Анализ стихотворения Ахматова Сжала руки под темной вуалью…

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью»

А. Ахматова – особенный лирик, поэт, наделенный даром проникать в те закоулки человеческой души, которые скрыты от посторонних глаз. Причём душа эта, богатая на чувства и переживания, – женская. Главной особенностью её творчества принято считать создание принципиально новой любовной лирики, открывающей перед читателем самобытный характер женщины.

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» написано Ахматовой в 1911 году, в период ее раннего творчества. Оно вошло в первый поэтический сборник поэта «Вечер», отразив идейную направленность книги в целом. В начале творческого пути Анна Андреевна участвовала в поэтическом объединении «Цех поэтов», декламировала свои стихи на «башне» Вячеслава Иванова, а несколько позже примкнула к акмеистам. Принадлежность к акмеистическому направлению находит отражение в её лирике, особенно в сборнике «Вечер», в котором основной темой становится любовная драма, столкновение характеров, нередко превращающееся в демоническую игру. Трагические мотивы, контрастные образы, их предметность – всё это характерно как для акмеизма в целом, так и для творчества Ахматовой.

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — стихотворение, написанное Ахматовой спустя год после их свадьбы с Николаем Гумилевым. Оно не имеет посвящения, однако представляет собой идеальный образец психологической лирики, отражающей аспекты сложных человеческих взаимоотношений и личные переживания.

В 1911 – 1912 гг. Ахматова путешествует по Европе. Впечатления от поездок влияют на стихотворения её первого сборника, накладывая на них отпечаток разочарованности и мятежа, свойственный романтическому мироощущению.

История написания

Анна Андреевна написала произведение «Сжала руки…» в 1911 году. Эта работа относится к раннему творчеству поэтессы. Литературный шедевр вошел в цикл стихотворений «Вечер», отразив направленность сборника в целом.

В начале своей творческой деятельности Ахматова состояла в союзе «Цех поэтов», читала свои произведения на башне Иванова, а позднее присоединилась к объединению акмеистов. Принадлежность к этому движению нашла отражение в лирических работах женщины, особенно в цикле «Вечер», главной темой которого были любовные переживания, столкновение характеров, часто превращающихся в своеобразную демоническую игру.

Контрастные персонажи, их предметность, трагические мотивы — такие черты характерны не только для акмеизма в общем, но и для творчества Анны Андреевны. Рассматриваемое стихотворение Ахматова написала через год после бракосочетания с Гумилевым. В произведении нет посвящения кому-либо, однако оно является идеальным образцом лирики, которая отражает личные чувства, а также различные аспекты людских взаимоотношений.

На протяжении года начиная с 1911 поэтесса путешествовала по европейским городам. Впечатления от поездок оставили след в произведениях ее дебютного сборника. В стихотворениях чувствовался след разочарования, характерный для романтического мироощущения.

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…»

Анна Ахматова является одной из немногих представительниц русской литературы, которая подарила миру такое понятие, как женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не только испытывать сильные чувства, но и образно излагать их на бумаге.

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 году, относится к раннему периоду творчества поэтессы. Это – великолепный образец интимной женской лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов . Все дело в том, что данное произведение появилось спустя год после бракосочетания Анны Ахматовой и Николая Гумилева, однако не является посвящение мужу. Впрочем, имя таинственного незнакомца, которому поэтесса посвятила множество стихов, наполненных грустью, любовью и даже отчаяньем, так и осталось тайной. Люди из окружения Анны Ахматовой утверждали, что она никогда не любила Николая Гумилева и вышла за него замуж лишь из сострадания, опасаясь, что рано или поздно он все же выполнит свою угрозу и покончит жизнь самоубийством. Между тем, на протяжении их недолгого и несчастливого брака Ахматова оставалась верной и преданной женой, не заводила романов на стороне и очень сдержанно относилась к почитателям своего творчества. Так кто же тот таинственный незнакомец, которому было адресовано стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…»? Вероятнее всего, его попросту не существовало в природе. Богатое воображение, нерастраченное чувство любви и несомненный поэтический дар стали той движущей силой, которая заставила Анну Ахматову выдумать для себя таинственного незнакомца, наделить его определенными чертами и сделать героем своих произведений.

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» посвящено ссоре между влюбленными

. Причем, остро ненавидя все бытовые аспекты взаимоотношений людей, Анна Ахматова умышленно опустила ее причину, которая, зная яркий темперамент поэтессы, могла быть самой банальной. Картина, которую рисует в своем стихотворении Анна Ахматова, рассказывает о последних мгновениях ссоры, когда все обвинения уже высказаны, и обида до краев переполняет двух близких людей. Первая строчка стихотворения свидетельствует о том, что его героиня очень остро и болезненно переживает случившееся, она бледна и сжала руки под вуалью. На вопрос о том, что же произошло, женщина отвечает, что «терпкой печалью напоила его допьяна». Это означает, что она признает свою неправоту и раскаивается в тех словах, которые причинили столько горя и боли возлюбленному. Но, понимая это, также отдает себе отчет и в том, что поступить по-другому – значит, предать саму себя, позволив кому-то другому управлять ее мыслями, желаниями и поступками.

Не менее тягостное впечатление произвела эта ссора и на главного героя стихотворения, который «вышел, шатаясь, искривился мучительно рот». Остается лишь догадываться, какие чувства он испытывает, так как Анна Ахматова четко придерживается правила о том, что пишет о женщинах и для женщин

. Поэтому строчки, адресованные противоположному полу, при помощи небрежных штрихов воссоздают портрет героя, показывая его душевное смятение. Финал стихотворения трагичен и наполнен горечью. Героиня пытается остановить возлюбленного, однако в ответ слышит ничего не значащую и довольно банальную фразу: «Не стой на ветру». В любой другой ситуации ее можно было бы растолковать, как проявление заботы. Однако после ссоры она означает лишь одно – нежелание видеть ту, которая способна причинять такую боль.

Анна Ахматова умышленно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в такой ситуации. Она обрывает свое повествование, предоставляя читателям возможность самостоятельно домыслить, как дальше развивались события. И этот прием недосказанности делает восприятие стихотворения более острым, заставляя вновь и вновь возвращаться к судьбе двух героев, которые расстались из-за нелепой ссоры.

Композиция, жанр и литературное направление

Изучая анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки…», важно упомянуть о его жанровой принадлежности. Произведение относится к жанру лирики. Для таких работ характерна передача всей полноты чувств, которые строятся на экспрессии и эмоциях.

Произведение написано трехсложным размером с постановкой ударения на последний слог — анапестом. Последний придает стихотворению динамику и особую мелодику. Поэтесса использовала перекрестную рифмовку. Деление на строфы осуществляется по классическому образцу. Так формируются четверостишия.

Анна Ахматова творила в период Серебряного века. В это время в литературе стала развиваться абсолютно новая концепция, которую впоследствии назвали модернизмом. Основателями этого направления считались именно акмеисты. Произведение поэтессы отражает весь драматизм чувств через конкретику определенных вещей. Таким образом, на основании динамичных мелочей создается субъективный образ. По смыслу стихотворение делится на части:

  • сначала женщина описывает погоню за возлюбленным после скандала;
  • затем воспроизводит последнюю беседу перед уходом мужчины.

Стих начинается со вступления, подводящего читателя к последующим событиям. Чтобы максимально точно передать все подробности, поэтесса применяет прямую речь. А также она вводит второплановый персонаж — невидимого собеседника.

Тематика стихотворения

В центре произведения — классическая для любовной лирики тема разрыва отношений. Анна Андреевна демонстрирует ее со стороны брошенной женщины. Последняя и становится лирической героиней. Чтобы максимально раскрыть указанную тематику, Ахматова описывает ссоры возлюбленных. Примечательно, что особое внимание уделяется мелочам: мимике персонажей, их жестам и пр.

В первой строке поэтесса повествует о сжатых под вуалью руках. Сначала кажется, что это довольно лаконичный жест, однако на самом деле он рассказывает о многом. Всего несколько слов позволяют понять, насколько больно и тяжело женщине в этот момент. Тем не менее героиня не хочет показывать свои переживания.

Во второй строчке появляется собеседник, который спрашивает у женщины, почему она побледнела. Это также является свидетельством того, что героиня пережила что-то плохое. Следующие строки — повествование лирического персонажа о своем горе. Автор пишет их от первого лица.

Героиня понимает, что только она виновата в произошедшем: терпкую печаль испил он допьяна. Скорее всего, между молодыми людьми произошла ссора, которая сильно задела мужчину. На это указывает его походка. Женщина ненадолго забыла о собственной гордости и побежала за ним.

Сцена у ворот очень ранила женщину. Она постаралась исправить совершенную ошибку, но не смогла убедить избранника. Даже извечный аргумент — «Если ты уйдешь, я не смогу без тебя жить» — не смог остановить его. Мужчина, наверное, был сильным внутри, ведь смог взять себя в руки. Его ответ был холодным. Единственное, что выдает его истинные переживания, — частичка заботы в последней фразе.

Главная идея произведения Ахматовой: нужно беречь любовь, ведь глупый поступок или неосторожная фраза способны разрушить то, что было выстроено годами.

Образы, символика и смысл

В произведении представлены два персонажа — переживающие расставание мужчина и женщина. Последняя чувствует свою вину за причинение боли возлюбленному. Для героини это трагическая ситуация, ведь она по-прежнему любит и пытается догнать любимого человека, чтобы исправить ошибки, но к тому моменту его любовь прошла.

Мужчина не смог простить свою возлюбленную за сказанное. Складывается впечатление, что он навсегда решил проститься с ней. Из диалога героиня понимает, что это финал их отношений. Ей кажется, будто избраннику все равно, но это совсем не так. Случившееся для него также стало ударом. Он не сумел простить высказывания любимой и отпустил чувства.

Женщина тяжело переживает разлуку, но не теряет чувство собственного достоинства и только сжимает руки, совершая над собой мучительные усилия. Главный символ произведения — темная вуаль, олицетворяющая траур. Их зачастую носят вдовы, которые оплакивают погибших супругов. Помимо этого, такие детали ассоциируются с мистикой и неоднозначностью — этими словами описываются отношения между двумя людьми. В таком случае эпитет «темная» в точности передает оттенок отчаяния.

Анализируя произведение Анны Андреевны, следует отметить главную мысль, которую хотела выразить женщина: любовь — хрупкая, практически хрустальная материя, отличается неоднородностью содержания, поэтому ее очень просто разрушить. Читатели не знают, в чем же винит себя женщина, они могут только предполагать, что послужило началом конца.

Ахматова предостерегает: оскорбления, нанесенные любимым человеком, пережить сложнее всего. Обиды порождают безразличие и усталость. Далеко не всегда просьбы простить способны восстановить хрупкую нить, которая до недавних пор казалась нерушимой. В этом и заключается основная мысль произведения.

Образ героини

Лирическая героиня стихотворения переживает любовную драму, которую сама же невольно приводит к трагической развязке. Кто повинен в разрыве, неизвестно, однако героиня винит себя в уходе возлюбленного, о печалью сердце любимого, причинив ему боль.

Стихотворение сюжетно, поскольку наполнено движением, как душевным, так и физическим. Раскаиваясь в случившемся, героиня вспоминает лицо и движения возлюбленного, полные страдания. Она стремится остановить его, сбежав по лестнице, «перил не касаясь». Но попытка догнать уходящую любовь только усугубляет боль потери.

Окрикнув героя, она со всей искренностью признается: «Шутка всё, что было. Уйдешь, я умру». В этом порыве она показывает всю силу своего чувства, которое отказывается отпустить. Но он отвергает возможность счастливого финала, бросив ей в ответ незначительную фразу. Угасание любовных отношений неизбежно, поскольку слишком велика её вина перед героем. В заключительной реплике возлюбленного героиня слышит хоть и горькое, но спокойное равнодушие. Диалог героев становится, вероятно, последним.

Подлинный трагизм образам и ситуации придает цветовое решение и динамика изображения. События сменяют друг друга с точностью кадров, в каждом из которых есть деталь, определяющая состояние героев. Так, мёртвенная бледность героини вступает в контраст с «чёрной вуалью» — украшением, символизирующим скорбь.

Выразительные средства

В стихотворении Анна Андреевна использует различные средства художественной выразительности для передачи образов персонажей и атмосферы. Некоторые из них:

  • антитеза — «задыхаясь» — «крикнула», «темной вуалью»;
  • риторические вопросы;
  • оксюморон — прослеживается во фразе «спокойно и жутко»;
  • метафоры;
  • эпитеты — «бледна», «темной»;
  • аллитерация — «Я бежала до ворот».

В своем стихотворении Анна Андреевна раскрыла тематику расставания с точки зрения представительниц прекрасного пола. С помощью мелочей и однозначных слов поэтесса передала отчаяние героев в момент расставания. Ахматова специально не рассказывает читателям о последующем развитии отношений. Кроме того, женщина умалчивает собственное мнение о дальнейшем видении ситуации. Такая недосказанность позволяет каждому поразмышлять над тем, как бы он поступил в сложившейся ситуации. Возможно, поэтому произведение стало одной из самых трогательных работ великой поэтессы.

Характеристика лирических героев

Без характеристики лирического героя невозможно сделать полноценный анализ стихотворения. «Сжала руки под темной вуалью» — произведение, в котором фигурируют два персонажа: мужчина и женщина. Она наговорила глупостей сгоряча, напоила «терпкой печалью». Он — с видимым равнодушием — говорит ей: «Не стой на ветру». Ахматова не дает другой характеристики своим героям. За неё это делают их поступки и жесты. Это характерная особенность всей ахматовской поэзии: не говорить о чувствах напрямую, а использовать ассоциации. Как ведет себя героиня? Она сжимает руки под вуалью, она бежит так, что не касается перил, что свидетельствует о величайшем напряжении душевных сил. Она не говорит, она кричит, задыхаясь. А у него на лице вроде бы нет никаких эмоций, но рот искривился «мучительно», что свидетельствует о том, что лирическому герою не все равно, его равнодушие и спокойствие — показные. Достаточно вспомнить стих «Песня последней встречи», где также ничего не говорится о чувствах, но выдает внутреннее волнение, глубочайшее переживание обычный, казалось бы, жест: героиня надевает перчатку с левой руки на правую руку.

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» показывает, что свои стихи о любви Ахматова строит как лирический монолог от первого лица. Поэтому многие ошибочно начинают отождествлять героиню с самой поэтессой. Этого делать не стоит. Благодаря повествованию от первого лица стихи становятся более эмоциональными, исповедальными и правдоподобными. Кроме того, Анна Ахматова часто использует прямую речь как средство характеристики своих героев, что также добавляет ее стихам живости.

Сжала руки под тёмной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» — Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру.» Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…» (А. А. Ахматова)

Анна Андреевна Ахматова очень тонко чувствовала все перипетии любви, что четко выражается в ее поэтическом творчестве. В ее поэзии перед нами предстает сильная, но очень несчастная женщина, которая испытывает глубокие эмоции и переживания. Так и в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» — лирическая героиня пытается предотвратить уход возлюбленного, что становится для нее трагедией. Многмудрый Литрекон предлагает свой разбор данного произведения.

История создания

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» было написано поэтессой в 1911 году, в период ее раннего творчества. Оно входит в первый сборник Ахматовой «Вечер», неким образом отражая общую идейную направленность книги. В то время она заинтересовалась акмеизмом, о котором пойдет речь дальше. Это модернистское течение найдет свое отражение как раз в сборнике «Вечер», где Ахматова рассмотрит любовную драму с разных сторон.

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» было написано всего спустя год после ее свадьбы с Николаем Степановичем Гумилевым. Поэтесса не посвящает его мужу, оно в принципе не имеет посвящения, поэтому, скорее всего, подобная ситуация – лишь плод авторского воображения. Такая психологическая лирика обычно основывается на личных переживаниях, однако с Гумилевым Ахматова прожила около восьми лет, а другой мужчина не был замечен около нее в те времена.

Жанр, направление, размер

  • Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» можно отнести и к любовной, и к психологической, и даже к сюжетной лирике. Если говорить о жанровой принадлежности, то оно очень напоминает элегию — лирическое стихотворное произведение, в котором рассказаны глубоко личные, очень интимные переживания человека, окутанные состоянием грусти, печали и ностальгии. Очень часто элегии являются отражением авторских мечтательных и философских раздумий о человеческой жизни.
  • В то время, когда Ахматова писала анализируемое стихотворение, она увлекалась акмеизмом – одним из модернистских течений русской поэзии начала XX века, для которого нет аналога в европейской литературе. Акмеизм формировался как некая реакция на крайний символизм, который тогда процветал. Его антипод призывал вернуться к более конкретным описаниям. Так, акмеизм декларировал возврат к изначальному смыслу слова, а не символическому. И действительно, в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» нет каких-либо многозначных слов, все образы достаточно просты для трактовки и не требуют дополнительной информации для разбора.
  • Произведение написано анапестом – это трехсложный стихотворный размер с ударением на последний слог. Благодаря этому оно приобретает своеобразную мелодичность и динамику. Тип рифмовки – перекрестный (abab).
Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Песня последней встречи

Образы и символы

В тексте представлено два образа – женщины и мужчины, которые переживают расставание. Героиня чувствует себя виноватой из-за того, что причинила боль любимому человеку: «…что я терпкой печалью / Напоила его допьяна». Для нее ситуация трагическая, потому что она все еще любит, она пытается его догнать, чтобы все исправить, в то время как для мужчины любовь уже закончилась: «Улыбнулся спокойно и жутко / И сказал мне: «Не стой на ветру»». Он не смог простить возлюбленную и будто прощается с ней навсегда. Улыбка кажется женщине жуткой именно потому, что она знает – это конец их отношений. Однако будет ошибочно считать, что герою все равно. Для него происходящее тоже было ударом, о чем свидетельствуют следующие строки: «Он вышел, шатаясь, / Искривился мучительно рот». Просто он не смог простить героиню и отпустил чувства раньше, чем она. Лирическая героиня тяжело переживает утрату, но не теряет достоинства и лишь «сжимает руки», то есть делает над собой мучительные усилия.

Единственным символом в стихотворении становится темная вуаль – символ траура, смерти. Такие вуали часто надевали вдовы, оплакивающие своих умерших мужей. Кроме того, вуаль ассоциируется с мистикой, загадочностью и неоднозначностью – именно такими словами можно описать любовную связь двух людей. Поэтому эпитет «темная» в данном случае точно приобретает оттенок мрачности и отчаяния.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» – разрыв отношений двух влюбленных. Болезненное для обоих расставание отражено Ахматовой в динамике жестов и чувств. По факту поэтесса изображает момент осознания, что все кончено, при этом не используя типичные приемы – выражение обвинения, обилие восклицаний, описание слез. Это говорит о том, что и герой, и героиня очень сильны духом и могут достойно пережить свои чувства внутри себя, быстро совладать с собой. И от этого читатель чувствует особенную трагичность, ведь эмоции героев нельзя назвать показушными.

В тексте косвенно затронуты темы раскаяния и прощения. Героиня чувствует себя виноватой, как было отмечено ранее, она подмечает каждое движение, каждое изменение в мимике некогда любимого человека. Она надеется, что он ее простит, быстро сбегает по лестнице за ним, «перил не касаясь», задыхаясь, умоляет остаться: «Уйдешь, я умру». Но герой не прощает и даже игнорирует ее слова, будто не слыша и спокойно отвечая: «Не стой на ветру».

Грустным, даже трагическим мотивом проникнуты все действия и слова в стихотворении. Этого Ахматова добивается с помощью средств выразительности, о которых пойдет речь далее.

Смысл

Основную идею, которую пыталась выразить Ахматова, можно выразить так: любовь – это очень хрупкая, почти хрустальная материя, неоднородная по своему содержанию и восприятию для любящих, и оттого любовный мир очень легко разрушить. Читатель так и не узнает, за что себя корит героиня, но можно предположить, что именно ее поступки и слова стали началом конца.

Поэтесса как будто предостерегает: оскорбление и обида, нанесенные избранником или избранницей, пережить тяжелее всего, они порождают усталость, отчаяние и безразличие. И не всегда мольбы о прощении могут восстановить ту удивительную и хрупкую связь, которая когда-то казалось нерушимой. Это и есть главная мысль стихотворения «Сжала руки под темной вуалью».

Средства выразительности

Ахматова использует разные приемы для создания атмосферы и образов героев. Среди них:

  • метафора («терпкой печалью напоила его допьяна»),
  • антитезы («тёмной вуалью» — «ты сегодня бледна», «задыхаясь» — «крикнула»),
  • эпитеты («темной», «терпкой», «бледна»),
  • риторический вопрос («Как забуду?»),
  • аллитерация (Он вышел, шатаясь, / Искривился мучительно рот… / Я сбежала, перил не касаясь, / Я бежала за ним до ворот»),
  • оксюморон («спокойно и жутко»).

Таким образом, Ахматова представила в русской поэзии тему расставания с женской точки зрения. С помощью деталей и довольно однозначных слов она передает отчаянное состояние героев во время расставания. Поэтесса нарочно не говорит нам ни о дальнейшем развитии отношений героев, ни о ее мнении – возможно ли было счастье? Мог бы герой простить свою возлюбленную? Подобная недосказанность позволяет читателям самим решить для себя, как бы они поступили в такой ситуации, и поразмыслить о судьбе героев. Возможно, именно поэтому стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» стало одним из самых трогательных и узнаваемых произведений поэтессы.

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…»

Автор: Guru · 11.02.2018

А. Ахматова – особенный лирик, поэт, наделенный даром проникать в те закоулки человеческой души, которые скрыты от посторонних глаз. Причём душа эта, богатая на чувства и переживания, – женская. Главной особенностью её творчества принято считать создание принципиально новой любовной лирики, открывающей перед читателем самобытный характер женщины.

История создания

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» написано Ахматовой в 1911 году, в период ее раннего творчества. Оно вошло в первый поэтический сборник поэта «Вечер», отразив идейную направленность книги в целом. В начале творческого пути Анна Андреевна участвовала в поэтическом объединении «Цех поэтов», декламировала свои стихи на «башне» Вячеслава Иванова, а несколько позже примкнула к акмеистам. Принадлежность к акмеистическому направлению находит отражение в её лирике, особенно в сборнике «Вечер», в котором основной темой становится любовная драма, столкновение характеров, нередко превращающееся в демоническую игру. Трагические мотивы, контрастные образы, их предметность – всё это характерно как для акмеизма в целом, так и для творчества Ахматовой.

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — стихотворение, написанное Ахматовой спустя год после их свадьбы с Николаем Гумилевым. Оно не имеет посвящения, однако представляет собой идеальный образец психологической лирики, отражающей аспекты сложных человеческих взаимоотношений и личные переживания.

В 1911 – 1912 гг. Ахматова путешествует по Европе. Впечатления от поездок влияют на стихотворения её первого сборника, накладывая на них отпечаток разочарованности и мятежа, свойственный романтическому мироощущению.

Жанр, размер, направление

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — произведение лирического жанра, которому свойственна передача субъективных впечатлений и переживаний, отражение полноты чувств, построенное на эмоциональности и экспрессии.

Стихотворение написано анапестом – трехсложным стихотворным размером с ударением на последнем слоге. Анапест создает особую мелодику стиха, придавая ему ритмическое своеобразие и динамику. Тип рифмовки – перекрестный. Строфическое деление осуществляется по традиционному образцу, представляя собой четверостишие.

Творчество Ахматовой приходится на первую половину 20 века, условно названного Серебряным. В 1910 – е гг. получила развитие принципиально новая эстетическая концепция в литературе и искусстве, получившая название модернизм. Ахматова принадлежала к акмеистическому течению, которое стало одним из основных в модернистском направлении. Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» написано в традициях акмеизма, оно отражает драму чувств через конкретику вещей, создавая субъективный образ на основе динамичных деталей.

Образ героини

Лирическая героиня стихотворения переживает любовную драму, которую сама же невольно приводит к трагической развязке. Кто повинен в разрыве, неизвестно, однако героиня винит себя в уходе возлюбленного, отмечая, что «напоила» печалью сердце любимого, причинив ему боль.

Стихотворение сюжетно, поскольку наполнено движением, как душевным, так и физическим. Раскаиваясь в случившемся, героиня вспоминает лицо и движения возлюбленного, полные страдания. Она стремится остановить его, сбежав по лестнице, «перил не касаясь». Но попытка догнать уходящую любовь только усугубляет боль потери.

Окрикнув героя, она со всей искренностью признается: «Шутка всё, что было. Уйдешь, я умру». В этом порыве она показывает всю силу своего чувства, которое отказывается отпустить. Но он отвергает возможность счастливого финала, бросив ей в ответ незначительную фразу. Угасание любовных отношений неизбежно, поскольку слишком велика её вина перед героем. В заключительной реплике возлюбленного героиня слышит хоть и горькое, но спокойное равнодушие. Диалог героев становится, вероятно, последним.

Подлинный трагизм образам и ситуации придает цветовое решение и динамика изображения. События сменяют друг друга с точностью кадров, в каждом из которых есть деталь, определяющая состояние героев. Так, мёртвенная бледность героини вступает в контраст с «чёрной вуалью» — украшением, символизирующим скорбь.

Темы и проблемы

Проблематика стихотворения, несомненно, любовная. Ахматова – мастер любовной лирики, содержащей в себе глубокий психологизм. Каждое ее стихотворение представляет собой блестящую композицию, в которой есть место не только личному восприятию, но и сюжетной линии.

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — история разрыва двух любящих людей. В небольшом по размеру стихотворении Ахматова поднимает целый ряд проблем, связанных с человеческими взаимоотношениями. Тема расставания приводит читателя к проблеме прощения и покаяния. Любящим людям свойственно ранить друг друга в ссоре обидными и жестокими словами. Последствия такой опрометчивости могут быть непредсказуемыми, а подчас и печальными. Одна из причин расставания героев – обида, стремление скрыть истинные чувства под маской безразличия к горю другого. Равнодушие в любви – одна из проблем стихотворения.

Смысл

Стихотворение отражает невозможность обретения счастья и любовной гармонии там, где царят непонимание и обида. Оскорбление, нанесенное любимым человеком, переживается тяжелее всего, а душевное напряжение приводит к усталости и безразличию. Основная идея Ахматовой — показать хрупкость любовного мира, который можно разрушить одним лишь неверно или грубо сказанным словом. Неизбежность трагической развязки подводит читателя к мысли о том, что любовь – всегда принятие другого, а значит и прощение, отказ от эгоизма и показного равнодушия.

Поэтесса, ставшая одним из символов своего поколения, впервые показала общечеловеческий характер именно женских чувств, их полноту, силу и такую непохожесть на мотивы и проблемы мужской лирики.

hram-bal.ru

Сжала руки под темной вуалью анализ по плану. Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой

Русская поэзия дала огромное количество блестящих образцов мужской любовной лирики. Тем ценнее являются стихотворения о любви, написанные женщинами. Одним из них стало произведение А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 г.

Стихотворение появилось, когда поэтесса уже была замужем за . Однако оно не было посвящено мужу. Ахматова признавалась, что никогда не любила его по-настоящему и вышла замуж лишь из жалости к его страданиям. При этом она свято хранила супружескую верность и не имела романов на стороне. Таким образом, произведение стало выражением внутреннего любовного томления поэтессы, не нашедшего своего выражения в реальной жизни.

В основе сюжета лежит банальная ссора между влюбленными. Причина ссоры не указана, известны лишь ее горькие последствия. Героиня потрясена случившимся настолько, что ее бледность заметна окружающим. Ахматова подчеркивает эту нездоровую бледность в сочетании с «черной вуалью».

Мужчина находится не в лучшем положении. Героиня косвенным образом указывает, что она была причиной ссоры: «напоила его допьяна». Она не может изгнать из памяти образ любимого человека. Она не ожидала такого сильного проявления чувств от мужчины («искривился мучительно рот»). В порыве жалости она была готова признать все свои ошибки и достигнуть примирения. Героиня сама делает первый шаг навстречу. Она догоняет любимого человека и пытается убедить его считать ее слова шуткой. В выкрике «Я умру!» нет никакого пафоса и хорошо продуманной позы. Это выражение искренних чувств героини, раскаивающейся в своем поступке.

Однако мужчина уже взял себя в руки и принял решение. Несмотря на бушующий в душе пожар он спокойно улыбается и произносит холодную равнодушную фразу: «Не стой на ветру». Это ледяное спокойствие страшнее, чем грубость и угрозы. Она не оставляет ни малейшей надежды на примирение.

В произведении «Сжала руки под черной вуалью» Ахматова показывает хрупкость любви, которая может быть разбита из-за одного неосторожного слова. Также она изображает слабость женщины и ее непостоянный характер. Мужчины, в представлении поэтессы, очень ранимы, но их воля значительно сильнее женской. Принятое мужчиной решение уже невозможно изменить.

Анна Андреевна Ахматова – необычайно талантливая поэтесса. Она начинает писать, как модернист, а завершает своё творчество писателем, который блестяще владеет умением изображать в произведениях реалистическую действительность.

А. Ахматова – одна из немногих русских поэтесс, вписавших своё имя в историю поэзии нашей Родины. Она «научила женщин говорить», и это до последнего дня было предметом её гордости.

Произведение «Сжала руки под тёмной вуалью…» является эталоном её любовной лирики, в котором присутствует и неразрешимое любовное столкновение, особенная обострённость чувства, и реальное ощущение страданий и переживаний героини.

Анна Ахматова заинтересована в наиболее драматических моментах взаимоотношений своих героев. Основными методы, которыми поэтесса выражает всю силу их страданий, являются портретные детали, такие как особенности походки – «он вышел, шатаясь», жестикуляция – «сжала руки под тёмной вуалью», мимика – «искривился мучительно рот».

В поэтическом произведении «Сжала руки под темной вуалью…» сюжетная линия как бы оборвана, о чём свидетельствует множество многоточий. Тот, кто будет читать это стихотворение, так и не сможет понять, из-за чего же поссорились влюблённые. Вероятно, для автора это не представлялось значительным. Зато поэтесса делает акцент на любовных муках, метаниях влюблённых, в отношениях которых есть некоторое недопонимание.

С помощью образа «тёмной вуали» в начале стихотворения Ахматова весь дальнейший сюжет покрывает, как бы вуалью таинственности, и помогает любителям поэзии прочувствовать атмосферу её времени, когда в моде у женщин были шляпы с вуалями, а в любовных отношениях присутствовало больше романтики и трепетности, нежели в наше время. Дама осознавала, как она прекрасна, готовила себя к любовным отношениям. Ей дозволено было немало, однако чтобы считаться состоявшейся, она должна была удачно устроить свою личную жизнь. Вот и ответ на вопрос, почему главная тема того времени – взаимоотношения с противоположным полом. Во время создания лирического образа главной героини Анна Андреевна всегда уделяла большое внимание её внешности. В данном случае поэтесса приравнивает тёмную вуаль к таким романтическим аксессуарам дамского гардероба, как кольца и перчатки. Вследствие этого образ её героини становится изысканно оконченным.

В первой строфе звучит откровенный диалог главной героини с тайным собеседником. Кто соучаствовал в этом разговоре, так и осталось неизвестным. В стихотворении преобладает настроение названное «терпкой печалью». И печаль эта сравнивается с вином, которое вкусил герой из рук своей возлюбленной.

Поэтическое произведение «Сжала руки под темной вуалью…» было создано в 1911 году. Это ранний период творчества Анны Андреевны, потому здесь так явно проявил себя модернизм. В стихотворении присутствует также довольно высокое художественное обобщение. Основная идея произведения заключается в том, что нежный и непрочный мир романтических отношений вдруг в один момент может рухнуть, по обыкновению в такой ситуации ничего спасти и вернуть уже нельзя.

Это стихотворение написано поэтессой как бы с целью предупредить всех возлюбленных, что с любовью играть нельзя. В конце стихотворения тема любви переплетается с темой смерти:

«Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру».

Лирическая героиня Ахматовой не мыслит себе жизни без любви. Если она утратит эту любовь, то и жить ей не зачем. Возлюбленный покинул её – и это привело героиню в отчаяние. Так и остаётся непонятным, ей нечем дышать из-за быстрого бега или от того, что жизнь без любимого утрачивает всякий смысл. Боль душевных мук возлюбленных приравнивается здесь к физическим страданиям. Стихотворение само по себе построено так, что читатель сразу же прочувствует это. При прочтении слов героини в середине каждой фразы делается пауза, будто бы у возлюбленной от волнения не хватает дыхания, чтобы завершить свою речь.

И самое невыносимое для неё то, что даже при прощании, он волнуется о ней, своей любимой:

Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Так великая русская поэтесса подводит читателя к тому, что между возлюбленными должна быть обоюдная ответственность, как за свои поступки, так и друг за друга. Любовь не может быть только удовольствием, с ней нельзя шутить, поскольку такие отношения могут закончиться разбитыми судьбами.

Стихотворение “Сжала руки. “, как и многие другие произведения Анны Ахматовой, посвящено непростым отношениям женщины и мужчины. В данном сочинении будет проведен подробный анализ этого проникновенного стихотворения. В нем рассказывается о том, что женщина, которая обидела своего возлюбленного и решила с ним расстаться, вдруг передумала (и в этом вся женская натура, не так ли?!). Она бежит за ним и просит остаться, но он лишь спокойно отвечает “Не стой на ветру.” Это и приводит женщину в состояние отчаяния, депрессии, она чувствует неимоверную боль от расставания.

Героиня стихотворения является сильной и гордой женщиной, она не рыдает и не проявляет своих эмоций слишком бурно, ее напряженные чувства можно понять только по сжатым “под темной вуалью” рукам. Но когда она понимает, что действительно может потерять любимого человека, она бежит за ним, “перил не касаясь”. Стоит отметить, что и возлюбленный героини обладает не менее гордым и самодостаточным характером, он не реагирует на ее вскрик о том, что без него она умрет, и отвечает кратко и холодно. Суть всего стихотворения заключается в том, что двое людей с непростым характером не могут быть вместе, им мешает гордость, собственные принципы и т.д. Они одновременно и близки, и находятся по разные стороны бескрайней пропасти. Их смятение передается в стихотворении не длительным разговором, а действиями и краткими репликами. Но, несмотря на это, читатель сразу может воспроизвести в своем воображению полную картину.

Читайте также:  Звезды - доклад сообщение

Поэтесса смогла передать весь драматизм и глубину переживаний героев всего в двенадцати строчках. Стихотворение создано по всем канонам русской поэзии, оно логически завершено, хотя и немногословно. Композиция стихотворения – это диалог, который начинается с вопроса “Отчего ты сегодня бледна?”. Последняя строфа является кульминацией и одновременно развязкой, ответ героя спокоен и вместе с тем смертельно обиден своей повседневностью. Стихотворение наполнено выразительными эпитетами (“терпкая печаль” ), метафорами (“печалью напоила допьяна” ), антитезами (“темной”“бледна” , “крикнула, задыхаясь”“улыбнулся спокойно и жутко” ). Размер стихотворения – трехстопный анапест.

Несомненно после анализа «Сжала руки. » вы пожелаете изучить сочинения по другим стихотворениям Ахматовой:

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
  • «Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой

Известная поэтесса Анна Ахматова смогла создать такие прекрасные стихотворные работы, которые доказали целому миру факт о том, что особы слабого пола не только испытывают волнующие трепетные чувства, они могут мастерски выражать их при помощи пера и бумаги.

На счету у писательницы десятки работ, которые можно отнести к любовной лирике. Одной из них является «Сжала руки под темной вуалью».

Данное стихотворение можно назвать загадкой. Оно считается образцовым для работ интимной лирики. Кому посвящено стихотворение? Кто тот незнакомец, о котором пишет поэтесса?

Имя его не известно и до сих пор. Данная работа была написана после годовщины замужества Ахматовой и Гумилева. Но, их недолгий и не очень счастливый брак не давал повода Анне для измен и романов. Литературные критики считают, что герой, которому посвящена не одна работа, просто был выдуман Ахматовой. Его и вовсе никогда не существовало.

Тема стихотворения – ссора возлюбленных. Оба героя переживают последние минуты после ссоры. Они огорчены, опечалены. Героиня стихотворной работы осознает, что наговорила множество горьких слов своему любимому. Однако иначе она поступить не могла. Иначе, она предала бы саму себя.

Такими же терзаниями переполнена душа и самого героя. Однако Ахматова обещала писать только о женщинах, поэтому, никак не характеризует обиженного мужчину.

Из последних строк читатель узнает о том, что возлюбленные расстаются. Героиня пыталась догнать любимого остановить его. Однако он ответил ей отказом. Он не хочет быть с той, которая делает так больно обычными фразами и словами.

На этом, творческая работа поэтессы обрывается. Она дает каждому из нас возможность поразмыслить, а возможно ли вообще примирение после такой серьезной, болезненной ссоры.

Анализ стихотворения «Сжала руки»

Сжала руки под тёмной вуалью.

“Отчего ты сегодня бледна?”

Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот.

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка

Все, что было. Уйдёшь, я умру”.

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: “Не стой на ветру”.

(1911, сборник «Вечер»)

Лирика Ахматовой периода её первых книг – почти исключительно любовная. Нередко миниатюры Ахматовой были не завершены и походили не столько на маленький роман, сколько на вырванную страницу, заставившую додумывать то, что происходило с героями прежде. Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Это обязательно кризис: первая встреча или разрыв: «Сжала руки под тёмной вуалью… // От чего ты сегодня бледна. //От того, что я терпкой печалью // Напоила его допьяна». Поэтесса использует скрытое сравнение «терпкой печалью напоила его допьяна» (печаль, словно вино) для того, чтобы передать отчаяние лирической героини, раскаяние в своей вине за ссору с любимым. Эпитеты не только помогают создать психологический фон, они окрашивают в те краски, которые созвучны настроению героев: «под тёмной вуалью», «ты…бледна», «терпкой печалью…», Ахматова использует в этом стихотворении контрастные тона цветописи (почти белый и чёрный). Помогают понять душевное состояние глаголы, обозначающие действия: «сжала руки», «я сбежала», «бежала», «крикнула». Расстаются два любящих человека «как забуду?» «Он вышел, шатаясь, искривился мучительно рот…» Первые две строфы описывают состояние героев, и вот конец – героиня в отчаянии «Задыхаясь, я крикнула: «Шутка, все что было. Уйдешь – я умру.…» И контрастом изображение ответной реакции: «Улыбнулся спокойно и жутко, и сказал мне: «Не стой на ветру».

Это стихотворение, являющиеся поистине шедевром творчества Ахматовой, вызывает сложную гамму чувств, и хочется читать его снова и снова. В художественной системе Анны Ахматовой умело выбранная деталь, примета внешней обстановки всегда наполнены большим психологическим содержанием: «Сжала руки под тёмной вуалью…». Через внешнее поведение человека, его жест Ахматова раскрывает душевное состояние своего героя.

Одним из ярчайших примеров является это небольшое стихотворение. Здесь идет речь о ссоре между любящими. По вине героини они расстаются, и она с горечью понимает, что сама стала причиной своей несбывшейся любви. Стихотворение складывается из диалога, но так как событие, описывающееся в нём произошло накануне, то диалог как бы ведётся между лирической героиней Ахматовой и её совестью, вторым «я», а автор является свидетелем этих печальных событий.

Стихотворение делится на две неравные части. Первая часть (первая строфа) – драматический зачин, ввод в действие (вопрос: «Отчего ты сегодня бледна?»). Всё дальнейшее – ответ, в виде страстного, всё ускоряющегося рассказа, который, достигнув высшей точки («Уйдёшь, я умру»), резко прерывается обидно прозаической репликой: «Не стой на ветру». Смятённое состояние героев этой маленькой драмы передано не длительным объяснением, а выразительными частностями их поведения: «вышел, шатаясь», «искривился рот», «сбежала, перил не касаясь» (передаёт быстроту отчаянного бега), «крикнула, задыхаясь», «улыбнулся спокойно» и так далее. Оно полно движения, в нём события непрерывно следуют одно за другим. Драматизм положений сжато и точно выражен в противопоставлении горячему порыву души нарочито будничного, оскорбительно спокойного ответа.

Для изображения всего этого в прозе понадобилась бы, вероятно, целая страница. А поэт обошёлся всего двенадцатью строчками, передав в них всю глубину переживания героев. Заметим попутно: сила поэзии – краткость, величайшая экономия выразительных средств. Сказать многое о немногом – вот один из заветов подлинного искусства. И Ахматова научилась этому у нашей классики, в первую очередь у А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, а также у своего современника, земляка по Царскому Селу Иннокентия Анненского, большого мастера естественной речевой информации и афористического стиха.

Анализ стихотворения Ахматова Сжала руки под темной вуалью…

Стихотворение Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…»

А.А. Ахматова является поэтом особого дарования. Она начинает свое творчество как модернист и заканчивает писателем, овладевшим мастерством реалистического метода изображения действительности.

В истории русской поэзии осталось очень немного женщин-поэтов. Ахматова — одна из них. До конца дней Анна Андреевна гордилась тем, что «научила женщин говорить».

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» — блестящий образец ее любовной лирики, для которой характерна, как правило, неразрешимость любовного конфликта, особая острота чувства и в то же время зримость, выстраданность переживаний.

А.А.Ахматову интересуют самые драматичные минуты в развитии отношений ее героев. Ведущими приемами, выражающими глубину их переживаний, в этом произведении являются детали портрета: жест («сжала руки под темной вуалью»), гримаса («искривился мучительно рот»), походка («он вышел, шатаясь»).

В стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» есть определенная сюжетная незавершенность, которую подчеркивает обилие многоточий: читатель так до конца не понимает истинных причин произошедшей ссоры. Очевидно, это не очень существенно для автора. Здесь важна сама тема переживания, страдания, мучительного непонимания героев.

Образ «темной вуали» в первой строфе словно набрасывает тень таинственности на весь последующий сюжет, а также вводит читателя в атмосферу современной автору эпохи, когда дамы носили шляпы и вуали, а отношения между мужчиной и женщиной имели несколько иной, более романтический, трепетный характер, чем в наши дни. Женщина чувствовала себя прекрасной дамой, созданной для любовных романов. Ей многое позволялось, но смысл ее существования все-таки сводился лишь устройству своей личной жизни, поэтому ею так много внимания уделялось отношениям с мужчиной. При создании образа лирической героини А.Ахматова любила тщательно прописывать детали внешности. В связи с этим темную вуаль можно поставить в один ряд с такими атрибутами романтического женского гардероба, как кольца и перчатки, придающим образу ахматовской героини утонченную завершенность.

Первая строфа построена на диалоге. С кем откровенничает лирическая героиня, тоже остается тайной. Доминирующее настроение в произведение — терпкая печаль. При этом печаль уподобляется вину, хмельному наважденью. Ею, словно вином, напоила возлюбленного лирическая героиня.

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» написано в 1911г. и принадлежит к раннему периоду творчества А.А.Ахматовой. В нем сильно проявилось влияние модернизма. Высока и степень художественного обобщения. Основной же в произведении является идея о том, что в мире любовных отношений все так хрупко, так неповторимо и сложно, что малейшая оплошность, ошибка, заблуждение могут их разрушить. В таких случаях, как правило, ничего уже нельзя исправить и изменить.

Стихотворение А.А.Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…» можно рассматривать, как своеобразное предупреждение для тех, кто любим и любит. В последней строфе произведения сопрягаются две темы: тема любви и тема смерти:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Любовь для ахматовской героини — единственная форма земного существования. Угроза потерять ее равносильна смерти. Уход возлюбленного поверг героиню в отчаяние. До конца не ясно, то ли от бега она задыхается, то ли от невозможности жить без любимого. Душевное расстройство приносит поистине физическое страдание, воспринимается в обоих героев как болевая мука. Сам строй стихотворения органично передает это. При прочтении слов героини в центре фразы неизбежно возникает пауза в центре фразы, словно у героини срывается дыхание от горя и отчаяние, от невозможности удержать любимого.

Самое тяжелое для нее — понимать, что ее герой все еще продолжает заботиться о ней, даже в прощальные минуты:

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Таким образом, А.А.Ахматова подчеркивает тему ответственности любимых людей друг перед другом. Любовь — не только радость, но еще и страшная, порой смертельно опасная сила, и с нею нельзя безнаказанно шутить.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Содержание

понедельник, 28 октября 2019 г.

Бажов П. “Таюткино зеркальце”

Главные герои сказки “Таюткино зеркальце” и их характеристика

  1. Таютка. Девочка, 5-6 лет. Веселая, бойкая, выдумщица.
  2. Ганя Заря, Гаврила. Ее отец. Вдовец. Спокойный, исполнительный.
  3. Поликарпыч. Старый рабочий.
  4. Ераско Поспешай. Старик-надзиратель. Вредный, торопливый.

План пересказа сказки “Таюткино зеркальце”

  1. Руда со шлифом
  2. Крепи
  3. Опасное дело
  4. История Гани
  5. Таютка в шахте
  6. Зеркало на стене
  7. Маленькое зеркальце
  8. Чудесное зеркало
  9. Письмо Ераско
  10. Каприз бырыни
  11. Возмездие

Кратчайшее содержание сказки “Таюткино зеркальце” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Пошла в шахте руда со шлифом, как зеркало, а это было плохой приметой.
  2. Стали крепить потолок, но в сам забой никто не рисковал зайти.
  3. Послали Ганю, который взял Таютку, да Поликарпыч с ними пошел.
  4. Таютка отковырнула кусок породы и зеркало нашла, а рядом маленькое.
  5. Ераско вызвал барыню и та потребовала вырезать зеркало целиком.
  6. Зеркало осыпалось, Ераско ноги отдавило, а барыня дураков рожать стала.

Главная мысль сказки “Таюткино зеркальце”
За жадность и зло воздаяние ждет, за доброту – награда.

Чему учит сказка “Таюткино зеркальце”
Сказ учит верить в лучшее, верить в свою счастливую звезду, не паниковать и не бояться неизбежного. Учит не быть злыми, жадными и завистливыми. Учит тому, что красота природы принадлежит всем, и никто не может владеть ей в одиночку.

Отзыв на сказку “Таюткино зеркальце”
Мне понравился этот сказ. Понравилось огромное каменное зеркало, которое открылось удивленным людям. Оно бы долго радовало своим видом рабочих, но жадная барыня все испортила. Она пожелала все зеркало забрать, и зеркало рассыпалось.

Пословицы к сказке “Таюткино зеркальце”
Жадность всякому горю начало.
Делая зло, на добро не надейся.
За недобрым пойдешь, на беду набредешь.
Дорог подарок не выпрошенный.
Без худа добра не бывает.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Таюткино зеркальце”
В одном забое пошла руда со шлифом – одна сторона кусков была гладкой, как зеркало. Это было плохой приметой и рабочие ждали беды. Смотритель перестал ходить в этот забой, а надзирателю, Ераско Поспешаю, наказал подпереть своды и очистить потолок.
Поставили под потолок бревна, но все равно опасность осталась. Никто в злополучный забой и под плетьми идти не хотел.
А был в шахте мужик, Ганя Заря, спокойный и безответный. Воспитывал он дочь Таютку, а жена его умерла. Таютка была совсем малой, но выдумщицей и заводилой. Дома ее оставлять было не с кем, вот и таскал Ганя с собой дочку, наряжая ее в мальчишку. Ближние рабочие конечно знали про то, и, посмеиваясь, называли Таютку Наталом Гаврилычем.
Этого Ганю и послал вредный Ераско в забой, очистить его до потолка.
А Таютка стала с отцом проситься, и Ганя решил взять девочку. Ведь если он погибнет, то и ей житья не будет.
Утром привел Ганя ребенка с собой, а другие рабочие зашумели. Стали предлагать жребий кинуть, кому в опасный забой идти. Но старик Поликарпыч всех остановил и сказал, что Хозяйка наверняка ребенка помилует, и что Ганя может быть хорошо придумал. А сам с Ганей пошел.
Пока шли к забою, Таютка старика расспрашивала про Хозяйку и мечтала получить в дар цветок, который горит без дыма.
Пришли в забой, стали Поликарпыч и Ганя костры жечь, место освещать, а Таютка у стены стала кусок руды колупать. Тот и отвалился, а за ним зеркало вогнутое, все больше чем надо показывает.
Таютка себя в нем увидела, не узнала, испугалась, а Поликарпыч над ней посмеялся. Понравилось зеркало Таютке, стала она дальше колупать, а руда вниз мелочью так и сыпется.
Испугались Ганя и Поликарпыч, решили, что обвал. Отвели Таютку в сторону, а той обидно, что не дают с зеркалом играть. Стала она камни под ногами перебирать и нашла небольшой, с ладошку, вогнутый как зеркало и парень в нем такой же большой отражается.
А Ганя с Поликарпычем очистили стены и потолок от камня, а под ним сплошная стена камня, с рамкой из породы, да такая крепкая, что после молотка даже царапины не остается. Позвали Таютку, та поглядела на стены и сказала, что у нее такой же есть, и камень показала.
Подивились взрослые, камень Таюткин точно повторял форму свода забоя. И сказал Поликарпыч, что то Хозяйка Таютке подарок сделала. И решила Таютка беречь свое зеркало.
Прознал народ, что Ганя с Поликарпычем зеркало каменное отрыли, понабежал, стал на себя в зеркало смотреться, смеяться, да Таютку хвалить.
Ераско хотел себе заслугу открытия зеркала приписать, да смотритель его опередил, и первым приказчику доложил. Но Ераско тогда барыне написал, немке, что все диковинки собирала.
И барыня примчалась, потребовала себя в шахту отвести, да на зеркало залюбовалась. А потом стала требовать, чтобы зеркало целиком вырезали и у нее дома поставили.
Тут зеркало рудой плюнуло, барыня от страха сознание потеряла, и начальство ее быстро из шахты вытащило. Ераско привалило породой и ноги у него отнялись. А барыня после того случая одних дураков рожала.
Зеркало в шахте осыпалось и лишь у Таютки ее зеркальце осталось. Большого счастья не принесло, но жизнь Таютка не хуже других прожила.

Анализ стихотворения Заболеть бы как следует Ахматова

Основным мотивом стихотворения “Заболеть бы как следует” является память и возвращение в прошлое. Произведение пропитано желанием заболеть, и не просто заболеть, а заболеть “как следует”. По мнению поэтессы, только такое состояние позволит ей снова испытать радость встреч с бывшими возлюбленными, с которыми, кроме как в состоянии “жгучего бреда”, встретиться не суждено.

Стихотворение посвящено близким людям, ушедшим в мир иной, а также друзьям, с которыми, в силу жизненных обстоятельств, Ахматовой пришлось попрощаться.

Также поэтесса упоминает своего сына Льва, в рамках встречи у могилы его отца – Николая Гумилева.

Стихотворение “Заболеть бы как следует” наполнено глубоким сожалением об ушедших неповторимых моментах жизни и является одним из ведущих среди лирических произведений Ахматовой.

Related posts:

Анализ стихотворения “Заплаканная осень, как вдова…” Ахматова“Заплаканная осень, как вдова…” (1921). Стихотворение по­священо первому мужу Ахматовой Н. С. Гумилеву и написано после его смерти. По форме лирическое произведение напомина­ет вдовий плач, в котором выражена скорбь о безвременно и без­возвратно загубленном человеке: Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит.. Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет. И будет так, […].

Анализ стихотворения Я научилась мудро жить АхматоваЭто стихотворение является одним из прекрасных образцов любовной лирики Анны Ахматовой, пропитанное большим жизненным и философским смыслом. Это очень чувственное женское стихотворение, написанное Ахматовой под влиянием очередного расставания со своим мужем Николаем Гумилевым. Рассказ женщины, вылившийся в стихи. Она пережила любовную драму, закончившуюся расставанием с любимым. Вернуть свое душевное равновесие ей помогает природа и вера […].

Анализ стихотворения “Уединение” Ахматова“Уединение” (1914). Тема предназначения поэтического творчества является основной в этом стихотворении Ахматовой. Лирическая героиня избирает своим уделом одиночество. Един­ственной исцеляющей силой является искусство, которое спо­собно вывести человека из круга обступивших его мелочных ин­тересов и страстей, подавленности и уныния на горизонты прекрасной и мудрой жизни: Так много камней брошено в меня, Что ни один из них […].

Анализ стихотворения “Настоящую нежность не спутаешь…” Ахматова“Настоящую нежность не спутаешь…” (1913). Н. Недоброво, анализируя данное стихотворение из сборника “Четки”, пи­сал, что ахматовская “речь проста и разговорна до того, пожа­луй, что это и не поэзия…”: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и ока тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой […].

Анализ стихотворения “Творчество” АхматоваТворчество (1936) Стихотворение входит в цикл “Тайны ремесла”. Анна Ахматова пытается объяснить читателю, что такое ремесло поэта и что такое творчество. Широко известны стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова на эту тему. Но Анну Ахматову инте­ресует не то, какова функция поэта (как у Пушкина в “Памятнике” или “Пророке”), а то, КАК […].

Анализ стихотворения “Родная земля” Ахматова“Родная земля” (1961). В этом стихотворении по-особому звучит тема изгнанничества, столь актуальная для русской лите­ратуры послереволюционного времени. Поэтесса испытывает жалость ко всем тем, кто вынужден скитаться, покинуть родную землю. Несмотря на то что жизнь в России трудна, сохранена ве­ра в будущее. Вот главный мотив, заявленный в данном стихо­творении, относящемся к более позднему периоду творчества Ахматовой. […].

Анализ стихотворения “Дверь полуоткрыта…” Ахматова“Дверь полуоткрыта…” (1911). В лирическом произведении эмоция передана через характерную деталь, внешний образ В стихотворении изображено состояние лирической героини по­сле ухода возлюбленного. И хотя “на столе забыты хлыстик и перчатка”, свидетельствующие фактически о приручении жен­щины, героиня не понимает: “Отчего ушел ты?”, – она пытает­ся успокоить себя заверениями, что “завтра будет утро”, что “эта жизнь прекрасна”, […].

Анализ стихотворения “Приморский сонет” Ахматова“Приморский сонет” (1958). Сонет относится к философской лирике Ахматовой. Все обостряющееся ощущение скоротечно­сти жизни вызывает у лирической героини не только печаль, но и чувство изумления перед нестареющей красотой жизни: Здесь все меня переживет, Все, даже ветхие скворешни И этот воздух, воздух вешний, Морской свершивший перелет. И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней, И над цветущею […].

Анализ стихотворения Ахматова Сжала руки под темной вуальюСтихотворение является ярким примером творчества великой русской поэтессы. Здесь Анна Ахматова, как всегда, красочно передала внутреннее состояние главного героя всего лишь в нескольких строках, при этом наделив каждого из них неповторимым набором качеств. В стихотворении отражается вся сложность отношений между двумя гордыми и, возможно, импульсивными личностями, а также раскрывает истинные слабости человеческой натуры, которые он […].

Анализ стихотворения “Есть в близости людей заветная черта…” (Ахматова Анна)Есть в близости людей заветная черта, Ее не перейти влюбленности и страсти, – Пусть в жуткой тишине сливаются уста И сердце рвется от любви на части. И дружба здесь бессильна и года Высокого и огненного счастья, Когда душа свободна и чужда Медлительной истоме сладострастья. Стремящиеся к ней безумны, а ее Достигшие – поражены тоскою… Теперь […].

Анализ стихотворения “Песенка” Ахматова“Песенка” (1911). Начало стихотворения (первые две стро­фы) перекликается с народно-песенной традицией. В первых двух строках первой строфы говорится о пении во время работы, которое обещает радость. Но последующие строки снимают эту радостную интонацию: изображена картина женского труда (крестьянка на коленях в огороде). В стихотворении последова­тельно развивается тема “доли-муки”. Лирическая героиня ис­пытывает чувство страха, которое нагнетается […].

Анализ стихотворения Сероглазый король (Ахматова Анна)В стихотворении “Сероглазый король” лирическая героиня рассказывает о гибели человека, которого она тайно любила. Идея произведения заключается в том, что близкие люди, уходя из жизни, оставляют и “безысходную боль”, и свой след в памяти. При этом окружающие и даже родные могут не догадываться о горе человека, потерявшего любовь. В данном стихотворении мы видим множество образов: […].

Анализ стихотворения Три осени (Ахматова Анна)Осень.. Это время, когда происходят самые незабываемые моменты жизни. Она такая разная: то серая и унылая, с постоянно накрапывающим дождиком, из-за которого мерзнут ноги и хочется скорей попасть в теплую постель, выпить горячего чая и никогда не возвращаться в эту сырость, но все вдруг изменяется: желтые, красные, рыжие листья, летящие в медленном танце и ложащиеся […].

Анализ стихотворения А. Ахматова “Земной отрадой сердца не томи…” (*Общие критические статьи)Можно сказать, что в этом стихотворении содержится формула сохранения морального облика человека, сохранения духовной чистоты. Автор берет за основу христианские принципы любви к ближнему, сострадания. Ахматова пришла к этому, основываясь на своем жизненном опыте, а ей пришлось пройти через многое к моменту написания этого стихотворения. Лирическая героиня призывает отречься от земного и всей душой отдаться […].

Краткое содержание, анализ “Песня последней встречи” Ахматова“Песня последней встречи” (1911, сборник “Вечер”) Произведение ранней лирики Ахматовой, “Песня…” отражает драматизм уже в своем названии. Используя прием антитезы (противопоставления), Ахматова усилива­ет описываемые чувства лирической героини: “Так беспо­мощно грудь холодела, \ Но шаги мои были легки”. Здесь же излюбленные поэтессой “говорящие детали”: перчатка с левой руки, надетая на правую руку, передает ощущение психологического дискомфорта; […].

Анализ стихотворения Молитва (Ахматова Анна)Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. 1915 г. 1. Тема – обращение к трагической судьбе России. 2. Идея – лирический герой чувствует ответственность за […].

Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю (Ахматова Анна)Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от […].

Анализ стихотворения Ахматовой ЛюбовьАнна Ахматова, поэтесса писавшая стихи о земной любви. Ее искрение пронзительные строки о этом сложном чувстве наполняют всю ее жизнь. В то же время язык понятен любому, ведь каждый человек на Земле, хотя бы раз испытывал чувство любви. Одним из самых ярких примеров любовной лирики Анны Ахматовой является стихотворение ” Любовь”. Это произведение родилось в […].

“Сероглазый король” анализ стихотворения АхматовойСтихотворение “Сероглазый король”, относящееся к раннему творчеству Ахматовой, написано в 1910 году. Это, пожалуй, одно из самых пронзительных и лиричных творений поэтессы. Спор о том, кто является лирическим героем стихотворения, продолжается до сих пор: ни один из мужчин, находящихся в окружении Ахматовой в это время не подходит под описание “короля”. Критики склонны сойтись во мнении, […].

“Сад” анализ стихотворения Анны АхматовойСтихотворение “Сад” Анны Ахматовой – необыкновенно выразительное произведение, где в четырех строфах раскрыта целая философия. Оно относится к ранней поэзии Анны Андреевны: в момент написания, в 1911 году, поэтессе было лишь 22 года. Начиная анализ стихотворения, сразу можно выделить главное: сюжет произведения основан на сопоставлении. Главной темой является увядание природы и вместе с ней человеческой […].

Анализ стихотворения Ахматовой А. А. “Я пришла к поэту в гости…”Стихотворение А. А. Ахматовой “Я пришла к поэту в гос­ти…” имеет автобиографическую основу: в одно из воскресе­ний 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: “Ахматовой – Блок”. Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого […].

Анализ стихотворения “Я пришла к поэту в гости…” Ахматовой А. А“Я пришла к поэту в гости…” Стихотворение А. А. Ахматовой “Я пришла к поэту в гости… ” имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: “Ахматовой – Блок”. […].

Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый корольПроизведение Анны Ахматовой долгое время исследуется литературоведами и исследователями – литературоведами. Для многих остается большой тайной, кому же все-таки посвящено данная баллада.. Читая его, становится понятно, что тот, кому она была посвящена, был горячо любим и невероятно дорог. Но дело все в том, что у великой поэтессы не было, как выяснили после, не было молодого […].

Анализ стихотворения Ахматовой “Черная вилась дорогаТворчество Анны Ахматовой при ее жизни никогда не рассматривалось в христианском ключе. В начале 20 века литератора и религия считались понятиями несовместимыми, а позже анализировать стихи с точки зрения их духовной составляющей являлось признаком дурного тона. Видимо, по этой причине Анна Ахматова никогда не афишировала свои религиозные взгляды, хотя в наши дни можно с уверенностью […].

Анализ стихотворения Сжала руки под темной вуалью (Ахматова Анна)В стихотворении рассказывается, что из-за нелепой ссоры и гордости двух влюбленных, отношения между ними приходят к печальному финалу. И даже попытка героини перешагнуть свое самолюбие ради любви к человеку, которого она боится потерять, не помогает вернуть все, что было прежде. Двое молодых людей не могут быть вместе, этому мешает сложный характер, обиды друг на друга. […].

Анализ стихотворения Ахматовой “Ты пришел меня утешить, милыйУ Анны Ахматовой было не так уж много верных друзей, одним из которых оказался литератор Михаил Лозинский. С ним поэтесса познакомилась в 1911 году, когда примкнула к кружку акмеистов и стала публиковаться в журнале “Гиперборей”, который и редактировал этот талантливый человек. Он, по воспоминаниям Ахматовой, обладал редким даром понимать людей и сочувствовать, хотя сам не […].

Анализ стихотворения Гумилева “Однообразные мелькаютИстория романтических отношений Николая Гумилева и Анны Ахматовой полна взлетов и падений. В ней много радостных страниц, однако еще больше – трагизма, боли и погибших надежд. Гумилев был влюблен в свою будущую супругу с 19 лет, но долго не мог добиться взаимности. Когда же Ахматова дала свое согласие на брак, счастье молодых супругов было недолгим. […].

Краткое содержание, анализ “Реквием” Ахматова“Реквием” (Поэма) Поэма из отдельных главок-осколков, написанная в 1935-1940 гг., была выстрадана поэтессой: жуткие для разведенной жены “контрреволюционера” Николая Гуми­лева и матери арестованного “заговорщика” Льва Гумилева тридцатые годы, постоянное ожидание ареста, чудовищные репрессии близких, семнадцать месяцев в тюремных очере­дях с передачами… Это не только судьба самой Ахматовой, но и большей части населения ее родины, ее […].

Анализ стихотворения Ахматовой Мне голос был. Он звал утешноОдно из знаменитых произведений, а именно стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…” великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году. Первое, что нужно отметить, так это то, что Анна никогда не стремилась выложить в стихотворения свою душу, ей гораздо проще было создавать произведения на основе вымысла и своей фантазии, не вкладывая в […].

Анализ стихотворения Ахматовой “Покорно мне воображенье…”Село Слепнево, расположенное в Тверской области, занимало огромное место в жизни и творчестве Ахматовой. Местное имение принадлежало свекрови поэтессы – Анне Ивановне Гумилевой. На протяжении многих лет – от момента заключения брака и до 1925 года – каждое лето Анна Андреевна приезжала туда. Именно в Слепнево написано стихотворение “Покорно мне воображенье…”, датированное июлем 1913-го. В […].

Анализ стихотворения Ахматовой “Похороны”В 1906 году в семье Анны Ахматовой произошло трагическое событие – от туберкулеза скончалась Инна, старшая сестра будущей поэтессы. К тому времени родители Ахматовой развелись, и ее мать, забрав детей, перебралась на дачу под Севастополем, где впоследствии семья часто проводила несколько летних месяцев. Именно здесь и завершила свой земной путь юная Инна Горенко. К теме […].

Анализ стихотворения Ахматовой “И вот одна осталась я…”В апреле 1921 года издательство “Петрополис” выпустило тиражом в тысячу экземпляров четвертый сборник Ахматовой “Подорожник”. В него вошло стихотворение “И вот одна осталась я…”, датированное 1917 годом. В произведении главенствуют интонации жалобных песен, что роднит его с фольклорными текстами, создававшимися в жанре плача. Лирическая героиня, покинутая друзьями, осталась одна на всем белом свете. Она навсегда […].

Анализ стихотворения Поля Верлена “Осенняя песня”Это стихотворение отражает состояние осенней природы и одновременно внутреннее состояние лирического героя. Как изменяются времена года, так меняется и человек, его чувства и настроения. Осень – время переоценки того, что прошло, и подготовки к чему-то новому, неизвестному. Также присутствует образ часов, которые отсчитывают мгновения жизни. Лирический герой погружается в детские воспоминания, но через минуту он […].

“Мужество” анализ стихотворения АхматовойСтихотворение Анны Ахматовой – “Мужество” было написано еще в самом начале войны. В своем произведении автор призывает всех к защите своей Родины от несчастья, которое ее настигло – от войны. Все содержание стиха заключается в его названии. Данное стихотворение – это крик души поэта, наставление гражданам – не опускать руки и быть мужественными. В строках: […].

Анализ стихотворения “Слаб голос мой…” А. АхматовойСтихотворение “Слаб голос мой” написано весной 1913 года. Оно входит в сборник “Белая стая” (1917 год), который принес (наряду с другими сборниками: “Вечер”, “Четки”, “Подорожник”, “Anno Domini”) А. А. Ахматовой широкое литературное признание. Это стихотворение, как и многие другие, о любви. Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Чувство, само по себе […].

“Я голос ваш…” Анна АхматоваВ 1989 году, объявленном ЮНЕСКО годом А. А. Ахматовой, исполнилось сто лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой, большого русского советского поэта, женщины-матери, противопоставившей достоинство жестоким ударам судьбы. В Анне Ахматовой все – внешний облик и духовный мир – было значительно. Ни в одной из ее книг, несмотря на тяжелую и даже трагическую жизнь, на […].

Анализ стихотворения “Да. Так диктует вдохновенье…” Блока“Да. Так диктует вдохновенье…” (1911-1914). В стихотво­рении выражено неприятие Блоком “ужасов жизни”, “страшного мира”, в котором погрязло настоящее: Всю жизнь жестоко ненавидя И презирая этот свет, Пускай грядущего не видя, Дням настоящим молвив: нет! По мысли А. Блока, поэт должен выражать открыто свое не­согласие существующему миропорядку, стереть “румяна жир­ные” лживой жизни: На непроглядный ужас жизни […].

Краткое содержание, анализ “Мне голос был…” Ахматова“Мне голос был…” (1917, сборник “Подорожник”) Во всем сборнике – переживания Ахматовой о Первой мировой и гражданской войнах в России, о грядущей рево­люции. Это период, когда Ахматова увлекается поэтами-классиками, особенно Пушкиным, отсюда – соответству­ющие стихотворные размеры и возвышенные строки. Они пронизаны чувством бескорыстной, безграничной любви к родине. Не приемля революцию, Ахматова могла бы уе­хать вслед […].

Сравнительный анализ стихотворений Анна Ахматова “Проводила друга до передней” и Марина Цветаева “Ушел – не ем…”Анна Ахматова – Марина Цветаева. Они обе жили в одну эпоху, пели эту эпоху, плакали над нею вдвоем… И обе, несмотря на сложные, во многом противоречивые отношения, родство свое “по песенной беде” ощущали. “Не отстать тебе: я острожник. // Ты – конвойный. Судьба одна…” – “Мы с тобою сегодня, Марина, // По столице полночной идем…” […].

Анализ Поэмы без героя (Ахматова Анна)Литература Серебряного века была проникнута болезненным ощущением приближающейся катастрофы. Этому способствовала и сама рубежность времени, отмеченного сдвигами в социальной и нравственной почве. А. Ахматова вспоминала впоследствии, что она не переставала слышать в те годы некий “подземный гул”. Ахматовская лирика передавала – опосредованно, через сюжеты личных драм, но вполне адекватно – этот грозный “шум времени” (О. […].

Ссылка на основную публикацию