Сочинение Роль мечты в жизни человека

Аргументы для сочинения 9.3 на тему: «Что такое мечта» (ОГЭ по русскому языку)

На ОГЭ по русскому языку часто поднимается вопрос «Что такое мечта», в основном в сочинениях 9.3, где свою мысль нужно подкрепить аргументами из художественной литературы и жизни. Человек всю жизнь стремится к идеалу, который часто оказывается недостижим, для исполнения своего желания люди готовы самосовершенствоваться, развиваться и добреть. Мечты необходимы каждому, они помогают жить и преодолевать трудности.

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову «мечта»
  5. Синонимы к слову «мечта»
  6. Примеры из художественной литературы
  7. Примеры из жизни
  8. Народная мудрость
  9. Афоризмы

Проблема

Что такое мечта и как она способна воплотиться в жизнь человека?

Отношение автора к проблеме

Мечта – это созданный воображением образ желаемого. Только оставаясь верным своей мечте, её можно воплотить в реальность. Но, для того чтобы мечта сбылась, нужно совершать стоящие поступки.

Аргументы

  1. Мечта – это нечто, созданное воображением.
  2. Мечта воплощает в себе самые ценные желания человека.
  3. Характерный признак мечты – её недостижимость.
  4. Мечта – это жизненный ориентир человека.
  5. Мечта определяет судьбу человека.
  6. Чрезмерная мечтательность отрывает от действительности.
  7. Мечты могут сделать жизнь человека лучше, а могут и разрушить её.
  8. Смелые мечтатели способны изменить мир.
  9. Мечта – лучший мотиватор.
  10. У каждого человека есть мечта.

Эпитеты к слову «мечта»

Недостижимая, великая, неисполнимая, реальная, нереальная, волшебная, сказочная, основная, главная, детская, женская, светлая, далёкая, мужская, заветная, высокая, глобальная, общая, американская, русская, взлелеенная, осуществленная, реализованная, младенческая, земная, крылатая, голубая, розовая, золотая, давнишняя, сокровенная, давняя, тайная сладостная, смелая, чистая, человеческая, юношеская, мальчишеская, девичья, прекрасная, настоящая, грандиозная, роскошная, наивная, безумная, заманчивая, трепетная, чарующая, волнующая, красивая, народная, единственная, благородная, собственная великолепная, большая, новая, важная, достойная, наивная, сокровенная, отважная, заоблачная.

Мелкая, несбыточная, скучная, обречённая, пропащая, пустая, недосягаемая, неосуществимая, нереализованная, глупая, разбитая, безнадёжная, обречённая, испорченная, эгоистичная, уродливая, жадная, жалкая, капризная, мучительная, мятежная, напрасная, низкая, алчная, нелепая, нескромная, нелепая, призрачная, преступная, странная, чудная, нехорошая, страшная, туманная, грязная.

Синонимы к слову «мечта»

Воображение, фантазия, химера, желание, ценность, идеал, грёзы, видение, иллюзия, утопия, мираж, фантасмагория, надежда, сказка, чудо.

Примеры из художественной литературы

  1. Х.К. Андерсен «Русалочка».

Мечта русалочки была очень простой, но, как оказалось, недосягаемой. Ей хотелось обычного человеческого счастья, взаимной любви и семейного тепла. Влюбившись в принца, русалочка была готова на всё ради осуществления своей мечты. Она с радостью отдала свой голос в обмен на возможность быть ближе к возлюбленному. Да и зачем ей голос? Истинная любовь доказывается поступками, а не словами. Русалочка – это яркий пример самоотверженности, ей достаточно было всего лишь быть рядом с принцем, видеть его счастливым. Согласно легендам, русалки заманивали юношей в воду и топили их, а русалочка из сказки Андерсена наоборот спасла принца, хоть и была рада видеть его на морском дне. Она воплощение доброты и чистоты, ради своей любви была способна отказаться от всего: от голоса, от родного дома, от своей истинной сущности. Главная героиня не прекратила жертвовать собой даже тогда, когда поняла, что её мечте не суждено сбыться. Она выбирала собственную смерть ради счастья любимого, хоть и с другой девушкой. Ханс Кристиан Андерсен в своей сказке показал, как мечты разбиваются о жестокую реальность, он говорит о том, что мечтать нужно, но нельзя бросаться с головой в омут необдуманных желаний.

  1. М. Горький «Старуха Изергиль».

Мечта и реальность находятся рядом в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». В историях старухи Изергиль её жизнь тесно переплетается с легендами, что стирает чёткие границы между вымышленным и настоящим. Главный герой одной из её легенд Ларра мечтал быть лучше других, он думал, что слава его отца-орла распространяется и на него самого, делает его особенным. Но люди быстро заметили, что юноша ничем не выделяется от остальных, кроме своей наглости и гордости. Возомнив себя лучшим, Ларра считал, что ему все позволительно, даже убийство другого человека. Но мечты самовлюблённого сына орла остались всего лишь мечтами, жизнь жестоко наказала его, превратив в скитальца, обречённого на вечное одиночество.

Мечты героя другой легенды старухи Изергиль полностью противоположны мечтам Ларры. Данко мечтал помочь другим людям, он хотел вывести их из леса любым способом, даже ценой собственной жизни. Сила чистой мечты отобразилась на пламени в его сердце, оно также ярко полыхало, как и его помыслы. Хоть люди и не оценили подвига Данко, его мечте суждено было сбыться, пожертвовав собой, он спас других.

Старуха Изергиль была уверенна, что место для подвига есть в жизни каждого человека, нужно только верить в свою мечту и стремиться к её осуществлению.

  1. А.П. Чехов «Вишнёвый сад».

У каждого человека должна быть своя мечта, главное, чтобы она не переплеталась с реальностью, как это произошло с героями пьесы А.П. Чехова. Главный образ произведения – Россия, представленная тремя поколениями, а сам вишнёвый сад – это нравственные ценности, идеалы и жизненные цели. Представители разных поколений не могут прийти к пониманию, потому что у них разные взгляды на жизнь, разные мысли, идеи, мечты. Раневская и Гаев, относящиеся к старшему поколению, мечтают о былой жизни, они больше всего на свете хотят вернуться в прошлое, сохранив свой вишнёвый сад. Для них лишиться сада – означает отказаться от своих ценностей, традиций, предать собственные идеалы. Но они не могут себе этого позволить, потому что не умеют приспосабливаться к действительности и не способны заработать деньги, необходимые для содержания сада. Молодое поколение наоборот мечтает о светлом будущем, которое возможно только при беспрестанном труде. Петя не понимает, как можно просто отдыхать в тени деревьев, для него отдых – это потерянное время. Вишнёвый сад для молодежи ничего не значит, им не нужны устои прошлого, будущее для них заключается совершенно в другом. Аня и Петя хотят посадить свои новые сады, но, мечтая о другой жизни, молодое поколение забывает о необходимости опыта своих предков, они совсем не думают о старшем поколении и их желаниях. Представители молодого и старшего поколений настолько одержимы своими мечтами, что теряют связь с реальным миром. Только нынешнее поколение в лице Лопатина прислушивается к голосу разума, он пытается сохранить былые традиции, но понимает, что это уже не смысл жизни, а дань уважения своим предкам.

Автор пытается донести до читателя то, что мечты сбываются только тогда, когда для этого что-то делается. Если все время только мечтать, поподобно добно героям пьесы, то мечты так и остаются всего лишь мечтами.

Примеры сочинений на тему «Нужна ли в жизни мечта»

В сочинении на тему «Нужна ли в жизни мечта» представлено рассуждение о своих желаниях, планах и их исполнении. Каждый человек индивидуален, поэтому одни просто придумывают в своем воображении картинки и наслаждаются этим, а другие ставят перед собой цель и добиваются ее любыми способами. Жизнь без мечтаний превращается в скучное и однообразное существование.

  1. Описание заветных желаний
  2. Основные понятия и характеристика
  3. Литературные примеры
  4. Смысл жизни
  5. Необходимость и цель бытия
  6. Роль для человека

Описание заветных желаний

Мечтой называют образ, представление идеального будущего, воображение того, что человек хотел бы иметь или чего стремится добиться. Часто желания расходятся с реальностью, выглядят неисполнимыми, но они мотивируют добиваться большего, лучшего и дают человеку цель в жизни.

Основные понятия и характеристика

Мечта — это заветное желание, исполнение которого сулит счастье. Человеческие желания представляют полет фантазий, воображения, являются сильным мотиватором дальнейшей жизни.

Разновидности мечтаний:

  • искренняя любовь;
  • здоровье;
  • счастье;
  • покупка товара или оказание услуги;
  • богатство, благосостояние;
  • слава;
  • головокружительная карьера.

Полет фантазий разнообразен, ведь мечта зависит от поставленной заветной цели. Это чувство позволяет не погрязнуть в рутине быта, стандартной обстановки повседневности.

Люди, плывущие по течению жизни, несчастливы. Чаще всего это пессимисты и слабовольные люди, с ними тоскливо и не хочется общаться. Личность без мечтаний и желаний угнетается действительностью, наполняется обыденностью и не сопротивляется неудачам.

Человеческие грезы нужны для понимания своего предназначения. Они одухотворяют человека, делают его целеустремленным со смыслом жизни. Мечтания много значат для каждого человека, помогают жить, стремиться к лучшему и понимать, чего хочется от существования на Земле.

Во время подготовки к ЕГЭ по литературе можно использовать литературные очерки и цитаты из произведений, добавлять аргументы и примеры из жизни.

Мечта обозначается как проявление воображения человека, в котором он воплощает желания, формирует мыслительные образы, направленные на события в будущем.

Мечтание в жизни каждого имеет колоссальное значение, ведь стремясь к ним, человек ощущает надежду, радость и прочие светлые чувства. Польза следования за мечтой в том, что человек рвется к достижению цели, у него появляется смысл жизни.

К примеру, если мечтать стать музыкантом, получить Нобелевскую премию, научиться писать стихи, это будут положительные и хорошие желания. Каждый стремится к такому повороту событий, к осуществлению желаний, прилагает все усилия для разрешения проблем, чтобы претворять в жизнь запланированное и достигнуть поставленной задачи.

Подлое желание, как у героя «Мертвых душ», наживиться и стать богатым человеком, приводит ко лжи. Для достижения этой цели создаются махинации (покупка мертвых крестьян, которые будут в наличие только документально). Крестьян впоследствии продадут другим зажиточным помещикам, но мечта о богатстве принесет человеку только негативный исход. Все тайное становится явным, за преступлением следует наказание.

Ученые-психологи в своих работах рассматривают, какова роль мечтаний и почему не всем дано это чувство.

Литературные примеры

Грезы явно проявляются в произведении А. Грина «Алые паруса». Юная Ассоль с детства мечтала, что предсказание местного сказочника осуществится, и к ней приплывет принц на корабле под алыми парусами. Грэй в детстве услышал рассказ хозяина винного погреба о прекрасном вине, хранящемся в черной бочке с надписью: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю». Грэй решил, что, выпив это вино, он найдет свой Эдем.

Вдохновившись работой морского художника, юноша стал моряком. В повести, как и в реальной жизни, желаемое не получается просто так. Главные герои «Алых парусов» прошли через испытания и сложные обстоятельства. Окружающие люди считали Ассоль сумасшедшей дочерью бездушного человека, преступника.

Грэй усердно трудился, чтобы стать капитаном собственного корабля. Повесть передает читателю, что именно мечты ведут человека к счастью, если не отказываться от них и верить.

Большой роман Л. Толстого «Война и мир» характеризует тематику исполнения желаний и фантазий. Петр Ростов стремился попасть на фронт и служить отчизне. Наблюдая капитуляцию Москвы и бегство родителей, парень жаждет мести за родину и хочет защитить народ. Семья не поддерживает юношеский порыв, ведь их сын очень молод. Несмотря на препятствия и преграды герой претворил свою мечту в реальность, примкнув к партизанскому отряду. Во время боевых действий парень был счастлив, что участвует в защите родины. Петр погиб юным, но состоявшимся человеком, познавшим счастье и реализовавшим потенциал.

В сочинении-рассуждении «Мечта» нужно отметить, что главный герой рассказа В. Шукшина «Микроскоп» верил в свои желания и надежды. Несмотря на обыденную, скучную и стандартную жизнь, слабовольный характер человек стремился к заветной цели. Даже близкие люди, семья и окружающие отвернулись от него, считая чудаком. Мечта о покупке микроскопа была настолько сильной, что стала главной целью жизни. Мужчина бросил пить, стал увереннее в себе и обрел счастье. Человек не может жить без мечты и цели, но стоит различать эти понятия.

Каждый человек фантазирует и представляет желаемое будущее. Но планируемое не наступит просто так.

Ради исполнения мечты нужно много работать, рисковать, бороть стеснение, страх и настаивать на своем. Сбывшаяся мечта является итогом тяжелого труда.

Смысл жизни

Воображение пускается в свободный полет и изображает разные картины желаемых событий. Иногда мечта бывает яркой, что ощущается ее вкус, запах и прикосновение. Когда полет фантазий действительно зарождается перед человеком, мечта становится целью.

Необходимость и цель бытия

Люди, живущие иллюзиями, внутри себя несчастливы, потому что их целям не воплотиться в реальность. Мечтатели по натуре являются романтиками. Несмотря на то что не все мечтания исполняются, для их реализации нужно много и старательно трудиться, не сдаваться провалам в их осуществлении, бороться за личную мечту.

Потенциально реализованное воображение человека приносит ему смысл жизни, побуждает к действию, позволяет погрузиться в мир грез и мечтать о будущем достижении. Без приложения усилий и действий мечта так и останется пустым словом.

Этапы достижения мечты:

  1. Постановка цели или желания.
  2. Реализация и исполнение задуманного.

К примеру, известны множество случаев из жизни великих людей Голливуда, артистов, пробившихся к цели мировой славы. Уолт Дисней в юности мечтал создать особенный дом для детей, в котором будет интересно находиться. Сейчас Диснейленд является самым крупным в Европе парком развлечений.

В некоторых ситуациях мечта нужна для выживания и полноценной жизни. Такой случай описан в работе Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Главный персонаж повести Алексей Мересьев мужественно защищал отчизну, но в воздушном бою его истребитель произвел аварийную посадку. Герой долгое время находился в лесу, но благодаря характеру и силе воли не пал духом и не погиб. Когда его нашли, потребовалась срочная госпитализация. Медикам не удалось спасти ноги мужчины.

Человек после ампутации, как казалось, должен остаться инвалидом на всю жизнь и быть прикованным к коляске или постели. Но это не так, Алексей не унывал и стремился быть защитником родины.

Окружающие считали такое продолжение событий невозможным и нереальным, однако запланированная мечта парня стала целью и смыслом всей его жизни.

Он прошел через мучительное привыкание к протезам. Благодаря «железной» силе воли, стойкости и внутренней силе парень встал на ноги и снова учился ходить. Он поднялся в кабину самолета.

Пример демонстрирует, как в некоторых случаях мечта спасает человека и придает ему силы, когда нет никакой надежды.

Мечта станет великой, когда сам человек этого действительно захочет. Поставив правильную цель, человек позволит мечте исполниться и найти духовный смысл.

Роль для человека

Отсутствие стремления, рутина быта приводят к скучной и неинтересной жизни. Мечта играет важную роль в жизни каждого человека. Несмотря на трудности и тяготы, люди стремятся к достижению цели, преодолевая сложности. Психологи советуют для воплощения своих желаний в реальность создавать мини-картины, аффирмации на листке бумаги. Специалисты считают, что мысли материальны. Для достижения поставленной задачи нужно трудиться, не лениться и стремиться к исполнению любым способом. Мечты не реализовываются сразу, мечтать иногда нужно годами, десятилетиями.

Читайте также:  Сочинение Можно ли оправдать месть? Итоговое декабрьское

Роль мечты:

  • дает стимул жизни;
  • стремление развиваться, учиться, познавать новое.

Роль мечтаний в жизни человека огромна. Профессия футболиста, как и любого спортсмена, в начале карьеры неизвестна. Мечты о победах, будущих олимпийских достижениях или переходе в известную команду мотивируют их. Занимаясь и тренируясь годами, они видят результат своего стремления. Это упорный и сложный труд.

У самого приземленного гражданина, не имеющего амбиций, неприносящего миру пользы, имеется некое большое желание. Стремление будет возвышать человека, когда желание большое, ясное и важное. В этом случае оно «ведет» по жизни, дарит надежду в трудные дни, стимулирует и толкает к саморазвитию.

Не всегда мечтания возвышают личность. Иногда имеет место обратный эффект, когда желания связаны с чем-то пагубным либо подлым.

Реализация запланированного:

  1. Выбор правильного пути к цели.
  2. Проведенный анализ и взвешивание будущих действий.
  3. Метод проб и ошибок.

В сочинение на тему «Куда приводят мечты» необходимо отметить, что всякая мысль, фантазия и желание должны исполняться. Важно стремиться и достигать поставленной цели. Стремление может воодушевлять даже в безнадежной ситуации. Быт становится лучше, а тяготы судьбы переносятся легче.

Каждый рано или поздно осознает роль мечты в жизни человека и понимание бессмысленности существования без поставленной цели. В душе воцарится пустота, которую он захочет чем-то заполнить.

Сочинение на тему: «Нужна ли человеку мечта?» – примеры текстов

Сочинение-рассуждение на тему

Сначала вопрос показался странным, а ответ — очевидным, но когда я задумался, то понял, что всё не так и просто. У каждого человека есть своя мечта. Они могут быть очень разными: от нового смартфона и туристических поездок до полётов в космос и излечения всех больных. Людям стоит мечтать и о неосуществимом. Ведь даже если что-то невозможно, стремление к этому всё равно нужно и важно, так как наполняет жизнь смыслом.

Мечта — это нечто сокровенное, что существует в сознании и душе. Я считаю, что без такой веры существование неполноценно. Тот, кто не мечтает, становится роботом, подвластным любому внешнему воздействию.

Главное в стремлениях — то, что они вдохновляют на движение, развитие и самосовершенствование. Мечтатель может создавать реальные вещи или вымышленные миры, делать что-то уникальное, полезное и значимое.

Интересно, что всё, находящееся вокруг нас, — это чьи-то реализованные стремления. Каждый из этих предметов сначала появился в чьём-то воображении. Потом его создатель шаг за шагом шёл к воплощению стремления в жизнь. Так делали гениальные поэты, композиторы, художники, великие учёные.

Человек, у которого нет мечты, подобен поезду без чёткого маршрута. Он сидит на одном месте, ни к чему не стремится и губит свои умения и таланты. А люди со стремлениями тем временем действуют, открывают новые возможности.

Таким образом, мечта нужна, чтобы жить и достигать вершин. И важно не останавливаться после осуществления своего желания, а продолжать ставить новые цели и двигаться уже к ним.

Второй вариант

Я думаю, что каждому человеку обязательно нужна мечта. И моя позиция логично объясняется тем фактом, что стремление даёт людям стимул жить. Это великая цель, ради которой нужно узнавать новое, прилагать усилия, меняться самому и менять окружающий мир. Путь к реализации каждого такого желания может иметь порой даже несколько десятков подходов. И мечтателю нужно найти правильную дорогу.

Это можно сделать с помощью анализа или методом проб и ошибок. Оба варианта могут привести к успеху.

Безусловно, физически человек может жить без стремления. Скорее всего, его организм будет в порядке, но разве это будет полная жизнь? Отсутствие желаний и целей делает жизнь похожей на существование животных. Но люди ведь отличаются от них тем, что они разумные существа, поэтому важно иметь задачи и решать их. Только так возможен всеобщий прогресс.

Я уверен, что человек без мечты рано или поздно осознает, что такая жизнь скучна, однообразна и лишена смысла. И за этим пониманием последует разочарование человека в мире и непонимание, зачем он вообще живёт.

Третье мнение

Каждой личности необходимы стремления, цели. Без этого полноценная жизнь попросту невозможна. Для нас это то же самое, что, например, для птиц крылья.

Полёт — главное в жизни птицы. Это и её природа, и своеобразная мечта. Птица со сломанными крыльями страдает и жаждет воспарить в небо. Примерно так же будет страдать и человек, если он лишится ног или рук.

Я считаю, что отсутствие стремления ощущается так же. Оно как некий рычаг, который приводит в действие энергию и вдохновение. И когда у кого-то нет стремления, ему не хочется двигаться вперёд и вообще что-либо делать.

Поэтому мечта приравнивается к смыслу. Это и есть крылья. Но в нашем случае полёт не буквальный, физический, а душевный, что даже более значимо.

Бывает, что стремление иллюзорно и является самообманом. Например, в случае Болконского из романа «Война и мир». Он считал, что жажда подвигов и война могут быть смыслом жизни.

Ценность имеют даже несбыточные мечты, потому что они стимулируют и согревают душу, помогают подняться над обыденной реальностью. Но всё же в некоторых случаях возможен и печальный исход. Такую ситуацию можно увидеть в рассказе Чехова «Ионыч». Все надежды героя рухнули: не было работы, общество не понимало, а возлюбленная ответила отказом на предложение руки и сердца. В итоге Дмитрий стал игроком и пьяницей.

Четвёртый пример

Способность мечтать заложена в человеческой природе. Особенно хорошо развито воображение в творческих людей. В детстве его помогают развивать сказки, а позже — художественная литература. Когда кто-то не читает, у него остаётся только суровая реальность. А благодаря книгам, можно перенять опыт других людей, сравнить их с собой, лучше понять себя, расширить мировоззрение и горизонты. Чтение также помогает осознать, о чём нужно мечтать и куда двигаться.

Я считаю, что стремление нужно каждому, ведь оно делает жизнь осознанной и интересной. Только важно, чтобы оно было достойным и благородным, а не глупым, как у гоголевского Манилова, который хотел построить мост с торговыми лавками и подземный переход над прудом-лужей.

Настоящая мечта должна быть осмысленной и умной. Человек, вдохновлённый своим стремлением, зажигает и других людей. Таким образом, объединяясь вокруг одного стремления, действовали многие первопроходцы в любой сфере. И так же по жизни идёт каждая личность, которая не просто мечтает, а пытается реализовать свою мечту.

Пятый пример сочинения о важности мечты

Возможно, многие считают, что мечты — это пережиток детства, и со взрослением о них забываешь. Но нельзя ограничиваться только работой и удовлетворением физиологических потребностей. Я считаю, что стремление нужно человеку, и вот почему:

  1. Во-первых, мечта — это будущая цель. В том числе цель всей жизни. Именно мечтая, мы формулируем планы, которые потом становятся реальностью.
  2. Во-вторых, стремление является работой подсознания. Пока мы просто витаем в облаках, подсознание работает с целью сделать это стремление реальностью. Поэтому важно мечтать, чтобы подсознание работало.
  3. В-третьих, мечты сбываются. Главное — правильно и позитивно мечтать, чтобы потом не пожалеть о своих мыслях.
  4. И, в-четвёртых, стремления — внутренний мир. Мечтая, мы обогащаем его.

Люди, считающие, что мечты — это для детей, забывают об учёных и режиссёрах, которые сначала мечтали об открытиях и фильмах. Любое стремление реально, просто некоторые люди забывают о нём и ничего для воплощения его в реальность не делают. Кажется, я увидел эту мысль на одном форуме, и она мне очень понравилась.

Мечты сбываются, и это важная часть жизни, которая формирует то, что мы имеем в настоящем и будущем. Поэтому важно делать это правильно и ответственно. Я мечтаю и делаю это грандиозно. И я точно знаю, что всё сбудется.

Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку

Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения — аргументы для итогового сочинения

Тезисы

  1. Важно ли сохранять связь между поколениями?
  2. Что читает современное поколение?
  3. Может ли компьютер заменить книгу?
  4. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
  5. Можно ли назвать поколение Z потерянным?
  6. Зачем нужны семейные традиции?
  7. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
  8. В чём заключается ценность исторического опыта?
  9. Какие вопросы волнуют людей в любую эпоху?
  10. Зачем человеку заглядывать в будущее?
  11. Можно ли говорить о деградации современного поколения?
  12. Нужно ли читать книги в 21 веке?
  13. Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
  14. Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
  15. Как формируются нравственные ориентиры современного человека?

Аргументы

И. Тургенев, «Отцы и дети». Связь между поколениями — это основа семейных взаимоотношений, поэтому сохранять ее крайне важно. Пример, подтверждающий эту мысль, мы видим в романе «Отцы и дети». Главный герой потерял эмоциональную связь с близкими людьми и надолго оставил их без своего внимания. Евгений охотно гостил у чужих людей, а визит к родным постоянно переносил. Причина стала ясна читателю, когда приезд Базарова все-таки состоялся: сыну было неинтересно общаться с родителями. Мать Евгения была сентиментальной, набожной и необразованной женщиной, которая не могла поддержать ученую беседу и понять своего ребенка. Отец Евгения очень пытался подстроиться под его настроение и поговорить то о медицине, то о социальных вопросах, но сын никак не поддерживал его попыток сблизиться. Евгений был погружен в свои думы и часто игнорировал родных, которые выкладывали на стол все сбережения, лишь бы угостить сына и его приятеля вином, лишь бы молодежь гостила подольше. Герой долго прожил в одиночестве, многое узнал, в то время как его родители не менялись и не приобретали нового опыта. Из-за долгой разлуки и различий в мировоззрении между ними исчезло взаимопонимание. Бесконечные откладывания Базарова привели к тому, что судьба не оставила ему времени на общение с близкими. Он умер. Лишь мать и отец навещали его могилу. Таким образом, отсутствие связи между поколениями разрушило семью Базаровых.

В. Пелевин, «Священная книга оборотня». Что читает современное поколение? Многих представителей молодежи интересует научно-популярная литература. Пример таких читательских предпочтений мы видим в романе Виктора Пелевина «Священная книга оборотня». Главная героиня увлекалась чтением книг Стивена Хокинга, известного исследователя физики. В его трудах происхождение Вселенной описано в доступной форме. Физические процессы представлены в инфографике. Адель часто вспоминала закономерности мироздания в повседневной жизни и лучше понимала все то, что происходит вокруг, благодаря своему необычному хобби. Научно-популярная литература помогает молодежи развиваться и получать образование в комфортной обстановке и без затрат.

О. Хаксли, «О дивный новый мир». Может ли компьютер заменить книгу? Многие люди думают, что это реально, однако технические средства не могут быть полноценной альтернативой литературе. Это доказывает пример из антиутопии «О дивный новый мир». Чтобы нивелировать общественные и личные противоречия, люди отказались от искусства и заменили его низкопробными аналогами из массовой культуры, которые создавались искусственным путем и транслировались в компьютерах и других гаджетах. Из-за этого внутренний мир человека пребывал в зачаточном состоянии. Личность не развивалась и жила лишь потребительскими ценностями, навязанными идеологами нового мира. Несмотря на то, что у граждан были все передовые технологии и доступ к знаниям, они все равно не смогли полноценно сформироваться без литературы. А ведь одного томика Шекспира хватило Гельмгольцу для того, чтобы прозреть и определить жизненный путь, отличающийся от прозябания большинства. Так, компьютеризация общества не предоставила никакой полновесной альтернативы живому слову, запечатленному в книге.

Г. Щербакова, «Вам и не снилось». Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь? Да, ведь именно шедевры мировой культуры часто становятся главными советчиками моего поколения. Эту закономерность описала Галина Щербакова в произведении «Вам и не снилось». Герои полюбили друг друга, но их семьи враждовали. Отец Романа когда-то без памяти любил маму Юли, и это чувство не прошло с годами. Однако Людмила отвергла обожателя и относилась к нему презрительно из-за его навязчивости. Он же, даже будучи в браке, готов был бросить все ради первой любви. Поэтому Вера, мать Ромы, была настроена против семьи Юли, ведь отчаянно ревновала мужа к Людмиле, а сына — к Юле. Подросткам было очень непросто справляться с попытками разлучить их. В стремлении друг к другу их воодушевляла пьеса «Ромео и Джульетта», которая не раз упоминается в произведении. Драма Шекспира была наглядным подтверждением того, что взрослые были не правы. Она показывала Юле и Роме, что они — не первые и не последние влюбленные, которым приходится бороться за свое счастье. Именно поэтому они отстаивали свою любовь до конца, вдохновляясь историей Ромео и Джульетты.

Д. Эшер, «13 причин почему». Можно ли назвать поколение Z потерянным? К сожалению, этот ярлык моралисты наклеивают на многие поколения, которые никак не связаны между собой. Что объединяет современников Лермонтова, Ремарка, которых тоже «потеряли», с нашими сверстниками? Войну мы не пережили, политические репрессии нас не затронули, дворянской праздности и инфантильности у нас нет. Более того, наше поколение существенно отличается от всех предыдущих, но не «потерянностью», а откровенностью и цинизмом. Пример, подтверждающий это, можно найти в популярном романе «13 причин почему». Главная героиня совершила суицид из-за издевательств в школе. Юные девочки и мальчики играли во взрослые игры: рассылали интимные фотографии одноклассниц, умалчивали о серьезных ДТП, участвовали в изнасилованиях. И все это происходило со школьниками! В отличие от лирического героя Лермонтова, который переживал из-за насмешек избранницы и получал камень вместо любви, Ханна (примерно в том же возрасте) стала жертвой сексуального насилия и других ужасных преступлений. Молодые люди из ее окружения так распущенны и агрессивны, как вероломны и лживы девушки. В подростковом возрасте эти герои пережили гораздо больше, чем Ремарк за годы войны и Лермонтов в период ссылки. Под грузом этого опыта надломилась только Ханна, а другие ребята продолжили жизнь дальше. Это говорит не о «потерянности» нашего поколения, а об его хитиновом покрове из скептицизма, равнодушия, откровенности и морального упадка. Оно уверенно стоит на ногах и не теряется, даже когда вокруг происходят трагедии.

Читайте также:  Сочинение на тему Лицемерие рассуждение 9, 11 класс

А. Пушкин, «Евгений Онегин». Зачем нужны семейные традиции? Они укрепляют отношения родных людей и делают дом тем неповторимым местом, куда хочется возвращаться снова и снова. Подтверждение этому можно найти в романе «Евгений Онегин». Главная героиня жила деревенской глуши и любила обычаи, заведенные в их доме: гадание на святках, всенародное гуляние на Масленице, празднование именин с друзьями семьи, сказки няни по вечерам, ранние подъемы и утренние прогулки. На столе у них всегда находились заготовки, приготовление которых строго контролировалось матерью Лариных. Тенистый сад служил членам семьи местом уединения и душевной гармонии. Чтение было любимым увлечением кого-то из домочадцев, поэтому Татьяна всегда находила на полке интересные книги. Все эти семейные традиции привязали героиню к отчему дому. Даже будучи в Москве, на шикарных приемах и балах, окруженная почетом и вниманием, Татьяна жалеет о милом сердцу уголке, о прелестях тихой деревенской жизни. Обычаи Лариных автор перечисляет с теплотой и нежностью, как будто часть их он взял из своей семьи. Очевидно, что они способны сплотить людей и подарить им прекрасную атмосферу родного уголка, где все тебя понимают и поддерживают.

А. Грибоедов, «Горе от ума». Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших? Причина заключается не только в сущности самого опыта, но и в том, как он преподносится «отцами». Когда людям навязывают какие-либо суждения или традиции, они протестуют против вмешательства в свое личное культурное и интеллектуальное пространство. С этой проблемой столкнулся Чацкий, герой пьесы «Горе от ума». Александр приехал в Москву из-за границы и увидел застой во всех сферах жизни. Повсюду процветали кумовство, взяточничество, невежество, лицемерие, равнодушие к судьбе Родины. При этом Фамусов пытался поучать гостя, как вести свои дела. Он предлагает ему пойти по стопам Максима Петровича, дядя Фамусова. Этот вельможа добился исключительного положения благодаря умению прислуживаться и подстраиваться к царице и ее прихотям. Однажды он случайно упал, но, несмотря на боль, повторил этот трюк дважды уже нарочно, потому что императрица, глядя на него, улыбнулась. Именно этому своему качеству он был обязан выгодными назначениями. Максим Петрович выдавал пенсии и обогатился за счет государственного поста. Этот пример, сам по себе предосудительный и безнравственный, Фамусов приводил с таким видом, будто учил жизни юнца. Александра задел не только посыл этого рассказа, но и покровительственный тон рассказчика, который был уверен в непогрешимости своего опыта. Поэтому реакция Чацкого была негативной.

М. Шолохов, «Тихий Дон». В чём заключается ценность исторического опыта? Ответ заключается в том, что культурное, интеллектуальное и духовное наследие помогает нам развивать цивилизацию эффективнее и быстрее: каждое поколение начинает путь не с нуля, а с того момента, на котором остановились его предшественники. Это доказывает пример из романа-эпопеи «Тихий Дон». Казаки не имели возможности получить образование. Все навыки и знания они перенимали у старших поколений, которые сохраняли и передавали достижения своих предков. Так, в семействе Мелеховых сыновья ходили на промысел с отцом и учились у него премудростям рыбалки, охоты, выращивания хлеба. Веками казачество копило и преумножало определенные умения, чтобы новым поколениям жилось лучше. Пантелей Прокофьевич в начале повествования постоянно поучает сыновей и показывает им, как делать ту или иную работу. Даже в личных вопросах он нередко дает правильные советы: просит Петра быть построже с Дарьей, отстаивает права Натальи в доме, поощряет рождение внуков. Эти нравственные основы жизни — тоже часть исторического опыта казачества. Именно он позволял этому народу сохранить самобытность и выжить в нелегких реалиях.

В. Пелевин, «S.N.U.F.F.». Какие вопросы волнуют людей в любую эпоху? Без сомнения, для всех является актуальной тема свободы. Во все времена человек хотел пользоваться преимуществами независимости и хотел найти свой путь к ней. Например, в современной антиутопии «S.N.U.F.F.» автор описывает духовные поиски существ, выживших после апокалипсиса и разделившихся на два мира: верхний и нижний. Кая — робот, призванный удовлетворять покупателя, но настроенный на рефлексию и самопознание — решила добиться свободы, манипулируя своим хозяином. Ее не устраивало положение домашнего любимца, который должен лишь выполнять прихоти владельца. Карпов и не подозревал, что игрушка настолько отбилась от рук, что полюбила другого — орка Грыма, который бежал из нижнего мира и стал марионеткой в руках правителей Бизантиума. Грым, выросший в нищете и грубой среде нижнего мира, тоже хотел освобождения. Наверху он увидел ту же диктатуру, но на другой лад, поэтому сблизился с Каей и участвовал в ее побеге. В итоге пара скрылась из двух миров на отшибе цивилизации и стала жить так, как считала нужным, вычеркнув потребительские ценности и мещанские стереотипы из своей жизни. Высший идеал современных героев — свобода, к которой стремились многие их предки.

Е. Замятин, «Мы». Зачем человеку заглядывать в будущее? Умение прогнозировать и планировать завтрашний день дает нам возможность изменить свою судьбу и вовремя отклониться от неверного курса. Этим можно объяснить необычайную популярность антиутопий, где описывается негативный сценарий будущего. Например, произведение Е. Замятина «Мы» потрясло мир, погруженный в авторитарные режимы и уже пожинающий их первые плоды. Автор предположил, к чему приведет наше стремление контролировать каждый шаг, каждый вздох, каждую мысль личности. Люди нового мира были лишены индивидуальности, личной жизни, семьи, права выбора и голоса. Они даже не имели имен — лишь номера. Так писатель высмеял демагогию многих строителей тоталитаризма, которые называли индивидуума винтиком в механизме системы. Замятин же сделал вполне логичный вывод: любой винтик взаимозаменяем, а значит, не имеет особой ценности. Именно поэтому для гуманности в государстве по новому сценарию места не нашлось, и всех оппозиционно настроенных героев безжалостно истребляют. Чтобы не дойти до такого будущего, очень важно заметить предпосылки, ведущие к нему, в настоящем. Этому и способствуют антиутопии, позволяющие заглянуть в будущее.

Г. Робертс, «Шантарам». Можно ли говорить о деградации современного поколения? Разговоры об упадке нравственных ценностей и ухудшении других качеств молодёжи были и будут во все времена. Их несостоятельность доказывает пример из мирового бестселлера «Шантарам». Герой нашего поколения далек от Андрея Болконского или Евгения Онегина. Лин — наркоман и преступник, который бежал из тюрьмы, спасаясь от жестокости тюремщиков. Бегство привело его в Индию, где он имел все возможности для поощрения своих порочных наклонностей. Однако он смог преодолеть зависимость и начать приносить пользу обществу, став врачом в трущобах. Он бескорыстно помогал сотням бедняков, которые не могли обратиться в переполненные больницы. Лин не испугался даже холеры и бесстрашно боролся с эпидемией, применяя новейшие открытия и знания, неведомые жителям трущоб. Он также спас жизнь многим иностранцам и иностранкам, потерявшим себя в наркотическом сне. Разве можно говорить о том, что он — представитель деградировавшего поколения? Лин оступился, да, но, подобно Родиону Раскольникову, смог выйти на тропу исцеления и раскаяния. Как и все современное поколение, он хорошо образован и многому обучен. Этих навыков достаточно для того, чтобы начать менять мир к лучшему.

Р. Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту». Нужно ли читать книги в 21 веке? На этот вопрос отвечает всемирно известный бестселлер «451 градус по Фаренгейту». Автор рассказывает историю мира будущего, где люди погрузились в виртуальную реальность экранов и совсем отказались от чтения. Произведения литературы правительство объявило вне закона, чтобы и дальше оболванивать население, которое делало все, что советовали герои телевидения. Главный герой был пожарным нового времени — тем, кто должен сжигать книги, даже вместе с теми, кто их хранил. Знакомство с соседкой, интересующейся чтением, интригует Гая, ведь он привык к тому, что все люди похожи и «упрощены», а Кларисса была совершенно другой. В ходе одной из операций он украдкой достает один запрещенный экземпляр и прикасается к запретным знаниям. Этот незначительный, казалось бы, инцидент меняет мировоззрение персонажа. Он осознает, что живет неправильно: замечает, что они с женой давно отдалились друг от друга, что она любит не его, а своих телевизионных и виртуальных родственников. Он разочаровывается в работе и постулатах своего государства, упрощающих человека до полного интеллектуального бессилия. В финале Гай сбежал из города и скрылся вместе с людьми, заучивающими книги и исповедующими веру в возрождение духовных ценностей. Эта книга доказывает, что без чтения общество деградирует, даже если оно оснащено последними технологиями.

Л. Толстой, «Война и мир». Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение? Ответ на этот вопрос можно найти в романе-эпопее «Война и мир». В семействе Болконских старик-отец потратил много времени и сил на обучение детей. Он занимался математикой с Марьей, а Андрею когда-то давно преподал основы политики, истории и военного дела. В беседах с отцом Андрей всегда узнавал ценные сведения и справедливые наблюдения. Николай Болконский хоть и жил в Лысых горах безвыездно, но был в курсе всех последних изменений в геополитике и других важных вопросах. Его положительное влияние на сына привело к тому, что Андрей смог принести большую пользу Родине и прославить свой род. А вот князь Курагин с детьми говорить не любил. Он лишь жаловался на то, что они получились плохими. Сыновей он называл «дураками», а дочь лишь использовал в корыстных целях, выдав ее замуж без любви и закрывая глаза на ее адюльтеры. Он не делился с ними жизненным опытом, а потом удивлялся, почему они такие глупые, распутные и меркантильные? Он сам оставил их воспитание без внимания и никак не помог им стать лучше. Этот пример весьма поучителен: родитель должен передавать свои знания и умения ребенку, иначе семейные связи разрушатся, а представитель молодого поколения будет невежественным и безнравственным человеком.

М. Кронгауз, «Русский язык на грани нервного срыва». Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры? На этот вопрос попробовал ответить лингвист Максим Кронгауз. В книге он описывает различные примеры ошибок, искажений, жаргонизмов и иностранных заимствований в современном русском языке, комментируя каждое из них. Автор видит причину деградации языка в том, что он полностью соответствует состоянию общества, а значит, именно люди претерпели существенные негативные изменения. «Но, как сказал, Исаак Башевис Зингер, “ошибки одного поколения становятся признанным стилем и грамматикой для следующих”» — отмечает Кронгауз. Процесс преображения речи происходит непрерывно и не зависит от одного поколения. Нельзя сказать, что именно молодежь виновата в оскудении языка. Все его недостатки и достоинства — это отражение наших культурных и социальных особенностей. Это означает, что проблема не в речи, а в обществе, которое меняет ее под себя.

С. Кинг, «Оно». Как формируются нравственные ориентиры современного человека? Этот процесс активизируется под влиянием опасности и необходимости решить общую проблему. Это доказывает пример из романа Стивена Кинга «Оно». Главные герои были лишь слабыми и разобщенными подростками без особых достижений и целей, пока на город не обрушилось настоящее бедствие — таинственный убийца стал расправляться с детьми, демонстрируя редкую жестокость и изощренность. Тогда Ричи Тозиер, Билл Денбро, Беверли Марш, Майк Хэнлон, Эдди Каспбрак, Бен Хэнском и Стэн Урис объединились и решили найти преступника, чтобы отомстить за своих близких. Чудовище, угрожающее малышам, могли увидеть только дети, поэтому взрослые никак не могли помочь подросткам. Им пришлось проявить силу духа, храбрость, взаимовыручку и доброту, чтобы одолеть «Оно». Ради всех остальных они рисковали жизнью и победили темные силы. Этот пример убеждает нас в том, что формирование нравственных ориентиров современного человека протекает под давлением обстоятельств и благодаря вызовам судьбы.

Список тем по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Ниже приведён список примерных тем для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021:

  • Какого человека можно назвать героем своего времени?
  • О чем мечтает мое поколение?
  • Кто является героем для молодежи?
  • Что представляет собой портрет моего поколения?
  • Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как влияет время на выбор профессии?
  • Может ли кино вытеснить литературу?
  • Каков он: портрет современного человека?
  • Какая профессия является престижной в 21 веке?
  • Как меняется язык в 21 веке?
  • В чем плюсы и минусы интернета?
  • Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
  • «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  • Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
  • Актуальна ли классическая литература в наши дни?
  • Почему особенно важно сохранять связь поколений в XXI веке?
  • Как меняется язык в XXI веке?
  • Кто такой – «герой XXI века»?
  • Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
  • Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
  • Могут ли социальные сети заменить реальное общение?
  • Почему молодежь стремится жить в городе?
  • Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
  • Можно ли говорить о деградации современного поколения?
  • В чем причина конфликтов между родителями и детьми?
  • В чем причина конфликтов между представителями различных поколений?
  • Зачем человеку заглядывать в будущее?
  • Какие вопросы волнуют людей в любую эпоху?
  • Почему старшему поколению порой бывает трудно понять молодёжь?
  • Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
  • Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
  • Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  • В чём заключается ценность исторического опыта?
  • Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
  • Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
  • «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего» (Иммануил Кант). Почему?
  • Как Вы понимаете слова Н.В.Гоголя: «Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой»?
  • Действительно ли «лучший способ предсказать свое будущее – это создать его» (Стивен Кови)?
  • Может ли компьютер заменить книгу?
  • Что читает современное поколение?
  • Можно ли назвать поколение Z потерянным?
  • Важно ли сохранять связь между поколениями?
  • Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
  • Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения их отцов?
  • Чего хотят добиться мои сверстники?
  • Как молодежь относится к Родине в 21 веке?
  • Как мое поколение изменит мир?
  • Какие духовные ценности у молодежи нашего времени?
  • Согласны ли Вы с мнением Дж. Оруэлла: «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?
  • Согласны ли Вы с мнением Г. Торо: «Каждое поколение высмеивает старые моды, но благоговейно следует новым»?
  • Согласны ли Вы с мнением Ж. Де Сталь: «Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы»?
  • Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
  • Согласны ли Вы с утверждением: «молодежь смотрит на мир глазами своих кумиров»?
  • Согласны ли Вы с тем, что «потребительство – одна из главных проблем человека в 21 веке»?
  • Согласны ли Вы с тем, что современный человек утрачивает связь с природой?
  • Согласны ли Вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
  • Согласны ли Вы со словами Элеоноры Рузвельт: «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты».
  • Какие общие черты объединяют нас с поколением участников ВОВ?
  • Кого можно назвать «героем нашего времени»?
Читайте также:  Сочинение Примеры выбора из литературы

Допуск к ЕГЭ может быть отложен: итоговое сочинение хотят перенести

«Сочинение не должно стать источником распространения инфекции»

Итоговое сочинение для 11-классников, намеченное на 2 декабря и являющееся допуском к ЕГЭ, в этом году может быть перенесено на более поздний срок в связи с эпидемиологической ситуацией – об этом сообщил глава Рособрнадзора Анзор Музаев. При этом он подчеркнул, что если перенос состоится, то во всех российских регионах одновременно.

Фото: Евгений Семенов

«МК» выяснил, как относятся к такой вероятности педагоги, выпускники и их родители.

По словам чиновника, окончательное решение по переносу сочинения будет принято в ближайшие дни: «Сочинение не должно стать источником распространения инфекции. Мы переживаем за наших учителей, многие из них возрастные. Переживаем за детей. Поэтому все взвесим, проконсультируемся с Роспотребнадзором, Минпросвещения, Министерством здравоохранения. Поймем все «за» и «против». Комментируя важность одновременного переноса сочинения для всех регионов, Анзор Музаев пояснил: «Мы не предполагаем сценария, когда какие-то субъекты напишут и расслабятся, а другие не напишут». А также упомянул о необходимости менять формат итогового сочинения в принципе, что в этом году не было сделано только потому, что выпускникам в пандемию и без того непросто: «Но в будущем, конечно, надо вернуться к этому вопросу. Когда в начале учебного года заранее озвучиваются пять открытых направлений тем, то сразу плодятся сайты, которые публикуют сотни и тысячи готовых шаблонов. И вместо собственного творчества ученики пытаются подогнать эти шаблоны под конкретную тему». При этом дистанционный формат сочинения, учитывая невозможность контролировать самостоятельность работы, не рассматривается в принципе.

Опрос всех заинтересованных сторон – педагогов, выпускников и родителей – показывает, что в целом отношение к переносу негативное. Ведь чем раньше выпускники напишут сочинение, тем легче и спокойнее им будет сосредоточиться на подготовке к ЕГЭ.

– Я не вижу в переносе особого смысла, – считает психолог, специалист по начальному и среднему образованию Ольга Гранкина. – В зимний и весенний период ежегодно высокая заболеваемость, не только в пандемию, а дальше уже и ЕГЭ на носу. По опыту, переносы дат любых экзаменов крайне нежелательны. Большинство учеников заранее психологически настраиваются на определённый день, внутренне собираются, фокусируют все ресурсы. Многие занимаются дополнительно, и им придётся либо продолжать занятия, либо уповать на то, что к назначенной дате навыки не полностью улетучатся. Мое мнение: лучше увеличить число резервных дней для написания работ, уменьшить количество учеников в аудитории, заменить возрастных учителей на старшекурсников педвузов, но провести сочинение в срок, единовременно по всем регионам.

– Это чтобы в Сеть не слили готовые варианты?

– Конкретные темы действительно оглашаются в день написания сочинения, в то время как общая тематическая направленность известна заранее, по ней ведётся подготовка в школах и на дополнительных занятиях. Темы не являются едиными по всей России, но какая-то утечка все равно будет.

Педагоги одной из школ в центре столицы солидарны с Рособрнадзором во мнении, что «дистант» – сочинению враг:

– Мы, конечно, научились проводить независимую диагностику в дистанционном формате. Но понимаем, что, как мы ни старайся, объективность при таком подходе страдает. Дети есть дети! На дистанте гораздо сложнее уследить, чтобы ребята не хитрили и не списывали. Да и родители могут не удержаться и помочь своим чадам.

Мнение большинства своих сверстников озвучил 11-классник Никита из Подмосковья:

– Уж лучше написать скорее, чтобы над душой не висело сочинение это! Я, например, каждый год в феврале-марте болею, а в декабре здоров. Или кто-то из семьи заболеет, на карантин попаду…

Разумеется, большинство выпускников предпочли бы дистанционное сочинение, о чем сообщил Кирилл из Москвы:

– В домашней атмосфере писать более комфортно. Да, шаблоны есть в открытом доступе в интернете, но переработать их все равно надо уметь. И если ты не готов к сочинению в принципе, то «дистант» тебя ничем не выручит.

Родители тоже предпочли бы оставить итоговое сочинение на намеченной дате:

– Для всех нас 2-е декабря уже воспринимается как некий рубеж, который необходимо преодолеть, – делится мама столичного выпускника. – Психологически проще написать работу в назначенную ранее дату, по отношению к которой уже выстроена стратегия подготовки. А известие о смене даты, полученное в середине ноября, может сбить и педагогов, и школьников.

Отец выпускницы из Подмосковья, сам педагог-словесник, считает, что непременное «утрамбовывание» всех российских регионов в единую дату, независимо от их конкретной эпидситуации по состоянию на 2 декабря, особого смысла не имеет:

– Писать всем субъектам РФ одновременно все равно невозможно из-за разницы часовых поясов. И даже единовременное написание не гарантирует, что не будет слива в Интернет. Но даже если он будет, сочинение – это не математика, где можно «скатать» подчистую. Что бы ученик ни нашел в Сети, ему придется это, как минимум, переписать – к счастью, сочинения в наших средних школах все еще пишутся от руки! А как максимум – творчески переосмыслить, чтобы не попасться на плагиате. Ведь в Интернете найдутся не только готовые сочинения, но и программы, распознающие идентичность текста.

Пушкин vs Гарри Поттер

Напомним, открытые направления известны. Всего их пять: “Забвению не подлежит”, “Я и другие”, “Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”, “Время перемен”, “Разговор с собой”. Но это – только общие “указатели”. А конкретные темы ученики узнают за 15 минут до начала сочинения в каждом регионе.

– Насколько хорошо выпускник может рассуждать? Предлагать свои ответы на философские вопросы? Высказывать и аргументировать свою точку зрения? Все это проверяет сочинение, – рассказал Алексей Федоров. – Важно не просто написать свои мысли по заданной теме, а подтвердить их, опираясь на литературный источник. Это может быть художественное произведение, дневники, мемуары, публицистика, философские и научно-популярные трактаты… В общем, выпускник может использовать все, что есть у него в “читательском активе”. Правда, опыт показывает: в 90% случаев ребята обращаются к произведениям школьной программы.

Формальные требования? Их несколько. Минимальный объем не менее 250 слов (в зачет идут и предлоги и другие “служебные” слова – прим. ред.). Рекомендуемый – от 350 слов. Подсказка: сначала можно написать черновик, потом перечитать и пересчитать слова, и только потом переписывать текст начисто. Не забывать следить за временем: на все про все – 3 часа 55 минут.

Работу нужно писать самому, без плагиата, шпаргалок, заученных текстов и схем.

– Если вам нравится какая-то чужая мысль, можно спокойно на нее сослаться, указав источник. Развернутые цитаты – это отлично, только старайтесь не делать в них ошибок. Вы можете подтвердить чужую мысль или, допустим, показать, что все сложнее, чем кажется на первый взгляд. А можно оспорить ее, чтобы выстроить свое высказывание. При этом объем цитирования не должен превышать объем вашего текста – то есть половины всего сочинения, – советует эксперт.

Важно: сочинение должно соответствовать теме. Часто школьники раскрывают не конкретную тему, а более общее тематическое направление, известное заранее. Искусственный подгон темы – большой риск получить незачет. Внимательнее нужно быть и с аргументами, с опорой на литературу.

– Часто сочинения выглядят так: первый абзац – короткое мнение, тезис по теме, основная часть – подробный пересказ какого-то произведения. В конце повторяется тезис из вступления. Но так делать не надо! Не нужно подменять собственное рассуждение пересказом, – говорит Алексей Федоров. – Другая крайность: школьник не помнит, о чем произведение, и начинает импровизировать, искажает его до неузнаваемости. За такое тоже незачет.

Правильная композиция и логика – без них никуда. А вот без речевых и лексических ошибок лучше обойтись.

– Фактические ошибки тоже могут повлиять на итоговую оценку. Но чтобы был незачет, их количество должно быть критическим, – говорит Алексей Федоров. – А вот за грамотность, точнее – ее отсутствие, довольно много ребят получают незачет. Допустимое количество ошибок не более пяти на 100 слов. Причем учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

Если приведен пример только из одного произведения, то могут ли поставить незачет из-за этого?

Ответ: Нет, не могут.

Нужен ли подробный анализ произведений, которые привлекаются при аргументации?

Ответ: вы можете их анализировать, если это поможет в работе, но вы не обязаны этого делать.

Имеет ли право участник на собственную оригинальную интерпретацию произведения?

Ответ: Да, имеет. Важно, чтобы вы могли доказать свою точку зрения с опорой на литературный материал.

Я увлекаюсь искусством. Можно ли при аргументации опираться на описание архитектурных памятников, картин, скульптур?

Ответ: Можно, но не вместо литературного материала.

Российское движение школьников опросило более двух тысяч учеников о том, что они сегодня читают. Оказалось, для почти 20 процентов ребят Александр Пушкин – один из самых любимых писателей. Они отмечают его “поэтичный слог”, “наполненные сюжеты”, “отсутствие воды” и “легкость восприятия смысла”. Среди книг школьной программы, которые впечатлили школьников больше всего, на первом месте также оказались произведения Пушкина. Более 22 процентов опрошенных школьников отмечают, что “Капитанская дочка”, “Дубровский” и “Евгений Онегин” произвели на них сильное впечатление. На втором месте среди популярных писателей – британская писательница Джоан Роулинг. С небольшим отставанием замыкает тройку лидеров американский писатель Рей Брэдбери.

Как школьники хотели бы изменить учебную программу по литературе? 22 процента российских школьников хотят сократить обязательный набор русской классики и дополнить уроки изучением зарубежной литературы. Причем не только классической, но и современной. Более 10 процентов хотели бы видеть в ней книги о приключениях Гарри Поттера. Сразу за сагой о юном волшебнике идут произведения фантаста Рея Брэдбери и культового писателя Стивена Кинга.

В целом более 49 процентов российских школьников поделились, что читают каждый или почти каждый день. 33,4 процента – читают несколько раз в неделю. Постоянно услугами школьной библиотеки пользуются 51,4 процента учеников, а 22 процентов посещают время от времени.

Важная тенденция: 45 процентов школьников отмечают, что в период пандемии стали читать больше.

Среди любимых жанров они отмечают фантастику и фэнтези (54 процента респондентов), классическую литературу (40,4 процента), детективы и триллеры (39 процентов), художественную прозу (33,3 процента) и любовные романы (32,5 процента).

Из прочитанного вне школы ребята чаще упоминали “Гарри Поттера”, “Мастера и Маргариту”, “451 градус по Фаренгейту”, “Портрет Дориана Грея” и “Виноваты звезды”.

Исследование мнения российских школьных библиотекарей также показало, что чаще всего ученики выбирают книги в жанре фэнтези. Среди популярных книг, как отмечают библиотекари, после “Гарри Поттера” идут произведения еще одной британской писательницы – Холли Вебб. Ее книги “вообще не задерживаются в библиотеке”. Третье место делят между собой сразу несколько писателей – Александр Пушкин, чьи сказки особенно любят дети младшего школьного возраста, и книги писательницы Тамары Крюковой.

Интересно, что “самым читающим возрастом” у школьников библиотекари называют период 9-10 лет (72,6 процента), немного отстают дети в возрасте 6-8 лет (52,1 процента) и 16-18 лет (32,9 процента). А вот ученики 8 классов, по мнению респондентов, читают меньше всего.

Ссылка на основную публикацию