Сочинение Жестокая реальность. Как вы понимаете выражение?

Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»? – сочинение

Действительность существует в соответствии с конкретными законами и канонами. Трудности, препятствия, разочарование, недовольство, зависть – это все обычная часть нашей реальности, от которой не сбежать и не скрыться. Кто-то спокойно относится к тому, что на пути к его мечте появились некоторые преграды, что кто-то не любит его из-за успеха в карьере, понимая, что это обыденные простые вещи, на которые сетовать нет никакого смысла.

Другое дело, когда человек в своей голове вырисовал идеализированную картинку своего будущего, решив, что все сложится исключительно благополучно. Однако он забыл про то, что мир существует не только для того, чтобы удовлетворять наши мечты, это сложная структура, движущаяся по своим правилам и законам.

Надежды и мечты могут запросто рухнуть и тогда герой начинает сетовать «Вот как жесток окружающий мир!». На самом же деле глупо обвинять мир в жестокости, если какие-то твои пожелания не сбылись. Никто никому ничего не должен и воплощение твоей сказочной реальности – твоя забота.

Все прекрасно помнят Николая Ростова из произведения «Война и мир» гениального писателя Л.Н. Толстого. Смелый молодой человек шел на войну со своими представлениями о героизме и чести, он слепо верил рассказам своих приятелей о том, как на войне совершают подвиги, как солдатам удается отбивать атаки врагов и ликовать каждый раз, когда победа оказывается близко. Однако оказавшись на поле боя, Николай очень быстро понял, что на войне есть место не только мужеству, но и всепоглощающему страху, который полностью парализует тебя. Наряду с парнями, которые воюют с противником, есть и такие, которые видят только страх и ужас войны, кровь и смерть. Картины умирающих в муках людей оказались далеки от рассказов о героизме, которыми делились с Николаем его друзья.

Пьеса «На дне» также знакома многим читателям и она также повествует о людях, которые предаваясь сладким мечтам, хотели убежать от жестокой реальности. Актер злоупотреблял спиртным, из-за чего и закончилась его театральная карьера. Ныне он живет в ночлежке и его единственная радость – воспоминания о театре и прекрасных постановках. Лука, который также живет вместе с ним, обещает Актеру помочь излечить его пьянство. Мечтая, что покончив с пагубной привычкой, он снова вернется к своей прошлой жизни, герой пьесы идет на самоубийство после того как Лука исчезает, а вместе с ним и исчезают все его надежды.

2 вариант

Жестокая реальность — это как ужасный приговор для жителей всей планеты. Каждый день в мире происходят события, которые мог перевернуть вверх дном всё человеческое представление о добре и зле. Кстати, эти темы очень близки по значению. Но только сочинение будет только о зле, которое происходить намного чаще чем добро.

Изо дня в день люди стараются сделать жизнь лучше, чем она была вчера и каждый раз на пути к этой цели встают тысячи препятствий такие, как чужое мнение. Почему -то для человека сильно важна критика чужих, незнакомых людей. Конечно, критика полезна, но в умеренных дозах. Это и есть жестокая реальность, которая заставляет опустить руки и не стараться что-то изменить. Есть немало произведений, которые поднимают данную проблему. Авторы этих книг замечательно описывают трудности, взлёты и падения главных героев.

Произведение Михаила Фёдоровича Достоевсткого «Преступление и наказание» – это кладезь проблем, идей и философии. Тут же читатель невооружённым глазом может увидеть, как жестокие риале расправляются с Родионом Раскольниковым или Соней Мармеладовой. Этой хрупкой и бессильной девушке пришлось торговать собой, чтобы прокормить семью, ведь её отец не сумел должным образом позаботиться о них. Родион сводил концы с концами, жизнь по сути сломала его окончательно, тогда тот придумал безумную теорию из-за которой убил человека. Данный поступок принёс только горе и страдания бедному студенту.

«Ионыч» – рассказ Антона Павловича Чехова так же показал читателю всю жестокость мира. Главный герой Дмитрий Страцев подаёт большие надежды в медицине. Главный герой приезжает в провинциальный городок, чтобы сделать его лучше. Парень полон энтузиазма и идей, но только город не готов к такой кардинальной смене погоды. Люди там хмурые и необразованные. Им по сути всё равно, что и как происходит. Этот однообразный образ жизни затягивает и Дмитрия. Он духовно нищает, толстеет и глупеет. Все идеи и порывы что-то сделать для улучшений жизни, внести вклад в науку ушли в небытие. Жестокая реальность сломала главного героя.

Таким образом, эта жестокая реальность напрямую влияет на человеческую жизнь. С ней тяжело бороться — это действительность всегда будет окутывать человека и только он сам должен взять себя в руки и выбрать правильный путь. От решения зависит целая судьба и тут уже нельзя пускать всё на самотёк. Лучше до последнего сражаться со злом, чем быть на его стороне.

Также читают:

Картинка к сочинению Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?

Популярные сегодня темы

Ценить собственные игрушки, беречь воспоминания детства учит рассказ «Друг детства» В. Драгунского из цикла произведений «Денискины рассказы». Сюжет основан на происходящем в семье Дениса, ребенку исполнилось 6 лет

После прочтения какого-либо произведения у любопытного читателя всегда возникает интерес к тому, как же оно было создано, долго ли писалось и что послужило прототипом героев. «После бала» Толстого

Летние каникулы всегда были для меня настоящим праздником. Не исключением стал и этот раз. В данном сочинение я расскажу о том, как провел лето.

Несмотря на невостребованный в ту пору сюжет (мистика, ужасы), данное произведение по праву заняло место одного из шедевров литературы XIX века не только на бывшей территории Российской империи, но и во всем мире

Множество писателей в своих произведениях рассуждают над той или иной проблемой, заставляя читателя также приобщиться к размышлениям, противопоставляя ему ту или иную проблему.

Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?

Ответы

да, нужна .сатира беспощадно высмеивает человеческие недостатки и пороки .сатира смеётся над шарлатанством,лжецами и обманщиками, над отрицательными качествами людей, над порочными явлениями. в нашей жизни и сегодня хватаетвсех этих явлений над которыми смеётся сатира.это смех сквозь слёзы

скрытые числовые построения представляют собой часть глубинной сюжетно-композиционный структуры ряда пушкинских текстов. кроме своей изначальной функции – обозначения количества или количественного признака, – числительные и числа в поэтике пушкина приобретают свойства художественного образа, становясь частью смыслового пространства произведения, выступая в роли скрытой метафоры, шифрующей сюжетное действие произведения. яркий пример подобного построения мы находим в «моцарте и сальери»: «вот яд, последний дар моей изоры./осьмнадцать лет ношу его с собою», – говорит сальери. эти «осьмнадцать» (18) вскоре в завуалированной форме отзовутся в рассказе моцарта о черном человеке: «недели три тому пришел я поздно/домой. сказали мне, что заходил/за мною кто-то/ /назавтра тот же/зашел и не застал опять меня./на третий день играл я на полу/с моим мальчишкой. кликнули меня; /я вышел.человек, одетый в черном,/учтиво поклонившись,заказал/мне requiem и скрылся. сел я тотчас/и стал » «недели три тому» – это 21 день. «на третий день», то есть спустя 3 дня, а значит – 18 дней назад – «черный человек» заказал реквием. получается, что к моменту встречи с сальери, в которой моцарт будет отравлен, он 18 дней пишет, «носит с собою» реквием, траурное музыкальное произведение. реквием – метафора смерти. формальная симметрия числового построения – сальери носит с собою настоящий яд (смерть) 18 лет, моцарт пишет реквием (музыкальное произведение о смерти) 18 дней – реализует центральную сюжетно-смысловую инверсию этой маленькой трагедии. моцарт пишет реквием по заказу – на смерть другого, но оказывается, что это реквием по нему самому – он исполняет его cразу после того, как выпивает бокал, в который сальери бросает яд. но если сальери убивает моцарта настояшим ядом, то моцарт своим реквиемом (метафорическим ядом) «убивает» сальери (как композитора). отравляя моцарта, сальери убивает самого себя, в то время как реквием делает моцарта бессмертным (живым). образно говоря, мертвый моцарт оживает, а живой сальери умирает.

кожного дня, тільки-но прокинувшись, я чую веселе: “доброго ранку! ” і бачу найлагіднішу в світі посмішку- мамину. з цих слів і починається кожний мій день. мама- це найперша людина, яка вчить мене бути доброю, чуйною та справедливою.тільки вона може так лагідно мене посварити, вказати на мої помилки та провинності і так ніжно пригорнути та поговорити зі мною, як із дорослою людиною. мама багато розповідає мені про різні життєві ситуації і завжди наголошує, що на погані вчинки не можна відповідати тим же.і завжди потрібно ставитись до людей так, як хотілось би, щоб люди ставились до тебе. я дуже хочу бути схожою на свою маму!

на одну и ту же реальность разные люди смотрят по-разному. для людей успешных реальность хороша, а мир светел и радостен. никакая неудача и даже несчастье не заставит оптимистически настроенного человека произнести слова «жестокая реальность». и все наоборот с человеком эгоистичным, ленивым, лживым, безответственным. вот они-то, я думаю, и изобрели это выражение, и вся их жизнь – «жестокая реальность». на самом деле, реальность для всех одна и та же, она неизменна, но как ты её воспринимаешь – это зависит от тебя самого.

«Мечта и реальность»: как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?

Есть такое философское утверждение: реальность не плоха и не хороша сама по себе, мы её сами такой делаем.

«Жестокой» реальность становится для тех людей, кто взирает на неё сквозь призму личных эгоистичных желаний, а также стремлений, какие не отвечают реальности.

В зависимости от своего мировоззрения, и реалистичности наших желаний, а также убеждений, которых мы придерживаемся, реальность и будет жестокой или нет.

Если человек привык довольствоваться малым, быть в гармонии с природой и собой, так он и будет наслаждаться «доброй» реальностью.

Можно быть бедным, но счастливым, а можно и над “златом чахнуть”.

Есть пьеса Горького «На дне».

В этом произведение многие герои находятся в «жестокой реальности» и безуспешно пытаются вырваться из неё, со «дна» жизни, однако ощущают собственное бессилие перед реальностью. У них появляется чувство безысходности. Некоторые герои пытаются что-то изменить вокруг себя, однако многие люди так и остаются «на дне» жизни.

Другие интересные вопросы и ответы

Как вы понимаете выражение “Стиль это эпоха, стиль это человек” Д/З по искусству

Прочитайте и напишите своими словами.

Начнем с того, что такое стиль, это слово имеет несколько значений. Стиль — форма жизни и деятельности, характеризующая особенности общения, поведения и склада мышления, манера себя вести, одеваться, методы и приёмы работы (стиль руководства).

Стиль — совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру художника.

Исходя из обоих определений, можно с уверенностью сказать, стиль – это отраже

Как вы понимаете выражение “ритуал даёт опору в жизни”.

«Самосовершенствование — онанизм. Саморазрушение — вот что действительно важно». Как вы понимаете смысл этой фразы?

До первой встречи с Тайлером Рассказчик был почти полностью вписан в логику общества потребления. Напомню, что классическое понимание общества потребления, данное Эрихом Фроммом, подразумевает, что в нем потребление является источником социальных статусов. То есть человек тем выше в социальной иерархии, чем более элитарно он потребляет. Так вот Рассказчик занимался именно этим — он удовлетворял свою потребность в самосовершенствовании, совершенствуя свое потребление.

Почему это онанизм? Потому что удовлетворение от онанизма преходяще, в долгосрочной перспективе оно ничего по сути не меняет. И Рассказчику приходилось удовлетворять эту потребность снова и снова, покупая все новые и новые безделушки, символизирующие потребление, соответствующее его социальному статусу. Изменилось ли что-нибудь в его жизни после покупки нового столика в виде символа инь-янь? Нет, он лишь получил краткосрочное наслаждение.

С другой стороны, радикальные изменения в жизни Рассказчика произошли именно после акта саморазрушения (на это недвусмысленно намекают по ходу сюжета несколько раз), коим являлся взрыв в его квартире. Освобождение от уничтоженных материальных благ стали для Рассказчика освобождением экзистенциальным. Он разрушил то, что составляло его самость как яппи, человека, живущего в обществе потребления. Именно это освобождение и было целью Тайлера и проекта “Разгром”, но, как сказал сам Тайлер, “не разбив яиц, омлет не приготовишь”. В его философии необходимым условием освобождения является саморазрушение, и именно поэтому оно является “всем”.

Читайте также:  Сочинение Почему важна связь между поколениями

Максим Никольский 54

как вы понимаете выражение “выявит друга время, как золото огонь”

Получение чистого золота происходит в результате длительной термообоработки – металл растворяют в кислоте, затем выпаривают её. В результате примеси выпадают в осадок, а оставшийся раствор снова кипятят и выпаривают. То есть для того, чтобы “выявить” чистейшее золото, нужно неоднократно обработать его огнём.

Точно так же и время “выявляет” друзей. Только с течением времени становится понятно, кто является вашим другом по-настоящему, кто проходил с вами различные жизненные ситуации, а кто просто проходил мимо.

Хорошая пословица о ценности и редкости настоящей дружбы!

Урок литературы по теме “А. Грин «Алые паруса». Понятие о жанре феерии. Жестокая реальность и романтическая мечта”

Цели урока:.( Слайд 2.)

  1. Образовательная:
  • способствовать формированию представления о А.С. Грине как талантливом русском писателе, авторе феерии «Алые паруса»;
  • иметь представление о жанре феерии;
  • используя приём «Кресло писателя», ознакомить учащихся с биографией А. Грина;
  • в проектной деятельности отразить символ произведения;
  • рассмотреть в противопоставлении мир реальности и романтической мечты.
  1. Воспитательная:
  • пробуждать возвышенные чувства: веру, надежду, мечтательность, бескорыстие, одухотворённость.
  • пробуждать возвышенные чувства: веру, надежду, мечтательность, бескорыстие, одухотворённость.
  • : любовь к ближнему, добру, красоте;
  • учить видеть прекрасное в жизни, пытаться делать чудеса своими руками.
  • Воспитывать чувства любви, уважения к личности А. Грина, его произведениям, осмысленному отношению к жизни.
  • Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме “А. Грин «Алые паруса». Понятие о жанре феерии. Жестокая реальность и романтическая мечта” »

Тема. Внеклассное чтение. А. Грин «Алые паруса». Понятие о жанре феерии.

Жестокая реальность и романтическая мечта .( Слайд 1.)

Тип урока: комбинированный.

способствовать формированию представления о А.С. Грине как талантливом русском писателе, авторе феерии «Алые паруса»;

иметь представление о жанре феерии;

используя приём «Кресло писателя», ознакомить учащихся с биографией А. Грина;

в проектной деятельности отразить символ произведения;

рассмотреть в противопоставлении мир реальности и романтической мечты.

пробуждать возвышенные чувства: веру, надежду, мечтательность, бескорыстие, одухотворённость.

пробуждать возвышенные чувства: веру, надежду, мечтательность, бескорыстие, одухотворённость.

: любовь к ближнему, добру, красоте;

учить видеть прекрасное в жизни, пытаться делать чудеса своими руками.

Воспитывать чувства любви, уважения к личности А. Грина, его произведениям, осмысленному отношению к жизни.

Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений

Вовлечь в решение поставленных в повести проблем.

вовлечь в решение поставленных в повести проблем;

совершенствовать навыки анализа, обобщения.; умения выступать и

защищать свою точку зрения;

• развивать творческие способности;

• развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

• Развитие речи, ассоциативное воображение

• Способствовать пробуждению фантазии, развитию образного мышления

Интернет – ресурсы: .( Слайд 17.)

1.Грин, Александр Степанович. – Режим доступа: http:// ru. wikipedia. org/wiki/ Грин,_ Александр_ Степанович

2.Платонов, В.А. Алые паруса.- Режим доступа: http://www.proza. ru/2012/12/04/171

3. Царькова, Ю. Дорога к алым парусам/ Ю. Царькова. Режим доступа: http://lit. I /september. ru/ 2002/31/3.htm

Оборудование: портрет А.С. Грина (художник В.А. Кашин, 1995), иллюстрации художников к феерии «Алые паруса», выставка книг «Александр Грин – последний сказочник xx века»,

изображения для игры «Кто это? Что это?»

Содержание (цель) этапа

Нацелить учащихся на урок

Актуализация имеющихся у обучающихся знаний о А.С. Грине

Изучение нового материала

Указать на то, что обучающиеся должны запомнить;

дать дополнительные сведения о А.С. Грине

Приём «Кресло писателя»

Ознакомить обучающихся с биографией А.С. Грина

Развитие эрудиции – рубрика

Развивать эрудицию школьников

Практическая деятельность (работа с текстом произведения)

Научить систематизировать полученные знания

Игровой момент: игра «Кто это? Что это?»

Работать с текстом произведения, уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию

Работа со словарём ( в группах «Реалисты и Мечтатели»

Развивать эрудицию школьников

Работа по развитию речи обучающихся «Творческая лаборатория»

Развить речевые умения учащихся

Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

Развитие эрудиции – рубрика «На закуску»

Развивать эрудицию школьников

«Лучше жить неуловимыми, пленительными снами, чем дрянью и мусором каждого дня»

«…Чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной человеческой

Мотивация учебной деятельности

– Один писатель в своём произведении сказал, что чудеса нужно делать своими руками, как это сделала платоновская Даша. Кто же этот человек? Всегда ли его окружали чудеса в жизни? О чём он писал?

Постановка цели и задач урока

Изучение нового материала.

1.Запись в тетради даты и темы урока.

Учащиеся записывают дату, тему урока, ведут краткие записи.

2.Ознакомление с жанром феерии.

Почему А. Грин дал повести подзаголовок «феерия»? (Высказывания учащихся.)

3.Словарная работа. .( Слайд 3.)

– Познакомимся с жанром феерии.

– Феерия – представление с фантастическими костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов. Волшебное, сказочное действие.

– А. Грин дал своему произведению подзаголовок «феерия» не случайно. Ведь феерия – жанр драматического произведения, в котором борются волшебные силы. И, как бывает в сказках, добро побеждает зло. Конечно же, сказочное присутствует в книге Грина. Разве не сказка пришла в жизнь маленькой Ассоль? А разве ей не приходилось бороться за осуществление чуда в жестокой реальности? Об этом столкновении жестокой реальности и романтической мечты мы и поговорим сегодня на уроке, но прежде познакомимся с биографией писателя Александра Степановича Гриневского (Грина).

Приём «Кресло писателя»

Комментарий. Заранее подготовившийся учащийся занимает место на стуле перед классом. Сначала он рассказывает биографию писателя от первого лица, начиная с представления (настоящее имя писателя, псевдоним). После рассказа отвечает на вопросы учащихся.

Грин (настоящая фамилия Гриневский) Александр Степанович (1880 – 1932), русский писатель. В романтико – фантастической повести «Алые паруса» (1923), «Бегущая по волнам» (1928), романах «Блистающий мир» (1924), «Дорога никуда» (1930) и рассказах выразил гуманистическую веру в высокие нравственные качества человека.

«Он не замечал окружающего и жил на облачных, веселых берегах» (К. Паустовский).

«Грин был отшельником, нелюдимым, редко появлялся на общих сборищах. Этим он стремился отгородиться от непрошеного вмешательства в его внутренний мир» (Вс. Рождественский).

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Все становится светлым, ярким. » (Д. Гранин).

5.Сообщение учителя «История создания повести “Алые паруса”»..( Слайд 5.)

Первоначальные наброски относятся к лету 1916 года. Но рукопись не была завершена

Во время Гражданской войны А. Грин начал писать новую повесть под названием «Красные

паруса». И закончил ее в Петрограде в начале декабря 1920 года. 8 мая 1922 года в газете

«Вечерний телеграф» была напечатана глава «Грэй», а отдельным изданием книга вышла в 1923 году.

Однажды А. С. Грин в витрине игрушечного магазина увидел маленький «бот с правильно сидящим красивым крылообразным парусом». Этот бот был воспринят как «зерно чуда», из

которого и возник замысел «Алых парусов». Спустя 10 лет Грин снова возвращается к истории

создания «Алых парусов»: «У меня есть “Алые паруса” – повесть о капитане и девочке. Я разузнал как это происходило совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал – что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». Сам замысел произведения – красные, или алые, паруса цвета «вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом», вызываемое ими чувство «возвещения радости» полностью сформулировано уже в первом сохранившемся варианте. В одном из последних вариантов повести красные паруса заменяются алыми, найден более верный цвет, и в таком сочетании «Алые паруса» приобретают особую образность и самовыражение становится словом-символом.

6.«Это интересно знать!» .( Слайд 6.)

Первое слово, которое прочёл А. Гриневский, было море.

Впервые он увидел море в г. Одессе в 16 лет, когда хотел стать матросом.

Гринландия — страна Грина, карта которой есть в музее писателя в г. Фео­досии ( Крым, Россия).

А. Грин, несмотря на сложную судьбу, тяжёлые испытания, очень любил мечтать, как и герои, о которых он рассказывал.

Работа с текстом произведения «Алые паруса» (практическая деятельность).

1. Какова тема этого произведения? .( Слайд 9.)

(Соотнесите свои рассуждения с информацией о биографии писателя, с которой вы познакомились. Докажите свою точку зрения, опираясь на текст).

В чьи уста вкладывает А.Грин основную идею произведения. Найдите и объясните эти слова. (Глава V)

2.Таблица «Мир реальности и мечты в повести». .( Слайд 10 – 11.)

Жизнь семьи Лонгрена:

история гибели жены: «так уж нет почти ни одной семьи где я не взяла бы в долг…»

«Меннерс соглашался дать денег, но требовал за это любви»;

прослужил 10 лет, покинул службу;

отец стал делать игрушки: «этим способом Лонгрен добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии»;

Лонгрен не пришёл на помощь Меннерсу (« чёрную игрушку я сделал…»)

«сложное искусство ращения девочки»;

общение с отцом, его неповторимые рассказы о предметах морского обихода, о лодках, о морских скитаниях, о суевериях моряков.

однообразная жизнь (работа – трактир);

люди живут приземлёнными заботами:

наработаться, выспаться, накормить семью;

после истории с Меннерсом люди отвернулись от отца и дочери;

«надо уметь любить, а этого они не умеют» (Лонгрен);

«но у вас не рассказывают сказок, у вас не поют песен» (Эгль);

дети отвергли Ассоль, не играют с Ассоль, дразнят её, насмехаются над ней

Жизнь мечтательной Ассоль:

неожиданная встреча с Эглем: «я, милая, поэт в душе, хоть никогда не сочинял сам»;

подаренная Эглем сказка;

жизнь Ассоль в ожидании чуда: «Ты как думаешь: придёт волшебниковый корабль за мной или нет?»

Вывод: романтическое и реалистическое у Грина тесно сближаются и переплетаются.

(Картинки, изображающие предметы и людей, расположены на закрытой доске до начала игры.)

Картинки: парусник с алыми парусами; сказочник; распятие Христа; кастрюля; кольцо; штурвал.

3. Выразительное чтение по ролям фрагмента «Разговор с волшебником» (со слов «Перед ней был не кто иной. » до слов: «Да будет мир пушистой твоей голове!»).

4.Устное рецензирование выразительного чтения.

– Кому из чтецов лучше всех удалось продемонстрировать выразительное чтение?

– Дайте оценку выразительного чтения каждого чтеца.

– Какие интонации в этом эпизоде берут верх над другими?

– Какое место в данном фрагменте вы прочитали бы по-другому, почему?

– Назовите речевые ошибки, допущенные при выразительном чтении.

5. Работа со словарем (в группах «Реалисты» и Мечтатели»).

– Задание для группы «Реалисты»: «Как при помощи слова, выражения, предложения автор рисует реальный мир?».

-Задание для группы «Мечтатели»: «Как при помощи слова, выражения, предложения автор рисует романтический мир героев?».

Вопрос о б е и м г р у п п а м:

– Как вы понимаете слова первого и второго эпиграфов к уроку? Какая мысль для вас дороже?

Почему не любили в Каперне отца Ассоль?

С кем встретилась Ассоль у реки?

Что предсказал сказочник девочке?

Расскажите о характере Ассоль.

Какие глаголы можно подобрать для этого? (Мечтала, трудилась, верила, любила, надеялась, заботилась)

Расскажите о характере Грея.

Какие глаголы можно подобрать для этого? (Мечтал, действовал, жалел, «не соглашался, трудился, добивался, помогал)

Чем похожи и чем отличаются молодые люди?

Как назывался корабль Грея? («Секрет»)

Почему? Какой секрет был у Грея? (Он умел делать чудеса.)

Почему Грей решил исполнить мечту Ассоль?

Читайте также:  Какого человека можно назвать «мечтателем»? Итоговое сочинение

Что делала Ассоль для достижения мечты?

Мог бы Грин написать другое окончание этой повести-сказки? Почему?

Почему автор последними словами сделал слова «и думал о счастье»?

V. «Творческая лаборатория» .( Слайд 14.)

«Алые паруса» (работа в группах)

Объединение учащихся в 4 группы

Определиться с материалом, создать корабль с алыми парусами.

Найти слова из повести, которые можно подписать под поделкой.

Материалы, разложенные на центральном столе

Бумага; удлинённые кусочки дерева; пластилин; зубочистки; кусочки алой ткани; толстые нитки; клей.

Описание: почему выбрали этот материал, кто за какую работу отвечал.

Зачитывание цитаты из текста.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности .( Слайд 15.)

– В русскую литературу Александр Грин вошел как писатель-романтик, несмотря на все жизненные тяготы, которые ему пришлось испытать. Романтическая устремленность Грина выразилась в образе «страны Гринландии», так назвал ее критик К. Зелинский. Сегодняшний урок, надеюсь, окрылил вас и позовет обратиться к новым книгам этого замечательного писателя. Желаю плыть в жизни под алым парусом – это значит стремиться к новым целям и высотам, покорять одну высоту за другой, мечтать и верить в свою мечту, стараться всеми силами, пусть и трудно, и непросто будет, но идти к мечте и верить в себя, верить в чудеса. «Что такое чудеса?» – спрашивает Грин. «Улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово», – вот ответ Грэя. Давайте следовать этому в нашей современной жизни. Алых вам парусов! Не бойтесь жизненных трудностей, учитесь их преодолевать и настойчиво идите своей цели! Спасибо за участие на уроке.

Прошу принять участие в рефлексии деятельности.

Дайте письменный ответ на вопрос: «Как вы понимаете выражение делать чудеса своими руками

Мы расстаемся с героями А. Грина, которые навсегда запомнятся, как и сама повесть «Алые паруса». Она о любви, о мечте, о море. Именно эта книга заставила нас посмотреть себя со стороны, поговорить о человеческих взаимоотношениях, о проблемах современности. Ясно, что время изменило мир, изменило людей, вот только человеческие чувства неизменны. Люди не перестали мечтать, верить, любить. Оказалось, что и сегодня мы солидарны с Грином в том,что «лучше жить неуловимыми, пленительными снами, чем дрянью и мусором каждого дня». Писатель учит нас приподняться над обыденностью, мчаться под алыми парусами к своей цели, к своей мечте.

Ребята, надо верить в чудеса!

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса

И скрипка пропоет над океаном.

VII. Домашнее задание (по выбору). .( Слайд 16.)

1.Составить сравнительную характеристику главных героев.

2.Подготовить устный анализ понравившегося эпизода.

3.Написать сочинение – миниатюру «Чем мне понравилась повесть – сказка «Алые паруса»?

VIII. «На закуску»

В своём произведении «Бегущая по волнам» А. Грин писал: «Я люблю кни­ги, люблю держать их в

руках, пробегая заглавия, которые звучат как голос за таинственным входом или наивно открывают

Сочинение Жестокая реальность. Как вы понимаете выражение?

1. Почему проблема отцов и детей остаётся актуальной и в наше время?

2. Согласны ли Вы со словами Фридриха Шиллера: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили»?

3. Есть ли в споре «отцов» и детей» победители?

4. Что надо делать, чтобы избежать конфликта поколений?

5. «Взрослые и дети — два разных народа…» (Рэй Бредбери). Так ли это?

6. Что в наше время чаще приводит к конфликту поколений: неудержимая энергия юности или нежелание старших принимать всё новое?

7. «Отечество погибнет, если отцов будут топтать ногами» (Бальзак)

8. «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери…» (В. Г. Белинский)

Споры отцов и детей — традиционная тема русской литературы. В разных произведениях показаны различные типы взаимодействия между представителями разных поколений: от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности; выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Зачастую в литературе XIX века проблема взаимоотношений поколений рассматривается через призму не только бытового, но и социально-политического конфликта («Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Гроза» А.Н. Островского и др.). Молодое поколение чаще всего ассоциируется с передовыми процессами в обществе (Чацкий, Базаров), а представители старшего поколения: Кирсанов, Фамусов, Дикой, Кабаниха — подвергаются критике как неспособные к прогрессивному действию.

Однозначного ответа о правоте отцов или детей нет. Молодёжь строит свою жизнь на опыте и достижениях отцов, поэтому должна уважать этот опыт. Старшему поколению нужно осознавать, что будущее принадлежит детям, поэтому они стремятся идти вперёд, и это движение не всегда разрушительно и опасно, как думают старшие.

Для раскрытия тем можно также обратиться к анализу романа Л.Н. Толстого «Война и мир». История нескольких семей проходит перед нами на страницах романа. Доверие и любовь царят в доме Ростовых. Требовательность и принципиальность — в доме Болконских. Ложь и лицемерие — у Курагиных. Идеал Толстого — семья Ростовых. Детям, выращенным в атмосфере любви и душевного тепла, не приходится ничего доказывать, они платят своим родителям той же любовью и пониманием.

Уважение к старшим воспитано в княжне Марье и князе Андрее. И в этой семье царит любовь, но любовь тщательно маскируется под принципами строгости в воспитании. И все здесь вроде бы неплохо и правильно, но не хватает искренности, тепла, защищённости.

А вот князя Василия Курагина вряд ли ждёт спокойная старость. Принципы, так тщательно заложенные им в Анатоля и Элен, вероятнее всего, обернутся против него же самого. Вот уж когда невольно вспомнится: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили».

Примером «неправильного» воспитания может стать и Митрофанушка из «Недоросля» Д.И. Фонвизина.

На этих примерах может быть раскрыта и тема, сформулированная по высказыванию Бальзака: «Отечество погибнет, если отцов будут топтать ногами». Для раскрытия темы уместно также будет вспомнить и роман самого Бальзака «Отец Горио». Герой романа буржуа Горио безгранично любит своих дочерей, все стремится делать для них, но когда он лишился денег и умер, дочери даже не пришли к нему на похороны. На смертном ложе у него была одна мечта: продолжать помогать дочкам. Так рассуждения над проблемой «отцов и детей» перерастают в рассуждения над общечеловеческими вопросами: как должен и не должен поступать человек, как люди перестают быть людьми, что сделать, чтобы слово «человек» по-прежнему звучало гордо.

Размышления по этой теме будет отличаться от остальных сочинений блока. Мама тоже представитель старшего поколения, но беззаветная материнская любовь, жертвенное служение своим детям и бесконечное прощение, свойственное матерям, не позволяет говорить о конфликте поколений как таковом. Дети, конечно, не всегда могут вовремя понять и оценить эту жертвенность, но не она ли и есть путь к всеобъемлющей любви и вселенскому добру. Тема может быть раскрыта на произведениях: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Русский характер» А.Н. Толстого, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Сердце матери» Д. Кедрина и др.

1. А. Н. Островский «Гроза»

2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

3. А. С. Грибоедов «Горе от ума»

4. И. С. Тургенев «Отцы и дети»

5. Д. И. Фонвизин «Недоросль»

6. М. А. Шолохов «Тихий Дон»

7. А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

8. В. Г. Распутин «Последний срок»

9. Оноре де Бальзак «Отец Горио»

10. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

11. Д. Кедрин «Сердце матери»

12. А. Н. Толстой «Русский характер»

Мечта и реальность

1. Далека ли мечта от реальности?

2. Мечта и цель — оно и то же?

3. Помогает ли мечта жить?

4. Как противопоставлены мечта и реальность?

5. Можно ли прожить без мечты?

6. Согласны ли вы с утверждением К. Тимирязева: «Осуществляя свои лучшие мечты, человечество продвигается вперёд»?

7. Правомочно ли утверждение: «Человек без мечты, как птица без крыльев»?

Понятия «мечта» и «реальность» и противопоставлены друг другу, и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на размышления о том, как рождается мечта человека и как она помогает выжить в самых, порой очень непростых, ситуациях, как мечта поднимает человека над обыденностью.

Мечты могут быть разные.

Акакий Акакиевич Башмачкин мечтает о новой шинели — эта мечта помогает ему пережить тяготы нищенского существования, унижения, но при этом выматывает настолько, что её крушение лишает героя жизни.

Человек без имени — господин из Сан-Франциско — всю жизнь только и делал, что зарабатывал деньги. Деньги накоплены, и теперь можно осуществить мечту — отправиться в круиз. Но на мечту не остается времени — господин умирает. Путешествие для него теперь возможно только в трюме круизного лайнера, а окружающим нечего о нём и вспомнить. Надо ли тратить жизнь так бездарно?

Мечты не должны перерастать в пустые мечтания, как это происходило у героев пьесы М. Горького «На дне». Такие мечтания приводят к разочарованию в жизни и к полной деградации.

Убедиться в этом можно и на примере героев Чехова: Беликова из «Человека в футляре», Николая Ивановича из «Крыжовника», доктора Старцева из «Ионыча».

В противовес чеховским и гоголевским героям благородны устремления Данко и Мцыри, Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет, даёт силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья.

1. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

2. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

3. Л. Н. Толстой «Война и мир»

4. А. П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

5. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

6. А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

7. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

8. И. А. Гончаров «Обломов»

9. М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

10. Н. В. Гоголь «Шинель»

11. М. Горький «Старуха Изергиль»

12. М. Горький «На дне»

Месть и великодушие

1. Почему месть считают уделом слабых?

2. Всегда ли надо прощать?

3. Какого человека можно назвать великодушным?

4. Согласны ли Вы с советом В.П. Рычкова: «Великодушие не превращайте в милостыню, а милостыню не выдавайте за великодушие»?

5. У кого можно поучиться быть великодушным?

6. «Хочешь порадоваться мгновение — отомсти, хочешь радоваться всю жизнь — прости» (Франц Шуберт). Как Вы понимаете высказывание?

7. В наше время нужно ли быть великодушным?

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей. Какой может быть реакция человека на жизненные вызовы, на поступки окружающих, как поступают люди в ситуации нравственного выбора.

Великая душа — великодушие… Какого человека можно назвать великодушным? Как сохранить великодушие и научиться прощать предателей, убийц, подлецов? На эти вопросы нелегко найти ответ. Обратимся к литературным героям.

Великодушие, всепрощающую и жертвенную любовь к людям воплощает в себе Иисус Христос. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа понимает и прощает своего убийцу Понтия Пилата, даже старается ему помочь. «Все люди добрые», — говорит Иешуа. Эту веру несёт он вместе со своим крестом на Голгофу. С этой верой погибает.

Где взяла в себе силы Мария, героиня романа Виталия Закруткина, простить немца и помогать ему? Этот поступок раскрывает величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой.

Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан и Михаилом Шолоховым в рассказе «Судьба человека». Не озлобился, не очерствел душой Андрей Соколов, приютивший мальчика-сироту.

Как любовь к Маше Троекуровой заставила Владимира Дубровского отказаться от мести? Почему Кирила Петрович пошёл на подлость, чтобы разорить бывшего друга? На эти вопросы нужно попробовать ответить в своём размышлении по представленным темам.

Ещё один аспект для размышлений может быть представлен в сочинении: жалость и великодушие — это одно и то же? Можно ли назвать великодушным странника Луку из пьесы М. Горького «На дне»? Человек с большой душой, способный на сострадание, не может заводить другого человека в тупик, как слащавый обманщик Лука.

А надо ли мстить? Ответ на этот вопрос может подсказать Родион Раскольников. Не получилось у него без мучений для своей совести убить старуху. Пострадал, в конечном итоге, сам Родион. А Соня, сострадающая своему отцу, простившая мачеху, выгнавшую ее на улицу, остаётся благородной и щедрой.

Читайте также:  Примеры человечности из литературы

Ярким примером великодушия и человечности являются поступки героев повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Оказавшись в гуще политических событий во время сталинских репрессий на Кавказе, русский мальчишка Колька и чеченский Алзухур проявили истинное великодушие и благородство. Их понимание происходящего и умение сострадать соединили детские судьбы, показали их недетское превосходство над взрослыми.

Не лишён великодушия даже «разбойник» и «душегуб» Емельян Пугачёв. Вспомним его поступки по отношению к Петру Гринёву и Маше Мироновой.

Итак, в сочинениях данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

1. А.С. Пушкин: «Капитанская дочка», «Дубровский»

2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

4. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»

5. В. А. Закруткин «Матерь человеческая»

6. М. А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»

7. А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»

8. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

9. Б. Пастернак «Доктор Живаго»

10. А. Солженицын «Матрёнин двор»

11. М. Горький «На дне»

12. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Искусство и ремесло

1. «Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу» (В. Г. Белинский). Так ли это?

2. Почему искусство вечно?

3. Может ли ремесло стать искусством?

4. Чтобы заниматься искусством, талант необходим обязательно?

5. На что способно настоящее искусство?

6. Как Вы понимаете высказывание Б. Брехта «Большое искусство служит большим целям»?

7. Кто такие ремесленники в искусстве?

Темы данного направления являются, пожалуй, самыми трудными в понимании и представлении своих размышлений. В сочинениях этого блока возможно размышление о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, о предназначении художника и его роли в жизни общества, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Талант — непревзойдённое дарование, данное свыше. А если другим этого просто не дано? Вот откуда берётся зависть Сальери, и он решается на убийство. Стал ли счастливее он после этого? Нет, талант мертвеца не озарил убийцу. Забыли ли Моцарта после смерти? И опять — нет. Его музыка победила саму смерть, ведь имя композитора живет до сих пор, а его произведения — показатель того, что их создатель бессмертен.

В романе «Мастер и Маргарита» противопоставляются настоящий Мастер и ремесленник Иван Бездомный. Сложный путь пришлось пройти Бездомному, чтобы понять, в чём суть настоящего искусства.

Бессмертная музыка Бетховена помогает Вере Николаевне понять любовь Желткова, воскрешает в ней давно угасшие эмоции, словно пробуждая ото сна, в котором не было места чувствам и искренности.

Проблема творческого поиска звучит в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Творческий процесс очень сложен для Юрия Живаго. Для него, как и для Пастернака, «вдохновение» — не просто слово. Это удивительный, ничем не объяснимый душевный выплеск, полный эмоций. В момент творческого порыва «он избавлялся от упреков самому себе, недовольство собою, чувство собственного ничтожества на время оставляло его». Это доказывает, что настоящий художник сам себе не принадлежит, он посредник между людьми и высоким служением, дарованным ему свыше.

1. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

3. А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

4. А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

5. Н. В. Гоголь «Портрет»

6. И. С. Тургенев «Отцы и дети»

7. Б. Пастернак «Доктор Живаго»

Доброта и жестокость

1. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (Д. И. Фонвизин)

2. Что такое доброта?

3. Может ли доброта навредить?

4. Почему с проявлениями жестокости мы сталкиваемся все чаще и чаще?

5. Согласны ли Вы с утверждением Цицерона: «В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным»?

6. Верно ли, что «доброта лучше красоты» (Г. Гейне)?

7. Нужно ли пресекать жестокость?

Темы данного направления нацеливают выпускников на размышления о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь.

Добро, доброта — зло, жестокость. Какие идеалы выбирает каждый из нас? Чем этот выбор обоснован? Где истоки этого выбора?

В литературных произведениях показаны герои, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Добро и любовь к людям несёт в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа, который прощает своего убийцу Понтия Пилата, даже старается ему помочь. «Все люди добрые», — говорит Иешуа. Эту веру несёт он вместе со своим крестом на Голгофу. С этой верой погибает.

Примером жестокой расправы над своими врагами служит сцена казни капитана Миронова и его жены в романе «Капитанская дочка». Что заставляет Пугачёва выставлять свою жестокость напоказ? Какими интересами может быть эта показательная казнь оправдана? И даже найдёт читатель оправдание поступкам Пугачёва политической ситуацией, условиями войны, когда не ты, так тебя, но всякий раз будет содрогаться при чтении сцены, потому что здравомыслие не может оправдывать зло и жестокость.

Тема под номером 5 может быть рассмотрена также на примере «Повести непогашенной луны» Бориса Пильняка. Политическое убийство в интересах государства возможно? А тысячи загубленных жизней в советских лагерях, о жизни которых повествует А. И. Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛаг»? Всё чаще звучат в наше время оправдания политики Сталина: правильно, мол, делал, зато государство сохранил, зато страну не растранжирил. А если на месте репрессированных твой отец? Брат? Муж? Жестокость оправдана?

Не находим оправдания мы и жестокой расправе Раскольникова над старухой-процентщицей и её сестрой Лизаветой.

По-детски просто, но очень правильно звучат жизненные принципы Маленького принца: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» или «Знаешь, чем хороша пустыня? — Где-то в ней скрываются родники!» В них глубокий смысл: живи, как велит тебе твоё сердце, ищи родники в каждом человеке, и тогда сам будешь жить, как живой родник.

В повести В. Распутина «Уроки французского» главными уроками для рассказчика стали уроки доброты. Лидия Михайловна жалела своего ученика и старалась бескорыстно ему помогать. Только спустя годы герой понял истинную цену этих уроков.

1. А. С. Пушкин: «Капитанская дочка», «Дубровский»

2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Итоговое сочинение — 2019: «Доброта и жестокость»

Последние статьи раздела «Образование»

Размышляем о нравственных основах отношения к человеку

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Иллюстрация Екатерины Муратовой к книге Владимира Железникова «Чучело»

Комментарий ФИПИ

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой — об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Словарная работа

ДОБРОТА

1. Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;
2. Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

Синонимы: добросердечие, сердечность, душевность, мягкосердечие, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добросердечность, отзывчивость, гуманность.

ЖЕСТОКОСТЬ

1. Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
2. Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие.

Синонимы: бездушность, безжалостность, беспощадность, бессердечность, бесчеловечность, бесчувственность, варварство, кровожадность, неумолимость, свирепость, суровость, черствость, холодность.

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • К кому может быть проявлена жестокость/доброта (по отношению к чужакам/ близким; к тем, кто слабее; к природе, животным);
  • В чем проявляется доброта/жестокость;
  • Истинная и ложная доброта;
  • Доброта и жестокость на войне.

В обыденном понимании жестокий человек — это тот, кто причиняет физическую и моральную боль людям, тот, кто будет груб, жесток, безжалостен по отношению к слабому и беззащитному, кто может даже лишить человека жизни. Жестокость привычна и понятна на войне: защищающий родину солдат не будет проявлять жалость к врагу, иначе сам может быть убит. Но бывают ли исключения? Можно и нужно ли сочувствовать врагу, быть добрым по отношению к нему? Пожалуй, бывают. Даже во враге увидеть человека, пожалеть его смогли герои «Войны и мира» Л. Н. Толстого. В 4 томе романа-эпопеи писатель изображает взятого в плен французского барабанщика Винсента Боссе, еще совсем мальчишку. Петя Ростов, понимая незавидную долю пленного, жалеет его: «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» — думает Ростов, сидя за столом с офицерами. Ему небезразлична судьба юного барабанщика, и он хочет хоть чем-нибудь ему помочь, но вместе с тем Пете хочется, чтобы остальные считали его бравым солдатом, а не сентиментальным юношей. Желание помочь борется в нем со стыдом: «…Скажут: сам мальчик, и мальчика пожалел. Стыдно будет, если я спрошу? — думал Петя. — Ну да все равно!» Когда Петя находит Винсента Боссе, оказывается, что с ним все в порядке: он накормлен и сидит вместе с русскими солдатами у костра. «Имя его Vincent уже переделали: казаки — в Весеннего, а мужики и солдаты — в Висеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике». То, как ласково русские называли чужого им француза, врага, свидетельство добросердечного отношения к нему. Толстой показывает, что даже на войне по отношению к врагу порой необходимо быть добрым. Если противник повержен, слаб, гуманное отношение к нему, проявление сочувствия, помощь является свидетельством силы и человечности.

Быть жестоким человек может не только на войне. Порой люди проявляют крайнюю степень жестокости и в мирной жизни, когда они не держат оружие и ни с кем не сражаются, но, движимые разными чувствами, наносят друг другу удары, подчас смертельные.

Те, кто, на первый взгляд, не делает ничего дурного, не обижает ни словом, ни делом, бывают жестоки к окружающим.

«Равнодушие есть наивысшая жестокость», — сказал М. Уилсон, нельзя не согласиться с его словами.

В рассказе «Устрицы» А. П. Чехов изображает бедную семью, вынужденную выйти на улицу просить милостыню. Еле стоя на ногах от голода, в полубреду, увидев на трактирной вывеске слово «устрицы», мальчик представляет, как выглядят эти морские животные: «Я живо воображаю себе, как приносят с рынка это животное, быстро чистят его, быстро суют в горшок… быстро, быстро, потому что всем есть хочется… ужасно хочется!» Ребенок начинает бредить от голода и выкрикивать: «Дайте устриц! Дайте мне устриц!» Собравшуюся вокруг толпу только забавляет это зрелище: маленький оборвыш, требующий аристократического утонченного кушанья. Не сочувствие и человеколюбие толкает каких-то двух господ в цилиндрах накормить ребенка, да и чем? Устрицами! Ими движет желание позабавиться, они хотят поглумиться над несчастной семьей, и они равнодушны к их беде. Ни одному человеку из собравшейся вокруг ребенка толпы также не пришло в голову помочь семье, они «глядят с любопытством и смехом», как мальчик «с жадностью, не жуя, не глядя» ест устрицы прямо с раковиной. Можно ли сказать, что господа поступили по отношению к ребенку гуманно, накормили его, тем более таким изысканным кушаньем, которое бы он никогда не попробовал? Безусловно, нет. Ими двигало желание позабавиться, а не доброта. Нет ничего хуже безразличного отношения к жестокому обращению с невинными и беззащитными. Тех, кто остается привычно равнодушным к беде другого, не приходит на помощь, нельзя назвать людьми.

Ссылка на основную публикацию