Сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет» 6 класс по русскому языку №517

Степа дрова колет

Все, кто учился в школе, наверное, вспомнят расхожую картинку про парня, который неудачно занимался колкой дров. По это картинке еще писали мини-сочинение. Вот такая:

Не минула и нас чаша сия. Предлагаю на суд Пикабу сочинение, которое написала моя дочка. Те, кто подписан на меня, уже знают ее рассказы про двух бегемотов. От себя замечу, что подобных рассказов уже накопилось более 30 штук. Если интересно (и если пост наберет хотя бы сотню) – могу выложить. Соответственно, кому не интересно ставьте тег “недоэссе” в игнор. Итак.

Степа дрова колет

Одним летним вечером Степа сидел на дачной веранде, размышляя о великом. Комары назойливо маячили перед глазами, мешая Степе читать недавно купленную его отцом книгу, тем самым, разумеется, сильно раздражая мальчика.

Надо сказать, что ребенком он был необычным, иногда даже странным. Бывало по утру пойдет он собаку выгуливать; пройдя немного как усядется на нее и кричит: «Вези меня, Микрофлора (кличку такую собаке, между прочим, он сам придумал), в края дальние, в страну свою оленью!» Ну и та его скидывает, естественно. Или вот возьмет и упрется лбом в стенку, говоря что-то про проблемы человечества, тщетность бытия, пельмени из единорогов и прочее в таком же духе. Оригинальный человек, в общем.

И вот, когда комары Степу совсем уже вывели из себя, он резко скинул плед и, торжественно, как конферансье перед выступлением известных артистов, произнес: «Пойду колоть дрова!» Такого развития событий никто не ожидал, и я думаю, что если бы те самые комары умели разговаривать, то дружно бы сказали: «Что это сейчас было. » И еще в больший шок комаров привел внешний вид Степана: валенки, теплый свитер, красные, под цвет ушанки, перчатки конечно делали из него парня-красавца, но как уже было сказано, дело было летом. Зачем сие было одето – никто не знает и эти действия мальчика отправились в раздел «Тайны человечества».

Стоит заметить, что Степа топор в жизни в руки не брал и, разумеется дрова не колол. Скоро мальчик вошел во вкус, у него даже стало получаться. Но, как и стоило ожидать, гладко все не прошло: обухом парень врезал (случайно, разумеется) себе по лицу. Зрелище хоть и печальное, но забавное: от этого «дровосека» полетели звездочки, как обычно бывает нарисовано в мультфильмах или учебниках русского языка.

В конце концов все закончилось хорошо: мальчик получил легкое сотрясение, урок на всю жизнь и немного дров.

Дело мастера боится, господа. Как и комары. Они Степу тоже теперь боятся…

Дубликаты не найдены

Шикарно. И, местами, очень даже тонко для школьницы.

“. от этого «дровосека» полетели звездочки, как обычно бывает нарисовано в мультфильмах или учебниках русского языка.”

Поздравляю с очень творческой дочкой. Очень хорошо помню, как получил за свое мини-сочинение тройбан, перепутав подбородок с бородой. А в таком виде, да с такими оборотами речи, как у вас – не смог бы написать даже сейчас, 20 лет спустя.

Просто для некоторых учителей сама мысль о о том, что дети могут знать в какой-то области чуть больше – недопустима. Кажется, что они считают, что спор с учителем(в том числе и аргументированный) подрывает их авторитет.

если у моего дитя будут такие учителя, пуду пиздить. (учителей, конечно)

Я, помню, что то про выбитые зубы и сломанную челюсть писал. Учитель была в шоке, но оценку не занизила.

я читал с удовольствием, а это редкое явление 🙂 Да и народу нравится.

Хм. Интересно. Тут какой-то персонаж целенаправлено решил пройтись минусатором по всем моим постам) Сформулировать, что не устраивает видимо не смог, решил подленько, исподтишка подгадить. Интересно, хватит духу признаться, аль нет?)

Сразу зацепился взглядом за типично школьную манеру злоупотреблять вводными словами и конструкциями – “разумеется”, “я думаю”, “как уже было сказано”, “как и стоило ожидать”. Они усложняют текст, не неся в большинстве этом никакой лексической нагрузки.

А так для школьницы очень неплохо написано.

В школе зачастую учат использовать сложносочинённыесложноподчинённые предложения, вводные конструкции и развесистые деепричастные обороты, чтобы выработать у ученика соответствующие навыки их использования и обучить его грамматике. Но проблема в том, что хорошие современные тексты от школьных методичекм и романов Льва Толстого значительно отличаются. Они должны быть краткими, ёмкими и понятными, потому что современный человек обладает огромным количеством разнообразной информации и ничтожным количеством времени на её усвоение, поэтому любой избыточно сложный текст априори уступает ёмкому и лаконичному. Твиттер уже давно победил ЖЖ.

В противоположность художественному, деловой стиль не допускает использования подобных оборотов. Основной задачей делового стиля является максимально достоверная подача фактов читателю. Такой стиль употребим, например, в описании процесса колки дров или методичке по технике безопасности обращения с топором. Но в описанном нами случае мы имеем дело именно с сочинением, которое априори является художественным произведением. Также следует заметить, что использование несоответствующего стиля обычно не допускается за исключением случаев, когда в художественном произведении автор хочет создать впечатление, например, формального или “недалекого” подхода.

Чувствуете разницу в абзацах?)

Как я понимаю, этими конструкциями она специально хотела подчеркнуть что это не сочинение, а скорее такой рассказ приятелю за кружкой чая) Этакие “охотничьи байки”. Кстати, мне ее стиль чем-то книжки Носова напоминает – у того тоже таких оборотов полно.

А сколько вашей дочке лет? Такой оригинальный слог :))

13. Но любительница читать Круза и Березина. Отсюда и слог. Хотя до графоманства Березина – еще далеко)

Делитесь еще ее произведениями, это шедевр на мой вкус

Степе бы кругозор развить, дрова колют колуном.

Разрешите докопаться! Значительную часть жизни (13 лет) провел в деревне (20 изб) недалеко от границы с Харьковской областью. Райцентр в 5 км. Область в 35. Газ к нам провели сравнительно недавно. Переколол тонны дров. Топором. Более того, колун вживую видел один раз в хозмаге в райцентре. Из соседей тоже все кололи просто большим топором. ЧЯДНТ?

Но ведь действительно удобнее колуном то дрова колоть. Именно потому, что не застревает по большей части в полене, да и масса больше, что тоже удобнее.

да и не только в массе, обычно и плечо больше получается.. что вкупе с массой топорища по второму закону Ньютона дает большую силу (так как при вращательном движении чем больше плечо, тем больше ускорение, при одинаковом приложенном усилии)

Сейчас, когда если не бенза так электра есть у всех, можно не парясь напилить чурбаки см по 20-30, что кстати и изображены на картинке, и поколоть их легкими ударами, хоть топором хоть одной рукой.

ну так мы на Пикабу))) (а по теме, весьма сочный рассказ получился)

один вопрос, у вас была цепная пила? какой длины была топка у печи?

Дрова колют и колуном, и топором – исходят в основном из принципа “у кого что есть”. Но колун для ентого дела всё-таки больше подходит. Я тож с дярёуни.

У нас в поселке тоже колют дрова топорами, хотя недавно сам перешел на колун

теперь все понятно, топор искал голову, вот он и отскочил

А че сразу дизайнеры-то.. (( рисунок детский, тут главное образ.. ))

Извините, если обидел. Не хотел. Но, как правило, дизайнер не разбирается в том, что рисует. В общем-то, в большинстве случаев такого рисунка будет достаточно, но вот если он попадет на глаза, допустим, техническому специалисту в данной области, или человеку, с познаниями выше среднего(опять же по указанной области) – рисунок будет выглядеть, как минимум, забавным. Вообще, встречал только две профессии, представителям которых приходится описывать то, в чем обычно они не разбираются – это дизайнеры и журналисты. Не спорю, есть среди них те, кто выполняют свою работу гениально – но таких значительное меньшинство.

А вообще, подобные образы как раз наиболее запоминающиеся – вспомните хотя бы ежика, несущего грибы и ягоды)

Да ладно Вам.. шутка же.. но я, как дизайнер, стараюсь сначала разобраться в вопросе, если не разбираюсь. Если гугл не помог, то докапываюсь до заказчика в поисках истины.. стереотип стереотипом, но знайте — не все дизайнеры пN90ры )))

Так я и не говорю, что все) Но вот, сами мне скажите, много среди ваших коллег-дизайнеров людей, что могут придушить свой творческий полет мысли серыми физическими реалиями?)Из тех, кот мне встречался – один на 7-10.

Ну, думаю, что Степе это не поможет. Тем более, что на рисунке был именно топор.

Свой стиль

Как-то раз задали нам на уроке природоведения в третьем классе школы написать сочинение на тему “Верблюд – домашнее животное”.
Учились мы тогда в третью смену, с трех часов дня, а со школы я приходил часам к восьми вечера, ел китайскую лапшу с растворимым кофе “Пеле” и ложился спать под черно-белый телевизор “Весна”. То есть, вы как бы поняли, что дело было очень давно.
Уроки я делал с утра. Мама уходила на работу, будила меня, я вставал и садился за стол учиться.
Ну так вот, надо было написать сочинение “Верблюд – домашнее животное”. Абзаца на два-три. Вроде бы ничего сложного. Но о верблюдах я тогда знал примерно ничего, кроме того, что они плюются. И то я это в какой-то трешевой русской комедии увидел.
Сел, открыл тетрадку, написал, что верблюд животное домашнее, но в домах не живет. Вышло две строчки. Мало. Написал, что в пустыне без верблюда люди пропали бы давно. Тоже мало.
И написал такое, как сейчас помню: “Верблюда нельзя ни за что ни про что дразнить, бить палкой или дергать за хвост. Иначе он может выпустить свои 660 милилитров харчка”. Вроде бы на две трети страницы набралось. Ну и пойдет. Пора математику решать.
Сдал я свое сочинение. Учительница проверила и спрашивает: “Алеша, а почему именно 660 миллилитров?”. А я не знаю, как ответить. В общем, в то время в киосках начало продаваться баночное пиво и всякий лимонад типа фанты или там доктор Пепер. А на улицах стали валяться пустые красивые блестящие баночки. И все пацаны тащили их домой. И я тащил, целую коллекцию насобирал. И баночки эти были по 330 мл. На них это было написано. Как в палате мер и весов практически. Других объемов я тогда еще не знал. Ну а дальше в дело вступила прикидка и математика. Поставили мне за сочинение тройку. Не беда. Три – не два.
Потом надо было писать сочинение про свою семью. Семья у нас была скромная: я, мама и котенок Муся. Я так и написал в сочинении. Еще написал, что мама постоянно на работе, а ночью на ее кровать прыгает Муся и мама от такой внезапности кричит. В общем, тоже трояк схватил. У меня про Мусю было больше всего написано. А котенок это вроде как и не семья, как оказалось.

Но самое интересное было, когда я писал сочинение о том, как я провел лето. Самым ярким впечатлением была сцена, когда мы плавали на лодке и какой-то взрослый мужик увидел проплывающего рядом глистастого леща и начал бить его веслом, покуда не убил и не выбросил на берег. Я все так и написал. Что летом я видел, как сосед по даче дядя Сережа убил веслом глистастую рыбу и устал.
А учительница сказала: “Если ты еще раз напишешь какую-нибудь ерунду в своем стиле, я тебе поставлю три двойки подряд”. Так я перестал писать в своем стиле и начал писать как все: “Этим летом мы ходили за грибами и ягодами. Я любовался природой и собрал много черники. Вечером мы ходили купаться на речку. А если был дождь, то я читал книжку про Тома Сойера. Мне нравится лето и песни у костра”.
Никогда ничего не читал про Тома Сойера. И белый гриб от поганки стал отличать только с появлением телефона с гуглом. А в то далекое время мне поставили четыре. Жаль, что своего стиля с тех пор так больше и не появилось.

Сочинение-рассказ Стёпа дрова колет по картинке 6 класс упр 517

Сочинение на тему: Степа дрова колет

Степа дрова колет

Вы не знаете нашего Степу? Хвастун он страшный.

– Я вчера за полчаса все дрова переко­лол, – сказал Степа однажды.

– Когда ты научился? – спрашиваем мы.

– А я давно умею, – отвечает он.

– Тогда покажи, а мы посмотрим, как это у тебя получается.

Степа смело подошел к поленнице, взял рядом лежащий чурбан – огромный, тяже­лый. Мы с сомнением посмотрели на Степу:

– Степан, возьми чурку поменьше!

Но Степа никого не слушал. Он размах­нулся со всей

Силы топором и рубанул в са­мый центр чурбана. Как и следовало ожидать, топор застрял – ни туда, ни сюда.

Тужился-тужился Степа, пытаясь вырвать топор из дерева. Лучше бы он этого не делал! Топор внезапно выскочил из чурбана и в сле­дующую секунду раздался неприятный звук: обух топора разбил Степе губу!

Долго ходил Степа с пластырем на губе. Видно, правду в народе говорят: “Легко хва­литься, легко и свалиться”.

Глоссарий:

– сочинение-рассказ на тему степа дрова колет

– сочинение на тему степа дрова колет

– сочинение рассказ на тему степа дрова колет

– сочинение степа дрова колет

– сочинение рассказ степа дрова колет

Вариант 2

На картинке мы можем видеть, как неумело мальчик рубит дрова. Сразу видно, что никто не учил его этому и взялся он за это дело в первый раз. По картинке видно, что он взял непосильно большое бревно и хочет его разрубить, хотя абсолютно этому не обучен. Мы можем видеть, что он со всего размаха ударяет топором в самый центр бревна и поняв, что топор застрял, неосторожно, прилагая всю возможную силу, даже не подумав о последствиях, начинает его вытаскивать. И эта неумелость сыграла с ним плохую шутку. Как видно по картинке, он ударил себя по лицу, да так сильно, что аж искры полетели.

Эта картинка учит нас тому, что в любом деле надо быть предельно осторожным и не стоит браться, если не имеешь абсолютно никакого опыта, лучше спросить помощи у кого-то кто старше, мудрее или просто лучше разбирается. Любое дело нужно делать с умом, даже самое простое. И не стоит бояться спросить о помощи, ведь все мы когда-то не умели выполнять даже самые простые и казалось бы базовые вещи. Если не можете что-то сделать, доверьтесь профессионалу, спросите его совета. И только тогда у вас всё получится.

И никогда не хвастайтесь и не говорите о том, чего не умеете вовсе. Ведь самому же будет очень стыдно, когда все увидят, что ты просто лжец, обманщик и жалкий хвастун.

Русский язык 6 класс Упражнение 517

Текст этой презентации

МОУ Луговская средняя общеобразовательная школа Кинешемского муниципального района Ивановской области Урок развития речи в 6 в классе

Читайте также:  Сочинение на тему Описание местности 6 класс

Место урока в учебном процессе: третий урок в разделе «Глагол» (после повторения изученного по данной теме в 5 классе).

Развивать универсальные учебные действия (УУД): — личностные (реализовать творческий потенциал,достигнуть положительных результатов труда) ; — регулятивные (участвовать в целеполагании, учиться планировать свою деятельность, оценивать правильность своего выбора, осуществлять самоанализ) , — познавательные (понимание взаимосвязи между формой и содержанием,анализ языковых ситуаций) ; — коммуникативные (участие в различных видах общения). Приёмы и методы. Словарная работа (лексическая, орфографическая. этимологическая), редактирование текста, работа со словарём, работа с учебником, использование компьютерных технологий.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. И.С.Тургенев

Бр…вно кряж …(?) ч…рбан п..лено плаха др…ва хвор…ст

ДРОВА — лес, срубленный для топлива в чурбанах, в плахах или в поленьях, а мелкие дровишки хворостом. (Дровища ныне вздорожали. Дровец не хватает.) В. И Даль. Толковый словарь живого великорусского языка ДРОВА.Распиленные и обычно расколотые на поленья деревья, идущие на топливо. (Берёзовые дрова. Сухие дрова. Вязанка дров. Наколоть дров. ◊ Кто в лес, кто по дрова.) Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех

1. Если чурбан(чурбашок, чурбанчик, чурбак — короткий обрубок бревна, жерди) разделить на поленья – то колоть. 2. Кстати, колют, а не колят (хоть уколы, хоть дрова) (глаг.1 спряж.). 3. Как правило, дрова колют специальным инструментом — колуном. 4. Другие операции с дровами обычно выполняются топором – рубят. (Рубят деревья для дров и других хозяйственных нужд)

Топо́р — инструмент, обычно с металлическим лезвием, жёстко закреплённым на рукоятке, обычно деревянной. Существует разновидность топора, называемое Тесло, в котором лезвие повернуто перпендикулярно рукоятке.

Топорище Лезвие Обух Клин Прорезка Носок Борода

Колу́н — разновидность топора, предназначенного для колки дров. Колун имеет тупое лезвие, которое не разрубает полено, а раскалывает его (отсюда и название инструмента).

На дворе трава, на траве дрова

Подведём итоги и оценим свою работу. Продолжите предложения. — На уроке я повторил… — Я узнал, что… -Я встретил затруднения, когда… — Я легко справился с заданием… -Мне было интересно, когда… — Я оцениваю свою работу… — Я оцениваю работу класса… -Пригодятся ли тебе в жизни знания, полученные сегодня на уроке?

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Продолжите следующий рассказ: Вы не знаете нашего Степу? Хвастун он страшный. — Я вчера за полчаса все дрова переколол, — сказал Степа однажды. — Когда ты научился? — спрашиваем мы. — А я давно умею, — отвечает он. — Тогда покажи, а мы посмотрим, как это у тебя получается…

. Сочинение-рассказ «Степа дрова колет» методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением Упр.517 «Стёпа дрова колет»

Дрова -это пиленые и расколотые деревья, употребляемые для топлива.

Топо́р — инструмент , обычно с металлическим лезвием, жёстко закреплённым на рукоятке, обычно деревянной.

Слово топор является древним общеславянским, либо древним иранским заимствованием Другое древнее славянское название топора — секира ; в современном русском языке термин «секира» прилагается как архаизм к боевому топору .

Топор это тяжело, сильно, мощно и разрушительно тогда , когда это нужно. В древности на Руси топор называли » аргун «. Это название особенно характерно для древнего Владимирского княжества. Аргуном же нарекали и мастера по дереву, инструментом которого был преимущественно топор — аргун .

Колу́н — разновидность топора , предназначенного для колки дров . На территории Восточной Европы колуновидные топоры появились в первой половине I тысячелетия нашей эры, и основное распространение получили в V—IX веках. Они отличались узким лезвием, ширина которого составляла 1/3 высоты, и наличием боковых щекавиц . Позднее у славян они были вытеснены другими типами, у финских народов продолжали использоваться до XI века и позднее.

Существует разновидность топора, называемое Тесло , в котором лезвие повернуто перпендикулярно рукоятке

Секира- тип средневекового древкового оружия. Они отличались широким, симметрично расходящимся лезвием. Топоры были тонкими, снабжались боковыми щекавицами

Историческая справка. Топор обычно применяется в плотницком деле для разрубания или придания формы дереву, а также для сруба деревьев . В древности и в Средних веках топор являлся распространенным ручным холодным оружием , реже метательным .

Полено : 1) Отпиленная или отпиленная и расколотая часть бревна для топки. 2) Название продолговатого, полуцилиндрического торта. 3) Волчий хвост (в речи охотников).

Как же правильно рубить дрова? Часто в лагере, на стоянке, в загородном доме или в зимовье требуется наколоть дров для обогрева и приготовления пищи . Это простое с виду занятие на самом деле имеет множество тонкостей, о некоторых из которых Вы узнаете сегодня на уроке. Как известно, еще царь Николай второй любил развлечься колкой дров. Это полезно для здоровья и заменяет хорошую утреннюю зарядку, если только Вы правильно подходите к процессу и соблюдаете технику безопасности.

Выбор и подготовка топора. Для качественной и удобной колки дров удобно использовать два топора. Один — тяжелый колун, второй — для аккуратного докалывания . Колун рекомендуется использовать с полимерной рукояткой большой длины. Она надежно держится и лучше гасит вибрации. Топор поменьше — достаточно тяжелый. с укороченной деревянной рукояткой. В походе для колки подойдет один универсальный топор среднего веса с не слишком малым углом заточки. Практически невозможно эффективно колоть дрова легким острым топором. По возможности не используйте топоры со ссохшимся деревянным топорищем, которое болтается в гнезде. Если его приходится мочить в воде перед работой — следует задуматься о его замене. Точить топоры для колки практически не нужно.

Что колоть, а что нет? Не нужно сосредоточенно пытаться расколоть чурку со множеством сучков. Это возможно, но занимает много времени. Поэтому нужно отбрасывать такие в сторону и возвращаться к ним, если останется время. Если в чурке 3-4 больших сучка с разных сторон, лучше просто отбросьте её.

Технология колки . Наверное, самое важное — это внимательно смотреть на сучки. Часто торцы чурки имеют обманчивую структуру трещин и кажется, что если ударить в трещину посильнее, то она расколется. Это не так. Лучше сразу выбрать самый большой сучок и обкалывать его по сторонам, параллельно с ходом его волокон. Для больших чурок лучше вначале расколоть её колуном на параллельные пласты толщиной около 10 сантиметров, а затем уже малым топором колоть эти пласты на аккуратные дрова. При работе малым топором правильно держите полено. Левая рука должна прижимать его сверху только основанием большого пальца, но не самим пальцем. Все пальцы должны быть отведены от полена. Ударяя большим топором по намеченной линии раскола, лучше выбрать такой подход — удар в центр, затем по дальней части чурки, затем по ближней. Если Вы будете ударять по дальней части в последнюю очередь и чурка расколется, то можно повредить полимерную рукоятку топора, особенно на морозе.

Скороговорка – упражнение для речевого аппарата На дворе трава, на траве дрова

Запомните! КолЮт дрова колуном РубЯт дрова топором

Вступление 1. Пошли мы во двор. Степа гордо подошел к бане и взял топор. Размахнулся он и вонзил топор в самую середину. А вытащить не может. Мы решили уже уйти, но он остановил нас и сказал: «Подождите! я все исправлю!» Топор увяз прочно. Степа начал расшатывать топор и через секунду он вырвался, и полетел прямо ему в лицо. Да так сильно ударил топор, что его шапка-ушанка слетела с его головы. После удара он упал на землю. И такой громкий звук был, что его папа услышал и подошел к нам. — Что это вы здесь делаете? — спросил его папа. — Здравствуйте, а мы тут смотрим как Степа дрова колит, — ответили мы немного смеявшись. Степин папа смотрел на Степу грозным взглядом. После этого мыв помогли ему подняться. Степа отряхнулся, а его папа сказал: «Легко хвалиться, легко и свалиться.» Этот урок мы запомнили навсегда, а Степа никогда больше не подходил к топору без папы.

Вступление 2 Когда отец ушел обедать, я взял топор и, размахнувшись, вогнал его в полено. Я стал дергать за рукоятку топора, но он никак не хотел вылезать из полена. Я дергал во все стороны, старался раскачать топор, мне это удалось. Я дернул еще раз, и топор вылетел. Но я не рассчитал силы, и топор подлетел высоко, ударив меня в нос. У меня от боли искры посыпались из глаз, а из носа потекла кровь. В это время вышел во двор отец. Он увидел, как я сражаюсь с поленом. Увидев отца, я заплакал от обиды и боли, а он, погладив меня по голове, сказал, что я еще мал хвататься за большой топор и полено. Он дал мне небольшой топорик, чтобы я учился. Отец сказал, что всякое дело надо делать умеючи.

Сочинение Стёпа дрова колет 6 класс

— … А может, ты нас научить сможешь? В жизни-то пригодится. — Ну, что ж пойдемте ко мне во двор я вам все покажу, сколько я наколол. Мы пошли за Степаном к его дому. По дороге он нам еще много рассказывал о том, как он потом еще и укладывал дрова аккуратно в поленнице.

У входа прямо рядом с калиткой Степкиного двора сидел его мохнатый пес по кличке Тризор. Он начал лаять на нас своим глухим протяжным басом и Степа сразу побежал оттаскивать его в вольер. — Тихо, тихо! Фу! Это свои! — кричал на собаку Степа. Тризор не останавливаясь, лаял на нас, но все же послушно шел за хозяином. После того как собака была надежно заперта в клетке Степан сказал: — Теперь можно заходить. Пойдемте на задний двор, там все увидите. — Пойдем. А собака не сможет вырваться? — Нет, дед сделал надежный вольер, добротный, он как раз и научил меня колоть дрова. На заднем дворе под навесом мы увидели сложенные до самого верха уже готовые дрова, а рядом лежали еще не колотые чурки. Степан со знанием дела взял топор, небольшую чурку поставил на колоду, прицелился топором в трещину на торце полена и загнал острие топора в него. Затем он перевернул и стукнул обухом по колоде, после чего полено раскололось пополам. Мы стояли, удивленные увиденным. Никто из нас не верил, что хвастунишка Степа действительно что-то умеет. А в это время Степан расколол уже второе, третье полено. — Ты молодец! Мы думали, что ты, как обычно, хвастаешься, а ты вон как лихо все рубишь, — восторженно крикнул кто-то из нас. — Я же сказал — дед научил.

Уроки доброты в рассказе Распутина Уроки французского 6 класс сочинение

Этот талантливый писатель сумел создать целую серию поучительных рассказов, которые воспитывают в человеке чувство доброты и справедливости. Главным героям рассказа про уроки доброты, становится один мальчик, который достаточно беден и постоянно испытывает нужду, но самое важное, что при всем этом, он сумел сохранить чувство собственного достоинства, что не маловажно для человека, который находится в такой плачевной ситуации.

Этот мальчик вынужден играть в азартные игры, так как при случае выигрыша, он сможет себе купить молоко и прочую еду, но вся беда в том, что его постоянно обижают и унижают его же сверстники, которые не могут ему простить случайных побед, а это значит, что его снова ждет очередной синяк.

Учительница французского языка, каждый раз желает ему помочь, но парень не принимает этой помощи. Она дает ему первый урок доброты, который заключается в том, что нужно всегда принимать помощь, которую тебе предлагают знакомые люди. Он этот урок запоминает на всю свою жизнь.

Однако, парню это не помогает, и учительница приглашает его к себе домой, где его ждет сытый ужин, а когда все методы исчерпаны, она предлагает ему сыграть в азартную игру. За это она получает наказание, но нужно понимать, что все это она делала от чистого сердца, так как она желала добра этому бедному ученику, но пострадала сама.

Второй урок не пошел на пользу никому, так как оба героя оказались в сложных ситуациях, но они продолжали свое общение, и мальчик хорошо запомнил свою добрую учительницу, которая ему во всем помогала. Именно она, показала мальчику, что мир состоит не только с плохих людей, так как есть и добрые люди, помощь которых нужно всегда уметь принимать и не отказываться от нее.

Жизнь очень сложная штука и нужно уметь принимать все проблемы которые очень часто наш преследуют.

Сочинение Уроки доброты в рассказе Уроки французского 6 класс

Прекрасный рассказ, который носит вполне поучительный характер, так как в нем раскрыта вся правда, которая касается человеческой доброты и взаимопонимания, а это очень важный аспект в жизни каждого человека.

Главный герой этого рассказа, очень бедный школьник, который постоянно побирается и ощущает чувство голода, но он находит способ, который помогает ему зарабатывать кое какие средства, которых хватает на минимальный набор продуктов: молоко и хлеб. Все дело в том, что он играет в азартные игры, но иногда, ему приходится проигрывать, драться, выигрывать, и самое страшное, что он начинает привыкать к подобной жизни. Другого выхода у него просто нет.

Что бы было с этим парнем если бы ему не помогла его учительница? Ответ он бы погиб, погиб, как бездомный, но эта женщина была готова пожертвовать всем, чтобы помочь своему подопечному, который так нуждался в ее помощи.

Первый ее урок дал понять парню, что всегда необходимо наедятся на помощь близких и знакомых людей, которые не оставят тебя в сложную минуту, они обязательно тебе помогут, но нужно усвоить одно: никогда, ни при каких условиях не нужно отказываться от этой помощи, которую тебе предлагают, так как этим ты можешь обидеть своих благодетелей.

Это не помогает нашему герою, но на этом его учительница не останавливается: она предлагает ему играть в азартные игры и специально ему поддается, что бы паренек просто выиграл деньги на продукты, но происходит непоправимое: их за игрой застает директор школы, а это значит, что учитель должен уйти из школы, но и после этого она продолжает помогать этому бедному мальчику: она отправляет ему посылки с продуктами.

Второй урок заключается в том, что парень ощущает на себе внимание этой женщины и начинает верить в доброту, доброту, которая сможет спасти этот жестокий мир. Он, благодаря своему педагогу, сумел выжить, но самое важное, что он вынес из этих историй это то, что в мире есть добрые люди, которые всегда будут заботится и оказывать безвозмездную помощь. У парня снова появилась надежда.

Мир, состоит не только из плохих людей, так как на этом примере, мы видим, что существует достаточное количество людей, которые готовы прийти на помощь в любую минуту.

Уроки доброты в рассказе Распутина Уроки французского

Каждый человек на нашей планете имеет определенное сходство с окружающими его людьми. Природа создала нас в чем-либо похожими между собой. Но каждый по-своему остается уникальным. У некоторых эта неповторимость может проявляться в особом складе ума,

Читайте также:  Сочинение Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина 6 класс

В.Е. Маковский – прекрасный русский художник, живописец и график. Время расцвета художника приходится в 80-е и 90-е годы. Художник в данном промежутке освоил стиль живописи, благодаря которому его картины стали намного выразительнее,

Композицией называется последовательность событий в художественном произведении. Та последовательность, какой ее захотел видеть и расположить автор. А сюжет – это система событий в произведении. Так, как они происходили на самом деле. Могут ли не

Осень — холодное время года. В это время мы меньше гуляем и чаще сидим дома. А когда сидишь дома, иногда хочется посмотреть в окно. Осенью вид из окна красивый.

Если и есть в нашей стране древние города, то Тула без сомнений относится к одним из древнейших, хотя, судя по упоминаниям в летописях, ему не больше тысячи лет. Но я верю, что и две, и три тысячи лет назад на этой земле жили

Москва – это город в котором я родилась, живу на данный момент и то место, где я хочу остаться до конца моей жизни. В этом городе живет моя семья и близкие мне люди, которые привязаны к столице России, так же сильно, как и я. Но я знакома с людьми,

Сочинение Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина 6 класс

В рассказе «Уроки французского» автор, В.Распутин сумел выразить всю доброту и сострадание, которая может только быть присуща человеку. В данном произведении таким человеком оказывается добрая учительница французского языка, проявившая сочувствие к бедному мальчику, одному из своих учеников.

Этому мальчишке одиннадцать лет, его мать очень хотела, чтоб её сын получил достойное образование и поэтому отправила его учиться далеко от дома. Она отрывала от себя последние крохи, посылая сыну посылки, чтоб тот не голодал. Но этих скудных передач всё равно категорически не хватало, у мальчика даже развилось малокровие от недоедания.

Бедный парнишка не нашел никакого выхода, кроме как начать играть с другими ребятами на деньги, чтобы выиграть себе денег хотя-бы на молоко, для поддержки хрупкого здоровья. Однажды его избили, это заметила учительница французского языка и ей стала известна правда.

Женщина была очень доброй и проявила искреннее сострадание к своему ученику. Ведь она прекрасно понимала, что он играет на деньги не из азарта или из жажды наживы, а просто от безысходности.

Тогда она нашла выход: стала приглашать мальчика к себе домой, якобы на дополнительные занятия по французскому языку. У себя дома, она как-бы невзначай пыталась накормить парнишку.

Мальчик быстро раскусил задумку учительницы и наотрез отказался от всяческих обедов и ужинов. Эта уловка женщины сильно ударила его по самолюбию, а он был очень гордым мальчиком.

Тогда в голове у учительницы созрел другой хитроумный план. Она предложила мальчику сыграть с ней на деньги, раз бесплатно он отказывался у нее что-либо брать. Мальчик опешил, но согласился. Она стала поддаваться, чтобы тот всегда оставался в выигрыше.

Так было до тех пор, пока слухи об их игре не дошли до директора. Учительницу французского языка с позором уволили со школы и никто даже не поинтересовался, с какой целью она стала играть с мальчиком. Ведь всем было безразлично, что один из учеников школы недоедает и едва держится на ногах.

Женщина уехала к себе на родину, на Кубань. Там она всё равно не забыла бедного мальчишку и посылала ему настоящие кубанские яблоки.

Удивительно, каким добрым и чутким может быть человек: даже зная, что может лишиться работы и уважения со стороны коллег, она всё равно помогает ближнему своему. Автор в своем рассказе хочет показать читателю, что нужно быть добрее к другим, проявлять участие в чужой судьбе.

2 вариант

Известный писатель нашей страны Валентин Распутин написал множество книг, герои которых подают нам жизненные примеры. Одним из таких произведений писателя является автобиографическая повесть «Уроки французского».

Это рассказ о нелёгкой судьбе одиннадцатилетнего паренька из бедной семьи. Мать мальчика очень хотела, чтобы её сын выучился и стал настоящим человеком. Поэтому, отрывая от себя последние крохи, она отправила его учиться в райцентр. Мальчик и сам рад был учиться, но страдая от постоянного голода, у него начало развиваться малокровие, а тут ещё тётка Надя воровала половину продуктов из посылок, которые с таким трудом собирала мать мальчика.

Чтобы купить себе хотя бы стакан молока, мальчишка научился играть с ребятами на деньги. Он выигрывал ровно столько, сколько стоил стакан молока и прекращал игру. Но ребятам это не понравилось, и они жестоко избили его. Когда учительница выяснила причину синяков мальчишки, она попросила его приходить к ней домой дополнительно заниматься французским языком. На самом деле она просто хотела хоть немного подкормить мальчика, но гордый мальчишка понял её истинные намерения и с негодованием отказался кушать у Лидии Михайловны.

Тогда добрая учительница, чтоб чем-нибудь помочь мальчику, решилась на противоестественный для учителя шаг: она предложила ему играть в «пристенок» на деньги. Опешивший мальчик согласился. И тогда Лидия Михайловна стала нарочно ему проигрывать. На выигранные деньги мальчик снова начал покупать себе молоко.

Так продолжалось до тех пор, пока мальчик не понял, что учительница поддаётся ему специально. Однажды, уличив её в жульничестве, мальчик начал возмущаться, а Лидия Михайловна стала с ним спорить. На шум зашёл директор школы, который жил за стенкой.

После этого случая учительницу уволили с работы, и она уехала к себе домой, на Кубань. Но и там учительница помнила о своем ученике. Она отправила мальчишке посылку с кубанскими яблоками, которых он никогда не видел, кроме как на картинке.

Повесть «Уроки французского» – эта повесть о настоящих человеческих качествах, о доброте и бескорыстии, дающий нам уроки жизни.

Сочинение на тему Уроки доброты в рассказе Распутина Уроки французского

Произведение Распутина “Уроки французского” – о мальчике, живущем в послевоенное время, когда не хватало самых нужных вещей. Мать отправила героя учиться: в его родной деревне не было возможности учиться дальше. В одиннадцать начал отдельную жизнь, что давалось непросто – помимо сильной тоски по дому, семье, на ней лежала большая ответственность: надо было заниматься, чтобы получать хорошие оценки; правда, никак не выходило произносить французские слова; это вызывало недовольство его преподавательницы.

С другими учениками у мальчика не заладилось. Из-за нехватки денег приходилось играть в “чику”, чтобы покупать молоко от малокровия, а лишнего у матери не просил – знал, что им и так тяжело. Мальчик проявлял осторожность, стараясь заработать только на необходимое, не тратил полученное на пустяки – он показал себя по-взрослому рассудительным и самостоятельным.

Жульничество, на которое решился один из компании игроков, герой заметил, пристыдив шельму, за что поплатился синяками, побоям, но не пожаловался. Он просто благоразумно промолчал, хотя случай позже раскрылся.

Учительница, Лидия Михайловна, узнав о причинах происходящего, отнеслась к нему по-другому. Она приглашала его к себе и угощать ужином из жалости, а потом даже играла на деньги, чтобы как-то помочь. Когда директор об этом прознал, то она лишь спокойно созналась и уехала на Кубань, прислав позже мальчику еды: макарон и яблок, которых он никогда не видел. Читатель согласится, что она не сделала плохо: поступок совершен не из корысти или злых побуждений.

Рассказ демонстрирует проявление добрых качеств, умения сострадать и не оставаться безучастным. Писатель, думаю, надеялся, что он разбудит в людях маленькой историей стремление к добродетельным качествам, что сделает наш мир чуточку лучше.

Также читают:

Картинка к сочинению Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина

Популярные сегодня темы

Ключевым персонажем пьесы Горького «На дне», на мой взгляд, становится Наташа. Именно благодаря ей Горький раскрывает тему того, что плохое общество может сгубить даже самых прекрасных людей.

С самого детства нас приучают к очень важному аспекту жизни — к ответственности. Что же это такое? Это обязанность человека отвечать за свои слова и поступки.

Данный персонаж романа, ставший одним из гостей Обломова, погружен в активную жизнь и являет собой одну из ярких противоположностей главного героя.

Наверное, нет в целом мире ни одного человека, который бы не любил природу и не восторгался её великолепием. Бытует несколько ошибочное мнение, что человек – самое могущественное существо на всей планете.

Каждый человек не может долго находится вне социума и нуждается в общении и поддержке. Особенно в критических жизненных ситуациях. Одиночество – трудный период в жизни любого, и не все могут

Уроки доброты в рассказе Уроки французского сочинение

Будучи известным писателем, Валентином Распутиным было написано очень много произведений, в которых содержится глубокий философский и поучительный смысл. Обычно он несет в себе основы правды, доброты и прочих положительных человеческих ценностей. Сюжет данного произведения заключается в том, что одна добрая учительница знала о том, что один из известных ей мальчиков жил крайне бедно и тяжело, и она решает ему помочь. В данной работе заключены уроки добра, а также примеры того, к какому типу личности необходимо стремиться. Автор показывает простых, и в то же время хороших людей, которые готовы помогать бескорыстно, открыто и искренне.

Будучи преданным своими одноклассниками после того, как мальчик пару раз выиграл у них в игре на деньги. Его даже несколько раз побили из-за данного события. На следующее утро он пришел с побоями на лице, и мальчик боялся, что учительница поругает его из-за того, что он играл на деньги со своими друзьями. Однако, когда учительница узнала об этом факте, а также о том, что он пошел на это только из-за того, что остро нуждался в деньгах, то она полностью поняла его и всяческим образом старалась поддерживать и помогать ему. Этот поступок расценивается как урок доброты. Учительница начала кормить мальчика, и звать его на ужин и обед для того, чтобы он стал сытым и здоровым. Однако мальчику было крайне неловко принимать данную помощь, так как он был очень воспитанным и скромным. Но все же Лидией Михайловной был разработан план по тому, как же все-таки ему помочь, и она предложила мальчику поиграть в игру на деньги. Специально поддаваясь ему, она тем самым оказала ему большую помощь. Как-то раз директор школы увидел то, как они играли, и учительнице пришлось вернуться на свою малую родину – в другой город.

И все же она помнила про своего ученика, которому продолжала присылать посылки и оказывать материальную помощь. Как-то раз она отправила ему несколько упаковок макаронных изделий и фруктов. Для мальчика это было крайне ценным подарком, ведь в обычные дни он не позволял себе покупать данные продукты. Мальчик на всю жизнь усвоил уроки добра, показанные ему учительницей, и старался пронести данную философию и через свою жизнь. Произведение учит тому, что необходимо проявлять жалость, сочувствие к ближним людям, особенно к тем, кто в этом остро нуждается. Это может сделать счастливым не только человека, которому помогают, но также и самого помогающего человека, ведь добро всегда возвращается, и при этом многократно.

Сочинение 2

Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» раскрывает тему тяжёлого послевоенного детства, когда большая часть подрастающего поколения познала безотцовщину, нищий быт и полуголодное существование.

Рассказ автобиографичен, и потому ещё более проникновенно передана судьба главного героя-подростка. Мальчик растёт в семье, где воспитывается ещё двое детей. Мать осталась вдовой и тянет весь воз семейного быта одна.

Но тем сильнее её желание и надежда, связанные с будущим. Только стремление вывести детей из темноты беспросветной нужды заставляют её искать возможность дать им образование. Старший сын имеет способности, и это признают все односельчане. Мальчик пишет для них письма, составляет прошения и так приносит в дом копейку. Но он очень хочет учиться.

Женщина в своём желании открыть сыну дорогу к лучшей жизни изображена как истинная мать, готовая пожертвовать всем, чем может, и уверенная, что усилия будут оправданы. Это первый урок доброты и истинной любви, полученный мальчиком.

Отправленный в город к родственнице, он получает из дому продукты, которые мать отрывает от семьи, лишь бы сын учился в школе. Женщина не знает, что у бедствующей с такими же голодными детьми родственницы эти продукты мгновенно исчезают.

Жизнь преподносит мальчику суровые уроки и испытания на стойкость и терпение. Улица живёт по законам выживания. Прав тот, кто сильней. Возможность выиграть на пустыре в компании озлобившихся и одичавших подростков заветный рубль на молоко оказывается миражом.

В школе будто и не замечают, что подросток избит и находится на грани голодного обморока. До чужих синяков никому нет дела. Каждый живёт в мире своей повседневной борьбы за существование.

Безусловно, судьба мальчика сложилась бы очень печально, если бы не ещё один урок доброты неравнодушного, участливого человека – его учительницы и классного руководителя Лидии Михайловны.

Преподаватель французского языка спасает своего ученика от голода всеми силами. Ей приходится хитрить и приглашать его на дополнительные занятия к себе на квартиру, чтобы подкормить.

Непреодолимая стеснительность мальчика натолкнула на мысль отправить ему по почте посылку с продуктами. Горечь и юмор соседствуют в сцене, когда затея с макаронами разоблачила её в глазах подростка.

Но учительница не оставляет попыток. Затея играть в замеряшки и дать мальчику выиграть деньги стоила ей очень дорого. Равнодушному директору-чиновнику легче было представить, что он поверил в корыстные цели педагога. В страхе, как бы чего не вышло, он уволил Лидию Михайловну.

По прошествии лет герой рассказа понял подлинный смысл полученных домашних уроков своей учительницы. Он овладел французским произношением, но ещё в большей степени усвоил урок человеческой доброты, преподнесённый его классным руководителем.

Таким образом, два урока истинной любви и доброты, полученные героем от матери и от учительницы, убеждают, что любовь всегда жертвенна.

Уроки доброты в рассказе Уроки французского

Популярные сочинения

Милосердием называется одна из основных добродетелей, которая включает в себя любовь к ближним, и проявляется в конкретных делах. Милосердие движет миром, все совершающиеся в нем добрые дела – это есть проявления этой добродетели.

Чувство любви в жизни каждого человека занимает большое место. При этом оно живет в сердцах и реальных людей, и героев произведений русской литературы. Каждое проявление любви своеобразно в тексте каждого автора.

История рассказывает о жизни тринадцатилетнего мальчика, который представляет Северную часть России. На протяжении всего летнего периода он совместно с бригадой собственного отца по имени Григорий Шадрин

«Сочинение по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»»

Сочинение «Уроки добра» по рассказу В.Г. Распутина»Уроки французского»

«Уроки французского» В.Г. Распутина — это автобиографический рассказ , воспоминания о детских годах самого автора, поэтому образы писателя и его героя объединены в моём представлении в один.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были испытанием не только для взрослых, но и для детей, ведь и хорошее , и плохое в детстве воспринимается острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость и решительность.

Читайте также:  Сочинение Путешествие капельки воды в природе 6 класс по географии

Герой произведения – умный мальчик , который в деревне «признавался за грамотея» . Он хорошо учится, в школу ходит с удовольствием, поэтому мама решается на отчаянный шаг и отправить его в районную школу. На новом месте парнишка так же продолжает хорошо учиться. Герой часто недоедает и очень скучает по дому. Когда мать приехала его навестить , он не стал ей жаловаться и плакать. Это вызывает у меня уважение. Не каждый взрослый в наше время способен относиться к себе так сурово. Сообразительный ребёнок придумал выход. Парень начал играть на деньги , выигрывая только рубль. На эти деньги он покупал молоко и верил, что зарабатывает только для того, чтобы не умереть с голода.

Главному герою рассказа очень повезло. Его классный руководитель была добрая и чуткая женщина. Образ Лидии Михайловны занимает важное место в произведении. Она приходит на помощь мальчику. Автор с этим женским образом связывает свои представления обо всём прекрасном и человечном. Только Лидии Михайловне мальчик открывает свою душу, рассказывает ей о своих жизненных трудностях. Учительницу волнует судьба парнишки. Он не похож на других ребят по чистоте своей души, уму и честности. Старшеклассники безжалостно унижают и избивают его. Классный руководитель пытается помочь мальчишке, но все её хитрости были напрасны. Скромность главного героя не позволяют приять её подарки. Лидии Михайловне приходит идея– играть с ним на деньги. Вскоре «преступление» раскрывается и учителю приходится уехать из города. Мальчик никогда не сможет забыть доброжелательное отношение и жертву, которую принесла Лидия Михайловна. Главный герой всю жизнь будет благодарен за самые лучшие уроки – уроки доброты.

Читая рассказ В.Г.Распутина «Уроки французского», я вспоминаю свою бабушку, которая была настоящим учителем с большой буквы. Она не только давала знания своим ученикам, но и воспитывала в них любовь к жизни, к людям и милосердие. Каждый день мы ходим в школу и встречаем одних и тех же учителей. Одних из них мы любим, других не очень. Одних уважаем, других побаиваемся. До прочтения данного рассказа, я думаю, вряд ли кто-нибудь из нас задумывался, как влияет каждый учитель на нашу дальнейшую жизнь.

Мораль истории

Главная мысль, заложенная в рассказ, — это сила и самоотверженность человеческой доброты. Доброты сердечной, которая не требует благодарности и похвал, не поддается логике:

  1. Учительница принимает участие в судьбе одного из учеников, казалось бы, безо всяких причин, только по велению души.
  2. Она идет на маленькие хитрости, чтобы хоть как-то облегчить его положение, накормить, отвлечь от тоски по дому доверительными разговорами.
  3. По прошествии некоторого времени после отъезда на малую родину Лидия Михайловна высылает мальчику посылку с макаронами и яблоками.

Предельно ясно, что учительница не ожидала в ответ каких-либо вознаграждений или услуг. Напротив, она старалась сделать так, чтобы подросток не воспринимал ее участие как подачку. Она рискует осложнить свое положение как преподавателя и навлечь «праведный гнев» начальствующих, что и происходит, но нисколько не сожалеет о своем поступке и делает все, чтобы случай не сказался на ученике.

Эти уроки доброты Распутин получил в своем школьном детстве. Благодаря им он пронес через всю жизнь бережное отношение к людям.

Сочинение на тему: «Подлинная и мнимая доброта в рассказе «Уроки французского» Распутина.

Подлинная и мнимая человечность, доброта в рассказе «Уроки французского» В. Распутина. Образ положительного героя — Лидии Михайловны и отрицательного персонажа — директора.

Хорошо задуманное художественное сочинение производит впечатление на читателей не только своей идейной и эмоциональной силой, но и благородной простотой самого повествования — простотой языка и стиля. Остановлюсь на талантливом рассказе Валентина Распутина «Уроки французского».

В издательской аннотации отмечается, что автор «поднимает в нем важный вопрос о подлинной и мнимой человечности».

Этот незамысловатый рассказ силен общим идейным замыслом, несомненна и сила его эмоционального воздействия: большие люди обнаруживаются не только в больших, но и в «малых делах», подобно тому как дурные ограниченные люди проявляют себя в поступках внешне будто бы и «правильных», но по существу черствых и жестоких.

В рассказе нет никаких «красок языка», и тем не менее, а скорее именно вследствие этого, все повествование опирается на тщательно продуманные и тщательно отобранные ресурсы языка. Обратим на них внимание.

Вот перед нами учительница французского языка районной сельской школы Лидия Михайловна. Как читатели узнают о том, что перед нами человек большого сердца? Разумеется, прежде всего по ее поступкам, по ее отношению к ученикам группы, классным руководителем которой она является. Но и по языку, с помощью которого автор, как бы вторгаясь в размышления подростка, описывает учительницу. Читатели узнают, что у Лидии Михайловны было «правильное и потому не слишком живое лицо». Нельзя не обратить внимания на это потому

. Тонкое жизненное наблюдение стилистически передано здесь очень просто: действительно, «правильные лица» редко бывают достаточно живыми. При этом писатель говорит о правильных, а не о красивых лицах. А живость лица, придающая ему обаяние, вместе с тем делает его чуть-чуть неправильным, чуть-чуть несимметричным. Так стилистически осмысляется, казалось бы, «сухое» наречие
потому
(«правильное и потому не слишком живое лицо»). Вместе с тем
не слишком
не исключает возможности, чтобы подобное лицо в тех или иных ситуациях было бы и живым.

Мальчику голос учительницы поначалу кажется звучащим недостаточно «вволюшку… так что в него приходилось вслушиваться». Сам себе подросток объясняет это тем, что Лидии Михайловне, учительнице неродного языка, надо «приноравливаться к чужой речи», отчего «голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке, жди теперь, когда он опять разойдется и окрепнет». Переход от прямой речи к косвенной, здесь едва уловимый, создает впечатление у читателя, что мальчик, хотя и видит «недостатки» учительницы, вместе с тем любит ее, сожалея о ее, как ему представляется, неблагодарной профессии («приноравливаться к чужой речи»).

Но когда позднее подросток убеждается в благородстве учительницы, ее голос перестает ему казаться голосом «птички в клетке». Больше того. Мальчугану теперь страстно захотелось «… к завтрашнему дню наизусть выучить весь французский язык…». Этим он стремится доставить радость уже полюбившемуся педагогу. Образ незнакомого языка сближается с образом учительницы, желающей ему добра, и поэтому чужой язык становится достойным изучения. Вскоре и Лидия Михайловна начинает казаться подростку «необыкновенным, непохожим на всех остальных» человеком.

Предстают перед читателями и отрицательные персонажи рассказа: они осуждаются не словами, а описанием их действий и поступков. Бездушный директор школы ничего не делал прямо плохого, но когда узнает об играх маленького ученика, то он только «воздел над головой руки». И это воздел

(одно слово) дополняет характеристику «правильного» директора.

Запоминается и финальный диалог, воспроизводимый мальчиком, между директором школы и учительницей французского языка. «— Вы играете на деньги с этим. Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку… — Играете с учеником?! Я правильно понял? — Правильно. — Ну, знаете… — Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление…» Учительница ничего не пытается объяснить директору. Она понимает, что это совершенно бесполезно: ее все равно здесь не поймут. Отвечая на вопрос одним только правильно

, Лидия Михайловна как бы соглашается с директором. Между тем она стремилась спасти мальчика, дать ему возможность жить и учиться.

Как видим, в рассказе В. Распутина нет никаких «красот языка», хотя все повествование запоминается не только общим благородным замыслом, но и тем, какими языковыми и стилистическими средствами он выполнен. Эти средства предельно просты. Своей простотой они и сильны.

Хороши и попутно высказанные афоризмы, идущие как бы одновременно и от мальчика, и от автора: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады… Больше всего ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре».

Для двенадцатилетнего мальчика подобные размышления, разумеется, слишком сложны, к этому заключению мальчик приходит, но уже позднее.

Столь же хороши и обобщения учительницы, опирающиеся на ее повседневный опыт: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком». И этот афоризм запоминается тем, что он следует за поступками доброго человека: «Принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».

Читая и перечитывая художественные тексты наших мастеров, чувствуешь, как соединяются идейный и эмоциональный замыслы произведения с языковыми и стилистическими ресурсами родного языка. В этом случае и тексты прочитываются «иными глазами». Усиливается и нравственное, и эстетическое воздействие подобных текстов.

История создания рассказа «Уроки французского»

В основу рассказа легла автобиографическая история автора. Прототипом образа Лидии Михайловны является учительница В. Распутина, которая занимала в его жизни очень важное место.

По мнению Распутина, именно такая женщина в силе изменить то, что не подвластно обычному человеку. Именно учительница помогла автору расставить правильные жизненные приоритеты и понять что является добром, а что злом.

В рассказе «Уроки французского» мы видим обыкновенного сельского мальчика и его учительницу. Ребенок обладает чистотой и доброй душой, однако тяжелые жизненные условия вечная нищета голод, толкает его на неправильный путь. Чтобы заслужить авторитет среди мальчишеской компании, ребенок начинает играть с ними в «чику», чтобы они быстрее его приняли.

Но все равно это не помогает, и мальчик вынужден терпеть постоянные унижения и даже рукоприкладство со стороны старших ребят. Эту ситуацию вовремя заметила учительница французского языка, Лидия Михайловна. Она пытается узнать у ребенка, что же побудило его играть на деньги.

Мальчик, который не привык к доброму отношению и обыкновенному человеческому участию, начинает рассказывать учительнице, что играет для того, чтобы иметь друзей и заработать денег себе на еду, так как из-за бедности родителей постоянно голодает.

Проблема пробуждения совести

Лидия Михайловна искренне хочет помочь ему и под предлогом занятий французским языком приглашает его к себе домой. Учительница всегда пыталась накормить ребенка, но гордость и чувство собственного достоинства не позволяли ему принимать еду.

Лидия Михайловна все таки нашла способ помочь мальчику, она предложила ему на деньги играть в уже известную игру. Учительница часто поддавалась, таким образом, каждый день обеспечивая своего ученика деньгами на сытный обед.

Помогая мальчику, учительница хитростью отвела его от сомнительной компании, а также не пошла врознь его принципам. Героиня Лидии Михайловны тот лучик добра, в котором так нуждаются обездоленные люди. Она не осталась равнодушной к беде маленького человека, а охотно принялась помогать ему, рискуя потерять работу.

Автор в своем рассказе, как свойственно ему, прославляет человеческую доброту и благородные порывы. Ведь и мальчик, и учительница были честнейшими людьми, с гуманистической системой ценностей. В рассказе также остро поднимается тема социальной незащищенности маленьких детей, которые вынуждены самостоятельно зарабатывать деньги на самое необходимое пищу.

«Уроки доброты» в рассказе Распутина «Уроки французского»

сочинение по литературе 6 класса

Введение

К автобиографическому рассказу В. Распутина «Уроки французского» справедливо применить название «уроки доброты». Для главного героя самым значимым в детстве стало не обучение иностранному языку, а то заботливое внимание, с которым к нему относилась учительница. Доброта Лидии Михайловны позволила мальчику поверить, что не все люди злы и безжалостны. В какой бы тяжелой ситуации не оказался человек, никогда нельзя терять надежды на помощь и сочувствие.

Несчастливая судьба

Маленький мальчик очень рано начинает самостоятельную жизнь в райцентре. Здесь ему приходится рассчитывать только на собственные силы. Посылки с продуктами приходят из деревни редко. Главный герой старается расходовать их экономно, но замечает, что кто-то ворует у него еду. Мальчик справедливо подозревает знакомую своей матери, у которой он живет. Это значительно подрывает в нем веру в доброту людей.

Мальчик чувствует себя изгоем. Робкий и стеснительный от природы, он очень стыдится своей заношенной деревенской одежды. Молчаливость и замкнутость главного героя усиливаются из-за постоянного чувства голода. «Тощий диковатый мальчишка» даже не надеется на чье-либо сочувствие.

Безжалостные уроки

Начав играть на деньги в «чику», мальчик понимал, что идет на огромный риск. За это его легко могли выгнать из школы, что стало бы тяжелым ударом для матери. Однако, опасность заключалась не только в этом.

Удача в игре обернулась бедой. Мальчику пришлось на «собственной шкуре» познать суровое правило жизни: «Никогда и никому не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед». «Везунчика» жестоко избили и запретили принимать участие в игре.

Еще один важный «урок» мальчик получил в школе. Предательство Тишкина не укладывалось в его голове. Главный герой был уверен, что Лидия Михайловна поведет его к директору, где он будет вынужден признаться в занятии «грязным делом».

Уроки доброты

К огромному удивлению мальчика Лидия Михайловна не стала его ругать. Учительница просто расспрашивала об игре и о том, куда он тратит выигрыш. Ребенок, конечно, еще не понимал, насколько женщину поразило, что деньги ему нужны для покупки молока. Он не мог поверить, что за «преступлением» не последует никакого наказания и с легкостью дал обещание прекратить азартную игру.

В лице Лидии Михайловны мальчик впервые на новом месте столкнулся с гуманным отношением. Учительница предстала пред ним не как строгий педагог, а как хороший и близкий человек.

В отличие от остальных учителей, Лидия Михайловна чувствовала, что способному ученику нужно как-то помочь. Школа дает ему знания, но не оказывает никакой поддержки в жизни. Наказание только озлобит формирующуюся личность и приучит видеть во всех взрослых врагов.

Лидия Михайловна берется за дело очень деликатно. С помощью дополнительных занятий у себя на дому она надеется познакомиться с ребенком поближе и заслужить его доверие. К тому же уроки французского должны стать для мальчика твердой целью в жизни, помогая поверить в собственные силы.

К огорчению Лидии Михайловны самолюбивый ребенок категорически отказывается от еды и подарков. Уговорить его принять бескорыстную помощь совершенно невозможно. Слишком явные «уроки доброты» проходят впустую.

Учительница идет на хитрость. Ей легко удается пробудить в ребенке интерес к игре в «пристенок». Незаметно поддаваясь, Лидия Михайловна дает ему возможность честно» заработать» необходимый рубль.

Как и следовало ожидать, директор, застав учительницу с учеником за игрой на деньги, не смог оценить значение этого «урока доброты». Да ему и нет никакого дела до голода и несчастной жизни одного из учащихся. Лидию Михайловну увольняют. Она берет всю ответственность за «этот дурацкий случай» на себя.

Учительница не забывает о мальчике и спустя какое-то время посылает ему посылку с продуктами, которые он уже не сможет вернуть. Присланные яблоки главный герой видит впервые в жизни.

Заключение

Значение «уроков доброты» автор смог полностью оценить лишь спустя многие годы. Он на всю жизнь сохранил самые теплые воспоминания о Лидии Михайловне, которая стала для него воплощением доброты и гуманности. Главный урок учительницы французского языка заключается в том, что нужно помогать нуждающимся в поддержке людям. Это позволяет надеяться и верить, что и тебя не бросят в трудную минуту.

Ссылка на основную публикацию