Сочинение Уроки доброты по рассказу Конь с розовой гривой Астафьева 6 класс

Сочинение Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева

Меня сильно впечатлил рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». В нем воедино сплелись суровая правда жизни и такие важные чувства, как любовь и прощение. С самого начала рассказ берет за душу, заставляя постоянно переживать и волноваться, до самого конца произведения. Благодаря простым и понятным словам, автору удается донести то, что именно уроки доброты – одни из самых главных в нашей жизни.

Действие происходит в семье, где Витя живет в деревне с бабушкой и дедушкой. Суровая бабушка, Катерина Петровна, очень нежно и трепетно относилась к внуку. Юный мальчик мечтает о пряничном коне. Он для него больше, чем просто сладость. Это возможность показать свои достижения перед другими детьми. Такое угощение было крайне редким в то время, все соседские дети даже и мечтать не могли о таком подарке.

Однако для достижения этой цели нужно преодолеть преграды – суметь устоять от соблазна поиграть и повеселиться, а вместо этого кропотливо собрать землянику для бабушки. Да не несколько горстей, а целый туесок. Санька быстро приходить на помощь и дает коварный совет – набить травой котомку, а сверху немного присыпать земляникой.

Бабушка уже на следующий день замечает подвох. Читатель начинает догадываться о дальнейшей судьбе озорника – такой поступок должен быть строго наказан. Мальчик, понимая и чувствуя такой исход, плохо спит, сильно волнуется. Весь день тревожится и переживает. В конце концов, он осознает свое поведение. Ему хочется провалиться под землю от совершенных деяний.

Вернувшийся с заимки дедушка хочет утешить внука. Проявление любви и сочувствия меняет до неузнаваемости мальчика. Появляются мысли о будущем прощении, он плачет. Его слезы льются из глубины души. Мысли о покаянии и сожалении не покидают его голову ни на минуту.

В финале рассказа бабушка прощает Витю и дарит озорнику его мечту – пряничного коня. Он становится символом любви и добра, раскаяния и сожаления. Эту историю внук запомнил на всю жизнь и уже никогда не забудет.

Вариант 2

Каково главное качество человека? Честность, достоинство, прямота, верность? Это все очень важные черты, которые можно пожелать каждому. Но главным качеством, на мой взгляд, все же является доброта. Именно она отличает хорошего человека от людей, которые думают только о себе. И это не только моё мнение. Виктор Астафьев в своём рассказе «Конь с розовой гривой» тоже говорит нам, что доброта – одно из важнейших человеческих достоинств.

Рассказ имеет много автобиографичного. Астафьев, как и его герой, также рано потерял родителей и вырос в деревне на попечении родственников. Но, несмотря на это, он не озлобился на мир, а всю жизнь продолжал смотреть на него с оптимизмом и радостью. Рассказ повествует нам о проступке главного героя перед своей бабушкой – понукаемый своими знакомыми, он обманул её, принеся неполное лукошко ягод, которые бабушка собиралась продавать. Мальчик понимает, что рано или поздно его обман раскроется и со стыдом и ужасом представляет, что будет дальше. В голове его рождаются самые разные идеи: от мысли сбежать к дедушке до надежд на то, что все обойдется, и никто ничего не заметит. Но, в конце концов, его обман раскрывается, и он должен волей-неволей понести за него наказания.

И как раз тут Астафьев доносит до читателя самую главную мысль рассказа – бабушка не наказывает внука (хоть и сильно ругается на него в начале). Она понимает, что он сделал ошибку и теперь раскаивается в своем поступке. В следующий раз он будет умнее и поддастся на подколки леонтьевских детей. А наказанием делу не поможешь, и оно ничего не принесет, кроме обид и злости. Поэтому бабушка прощает внука и отдает ему заветный гостинец – пряник «с розовой гривой». Не потому, что нужно поощрять обман и воровство. Просто иногда нужно понять своих близких и дать им право на ошибку – ведь никто от них не застрахован. Порой не стоит ругаться с человеком – лучше ему помочь понять свою оплошность, и тогда он её не будет повторять.

Писатель хочет донести до нас одну простую вещь – нужно быть добрее к родным и близким. Прощать им ошибки, порой идти на уступки. Ведь все отношения строятся на хороших чувствах к друг другу, и любые обиды и необдуманные поступки могут разрушить отношения. Как говорится в одном известном советском мультфильме: «Делай добро, бросай его в воду. Оно не пропадет – к тебе добром вернется».

Также читают:

Картинка к сочинению Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева

Популярные сегодня темы

«Обломов» – великое произведение. По мнению Льва Толстого, оно стало любимым многими не потому, что подходило под события и жизнь тех времён, а потому, что оно вечное, всегда будет и этот характер Ильи Ильича

Настасья Филипповна, является главной героиней романа, автор ее изображает, красивой девушкой с израненной душой. Ее красота очаровывала и притягивала многих мужчин. Увидев, ее фотопортрет Мышкин, влюбляется в нее, но вмести, с симпатией он испытает

«Война и Мир» – знаменитый роман Л.Н. Толстого, это классика, это произведение, которое обязан прочитать абсолютно каждый человек.

Рассказ великого русского писателя И. А. Бунина, показывает ничтожество человека перед смертью. Как бы богат он не был, какой бы властью не обладал, смерть подстерегает его неминуемо.

В романе-эпопее тема патриотизма является ключевой. Во времена, когда в воздухе витает опасность, и вот-вот французы совершат нападение, начинают вскрываться истинные мотивы и желания каждого участника

План-конспект открытого урока “Уроки доброты в рассказе В.Астафьева “Конь с розовой гривой”
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ”. Рассказ В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, указать на опасности, которые подстерегают людей без совести,ответственности, любви и доброты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект открытого урока по рассказу В.Астафьева56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по произведению

В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тема урока: «Уроки доброты в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой»

  • Рассмотреть идейно-нравственное содержание рассказа;
  • выделить духовные ценности, которые помогли формированию главного героя;
  • определить роль бабушки, ее уроков доброты;
  • развивать речевую культуру учащихся

Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, словарная работа, инсценировка эпизода.

Эпиграф: Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того

дивного коня с розовой гривой.

  1. Вступительное слово учителя.

Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.

  • Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? Элементы автобиографии в тексте.

(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

Задача-выяснить, какие уроки доброты получил в детстве главный герой, а значит, и сам автор

  • Чему учила бабушка своего внука? Кому противопоставляет автор семью главного героя? ( « левонтьевская орда») . Понятие антитезы. Поиск цитат для ответа на вопросы.

(время было трудное, герой рассказа – сирота, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, , отец семейства много пил, работать не любил.)

  1. Тест (индивид. работа на листочках для проверки домашнего задания))

1. Как зовут бабушку героя? а) Михайловна; б) Николаевна; в) Петровна . 2.Как зовут главного героя? а) Санька, б) Гришка, в) Мишка. 2. О чём мечтали все деревенские мальчишки? а )о прянике конём; б)об игрушечном коне; в) о настоящем коне. 3. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник? а) за помощь по дому; б) прополотые грядки; в) собранную землянику. 4. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес? а) корзина; б) туесок; в) блюдо.5 . Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу? а) из-за съеденных ягод; б)из-за героя рассказа; в) из-за спора. 6 . Что посоветовал Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки? а ) не ходить домой; б) всё честно рассказать бабушке; в) наложить в туесок травы, а сверху засыпать ягодой. 7 . Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булка; в) шаньга . 3

Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

(автор использует сибирские диалектизмы)

С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами? Запись учащимся диалектизмов на доске. Толкование слов. При необходимости поиск значений слов в тексте.

Увал – пологий холм

Туесок – берестяная корзина с крышкой

Бадога – длинные поленья

Шаньга – булочка с творогом

Заимка – земельный участок, вдали от села

Поскотина – пастбище, выгон

Яр – крутой край оврага

  1. Инсценировка сцены из рассказа.

Действующие лица : бабушка и внук.

Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в

город, твои тоже продам и куплю тебе пряник

Внук: Конём, баба?

Бабушка: Конём, конём.

Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и

слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту

сколько будет, внимания!

Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

  1. Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком? Конкурс рисунков коня с розовой гривой. Приведение цитат о коне для подтверждения своих иллюстраций.
  1. Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

  1. Характеристика бабушки. Найдите в тексте, чему бабушка учила внука ( отношение к хлебу, труду, окружающим людям)
  1. Групповая работа по тексту .
  1. группа : Сопоставление главного героя и Саньки( поиск цитат)
  2. группа: Как герой меняется к концу рассказа?
  1. Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её

(Бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается в своем обмане. Милосердие, ум и доброта помогли ей. Спустя много лет Астафьев признается: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)

  1. Итог урока . Какие уроки доброты получил герой? Опрос учащихся в письменной форме. Обсуждение.

-Нельзя поддаваться чужому влиянию, можно совершить плохой поступок

-Нужно признаться в содеянном

-Раскаяние приносит облегчение

-Нужно спешить делать добро

-Надо быть милосердным всегда

-Люби ближнего своего как самого себя

  1. Заключительное слово учителя.

– Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.

Напишите мини-сочинение «Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой»

Сочинение на тему Конь с розовой гривой по рассказу Астафьева 6 класс

Астафьев, является непревзойденным мастером своего стиля, которому удается в очень сжатых рассказах, передать очень огромный смысл, который понятен всем: детям и взрослым, а это свидетельствует о том, что писатель обладает очень большим талантом.

Среди всего великолепия его творчества, смело можно выделить рассказ «Конь с розовой гривой», который рассказывает читателю про одного сорванца, который достаточно сильно подвел свою родную бабушку, которая на него очень сильно надеялась. Это произведение может играть очень большую воспитательную функцию для детей, так как в этой короткой истории показан весь страх и ужас, одного маленького врунишки, который не мог поступить иначе.

Все начинается с того, что бабушка отправляет своего внука за ягодами, но парень их полностью съедает, так как поддается влиянию своих друзей, которые его начинают упрекать в жадности. За свою работу, он должен был получить пряник, который был похож на коня с розовой гривой, но теперь все испорчено. Мальчик очень боится наказания, и совершает не мужской поступок: корзинку набивает травой, а на верх кладет ягоды. Дело решено. Наш маленький обманщик приходит домой и подсовывает бабушке эту корзину, которая на первый взгляд кажется полной, но он еще не знает самое страшное: бабушка собирается это продать.

Мальчик все время мучается, так как испытывает очень большое угрызение совести, но ничего не может рассказать, так как очень хочет получить пряник. Дальнейшее события развиваются очень стремительно, так как весь обман раскрыт, и бабушка испытала очень большое и позорное чувство, так как покупатель ее разоблачил. Нашему герою предстоит очень серьезный разговор, так как таким образом поступать недопустимо, но добрая бабушка все понимает, и наоборот дает внуку пряник, которого он так ждал. Мальчик испытывает очень большое чувство стыда, так как понимает, что поступил не правильно, но делать не чего и ему нужно исправляться, а этот случай, послужил ему очень хорошим урокам, который он запомнит на всю свою жизнь.

С этого момента, наш парень постоянно помнит об этом нелепом происшествии, так как он поступил очень некрасиво, но это был для него настоящий урок. Он просто должен был признаться в содеянном, так как это было бы по-мужски, но он не смог. Читатель все понимает и обязательно сделает вывод из всей этой ситуации. Все должны отвечать за свои поступки, даже маленькие дети.

Сочинение Конь с розовой гривой рассужденияе по рассказу Астафьева 6 класс

Рассказ “конь с розовой гривой” сам по себе является историей мальчика, который по воле судьбы остался один на этом свете. Из родных у него была только бабушка, с которой он и жил. Трагический случай унес жизнь его мамы, она утонула переплавляясь по реке на своеобразном пароме вместе с другими жителями их деревушки. Ягоды огненно-красной земляники, упавшие в воду остались в памяти мальчика, как образ красной крови.

Несмотря на все трудности мальчик не задумывается об этом. он живет жизнью обычного ребенка, много времени проводит на улице, играя с друзьями. Только одно пожалуй всегда отличало его от всех детей, в отличие от него у всех есть родители, которые как могут воспитывают своих детей. Не имея своей полноценной семьи, мальчик с жадностью старается получить это в соседских семьях, наблюдая за их жизнью и подражая им. Из-за своего одиночества мальчик постоянно тянется к соседским детям, и эта тяга в итоге оборачивается для него обратной стороной.

Однажды бабушка отправляет его в лес. собрать ведро земляники для продажи, а на вырученные денежные средства обещает купить ему пряник в виде коня с той самой розовой гривой. К слову сказать, мальчик который был обделен различным сладостями и видел их только в крайне редких случаях с радостью соглашается. И вот в тот момент когда ведро у него было собрано на половину, соседские мальчики начинают смеяться над ним, некими обидными и даже издевательскими поддевками, обзывая его трусом, который слушается бабушку.

Чтобы доказать, что это не так он отдает ведро с набранной ягодой мальчикам, а сам понимаю что ему не чего не остается решается на обман, набивая ведро травой, и лишь сверху присыпая ягодой. когда бабушка узнала о его поступке она была рассержена, и мальчик боялся наказания, но вместо него бабушка вручила ему заветную сладость, строго настрого приказав думать своей головой и не вестись на подобные высказывания в его адрес.

Сочинение по рассказу Конь с розовой гривой 6 класс

В данном рассказе идёт речь о маленьком мальчике, который рос сиротой с бабушкой. Мама мальчика утонула в реке, переплывая её по реке, случилась эта трагедия, когда мальчик был ещё совсем в юном возрасте. После этой трагедии он остается жить со своей бабушкой. Детство ребенка протекает как у обычного маленького ребенка, который активно живет детской жизнью, не думая последствиях и прошлом, так же активно общается с ребятами, которые проживают неподалеку.

В принципе у всех этих детей жизнь идет, как и всех ребят, активно дерутся при каждом споре и бегают вечно голодные, но у них есть главное отличие от главного героя, они проживают в семье, в которой отец часто выпивает и вследствие чего начинает буянить. Но в целом в их в семье все как и у всех, во время праздников они наслаждаются различной едой и поют старые грустные песни. А главный герой, не имея данного счастья относиться ко всему происходящему как к очень удивительному событию, которого у него нет, и постоянно присутствует на них.

Но в один прекрасный день, вся эта тяга к детям, которые проживают неподалеку в соседских домах, оборачивается плохой стороной по отношению к главному герою. Все начиналось с того, что все в тот же вышеупомянутый день, бабушка главного героя предлагает ему одну своеобразную сделку. Сделка эта заключалась в том, что мальчик набирает ягод в лесу, поле чего бабушка продает эти ягоды на базаре и взамен покупает мальчику пряник в виде коня. Конечно же главный герой, который лишен частого присутствия сладостей в доме рад данному предложению бабушки и соглашается на сделку.

И вот главный герой, вдохновленный бабушкиным предложением, отправляется в лес за ягодами, довольно быстро набирает половину корзины. Через какое то время он встречает знакомых соседских ребят, которые начинают дразнить мальчика, а тот взамен разрешает съесть все свои ягоды, но через некоторое время понимает, что у него не остается времени, что бы набрать полную корзину ягод. Тогда соседские ребята предлагает ему схитрить и обмануть бабушку, наполнив корзину травой, а сверху прикрыть ее ягодами и в таком виде отдать корзину бабушке.

Мальчика начинает терзать не сам обман, на который он пошел, а то, что он заставит почувствовать боль бабушку, которая позже раскроет обман. Конечно, бабушка раскрывает обман, но по итогу отдает мальчику его пряник в виде коня, который в дальнейшем мальчик будет вспомнить этот плохой поступок и обман, ещё долгие годы.

Конь с розовой гривой по рассказу Астафьева

Человек живет в мире, который существует параллельно с миром, который нам еще не очень то и знаком, так как в этом мире существуют свои, особенные правила, которые нам простым людям не понятны. Мир животных, это особенная система

Знаменитое и многими любимое произведение великого русского писателя Булгакова Михаила многим полюбилось благодаря тому, что оно наполнено яркими, красочными и запоминающимися героями, каждый из которых способен проникнуть в душу читателей.

С самого начало необходимо понять, что смерть Базарова это досадное недоразумение. Смерть Базарова наступает из-за такой маленькой глупости как маленький порез. Кстати этот маленький злополучный порез Базаров получит в результате

Образ Базарова – один из самых сложных и в тоже время предсказуемых, законченных. Нигилизм, принимаемый, как бунт против всего мира, это защитная реакция от неминуемо приближающегося конца. Базаров сам признаёт, что он не творец, не созидатель,

Каждое лето – это маленькая жизнь, наполненная интересными приключениями. Обычно я провожу лето в деревне у моей бабушки. Моя бабушка легендарная женщина.

Очень многие читатели после прочтения знаменитого произведения «Гроза» великого русского писателя Островского задаются одним вопросом, кто же такая Феклуша? И в принципе довольно понятно, почему у людей возникает такой вопрос,

Уроки доброты по рассказу Конь с розовой гривой Астафьева

Рассказ ведется от первого лица, автор вспоминает события своего детства. Мальчишка отправился в лес с другими ребятами, чтоб насобирать ягод на продажу. Бабушка обещала ему после продажи ягоды на вырученные средства купить пряник «конем». Такой пряник очень ценный, потому что его можно брать с собой на улицу, хвастаться перед другими, и он очень вкусный, все мальчишки в деревне о нем мечтают.

Но мальчик не сберег собранные ягоды, и, поддавшись уговорам других ребят, наложил в туес травы и сверху положил ягод. И с этого момента начались его мучения. Сначала он боялся, что его сразу же раскроют, потом он попался на шантаж соседских ребят, которые обещали рассказать все его бабушке. Пришлось даже воровать калачи, чтоб этого не произошло. Вечером он не мог заснуть, пока не решился, наконец, утром во всем признаться. Но утром бабушка уплыла в город и нашего героя вновь посетили муки совести. «Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чём не думай. А теперь?» К вечеру бабушка вернулась, она конечно купила внуку пряник, хоть тот и обманул её. Но взбучку крепкую получил главный герой. Бабушка долго ругала мальчишку, а он в ответ плакал.

Вот после всех страданий и мучений мальчик с опущенной головой сидит за столом и не говорит ни слова, даже молока не попросит, чтоб запить краюху. Когда же он поднял голову, то не поверил своим глазам – перед ним лежал тот самый конь с розовой гривой.

В сердце ребенка этот момент был запечатлен навсегда – доброта, несмотря на проступок.

Сочинения 6 класс

6 класс. Мой любимый уголок природы (201)

С самого детства мои родители водили меня в лес. Мне всегда нравилось гулять в лесу, придумывать сказочных героев или воображать уже существующих героев. Я читала в книге, что в.

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова (321)

План1. История создания2. О чем данное произведение?3. Жанр произведения4. Главная идея произведения5. Способ стихосложения, рифмыИстория созданияНачиная анализ стихотворения.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» (292)

План1. История создания2. Композиционное строение3. Образные средстваСтихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» представляет собой один из шедевров поэтического творчества автора. Анализ стихотворения.

Благородный разбойник Дубровский сочинение 6 класс (313)

Главный герой романа А.С. Пушкина «Дубровский» – Владимир Андреевич Дубровский. Сын отставного поручика гвардии, рано лишившийся матери, Дубровский на восьмом году жизни был.

Васильев. Болото в лесу. Осень сочинение (269)

«Болото в лесу. Осень» явилась прощальным приветом родине. Живя в Ялте, художник неистово творит. Он воссоздает дорогие образы северной природы.Поистине прав был Иван Николаевич.

Великий летописец Нестор (231)

Самыми ранними древнерусскими произведениями были ле­тописи, в которых записывались события по годам, или, как говорили в старину, по летам. На протяжении семи веков, с XI по.

Верите ли вы в силу амулетов (184)

Много легенд сложено разными народами о волшебной силе амулетов и талисманов. Эти легенды красивы и иногда поучительны. И если очень верить в чудесное действие амулетов и.

Все профессии Важны сочинение 6 класс (257)

Говорят, что в мире существует более двух тысяч профессий. И это чудесно! Ведь каждый может выбрать себе будущую профессию, исходя из своих способностей и возможностей. Хотя.

Герасимов “После дождя” сочинение 6 класс (286)

Полотно «После дождя» создано за три часа, после того, как автор вышел на улицу после ливня. Пораженный увиденным, он вмиг создал шедевр.Мы видим красивую деревянную террасу. На.

Герб города Рязани (227)

Я хочу описать герб своего родного города Рязани.Князь, стоящий в золотом поле, в червлёной, то есть красной, епанче, скреплённой на груди застёжкой, в шапке, платье, сапогах.

Урок мудрости и доброты (по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»); 6 класс

Дорофеева Людмила Семёновна,

Урок мудрости и доброты

(по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)

Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.

раскрыть идейное содержание рассказа, характеры главных героев, отношение к ним автора и способы выражения авторской позиции; обучать анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла; продолжить работу над такими литературоведческими понятиями, «антитеза», «сюжет» «литературный характер»;

развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни; умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;

заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.

Словарная работа : доброта, мудрость, красота, совесть, память, нравственность.

Оборудование: портрет В.П. Астафьева, памятки, иллюстрации к рассказу, кластеры, презентация, песня «Родительский дом».

Звучит первый куплет и припев песни «Родительский дом».

«Все мы родом из детства…»

Прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, обратим внимание на слова французского писателя Антуана де – Сент Экзюпери.

– Как вы их понимаете?

Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.

-Как эти слова согласуются со словами из песни «Родительский дом – начало начал…»

Мы продолжаем размышлять над одним из самых замечательных рассказов для детей русского писателя прошлого века Виктора Астафьева « Конь с розовой гривой» . В его основу лёг случай из жизни автора. Рассказ небольшой по объёму, но как много мы узнаём из него о жизни героев, их характерах.

Вспомним немного об авторе. (Сообщение ученицы)

Мы знаем, что название сборника, куда входит рассказ «Конь с розовой гривой» называется «Последний поклон», а первое его название «Страницы детства» и к нему В.Астафьев в качестве эпиграфа берет стихотворение К. Кулиева «Детство».

– Какое слово можно назвать здесь ключевым?

– Какие слова являются однокоренными к этому слову?

– Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства?

(Человек запоминает те события, которые сыграли в его жизни значительную роль.)

Тема урока «Уроки мудрости и доброты»

Итак, тема нашего урока «Уроки мудрости и доброты».

– А как вы понимаете слово «доброта»?

– Как это слово объясняется в толковом словаре? (Толковый словарь)

Прежде, чем приступить к анализу рассказа, вспомним, что такое рассказ.(Словарь литературных терминов)

– Кто главные герои рассказа?

– Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?

Сюжет здесь очень прост. Что такое сюжет? (Словарь литературных терминов)

Сюжет – это событие, или ряд событий, изображённых в произведении.

Восстановим основные сюжетные моменты рассказа.

Обещание бабушки купить пряник;

Мы знаем, что в любом произведении есть следующие моменты: Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия и развязка . Вспомните, что означают эти термины? (Словарь литературных терминов)

– Какое же событие можно считать завязкой?

Завязкой сюжета можно считать обещание бабушки купить Витьке замечательный, необыкновенный пряник.

– Что нужно было сделать, чтобы заслужить его? (Текст)

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой, и велела сходить с ними.

– Наберёшь туесок. Я повезу свои пряники в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

– Почему пряничный конь был таким желанным подарком? (Текст)

Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.

Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.

С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».

Итак, пряник – это не только лакомство и игрушка, а что ещё?

Возьмите заготовки и составьте кластер «Пряник». Не заполняйте все, в конце урока мы ещё вернёмся к этому заданию.

– Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?

(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)

Утром «с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику трудом заработать пряник…» (текст)

– Что мы знаем о семье дяди Левонтия?

– Чем эта семья отличается от семьи Витьки?

«Ребёнок учится всему…

– Как вы понимаете эту народную мудрость?

– Возьмите памятки и дайте сжатую характеристику семье Левонтия и бабушки.

– Кто особенно выделялся среди левонтьевской «орды»? (Текст)

« Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

– Расскажите, пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают? (Текст)

«Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились…

по пути заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали луку- батуна, наелись до зелёной слюны…

Наконец ребята дошли до увала, где росла земляника. Что же там произошло?

– Почему Витька не хотел идти с ними?

(Он ещё не выполнил свою работу, не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник.)

– После чего он присоединился к ребятам?

Санька стал его дразнить. (Текст)

– Бабушки Петровны испугался? Эх ты!

– Зато мне бабушка пряник конём купит!

– Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!

– А хочешь, все ягоды съем?

– Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)

– Я ещё у бабушки калач украду!

– Только одного калача мало!

– А лучше ещё и пирог!

– Лишнее не будет!

Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок . Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим

День проходит незаметно, Витька на время забывает о своём поступке, но вот пора возвращаться домой.

– Как автор рисует душевные переживания героя? (Текст)

« Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт» .

– Почему он не хочет сказать бабушке правду?

– Что ему посоветовал Санька?

И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие.

– Можно ли это считать кульминацией рассказа?

– Что такое кульминация? (Словарь литературных терминов)

– Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?(Текст)

« Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».

– Какой же можно сделать вывод?

Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.

– Что Витя чувствует после всех событий? (Текст)

« Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…

Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.

А сейчас обратим внимание на пейзаж, который рисует автор. Вспомним, что такое литературный пейзаж и какую роль он играет в произведении. (Словарь литературных терминов)

« День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»

И от этой красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что расплаты не миновать. Тётя приводит его домой.

Утром Витя слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания.

– Как же наказала его бабушка? (Текст)

« И срамила же меня бабушка…того дивного коня с розовой гривой».

Почему бабушка так поступила?

– Что она – неграмотный простой человек поняла?

– Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?

– Как вы считаете, что такое мудрость?

– А как это слово объясняется в толковом словаре?

– Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока?

– Можно ли это событие считать развязкой?

– Что такое развязка ? (Словарь литературных терминов)

Давайте вернёмся к нашим кластерам и посмотрим, какие слова можно туда добавить. ( Любовь, память )

На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта … Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка».

Астафьев В.П. Последний поклон: Повести.-М.: Молодая гвардия, 1989.-335 с.

Емельянова О.Н. Пословицы, поговорки, присловия в прозе Виктора Астафьева // Творчество А.П. Астафьева: философский, исторический, филологический аспекты: Матер. науч.-метод. конференции…– Красноярск–Ачинск. – 1998. – С.56-59.

Кулиев К.Ш. Лирика. Перевод с балкарского Наума Гребнева. Изд-во «Правда», М., 1974

Лузгина Т.А. Экспрессивность глагольного слова в произведениях В. Астафьева // Творчество А.П. Астафьева: философский, исторический, филологический аспекты: Матер. науч.-метод. конференции…– Красноярск–Ачинск. – 1998. – С.62-64.

Самотик Л.Г. Народность языка произведений В.П. Астафьева // Творчество А.П. Астафьева: философский, исторический, филологический аспекты: Матер. науч.-метод. конференции…– Красноярск–Ачинск. – 1998. – С.46-56.

Учебник Литература, 6 класс М.: «Просвещение», 2010 г. в двух частях. Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин

Автор: Дорофеева Людмила Семёновна → ljhjattdf

–> 02.07.2012 2 6235 1267

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Тема урока: “Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой”. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6

Цели урока: углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

Задачи урока:

  1. Обучение анализу поступков героев через слова, действия (глаголы).
  2. Формирование у школьников таких нравственных качеств как честность, доброта, долг.
  3. Воспитание чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся, вызвать интерес к урокам литературы.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, тесты, компьютер с проектором, словарные слова (увал, туесок, шаньга).

Методические приемы: беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста, сценки.

1. Вступительное слово учителя. Сообщение цели и темы урока. 1 мин.

2. Фронтальный опрос по проверке усвоения содержания учащимися. 5 мин.

3. Словарная работа. 1 мин.

4. Пересказ эпизодов с использованием опорных – слов глаголов. 8 мин.

5. Работа в группах. Инсценирование отдельных эпизодов. 5 мин.

6. Физминутка. 1 мин.

7. Работа с текстом (выборочное чтение). 5 мин.

8. Работа по иллюстрациям. 5 мин.

9. Тестирование. 7 мин.

10. Домашнее задание 1 мин.

11. Подведение итогов урока. Оценки с комментированием. 1 мин.

1. Слово учителя.

Основная тема многих рассказов Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

Класс разделён на две группы, где одна группа выискивает слова, характеризирующие положительные качества героя-рассказчика, а другая группа – отрицательные качества его, глаголы, сопутствующие слова находят и подтверждают примерами из текста. В конце урока учащиеся составляют полную характеристику героя-рассказчика.

2. Фронтальный опрос.

Что является завязкой рассказа?

(Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему “пряник конем”. Это почти сказочное начало.)

Исполнилась ли мечта мальчика – получить “пряник конем”? (Да, исполнилась. Это был сказочный конь: “По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой”)

Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой”? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором,

– Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы “трудом своим заработать пряник”. Обратим внимание на инверсию “трудом своим”, которая выделяет слово. “труд” – мальчик понимает, что даром ничего не достается)

– Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал? (Соседские ребята “несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески. ковшик без ручки”. Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: “Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска”. В этой семье знают цену труду)

– Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы по могают понять отношение автора к их поведению?

3. Словарная работа: увал, туесок, шаньга.

4. Пересказ эпизода с использованием опорных слов-глаголов.

(“Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились”; “заскочили в чей-то огород”, “напластали беремя луку-батуна” (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки); “наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”. Глаголы действия показывают, что ведут себя эти ребята неразумно, как маленькие зверьки: хватают, сколько могут урвать, при этом еще и дерутся)

– Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод? (Герой рассказа трудится старательно, даже не потому что ему хочется пряника – он по-другому не умеет: “Я брал старательно”. Вспоминает слова бабушки: “Главное – закрыть дно посудины”, это помогает ему, подгоняет: “стал собирать ягоды скорее”. Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, “не набрал полную посуду”. “Лев онтьевские” же хитры, ленивы, к тому же ябеды. Старшой “надавал пинков” и брату, и сестре за то, что “жрали” ягоды. Здесь опять автор использует значимые глаголы: “рассердился”, “бросил”, “жрут”, “валяются”, “подскочил”, “пнул”, “взвыл”, “кинулся”, “бьются”, “катаются”, “раздавили”)

– Как герой оказался в зависимости от Саньки?

5. Инсценирование эпизодов. Работа в группах.

(Санька использует беспроигрышный прием – поддразнивает героя: “Бабушки Петровны испугался! Эх ты!”, и тот проговаривается о прянике. Санька “что-то быстро смекнул”: “Скажи уж лучше – боишься ее, и еще жадный!” Тут герой и попадается “на уду”: “А хочешь, все ягоды съем?” Отступать было поздно. Мальчику важно было “не спасовать, не струсить, не опозориться”, не показаться жадным. Так и получилось, что “левонтьевская орда” вмиг уничтожила землянику, с таким трудом собранную мальчиком)

– Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка? (Эти слова: “покаялся”, “хорохорился я”, “гаснущим голосом”, “напустил на себя отчаянность”, “махнул на вес рукой”. Тут уж героя понесло – он хвастается: “Я еще у бабушки калач украду!” Он становится таким же, как левонтьевские ребята)

– Как после этого развлекались ребята? Пересказ эпизода и обобщения после этого. (Развлечения их были жестокими: растерзали рыбину “за некрасивый вид”, “пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа”, тот умер. Похоронив стрижа, скоро забыли о нем, потому что нашли новое развлечение: “забегали в устье холодной пещеры, где жила. нечистая сила”)

– Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим по ступкам? (Левонтьевским все нипочем: Санька “заржал”, он злорадствовал: “Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!” Рассказчик понимает, что ему проступок с рук не сойдет, понимает, что виноват. Герои противопоставлены через действия: “тихо плелся я за левонтьевскими ребятами” – “они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки”)

– Почему герой решил обмануть бабушку? (Во-первых, “бес” Санька научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К этим поступкам добавились еще мел-кис пакости, на которые подбил героя Санька – герой крадет калачи, чтобы ублажить шантажиста и ябеду Саньку. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей)

– Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений? (Мальчику нелегко дался обман: он “даже чуть было не всплакнул”, потом “приготовился к каре за содеянное злодейство”. То есть он понимает, что совершил “злодейство”. Поэтому его мучит совесть: “Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?” “А что если разбудить ее и все-все рассказать?” Даже на рыбалке мальчик думает: “И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?” Мальчик вспоминает и о бабушке, и о матери, и о дедушке, жалеет себя: “И пожалеть меня некому”. Но когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой решает: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!” Когда показывается лодка с бабушкой, стыд гонит героя прочь)

6. Работа с текстом (выборочное чтение).

– Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: “День был ясный, летний”. Прочитаем выразительно. Какова роль пей зажной зарисовки? (Сначала герой просто наслаждается теплом, запахами трав, цветов: “клонились к земле рябенькие кукушкины слезки”, “на длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики”, “лежали полосатые цветки-граммофоны”. Постепенно его взгляд поднимается вверх – на листья березы, осинник, сосняк. Он вглядывается вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть бабушка. Он внутренне готовится к встрече и объяснению с ней, его мучит стыд. Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастируют с миром обмана и эгоизма, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у “левонтьевских”)

– Какова развязка истории? (Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: “Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее”. Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы “хлынули безудержно”. Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: “Попроси прощенья. ”)

7. Работа по иллюстрациям.

– Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу? Опишем рисунок.

– Почему бабушка купила все-таки “пряник конем” обманувшему ее внуку? (Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих “злодеяниях”. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: “А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой”)

8. Тестирование. (Приложение 1)

9. Выводы. Обобщения. Оценки с комментированием. Какие нравственные качества мы должны воспитывать в себе?

10. Домашнее задание.

Прочитать сборник рассказов В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой” (на перспективу). Вн.чт. Рассказы В. Астафьева.

Читать рассказ В.Г. Распутина “Уроки французского”.

Приложение 1

Тест по рассказу В.П.Распутина “Конь с розовой гривой”

1. Как зовут бабушку героя?

а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна.

2. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг?

а) калач; б) булку; в) шаньга.

3. Как звали брата героя, которого тётка Августа забрала с собой на лесоучасток?

а) Алёша; б) Миша; в) Коля.

4. Что произошло с матерью героя?

а) Она утонула; б) Её сбила машина.

5. Как звали тётку, которая после побега героя с речки от бабушки накормила его?

а) Васяна; в) Петровна; в) Феня.

6. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес?

а) корзинка; б) ведерко; в) туесок.

1. Поурочные разработки по литературе 6-й класс. (В помощь школьному учителю). В.Я.Полухина, В.П.Журавлев.

2. Учебник для общеобразовательных учреждений (в двух частях) 2008 г.

3. Критические статьи из журнала “Литература в школе” 2005 г. № 6.

Читайте также:  Сочинение на тему Я увидел чудо 5 класс
Ссылка на основную публикацию