Художественные особенности русских былин сочинение по русской литературе 7 класс

Художественные особенности русских былин сочинение по русской литературе 7 класс

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира.

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.

Иногда былины заканчиваются особой концовкой – заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это – быль.

Главный герой былин – русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой – переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня – на много вёрст, а второй скок – и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку . дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты – красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой.

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось. »

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).

В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них – былина о Вольгё и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря – защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря – кормильца страны. – ВОЛЬГА И МИКУЛА

Художественные особенности русских былин сочинение по русской литературе 7 класс

Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.

Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.

Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.

Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.

Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.

В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.

В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови. да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.

Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.

Былины являются прекрасными произведениями народного творчества, которые увлекают читателя и в наше время.

Художественные особенности русских былин

Несколько интересных сочинений

Сочинение для 3 класса Новогодняя ночь. Каждый из нас верит в чудеса. Каждый из нас любит прекрасный и особенный праздник называется который Новый год. Новогодняя ночь самая таинственная, самая сказочная и непредсказуемая

Чичикова считают главным образом, вокруг которого ставится сюжет поэмы. Это можно понять с первых страниц, когда автор начинает описывать характер героя и его окружение. Сам Гоголь не был уверен, что Чичиков понравится читателям

На странице собраны сочинения про разные виды спорта. Их можно использовать для написания своего сочинения для школы

У каждого народа есть свое достояние – история. События самых давних дней запечатлены в эпических произведениях. Правда в них зачастую переплетается с вымыслом. Но, главное – это память о тех далеких событиях и их героях.

Сочинения, басни, анализ стихов, раскраски

Художественное своеобразие русской былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1.Русское народное устное творчество. 2. Художественные особенности русской былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 3.Роль былины в жизни людей. Былины, или древние сказания, или старины, как их называли до XIX века, представляют собой одно из направлений фольклора. Они часто исполнялись нараспев под аккомпанемент гуслей и рассказывали о великих богатырях, народных героях или значительных событиях из истории Древней Руси. Эти произведения устно передавались от поколения в поколение. Целые семьи славились своим мастерством исполнения былин. Так, к примеру, несколько поколений семьи Рябининых занимались сказанием былин. Представительница семьи Крюковых в течение тридцати дней напевала собирателю фольклора произведения устного народного творчества и ни разу не повторилась. Героев былин существовало не так уж много, причем всех их можно условно разделить на две группы: более древние богатыри – Волхв Всеславьевич, Святогор, Вольга и Микула Селянинович и уже более современные образы – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Действие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» происходит на дороге от города Муромля до Киев – града. Все русские былины имеют определенную форму, поэтому подчиняются следующей схеме: зачин, основное содержание, исход. Зачин проявляется в том, что некий добрый молодец «стоял заутрену в Муромле, ай к обеденке поспеть хотел он в стольный град, Киев-град». Как зачин и концовка, так и постоянно встречающиеся эпитеты являются стандартными, характерными для данного жанра. Любой факт, как правило, констатируется два-три раза. Например, рассказывая про состояние дел на подступах к городу Чернигову, встретившемуся Илье Муромцу на пути: Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат На добром коне никто ту не проезживат Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват. Автор повторяется еще раз, когда богатырь встречается с князем Владимиром и тот не верит главному герою, что утром он был в Муроме. Когда Илья, победив Соловья-разбойника, едет мимо дома, где живут три дочери разбойника, то опять же трижды автор описывает это событие. Первые две дочери увидели, что их отец везет с собой какого-то «мужичищу-деревенщину», а только третья поняла, что не отец везет, а его самого побежденного тащит какой-то мужик. Повторение одного и того же события усиливает художественное восприятие. В былине обычно употребляются только постоянные эпитеты, то есть определения прочно закреплены за каким – либо одним явлением: если сила, то обязательно великая, если добрый молодец, то обязательно удаленький и дородый, а если Соловей-разбойник, «одихмантьев сын», то обязательно злодей. При создании образа богатыря Ильи Муромца авторы использовали такой художественный прием, как гиперболу. То есть, описывая главного героя, его победу над Соловьем-разбойником, сказители явно преувеличивали его реальные возможности.

Так, к примеру, он в одиночку справился с силой великою, «силушкой черной». Целый город находился в осаде, но только Илья смог затоптать своим конем всю силу великую. Его богатырский конь не простое животное. Как в сказке, конь «с горы на гору стал перескакивать, /С холма на холму стал перемахивать, /Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал». Подобный подход к изложению существенно усиливает художественное впечатление слушателя. Нарочито подробно автор описывает, как Илья Муромец берет свой лук и натягивает тетиву. Этот прием наполняет, казалось бы, простое действие особым, более значительным смыслом. Слушателю дается время более ярко представить себе все происходящие. И вот, как в замедленной съемке: «Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый, /Во свои берет во белы он во ручушки, /Он тетивочку шелковеньку натягивал, /А он стрелочку каленую накладывал». Главный герой преисполнен гордости и чувством собственного достоинства. Он без стеснения заходит «во палаты белокаменны», «во столовую во горенку» к самому князю Владимиру без объявления: «на пяту он дверь-то поразмахивал». Чувствуя, что перед ними не обычный человек, его уже по-иному воспринимают окружающие люди. Черниговские мужички просят Илью остаться у них воеводой. Князь Владимир приветливо встречает путешественника. Илья Муромец вызывает уважение даже у своего врага, которого он поработил. Когда князь Владимир приказывает Соловью-разбойнику засвистеть, тот отказывает ему, говоря, что только богатырь может ему приказывать. Злодей просит чарку вина. И вот уже не князь отдает приказы, а «мужичина-деревенщина». Возможно, так сказители хотели еще раз подчеркнуть, что, несмотря на богатство и власть, никакой правитель, даже такой справедливый, как Владимир, не может сравниться с простым мужиком – богатырем из простого народа. При описании Соловья-разбойника сказители также прибегают к гиперболе. Этот персонаж не просто злодей, а разбойник прямо вселенских масштабов, поскольку в одиночку нагнал страха не только на жителей небольшого города Чернигова, но и даже на Киев-град: «Как кричит злодей-разбойник по-звериному – /То все травушки-муравы уплетаются, /А лазоревы цветочки прочь осыпаются, /Темны лесушки к земле все приклоняются, /А что есть людей – то все мертво лежат». Таким образом, в любой былине существенно преувеличены качества героев, в более значительном контексте представлены их поступки и подвиги, что нередко сильно превышает границу обычных человеческих возможностей. Исход былины заключается в сцене расправы Илья Муромца над Соловьем-разбойником. Былины исполнялись особым образом: их сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха, а исполнителей былин называли сказителями. В кон­це многих былин идет восхваление автором своего главного героя. Это имеет огромное значение в педагогическом и патриотическом смысле, поскольку слушатели, наряду с рассказчиком исполняются гордостью за свой народ, свою страну, в которой могли появиться такие богатыри. Кроме того, через былины из поколения в поколение передавался какой-либо опыт или сведения об определенных исторических событиях.

Читайте также:  Сочинение Кому не знакомы особая тишина музея... 7 класс

Сочинение на тему «Художественные особенности былин»

Из истории былин

Какие образы вызывает в памяти слово «былина»? Это гусляр Садко, вокруг которого много народа, люди слушают «старинушку», так раньше назывались былины. В них нет привычной для нас рифмы, но они очень мелодичны и ритмичны. Они были созданы для исполнения под аккомпанемент гуслей, не для чтения. Чтобы понять это и услышать ритмичность старинушки, ее нужно прочитать вслух, нараспев.

Чаще всего, это истории о героях Древней Руси. Из этих историй мы черпаем знания о прошлых славных днях, о нашей истории, пусть и немного приукрашенной, о могуществе наших предков. Все мы знаем таких героев как Илья Муромец, Алеша Попович, большое количество былин посвящено князю Владимиру и так далее. Русский богатырь – вот главный персонаж русской былины.

Художественные особенности былин

Все былины строго структурированы. В них есть начало, так называемый зачин, здесь слушатель узнает о том, где и когда происходило действие. Иначе зачин называется запевом.

Далее следует основная часть, при этом события излагаются медленно, неспешно. Такая медлительность достигается повторениями, часто троекратными.

Кроме того, важную роль в былинах занимают постоянные эпитеты, с их помощью рассказчик иллюстрирует своих персонажей – если богатырь, то «удалый», если враг – то «силушка черная». Обязательно присутствует в былинах гипербола, она придает былине некую «сказочность», фантастичность.

Возьмем, например, всего один куплет из былины «Илья Муромец и Калин-Царь» и увидим, что здесь присутствуют все основные элементы.

Стал он силушку конём топтать,

Стал конём топтать, копьём колоть,

Стал он бить ту силушку великую.

А он силу бьёт — будто траву косит.

Это и троекратное повторение – начала строк со слова “стал”, и постоянный эпитет “силушка великая”, и гипербола “а он силу бьет – будто траву косит”. Следует также отметить, что в былинах часто встречаются существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. В данном примере это “силушка”.

Заканчивается былина концовкой, кратким подведением итогов, например:

То старина, то и деяние…

Сочинение » Былины » Сочинение на тему «Художественные особенности былин»

Художественные особенности русских былин сочинение по русской литературе

Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.

Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский.

Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.

Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком (“удаленький”, “добрый”, “славный”). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный.

Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.

Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.

Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.

В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.

В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира (“глаза да ясна сокола”, “брови… да черна соболя”). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.

Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей.

Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.

Былины являются прекрасными произведениями народного творчества, которые увлекают читателя и в наше время.

Твір на тему: Художественные особенности русских былин сочинение по русской литературе

Related posts:

Художественные особенности русских былин? Былины строятся по определенному плану. Большинство былин начинается зачином. В нем обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь. События в былинах излагаются в строгом.

Патриотический пафос былин, отражение в них нравственных идеалов народа? Лови. И лайк пожалуйста. ЧТобы баллы были и вот тебе ответ В образах героев былин, в их мужественном поведении народ воспевал патриотические подвиги, самоотверженную борьбу за родную землю, беззаветную храбрость.

История отечества в творчестве русских литераторов (сочинение-размышление о рождении русской национальной идеи) Когда мы произносим слово “история”, то непременно подразумеваем события прошлого. “Прошлое” связывается в нашем сознании с тем, что было и никогда не повторится. Но так ли это на самом деле.

Мир и человек в былине “Садко” Былины – русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Былина имеет территориальные характерные черты (северные, средне-русские, южные).Разница проявляется.

Художественные приемы в литературе Всем хорошо известно, что искусство – это самовыражение отдельной личности, а литература, стало быть, самовыражение личности писателя. “Багаж” пишущего человека состоит из словарного запаса, речевых приемов, навыков использования этих приемов.

Художественные особенности рассказа И. А. Бунина “Антоновские яблоки” Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет И. А. Бунин, мало кто умеет”.

Художественные особенности лирики О. Э. Мандельштама Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет.

Художественные особенности творчества Гоголя Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как художник-реалист, Гоголь развивался под благородным влиянием Пушкина, но не был простым.

Художественные особенности комедии “Горе от ума” О своеобразии комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” писали многие критики. Например, В. Г. Белинский сказал так: “Горе от ума” – это благороднейшее создание гениального человека”. Наиболее же полный.

Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) Раннее творчество М. Горького отмечено влиянием романтизма. Одним из наиболее ярких романтических произведений этого художника является рассказ “Старуха Изергиль”, написанный в 1894 году. Все герои ранних рассказов Горького красивы и.

Художественные особенности в творчестве Гоголя Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он скоро обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как художник-реалист Гоголь развивался под благотворным влиянием Пушкина. Но он не.

Художественные особенности комедии Грибоедова “Горе от ума” О своеобразии комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” писали многие критики. Например, В. Г. Белинский сказал так: “Горе от ума” – это благороднейшее создание гениального человека”. Наиболее же полный.

Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина Среди многих литературных произведений, написанных Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным, особняком стоят “Сказки для детей изрядного возраста”. Эти сказки были созданы в период с 1869 по 1886 годы. В чем же состоит.

Художественные особенности романа Гончарова “Обломов” Роман “Обломов” был написан Иваном Александровичем Гончаровым в середине 19 века. В нем автор затрагивает актуальную тему своего времени – крепостное право. Люди видят, что оно изжило себя. Должно произойти.

Художественные особенности поэзии Владимира Маяковского Маяковский пристально вслушивался в пульс своего времени и постоянно искал новые поэтические решения, которые бы соответствовали духу эпохи великих перемен. Его излюбленный прием – Метафора, особенно Гиперболическая, построенная на преувеличении.

Художественные особенности рассказа М. Шолохова “Судьба человека” Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” был написан в 1956 году. В основе этого произведения лежат реальные события. В 1946 году автор встретил неизвестного, который и рассказал историю своей жизни. Именно.

Художественные особенности “Слова о полку Игореве” “Слово о полку Игореве” – выдающийся памятник литературы Древней Руси. По многим параметрам его можно назвать шедевром, равного которому нет во всем искусстве мирового Средневековья. Так, например, уникален жанр “Слова”.

Художественные особенности лирики Блока О, я хочу безумно жить: Все сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить! Александр Блок Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа, Это великий поэт старой, дооктябрьской России.

Проблематика и художественные особенности произведений А. П. Чехова Мне бы хотелось написать об Антоне Павловиче Чехове, потому что это один из самых любимых моих писателей. Это был удивительно светлый, образованный и умный человек. Мне нравятся не только его.

Читайте также:  Сочинение рассуждение на тему Прозвища (7 класс)

Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина Идейные и художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина наиболее ярко проявилась в жанре сказки. Если бы кроме “сказок” Салтыков-Щедрин ничего не написал, то они одни дали бы ему право на бессмертие. Три.

Художественные особенности романа И. А. Гончарова “Обломов” Илья Ильич Обломов. Имя, ставшее нарицательным. В каждом из нас есть частичка Обломова. Наверное, именно поэтому роман И. А. Гончарова так запоминается, оставляя глубокий след в душе читателя. Хотя в.

“Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова. Нравственно-психологический роман и его художественные особенности “Герой нашего времени” – первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический потому, что идейным и сюжетным.

Сочинение на тему: Антиутопия в русской литературе второй половины XX века АНТИУТОПИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Искусство выполняет работу памяти: оно Выбирает из потока времени наиболее яркое, Волнующее, значительное и запечатлевает Это в кристаллах книг. Л. Толстой С.

Художественные особенности романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Каждое серьезное литературное произведение имеет своей целью донести до читателя точку зрения автора. В каком-то произведении это будет всего одна идея, но в романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой.

Идейно-художественные особенности поэмы Твардовского “По праву памяти” Поэма “По праву памяти” была написана в середине 70-х годов 20 века. Автор писал: “Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне.

Идейно-художественные особенности рассказа А. П. Чехова “Учитель словесности” А. П. Чехов – величайший мастер “малых форм” в прозе. Его рассказ “Учитель словесности” состоит из двух частей: первая часть представляет собой повествование автора о жизни Никитина, семьи Шелестовых и.

Художественные особенности рассказа М. Горького “Макар Чудра” “Макар Чудра” относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого “романтического”. Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый.

Древнерусские былины об Илье Муромце (по выбору учителя). История Киевской Руси как основа былин (на русском языке) УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС I семестр ГЕРОЇЧНІ ПІСНІ й БАЛАДИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ УРОК 3 Тема. Древнерусские былины об Илье Муромце (по выбору учителя). История Киевской Руси как.

Тематика и художественные особенности “Сказок” М. Е. Салтыкова-Щедрина Известно, что Салтыков-Щедрин начал писать свои политические сказки еще в шестидесятые годы и что именно эти небольшие по объему произведения стали вершиной его творчества, итоговым произведением. В “Сказках для детей.

Идейно-художественные особенности романов Гончарова и их значение Таким образом, в художественном мышлении и творчестве писателя были сильные и слабые стороны. Критика всяческого “неуменья жить” – дворянской лени и пустопорожней мечтательности, буржуазной ограниченности и филистерства – была сильной.

Художественные особенности русских былин сочинение по русской литературе

Художественные особенности русских былин: русское культурное наследие

Для русской литературы очень большое значение имеют былины. Так сложилось, что эта ветвь народного фольклора стало определенного рода направлением, рассказывающим народные поверья и легенды, используя исконно русские образы.

Происхождение термина

Чтобы понимать, какие художественные особенности русских былин отличают этот жанр от других фольклорных направлений, нужно понимать, что вообще представляют они собой. Былина – это песня, в которой воспевается один или несколько героев, ставшие значительными лицами в русской культуре. В них очень часто рассказывались реальные исторические моменты.

Когда появились

Главной художественной особенностью русской былины является время ее возникновения. Они считаются одной из первых форм народного фольклора. Именно благодаря этому достоянию эпоса, события, которые происходили на Руси в XI-XVI веках, дошли до наших дней.

Говоря о художественных особенностях русских былин, важно помнить, что они смогли очень многое рассказать о жизни славян современным историкам. Они рассказывали о судьбах отечественных героев, о смелых и отважных богатырях. Эти воины могли справиться с любой нечистой силой, какой бы могущественной она ни была. Кроме того, были первыми образцами силы и нравственности. Ведь они рассказывали людям о том, как стоит себя вести.

Место в литературе сегодня

Сразу стоит отметить, что одной из художественных особенностей русской былины является то, что она лишь отчасти относится к древней литературе. Отнести ее к этому виду культурного наследия можно только по тому признаку, который говорит, что изучением этих произведений занимается фольклор.

Если говорить о современном образовании, то школьникам дается обязательное задание, представляющее собой сочинение на тему «Художественные особенности русских былин». В этом задании важно отметить многие нюансы этой темы. Поэтому нужно писать сочинение «Художественные особенности русских былин» по плану, который представлен ниже.

Основные моменты содержания

В первую очередь, важно объяснить, что представляет собой былина. Нужно отметить, что это часть русской культуры, относящаяся к эпосу. Важно также сказать о том, что это произведение – отдельное направление фольклора русского народа. Стоит так же отметить, что былины появились задолго до возникновения письменности. Это будет вступительная часть сочинения, которая расскажет о народном творении в общих чертах.

Приступаем к основной части сочинения. Здесь уже ученик должен более подробно рассказать о былинах в качестве литературного наследия. Можно сказать, что они несут историческую ценность, потому как рассказывают о событиях, происходивших со славянами в Древней Руси. Эти истории, которые повествуются в виде песен, передавали долгие поколения из уст в уста. На бумаге их стали фиксировать лишь в XIX веке. Местом, где впервые песню перенесли на бумагу, стала Республика Карелия. Чуть позже фиксировать фольклорные произведения стали и в Архангельской области.

В основной части так же важно отметить, насколько разнообразны были образы в былинах. На сегодняшний день филологи говорят о том, что былины содержат почти сотню различных сюжетов и героев. Кроме того, существует более трех тысяч вариантов таких песен.

В заключение можно сказать о том, что наши славянские предки не называли эти произведения былинами. Это фольклорное направление имело свое название, звучавшее как «старинушка» или «старинка». Лишь в XIX веке достояние эпоса стало называться былиной.

Можно отметить в заключении, что эти произведения часто рассказывали о судьбах русских богатырей, которые были отважными героями, в то время как любая вражеская сила всегда была поганой. Сочинение можно завершить мыслью о том, что древнюю историю можно изучать и по литературным творениям, а не только по учебникам.

Урок литературы по теме “Былина в устном народном творчестве”. 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Цели урока:

  1. Познавательная (новое на основе повторения). Углубить представления учащихся об УНТ: былины как произведения народного творчества; о русских богатырях;
  2. Развивающая – особенности былин: язык, интонация, композиция, достоверность древнего быта в былинах и т. д. ;
  3. Воспитательная – воспитание интереса к устному народному творчеству, воспитание интереса к представлениям русских людей о подвигах, чести, долге, справедливости.

Оборудование урока:

  1. Былины (разные издания)
  2. Картина Васнецова В. М. “Богатыри”
  3. Иллюстрация к былинам.
  4. Былина “Богатырское слово”

Методические приемы: проверка знаний учеников, (фронт. беседа), слово учителя, работа с учебником (анализ статьи), составление опорного конспекта. Выразительное чтение.

Эпиграф. Подлинную историю народа нельзя знать не зная устного народного творчества. (М. Горький)

Ход урока

I. 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Записи в тетради (число, тема урока, эпиграф, Опорный конспект)

2. Повторение. УНТ (вопросы классу, слушаем ответы)

– Роль УНТ в литературе.

II. Переход к теме урока.

1. Учитель. Кто и когда начал сказывать сказки, сочинять пословицы и поговорки, петь былины, никто и тысячу лет назад на Руси сказать не мог, а теперь и подавно. Их передавали вместе с обычаями и обрядами новым поколениям. Это были своего рода духовные заветы к заповеди, которые чтил народ.

Велика была в те давние времена сила сказочной выдумки, сила поэтического сказания связана она была со всем укладом жизни русского человека. Мир и быт народной жизни и составляет основу былинного и сказанного творчества.

III. Новый материал.

1)Что вы слышали о былинах, какие былины читали (называем)?

2)Что же из себя представляют былины? На этот вопрос, ребята, вы сами ответите на уроке.

1. Работа со статьей учебника “Былины” (стр. 5-9). Учащиеся работают в группах. Каждой группе дан вопрос (карточка), ответ на который должен быть кратко сформулирован и записан в опорном конспекте.

Вопросы (задания) для групп под №1 в карточке:

– О чем повествуют былины?

– Где происходит действие в былинах?

– Что воспевают былины?

– Что показывают нам былины?

– Что воплощают в себе былины?

– Что делают предметом изображения былины?

Через 5 минут учащиеся отвечают на вопросы и все делают краткую запись в тетради.

Так что же это за произведения – былины? Что вы о них теперь знаете. (учащиеся отвечают, записывают).

В тетради появляется запись:

2. Опорный конспект (ОК)

I. ОК 1 Былины*(от слова “быль”) – произведения УНТ.

ОК 2

  1. Повествуют о русских богатырях.
  2. Действие происходит в древних русских городах, в поле, в гриднице*.
  3. Воспевают красоту и широту Русской земли.
  4. Показывают реальность древнерусского быта
  5. Воплощают думы и чувства народа.
  6. Делают предметом изображения события героической жизни страны, повседневной жизни.

3. Чем же отличаются былины? Каковы их особенности (Учащиеся продолжают работать в группах; в карточке вопрос №2)

– Как передавались былины?

– Чем былины отличались от песен русского народа? Что для них характерно?(для былин)

– На какие произведения УНТ похожи былины? Назовите общие элементы былины и сказки.

– Есть ли в былине рифма?

– Чем сопровождалось пение былин?

– Какую роль играют былины в искусстве и литературе?

(5 минут на работу с учебной статьей и формулировку ответа на вопрос)

По истечении времени учащиеся рассказывают и делают записи (в опорном конспекте). Запись выглядит так:

II. Особенности былин.

ОК 3

  1. Пелись и рассказывались под гусли.
  2. Для былин характерны грандиозность* образов, торжественность рассказа, разговорная интонация, повторы слов и строк.
  3. Былины сходны со сказками, имеют зачин, концовку, повторы, постоянные эпитеты.
  4. Рифмы нет, но есть созвучия в окончаниях слов.
  5. Являются основой для многих произведений искусства.

4. Итак, что мы узнали на уроке о былинах? Идет краткий рассказ об особенностях былин (2-3 минуты)

5. Выразительное чтение (учитель) былины “Богатырское слово”

Вопрос на восприятие:

– Какой теме посвящена былина? (образ человека в русском героическом эпосе. Народная оценка героя)

– Вопросы (см. учебник после текста былины)

III.

1) – Кто же они такие, богатыри русские, во имя чего сражаются и совершают свои подвиги, что защищают они?

Читайте также:  Сочинение на тему Улица моего детства 7 класс

(Учащиеся называют имена богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

В опорном конспекте появляется следующая запись:

ОК 4
ИльяДобрыняАлеша
МуромецНикитичПопович

2) – Как вы думаете, жили на Русской Земле именно эти богатыри? (Слушаем ответы)

3) Вывод: Образы богатырей собирательны.

ОК 5

Богатырь* – слово это – мера для оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств.

IV. Работа с иллюстрацией картины В. М. Васнецова “Три богатыря”.

Рассматриваем, выясняем, кто есть кто из изображенных на картине богатырей.

– Подсказывает ли название картины, о каких событиях должна идти речь? (название переносит нас в далекое прошлое)

– А что вы знаете о далеком прошлом?(Тогда Родина наша была небольшим государством, было много отдельных княжеств. Каждый князь хотел побольше земель, и поэтому они часто воевали между собой).

– А к чему это приводило?(На Русь часто нападали враги. Они грабили народ, жгли города, никого не щадили…).

– Да, это правильно. Но кто же защищал Родину? (Её защищал народ … Русские Богатыри…).

– Хорошо. Как вы думаете, богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович действительно жили в то время? (Может, и жили. А скорее народ их создал… Он дал им лучшие черты своего народа. Это обобщенные образы защитников Родины, созданные самим народом).

– Теперь обратимся к картине. В какой момент изображены богатыри? (Богатыри прискакали на заставу. Кто-то принес князю тревожную весть. Они именно скакали, потому что на картине видно, что на ней внезапно осадили… Кони очень устали, но готовы мчаться дальше. Они даны в каком-то порыве на переднем плане картины, и на них сразу обращаешь внимание).

– Это правильно. Чувствуется, что всадники внезапно осадили коней … Вероятно, впереди враг. А какие еще детали подтверждают нашу мысль? (Богатыри готовы к бою… Они в каком-то едином порыве схватились за оружие …)

– Пожалуй вы правы… Почему вы отмечаете, что они в едином порыве схватились за оружие? (Богатыри – боевые друзья. Их никто никогда не побеждал. Победят они и в этой битве).

– А будет ли битва? (Д, Вороны чуют добычу…От всей картины веет тревогой. И вороны на заднем плане, и мрачные тучи – все усиливает состояние тревоги)

– Хорошо. А почему же вы так уверены, что богатыри победят? (Они нарисованы почти во всю картину… “Как стена”, как говорят в таких случаях. Это боевые друзья. А вот в жизни – трудно сказать. Ведь Илья Муромец – крестьянин, и Добрыня Никитич из княжеского рода).

6. – В какой-то мере вы правы. Художник показывает, прежде всего, боевое единство, их ратный дух.

(Прочитать отрывки из статьи “О личной жизни “Трех богатырей”)

– А подумали ли вы, для чего написана картина? (Эта картина учит любить свою Родину, защищать ее…)

V. Вопрос классу:

– сравните, чем отличаются герои в сказках, от героев в былинах? (На раздумье 2-3 минуты)

Вопросы см. в начале урока. Слушаем ответы. Делаем выводы.

В опорном конспекте появляется еще одна запись:

Герои в сказке и былине

ОК 6
Сказка

1. Герой спасает девицу, чтобы жениться.

2. Сражаются и побеждают просто чудовищ.

3. Качества героев сверхъестественного происхождения.

4. (Герой) Решает личные проблемы.

Былина

1. Подвиг богатыря бескорыстен.

2. Побеждает врагов земли Русской.

3. Необыкновенные качества богатыря – воплощение в одном человеке способностей и силы народа.

4. (Герой) Решает главный вопрос, от которого зависит судьба народа.

VI. Вывод. Итог урока.

Былина – это поэтическое, народное художественное произведение. В нем много неожиданного, невероятного. В основе своей правдивости передают народное понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости.

VII. Д. З.

1. Рассказ о подвиге богатырей.

2. Выразительное чтение.

3. Опорный конспект.

4. Подготовиться к сочинению по картине “Три богатыря” В. М. Васнецова.

Художественные особенности русских былин сочинение по русской литературе

Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.

Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский.

Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой

Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком . При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный.

Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.

Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.

Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой

В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.

В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира . Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.

Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей.

Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.

Былины являются прекрасными произведениями народного творчества, которые увлекают читателя и в наше время.

Конспект урока русского языка “Путешествие за сокровищами” Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка – детский сад №46” Забайкальского края Конспект урока русского языка “Путешествие за сокровищами” Подготовила Учитель-логопед Хомякова Светлана Николаевна Г. Чита Цели и задачи.

Система уроков по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро” Урок 1. “Заблудился!” Учитель. Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги: “Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин.

Сочинение на тему Выдающаяся личность Юрий Гагарин Среди знаменитых и выдающихся людей 20 века особое место занимает Юрий Гагарин – первый в мире человек, полетевший в космос. С его биографией знаком каждый человек на территории бывшего Советского.

В чем нужно встречать Новый 2012 год, год Дракона)) Близится тот заветный час, когда нас ожидают праздничные застолья, пожелания здоровья и радости в наступающем году и роскошная одежда. Последнее особенно важно для женщин, которые начинают поиск подходящего наряда за.

Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом Уникальное стихотворение, написанное в 1898 году, когда Александру Блоку было еще только 18 лет. Ранние работы поэта действительно были написаны еще простым языком, символизм наступил позднее, так же, как наступает.

Мы теперь уходим понемногу. Краткое изложение текста Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески.

Поприщин – характеристика персонажа Произведение: Записки сумасшедшего Поприщин – герой повести Н. В. Гоголя “Записки сумасшедшего” . Реальным источником образа П. в известной мере является сам Гоголь. Во время учебы в Нежинской гимназии Гоголь.

Анализ рассказа Чехова Размазня Образ “маленького человека” нашел отражение в рассказе А. П. Чехова “Размазня”. В самом начале складывается впечатление, будто размазней является главный герой рассказа: хозяин дома, отец двоих детей, так как он.

Своєрідність вирішення проблеми батьків та дітей в оповіданні Дж. Олдріджа “Останній дюйм” Тема уроку: Своєрідність вирішення проблеми батьків та дітей в оповіданні Дж. Олдріджа “Останній дюйм”. Подолання “останнього дюйму”, що розділяє людей. Мета: розкрити перед учнями ідейно-художні особливості твору Дж. Олдріджа; вчити.

Мое первое впечатление о Печорине и окончательное мнение о нем Впервые я прочла Роман “Герой нашего времени” давно, когда еще почти ничего не знала о Лермонтове и не читала его стихов. Поэтому знакомство с Печориным стало для меня толчком к.

Вадим – характеристика персонажа Произведение: Вадим Новгородский ВАДИМ – герой трагедии Я. Б. Княжнина “Вадим Новгородский” . Легендарным прообразом этого персонажа явился упоминаемый в одной летописи Вадим Храбрый, возглавивший мятеж новгородцев против призванного княжить.

Николай Степанович Гумилев Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля 1886 года, в Кронштадте. Его отец, выходец из духовного сословия. служил там морским врачом. Мать – из рода тверских дворян Львовых. Вскоре отец вышел.

Презентація проекту “Дорогою добра” Форма: Короткотривалий проект Мета: Познайомити дітей з поняттям “толерантність” мовою науки і різних видів мистецтва. Завдання: Організувати співпрацю дітей, батьків, вчителів; Розвивати у дітей творчу, пізнавальну та пошукову діяльність; Сприяти.

Помогите написать сочинение на тему какие жизненные уроки извлек герой из произведения уроки французского Рассказы В. Г. Распутина отличаются удивительно внимательным и бережным отношением к человеку, к его нелегкой судьбе. Произведения писателя увлекают нас интересными подробностями внутренней жизни обыкновенного, скромного, почти незаметного человека. Автор.

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Стихотворение “Молитва” появилось в 1839 г., в зрелый период творческой жизни Лермонтова. Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца. Чего стоит хотя бы блестящее произведение “Демон”. Но в “Молитве”.

Брожу ли я вдоль улиц шумных… разбор стихотворения Автор: Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ в 6 КЛАССе “ПЛОДЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ” УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “САМАРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА” КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ в 6 КЛАССе “ПЛОДЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ” (ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Сценарій організації та проведення свята Дня Молоді “Квітуй у пісні й добрих справах, чарівна молодість моя” Сценарій план Організації та проведення заходу з Дня молоді ” Квітуй у пісні й добрих справах чарівна молодість моя “. Дата проведення: Місце проведення: територія Будинку культури. Час проведення: о.

Дом-музей И. С. Тургенева в Москве В России появился первый столичный музей Ивана Сергеевича Тургенева. В Москве. Санкт-Петербург тургеневский музей все еще не открыл. Более чем полувековое движение к московскому музею, породившее несчетное количество писем, прошений.

Анализ стихотворения Жуковского Море Стихотворение “Море” было написано Жуковским В. А. в 1829 году. Он сочинил его в свои зрелые годы. Красота морских просторов вдохновляла многих поэтов писать свои незабываемые произведения, не оставило оно.

Сейчас вы читаете: Художественные особенности русских былин сочинение по русской литературе

Ссылка на основную публикацию