Анализ стихотворения Ахматовой Мне голос был. Он звал утешно…

Анализ стихотворения А.А.Ахматовой ”Мне голос был. Он звал утешно.” – сочинение

Стихотворение ”Мен голос был. Он звал утешно” было написано в 1917 году. Это произведение вошло в сборник стихов ”Белая гвардия”, в котором личные переживания Анны Ахматовой связаны с событиями войны и приближающейся революции. На смену интонациям живого разговора приходит ”одическая, пророчески-возвышенная” манера письма, преобладают классические стихотворные размеры. В этот период в лирику Ахматовой включается ”пушкинский слой”, стихи насыщаются цитатами и образами пушкинской поэзии , а также других классических поэтов и знаменитых современников. Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии .События современности всегда находили отклик в ахматовской лирике, в том числе и события политические. В стихах открыто говорится о неприятии революционных событий, одновременно с этим – о невозможности оставить Родину в дни испытаний.

В трудные годы революции многие поэты эмигрировали за рубеж. Как ни тяжело было Ахматовой, но она не покинула свою страну, потому что не мыслила своей жизни без России:

Мне голос был.Он звал утешно,

Он говорил:”Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Любовь к Родине у Ахматовой не предмет размышлений. Она считала, что если будет Родина, то будет и цель в жизни, и творчество, и дети. Автор была честным и искренним выразителем бед, несчастий своего века.

Основная тема произведения: патриотизм, неприятие революции и духовный стоицизм, т.е. твердость и мужество героини. Главная любовь А. Ахматовой была любовь к родной земле:”…ложился в неё и становился ею, оттого и зовём так свободно своею”. Идея произведения в том, чтобы всегда быть со своей страной, не ”бросать её при первой же опасности”, а защищать и оставаться верной до конца. Автор использует такие эпитеты, как ”глухой и грешный”, ”черный стыд”, ”утешно, равнодушно и спокойно”. Благодаря этим средствам выразительности А. Ахматова показывает глубокий психологизм, искренние чувства горечи, печали, неприятия войны, насилия и противопоставления частной жизни.

Анне Ахматовой был свойственен трагический дар. Он позволил ей с большой поэтической силой передать события революции, террора, войны, вынужденного молчания, как личную трагедию, и , одновременно , как трагедию народа, страны. В трудные годы революции многие поэты эмигрировали из страны, но А. Ахматова , являясь истинной патриоткой и любящей свою Родину женщиной, осталась в России и продолжала в нелёгкое время писать стихи. Судьбу свою Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли, и когда- после революции – пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом.

“Я была тогда с моим народом. “

Годы сталинизма отозвались дикой болью и нечеловеческими страданиями в судьбах людей. Многих духовно искалечили, истребили, сломали. Влияние сталинизма — этого чудовищного монстра — перенесла Анна Ахматова. Сына Ахматовой, Льва Гумилева, несколько раз арестовывали. Под впечатленем от этих событий родилось замечательное произведение — поэма “Реквием”. Чтение этой поэмы производит неизгладимое впечатление, дает урок мужества и душевной стойкости. Поэма Ахматовой “Реквием” в моем понимании — это общечеловеческая мысль о недопустимости, негуманности насилия над людскими душами и судьбами. В этом произведении раскрывается трагический эпизод жизни самой поэтессы. Эта поэма автобиографична, в основу ее легли личные переживания. “Реквием” — отражение не только страданий человека, но и душевной твердости. У матери забрали сына, повергли ее в пучину тоски, одиночества и тишины. На протяжении всей поэмы звучит пугающе “одна”. “Эта женщина одна, Эта женщина больна. ” Она страдает безмерно: у нее отняли сына. Что может быть ужаснее безмолвного ожидания, неизвестности, невозможности помочь?! Нескончаемых очередей и семнадцати месяцев терзающей боли?! А потом последует приговор! И упало каменное слово На мою еще живую грудь. Человек на миг теряется, ничего не осознавая и не воспринимая. Потом мать смиряется, проявляет большое мужество: У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела. Надо снова научиться жить. Но наряду с этим появляется пессимистическое отношение к жизни и постепенно возникает вопрос: если смерть все равно неизбежна, то почему бы не расстаться с жизнью именно сейчас?! В эпилоге высказывается мысль: память о бедах людских вечно живет в сердце человека. Поэтесса говорит о том, что если задумают увековечить ее, поставив памятник, то он должен быть воздвигнут на том месте, где она провела несносные триста часов перед закрытыми дверями. Нет, никогда ей не забыть ни скрипа тюремных засовов, ни воплей женщин, оторванных от своих детей, ни бессонных ночей, проплаканных ими. Но она все-таки вынесла эту чудовищную пытку, выстояла, выдержала. Мысль о безумии и смерти не раз приходила к ней, но она переборола себя, доказав нам, что как бы ни были велики ее страдания, у нее хватит мужества жить и бороться!

Анализ стихотворения Ахматовой Белой ночью

Анализ стихотворения Ахматовой «Белой ночью»

Замужество отразилось не только на образе жизни, но и на творчестве Анны Ахматовой. которая ввела в свои литературные произведения нового героя в образе таинственного незнакомца. Поначалу многие считали, что его прототипом является супруг поэтессы Николай Гумилев. однако позже Ахматовой стали приписывать многочисленные связи с другими мужчинами. Лишь очень близкие люди знали о том, что все мужчины, так правдоподобно представленные в стихах, являются плодом воображения поэтессы. Именно с ними она ведет бесконечные диалоги и монологи, разыгрывая сцены ревности, расставания или же, наоборот, любовных признаний. Почему именно Ахматова поступает таким образом, до сих пор остается загадкой. Возможно, причиной является неудачный брак, с человеком, которому поэтесса боится признаться в своих истинных чувствах. Не стоит сбрасывать со счетов и амбиции Ахматовой, которая ищет свою стезю в мире литературы, и ей это, в конце концов, удается. Женский взгляд на вопросы взаимоотношения полос становится для многих настоящим откровением, и поэтесса на протяжении весьма продолжительного времени активно культивирует эту тему, создавая все новые и новые образы вымышленных возлюбленных.

В 1911 году она публикует стихотворение под названием «Белой ночью». в котором пытается передать те чувства, которые испытывает женщина, навсегда расставаясь со своим любимым. Объяснение с ним произошло накануне и, вернувшись домой, героиня стихотворения, несмотря на сильную усталость «не решилась лечь». Она оставила незапертой входную дверь в надежде, что ее избранник все же сменит гнев на милость и придет мириться. Но этого, судя по всему, не произошло. Поэтому женщине, которая озвучивает в стихотворении свои мысли от первого лица, остается лишь «смотреть, как гаснут полосы в закатном мраке хвой» и вслушиваться в ночные шорохи, рассчитывая различить среди разговоров под окном голос того единственного человека, которое сейчас ей больше всего на свете хочется увидеть.

Питерские белые ночи коротки, и очень скоро над северным городом занимается рассвет, который не приносит собой облегчения, а лишь усугубляет ситуацию. Но при этом все точки уже расставлены над «i», и героиня стихотворения твердо убеждена, «что жизнь – проклятый ад». Она осознает, что уже ничего невозможно исправить, и самый дорогой для нее человек потерян безвозвратно. Почему именно это произошло, поэтесса умалчивает. Да и неважно, из-за чего возникают ссоры между возлюбленными. Важно лишь то, что далеко не все они заканчиваются примирением. И это особенно угнетает Ахматову. героиня которой признается: «О, я была уверена, что ты придешь назад».

Невероятно эмоциональное, искреннее, не стыдящееся слез и позднего раскаяния – поистине «ахматовское» стихотворение, пропитанное духом автора, который не спутаешь ни с одним другим, – «Белой ночью». Написаны эти 12 строк 6 февраля 1911 года в Царском селе, во время одной из многочисленных, мелких и крупных, размолвок между супругами: Анной Андреевной и Николаем Степановичем (Гумилевым, её первым мужем). Венчавшись в 1910, в 1918 они расстались, имея общего сына – Льва (1912 г.р.).

Интересно, что подавляющее большинство стихов А.А. Ахматовой, начиная с самых первых, вышедших как раз в 1911 году в журнале «Сириус», не имевшем успеха у публики, наполнено болью и горечью утраты. Словно эта молодая женщина, едва переступившая порог двадцатилетия, уже испытала нескончаемую череду расставаний, разрывов и потерь.

Не стало исключением из общего «ахматовского» правила и «Белой ночью». Хотя в тексте нет совершенно ничего «белого» и светлого.

Действие происходит вне времени, вне пространства. В царской России – и с тем же успехом – в СССР, в Подмосковье – и в Париже, например. Ведь там тоже растут сосны, а солнце садится в «закатный мрак хвой». Жизнь лирической героини «адом» может быть везде. И всегда. Поскольку любимый оставил её и не пришел «назад».

Взаимоотношения героев прослеживаются четко, если связать это конкретное стихотворение с другими, хотя бы самыми известными, теми, что на слуху у каждого школьника: «Пленник чужой, мне чужого не надо», «Сердце к сердцу не приковано», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне с тобою пьяным весело»…

Лирическая героиня – эмоциональна, взбалмошна, горда и насмешлива. Влюблена она страстно и безоглядно, верна и готова быть покорной, но не может показать этого мужчине, из боязни его доминирования, презрения, потери интереса к ней (момент спорный и обсуждаемый). Поэтому в пылу ссоры она оскорбляет его, сама того не желая, доводит до разрыва – временного или окончательного – этого она и сама не знает в момент написания стихотворения (изливания сиюминутных эмоций).

Внимательный читатель может догадаться и о герое, который незримо присутствует в каждой строке текста, которым полно каждое слово, как и душа героини. Он, возможно, не слишком уверен в себе, излишне эмоционален и обидчив, наверняка не выносит критики. Скорее всего, он не настолько силен духом и волей, как это требуется нашей героине… Раз ушел и не возвращается. Или же он недостаточно любит её? Или разлюбил вовсе? К счастью, у поэтических текстов не может быть однозначной прямолинейной трактовки, если это не детская считалка.

Размер стиха: четырехстопный ямб. Рифма мужская (ударение падает на последний слог строки), по расположению рифмующихся строк – перекрестная (абаб). Все 3 куплета рифмуются одинаково – сбоев и внутритекстовых конфликтов нет.

Жанр произведения: любовная лирика. Если рассматривать эмоциональную составляющую, это, в некоторой степени, – послание. И даже воззвание, призыв влюбленной женщины. Признание ошибок, раскаяние и обещание… Но – чего? Измениться? Извиниться? Любить?

Несколько слов о тропах. Немного эпитетов, избытка определений нет: мрак хвой – закатный, ад – проклятый. И все. Выразительность и эмоциональный накал достигаются в этом тексте другими средствами.

Единственное сравнение: «жизнь – проклятый ад». Или же это – гипербола? И можно ли гиперболой назвать «опьянение», наступающее от «звука голоса»? Вопрос спорный.

А.А. Ахматова вообще не старалась свои стихотворения «расцветить» аллегориями и олицетворениями, метафорами и эвфемизмами. Была довольно скупа на употребление витиеватостей и кокетливого жеманства. Если тексты и обвиняли в некоем «аристократизме», «старорежимности» и «искусственности», то напрасно. Её стихи могут быть понятны и «простому люду». Достаточно быть искренним и уметь любить.

Более новые статьи:

«Белой ночью» А.Ахматова

Смотреть, как гаснут полосы
В закатном мраке хвой,
Пьянея звуком голоса,
Похожего на твой.

И знать, что все потеряно,
Что жизнь — проклятый ад!
О, я была уверена,
Что ты придешь назад.

Анализ стихотворения Ахматовой «Белой ночью»

Замужество отразилось не только на образе жизни, но и на творчестве Анны Ахматовой, которая ввела в свои литературные произведения нового героя в образе таинственного незнакомца. Поначалу многие считали, что его прототипом является супруг поэтессы Николай Гумилев, однако позже Ахматовой стали приписывать многочисленные связи с другими мужчинами. Лишь очень близкие люди знали о том, что все мужчины, так правдоподобно представленные в стихах, являются плодом воображения поэтессы. Именно с ними она ведет бесконечные диалоги и монологи, разыгрывая сцены ревности, расставания или же, наоборот, любовных признаний. Почему именно Ахматова поступает таким образом, до сих пор остается загадкой. Возможно, причиной является неудачный брак, с человеком, которому поэтесса боится признаться в своих истинных чувствах. Не стоит сбрасывать со счетов и амбиции Ахматовой, которая ищет свою стезю в мире литературы, и ей это, в конце концов, удается. Женский взгляд на вопросы взаимоотношения полос становится для многих настоящим откровением, и поэтесса на протяжении весьма продолжительного времени активно культивирует эту тему, создавая все новые и новые образы вымышленных возлюбленных.

В 1911 году она публикует стихотворение под названием «Белой ночью», в котором пытается передать те чувства, которые испытывает женщина, навсегда расставаясь со своим любимым. Объяснение с ним произошло накануне и, вернувшись домой, героиня стихотворения, несмотря на сильную усталость «не решилась лечь». Она оставила незапертой входную дверь в надежде, что ее избранник все же сменит гнев на милость и придет мириться. Но этого, судя по всему, не произошло. Поэтому женщине, которая озвучивает в стихотворении свои мысли от первого лица, остается лишь «смотреть, как гаснут полосы в закатном мраке хвой» и вслушиваться в ночные шорохи, рассчитывая различить среди разговоров под окном голос того единственного человека, которое сейчас ей больше всего на свете хочется увидеть.

Питерские белые ночи коротки, и очень скоро над северным городом занимается рассвет, который не приносит собой облегчения, а лишь усугубляет ситуацию. Но при этом все точки уже расставлены над «i», и героиня стихотворения твердо убеждена, «что жизнь – проклятый ад». Она осознает, что уже ничего невозможно исправить, и самый дорогой для нее человек потерян безвозвратно. Почему именно это произошло, поэтесса умалчивает. Да и неважно, из-за чего возникают ссоры между возлюбленными. Важно лишь то, что далеко не все они заканчиваются примирением. И это особенно угнетает Ахматову, героиня которой признается: «О, я была уверена, что ты придешь назад».

«Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой

Невероятно эмоциональное, искреннее, не стыдящееся слез и позднего раскаяния – поистине «ахматовское» стихотворение, пропитанное духом автора, который не спутаешь ни с одним другим, – «Белой ночью». Написаны эти 12 строк 6 февраля 1911 года в Царском селе, во время одной из многочисленных, мелких и крупных, размолвок между супругами: Анной Андреевной и Николаем Степановичем (Гумилевым, её первым мужем). Венчавшись в 1910, в 1918 они расстались, имея общего сына – Льва (1912 г.р.).

Читайте также:  Анализ стихотворения Милому Ахматовой

Интересно, что подавляющее большинство стихов А.А. Ахматовой. начиная с самых первых, вышедших как раз в 1911 году в журнале «Сириус», не имевшем успеха у публики, наполнено болью и горечью утраты. Словно эта молодая женщина, едва переступившая порог двадцатилетия, уже испытала нескончаемую череду расставаний, разрывов и потерь.

Не стало исключением из общего «ахматовского» правила и «Белой ночью». Хотя в тексте нет совершенно ничего «белого» и светлого.

Действие происходит вне времени, вне пространства. В царской России – и с тем же успехом – в СССР, в Подмосковье – и в Париже, например. Ведь там тоже растут сосны, а солнце садится в «закатный мрак хвой». Жизнь лирической героини «адом» может быть везде. И всегда. Поскольку любимый оставил её и не пришел «назад» .

Взаимоотношения героев прослеживаются четко, если связать это конкретное стихотворение с другими, хотя бы самыми известными, теми, что на слуху у каждого школьника: «Пленник чужой, мне чужого не надо», «Сердце к сердцу не приковано», «Сжала руки под темной вуалью». «Мне с тобою пьяным весело»…

Лирическая героиня – эмоциональна, взбалмошна, горда и насмешлива. Влюблена она страстно и безоглядно, верна и готова быть покорной, но не может показать этого мужчине, из боязни его доминирования, презрения, потери интереса к ней (момент спорный и обсуждаемый). Поэтому в пылу ссоры она оскорбляет его, сама того не желая, доводит до разрыва – временного или окончательного – этого она и сама не знает в момент написания стихотворения (изливания сиюминутных эмоций).

Внимательный читатель может догадаться и о герое, который незримо присутствует в каждой строке текста, которым полно каждое слово, как и душа героини. Он, возможно, не слишком уверен в себе, излишне эмоционален и обидчив, наверняка не выносит критики. Скорее всего, он не настолько силен духом и волей, как это требуется нашей героине… Раз ушел и не возвращается. Или же он недостаточно любит её? Или разлюбил вовсе? К счастью, у поэтических текстов не может быть однозначной прямолинейной трактовки, если это не детская считалка.

Размер стиха: четырехстопный ямб. Рифма мужская (ударение падает на последний слог строки), по расположению рифмующихся строк – перекрестная (абаб). Все 3 куплета рифмуются одинаково – сбоев и внутритекстовых конфликтов нет.

Жанр произведения. любовная лирика. Если рассматривать эмоциональную составляющую, это, в некоторой степени, – послание. И даже воззвание, призыв влюбленной женщины. Признание ошибок, раскаяние и обещание… Но – чего? Измениться? Извиниться? Любить?

Несколько слов о тропах. Немного эпитетов, избытка определений нет: мрак хвой – закатный, ад – проклятый. И все. Выразительность и эмоциональный накал достигаются в этом тексте другими средствами.

Единственное сравнение: «жизнь – проклятый ад». Или же это – гипербола? И можно ли гиперболой назвать «опьянение». наступающее от «звука голоса». Вопрос спорный.

А.А. Ахматова вообще не старалась свои стихотворения «расцветить» аллегориями и олицетворениями, метафорами и эвфемизмами. Была довольно скупа на употребление витиеватостей и кокетливого жеманства. Если тексты и обвиняли в некоем «аристократизме», «старорежимности» и «искусственности», то напрасно. Её стихи могут быть понятны и «простому люду». Достаточно быть искренним и уметь любить.

«Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой

Невероятно эмоциональное, искреннее, не стыдящееся слез и позднего раскаяния – поистине «ахматовское» стихотворение, пропитанное духом автора, который не спутаешь ни с одним другим, – «Белой ночью». Написаны эти 12 строк 6 февраля 1911 года в Царском селе, во время одной из многочисленных, мелких и крупных, размолвок между супругами: Анной Андреевной и Николаем Степановичем (Гумилевым, её первым мужем). Венчавшись в 1910, в 1918 они расстались, имея общего сына – Льва (1912 г.р.).

Интересно, что подавляющее большинство стихов А.А. Ахматовой, начиная с самых первых, вышедших как раз в 1911 году в журнале «Сириус», не имевшем успеха у публики, наполнено болью и горечью утраты. Словно эта молодая женщина, едва переступившая порог двадцатилетия, уже испытала нескончаемую череду расставаний, разрывов и потерь.

Не стало исключением из общего «ахматовского» правила и «Белой ночью». Хотя в тексте нет совершенно ничего «белого» и светлого.

Действие происходит вне времени, вне пространства. В царской России – и с тем же успехом – в СССР, в Подмосковье – и в Париже, например. Ведь там тоже растут сосны, а солнце садится в «закатный мрак хвой». Жизнь лирической героини «адом» может быть везде. И всегда. Поскольку любимый оставил её и не пришел «назад».

Взаимоотношения героев прослеживаются четко, если связать это конкретное стихотворение с другими, хотя бы самыми известными, теми, что на слуху у каждого школьника: «Пленник чужой, мне чужого не надо», «Сердце к сердцу не приковано», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне с тобою пьяным весело»…

Лирическая героиня – эмоциональна, взбалмошна, горда и насмешлива. Влюблена она страстно и безоглядно, верна и готова быть покорной, но не может показать этого мужчине, из боязни его доминирования, презрения, потери интереса к ней (момент спорный и обсуждаемый). Поэтому в пылу ссоры она оскорбляет его, сама того не желая, доводит до разрыва – временного или окончательного – этого она и сама не знает в момент написания стихотворения (изливания сиюминутных эмоций).

Внимательный читатель может догадаться и о герое, который незримо присутствует в каждой строке текста, которым полно каждое слово, как и душа героини. Он, возможно, не слишком уверен в себе, излишне эмоционален и обидчив, наверняка не выносит критики. Скорее всего, он не настолько силен духом и волей, как это требуется нашей героине… Раз ушел и не возвращается. Или же он недостаточно любит её? Или разлюбил вовсе? К счастью, у поэтических текстов не может быть однозначной прямолинейной трактовки, если это не детская считалка.

Размер стиха: четырехстопный ямб. Рифма мужская (ударение падает на последний слог строки), по расположению рифмующихся строк – перекрестная (абаб). Все 3 куплета рифмуются одинаково – сбоев и внутритекстовых конфликтов нет.

Жанр произведения: любовная лирика. Если рассматривать эмоциональную составляющую, это, в некоторой степени, – послание. И даже воззвание, призыв влюбленной женщины. Признание ошибок, раскаяние и обещание… Но – чего? Измениться? Извиниться? Любить?

Несколько слов о тропах. Немного эпитетов, избытка определений нет: мрак хвой – закатный, ад – проклятый. И все. Выразительность и эмоциональный накал достигаются в этом тексте другими средствами.

Единственное сравнение: «жизнь – проклятый ад». Или же это – гипербола? И можно ли гиперболой назвать «опьянение», наступающее от «звука голоса»? Вопрос спорный.

А.А. Ахматова вообще не старалась свои стихотворения «расцветить» аллегориями и олицетворениями, метафорами и эвфемизмами. Была довольно скупа на употребление витиеватостей и кокетливого жеманства. Если тексты и обвиняли в некоем «аристократизме», «старорежимности» и «искусственности», то напрасно. Её стихи могут быть понятны и «простому люду». Достаточно быть искренним и уметь любить.

Похожие статьи:

Послушать стихотворение Ахматовой Белой ночью

«Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой

Невероятно эмоциональное, искреннее, не стыдящееся слез и позднего раскаяния – поистине «ахматовское» стихотворение, пропитанное духом автора, который не спутаешь ни с одним другим, – «Белой ночью». Написаны эти 12 строк 6 февраля 1911 года в Царском селе, во время одной из многочисленных, мелких и крупных, размолвок между супругами: Анной Андреевной и Николаем Степановичем (Гумилевым, её первым мужем). Венчавшись в 1910, в 1918 они расстались, имея общего сына – Льва (1912 г.р.).

Интересно, что подавляющее большинство стихов А.А. Ахматовой, начиная с самых первых, вышедших как раз в 1911 году в журнале «Сириус», не имевшем успеха у публики, наполнено болью и горечью утраты. Словно эта молодая женщина, едва переступившая порог двадцатилетия, уже испытала нескончаемую череду расставаний, разрывов и потерь.

Не стало исключением из общего «ахматовского» правила и «Белой ночью». Хотя в тексте нет совершенно ничего «белого» и светлого.

Действие происходит вне времени, вне пространства. В царской России – и с тем же успехом – в СССР, в Подмосковье – и в Париже, например. Ведь там тоже растут сосны, а солнце садится в «закатный мрак хвой». Жизнь лирической героини «адом» может быть везде. И всегда. Поскольку любимый оставил её и не пришел «назад».

Взаимоотношения героев прослеживаются четко, если связать это конкретное стихотворение с другими, хотя бы самыми известными, теми, что на слуху у каждого школьника: «Пленник чужой, мне чужого не надо», «Сердце к сердцу не приковано», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне с тобою пьяным весело»…

Лирическая героиня – эмоциональна, взбалмошна, горда и насмешлива. Влюблена она страстно и безоглядно, верна и готова быть покорной, но не может показать этого мужчине, из боязни его доминирования, презрения, потери интереса к ней (момент спорный и обсуждаемый). Поэтому в пылу ссоры она оскорбляет его, сама того не желая, доводит до разрыва – временного или окончательного – этого она и сама не знает в момент написания стихотворения (изливания сиюминутных эмоций).

Внимательный читатель может догадаться и о герое, который незримо присутствует в каждой строке текста, которым полно каждое слово, как и душа героини. Он, возможно, не слишком уверен в себе, излишне эмоционален и обидчив, наверняка не выносит критики. Скорее всего, он не настолько силен духом и волей, как это требуется нашей героине… Раз ушел и не возвращается. Или же он недостаточно любит её? Или разлюбил вовсе? К счастью, у поэтических текстов не может быть однозначной прямолинейной трактовки, если это не детская считалка.

Размер стиха: четырехстопный ямб. Рифма мужская (ударение падает на последний слог строки), по расположению рифмующихся строк – перекрестная (абаб). Все 3 куплета рифмуются одинаково – сбоев и внутритекстовых конфликтов нет.

Жанр произведения: любовная лирика. Если рассматривать эмоциональную составляющую, это, в некоторой степени, – послание. И даже воззвание, призыв влюбленной женщины. Признание ошибок, раскаяние и обещание… Но – чего? Измениться? Извиниться? Любить?

Несколько слов о тропах. Немного эпитетов, избытка определений нет: мрак хвой – закатный, ад – проклятый. И все. Выразительность и эмоциональный накал достигаются в этом тексте другими средствами.

Единственное сравнение: «жизнь – проклятый ад». Или же это – гипербола? И можно ли гиперболой назвать «опьянение», наступающее от «звука голоса»? Вопрос спорный.

А.А. Ахматова вообще не старалась свои стихотворения «расцветить» аллегориями и олицетворениями, метафорами и эвфемизмами. Была довольно скупа на употребление витиеватостей и кокетливого жеманства. Если тексты и обвиняли в некоем «аристократизме», «старорежимности» и «искусственности», то напрасно. Её стихи могут быть понятны и «простому люду». Достаточно быть искренним и уметь любить.

«Белой ночью» анализ стихотворения Ахматовой

Невероятно эмоциональное, искреннее, не стыдящееся слез и позднего раскаяния — поистине «ахматовское» стихотворение, пропитанное духом автора, который не спутаешь ни с одним другим, — «Белой ночью». Написаны эти 12 строк 6 февраля 1911 года в Царском селе, во время одной из многочисленных, мелких и крупных, размолвок между супругами: Анной Андреевной и Николаем Степановичем . Венчавшись в 1910, в 1918 они расстались, имея общего сына — Льва .

Интересно, что подавляющее большинство стихов А. А. Ахматовой, начиная с самых первых, вышедших

Не стало исключением из общего «ахматовского» правила и «Белой ночью» . Хотя в тексте нет совершенно ничего «белого» и светлого.

Действие происходит вне времени, вне пространства. В царской России — и с тем же успехом — в СССР, в Подмосковье — и в Париже, например. Ведь там тоже растут сосны, а солнце садится в «закатный мрак хвой».

Взаимоотношения героев прослеживаются четко, если связать это конкретное стихотворение с другими, хотя бы самыми известными, теми, что на слуху у каждого школьника: «Пленник чужой, мне чужого не надо», «Сердце к сердцу не приковано», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне с тобою пьяным весело»…

Лирическая героиня — эмоциональна, взбалмошна, горда и насмешлива. Влюблена она страстно и безоглядно, верна и готова быть покорной, но не может показать этого мужчине, из боязни его доминирования, презрения, потери интереса к ней . Поэтому в пылу ссоры она оскорбляет его, сама того не желая, доводит до разрыва — временного или окончательного — этого она и сама не знает в момент написания стихотворения .

Внимательный читатель может догадаться и о герое, который незримо присутствует в каждой строке текста, которым полно каждое слово, как и душа героини. Он, возможно, не слишком уверен в себе, излишне эмоционален и обидчив, наверняка не выносит критики. Скорее всего, он не настолько силен духом и волей, как это требуется нашей героине…

Раз ушел и не возвращается. Или же он недостаточно любит ее? Или разлюбил вовсе?

К счастью, у поэтических текстов не может быть однозначной прямолинейной трактовки, если это не детская считалка.

Размер стиха: четырехстопный ямб. Рифма мужская , по расположению рифмующихся строк — перекрестная . Все 3 куплета рифмуются одинаково — сбоев и внутритекстовых конфликтов нет.

Жанр произведения : любовная лирика. Если рассматривать эмоциональную составляющую, это, в некоторой степени, — послание. И даже воззвание, призыв влюбленной женщины.

Признание ошибок, раскаяние и обещание… Но — чего? Измениться?

Несколько слов о тропах. Немного эпитетов, избытка определений нет: мрак хвой — закатный, ад — проклятый. И все.

Выразительность и эмоциональный накал достигаются в этом тексте другими средствами.

Единственное сравнение: «жизнь — проклятый ад». Или же это — гипербола? И можно ли гиперболой назвать «опьянение», наступающее от «звука голоса»?

А. А. Ахматова вообще не старалась свои стихотворения «расцветить» аллегориями и олицетворениями, метафорами и эвфемизмами. Была довольно скупа на употребление витиеватостей и кокетливого жеманства. Если тексты и обвиняли в некоем «аристократизме», «старорежимности» и «искусственности», то напрасно. Ее стихи могут быть понятны и «простому люду».

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад

Достаточно быть искренним и уметь любить.

Сочинение по картине Попова Первый снег от 1 лица в форме дневниковой записи Это было очередное морозное утро, каждый день я просыпался и бежал к окну, чтобы посмотреть, не выпал ли снег. Так было и в этот раз, и каково было мое удивление.

Блог о вреде курения Филипп Моррис: Дело — табак. Недавно Philip Morris установила очередной мировой рекорд для всех времен и народов. Суд в Калифорнии вынес вердикт, согласно которому компания Philip Morris должна выплатить 28.

Эмис К. У. биография ЭМИС Кингсли Уильям , английский писатель. Кавалер Ордена Британской империи . Возведен в рыцарское достоинство . Годы учебы в колледже Сент-Джон в Оксфорде были прерваны службой в армии во время.

Фамусов — характеристика персонажа Произведение: Горе от ума Фамусов Павел Афанасьевич — московский барин, «управляющий в казенном доме». Отец Софьи, друг отца Чацкого. В его доме происходят события пьесы. Ф. — один из ярчайших.

Окружающий мир. Тема «Люди, города и страны» Окружающий мир. Тема «Люди, города и страны» Цели: показать связь хозяйства человека с природными условиями. Познакомить детей с городами и странами, с политической картой; Уважительно относиться к другим народам, живущим.

Борьба двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» «Не мир я пришел принести на эту землю, но меч». Евангелие от Матфея Сладкогласый певец Прекрасной Дамы и мастер чеканных «Ямбов» заканчивает поэму, нисколько не похожую на все, что написано.

Владимир Маяковский биография Сын дворянина и казачки с Кубани, не закончивший ни гимназии, ни училища, беспартийный «футурист с коммунистическим уклоном», мечтавший сбросить классиков с корабля современности, поэт, драматург, художник — все это Владимир.

Виховні заходи 1.Прийняли активну участь в проведенні «Веселого ярмарку» Учні представляли вірменську кухню, різноманітні блюда приготували сім’ї вірмен Сімонян Оганеса та Хостечян Ані. 2. Ніна Пітиляк захищала честь класу, самостійно підготувалася до.

Конспект урока МХК для 10 класса Конспект урока МХК по теме «Готический собор — образ мира » Автор: Фадеева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 3 имени М. Ф. Панькова г. Хабаровска.

«Нате!» анализ стихотворения Маяковского Поэты — люди необычные. Не такие, как все. У них обостренное восприятие действительности, особый, метафорический, язык. Простому обывателю поэзия чужда. Очевидно, поэтому противостояние поэта и толпы в русской литературе известно.

Сочинение на тему Моя мама Сочинение про маму 4 класс У меня есть мама. Все называют ее Викторией или Викой, а я мамой. Она самый ласковый человек в мире. Я часто ей помогаю: мыть посуду.

День матери в 5 классе. Сценарий Сценарий праздника «День Матери» для 5 классаАвтор: Пустошинская Ольга Васильевна Цель праздника : Воспитать чувство любви и особого значения матери в жизни каждого человекаХод праздникаНаш 5 класс поздравить рад Всех.

Анализ стихотворения Есенина Весенний вечер Стихотворение создано, когда Сергей Есенин только перебрался в Москву — покорять столицу. Поэту это удалось хотя бы одним этим лиричным стихотворением. В этом стихотворении, состоящем из трех строф, очень много.

Анализ стихотворения Пушкина Пущину Стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1826 году. Стихотворение является обращением к другу Ивану Пущину. Друзья знакомы со времен лицея, между Пушкиным и Пущиным были теплые отношения, они доверяли друг.

Гелла — характеристика персонажа Произведение: Мастер и Маргарита Служанка Воланда. Она очень красива, но на шее у нее есть безобразный шрам. Так мы понимаем, что Гелла — вампир. По квартире, в которой остановилась вся.

Кедрин Д. биография Кедрин, Дмитрий Борисович — русский советский поэт. Родился 4 февраля 1907 года в донбасском поселке Щегловка в семье горняка. Начал печататься в 1924 году. Учился в Днепропетровском железнодорожном техникуме .

«Осыпаются астры в садах» анализ стихотворения Бунина История создания Стихотворение «Осыпаются астры в садах» написано 18-летним Буниным в 1888 г. и опубликовано в литературном журнале «Книжки Недели» в №104. В это время Бунин жил в имении родителей.

«Пороша» анализ стихотворения Есенина Пейзажная лирика характерна для творчества почти каждого русского поэта. Для кого-то обращение к описанию природы дает возможность лишний раз восхититься красотой русского леса, поля, степи; кто-то с помощью пейзажа созерцает.

Свет в поэзии И. Бродского «…пока мне рот не забили глиной Из него раздаваться будет лишь благодарность», И. Бродский Иосиф Бродский — новая эра в истории русской поэзии. Поэт, творивший в XX веке, он безусловно.

Новогодние аппликации из пластилина для детского сада Мастер-класс аппликации из пластилина «Елочка» Автор: Григорьева Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №24 «Березка» города Старый Оскол, Белгородской области. Описание работы: Мастер-класс для воспитателей старших дошкольников, родителей.

Литературная премия имени Юрия Казакова — 2008 Премия, учрежденная журналом «Новый мир» и Благотворительным Резервным фондом, присуждается с 2000 года автору, живущему и работающему в России, за рассказ на русском языке, впервые напечатанный в текущем году на.

Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня» Это стихотворение отражает состояние осенней природы и одновременно внутреннее состояние лирического героя. Как изменяются времена года, так меняется и человек, его чувства и настроения. Осень — время переоценки того, что.

Осип Эмильевич Мандельштам Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 января 1891 года в Варшаве в семье коммерсанта, так и не сумевшего создать состояние. Но родным городом стал для поэта Петербург: здесь он вырос, окончил.

Сочинение рассуждение на тему Талант 15.3 Талант — дар свыше и, безусловно, дается каждому человеку. А вот раскрыть его в себе, развить и воспользоваться им могут единицы. Я думаю, что увидеть в человеке ростки каких-либо задатков.

Есть ли начало у Вселенной?! Существует множество теорий, объясняющих рождение, жизнь и смерть Вселенной. Некоторые ученые придерживаются теории Большого взрыва, который создал все вокруг нас, другие утверждают, что мы живем в статической Вселенной без начала.

Сочинения по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Здравствуйте, уважаемая редакция! Хочется, чтобы любимая мною газета напечатала удачные, как я полагаю, работы десятиклассников. Работая много лет учителем литературы, убедилась, что Роман Ф. М. Достоевского » Преступление и наказание».

Моя любимая книга — «Они были смуглые и золотоглазые» Р. Брэдбери Я люблю читать книги научно-фантастического жанра. Но нравятся мне не все произведения писателей-фантастов. Мне не интересны всесильные супермены, ведущие бесконечные звездные войны, безумно и безжалостно побеждающие всех, захватывающие все новые.

Чи так вже потрібні остаточні рішення? Напередодні карамельно-ванільного свята всіх закоханих так не хочеться обговорювати професійні проблеми й турботи. Зовсім не плануючи перетворювати педагогічний сайт на особистий щоденник, дозволю собі маленьку статтю про вічне — чоловічо-жіночі.

Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе А. П. Чехова Антон Павлович Чехов — один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет.

О любовной лирике Маяковского Образ Маяковского немыслим без страниц его любовной лирики. «Трибун революции», «горлан-главарь», едкий сатирик, он раскрывается новыми гранями в произведениях, посвященных женщинам. Здесь Маяковский — прежде всего любящий и страдающий, ранимый.

Конспект урока для 6 класса на тему «Труд и творчество» Обществознание 6 класс Тема урока: Труд и творчество. Цели: 1 формировать представление детей о сущности творческой деятельности и Процессе творчества; 2 развивать умение анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать.

Тропы Тропы — греч. tropos — оборот. Весьма многие слова и целые обороты часто употребляются не в собственном их значении, а в переносном, т. е. не для выражения обозначаемого ими понятия.

Николай Петрович — характеристика персонажа Произведение: Отцы и дети Кирсанов Николай Петрович — дворянин, отец Аркадия Кирсанова, вдовец. Н. К. — человек слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный. Этот герой стремиться осуществить в жизни.

Батьки — перші вчителі дітей Батьки — перші вчителі дітей Батьки також повинні задовольняти допитливість дітей, допомагаючи їм придбати навички навчальної діяльності. Усім відомо, що в перші шість років свого життя діти вчаться більше, ніж.

Маргарита — характеристика персонажа Произведение: Мастер и Маргарита Главная героиня романа, возлюбленная Мастера. Ради любви готова на все. Она играет в романе очень важную роль. С помощью М Булгаков показал нам идеальный образ жены.

Аппликация из бумаги к 23 Февраля. Подарок для дедушки Аппликация из бумаги к 23 Февраля для детского садаМастер-класс «Подарок для дедушки « Автор: Кузьмина Мила Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе Медвежьегорской СОШ№1 Республики Карелия Цель: изготовление подарка к.

Сочинение на тему День моего папы Сочинение День папы для 4 класса Моего папу зовут Павел. Помню, когда я была совсем маленькая, он часто со мной играл в прятки даже когда был сильно уставший. Приходил с.

Учим читать постмодернистский текст Лабораторная работа по рассказу Виктора Пелевина «Ника» Каждое художественное слово тем и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений. Магия русского слова такова, что нам, преподавателям-словесникам.

Перший урок у першому класі Перший урок у першому класі Мета: Формувати в шестирічної дитини адекватне уявлення про шкільне життя, відчуття себе повноправним членом великої шкільної сім’ї. Домагатися розуміння необхідності дотримуватися прийнятих у класі правил.

Сочинение на тему Как я провел лето Лето для меня не было богато на приключения и путешествия. Я остался в городе со своими родителями. Пока родители ходили на работу, я помогал им по дому: мыл посуду, убирал.

Сейчас вы читаете: «Белой ночью» анализ стихотворения Ахматовой

Анализ стихотворения «Ночью» (А. Ахматова)

Автор: Guru · 03.08.2018

Поэзия 20 века — особое литературное пространство. Поэты того времени переживали очень серьезные проблемы, их преследовали всевозможные передряги: смена власти, войны и репрессии. Многие из них сдавались под гнетом правительства, издавались под жесточайшей цензурой, но только ни Анна Андреевна Ахматова. Все трудности она воспринимала философски — как испытания силы ее духа. Поэтесса смело выражала чувства простого народа, говорила вместо них, их голосом. Философская лирика занимает значимое место в творчестве автора, одним из таких стихотворений является «Ночью».

История создания

Стихотворение «Ночью» увидело свет в 1918 году. Этот год стал очень сложным для поэтессы во многих планах. Во-первых, ещё очень свежи воспоминания о кровавой революции 1917 года. Во-вторых, август 1918 ознаменовался достаточно сложным разводом с Гумилевым. Эти эмоции и прослужили неким толчком к написанию этого лирического произведения.

Особенно скверно было на душе автора, когда многочисленные взаимные измены привели к бурному выяснению отношений в семье. Сын остался на стороне отца, и этот факт тоже задевал сердце матери. Поэтому мы видим в тексте стихотворения мотивы безысходности, которая сопровождает семейный быт. Что верность, что измена – все равно, ведь ночью ни у кого нет покоя и счастья. Вероятно, ночь – это состояние души поэтессы, ибо мгла опустилась на ее родную страну, и не было видно конца и края этой темноте, где многие люди потеряли себя.

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Ночью» — яркий пример философской лирики, поэзии, направленной на размышления о сути и природе каких-либо чувств, явлений или событий. Направление, в котором творила великая поэтесса — акмеизм. Хоть в стихотворении и присутствует высокая образность, язык простой и понятный. Главное для Ахматовой — передать смысл, а не облечь его в красивую форму.

Ее поэзия близка каждому человеку, ведь все в стихотворениях Ахматовой лаконично и очень понятно, людям близки точно такие же переживания, все они могли пережить подобное. Лёгкость формы подчеркивает размер стихотворения — ямб. Динамичность, которая мотивируется размером, создаёт образ настоящей и быстро развивающейся жизни. Пропадает ощущение застывшего поэтического мира.

Образы и символы

Система образов в стихотворении довольно масштабная. Уже в первом четверостишии мы встречаем образ обитателя ночи — угрюмого часового. «Жители» стихотворения подобраны так, чтобы создать атмосферу некого страха, таинственности, даже ощущение обмана. Вместе с часовым поэтическое пространство заполняют неверная и верная жены. Эти образы работают на раскрытие центрального образа стихотворения — ночи, ее таинственного мира. Она скрывает все уловки людей, их тревоги и пороки, и поэтому сами люди ее боятся, сторожат свои секреты. И только поэтесса ищет в покрове сумерек только свежий воздух и покой: ей душно в доме. Духота передает настроение усталости.

Этот мир — единственное, что соединяет героев, общего у них практически нет, только место действия. В конце стихотворения мы встречаем достаточно явно выраженный образ лирической героини, печальной, опустошённой, уставшей. Ей ничто не интересно, она просто выходит смотреть на царство ночной природы, вдохновляющей и пугающей. Свежий воздух сумерек передает атмосферу свободы.

Темы и настроение

Настроение всего стихотворения передаётся через эмоции лирической героини – задумчивость, усталость и некая печаль. Задумчивость напрямую связана с жаждой вдохновения, а печаль, как можно предположить, с недавним разводом, именно поэтому лирической героине пришлось отойти от мира, начать искать новый смысл в жизни. Усталость обусловлена тем, что она окончательно раскрыла все свои карты, ей не нужно тревожиться, как верной жене, и красться домой в ночи, как неверной супруге. Она вообще уже больше не жена, ей надоело выяснение отношений, и теперь она ищет себя в свободе и творчестве. В данном произведении так проявляет себя тема разлуки и угасания страсти.

Поэтесса пишет, что «потрогать лиру» она сумеет именно ночью, загадочной и сказочной. Таким образом, поднимается и тема творчества. Освобождение от духоты пространства дает ей стимул творить. Так автор, вероятно, намекает на то, что исчезновение уз брака способствует новому творческому импульсу.

Данное стихотворение — кладовая философских тем и размышлений. В нем присутствует и тема осмысления жизни, тема угасания жизни, тема миропонимания (то, через какую эмоцию люди познают мир). Также невозможно проигнорировать тему поэтического дара, который своевольно ищет покоя, чтобы дать о себе знать.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король

Главная мысль стихотворения – отражение перелома в жизни автора и его наблюдений, ставших своеобразным промежуточным итогом. Выходя из дома, героиня покидает зону комфорта (семью) и движется в неизвестность — ночь.

Для кого-то она страшна и непредсказуема, что от неё нужно что-то скрывать и защищать в ночном карауле, для кого-то она скрытна и тревожна, прячет тайны (неверность) и разжигает тревоги (у верной жены). А для кого-то ночь — уникальное время для творчества, некий глоток свежего воздуха после череды испытаний. Каждый находит в неизвестности что-то свое, свой смысл, но все отправляются туда со страхом и неуверенностью. Так и нужно, думает автор, главное – осмелиться взглянуть в глаза непролазной тьме собственной души и нащупать в ней собственный путь.

Средства художественной выразительности

Данное стихотворение изобилует изобразительно-выразительными средствами. С первым строк мы видим образные эпитеты — «месяц чуть живой» — подчеркивается уязвимость ночи, ее непостоянство, некая слабость. «Струящиеся облака» — эпитет, который опять указывает на большую подвижность ночного мира, что даже большие облака не стоят на месте, а находятся в постоянном движении, как бы на миг останавливаются и уходят с небосвода. «Негасимая тревога» — прекрасное образное использование прилагательного, которое подводит нас к мысли о том, что ночь порождает тревожность, которая, увы, не пропадёт с приходом утра.

Высокой образностью пронизано словосочетание — «потрогать лиру». Понятно, что Ахматова говорит о поэтическом таланте, и создаётся впечатление, что творчество — некая материя, к которой все стремятся прикоснуться. «Тугие объятия сна» — удивительно образная метафора. Несмотря на уязвимость ночи, ее непостоянство, поэт замечает, что чары и волшебство ночи достаточно сильны, она не может оставить кого-то равнодушным.

Анализ стихотворения «Клятва» — Ахматова

Анализ стихотворения «Клятва» — Ахматова

Великая Отечественная война застала А.А. Ахматову в Ленинграде. Во время блокады она еще оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц так вспоминала о той поре: «С ли­цом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом че­рез плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоз­душной обороны. Она шила мешки для песка, которыми об­кладывали траншеи-убежища…». А потом Берггольц почти повторит все это в своих стихах:

У Фонтанного дома, у Фонтанного дома, у подъездов, глухо запахнутых, у резных чугунных ворот гражданка Анна Андреевна Ахматова, поэт Анна Ахматова на дежурство ночью встает.

На левом бедре ее тяжелеет, обвиснув, противогаз,

Тогда же, в сентябре 1941 года, когда Ленинград постоян­но бомбили, А.А. Ахматова часто выступала по радио. Жизнь поэта была очень трудной. Она тяжело болела. Запись О.Ф. Берггольц: «Зашла к Ахматовой, она живет у дворника (убитого артснарядом на ул. Желябова) в подвале, в темном- темном уголку прихожей, вонючем таком, совершенно достоевщицком. На досках, находящих друг на друга, — матрасишко. На краю, затянутая в платок, с ввалившимися глаза­ми — Анна Ахматова, муза плача, гордость русской поэзии. Она почти голодает, больная, испуганная. И так хорошо сказала: “Я ненавижу Гитлера, я ненавижу Ста­лина, я ненавижу тех, кто кидает бомбы на Ленинград и на Берлин, всех, кто ведет эту войну, позорную, страшную”».

В октябре больную Ахматову эвакуировали из осажденно­го города. Она уехала в Москву, а затем в Ташкент. Об этом времени она вспоминала так: «До мая 1944 года я жила в Таш­кенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и дру­гие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи ране­ным бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в паля­щий зной древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой побе­ды. В июне вернулась в Ленинград» 1 . Свою встречу с род­ным городом она описала в прозаическом очерке «Три си­рени».

Стихотворение «Клятва» было написано в июле 1941 года в Ленинграде, оно вошло в поэтический цикл «Ветер войны».

Произведение проникнуто публицистическим пафосом, мы можем отнести его к патриотической лирике.

Стихотворение состоит из одного четверостишия. Сначала поэт обращается ко всем русским женщинам, призывая их к терпению, мужеству, душевной стойкости:

И та, что сегодня прощается с милым, —

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Поэт использует здесь сложноподчиненное предложение с местоименно-определительным придаточным. С помощью этого предложения автор создает обобщенный образ русской женщины — матери, жены, сестры, — провожающей на фронт близкого человека. Торжественность речи здесь достигается с помощью побудительного предложения, в котором заключе­на развернутая метафора: «Пусть боль свою в силу она пере­плавит».

Вторая часть строфы также представляет собой сложно­подчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Основное значение придаточного предложения здесь — это сообщение о факте, в котором лирическая героиня не сомне­вается. Эффект уверенности также достигается здесь с помо­щью лексического повтора («клянемся, клянемся…»).

Заключительные строки — это клятва лирической герои­ни, которую она дает от имени всего народа:

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Это обещание дано самому дорогому, святому, что есть в жизни, — «детям», «могилам». Лирическая героиня здесь от лица всего народа обещает: русские люди никогда не поко­рятся врагу. Эта клятва священна, нарушить ее невозможно.

Стихотворение представляет собой катрен с перекрестной рифмовкой. Оно написано четырехстопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной выра­зительности: метафору и инверсию («пусть боль свою в силу она переплавит»), лексический повтор и восклицательное предложение («Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!»).

«Урок 84. А.А. Ахматова. Анализ стихотворений «Не с теми я, кто бросил землю.», «Клятва». Активность гражданской позиции поэта. Тема Родины и гражданского долга в лирике . »

А.А. Ахматова. Анализ стихотворений «Не с теми я, кто бросил землю…», «Клятва». Активность гражданской позиции поэта. Тема Родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.Цели:

Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве А. Ахматовой, вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь учащимся понять всю сложность переживаний поэта, связанных с темой родины; определить гражданскую позицию лирической героини Ахматовой Повторить литературоведческие понятия, их роль в поэтическом тексте, формировать навыки анализа лирического стихотворения, навыки выразительного чтения

Оборудование: фотографии разных лет Ахматовой, выставка книг, сборники стихотворений

Методические приемы: проверка изученного материала, анализ стихотворения, рассказ учителя с элементами беседы.

Эпиграфы к уроку:

“Не с теми я, кто бросил землюна растерзание врагам”.

“Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.”А. Ахматова.

Приветствие класса. Беседа.

Работа с эпиграфом.

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала

Поэзия Анны Ахматовой – это уникальное явление в русской литературе начала ХХ века. Анна Ахматова, родившаяся по ее словам “…в один год с Чарли Чаплином, “Крейцеровой сонатой” Толстого, Эйфелевой башней”, гордилась тем, что застала конец столетия, в котором жил и творил величайший гений всей русской литературы А. С. Пушкин. Вся ее жизнь была неразрывно связана с творчеством: будь то горе или радость, – все это находило свое отражение в стихах. Свои лишения и трагедии она связывала с трагедией всего народа в целом. Тяжелейшие общественные потрясения: мировые войны, февральская революция в России 1917 года, гражданская война, тяжелейшие 30-е годы – все это затронуло и ее, ее семью; навсегда впечаталось в историю русской поэзии ее стихами.

Беседа. Я предлагаю в начале урока вспомнить о начале творческой биографии А. Ахматовой

В. Вспомните, к какому литературному течению принадлежала А. Ахматова? В чем его суть?

О. А. А. Ахматова была акмеисткой. Это литературное течение генетически связано с символизмом, но противостояло его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначал ценность слова. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего лирического мира героя – через психологически значимый жест, движение деталь. Манера «материализации переживаний» была характерна для творчества А. Ахматовой.

Запись в тетрадях. Акмеизм.

В. Как называются первые сборники Ахматовой?

О. «Вечер» 1912 г. и «Чётки» 1914 г.

В. Каковы темы её раннего творчества?

О. Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это про является драматически, но оно земное, лишённое мистики и тайны.

Учитель. С самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой еще одна любовь – любовь к родной земле, к Родине, к России, которой Ахматова никогда не изменяла. Книги « Белая стая»(1917), «Подорожник» (1921) упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов России.

Дата События в жизни поэтессы

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа над стихотворениями.

Выразительное чтение стихотворения « Не с теми я, кто бросил землю…»

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час.

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

Аналитическая беседа:

В. В каком стиле написано стихотворение?

О. В высоком стиле.

В. Какие противопоставления мы видим в нём?

О. Не только уехавшие и оставшиеся, но и «бросившие землю» и «изгнанники».

В. Каково отношение автора к тем и другим?

О. К первым сочувствия нет. « Но вечно жалок мне изгнанник…»: имеются в виду литераторы и философы, высланные из России в 1922г. в качестве враждебного элемента.

В. Однако судьба оставшихся не лучше. Почему?

О. Мученическая жизнь.

В. Какова идея стихотворения?

О. Протест против высылки цвета русской интеллигенции. Но главное – приятие собственного жребия: исторически « оправдан будет каждый час» мученической жизни.

Учитель. Два десятилетия спустя Ахматова восприняла В. О. войну как искупление народом греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами.

Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде. На всю страну зазвучала её «Клятва».

И та, что сегодня прощается с милым,-

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Ахматова видит своё предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

Анна Ахматова умерла в Москве летом 1966 года. Поэтесса похоронена в г. Комарово под Санкт-Петербургом, как и хотелось этой великой женщине с трудной судьбой.

Выводы:

В. Как трактуется тема Родины в поэзии А. Ахматовой?

О. Родина в поэзии А. Ахматовой — понятие священное, часто вызывающее библейские ассоциации. В годы Первой мировой войны тема Родины трактуется поэтом в антивоенном, пацифистском плане. А. Ахматова в стихах готова на любые жертвы ради того, «чтобы туча над темной Россией / стала облаком в славе лучей». В предреволюционные годы и после революции, когда многие деятели культуры эмигрировали, А. Ахматова не оставила Родину.

В. Как относилась А. Ахматова к возможности покинуть родину (по стихам)?

О. А. Ахматова выразила свое отношение к эмиграции в стихах «Мне голос был, он звал утешно», «Не с теми я, кто бросил землю». Она отметает возможность покинуть Родину в тяжелый час как недостойный шаг. Покинувшие страну вызывают жалость: «Темна твоя дорога, странник, /Полынью пахнет хлеб чужой». Она горда тем, что «ни единого удара не отклонили от себя», чем и будет «оправдан каждый час».

Учитель. Жить в нашей стране всегда было не просто. Судьба Ахматовой — это две мировые войны, революция и гражданская война, годы сталинских репрессий и хрущевская оттепель. Но и сегодняшнее молодое поколение — это тоже не простая эпоха. Это и чеченская война, терроризм, растерянность молодого поколения и, как следствие, алкоголизм и наркомания. Ахматова — патриот, она выстояла. А как не сломиться сегодняшним молодым?

Итоги. Выставление оценок.

Домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру на тему: «В чем созвучие патриотизма Ахматовой и патриотизма нынешнего поколения?».

«Рождение второго ребенка в семье. Когда ребенок единственный в семье, все внимание и забота достаются только ему. При рождении второго ребенка все меняется. Независимо от характера семейных отношений ребенок проявляет ревность. Она. »

«Контрольный тест по обществознанию 10 класс (Духовная сфера) Вариант 11.Запишите слово, пропущенное в таблице Форма освоения мира Характеристика религия Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное. Освоение и воплощение эстетических ценностей, освоение мира в образах2.Найдите. »

«-1108710-729615Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом 8 Составили: Щербакова Н.А. заместитель директора по ВР г. Комсом. »

«Тема урока: Ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа №5 “Изучение модификационной изменчивости” Цели урока: сформировать знания о модификационной изменчивости, норме реакции и статистическом характере закономерности. Формировать навыки познавательного мышления, развивать ум. »

«К сведению акционеров АО “ТАСКОМБАНК”, г. Киев! Сообщение об изменениях в повестку дня проведении внеочередного Общего собрания акционеров АО “ТАСКОМБАНК” ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “ТАСКОМБАНК” (местонахождение: Украина, 01032, г. Киев, ул. Симона Петлюры, 30) сообщает об изменениях в повестку дня внеочере. »

«Введение Иногда сижу и задумываюсь над тем, сколько людей окружает меня в этом мире. Каждый из них имеет свой характер, совершает поступки, свойственные лишь ему. И каждый же человек. »

«31 мая, день открытияНАЧИНАЮТСЯ XXXVI ТАЛЛИННСКИЕ ДНИ СТАРОГО ГОРОДА И ФЕСТИВАЛЬ “НАРГЕН”!ЭКЗАМЕНЫ И ПРАЗДНИК!ЭКЗАМЕНЫ11.00 Церковь Яани (Vabaduse vljak 1).ВИВАЛЬДИ И ПЯРТ. Хор и симфонический оркестр Эстонской академии музыки и театра, концертм. »

2017 www.docx.lib-i.ru – «Бесплатная электронная библиотека – интернет материалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Ссылка на основную публикацию