Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад

Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад

Анне Ахматовой в 1959 году, которым датируется стихотворение «Летний сад», было семьдесят лет.

Понятно, что в этом возрасте человек обращает свой взор не к текущим политическим, или культурным событиям, а к своему прошлому и личным воспоминаниям, которые дороги его сердцу. Приятней и проще написать стихотворение, используя свой талант, и немного погрустить о прошлом, как каждый человек.

У Анны Ахматовой много лирических стихотворений связанных с пейзажными и городскими мотивами, очень много личного, написанного в них, но данное стихотворение отличается от других чётким ритмом слога, оно написано отрывочно, блоками, как рубаи Хайяма.

Очевидно причиной написания этого стихотворения послужил букет роз, который ей подарили в этот день и он вызвал у поэтессы массу воспоминаний. Даже ограда в парке её умиляет, как дощатый забор в родной деревне и она считает её уникальной.

Конечно, можно не обратить внимания, но далее – её помнят статуи, но непонятно: то ли Ахматова смотрела из под невской воды на статуи, то ли статуи были сброшены в Неву. Или это просто поэтический образ? Современному человеку сложно понять людей, пришедших к нам со своими поэтическими образами из позапрошлого века.

Следующие строки возвращают нас в романтичный девятнадцатый век с парусными кораблями, где скрипят мачты и люди ходят туда-сюда, но мы их не помним. Затеряны следы этих людей в воспоминаньях наших.

Последующие строки стихотворения очень красивы и вызывают желание понять тайну этих строк. Там используются слова: друзья и враги, перламутр и яшма, шествие теней, тайная любовь, таинственный источник света. Всё это так волнует и возбуждает, но остаётся непонятным, что хотела сказать поэтесса. Строки стихотворения очень похожи на мистические видения, однако, возможно, что эти, якобы отрывочные фразы, её современникам сказали бы больше, чем они говорят нам.

Несомненно, что при написании стихотворения у неё были прекрасные воспоминания и о прекрасной тайной любви, и о белых ночах и эта реальность отвлекает нас от мистики некоторых строф этого произведения и смягчает нашу реакцию на непонятные нам фразы, которые кажутся бессмысленными. Например, такая фраза: «От вазы гранитной до двери дворца». О чём это? Может это просто рифма?

Кстати, о рифмах. Стихотворение срифмовано великолепно: нет ни одной ошибки с рифмой и смыслом строки. У поэтессы Анны Ахматовой – это стандарт, или талант, что будет правильнее.

Вариант №2

Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Летний сад», написанное в 1959 году, относится к акмеизму.

Этот тонкий литературный стиль позволяет автору и его романтическому герою передавать свои чувства и настроения читателю через определенные звуки, явления, предметы.

Тоска по родным местам Санкт-Петербурга пронизывает все стихотворение Анны Андреевны, по прожитым там, и безвозвратно ушедшим годам молодости.

В то же время, перемежая грустный лирический настрой с гордостью и уверенностью в своем городе, в своей родине, которая рождает своих детей, хоронит их, но продолжает жить вечно и уверенно. И эту уверенность в себе передает людям, рожденным им. Величие и гордость за любимый город читается в каждой строчке произведения. Чистота и красота воспоминаний говорят о забытых неурядицах и проблемах жизни там. Сейчас осталась только любовь, только нежность и уверенность.

И эта уверенность в своем, даже утерянном сейчас доме, уравновешивает грустный настрой тоски лирического героя, делая его спокойным, с легкой нотой ностальгии.

И опять в этом произведении Анны Ахматовой читатель видит образ сада, не редко встречающийся в ее стихотворениях. Для Ахматовой сад символизирует счастье, нечто настоящее и прекрасное, настоящий рай. Титульный образ розы только довершает всю картину. И ограда появилась здесь совершенно не случайно. Любой райский сад всегда будет отгорожен от грехов. Ограда, это символ спасения от грехопадения. И там, где-то в глубине цветущего сада, любой человек найдет успокоение, умиротворение, отчужденность от мирских грешных дел и счастье.

Прошлое для поэтессы имеет огромное значение. Едва ли не большее, чем реальное настоящее. В этом произведении Анны Андреевны явственно чувствуется четкая твердая мысль умудренного жизненным опытом человека, отдающего себе отчет в том, что он не боится ничего потерять. Лирический герой может и готов отдать все, что имеет и ему не страшно. Он знает, у него останется нечто главное и самое для него важное – его воспоминания.

Картинка к стихотворению Летний сад

Популярные темы анализов

Иван Алексеевич Бунин начал взрослую жизнь довольно таки рано. Уже в возрасте семнадцати лет он покинул родной дом, отправившись в самостоятельный путь. Таким образом он хотел показать не только свое право на личные взгляды,

Каждого русского человека поражала красота его родного края, пусть все картины и красоты со временем приедаются взгляду, но все равно случаются моменты, когда обыденная даль может показаться под новым взглядом,

В этом простом на первый взгляд стихотворении Бунина затронуты две важные и довольно глубокие темы. Это – любовь к родной природе и смысл истинной красоты.

Знаменитое стихотворение “Ветер принёс издалека. ” великого русского писателя Александра Александровича Блока было написано 29 января 1901 года. Нужно отметить, что данное произведение является одним из самых ранних у данного поэта.

М.Ю. Лермонтов был тонкой душевной натурой. Он был способен на много в своей жизни. Огромные способности и талантами он обладал именно в литературе. Все свои мысли и размышление он записывал на бумаге. Элегию « Утес» М.Ю. Лермонтов издал в 1841г.

Анализ стихотворения Анны Ахматовой Летний сад
статья на тему

Анализ стихотворения с точки зрения изобразительных средств и картины мира, выраженной в стихотворении

Скачать:

ВложениеРазмер
Анализ стихотворения Анны Ахматовой24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Летний сад»

1. Поэтика заглавия

Летний сад является и реальным местом, и мифологическим пространством, мифологемой. Это значимый образ в стихотворениях поэтессы, он является частью петербургского мифа, распространенного у многих поэтов (Пушкин, Мандельштам, Гребенщиков и т.д.). Сад в христианской традиции – символ рая, искупления грехов. Сад – это и обозначение замкнутого пространства. Так как Летний сад несет семантику и реального, и мифологического, он соединяет в себе сакральное и профанное пространство, это рай на земле, материальный рай. Т.е. границы «здесь» и «там» объединяются у поэтессы еще в заглавии стихотворения в единое пространство реального райского сада.

2. Мифологемы

Миф о райском саде задаётся еще в заглавии и развивается на протяжении всего текста. Розы, упомянутые в в первом стихе первой строфы – символ рая. По преданию, их аромат и цвет напоминают человеку об этом чудесном месте. Выбор прилагательного «единственный», содержащего лексемы «один», «исключительный» подчеркивает то, что образ сада – ключевой, центральный в стихотворении. Лучшая в мире ограда также говорит о его исключительности. Во 2 строфе появляется профанное пространство рая (статуи), в 3 строфе царственные липы, с одной стороны, посажены в петербургском саду, следовательно, являются частью профанного мира, с другой – являют собой символ первозданности мира (липа – символ дерева-родительницы у славян).

2. Вселенский потоп

Статуи под невскою водой во 2 строфе, скрип корабельных мачт в 3-й – это маркеры библейского мифа о потопе. Как известно, Петербург – кладовая мифов и легенд. Он считается проклятым городом, т.к. был построен «на костях». За свою историю он пережил 323 наводнения, поэтому данный мифосюжет так популярен в русской поэзии (Пушкин, Д. Мережковский, Мандельштам, B.C. Печерин и др.).

3.Символы

Несмотря на заявленные акмеистами творческие принципы, такие как, первостепенное значение прямого смысла слова, переживание предметности, устремление внимания поэта к миру вещи, а не миру тайн, многие из них, так или иначе, вероятно, не всегда осознанно, обращались к мифологии и символам.

Так сад и розу в данном контексте можно назвать символом райского блаженства. Липы являют собой символ новой жизни (Древо Жизни), но у Ахматовой, образ дерева скорее соотносится с образом времени, вечностью, как и всепоглощающая водная стихия.

Корабль и лебедь в стихотворении – символы жизненного пути человека, судьбы поэзии. Эти образы соотносятся параллельно: в первой строке 3 строфы корабль в видении лирического субъекта проходит меж лип, а в первом стихе 4 строфы лебедь «плывёт сквозь века». Лебедь считается птицей поэтов. Песня умирающего лебедя — это песня поэта. Здесь мы видим отношение автора к поэзии: несмотря ни на что дело поэтов останется в веках, поэзия будет возрождаться снова, и снова.

4. Образ Петербурга

Мы отметили, что одним из текстообразующих образов стихотворения является райский сад. Также значительное место в тексте занимает сюжет Вселенского потопа. Можно сказать, что семантика райского блаженства и разрушающей силы водной стихии соотносятся как полюса. Т.е. образ Петербурга противоречивый – это и рай, и ад в одном лице.

Нельзя не отметить призрачность этого образа. В 1 строке 2 строфы появляются статуи. Они, как призраки прошлого, хранители города, его истории, помнят каждого жителя, побывавшего в райском саду. Они хранят и образ лирической героини, в молодости гулявшей по ныне затопленному Эдему.

Мотив смерти, остановки времени в единственно существующем моменте содержится и в 5 строфе (« И замертво спят сотни тысяч шагов… »), здесь он усиливается, появляются сотни тысяч мертвецов, статуй, бывших когда-то людьми…

В 6 строфе автор раскрывает перед читателями масштаб трагедии города на Неве. Как известно, во время его строительства погибло около 200 тыс. человек. Поэтесса ставит тех, кто, так или иначе, отдал жизнь Петербургу, в один ряд, ряд теней, и отправляет в вечное шествие « от вазы гранитной до двери дворца »…Эти тени – античные статуи в Летнем саду, но способ их описания способствует восприятию описанных нами смыслов.

5. Образ мира

Пространство стихотворения замкнутое. Летний сад организует это пространство. Ограда является границей художественного мира стихотворения. Потоп, прогулка лирической героини, шествие статуй – всё это происходит в ограниченном пространстве сада. Это подтверждает тот акт текста, что шествие идет «от вазы гранитной до двери дворца», т.е. от порфировой вазы до Летнего дворца Петра I.

Мы отметили, что поэзия существует вне реки времени, она живет вечно, так же, как и душа человека. Теперь рассмотрим лексический уровень.

Категория времени принадлежит глаголам и причастиям. Причастие в стихотворении только одно – скрыт (страдат., прош. время), глаголов – 10. Последние употребляются от первого и третьего лица, в зависимости от того, к кому они относятся (к лирической героине – «хочу», «помню», к миру сада – «стоит» (ограда), «помнят» статуи, мерещится скрип и т.д.).

В 1 и 2 строфе эти формы находятся в контрастном и равном соотношении (в 1 строке 1 строфы – «хочу», во 2 строке той же строфы – «стоит»; во 2 строфе, соответственно – «помнят» – «помню». Далее в 3, 4 и 5 строфах – по одному глаголу 3 лица, затем в 6 строфе функцию причастия выполняет наречие «видно», в 7 – глагол 3 лица «шепчутся» и в 8 – «горит» и «скрыт».

Можно проследить динамику действия и времени в стихотворении.

1 строфа – «хочу» – направленность героини к саду, «стоит» (в значении находится в определенном месте и всегда существует, вечный сад ).

2 строфа – «помнят» – «помню» – появляется ретроспективный взгляд в со стороны статуй в отношении героини и со стороны героини в отношении статуй.

3 строфа – «мерещится» – действие происходит внутри сознания лирической героини, задается мотив сна (еще один признак ретроспективы), в то же время – вечно плывущий корабль.

4 строфа – вечно плывущая сквозь века лебедь поэзии («плывет»).

5 строфа – «замертво спят» – замирание времени (призраки-статуи), градация мотива смерти, остановки времени, сна.

6 строфа – наречие «не видно» – градация мотива смерти, остановки времени.

7 – «шепчутся» ночи – происходит некое таинство, оно циклично, повторяется каждую ночь, где ночь – не только временной период, но и субъект действия, приятельница героини.

8 – слово «всё» объединяет все элементы художественного мира. «Всё горит» – как на солнце (от божьих лучей). Далее отметим, по каким причинам это определительное обобщающее местоимение оказалось именно в этой строфе.

5.3. Концепция мира

О «тайной любви», «Но света источник таинственно скрыт» – присущая символизму недосказанность есть и в ахматовских текстах, принадлежащих к акмеизму. Это космические таинства, секреты мирового устройства. Вернемся к композиции и еще раз отметим количество строф –8, т.е. символ бесконечности, цикличности. Это сквозной временной мотив произведения. Поэтому и объединяющее местоимение «всё» находится именно в 8 строфе.

Но! Глагол «хочу» говорит нам о том, что всё это происходит в сознании героини, и потому может являться ретроспекцией. Т.е. и сад, и происходящий в нем потоп, и таинства белых ночей – всё объединяет ее сознание (мысли, воспоминания). Следовательно, в данном тексте героиня организует миры внутри себя → божественная функция (созидательная, творческая). Значит, лирической героине открыт источник таинственного света, вдохновение. И здесь мы возвращаемся к центральному (композиционно, в 4 строфе) образу лебедя – символа поэзии, плывущего «сквозь века».

Анализ стихотворения Ахматовой «Летний сад»

Образ сада нередко встречается в лирике Ахматовой. Причем речь идет о стихотворениях разных периодов. Эта особенность позволила Лихачеву назвать Анну Андреевну последним из поэтов, отводивших паркам и садам важнейшую роль в творчестве. По его мнению, в художественном мире Ахматовой сад ассоциировался с Эдемом, выступал в качестве символа «настоящего и счастливого бытия». Стихотворение «Летний сад», датированное 1959 годом, относится к поздней поэзии Анны Андреевны.

В нем явно преобладают личные интонации автора. Перед читателями

Оно не забыто, по-прежнему актуально.

Летний сад в произведении связан с упомянутым выше Эдемом. Во-первых, через титульный образ — розы. Здесь стоит вспомнить концепцию рая, представленную в «Божественной комедии» Данте. В финале перед поэтом раскрывается «небесная Роза», представляющая собой местопребывание блаженных. Во-вторых, через упоминание ограды.

Конечно, решетка Летнего сада отличается

При помощи нее удается создать мир умиротворенный, спокойный, дружественный человеку.

В стихотворении Анны Андреевны есть пересечения не только с религиозными мотивами, но и русской поэзией. «Летний сад» полемизирует с поэмой «Соловьиный сад» Блока. В обоих случаях в центре текста оказывается сад с оградой и розами, при этом обе детали наделены символическим сверхсмыслом. Тем не менее, концептуально произведения различны. У Блока пространство сада противопоставляется реальности, оно совершенно несовместимо с обыденной жизнью.

Ахматова предлагает читателям другой вариант. В ее стихотворении духовная реальность соединяется с эмпирической. Не только к Блоку обращается Анна Андреевна.

Образ затопленной статуи отсылает к стихотворению Анненского «Я на дне, я печальный обломок…». Плывущий через века лебедь рождает ассоциации с «царскосельской» поэзией.

«Летний сад» — спокойное и мудрое произведение человека, у которого можно отнять все, но только не воспоминания о прошлом, о звуках и запахах, о давно ушедших людях.

Дайджест:

Анализ стихотворения Ахматовой «Разлука» В 1917 году издательство «Гиперборей» выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая», достаточно солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Большая часть писавших о книге критиков акцентировала. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Стихи о Петербурге» Тема Петербурга занимает важнейшее место в творчестве Ахматовой. К городу на Неве она всегда относилась с особой любовью. Недаром поэтесса не хотела покидать Северную столицу, когда началась Великая Отечественная война. .

Анализ стихотворения «Летний вечер тих и ясен…» Фет А. А Краски летнего вечера нашли отражение в стихотворении Фета «Летний вечер тих и ясен…» . Природная музыка, которыми наполнены строки данного произведения, постепенно наполняют этой симфонией чувств и красок любого читателя. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Белой ночью» Замужество отразилось не только на образе жизни, но и на творчестве Анны Ахматовой, которая ввела в свои литературные произведения нового героя в образе таинственного незнакомца. Поначалу многие считали, что его. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Бессонница» В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой «Четки», закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение «Бессонница». Произведение датировано 1912 годом. Главная его. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Приговор « Сталинские репрессии не обошли стороной семью Анны Ахматовой. Сперва был арестован и расстрелян ее бывший муж Николай Гумилев, а затем в 1938 году по ложному обвинению осудили сына, Льва Гумилева. .

Анализ стихотворения «Небывалая осень построила купол высокий…» Ахматовой А. А Сильный дух и воля к жизни выступают в стихотворении 1922 г. «Небывалая осень построила купол высокий…» , в отличие от двух напечатанных в «Вечере» и «Четках» светлом по тональности, оптимистичном. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…» Тема назначения поэта и поэзии появляется уже в ранней лирике Ахматовой. Среди стихотворений, в которых она затронута, — «Нам свежесть слов и чувства простоту…». В произведении, написанном в 1915 году. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я спросила у кукушки…» Анна Ахматова прожила достаточно долгую и насыщенную событиями жизнь. Она застала сразу несколько эпох, став свидетельницей метаморфоз, которые происходили в российском обществе. Революция и свержение самодержавия, волна репрессии и Великая. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Ты всегда таинственный и новый…» В 1913 году Анна Ахматова познакомилась со своим вторым супругом, ученым Казимиром Шилейко, которого в прямом смысле слова отбила у законной жены. Сперва она поселилась в питерской квартире этой интеллигентной. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Прошло пять лет — и залечила раны…» Начало Великой Отечественной войны Ахматова встретила в Ленинграде, но медики настояли, чтобы 52-летняя на тот момент поэтесса, покинула любимый город. Далее последовала череда переездов — из Северной столицы в Москву. .

Пронзительная лирика Анны Ахматовой Тема любви, безусловно, занимает в поэзии Анны Ахматовой центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода. .

Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Вечерние часы перед столом…» В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А. А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Поэма без героя» Над итоговым произведением, заслужившим репутацию загадочного и мистического, поэтесса трудилась более двух десятков лет. В сложную и многогранную основную тему — судьбы соотечественников и жизнь страны в первой половине XX. .

«Летний вечер» После изматывающей полуденной жары, солнце, наконец, клонится к горизонту, смягчая свой яркий свет и удлиняя тени. Легкий ветер шевелит зеленые листья, со всех сторон перекликаются птицы. Летний вечер теплый и. .

Анализ стихотворения Гумилева «Когда, изнемогши от муки…» Брак Николая Гумилева и Анны Ахматовой был неудачным и непродолжительным. Пара прожила вместе 8 лет, в течение которых чувства этих двух людей друг к другу диаметрально менялись. Если в начале. .

Отношение Ахматовой к лирической поэме «Двенадцать» Отношение Ахматовой к этой лирической поэме Блока было, по-видимому двойственным. По сообщению Д. Е. Максимова, она усматривала в ней немало «звездной арматуры», т. е. безвкусия, характерного по ее мнению для. .

Анализ стихотворения Блока «Как день, светла, но непонятна…» Любовь Александровна Андреева-Дельмас сыграла важную роль в жизни Блока. Оперная певица, обладавшая красивым голосом и яркой внешностью, очаровала поэта. Сильнейшее впечатление на Александра Александровича производил созданный ей образ Кармен в. .

Поэзия Анны Ахматовой и поэты «серебряного века» Непросто прожить жизнь женщиной. Даже если это женщина такая величественная и преисполнена достоинству, как Анна Ахматова. Но ее поэзия убеждает всех в потому, что женщина — создание хрупкое и чувствительное. .

В каких произведениях русской лирики краткая природная зарисовка задает общую тональность, не превращаясь в отдельный сюжет, и в чем их сходство с вариантом Ахматовой? В каких произведениях русской лирики краткая природная зарисовка задает общую тональность, не превращаясь в отдельный сюжет, и в чем их сходство с вариантом А. Ахматовой? Создавая концепцию ответа, обратите внимание. .

Последний период творчества Ахматовой А. А В поздних произведениях А. Ахматовой сохранились те мотивы, которые были свойственны ее поэзии всегда. Задумывая сборник «Бег времени», последним стихотворением в нем она хотела видеть стихотворение 1945 года «Кого когда-то. .

Анализ стихотворения Бунина «Метель» Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал посвятить свою жизнь стихосложению. Судьба. .

Анализ стихотворения «Не добела раскалена» Ахмадулина Б. А «Не добела раскалена» В стихотворении «Не добела раскалена» Б. Ахмадулина обыгрывает созвучие «ночь» — «печь». Речь идет о белой ночи в Санкт-Петербурге: «Не добела раскалена, и все-таки уже белеет ночь. .

Анализ стихотворения Ахматвой «О тебе вспоминаю я редко…» В 1911 году Анна Ахматова познакомилась с Александром Блоком, и эта мимолетная встреча произвела на поэтессу неизгладимое впечатление. К этому моменту Ахматова уже была знакома с творчеством этого поэта, считая. .

Анализ стихотворения Блока «Мне страшно с Тобой встречаться…» Дебютная книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме», создававшаяся в период с 1901 по 1902 год и выдержанная в духе символизма, посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в. .

Анализ стихотворения Блока «Помнишь ли город тревожный…» Ранние стихотворения, написанные в период с 1898 по 1900 год, Блок объединил в цикл под названием «Ante Lucem» . Ряд произведений поэт посвятил Ксении Михайловне Садовской. С ней шестнадцатилетний Александр. .

Анализ стихотворения Блока «Как океан меняет цвет…» Как океан меняет цвет, Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, — Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть, И кровь бросается в ланиты, И слезы счастья. .

Анализ стихотворения БЛОКА «К МУЗЕ» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ» Это стихотворение входит в цикл «Страшный мир», на­писанный с 1909 по 1916 год. Его тема достаточно тради­ционна для русской и мировой поэзии. Поэт. .

Классические традиции в творчестве А. Ахматовой Начало XX века в России было временем небывалого расцвета поэзии, по праву названным «серебряным веком» — вслед за «золотым», пушкинским. Это — период возникновения в русском искусстве множества новых направлений. .

Анализ стихотворения Сероглазый король В стихотворении «Сероглазый король» лирическая героиня рассказывает о гибели человека, которого она тайно любила. Идея произведения заключается в том, что близкие люди, уходя из жизни, оставляют и «безысходную боль», и. .

На тему: Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» Жизнь Анны Ахматовой была трагической. Эта му­жественная женщина, на долю которой выпали страшные времена, пережила много горя. В 1921 году расстреляли Николая Гумилева. Хотя к тому времени Ахматова была с. .

Анализ стихотворения Бунина «Чужая» Первый брак Ивана Бунина оказался неудачным и закончился весьма трагически смертью единственного ребенка — сына Николая, который скончался от менингита в 5-летнем возрасте. Супруга поэта, гречанка Анна Цакни, настолько болезненно. .

Анализ стихотворения Блока «Моей матери» Александр Блок очень трепетно относился к своей матери Александре Андреевне, считая, что именно она привила ему любовь к литературе и научила ценить жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому неудивительно, что. .

Анализ Стихотворения Лермонтова «Нищий» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нищий». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение было написано М. Ю. Лермонтовым в 1830 го­ду. В основе этого стихотворения лежит реальное событие, заме­ченное поэтом: он увидел, как молодежь. .

Анализ стихотворения Блока «Все ли спокойно в народе?…» Не секрет, что, будучи студентом, Александр Блок увлекался не только поэзией, но и политикой. Он выступал за смену власти, считая, что самодержавие полностью себя изжило. Тем не менее, в какой-то. .

Анализ стихотворения Блока «Мчит меня мертвая сила…» Свой первый цикл стихов Александр Блок посвятил Прекрасной Даме, прототипом которой стала его будущая супруга Любовь Менделеева. Отношения с ней складывались весьма непросто, хотя поэт был знаком со своей избранницей. .

Анализ Стихотворения Тютчева «О, вещая душа моя…» Стихотворение «О, вещая душа моя…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «О, вещая душа моя…» было создано Ф. И. Тютче­вым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале «Русская. .

Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений» В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и. .

Анализ стихотворения «Журавли» — Гамзатов Известная песня Я. Френкеля «Журавли» посвящена всем тем, кто погиб во время Великой Отечественной войны. Автор стихов Расул Гамзатов. Стихотворение было написано им в 1965 году во время полета из. .

Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» А. А. Фета Стихотворение создано под впечатлением одного музыкального вечера в кругу друзей, пения Т. А. Кузминской-Берс. Стихотворение написано шестистопным ямбом, четверостишиями, с чередованием женских и мужских рифм. Длинные строки, с обилием вокализмов. .

Стихотворение Летний сад

Суть поэта – его душа. Обязанность поэта – не только вложить свою
душу,свое видение мира в стихи, но и донести, уметь донести до читателя главное.
Конечно, таким образом, от сложности натуры поэта зависит сложность его стихов.
Трудно с первого раза разобраться в Пастернаке или О. Мандельштаме. Но вот
про-ступает и обязанность читателя: разобраться, понять, осмыслить стихи, в которых не
всегда обычные образы, необычная жизнь, необычны функции света и цвета. Поэтому свой
анализ я хочу построить с позиции “понять”, а не ”критиковать”.

Говоря просто, стихи- это мысли и чувства поэта, прошедшие через его
душу, через его особый образный мир. По большому счету ,стихотворение Ахматовой «Летний
сад» есть набросок Летнего сада в Петербурге, прошедшее такую «обработку».
Только с первого взгляда здесь не видно никакой системы. Но «безыдейность» стихотворения (в
нем нет философской идеи)- это еще не повод для того для того, чтобы упрекать его в
отсутствии схемы. Идею, как связующее начало , подменяет здесь тема: Летний сад и впечатления
поэтессы. Немного преувеличивая, можно сказать, что идей стихотворения и «Летний сад»
является его тема: Летний сад. Ахматовой позволено все.
Образный ряд стихотворения двоичен , неоднозначен. Я возьму на себя ответственность
предположить, что в нем Ахматова очень близка к символистам. Игра словами, а вернее,
значениями слов поразительна. Например, в первом двустишии ключевым является слово «розы» :
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград.

Конечно, можно предположить, что в летнем саду растут розы. Но в системе стихотворения
«розы» приобретают иное значение. Если предположить, что ряд «розы» – «единственный ряд» –
«ограда» – это смысловая градация по убывающей, тогда «розы» понятие шире, чем «ограда»
(что-то вещественное), выше чем образ «единственный сад» (что-то уже личное и уже
неопределенное).

В ней слово «розы» без изменения смысла, каждый писатель для себя может заменить на
«красота», «природа», «прошлое». Ахматова, как символистка, будто призывает нас дорисовать
всё самим, додумать. И так на протяжении всего стихотворения, в котором нет об-разов и вообще
существительных, не несущих дополнительную смысловую нагрузку.

Как и «розы», несколько неуместным для читателя является сочетание «невская вода» в
строках :

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

Да, «невская вода» – это тоже в своём роде логический центр, перепутье двустишья, где
читатель сам выбирает себе дорогу. Конечно, можно доказывать фактами из биографии поэтессы,
что она непосредственно была в саду при большой Неве. Можно предположить, что статуи под
«невской водой» – это метаморфическое, от «второго лица» изображение, этюд воздуха
Санкт-Петербурга, когда его влажность просто мешает дышать и пьянит, когда он кажется
осязаемым, как вода.

Мне же здесь видится ещё кое-что. В конспекте четырёх следующих двустиший образ «вода»
приобретает совсем новое значение. Это значение смысловой связки. Ведь «перепутья» следующих
трёх строф: «мачты», «двойник», «лебедь» – немыслимо связать никакими словами, кроме как
«вода». И здесь открывается новый горизонт возможностей для фантазии. Мы видим глазами
Ахматовой в Летнем саду, «мачты», которые …. Уносят нас в океан. «Лебедь» – и перед нами
гладкое озеро сада. «Двойник», то есть отражение как бы погружает нас в воду. А эхо
четвёртого . в этой системе («Врагов и дру-зей, друзей и врагов») есть не что иное,
как зеркальное отражение слов от водной стихии системы. Оно погружает нас в словесный,
звуковой океан отражений. Здесь не нужно ис-кать смысла, нужно повторять слова, закрыв глаза.

Теперь разберёмся, зачем нужна эта цепочка. По-моему, «водная стихия» должна увлекать
читателя с собой. По уже знакомой на системе градации земного и осязаемого – к возвышенному и
внутреннему через совокупность этих образов. Повторяем с закрытыми глазами: «мачта» ( и в
нашем сознании осязаемая мачта, всё вполне реально, море) – «лебедь» (это уже ассоциативный
образ : «красота», «грация», «озеро») – «двойник»( и в го-лове пробегает: «тайна», «загадка»,
«отражение») – «враги и друзья» (опять перепутье: вне системы можно рассматривать облики
людей, но мы закрыли глаза, и у нас получает-ся: черное и белое, свет и тьма, добро и зло).
Все нужно рассматривать имперически, не наполняя смыслом, так мне кажется. Оглянитесь,
сколько разных, противоречивых чувств проходит сквозь нас за четыре этих строфы. Но даже в
этой череде водных отражений проглядывает логика, завязаться узлом на образе «вода». Эта
логика сложна, потому что описательна, она построена на чувствах, должна постепенно
подниматься к воображению читателя по ступенькам-образам. Но не нужно искать здесь логику,
которая работает на идею. Идеи нет, я об этом уже говорил. Есть просто полет фантазии, есть
картина, она за-шифрована, она волшебна. И чем больше мы вглядываемся в нее, тем больше
эстетиче-ского удовольствия мы получаем от стихов Анны Ахматовой.

Последние три строфы — это просто симфония. Ключ и метод те же, но на смену чисто
ассоциативным образам, которые воздействуют на нас через сознание и понимание (лебедь,
двойник, розы, вода) приходят имперические: звук, свет, цвет, пространство. И получается
необыкновенная картина.

Все зарождается в шестом действии.

А шествию теней не видно конца

От воды гранитной до двери дворца.

Здесь «шествие» – лишь только намёк на звук.«Тени» – это всего лишь зачатки цвета и света.
Это пространство (кстати, в чистом виде оно появляется впервые) выражено очень чётко и
обозначенное гранитом вазы и дверью дворца. Таким образом, перед нами картина, которую можно
дорисовать, она реальна: блики солнца («шествие теней»), может быть, аллея у входа в летний
дом Петра Первого (вара и дворец), сумерки.
Но в предпоследней строчке пространство размывается: «ваза» и «гранит» превращаются в
неопределённое «тени». Цвет и свет, как ночь, распространились повсеместно. Звук де
формируется. Он тоже становится объёмным. «Шествие» переходит в «шёпот». Мы как будто подняли
голову, уже не видим конкретных предметов, а только необъятные «ночь», «высота». Мы
чувствуем: «любовь», «тайна».
Опять интериоризация, опять переход от конкретного предмета к впечатлению.
Эта цепочка завершается первой строкой дистилия:
И всё перламутром и яшмой горит…
Звук переходит в аллитерацию, настойчивое повторение звонкого «р». Свет, постепенно, от
тёмного к светлому, перерос в перламутровый и яшму. Эта цвета океана, неба – чего
угодно!
Пространство уже не то чтобы между «вазой» и «дверью», оно выпрыгнуло даже из неопределённого
«тени». И получилось «всё». «Всё… горит…». А последний глагол в строке ассоциативно
соединяет в себе пространство, звук, свет, цвет. Картина неопределённа, но завораживающа.
Читатель уже не на земле, он в перламутре и яшме неба, но он не видит: он может теперь только
чувствовать.

Таким образом, система описания осталась та же. Разница в том, что в первой части
стихотворения поэтесса пользовалась благодарными красками образом и символов, чтобы донести
до читателя картину и заставить его, перенося через сознание, её образы, переживать то, что
когда-то переживала она, глядя на океан Летнего сада. Во вторых части по той же схеме
(осязаемое, реальное – неопределённое – внутренний мир) она рисует светом, цветом,
пространством, звуком. Она заставляет переживать, сначала сгущая краски, а потом размывая
их. Но эта схема работает. Главное доходит до мозга. Без перепадов, без резких и колких
враз. Остаться должно только чувство, общее впечатление.

Я говорил уже про обязанность поэта: донести свои чувства до нас, смертных. Искусство
«передать» – одно из самых великих. И нет предела совершенству. А загадку Летнего сада, точно
так же, как и «анычара», «осени первоначальной», «весенней грозы» и «первого майского грома»
можно открывать каждый раз по-другому Анна Ахматова уви-дела сад так, как его описала. Может
быть, Тютчев или Пушкин увидел бы его иначе. Но никто не познал бы истины. Истина – удел не
человека. Поэтому к последней строке я отношусь глубоко философски:

Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад

Стихотворение «ЛЕТНИЙ САД»

Я к розам хочу, в тот единственный сад.

Розы не сажались в Летнем саду со времен Ахматовой. Кружевные рисунки из цветов скорее относятся к Летнему саду петровских времен с гротом, фонтанами, регулярной планировкой, лабиринтом и ассамблеями. Первоначально из-за обилия цветов сад называли «Цветочным». Название «Летний» восходит к слову «летник» – однолетний цветок.

В более ранней редакции стихотворения Ахматова использовала другое определение – «таинственный». Изменено, вероятно, из-за метафизической смысловой нагрузки стихотворения – сад как Рай.

Где лучшая в мире стоит из оград,

Знаменитая ограда, выполненная по проекту М. Ю. Фельтона и П. Е. Егорова, появляется в 1784г. 32 звена кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, были выкованы в 1773—1777 гг. на тульском заводе купца Денисова. Решётка изготавливалась тульскими кузнечными мастерами, из её творцов известен мастер Ивашенцев. Трое ворот расположены по осям центральных аллей сада. Малые ворота – это изящная имитация ворот. Надворотные украшения в стиле барокко выполнены по рисункам молодого архитектора П.Е.Егорова. Гранитные столбы выполнялись под руководством каменных дел мастера Т.И.Насонова.

Перспектива наб. Кутузова. Автор фотографии: Бродский Александр Иванович, 1942г.

Законченный вид Невская ограда Летнего сада получила в 1827 году после установки веерообразных кованых завершений Л.И. Шарлеманем.

Решетку Летнего сада иногда называют восьмым чудом света. «Набережные Петербурга и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира ». ( Д. И. Соколов , ученый-минералог , 1824 г.) . Отсюда вытекает ахматовская строчка «где лучшая в мире стоит из оград».

Где статуи помнят меня молодой,

Анализируемое стихотворение было написано 9 июля 1959 в Ленинграде. Ахматовой на тот момент было ровно семьдесят лет. Строчка «Статуи помнят меня молодой» – слова женщины, достигшей зрелого возраста, вынесшей множество бедствий, пережившей почти всех своих сверстников друзья, превратившиеся в мемориальные доски » )

первая половина 1960-х гг.1924г.

А я их под невскою помню водой.

В 1924 г. Летний сад пострадал от разрушительного наводнения. Ахматова, которой было тогда 35 лет, жила на набережной Фонтанки, 2, напротив Летнего сада.

(Цитируется по Померанец К. Два наводненья, с разницей в сто лет. Нева, №7, 1998.)

Наводнение 1924 г. нанесло урон Летнему саду. Погибло 550 вековых деревьев, которые при падении сломали много статуй. После наводнения начались работы по реставрации зданий и скульптур. В саду вместо погибших деревьев были высажены молодые липы.

Описание Летнего сада до наводнения можно прочитать у К. Н. Батюшкова, поэта первой половины XIX в.: «Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая легкость и какая стройность в ее рисунке».

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

Здесь имеется в виду петровское время, когда в этой части Невы, примыкающей к Летнему саду, ходили торговые суда.

После окончания Великой Отечественной войны, когда Летний сад был восстановлен, в Карпиевом пруду вновь поселились лебеди.

С одной стороны, это ещё одна вариация темы одиночества: Ахматова пережила почти всех своих современников: первого мужа, Н. С. Гумилева расстреляли ещё в 1921-м г., (последний, Н. Н. Пунин умер в заключении в Воркуте, в 1953-м). 1925-й – гибель С. Есенина, 1930г. – самоубийство Вл. Маяковского. Друг, О. Мандельштам, умирает в 1938-м году, М. Булгаков – в 1940-м. М. Цветаевой не стало в 1941-м. В эмиграции умирает И. А. Бунин (1953г.) , 1955г. – смерть М. Л. Лозинского, друга Ахматовой, известного русского поэта, переводчика, литературоведа, которому она посвятила несколько своих стихотворений. М. Зощенко умирает в 1958-м году. Из писателей современников Ахматовой можно отметить Б. Пастернака, однако, и его не станет в следующем после написания стихотворения, 1960-м году.

С другой стороны, данную строчку можно комментировать более обобщенно, так же, как и в стихотворении « А вы, мои друзья последнего призыва!»

А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир ваши имена!
Да что там имена! Ведь все равно – вы с нами.
Все на колени, все! Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами –
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

Эльфдальская ваза (выполнена из розового порфира) – подарок шведского короля Карла XIV императору Николаю I . Её установили на берегу пруда, у южных ворот Летнего сада в 1838г. Высота вазы равняется 5 метрам. Название объясняется тем, что вазу выполнили мастера из города Эльфдалена. В 1968 г. проведена реставрация.

В январе 2008 г. на вазе образовалась трещина. Через несколько дней знаменитая порфировая ваза Летнего сада развалилась на куски. В рамках глобального проекта реконструкции Летнего сада ваза была отреставрирована и вернулась на прежнее место.

Автор фотографии: Ширман Михаил Александрович, 1972г.

Летний дворец Петра I расположен у истока реки Фонтанки, в северо-восточной части Летнего сада. Один из первых каменных дворцов Петербурга, Летний дворец был построен по проекту Д. Трезини.

Уместно вспомнить здесь о роковом для Ахматовой постановлении ЦК ВКП (б) 1946г., в котором её лирика подвергалась издевательствам именно за выражение любовной тематики. Содержание её стихов объявлялось «ничтожными переживаниями», а сама она – «барынькой», «мечущейся между будуаром и моленной». Трудно сказать, отделена ли в этом стихотворении лирическая героиня от самой поэтессы. С одной стороны, это могут быть воспоминания о чувствах «другой», молодой Ахматовой, которой уже больше и не существует, так как прошло очень много лет, и многое переосмыслено, с другой стороны, поэт могла действительно показать, описать любовь «чью-то» как сторонний наблюдатель, как поэт.

Мемуары известной актрисы Ольги Гильдебрандт-Арбениной отчасти показывают, что Летний сад мог быть местом любовных встреч, в том числе и «тайных». Книга «Девочка, катящая серсо. » затрагивает в частности отношения актрисы с Н. Гумилевым, начиная со знакомства в 1916году, когда он был ещё мужем Ахматовой (очерк «Гумилев»): « Пошла я в Летний сад с Курдюмовым (отношения сугубо платонические) — и на крайней скамейке у решетки увидела Гумилева с Аней! Мужчины о чем-то поговорили, Аня имела вид смущенный, девический и счастливый, а я собрала все свое нахальство и какой-то актерский талант и переглянулась с Гумилевым как в романах Мопассана.» (Имеется в виду Анна Энгельгардт, вторая жена Н. Гумилева).

Цитируется по: Гильдебрандт-Арбенина О. Девочка, катящая серсо. М.: Молодая гвардия, 2007.

Развернутая метафора, которая опять-таки касается белых ночей.

Итак, в русской культуре упоминания о Летнем саде, первом садово-парковом ансамбле Петербурга, довольно часты. Это касается, и Пушкинских времен (строки из романа «Евгений Онегин», четверостишье П. Вяземского о Летнем саде), в ХХ в. (стихотворение С. Я. Маршака, отрывок из «Человека» В. Маяковского) а также в поэзии современной.

Однако следует учесть то, что Летний сад допушкинской эпохи сильно отличался от Летнего сада века двадцатого. Во-первых, по своим внешним характеристикам: В XVIII—XIX веках в саду протекала придворная жизнь столицы, здесь устраивались балы и гулянья. Летний сад во второй половине XVIII века становится местом прогулок для петербургских жителей. Если по указу 1755 года разрешалось посещать сад два раза в неделю и в праздничные дни, то в XIX веке доступ в сад расширяется. Однако вплоть до 1917 года плохо одетому человеку вход запрещался. Таким образом, при А. С. Пушкине сад все ещё ассоциировался с чем-то элитарным, принадлежащим интеллигенции. В XIX веке аллеи сада были местом встреч, прогулок для А.С. Пушкина, ИА Крылова, И.А. Гончарова, П.И. Чайковского и многих других писателей, композиторов, художников. Пушкин писал своей жене: «Летний сад мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома. ». Памятник И. А. Крылову был установлен в 1855-м году . Регулярный парк заменяется пейзажным.

В течение жизни А. А. Ахматовой Летний сад также претерпевал различные изменения. Изменения эти связаны, во-первых, с наводнением 1924 года, и во-вторых, с событиями Великой Отечественной войны. Последнее отражено в стихотворении « Nox: Статуя «Ночь» в Летнем саду», 1942г., Ташкент, о том, как статуи в Летнем саду укрывали в земле, чтобы бомбы не повредили их. Большие изменения коснулись и фельтеновской Невской ограды. В 1918 году часовню, построенную в 1866—1868 гг. по проекту Р. А. Кузьмина в память о спасении императора Александра II во время покушения на его жизнь 4 апреля, закрыли. В 1930-м же разобрали полностью. На месте разобранной часовни в 1930 году установили копию секции рядового звена невской ограды.

Хотелось бы завершить анализ словами самой А. А. Ахматовой:

« Летний – первый, благоуханный, замерший в июльской неподвижности, и второй, под водой в 1924 году, и снова Летний, изрезанный зловонными рвами – щелями (1941)».

(А. Ахматова «Набросок» 19 апреля 1962 Ленинград – Москва)

Эта небольшая цитата из дневниковых записей Ахматовой, небольшого «наброска», воспоминаний поэтессы о тех петербургских местах, которые были связаны с определенными событиями её жизни, ассоциации, которые вызывает у поэтессы Петербург. Летний сад становится одним из таких мест. При этом восприятие Летнего сада с течением времени у поэтессы менялось неоднократно. Первый Летний сад – «благоуханный», тот, который Ахматова увидела, когда приехала в Петербург из Царского Села, на заре своей жизни (1912г.), второй Летний – после разрушительного наводнения, и третий – Летний сад военного времени. Можно предположить, что Ахматова так сильно любила этот садово-парковый ансамбль, потому что воспринимала его как аллегорию собственной жизни, полной трудностей и потрясений.

  1. Болотова Г. Р. Летний сад. Л., 1981.
  2. Вербловская И. Горькой любовью любимый Петербург Анны Ахматовой , Изд. 2-е, СПб.: Нева, 2003.
  3. Гильдебрандт-Арбенина О. Девочка, катящая серсо. М.: Молодая гвардия, 2007.
  4. Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города. С-Пб.: КОРОНА принт, 2001.
  5. Записные книжки Анны Ахматовой (1958 – 1966). Составитель: Суворова К. Н. М., 1996.
  6. Померанец К. Два наводненья, с разницей в сто лет… Нева, №7, 1998.

Также были использованы фотографии К. К. Буллы, А. И. Булгакова и М. А. Ширмана, оригиналы которых находятся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Автор – Храброва Анастасия, 4 курс,1 группа.

Стихотворение Летний сад

Анализ стихотворения Анны Ахматовой “Летний сад”.

Суть поэта – его душа. Обязанность поэта – не только вложить свою

душу,свое видение мира в стихи, но и донести, уметь донести до читателя главное.

Конечно, таким образом, от сложности натуры поэта зависит сложность его стихов.

Трудно с первого раза разобраться в Пастернаке или О. Мандельштаме. Но вот

про-ступает и обязанность читателя: разобраться, понять, осмыслить стихи, в которых не

всегда обычные образы, необычная жизнь, необычны функции света и цвета. Поэтому свой

анализ я хочу построить с позиции “понять”, а не ”критиковать”.

Говоря просто, стихи- это мысли и чувства поэта, прошедшие через его

душу, через его особый образный мир. По большому счету ,стихотворение

сад» есть набросок Летнего сада в Петербурге, прошедшее такую

Только с первого взгляда здесь не видно никакой системы. Но

«безыдейность» стихотворения (в

нем нет философской идеи)- это еще не повод для того для того, чтобы упрекать его в

отсутствии схемы. Идею, как связующее начало , подменяет здесь тема:

Летний сад и впечатления

поэтессы. Немного преувеличивая, можно сказать, что идей стихотворения и «Летний сад»

является его тема: Летний сад. Ахматовой позволено все.

Образный ряд стихотворения двоичен , неоднозначен. Я возьму на себя ответственность

предположить, что в нем Ахматова очень близка к символистам. Игра словами, а вернее,

значениями слов поразительна. Например, в первом двустишии ключевым является слово «розы» :

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

Конечно, можно предположить, что в летнем саду растут розы. Но в системе стихотворения

«розы» приобретают иное значение. Если предположить, что ряд «розы» –

«ограда» – это смысловая градация по убывающей, тогда «розы» понятие шире, чем «ограда»

(что-то вещественное), выше чем образ «единственный сад» (что-то уже личное и уже

В ней слово «розы» без изменения смысла, каждый писатель для себя может заменить на

«красота», «природа», «прошлое». Ахматова, как символистка, будто призывает нас дорисовать

всё самим, додумать. И так на протяжении всего стихотворения, в котором нет об-разов и вообще

существительных, не несущих дополнительную смысловую нагрузку.

Как и «розы», несколько неуместным для читателя является сочетание

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

Да, «невская вода» – это тоже в своём роде логический центр, перепутье двустишья, где

читатель сам выбирает себе дорогу. Конечно, можно доказывать фактами из биографии поэтессы,

что она непосредственно была в саду при большой Неве. Можно предположить, что статуи под

«невской водой» – это метаморфическое, от «второго лица» изображение, этюд воздуха

Санкт-Петербурга, когда его влажность просто мешает дышать и пьянит, когда он кажется

осязаемым, как вода.

Мне же здесь видится ещё кое-что. В конспекте четырёх следующих двустиший образ «вода»

приобретает совсем новое значение. Это значение смысловой связки. Ведь

трёх строф: «мачты», «двойник», «лебедь» – немыслимо связать никакими словами, кроме как

«вода». И здесь открывается новый горизонт возможностей для фантазии.

Мы видим глазами

Ахматовой в Летнем саду, «мачты», которые …. Уносят нас в океан.

«Лебедь» – и перед нами

гладкое озеро сада. «Двойник», то есть отражение как бы погружает нас в воду. А эхо

четвёртого . в этой системе («Врагов и дру-зей, друзей и врагов») есть не что иное,

как зеркальное отражение слов от водной стихии системы. Оно погружает нас в словесный,

звуковой океан отражений. Здесь не нужно ис-кать смысла, нужно повторять слова, закрыв глаза.

Теперь разберёмся, зачем нужна эта цепочка. По-моему, «водная стихия» должна увлекать

читателя с собой. По уже знакомой на системе градации земного и осязаемого – к возвышенному и

внутреннему через совокупность этих образов. Повторяем с закрытыми глазами: «мачта» ( и в

нашем сознании осязаемая мачта, всё вполне реально, море) – «лебедь»

(это уже ассоциативный

образ : «красота», «грация», «озеро») – «двойник»( и в го-лове пробегает: «тайна», «загадка»,

«отражение») – «враги и друзья» (опять перепутье: вне системы можно рассматривать облики

людей, но мы закрыли глаза, и у нас получает-ся: черное и белое, свет и тьма, добро и зло).

Все нужно рассматривать имперически, не наполняя смыслом, так мне кажется. Оглянитесь,

сколько разных, противоречивых чувств проходит сквозь нас за четыре этих строфы. Но даже в

этой череде водных отражений проглядывает логика, завязаться узлом на образе «вода». Эта

логика сложна, потому что описательна, она построена на чувствах, должна постепенно

подниматься к воображению читателя по ступенькам-образам. Но не нужно искать здесь логику,

которая работает на идею. Идеи нет, я об этом уже говорил. Есть просто полет фантазии, есть

картина, она за-шифрована, она волшебна. И чем больше мы вглядываемся в нее, тем больше

эстетиче-ского удовольствия мы получаем от стихов Анны Ахматовой.

Последние три строфы — это просто симфония. Ключ и метод те же, но на смену чисто

ассоциативным образам, которые воздействуют на нас через сознание и понимание (лебедь,

двойник, розы, вода) приходят имперические: звук, свет, цвет, пространство. И получается

Все зарождается в шестом действии.

А шествию теней не видно конца

От воды гранитной до двери дворца.

Здесь «шествие» – лишь только намёк на звук.«Тени» – это всего лишь зачатки цвета и света.

Это пространство (кстати, в чистом виде оно появляется впервые) выражено очень чётко и

обозначенное гранитом вазы и дверью дворца. Таким образом, перед нами картина, которую можно

дорисовать, она реальна: блики солнца («шествие теней»), может быть, аллея у входа в летний

дом Петра Первого (вара и дворец), сумерки.

Но в предпоследней строчке пространство размывается: «ваза» и «гранит» превращаются в

неопределённое «тени». Цвет и свет, как ночь, распространились повсеместно. Звук де

формируется. Он тоже становится объёмным. «Шествие» переходит в

«шёпот». Мы как будто подняли

голову, уже не видим конкретных предметов, а только необъятные «ночь»,

чувствуем: «любовь», «тайна».

Опять интериоризация, опять переход от конкретного предмета к впечатлению.

Эта цепочка завершается первой строкой дистилия:

И всё перламутром и яшмой горит…

Звук переходит в аллитерацию, настойчивое повторение звонкого «р».

Свет, постепенно, от

тёмного к светлому, перерос в перламутровый и яшму. Эта цвета океана, неба – чего

Пространство уже не то чтобы между «вазой» и «дверью», оно выпрыгнуло даже из неопределённого

«тени». И получилось «всё». «Всё… горит…». А последний глагол в строке ассоциативно

соединяет в себе пространство, звук, свет, цвет. Картина неопределённа, но завораживающа.

Читатель уже не на земле, он в перламутре и яшме неба, но он не видит: он может теперь только

Таким образом, система описания осталась та же. Разница в том, что в первой части

стихотворения поэтесса пользовалась благодарными красками образом и символов, чтобы донести

до читателя картину и заставить его, перенося через сознание, её образы, переживать то, что

когда-то переживала она, глядя на океан Летнего сада. Во вторых части по той же схеме

(осязаемое, реальное – неопределённое – внутренний мир) она рисует светом, цветом,

пространством, звуком. Она заставляет переживать, сначала сгущая краски, а потом размывая

их. Но эта схема работает. Главное доходит до мозга. Без перепадов, без резких и колких

враз. Остаться должно только чувство, общее впечатление.

Я говорил уже про обязанность поэта: донести свои чувства до нас, смертных. Искусство

«передать» – одно из самых великих. И нет предела совершенству. А загадку Летнего сада, точно

так же, как и «анычара», «осени первоначальной», «весенней грозы» и

«первого майского грома»

можно открывать каждый раз по-другому Анна Ахматова уви-дела сад так, как его описала. Может

быть, Тютчев или Пушкин увидел бы его иначе. Но никто не познал бы истины. Истина – удел не

человека. Поэтому к последней строке я отношусь глубоко философски:

Читайте также:  Анализ стихотворения Уединение Ахматовой
Ссылка на основную публикацию