Сочинение на тему Описание местности 6 класс

Сочинение Описание местности 6 класс

Я живу в большом светлом шестнадцатиэтажном доме на десятом этаже. Из окна я вижу полосу горизонта с лесом, а когда нет облаков, то открывается вид на красивый закат. В нашем районе немного высоких современных домов, а в основном маленькие частные дома на одну семью. Хотя, в последнее время новостроек рядом становится все больше.

Наш район очень красивый. Летом, когда распускаются все листья и начинают цвести цветы, все словно расцветет вокруг. Появляются бабочки, расцветают цветы, прилетают птицы. А зимой на ветках деревьев собирается снег и все вокруг становится похожим на сказку.

Рядом с нашим домом есть продовольственный рынок, несколько магазинов продуктов, одежды и строительных материалов. В этом году у нас появились красивые детские площадки и несколько парков, где можно гулять. На площадках появились новые качели и горки, а в парках все стало совершенно по-другому. Появились новые красивые дорожки, современные фонари, а так же новый газон, по которому нельзя ходить.

Недалеко от нашего дома проходит железная дорога, по которой можно добраться и в город и в область. Раньше железнодорожные пути были открыты, но теперь их закрыли большими бетонными щитами, и поэтому люди перебегать через железную дорогу перестали.

Напротив моего дома в старом красном кирпичном здании есть почта. Через дорогу есть школа, в которой недавно сделали ремонт. Почти рядом со школой находится поликлиника, в которой лечат и детей и взрослых. На территории рынка и в некоторых домах есть несколько аптек.

У нашего района хорошая транспортная доступность. Почти под нашим окном находится автобусная остановка. В прошлом году павильоны остановок тоже поменяли и теперь на месте старых и некрасивых стоят новые и современные.

В прошлом году на дорогах нашего района появились светофоры и дорожные знаки. Дорога, по которой ездят автомобили, тоже стала красивой и современной. Появились новые бордюры и дорожная разметка.

Мне нравится наш район. В последнее время здесь все меняется к лучшему. Понемногу из заброшенного и старого он становится все более новым, идущем в ногу со временем. Здесь очень красиво, спокойно и есть все, для того, чтобы учиться и жить.

Описание 2

Вот уже как 3 месяца я отдыхаю у бабушки. Но отдых мой не совсем стандартный, все внуки просто едут на дачу за 100 километров от Москвы, а моя поездка совсем не такая. Я летела к моем бабуле на самолете. Все свое детство я проводила здесь — в Молдове. Молдова — это одна из стран бывшего СССР, столица стран — Кишинев.

Я провожу здесь все свои школьные каникулы. Мне нравится здесь все. Город этот намного зеленее Москвы. Тут летом очень жарко, а зимой совсем не холодно. Тяжело описывать то, что видишь каждый день, то что становится обыденным глаза жителя города. Но сейчас я расскажу вам о моей любимой улице — где я провожу все свое лето.

Бабушка живет в Кишиневе. Кишинев город не большой, но очень зеленый. Улица наша называется Измаил — это одна из главных улиц. Не смотря на то, что до центра рукой подать, вдоль нашей улицы высажено очень много деревьев. Половина из этих растений — грецкий орех. Да! – это особенность города. Тут не растет привычная нам береза, тут ее заменяет грецкий орех — он повсюду.

Улица моя длинная и находится в историческом центре. Относительно главного бульвара — мы перпендикулярно. По мои примерным расчетам длина составляет примерно 3-4 километра. Наш дом стоит в начале улицы, а вот уже через пару кварталов, в центре нет многоэтажек- там только маленькие домики.

Когда я выхожу из подъезда, то сразу упираюсь в маленький торговый центр. Если же сверну правее, то там будет колонка с водой откуда мы берем воду. А если наоборот пойти налево, то эта дорожка выведет к центру города.

По-мимо торгового центра, прямо напротив дома есть вещевой рынок — Тираспольский. Здесь можно купить все, что угодно — бабушка всегда туда ходит.

Магазины конечно тоже есть — как же без них! Так как это центр, то ларьков тут полно, но я не люблю в них ходить, выбор там невелик. Я хожу в два больших центра, которые расположились примерно в метрах 700-800. Когда я выхожу из дома, я поворачиваю на перпендикулярную улицу ( бульвар Дмитрия Кантемира) и иду примерно минут 7. Тут есть сразу 2 супермаркета друг напротив друга. Это очень популярный район — и здесь всегда оживленно. Летом около этих центров ставят трассу для трека, а зимой строя подогреваемый каток. Я часто зимой прихожу сюда с коньками. Здесь весело.

Надеюсь, вы смогли себе представить, как выглядит моя улица — зеленая, шумная, веселая, нарядная. Кишинев — он не похож на Москву, но именно поэтому я его и люблю.

Также читают:

Картинка к сочинению Описание местности

Популярные сегодня темы

Произведение представляется писателем в виде сатирической комедии, в которой на примере образов основных персонажей демонстрируется порочность и гнилость общественного порядка первой половины девятнадцатого века.

Сатирическую сказку «Пропала совесть» М.Е. Салтыков-Щедрин написал в 1869 году. Здесь автор изложил свои размышления на тему жизни, нравственности, морального разложения общества в то время.

Картина «девушка, освещенная солнцем» была написана Валерием Серовым в 1888 году, летом в усадьбе своих родственников. На портрете изображена двоюродная сестра художника Мария Симовичь, чьё изображение стало так популярным и известным

Роман Михаила Булгакова Мастер и Маргарита давался писателю нелегко. К этому произведению он был особенно требователен, ибо в эту книгу Михаил Афанасьевич вложил все свои переживания

Урок развития речи в 6 классе по теме «Описание места»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок развития речи в 6 классе по теме «Описание места»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_razvitiya_rechi_v_6_klasse.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе по теме

Учитель русского языка

и литературы О.В.Годунко

– учить строению текста типа описание

– учить находить в художественной литературе средства выразительности, при помощи которых автор рисует обстановку

– учить применять данные приёмы в своей речи

– прививать любовь к слову, его звучанию, правильному произношению

– пополнять лексикон учащихся

– воспитывать любовь и уважение к выдающимся соотечественникам, мастерам русского слова.

ОБОРУДОВАНИЕ: творческие работы учащихся, демонстрационные иллюстрации, подготовленные учащимися при прочтении заданного на дом текста ;

подобранные самостоятельно тексты типа описание места, любое самостоятельное творчество, к которому эти тексты вдохновляют;

фонограммная запись музыки на стихотворение С.А.Есенина “Задремали звёзды золотые..

толковый словарь и словарь синонимов; карточки-схемы предложений.

(беседа по вопросам с проверкой домашнего задания)

На прошлом уроке мы приступили к изучению типа речи “Описание”

1) Чем отличается описание от повествования? (в тексте-повествовании говорится о сменяющих друг друга действиях, а в тексте-описании – об одновременных признаках чего-либо)

2) Какие различают описания в зависимости от того, что описывается? (описание предмета, например, человека, животного, вещи. др -описание места-описание состояния (человека, природы)

3) А с точки зрения стилистики, с каким описанием мы работаем? ( художественным)

4) Вспомните, какая речевая ситуация характерна для художественного стиля речи?

(Р.С. – один говорит для многих с целью воздействия)

5) А можем ли мы с вами воздействовать друг на друга, например, своим сочинением – описанием? (можем)

6) А что нужно для того, чтобы уметь воздействовать на читателя? (ответы ребят)

А этому всему надо учиться.

7) Итак, вспомним, как строится описание места.

Опорный конспект у ребят имеется:

* говорится о предметах и их местоположении;

* схема: Д (где?) – место — Н (что?) – предмет (Д – данное, Н – новое)

– наречия места, н-р, рядом, вблизи, слева, недалеко

– прилагательные – уточняют, помогают нарисовать

– предложения без глаголов-сказуемых н-р, Налево – шкаф с книгами.

8) Кто желает зачитать свои работы с использованием полученных на прошлом уроке знаний? (чтение 1,2 домашних миниатюр)

Задача сегодняшнего урока – проанализировать ряд фрагментов текстов типа описание места выдающихся мастеров слова, известных вам писателей и поэтов , для того, чтобы увидеть, как писатели, применяя знания законов художественной речи, создают произведения искусства, а главное, учиться подражать мастерам русского слова.

1) Послушайте фрагмент текста, ответьте , можно ли считать данный текст описанием места ?

Чтение текста учителем ( упр.№688 учебника 6 класса М.М. Разумовской)

Издали, с пригорка, спокойно поглядывают на приезжего длинные бревенчатые дома, вытянувшиеся в цепочку. С противоположной стороны подпирает село высокий холм. На холме шумит берёзовая роща. Под холмом – ключ. Над ним небольшой теремковый сруб Между лесами затеряны поля, засеянные рожью, пшеницей и льном.

( Да. Это описание места)

2) Определите стиль.

4) В чём особенность этого фрагмента?

5) Обратите внимание на глаголы-сказуемые , как автору удалось обойтись без глаголов “находится”, “есть”, “имеется”?

( писатель применил приём олицетворения)

6) Покажите олицетворение.

7) Найдите предложения, в которых опущены глаголы-сказуемые. Какова их роль?

( при их помощи автор избегает неоправданного повтора)

(при их помощи постигается краткость, точность изложения)

8) Найдите предложения с причастными оборотами.

9) Какова их роль в тексте?

(помогают нарисовать предмет)

10) Проследим это.

Выпишите I и последнее предложения текста;

1 – Женя – у доски

2 – Паша – у доски

– Схематически докажите пунктограммы.

– 1 предложение – слово “приезжий” : какой частью речи является?

( существительное, образовано переходом из одной части речи в другую)

– С точки зрения орфоэпии это слово ошибкоопасно при произношении или ударении?

– Продемонстрируйте это транскрипцией.

– Выполните морфемный и морфологический разбор причастия

– 2 предложение – объясните пунктограммы

– Выполните морфемный и морфологический разбор причастия «затеряны»

– Вернёмся ещё раз к полному фрагменту текста.

Что же предстоит взять отсюда для себя на заметку? (ответы ребят)

ВЫВОД: В художественном описании места используются причастия,

помогающие, как и прилагательные, нарисовать предмет, а также глаголы, олицетворяющие неживые предметы.

Чтение текста учителем (упр. №690)

В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. (Около пня было много опят. ) На срезе пня мягкой шапкой лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. А на кончиках лапок поблёскивали росинки смолы.

2) Тип и стиль речи

3) Найдите “данное” и “новое” и запишите в 2 столбика

( Д (данное) Н (новое)

в осиннике – пень

пень – выводки опят

на срезе пня – мох с кисточками брусники

здесь же – всходы ёлочек

на кончиках лапок – росинки смолы)

4) Удачно ли в тексте 2 предложение?

5) Какие языковые средства использовал писатель, чтобы нарисовать картину?

(олицетворения: опята сторожили, мох лежал, ёлочки ютились)

6) Выберите именные словосочетания из текста.

7) Запишем самые интересные, на ваш взгляд, словосочетания.

в тонкоствольном осиннике

– проведите словообразовательный и морфемный разбор зависимого слова.

рябоватые шляпки рябоватые

какое значение придает оват слову? (чуть-чуть) растолкуйте при помощи подбора синонимов слова линялый – выцветший, полинявший

хилый – слабый, болезненный (словарь синонимов)

– растолкуйте слово ютиться – помещаться на небольшом пространстве (толковый сл.)

8) Выпишите 4-е предложение, объясните пунктуацию.

9) Сделайте самостоятельно вывод о том, какие языковые средства помогли автору нарисовать словесную картину описания места.

10) Ребята, вам понравилась эта зарисовка? Чем? Поделитесь.

Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами эта же картина, выполненная кистью и красками учеником нашего класса Алёшей.

1) Как вы считаете, нашему художнику удалось передать то, что увидел и описал В.П.Астафьев?

2) Чтение текста ещё раз, сравнивая с картиной.

3) Как бы вы озаглавили этот текст? (“Мудрый пень”, “Старый пень”)

4) Перескажите текст, глядя на картину.

5) Алёша, когда ты создавал своё произведение искусства, какие чувства ты испытывал?

– А что, ты считаешь, послужило этому? (тонко подобранные для описания слова)

6) В чём же назначение писателей и поэтов?

(воздействовать на читателя, не оставлять его равнодушным ко всему на нашей планете)

ВЫВОД : Нужно быть очень внимательным к слову писателя и поэта.

Благодаря писателям возникло множество шедевров и в других видах искусства. Опера М.И.Глинки “Руслан и Людмила” написана по одноимённому произведению А.С.Пушкина, музыка к балету “Шелкунчик” по сказке Т.А.Гофмана написана П.И.Чайковским, картина Врубеля “Царевна – Лебедь” создана к сказке А.С.Пушкина, и множество других произведений можно привести в пример. Вот и сегодня фрагмент текста В.Астафьева вдохновил нашего Алёшу к творчеству.

А вот девочек, я знаю, вдохновило стихотворение С.А. Есенина “Задремали звёзды золотые..”

П0ЮТ ПОД ФОНОГРАММУ (изучено на уроке музыки)

Женя тоже изобразила одну строфу стихотворения Есенина кистью.

1) Перескажите письменно по памяти последнюю строфу, которая изображена Женей.

У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: ” С добрым утром!”

2) Эта зарисовка соответствует теме нашего урока? Покажите.

3) Объясните пунктограммы.

4) Поднимите карточку со схемой, которой соответствует это предложение. ( А:”П! ” )

5) орфограмму – шаловливо – шалость

Что же нового вы узнали на уроке о строении текста типа описание места?

Используя полученные знания, написать мини-сочинение описание места (лесной полянки, уголка парка, дворика)

Описание местности в художественном стиле. Улица моего детства

Для каждого человека навсегда остаются в памяти те места, где он родился и провел свое детство. И как бы далеко не забрасывала нас жизнь, но каждого из нас манит к себе домашний семейный очаг, родная улица. После долгой разлуки все кажется более родным и милым сердцу.

Вот так бывает и со мной, когда я приезжаю на летние каникулы в село к бабушке. Улица, на которой она живет – это детство моих родителей, это мое детство.

Она мало чем отличается от остальных улиц села. Здесь находится небольшое предприятие, где можно приобрести или купить

Каждый вечер здесь собираются жители села и обсуждают новости села. В конце улицы находится пастбище и мельница. Параллельно проходит железнодорожная колея, а за ней виднеется лес.

Если стать на краю леса и посмотреть на улицу моего детства, то видно и беленькие домики под красной черепицей, и ровненькие заборы, и все буйство зелени. Я очень люблю эту улицу в разную пору года. Люблю ее уютные усадьбы, приветливые окошки домов, высокие деревья, цветники и дорожки во дворе.

Когда я приезжаю в гости к бабушке, то чувствую, что это мой настоящий дом. Я отдыхаю здесь и телом и душой. Эта улица самая лучшая со всех мест, которые я знаю.

Related posts:

Улица моего детства (описание местности)Моя родная улица, на которой я живу уже четырнадцать лет, расположена в старой части города. На табличке написано: Краснооктябрьская, но ее часто называют по-старому – Конторская. Труднее всего, наверное, описать то, что видишь каждый день, то, что стало привычным. Я стою в самом начале своей улицы и внимательно смотрю вдоль нее. Длинной серой лентой протянулась […].

Сочинение на тему Улица моего детстваУлица детства у каждого своя. Пусть это звучит парадоксально, ведь дома многих людей могут стоять на одной и той же улице… Но дело в том, что каждый ребенок воспринимает эту улицу по-своему. Моя улица совпадала с моим районом, то есть район при станции в лесу был таким маленьким, что там до сих пор только одна […].

Улица моего детстваСветлые воспоминания очень часто связаны с детством. Именно в этот период можно беззаботно жить. Часто в тяжелый момент жизни человек вспоминает детство, но это даже не сам возраст, а эмоции, относящиеся к этому периоду. В жизни существуют вещи, которые не выбирают. Любовь к ним абсолютна и не зависит от обстоятельств. Особое значение в сердце каждого […].

Описание природы в художественном стиле. На лугахЭто цветы сделали луг такими разнообразными и душистыми, поскольку их было чрезвычайно много – синих, красных, белых, оранжевых, всяких-всяких. Смотришь – и глаза разбегаются. Каждая пчелка, каждая букашка летит к какому-то цветку, как к знакомому. Вот ромашка с белыми широкими лепестками и золотой середкой. На нее сел мотылек с цветистыми и легкими, будто лепестки, крылышками. […].

Описание животных в художественном и научном стилеНастала осень, но зайчик оставался все еще сереньким. Ему очень хотелось поменять шубку. Он носился по лесу, выскакивал на соседнее поле, подбирал брошенную морковь, листья капусты. Вот уже почти вся листва облетела, и даже дуб начал осыпаться. А зайчик все еще был в серенькой шубке, которая кое-где уже немного потрепалась, особенно на сторонах. Это стало […].

Лес моего детства (сочинение-описание)План 1. Каникулы в деревне. 2. Встреча с другом-лесом. 3. “Лесная аптека”. 4. “До свиданья, лес!” Воспоминания о лете всегда связаны с лесом. Все дело в том, что летние каникулы я провожу у бабушки в деревне. Я, городской житель, с детства полюбил лес. Солнечным летним утром бегу по тропинке на встречу со своим другом – […].

У реки моего детства (описание природы)Наш старый дом в деревне находится на берегу речки Северский Донец. Дом расположен на высоком берегу, буквально в двадцати метрах от воды. Когда-то он стоял дальше, но постепенно речка меняла русло и подмывала берег, приближаясь к деревне. Часто в летний вечер я сажусь рядом с домом и смотрю на реку. В лучах заходящего солнца в […].

Описание процесса работы из собственных наблюдений в художественном стиле. Бабушкины пирожкиУже на пороге уютного жилья моей бабушки я улавливаю запах пирожков. Ох, эти пирожки! Они такие вкусные! Мы все ее внучки только и хотим скорее приехать к ней в гости на пирожки. Так как ее пирожки, это наше убеждение, – это непревзойденное кулинарное произведение искусства. Бабушка знает, как мы любим ее пирожки, поэтому всегда к […].

В лесу моего детства (сочинение-описание)Даже когда я был совсем маленький, мои родители выбирали время летом или ранней осенью, и мы всей семьей отправлялись в Славяногорск. За все это время жизни в маленьком палаточном городке я успел очень хорошо узнать и полюбить могучий и таинственный славяно – горский лес. Гигантские меловые сосны прямыми, как мачты, стволами уходят ввысь, чтобы почесывать […].

Описание местности на основе личных впечатленийМир, в котором я живу, – прекрасный. Он бесподобно красивый, изысканный и изящный. Влюбиться в его совершенную красоту можно с первого взгляда, с первой птички, которую встретишь на своем пути. Как на меня, особенно заметной эта красота становится именно весной, она приобретает какой-то нежности и женственности, которая просто завораживает и остается в твоем сердце на […].

Дворик детства моего. Сочинение описание по картине “Московский дворик”Церковный звонарь известил городскую окраину о начале нового дня. Но голосистые петухи его опередили. День обещал быть таким же самым, как и погожее утро, изображенное на картине “Московский дворик”, что принадлежит кисти Василия Дмитриевича Поленова, одного из популярнейших художников второй половины XIX столетия. Утро дарит много света и радости. Эта радость льется и от зеленой […].

Сочинение на тему: “Запах моего детства”Моя бабушка живет в деревне под Ростовом. Это тихий и очень красивый уголок, но самое замечательное здесь – березовая роща. Сколько удивительных фантазий возникает при виде обыкновенных русских берез! С детства мне знаком запах и вид этих деревьев. ОТ созерцания этих белоснежных стволов невольно успокаивается душа, на сердце становится теплее и радостнее, возникает ощущение внутренней […].

Зинаида Гиппиус о художественном стиле ЧеховаНичипоров И. Б. К осмыслению личностного и творческого склада Чехова, места его наследия в куль-турной жизни начала ХХ в. Гиппиус не раз обращалась в своих статьях, воспоминаниях, письмах. В мемуарном очерке 1924 г. “О многих. Благоухание седин” автор делится пер-выми впечатлениями от личности Чехова, вспоминая о встрече с ним и Сувориным в Ве-неции весной 1891 […].

Сочинение на тему: САМОЕ ЯРКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ МОЕГО ДЕТСТВАСАМОЕ ЯРКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ МОЕГО ДЕТСТВА Весной всюду появляются россыпи ярко-желтых цветов, на­поминающих маленькие подсолнечники. Они, словно брызги солнечных лучей, раскрывают свои яркие корзинки навстречу лесному дню. На вечерней заре или в ненастье желтые цветки укрываются в зеленые рубашки, и золотистый покров на лужайках исчезает. Цветки эти – одуванчики, многолетние растения, самые рас­пространенные на всех континентах […].

Реализм и романтизм в художественном стиле С. ВасильченкоХарактерными чертами стиля являются элементы импрессионизма (франц. – впечатление) и романтизма, которые развивались на реалистическом фоне. Многие писатели анализировали творчество С. Васильченко, в частности Леся Украинка отмечала, что “Реализм и романтизм соединяются в лице одного автора на тысячи примеров во всех литературах и это совсем законное единения”. Это не тот импрессионизм, свойственный декадентам. В творчестве […].

Анализ стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека…” Блока“Ночь, улица, фонарь, аптека…” (1912). Данное стихотворе­ние А. Блока посвящено “страшному миру”. Лирический герой – человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, ми­лосердии. Кольцевая композиция произведения раскрывает его проблематику: бессмысленность и тусклость существования, не­возможность найти выход из создавшегося положения: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет […].

Наш школьный двор (описание местности)Я очень люблю наш школьный двор. Это не просто площадка, это центральное место всех событий школьной жизни. Ведь задумайтесь: куда бегут школьники в теплую погоду обсудить на переменках свои дела? Во двор школьный двор – это необычайно интересное место для наблюдений. Давайте посмотрим. Вот звенит звонок со второго урока – все во двор. И начинается: […].

Сочинение-описание местности “Мой город”Однажды зимой мы с родителями приехали к друзьям в замечательный приморский городок Бердянск. Вообще-то, это курорт государственного значения, с целебными морскими грязями, узкой полоской песчаной косы, на несколько километров врезается в морское пространство, пляжами, парками развлечений. Летом он, видимо, утопает в зелени и полнится звонкими голосами отдыхающих. Гуляя по городу холодным бесснежным зимним днем я […].

Сочинение на тему: “Родная улица”У каждого человека есть определенные родные места, о которых он вспоминает на протяжении всей своей жизни. Жизнь многих из нас складывается так, что в определенный момент мы вынуждены покинуть родной дом, близких людей и отправиться туда, где можно построить свою жизнь более комфортно и продуктивно. Одним из мест, которые мы покидаем, но затем долгое время […].

Моя улица (сочинение-описание)На проспекте Героев Сталинграда моя семья живет с 1967 года. Раньше он назывался улицей Байрона. Может, кому-то хочется жить на широкой шумной магистрали с потоком машин в десять рядов. А кому-то по душе уютные коттеджи на тихих тенистых улочках старого центра. Одному подавай “высотку”, а другой мечтает о грядке с укропом и петуньей под окном. […].

Сочинение “Дом моего детства”Когда я был маленьким, дом в котором я жил тогда и живу до сих пор, казался мне огромным. Большие комнаты, большие окна, высоченные шифоньеры… А наш двор казался мне бесконечным! Пройтись по дорожке от калитки вглубь сада – целая прогулка. Моя кроватка была для меня целой комнатой! Это сейчас, вспоминая свои старые ощущения и […].

Друг моего детства. Любимая игрушкаЛюбимая игрушка Друг моего детства. В детстве, как и у всех маленьких детей, у меня было много самых разных игрушек. Конечно, я очень любила играть в куклы – их у меня было не мало. И конечно, мне часто дарили мягкие игрушки. Многие из них до сих пор украшают мою комнату и поднимают настроение. Но особенно […].

Сочинение на тему: ИГРУШКА МОЕГО ДЕТСТВАИГРУШКА МОЕГО ДЕТСТВА Однажды папа купил мне замечательного игрушечного щен­ка. Он был совсем как живой: преданные блестящие черные глаз­ки-бусинки, пушистый хвостик. А лапки, как мягкие подушеч­ки. Одно ухо залихватски свесилось на правый бок, а другое настороженно прислушивалось: не идет ли хозяин? Нового дру­га я назвал Бак. Малыш быстро перезнакомился с моими ста­рыми игрушками, заняв почетное […].

Моя школа. Сочинение-описание местности для начальных классовНашу школу со всех сторон окружают цветники. На геометрически правильных, прямоугольниках, овалах всюду цветы. Здесь растения, которые цветут с весны до глубокой осени. А еще растут березка, голубая пихта и клен. Первыми радуют глаз ландыша. К празднику Последнего Звонка школьный двор исполняется ароматом пионов. А какие нарядные цветники с тюльпанами! А летом цветут ромашки, левкое, […].

Сочинение на тему: Моя улицаАдрес, где я родилась и где я живу, является одним из самых главных вещей в моей жизни. Я всегда любила свою улицу, своих добрых соседей и близких друзей. Много время я провожу, гуляя На своей улице, дыша свежим воздухом и наслаждаясь различными играми с друзьями. За это моя родная улица стала мне очень дорогой и […].

5 класс. “Монолог из моего детства”. Белокурый мальчик в белой рубашонкеТема детства, широко представленная в творчестве Дмитрия Иванова, является близкой и понятной для учеников 5 класса. Из стихов этой тематической группы (“Монолог из моего детства”, “Грех”, “Воспоминание далекого лета”, “Ботинки”, “Премия”, “Двенадцатое лето” и т. п.) отличается поэзия “Белокурый мальчик в белой рубашонке…”. Строки о босоногом детстве преисполнены внутреннего тепла, нежности. Детские впечатления переданы автором […].

Вид из окна моей комнаты. Сочинение-описание местности на основе личных наблюденийЭтим летом я по-новому посмотрел на свой двор. А все началось с того, что утром меня разбудили сороки. Они устроили суету в кронах старых тополей, которые плотно подступают к нашему дому. Не проснуться было невозможно: таким резким и громким был крик сорок. Голосов других птиц просто не было слышно, хотя по обыкновению в комнату долетают […].

Моя бабушка (описание)У меня две бабушки, но одну из них я вижу очень редко, только когда летом приезжаю к ней в гости. Я люблю ее, но написать мне хочется о бабушке Тоне, которая живет с нами. Моя бабушка невысокого роста, в меру полная, ее фигура еще не утратила стройности, потому что в молодости бабушка занималась плаванием и […].

Проблемы детства. Почему важно сохранять воспоминания детства?Почему важно сохранять воспоминания детства – вот проблема, над которой размышляет А. Лиханов. Автор с радостью вспоминает события из детства, как он со своими друзьями забирался на высокий тополь, чтобы оттуда “снять восход солнца”. Писатель так же рассказывает, как раньше ему было весело, что весь мир был наполнен яркими красками, но все же он хотел […].

Мой путь к школе. Сочинение-описание местности на основе личных наблюденийМного кто из моих одноклассников живет в нашем доме. Вечерами мы собираемся во дворе, вспоминаем прошлый день, приколы на уроках, играем в футбол, бадминтон – вообще, сколько еще развлечений можно найти, когда не хочется идти домой. Однажды Юлька (она сидит за первой партой, почти отличница) рассказала, что ее отец возвращается из-за границы, куда ездил по […].

Профессия моего отца (сочинение-описание)В нашем классе прошел конкурс на лучшее сочинение о хлебе. Учительница попросила каждого обязательно рассказать, как в их семьях берегут хлеб. Победителя ждала награда: каравай с пылу, с жару. Но самое замечательное, что он будет вручен прямо на хлебозаводе, куда нам предстояло совершить экскурсию. Пекарем там работал мой отец. Я очень волновался в ожидании экскурсии. […].

Анализ стихотворения А. Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…”“Ночь, улица, фонарь, аптека…”Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности “Бессмысленный и тусклый свет” и “Все будет так. Исхода нет” Присутсвие символов усугубляет эти чувства: “Ночь, улица, фонарь, аптека…” Эти символы я понимаю, как жизненный путь, пролегающий в темноте, мраке, и фонарь, как олицетворение надежды, маленького […].

Описание процесса работы из собственных наблюдений, в научном стилеПрежде чем приступить к работе за обычной швейной машиной, нужно хорошо выучить ее конструкцию, в частности отдельных узлов, последовательность работы, а уже потом начать работу. Читая инструкцию, обратите внимание на раздел “Назначение машины”, где четко расписаны все ее возможные функции, это понадобится в практическом применении. Начинать обучение лучше на “Чайке” – обычной, без электрического повода […].

Сочинение-описание внешности моего друга ДенисаСегодня я попробую Описать моего друга Дениса. Он понимает меня лучше всех на свете и всегда готов выслушать и развеселить меня! Мой друг среднего роста, около 175 см и довольно крепкого телосложения, он не выглядит ни толстым, ни худым. В одежде он предпочитает спортивный стиль, но зимой носит классическое кашемировое пальто и темные ботинки. Денис […].

Моя улица зимним утромВсю ночь шел снег, а к утру потеплело, поэтому деревья стоят белые, пушистые – как в волшебной сказке. Клены, тополя, акации похожи на застывшее кружево, связанное старушкой-зимой за ночь. Тайнопись птичьих следов на чистом снегу. Кому адресованы эти послания? Нахохлившись, сидят птицы на ветках – им не до прелестей зимнего пейзажа. Ночной снег уютно укутал […].

Вкус детства или Голубое ДеревоПилог – Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца. (В. А. Сухомлинский) Детство…Что оно значит для каждого человека? Было ли оно грустным и печальным или счастливым и радостным или просто обыкновенным? Какой вкус, какой запах у детства? Для меня детство начинается с мамы и папы…бабушки и дедушки…родных и близких мне людей. Вкус детства – […].

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему “Наша улица”Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему “Наша улица ” (по обмену опытом с молодыми педагогами) Автор: Половникова Ольга Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ЦРР – детский сад №42 “Родничок ” Московская область, г. Видное Описание материала : Вашему вниманию предложен конспект занятия по развитию речи в средней группе. Данный материал […].

Улица, на которой мы живем (2)Улица, на которой я живу, носит название Стадионная. Это связано с тем, что рядом, в парке культуры и отдыха имени Щербакова, располагается стадион, на котором ежегодно проводятся футбольные матчи. Еще совсем недавно на стадионе по выходным дням работала большая книжная ярмарка, и сюда стекались люди со всего города. Но затем ее запретили, однако слава о […].

Проблема ценности детства в жизни человека по тексту Д. А. Гранина (“Детство редко дает возможность…”) (ЕГЭ по русскому)В центре нашего внимания текст Даниила Александровича Гранина, русского писателя и общественного деятеля, в котором описана проблема ценности детства в жизни человека. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает читателям о роли детства в жизни каждого человека и сам вспоминает об этой счастливой поре. Ведь это самостоятельное царство, независимое от взрослого будущего. Автор с восторгом вспоминает […].

Улица, на которой мы живем (1)Мы живем в большом красивом городе, где много примечательных мест. И с каждым годом наш город все больше и больше преображается, растет, благоустраивается. Просторные площади, уютные скверы и парки с прекрасными деревьями и пестрыми благоухающими клумбами. Центральные улицы, застроенные современными зданиями. Тротуары здесь выложены аккуратными плитками, многочисленные магазины привлекают красочными витринами. А вечером весь город […].

Сочинение описание местности

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема: Сочинение – описание местности.

Цели: познакомить учащихся с особенностями описания местности;

обогатить речь школьников словами, обозначающими архитектурные объекты и их детали;

подготовить учащихся к описанию местности – по наблюдению.

Средства обучения: репродукция К.Д.Кузнецова «Казань. Площадь Куйбышева.»,

тексты с примерами описаний местности.

1. Сообщение темы урока и его целей.

2. Беседа по вопросам .

– Прежде всего давайте вспомним, в каких произведениях мы встречали описание местности,

т.е.описание села, города, улицы, какого-нибудь места, где живут люди.

( Ученики называют описание усадеб Троекурова и Дубровского в «Дубровском»А.С.Пушкина,

описание аула в «Кавказском пленнике» Л.Н.Толстого)

3. Работа по подготовке к сочинению – описанию местности.

– Как вы думаете, с чего можно начать описание местности?

(Определить замысел сочинения, определить с какой точки зрения, с какой позиции я описываю

местность. Можно вначале передать общее впечатление от того места, которое я описываю)

(А затем уже описывать отдельные предметы.)

– Правильно. Но описывать эти предметы нужно так, чтобы раскрыть свой замысел.

Вот послушайте, как В.Ульянов в письме к своей сестре описывает село Шушенское.

Прочитаем это описание.

Ты просишь, Маняша, описать село Шу-шу-шу…

Село большое, в несколько улиц, довольно грязных, пыльных – всё как быть следует. Стоит в степи – садов и вообще растительности нет. Окружено село… навозом, который здесь на поля не вывозят, а бросают прямо за селом, так что для того, чтобы выйти из села, надо всегда почти пройти через некоторое количество навоза. У самого села речонка Шушь, теперь сов сем обмелевшая. Верстах в 1—1/ 2 от села (точнее, от меня: село длинное) Шушь впадает в Енисей, который образует здесь массу островов и протоков, так что к главному руслу Енисея подхода нет. Купаюсь я в самом большом протоке, который теперь тоже сильно мелеет. С другой стороны (противо­ положной реке Шушь) верстах в 1-1/2 — «бор», как торжественно называют крестьяне, а на самом деле преплохонький, сильно повырубленный лесишко, в котором нет даже настоящей тени (зато много клубники!) и который не имеет ничего общего с сибирской тайгой, о которой я пока только слыхал, но не бывал в ней (она отсюда не менее 30-40 верст). Горы. насчет этих гор я выразился очень неточно, ибо горы отсюда лежат верстах в 50, так что на них можно только глядеть, когда облака не закрывают их.

Поэтому на твой вопрос: «на какие я горы взбирался» – могу ответить лишь: на песчаные холмики, которые есть в так называемом «бору» – вообще здесь песку достаточно.

– В каком жанре написан этот отрывок? Что он из себя представляет?

( Текст написан в эпистолярном жанре. Это письмо. )

– Найдите ту часть описания, в которой дается оценка и общее впечатление от села Шушенского.

(«Село большое, в не­сколько улиц, довольно грязных, пыльных — все как быть сле­дует».)

– Как автор письма подтверждает это общее впечатление:

а) при описании места, где стоит село?

(«Стоит в степи – садов и вообще растительности нет», а кругом навоз.)

б) при описании речки и гор?

(«. речонка Шушь, теперь совсем обмелевшая»; бор, т. е. «преплохонький, сильно выруб­ленный лесишко»; горы — «песчаные холмики».)

– Давайте определим план этого описания:

Общее впечатление от села Шушенского.

2. Место, где стоит село.

3. «Достопримечательности» местности:

а) речонка и ее притоки;

б) «бор» — повырубленный лесишко;

в) «горы» — песчаные холмики.

– Какой план у нас получился?

(Сложный, так как третья часть плана состоит из 3 пунктов.)

– Вы уже знаете, что при описании местности надо определить позицию, с которой эта местность

будет описываться. Например, И. Кожедуб, трижды Герой Советского Союза, в своей книге так

В нашем дворе растут два молодых тополька-однолетки. Их посадил отец. Лет пяти, помню, я уже карабкался по ним. Взберусь на самую вер­ хушку и смотрю по сторонам.

– С какой позиции описана местность?

(Местность описана с высоты тополя, на который взбирался пятилетний мальчишка.)

– Что же он мог уви­деть? Читаем следующий отрывок.

. Вижу крышу нашей хаты и широкую кривую улицу, вдоль улицы — канавы, которые весной заливает вода. Через них перекинуты мостки. У око­ лицы— два небольших озера, заросших осокой. Мимо березняка — дорога, обсаженная вербами. Вдаль, к опушке сосновых лесов, уходят поля, а с севера, к Десне,— заливные луга. Гряда невысоких холмов загораживает село от напора вешней воды.

Ширь и приволье!

(И. Кожедуб. Служу Родине.)

– Итак, мальчик вначале видит то, что находится близко от него: «крышу хаты и широкую кривую улицу». Затем взор уходит дальше, «вдоль улицы»: канавы и мостки через них; далее: око­лица, два небольших озера. И уже совсем вдали: березняк, до­рога, опушка сосновых лесов, поля, заливные луга у Десны и на горизонте «гряда невысоких холмов». Так, крупным планом описывается то, что мог заметить пятилетний мальчишка с вы­соты тополя.

– А теперь давайте вспомним описание хутора в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя и определим,

с какой позиции оно дается.

( Ученики указывают эти строки: «Они (Остап и Андрий), проехавши, оглянулись назад: хутор

их как будто ушел в землю…». Остап и Андрий смотрели на хутор издали, поэтому они увидели

не дом, а две трубы от их скромного до­мика, не деревья, а «одни только вершины дерев», не

колодец, а «шест над колодцем с привязанным вверху колесом».)

– Описание дается глазами героев произведения, которые про­щаются с родным домом, с милым детством.

– От того, где вы находитесь, как вы смотрите, зависит ваше впечатление от предметов. Один и тот же предмет может выглядеть по-разному: одно дело, например, описывать двор из окна, другое — с высоты дерева, с высоты летящего самолета; одним он будет утром, другим — днем, а третьим — ночью.
И величина, и цвет, и освещение предметов будут различными. Это необходимо иметь в виду, когда вы начнете свою работу над описанием местности.

Вот как об этом говорит К. Паустовский: «Свет в пасмурный день до дождя совершенно иной, чем в тот же день после дождя. Мокрая листва придает ему прозрачность и блеск».

– Итак, прежде всего определите место наблюдения, с ко­торого местность представляется вам особенно привлекательной. Чтобы описание получилось интересным, нужно провести наблюдения, всмотреться в предметы, увидеть их особенности.

– Обратите внимание, что описывать местность можно в различной последовательности:

а) вначале можно сказать о том, что находится вдали,

б) затем о том, что к вам ближе,

в) о том, что совсем возле вас (и наоборот).

– Может быть и другая последовательность:

слева направо, сверху вниз (и наоборот).

– Можно подробно описывать местность (улицу, площадь или даже часть улицы, площади),

можно описать лишь общий вид (панораму) города (поселка, деревни).

– Вам предстоит описать улицу. Можно по-разному подой­ти к раскрытию этой темы. Ведь позиция, с которой вы будете описывать улицу, может быть самой различной. Например, вы стоите посредине (или в начале, в конце) нашей улицы и смот­рите вдоль нее.

– Давайте вместе попробуем описать площадь, изображённую на картине Николая Дмитриевича Кузнецова «Казань. Площадь Куйбышева. »

– Но сначала познакомимся с автором картины.

4. Знакомство с личностью художника.

Н. Д. Кузнецов родился в 1923 г. в поселке Васильево Зеленодольского района ТАССР. В 1945 г. окон­чил Казанское художественное училище. Член Союза художников СССР с 1950 г. Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За доблестный труд. Участ­ник всероссийских и всесоюзных выставок (1951 — 1957), «Советская Россия» (1960 и 1970), зональных «Большая Волга», 16 автономных республик РСФСР в Москве (1971), «Художники Татарии» в Ленинграде (1972), Уфе (1976—1977), а также республиканских вы­ставок в Казани.

Первый успех и признание принесли художнику же­лезнодорожные пейзажи, в которых чувство нового органически сочеталось с поэтическим восприятием действительности («Москва. Третий километр», 1952; «На узловой станции», 1954; «На путях станции Юдино», 1962).

Серию городских пейзажей художник начал в 1953 г. картиной «Москва. Комсомольская площадь». Одним из лучших в этой серии является пейзаж «Казанский кремль» (1955). Над городскими мотивами Кузнецов работал до последних дней. Его полотна о Москве и Казани знакомят нас с архитектурным обликом столиц; неожиданно по-новому предстают перед нами совре­менные высотные здания рядом с памятниками ста­рины.

Н. Д. Кузнецов был художником темпераментным, беспокойным, влюбленным в жизнь, неутомимым в работе. Стремление к воплощению новых тем вело его к поискам и новых образных средств, к обогаще­нию палитры.

Сюжеты картин этого мастера, сочетающих в се­бе лирические интонации с героико-эпическим нача­лом, отличаются большим разнообразием: железно­дорожные станции и пути, речные порты и причалы, широкие просторы Волги, башенные краны и силуэты новостроек, нефтяные вышки, дома, улицы и парки преображенных городов. И все полно в них жизни, движения, энергии созидания.

Последние его работы—цикл пейзажей о гигантской стройке 9-й пятилетки—КамАЗе, в кото­ром проявились по-новому его незаурядные способ­ности. Умер художник в 1974 году.

5. Работа по картине.

– Знакома ли вам местность, изображённая на картине?

(Это одно из известнейших мест Казани – площадь Куйбышева)

– Отличается ли площадь на картине, написанной в 1972 году, от того, что мы знаем сейчас?

(Сейчас уже нет здания, которое изображено слева. Газетного киоска и аллеи деревьев тоже нет.)

– А теперь давайте выберем точку, с которой будем смотреть и описывать эту площадь.

(Например, из окна здания напротив)

– Что вы видите вблизи, дальше и совсем далеко от вас?

(Вблизи находится газетный киоск, рядом с которым группа людей, ожидающих автобус. Дальше ещё несколько групп людей, которые кажутся пёстрой массой. В отдалении хорошо просматривается высокое серое здание, на котором даже можно прочесть надпись: «Гостиница Татарстан». Рядом с этим зданием ещё одно бело-серое здание пониже.)

– Какое время суток на картине?

(Скорее всего утро)

– Почему вы так думаете?

(Во-первых, очень много людей. Вероятно, они отправились на работу. А во-вторых, видно, что сквозь тучи на небе пробивается солнце. Его блики отражаются на мокром асфальте.)

– А какие краски использует художник, чтобы передать пасмурный день?

(Серые, голубоватые, приглушённые. На картине практически нет ярких деталей)

– Какое настроение вызывает у вас вид данной местности?

(С одной стороны, грустно, что нет солнышка, но в то же время приятно, ведь я же смотрю на всё это из окна, и поэтому мне тепло и уютно.)

– Вот мы и подошли с вами к тому заданию, которое вам предстоит выполнить дома.

6. Составление плана.

1.Общее впечатление от местности.

2. Место расположения.

. 3. «Достопримечательности» местности.

4. Личное отношение к описываемой местности.

7. Словарная работа.

В зависимости от того, какую улицу вы будете описывать (городскую или сельскую) запишем слова, которые будут необходимы в этой работе:

светелка, оконные наличники, деревянная резьба (резные украшения);

бревенчатый сруб, со­ стоящий из венцов;

камышит, бутовый камень (местные строи­тельные материалы);

традиции национального зодчества как архитектурный об­лик,

выразительный силуэт зданий, архитектурный ансамбль,

ниша, колонны, капители, лепные детали, резной орнамент, ори­ гинальная облицовка, тоннель ;.

комплексная застройка (новых кварта­ лов), комплекс многоэтажных домов, новая планировка (кол­ хозного села, жилого квартала), реконструкция, реставрация ..

8. Выполнение специально составленных заданий.

А) Подберите синонимы к слову архитектура и составьте с ними различные словосочетания.

Б) Объясните по словарю значение слов:

Капитель, фронтон, карниз, фасад, портик.

9. Домашнее задание.

– Описать улицу, на которой ты живёшь, или которая тебе хорошо знакома, зимним вечером.

Сочинение ученицы 6 класса Моисеевой Н.

Моя улица зимним вечером

Я стою у подъезда своего дома на Большой Красной улице.

Как хороша наша улица зимним вечером! На ней много электрических фонарей, и снег будто облит их сиянием. Он так красиво искрится и све­тится необычным голубым светом!

На улице тишина. Только изредка прокатит машина, залает случайная собака. И снова тихо.

Иду вдоль по тротуару. Дворник скребет снег и сбрасывает его в кучу.

Подхожу к стройке. Рядом с дорогой строится новый дом. Он еще не достроен, и в темноте кажется, что это сказочный разрушенный замок, а подъемный кран — это громадная птица, которая раскинула свои огромные крылья, так и не поднявшись в небо. На все это таинственно смотрит один глаз прожектора. Изредка встречаются прохожие. Они идут медленно, наслаждаясь тихим морозным вечером. Вдалеке показалась группа молодежи, им весело, они поют песню.

Сквозь стекла окон первых этажей видна жизнь нашей улицы: кто-то занят домашним делом, кто-то принимает гостей, кто-то читает, пишет.

Вот пошел снег, пушистый, мягкий. Он падает на ресницы, тротуары по­крываются пухлой пеленой. И от всего этого становится так хорошо и прият­но, что хочется идти и идти вдоль этой хорошей и милой мне улицы.

1. Л.А.Ходякова. Использование живописи в преподавании русского языка. – М., 1983

2. Казакова К.А. Использование живописи в преподавании русского языка. – М., 1983

3. Ахмадуллина Ф.Ю. Картина как средство развития речи татарских школьников. – К., 1999

4. Л.А.Ходякова. Живопись на уроках русского языка: теория и методические разработки уроков. –

5. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения. – 1991

Урок развития речи в 6-м классе по теме “Описание природы”

Цели урока:

  1. совершенствовать умения анализировать тему сочинения, уточнять её границы, определять основную мысль составлять план, собирать и систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства; создавать свой текст с описанием природы, совершенствовать его содержание и языковое оформление;
  2. продолжить формирование навыков выразительного чтения текста;
  3. активизировать устную и письменную речь учащихся через использование репродукций картин, звукозаписи;
  4. осуществлять межпредметные связи для обеспечения понимания школьниками изучаемого материала,
  5. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся при выборе текстов в качестве примеров для иллюстрации языковых фактов,
  6. формирование знаний о родном крае и воспитание чувства гордости за него.

Оборудование:

  1. диски или аудиозапись П. И. Чайковский «Зима» из цикла «Времена года», Вивальди «Зима» из цикла «Времена года», Л. Моцарт «Катание на санях»;
  2. репродукции, иллюстрации, фото (профессиональные и любительские), рисунки с изображением зимних пейзажей (в том числе работы самих учащихся);
  3. карточки с текстами.

Ход урока

I. Орг. момент

Приветствие. Запись темы урока.
Цели урока на данном этапе не определяем.

  • Эмоциональный настрой.
    Учитель делится своими впечатлениями, эмоциями от зимнего пейзажа, увиденного утром (днём, вечером). (Искрящийся на свету снег, деревья в инее, великолепные узоры на окне и т.д.)
  • II. Проблемный вопрос

    – Какими способами, по-вашему, можно передать свои чувства, эмоции, представления? (Нарисовать картину, написать музыку, рассказ и т. д.)

    III. Обсуждение

    1. Работа с репродукциями.

    Учащимся предлагается посмотреть на репродукции картин, иллюстрации, фото, рисунки и определить, что и как изображают художники, фотографы (предметы, их свойства, цветовая гамма и т.д.).

    – Какие чувства переживаете вы, глядя на эти работы? (Используем фотографии с изображением зимних пейзажей города Омска и Омской области).

    Работа со звукозаписью.

    Учащиеся слушают музыкальные произведения Вивальди «Зима», П. И. Чайковского «Зима», Л. Моцарта «Катание на санях».

    – Подумайте, как композиторам удаётся передать картины зимы? (Темп, ритм, музыкальные инструменты и т. д.).

    – Какие образы представляете вы? (Зимний лес, бесконечная зимняя равнина, шапки снега, слышится звон колокольчика и т. д.).

    – Меняется ли ваше настроение? Почему?

    Работа с текстами.

    – А теперь вспомните стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимнее утро» Т Белозёрова. (Заранее подготовленные ученики наизусть читают стихотворения).

    – Какие картины природы «нарисовали» поэты? Каким настроением они наполнены?

    – Что общего в этих произведениях и чем они отличаются?

    – Чем примечательно стихотворение Т. Белозёрова?

    – Какие приёмы используют мастера слова для создания художественных образов? (Эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.).

    Беседа

    – Что объединяет все виды искусства? Что ближе вам? Почему?

    – Сегодня вам предстоит побыть в роли мастера слова.

    IV. Определение темы и целей урока

    – Наверное, вы догадались, чем мы будем заниматься на уроке?

    – Попробуйте сами определить тему и цели урока. (Учитель помогает).

    – Почему каждый уважающий себя человек стремится в совершенстве овладеть родным языком?

    – Что для этого требуется?

    V. Повторение пройденного материала

    – Почему тема «Описание природы» изучается в разделе «Имя прилагательное»?

    (Ученики должны определить роль прилагательных в тексте с описанием).

    – Какие стили и типы речи вам известны?

    – Чем описание отличается от повествования?

    – Как создать текст с описанием? (См. Памятку в учебнике или тетрадь-справочник).

    – Что такое пейзаж? (См. учебник «Русский язык» М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др., стр. 114).

    – В каком стиле будет написано ваше сочинение?

    – В чём заключаются особенности художественного и публицистического стилей речи? (См. тетрадь-справочник).

    VI. Подготовка к написанию сочинения. Редактирование

    1. – Назовите основные предметы, явления, характерные для зимы?

    – Что больше всего нравится вам в зимней природе?

    Два-три ученика зачитывают приготовленные дома черновые варианты текстов с описанием зимней природы.

    В это время остальные слушают, отмечают удачные моменты и недочёты.

    – Назовите «плюсы» и «минусы» работ одноклассников. (Соответствует ли содержание заголовку сочинения, стилю и типу речи; наличие-отсутствие художественных средств изображения и т. д.).

    – Как создать текст мастерски?

    Учитель зачитывает отрывок из статьи К. Паустовского «О законе воздействия писательского слова на читателя».

    – О чём же нужно помнить, чтобы ваше сочинение было интересным, ярким?

    Выразительное чтение лирических и эпических произведений.

    Заранее подготовленные ученики выразительно читают вслух тексты. Остальные слушают и отмечают, как авторы создают образы зимы. (Карточки с текстами лежат на партах).

    Можно взять на выбор следующие произведения:

    • Т. Белозёров «Морозное утро», «Пурга»;
    • М. Пришвин «Первый мороз», «Зимнее утро».
    • Тексты из упражнений №№:277-279 (См. учебник) и др.
  • Обсуждение.

    – Одинаковы ли подходы авторов в изображении природы?

    – Как авторам удаётся создать эмоциональный настрой?

    – Какие художественные средства изображения авторы используют чаще?

    – Какое произведение вам понравилось больше и почему?

    Сбор материалов для сочинения. (Учитель заранее оформляет запись на доске или готовит таблицы-схемы).

    a) На лексическом уровне:

    – предметы изображения (снег, деревья в снегу, узоры на окне и т. д.);

    – время изображения (утро, вечер, начало зимы, январь и др.);

    – художественные средства изображения:

    • эпитеты (великолепные узоры, сказочный лес и др.)
    • сравнения (шапки снега; снег, как пух, пруд, как зеркало и др.).
    • метафоры (свет играет; снега прилетели и т. д.).
    • олицетворения (сосны замерли; дыхание метели и др.).

    б) На морфологическом уровне:

    – использование в тексте имён прилагательных, наречий.

    в) На синтаксическом уровне:

    предложения с однородными членами.

  • Определение тем сочинений. (Учащиеся выбирают самостоятельно).
    1. Морозные узоры на моём окне.
    2. Деревья в снегу.
    3. Зимнее утро. (Зимний вечер).
    4. Первый снег.
    5. Зима на Иртыше.

    – Основная мысль сочинения должна быть сформулирована в его названии.

    – Будьте самостоятельны при написании! Не подражайте писателям!

    VII. Составление плана сочинения

    – Составьте план своего сочинения. Помните о том, что лучше составлять сложный план. (См. тетрадь-справочник.)

    VIII. Работа с черновиками

    – Редактирование материалов, собранных дома.

    IX. Подведение итогов

    – Каких целей, поставленных на уроке, вам удалось достичь?

    Сочинение-описание местности

    У каждого человека есть самые памятные, самые дорогие места в жизни. Для меня — это мой родительский дом, мой дом, моя улица. Когда я была совсем маленькой, мои родители получили квартиру в новом районе на улице Дружбы Народов. Я считаю, что это название символическое, ведь именно дружба между людьми является залогом наилучших чувств: дружба перетекает в любовь, без дружбы нет верности, с дружбы начинается человечность.

    Двенадцать лет тому назад на месте кукурузного поля и колхозных ферм «вырос» молодой жилищный массив. Белые многоэтажки возвышались над землей, будто касаясь туч рогачами телеантенн, и сами напоминали тучи. Я и мои ровесники росли вместе с этим районом, здесь нам все близкое и знакомое.

    Наша улица прямая и широкая. Летом здесь много зелени, ведь на один бок пришлась лесополоса, превращенная на уютную аллею. Из другого, солнечного бока, – всегда много цветов, однако и деревья за двенадцать лет уже успели подрасти. Край улицы выходит в поле. Из окон верхних этажей открывается замечательный пейзаж — необъятные зеленые поля, которые в начале лета золотятся подсолнечным сиянием. Другой край улицы упирается в широкую автомобильную магистраль, за которой начинаются частные застройки. Хотя одноэтажные домики и претендуют на оригинальность архитектуры, я люблю многоэтажки. Особенно приятно смотреть на девятиэтажки с узорами около крыш — это дома улучшенного планирования. Они выделяются своей оригинальностью. Улица очень длинная, а из обоих ее краев расположились «Универсамы». Они проектированы почти одинаково, потому улица приобретает своеобразное обрамление.

    Для обслуживания жителей на территории нашего микрорайона запланированы необходимые общественные и государственные заведения. В большей степени они располагаются на первых этажах многоэтажных домов, за исключением разве что магазинов и кафе. Кафе «Лотта» стало любимым местом отдыха молодежи. А между домами в уютных дворах расположились детские садики и школы. В окружении жилых домов — моя школа.

    Это трехэтажное сооружение построено так, что много ее окон выходят во внутренний дворик с клумбой посередине, на которой растет большая ель. Перед центральным входом пламенеют на клумбах цветы, а березовая аллея, которая ведет к школе, создает уют, подносит настроение.

    Я люблю свою улицу любой поры, но особенно осенью. Это время, когда все залито золотом, которое перемежевывается с багрянцем.

    Из окна моего дома хорошо прослеживается весь микрорайон, а легкий ветерок ранней осени наполняет комнату ароматами увядших листьев.

    Вспоминая детство, пронимаешься странными ощущениями. Как-то щемно становится в груди, когда вспоминаешь двор, на котором предпринял первые шаги. Небольшое, уютное, повывшее виноградной лозой, оно едва пропускало солнечные лучи. Летом защищало от жары, зимой — от снегопадов. Осенью листопад застилал землю пышным ковром, на котором кувыркались мы, деть. А поднимешь голову вверх — налитые гроздья винограда. Едва прибитые утренней изморозью, которая стекала днем прозрачной каплей, виноградные гроздья казались прозрачными, даже семена проступали сквозь бледно-розовую оболочку и манили детское воображение. Тогда папочка брал меня на руки, поднимал вверх и я доставал губами спелые виноградины. А на дверях, прислонившись к дверному косяку, стояла мама и притворно сердилась, увидев мое чумазое личико. А затем мы все весело смеялись. Весной отец обрезал лозу — и двор светлел, чтобы уже в мае зазеленеть снова.

    Наш дом был расположен на околице поселка и одним боком смотрел на буерак. А на другом боку оврага возвышались многоэтажные дома. Наш небольшой переулочек состоял из одноэтажных домиков частной застройки и был небольшим островком красоты и гармонии посреди большого шумного города.

    Нашей семье принадлежала одна часть домика, с другой стороны возвышался соседский забор. Бабушка считала, что этот забор портит красоту, и засаживала его вьющимися цветами. Цветы изменялись в зависимости от сезона, наполняя двор ароматами лета, но бабушкиной гордостью всегда считались розы.

    Мне сильнее всего нравилась белая сирень, которая росла под окном моей комнаты. Бабушка посадила его в честь моего рождения, но он обогнал меня в росте. Ежегодно на День Победы мы с бабушкой ломали сирень и шли к Мемориалу Славы. Бабушка поднимала меня на руки, и я клал белый букет к вечному огню. А возвращаясь домой, я видел, как белели сиреневые цветы на фоне красного кирпичного дома и едва касались моего окна.

    Весной наш дом изменялся, потому что изменялся сад за ним. Сначала он бурлил белой вьюгой яблоневого и вишневого цвета, немного погодя потопал в зелени, а еще позже — в багрянке налитого плода. Небольшие окошки блестели чистыми оконными стеклами, которые влекли разным теплом.

    Оттуда я пошел в первый класс, а когда родители получили квартиру в многоэтажном доме в другом районе города, я отказался с ними переезжать, оставшись жить у бабушки.

    А теперь, когда бабушки не стало, я хожу в школу в новом районе, где живут мои родители. Мне нравится и мой дом, и новая школа, и мои новые друзья. Но там, в старом районе, осталось не только мое детство, но и частица меня самого. Иногда даже представляю, что отворяю калитку, а там на пороге стоит бабушка и ожидает меня. Знаю, что чудес не бывает, что прошлое не возвращается. Но в сердце на всю жизнь останутся воспоминания о стареньком нарядном домике, окутанный дымкой сада, – мой родительский дом.

    Читайте также:  Сочинение Уроки доброты по рассказу Конь с розовой гривой Астафьева 6 класс
  • Ссылка на основную публикацию