Сочинение Сострадание – активный помощник

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ / ГИА

Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ? .

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Бесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Результаты ЕГЭ

Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! .

Cочинение к ЕГЭ: Сострадание – активный помощник

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

( 38 Голоса (ов) )
Подробности Категория: Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку

Пишем сочинение для ЕГЭ по русскому языку по теме: “Сострадание – активный помощник”

  • Текст к сочинению на данную тему;
  • Сочинение по тексту;

Сострадание — активный помощник

Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны.

Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

С самого детства воспитывать — прежде всего самого себя — так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

Сочувствие — великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе ее недостаток, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если это правило нарушится и окружающие их не поймут и дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

Бесчувственным кажется, что им хорошо. Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или поздно — как аукнется, так и откликнется!

На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием.

Говорю это и вспоминаю, сколько раз слышал не слова поддержки, а возражения. Нередко раздраженные. Порой озлобленные. Характерный ход мыслей возражающих таков: «Вот вы говорите, чаше — вот вы силитесь доказать: слабых, старых, больных, инвалидов, детей, родителей надо любить и уважать, им надо помогать. Что же вы слепой, не видите, сколько инвалидов — алкоголики? Не знаете, что ли, как занудливы многие старики? Как докучливы многие больные? Как скверны многие дети?» Правильно, бывают и пьющие инвалиды, и занудливые старики, и докучливые больные, и скверные дети, и даже плохие родители. И конечно, куда лучше для всех было бы, если б инвалиды (и не только инвалиды) не пили бы, больные — не страдали или страдали бы молча, молчали бы разговорчивые старики и не в меру резвые дети. И тем не менее родителей и детей необходимо любить и уважать, малым, слабым, больным, старым, беспомощным помогать. Оправданий, освобождающих от этого, не было, нет. И быть не может. Этих непреложных истин отменить не может никто.

Одно из самых важных человеческих чувств — сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. Тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если ее настроить на волну высокой человечности.

Сочинение по тексту

«Сострадание — это способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные», — заметил однажды Ф. Ларошфуко. Подобного же мнения придерживается и автор данного текста. Основная проблема, поставленная С. Львовым в данном отрывке, — проблема сострадания, проблема помощи ближнему.

Проблема эта была и остается «вечной» на протяжении всей истории существования человечества. Именно поэтому автор хочет привлечь внимание читателей к ней, пробудив не только умы их, но и сердца.

С. Львов искренне озабочен равнодушием людей к бедам своего ближнего, бесчувствием, озлоблением. По мысли писателя, сострадание — это не только долг, но и благо. Людям, наделенным талантом доброты, живется непросто, беспокойно. Но их совесть чиста, дети их вырастают хорошими людьми, наконец, они могут найти в себе необходимые силы для того, чтобы пережить собственную беду. Люди же равнодушные и эгоистичные оказываются неспособными пережить выпавшие на их долю испытания. «Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием», — замечает писатель. Чувство сострадания — это, по мнению С. Львова, необходимая составляющая человеческой души. Равнодушие и бесчувственность нельзя оправдать никакими «трезвыми» доводами, все они в устах холодных, прагматичных людей звучат безнравственно. Поэтому в финале своего текста писатель замечает: «Одно из самых важных человеческих чувств — сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. Тому, кто в нем нуждается, кому плохо. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если ее настроить на волну высокой человечности».

Этот публицистический текст очень эмоциональный, выразительный. Автор использует разнообразные тропы и риторические фигуры: эпитеты («разговорчивые старики», «резвые дети»), фразеологизм («обманут их надежды»), пословицу («как аукнется, так и откликнется»), риторический вопрос («Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?»).

Я полностью разделяю позицию С. Львова. Сострадание — это необходимая составляющая нашего отношения к жизни и людям. Без нее жизнь наша пуста, бессмысленна. Проблема дефицита доброты и сочувствия поставлена в рассказе А.П. Чехова «Тоска». Извозчику Ионе, пережившему смерть сына, не к кому пойти со своим горем. В результате он рассказывает обо всем лошади. Люди же остаются безучастными к нему.

К состраданию призывает нас и Ф.М. Достоевский в своем рассказе «Мальчик у Христа на елке». В этом рассказе перед нами предстает печальная история маленького мальчика, приехавшего с матерью в Петербург из маленького городка. Мать его внезапно умерла, и ребенок остался один накануне Рождества. Он одиноко бродил по городу, голодный, плохо одетый, однако все остались безучастны к его судьбе. Городские жители веселились на рождественских елках. В результате ребенок погиб, замерзнув в одной из подворотен. Если в мире нет любви и сострадания, то неизбежно страдают дети. А ведь дети — это наше будущее, это то лучшее, что есть в нас и мире.

Таким образом, автор разрешает данную проблему с точки зрения абсолютных нравственных ценностей. Сострадание и сочувствие так же необходимы человеку, как вода или воздух. Поэтому и нужно воспитывать в себе талант доброты.

Образец сочинения

Текст 1

Сострадание – активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часторавнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным? С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так,чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг.

Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило,уважают окружающие. Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции. Кажется, что им хорошо. Они-де наделены бронёй,которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот.

Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется! На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек,который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней.

Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если её настроить на волну высокой человечности.

(По С. Львову)

Образец сочинения

Что такое сострадание? По определению В. И. Даля, это “сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность”. Как важно иметь такое сердце, которое было бы способно ответить на просьбу о помощи. Императив «относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе» имеет огромное значение. Если мы осознаём важность заботы в собственной жизни, нам нужно научиться проявлять заботу о других. Как же сделать это, если твое сердце не такое богатое и щедрое?

Над этой «вечной» нравственной проблемой размышляет С. Львов. Можно ли воспитать чувство сострадания? Как влияет на жизнь человека обладание такой способностью? Эта проблема воспитания сострадания – главная в этом публицистическом тексте С. Львова.

В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком старины. Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты. Автор справедливо замечает, что «человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя».

Автор убедительно доказывает, что талант доброты, сочувствия необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя. Человек, обладающий способностью к сочувствию, сумеет понять боль другого человека и услышать его безмолвную просьбу о помощи, и тогда сочувствие должно стать действием, содействием. Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. С этой авторской позицией невозможно не согласиться.

В воспитании чувств сострадания, сочувствия нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.

Повседневная жизнь пожилого человека в современном городе, доме, обществе известна в подробностях только тем, кто смотрит уже “изнутри”. Тем из нас, кто пока просто пробегает мимо, трудно представить, на каком “ровном” месте мы будем спотыкаться, дожив до старости, какие мелкие проблемы будут ставить нас в тупик. Самое главное, что мы можем дать нашим пожилым людям – это любовь. Когда человек чувствует, что он любим, у него и боль проходит, и живет он дольше. Как важно быть способными ответить на призыв о поддержке, который обращает к нам другой человек.

Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: “Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда. и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. ”
О человеческом бездушии, равнодушии к чужой беде с необыкновенной открытостью и силой трагического переживания книга Валентина Распутина «Деньги для Марии».

Первая повесть В.Г. Распутина «Деньги для Марии» была опубликована в 1967 году. Испытание, которое выпало на долю Кузьмы, высветило многомерность и неоднозначность поведения и жизни человека, а главное – зрелое понимание необходимости принимать и переживать жизнь во всей ее полноте, такой, какой она сложилась.Это событие для семьи Марии и Кузьмы становится бедой – недостача в 1000 рублей. И ревизор, понимая причины недостачи (доброта и неумелость), жалея Марию и ее семью, предлагает возможный выход: собрать недостающую сумму в 5 дней и внести в кассу.

Читайте также:  Сочинение Чужих детей не бывает (Как вы понимаете выражение)

В. Распутин использует известный литературный приём – «сон героя». Во сне легко и естественно осуществляется людская реакция на горе Марии, какой она должна быть в мире родственности, братства, истинного коллективизма. Машина подъезжает к дому, где есть деньги, освещает его, и люди выносят «деньги для Марии». Первый сон Кузьмы можно назвать «сон-убеждение», в котором выражаются идеальные представления главного героя о бескорыстной товарищеской взаимовыручке. Или в другом сне – односельчане делят недостачу на всех, и выходит на каждого совсем немного, а человек спасен. Но это во сне.

Что же происходит в жизни, в реальности? Какие психологические типы показаны автором в повести? Всех персонажей произведения можно сгруппировать по признаку их отношения к беде Кузьмы и Марии. Люди, готовые оказать помочь: Тетка Наталья, мать Василия, отдает Кузьме все, что у нее есть, – деньги на собственные похороны. При этом она просит об одном: в случае необходимости вернуть эти деньги сыну и использовать их по назначению. Дед Гордей искренне хочет помочь, и на другой день приносит 15 рублей, взятые взаймы у сына. Друг Василий помогает Кузьме в поисках денег, но не сразу проникается его бедой. Люди завистливые, корыстные, жадные: Тетка Степанида – тоже старая женщина, как и тетка Наталья.

Но все попытки получить хоть малую сумму не увенчались успехом, хотя деньги у нее были, накануне она получила за сданного в колхоз бычка. Директор школы – самый денежный человек в деревне, но дает всего 100 рублей и то скрепя сердце, при этом сообщая всей деревне. Только председатель колхоза хочет помочь Кузьме, но сейчас в кассе колхоза нет денег, но, он считает, что их можно позаимствовать из зарплаты колхозных специалистов. Мысль председателя, что вместе людям легче быть добрыми, на первый взгляд кажется удачной.

И председателю удается собрать деньги у специалистов, но… большинство специалистов, согласившись помочь Кузьме в едином порыве, поодиночке приходят или кого-нибудь присылают и забирают свои деньги на семейные нужды.Финал повести автор оставляет открытым.Почему-то Кузьма обращается к своему брату, живущему в городе и наверняка имеющему деньги, в самую последнюю очередь. В.Г. Распутин так об этом говорит: «Получалось так, что они «братья» не всегда, не каждую минуту, а только при встречах, да еще ими были в детстве, когда вместе росли».Поэтому, посылая мужа к брату, Мария заранее знает: «Не даст он!

Таким образом, повестью «Деньги для Марии» В.Г. Распутин воспитывает в нас, своих читателях, нравственные чувства. Как он писал в одной из своих статей, что « еще Аристотель говорил: «Если мы идем вперед в знании, но уступаем в нравственности, мы идем назад, а не вперед». Идеал человека – доброта. Плюс желание помочь друг другу. Пусть это звучит банально, но если избу вашего друга заносит снегом, а вы не поможете ее откопать. Мне не о чем с вами разговаривать»

Тема милосердия и сострадания человеку волнует и А. Солженицына в рассказе «Матрёнин двор». Много горя и несправедливости пришлось хлебнуть Матрёне на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. Но не обозлилась на этот мир Матрена, столь жестокий к ней, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.

Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки.“Сердилась Матрена на кого-то невидимого”, но зла на колхоз не держала. Более того – по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт: “Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!”, “Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать”. Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.

Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это. Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Мини-курс
Н и НН в разных частях речи

Запомни!

Проблема проявления сострадания

(1)С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню. (2)Городской гостёк, внук бабы Дуни Станогиной, прямиком полетел к своему двору.

(3)Обедали во дворе, под раскидистым клёном. (4)Баба Дуня кислым молочком обошлась и, пока мальчик ел, успела курам зерна сыпануть, кошке молока налила, сходила в погреб, в сарай.

(5)Бабе Дуне годков уже было немало, но, как и прежде, управлялась она с огородом и скотиною, летом принимала городских внуков на хуторское житьё. (6)Осенью прибаливала.

(7) Мальчик ел, а баба Дуня села напротив него, принялась за вязанье.

(8) Они сидели друг против друга, стар и млад: внучек — городское дитя, белолицее, и баба Дуня — с большими лопатистыми руками, тёмным ликом, и лишь глаза её из-под белого платка играли молодо.

(9) Мальчик рассказал о рыбалке, а потом спросил:

— А у тебя тут какие новости?

— (10)Какие наши новости, — засмеялась баба Дуня. — (11)У Митревны ворона утёнка стянула, вот и все новости.

(12)И вдруг вспомнила, всплеснула руками.

— (13)3амрачаюсь умом! (14)Как же, есть у нас новости, есть! (15)Мы уж с Митревной тебя ждали. (16)Говорю, внук приедет, он нам раздиктует. (17)Город такой — Кардабон — где находится? (18)На близу или далёко?

— (19)Не слыхал. — пожал мальчик плечами. — (20)Наверное, ошиблись.

— (21)Нет, он у меня на слуху стоит — Кардабон.

— (22)По радио, что ль, слыхали?

— (23)Какое радио. (24)Женщина с дитём по хутору ходила, собирала.

— (25)Милостыню, что ли? (26)Нищая.

— (27)Ну да, в попросях. (28)Но она не нищая. (29)Беда у них приключилась. (30)Говорит, жила она в этом городе Кардабон. (31)И такая беда: земля похитнулася, и из неё огнём вдарило. (32)С чем из дома выбежали, с тем и остались. (33)А ныне их к нам привезли, на квартиры становить.

— (34)Куда? — удивился мальчик. — (35)На хутор?

— (36)Да где у нас-то квартиры? (37)Может, на станцию. (38)Женщина с дитём. (39)Такая беда. (40)Говорит, из земли огнём вдарило и всё пожгло.

— (41)Вулкан, что ли? — догадался мальчик.

— (42)Во, во! — взволновалась баба Дуня. — (43)Так-то и она говорила. (44)А город я запомнила, Кардабон.

— (45)И вы ей подали?

— (46)Конечно. (47)Деньгами я дала три рубля, сала отрезала, яичек положила.

— (48)Да-а. — протянул внук осуждающе. — (49)Обманщица она, бабаня. (50)Как ты не понимаешь?

— (51)Господь с тобой, — замахала руками баба Дуня.

— (52)Никакого Кардабона нет. (53)Нет такого города.

— (54)Как нет? — недоумённо воззрилась на внука баба Дуня. — (55)Я помню, она много раз говорила: Кардабон. (56)Митревна — живой свидетель.

— (57)Не-ет, — протяжно и настойчиво повторил внук. — (58)Обманула она вас, и всё.

— (59)Да ты, может, не знаешь, — сказала баба Дуня. — (60)Их, городов, по земле страсть как много.

— (61)А такого нет, и вулканов у нас действующих нет — только за границей.

— (62)Может, оттуда? — нерешительно произнесла баба Дуня.

— (63)Оттуда не пустят, — решительно возразил внук. — (64)В честь чего это к нам повезут?

— (65)А почему? (66)У нас и хлебец, и молочко, грех жаловаться.

— (67)Ну, ты даёшь, бабуня! (68)Ну как тебя убедить? (69)У тебя карта есть?

(70)Баба Дуня недолго подумала.

— (71)В чулане погляди: там старые книжки сохраняются. (72)Ещё отец твой учился, Маруся, Ксеня.

(73)Мальчик сходил в чулан, принёс оттуда школьную карту и разложил её на столе. (74)Баба Дуня почтительно склонилась над пожелтевшим листком.

(75)А внук объяснял:

— Вот видишь, наша страна. (76)Мы тут живём, на Дону. (77)И нигде тут вулканов нет. (78)Вот здесь, — прошёл он пальцем длинный путь, — на Камчатке, есть вулкан, но он сейчас не действует. (79)И вот, погляди, нет никакого Кардабона. (80)Она и придумала-то какое-то название иностранное — получше соврать не могла. (81)А вы всему верите.

— (82) Она слезьми кричала.

— (83)Ну и что? (84)Притворилась, да и всё. (85)Пять минут поплакала и заработала. (86)Ей же не только ты подала.

— (87)Все, все. (88)Митревна денег дала, носки пуховые. (89)Валентина платье да туфли неношеные. (90)По всем дворам. (91)Одёжей и деньгами, о харчах не говоря.

— (92)Вот так, — вздохнул теперь внук. — (93)3а час — десять пенсий твоих заработала. (94)Притворилась, и всё.

— (95)Ну да. — всё равно не поверила баба Дуня. — (96)Вот такими слезьми плакала, взаправдашними.

— (97)Ох, бабаня, бабаня. (98)Тебе разве докажешь. (99)Обманывают вас, кому не лень. (100)И тот пьяница, ты сама говорила, погорелец.

— (101)Ашаул. — засмеялась баба Дуня и снова принялась за вязание. — (102)Тот на станции попался — милиция его защемила.

— (103)На станции, да не у вас. (104)А вы тоже подавали.

— (105)Подавали, — согласилась баба Дуня. — (106)А как же. (107)Человек говорит: сгорели, детям негде прислониться.

— (108)Да мало ли кто о чём говорит! — разозлился внук. — (109)Разоблачать их надо, а не подавать. (110)А вы как маленькие.

(111)Баба Дуня вздохнула, задумалась, и взгляд её отуманился.

— (112)А ежели взаправду? (113)Не приведи Господь. — проговорила она, отложила вязанье и стала прибирать со стола.

(114)Внук ушёл в дом. (115)А на столе лежала старая карта. (116)И прежде чем закрыть её и унести в чулан, баба Дуня склонилась над пожелтевшим листком. (117)Она ничего там не искала, лишь пощурилась. (118)И чудилось ей, что был, где-то был неведомый город Кардабон — живая беда.

В этом сочинении у вас не получилось выстроить глубокий комментарий. Вместо анализа примеров вы привели подробный пересказ. В этом случае невозможно зачесть и указание на взаимосвязь между примерами, потому что в пересказе конкретные примеры не выделены.

В формулировке позиции автора вы допустили логическую ошибку. Вот ваш проблемный вопрос:

Чем руководствуются люди ,проявляющие сострадние? Нужно ли проявлять сострадание?
Авторская позиция в данном тексте ясна :Л юди, проявляющие сострадание ,руководствуются тем ,что нужно безоговорочно оказывать помощь всем ,кто нуждается в нем ,ведь такие люди ,будучи сами добрыми и искренними ,верят в искренность других людей .

Получается, вы утверждаете следующее: люди, проявляющие сострадание, руководствуются тем, что нужно безоговорочно проявлять сострадание ко всем, кто нуждается в нем. Этот ответ повторяет вопрос, образуя логическую тавтологию – ответ не снижает познавательную неопределенность вопроса.

Вы постоянно повторяете одно и то же:

автор рассказывает о том , как в деревню ,где проживала баба Дуня,приехала женщина с ребенком просить милостыню ,так как она стала жертвой извержения вулкана в родном городе ,Кардобан. Все жители деревни ей помогли чем только могли ,особенно сама баба Дуня ,которая до конца не хотела верить в то ,что она была мошенницей ,как уверял ее внук .(пред 38-54 ,87-96) Жители деревни охотно помогли женщине с ребенком ,оказавшейся в трудном положении,в том числе и баба Дуня, хотя после была она осуждена внуком ,который считал ту женщину мошенницей. Продолжая повествования ,писатель говорит о том ,что жители деревни и сама баба Дуня помогли не только той женщине с ребенком но и одному пьянице , который с детьми остался без дома
Баба Дуня и жители деревни безоговорочно помогли не только той женщине ,но и еще ранее помогли одному пьянице

Разными цветами выделены повторяющиеся мысли.

К другим ошибкам.

Приведенные примеры ,дополняя друг-друга ,позволяют понять ,
Авторская позиция в данном тексте ясна : Л юди, проявляющие сострадание ,руководствуются тем ,что нужно безоговорочно оказывать помощь всем ,кто нуждается в нем ,ведь такие люди ,будучи сами добрыми и искренними ,верят в искренность других людей .
Сострадание и способность сопереживать чужому горю как своему -это качество, принадлежащее по-истине добрым людям
Во время войны она просит у отца пожертвовать имуществом их семьи ,чтобы вывести раненных на подводах из осажденной Москвы .
.Все жители деревни ей помогли ЗПТ чем только могли ,особенно сама баба Дуня ,которая до конца не хотела верить в то ,что она была мошенницей ,как уверял ее внук .
Читайте также:  Кого можно назвать жестоким человеком? Итоговое сочинение
Баба Дуня и жители деревни безоговорочно помогли не только той женщине ,но и еще ранее помогли одному пьянице и ЗПТ несмотря на укоры внука ,баба Дуня верит ,что ЗПТ если человек говорит ,что в беде ,значит ЗПТ так и есть.
Приведенные примеры ,дополняя друг-друга ,позволяют понять ,что люди ЗПТ проживающие в деревне, и баба Дуня в том числе, были людьми ,которые готовы были помочь каждому ,кто нуждался в их помощи ,проявляли к ним сострадания и верили в то что ,они всегда бывают искренни ,и разуверить их в обратном было трудно.
Автор же считает ,что сострадание проявлять необходимо ,ведь каждый может оказаться в беде ,а настоящая это или ложная беда ТИРЕ или ЗПТ угадать не всегда получается.

Отсутствует знак на границе простых предложений в составе сложного.

Продолжая повествовани я ,писатель говорит о том ,что жители деревни
Приведенные примеры ,дополняя друг-друга ,позволяют понять ,что люди проживающие в деревне, и баба Дуня в том числе, были людьми ,которые готовы были помочь каждому ,кто нуждался в их помощи ,проявляли к ним сострадания и верили в то что ,они всегда бывают искренни ,и разуверить их в обратном было трудно.
С данно м позицией трудно не согласиться .
В заключение хочется сказать ,что сострадание ,по-моему ,отнюдь не является проявлением слабости или наивностью ,она является важной и характерной чертой людей ,обладающих широкой душой и добрым сердцем.
Все жители деревни ей помогли чем только могли ,особенно сама баба Дуня ,которая до конца не хотела верить в то ,что она была мошенницей ,как уверял ее внук .
В то время как внук ругает ее за наивность ,она ообъясняет это тем ,что по -другому и не смогла бы поступить ,так как верит ,что они о своей беде не врут
Жители деревни охотно помогли женщине с ребенком ,оказавшейся в трудном положении,в том числе и баба Дуня, хотя после была она осуждена внуком ,который считал ту женщину мошенницей.
Приведенные примеры ,дополняя друг-друга ,позволяют понять ,что люди проживающие в деревне, и баба Дуня в том числе, были людьми ,которые готовы были помочь каждому ,кто нуждался в их помощи ,проявляли к ним сострадания и верили в то что , они всегда бывают искренни ,и разуверить их в обратном было трудно.
Авторская позиция в данном тексте ясна : Люди , проявляющие сострадание ,руководствуются тем ,что нужно безоговорочно оказывать помощь всем ,кто нуждается в нем ,ведь такие люди ,будучи сами добрыми и искренними ,верят в искренность других людей .

Повтор, ошибочное употребление местоимений.

в деревню ,где проживала баба Дуня,приехала женщина с ребенком просить милостыню ,так как она стала жертвой извержения вулкана в родном городе , Кардобан.

Правильно: Кардабон. Старайтесь из текста переписывать без ошибок!

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту (С. Львов, “О сострадании. “)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Цель урока:

1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ проблемного очерка С. Львова;

2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;

3)Продолжить работу по формированию навыка смыслового анализа текста: формулировка проблемы, поставленной автором прочитанного текста; определение позиции автора по отношению к данной проблеме;

4)Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть С ЕГЭ).

Скачать:

ВложениеРазмер
podgotovka_k_napisaniyu_sochineniya-rassuzhdeniya_po_tekstu_lvova_o_sostradanii.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Школа менеджеров»

План-конспект урока по теме

«Подготовка к написанию

сочинения-рассуждения по тексту С.Львова «О сострадании…»

Аудитория: учащиеся 10-11 классов

Урок разработан учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Лариковой Ириной Евгеньевной

Тульская область, г.Новомосковск, 2010

  1. Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ проблемного очерка С. Львова;
  2. Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;
  3. Продолжить работу по формированию навыка смыслового анализа текста: формулировка проблемы, поставленной автором прочитанного текста; определение позиции автора по отношению к данной проблеме;
  4. Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть С ЕГЭ).

Научить и научиться:

– определять тему и проблематику текста и формулировать их;

– выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;

– комментировать поставленную проблему;

– определять позицию автора и формулировать ее;

– излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов.

1. Вступление, целеполагание .

Цель сегодняшнего урока не только познакомиться с предложенным текстом, но и

продолжить подготовку к написанию сочинения по предложенному тексту на ЕГЭ.

Результатом урока станет сочинение по прочитанному тексту С. Львова «О сострадании».

(1) Сострадание – активный помощник.

(2) Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

(5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

(7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделёнными или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее , чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

(14) … кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!

(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никому никогда не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой оказывается неготовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.

(28) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К Ому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности.

3. Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения.

1. Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?

Текст о сострадании, сочувствии, о необходимости воспитывать в себе с самого детства эти качества, о таланте доброты, о чуткости человеческой души.

2. Каково лексическое значение слов «сострадание», «сочувствие»? Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

Сочувствие – 1) Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. С. чужому горю . 2) Одобрительное, благожелательное отношение. Наше предложение вызвало общее с.(сл.Ожегова)

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые страданием , несчастьем другого человека. (Сл. Ожегова)

3. А вот что говорят о сострадании, сочувствии выдающиеся люди. Какие из перечисленных афоризмов отражают тему и проблематику текста?

Сострадание есть горе о чужом несчастье.

Сострадание – основа всей морали.

Истинное страдание начинается только тогда, когда, поставив себя на место страдающего, испытываешь действительно страдание.

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.

Сострадание сродни душевной болезни.

(Джордж Бернард Шоу)

Сострадание – это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивиде себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода.

Кто ни разумом, ни страданием не склоняется к подаянию помощи другим, тот справедливо называется бесчеловечным.

4. В каком стиле написан текст? Каковы его особенности?

Текст написан в публицистическом стиле речи. Цель автора текста – побудить читателя к размышлению, к заочному диалогу о необходимости в жизни каждого человека сострадания, сочувствия, о необходимости воспитания в себе этих качеств, о душевной чуткости человека. Вследствие этого автор использует и экспрессивно-окрашенную лексику, и вопросительные предложения, и изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры) средства синтаксической выразительности: парцелляцию, т.е. выделение части предложения в отдельное предложение(8,9,10 пр-ния, 24, 25. 26, 27), ряды однородных членов , сравнительные обороты (особенно яркое сравнение в 32 предложении). К текстовым особенностям можно отнести

1) небольшие по объему предложения,

2) абзацное членение подчинено целям воздействия, 13 и 23 предложения выделены в отдельные абзацы.

5. Каков жанр этого текста? Докажите.

Этот текст относится к очерку. Очерк – это жанр, в котором автор открыто излагает свои мысли, связанные с тем, что является темой или проблемой очерка. Это небольшое произведение, содержащее описание жизненных событий. В очерке очень сильны элементы художественности, которые выражаются не только в использовании тропов и стилистических фигур, но и в образе автора, который может быть, как и в нашем случае, действующим лицом.

6. Что вы можете сказать о типе речи? Определите его признаки.

Ведущим типом речи, конечно же, является рассуждение, т.к. текст относится к публицистическому стилю.1 – 5 и 7 абзацы относятся к рассуждению с характерной для него композицией тезис-аргументы-вывод :

В роли вступления в тексте «работает» цепочка вопросов. Таким способом автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса. Вслед за вопросами автор четко ставит задачу, используя глаголы, побуждает к действию, прибегает к сравнению.

Но автор не ограничивается этим – он дает конкретный совет, рекомендации, своеобразный рецепт «как жить».

Заключением служат два вывода – авторские приговоры:

(24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.

(28) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности

7. Давайте вспомним алгоритм выполнения части С:

  1. Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста (основную).
  2. Определить и сформулировать позицию автора.
  3. Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.
  4. Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).

8. Каким образом можно сформулировать заявленную автором проблему? Какие речевые обороты нам могут помочь в формулировке проблемы?

Проблему можно сформулировать двумя способами:

1) автор поднимает проблему … чего. сочувствия, сострадания, необходимости воспитания в себе этих душевных качеств.

2) второй путь формулировки проблемы – это постановка проблемных вопросов.

Сформулируйте главную проблему

1) проблема воспитания сострадания (можно ли воспитать чувство сострадания?);

2) наличие или отсутствие у человека способности к сочувствию (как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности?);

3) взаимосвязь сочувствия и активной помощи человеку (каким должно быть настоящее сочувствие?).

  1. Коснуться какой-либо проблемы.
  2. Уделить внимание какой-либо проблеме.
  3. Над какой-либо проблемой думать, работать.
  4. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
  5. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему .

9. Как можно прокомментировать поставленную автором проблему? Какие возможные пути комментария существуют?

С одной стороны , комментарий проблемы предполагает рассуждение о ее актуальности, исторических корнях, спорности ответов и решений; о том, кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой, как ее рассматривали, пытались решить другие авторы; есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской, и т.д. В этом случае

  1. насколько актуальна проблема;
  2. кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
  3. какова «история вопроса»;
  4. как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;
  5. есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

С другой стороны , комментарий проблемы исходного текста предполагает своего рода анализ этого текста, обращение к особенностям его композиции, к использованным автором стилистическим приемам и изобразительным средствам: именно здесь ученик получает возможность продемонстрировать свое умение понять особенности как содержания, так и формы исходного текста, те приемы, которые помогают автору обозначить проблему ярко и эмоционально, подчеркнуть ее значимость, а затем – и выразить свое авторское отношение к ней.

  1. указать на выделенные автором разные аспекты проблемы;
  2. обратить внимание на композицию текста, способствующую прояснению авторской позиции;
  3. отметить изобразительные средства и синтаксические фигуры, помогающие автору выразить свою мысль ярко и эмоционально

10. Что такое «авторская позиция»? Что вы можете сказать о ней?

Позиция автора – это основная мысль текста, то, что мы привыкли называть «идеей».

Авторская позиция очень четко сформулирована. И С.Львов говорит о ней с общечеловеческих позиций: автор считает, что талант доброты, сочувствия необходимо воспитывать в человеке с детства. И начинать надо с себя. Автор уверен, что человек, который никогда никому не сострадал, оказывается незащищенным перед собственными бедами и может остаться в одиночестве, и наоборот, у человека, обладающего способностью к сочувствию, умеющего понять боль другого человека и услышать его безмолвную просьбу о помощи, вырастают хорошие дети, его «уважают окружающие».

11. Каково значение слов «аргументация», «аргумент»? Какими бывают аргументы?

Аргументация – это «совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо» ( Толковый словарь русского языка ).

Аргумент – это « довод, основание, приводимые в доказательство чего-либо ». Аргументы бывают сильные и слабые, логические и эмоциональные, за и против.

  1. Факты, события.
  2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы).
  3. Статистические данные.
  4. Свидетельства очевидцев.
  5. Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.
  6. Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.
  7. Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.

Нередко в качестве сильных аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений, а также пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа. Не менее убедительным будет и обращение к Библии, ее мотивам и сюжетам, определяющим, как правило, общечеловеческие ценности, отражающим общепринятые нормы общественной жизни. Однако следует помнить, что любая неточность в цитате и тем более в фамилии и даже в инициалах ее автора считается ошибкой в фоновом материале (критерий оценивания К-12 ) и влечет за собой потерю 1 балла, поэтому цитировать нужно осторожно и лучше не пользоваться кавычками, а давать цитату в своем – по возможности точном – пересказе.

Аргументация будет более убедительной, если аргументы иллюстрировать примерами (из жизни или литературы). Иногда яркий пример может заменить аргумент

12. Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?

Сострадание – вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности великое множество:

– сострадание мотивировало русских женщин в военное время выхаживать не только русских солдат, но и врагов;

– сострадание мотивировало людей бросаться на помощь чужим людям во время стихийных бедствий;

– сострадание, восприимчивость к чужой боли подвигало людей в августе 2008 года, во время агрессии Грузии против Южной Осетии, помогать беженцам с осетинской стороны;

– императрица Екатерина II милует Гринева из-за сострадания к чистой любви Маши Мироновой; из-за сострадания Гринев дарит заячий тулупчик замерзающему в буран незнакомцу-проводнику

– именно сострадание сподвигло Соню Мармеладову отправиться вслед за Родионом Раскольниковым на каторгу; не зря фраза Достоевского о том, что сострадание есть высочайшая форма человеческого существования, стала ключевой в творчестве Достоевского. Все творчество Ф.М. Достоевского пропитано состраданием, СОСТРАДАНИЕМ с большой буквы.

– Способность к состраданию, восприимчивость к чужой боли, душевная чуткость сделали Наташу Ростову любимой героиней Л.Н. Толстого. Вспомним хотя бы некоторые моменты романа-эпопеи:

1) Наташа, ни секунды не колеблясь, скидывает все вещи, собранные семьей, чтобы бежать из Москвы, которую скоро займут французские войска, с подвод и отдает подводы раненым солдатам;

2) именно сострадание к князю Андрею, подвигает Наташу ухаживать за ним, несмотря на то что отношения между ними переживают стадию расставания;

3) за душевную чуткость, за способность сочувствовать, сопереживать, испытывать действительно страдание, по словам Л.Н. Толстого, поставив себя на место страдающего , и полюбил Пьер Безухов Наташу.

13. Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному тексту

При подготовке урока использована следующая литература:

  1. Е.В. Жуковская, статья «Работа с текстами разного стиля при подготовке к ЕГЭ», газета «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября», №5- 2008.
  2. Л. Корчагина, «Анализ письма пятнадцатого «Про зависть…» Д.С. Лихачева», газета «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября»), № 14-2007.
  3. С.И. Львова, И.П. Цыбулько, ЕГЭ 2011. Русский язык. Сборник заданий, М.: Эксмо, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ни для кого не является секретом, что наибольшую трудность для учащихся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку представляет написание сочинения по предложенному тексту. В данной методической раз.

Цель урока: 1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях; 2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме; 3)Продолжить р.

Язык -это наше орудие; пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели. ( А. де Ривароль).

Презентация “Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту” (Задание «С» ЕГЭ).

Урок в рамках подготовки к написанию части С экзаменационной работы, учит формулировать и комментировать проблему прочитанного текста.

В данной работе подробно рассматривается методика написания сочинения по прочитанному тексту при подготовке к ЕГЭ.

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26).

Сочинение Сострадание – активный помощник

ГИА Ответы. 7 класс, 9 класс. Номер сочинение-рассуждение № 15.1, 15.2, 15.3, 2016, 2017

Скачать бесплатно несколько вариантов сочинения

Предлагаем вам посмотреть и прочитать и запомнить несколько вариантов школьных сочинений по русскому языку и литературе.

Образец и пример сочинения № 1

Сострадание – это способность человека страдать вместе с другим, сочувствовать своему ближнему в его несчастье. Это чувство часто направляет нас на помощь тому, кто в ней нуждается.

В повести В. Г. Короленко «В дурном обществе», отрывок из которой приведен в этом варианте, мучительное чувство жалости испытывает главный герой, когда он внезапно осознает, что его новые друзья – нищие, а Валек еще и начинающий вор. Нет, Вася не пугается того, что он попал в «дурное общество». Он не может перенести жалости и сознания своего собственного бессилия. Он ничем не может помочь своим друзьям, ведь собственных денег у него нет, а дома просить он не может: едва ли кто-то обрадуется, что он дружит с нищими! Поэтому он горько плачет в подушку (предложение 53).

В наше время нередко случается, что люди попадают в беду и не могут справиться с ней самостоятельно. Сейчас везде нужны очень большие деньги, например на лечение ребенка за границей. Государство теперь не оплачивает такие вещи, а иногда это единственная возможность спасти жизнь. В такой ситуации люди обычно обращаются за помощью к различным фондам. И я знаю, что очень многие охотно перечисляют деньги на лечение такого малыша. Ведь в одиночку никто из нас не может оплатить операцию, которая стоит тысячи евро, а все вместе мы сможем помочь ребенку, попавшему в беду.

Сострадание – это качество человека, которое делает мир лучше и добрее.

Сострадание – это такое свойство души человека, которое делает нас способными понимать окружающих и сочувствовать им.

В отрывке из рассказа К. Паустовского сострадание проявляет Татьяна Петровна. Она, увидев Потапова, сразу догадывается по его поведению, что он сын покойного хозяина дома, и проникается сочувствием к нему. Татьяна Петровна беспокоится, как бы Потапов не простудился, и приглашает его в дом, даже ведет за рукав (предложение 36). А когда у него перехватывает горло от волнения перед порогом дома, где умер отец, Татьяна Петровна тоже догадывается о его чувствах. Ей искренне жаль Потапова, ведь он не успел проститься с умирающим отцом: что ж делать, война! Но все равно это очень тяжело, и женщина это понимает.

Во многих литературных произведениях мы встречаем таких героинь, которые чутко, сострадательно относятся к людям. Например, Маргарита в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Эта женщина очень любила Мастера и удивительно чутко понимала его душу. Она готова была на все, лишь бы спасти его.

Сострадание помогает людям быть ближе друг другу.

Сострадание – это такое свойство человека, которое помогает ему понимать чужую боль и сочувствовать другим людям.

В рассказе Осеевой, который приведен в этом варианте, говорится о двух мальчиках, которым эта способность свойственна, похоже, лишь в очень незначительной степени. Однако хорошо, что хотя бы немного способности к состраданию им досталось, иначе трудно себе представить, чем бы все закончилось! Сначала мальчики, обидевшись на старушку, похитили ее кота. И даже когда Марья Павловна их прямо спросила, не видели ли они Мурлышку, жалость не шевельнулась в их душах. Ребята поняли, что они натворили, лишь тогда, когда у старушки случился сердечный приступ: только после этого они догадались, что поступили подло, и попытались исправить свой поступок. Хорошо, что хоть теперь!

К сожалению, нередко бывает уже слишком поздно исправлять содеянное. Например, в книге Л. Коконина «Стая» говорится о непорядочном отношении людей к щенку, которого они взяли в дом, но не воспитывали и обращались с ним без сострадания, а потом просто не стали искать, когда он сбежал. А между тем, пес стал вожаком стаи, которая стала нападать на людей, чтобы отобрать сумку с едой, одну женщину собаки сильно погрызли. И этот же юноша, который мальчиком просил щенка, а потом не стал с ним заниматься, участвовал в облаве на эту стаю собак. Но разве теперь перевоспитаешь этих собак и разве теперь вернешь здоровье искалеченной жертве стаи – а по сути, жертве равнодушных людей, которые относятся к животному как к игрушке?

Сострадание – очень важное качество, надо стараться воспитывать его в себе – и к людям, и к животным.

Задания к этому сочинению-рассуждению:

Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение по тексту Лиханова и Осеевой. Напишите сочинение-рассуждение по рассказу Юшка на тему: «Что такое сострадание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Готовое сочинение 9.3 «Что такое СОСТРАДАНИЕ?»

(1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками…
(3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…
(4)— Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдёт! — убеждала меня жена.
(8)Пройдёт… (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно…
(11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всём были виноваты марки!
(13)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя…
(15)— Ну-с, брат, — обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16)— Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17)Доставай-ка свой альбомчик…
(18)— Понимаешь, папа… — сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19)— Я давно хотел тебе сказать… (20)У меня нет альбома…
(21)— Потерял?! — всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван.
(22)— Ну что ты, папочка! — снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (23)— Просто у меня сейчас нет альбома.
(24)— Ага… — радостная догадка осенила меня. (25)— Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27)А далеко он живёт, этот твой товарищ?!
(28)— Папа… (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, — совсем не может! (31)Никуда не может ездить…. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я подарил ему свой альбом… (34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны…
(36)— А ты не жалеешь о своём альбоме? — безжалостно спросил я. (37)— Только честно?
(38)— Да, папа, жалею… (39)Сначала — очень жалел, а теперь — чуть-чуть жалею… (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43)А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо… (45)Так ты не сердишься?
(46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир — он щедро подарил его другому. (48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.
(50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием…
(По Л. Куклину)

Готовое сочинение 9.3 «Что такое сострадание?»

Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека или живого существа. Человека, который может понять чужую боль, проникнуться сочувствием, помочь чем-либо, можно назвать добрым, искренним и неравнодушным. Докажу это примерами из текста Л. Куклина и из жизненного опыта.

В приведенном тексте главный герой не смог остаться равнодушным к чужому горю после того, как увидел мальчика, который был парализован и не мог ходить. Поэтому он подарил ему самое дорогое, что было у него на тот момент — альбом с марками, которые он так долго и трепетно собирал вместе с отцом. Герой хотел порадовать больного мальчика, поддержать его.

В жизни тоже встречаются люди, которые испытывают сочувствие, сострадание к боли, горю другого человека или живого существа. К примеру, в моем подъезде живет бабушка, она каждый день рано утром выходит кормить бездомных собак и кошек, живущих около нашего дома. Ей жаль этих животных, она неравнодушна к их судьбам.

Итак, сострадание — это замечательное качество, поэтому тех, кто им обладает, можно назвать настоящими людьми.

Ссылка на основную публикацию