в основе сочинения по данному направлению. Каковы причины конфликтов? (Это и особенности характера самого человека, и глубокие противоречия в обществе, и разные позиции по каким-то вопросам). Можно ли избежать конфликтов и как это сделать? Каковы пути выхода из конфликтной ситуации?

Произведения, которые можно использовать в качестве аргументов по данной теме: А.С. Грибоедов «Горе от ума», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», А.М. Горький «Старуха Изергиль» (Легенда о Ларре).

  • Почему так важно быть толерантным?

Комментарий.

Данная тема связана с предыдущей, ведь умение быть толерантным необходимо, чтобы избежать конфликтов, понимать других, принимать взгляды, интересы. В основе отношений между людьми должно лежать основное правило нравственности: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе». Быть толерантным важно потому, что это поможет избежать накала в отношениях с другими, создаст комфортную атмосферу, в которой легко и интересно работать и жить, это поможет приобрести друзей и единомышленников.

Произведения, которые стоит вспомнить по данной теме: «Поучение» Владимира Мономаха, А.М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль» (Легенда о Ларре).

  • Почему так важно жить по законам морали?

Комментарий.

Данная тема очень широкая, ведь мораль – это нравственные законы, по которым должен жить человек в обществе. В основе морали лежат понятия добра и зла, совести, чести, справедливости, милосердия. Снова вспомним золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе». Жить по законам морали порой бывает трудно, но это просто необходимо. Нужно, чтобы человек мог уважать сам себя за свои поступки, слова, за своё отношение к окружающим. Тогда уважительно будут относиться и к нему. Аморальное же поведение вызывает в обществе протест, который может выражаться по -разному – от обычного осуждения до изгнания, когда человек будет просто одинок среди других.

Произведения по теме: А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Мёртвые души», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», А.М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль» (Легенда о Ларре). Хочу порекомендовать сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»- прочитайте её, есть ещё время.

  • Что значит «быть» и «казаться»?

Комментарий.

Каков человек? Порой бывает очень трудно понять это. Всем хочется, чтобы о них у людей складывалось хорошее впечатление. Стремление казаться лучше, чем они есть, свойственно многим людям. В душу человеку не заглянешь. Вспомним Ф.И. Тютчева:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Согласитесь, что доля правды есть в этих словах. Человек не раскроет душу другому, лишь очень близким он может довериться, но и даже в отношениях с ними он не бывает до конца открыт, «тёмные аллеи» души есть у каждого из нас.

Но одно дело не раскрывать себя полностью, другое- «казаться» таким, каким ждут от тебя в обществе, или делать это для личной выгоды — лицемерить, подстраиваться под других, «быть» лучше, чем есть на самом деле. Вот это двуличие страшно, так неизвестно, чего можно ждать от таких людей.

Необходимо стремиться на самом деле быть лучше. Это требует большой работы души, на это способны сильные, настойчивые, просто порядочные люди. А маска — признак слабости или же огромного эгоизма.

Произведения по теме: А.С. Грибоедов «Горе от ума» (Молчалин), Н.В .Гоголь «Мёртвые души» ( Чичиков), Л.Н. Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова и Элен Курагина).

Общие выводы.

Направление «Я и другие» нацелено на рассуждения по нравственным темам. Данные темы раскрываются практически в любом произведении. Просто нужно уметь разглядеть, понять это.

Необходимо готовить для аргументов такие произведения, в которых поднято как можно больше нравственных проблем.

Вы, наверное, обратили внимание, что я рекомендую примерно одни и те же произведения, все они по школьной программе, о них вы говорили на уроках, поэтому помните лучше остальных. Это универсальные примеры произведений, вспомнив их, вы будете готовы буквально к любой теме по направления «Я и другие».

Читайте, вспоминайте произведения, героев, содержание, конспектируйте важное — в общем, готовьтесь!

Уважение к минувшему

Скачать сочинение

Нельзя не согласиться с данным высказыванием А. С. Пушкина. Я глубоко убеждён, что только культурный человек может проявить настоящее уважением к прошлому. Времена меняются. Меняется и культура людей. Многое уходит в прошлое и становится забытым. Интересно, насколько велико уважение к минувшему в наши дни?

Наше прошлое – наши предки. Несомненно, мы должны почитать культуру и ценности минувших лет, почитать предков. Именно благодаря им мы живём в сегодняшнем мире. По-моему, уважение к прошлому начинается с уважения к своему роду, к его традициям, переходящим из поколения в поколение. В пример приведу фамильный род Болконских из известного романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В их семье сложился обычай называть новорождённого в честь деда. Так, например, князь Андрей (Андрей Николаевич) назвал своего сына Николенькой, именем своего отца Николая. Я считаю, что почитание своей родословной, бесспорно, является и уважением к самому себе. Человек, уважающий свои корни, уважает и историю страны.

Прошло уже шестьдесят лет со Дня Победы над фашизмом. Однако ужасаешься, когда замечаешь те жалкие условия, в которых доживают свою жизнь те немногие из оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Непонятно, почему такую, несомненно, великую для всего человечества дату, как 9 Мая, вычеркнула из своего календаря Эстония, которая ранее входила в состав СССР. Разве люди, которые проливали кровь, защищая отечество, не заслужили к себе уважения?

Память к заслуженному человеку увековечивается в памятниках. Но почему-то в наше время памятникам не уделяется должного внимания. Уже не видно прежнего ухода за ними, а только разрушаются одна за другой никому не нужные каменные глыбы. Вспомним недавние события с демонтажем в Эстонии памятника русским солдатам, погибшим в Великой Отечественной войне. Бедные ветераны шли на защиту памятника своим собратьям, на защиту своего прошлого. Как видно, прошлое, каким бы оно ни было, перестают уважать, пытаются от него избавиться.

Прошлое, как я считаю, бесценно. Меня приводит в недоумение тот факт, что нумизматы, продавая ордена и медали ветеранов, делают себе состояние. Молодое поколение, к сожалению, не придаёт большого значения подвигам отцов и детей. Они не понимают, что ордена и медали давали не просто так. Для них подвиги прошлых поколений – пустой звук. Так же, как и главный герой произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров, идеологию которого я вовсе не принимаю, молодежь считает, что необходимо провести «дренаж почвы» , забыть все достижения прошлого, создать совершенно новую жизнь.

Это касается и литературы. Подобно Маяковскому, который хотел «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности», новые поколения, как поколения «нигилистов», не желают более наслаждаться «классикой», предпочитая ей «книги-пустышки», лишённые, на мой взгляд, в своём содержании всякого смысла; либо вообще выбирая жизнь без книги, что, по-моему, кажется довольно-таки печальным.

С горечью вспоминая трагические события, связанные с террористическими актами в США 11-го сентября, уже мало кто помнит дель освобождения Ленинграда от блокады или войну в Афганистане. Современникам вовсе не интересны теории Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина. Последствия актов вандализма, когда остаются разграбленными могилы воинов, разрушены великие памятники, действительно ужасают. Ведь, не почтив прошлого, нельзя проявить и уважение к себе. Я считаю, что прошлое нужно чтить и уважать. Эта черта и отличает образованного и культурного человека от дикаря. Мнение Пушкина особенно актуально в наше время перемен.

10789 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Проблема уважения чужого труда

Сочинение ЕГЭ по тексту: Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (по В.П. Астафьеву).

(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха… Орет как жеребец!» — сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался. (5) Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком. (6) …Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (7) Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. (8) Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто так жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению. (9) Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли – уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (10) Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно – нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах. (11) Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем. (12) Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве… (13) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (14) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей – великая Надежда Обухова, – стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее. (15) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (16) Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале, … когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках. (17) Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: « (18) Люди, помогите мне! (19) Помогите. (20) Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите. »

Читайте также:  Сочинение В чем разница между мечтателями и реалистами?

У каждого в этой жизни есть свое дело. Мне кажется, труд любого человека должен встретить уважение, будь то работа столяра, инженера, учителя или музыканта. Каждый старательный и отдающий всего себя своему делу человек достоин внимания и почтения. Проблема невежливости, грубости, безразличия по отношению к человеческому труду поднята в данном тексте.

Размышляя над проблемой, автор рассказывает нам историю о крымском оркестре, который давал бесплатно играл для отдыхающих в Ессентуках. Большинству слушателей пришлись не по нраву классические произведения, и люди повели себя грубо, шумно покидая свои места прямо во время музыкального мероприятия: «…с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и местах». Лирический герой испытывал стыд за поведение отдыхающих, не уважающих музыкантов, которые «…изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания композитора».

Всем ходом повествования автор хочет донести до нас мысль о том, что нельзя быть такими «недалёкими», безразличными и эгоистичными по отношению к труду других людей.

Я полностью согласна с автором. В подтверждение своих слов мне бы хотелось привести притчу, которую однажды услышала от бабушки. В рассказе говорилось об отце, который предложил своему сыну бросить в камин честно заработанные главой семьи деньги. Сын колебался, но после настояний отца сжёг купюры, тогда отец предложил бросить деньги, заработанные самим сыном. Герой не смог, ссылаясь на то, что он слишком много усилий потратил на их заработок. Вот так плохо мы порой обходимся с трудом других людей. Притча заставляет задуматься об уважении к чужой работе.

Бесспорно, труд человека вызывает уважение со стороны окружающих. Герой романа Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – истинный труженик. Он считает, что только непосильным трудом можно добиться цели. Базаров по происхождению – сын простого лекаря, поэтому многого он добился лишь своими усилиями, безграничной жаждой знаний. Несмотря на спорные взгляды на жизнь и некоторые опрометчивые поступки, к нашему герою невозможно не испытывать уважение. Так и дворовые мальчишки, и слуги семьи Кирсановых, у которых гостил Базаров, тянулись к Евгению, хотя он и не думал искать их расположения. Действительно, можно не любить этого героя, но нельзя его не уважать, ведь труд никому н даётся легко.

Мне кажется, человека нужно судить не только по его собственному труду, но и по тому, как он обращается с чужим. Способность к почитанию чужого труда – вот что действительно вызывает уважения.

(341 слово, не считая цитаты)

Сочинение Почему нужно уважать старших? 11 класс ЕГЭ

Автор: Мясоедова Наталья Владимировна

Организация: МБОУ СОШ №14

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск

Всем известно, что определены были пять основных направлений тем итогового сочинения для его проведения в 2014-2015 учебном году.

«Недаром помнит вся Россия…» ( к 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова ).

Вопросы, заданные человечеству войной.

Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

Спор поколений: вместе и врозь.

Своеобразие работы заключается в том, что формулировка тем позволяет выбрать жанр сочинения: сочинение-рассуждение или эссе. Кроме того сочинение нужно написать с использованием литературного, художественного материала, а также личных впечатлений.

Подготовку к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ мы начали с детьми еще в 10 классе, поэтому я посчитала целесообразным объединить подготовку к ЕГЭ по русскому языку и к декабрьскому итоговому сочинению.

Мне помогло в подготовке еще и то, что за все эти годы я не переставала с детьми писать сочинения. Проблема возникала только в том, что сейчас доступен Интернет и дети повально списывали. Оценить такую работу для меня оказывалась сложным, поэтому приходилось формулировать своеобразные темы самой, чтобы они наталкивали на рассуждение.

На новом уровне пришлось повторить произведения, изученные не только в старших классах. При этом использовала различные методы обучению сочинения: чтение и разбор художественного произведения, усвоение теории сочинения различных жанров, выполнение разнообразных письменных работ на литературные и свободные темы, формирование умений создавать речевые произведения на различном материале.

Непосредственно в подготовке мне помогло участие в курсах, организованных ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, где мы разрабатывали проекты по всем Направлениям. Разобравшись в казавшемся «недоступном» сочинении, я организовала такую работу и с детьми. Они в группах писали эти проекты. Сначала мы работали над одним Направлением, а потом уже по аналогии они выполняли такую же работу и по остальным. В итоге, у нас получились проекты по всем Направлениям.

Поделюсь опытом организации такой работы. Это, конечно, только малая толика того, что с детьми проводилось.

  1. Сочинение начинается с темы, поэтому важно прочитать ее формулировку (о ком? о чём?) и выделить в нем ключевое слово.
  2. Работа над Вступлением и Заключением. Придумали идею для вступления и заключения, при этом учитывать “кольцевой” вариант их связи; ключевое (главное) слово формулировки необходимо “прописать” в одном из предложений вступления и заключения.

Дети писали «универсальное» вступление и заключение и «уникальное» ( по формулировке Е.В.Бузиной, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, к.п.н.): «универсальное» подходит к любой формулировке темы, а «уникальное»- конкретно к заданной теме.

Вот примеры детских работ.

Вариант 1 “универсального” вступления для Направления « Спор поколений».

Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится. Почему же люди, живущие «под одной крышей» и зависящие друг от друга, не могут найти общий язык?

Вариант 2 «универсального» вступления.

Человечество находится в постоянном движении. Развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать это всё идущим следом. Но рождается новое поколение, которое уже по-иному смотрит на мир, ставит перед собою другие цели, не всё принимая из опыта предков. Что же оставить, а что взять с собой в жизнь новому поколению? В этом и заключается вечная проблема поколений.

Затем к «универсальному » вступлению добавляем «уникальное». Например, тема звучит так:

Как раскрывается «мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?

Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится. Почему же люди, живущие «под одной крышей» и зависящие друг от друга, зачастую не могут найти общий язык? Ответ на этот вопрос можно найти в произведениях русских и зарубежных писателей. Л.Н.Толстой неоднократно обращался к проблемам взаимоотношений в семье. Так, в романе « Война и мир» изображается несколько семей с разными взглядами на жизнь, различными нравственными ценностями.

Тема: Конфликт поколений: историческое и вечное. (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX – XX века.)

Человечество находится в постоянном движении. Развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать это всё идущим следом. Но рождается новое поколение, которое уже по-иному смотрит на мир, ставит перед собою другие цели, не всё принимая из опыта предков. Что же оставить, а что взять с собой в жизнь новому поколению? В этом и заключается вечная проблема поколений, которая часто приводит к конфликтам. Классическим примером непонимания между поколениями является роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Вариант 1 “универсального” заключения:

Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, она актуальна и в наши дни. Важно, чтобы люди, живущие рядом, стремились найти общий язык. Это возможно, если в основе отношений будут искренность, терпение и терпимость и, конечно, любовь.

Вариант 2 “универсального” заключения:

Задача установления равновесия во взглядах при столкновении «отцов» и «детей» сложна, а в некоторых случаях ее нельзя решить вовсе. Но, чтобы избежать конфликта, надо стараться быть повнимательней к своим близким, к самому себе, к окружающим. Надо уметь видеть рациональное зерно в том, что предлагалось предыдущими поколениями, чтобы построить достойное настоящее и будущее.

  1. Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, она актуальна и в наши дни. Важно, чтобы люди, живущие рядом, стремились найти общий язык. Это возможно, если в основе будут искренность, терпение и терпимость и, конечно, любовь. Эталоном таких отношений в романе «Война и мир» является семья Ростовых.
  2. Задача установления равновесия во взглядах при столкновении «отцов» и «детей» сложна, а в некоторых случаях ее нельзя решить вовсе. Но, чтобы избежать конфликта, надо стараться быть повнимательней к своим близким, к самому себе, к окружающим. Надо уметь видеть рациональное зерно в том, что предлагалось предыдущими поколениями, чтобы построить достойное настоящее и будущее. Именно этого не смог понять герой И.С.Тургенева – Евгений Базаров, отрицая как негативный, так и положительный опыт прошлого.

Когда дети научились писать эти вступления и заключения, перешли к следующему этапу. Детям напоминается, что должны быть логическая связка, которая помогает плавному переходу в рассуждениях от вступления к основной части и к заключению.

Работа над основной частью совпадает со структурой сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ, где необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы. Напоминаю, что обязательно Упоминание (включение) в содержании основной части ключевого слова из формулировки темы (2–3–4 раза или уместное количество раз).

Работу над Основной частью начали с повторения ключевых литературоведческих терминов: тема, тематика литературного произведения, проблема, проблематика.

Чем сложнее интересующее автора явление (то есть чем сложнее выбранная им тема), тем больше вопросов (проблем) оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы, то есть тем глубже и серьезнее будет проблематика литературного произведения.

Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как над ними работать.

Различают следующие виды тем:

  • проблемные,
  • сопоставительные,
  • обзорные,
  • темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,
  • анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),
  • анализ эпизода,
  • сочинение по цитате,
  • смешанные,
  • свободные.
Читайте также:  Сочинение Примеры материнской любви из литературы

Проблемные темы – те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин “проблема”.

Например: “Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя “Мертвые души”;

Если формулировка такой темы начинается со слова “проблема”, то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем. Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы – то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом “и”. Например: Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева “Отцы и дети”.

В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке. Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.

Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например: “Москва и москвичи в изображении М.Булгакова”.

Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект “сверху”, разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.

Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки “обращения” с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Например: «Мастерство Л.Толстого в изображении истории».

Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, “спрятанный” в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.

Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов – и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход – обзорный, проблемный, аналитический или другой – вы изберете как ведущий.

Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не “привязанную” к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что экзамен будет не по философии и не по “житейскому опыту”, а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.

Далее мы все программные произведения распределили по Направлениям. Получалось так, что одно и то же произведение можно было использовать в разных Направлениях. Надо учитывать еще и то, что все-таки не все дети читают. А здесь они видят, что прочитанные им произведения можно использовать с разных точек зрения.

Возможно, организовать такую работу поможет краткая примерная (каждый учитель может составить собственный вариант, опираясь на свой опыт) таблица, в которой исходные для написания сочинения-рассуждения тексты (часть С ЕГЭ) сопоставляются с тематическими направлениями итогового сочинения.

АВТОР, ЖАНР, НАЗВАНИЕ

ГЛАВНОЕ ИЗ СОДЕРЖАНИЯ

Рассказ-притча Л. Н. Толстого «Чем люди живы»

Пример итогового сочинения на тему «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» 2020-2021

Образец сочинения №1

Как часто мы слышим от людей предыдущих поколений (наших дедушек и бабушек, пап и мам) негативные оценки поколения нового! К его портрету они добавляют такие тёмные характеристики, как лень и инфантильность, ограниченность мировоззрения и нежелание учиться, предпочтение бесцельного «сидения в интернете» живому общению и двигательной активности. Я не буду отрицать существование всего вышеперечисленного, однако считаю неправильным рисовать портрет моего поколения только лишь темными красками.

Зададимся вопросом: почему существует такое отрицательное и скептическое отношение старшего поколения к младшему? Если проанализировать прошедшие времена, то становится понятно: в любую эпоху между ними были и будут недопонимания и взаимная критика.

Лучшим примером, иллюстрирующим это явление, можно назвать роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В нём скрытое недовольство представителя старшего поколения – аристократа Павла Петровича Кирсанова – молодым (Евгением Базаровым) – переросло в открытый конфликт между ними. В запальчивости Кирсанов называет новое поколение «варварами, грубой монгольской силой». Хотя на самом деле его оппонент Базаров во многом прав, просто с присущим ему юношеским максимализмом он заходит слишком далеко в своей критике.

Сегодня мы понимаем: нынешнее поколение сильно отличается от своих ровесников, двадцатого века. Ему выпала возможность жить в информационную эпоху, когда компьютерные технологии развиваются невероятными темпами и завоёвывают одно из главных мест в жизни человека. Новое поколение активно общается, в том числе и иностранцами; имеет мгновенный доступ к огромному количеству информации.

Молодые люди действительно много времени проводят в интернете. Однако их нельзя назвать ленивыми и безынициативными. Сама жизнь заставляет нас, молодых, быть трезво мыслящим, независимым и работящим. Получать прикладное (то есть применимое на практике) образование, активно развиваться, с ранних лет задумываться о том, как заработать деньги и жить в достатке.

При этом правильные нравственные ориентиры современного поколения никуда не ушли. Мы не перестали высоко ценить такие качества, как доброту, верность, порядочность, искренность, любовь к своей родине. Мы также любим жизнь и хотим быть счастливыми, как и молодые люди ХХ или XIX в. Современные молодые юноши и девушки, как и в прежние времена, готовы прийти на помощь тому, кто попал в беду или в трудную ситуацию. Но сегодняшние молодые люди лет через сорок тоже скажут своим детям, что они были другими и жили не так. В этом и есть вечный спор «отцов и детей».

Также хотелось бы вспомнить рассказ-притчу «Чем люди живы?» Льва Толстого. Там повествуется о том, что бедный сапожник приютил бездомного, дал ему кров, чтобы тот не замёрз, поделился последней краюхой хлеба. Жена сапожника не была рада такому гостю, но всё-таки тоже пожалела его. В конце рассказа выясняется, что бездомный был ангелом, который хотел выяснить: чем люди живы? А живы люди любовью. Ведь не хлебом единым сыт человек.

Вот и нам, новому поколению, не меньше, чем хлеб насущный, по-прежнему нужны духовные ценности. И мы также не пройдём мимо нуждающегося. Мы поможем ему, ведь наши отцы и деды учили нас именно этому.

Образец сочинения №2

Тема: «Каждое поколение имеет цель в самом себе, несёт оправдание и смысл в своей собственной жизни, в творимых им ценностях, а не в том, что оно является средством для поколений последующих» (Н. Бердяев)

Размышляя над данной темой, невольно напрашиваются вопросы «А какой смысл жизни моего поколения?», «Какие ценности мы созидаем и будут ли они актуальны для наших потомков?». Ответы придут сами собой, если разобраться, насколько тесно мы связаны с прошлыми поколениями. Ведь поколение по сути – это группа людей, родившихся и выросших в одном временном промежутке. Именно отрезок времени, в котором живёт то или иное поколение, имеет ключевое значение в определении ценностей каждого из них.

Смысл моего времени – открывать как можно больше горизонтов, в том числе научных, чтобы человечество и дальше двигалось по прогрессивному пути. Да, мы живём сегодня, здесь и сейчас, но наши достижения окажут непосредственное влияние на наших детей и внуков. Каждому новому поколению свойственно разрушать стереотипы, отбрасывать в сторону пережитки прошлого, но несмотря на это мы неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. Мы непрерывно создаём новое, и всё же есть нечто, что имеет вечную ценность и неподвластно течению времён.

Так, в стихотворении «Людей неинтересных в мире нет» Евгений Евтушенко делает упор на человеческую ценность как основополагающее звено ценностей общественных. Это произведение создано как ответ на главный проблемный вопрос советского поколения, для которого ценность общества ставилась выше ценности личности. Поэт пишет о том, что каждый человек представляет собой отдельный мир, о том, что часто мы не знаем и малой части этого мира, даже если это очень близкий человек. Также автор упоминает, что человек, оставивший после себя наследие (произведение искусства, изобретение, сына), всё равно оставляет лишь часть себя. Весь остальной мир умирает вместе с человеком. Поэт остро ощущает эту неизбежность – с каждым человеком умирает отдельный, до конца неизведанный мир, и от этого хочется кричать. И несмотря на то, что в среде современного поколения каждая личность знает себе цену, актуальность строк Евтушенко не гаснет со сменой поколений. Ведь в погоне за глобальными достижениями человечества мы всё также не замечаем друг друга. Да и людям стало свойственно надевать маски, за которыми порой не видно истинного внутреннего мира.

Обобщая сказанное, хочу сказать, что поколения меняются, меняя мир. Каждое поколение живёт своей неповторимой жизнью. Но несмотря на массу новых открытий, познаний неизведанного и стремительному взлёту в развитии общества, в любом поколении найдётся место для хранения и почитания ценностей прошлого, передающихся в будущее. Памятью о прошлом, следованием традициям и сбережением наследия человечество связано навсегда. Эту связь поколений мы называем историей.

Сочинение на тему «Мы подружились с Тимошей ещё в первом классе..» (Вариант 8)

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Валентины Даниловны Черняк: «Чем образнее речь, тем она ярче, живее, интереснее».

Я считаю, что лингвист Валентина Даниловна Черняк права, так как стиль художественной книги особенно богат на изобразительно-выразительные средства, такие как эпитеты, сравнения, олицетворения и многие другие. Каждый автор использует свои, особые приемы, способы передачи и украшения содержания собственных произведений. И, чем шире и разнообразнее круг использованных средств, определений, тем интереснее, живее и образнее будет художественный текст. И этим книга привлечет к себе внимание многих читателей.

В тексте К.И. Чуковского в предложении №5 для характеристики речи заикающегося мальчика Тимоши используются эпитеты «текучей и гладкой». Они указывают на то, как изменяется его речь и он сам, когда рассказывает другу о лампе Аладдина, о птице Рох и, особенно, о разбойниках и контрабандистах. У мальчика очень хорошо развито воображение, ему интересен этот фантастический мир, и ребенок живо и ярко рисует волнующие его образы. Рассказы Тимоши о приключениях, путешествиях увлекательны, они легко слушаются.

Читайте также:  Примеры человечности из жизни для сочинения

В предложении №2 автор описывает непривлекательную внешность Тимоши, обращает внимание на его «большие уши» и, используя прием сравнения, за это сходство называет его «зайкой».

Кроме этих стилистических особенностей в представленном отрывке имеются и другие лингвистические средства, делающие его живым, интересным и ярким.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения 17: «Замечательно, что едва только попадали мы на дно каламашки и, качаясь, как в лодке, начинали «говорить про Багдад», мы словно переселялись в другую страну и сами становились другими, не такими, какими были за минуту до этого».

Смысл предложения №17 я понимаю так: каламашка для детей была удобным местом для фантазирования и мечтаний. Оказавшись в качающихся ящиках для мусора и расположившись поудобнее, мальчики давали свободу своему воображению и видели себя героями и участниками выдуманных событий.

В предложениях №2 – 4 говорится о том, что Тимофей заикался, и поэтому поначалу никому не нравился в классе. Но в следующем предложении №5 говорится о том, как он меняется, когда замечает внимание и интерес со стороны собеседника. Он перестает заикаться, у него становится красивой речь, богато развито воображение; он много знает и может интересно преподнести информацию.

Также предложение №17 говорит нам о том, у мальчиков было общее увлечение, которое их сближало и делало их детские годы интересными и насыщенными. Они легко и непринужденно общались друг с другом, читали журнал «Вокруг света» делились своими детскими впечатлениями.

В то же время со своей сестрой Марусей рассказчик не мог так же непринужденно и доверительно общаться, о чем и говорится в предложениях 24 – 25 текста.

9.3. Как вы понимаете значение слова дружба?

Дружба – это доброжелательные отношения между людьми, основанные на доверии и взаимной симпатии.

Наверное, каждый человек мечтает о закадычном друге, с которым его связывают общие интересы, увлечения, радость от самого процесса общения.

В рассказе К.И. Чуковского повествуется о дружбе двух восьмилетних мальчиков, которых объединили тяга к приключениям, интерес к путешествиям, богато развитая фантазия. Они испытывают взаимную симпатию друг к другу, им комфортно вместе проводить время. У рассказчика на всю жизнь остались теплые воспоминания о Тимоше и об их детской дружбе.

В повести Василия Быкова « Сотников» тоже описывается дружба между двумя партизанами Сотниковым и Рыбаком. Сотников, будучи больным, идет с товарищем на задание, а Рыбак, рискуя собой под пулями, возвращается за ним к месту перестрелки с полицаями. Но, оказавшись в немецком плену, Рыбак, не желая быть повешенным, предает раненого друга и становится полицаем.

Таким образом, прочность, истинность дружбы проверяется также и поступками оказавшихся в опасности людей. Не всегда она бывает верной и нерушимой до конца.

Человеческая история. Чужих детей не бывает…

Обычная семья, муж — на работу, на север. Дети — сын и дочь — давно успешно определились. Знакомые, друзья как-то ушли на другой план, у всех внуки. Только у нее их нет. А есть энергия и большое желание помочь хотя бы одному ребенку, лишенному материнского тепла.

Решение пришло мгновенно, как молния, когда Ирина Михайловна увидела маленькую Марину. Несуразный живой комочек со всеми видимыми и невидимыми дефектами, ребенок из неблагополучной семьи. На вид — месяцев девять. Плохо держалась на ножках, практически не разговаривала.

Тогда Ирина подумала: «Как можно ребенка довести до такого состояния?». Дома муж признал идею забрать малышку неплохой, что было уже хорошо. А вот детям она не знала, как сказать, как объяснить свой поступок.

«Вообще, дети у меня замечательные. Сын, дочь и сноха, которую признала сразу, потому что ее любит мой сын. Очень их люблю и горжусь ими, — говорит Ирина Михайловна. — Хотя восторгов на лицах детей от этого известия я не увидела, но вот понимание и поддержку ощущаю до сих пор, за что им очень благодарна. На вопрос моей знакомой, почему это мама решила взять чужого ребенка, моя дочь спокойно ответила: «Тетя Лида, вы же мою маму знаете».

Конечно, много пришлось Ирине побегать по различным инстанциям, собирать кучу документов. Из бюрократических препон терпение и нервы порою были на пределе.

Поначалу Ирине было, конечно, страшно: девочка по всем параметрам отставала от сверстников, но была маленькая надежда что-то исправить и огромное желание применить знания во благо хотя бы одного ребенка.

Девочка старалась и радовала небольшими детскими достижениями. Она заняла все свободное время Ирины. Сердце у нее таяло от умиления, когда Марина говорила: «Мамочка моя!» или когда очень ждала приезда папы.

Жизнь Ирины Михайловны в корне изменилась, заполнилась новыми заботами. Она готова была сама прыгать от счастья, когда, наконец-то (в пять лет) научила Марину прыгать на одной ножке, а в восемь лет — прыгать через скакалку. Это, конечно, гораздо позже, чем должно быть по нормам, но это произошло! А еще девочка радовала тем, что постоянно повторяла: «Как хорошо, мамочка, что ты у меня есть!» Девочка, окруженная теплом и заботой, росла. Семья обрела новое счастье. И самое время было сказать Марине, что она приемный ребенок. Но все никак не получалось. Сознательно или нет, но Марина не хотела слышать об этом. Убегала, когда чувствовала, о чем пойдет речь. И иногда просто истерила. В семье решили пока эту проблему забыть. Но сказать нужно было, иначе скажут другие, что впоследствии и произошло.

Отставания в развитии наверстывали, но еще с большим трудом. Постоянные занятия по мелкой моторике, тренировки памяти, чтение книг, заучивание стихов, упражнения для глаз, да еще поездки на операции в Челябинск.

«Все это требовало огромных усилий и от меня, и от нее, — рассказывает Ирина Михайловна. — Марина не могла усвоить и переработать такое количество нагрузок и информации. И ребенок взорвался. Это был наш первый кризис. Пришлось сокращать занятия, отказаться от занятий в музыкальной школе. Из-за особенностей в развитии Марину игнорировали дети в садике, а потом — в школе. Дефицит общения со сверстниками был налицо. Не буду говорить, как это важно. Нужен был иной формат воспитания. Ситуацию мог исправить другой ребенок в семье, младший по возрасту, схожий с ней по характеру».

Искали такого ребенка очень долго. Делали запросы в детские дома, в том числе и других городов. Но все было безуспешно. Если и находился такой ребенок, то него был братик или сестричка. А на тот момент взять еще двоих для нас было непосильным.

Трудностей с воспитанием Марины поубавилось, когда в семье появился первый внук.

«Внуки — это вообще особая категория детей, — говорит Ирина Михайловна, — испытываешь такой всплеск радости, эмоций… Вроде как рождаешься заново или видишь продолжение себя».

На Марину появление Егорки повлияло, конечно, положительно. Она проявляла к малышу интерес и заботу. Почувствовала себя старшей. Меньше стало истерик.

Дети росли, несмотря на большую разницу в возрасте, они очень сдружились. Егорке это давало возможность ощущать себя на равных почти со взрослой девочкой. А Марине проявлять себя взрослой, чего у нее не получалось среди сверстников. Хотя они и разные по развитию, но до сих пор могут увлеченно вместе играть.

Вопрос общения девочки с себе равными снова встал остро, когда пришла пора идти Егору в школу.

…Марина ждала появления братика или сестренку, ждала долго. Спрашивала, когда же это произойдет, рисовала, готовила подарки.

Предложение от органов соцзащиты поступило неожиданно, когда Ирина уже и не надеялась на это.

«Невольно сравниваю свое первое обращение в опеку. Тогда мне дали понять, что просьба практически невыполнима — так все строго, — вспоминает Ирина Михайловна. — Сколько нервов было попорчено из-за бюрократических проволочек! А тут оказалось все так просто и легко… Я была даже в некоторой растерянности».

Зато не было предела восторгу Марины, когда она узнала, что можно взять девочку в гости. Пока у них гостила Анечка, проявлялись самые лучшие черты характера Марины. Она была просто счастлива! Ирину же разрывали сомнения: слишком уж разные девочки. Совершенно не подходят друг другу. Да и Анечка настолько запущенный ребенок, что легко не будет. Но вместе с тем женщина понимала, что другого предложения может и не быть.

Решиться помог случай.

«Однажды дети мирно играли во дворе, — рассказывает Ирина, — и вдруг — страшный рев. Внук бежит ко мне со ссадиной на лице. Я испугалась: «Что случилось?». Наверное, выражение моего лица было страшным, потому что Анечка забилась в угол, обхватила голову руками и даже не плачет, а как-то скулит. Сразу видно: натворила и боится. Жаль стало обоих. Обняла их, и тут само пришло: «Никому Анечку не отдам!». Так и появилась спустя восемь лет сестренка у Марины. И жизнь нашей большой семьи стала заиграла новыми красками».

Но счастливое время имеет свойство заканчиваться. Началось все с обычного непослушания Марины, потом продолжилось ее «подвигами» в школе. И как-то неожиданно переросло в трудный подростковый возраст. Действительно трудный.

«Все, от чего так долго уходили: лживость, воровство, нежелание занять себя чем-то полезным и еще масса всего, вернулось с такой силой, что на какое-то время я полностью потеряла контроль над девочкой, — делится своими уроками жизни Ирина. — А ведь казалось, что я была готова к переходному возрасту, знала, как поступить, что делать. Но как тяжело, когда все пропускаешь через сердце! Пример. Время 10 часов вечера. Марина собирается на улицу. «Уже поздно», — говорю ей. Ответ: «А мне пофиг» или «Я сама по себе и вы мне не указ!» А далее: «Ты мне мачеха. » Вот тогда я чувствовала себя беспомощной, беззащитной, когда все в тебе сжимается, хочется выть. Но, слава Богу, с этими словами пришел переломный момент».

…Долго потом они — мама и дочка Рита — ревели, каждый в своей комнате, а потом еще вместе — обнявшись. Все вернулось на свои места.

«Правда, понимаю, что это еще не повод праздновать победу…, — говорит Ирина. — Еще немало предстоит пережить, чтобы вырастить моих девчонок, поставить на ноги».

«Дети, внуки, да еще дом, сад… Откуда силы?» — спрашиваю Ирину Михайловну.

«Да дети и дают их, — отвечает она. — Не дают расслабляться».

«А как же все успеваете?» — удивляюсь искренне.

«Вот в этом и проблема, что ничего не успеваю, — вздыхает Ирина Михайловна, — задумок много, а возможностей мало, но хочется, хочется, хочется… Наверное, оно того стоит. Ведь нет счастливее мамы, если она слышит слова дочери: «Мамочка, я тебя очень, очень люблю». Или слова внука: «Ты моя бабочка!», — и, улыбаясь, продолжает, — «Вы только свою Марину любите, потому что ее родили», — так говорит моя Аня.

И все-таки я благодарна опеке. Старая заповедь «Помоги ближнему своему и тебе воздастся» — работает. С появлением в нашей семье Анечки пришла новая радость: родилась внученька. «Ирина Михайловна — это ваша бабушка? — спрашивают у ее мамы, моей снохи. — Они так похожи». А потом у нас появился еще и второй внучек. Столько было радости!».

У счастья есть еще одно свойство — возвращаться.

Ссылка на основную публикацию