Нужна ли сатира сегодня? – сочинение

Сочинение на тему Нужна ли сатира сегодня? (7 класс)

Существует много мнений относительно необходимости сатиры в наше время. Но, на мой взгляд, ответ вполне очевиден. Естественно, она жизненно необходима.

Проанализировав работы классиков и современников, можно сделать вывод, что во все века и эпохи творцам было что критиковать: недостатки общества и его устоев, государственный строй, мещанство, буржуазия, коррупция, двуличие, чопорность, алчность, высокомерие, трусость – все это и многое другое было обличено в бессмертных творениях литераторов, прекрасно понимающих, что именно юмор и правда есть те великие орудия, что заставят социум задуматься над злободневными проблемами.

Невозможно не восхититься основоположником русской обличительной литературы Салтыковым – Щедриным, чей искрометный талант не раз указывал читателям (естественно в юмористической форме) на, казалось бы, совершенно не смешные, а даже плачевные темы. По сути, приход данного творца к жанру сатиры можно ассоциировать с неким щитом, с помощью которого творец пытается обезопасить себя от гонений за вольнодумство, но сохраняя возможность тонко высмеивать острые социальные вопросы.

Умело обличая эксплуататоров и угнетателей, писатель использует как гиперболу, так и гротеск. Представители высших сословий предстают пред нами в роли хищников, а простой крестьянский люд – в виде беззащитных зверей и птиц, которые терпят гнет, страдают, но молчат. Именно против этого молчания и протестует автор. Протестует всем естеством, всей душой, и какое наслаждение приносит то, что борется он с этим именно посредством пера и своего искрометного слова!

И, как ни странно, с поры, описываемой творцом, мало что изменилось. Скорее наоборот, многие проблемы и противоречия только обострились. Потому существует приличное количество и современных сатирических писателей, продолжающих это благое дело. Данный факт позволяет с полной уверенностью утверждать, что сатира не только жива, а цветет буйным цветом на фоне политической и социальной несправедливости.

Да и что же еще поможет нам в столь нелегкую эпоху? Пока общество далеко от идеального, сатира живет, и будет жить!

2 вариант

В обыденной жизни, мы часто можем проявлять иронию и сатиру над происходящими ситуациями и поступками людей. Порой, мы сами этого не замечаем, но нужна ли сатира? Я могу с уверенностью ответить – да! Сатира действительно нужна в современном обществе и ее роль достаточно велика для развития и облачения человеческих пороков.

Сатиру стали использовать довольно давно, но особое внимание она получила после освещения в литературе и театре. Многие русские и зарубежные писатели стали создавать произведения в жанре «сатира», где отличительной чертой является жестокое и насмешливое указание на человеческие пороки. Особую популярность и осуждение сатира получила в 19 веке, когда писатель Николай Васильевич Гоголь выпустил в свет драматическое произведение «Ревизор» для постановки на сцене театра с ярко выраженной насмешкой над светским обществом. После такого унижения писатель был удостоены жестокой критики и гонений. Ещё один известный русский писатель Салтыкова-Щедрин. Прибегнуть к использованию сатиры его заставила цензура того времени. В своих сказках писатель высмеял практически все пороки России и ее недостатки. За это Салтыкова-Щедрина считали острым на язык.

Сатира даёт возможность указать на все недостатки и пороки в завуалированной форме, не прибегая к прямоте и агрессивным высказываниям по отношению к кому или чему-либо. Столы достаточно достойно построить сатиру нужен острый ум и богатый жизненный опыт. С помощью преувеличения или олицетворения можно изобразить свою критику в особой, юмористической форме, которая воспринимается гораздо проще и лучше, а понять и раскрыть ее может лишь умный и мудрый человек. Сатира – это одна из немногих форм юмора, который позволяет человеку с помощью смеха взглянуть на свою жизнь под особым ракурсом, со стороны. А осознание проблемы – это первый шаг к ее исправлению. Таким образом можно сказать, что сатира может привести к положительному развитию и изменению общества.

Сатира полностью изживет себя только, когда факты, которые можно высмеять и нужно исправить полностью изживет себя и исчезнут. На сегодняшний день общество имеет огромное множество недостатков, которые никак не могут быть уничтожены в один миг. Именно поэтому сатира нужна сегодня, ведь если люди смогут увидеть себя со стороны, то это будет стимулом к исправлению указанных недостатков. Именно поэтому сатира – неотъемлемая часть современного творчества.

Также читают:

Картинка к сочинению Нужна ли сатира сегодня?

Популярные сегодня темы

Наверное, все думают, что нельзя назвать одну (любимую) погоду, которую можно найти во всех сезонах. Например, жара бывает всегда, но только не зимой. (Если только ты не сидишь в шубе у батареи.) Или дождь тот же. (Все карты зима сбивает!)

В рассказе Евгения Ивановича Носова «Кукла» главным героем являет старый сторож и садовник школы Акимыч. Мужчина много повидал в своей жизни и его огорчают некоторые моменты. В рассказе два главных персонажа сам рассказчик и Акимыч

Каждый человек хочет иметь свое жилье. После того, как оно появляется, то сразу же начинаешь свое пристанище облагораживать. Ведь по сути, именно в уютной комнате можно спокойно отдохнуть после суетливого дня.

Комедийная пьеса «Горе от ума» стала настоящим выдающимся достижением Александра Сергеевича Грибоедова, самобытной классикой русской литературы первой половины XIX века

В рассказе Тургенева «Чертопханов и Недопюскин» события происходят летом, когда герои уже возвращались с охоты. Как вдруг они решают поохотиться на тетеревов. Когда прозвучал первый выстрел

Сочинение на тему Нужна ли сатира сегодня 7 класс

Нужна ли нам сегодня сатира, так едко обличающая пороки общества и наставляющая наш социум в нелёгкие жизненные моменты и в стадиях надлома гражданского общества? Мы с вами очень часто задаёмся подобным вопросом об актуальности этого явления, как в литературе, так и в нашей с вами жизни. На протяжении всей истории сатиру воспринимали нехотя и настороженно, тщательно отфильтровывая её содержимое. И зачем же? Спросите вы. Цель была очевидной: слаборазвитое в нравственно-духовном отношении общество было неспособно посмотреть на свои пороки конструктивно и вынести своим недостаткам достойный и объективный вердикт.

Множество сатирических работ были гонимы и никак не могли прижиться, так горько впиваясь в сердце обычного, среднестатистического обывателя, что он был попросту неспособен адекватно принять то, что автор хотел преподнести. Ведь Салтыков-Щедрин писал Премудрого пескаря не от того, что хотел банально облаять русскую действительность. Он стремился изменить менталитет русского человека, привить ему ответственность за свою нацию и Родину, научить человека смелости, решительности, развить гражданственность в его любимой стране.

Не зря в своих произведениях он прибегал к Эзоповому языку- применению образов животных, характеризующих определённые человеческие пороки в ироничном подтексте. Да и просто, чтобы не придать свои работы опале в тяжёлые времена строжайшего ценза и жандармов. Задача сатиры- обличить, осмеять и конструктивно направить общество, попавшее в некий ментальный круговорот, который смещает истинно верные ценности гражданина, его гуманистическое мировоззрение. Ведь во времена Салтыкова-Щедрина процветало крепостное право, которое не могло не повлиять на быт и нравы современных реалий.

Сатирику было неприятно осознавать, что идёт очень грубая и несправедливая стратификация по признаку рода и происхождения, когда раскрыть свои таланты могла лишь малая часть населения, а остальная была занята в рабском и кабалистическом труде на аристократов. Ему, как стороннику равноправия, который впитал в себя демократические ценности, было неприемлемо принимать подобные обстоятельства в своей душе, и он посредством сатиры боролся с устоявшимися традициями и раболепным менталитетом.

В наше же время подобная проблема так же актуальна, когда не отменилось разделение людей на богатых и бедных, влиятельных и заурядных в отношении кумовства с вышестоящими органами, имеющих право достойно жить, ни в чём себе не отказывая, и живущих от зарплаты до зарплаты, еле сводящих концы с концами. Поэтому едкая и безжалостная критика человеческих пороков будет актуальна в любые времена, когда в нашей жизни отсутствует равенство и справедливость, равносильное распределение трудоёмких задач и конечно же, перспективы для раскрытия необходимых талантов в человеке.

Читайте также:  Сочинение Как я убираю комнату, квартиру 7 класс, 5 класс

Стоит согласиться, что ситуация по сравнению с веком девятнадцатым гораздо более благоприятно, но нам ещё далеко до некоего абсолюта гражданского общества с неподвластными воздействию постулатами гуманизма и повсеместной справедливости, сопряжённой с торжеством правового государства.

Нужна ли сатира сегодня

Картина «Иван-царевич на Сером волке» великолепного живописца Виктора Васнецова украшает Третьяковскую галерею. Художник работал в Киеве, расписывал внутри Владимирский собор, но творческая идея написать необычный сказочный сюжет взяла верх

Николай Васильевич Гоголь, автор повести «Тарас Бульба» – великий русский писатель, автор известных на весь мир произведений. Его жизненный путь и судьба до сих пор окутаны тайнами и загадками, которые пытаются разгадать и в наши дни.

Известный русский художник – портретист В. Л. Боровиковский написал портрет Е. Н. Арсеньевой в конце XIII века, в 1796 году. Владимир Лукич был востребован как мастер портретов знаменитых и влиятельных людей.

Давайте посмотрим на картину Крамского «Неизвестная». И обсудим ее внешность. На картине изображена молодая девушка, сидящая в открытой карете. У девушки темные волосы слегка кучерявые, собраны они в косу.

Николай Васильевич Гоголь в своем произведении показал присущие обществу его времени проблемы. Делает он это, описывая характеры и образы жизни героев поэмы – помещиков и, конечно же, Чичикова.

Его возлюбленная предпочла ему другого, более скромного и непременно услужливого героя Молчалина. Ведь обладающий услужливостью герой всегда будет принят высшим обществом. Чацкий же таким качеством не обладал, и как следствие из высшего общества

Сочинение на тему нужна ли сегодня сатира?

5 ответов на вопрос “Сочинение на тему нужна ли сегодня сатира?”

Нет такого общества, в котором не было бы каких-то пороков и недостатков, но человеку свойственно стремиться к идеалу. Одним из способов борьбы с несовершенством нашей жизни является сатира. Вскрыть нарыв на теле общества, обличить, осмеять какое-то порочное явление жизни — вот задача сатирика. В обличении сатирик прибегает к юмору, иначе тон обличения будет проповедническим.
Сатира как жанр зародилась в древнегреческой литературе. В русской классической литературе известно своей сатирической направленностью творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. Его волновала несправедливость крепостного права, после отмены которого он вновь переживал о тяжелой жизни народа. Его сказки построены на гротескном противопоставлении представителей высшего сословия и простых мужиков. Первые, как правило, изображены никчёмными лодырями или хищниками, а вторые — безропотными кормильцами или беззащитными зверями, жертвами хищников. Видел бы Щедрин этих беззащитных в 1917 году…
Изменился общественный строй, пришла вожделенная для большинства власть народа. Только складывалось в новом государстве всё не так идеально, как мечталось. Очень популярен в 20-е и 30-е годы был писатель-сатирик М. М. Зощенко. Его сатира была направлена на невежество, жестокость, мещанскую ограниченность и прочие людские пороки. Правда, после войны он впал в такую немилость со стороны властей, что притеснения, пережитые Салтыковым-Щедриным, кажутся сущими пустяками.
Пришла «оттепель», сатира стала смелее, активнее. Жизнь в послевоенной стране налаживалась, приобрела стабильность. С обновлённой жизнью стали заметнее проявляться такие отрицательные свойства человеческой натуры, как нечестность, обывательская пошлость. Особенно популярен в эти годы стал сатирический киножурнал «Фитиль».
Когда в одночасье рухнул Советский Союз, сломалась налаженная за семьдесят лет жизнь, события в стране разворачивались так, что люди были на грани отчаяния. И в это время с экранов телевизоров не сходили выступления писателя-сатирика Михаила Задорнова. Высмеивая, он умел подбодрить людей, вселить веру в непотопляемость русского народа. Многим Задорнов помогал, как успокоительное средство. Прошли лихие 90-е, но и после них Михаил Задорнов всегда находил пищу для своей сатиры. Он разбавлял её искромётным юмором и заряжал народ позитивом.
Сатира нужна всегда. Человек должен видеть язвы общества и свои пороки, чтобы стремиться к более совершенной жизни.

Ответ оставил Гость
Сатира – это разновидность литературы, обличающая и высмеивающая пороки людей и общества. С древних времен литераторы использовали жанр сатиры. Так М. Е. Салтыков-Щедрин, чтобы раскрыть пороки, придавал образам фантастический характер. В его произведениях все описывается в преувеличенном, комическом виде. Главное внимание в своих произведениях сатирик обращал на отрицательные стороны народа, воспитанного в рабстве и на крепостническое общество. Так, в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» фантастический сюжетт показывает комичность существующего в России порядка. Сатира Щедрина – глубокая и нетерпимая по отношению к социальным и нравственным уродствам.
Однако “Сатирик” уже редкое явление в русской литературе. Сатиру, всегда боялись власти, за ее умение показать на пороки общества. Необходима ли сатира сегодня? Конечно, очень необходима! Она помогает взглянуть нам на проблему с другой стороны. Есть множество недостатков, которые мог бы раскрыть нам этот жанр.Сатира будет нужна нам всегда, так как именно сатира помогает сделать правильный выбор, найти верное решение, увидеть ошибки и заблуждения во взглядах и суждениях. Сатира помогает исправить что-либо в лучшую сторону.

Не зря в своих произведениях он прибегал к Эзоповому языку- применению образов животных, характеризующих определённые человеческие пороки в ироничном подтексте. Да и просто, чтобы не придать свои работы опале в тяжёлые времена строжайшего ценза и жандармов. Задача сатиры- обличить, осмеять и конструктивно направить общество, попавшее в некий ментальный круговорот, который смещает истинно верные ценности гражданина, его гуманистическое мировоззрение. Ведь во времена Салтыкова-Щедрина процветало крепостное право, которое не могло не повлиять на быт и нравы современных реалий.
Сатирику было неприятно осознавать, что идёт очень грубая и несправедливая стратификация по признаку рода и происхождения, когда раскрыть свои таланты могла лишь малая часть населения, а остальная была занята в рабском и кабалистическом труде на аристократов. Ему, как стороннику равноправия, который впитал в себя демократические ценности, было неприемлемо принимать подобные обстоятельства в своей душе, и он посредством сатиры боролся с устоявшимися традициями и раболепным менталитетом.
В наше же время подобная проблема так же актуальна, когда не отменилось разделение людей на богатых и бедных, влиятельных и заурядных в отношении кумовства с вышестоящими органами, имеющих право достойно жить, ни в чём себе не отказывая, и живущих от зарплаты до зарплаты, еле сводящих концы с концами. Поэтому едкая и безжалостная критика человеческих пороков будет актуальна в любые времена, когда в нашей жизни отсутствует равенство и справедливость, равносильное распределение трудоёмких задач и конечно же, перспективы для раскрытия необходимых талантов в человеке.
Стоит согласиться, что ситуация по сравнению с веком девятнадцатым гораздо более благоприятно, но нам ещё далеко до некоего абсолюта гражданского общества с неподвластными воздействию постулатами гуманизма и повсеместной справедливости, сопряжённой с торжеством правового государства.

Нужна ли нам сегодня сатира, так едко обличающая пороки общества и наставляющая наш социум в нелёгкие жизненные моменты и в стадиях надлома гражданского общества? Мы с вами очень часто задаёмся подобным вопросом об актуальности этого явления, как в литературе, так и в нашей с вами жизни. На протяжении всей истории сатиру воспринимали нехотя и настороженно, тщательно отфильтровывая её содержимое. И зачем же? Спросите вы. Цель была очевидной: слаборазвитое в нравственно-духовном отношении общество было неспособно посмотреть на свои пороки конструктивно и вынести своим недостаткам достойный и объективный вердикт.
Множество сатирических работ были гонимы и никак не могли прижиться, так горько впиваясь в сердце обычного, среднестатистического обывателя, что он был попросту неспособен адекватно принять то, что автор хотел преподнести. Ведь Салтыков-Щедрин писал Премудрого пескаря не от того, что хотел банально облаять русскую действительность. Он стремился изменить менталитет русского человека, привить ему ответственность за свою нацию и Родину, научить человека смелости, решительности, развить гражданственность в его любимой стране.
Не зря в своих произведениях он прибегал к Эзоповому языку- применению образов животных, характеризующих определённые человеческие пороки в ироничном подтексте. Да и просто, чтобы не придать свои работы опале в тяжёлые времена строжайшего ценза и жандармов. Задача сатиры- обличить, осмеять и конструктивно направить общество, попавшее в некий ментальный круговорот, который смещает истинно верные ценности гражданина, его гуманистическое мировоззрение. Ведь во времена Салтыкова-Щедрина процветало крепостное право, которое не могло не повлиять на быт и нравы современных реалий.
Сатирику было неприятно осознавать, что идёт очень грубая и несправедливая стратификация по признаку рода и происхождения, когда раскрыть свои таланты могла лишь малая часть населения, а остальная была занята в рабском и кабалистическом труде на аристократов. Ему, как стороннику равноправия, который впитал в себя демократические ценности, было неприемлемо принимать подобные обстоятельства в своей душе, и он посредством сатиры боролся с устоявшимися традициями и раболепным менталитетом.
В наше же время подобная проблема так же актуальна, когда не отменилось разделение людей на богатых и бедных, влиятельных и заурядных в отношении кумовства с вышестоящими органами, имеющих право достойно жить, ни в чём себе не отказывая, и живущих от зарплаты до зарплаты, еле сводящих концы с концами. Поэтому едкая и безжалостная критика человеческих пороков будет актуальна в любые времена, когда в нашей жизни отсутствует равенство и справедливость, равносильное распределение трудоёмких задач и конечно же, перспективы для раскрытия необходимых талантов в человеке.
Стоит согласиться, что ситуация по сравнению с веком девятнадцатым гораздо более благоприятно, но нам ещё далеко до некоего абсолюта гражданского общества с неподвластными воздействию постулатами гуманизма и повсеместной справедливости, сопряжённой с торжеством правового государства.

Читайте также:  Художественные особенности русских былин сочинение по русской литературе 7 класс

нужна ли сатира сегодня ?
сочинение

Ответы:

Сатира сегодня нам безусловно нужна. Сатира — это проявление комического в искусстве, представляющее обличение явлений при помощи различных комических средств. Сатира – один из главных аспектов при написании басни. Сатира обычно бывает смешной, но её целью не является главным образом юмор, в действительности сатира — это нападение на какое-либо явление. Сходными с сатирой приёмами являются ирония, сарказм, пародийность. Впрочем, ирония и сарказм порою одобряют некоторые явления, в то время как сатира лишь атакует. Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь.
Сатира будет нужна нам пока наше общество застряло в трясине пороков.
Я думаю что сатира необходима…Жизнь меняется каждый день, задавая все новые и новые вопросы и зачастую не давая ответов.Современность – время разногласий, разъединяющее отцов и детей, время фантастических прогнозов, святой и часто наивной веры в победу добра над злом. Сатира на мой взгляд, помогает взглянуть на определённую проблему с другой стороны, с другого угла зрения. Однако сатира в наше время не должна быть едкой, злостной. Она должна подталкивать на выбор альтернативного решения, помочь увидеть ошибки и заблуждения во взглядах и суждениях, помочь стремлению исправить что-либо в лучшую сторону, а не озлобиться и замкнуться в себя. Сатира нужна, но лишь с благородной миссией.

Нужна ли сатира сегодня? – сочинение

Вопрос по литературе:

Мини-сочинение на тему “Нужна ли сатира сегодня?”

Ответы и объяснения 2

да, нужна .Сатира беспощадно высмеивает человеческие недостатки и пороки .Сатира смеётся над шарлатанством,лжецами и обманщиками, над отрицательными качествами людей, над порочными явлениями. В нашей жизни и сегодня хватаетвсех этих явлений над которыми смеётся сатира.Это смех сквозь слёзы

Коротко:

Сатира сегодня нам безусловно нужна. Сатира — это проявление комического в искусстве, представляющее обличение явлений при помощи различных комических средств. Сатира – один из главных аспектов при написании басни.

Сатира обычно бывает смешной, но её целью не является главным образом юмор, в действительности сатира — это нападение на какое-либо явление. Сходными с сатирой приёмами являются ирония, сарказм, пародийность. Впрочем, ирония и сарказм порою одобряют некоторые явления, в то время как сатира лишь атакует.

Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Сатира будет нужна нам пока наше общество застряло в трясине пороков.

Раскрыто:

Нужна ли нам сегодня сатира, так едко обличающая пороки общества и наставляющая наш социум в нелёгкие жизненные моменты и в стадиях надлома гражданского общества? Мы с вами очень часто задаёмся подобным вопросом об актуальности этого явления, как в литературе, так и в нашей с вами жизни. На протяжении всей истории сатиру воспринимали нехотя и настороженно, тщательно отфильтровывая её содержимое. И зачем же? Спросите вы. Цель была очевидной: слаборазвитое в нравственно-духовном отношении общество было неспособно посмотреть на свои пороки конструктивно и вынести своим недостаткам достойный и объективный вердикт.

Множество сатирических работ были гонимы и никак не могли прижиться, так горько впиваясь в сердце обычного, среднестатистического обывателя, что он был попросту неспособен адекватно принять то, что автор хотел преподнести. Ведь Салтыков-Щедрин писал Премудрого пескаря не от того, что хотел банально облаять русскую действительность. Он стремился изменить менталитет русского человека, привить ему ответственность за свою нацию и Родину, научить человека смелости, решительности, развить гражданственность в его любимой стране.

Не зря в своих произведениях он прибегал к Эзоповому языку- применению образов животных, характеризующих определённые человеческие пороки в ироничном подтексте. Да и просто, чтобы не придать свои работы опале в тяжёлые времена строжайшего ценза и жандармов. Задача сатиры- обличить, осмеять и конструктивно направить общество, попавшее в некий ментальный круговорот, который смещает истинно верные ценности гражданина, его гуманистическое мировоззрение. Ведь во времена Салтыкова-Щедрина процветало крепостное право, которое не могло не повлиять на быт и нравы современных реалий.

Сатирику было неприятно осознавать, что идёт очень грубая и несправедливая стратификация по признаку рода и происхождения, когда раскрыть свои таланты могла лишь малая часть населения, а остальная была занята в рабском и кабалистическом труде на аристократов. Ему, как стороннику равноправия, который впитал в себя демократические ценности, было неприемлемо принимать подобные обстоятельства в своей душе, и он посредством сатиры боролся с устоявшимися традициями и раболепным менталитетом.

В наше же время подобная проблема так же актуальна, когда не отменилось разделение людей на богатых и бедных, влиятельных и заурядных в отношении кумовства с вышестоящими органами, имеющих право достойно жить, ни в чём себе не отказывая, и живущих от зарплаты до зарплаты, еле сводящих концы с концами. Поэтому едкая и безжалостная критика человеческих пороков будет актуальна в любые времена, когда в нашей жизни отсутствует равенство и справедливость, равносильное распределение трудоёмких задач и конечно же, перспективы для раскрытия необходимых талантов в человеке.

Стоит согласиться, что ситуация по сравнению с веком девятнадцатым гораздо более благоприятно, но нам ещё далеко до некоего абсолюта гражданского общества с неподвластными воздействию постулатами гуманизма и повсеместной справедливости, сопряжённой с торжеством правового государства.

Сатира – это проявление комического: тогда и сейчас

Сатира в нашей жизни присутствует повсеместно. Как известно, смех продлевает жизнь. Древние ученые утверждали, что человек – это животное, которое выделяется способностью смеяться. Кажется, что-то в этом есть. Конечно же, сатира – это в некотором роде жестокий смех. Но то, что многие авторы, как известные с прошлых лет, так и современные, использовали этот вид комического, не делает нас жестокими людьми.

Что говорят

Некоторые люди описывают сатирический смех как нечто очень гневное, содержащее злость и раздраженность, возмущение. Бытуют мнения, что сатирик, высмеивая все недостатки людей, предметов и явлений, испытывает к ним настоящее отвращение. Тем не менее об этом даже не стоит задумываться, поскольку конец сатирических произведений всегда хороший и наполняет сердца радостью. Поэтому, даже несмотря на грубоватость высмеивания, это проявление вызывает положительные эмоции у читателей, зрителей, слушателей и так далее.

Понятие

Итак, давайте разберемся, что же понимается под этим термином. Большая советская энциклопедия дает следующее определение: “Сатира – это особый способ проявления комического в литературе и других искусствах, суть которого – в жестоком высмеивании недостатков или других явлений, которые автор считает недостойными”.

Если говорить о сатире в других искусствах, она также имеет свои формы: в театре и литературе – это комедия, в публицистике – памфлеты и фельетоны, в живописи – карикатуры и шаржи. Сатира, по сути, есть везде.

Читайте также:  Сочинение на тему Улица моего детства 7 класс

Среди классиков, которые творили свои шедевры, используя такой вид комического, можно назвать Вольтера, Лукиана, Д. Дидро, М. Сервантеса, Дж. Бокаччо, Дж. Оруэлла, Дж. Свифта, Ф. Рабле, Мольера, К. Чапека, Ф. Гойя, О. Домье, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя и многих других.

Сатира в России

Разумеется, этот жанр распространен по всему миру, как и было ранее, когда цивилизация только начинала своё развитие. На сегодня можно назвать тысячи авторов, использовавших и продолжающих использовать такой вид комичного в своих творениях.

В России сатира – это особенный инструмент, который очень широко использовался известными авторами – их произведения сегодня читают по всему миру. Мы все пользуемся этим инструментом в повседневной жизни, как сознательно, так и неосознанно.

Русская сатира сегодня представлена множеством произведений. Среди них можно назвать шедевры И. Альфа и Е. Петрова “Золотой телёнок”, “Двенадцать стульев”, книги величайшего М. Булгакова “Собачье сердце”, “Записки юного врача”, “Роковые яйца”, “Дьяволиада”, “Записки на манжетах” и другие. Также достойны внимания такие произведения, как “Горе от ума” А. Грибоедова, “Ревизор” Н. Гоголя, “Про Федота-стрельца, удалого молодца” и “Любовь к трём апельсинам” Л. Филатова, “Голубая книга” М. Зощенко, “Похождения бравого солдата Швейка” Я. Гашека и многие-многие другие. Список просто бесконечен, его не уместить на одной странице.

Особенности сатиры

Как правило, произведение, где используется такой вид комического, построено по принципу “от обратного”. Обычно в нем положительные герои отсутствуют, зато представлены глуповатые персонажи, борющиеся за свои идеалы, которые совершенно не верны, что и заставляет людей смеяться.

Искусство сатирика – в том, что он, основываясь на правильном понимании вещей и ходе мыслей, показывает нам, что было бы, если бы мы все не смыслили в жизни ничего. И это действительно выглядит со стороны смешно. Высмеивание ошибок главных героев дает возможность не повторить их в реальной жизни, потому как можно заслужить такой же неодобрительный смех со стороны окружающих людей.

Особенности сатиры многочисленны. У каждого автора есть своя изюминка и неповторимость, благодаря которой его можно узнать. Кто-то использует особый набор слов, а кто-то – описывает определенные события. Манеры автора, острота его ума всегда отображаются в произведениях.

Сатира сегодня. Как её применить?

Современная сатира построена уже немного не на том, о чем писали раннее известные авторы. Разумеется, основные ее каноны сбережены. Но высмеиваемые события меняются. Однако общим остается тот факт, что сатира всегда касалась самых что ни есть приземленных вещей – реальной жизни, событий, которые актуальны и которые люди с легкостью могли бы понимать.

Одним словом, сатира – это незаменимый источник смеха, который в любом случае помогает справляться с наболевшими проблемами. Иной раз посмеяться над своими ошибками – значит закрепить мысль, что больше эта ошибка не повторится. Важно воспринимать такие неудачи как возможность получения опыта, а не как самое страшное событие, выхода из которого никогда не будет. Всего вам доброго!

Нужен ли в наше время Салтыков-Щедрин?

Не делая обычного вступления, отвечаю на вопрос, поставленный в теме сочинения: нет сомнения, нужен.

Его называли в свое время «прокурором русской общественной жизни». «Я благоговею перед Салтыковым. » — говорил Т. Г. Шевченко. «Какая суровость! Какие глаза судьи! Какая за всем этим чувствуется особенная, твердая, подлинная доброта! Это лицо подвижника» (А. В. Луначарский).

Мужественный, принципиальный, Салтыков всегда держался независимо по отношению к начальству, действовал смело и решительно. Ему удалось пресечь немало чиновничьих плутней, разоблачить и покарать не одного взяточника. Неоднократно вступался он за бесправных крестьян. «Я не дам в обиду мужика. Будет с него, господа. » Его прозвали «вице-Робеспьером». К его титулу прокурора добавилось очень важное уточнение: «от врагов внутренних».

Пример честного служения своему народу — великое благо в любое, время, и особенно — в наше.

Однако Салтыков-Щедрин все больше убеждался в том, что деятельность чиновника, пусть даже честного и справедливого, не может привести к улучшению жизни при существующем общественном строе.

Преемственные связи соединяют Щедрина с Гоголем; благоговейное отношение к автору «Ревизора», «Мертвых душ» Щедрин сохранил до конца жизни. Это у Гоголя он научился создавать широкие обобщения, столь же емкие образы-типы. Мы помним, что за образами помещиков и чиновников губернского города у Гоголя встает вся Россия «мертвых душ». Точно так же и за щедринскими органчиками и пескарями просматривались образы российских самодержцев и трусливых обывателей. Салтыков очень хорошо понимал, откуда возникает взяточничество, какими фактами жизни оно поддерживается, как оно могло бы быть истреблено. «Сквозь смех» в его сатире слышатся не просто слезы, а гнев, жгучая ненависть. И враги не могли это не чувствовать. Ни один из русских писателей не подвергался таким цензурным гонениям, как Салтыков-Щедрин.

«Я — Эзоп и воспитанник цензурного ведомства», — говорил он о себе сам. Чтобы обойти цензурные препятствия, сатирик создает особый язык. Этот язык он называет «эзоповским», а манеру «рабьей», так как рождается она в обществе, где нет свободы слова. Нам все это очень понятно, даже терминология подходит. Хотя художественную правду нельзя сводить к правдоподобию. И это великолепно видно в произведениях Щедрина. В его сатире появляются фантастические учреждения: «Министерство побед и одолений», «Департамент государственных умопомрачений»; фантастические должности: «чиновник для преступлений»; «чиновник для чтения в сердцах». Я думаю, что если «порыться» в наших нынешних названиях учреждений и должностей, то можно найти и похлеще.

Салтыков-Щедрин изобрел прозвища, слова-характеристики, которые сразу стали крылатыми и вполне приложимы к фактам нашей современной жизни: «пенкосниматели» (о литераторах, которым все равно, что писать), «головотяп», «карась-идеалист», «помпадуры» (о чиновниках, от «помпа» — показная пышность, и «дур» — корень слова «дурак»), Щедрин знал свою страну лучше кого бы то ни было. Знал ее и любил (вспомним лермонтовское: «Люблю Отчизну я, но странною любовью. »). «Нет опаснее человека, который равнодушен к судьбам родной страны», — утверждал он. Именно любовью к родине, я думаю, питается его сатира, его «серьезный и жесткий юмор». На сомнения Щедрина о целесообразности своей деятельности И. С. Тургенев ответил так: «Кто возбуждает ненависть — тот возбуждает и любовь». Любовью к отчизне объяснялась ненависть Щедрина к тем, у кого «на языке — «государство», а в мыслях — пирог с казенной начинкой». Как современно звучат сегодня эти слова великого сатирика! Разве мало у нас людей, кто думает только о «пироге с казенной начинкой», хотя на словах печется о благе народа и государства! Или еще вот такие слова Щедрина: «Кого ни послушаешь — все на что-то негодуют, жалуются, вопиют. А есть и такие, которые участвуют во всех пакостях и, хохоча, приговаривают: ну где же такое безобразие видано? Даже расхитители казенного имущества и те недовольны, что скоро нечего расхищать будет». Не правда ли, как будто написано о нашем времени? Материал с сайта //iEssay.ru

А разве не узнаваемы сегодня многие из градоначальников города Глупова, история которого так блестяще описана Щедриным? Недаром писатель утверждал, что он не историю предает осмеянию, а известный порядок вещей. Как колоритны все фигуры градоначальников: Брудастый, у которого в голове был некий органчик, воспроизводящий только два слова: «Не потерплю!» и «Разорю!»; Беневоленский, сочинивший знаменитый указ о «добропорядочном пирогов печении», где возбранялось печь пироги «из грязи, глины и строительных материалов»; наиболее страшный из всех — Угрюм-Бурчеев, взор которого был «совершенно свободный от мысли». Фамилия этого последнего стала нарицательной.

Незадолго до смерти Салтыков-Щедрин задумал написать произведение под названием «Забытые слова». Слова эти — «отчизна», «совесть», «честь». Щедрин не успел осуществить свой замысел, но он всегда помнил эти слова и не уставал напоминать людям об идеалах, во имя которых он высмеивал и обличат. Произведения великого сатирика напоминают и нам, живущим сегодня, об этих «забытых словах».

Ссылка на основную публикацию