Жизненный путь – это постоянный выбор сочинение 11 класс

Сочинение Жизненный путь – это постоянный выбор

Жизненный путь – это постоянный выбор. Это, действительно, так – в нашей жизни постоянно приходится делать выбор. Пусть даже многие стараются его избегать – перекладывать на других. И всё-таки мы делаем его постоянно! Просто в мелочах (что едим, что смотрим-говорим), от этого сложно было б отказаться!

Каждый раз мы решаем, что лучше. Мы прислушиваемся к себе, чтобы понять, а что именно нам нужно. Иначе, мы были бы куклами, за которых нужно определять каждый их шаг. Даже когда мы думаем, мы отчасти выбираем наши мысли.

Люди боятся выбора, так как боятся ответственности – правильно они поступят или нет. Но, наверное, нет правильного ответа на жизненные вопросы. Нужно выбирать то, что «откликается». Когда «правильно», так это хорошо, когда просто «хочется», то также здорово. Наверное, нужно какую-то среднюю линию вести… И особенно важно не жалеть о своём выборе.

Основные моменты выбора в жизни: учёба, работа, женитьба… Когда ты выбираешь свою профессию, конечно, важно взвесить всё! Для нас сейчас это особенно актуально. Но нужно понимать, что от ошибки ничего совсем страшного не случится. Люди меняют профессию, работу. Значит, нужно было пройти такой путь – чуть стороной. Но тратить время на сожаления типа: «А вот нужно было мне пойти в такой-то институт, выбрать ту работу». Но кто знает, что было бы? И всё-таки лучше самому на себя брать ответственность, чтобы потом не говорить тем, кого просил за себя решение принять: «Вы мне всю жизнь испортили!» Советчикам тоже непросто быть… Большая ответственность! Но иногда людям кажется, что лучше видно со стороны…

Если уж точно считаешь, что сделал неправильный выбор когда-то… То не страдать! Но сделать выводы. В другой раз хорошо подготовиться! Учесть все факторы. И я думаю, что опять же важно услышать себя. Вокруг много советчиков, много мнений, шума, но это ведь твоя жизнь – тебе и выбирать. Вот почему этот навык надо тренировать постоянно. Даже в мелочах! Хочется ли сейчас чаю? Точно или просто «за компанию»? Когда пробуешь, то почти всегда кажется, что ничего не понятно. Но проходит минута тишины, ответ появляется абсолютно точный!

В общем, выбор всегда присутствует в нашей жизни. Не нужно его бояться, а нужно в нём тренироваться… Брать на себя ответственность и радоваться. Не жалеть ни о чём. Вот так меня учат родители. Но я и сам кое до чего додумался… И в книгах написано. Главное – применить в жизни! Чтоб не мучиться выбором.

Сочинение 2

Жизнь наполнена безумными поворотами, зайти за которые можно, лишь сделав выбор. В некотором роде это понятно – мы словно ходим по огромному городу, выбирая, какую улицу нам посетить следующей. Некоторые из них мы никогда не увидим, а некоторые лицезрим множество раз (будто бы прокатываясь по огромной карусели). И… Это даже неплохо – возможность выбрать себе маршрут самостоятельно. А мы ведь выбираем его постоянно.

Где-то свернуть – сделав что-то наперёд – дойдя тем самым до новой точки в нашей карте жизни быстрее. А где-то пойти обходным путём – кто сказал, что его не существует? В любом случае мы придём лишь туда, куда сворачивали, а иначе никак. Нельзя же повернуть в сторону магазина, а оказаться дома? Так и с жизнью – там приложим трудов, немного туда, а после окажемся в том месте, куда нам хватило сил добраться.

Думаю, жизнь в этом плане от города отличается только одним – нельзя заранее увидеть, какие маршруты в ней существуют, да и всех улиц нам никогда не лицезреть. Мы, конечно же, можем построить себе путь в определённое будущее, но лишь отчасти – кто знает, какие неожиданные кусты могут возникнуть на дороге. Да и, вдруг дорога перекрыта. Жаль, но такое тоже случается.

Вообще, я с детства боюсь больших городов – нет у меня особой способности к ориентированию, а перспектива потеряться кажется очень высокой (ведь в двух из трёх случаев у меня есть привычка заблуждаться «в трёх соснах», как говорят). Может, поэтому меня напрягает моё будущее? Или это просто страх неизвестности?

Понять очень сложно. Особенно сейчас. Чем старше мы становимся, тем больше развилок нам открывается. Огромное количество путей и конечных остановок, куда они приведут. От всего этого объёма маршрутов в горле пересыхает, а ноги подкашиваются. А что, если я вдруг собьюсь с пути. Это ведь действительно страшно – небольшой поворот в другую сторону, а ты уже потерян на этих перекрёстках, беспомощно озираясь в поиске способа вернуться обратно (или возможности сделать крюк, встав на изначальную траекторию). Я не шучу.

Хотелось бы, чтобы в жизни было побольше указательных знаков, которые говорили бы нам, куда приведёт нас та или иная тропа. Очень жаль, что некоторое к ним не прислушиваются уже сейчас, когда они всё-таки встречаются на их пути – это ведь так удобно, осознавать, куда ты попадёшь в итоге. Глупо не пользоваться такими знаками. Поверьте, они могут указать на многое.

Жизненный путь – это постоянный выбор

Популярные сочинения

Познакомиться со сказкой «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери будет интересно как детям, так и взрослым. Детей произведение привлечет фантастическими приключениями главного героя

В своем произведении Лев Николаевич знакомит читателя с двумя главными героями, они офицеры. Проходят службу на Кавказе, здесь другие люди и совершенно иные правила

В своем произведении «Гроза» А.Н.Островский показал трагедию маленького городка , страдающего от деспотизма власть имущих. Трагедия, которая произошла с Катериной, не изменила ее жизнь

Сочинение на тему: “Путь” – примеры выбора жизненного пути

Жизненный путь в литературе

Каждый день люди ищут ответы на множество вопросов. Школьники решают, что съесть на завтрак, какую одежду надеть, ехать в школу на автобусе или идти пешком. По окончании уроков возникает дилемма: делать домашнее задание сразу по возвращении домой или после прогулки с друзьями. Эти мелкие ежедневные проблемы легко решаются. Но в жизни человека есть более серьёзные вопросы.

Куда поступить после школы, какую профессию выбрать, чем заниматься в жизни — об этом приходится думать вчерашнему выпускнику. И критерии выбора у каждого свои. Взрослому человеку иногда кажется, что прими он другое решение, всё сложилось бы иначе, возможно, гораздо счастливее. Многие произведения русских классиков раскрывают проблему выбора жизненного пути. Аргументы из литературы учат анализировать опыт героев, делать правильные выводы. С их помощью можно решить самые сложные задачи:

  1. Роман «Обломов» раскрывает тему выбора своего места в жизни. Автор И. А. Гончаров показывает читателям, к чему может привести абсолютная безвольность или, наоборот, сильный характер, упорство в достижении цели. Илья Обломов — главное действующее лицо произведения. Он не любит прилагать усилий, ленив и упрям. В конце романа этот персонаж становится безликой тенью, существование его бесцельно и безрадостно.
  2. На Евгения Онегина из одноимённого романа А. С. Пушкина, влияет не собственный выбор, а предполагаемое наследство. Но его не устраивает беззаботная жизнь, в которой место есть только балам, да, любовным утехам. Он отвергает светскую жизнь, нормы морали, принятые в обществе того времени. За ним закрепляется слава чудака. И всё же Онегин не прекращает поиск жизненных ценностей, целей.
  3. «Человек в футляре» — пример выбора жизни закрытой и замкнутой. Главный герой А. П. Чехова не может наслаждаться жизнью, так как добровольно отказывается от её радостей. Беликову спокойнее, когда жизнь не преподносит сюрпризов, всё происходящее спланировано. Любое отступление от установленных правил способно серьёзно повлиять на психику таких людей. В случае с Беликовым всё заканчивается ещё трагичнее — он умирает.

Так, персонажи русской классики ищут смысл жизни, проходят путь к самому себе. Взлёты и падения героев являются результатом сознательного выбора. Тем самым подтверждается тезис о том, что любое событие имеет свою причину.

Выбор в любви

Одна из наиболее интересных и непростых тем для подростков — выбор в любви. Многие авторы раскрывают эту тему в своих книгах. При работе над сочинением можно, опираясь на собственные рассуждения, проанализировать истории любовных дилемм в известных произведениях.

В «Анне Карениной» главной героине Л. Н. Толстого пришлось столкнуться с самым трудным выбором в её жизни — любовь и страсть или семья, ребёнок. Принятое решение повлекло за собой цепь событий, повлияло на всю дальнейшую жизнь. Из-за влюблённости в молодого офицера, графа Волконского, женщина, как представительница слабого пола, теряет положение в обществе, уважение его большинства.

Самым тяжёлым последствием для Анны становится запрет на общение с сыном. Но жить с нелюбимым мужем она также не может. Всё это становится невыносимым, теряется всякий смысл существования. Искренняя любовь при этом не оказывается спасительной, поддерживающей. И героиня решает покончить с этим раз и навсегда.

Приходится выбирать и героине романа «Война и мир» Наталье Ростовой. Главные решения, которые ей пришлось принимать, касались любви. Не умудрённая жизненным опытом, Наташа отважилась на отношения с Курагиным. По детской наивности она не подозревала, что он способен на обман, предательство.

Отстранённая любовь Болконского не соответствовала темпераментной натуре героини Льва Толстого, и она решается бежать с Курагиным. Возможно, если бы не этот опрометчивый поступок, у любви князя Андрея Болконского и Натальи Ростовой был счастливый конец. Так, великий русский классик показал, насколько ошибочными бывают необдуманные решения, о которых порой приходится жалеть.

Татьяна из «Евгения Онегина» решается на признание в чувствах к главному герою. В силу своего юного возраста и неискушённости романтическая героиня А. С. Пушкина не ожидала отказа. Но происходит именно так. Сердце Татьяны оказывается разбитым. Проходит много лет, девушка превращается в прекрасную женщину. Она становится зрелой, умной светской дамой.

Брак с генералом полностью изменил её жизнь, что пошло только на пользу. Теперь уже она получает любовное письмо от Евгения. И отвечает отказом. Татьяна не готова променять свою устоявшуюся жизнь на призрачное счастье. Нелёгкий выбор её продиктован холодным рассудком, да и чувства к Онегину остались в далёком прошлом.

Поиск профессии

Молодым людям в определённый период жизни приходится решать ещё одну задачу — выбор призвания. Здесь может быть велико влияние родителей, ближайшего окружения. Они могут советовать поступать в престижный вуз, получить финансово выгодную, востребованную профессию. Но позиция окружающих может не совпадать с тем, чего хочет сам подросток. И пусть то, чем он хочет заниматься, не принесёт больших денег, но благодаря любимому делу, он сможет прожить счастливую жизнь.

Эту вечную проблему детей и отцов описал М. Веллер в произведении «Хочу быть дворником». В выборе профессии главному герою активно помогали родители. Они приводили в пример тех, кто защищает диссертации или по окончании консерватории даёт концерты. Но герою претила мысль о просиживании брюк в институтской аудитории и зубрёжке книг. Его детская мечта осуществилась, но когда мужчина уже был на пенсии.

Литературный герой Ионыч в одноимённом рассказе А. П. Чехова любил свою профессию. Но, оказывается, этого бывает мало, особенно для врача. Если не развиваться в профессии, не изучать новые подходы в лечении людей, можно морально устареть. Что и произошло с Ионычем. В результате он мог потерять любимое дело. Смысл произведения в том, что недостаточно только найти своё призвание, нужно постоянно совершенствовать способности и умения, а также заниматься самопознанием.

Путь патриотизма на войне

Истинный героизм проявляется на войне. Именно в произведениях, описывающих это тяжёлое время, встречается настоящая любовь к Родине. В эпическом трёхтомнике «Война и мир» Л. Н. Толстого достаточно примеров настоящего патриотизма:

  • купец Ферапонтов, который спалил свою лавку, лишь бы ей не завладели французы;
  • жители Москвы, покидающие столицу, чтобы не подпасть под власть Наполеона;
  • Наташа Ростова, готовая отдать подводы раненым под Бородином.

Андрея Болконского волнует вопрос, как правильно поступать в тяжёлое для России время. Он князь и может не участвовать в сражениях. Но благородный и смелый характер не позволил запятнать свою честь трусостью. Попав на поле боя, он отважно сражается за Родину, готов отдать за неё жизнь. В решающей битве Болконского смертельно ранят. Погиб князь, как и жил, настоящим героем.

В произведении Толстого самую искреннюю любовь к России проявляют простые солдаты. Они без громких слов умирают за близких и Родину. Лев Николаевич подчёркивает, что победа в войне с французами была завоёвана благодаря сплочённости русских людей. Вторгаясь в европейские страны, Наполеон встречался лицом к лицу только с действующей армией. В России же против него поднялся весь народ, невзирая на звания и сословия. Бородинское сражение показало огромную силу духа, патриотизм русского войска, из-за чего французы потерпели ещё и нравственное поражение.

В произведении «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя сыну главного героя приходится выбирать между любовью к польской панночке и верностью семье, родине. Андрий выбирает чувства к девушке, в надежде, что отец поймёт его. Но он ошибся. Для Тараса Бульбы не существует мотива, способного оправдать предательство. А значит, теперь он должен выбирать: оставить жизнь сыну, но потерять авторитет справедливого правителя, или покарать предателя. И отец казнит сына, проклиная себя за его ошибку.

Повесть В. Быкова «Обелиск» рассказывает об учителе школы Алесе Морозе, который совершил героический поступок в годы Великой Отечественной войны. Этот сельский преподаватель учил детей не только грамоте, но и доброте, человечности. Школьники были для него не просто учениками, они стали частью его жизни. И в критический момент, когда встал выбор, спастись самому или пройти смертельное испытание вместе с подопечными, Алесь не бросил своих мальчишек.

Образ дороги в русской классике

Образ дороги в русской литературе стал традиционным мотивом, вдохновляющим писателей. А. Блок считал, что отличительной чертой российского художника является ощущение пути. Дорогой как символом пользовались родоначальники русского фольклора, а также писатели-классики:

  • Н. С. Лесков;
  • А. С. Пушкин;
  • М. И. Цветаева;
  • Н. А. Некрасов;
  • Н. В. Гоголь.

В романе «Капитанская дочка» этот древний символ помогает точнее понять сюжет произведения А. С. Пушкина и характер центрального героя Петра Гринёва. Он знакомится с Емельяном Пугачёвым, совершая путешествие в Белгородскую крепость. Бунтарь был для Петруши простым прохожим, но показался ему интересным, самобытным.

Направление пути героя лежит в крепость, где томится сирота Мария Миронова. По дороге Гринёв ведёт беседу с Емельяном. Пётр поражается неординарностью мышления, безудержным стремлением к свободе нового знакомого. Расстаются они на обратном пути из крепости. Предводитель крестьянского бунта произносит прощальные слова, полные доброты, великодушия.

В повести «Очарованный странник» образ дороги стал ведущим. Главный герой Н. С. Лескова, странник Флягин, проходит свой путь, уравновешивая личные порывы с жизненными требованиями. Тяга к странствию героя несёт в себе особый смысл. Вступление в каждый этап жизненного пути означает для Флягина новый виток нравственного развития.

Стихотворение «Над синевою подмосковных рощ…» М. И. Цветаевой повествует о смиренных странниках, бредущих по калужской дороге. Поэтесса вкладывает в странничество глубокий смысл. Её влечёт путь отречения от себя, возможность служения Богу. Героиня представляет, что однажды и она, устав от мирских забот, забыв земные привязанности, пойдёт «по старой по дороге по калужской».

Читайте также:  Сочинение на тему Что важнее - любить или быть любимым?

В поэме «Мёртвые души» дорога — средство, показывающее обманный путь, который выбрал Чичиков. Образ представлен ведущей в никуда витиеватой тропой в глуши. Гоголь и сам незримо присутствует рядом с героем, неотступно следуя за ним. И реальная дорога превращается в постоянный символ жизненного пути Чичикова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» начинается с «дороженьки», где встретились семь мужиков, завязавших тематический спор. В произведении Н. А. Некрасова все события связываются темой дороги. Но дорога — только малая часть жизни, помогающая полнее её описывать.

Произведения русских классиков ещё раз убеждают, что жизнь — это непростой путь, полный радостей и горестей, ненависти и любви. И человек решает сам, по какой жизненной дороге он пойдёт.

Выпускное сочинение по литературе 2015/2016 Направление – Путь

Фипи: «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Темы для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения. Обращаем ваше внимание, что для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАПРАВЛЕНИИ «ПУТЬ»

  • Слово ПУТЬ так же, как и слово ДОМ, многозначно.
  • Это – пространство между какими-то пунктами назначения.
  • Это – путь следования.
  • Это – этапы жизни отдельного человека.
  • Это – этапы жизни целого государства.
  • Это – путешествие, которое позволяет узнать новые страны, увидеть новые места, познакомиться с новыми людьми.
  • Это – познание себя, окружающего мира.
  • Это – нравственный жизненный путь человека.

    Путь (темы на 3 февраля 2016):
  • 421. Путь к самому себе: взлёты и падения.
  • 422. Почему важно осмысление пройденного пути?
  • 424. Любовь как путь самопознания.
  • 425. Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает?
  • 426. Каким может быть путь к познанию самого себя?
  • 427. Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • 428. Выбор пути как жизненная проблема.
  • 429. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • 430. Каким путём человек идёт к самому себе?
  • 431. Чем путешествия обогащают личность?
  • 433. Какие спасительные ориентиры помогают человеку не заблудиться на жизненном пути?

    Сочинения на тему путь

    Сочинение на тему «Дорога без начала и конца»

    «Дорогу осилит идущий», — сказал когда-то какой-то мудрец. На первый взгляд, это обычная, банальная фраза для тех, кто находится в пути, жизненном или духовном. Попробуем вдуматься в эту фразу. Вдумавшись, заметим, что смысл этой фразы намного шире и глубже, чем мы увидели в первый раз. А ведь и вправду, жизненную дорогу осилит уверенный, целеустремленный и упорный человек. Любое дело можно довести до логического конца, если прикладывать к нему усилия. И тогда любая дорога будет нам по плечу.

    Часто, находясь в дороге, мы заводим случайные знакомства и доверяем ему самые сокровенные мысли. Так случилось и с М.А.Шолоховым, когда ему встретился на пути Андрей Соколов. При знакомстве Андрей рассказал писателю о своей жизни и судьбе. Так родилась замечательная повесть «Судьба человека».

    Главным героем этой повести является обычный русский человек с самой обычной судьбой. До начала войны он работал на заводе женился, обзавелся детьми и жил, как самый обычный человек, но война расставила все по – своему.

    Андрей Соколов вместе со своим старшим сыном добровольно уходят на фронт. Сильно повоевать ему не пришлось, т.к. он попадает в плен. Находясь в плену, Андрей ведет себя очень мужественно и храбро. Эпизод допроса Андрея Соколова –один из самых моих любимых эпизодов. Герой, не закусывая, пьет 3 стакана водки за свою погибель и победу советской армии! Вызывает уважение и эпизод в тюремной камере. Даже там он ведет себя как Человек с большой буквы – делится куском сала и хлеба со всеми сокамерниками. Этот поступок является ярким примером проявления взаимопомощи и поддержки в тяжелый период. После побега из плена, Андрей попадает к нашим, а после госпиталя он едет навестить свою семью. Горе, отчаянье, ужас охватывают его, когда он на месте своего дома видит воронку. Жена с двумя сыновьями погибли…Кульминацией повести, по-моему, является эпизод встречи Андрея с мальчиком Ванюшей, которого он решает усыновить. Это мой самый любимый момент в повести! До глубины души потрясают слова Вани: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдешь!» — это мой самый любимый момент в этом произведении! Ваня вернул к жизни Соколова, а Соколов дал шанс на жизнь Ване.
    Прочитав это произведение, я задумался о главном герое, о его нелегкой судьбе, и мне захотелось перенять его лучшие черты. Действительно, с таким характером, как у него, можно осилить любую дорогу. Наша жизнь – это большая, неизведанная и сложная дорога, которую предстоит нам пройти. Сейчас мы – выпускники 11 класса. Через полгода мы закончим школу, разлетимся в разные стороны и выберем каждый свою дорогу. И только от нас будет зависеть, как мы пойдем по своему пути.

    Еще примеры сочинений | Развернуть »

    Образ дороги (пути).
    Материалы к выпускному сочинению

    Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги (пути). По словам А.Блока, « первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».

    Дорога — это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов.

    А.С.Пушкин . Роман «Капитанская дочка». Образ дороги играет важную роль в сюжете романа А.С.Пушкина и в раскрытии характера главного героя Петра Гринева. Именно по дороге в Белогорскую крепость он встречается с Пугачевым, тогда еще неизвестным ему прохожим. Вожатый заинтересовал Петрушу своей незаурядной внешностью и своеобразным языком. Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения сироты Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с Гриневым. И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе. По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его последние слова, в которых звучат доброта и великодушие.

    М.Ю.Лермонтов . Важнейший для лермонтовской лирики образ — образ дороги — получает обобщенное значение в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»: дорога становится символом жизненного пути лирического героя. Горизонтальное измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной.

    Н.В.Гоголь . Поэма «Мертвые души». Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, — это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то явно присутствует другой путешественник — это сам писатель. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. «Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку…» Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение.

    Н.А.Некрасов . Поэма «Кому на Руси жить хорошо». В поэме Некрасова тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму “со столбовой дороженьки”, на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога’ лишь иллюстрация жизни, малая ее часть.

    Н.С.Лесков . Повесть «Очарованный странник». Путь героя Лескова, странника Флягина, – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.

    М.И.Цветаева . Стихотворение «Над синевою подмосковных рощ…». Странничество для М.Цветаевой имеет особый смысл. Это и предназначение, и дар. Путь самоотречения, кроткого служения Богу непрост и нелегок. Земные страсти и заботы держат душу в своем плену. И однажды, думается героине, устав от этого плена и отрешившись от всех мирских привязанностей, она тоже встанет не этот путь:

    И думаю: когда-нибудь и я,
    Устав от вас, враги, от вас, друзья,
    И от уступчивости речи русской, —
    Надену крест серебряный на грудь,
    Перекрещусь и тихо тронусь в путь
    По странной по дороге по калужской.

    Цикл статей «Мастерская декабрьских сочинений»

    Четвёртое направление “Путь”.


    Вот какое определение даёт ФИПИ: «Путь» – это направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств её достижения». Вот так прокомментировано это направление.

    ПУТЬ. Самое широкое направление из всех представленных. В нём предлагается поразмышлять о таком понятии как «путь», причём рассматривать его возможно с разных сторон: от впечатлений после дорожных приключений и до размышлений об избранном человечеством пути развития и результатах, к которым этот путь может привести.

    КАКИЕ ТЕМЫ МОГУТ БЫТЬ 2-го ДЕКАБРЯ:

    • Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.
    • Либо я найду свой путь, либо проложу его сам.
    • Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
    • Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора.
    • Дорога домой.
    • Моё увлекательное путешествие.
    • Духовные искания главных героев.
    • Жизнь – это путь.
    • Иногда хочется уехать в никуда.
    • Когда находишься в дороге.
    • Дорога без начала и конца.

    КАКИЕ КНИГИ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ПРИ
    ПОДГОТОВКЕ К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:

    Гомер «Одиссея».
    А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
    А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
    Л.Н. Толстой «Война и мир».
    А.И. Куприн «Гранатовый браслет».
    И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    Афанасий Никитин «Хождение за три моря».
    Л.Н. Толстой «Анна Каренина».
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
    Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
    Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
    Н.С. Лесков «Очарованный странник».
    М.А Булгаков «Бег», «Мастер и Маргарита».
    А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
    В.А. Каверин «Два капитана».
    Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

    Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

    ЦИТАТНЫЙ МАТЕРИАЛ:

    Пословицы и поговорки о дороге, которая «сопровождает» нас всю жизнь.

    Дорога – от села до села, а по всей земле повела.
    Дорога вместе, табачок пополам.
    Дорогу одолеет тот, кто хоть и неторопливо, но идёт.
    Дорогу осилит идущий.
    Едешь на день, а хлеба бери на неделю.
    Если своему врагу дашь дорогу, сам останешься без дороги.
    Знакомая дорога короткой кажется.
    Знакомая кривая дорога короче, чем незнакомый прямой путь.
    Кто едет скоро, тому в дороге не споро.
    Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
    Всякому своя дорога.
    Начал идти – одолел полпути.
    Не ищи просёлочной, когда есть столбовая.
    Не хвались отъездом, хвались приездом.
    Одному ехать и дорога долга.
    Открытому сердцу дорога открыта.
    Плохо, когда из близкой дороги выходит дальний путь.
    Порой даже не выходя из дома, мы пускаемся в долгий путь.

    НАБРОСКИ К БУДУЩЕМУ СОЧИНЕНИЮ.

    И диапазон размышлений широк, и диапазон литературных произведений соответственно. Сегодня рассмотрим произведение, на материале которого можно написать итоговое сочинение по тематическое направлению «Путь».
    Это роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Ведь этот роман не об отцах и детях, а о пути человека!

    1. Вступление здесь уместно биографическое.

    И.С. Тургенев, великий русский писатель середины XIX века, хоть и принадлежал к дворянам, но всегда чутко и с неподдельным интересом присматривался и прислушивался ко всему, что к этому привилегированному слою не относилось. В «Записках охотника» он с глубокой симпатией изобразил крестьян, а в романах – героев, только приходящих на российскую историческую сцену. В романе «Отцы и дети» – это Евгений Васильевич Базаров, совсем не похожий на других героев Тургенева. Автор с неподдельным интересом вглядывается в героя. Кто он? Выдержит ли жизненный путь, ему уготованный?

    2. Основная часть

    Прежде чем приступить к основной части итогового сочинения, давайте зададим вопросы:
    • Какой путь (от чего к чему) проходит главный герой?
    • Что изменяется во взглядах и в нём самом?
    • К чему герой приходит в итоге?
    Перед вами план сочинения, от которого отходить не будем.
    Евгений Базаров в романе проходит путь от непримиримого нигилиста, материалиста, человека с упрощёнными взглядами на жизнь до человека, осознающего сложность и многообразие жизни.
    Это тезис. Докажем его.
    1. В романе есть внешний путь Базарова: он ездит по губернии, встречается с разными людьми. Это родители, братья Кирсановы, Анна Одинцова. Каждый из героев привносит в жизнь Евгения что-то, обогащающее взгляды и жизнь молодого человека, меняющее его мировоззрение и мироощущение.
    2. В начале романа это человек, не принимающий чужой позиции. Он считает аристократию изжившим себя классом, не признаёт никаких авторитетов, духовной жизни человека, роли искусства, а романтизм и любовь для героя – «бабьи сказки» и игры разума. Но силу и достоинство Павла Кирсанова он всё же принимает (они пожимают в конце друг другу руки, прощаясь после дуэли).
    3. Встреча с Анной Одинцовой открывает Базарову силу любви. Он просто сражён чувством, если не сказать, раздавлен, ведь это опровергает его теорию материалистической природы человека. Нет, оказывается, он тоже способен любить и страдать от этого чувства.
    4. После разрыва с Одинцовой Базаров возвращается в Марьино немного другим. Он уже не столь резок и непримирим. Изменение его взглядов Тургенев тонко иллюстрирует во сне перед дуэлью: Павел Петрович снится герою в виде тёмного леса. А такой лес в народном сознании – что-то непонятное, непознанное. Не может Базаров отказаться от своих взглядов, но сложность жизни уже признаёт, как и неоднозначность личности своего оппонента.
    5. Перед смертью Базаров признаётся: «Нужен я России? Видно, не нужен…». Горько такое признание, но симпатичен нам герой тем, что изжил свою безапелляционность и категоричность.

    Это только тезисы! К ним надо подобрать иллюстративный материал из романа.

    3. Заключение

    Здесь надо повторить тезис или перефразировать его, не забыв упомянуть автора романа.

    И.С. Тургенев с уважением относится к своему герою, но «проверяет» на прочность его взгляды, проводя Базарова через страницы романа, показывая, что путь человека не исчерпывается и не мотивируется его мировоззрением, а жизнь не равна простой сумме знаний. Путь Базарова как нельзя точнее выражается в народной поговорке: «Жизнь прожить – не поле перейти». Только жаль, что герой понял это слишком поздно.

    Следите за тем, чтобы в сочинении звучало слово «путь», «движение», то есть ключевые слова темы.

    ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ

    по теме «Дорога без начала и конца»

    «Дорогу осилит идущий», – сказал когда-то мудрец. На первый взгляд, это обычная, банальная фраза для тех, кто находится в пути, жизненном или духовном. Попробуем вдуматься в эту фразу. Смысл этой фразы намного шире и глубже, чем мы увидели в первый раз. А ведь и вправду, жизненную дорогу осилит уверенный, целеустремлённый и упорный человек. Любое дело можно довести до логического конца, если прикладывать к нему усилия. И тогда любая дорога будет нам по плечу.
    Часто, находясь в дороге, мы заводим случайные знакомства и доверяем незнакомым людям самые сокровенные мысли. Так случилось и с М.А. Шолоховым, когда ему встретился на пути Андрей Соколов. При знакомстве Андрей рассказал писателю о своей жизни и судьбе. Так родилась замечательная повесть «Судьба человека».
    Главным героем этой повести является обычный русский человек с самой обычной судьбой. До начала войны он работал на заводе, женился, обзавёлся детьми и жил, как самый обычный человек, но война расставила всё по-своему.
    Андрей Соколов вместе со своим старшим сыном добровольно уходят на фронт. Долго воевать ему не пришлось, так как он попал в плен. Находясь в плену, Андрей ведёт себя очень мужественно и храбро. Эпизод допроса Андрея Соколова – один из самых сильных эпизодов. Герой, не закусывая, пьёт три стакана водки за свою погибель и победу советской армии! Вызывает уважение и эпизод в тюремной камере. Даже там он ведёт себя как Человек с большой буквы – делится куском сала и хлебом со всеми сокамерниками. Этот поступок является ярким примером взаимопомощи и поддержки в тяжёлый период. После побега из плена, Андрей попадает к нашим, а после госпиталя он едет навестить свою семью. Горе, отчаянье, ужас охватывают его, когда он на месте своего дома видит воронку. Жена с двумя сыновьями погибла…Кульминацией повести является эпизод встречи Андрея с мальчиком Ванюшей, которого он решает усыновить. До глубины души потрясают слова Вани: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдёшь!» Ваня вернул к жизни Соколова, а тот дал шанс на жизнь Ване.
    Прочитав это произведение, я задумался о главном герое, о его нелёгкой судьбе, и мне захотелось перенять его лучшие черты. Действительно, с таким характером, как у него, можно осилить любой путь. Наша жизнь – это большая, неизведанная и сложная дорога, которую предстоит нам пройти. Сейчас мы – выпускники 11 класса. Через полгода окончим школу, разлетимся в разные стороны и выберем каждый свою дорогу. И только от нас будет зависеть, как мы пойдём по своему пути.

    Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?

    На участие в итоговом сочинении заявлено 5930 человек, из них 5836 – выпускников текущего года, 79 – обучающихся СПО, 15 – выпускники прошлых лет. Итоговое изложение напишут – 219 человек.

    Для Тульской области выбраны следующие темы:

    – Когда хочется остановить мгновенье?

    – Что дом может рассказать о своем хозяине?

    – Какие качества раскрывает в человеке любовь?

    – Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь это постоянный выбор?

    – Чтение литературного произведения труд или отдых?

    Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание будет осуществляться комиссией образовательной организации.

    Результатом итогового сочинения будет «зачет» или «незачет», который станет известен 16 декабря 2015 года.

    Всегда ли достаточно родиться гением, чтобы стать великим человеком? Или моно стать гениальным благодаря трудолюбию? Я думаю, что именно эти проблемные вопросы поднимает в своём тексте Н.Михайлов. Автора волнует данная проблема, поэтому он и нас стремится привлечь к совместным рассуждениям.

    В своём тексте Михайлов говорит о феномене гениальности. Наука до сих пор не может объяснить природу уникальных способностей. Одни учёные считают, что «дети индиго» рождены от брака с инопланетянами, другие думают, что появление таких детей – это результат генетического сбоя. Также в качестве аргумента автор рассказывает историю восьмилетней девочки, которой грозит инвалидность. При всём этом она прекрасно рисует, учит иностранные языки. Разве это не чудо? Только «источник «чуда» здесь – родители, которые сделали всё возможное и, вероятно, невозможное для своей дочери». В конце текста Михайлов задает риторический вопрос: «Стал бы мальчик Саша Пушкин гениальным поэтом, не окажись он в.

    По запросу «согласны ли вы с мыслью что жизненный путь это постоянный выбор» найдено совпадений: 27

    . в режиме видеоконференцсвязи провела встречу с представителями родительских комитетов общеобразовательных организаций, . Л.В. Балиной на встрече с родителями в режиме видеоконференцсвязи 2 . . Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор .

    . 4. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор? . прошли проверку на самостоятельность написания. Все эти работы дальше не оценивались. Из . работ наибольшие проблемы у участников возникли с соответствием выбранной теме, 64 работы .

    Выпускники Воронежских школ успешно справились с итоговым сочинением (изложением) Почти 10,5 . 4. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор? . Для 160 обучающихся, получивших неудовлетворительный результат (это 1,56% человек), а также.

    Человеческая жизнь состоит из огромного количества событий. В них он может проявить себя по-разному. Делая выбор, человек проявляет свой характер. Иногда одно-единственное решение влияет на всю оставшуюся жизнь. Слабохарактерные люди в критических ситуациях могут сдаться, отказаться от ранее сделанного выбора, изменить себе или людям, которые им верят. А сильные готовы до последнего стоять на своём даже тогда, когда речь идет об их жизни.

    Подтверждением моих слов может служить повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Мы видим силу характера Петра Андреевича по тем решениям, которые он принимает в трудные минуты жизни. Он не робеет перед Пугачевым и не дает ему своей присяги, не предает Родину. На суде не стремится спасти свою шкуру, а сохраняет честь Маши.

    Рассмотрим других героев этого произведения и попробуем их понять через поступки, которые они совершают.

    Отец Гринева, верой и правдой служивший Отечеству, отрекается от сына, когда приходит время.

    Я считаю, многие будут согласны с тем, что жизнь-это постоянный выбор. Мы выбираем ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Начиная с бытовых (выбор между чаем и кофе на завтрак) и заканчивая судьбоносными (выбор профессии или второй половинки).
    Пауло Коэльо говорил: “Человек должен делать выбор. В этом состоит его сила в могуществе решений.” И ведь правда, всю свою жизнь мы стоим на перекрестке. Когда мы начинаем начинаем разбираться в своем поведении, мы получаем возможность выбора своего жизненного пути. Выбор приходит с началом сознательной жизни человека, взаимоотношений с другими людьми. Это начинается с детства, когда мы выбираем какую- то игрушку, выбирая из множества других. Мы взрослеем и начинаем принимать более серьезные решения: с кем дружить, а от кого держаться подальше. Позже, в школе, мы выбираем в какую компанию нам войти. Тут же, мы выбираем себе профессию. И с возрастом проблем и вопросов становится только больше.
    .

    Невозможно не согласиться с мыслью, что жизнь – это постоянный выбор. И это касается не только каждодневных жизненных ситуаций, когда мы думаем, какую одежду носить, что есть или пить. Одним из важнейших выборов становится, конечно же, выбор профессионального поприща. Но, наверное, самыми важными моментами в жизни являются ситуации, в которых мы вынуждены делать тот или иной выбор, основываясь на наших морально-нравственных представлениях. Сказать правду или промолчать, дружить с тем, кто тебе действительно близок, или с тем, с кем выгодно, пойти не предательство или не пойти, простить или предать наказанию… Нередко этот выбор очень мучителен, поэтому часто людям кажется, что, лишившись возможности выбирать, они стали бы намного счастливее.
    Так, Е. Замятин, автор романа-антиутопии «Мы», описывает идеальное государство, где жители давно лишены любого права выбора. Устами героя R-13 автор.

    Сочинение на тему «Согласны ли вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?» 5.00/5 (100.00%) 5 votes

    Согласны ли вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
    Дни летят один за одним, да так быстро, что часто не замечаешь пролетевший день и не успеваешь анализировать прожитое. А нужно ли это? И зачем? У каждого на этот счет свое мнение. Кто-то скажет: « наконец-то день закончился, и хорошо. Проснуться бы завтра». Кому-то вообще все безразлично на все и всех, а кто-то задумается, правильно ли он его прожил, не обидел ли кого. Ведь от плохого поступка, зависит настроение других людей, и часто просто можете изменить жизнь человека.

    Просыпаясь утром, мы уже стоим перед первым выбором, вставать ли с постели? Нужно ли идти на работу, в школу, на встречу… Каждый наш безответственный поступок влечет к определенным последствиям. Иногда к хорошим, и это хорошо, но все может пойти и в обратную сторону.
    Прежде чем, что-то сделать, необходимо.

    Москва, Санкт-Петербург, Тула, Воронеж, Краснодар, Ростов, Нижний Новгород, Киров, Уфа, Крым и другие.

    Когда хочется остановить мгновение?

    Обычно люди желают остановить мгновенье в тот момент, когда они с ужасом понимают, что его, как и миллиарды следующих, уже никогда не вернуть. Заморозить реальность хочется и в миг, когда удается увидеть что-то очень красивое и завораживающее: горный пейзаж, к примеру, или закат солнца. Однако мне кажется, что чаще всего желание остановить мгновение появляется тогда, когда это самое мгновение является самым счастливым за долгое время. Например, когда находишься рядом с человеком, которого любишь.
    Героиня романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита», обретя в лице Мастера свою любовь и свой смысл жизни, наслаждалась каждым мгновением, проведенным с ним. Однако в те дни, когда в их отношениях наступил сложный период, когда Мастера начала охватывать душевная болезнь, Маргарита.

    Жизнь — это постоянный выбор. Все, что мы проявляем в своей повседневности, есть прямой результат наших выборов. Следовательно, выбор нужно делать после всестороннего, тщательного анализа всех доступных альтернатив. Не будем забывать также, что даже наши перспективы возникают из сделанных нами сознательных выборов. Поэтому нужно всегда учитывать ответственность, которая стоит за каждым сделанным выбором. Я понял все это, будучи мастером выбирать худшее. Мои первые два панорамных обозрения жизни явственно дали мне это понять. Я лично хорошо знаю, что мы несем человеческую ответственность за то, чтобы проявлять духовность, и духовную ответственность за то, чтобы быть людьми. Компонент свободной воли выходит на поверхность нашей жизни прямо на стыке этих двух реальностей.

    В трехмерном пространстве духовным существам, пребывающим в человеческой форме, была дарована свобода созидать, изменять, модифицировать и перекраивать свою реальность, основываясь исключительно на своих.

    Сначала я не до конца понимала, зачем же нужно такое итоговое сочинение по литературе, ведь есть сочинение в ЕГЭ по русскому языку. Но потом поняла, что всё-таки это хорошая идея, и этот экзамен показывает, насколько школьник умеет логически выстраивать свои мысли, анализировать не только литературу, но и художественные фильмы, социологические книги. Например, у нас дают дополнительный балл за сочинение, если мы привели метапредметный аргумент. А сочинение в ЕГЭ по русскому всё же не так хорошо показывает умение анализировать, там больше важен определенный план и конкретные фразы.

    Я писала работу на тему «Что дом может рассказать о своем хозяине?». Изначально готовилась к двум направлениям: «Время» и «Дом». Но тема, предложенная по направлению «Время» мне не очень понравилась, так как я не могла придумать аргументы. А вот по теме «Дом» я сразу знала, какие литературные произведения я могу привести в качестве аргументов, и один из них был по роману Булгакова «Белая гвардия».

    О выборе жизненного пути

    Некоторым людям может повезти в жизни, но это везение радует их не всегда. Тех, кого избирает удача, в окружающей жизни гораздо меньше, чем людей иного плана — тех, чей удел — повседневный труд, преодоление препятствий и отсут ствие ярких событий.

    Проблема, представленная в тексте, заключена в следующем. Допустим, человека могут возвысить два неожиданных случая. Один — следствие везения, счастливого поворота судьбы. Второй — признание окружающими заслуг и успехов, достигнутых прежде всего упорством и тяжёлым трудом.

    По какому пути идти, какому курсу следовать, что предпо честь, чего добиваться?

    Комментарий к проблеме. Люди увлекающиеся, любящие эффекты, подверженные быстрой смене настроений, выберут первый путь. Они будут ждать своего счастливого часа, когда им просто повезёт. А другие, люди с более устойчивой нервной системой, трудолюбивые и целеустремлённые, способные при нимать взвешенные решения, выберут путь.

    Что и говорить, отвыкли школьники писать сочинения, теперь вот приходится в срочном порядке осваивать этот жанр. Иначе — никак. Допуск к ЕГЭ получают только те, кто заработает «зачёт» за сочинительство на литературные темы. Впрочем, на этот раз темы итоговых сочинений, предложенные одиннадцатиклассникам, потребовали не столько литературных знаний, сколько умения размышлять над собственной жизнью и жизнью вокруг себя.

    ВНАО предложил высказаться на эти темы тем, кто давно окончил школу.

    Что дом может рассказать о своём хозяине?

    Сергей Хабаров, депутат окружного Собрания:

    — Я часто посещаю сельские населённые пункты НАО по депутатской работе и как руководитель АО «Вита», встречаюсь с жителями. Заходишь во двор, видишь порядок, всё на своих местах, усадьба облагорожена. Деревянный дом покрашен, чистенькие окна в узорчатых рамах, крыльцо прибрано, комнаты не захламлены. Это всегда характеризует хозяина как трудолюбивого, исполнительного и порядочного.

    Что и говорить, отвыкли школьники писать сочинения, теперь вот приходится в срочном порядке осваивать этот жанр. Иначе – никак. Допуск к ЕГЭ получают только те, кто заработает «зачёт» за сочинительство на литературные темы. Впрочем, на этот раз темы итоговых сочинений, предложенные одиннадцатиклассникам, потребовали не столько литературных знаний, сколько умения размышлять над собственной жизнью и жизнью вокруг себя.

    ВНАО предложил высказаться на эти темы тем, кто давно окончил школу.

    Что дом может рассказать о своём хозяине?

    Сергей ХАБАРОВ, депутат окружного Собрания:

    – Я часто посещаю сельские населённые пункты НАО по депутатской работе и как руководитель АО «Вита», встречаюсь с жителями. Заходишь во двор, видишь порядок, всё на своих местах, усадьба облагорожена. Деревянный дом покрашен, чистенькие окна в узорчатых рамах, крыльцо прибрано, комнаты не захламлены. Это всегда характеризует хозяина как трудолюбивого, исполнительного и порядочного.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

    1. О целях и задачах проведения итогового сочинения (изложения)

    2. Общий порядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения)

    3. Проверка итогового сочинения (изложения)

    4. Итоговое сочинение

    Особенности формулировок тем итогового сочинения

    Инструкция для выпускников, пишущих итоговое сочинение

    Образцы формулировок тем итогового сочинения

    Подготовка к итоговому сочинению

    5. Итоговое изложение

    Особенности текстов для итогового изложения

    Инструкция для выпускников, пишущих итоговое изложение

    Образец текста для итогового изложения

    Процедура проведения итогового изложения .

    Сама по себе жизнь человека – это самое лучшее, загадочное и достаточно длительное событие. Сложно понять, кто даёт её нам, и кто забирает потом. Её уникальность заключается в том, что она неожиданно зарождается, кажется очень долгой, практически бесконечной, и, в то же время, очень быстро проходит. Кому-то хватит и несколько часов, чтобы рассказать всю свою жизненную историю, а кому-то будет мало и целой недели для своего рассказа.
    Если рассматривать жизнь как определённую систему, то можно с уверенностью сказать, что она состоит из определённых элементов. В качестве самых главных элементов можно считать выбор. С ним мы сталкиваемся каждый день. Утро любого человека начинается с самого обыденного выбора – выпить чашку чая или крепкого ароматного кофе, позавтракать или дотерпеть до обеда, пройтись пешком или поехать на общественном транспорте и т.д. Иногда кажется, что от такого мелкого выбора в жизни человека ничего не зависит, но это совсем не так.

    Сочинения по темам центрального региона

    5 сочинений по темам “Итогового сочинения 2015/16”.

    Москва, Санкт-Петербург, Тула, Воронеж, Краснодар, Ростов, Нижний Новгород, Киров, Уфа, Крым и другие.

    Когда хочется остановить мгновение?

    Обычно люди желают остановить мгновенье в тот момент, когда они с ужасом понимают, что его, как и миллиарды следующих, уже никогда не вернуть. Заморозить реальность хочется и в миг, когда удается увидеть что-то очень красивое и завораживающее: горный пейзаж, к примеру, или закат солнца. Однако мне кажется, что чаще всего желание остановить мгновение появляется тогда, когда это самое мгновение является самым счастливым за долгое время. Например, когда находишься рядом с человеком, которого любишь.
    Героиня романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита», обретя в лице Мастера свою любовь и свой смысл жизни, наслаждалась каждым мгновением, проведенным с ним. Однако в те дни, когда в их отношениях наступил сложный период, когда Мастера начала охватывать душевная болезнь, Маргарита перестала ценить эти минуты и стала чаще проводить время вне дома. После того как любимый пропал, у девушки было время подумать над своими чувствами, и позже, следуя по нити событий, мы видим, через какие трудности готова была пройти Маргарита, чтобы вновь вернуть любимого. За то, чтобы снова увидеть Мастера, девушка продала душу дьяволу, побывала на балу у сатаны и перетерпела ужасные муки, а тот момент, когда герой вновь оказался в её объятиях, был, наверное, самым долгожданным за всю её жизнь. Я думаю, что тот миг, в котом девушка вновь встретила любимого и поняла, что никто и никогда больше не сможет их разлучить, героиня хотела бы остановить навечно. И, кажется, Воланд дал ей такую возможность.

    Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», судя по всем признакам, не был способен на любовь. Но я склоняюсь к тому, что Григорий Александрович просто подавлял в себе это чувство, и на самом деле готов был навсегда остановить время, чтобы остаться с девушкой, чью жизнь успел изрядно искалечить. Судя по образу мышления героя и циничному отношению к жизни, трудно сказать, что в его разум могла попасть подобная мысль, однако из эпизода с погоней на коне мы узнаем истинные чувства героя. Его волнение, заставляющее Печорина бешено гнать коня, резкие, судорожные и в какой-то степени отчаянные движения показывают, что если бы он все-таки догнал карету с Верой и успел бы хоть на миг увидеть это девушку, он пожелал бы растянуть этот миг на всю свою оставшуюся жизнь. Но, к сожалению, этого мига не наступило, и герой предпочел заглушить в себе былое желание и больше никогда ничего подобного не чувствовал.

    Остановить мгновение невозможно – время уходит бесследно, это подтверждают и примеры, приведенные выше, и простой жизненный опыт. Однако приблизить какой-то миг и постараться выжать из него самый максимум может каждый из нас. Поэтому важно ценить данное нам время и пользоваться каждым мгновением своей жизни, ведь это все, что у нас есть.

    Что дом может рассказать о своём хозяине?

    Издревле известно, что дом еще с момента постройки начинает накапливать энергетику своего хозяина и со временем будто бы образовывает слепок его души. По размеру жилья, по его внешнему и внутреннему облику, по мелким и крупным говорящим деталям быта можно определить характер хозяина, его склад ума, уклад жизни и даже душевное состояние. Неслучайно дом является одной из ключевых деталей, с помощью которых писатели раскрывают образ персонажа.

    Например, в романе И.А. Гончарова «Обломов» образ комнаты Ильи Ильича не просто идентичен по своей сути главному герою. Квартира со всеми многоговорящими деталями очень ярко дополняет образ своего хозяина. В её описании автор употребляет словосочетание «с первого взгляда» – «…с первого взгляда казалась прекрасно убранною…», и позже, следу по сюжету, мы понимаем, что и сам Обломов лишь с первого взгляда деятелен – все его существование, описанное в самом начале произведения, лишь имитация жизни. О лени хозяина и его слуги говорит множество деталей: паутина и пыль повсюду, осевший диван, отклеивающееся с мебели дерево, пятна и залежалые остатки еды и многое другое. О его бездеятельности – пыльные страницы книг, прошлогодние газеты и засохшая чернильница. Все это прекрасно характеризует образ Ильи Ильича Обломова и как ничто другое описывает его внутреннее состояние, его характер и образ жизни в целом.
    Н.В. Гоголь в романе «Мертвые души» очень точно использует прием художественной детали для полной передачи образов помещиков. Так, с помощью описания дома Собакевича, автор познакомил нас с героем еще до его появления в сюжете. Читая описание поместья, мы видим ошарашивающую своей величиной деревню и крепкие, добротные, сделанные на совесть постройки. Сам дом сделан «для удобства», а его стены Н.В. Гоголь даже характеризует как «дикие». Все постройки, включая и сам дом, кажутся неказистыми и кривыми, однако очень грубыми, прочными и полновесными. То же самое автор описывает и внутри дома: каждый элемент декора своими размерами, своим видом и прочностью напоминает хозяина дома, и позже, знакомясь с самим Собакевичем, мы в этом убеждаемся. Н.В. Гоголь делает акцент на том, что герой похож «на средней величины медведя» и во всех своих качествах не уступает своему поместью. И даже в том, как Собакевич ведет дело, герой проявляет себя как крепкий хозяин, «человек – кулак»: он знает все имена и достоинства своих крепостных, не упускает ни единой возможности обмануть и даже вводит в список продаваемых душ свою жену. Поместье и дом Собакевича являются деталью, полностью выражающей и дополняющей образ Собакевича как человека тучного, грубого, прочного, незыблемого, неказистого и больше похожего на животного, нежели на человека.

    Таким образом, легко сделать вывод, что жилище, как изнутри, так и снаружи, может полностью раскрыть образ своего хозяина: как с хорошей, так и с плохой стороны. Дом раскрывает все черты нашего характера, и даже те, что мы тщательно пытались скрыть.

    Какие качества раскрывает в человеке любовь?

    Любовь – это то чувство, которое, подобно лакмусовой бумажке, выводит наружу все качества человека и все грани его характера. В художественной литературе даже существует такой прием как «проверка любовью» – один из признаков достойного персонажа с чистой, неиспорченной противоречиями душой. Именно в ходе такой «проверки» зачастую выявляются многие качества, с первого взгляда не заметные читателю.
    Например, в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» автор показывает нам, какую градацию перемен проходит главная героиня. Мы знакомимся с ней в тот момент, когда она одиноко прогуливается по городу с желтыми цветами в руках – уже из этого факта сам по себе возникает вывод о том, что женщина не была особо привязана к своему супругу, к тому же, и самого Мастера поразило её «необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах». Затем, следуя по сюжету романа, обращая внимание на предысторию каждого персонажа, мы понимаем, что Маргарита не испытывала особой страсти в браке, в ней не было привязанности и трепета по отношению к супругу, в её поведении даже можно было заметить оттенки гордости, в свободное время она предпочитала находиться одной. Но с приходом в её жизнь Мастера, с приходом настоящей, искренней, страстной, глубокой любви все предыдущие предрассудки Маргариты словно улетучились – не стало ни одиночества в глазах, ни оттенков гордости, девушка абсолютно все свое время проводит с любимым, сочувствуя и сопереживая ему, она буквально живет его творчеством, а позже даже продает душу дьяволу за то, чтобы вечно находиться рядом с Мастером. Любовь раскрыла в главной героине преданность и жертвенность, степень которых, наверное, даже самая героиня без любви к Мастеру не могла себе представить.

    Иногда любовь кардинально меняет характер человека и даже способствует взрослению личности. Так произошло с героем романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петром Гриневым. Мы знакомимся с ним, когда тот только переходит порог взросления, но все еще остается слегка избалованным птенцом, только что вылетевшим из-под уютного крыла любящей матери и слегка безразличного отца. Затем, встретив Марию, герой влюбляется и это сначала заставляет его действовать опрометчиво, растрачивая время на бесполезные дуэли, подвергая тем самым риску собственную жизнь. Однако и этот поступок уже был достоин уважения, ведь тем самым Петр защищал честь возлюбленной, что уже является подвигом, о каком ранее Гринев даже не помышлял. И с течением времени чувства героя все больше и больше усиливаются, в нем появляется твердый героизм и чувство собственного достоинства, поэтому герой не боится ни Пугачева, ни смерти и даже жалеет когда-то ненавистного, а теперь до ужаса жалкого Швабрина. Любовь окрыляла его и поддерживала в трудные минуты, каких было немало, давая толчок к действиям. Она раскрыла в нем невероятную храбрость и героизм, а также чувство собственного достоинства.

    Однажды почувствовав любовь, человек запускает в себе механизм изменения характера, который начинает работать усерднее с усилением чувств. Благодаря этому зачастую человек раскрывает в себе новые качества, доселе ему неизвестные.

    Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?

    Невозможно отрицать тот факт, что жизнь – это череда событий и всевозможных решений. Все, что происходит в нашей судьбе, является следствием наших поступков, поэтому важно осознанно подходить к любому выбору и уметь вовремя отказать от своих убеждений, либо вовремя убедиться в их исключительной верности.

    Жизненный путь Григория, главного героя романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон», был полон ситуаций, в которых нужно было делать серьезные решения. Говоря о нравственном выборе героя, сказать однозначно, во всех ли ситуациях его решения были правильными и верными, нельзя. Но Григорий на протяжении всего романа руководствуется только своими собственными убеждениями и принципами, всегда думает о своих близких и всеми силами пытается угодить всем, при этом иной раз сам оказываясь ни с чем. Сначала Герой метается от Натальи к Аксинье, позже, на войне, его душу терзают противоречия – его добрая натура против кровопролитий, однако убийство австрийца совершилось, и кровь его навсегда останется на руках Григория. Герой также несколько раз пытается сделать выбор, быть на стороне красных или на стороне белых, но что бы он не совершал, каким бы метаниям не подвергался и какой бы выбор ни делал – Григорий всегда возвращался домой, ведь сердце его желало лишь семейного счастья и спокойствия.

    Зачастую жизнь предоставляет человеку выбор с целью так называемой «проверки»: проверки любовью, дружбой, семьей. Герою романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» приходилось ни раз проходить такую «проверку», приходилось ни раз делать выбор, несущий за собой логичные последствия. Евгений метался между городским обществом и деревенским, попутно выражая пренебрежение к обоим категориям. Изначально он сделал выбор в пользу одиночества и отказал Татьяне в чувствах, попутно проведя с ней нравоучительный разговор. Но противоречивость героя сыграла с ним злую шутку: в тот момент, когда нужно было выбирать в пользу дружбы, герой испугался общественного мнения. Мнения того самого светского общества, к которому, казалось бы, испытывал неприязнь. Евгений согласился на дуэль и убил прекрасного поэта, позже получив по заслугам. Судить нельзя, однако, мне кажется, что есть бы герой попробовал сделать выбор, опираясь на свою совесть, то история приобрела бы совершенно иное направление.

    Безусловно, жизнь – это постоянный выбор. И всегда важно помнить, что каждое наше действие, любой наш выбор может повлиять на будущее и изменить его. И насколько верным будет решение, насколько правильным с точки зрения нравственности будет посыл– настолько светлым будет наше будущее.

    Чтение литературного произведения – труд или отдых?

    Ни для кого уже не является секретом тот факт, что чтение способствует умственному, духовному и физическому развитию человека и существенной градации его способностей и мироощущения в целом. Однако даже при наличии всех этих плюсов, чтение не пользуется у людей таким спросом, как, к примеру, телевидение или компьютерные игры. Существует особый пласт людей, принципиально не читающих книги, есть и те, кто просто не может заниматься этим по каким-либо причинам. Остальные же читают либо для повышения умственных способностей, либо для устранения стресса или легкой отрешенности от реальности – другими словами, для отдыха. И нельзя точно сказать, что есть для человека чтение: ситуации могут быть разными, и вариации их использования тоже многочисленны.

    Например, для героя из романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» с самого детства чтение было лишь глаголом, не имеющим за собой какого-либо смысла, а книга – предметом, о котором он мог случайно услышать от родителей. В свои 30 лет Чарли имел уровень развития ребенка, и лишь после операции и долгой и мучительной терапии он смог взять в руки книгу и попытаться её прочесть. Это, совершенно точно, нельзя было назвать отдыхом. Чтобы связать вместе буквы, и, тем более, слова, Чарли пришлось очень сильно постараться, и первое время он не заходил дальше одной страницы. Однако упорство героя помогало ему перебарывать свою боль и с течением времени наращивать количество и качество прочтенного текста. Поистине, чтение было для Чарли частью работы – долгой и мучительной работы над собой.
    Совсем по-другому занималась чтением художественной литературы героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна, в отличие от её сестер и других членов семьи, сплетням предпочитала чтение художественных произведений. Она действительно наслаждалась книгами и буквально жила ими. Девушка представляла себя одной из героинь любимых романов и, погружаясь в этот мир «обольстительного обмана», создавала в своем сознании идеальные образы. Татьяна, будучи личностью незаурядной, пыталась отгородиться от обывательства и пошлости окружающей её реальности, и в этом ей помогали книги: они стали её отдушиной.

    Для кого-то книги могут быть причиной нервных расстройств, для кого-то ежедневным стимулятором мозга. Кому-то они мог приносить счастье и расслабленность, а для кого-то служить наказанием. Единого мнения не существует: читать или не читать – выбор каждого. Однако это ни в коем случае не может умалять заслуг художественных произведений.

  • Ссылка на основную публикацию