Сочинение Проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы ЕГЭ

Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку

Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам

Милосердие, сострадание — аргументы ЕГЭ

Тезисы

  • Поступки, совершенные из милосердия, на первый взгляд могут показаться нелепыми и бессмысленными
  • Человек может проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях
  • Поступки, связанные с помощью сиротам, можно назвать милосердными
  • Проявление милосердия часто требует от человека жертв, но эти жертвы всегда чем-то оправданы
  • Люди, проявляющие милосердие, достойны уважения

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Наташа Ростова проявляет милосердие — одно из важнейших человеческих качеств. Когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое — часть ее будущего.

М. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие. Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки — маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Судьба Родиона Раскольникова тяжела. Он живет в жалкой, темной комнате, недоедает. После убийства старухи-процентщицы вся жизнь его напоминает страдание. Раскольников по-прежнему беден: взятое из квартиры он прячет под камень, а не забирает себе. Однако последние деньги герой отдает вдове Мармеладова на похороны, не может пройти мимо случившегося несчастья, хотя самому ему не на что существовать. Родион Раскольников оказывается способным на милосердие, несмотря на убийство и созданную им ужасную теорию.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». На что угодно готова пойти Маргарита, чтобы увидеть своего Мастера. Она идет на сделку с дьяволом, соглашается быть королевой на страшном балу у сатаны. Но когда Воланд спрашивает, что она желает, Маргарита просит лишь о том, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она заткнула рот собственному ребенку и закопала его в землю. Маргарита желает избавить совершенно чужого для нее человека от страданий, в этом и проявляется милосердие. Она уже не просит о встрече с Мастером, потому что не может не позаботиться о Фриде, пройти мимо чужого горя.

Н.Д. Телешов «Домой». Маленький Семка, сын умерших от тифа переселенцев, больше всего хочет вернуться в свое родное село Белое. Мальчик сбегает из барака и отправляется в путь. По дороге он встречает незнакомого дедушку, они идут вместе. Дедушка тоже идет в родные края. В дороге Семка заболевает. Дедушка относит его в город, в больницу, хотя знает, что ему нельзя туда идти: оказывается, он уже третий раз сбегает с каторги. Там дедушку и ловят, а потом отправляют снова на каторгу. Несмотря на опасность для самого себя, дедушка проявляет милосердие по отношению к Семке — он не может бросить больного ребенка в беде. Собственное счастье становится для человека менее значимым, чем жизнь ребенка.

Н.Д. Телешов «Елка Митрича». Семен Дмитриевич в канун Рождества понял, что у всех будет праздник, кроме восьми детей-сирот, живущих в одном из бараков. Митрич во что бы то ни стало решил порадовать ребят. Хотя ему было тяжело, он принес елку, купил конфет на полтинник, выданный переселенческим чиновником. Семен Дмитриевич отрезал каждому из ребят по кусочку колбаски, хотя для него колбаса была любимым лакомством. Сочувствие, сострадание, милосердие подтолкнули Митрича на этот поступок. И итог оказался действительно прекрасным: радость, смех, восторженные крики наполнили прежде мрачную комнату. Дети были счастливы от устроенного им праздника, а Митрич от того, что сделал это доброе дело.

И. Бунин «Лапти». Нефед не мог не осуществить желание больного ребенка, который все время просил какие-то красные лапти. Несмотря на непогоду, он отправился за лаптями и фуксином пешком в Новоселки, находившиеся за шесть верст от дома. Для Нефеда желание помочь ребенку было важнее, чем обеспечение собственной безопасности. Он оказался способным на самопожертвование — в каком-то смысле высшую степень милосердия. Нефед погиб. Его привезли домой мужики. За пазухой у Нефеда нашли пузырек с фуксином и новые лапти.

В. Распутин «Уроки французского». Для Лидии Михайловны, учительницы французского языка, желание помочь своему ученику оказалось важнее сохранения собственной репутации. Женщина знала, что ребенок недоедал, из-за чего и играл на деньги. Поэтому она предложила мальчику играть на деньги с ней. Это недопустимо для учителя. Когда обо всем узнал директор, Лидия Михайловна была вынуждена уехать на Родину, на Кубань. Но мы понимаем, что ее поступок вовсе не плох — это проявление милосердия. Недопустимое, казалось бы, поведение учительницы на самом деле несло добро и заботу о ребенке.

СПАДИЛО.РУ

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема милосердия (сострадания, человечности)»

Текст из ЕГЭ

(1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З)Переход в это время почему-то был пуст. (4)Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5)Иду дальше. (6)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7)Что за чёрт! (8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане. (9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку. (10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13)«Чудо! (14)Чудо! (15)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!» (16)Но через миг остыл.

(17)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось. (19)Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (20)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21)Потому что делал это небрежно и автоматически. (22)Почему же небрежно и автоматически? (23)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (24)Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь? (25)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (27)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.

(З0)Впрочем, во всём этом что-то есть. (31)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ)Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом. (36)Но можно поставить вопрос и так. (37)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38)Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.

Вступление

Милосердие – чувство, отличающее человека от животного. Благодаря этому чувству мы выстраиваем взаимоотношения с окружающими, становимся способными к состраданию, сочувствию.

Милосердие – есть любовь к миру, к людям, к самому себе. Оно включает в себя множество аспектов.

Проблема

Что же такое истинное милосердие? Стоит ли ожидать благодарности за содеянное добро в адрес случайного человека? Нужна ли эта благодарность людям?

Над этими вопросами размышляет Ф. Искандер в своем тексте. Проблема милосердия – одна из основных в его творчестве.

Комментарий

Автор вспоминает случай из собственной жизни, когда в подземном переходе он увидел нищего слепого музыканта, просящего подаяния. Вокруг никого не было. Оказавшись рядом с музыкантом, лирический герой Искандера машинально выгреб мелочь из кармана и положил ее в железную банку, стоящую перед музыкантом.

Пройдя дальше, он с удивлением обнаружил, что карман все так же полон. Он вернулся и снова выгреб деньги. Через несколько шагов вновь обнаружилось, что карман наполнен монетами.

Герой уже готов был кричать о чуде, как вдруг понял, что мелочь просто застревала в складках кармана. Действия его были настолько наполнены автоматизмом и равнодушием, что он просто не замечал остававшихся денег.

Автор размышляет над тем, что же заставило его дать милостыню нищему? Ведь много раз он проходил мимо и от спешки или из лени не давал ничего. Возможно, потому, что вокруг было очень много людей, а в этот раз музыкант пел и играл только для него.

Автор предполагает, что добро необходимо делать именно равнодушно, чтобы не возникало и тени тщеславия. Только тогда милосердие будет бескорыстным: «Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом».

Добро и благодарность сопоставляются в тексте с торговлей.

Авторская позиция

Ф. Искандер уверен, что обмен духовными ценностями – милосердием, состраданием и благодарностью необходимы человеку для развития не меньше, чем ценности материальные.

Своя позиция

Я полностью разделяю точку зрения автора. Духовность в наше время намного ценнее материального благополучия. Милосердие порой запрятывается нами в самые потайные уголки души и вынимаются оттуда только под воздействием каких-то особы обстоятельств. К примеру, когда мы оказываемся один на один с человеком, находящимся в ложной жизненной ситуации.

Проявив великодушие, мы невольно ждем некой благодарности от человека, на которого было направлено это самое великодушие.

И, даже услышав простое: «Храни тебя Бог!» — радуемся этому как дети. Мы всегда должны оставаться людьми, чтобы не дать совести повод напоминать о себе.

Аргумент №1

В литературе множество примеров, где герои проявляют милосердие, находясь в схожих с представленной Ф. Искандером ситуацией.

У И.С. Тургенева есть ряд произведений, объединенных под названием «Стихотворения в прозе». Среди них особенно выделяется миниатюра «Нищий».

Автор описывает свою встречу с нищим стариком, в бессилии протягивающим руку с просьбой о подаянии. Лирический герой Тургенева начал шарить по карманам в поисках хоть чего-то, что могло бы помочь старику. Но не нашел ничего: ни часов, ни даже платка.

Читайте также:  Сочинение на тему Роль литературы в жизни человека 11 класс ЕГЭ

Смущаясь тому, что ничем не может помочь бедняку, он пожал иссохшую руку нищего и назвал его братом, извиняясь за то, что не смог хоть как-то облегчить его страдания.

Тот улыбнулся в ответ и сказал, что это тоже подаяние.

Даже не имея ничего за душой, можно обогатить человека, проявив чуточку милосердия и сострадания.

Аргумент №2

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представлен образ Сони Мармеладовой, являющийся воплощением милосердия для миллионов читателей и самого автора.

Соня добровольно отправилась на панель ради спасения своих маленьких брата и сестры, мачехи, больной чахоткой и отца-пьяницы.

Она жертвует собой во имя спасения родных, при этом не упрекая их ни в чем, ни словом не попрекая.

Жизнь по «желтому билету» это вовсе не прихоть, не жажда легкой и красивой жизни, не проявление глупости, а акт милосердия по отношению к нуждающимся.

Соня вела себя так только потому, что не могла поступить иначе – совесть не позволяла.

Заключение

Милосердие напрямую связано с совестью, человечностью, состраданием и самопожертвованием.

Проблема утраты милосердия. По Д. Гранину

Проблема утраты милосердия. По Д. Гранину. И. П. Цыбулько 2020. Вариант 4 («К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности…»).

Почему утрата милосердия губительно воздействует на духовную жизнь общества? Каковы причины того, что в определённые исторические периоды милосердие специально уничтожалось? Почему и в наши дни происходит утрата милосердия? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского и российского писателя Д. А. Гранина.

Раскрывая проблему утраты милосердия, автор опирается на собственные рассуждения и приводит множество фактов, доказывающих, что милосердие «как будто отторгается нашей жизнью». Например, он пишет, что термин «милосердие» считается устаревшим и даже в словаре есть пометка «устар.». Второй пример связан с историей. В годы раскулачивания и репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных.

Оба эти примера дополняют друг друга и указывают на то, что основной причиной утраты милосердия является политика государства в период классовой борьбы, так как это чувство считали аполитичным.
Автор стремится убедить своих читателей в том, что одним из самых главных проявлений нравственности человека является милосердие, и поэтому без этого высокого нравственного качества невозможно существование общества. В послереволюционный период милосердие считали пережитком прошлого и сознательно старались избавляться от этого чувства, потому что оно мешало проявлению беззакония и жестокости. В наши дни милосердие утрачивается, так как не находит практики.

Позиция автора мне понятна и близка. Несомненно, основой нравственности является милосердие. В тридцатые и сороковые годы слово «милосердие» исчезло совсем из лексикона, так как «милость к падшим» была запрещена официально, на государственном уровне.

В рассказе В. Г. Распутина милосердие по отношению к своему ученику проявляет учительница французского языка Лидия Михайловна, которая узнала, что пятиклассник голодает, и решила ему помочь. Мальчик отказывался садиться за стол после дополнительных занятий на квартире учительницы, не принял от неё посылку, и тогда она предложила играть в «пристенок» на деньги. Однажды за этим занятием их застал директор школы, и Лидии Михайловне пришлось уволиться, взяв вину на себя. События происходили в суровые послевоенные годы, в 1948 году, и директор вряд ли понял бы причины поступка учительницы.

В заключение подчеркнём, что общество тогда будет находиться на высокой ступени нравственного развития, когда в нём будет существовать милосердие, которое нужно воспитывать с раннего возраста в детях и самому быть в проявлении этого чувства примером для подрастающего поколения.

(1)Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий. (З)Одно из таких чувств — чувство милосердия. (4)Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5)Нечто свойственное лишь прежним временам. (6)«Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия. (7)В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. (8)Сочли это название отжившим даже для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков. (9)Слова стареют неслучайно. (10)Милосердие. (11)Что оно — не модно? (12)Не нужно? (13)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (14)Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (15)Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (16)Милосердие убывало неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. (18)Не давали приютить детей арестованных, сосланных. (19)Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. (20)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (21)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает. (22)Оно стало не положенным в искусстве. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. (24)В тридцатые-сороковые годы это понятие исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя. (2б)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой: (27)И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. (28) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (29)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (30)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» — милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.(31)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (32)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. (33)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (34) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет. (36)Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. (36>Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов. (37)Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы. (38)Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях. (39)Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди терпели порой от власть имущих — обиды, лишения, хамство, — изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось. (40)Милость к падшим призывать — воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему — необходимость настоятельная, труднооценимая. (41) И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (42)К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.

Сочинение Проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы ЕГЭ

1 вариант рссуждение, 2 вариант по литературе

В нашем мире у каждого из нас есть периоды, когда в жизни наступает черная полоса: все вокруг кажутся злыми, агрессивными и недоброжелательными. Поддаваясь влиянию окружающих, человек сам может стать раздражительным, нервным и неправильно реагировать на происходящие события. В такое время каждому необходимо добро – маленький лучик солнца, который осветит душу и подарит понимание и положительные эмоции. И одним из самых важных качеств доброго человека является милосердие.

Милосердие… Какой же смысл таит в себе это простое на первый взгляд слово? Милосердие – это умение отрывать часть себя тем людям, которые в чем-то нуждаются, которым требуется наша помощь.

Судьба может завести каждого в довольно трудную жизненную ситуацию, и когда человек просит о помощи, нужно уметь откликнуться ему и протянуть руку.

Милосердие – это умение помочь человеку в беде, и не просто помочь, а сделать это безвозмездно, не ожидая взамен никакой благодарности. Часто, человек, которому ты даришь добро, может не знать даже твоего имени. Это относится, например, к благотворительным акциям для детей из детских домов, сборам денег на лечение смертельно больных детей и так далее.

Зачем же человеку необходимо такое качество, как милосердие? Не зря говорят: “Что посеешь, то и пожнешь”. Во Вселенной существует баланс, и к человеку возвращается абсолютно все, что он делает в жизни. Никто из нас не застрахован от того, что в жизни может случиться что-то непредсказуемое, когда помощь потребуется нам. В этом случае то добро, которое мы сделали, когда была возможность, обязательно вернется к нам сторицей.

Главная проблема милосердия заключается в том, что сейчас его, к сожалению, не хватает на всех. Многие люди замкнутые, злые, несдержанные. Они боятся или не хотят делать добро другим, быть открытыми и милосердными. Это совершенно не красит их, а наоборот, отталкивает от них других людей.

Развить в себе милосердие не так и сложно, как кажется. Для этого нужно ловить себя на злых мыслях и сразу же отгонять их. Если вы видите повод для совершения доброго дела, здесь не должно быть вариантов – нужно однозначно сделать его, тем самым делая лучше не только окружающий мир, но и себя.

Сочинение на тему Проблема милосердия (с примерами из литературы)

Размышляя над данной темой, можно выделить два основных вопроса: что значит милосердие, и чем является по своей природе? И какова роль милосердия в современном обществе. В этих вопросах я попробую разобраться с помощью нескольких примеров и рассуждений.

Многие авторы в своих произведениях поднимали проблему милосердия. Одним их ярчайших примеров является рассказ Михаила Шолохова ” Судьба человека”. Главный герой-Андрей Соколов потерял во время войны то, что незабвенно дорого каждому человеку-семью. Казалось бы, нет смысла жить, нет сил воевать, но Андрей смог проявить милосердие. Оно заключалось в том, что он притворился, а в последствии стал самым настоящим отцом, осиротевшего мальчика и забрал его к себе. Соколов пожалел ребенка, проявил по отношению к нему доброту, нежность-это есть милосердие. Также стоит отметить, что милосердие-это то, что должно сопровождать человека всегда, потому что “милое сердце”-это один из самых ценных и прекрасных даров, которые есть на Земле. А все потому что милосердие-это не только хорошо или правильно, но и иногда это путь к спасению других.

Нельзя не упомянуть и о другом прекрасном произведении – ” Война и мир” Льва Толстого. Наташа Ростова проявила самое что ни на есть настоящее милосердие, когда отдала подводы, на которых ее семья могла вывезти свое имущество, для раненых. Она поняла, что помощь другим-важнее всего. Таким образом, мы пришли к выводу, что милосердие-это так же способность к самопожертвованию, бескорыстию, потому что иногда, чтобы помочь кому-то нужно самому лишиться.

Читайте также:  Сочинение Почему важна связь между поколениями

Мы узнали о том, что такое милосердие, но какую роль оно играет в современности, имеет ли оно место быть и нужно ли оно современному человеку?

Можно сказать, что милосердие в современном обществе присуще одним из самых сильных духом людей, все потому что на данный момент в мире преобладает равнодушие и жестокость, сопротивляться им и каждый раз, жертвовать чувствами, благами – это удел сильной личности. Милосердие играет важнейшую роль в нашем ритме жизни, потому что оно делает человека человеком. Пройдешь ли Ты мимо равнодушно смотря на того, кто нуждается в Твоей помощи или раскроешь для него своей сердце? Вот, что отличает настоящего человека. Милосердие определяет лучших.

Несомненно, милосердие так много значит не только поэтому, а еще и потому, что без него мир превратится в хаос, где не будет больше взаимопомощи, где править будут равнодушие, алчность, корысть. Милосердие дает нам веру в то, что люди не утратили способность верить друг другу и сочувствовать, быть вместе, один за другого. Милосердие оправдывает звание “Человек”.

Таким образом, из рассуждений выходит то, что милосердие-это жертвенность, доброта, искренность, сочувствие. Это, что должно существовать в людях всегда, как бы не плохо им самим. И в конце концов, милосердие-это то, что спасает нас и то, чем мы можем спасти других.

Сочинение Проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы ЕГЭ – Сочинения для средних классов

Похожие сочинения:

Что значит быть милосердным? (сочинение-рассуждение) У человека множество добродетелей: доброта, щедрость, отзывчивость, умение сострадать и любить и многие другие. И все они основаны на любви человека к человеку. И есть.

Сочинение Что такое предательство рассуждение с примерами 15.3 ОГЭ Что такое предательство? Это очень обидная вещь, с которой сталкивается огромное количество людей-кто-то совершает его, а кто-то является жертвой предательства. В своем сочинении я бы.

Сочинение Проблема раскаяния + аргументы из литературы (ЕГЭ) Раскаяние – это невероятно важная способность человеческой души. Если человек не способен раскаяться в своих дурных поступках, совершенных намеренно, это означает, что, скорее всего, он.

Сочинение рассуждение Проблема сиротства Если обратиться к словарям русского языка, то в них мы прочтем, что сирота – это ребенок, у которого один или оба родителя умерли. Наше время.

Котенок. Урок милосердия Котенок. Урок милосердия. Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление “Продаются котята.” Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в.

Сочинение-рассуждение на тему Добрый человек 1 вариант сочинения Что такое доброта? Доброта – это то, без чего не может обойтись в жизни ни один человек. И все мы должны стараться.

Сочинение Проблема смысла жизни и цель Еще с первобытных времен человек не только переживал за свое благополучие, но так же задается постоянными вопросами: “Кто есть человек?”, “Как он появился на планете.

Срочно нужно написать сочинение по тексту в. Тимофеева проблема пренебрежения к человеку. Выручайте Это не готовое сочинение. склей из этого как тебе нужно как вас в школе учили. В данном тексте поднимается одна проблема. В первом абзаце текста уже.

Что такое антитеза в литературе? С примерами Антитеза как средство выразительности в литературных произведениях В общем антитеза означает острое противоположение образов или суждений, обратных по сути, но соединенных между собой общим внутренним.

Сочинение Что такое нравственный выбор рассуждение 9 класс 15.3 ОГЭ Выбор – это всегда тяжело. Никогда не знаешь, чему лучше отдать предпочтение, какие последствия даст тот или иной вариант, в какую сторону лучше качнуть чашу.

Сочинение на тему: почему сказка нужна ни только детям, но и взрослым сочинение рассуждение Почему сказка нужна не только детям, но и взрослым? Почему сказка нужна детям – ответить нетрудно. А вот для чего она нужна взрослым? Во-первых, сказка.

Сочинение Что такое Добро рассуждение ОГЭ 9 класс 15.3 Что такое добро? Определение этого понятия настолько сложное и неоднозначное, что задав нескольким людям этот вопрос, ответы на него мы получим совершенно разные. Это объясняется.

Сочинение Проблема гуманизма в пьесе М. Горького На дне Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней. Ж. Ж. Руссо Россия конца 1890-х – начала 1900-х годов переживала – глубокий социально-экономический.

Проблема истинного и ложного гуманизма Современная жизнь протекает в мире больших скоростей и технократии. Человеку кажется, что жизнь слишком коротка для того, чтобы отвлекаться по мелочам. Следует поставить перед Собой.

Сочинение на тему Добрые поступки (рассуждение) В современном обществе остается все меньше и меньше людей, которым присуще такое качество, как доброта. Люди стали безразличными и равнодушными к чужим бедам. Я считаю.

Сочинение по сказке Снежная королева 5 класс (рассуждение) Сказка Андерсена “Снежная королева” – это история вечной войны зла и добра. История любви, дружбы, преданности и верности. История о том, что нужно ценить близких.

Сочинение на тему Добро и зло рассуждение С самого детства мы знакомы с понятиями добра и зла. Взрослые каждые день объясняют нам, что хорошим быть хорошо, плохим быть плохо. Милиционеры твердят о.

Сочинение рассуждение на тему Талант 15.3 (9 класс) Талант – дар свыше и, безусловно, дается каждому человеку. А вот раскрыть его в себе, развить и воспользоваться им могут единицы. Я думаю, что увидеть.

Игорь Шайтанов: “Проблема подготовки учителя – главная проблема” – Игорь Олегович, постоянные читатели “Литературы” знают Вас не только как литературоведа, но и как автора школьных учебников по зарубежной литературе. Сегодня, в обстоятельствах сиротского.

Что украшает человека? (2 вариант, сочинение-рассуждение) Человека украшают скромность, отзывчивость, готовность прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, сострадание, милосердие. Зимой и птицы и животные особенно сильно нуждаются в покровительстве.

Нужно ли покорять природу? (сочинение-рассуждение) Действительно, зачем покорять природу? И разве она уже не покорена? Человеку удалось почти полностью подчинить ее себе. Почти? Да. Человек заставил воду работать на себя.

Легко ли быть Человеком? (сочинение-рассуждение) Каждый человек когда-нибудь задает себе этот непростой вопрос: легко ли быть Человеком? Причем обычно этот вопрос возникает не в периоды счастья и радости, а в.

Сочинение рассуждение на тему Деньги Человечество давно пользуется деньгами. Деньги были придуманы для того чтобы можно было за оплаченный труд рассчитаться за нужный товар. У каждого человека свое отношение к.

Сочинение на тему Проблема нравственности и человеческой личности в повести и Б. Стругацких “Жук в муравейнике” Проблема нравственности и человеческой личности в повести А. и Б. Стругацких “Жук в муравейнике” Аркадий и Борис Стругацкие создали много прекрасных книг. Почти все их.

Проблема Добра и Зла в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Творческий путь М. А. Булгакова (1891 – 1940) проходил в непростые для России годы. Это были годы великих перемен – социальных, бытовых, религиозных. Булгаков был.

Акция милосердия “Передай добро по кругу” Первый раз празднование 23 февраля произошло в Петрограде (сейчас – в Санкт-Петербурге) в 1918 году, когда официально 23 февраля было провозглашено Днем Защиты Социалистического Отечества.

Сочинение Терроризм проблема 21 века Терроризм и экстремизм – это одна из самых глобальных проблем ХХI века. Это прямая угроза всему обществу! В современном мире есть множество преступных группировок, прибегающих.

Сочинение на тему Эгоизм (рассуждение) ОГЭ 15.3 Что такое эгоизм? Эгоистичный человек этот тот, который думает только о себе. Кто свои личные интересы ставит над интересами других. Кто не оглядывается на потребности.

Сочинение рассуждение Душа человека Каждый из нас рано или поздно задается вопросом: что такое душа человека? Говорят, нужно заглянуть в глаза и разглядеть душу. Ведь глаза – это зеркало.

Кем быть? (сочинение-рассуждение) Сейчас так много различных профессий, что при выборе можно растеряться. Бурное развитие некоторых отраслей науки и техники способствует появлению новых профессий и специальностей и вносит.

Аргументы и примеры сострадания в русской художественной литературе

Тема сочувствия и милосердия не теряет своей актуальности в любые годы. В школе сочинения на эту тему задают писать, чтобы дети разобрались в себе, научились замечать чужие беды и помогать людям в трудные моменты. Примеры и аргументы сострадания в литературе приводили в своих произведениях И. Бунин, Л. Н. Толстой, Н. Телешов и многие другие.

Определение понятия

Сострадание — это особое качество человеческой души, которым не каждый может обладать. Сострадание можно определить как:

  • способность чувствовать чужое горе и ставить его выше своего;
  • умение в любой ситуации действовать так, чтобы не навредить окружающим;
  • внешнее деятельное проявление любви к людям.

Тема сочувствия отчасти поднимается в романе «Герой нашего времени». Печорин был лишен этого чувства, ставил себя выше других, а потому был одиноким и несчастным человеком.

Евгений Онегин

Произведения Александра Пушкина примечательны тем, что в них присутствует сочувствие не только между персонажами, но и от самого автора по отношению к ним. Наглядным примером сострадания Александра Сергеевича является его отношение к судьбе Татьяны Лариной. Девушка не была счастлива, ведь будучи без ума от красавца Евгения, она была им отвергнута и страдала от этого. Мужчина смог ответить ей взаимной любовью лишь, когда она стала замужней женщиной. От этого Татьяне стало еще больнее, ведь она приняла решение быть верной своему супругу.

Пушкин говорит «С тобой я вместе слезы лью», показывая тем самым свое сопереживание главной героине.

Юшка Платонова

Центральный персонаж рассказа «Юшка» Андрея Платонова был отвергнут окружающими его людьми. Каждый, кто встречался на его пути, не мог его понять, а лишь обижал, бросал камнями в несчастного. Никто никогда ему не сочувствовал и не грел добрым словом. Из-за подобной ситуации Юшка мог обозлиться на людей, возненавидеть мир и стать черствым. Но этого не случилось.

Несмотря на то что, казалось бы, жалеть должны были его, он сам проявлял великое чувство сострадания к обижающим его людям. Парень надеялся, что они только так могут проявить свое чувство любви к нему. Кому-то может показаться, что Юшка был глуп и наивен, но на самом деле его добрая душа не была лишена милосердия.

Быть великодушными и способными сострадать другим могут только такие люди, как главный герой рассказа Платонова — умеющие слушать свое сердце и открывать другим душу. Такие качества делают людей добрее. А лишенные их личности не способны меняться в лучшую сторону, они могут лишь стать злее. Таким в жизни живется сложнее, ведь, возможно, они хотели бы, но не могут стать добрее.

Иван Бунин

В своем маленьком рассказе «Лапти» Иван Алексеевич Бунин сумел создать трогательный образ Нефеда. Главный герой художественного текста в страшную непогоду вышел на улицу, чтобы найти красные лапти, о которых страстно мечтал больной ребенок в бреду.

Читайте также:  Может ли кто-нибудь заменить родителей? Итоговое сочинение

Сострадая малышу, Нефеда решается на настоящий подвиг. Дорога в Новоселки и обратно, где мужчина покупает лапти и фуксин, которым он планировал их покрасить, стала для него последней в жизни. Он знал, что его ждет опасность, и он может не вернуться домой, но Нефеда был готов пожертвовать собой ради больного ребенка. Его мечта и здоровье были для него важнее своей собственной жизни, которую в результате все-таки отнял буран. Когда сельские жители нашли тело Нефеды, у него за пазухой был спрятан фуксин и новая обувь.

Уроки французского

Примером сострадания в литературе является героиня «Уроков французского» Распутина. Женщина была крайне доброй и отзывчивой. Лидия Михайловна не просто учитель, она настоящий человек, решившейся помочь своему ученику, несмотря на то, что на кону стояла ее репутация. Для нее важнее было достать мальчика из сложной жизненной ситуации. Учительница знала, что ребенок недоедает, а потому и играет в карты на деньги. Тогда она предложила мальчишке сыграть с ней, желая тем самым помочь ему. Подобное поведение было недопустимым для преподавателя и ставило ее под угрозу.

Когда директор школы узнал об этом, он уволил ее. Женщина была вынуждена отправиться на родину, в Кубань. Но тем не менее ее, казалось бы, дурной поступок был обоснован великодушием и состраданием. Этим самым она смогла вернуть мальчишке веру в людей.

Тихон Паустовского

О необходимости человека уметь сострадать другим говорит Паустовский в своем рассказе «Телеграмма». Главной героиней книги выступает старуха Катерина Петровна. Она живет одна. Ее любимая дочь живет и работает в Ленинграде и крайне редко приезжает навестить свою старушку мать. А Катерина Петровна уже чувствует, что ей осталось жить недолго.

Сострадание к ней проявляет соседский старик Тихон. Пытаясь утешить женщину, он говорит о том, что отправил ее дочери телеграмму с просьбой быстрее приехать. А затем пытается убедить умирающую Катерину Петровну в том, что от дочери пришла ответная телеграмма, в которой она обещает скоро приехать и навестить ее.

Старушка понимает, что Тихон обманывает ее, скрывая правду. Женщина умирает, так и не дождавшись приезда дочери, но прочувствовав жалость и желание постороннего человека помочь ей.

Произведения Телешова

Николай Телешов неоднократно показывал в своих работах милосердных людей, способных к состраданию. Подобными произведениями являются его рассказы «Домой» и «Елка Митрича».

  1. В первом говориться про маленького мальчика по имени Семка, который жаждет вернуться в свою родную деревню. Его родители умерли от тифа после переселения. Сбежав из барака, мальчуган отправляется в дорогу. В пути он встречает незнакомого дедушку и продолжает дорогу вместе с ним. Мужчина так же, как и Семен, мечтает вернуться домой. В дороге мальчишка заболевает, и дедушка относит его в городскую лечебницу, хотя ему туда нельзя. Мужчина третий раз сбежал с каторги. В городе его поймали и отправили обратно.
  2. Семен Дмитревич — центральный персонаж «Елки Митрича» перед Рождеством — неожиданно осознал, что дети-сироты, живущие в бараке, который он охраняет, не получат праздник. Тогда он решает любой ценой порадовать ребятишек. Несмотря на то, что ему было тяжело, мужчина принес детям ель и купил конфет на 50 рублей, выданных ему лично чиновником. Каждому из ребят сторож отрезал по кусочку колбасы, ведь это его любимое лакомство.

Дедушка из первого рассказа проявил настоящее милосердие по отношению к Семке — он не бросил его в беде несмотря на то, что знал про личную опасность. Собственное благо стояло для него ниже, чем жизнь маленького мальчика.

Герой «Елки Митрича» из сочувствия и великодушия решил на свои деньги устроить праздник бедным ребятишкам. Как результат — дети были в восторге, и когда-то мрачная комната наполнилась радостным смехом. Семен Дмитриевич и сам был счастлив от того, что сделал доброе дело.

Классические романы

Классические литературные произведения примеров сострадания и великодушия также не лишены.

Их великие создатели были настоящими мастерами пера и смогли особенно искусно описать проблему милосердия души русского человека.

  1. В романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого истинное сочувствие демонстрирует Наташа Ростова. В момент, когда все уезжали из оккупированной французами Москвы, девушка видела, что раненым тяжело стоять в поезде. Тогда она приказала выбросить свои ценные вещи, чтобы люди могли сидеть на подводах. Помощь бедным людям стала для Наташи важнее, чем собственное благополучие, ведь среди вывезенных из Москвы вещей было ее приданое, необходимое для счастливого будущего. Она всеми силами помогала раненым покинуть город. Особенно ее способность сострадать и любить заметны в момент прощания с любимым — князем Болконским.
  2. Федор Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает, насколько тяжелой была судьба Раскольникова. Он живет в темной комнатушке и недоедает. Убив старуху, он испытывает ужасные страдания и терзания души. Но он все такой же бедный студент, ведь забранное в квартире он спрятал под камнем, а не забрал себе. Последние свои сбережения он отдает Софии Мармеладовой, мимо горя которой Родион не смог пройти, хотя ему и самому не на что жить. Несмотря на то, что Раскольников совершил тяжелое преступление, он не потерял способности к состраданию.
  3. Одновременно с тем, как Раскольников сочувствует Соне, в книге есть еще одна история: Соня сама показывает милосердие по отношению к нему. Какой бы ни был главный герой, даже после убийства им старухи, девушка не отвергла его и не отвернулась. После того как Родион рассказал ей о своих муках совести, Мармеладова помогала ему оставаться в здравом уме и сделать выбор в пользу праведного пути.
  4. Главная героиня романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» готова на все, чтобы увидеть своего возлюбленного. Ради этого она идет на сделку с Воландом и соглашается стать королевой его страшного бала. Но когда сатана спрашивает о том, чего Маргарита желает, то она просит, чтобы Фриде больше не давали платок, которым она затыкает рот своему ребенку, а после закапывает его в землю. Так она хочет ее, чужого человека, избавить от страданий и ради этого жертвует встречей с любимым Мастером. Ведь Маргарита не может пройти мимо чужого горя и оставить Фриду в беде, и в этом ее милосердие. Она жертвует своими чувствами ради блага другого.

Каждый из этих персонажей был готов пожертвовать собственным счастьем и покоем, чтобы помочь другому человеку. Особенно ценно милосердие от героев с тяжелой судьбой, ведь им этот выбор давался труднее.

Сочинение Проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы ЕГЭ

В романе Александра Сергеевича Пушкина раскрывается проблема милосердия на примере центрального образа Емельяна Пугачёва через взаимоотношения с Петрушей Гринёвым. В начале своего самостоятельного пути Пётр в буран встречает Пугачёва – безвестного беглого казака. Встреча в стихии стала символичной. Восстание, которое позже возглавит Пугачёв, объявивший себя Петром III, тоже окажется стихией, из которой выйти целым и невредимым поможет Гринёву милосердный поступок. Подаренный когда-то тулупчик станет тем шагом милосердия, который впоследствии спасёт Петра от виселицы. Милосердие Пугачёва не в пример масштабней, чем добро молодого барина. Сначала самозванец дарит Петруше жизнь, а потом спасает его невесту. Так добрые дела становятся проявлением милосердия.

2. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Роман Михаила Александровича Шолохова повествует о самом жестоком и кровавом времени, в водовороте которого гибнут люди. Остервенение противоборствующих сторон кажется безграничным. Подтёлков расправляется без суда и следствия с Чернецовым, расстреливает пленных. Затем таким же образом поступают казаки с ним. Мишка Кошевой убивает Петра Мелехова – брата своего друга, казачьего атамана. Казаки сопровождают красного командира Лихачёва и издеваются над конвоируемым пленным самым жестоким образом: вырезают глаза, отрубают конечности, и только потом зарубают насмерть. Цепь кровопролитий пытается остановить Григорий Мелехов. Он стремится прервать цепь жестокостей: спасает пленных, спешит вслед за отправленными через все казачьи станицы большевиками, желая избежать кровопролития и спасти Мишку и Ивана Алексеевича. Но он не успевает. Мольбой о милосердии звучат строки, когда пленные обращаются к конвоиру с просьбой попить. Он наливает им воды в корыто, из которого пьёт скотина, пасущаяся в степи. Встав на колени, Иван Алексеевич поднимает глаза к небу, к этому бездонному вечному небу, словно вопрошая о милосердии. Но небо молчит. Нет милосердия в такое жестокое время. Однако на милосердие способны только старики и дети. Об этом свидетельствует поступок казачки, подобравшей пленного молодого большевика, прикинувшегося сумасшедшим; плачущий ребёнок да старик, наливший воды в корыто для страждущих. Лишь проявивший милосердие способен на звание человека.

3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Тема милосердия одна из главных в романе М.А. Булгакова. Она проходит через все временные пласты. В Ершалаимских главах в истории Иешуа вопрос о милосердии является главным: заслуживает бедный философ казни или прощения? Для Понтия Пилата этот вопрос оказывается неразрешимым. Желая спасти бродячего нищего, он неспособен принять верное решение, обрекая Иешуа на смерть, а себя на страдания. Вопрос милосердия актуален в любое время. Воланд, пришедший на землю Москвы, пытается найти милосердие в сердцах граждан «нового» социалистического государства. Ничего не меняется, несмотря на декларацию других ценностей: они также жадны, корыстны и завистливы, как две тысячи лет назад. Однако Воланд делает вывод, что милосердие стучится и в их сердца. Только когда жестокость становится слишком явной: в тот момент, когда конферансье Бенгальскому отрывают голову в театре Варьете. Даже на балу у сатаны Маргарита просит милосердия для Фриды, задушившей собственного сына, которая страдает столько лет. Каждый достоин сочувствия и милосердия. Именно милосердие спасает людей в самых страшных жизненных ситуациях.

4. В. Тендряков «Хлеб для собаки»

В страшные годы сталинского тоталитаризма десятки тысяч крестьян были раскулачены. Обречённые на голодную смерть, они умирали на станциях следования на место ссылки. Главный герой рассказа – мальчик Володя Тенков – не может не проявлять милосердия. Совесть не позволяет ему есть спокойно обед, приготовленный мамой. Он мечтает поделиться с голодными из пристанционного скверика: шкилетниками и слонами. Однажды ему это удаётся, он выносит кусок хлеба и картошку и отдаёт всё это богатство первому встречному слону. Но на другой день пришла Отрыжка – страшная, изуродованная женщина – и обманом забрала у мальчика подачку, приготовленную для другого. Через день добрый десяток убогих нищих уже ожидал Володю во дворе. Страх и отвращение победили милосердие. Он закричал и прогнал всех голодных. Отец сурово сказал мальчику, что всех ему не накормить. И тогда ребёнок начал носить хлеб бродячей собаке. Она брала хлеб и убегала. А Володя кормил свою совесть и проявлял милосердие, так необходимое в это страшное время.

Ссылка на основную публикацию