Сочинение Примеры совести из жизни

Примеры из жизни для сочинения 15.3 на тему: Совесть (ОГЭ по русскому языку)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 24.01.2019 · Обновлено 24.01.2019

Примеры из жизненного опыта наиболее точно подтверждают осведомлённость ученика о теме сочинения, поэтому многие ребята выбирают для аргументации именно их. Многомудрый Литрекон рад пойти навстречу и представить читателю различные аргументы из кино, истории, СМИ и личной жизни для сочинения-рассуждения 15.3 на ОГЭ по русскому языку. Также Вы можете найти примеры из книг о совести.

  1. Русская история: Настоящие муки совести, по свидетельствам историков, испытал Иван Грозный. Он тиранил свой народ и доводил жен до смерти, но к концу своей жизни он осознал, что вел себя чудовищно. Чтобы хоть как-то унять жар адского пламени в груди, он молился и постился, часами постаивая на коленях. Его состояние говорит о том, что совесть – строгий судья, который выносит справедливый и суровый приговор.
  2. Личный опыт: Однажды я увидел, как мой друг угнал чужой велосипед. Во дворе сразу поднялся шум, соседи хотели найти виновного, а я стыдился назвать известное мне имя. Однако в тот момент я понял, что жить по совести – это поступать так, как должно, а не так, как хочется. Я признался, что видел вора. Потом друг понял меня и простил. Мой опыт и ему помог исправиться – вернуть вещь и искренне попросить прощения.
  3. СМИ: Российская певица Пелагея стала жертвой клеветы: ее упрекнули в бессовестности. Долгое время ее обвиняли в том, что она увела мужа из семьи, однако женщина решительно опровергла эти сведения. Она познакомилась с уже свободным человеком, и не препятствовала его общению с ребенком от первого брака. В одном из своих интервью Пелагея сказала: «Чистая совесть – лучшая подружка» — и акцентировала внимание публики на том, что никогда бы не смогла спать спокойно, если бы то, что о ней говорили, было правдой.
  4. Русское кино: В знаменитом фильме В. Меньшова «Москва слезам не верит» герой бросил беременную от него подругу. На этом настояла мама Родиона, ведь она рассчитывала женить сына на богатой наследнице, а не на бедной провинциалке. Спустя годы мужчина вновь встретил Екатерину и понял, как был неправ. Совесть пробудилась в этом герое, и он попытался наладить отношения с дочерью. Значит, определение данного понятия можно сформулировать так: «Совесть — это моральный ориентир человека, который подсказывает ему, как правильно поступить».
  5. Личный опыт: Как-то раз я случайно испортил новые обои в гостиной. Страх наказания помешал мне сознаться, и я все свалил на собаку, которую из-за моей лжи лишили игр на прогулке. Не выдержав грусти в преданных собачьих глазах, я сознался. Родители тогда не стали ругать меня, а объяснили, что пробуждение совести у ребенка означает появление морально-нравственных принципов. Они были рады, что я смог поступить честно.
  6. СМИ: Совесть имеет важное значение в семейной жизни. Так, российская певица Валерия призналась, что нравственная щепетильность мешала ей наслаждаться отдыхом в одиночку: она всегда брала с собой детей, хоть они и отягощали поездку лишними хлопотами. Только когда они, наконец, повзрослели, мать смогла планировать свой досуг иначе. Значит, совесть – это не только личный измеритель правоты, но и важное материнское качество, позволяющее сочетать личные нужды с семейными интересами.
  7. Личный опыт: Однажды моя подруга получила от бабушки подарок для всех детей в семье – большой пакет сладостей. Не выдержав искушения, она съела большую часть, а остальным поделилась с друзьями. Придя домой, она узнала, что младший брат получил травму на футбольном поле и очень расстроился. Тогда она поняла, что зря так поступила с бабушкиным подарком. Какое-то щемящее чувство не дало ей спать спокойно, и наутро она призналась в содеянном. На ее примере я понял, что совесть – это личный контролер, который проверяет не билеты, а чистоту души: если человек совершил что-то плохое, она не пропустит его в состояние покоя.
  8. Зарубежное кино: В фильме Клэя Кэйтиса «Рождественские хроники» герой связался с дурной компанией и даже стал угонять машины. Подросток очень переживал из-за смерти отца и совсем забросил свою маленькую сестру. Но волшебная встреча с Сантой перевернула его жизнь: он понял, что был несправедлив по отношению к семье и зря угонял машины. Он раскаялся в своих дурных поступках. Очевидно, что осознать вину ему помогла совесть – обостренное чувство личной ответственности за происходящее.
  9. Русская история: Когда царь Николай Второй узнал о трагических последствиях давки на Ходынском поле, он лично распорядился найти родственников погибших и дать им материальную компенсацию. Несмотря на то, что он не был виноват в сложившейся ситуации, царь воспринял боль народа как свою собственную. Именно совесть не позволила ему пройти мимо беды. На его примере мы видим, что данное качество можно назвать нравственным чутьем, направляющим человека на правильный путь.
  10. Зарубежное кино: В анимационном фильме Ярроу Чейни и Скотта Моужера «Гринч» главный герой из-за детской травмы решил похитить рождество у добрых жителей городка. Он украл все украшения и подарки. Однако знакомство с маленькой девочкой пробудило в его сердце осознание собственной неправоты. Гринч вернул людям праздник, и они пригласили его на торжественный ужин. Так, совесть помогла герою исправиться и очистить душу от зла.

Аргументы на тему: Гордость и смирение в романах Ф.М. Достоевского

Автор: Самый Зелёный · Published 10.10.2019 · Last modified 12.10.2019

Аргументы из литературы на тему: Цели и средства

Автор: Самый Зелёный · Published 08.02.2020

Аргументы из литературы для сочинения 15.3: Что такое мужество (ОГЭ по русскому языку)

Автор: Самый Зелёный · Published 13.03.2019

Сочинение на тему: “Совесть” – примеры текстов с аргументами

Пример сочинения

В толковом словаре С. И. Ожегова даётся такое определение совести: это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Кроме того, Ф. М. Достоевский говорил, что совесть есть действие Бога в душе человека. Это действительно так: она поддерживает чистоту души человека и свет в его сердце.

Совесть с самого детства показывает, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Она есть у каждого, сопровождая человека на всём его жизненном пути. Но далеко не все прислушиваются к ней: многие предпочитают игнорировать её голос, пытаются договориться с ней, находят лазейки в собственной душе, чтобы поступить неправильно. Это характерно для людей, не получивших достаточно воспитания. Если родители в детстве объяснили человеку, что главное — прислушиваться к голосу совести, он вырастет честным и справедливым, если же нет ― бессовестным и эгоистичным.

Но даже у самого подлого человека совесть всё-таки существует. Именно она терзает и гложет душу, не позволяет спокойно спать по ночам, заставляет думать о совершённой ошибке, проводить анализ своего поступка, снова и снова прокручивая в памяти этот момент. Это состояние можно описать будто бы наличием какого-то тяжёлого камня на душе. Поэтому человек, не совершающий некрасивых поступков, чувствует себя легко и свободно.

Впрочем, нужно понимать, что в мире нет идеальных людей, да и в жизни иногда случаются такие истории, когда просто невозможно не совершить неблаговидный поступок. В этом случае не стоит корить себя за содеянное до конца своих дней.

Но, чтобы не стать бесчестным человеком, лучше всего прислушаться к своим внутренним чувствам, извиниться перед людьми, перед которыми виноват, и раскаяться — тогда груз с души непременно спадёт.

Цитаты о совести

Многие известные люди, будь то учёные или писатели, приводили свои высказывания о совести. Некоторые из них:

  1. Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен (Публий Овидий Назон).
  2. Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь (Артур Шопенгауэр).
  3. Без совести и при большом уме не проживёшь (Максим Горький).
  4. Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы (Альберт Эйнштейн).
  5. Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! (Денис Фонвизин).

В литературных произведениях

Сильными аргументами к сочинению о совести могут стать сюжеты литературных произведений, в которых затрагивается эта нравственная тема.

Проблемы порядочности очень актуальны и упоминаются во многих текстах различных известных писателей.

Некоторые примеры совести в литературе:

  1. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» — пожалуй, самый яркий пример совести в русской литературе. Зарубив топором старуху-процентщицу и её кроткую сестру Лизавету, внезапно вернувшуюся в квартиру, после этого поступка Родион Раскольников долго испытывает муки совести, осознавая, что, совершив убийство, убил и себя тоже, перешагнув через закон и мораль. В итоге он приходит к раскаянию и признаётся в преступлении.
  2. А. С. Грибоедов «Горе от ума». Александр Чацкий отличается критическим отношением к окружающей действительности, независимостью взглядов, проявлением высоких моральных качеств. Он практически в одиночку противостоит «фамусовскому обществу», старым взглядам, ущемлениям прав крестьян. Он не боится критиковать произвол, деспотизм, лесть, лицемерие. Именно чувство справедливости толкает его на борьбу с пережитками прошлого, обличая все его изъяны.
  3. Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Чичиков является хорошим примером бессовестного человека. Автор показывает, как формировался характер героя: с самого детства он был предприимчивым и беспринципным. Повзрослев, он решил стать чиновником, чтобы свободно проворачивать «не очень чистые дела». Одним из его качеств стало приспособленчество: ради достижения своих авантюрных целей он мог подстроиться под каждого человека. Впрочем, в произведении присутствует много других персонажей, в той или иной мере живущих не по совести.
  4. Л. Н. Толстой «Война и мир». Накануне Бородинского сражения Долохов, человек по натуре жёсткий, извиняется перед Пьером, чем удивляет Безухова. В момент опасности и всеобщей трагедии в нём просыпается совесть. Позже он проявляет себя как порядочный человек, когда с другими казаками и гусарами освобождает пленных, в том числе и Пьера. Совесть и честь имеют большое значение и для Николая Ростова. Он проигрывает большую сумму денег Долохову, хотя обещал отцу, что больше не будет играть в карты. Это пробуждает в нём чувство вины. Но отец не оставляет его в беде и спасает от бесчестья, из-за чего он слёзно даёт ему и себе слово, что вернёт деньги и теперь уж точно никогда больше не будет играть. Впоследствии Ростов поступит так же по отношению к отцу, вступив в наследство и приняв все его долги.
  5. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Когда Онегин убивает Ленского на дуэли, он понимает, что лишил жизни своего ещё совсем молодого, легкомысленного друга. Он страдает от душевных мук, что в итоге заставляет его уехать. Ещё один пример из этого произведения — честность и порядочность Татьяны Лариной. Уже будучи замужней женщиной, она признаётся, что ещё любит Онегина, но, несмотря на эти чувства, верность и преданность мужу для неё важнее: «Но я другому отдана, И буду век ему верна». Это характеризует её как очень совестливого человека.
  6. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Во время бурана молодой офицер Пётр Гринёв сталкивается с Емельяном Пугачёвым, тогда ещё никому не известным беглым казаком, и дарит ему свой заячий тулуп за то, что тот помогает ему добраться до постоялого двора. Позднее, уже во времена пугачёвщины, Гринёва заключают под стражу и собираются казнить. Но Пугачёв узнаёт в нём человека, когда-то спасшего его: моральные качества заставляют его помнить добро, поэтому он поступает по совести, отпустив Гринёва.
  7. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». За свою жизнь Печорин совершил немало поступков, которые он честно описывал в своём дневнике, пускаясь в рассуждения о совести. Его дневник таил наблюдения ума над терзаниями души. По вине Печорина умерла прекрасная девушка Бэла, холодностью Печорина был обижен его старый друг Максим Максимыч, на дуэли Печориным был застрелен его бывший сослуживец Грушницкий, а также он играл чувствами юной княжны Мери. Всё это накладывает отпечаток на душу героя. Он путешествует, уверяя себя, что от скуки, но на самом деле — нигде не может обрести покоя.
  8. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи Понтий Пилат отправляет на смерть Иешуа Га-Ноцри. Сам он не хочет этого, он понимает, что поступает неправильно, но обстоятельства заставляют его вынести именно такое решение. Впоследствии он мучается угрызениями совести и раскаивается. Единственное, чего он хочет — прощения, свободы от тяжкого груза, который лёг на его сердце.
  9. М. А. Булгаков «Собачье сердце». Шариков, который получил человеческий облик, но не обрёл человеческие моральные качества, является отличным примером бессовестности. Он не испытывает благодарности за то, что для него делают, злоупотребляет добротой и терпением профессора Преображенского, совершает подлые и низкие поступки, за которые не испытывает стыда. Значит, совесть — важное качество и показатель человечности, отличающий людей от животных.
  10. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Богатый дворянин Эраст обманывает наивную юную крестьянку Лизу, признавшись ей в любви и играя её чувствами, но в итоге женится на другой женщине по расчёту. От горя Лиза погибает, бросившись в глубокий пруд. Узнав об этом, Эраст до конца дней своих сожалеет о том, что так поступил с ней, остаётся несчастлив в браке и посещает могилку Лизы, терзаясь муками совести.
  11. И. А. Гончаров «Обломов». Михей Андреевич Тарантьев и его кум Иван Матвеевич Мухояров несколько раз поступают нечестно по отношению к Илье Ильичу Обломову, пользуясь тем, что он простодушен и несведущ в хозяйственных делах. Например, они заставляют его подписать бумагу о найме жилья на совершенно грабительских для него условиях. Их не заботят вопросы совести, они нечестны, хитры, думают только о наживе.
  12. Д. И. Фонвизин «Недоросль». Госпоже Простаковой явно незнакомы такие понятия, как совесть и честность. Она беспринципна, двулична и невежественна. Желая «прибрать к рукам» наследство дальней родственницы Простаковых, молодой девушки Софьи, она собирается выдать её замуж за своего сына, неуча Митрофанушку. Ради этого она готова идти на любые хитрости и уловки.
  13. М. А. Шолохов «Судьба человека». И во время войны, и после неё простой шофёр Андрей Соколов не раз сталкивается с нравственным выбором, но он привык жить по законам совести. Он с трудом принимает решение убить предателя, готового выдать своего командира. Затем, находясь в плену, резко отказывается от предложения врагов, не желая предавать своих товарищей за кусок хлеба и другие жалкие подачки, стойко выносит все пытки и унижения. В честный бой за родину его направляют доблесть, честь и ощущение причастности к судьбе родной страны. А уже в мирное время он берёт на себя ответственность за воспитание маленького мальчика-сироты. Это тоже является его нравственным выбором.
  14. В. Астафьев «Конь с розовой гривой». Мальчик Витя идёт собирать землянику, чтобы бабушка могла продать её и купить для него пряник в виде коня. Но он съедает ягоды с соседскими ребятишками, а потом идёт на обман, набрав в туесок травы и прикрыв её сверху ягодами. Вскоре он осознаёт свою ошибку, его терзает совесть. В итоге он признаётся в своём поступке, за что бабушка всё-таки награждает его пряником.
  15. М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть». У людей пропадает совесть, после чего они начинают жить без нравственных терзаний, не задумываясь над своими поступками. Между тем олицетворённую совесть находит пьяница, но, испугавшись, незамедлительно подбрасывает её другому человеку, а тот, в свою очередь, другому. Никто не хочет жить с совестью, потому что она мешает людям совершать неблагочестивые поступки. Наконец она просит очередного человека отдать её маленькому ребёнку. В ребёнке она растворяется, чтобы он вырос достойным и честным человеком.

В реальной жизни

Ежедневно практически каждый сталкивается с вопросами морали и нравственности даже в незначительных мелочах. Поэтому можно привести примеры совести из жизни:

Читайте также:  Сочинение Как мечта влияет на человека?

  1. Порядочный человек никогда не возьмёт чужое, поэтому пользуется доверием у окружающих. Но, к примеру, один из учеников взял в классе ручку, не собираясь её возвращать. Он поступил нечестно.
  2. В детстве каждый мог совершить ошибку или сделать что-то, что расстроит родителей: например, случайно разбить дорогую вазу или получить двойку за то, что не выучил уроки. В такие моменты возникает выбор: признаться в этом, но получить наказание, или промолчать. Лучше всего рассказать обо всём, ничего не утаивая, и тогда на душе будет легко.
  3. Совестливый человек никогда не оставит в беде того, кто нуждается в помощи. Зимой можно помогать бездомным животным, которые страдают от холода, кормить их, ухаживать за ними. Такое проявление доброты наполнит сердце счастьем. Нельзя проходить мимо чужой беды: наверное, почти каждый сталкивался с такой ситуацией, когда нужно было перевести бабушку через дорогу или уступить место в транспорте женщине с тяжёлыми сумками. Поступить так — значит, совершить благородный поступок.

Таким образом, можно сделать вывод, что совесть играет в жизни человека очень важную роль, и жить по чести и справедливости — это тоже искусство.

Сочинение на тему Совесть (9 класс)

Мне кажется, совесть – это лучший спутник, советчик и компаньон человека, сопровождающий его на протяжении всей жизни. Именно она может с легкостью помочь нам определить, что такое хорошо, а что такое плохо; что является положительным поступком, а что – подлым; что стоит делать систематически, а какие поступки лучше не повторять и многое другое.

Кстати, мне кажется, если кто-то совершил что-то не очень хорошее, но при этом его мучает совесть, то он способен исправиться, у него есть душа и осознание своей вины. То есть, это еще не подлец. Законченные негодяи не испытывают душевных терзаний вообще.

Однажды, будучи в деревне у бабушки мы с соседским мальчиком украли у его папы, из кармана его рабочей куртки, пачку сигарет и выкурили ее. Конечно, каждый из нас понимал, что поступает плохо – ведь как воровство, так и курение – не повод для гордости.

Но нам так хотелось попробовать! Часто видя табачные изделия как атрибут и элемент «крутости» в играх и фильмах, нам захотелось самим побыть взрослыми и брутальными мужчинами, пусть и в своих мечтах. Потому, мы не раздумывая, совершили не очень – то хорошее дело.

К слову, я так и не понял, зачем некоторые взрослые курят. Мы оба кашляли, и было очень неприятно.

Разошлись мы с другом поздно вечером, долго ждали, пока выветрится запах. Прощаясь, договорились, что никогда никому не расскажем.

Всю ночь я мучился, ворочался с боку на бок и не мог уснуть. Моя совесть никак не хотела принимать тот факт, что ее в данном случае никто не спрашивает. Как только рассвело, я рассказал о случившемся бабушке, она же, в свою очередь, повела меня к папе моего приятеля, которому я тоже поведал всю правду.

И пусть после этого меня наказали, я около двух недель не ходил с мальчишками играть в футбол и купаться на речку, а сидел взаперти – я был рад, ведь мучения кончились и моя совесть чиста.

К слову, друга я не выдал – сказал, что украл пачку сигарет один. Потому, что совесть – она у каждого своя. И если он не испытывал совершенно никаких угрызений – мало того, узнав о моем признании не стал разделять со мной наказания, а испугался и «ушел в тень» – то Бог ему судья. Как говорится, пусть это останется на его совести.

2 вариант

Часто мы слышим выражение: «да у него же нет совести!», но не каждый задумывается над тем, у кого она есть. С самого детства нас воспитывают родители и стараются вложить только правильные качества: доброту, честность, подельчивость, сопереживание и не исключением является совестность.

В моем понимании совесть – это умение признать воремя свою ошибку, остановиться и подумать о правильности моих дейсвий, предусмотреть последствия. Например даже если на дороге нет ни одной машины – дождаться зеленый; помочь другу, когда он просит о помощи; извиниться, когда признаешь поражение. Это незаменимое качество нужно тренировать в себе с самого детства. Если же не воспитывать его в себе, то можно стать похожим на бездушного человека, которого ничего не волнует.

К сожалению в мире сейчас стало много людей, которые не думают о совести. Кругом можно встретить обман, ложь, хитрость и недоверие. Наверняка эти люди не стали богаче или счастливее от того, что не считаются с мнением и поступками других людей. Это не в коем случае не означает, что нельзя отвечать на зло злом или не доверять добрым поступкам, нужно просто быть осмотрительнее. Чем чаще каждый из нас будет прислушиваться к зову своего сердца, осознаннее относиться к себе и другим, понимая их желания у потребности, тем больше в нем будет расти его совесть и доброта.

Чтобы правильно понять и осознать свои чувства и поступки, нужно пользоваться тем, что есть у нас сейчас. Необходимо развивать в себе праивльные привычки, читать больше книг и литературы, которая дана нам не только в учебное время, а так же быть человечным к себе, близким и просто знакомым. Ведь всем приятно чувствовать себя полезным и нужным, приятно, когда в душе нет угрызений о том, что обидели кого-то специально. Чем больше таких людей будет в мире, тем меньше останется тех, кто решил отказаться от своей совести.

Поступая так, как советовалось выше, каждый из нас сможет отдать своим близким должное в нашем воспитании. Мы сможем обрадовать наших бабушек и дедушек, мам и пап не только добрым словом и делом, а в будущем, мы будем так же бережно заботится о них, как они заботились и берегли нас. Однажды каждый сможет подарить то, о чем мечтал наш самый дорогой серцу человек. А наши поступки будут откладываться у нас в сердце, как самые и чистые и добрые. Ведь кому как ни нам поступать по совести подавая пример остальным?

Сочинение №3

Совесть – это внутренний человеческий компас, который позволяет правильно поступать в трудных ситуациях и принимать решения. Она есть фактически у каждого человека, просто развита в разной степени, зависит от воспитания и социализации человека, от того какой уровень отношения к окружающим людям и к себе заложена внутри ребенка.

Именно совесть сигнализирует человеку о том, что он поступает неправильно. Поэтому человек испытывает стыд. Его мучает совесть за то, что он совершил неправильный поступок.

Но если часто поступать неправильно, то совесть притупляется. Она уже не замечает неправильных поступков, фильтр морального благополучия падает, поэтому аморальные поступки не вызывают никакого стыда. При этом стыд должен побуждать человека к определенным действиям, желанию исправить произошедшее по его вине и ответственность за совершенное. Стыд является индикатором правильности происходящего, правильности и моральности совершенных поступков.

Планка воздействия внешних факторов на человека падает, чем больше аморальных поступков он совершает, тем на более низменный поступок он готов. При этом он не осуждает окружающих людей, если их поступки не задевают его самого. Если же поступки других задевают человека, который лишен совести, то он соответственно считает их людьми бессовестными и недостойными общения.

Также совесть необходимо обучать, тогда она становится более восприимчивой. Стыд как раз-таки является показателем того, что у человека есть совесть и она полноценно работает.

Моральный уровень человека зависит от поступков, которые человек постоянно совершает. Если же человек постоянно поступает аморально, то это становится его нормой поступков, бывает про человека, который поступает неправильно и низко говорят: «Совести у него нет». Значит она не реагирует на происходящие изменения, не побуждает человека изменять свои поступки, предпринимать изменения.

Обычно люди лишенные совести из-за воспитания или внешних обстоятельств, а иногда это происходит по собственному желанию, человек притупляет свои чувства, то что ему стыдно и неудобно перед другими.

Поэтому я считаю, что совесть и стыд полностью сопоставлены и взаимосвязаны между собой. Если есть совесть, то она вызывает чувство стыда на определенные поступки и действия. Если же совести нет, то и чувства стыда не возникнет.

Совесть – сочинение 4

С самого раннего детства родители обучают свои детей, рассказывают, что хорошо, а что плохо, прививают моральные принципы. По мере взросления ребёнок пополняет свои знания в школе, учится правильно поступать на примере своих сверстников или героев из литературных произведений. Из полученных знаний постепенно формируется образ мыслей, образ действий и совесть.

Совесть – это внутренний голос, который подсказывает человеку как правильно поступить в той или иной ситуации. Если же человек всё-таки поступает неправильно, тогда его одолевают угрызения совести и всевозможные мысли о том, что всё можно было сделать по-другому. Так действует совесть на человека для того, чтобы он мог исправить данную ситуацию в лучшую сторону. Исправив свои ошибки, человек сразу же избавляется от угрызения совести и получает радость. А те ошибки и неправильные действия человека, которые нельзя исправить, могут со временем служить в качестве огромного жизненного опыта, поскольку, помня о них человек в будущем будет стараться больше так не поступать. Таким образом это чувство можно сравнить с судьёй, который находится в каждом из нас и следит за всеми нашими действиями, для того чтобы его обладатель поступал правильно и получал радость и удовлетворение от своего образа жизни.

Можно встретить и таких людей, которые поступают неправильно и не желают по каким-то причинам исправлять свои ошибки, несмотря на угрызения совести. Со временем у таких людей совесть может притупиться и настанет такой момент, когда она перестанет мучить человека. Таких людей часто называют бессовестными, так как они часто обижают других людей, поступают несправедливо. По их образу жизни можно сказать, что они стали на плохой путь, полный безнравственности и злых поступков.

Если бы все люди жили в соответствии с высокими нравственными нормами, всегда слушали голос своей совести и по возможности исправляли свои ошибки, тогда в мире было бы намного меньше зла, несправедливости и обмана. Ведь совесть нам дана для того, чтобы мы хорошо ориентировались в моральных ценностях и всегда поступали правильно. Таким образом, если мы будем жить, слушая свою совесть, обученную на моральных ценностях, то сможем выработать в себе и другие положительные качества, будем заботиться об окружающей среде и находить общий язык с другими людьми. Только так мы сможем прожить долгую и счастливую жизнь.

Что такое Совесть (5 вариант)

Совесть – внутреннее ощущение человека, помогающее совершать правильный нравственный выбор. Проблему совести поднимают многие авторы в своих литературных произведениях.

Булгаков в романе Мастер и Маргарита показывает мучения Понтия Пилата, когда он отдаёт приказ о казни Иешуа. Прокуратор понимает, что пленник невиновен, но не может пойти против устоявшихся принципов, потому что из-за этого может лишиться власти и влияния. После казни он долго мучается, испытывает ужасные угрызения совести, в итоге раскаивается и освобождает себя от тяжких оков самобичевания.

Другой пример – Родион Раскольников из произведения Достоевского «Преступление и наказание». Герой романа испытывает смешанные чувства после убийства старухи – процентщицы, которые впоследствии оказываются позывами совести. В душе другого героя – Сони Мармеладовой – также бушуют сомнения в правильности своих действий. Хотя девушка и является скромной и безропотной, никого не винит в таком положении своей судьбы, она понимает, что так жить нельзя, и ее мучает совесть за то, что она поступает отнюдь не религиозно.

Но как же действует этот феномен? Человека начинают терзать многочисленные мысли, в голове прокручивается ситуация, в которой, быть может, он не очень хорошо повёл себя, неправильно поступил. Или же вырисовывается образ грядущего мероприятия, предполагающего выбор между «плохим» и «хорошим», нередко даже между одним «плохим» и другим, что ещё больше усложняет выбор.

Эффект совести – крана полезный, но иногда он может и мешать существованию в социуме. Человек, которому по сложившимся обстоятельствам всегда нужно увиливать, придумывать отговорки и врать, имея отличную совесть, не сможет так поступать. Или, если даже пересилит себя, будет чувствовать дискомфорт и угрызения, что может свести с ума даже самого стрессоустойчивого.

В наше время совестливых людей становится все меньше. Истинные ценности уступили место эгоизму и эгоцентризму в сердцах людей. Нравственные и моральные установки современного человека деградируют, культурно – эстетический уровень, к сожалению, уже не так высок. И если в ближайшем прошлом считалось, например, неслыханной дерзостью заговорить со старшим в повышенных тонах, сделавший это впоследствии бы мучайся угрызениями совести, то сейчас каждый второй подросток регулярно грубит своим родителям, учителям или даже простым проходимого улице или в общественном транспорте.

Зачастую под «совестью» понимается чувство нравственной ответственности перед обществом, отдельным человеком либо группой людей. Это подразумевает тот факт, что личность сама формирует нравственные обязанности и производит над собой некий самоконтроль.

Оценка же собственных поступков зачастую приводит к разному итогу: главными градациями здесь служит удовлетворение либо недовольство самим собой, а также своим выбором либо поведением в той или иной ситуации.

В связи с этим многие испытывают так называемые «муки совести» – так называются душевные терзания человека, когда он осознает, что поступил не так, как «было бы правильно» с точки зрения этики, морали либо воспитания. Конечно, есть и «смягчающие обстоятельства», к которым относятся неожиданность, состояние аффекта, трусость и пр. Но, так или иначе, присутствие совести у человека лучше, чем ее отсутствие.

Можно сказать, что совесть служит основой нравственного самосознания личности. Возникновение ее у человека разумного относят к эволюционной и интуитивной теориям. И, какая бы из них не была правильной, факт есть факт- на данный момент, практически каждой личности свойственно задумываться о нравственном выборе и испытывать переживания, связанные с его правильностью либо неправильностью – разумеется, все зависит от морального уровня человека: кому – то свойственно впадать в депрессию из-за малейшей провинности, а кто-то спокойно спит даже после совершения тяжких злодеяний.

Совесть можно назвать интуитивным явлением – ведь представления о ней в сознании человека формируются исподволь, извне, без всяких на то предпосылок. Конечно же, огромную роль играет воспитание, данное родителями – благодаря нему у ребенка складывается первоначальное представление о добре и зле, плохом и хорошем, достойных и недостойных поступках.

Но, тем не менее, полный комплекс морально-этических норм и устоявшаяся жизненная позиция формируются уже в более сознательном возрасте. Следовательно, и окончательные представления о совести появляются в этот же период.

Многие связывают понятия о чести и совести с религией – но, на самом деле, это является правдой не в полной мере. Все зависит от понятий об этике и справедливости – потому, существовало много случаев, когда атеист был совестливее многих из «праведных» христиан.

Многие задаются вопросом: «можно ли взрастить в себе чувство подобного самоконтроля?» Несмотря на то, что зачатки формируются в детстве, работа над собой может в значительной степени влиять на формирование позитивных черт характера – в том числе и на представление о чести, совести и благородстве.

9 класс. 15,3. ОГЭ

Совесть

Популярные сочинения

Максим Максимыч – второстепенный, но очень важный персонаж для раскрытия образа Печорина. Он является его полной противоположностью.

В романе-эпопее Тихий Дон М.А.Шолохов не последнее место отводит женским образам. Донская казачка в произведении символизирует тепло родного дома, семейного очага, стойкость духа и готовность к преодолению

Читайте также:  Сочинение Всегда ли мечта становится реальностью?

Часто в жизни мы слышим такую пословицу: «Век живи – век учись». Я думаю, что данное высказывание говорит нам о том, что важно развиваться в абсолютно любой сфере всю свою жизнь

Примеры на тему “Совесть” для сочинения.

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ТИХИЙ ДОН» М.А. Шолохова

Пример 1. АКСИНЬЯ и ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ.

Пример 2. Муки совести на войне. (ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ)

Долго еще чудился Григорию первый убитый им неприятель. «Необычно часто переживал он во сне ту первую схватку, и даже во сне, отягощенный воспоминаниями, ощущал он конвульсию своей правой руки, зажавшей древко пики; просыпаясь и очнувшись, гнал от себя сон, заслонял ладонью до боли зажмуренные глаза».

И другие казаки, замечает Григорий, после боя переменились. Прохор Зыков, выживший под копытами конницы, вернулся из лазарета, все еще тая на лице боль и недоумение; другой при всяком случае ругался тяжко и непристойно; третий «нелепо похохатывал, смех его был непроизволен, угрюм. Перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе и растил семена, посеянные войной».

Изменился и Петро, которого Григорий встретил во время передышки, данной их полку после боя. Он признается брату: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой. Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули. Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча. Иначе нельзя было. А зачем я энтого срубил?»

Когда Наталья Мелехова раздраженно и ревниво упрекает Григория в разгуле, в связях с женщинами. На его искренние слова: «Совесть. Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась. Людей убиваешь. Неизвестно для чего всю эту кашу. », Наталья лишь отвечает грубо: «Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну сворачиваешь. Мало через тебя, черта, я лиха приняла?» И глубоко оскорбленный Григорий с горечью отвечает: «Больше не об чем с тобой гутарить».

Пример 3. Муки совести из-за смерти жены (ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ)

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ОТЦЫ И ДЕТИ» И.С. Тургенева

Пример 1. Отсутствие совести (БАЗАРОВ)

Пример 2. Проявление совести (НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ)

Радостно и умиленно встретив сына, Николай Петрович словно робеет в его присутствии и становится излишне хлопотлив, пространно повествует о своих заботах по хозяйству, хотя и чувствует, что сына этот предмет мало интересует. Наконец Николай Петрович, явно смущаясь, приступает к наиболее важному и деликатному обстоятельству, переходя на французский язык, дабы скрыть разговор от слуги и кучера. «. Ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета. Словом, эта. эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал. » При этом Николай Петрович краснеет и испытывает угрызения совести. Почувствовав в сыне «чувство снисходительной нежности. смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства», он испытывает душевную боль, «что-то кольнуло его в сердце. Но он тут же обвинил себя».

Для Николая Петровича Фенечка — «не легкомысленная прихоть», и он испытывает облегчение оттого, что объяснился с Аркадием. И все же что-то смущает его. «Сердце его забилось. Представилась ли ему в это мгновение неизбежная странность будущих отношений между им и сыном, сознавал ли он, что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела, упрекал ли он самого себя в слабости — сказать трудно; все эти чувства были в нем, но в виде ощущений — и то неясных; а с лица не сходила краска, и сердце билось».

Аргументы на тему «Совесть» из пьесы «НА ДНЕ» М. Горького

Пример 1. Проявление совести (ПЕПЕЛ)

Пример 2. О совести (КЛЕЩ)

Аргументы на тему «Совесть» из повести «ШИНЕЛЬ» Н.В. Гоголя

Пример. Недолгое угрызение совести (ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЛИЦО)

Аргументы на тему «Совесть» из повести «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» Н.С. Лескова

Пример. Отказ от совести, заглушение голоса совести (КНЯЗЬ)

Аргументы на тему «Совесть» из драмы «БОРИС ГОДУНОВ» А.С. Пушкина

Пример 1. Проявление совести (САМОЗВАНЕЦ)

Пример 2. Муки нечистой совести. (БОРИС ГОДУНОВ)

Изображая Бориса Годунова виновным в убийстве царевича Димитрия, Пушкин следует версии Карамзина. Но ни разу, даже наедине с самим собой, Борис Годунов прямо не признается в содеянном преступлении. Уличают его тревожные сны («. тринадцать лет мне сряду Все снилося убитое дитя») и муки нечистой совести, вызываемые кровавыми видениями:

Бледнеет он и при простодушном рассказе патриарха Иова о чудотворных мощах Димитрия.

источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести. Глубина и сила переживаний Бориса Годунова свидетельствуют о незаурядности его личности, о его могучей душе. Тем более что монолог этот не «на публику», а имеет исповедальный характер.

Мучаясь и страдая, он ищет утешения и опоры не у земных сил, Борис Годунов обращается к кудесникам и гадателям, обращается к религии. Когда царь велит собрать войско, он приказывает не трогать монахов: «Пусть молятся за нас они. » В надежде искупить свою вину перед Богом он просит Юродивого помолиться за него. Но ничто не может успокоить его беспокойную совесть.

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ВОЙНА И МИР» Л.Н. Толстого

Пример 1. Муки совести АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

Пример 2. Муки совести на войне НИКОЛАЯ РОСТОВА

Пример 3. Муки совести МАРЬИ БОЛКОНСКОЙ

Пример 4. Человек большой совести – ПЬЕР.

Брак Пьера и Элен не был счастливым. Он приносит Пьеру страдания и разочарования.

Как человек большой совести он не склонен был всю вину взваливать на Элен. Прежде всего Пьер обвиняет самого себя. Перед ним встали главные вопросы, которые он постоянно задавал себе: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? — спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: “Умрешь — все кончится. Умрешь и все узнаешь — или перестанешь спрашивать”. Но и умереть было страшно».

Аргументы на тему «Совесть» из комедии «ГОРЕ ОТ УМА» А.С. Грибоедова.

Пример. Отсутствие совести (РЕПЕТИЛОВ)

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф.М. Достоевского

Пример 1. Оправдание отсутствия совести великими целями. (РАСКОЛЬНИКОВ)

Первый разряд — «господин настоящего» — сохраняет мир и приумножает его численно. Люди этого разряда, «по натуре своей консервативные, чинные», любят и «обязаны быть послушными». Они «для того только и существуют на свете, чтобы. поднатужиться и породить наконец. сколько-нибудь самостоятельного человека». Второй разряд — «господин будущего» — двигает мир и ведет его к «цели». Как правило, люди этого типа — «законо-датели и установители человечества» — требуют «разрушения настоящего во имя лучшего». Они имеют «право разрешить своей совести перешагнуть. «для своей идеи» «через кровь», устранить «. десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству». Все они «преступают закон» (он для них «не писан») и по природе своей должны быть «непременно преступниками». Такие «гениальные люди» рождаются по одному «из миллионов, а великие гении, завершители человечества, — может быть, по истечении многих тысячей миллионов людей на земле». Теория Раскольникова, разрешающая «кровь по совести», — по мнению Разумихина и Порфирия Петровича, — страшнее «официального», «законного» разрешения «кровь проливать».

Пример 2. Муки совести Раскольникова.

Пример 3. Муки совести СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ из-за положения, образа жизни.

Аргументы на тему «Совесть» из комедии «СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ» А.Н. Островского

Пример 1. Мнимая совесть. (БОЛЬШОВ)

Настоящее потрясение испытывает Большов, когда понимает, что дочь и зять его предали. Тут-то он вспомнил и о совести, и о грехе, и об Иудином предательстве. Он знает, что совершил тягчайшее преступление, и напоминает молодым, какова цена их нынешнего благополучия: «Ведь я злостный — умышленный. Ведь меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради».

Он осознал, что теперь сила — это Подхалюзин, а не он, Большов, доселе всех державший в страхе и повиновении. Страдает он не оттого, что совершил безнравственный поступок, а оттого, что его надул недавний мальчишка, находившийся у него в услужении, что он, Самсон Силыч Болыпов, позволил себя обвести вокруг пальца, что так жестоко обманулся, положившись на «своих людей». «Сама себя раба бьет, коли не чисто жнет» — это вывод не раскаявшегося грешника, а обманутого плута.

Пример 2. Отсутствие совести. (ПОДХАЛЮЗИН)

Почтительностью, лицемерием, притворным смирением и усердием Подхалюзин добивается особого расположения у Большова, чем умеет воспользоваться для своей выгоды. Узнав о намерении хозяина обмануть кредиторов, Подхалюзин тотчас задумал свою аферу. Ловко играя на тщеславии и самоуверенности Большова, он практически подтолкнул его к решению объявиться несостоятельным и своими руками все (капитал и имущество) отдать ему, приказчику. «Уж вы во мне-то не сумневайтесь», – заверяет Лазарь Самсона Силыча. Подхалюзин действует хитро и осторожно — склоняет стряпчего Рисположенского оформить все дело так, чтобы стать фактическим хозяином состояния Большова. Ему хорошо известно, что юридическое преступление может положить конец экономической карьере, поэтому он обдумал все детали своего участия в преступной акции Большова. Со стряпчим заключили устное соглашение («Я вам две тысячи-с за этот же самый предмет-с»), но строго при этом предупредил: «Только, Сысой Псоич, уж хвостом не вертеть туда и сюда, а ходи в аккурате, — попал на эту точку и вертись на этой линии». Подхалюзин не оставляет никаких следов в истории банкротства «благодетеля». Не давал он письменных обещаний и свахе Устинье Наумовне, расстроившей свадьбу Липочки с благородным женихом.

Предусмотрительный Подхалюзин остался чист перед законом юридическим, нарушив законы нравственные. Большов был прав, когда говорил о Лазаре: «Он у меня парень дельный, ему только мигни, он и понимает. А уж сделает-то что, так пальца не подсунешь». Он действительно все обделал «лучшим образом», да еще и надул самого Самсона Силыча. Сомнения в правомерности своих действий Подхалюзин отвергает с самого начала: «Говорят, надо совесть знать! Да, известное дело, надо совесть знать, да в каком это смысле понимать нужно? Против хорошего человека у всякого есть совесть; а коли он сам других обманывает, так какая же тут совесть!»

Аргументы на тему «Совесть» из пьесы «БЕСПРИДАННИЦА» А.Н. Островского

Пример. Отсутствие угрызений совести, договор с совестью (ПАРАТОВ)

Аргументы на тему «Совесть» из комедии «НЕДОРОСЛЬ» Д.И. Фонвизина

Пример. Совестливый человек, уроки совести (СТАРОДУМ)

Стародум удаляется от двора «без деревень, без ленты, без чинов», потому что не хочет пресмыкаться «в чужой передней», но хочет сохранить «неповрежденно» свою душу, честь и нравственные правила. Стародум решил посвятить остаток своих дней воспитанию племянницы, чтобы «оградить ее жизнь от недостатка в нужном». Он отправляется в Сибирь, где «достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». В Сибири Стародум нажил состояние, наследницей которого и сделал Софью на случай, если она полюбит человека малообеспеченного. В дом Простаковых Стародум приехал, чтобы вырвать племянницу из рук злонравных людей и выдать замуж за достойного человека.

Стародум учит Софью добродетели, поскольку «добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может», и всякий человек может стать добродетельным, если найдет в себе для этого достаточно сил. Он говорит ей о значении совести для человека, о честности и долге, о том, что если бы все были верны своему долгу, то люди были бы счастливы.

Аргументы на тему «Совесть» из повести «КОТЛОВАН» А.П. Платонова

Пример 1. Сделка с совестью (САФРОНОВ)

Пример 2. Совестливый человек ВОЩЕВ

Вощев понимает, что строители котлована не знают истины. «Говорили, что все на свете знаете. а сами только землю роете и спите! Лучше я от вас уйду. все равно мне без истины стыдно жить». От сознания «неистинности» дела, которым занимается артель, Вощев затосковал.

Вощев — один из немногих на котловане, кто не поддается влиянию политических лозунгов. Ему «беспричинно стыдно от долгих речей по радио». Правда, в отличие от Жачева, он не протестует против угнетения души, он лишь все больше грустит.

Вощев не может участвовать в строительстве, ради которого у крестьян отбирается их последняя собственность.

Несмотря на яркое солнце, у Вощева нерадостно на душе.

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М.Ю. Лермонтова

Пример 1. Неспокойная совесть (ГРУШНИЦКИЙ)

Тогда Печорин, испытывая Грушницкого, ужесточил условия дуэли — на краю пропасти, куда противники будут вставать по очереди, даже легкая рана окажется смертельной. Грушницкий колебался: стреляясь при обыкновенных условиях, хотя бы и на шести шагах, он мог целить Печорину в ногу, легко его ранить и удовлетворить свою месть, не отягощая слишком своей совести; теперь же он должен был или стрелять в воздух, или сделаться убийцей, или оставить свой подлый замысел.

Лицо Грушницкого ежеминутно менялось — Печорин поставил его в затруднительное положение, — теперь он оказался лишен возможности удовлетворить свою месть легким ранением Печорина, совесть его теперь должна быть неспокойна. Он с жаром начал убеждать капитана в чем-то, очевидно, отказаться от их замысла, посиневшие губы его дрожали. Капитан его не слушал.

Печорин предложил ему помолиться Богу — Грушницкий отказался, посоветовав не заботиться о его душе больше, чем о своей. Печорин призвал его прислушаться к голосу совести, но капитан прервал его. Когда же Печорин уличил их обман и капитан не решался принять его вызов, Грушницкий признался, «смущенный и мрачный», — и в первый раз не послушался указаний капитана.

Пример 2. Договор с совестью (ПЕЧОРИН)

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ДОКТОР ЖИВАГО» Б.Л. Пастернака

Пример 1. Муки нечистой совести (ЖИВАГО)

Вскоре любовь к Ларисе властно вторгается в жизнь доктора. Любовь кажется ему предопределенной, и он не в силах бороться с ней. Вместе с тем он мучительно переживает измену жене и чувствует себя «неуличенным преступником». Он по-прежнему дорожит семьей, безумно любит Тоню, готов защищать честь жены, и в то же время сам становится ее обидчиком. Живаго особенно тяжело потому, что идеи «свободной любви» ему чужды. «Говорить и думать о таких вещах казалось ему пошлостью. В жизни он не срывал «цветов удовольствия», не причислял себя к полубогам и сверхчеловекам, не требовал для себя особых льгот и преимуществ. Он изнемогал под тяжестью нечистой совести».

Пример 2. Совесть на войне. (ПАМФИЛ ПАЛЫХ)

Например, вечно подавленный и угрюмый Памфил Палых признается доктору, что его мучает кровь невинного молодого кадета, пролитая им еще в февральскую революцию: «Оголец один у меня из головы нейдет, огольца одного я стукнул, забыть не могу. За что я парнишку погубил? Рассмешил, уморил он меня. Со смеху застрелил, сдуру, ни за что». Так из разговора с Памфилом Живаго узнает имя убийцы комиссара Гинца и еще раз удивляется величайшей тайне жизни на земле, где все взаимосвязано, и тысячи судеб тесно переплетены в один неразрывный узел.

С тех пор прошло много времени, но по ночам Памфилу не дает уснуть беспокойная совесть, и все мерещится станция, на которой он совершил тяжкое убийство. Палых боится, что за содеянное им преступление придется расплачиваться не только ему, но и горячо любимым жене и детям. Не желая отдавать семью на поругание белым, Памфил в припадке тоски зарубил всех насмерть.

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ПЕТР ПЕРВЫЙ» А.Н. Толстого

Пример. Совестливый человек – АЛЕКСЕЙ БРОВКИН

Аргументы на тему «Совесть» из романа «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. Пушкина

Пример. Совестливый человек -Петр ГРИНЕВ

Доброта и мягкость, совестливость и чувствительность, способность судить о людях непредвзято, без сословной спеси, и вместе с тем обостренное чувство долга и чести заложены в Гриневе с детства. Его мать — добрая и сердечная женщина, а отец, несмотря на известную сухость и жесткость характера, — прямой, честный и благородный человек. Показательно его напутствие сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Читайте также:  Сочинение Сострадание - активный помощник

На пути к Оренбургу, в Симбирске, Гринев приобщается к веселой и беззаботной жизни гусар, но пьяная пирушка с ротмистром Зуриным, во время которой Гринев проигрывает гусару в биллиард сто рублей, завершается глубоким стыдом и раскаянием.

Сочинение на тему совесть

Сегодня нас ждет творческая работа над сочинением по теме совесть. Это задание встречается на ОГЭ, поэтому будет интересна для каждого школьника. К тому же, тема совести на самом деле познавательная, ведь здесь действительно есть над чем поразмышлять.

Сочинение рассуждение на тему совесть

Наверное, каждый человек за свою жизнь хотя бы один раз слышал некий внутренний голос. Кому-то этот голос слышен ежедневно, кто-то его слышит реже. В любом случае, внутренний голос всегда помогает в сложных ситуациях, подсказывает, поступать правильно. Помогает отделить плохое от хорошего и не совершать то самое плохое по отношению к другим. В своем сочинении я отмечу, что голос внутри нас и является нашей совестью. Сама же совесть — это неотделимая частичка души человеческой, что отвечает за способность к моральному контролю, заставляет каждого подумать над поступками, засомневаться в правильности своих действий. Говорят, именно совесть не дает нам спать ночами, если мы совершили что-то плохое.

Когда именно человек не может спать? Если в сочинении обратиться к аргументам и примерам из жизни, то большинству не спится, когда позарятся на чужое. Например, человек украл телефон. Если он совестливый, у него совесть лежит на поверхности души, а не спрятана глубоко внутри, то этот поступок не даст человеку покоя и он обязательно опомнится и вернет вещь. Скажете, что не у всех есть совесть, ведь многие люди совершают плохие поступки и спят спокойно. Это не так. Вряд ли они спят спокойно, ведь душа есть у каждого, а совесть, она неотделима от души. Плохие поступки таких людей объясняются тем, что их совесть спрятана глубоко, но рано или поздно, она все равно дает о себе знать.

Свое сочинение-рассуждение я хочу завершить тем, что для меня совесть ассоциируется с такими понятиями как добро, порядочность, нравственность, справедливость. Это светлое чувство, которое не допустит беды, главное прислушиваться к внутреннему голосу и следовать ему. Только тогда вы пойдете по правильному пути, сможете развиваться, совершенствоваться, и главное, спать спокойно ночами, свободно дышать и радоваться жизни.

Сочинение на тему совесть 8 — 9 класс огэ 15.3

Все люди наделены разными чувствами, поэтому мы испытываем счастье, радость, мы огорчаемся или испытываем страх, получаем восторг или другой калейдоскоп чувств, что проявляются в тот или иной момент нашей жизни. Но все же самым важным чувством человека является его совесть. То самое чувство, от которого не скрыться. Это чувство подобно правосудию, внутреннему судье, что заставляет обдумывать наши поступки. Давайте в сочинении на тему Совесть для 9 класса по ОГЭ, отвечая на вопрос пункта 15.3 попробуем познакомиться с нею поближе.

Что такое совесть?

Что же такое совесть? Как по мне, это чувство подобно небольшому червячку, который живет в каждом человеке. Он сидит тихо и никого не тревожит, но только до того времени, пока не сделаешь что-то плохое. И вот здесь просыпается совесть, и начинает грызть изнутри. От этого чувства непросто избавиться, оно мучит человека до тех пор, пока тот не поймет свою ошибку, не признается в ней, не извинится, или не попытается исправить ситуацию.

Если дать определение совести более красиво, то совесть — это регулятор поведения человека. Иногда кажется, что совесть, это некий разговор самим с собой, где решается, что такое плохо, а что такое хорошо.

Откуда же появляется совесть, ведь люди не рождаются совестливыми? Мне кажется, здесь все зависит от воспитания человека, от его родителей. Если в детстве они объяснили ребенку, как вести себя хорошо и как жить по совести, то и в дальнейшем человек не сможет быть бессовестным человеком.

Чтобы в нашем мини сочинении на тему Совесть по ОГЭ пункт 9.3 лучше понять что такое совесть, приведем примеры из литературы.

Примеры из литературы

Совесть — это нравственный ориентир, который порой позволяет обходить стороной плохие поступки. Так, если бы в произведении Евгений Онегин главный герой прислушался к внутреннему голосу, то не убил бы Ленского, ведь он изначально чувствовал, что его поступок неправильный. Вот только голос разума затмило мнение окружающих, и Онегину до конца дней придется жить с угрызением совести, а труп Ленского будет преследовать всю его жизнь.

Совесть замучила и героя Достоевского в произведении Преступление и наказание. Раскольников страдает от угрызений совести, ему стыдно за свое преступление, а значит, этот человек не безнадежен, у него все же есть совесть, которая и помогла выбрать герою правильный путь.

Совесть есть у всех, вот только не все к ней прислушиваются. Тому доказательством в нашем сочинении будет текст произведения Погодина, где он говорит о мальчиках, что издевались над Колей. Даже как-то отобрали подарок для учителя, подумав, что это подхалимство. Но это была лишь благодарность учителю за то, что она помогает мальчику не отставать от одноклассников в учебе. И вот в одном из учеников все же проснулась совесть, поэтому он решил загладить вину и помог преподнести учительнице подарок.

Примеры из жизни

Как мы уже говорили, совесть — это контролер, что стоит на страже наших поступков, и делает все, чтобы хороших было больше, а плохих стало меньше. Конечно, человек не идеален, мы все оступаемся, но главное вовремя в этом признаться, и не бояться изменить ситуацию. Кто-то может украсть, и совесть тут же начинает грызть изнутри. Кто-то видит несправедливость, но проходит мимо, не помогая пострадавшему. И угрызения совести заставляют сожалеть об этом. Мы ругаем себя за то, что вовремя не пришли на помощь. А кто-то дал обещание и не сдержал его. Кого-то обидели словами или поступками? И тут обязательно проснется совесть, ведь она помогает стать лучше, она поддерживает чистоту души, и благодаря ей жить становится намного легче, радостней и приятней.

Сочинение на тему совесть можно использовать для 8 и 9 класса

Сочинение на тему совесть 4 класс

Как-то я получил в школе плохую отметку, но не сдал дневник учителю, сказав, что забыл его дома. А вот дома на вопрос, как там в школе, я сказал, что все хорошо. Но в эту ночь мне не спалось. Я думал, как сильно огорчится мама, когда ей откроется вся правда. А ведь от правды не убежишь, как не скрыться и от голоса совести, которая проснулась во мне. Уже наутро я решил все рассказать, как есть и вы не поверите, насколько легко стало на душе. После этого случая я понял, насколько важно прислушиваться к голосу совести, которая заставляет задуматься над нашими поступками и над тем, что уже совершено. Я понял, что именно совесть делает нас порядочными, честными, справедливыми, добрыми и отзывчивыми. Но, мало быть совестным, нужно еще и поступать по совести.

Поступать по совести

Прислушиваться к своему внутреннему голосу и не совершать плохие поступки очень важно, но также важно поступать по совести, что я и стараюсь делать.

Как-то я увидел друга. Он катался на велосипеде. Все было хорошо, пока тот мне не признался в краже. Это был не его велосипед, а другого мальчика. Уже в деревне я увидел соседей, которые пытались отыскать велосипед. Сначала я хотел промолчать, мне не хотелось подставлять друга, но тогда я бы стал соучастником и не смог бы дальше спокойно жить. Ведь для меня очень важно поступать по совести. Я пошел к своему другу и попросил во всем признаться. Хорошо, что и у моего друга проснулась совесть. Он согласился не только признаться и вернуть велосипед, но и попросить прощения у соседей, пообещав больше так не поступать.

Совесть — это очень полезное чувство, которое ведет контроль за нашими плохими поступками, и дает возможность жить с чистой душой и без угрызения совести.

Вариант №23

Сочинения к варианту №23 ОГЭ по русскому языку “36 вариантов. И.П. Цыбулько”.

(1) В числе людей, которые принимали участие в моём воспитании, был учитель Иван Яковлевич.
(2) Это было в деревне, в Орловской губернии, у моих богатых родственников.
(З)Летом раз заехала к дяде, по дороге в своё имение, губернаторша с сыном, мальчиком лет одиннадцати, очень избалованным и непослушным. (4)Мы пошли в сад, и там этот гость оборвал какую-то редкостную сливу, плоды которой были у дяди на счету. (5)Мы испугались его поступка и дали себе клятву во всём отпираться и ничего не сказывать.
(6) Дядя вечером пошёл в сад и увидал, что слива оборвана. (7)Он рассердился, позвал мальчика Костю, сына садовника, и стал его спрашивать, кто оборвал сливу. (8)Костя не знал, и на него упало подозрение, что эту сливу оборвал он и теперь отпирается. (9)Его за это велели высечь крыжовником, а он испугался и сказал, что будто в самом деле он съел сливы. (Ю)Тогда его всё-таки высекли.
(11)А мы знали, кто оборвал, но ничего не говорили, чтобы не нарушать клятву и не пристыдить своего гостя. (12)Но к вечеру некоторых из нас это стало невыносимо мучить, и когда мы начали укладываться спать, то я не стерпел и сказал Ивану Яковлевичу, что Костю наказали напрасно, что он не вор, а вор вот кто, а мы все дали клятву это скрыть.
(13)Иван Яковлевич вдруг побледнел и вскрикнул:
— Как вы смели клясться? (14)Видите, сколько от этого зла вышло, и теперь я уйду от вас.
(15) Учитель даже заплакал, потом вдруг приложил лоб к оконному стеклу, вздохнул и побежал из комнаты.
(16) Куда и зачем побежал, мы не могли догадаться и долго ждали его возвращения, но потом так и уснули, не дождавшись.
(17) А утром, когда Василиса Матвеевна принесла нам свежее бельё, мы узнали, что Иван Яковлевич к нам и совсем не воротится, потому что его уволили.
(18) Мы так и обомлели. (19)Бедный, добрый Иван Яковлевич! (20)Это всё мы виноваты. (21)Но что же он такое сделал?
(22)А он явился к господам, подошёл к губернаторше и сказал ей совершенно спокойным голосом:
— У вашего сына дурное сердце: он сделал поступок, за который бедного мальчика высекли и заставили оболгать себя. (23)Ваш несчастный сын имел силу это стерпеть. (24)Помогите ему исправиться, а то из него выйдет дурной человек.
(25) С губернаторшей сделалось дурно, у неё началась истерика.
(26) Страшно рассерженный происшедшею сценой, дядя вытолкнул Ивана Яковлевича за двери и объявил, что он уволен.
(27) Мне было очень жалко Ивана Яковлевича. (28)Мы с ребятами решили убежать за околицу и там ждать своего учителя, чтобы проститься.
(29)Он шёл не только спокойно, но как бы торжественно, а лицо его было даже весело и выражало удовольствие. (ЗО)Увидав нас, он остановился и воскликнул:
— Прекрасно, дети! (31)Прекрасно! (32)0, сколько для меня радости в одну эту минуту! — и он раскрыл для объятий руки, а на глазах его заблистали слёзы.
(ЗЗ)Мы бросились к нему и тоже дали волю слезам, повторяя: «Простите нас, простите!» (34)А в чём мы просили прощения, мы, к несчастью своему, и сами того не могли определить, но он помог нам понять и сказал:
— Вот это и есть то, что надо, и дай бог, чтобы вы никогда об этом не позабыли.
(35) Для этого одного Стоит всегда быть правдивым во всех случаях жизни.
(36) Это чистая совесть!

(По Н. С. Лескову*)
* Лесков Николай Семёнович (1831-1895) — известный русский писатель и публицист.

Современный лингвист Елена Михайловна Лазуткина утверждает: «Восклицательные предложения выражают отношение говорящего к действительности». Эту мысль можно доказать на примерах из текста Николая Семёновича Лескова.

Восклицательные предложения помогают автору, например, выразить жалость и сочувствие, которые испытывает рассказчик по отношению к своему учителю. И предложение 19 служит этому доказательством: «Бедный, добрый Иван Яковлевич!»

Кроме того, писатель использует восклицательные предложения в речи самого учителя, когда он говорит о своей радости. Иван Яковлевич не стал молчать, а поступил по совести, открыв губернаторше глаза на испорченность её сына. Учителя за это выгнали из имения, лишили работы, но он счастлив: «Прекрасно, дети! Прекрасно! О сколько для меня радости в одну эту минуту!»

Таким образом, мы убеждаемся в справедливости высказанного лингвистом Лазуткиной утверждения: восклицательные предложения действительно выражают отношение человека к другим людям, которые находятся рядом, или к событиям, происходящим в действительности.

Финал текста Николая Семёновича Лескова – это отражение основной мысли произведения, которую можно сформулировать так: человек с чистой совестью счастлив, несмотря ни на что, поэтому нужно всегда говорить только правду.

В рассказе Лескова повествуется об одном событии: невиновного мальчика наказали за то, что натворил сын губернаторши. Обратим внимание, как страдают дети, знающие правду, но скрывающие её: «Но к вечеру некоторых из нас стало невыносимо мучить…»

Когда рассказчик не выдержал и рассказал правду своему учителю, тот не стал ничего скрывать и прямо заявил губернаторше обо всём произошедшем. Ивана Яковлевича уволили и выгнали, но он был счастлив: «Прекрасно, дети! Прекрасно! О сколько для меня радости в одну эту минуту!».

Этот пример навсегда остался в памяти рассказчика как доказательство того, что чистая совесть – это источник радости, не зависящей от жизненных обстоятельств.

Совесть – это главный наш нравственный ориентир. Именно она помогает нам понимать, правильно мы поступаем или нет. Иметь чистую совесть – значить испытывать счастье несмотря на обстоятельства.

Именно об этом пишет в своём тексте Николай Семёнович Лесков. Мальчики в этом рассказе стали свидетелями ужасной подлости: губернаторский сын совершил проступок, а наказан за это был невиновный мальчик. Дети скрывали правду, но страдали от этого: «Но к вечеру некоторых из нас стало невыносимо мучить…». Такие страдания свидетельствуют о том, что люди поступают неправильно. Не выдержав мук совести, рассказчик решил открыть правду своему учителю, который не стал ничего скрывать и высказал губернаторше свои опасения по поводу поведения её сына. Случился скандал, в результате которого Ивана Яковлевича выгнали из имения, но, несмотря на обстоятельства, тот всё же был счастлив: «Прекрасно, дети! Прекрасно! О сколько для меня радости в одну эту минуту!».

О том, что совесть – это духовный ориентир, писал и Александр Сергеевич Пушкина в романе «Евгений Онегин». Заглавный герой убил на дуэли друга, хотя чувствовал угрызения совести ещё до этого рокового события. Но его зависимость от мнения со стороны заглушила внутренний голос. В результате Онегин убил Ленского и разрушил и свою судьбу: с этого момента «труп окровавленный» будет преследовать его до конца дней.

Дать человеку ощущение внутреннего спокойствия может только чистая совесть, и тогда в душе поселится свобода от внешних обстоятельств, дающая огромную радость и счастье.

Ссылка на основную публикацию