Сочинение Что такое Безнравственный поступок рассуждение

Сочинение Что такое Безнравственный поступок рассуждение

Мастер-класс о том, как девятиклассникам готовиться к сочинению-рассуждению провела Дьяченко Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова» г. Курска.

Как показывает практика, учащиеся 9-го класса при сдаче основного государственного экзамена по русскому языку в части 3 выбирают чаще всего для написания сочинения-рассуждения задание 15.3, где от них требуется дать определение какого-либо термина, аргументировать его и сделать вывод. В большинстве случаев для рассуждения обучающимся предлагаются нравственные понятия: как вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ или КРАСОТА или ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, значение словосочетания НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ или ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ или НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ и т.д. Не всегда девятиклассники могут дать определение таким понятиям, не всегда знают, с чего начать, поэтому при работе над сочинением-рассуждением 15.3 предлагаю некоторые приёмы. Начнём с композиции сочинения-рассуждения 15.3.

Композиция сочинения-рассуждения

  1. Вступление. Тезис.

Формулировка определения и комментарий к нему.

  1. Основная часть. Доказательства.

Аргумент 1 + пример + комментарий.

Аргумент 2 + пример + комментарий.

  1. Заключение. Вывод.

Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Теперь прокомментируем работу над каждой частью сочинения.

Вступление. Тезис

В качестве тезиса берём сформулированное нами определение. Есть разные способы толкования лексического значения слова. Рассмотрим эти способы.

Синонимический способ

Перечислительный способ

Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание.

Приматы – это полуобезьяны, обезьяны, человек.

Гнус – комары, мошки, слепни.

Нравственные ценности – честность, верность, патриотизм…

Описательный способ

Источник – то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой чего–либо.

Наглядный – такой, который можно непосредственно созерцать, очевидный

Совесть – то, что заставляет человека предъявлять к себе моральные требования.

Способ отрицания

Бескультурье – отсутствие культуры.

Бессовестный – не имеющий совести, неправдивый.

Комбинированный способ

Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого.

Комментарий

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Например:

При подготовке к сочинению-рассуждению не лишним будет обратиться к словарям: лингвистическим или энциклопедическим. Так, работая над пониманием нравственных суждений, можно обратиться к философскому словарю.

Из словаря

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений (Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова, 2001.719 с.).

Основная часть. Аргументы

В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента

1) из указанного текста;

2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).

Примеры должны

  • соответствовать данному понятию;
  • иллюстрировать данное определение.

Переход к рассуждению

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише, как:

Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

Как можно понять это определение?

Попробуем объяснить данное определение.

Включение примеров

Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор).

Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).

Предложение … подтверждает мысль о том, что … .

Примеры (понятие) можно встретить в жизни.

Это определение можно доказать на таком примере.

В подтверждение приведу также пример из жизни.

Примеры аргументов:

1-й аргумент

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Взрослые, а за ними и дети, обидели безвинного ребёнка. Пятилетняя девочка не должна отвечать за поступки отца. Она ведь даже не понимает, почему к ней так относятся: избегают, выгоняют, игнорируют. Девчушка стала «задыхаться от нахлынувшей обиды», а ещё ей было «не по-детски горько и больно от чувства собственного бессилия». Память об этом событии она пронесла через всю жизнь.

2-й аргумент

С этим горьким чувством я не раз встречался в жизни. Никогда мне не забыть тот случай, когда одноклассники не взяли меня в поход. Они прямо в лицо мне сказали, что я «слабак» и маменькин сынок, а потом добавили, что на меня нельзя положиться и я их подведу. Это была моя самая большая обида, но я недолго расстраивался. Твёрдо решил доказать, что я не такой. Записался в спортивную секцию, перестал плакать по пустякам, жаловаться. А через год меня взяли в поход!

Заключение. Вывод

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения – подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише:

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Учащиеся обязательно должны быть ознакомлены с системой оценивания сочинения-рассуждения, поэтому таблица выставления баллов по критериая должна быть прокомментирована учителем.

Не лишним будет напомнить, что что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты, поэтому учащиеся должны стараться писать работу не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.

Сочинения. Результат работы групп

Сочинение 15.3 Нравственный выбор

Группа 1

Нравственный выбор – это выбор между добром и злом, между положительным и отрицательным. Его каждый человек делает сам. Выбор бывает очень весомым, серьёзным, а иногда и незначительным. Что же определяет этот выбор? Чаще всего на страже нашего выбора стоит совесть.

С проблемой нравственного выбора сталкивается герой рассказа Домбровского, которому стало тяжело видеть физические страдания краба, его медленное угасание. Зыбин неожиданно для себя понимает, что он поступает неправильно. Никто не даёт человеку права мучить животное. И он, не желая стать злодеем, принимает правильное решение – выпустить краба в море (предложение 11). От этого поступка герою становится легко, радостно (предложения 51,52).

В произведении Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» перед Алексеем Мересьевым, потерявшим ноги, стоит выбор: смириться с судьбой или снова начать летать, сражаться с врагом, защищать Отечество. Превозмогая нестерпимые мучения, он возвращается в строй.

Итак, совершить какой-либо трудный шаг, хороший или плохой поступок, зависит от внутреннего мира конкретного человека, от его морально-волевых качеств.

Группа 2

Нравственный выбор – это осознанные и продиктованные совестью действия человека, который протянул руку помощи своему ближнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Нравственный выбор обязывает человека забыть о своих проблемах ради спасения друга, путника, незнакомца.

В ситуации нравственного выбора оказался простой парень – герой рассказа Яковлева. Он рисковал своей жизнью, чтобы спасти тонущего человека. Об этом он скромно и просто рассказал Алисе (предложения 16-23), вовсе не считая свой поступок героическим. Моральную оценку выбора между трусостью и самопожертвованием даёт автор: «А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду» (предложение 53).

Соврем немного требовалось актрисе Сергеевой, чтобы помочь спасшему её парню. Но она не способна поступиться даже своим комфортом.

Таким образом, нравственный выбор – это самый главный поступок, который рано или поздно человек совершает в своей жизни. Он же и определяет будущее каждого человека.

Орфография и пунктуация сохранены.

Тексты для рабочих групп

Текст 1

(1)В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (3)Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир!

(4)Краб неделю просидел под кроватью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. (7)Тогда Зыбин ногой задвинул краба к самой стене – вот он там и сидел сначала, а потом лежал. (8)На пятый день его глаза подёрнулись белой плёнкой, но только Зыбин притронулся к нему, как он выбросил вперёд всё ту же страшную и беспомощную клешню.

(9)На панцире тоже появилось что-то вроде плесени.

(10)На седьмой день Зыбин утром сказал Лине:

– (11)Всё, больше я не могу – вечером я его выпущу.

– (13)И я пойду с вами.

(14)Они договорились встретиться на набережной.

(15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал:

– (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать.

– (24)Слушай, – прервала его Лина, наклоняясь над шляпой. – (25)Ещё бы день, и он был бы готов.

(26)Он закатал до колен брюки и вошёл в воду.

– (27)Да, – сказал он. – (28)Конечно! (29)Но больше я уже не могу.
(30)У каждого скотства есть какой-то естественный предел. (31)А я перешёл его.

(32)Он наклонился над водой и опрокинул шляпу. (33)Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн. (34)Краб упал на спину да так и остался.

– (35)Мёртв, – сказала Лина, подняв на Зыбина обескураженный взгляд.

– (36)Да, – тяжело согласился он. – (37)Поздно. (38)Ещё вчера. (39)Смотри, смотри!

(40)Сперва заработали ноги. (41)Краб перевернулся, медленно, с трудом поднялся. (42)Встал, отдыхая и отходя. (43)Он стоял, большой, корявый, стоял и набирался сил. (44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.

Читайте также:  Сочинение Что такое благодарность рассуждение 9, 11 класс ОГЭ, ЕГЭ

– (45)Будет жить, – сказал Зыбин твёрдо.

(46)Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

(47)Тогда краб двинулся. (48)Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк. (49)Шёл и слегка шатался. (50)Прошёл немного и остановился.

– (51)Будет жить, – повторил Зыбин. – (52)Будет жить! (По Ю. Домбровскому)*

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор».

Текст 2

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

– (6)Ты кто? – спросила она парня.

– (7)Шофёр, – ответил парень.

– (8)А что ты здесь делаешь?

(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:

– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?

– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.

– (27)Не успел испугаться.

(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:

– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.

(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.

– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я. (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.

– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сейчас я организую Вам билеты.

– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

– (45)Что же делать? – спросил парень.

(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», – сказала она. – (49)«Куда?» – удивился парень. – (50)«К нам», – сказала Алиса.

(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!

– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.

– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.

(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву. (По Ю.Я. Яковлеву)*

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор».

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое нравственный выбор?»

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 12.01.2020

На протяжении всей жизни каждому человеку приходится совершать непростой выбор. Принятие того или иного решения способно кардинально изменить судьбу, и очень важно в ответственный момент не допустить оплошность. Однако очень часто жизнь вынуждает делать человека выбор между долгом и личным счастьем, и в этом случае как нельзя лучше раскрываются моральные качества личности. Эта проблема не перестает оставаться актуальной и по сегодняшний день, и многие писатели посвятили ей свои произведения.

Аргументы из литературы

  1. Главным героем повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» был юный дворянин Петр Гринев. Несмотря на свой юный возраст, он преодолел множество непростых жизненных испытаний. Однако они его не сломили, поскольку в юноше был твердый нравственный стержень, который помогал принимать ему правильные решения. Даже рискуя собственной жизнью, он оставался верен пословице «Береги честь смолоду».
  2. Сильвио – центральный персонаж повести А.С. Пушкина «Выстрел» из цикла «Повести Белкина». Невероятно гордый и заносчивый, в юности он был вынужден стерпеть дерзость одного богатого дворянина. В течение долгих лет Сильвио ждал подходящего случая для мести. Когда же его обидчик женился и зажил счастливой семейной жизнью, герой понял – его час настал! Однако в последний момент, за секунду до рокового выстрела, он совершил великодушный поступок, простив своего врага.
  3. Евгений Онегин – главный герой одноименного романа А. С. Пушкина – оказался в непростой ситуации, получив признание в любви нежной романтичной девушки. Циничный повеса, Онегин прекрасно понимал, что не сможет осчастливить Татьяну, и честно в этом признался. Его отказ мог показаться бессердечным, однако тем самым он подарил девушке свободу.
  4. В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» молодой купец сознательно пошел на верную смерть, поскольку не смог стерпеть оскорбления, нанесенного его жене. Ценой своей смерти он смыл позор со своей семьи, тем самым доказав, что честь и справедливость – превыше всего.

Примеры из жизни

  1. Когда в фильме Р. Нугманова «Игла» перед Моро встал непростой нравственный выбор – вытащить возлюбленную из наркотической клоаки или же опустить руки, он выбрал первый вариант. Главный герой бесстрашно встал на защиту Дины, в одиночку сражаясь с наркомафией. Моро пожертвовал собой, поскольку жизнь и благополучие любимого человека были для него превыше всего.
  2. Выбор между истинной любовью и стабильной, благополучной жизнью заставляет человека честно ответить самому себе на вопрос «Готов ли я продать свою душу и совесть?». Главная героиня картины Д. Кэмерона «Титаник» отвергла богатого, но нелюбимого жениха, чтобы обрести мимолетное счастье с бедным художником, и никогда впоследствии не пожалела о своем поступке.
  3. В фильме О. Накаша «1+1» молодой парень Дрисс привык плыть по течению, живя на скромное пособие по безработице в одном из самых бедных кварталов. Но в какой-то момент герой решил кардинально изменить собственную жизнь. Устроившись на работу в качестве сиделки, он помог отчаявшемуся инвалиду вновь почувствовать красоту окружающего мира. Совершив доброе дело, Дрисс оказал услугу и самому себе.
  4. Отдых на реке Чаган оказался для Никиты Тюкина судьбоносным. Услышав крик девочки, он тут же бросился на помощь. За долю секунды герой совершил нравственный выбор – рискуя собственной жизнью спасти утопающего ребенка. Однако испытание для Никиты оказалось двойным, поскольку с девочкой была ее подруга, которая уже оказалась без сознания под водой. Он достойно выдержал и его, и благодаря самоотверженности юного героя были спасены две жизни.

Резюме

Правильный выбор с точки зрения нравственности совершить совсем непросто, поскольку приходится платить собственным комфортом и благополучием. Однако именно он позволяет почувствовать себя порядочным человеком, которого никогда не будут мучить муки совести.

Сочинение Нравственность – что это такое 15.3 ОГЭ 9 класс

Каждый человек, при рождении, и дальнейшем росте и взрослении, получает качества, которые помогают ему общаться и развиваться в обществе, среди людей: больших и маленьких. Нравственность, это одна из таких черт, синонимом, которой считаются мораль и этика. Они включают в себя такие категории, как добро и зло, любовь и уважение, достоинство и правила поведения. Различать их очень трудно. Но, именно, все они, дают человеку, понимание: как надо жить и что считать для себя главным. Как поступать в том, или другом случае.

Выбрать верный путь-направление, задача не простая, но именно она делает человека, человеком- личностью. Соблюдая, все нравственные постулаты, люди сохраняют честь и совесть, уважение к другим и доброжелательность. Получить, а главное сохранить, все эти свойства, не просто. Каждый человек – ценность приобретения, понимает по своему, и распоряжается, в меру своей воспитанности. Иногда, хорошее дело, одним, неверным словом, можно убить и отобрать надежду и веру. Важными считаются любовь и доброта. Именно они, вселяют силы. И, неожиданно, хилый, слабый индивид, совершает подвиг.

Трудно понять, что его толкнуло на это дело. Ведь, иногда, такое поведение, не объяснимо, да никто этого и не требует. Человеческие поступки, часто не могут быть, по достоинству, оценены. Ведь, даже переведя пенсионера через дорогу или, помогая, донести продукты, до дома, кажется, что, не совершая ничего особенного, а просто проявляя уважение, человечество растет и взрослеет добрыми делами и поступками, а значит нравственность, а с ней и нравственное воспитание, пустило свои корни. Все эти принадлежности свойственны, и присущи людям, надо только во время понять, когда и каким штрихом, воспользоваться.

Вариант №2

Нравственность, или мораль – это система норм и правил, общепринятая совокупность положительных качеств, позволяющая человеку жить в мире и согласии совместно с другими людьми. Простыми словами – это то, что отличает нас от животных. Уважение к другим людям, умение вести себя в обществе, отзывчивость, внимательность, честность, верность, отсутствие зависти и злости, опрятность внешнего вида, красота и богатство духовного мира – при соблюдении этих правил человека можно назвать нравственным.

Исторически сложилось, что истоком нравственного воспитания являлись священные писания. Например, в христианстве мораль определяли десять заповедей Христа, буддизм и мусульманство отличались своими принципами. Но, несмотря на разницу религий, в нормах и правилах каждой есть много общего.

Со временем быт людей поменялся. Люди перестали верить в Бога, понятие нравственности утратило свою актуальность. Происходящее сегодня можно назвать кризисом морали. В обществе царит идеология потребления, основная ценность – деньги и власть. Ради этого в водоемы сливают отравляющие вещества, в продукты добавляют вредные для здоровья примеси, лекарства подделывают, на мирных жителей сбрасывают бомбы.

Что делать? Как поднять моральную сферу в жизни общества?

Нравственное воспитание закладывается в детстве. А что впитывают в себя дети, когда они видят озлобленных друг на друга родителей, слышат повсюду нецензурную брань, не представляют праздники без изобилия пищи и алкоголя, ни на минуту не расстаются с гаджетом?

Нужно пересмотреть семейные отношения, определить для ребенка четкие положительные ориентиры. Обращаясь к произведениям классиков, можно увидеть результат духовного развития детей в семьях Ростовых и Болконских и сравнить с итогом наставлений отца Чичикова.

Нужно прививать у детей любовь к чтению. Благо, настоящих книг в литературе много. Их авторы – Распутин, Приставкин, Астафьев…

Бережное отношение к памятникам истории и культуры, посещение музеев, выставок, чтение книг на военную тематику способствуют воспитанию у ребенка патриотизма и духовности.

Прекращение пропаганды террора и насилия во всех средствах массовой информации поможет стать человеку добрым, отзывчивым, сострадательным.

Приводить примеры можно бесконечно. Главное для возрождения и сохранения нравственности в современном мире – это непрерывное накопление знаний о правилах и нормах морали, формирование устойчивых мотивов в поведении людей по критериям добра и зла.

Нравственность – что это такое сочинение

Все мы еще с детства слышим от родителей определенные указания и правила, которые в будущем формируют нашу деятельность в обществе и социуме – это и называется нравственностью. Определенная нравственность говорит о системе поведения в отношении норм правильного или неправильного. Слово носит понятие: определенных догм в отношениях между людьми; моральную ответственность, относящуюся к нашей совести; и идентичность, определяет кто способен на правильное или неправильное действие. Общие синонимы включают этику, принципы, добродетель и доброту. Нравственность стала сложной проблемой в многокультурном мире, в котором мы живем сегодня. Давайте исследуем, что это такое, как это влияет на наше поведение, нашу совесть, наше общество и нашу конечную судьбу.

Нравственность, сродно морали, описывает принципы, которые определяют наше поведение. Без этих законов общество попросту не могло бы долго существовать. В современном мире это понятие часто рассматривается как принадлежащая к определенной религиозной точке зрения, но по определению мы видим, что это не так. Все придерживаются какой-то нравственной доктрины.

В общем и целом понятие нравственности нашло свое место в трудах Гегеля, Канта, Маркса. И каждый определяет ее по своему. Согласно философии Гегеля, это нечто иное, как сущность, что-то нематериальное, возвышающееся над человеческой субъективностью, выражение свободы воли и самоопределения. Приверженцы марксизма, наоборот считают, что поведение людей, должно быть выведено из общепринятых отношений, характеризующих определенную ступень исторического развития. Кант же сравнивает «нравственный закон» с «великим звездным небом» отсюда и выплывает его категорический императив.

С моей точки зрения, межгрупповая и международная конкуренция играет ключевую роль в определении того, какие моральные системы процветают, а какие погибают. Эта точка зрения не обязательно подразумевает что-либо циничное в отношении моральных устоев, но не стоит отрицать, что ненасильственная, продуктивная конкуренция может привести к растущей волне преимуществ для человечества в целом. То, что подразумевает мою позицию, состоит в том, что о нравственности не нужно говорить как о страстном выражении возмущения, а больше как о разработке системы ценностей, которая обеспечит общественный успех в постоянно меняющемся и вечно конкурентном мире.

15.3 ОГЭ 9 класс

Нравственность – что это такое

Отведённые нам дни пролетают мимо нас незаметно. Время, насмехаясь над нами, бежит со всех ног, не обращая внимания на наши мольбы, хоть чуть-чуть приостановить свой ход. Люди борются, ищут решений там, где они не нужны. Но нужна ли постоянная борьба,

Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» выполнена в основных традициях классицизма, поэтому в нем присутствует четкое деление персонажей на отрицательных и положительных. Все они статичны, т.е. наделены определенными чертами характера

Поэма – одна из любимых форм произведений М.Ю.Лермонтова. На пике расцвета своего творческого потенциала поэт написал романтическую поэму «Мцыри». Произведение «Мцыри» можно считать романтической поэмой по нескольким признакам.

В моей любимой семье четыре человека-это родители, я, моя младшая сестренка. Также у нас есть бабушки и дедушки, но они живут отдельно от нас.

Я много-много раз слышала эту пословицу: «Дело мастера боится». И только недавно поняла ее смысл. Помогла мне бабушка. В школе нам сказали принести на благотворительную ярмарку вкусную домашнюю выпечку.

Мои бабушка и дедушка приехали сюда ещё в 50-х годах прошлого века после окончания Ленинградского политехнического института. Город занимает третье место по численности населения. Он один из крупнейших в Сибири. У него есть город-спутник – Академгородок,

Сочинение-рассуждение на тему «Нравственный выбор»

Даже маленькому ребенку будет несложно написать сочинение о нравственном выборе и его значении. Ведь всех с детства учат, как поступать правильно. Нравственность — синоним порядочности и честности. Человек, презирающий лживость, никогда не станет врать. Жизнь порой подкидывает трудности, и правильная система ценностей поможет избежать серьезных ошибок.

Понятие нравственного выбора

Для того чтобы понять, что же такое нравственный выбор, без изучения определения, необходимо вспомнить о том, что делает человека разумным существом, а именно о морали, доброте и, конечно, нравственности.

Стоит отметить, что нравственность и мораль — это симбиоз негласных правил и ограничений, допустимый для конкретного персонажа. Причем уровень нравственности зависит от самого индивида. Если он признает свои ошибки и делает выводы, то постепенно становится лучше.

Естественно, на этой земле живут как высоконравственные, так и абсолютно аморальные персонажи. Можно столкнуться с разными личностями, но лучше общаться с порядочными людьми. Понятно, что родственники тоже влияют на моральные установки детей, ведь первичные суждения о добре и зле, закладывается именно в раннем возрасте. Все что происходит с людьми в детстве, имеет значение.

Любые рассуждения родителей всегда будут важны. Однако нравственность все же во многом зависит от индивида и его выбора. К слову, решения влияют на судьбу и будущее, поэтому очень важно, чтобы этот выбор был правильным. Суждения об этике и моральных принципах способны формировать личность и нравственные устои. Важные моменты:

  • Необходимо быть в ладах со своей совестью, поскольку решение, принятое наперекор своим моральным установкам, способно полностью сломать индивида и причинить ему немало душевной боли. Еще нравственный выбор положительно влияет на развитие, поскольку он дает опыт, из которого можно извлечь определенный полезный урок.
  • Также нравственность не дает человеку поступать плохо. Кстати, то, что индивид добр и честен, никак не упрощает проблему выбора, каждый может соблазниться. Людям необходимо учиться контролировать себя. Если человек не умеет сдерживать себя, то он рано или поздно попадет в неприятности.
  • Если затронуть понятие нравственности, то можно с уверенностью сказать, что сейчас оно не пользуется большой популярностью, людям в головы вкладывают ложные мысли и представления о мироустройстве. Они очень много думают о материальных ценностях. Если почитать комментарии в интернете, то можно сделать неутешительные выводы.
  • Чтобы изменить ситуацию к лучшему необходимо просить школьников писать сочинения на тему «нравственный выбор» для ОГЭ и читать их. Если дети будут анализировать произведения из литературы, а также свой жизненный опыт, то начнут понимать многое. Также необходимо отметить пользу выводов и аргументов, все это помогает развивать мышление. Выражение мыслей всегда несло пользу.

Влияние семьи и близкого окружения

Так или иначе, далеко не все дети и подростки безнравственны, ведь уже было отмечено в тезисе, что на формирование морали влияют родственники и окружение. Если индивид воспитывается в спокойной и правильной среде, то сделать выбор ему будет легче, чем тому, чье воспитание пошло под откос.

По статистике, чаще всего преступления совершают именно дети из неблагополучных семей, а значит доля правды в этом есть. Окружение всегда можно изменить, а вот семью нет.

Сложно отрицать важность нравственности для человека и социума.

Чтобы воспитывать детей правильно, необходимо показывать им правильный пример.

Если родители будут вести себя порядочно и корректно, то все будет хорошо.

Сочинение 15.3 на тему: Что такое нравственный выбор? (по тексту Паустовского)

Представляем вашему вниманию несколько вариантов сочинения-рассуждения на эту тему:

Вариант 1

В жизни люди постоянно сталкиваются с выбором. Что поделать вечером? Подготовить ли домашнее задание на завтра? Сказать правду или соврать? Бывает, что от этого выбора могут пострадать другие, бывает, что выбор способен спасти жизни. Каждый, кто становится перед выбором, должен решить для себя, будет ли он действовать ради своей личной выгоды или приносить пользу другим, жертвуя своим благополучием.

Мать главного героя текста К. Паустовского делает выбор в пользу других: она помогает Лизе и бедному шарманщику, при этом даже не думая о том, чтобы хвастаться перед всеми, выставлять своё милосердие напоказ, явиться к бедным людям в дорогой одежде, как всемогущая покровительница. Нет, она одевает самые простые и неприметные вещи, чтобы нищим было легче видеть в ней человека, а не какое-то высшее существо. Её выбор был сделан ради людей, которым в жизни повезло меньше неё, и благодаря этому выбору она смогла преодолеть своё собственное желание казаться выше других.

В положении определяющего нравственного выбора время от времени оказываются даже дети. И порой, ещё даже не повзрослев, многие из них становятся настоящими героями. Вот мальчик, он учится на тройки и четвёрки, в классе незаметен и тих… но однажды спас жизни четверых детей. Другой сохранил жизнь друга, вовремя вызвав скорую помощь. Третья в горящем доме отыскала младшего брата и на руках вынесла его из пожара.

С нравственным выбором рано или поздно сталкивается каждый человек, и сделать его правильно очень нелегко. Это всегда испытание твёрдости характера, силы духа, ответственности и смелости.

Вариант 2

Нравственный выбор – это самостоятельное решение, которое принимает человек, опираясь на свой моральный опыт, ценности и совесть. Каждый день люди сталкиваются с проблемой нравственного выбора, результат которого может оказать влияние не только на их собственную жизнь, но и на жизнедеятельность людей, окружающих их.

По тексту Паустовского мама главного героя является богатой женщиной. Но, несмотря на свои богатства, она решает оказать помощь двум бедным людям: шарманщику и Лизочке. При этом она не стала красоваться перед ними своими роскошными нарядами, а оделась на встречу с ними, как простая женщина: «На этот раз она даже не натянула на руки свои элегантные лайковые перчатки». Она сделала настоящий нравственный выбор между “богатой” высокомерностью и жалостью к нуждающимся.

Еще одним примером, доказывающим мою позицию, является произведение Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”. Перед главным героем повести встает выбор между женитьбой по обещанию и из-за денег. Он дал слово крестьянской девушке, что заключит с ней брак. Но во время своей воинской службы Эраст сильно задолжался, поэтому, чтобы не остаться нищим, он решается на выгодный брак с богатой вдовой. Когда крестьянка Лиза узнает об этом, она лишает себя жизни, не сумев смириться с таким поступком Эраста. Главный герой после смерти прежней возлюбленной еще долго не мог прийти в себя, так как понимал, что виной этому его безнравственный выбор.

Таким образом, люди постоянно попадают в ситуацию нравственного выбора. От его правильности зависит судьба не только самого человека, но и других людей, связанных с его жизнью. Люди, поступающие правильно, беспокоящиеся о будущем других, могут считаться благородными. Те, кто выбирают иной путь, считаются безнравственными и бесчеловечными.

Дополнительные аргументы по теме:

  1. Из литературы: Обратимся к произведению А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Главный герой романа стал участником дули из-за своей нравственной ошибки. Его хорошему знакомому показалось, что Евгений флиртовал с его невестой во время безобидного общения. Это и было причиной дуэли. Но Онегин понимал, что его общение с Ольгой – это всего лишь обычная, повседневная и шуточная беседа. Однако, Евгений не может признаться в этом своему другу и уронить своё достоинство в глазах окружающего общества, поэтому он соглашается на дуэль. Сделав неверный нравственный выбор, Онегин убил своего хорошего друга, но показал обществу, что он может постоять за свою честь.
  2. Из истории: Уматгирей Артаганович Барханоев был участником обороны Брестской крепости. Все его сослуживцы были убиты, а он один остался в живых. Он не сдался в плен, не отступать к своим, а продолжал убивать нацистов в одиночку. Когда наступала ночь, он совершил вылазки из своего убежища и нападал на немецких солдат. Однако, вскоре его поймали. Немцы были поражены отвагой, смелостью и силой духа этого солдата, поэтому, убив, похоронили его с почестями. Нравственный выбор Барханоева был сделан в пользу защиты своей Родины от врага, а не в пользу своего самосохранения.

Сочинение «Нравственный человек»

Выбор — это всегда тяжело. Никогда не знаешь, чему лучше отдать предпочтение, какие последствия даст тот или иной вариант, в какую сторону лучше качнуть чашу весов. Лучше всего рассматривать варианты не только со стороны разума, но и со стороны нравственности, совести.

Нравственный выбор — это не просто выбор, сделанный сердцем, а выбор, правильный со стороны морали и этики. Это выбор добра или зла.

Порой нравственный выбор выпадает перед человеком в самых мелких, но подчас и в самых критических ситуациях: поднять или нет деньги, на

Нравственность и совесть — это то, что делает человека человеком, его внутренние моральные установки и правила, которые не позволяют ему перейти черту, грань между добром и злом.

Иногда даже совестливому человеку трудно правильно сделать нравственный выбор, ведь часто темная сторона выбора завлекает человека своим искушением, соблазном. Конечно, любой выбор нужно делать с умом, но разум часто ищет выгоду, а из-за выгоды часто приходится переступать

Нравственность помогает человеку не совершать в своей жизни корыстных, подлых и неправильных поступков, ориентирует его в жизни. Часто нравственность идет вместе с человеком с самого детства, во многом он получает ее от религии, в которой говорится о наказании за грехи. В основном, именно это останавливает человека от неблагонадежных действий. Даже детские стихи, наподобие «Что такое хорошо и что такое плохо?» с малых лет приучают человека отделять добро от зла, черное от белого.

Нравственный человек обладает такими качествами как умение прощать, доброта, щедрость, понимание, умение любить и дружить, смелость, самоотверженность. Ему чужды жадность, эгоизм, злость, равнодушие, ненависть.

Я считаю, что нравственный выбор часто, действительно, не очень прост. Чтобы облегчить его, нужно стремиться к самосовершенствованию в моральном плане: учиться любить, прощать, воспитывать в себе самые лучшие и правильные качества.

Нравственный выбор сопровождает каждого человека по всей его жизни. Рано или поздно приходится делать выбор между тем, как лучше поступить, какие блага на данном этапе важнее, можно ли закрыть глаза на что-то ради желанной цели.

Нравственный выбор зависит от воспитания человека, ведь именно родители учат своего ребенка тому, что такое добро и что такое зло, что такое дружба и любовь, они учат, что всегда нужно говорить правду, делиться и помогать нуждающимся. Если в детстве все кажется гораздо проще и выбор между тем сказать правду или солгать, сделать просто, то по мере взросления задача значительно усложняется, однозначное добро и зло перестают существовать, сплетаясь друг с другом, а вместе с ними и не существует единственно правильной формулы, которая позволит сделать правильный нравственный выбор, потому каждый выбирает сам для себя в соответствии со своими жизненными установками, принципами и представлениями о морали и этике.

Нравственный выбор достаточно часто влияет на то, какое человек будет занимать место в обществе, как его будут воспринимать близкие и коллеги, как сложится его судьба. Даже, казалось, маленькая диллема может перевернуть жизнь с ног на голову. Волевые и сильные люди, которые не хотят идти вразрез своим принципам, делая нравственный выбор, готовы пожертвовать всем, что у них есть и это имеет невероятное влияние на их судьбу. Так, рассказ Льва Толстого «После бала» повествует о сложном жизненном выборе, который пришлось сделать герою. Он был без ума влюблен в девушку и ради нее был готов пожертвовать всем, но однажды увидев то, как жестоко наказывают солдата-дезертира, принял решение порвать отношения с возлюбленной и оставить службу, так как она предполагала безоговорочное выполнение приказов руководства, а делать кому-то больно герой не хотел, потому выбрал другую судьбу, сделав сложный для себя нравственный выбор.

Очень важно, чтобы нравственный выбор был сделан по совести, потому что жить вопреки своим желаниям и убеждениям сложно. При этом нужно помнить и об интересах других людей, нельзя обижать своих близких и оставаться безразличным к их судьбе. Только тогда выбор будет сделан правильно и стыдно за свой поступок не будет.

Нравственный выбор многому учит человека. Сделав ошибку один раз, человек обретет бесценный опыт и уже в следующий раз будет больше думать о том, как ему правильно поступить. Также он учит ответственности, часто молодые люди легкомысленно принимают решения, ставят свои интересы выше других, но когда приходит черед отвечать за свои поступки, понимают, насколько они были неправы и что нужно было делать по-другому.

Читайте также:  Сочинение Что такое Характер человека
Ссылка на основную публикацию