Анализ стихотворения Ахматовой Молитва

Идейный анализ и содержание стихотворения Ахматовой «Молитва»

История создания

Анна Андреевна Ахматова – ярчайший представитель Серебряного века. Особенной чертой всех представителей данного периода в литературе было стремление уйти от идеализма, позитивизма. Поэты-серебряники не пытались оправдать поведение человека социальными условиями существования, напротив, они придерживались устоев русской поэзии, для которой был важен именно человек, как он есть, с характерными только для него чувствами, мыслями.

1915 год – тяжёлое время для России. В разгаре Первая Мировая война. Сотни тысяч человек отправились на войну в рядах добровольцев. В этих рядах был и муж Анны Андреевны – поэт Николай Гумилёв. Такое решение мужа поэтессе не понравилось. Поначалу Ахматова относилась к войне как к странной мужской игрушке. Но постепенно эта мысль сменилась на ужас. Анна Андреевна была ошеломлена, потрясена трагедией, обрушившейся на людей.

В этом же году Ахматова пишет стихотворение «Молитва», которое изначально предназначалось мужу. Но отправить его на фронт она так и не решилась. Многие женщины молятся лишь о том, чтобы их возлюбленные вернулись домой целыми и невредимыми, а Анна Андреевна готова принести страшную жертву, отдав ребёнка и мужа («друга») ради окончания войны, ради победы России.



Анализ стихотворения Ахматовой Молитва

  • Молитва
  • В 1915 году вышло стихотворение Ахматовой, которое называлось «Молитва». Это стихотворение покорило мир в какой-то степени. Потому что поэтесса жила в те времена, когда было трудно всем, и в том числе – ей. Она не осталась в стороне, она наоборот прочувствовала все своей душой, всем сердцем, также.

    Именно поэтому, как считают критики, до сих пор ее произведение, которое так не велико своим размером, покоряет всех тех, кто прочитал ее произведение, которое можно считать произведением искусства. Итак, стихотворение само состоит из восьми строк, и к тому же оно рифмовано очень качественно, и приятно читать не только по смыслу, но еще и потому, что рифма – это красиво и приятно вдвойне.

    1915 год – был тяжелым годом, ведь началась Первая Мировая война еще год назад, она уже шла, и не для кого – она не была выносимой. В те времена, много мужчин ушло на войну, почти никого из мужского населения – не осталось, только дети и старики. Одни женщины – все на их руки. Именно потому стихотворение носит название «Молитва». Ведь, когда трудно – и война на в мире – начинаешь молиться, искренне и неподдельно, потому что кажется, будто это – последняя надежда сохранить себя и своих близких.

    Это слово – слово молитва уже само по себе определяет название жанра – молитва. Стих-молитва очень силен во всех смыслах слова. Потому что он надавил на чувства людей, заставив их пустить слезу, почувствовать себя виноватым из-за того, что никто из простых смертных, казалось бы, не может остановиться эту ужасную войну, потому что жить так – становиться невыносимо.

    Анна Ахматова хорошо понимала и разделяла чувства людей, и не только в те времена, а еще и раньше. Именно потому, она до сих пор считается и будет считаться очень известной и великой поэтессой своих времен. Но даже сейчас ее произведения очень хорошо влияют на нас, простых людей.

    В произведении повесть ведется не от лица автора, а от лица – неизвестного лирического героя, и именно этот персонаж, которые представляется нам одной из жертв того времени, у кого отобрали брата, мужа или сына – просто молит Бога о том, чтобы все наконец-то закончилось, и в мире – наступила тишина, спокойствие, и все возвратилось вновь, — как было раньше.

    Анна Ахматова – это великий поэт тех времен.

    Анализ стихотворения Молитва по плану

    Жанр, направление, размер

    Название стихотворения Анны Ахматовой «Молитва» определяет жанр этого произведения. Молитва, как жанр лирики, представляет собой художественное высказывание, обращение лирического героя к Богу, Богородице, Святым. Для данного жанра важна диалогичность, которая хорошо отражена в поэзии Анны Ахматовой. Данное стихотворение – это бескорыстная молитва, молитва-прошение. Лирическая героиня отчаянно просит об освобождении Родины. Она готова пожертвовать чем угодно ради этого!

    Раннее творчество Анны Андреевны можно отнести к такому направлению как модернизм. Ахматова была членом объединения «Цеха поэтов», которые причисляли себя к течению акмеистов. Но Анна Андреевна не вмещалась в эти тесные рамки. Её творчество имело черты и символизма, и акмеизма, и реализма. Многие называли поэтессу «Душой Серебряного века».

    Размер стихотворения «Молитва» – трёхстопный анапест, перекрёстная рифмовка, рифма чередуется (мужская сменяет женскую).

    Композиция

    Стихотворение «Молитва» состоит из 8 строк. На части его разбить никак нельзя, оно монолитно и неразрывно. Композиция данного произведения представляет собой единую молитву. Оно построено как прошение, которое подчеркивается глаголами «дай», «отыми».

    Анна Андреевна была глубоко верующим человеком и понимала силу слова, обращенного к Богу. Она осознавала, что всё произнесённое в молитве очень часто сбывается. Несмотря на это, она мужественно готова пожертвовать всем, что у неё есть ради того, «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

    Образы и символы

    Лирический герой стихотворения «Молитва» – самоотверженная женщина, жена, мать, которая жертвует самым дорогим для блага родного народа.

    Можно сказать, что лирической героиней является сама Анна Ахматова, так как Молитва – это глубоко личное, потаённое обращение к Богу. Это неподдельное, не повторяющееся прошение, которое льётся из самой души конкретного человека.

    • Под словосочетанием «песенный дар» автор подразумевает свой дар, талант. Она готова им пожертвовать, не задумываясь, не оглядываясь. Это крайняя обозначенная в стихотворении жертва. Она уже оторвала, вырвала из сердца «и ребёнка, и друга». Что ещё отдать?! Только себя. Насколько нужно быть отрешённой, жертвенной, чтобы отдать то, что, по сути, и является тобой?
    • «Томительные дни», «туча над тёмной Россией» — это образное, символическое описание того страшного военного времени, периода мучительного ожидания. Последняя строчка в стихотворении пропитана светом, надеждой.
    • «Облако в свете лучей» — это образное определение, это воспоминание о тяжёлых годах войны, но это уже не чёрная туча, это белое облако в лучах радости, гордости и счастья.

    Темы, проблемы, настроение

    Во всём творчестве Анны Андреевны вера и любовь неразделимы, они едины. Как человек верующий, она понимала любовь широко, объёмно. Она для Ахматовой – это и трепетные, нежные отношения между мужчиной и женщиной, это и пылкая, жертвенная любовь к Родине, к народу.

    Тема стихотворения «Молитва» — любовь к Родине, единство личности со всей страной. Всё, чем живёт человек в мирное время, — семья, друзья, любимое дело – всё это, можно сказать, отступает перед лицом общечеловеческой трагедии. Поэтесса преисполнена чувством веры в победу России. Она готова жертвовать всем ради народа, ради родной страны.

    Настроение стихотворения «Молитва» отчаянно-торжественное. Именно такой парадоксальный окрас имеют строки произведения «Молитва». Лирическая героиня не сразу просит о заветном, она сначала перечисляет всё то, что несравнимо дорого ей, но что она готова отдать ради одного – светлого неба над головами соотечественников.

    Анна Андреевна осознаёт неотделимость своей судьбы от судьбы России. Её жертва – это не сиюминутное решение, сказанное сгоряча, а продукт долгих размышлений, работы души, это результат её чистой, искренней любви.

    А.Ахматовой «Молюсь оконному лучу…»

    Ахматова начала писать свои стихи еще в детстве и сочинила их великое множество. То была пора, если воспользоваться выражением А. Блока «подземного роста души». От тех стихов, аккуратно записывавшихся в дневник, почти ничего не осталось, но те отдельные произведения, что все-таки сохранились, уже выказывают некоторые весьма характерные «ахматовские черты». Стихотворение «Молюсь оконному лучу…» принадлежит к самым ранним ее стихам, которое было помещено в сборник «Вечер». Написано оно в 1909 году. И звучит мысль: время — наилучшее лекарство, которое лечит все. Оно поможет пережить страдания, а красота и гармония проявляются даже в обычных предметах, нужно лишь присмотреться. Стихотворение «сделано» буквально из обихода, из житейского немудреного быта – вплоть до позеленевшего рукомойника:

    На рукомойнике моем

    Но так играет луч на нем,

    Что весело глядеть.

    Для Анны Ахматовой предметом поэтического воодушевления может служить даже пятно плесени на сырой стене и лопухи, и крапива. Как писала сама поэтесса, стихи «растут из сора». Она просто фиксирует отдельные импрессионистические штрихи. Она старалась увидеть поэзию в обычной жизни – изобразить жизненную и реальную поэзию. Именно логично, лаконично, четко и ясно отображала действительность. Она воспевала ее, не поднимаясь в облака, а оставаясь на земле.

    La fleur des vignes pousse Et j’ai vingt anscesoir Andre Theuriet1

    Молюсь оконному лучу — Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце — пополам. На рукомойнике моем Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело глядеть. Такой невинный и простой В вечерней тишине, Но в этой храмине пустой Он словно праздник золотой И утешенье мне.

    Первое, что сразу же останавливает взгляд, это — строгость, четкость рисунка, а также какая-то внутренняя почти драматическая напряженность чувств. Разговор обращен к возлюбленному. Он не требует повышения голоса, он как бы не требует зрителя и основан на психологических нюансах. Есть в этом стихе и чисто ахматовская недосказанность, то есть, та самая знаменитая ее черта как художника. Недосказанность парадоксально сосуществует у нее с совершенно четкими и почти стереоскопическим изображением.

    Молюсь оконному лучу –

    Он бледен, тонок, прям.

    Сегодня я с утра молчу,

    А сердце- пополам…

    Психологизм — очень характерная для всей ее последующей лирики эта ранняя строка:

    Сегодня я с утра молчу,

    А сердце – пополам.

    Любовная драма развертывающаяся в стихе, происходит как бы в молчании: ничто не разъясняется, не комментируется, слов так мало, что каждое из них несет огромную психологическую нагрузку. Скрытый сюжет относиться к многим, многим ситуациям в жизни. В этом стихе нам не важно, что именно произошло в жизни героини. Ведь самое главное – боль, растерянность, желание успокоиться хотя бы при свете солнечного луча. Мудрость ахматовской миниатюры чем-то похожа на японские хокку. Она заключается в том, что она говорит о целительной для души силе природы.

    Основная идея

    Стихотворение «Молитва» — это одно из многих произведений поэтессы, в которых она выражает своё единство со страной, по строкам которых можно понять, что боль России она воспринимает как свою собственную. Главная мысль стихотворения «Молитва» — порыв патриотизма и жертвенности женщины, которая не может воевать, но готова отдать все, что у нее есть, ради окончания кровопролития.

    Смысл произведения «Молитва» – это самоотрешённая любовь к Родине. Анна Андреевна, как истинна христианка, на своём примере, показала то, как нужно любить.

    Лирический язык

    Одного не забрал у Ахматовой Бог – самобытного поэтического дара, ставшего драгоценным достоянием России, которую она так любила. Характерная черта ее лирики – диалог с воображаемым собеседником. Этот художественный прием присутствует в ее ранних стихах, в которых лирическая героиня объясняется с любимым или описывает свое внутреннее состояние. Анализ стихотворения Ахматовой «Молитва» дает понять: теперь в ее творческом диапазоне появляются новый масштаб и интонация. Но поэтика не меняется. По-прежнему есть невидимый собеседник, который знает все ее тайны и подробности жизни и у которого есть власть решить ее судьбу. И таким же емким и образным, как во всех предыдущих и последующих стихах, оказывается финал произведения: зрительно ощутимая и поражающая красотой картина великолепной и знакомой каждому человеку метаморфозы, когда мрачную тучу внезапно пронзают изнутри солнечные лучи, и она вдруг превращается в ослепительно сияющее облако.

    Средства выразительности

    Поэтический язык Анны Ахматовой можно назвать простым, приближенным к разговорному. Но в дореволюционном сборнике «Белая стая» разговорные интонации сменяются молитвенными.

    1. В стихотворении «Молитва» присутствуют такие эпитеты, как «горькие годы», «таинственный дар», томительные дни».
    2. Также использована метафора: «горькие годы недуга», «туча над темной Россией», «облако в славе лучей».
    3. «Песенный дар» можно считать аллегорией, так как автор подразумевает под этим определением талант поэта.
    4. Анной Андреевной использовано многосоюзие «отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар». Так она привлекает наше внимание к этим строкам, заставляет задуматься над искренностью, чистотой и силой её желания, её просьбы о прекращении войны, понять её огромную любовь к людям и Родине. Многосоюзие придаёт ещё большую эмоциональность стихотворению.

    До Анны Ахматовой литературный мир знал много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени. Современники поэтессы говорили, что Анне Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов».

    Молитва Анны Ахматовой

    Молитва Анны Ахматовой

    О чем молятся люди? О том, чтобы Господь даровал им – счастье, радость, изменения к лучшему… Мало кто ищет испытания, боль, молит о страданиях. И в них находит смысл жизни. Но для творца определенного склада это естественно – без переживаний, горьких прозрений, разочарований, блужданий в потемках и умении находить выход из разных тупиков нет повода для написания художественного произведения. Анна Ахматова относилась к числу редких людей, которых страдания очищают и закаляют. Ее лирические герои стремятся к стоицизму. Желают преодолеть все земные опасения и обрести бесстрашие:

    «Дай мне черные ночи недуга,
    Задыханья, бессоницу, жар,
    Отыми и ребенка, и друга,
    И таинственный песенный дар.
    Так молюсь за Твоей литургией
    После стольких томительных дней,
    Чтобы туча над темной Россией
    Стала облаком в славе лучей».

    Читайте также:  Анализ поэмы Ахматовой Реквием стихотворения 11 класс сочинение

    Понятно, что нет смысла пояснять стихи – поэтесса сказала все, что хотела. Но мне хочется проанализировать все это не столько для потенциальных читателей, сыграв роль популяризатора классики, сколько для себя самой. Потому что автор мне близок по духу. Возможно, поняв Ахматову, я пойму что-то важное в себе.

    «Отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар», – в ситуации, когда стране угрожает опасность уничтожения, она готова пожертвовать даже призванием, отказаться от вдохновения. Это жертва из жертв для художника.

    Все ее творчество – индивидуальный диалог с Богом. Попытка Его услышать. Отдать Ему все. Лирическая героиня безжалостна к себе. Она сурово снимает со своей души один за другим защитные покровы и обнажает самую суть.

    Вот показательные строки:

    «В то время я гостила на земле,
    Мне дали имя при крещенье – Анна,
    Сладчайшее для губ людских и слуха».

    Спокойная, отстраненная самоирония. Ахматова – наблюдатель. Она и романтик, и реалист. Никогда в своих фантазиях она не позволяет себе уноситься от реальности настолько, чтобы стать смешной, нелепой, карикатурной, экзальтированной. Дает себе мысленную команду: «Стоп». Пытается взглянуть на себя со стороны – и улыбнуться.

    Сарказм пронизывает все сюжетные линии ее поэтики – она может иронизировать и над мистикой, религией, хотя часть ее натуры откликается на все это:

    «И вот таким себе я представляла
    Посмертное блуждание души».

    У ее Бога есть чувство юмора. Иной ей стал бы скучен. При этом Он трезво мыслит. Лирические героини адекватны – потому что именно к такому Богу прислушиваются.

    Литература об Ахматовой пронизана рассуждениями о том, что она не признавала деления женщин на святых и блудниц, и в ее героинях есть и то, и другое. Мне не очень нравятся эти выражения. Она просто не человек крайностей. Живая душа, наделенная редким для поэта даром – чувством меры и умением абстрагироваться от эмоций. Она – не только женщина, купающаяся в своих чувствах, Ахматова – мыслитель, созерцатель, философ. Это меня и привлекает.

    Любовь – нечто гораздо более интересное, чем обмен высокопарными комплиментами, это некий интеллектуальный поединок, философский спор. Стиль у нее – монологический, исповедальный. В ней есть и бунтарь, и смиренный человек. И они дополняют друг друга. Сущность лирической героини Ахматовой самодостаточна, она в самой себе находит новые смыслы, другие измерения, выдуманные миры.

    Ахматова внешне напоминала и светских дам, и пуританок. С возрастом в ней стало больше проступать второе. И она органична в чеканной строгой печальной поступи женщины, которую описывает, как бы глядя на нее со стороны.

    Она трагик с чувством юмора. В ее стихах я слышу реквием – несмолкающую мощную мрачную ноту. Как будто гудящий колокол.

    Обыденность ее меньше интересует, вот, например, показательные строки:

    «Ведь где-то есть простая жизнь и свет,
    Прозрачный, теплый и веселый…
    Там с девушкой через забор сосед
    Под вечер говорит, и слышат только пчелы
    Нежнейшую из всех бесед.

    А мы живем торжественно и трудно
    И чтим обряды наших горьких встреч
    Когда с налету ветер безрассудный
    Чуть начатую обрывает речь, –

    Но ни на что не променяем пышный
    Гранитный город славы и беды,
    Широких рек сияющие льды,
    Бессолнечные, мрачные сады
    И голос Музы еле слышный».

    Это концентрат ее творческого мира. Но Ахматова – человек, который способен радоваться и тому, что его окружает. Отдыхать от своей требовательной музы, приковывающей ее к письменному столу:

    «Прости, что я жила скорбя
    И солнцу радовалась мало.
    Прости, прости, что за тебя
    Я слишком многих принимала».

    Отчужденность от всего абсолютно, миг слабости, когда она не находит опору ни в чем – ни в фантазиях, ни в реальности:

    «Так, земле и небесам чужая
    Я живу и больше не пою,
    Словно ты у ада и у рая
    Отнял душу вольную мою».

    Вот еще одна молитва в ахматовском стиле – это напоминает полное отрешение от своей воли, как будто обращаются к старцу и готовы выполнять его приказания, видя в нем посредника между небом и землей:

    «Земной отрадой сердца не томи,
    Не пристращайся ни к жене, ни к дому,
    У своего ребенка хлеб возьми,
    Чтобы отдать его чужому.
    И будь слугой смиреннейшим того,
    Кто был твоим кромешным супостатом,
    И назови лесного зверя братом
    И не проси у Бога ничего».

    Возможно, это усталость от своего «я», желание полного исчезновения, растворения в воздухе:

    «Но я предупреждаю вас,
    Что я живу в последний раз.
    Ни ласточкой, ни кленом,
    Ни тростником и ни звездой,
    Ни родниковою водой,
    Ни колокольным звоном –
    Не буду я людей смущать –
    И сны чужие навещать
    Неутоленным стоном».

    Стихотворение, созвучное по смыслу и энергетике:

    «Здесь все меня переживет,
    Все, даже ветхие скворешни,
    И этот воздух, воздух вешний,
    Морской свершивший перелет.

    И голос вечности зовет
    С неодолимостью нездешней,
    И над цветущею черешней
    Сиянье легкий месяц льет.

    И кажется такой нетрудной,
    Белея в чаще изумрудной,
    Я не скажу, куда…

    Там средь стволов еще светлее,
    И все похоже на аллею
    У царскосельского пруда».

    Монотонный внутренний голос поэта, напоминающий заупокойные молитвы, прощающийся с миром. И не мечтающий о том, чтобы продолжить свое существование в ином измерении.Если Ахматова и верит в Бога, она будто просит Его: избавь меня от самой себя навсегда.

    Ее жесткость органична. В ней нет ничего наигранного. Просто Ахматова не боится правды. Она не захлебывается в истерических надрывных эмоциях, а произносит свой приговор окружающим и себе самой как некий потусторонний судья:

    «Я пью за разоренный дом,
    За злую жизнь мою,
    За одиночество вдвоем,
    И за тебя я пью, –
    За ложь меня предавших губ,
    За мертвый холод глаз,
    За то, что мир жесток и груб,
    За то, что Бог не спас».

    Анна Горенко взяла себе псевдоним – Ахматова. Он вызывает ассоциации с Востоком. Эта культура была ей близка. Возможно, она ощущала себя так, будто в прошлой жизни жила там:

    «Это рысьи глаза твои, Азия,
    Что-то высмотрели во мне,
    Что-то выдразнили подспудное
    И рожденное тишиной,
    И томительное, и трудное,
    Как полдневный термезский зной
    Словно вся прапамять в сознание
    Раскаленной лавой текла,
    Словно я свои же рыдания
    Из чужих ладоней пила».

    Гражданская позиция опять же органично вытекает из особенностей ее натуры. Она понимает, что пафос и громкие слова могут только вызвать раздражение, и деликатно отходит в сторону, как бы пытаясь найти точное созвучие непоправимому несчастью:

    «Ленинградскую беду
    Руками не разведу,
    Слезами не смою,
    В землю не зарою
    За версту не обойду
    Ленинградскую беду.
    Я не песенкой наемной,
    Я не похвалой нескромной,
    Я не взглядом, не намеком,
    Я земным поклоном
    В поле зеленом
    Помяну».

    Одно из лучших стихотворений Ахматовой посвящено Борису Пастернаку. Они чувствовали друг друга. Вот что думал Пастернак:

    «Анне Андреевне Ахматовой,
    Началу тонкости и окончательности,
    Тому, что меня всегда ободряло
    И радовало,
    Тому, что мне сродно и близко
    И что выше и больше меня».

    Когда он умер, она создала шедевр, близкий его мягкой доверительной интонации:

    «Умолк вчера неповторимый голос,
    И нас покинул собеседник рощ.
    Он превратился в жизнь дающий колос
    Или в тончайший, им воспетый дождь,
    И все цветы, что только есть на свете,
    Навстречу этой смерти расцвели,
    Но сразу стало тихо на планете,
    Носящей имя скромное… Земли».

    Одно из самых моих любимых стихотворений Ахматовой – музыкальных, со сверхчеловеческой мощью, написанное от лица человека, которому тесно в рамках обыденности, и он тянется к широчайшим просторам, вселенским масштабам:

    «Мы встретились с тобой в невероятный год
    Когда уже иссякли мира силы,
    Все было в трауре, все никло от невзгод
    И были свежи лишь могилы.
    Без фонарей как смоль был черен невский вал,
    Глухая ночь вокруг стеной стояла…
    Так вот когда тебя мой голос вызывал!
    Что делала – сама еще не понимала».

    Завистливость, мелочность, глупая ревность, детские обиды – Ахматова не считала это великим поводом для вдохновения, у нее душа даже не зрелого человека в обычном понимании, а мудреца, будто прожившего тысячи лет, голос которого не умолкнет.

    Как и Шекспира. Бернарда Шоу. Эмили Бронте. Рахманинова. Вот авторы, созвучные ей.

    Этой простой и ясной цитатой мне хотелось бы завершить:

    «Я не любила с давних лет,
    Чтобы меня жалели
    А с каплей жалости твоей
    Иду, как с солнцем в теле
    Вот отчего вокруг заря.
    Иду я, чудеса творя,
    Вот отчего!»

    Молитва

    Дай мне горькие годы недуга,
    Задыханья, бессонницу, жар,
    Отыми и ребенка, и друга,
    И таинственный песенный дар —
    Так молюсь за Твоей литургией
    После стольких томительных дней,
    Чтобы туча над темной Россией
    Стала облаком в славе лучей.

    Анализ стихотворения Анны Андреевны Ахматовой “Молитва”

    Первая мировая война , в которую Россия была вовлечена в 1914 году, кардинально изменила жизнь очень многих людей. В их числе оказалась и Анна Ахматова , которая именно в этот период осознала, что ее семья, о которой она так мечтала, существует фактически лишь на бумаге. Все дело в том, что супруг поэтессы Николая Гумилев при первой же возможности записался в армию добровольцем, чем вызвал негодование Ахматовой . Она понимала, что кто-то должен защищать родину в тот момент, когда над ней нависла смертельная опасность. Однако было очевидно, что Гумилевым движут не столько патриотичные чувства, сколько желание сбежать из дома и оставить семью ради новых приключений. Сама Ахматова довольно долго воспринимала войну как некое развлечение для мужчин. И только в середине 1915 года, когда домой стали возвращаться искалеченные солдаты из числа ее близких друзей, а во многие дома и вовсе пришли похоронки, Ахматова осознала весь ужас происходящего. Она больше не шутила по поводу того, что мужчины уходят на войну, чтобы избавиться от надоевших жен, и кардинально изменила свое отношение к боевым действиям. Понимая, что возврата к прошлой жизни, спокойной и безмятежной, уже не будет, Ахматова все же мечтала о том, что кровавая бойня, успевшая унести тысячи человеческих жизней, закончится. Причем, поэтесса уповала на победу русских войск, в какой-то момент остро почувствовав, что является истинной дочерью своего народа, которая стала патриотом еще до того, как научилась говорить. Она готова было отдать все, что имеет, ради того, чтобы Россия сохранила свою независимость.

    В 1915 году Ахматова пишет короткое стихотворение, которое планирует отправить на фронт Гумилеву . Однако в последний момент решает этого не делать, так как чувствует себя предательницей по отношению к супругу. В тот момент, когда многие женщины молятся о том, чтобы их мужья вернулись с войны живыми и невредимыми, Ахматова готова принести кровавую и страшную жертву, восклицая: «Отыми и ребенка, и друга». Под другом поэтесса подразумевает Гумилева , к которому испытывает очень теплые чувства, но уже давно не считает его своим мужем. Кроме этого, Ахматова готова пожертвовать собственным здоровьем и благополучием, а также согласна прожить остаток дней в скорбях и нищете. Даже свой «таинственный песенный дар» поэтесса готова принести в жертву, о чем молит Бога во время литургии. Взамен же Ахматова просит лишь одного – «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

    Истинно верующие люди прекрасно осведомлены о том, что Господь слышит мольбы каждого из нас. Поэтому даже если Ахматова и заигрывала с Всевышним, то прекрасно осознавала – ее просьба может быть исполнена, пусть и не совсем так, как этого хочется поэтессе. Война действительно завершилась, хоть и без блистательной победы России. Однако перемирие было заключено уже после Великой Октябрьской революции , и кровавый коммунистический террор стал своеобразной платой за избавление от внешнего врага. Самой Ахматовой также пришлось принести на алтарь мирной жизни не одну жертву. В первую очередь, речь идет о Николае Гумилеве, который был расстрелян в 1921 году. Дважды в тюрьме побывал и сын поэтессы Лев Гумилев . Молитва поэтессы действительно была услышана, и она прожила очень сложную жизнь, пройдя через гонения и травлю, тяжелые болезни и нищету. Единственное, что Господь оставил Ахматовой, так это ее удивительный поэтический дар, который стал для нее наградой за веру в непоколебимость России, патриотизм и четкое разделение таких понятий, как «родина» и «государство».

    «Мне ни к чему одические рати…», анализ стихотворения Ахматовой

    «Мне ни к чему одические рати…» – программное стихотворение Ахматовой. Его очень часто цитируют. При этом не только в работах, посвященных Анне Андреевне, но и в трудах, относящихся к другим литературным деятелям и поэзии вообще.

    История создания

    Стихотворение написано в 1940 году, включено в цикл «Тайны ремесла». Помимо него туда входят еще девять лирических произведений, каждое из которых посвящено теме поэта и поэзии. Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» впервые напечатал журнал «Звезда» в номере 3/4 за 1940 год. Период написания этого произведения – относительно светлое время в жизни Ахматовой. В конце 1939 года советская власть начала благоволить ей. Поэтессе поступило предложение о подготовке к печати книг для двух издательств. Кроме того, ее приняли в Союз писателей, опубликовали сборник «Из шести книг», стихотворения Анны Андреевны стали появляться в журналах «Звезда», «Ленинград» и «Литературный современник».

    Читайте также:  Анализ стихотворения Сад Ахматовой

    Лирический герой

    В стихотворении «Мне не нужны одические рати…» лирический герой – поэт, рассуждающий на тему творчества. Он провозглашает отказ от написания произведений, имеющих к реальной жизни опосредованное отношение. Его не прельщает перспектива создавать оды и элегии. «Сор» обыденности – вот материал, из которого должны рождаться стихотворения. При этом в готовых произведениях нет места ничему лишнему, их отличает изысканная простота. Важный момент – от занятий творчеством лирический герой получает неподдельное удовольствие, о чем свидетельствуют последние строки. В них говорится, что стих звучит на радость не только читателю, но и самому поэту.

    Тематика и сюжет

    У стихотворения нет сюжета. В центре внимания – мысли лирического героя. Основная тема произведения – тема поэта и поэзии. Нередко стихотворение «Мне не нужны одические рати…» воспринимается как манифест Ахматовой. В первую очередь вторая его строфа, где говорится о растущей из сора лирике. В качестве главного источника вдохновения поэта здесь заявлена простая жизнь, природа. Чтобы в обыденности заметить поэзию, разглядеть красоту, необходим настоящий талант.

    Некоторые исследователи склонны по-другому трактовать стихотворение Ахматовой. По их мнению, смысловая оригинальность произведения заключается в том, что с помощью него Анна Андреевна декларирует не возвращение к природе и не поиск вдохновения в повседневности, а предлагает обратиться к культуре. Например, литературовед Роман Тименчик указывает на то, что пассаж про «таинственную плесень на стене», – отсылка к Леонардо да Винчи. Итальянский гений эпохи Возрождения призывал рассматривать «стены, запачканные разными пятнами» с целью увидеть там «подобие различных пейзажей». Кроме того, другие исследователи находили в стихотворении «Мне не нужны одические рати…» отсылки к творчеству Пушкина и Кузмина.

    Размер, рифмы и тропы

    Стихотворение написано ямбом. Рифмовка использована перекрестная, рифмы встречаются как мужские, так и женские. В произведении много аллитераций на звонкие согласные. Среди них – «р», «з», «б». В числе остальных средств художественной выразительности – сравнения (стихи растут, словно лопухи и лебеда), метафоры («одические рати»), эпитеты (стих «нежен» и «задорен»). Благодаря выбранным тропам и отсутствию темных красок, стихотворение получилось ярким, светлым, жизнерадостным.

    Литературное направление

    В воспоминаниях Ахматова писала, что «в 1910 году явно обозначился кризис символизма». Из-за этого начинающим поэтам приходилось выбирать другие пути. Некоторые из них примыкали к футуристам, некоторые – к акмеистам. Анна Андреевна предпочла второй вариант. Акмеизм противопоставлял себя символизму. В качестве основных целей его создатели обозначали изображение предметного мира, использование ярких и точных слов, а также отчетливых образов. С течением времени Ахматовой стало тесно в акмеистических рамках. Ее лирика начала развиваться в русле русской классической поэзии. Так как стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» – образец зрелого творчества Анны Андреевны, то ни к какому литературному направлению оно не относится.

    Анализ стихотворения Мне ни к чему одические рати Ахматовой

    История создания

    Стихотворение написано в 1940 году, включено в цикл «Тайны ремесла». Помимо него туда входят еще девять лирических произведений, каждое из которых посвящено теме поэта и поэзии. Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» впервые напечатал журнал «Звезда» в номере 3/4 за 1940 год. Период написания этого произведения – относительно светлое время в жизни Ахматовой. В конце 1939 года советская власть начала благоволить ей. Поэтессе поступило предложение о подготовке к печати книг для двух издательств. Кроме того, ее приняли в Союз писателей, опубликовали сборник «Из шести книг», стихотворения Анны Андреевны стали появляться в журналах «Звезда», «Ленинград» и «Литературный современник».

    Вариант 2

    В жизни любого творческого человека наступает момент, когда ему необходимо переосмыслить все свое творчество и ответить на вопрос “для чего и кого все это нужно”. Анна Ахматова не стала исключением, и тема назначения поэта и поэзии стала одной из центральных в ее творчестве. Доказательством этого служит создание целого сборника стихотворений на данную тематику “Тайны ремесла”. Эти стихи, создавались Ахматовой на протяжении многих лет. Некоторые из них были посвящены Музе и Мандельштаму, остальные же были написаны для простого читателя.

    Стихотворение “Мне ни к чему одические рати” было написано в 1940 году. Впервые оно было опубликовано в этом же году в журнале “Звезда”. Этот период был очень удачным в жизни поэтессы. Советская власть разрешила ей опубликовать сборник “Из шести книг”. Вскоре Ахматову приняли в Союз писателей.

    В стихотворении “Мне не нужны одические рати” поэтесса рассуждает о принципах, которым следует во время создания произведения. Она подчеркивает, что не нужно следовать общепринятым канонам, создание стихотворения лучше всего делать максимально естественно. Автору чужд высокий стиль, оды и элегии. Возможно, это связано с тем, что Ахматова желает подчеркнуть своеобразность женской поэзии, которой по ее мнению свойственна сильная чувствительность и отсутствие в речи заезженных фраз и оборотов. Также не менее важным для Ахматовой является возникновение стихотворения из повседневных вещей, которые она называет сором. Важно уделять большое внимание мелочам, и тогда результатом творения станет истинный шедевр, который принесет радость читателю. Стихи должны отражать внутренний мир автора, поэтому его жизнь должна быть насыщенной и духовно богатой.

    Лирическим героем является сама поэтесса, которая рассуждает на тему своего творчества. Стихотворение написано ямбом. Рифмовка — перекрестная с сочетание мужской и женской рифмы. В стихотворении используется множество средств художественной выразительности: метафоры( одические рати, элегических затей), эпитеты( стих задорен, нежен), сравнения( как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда).

    Анализ стихотворения Мне ни к чему одические рати по плану

    Лирический герой

    В стихотворении «Мне не нужны одические рати…» лирический герой – поэт, рассуждающий на тему творчества. Он провозглашает отказ от написания произведений, имеющих к реальной жизни опосредованное отношение. Его не прельщает перспектива создавать оды и элегии. «Сор» обыденности – вот материал, из которого должны рождаться стихотворения. При этом в готовых произведениях нет места ничему лишнему, их отличает изысканная простота. Важный момент – от занятий творчеством лирический герой получает неподдельное удовольствие, о чем свидетельствуют последние строки. В них говорится, что стих звучит на радость не только читателю, но и самому поэту.

    Тематика и сюжет

    У стихотворения нет сюжета. В центре внимания – мысли лирического героя. Основная тема произведения – тема поэта и поэзии. Нередко стихотворение «Мне не нужны одические рати…» воспринимается как манифест Ахматовой. В первую очередь вторая его строфа, где говорится о растущей из сора лирике. В качестве главного источника вдохновения поэта здесь заявлена простая жизнь, природа. Чтобы в обыденности заметить поэзию, разглядеть красоту, необходим настоящий талант.

    Некоторые исследователи склонны по-другому трактовать стихотворение Ахматовой. По их мнению, смысловая оригинальность произведения заключается в том, что с помощью него Анна Андреевна декларирует не возвращение к природе и не поиск вдохновения в повседневности, а предлагает обратиться к культуре. Например, литературовед Роман Тименчик указывает на то, что пассаж про «таинственную плесень на стене», — отсылка к Леонардо да Винчи. Итальянский гений эпохи Возрождения призывал рассматривать «стены, запачканные разными пятнами» с целью увидеть там «подобие различных пейзажей». Кроме того, другие исследователи находили в стихотворении «Мне не нужны одические рати…» отсылки к творчеству Пушкина и Кузмина.

    Анализ стихотворения «Мне ни к чему одические рати» Ахматовой

    «Златоустая Анна Всея Руси» стала не только поэтическим, но и этическим, нравственным знамением своего века. «Меня, как реку, суровая эпоха повернула», — писала Ахматова, имея в виду и жизненный свой путь и — неотделимый от него — путь литературный. Поэзия Ахматовой стала своего рода мостом, проложенным от классики девятнадцатого столетия к нашим дням.

    Ахматова — одна из немногих поэтесс, потому что почти все считали, что «быть поэтом женщине нелепость». Этой точки зрения придерживался и муж Ахматовой Николай Гумилев. Но ведь талант не смотрит, кто ты — мужчина или женщина, — а просто находит себе «приют» у человека, который сможет донести до читателя все переживания, свои и всей страны, чувства, человека, который сможет осознать предназначение этого дара.

    Пала седьмая завеса тумана, — Та, за которой приходит весна. —

    Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

    Связаться с нами:

    — это эпиграф к циклу «Тайны ремесла». Этот цикл показал, что для Ахматовой творчество неотделимо от жизни: без жизни, важным проявлением которой является любовь, не было бы и поэзии. Любовь — чувство, рожденное самой жизнью. В свою очередь процесс творчества приравнивается к процессам, что происходит в жизни, в природе. Обязанность поэта не выдумывать, а просто, расслышав песню времени, записать ее. Стихотворение «Мне ни к чему одические рати» помогает разобраться в том, что делается и сделано жизнью:

    Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

    Этот «сор» становится благотворной почвой для «созревания» истиной поэзии, которая поднимает с собой человека…

    Не знаю почему, но, когда я читала это стихотворение, то представила старый покосившийся домик, вокруг которого стоит такой же ветхий заборчик. Но он, забор, мало виден из-за лопухов. Рядом с домом, громко смеясь, бегают веселые дети. Родители окрикивают их, просят не шуметь, а ребята не слушают, смеясь все громче. Как не странно, дети среди этого «захолустья» там, где все так ветхо, но мило сердцу, вырастут замечательными людьми. То же происходит и со стихами: они рождены из сора, но выращены на свежем запахе дегтя:

    Сердитый окрик, дегтя запах свежий Таинственная плесень на стене… И сих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.

    Изобразительно-выразительные средства-тропы увеличивают эстетическое воздействие на читателя, подчеркивают великолепие языка. С помощью олицетворений Ахматова наиболее точно смогла показать, как рождаются, «растут стихи»: их не надо выдумывать, а надо только, расслышав, записать, и только тогда они будут песней литься для людей ( «стих звучит» ). Понять, что Ахматовой дороже стихи, рожденные хоть и из сора, но радующие сердце, потому что и запах дегтя, и плесень на стене напоминают о чем-то личном, таинственном, помогают эпитеты (одические рати, элегические затеи, сердитый окрик, запах свежий, таинственная плесень).

    Мелодичность, выразительность стихотворению придает перекрестная рифма:

    Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей По мне, в стихах все быть должно некстати Не так, как у людей.

    Характерной стилистической фигурой такой, как бессоюзие, которое присутствует в третьей строфе, Ахматова показывает мимолетный миг рождения стиха. Этот миг можно утратить, но если этого не случится, то стихотворение, навеянное самой жизнью, будет радовать задором и нежностью.

    Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды. Всей своей жизненной и творческой судьбой она оправдывала строки стихотворения, написанные еще в 1922 году:

    Я — голос ваш, жар вашего дыханья, Я — отраженье вашего лица. Напрасных крыл напрасны трепетанья, Ведь все равно я с вами до конца.

    Литературное направление

    В воспоминаниях Ахматова писала, что «в 1910 году явно обозначился кризис символизма». Из-за этого начинающим поэтам приходилось выбирать другие пути. Некоторые из них примыкали к футуристам, некоторые – к акмеистам. Анна Андреевна предпочла второй вариант. Акмеизм противопоставлял себя символизму. В качестве основных целей его создатели обозначали изображение предметного мира, использование ярких и точных слов, а также отчетливых образов. С течением времени Ахматовой стало тесно в акмеистических рамках. Ее лирика начала развиваться в русле русской классической поэзии. Так как стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» — образец зрелого творчества Анны Андреевны, то ни к какому литературному направлению оно не относится.

    • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
    • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
    • «Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
    • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
    • «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
    • «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
    • «Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой
    • «Родная земля», анализ стихотворения, сочинение
    • «Вечером», анализ стихотворения Ахматовой
    • «Гость», анализ стихотворения Ахматовой
    • «Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой
    • «Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой
    • «Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
    • «Уединение», анализ стихотворения Ахматовой
    • «Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой

    По произведению: «Мне ни к чему одические рати…»

    По писателю: Ахматова Анна Андреевна

    Творчество А. Ахматовой – уникальное явление в русской поэзии. И хотя история знала немало поэтесс и до Ахматовой, но только ей удалось стать голосом своей эпохи, а затем перешагнуть через все временные рубежи. Лаконичные и внешне простые, ахматовские стихи предельно насыщены поэтической мыслью и отличаются глубиной и силой чувства. После первой же книжки стихов Ахматова стала восприниматься как гениальный художник женской любви во всех ее проявлениях. Позднее в ее лирике зазвучали и другие традиционные темы и мотивы русской поэзии, и зазвучали они во многом тоже традиционно, поскольку истоки творчества Ахматовой – в классической русской литературе, и прежде всего в творчестве Державина и Некрасова, Пушкина и Лермонтова. Как и всякий поэт, А. Ахматова не редко обращается к теме поэтического ремесла. Однако, несмотря на очевидную в ее стихах перекличку с классической поэзией, взгляд поэтессы во многом оригинален. Рассмотрим в этой связи стихотворение А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати …» Это небольшое стихотворение написано в 1940 году и входит в цикл под названием «Тайны ремесла», создававшийся на протяжении нескольких лет. Первая же строфа придает поэтическому повествованию интонацию искренности. Признание лирической героини звучит весьма субъективно: «Мне ни к чему …», «по мне …» Вообще первая строфа побуждает нас к размышлению, особенно ее последние две строчки:

    Читайте также:  Анализ стихотворения Смятение Ахматовой

    По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей.

    «Некстати» – это значит «не вовремя», «не в подходящий момент». Другими словами, стихи, по мысли автора, должны удивлять нас неожиданностью, свежестью мысли.

    А потом мы как будто «слышим» что-то похожее на вздох лирической героини:

    Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда …

    Трудно однозначно сказать, что здесь метафорически употреблено «сору». Мысли поэта, жизненные впечатления, а может быть, сама жизнь? однако более нас завораживает строчка: «Растут стихи, не ведая стыда …» В ней и одушевленность поэтического творения и некая независимость процесса творчества от воли создателя. И далее такие неожиданные и в то же время логически оправданные сравнения:

    Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

    Вообще Ахматова обладала удивительной способностью видеть необычное в окружающем ее мире обыденной жизни. В ее стихах все превращалось в поэзию, иными словами, все было достойно поэтического слова, даже «таинственная плесень на стене». Многоточие в конце этой строки воспринимается как пауза, заполняющаяся процессом творчества. А далее идут строчки, начинающиеся уж очень по — пушкински: «И стих уже звучит …» В стихотворении Пушкина «Осень» мы находим похожие слова: «Минута – и стихи свободно потекут». Это сходство не случайно. Ахматова явно разделяла мнение Александра Сергеевича по поводу свободного в своей основе творчества. К моменту создания этих стихов их авторы уже были давно признанными мастерами слова, а потому мы не можем не разделять их мнения.

    Заключительные строки ахматовского стихотворения, заряженные энергией автора, звучат особенно эмоционально. Вообще поэтическое повествование Ахматовой проникнуто настроением бодрости и оптимизма. Этому во многом способствует выбранный поэтессой стихотворный размер ямб (кстати, самый популярный размер в русском стихосложении). А встречающиеся в каждой строке пропуски ударения придают стихотворению оттенок размышления, поэтического раздумья.

    Нельзя не сказать о том, что ахматовские стихи не отличаются богатством используемых автором средств выразительности. Поэтесса явно предпочитала небольшой объем и простоту поэтической речи. И вместе с тем ее стихи, говоря словами Пушкина, «пленяли прелестью нагой простоты». Причем за этой обыденностью художественной речи Ахматовой скрывается глубокий смысл, чему не в последнюю очередь способствует композиционная стройность ахматовского стихотворения, начинающегося и заканчивающегося одним и тем же словом «мне». Эта стройность придает поэтической мысли особую цельность, законченность.

    Удивительно то, что бедность глагольной лексики не лишает стихотворение ощущения полноты бытия. В поэтическом тексте явно чувствуется весеннее дыхание жизни. Мы видим «желтый одуванчик у забора», мы «вдыхаем» «дегтя запах свежий». И вообще рождение нового мы чаще всего связываем с весенней порой («растут стихи»).

    Однако главная мысль стихотворения звучит в его финальных строчках:

    И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.

    Таким образом, главное назначение поэзии, по мысли автора, – это способность дарить людям радость, радость от соприкосновения с творениями высокого искусства.

    Стихотворение А.А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати. » (восприятие, истолкование, оценка).

    Скачать сочинение
    Тип: Анализ стихотворения

    Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…», написанное в 1940 году, является одним из центральных в программном цикле «Тайны ремесла». Оно принадлежит руке уже зрелой поэтессы Анны Ахматовой, обдумывающей свой художественный опыт.
    Стихотворение нельзя отнести к лирике интимно-психологического ряда. Здесь мы не найдем сюжета, противостояния героев («я» и «он»), здесь нет описания случая, конкретной ситуации, действия, выстраивающихся в картину реального душевного движения, неповторимого жизненного конфликта. Все это присутствует в ее ранних стихотворениях, таких, как «Сжала руки под темной вуалью…», «Песня последней встречи», «Муж хлестал меня узорчатым…» и другие. Здесь же мысль подталкивается образом, а образ рождает мысль, которая заключается в том, что не «одические рати», не «элегические затеи» важны для поэта. Стихотворение возникает не из желания что-либо написать, а из особого и единственного человеческого опыта. Поводом к его созданию часто бывает не то, что известно всем, а то, что выявляется из прозы жизни «некстати». Поэт преодолевает «неэстетизм» обыденных вещей для того, чтобы стих зазвучал задорно, радостно и нежно, возвышая душу и поэта, и читателя.

    Образы природы помогают А.А. Ахматовой раскрыть эту мысль. «Одическим ратям» и «элегическим затеям» противопоставляет она «сор», из которого растут стихи: «желтый одуванчик у забора», «лопухи и лебеда», «дегтя запах свежий», «таинственная плесень на стене».

    Природа предстает перед нами естественной, реалистичной, но это отнюдь не означает, что Ахматова тем самым пытается противопоставить свое творчество вкусам эстетствующей публики. Эти образы лишь помогают понять ее поэтическую позицию, которая состоит в тесном соединении душевного мира поэта и окружающей его реальности. Используя их, Ахматова показывает как действительность врывается в ее жизнь и какую радость ей это приносит.
    Этим стихотворением поэтесса доказывает ошибочность мнения тех, кто считал ее поэзию неотделимой от сферы интимных переживаний. Отдельность, замкнутость стихотворения «Мне ни к чему одические рати» несет в себе энергию, активизирующую весь образный строй поэзии Ахматовой. Еще в первой книге «Вечер» ее привлек и «душный запах дегтя» и «запах теплый мертвой лебеды», еще в «Четках» она прислушивалась, как «шуршат в овраге лопухи». Теперь все эти нити сведены в одно трехстрофное стихотворение, приобретшее необыкновенную образную плотность. Ахматова достигает этого логично и четко подобранными перечислительными фразами:

    Как желтый одуванчик у забора,

    Как лопухи и лебеда.

    Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

    Таинственная плесень на стене…

    Образы природы создаются, как мы видим в приведенных выше строчках, с помощью нескольких существительных с эпитетами, что позволяет нашему воображению живо воссоздавать эти картины: запах «свежий», окрик «сердитый», плесень «таинственная».

    Стихотворение представляет собой монолог поэтессы, содержащий логически выдержанные простые и сложные предложения с несложным пунктуационным оформлением. Это дает возможность следить за развитием мысли Ахматовой. Укороченная строка в конце каждой строфы создает особый ритм стиха, позволяющий понять, на какую мысль хочет обратить внимание автор, что для него важно.

    Последняя строка стихотворения «… На радость вам и мне» проясняет еще один мотив поэзии Ахматовой – мотив стремления к радости, переход трагизма в жизнелюбие, который проявился во многих ее стихотворениях.
    Для меня анализируемое произведение явилось, прежде всего, одним из ключей к пониманию многогранного поэтического мира Анны Андреевны Ахматовой. Он беспрестанно завораживает и увлекает за собой в мир сложных душевных переживаний, выказанных через бытовые детали, которые в обычной жизни не имеют для нас, обывателей, никакой ценности. Они открываются лишь пытливому взору неоспоримых гениев, к которым, без сомнения, относится и Анна Ахматова. Я не престаю восхищаться силе ее приверженности своему ремеслу и учиться у нее чуткому восприятию действительности, приносящему огромную радость.

    человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    Анализ стихотворения Мне ни к чему одические рати Ахматовой

    1. Стихотворение А.А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» (восприятие, истолкование, оценка).

    Стихотворение А.А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» (восприятие, истолкование, оценка).

    2. «Обломов, без своего «Сна», был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас…» (А.В. Дружинин).

    3. Природа и человек в романтической лирике В.А. Жуковского.

    4. Особенности народного характера в прозе А.П. Платонова.

    Сила женского характера в рассказе А.П. Платонова «Песчаная учительница».

    5. «Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл, у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…» (А.И. Солженицын). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

    Консультация

    С тихотворение А.А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» входит в цикл «Тайны ремесла». Это цикл стихов о сущности, природе поэзии и её значении, о том, как рождаются поэтические произведения, какова природа вдохновения, о том, кто такой поэт, о музе и читателе. Название цикла — «Тайны ремесла» — отражает нетрадиционное восприятие поэзии: в значении слова “ремесло” есть что-то предметное, слишком “земное”. В данном цикле стихотворений Ахматова верна традициям поэтического направления, к которому она принадлежала, — акмеизма: словесное искусство воспринимается как ремесло, в котором можно достичь высочайшего уровня владения отточенным поэтическим словом.

    Стихотворение написано очень простым языком, мы встречаем в нём разговорные синтаксические конструкции: “не так, как у людей”, “мне ни к чему”, “на радость вам и мне”, “по мне”. И строфа в стихотворении построена так, чтобы создавать впечатление разговорной речи. Это ощущение возникает за счёт того, что три первых стиха написаны пятистопным ямбом, а четвёртый стих каждой строфы трёхстопный. Интонация к концу строфы резко понижается, краткость последней строки семантически выделяет эти стихи.

    “Одические рати”, “прелесть элегических затей” — эти словосочетания двух первых стихов первой строфы стилистически контрастируют с нарочито сниженной лексикой всего стихотворения. Если рассмотреть предметный мир, пространство стихотворения, то мы также увидим нетрадиционные для данной темы образы. Слишком много предметности, материальности, низкого и бытового: сор, одуванчик, забор, лопухи и лебеда, сердитый окрик, дёготь, плесень.

    Вторая тема сформулирована таким образом, что выпускники могут её трактовать и как анализ эпизода. Думается, они имеют на это право, поскольку цитата задаёт направление мысли об идейно-художественной роли эпизода, о смысле части в контексте целого. В «Обломове» есть деление на главы, но у них нет названий, а рассказ о сне Обломова выделен в отдельную главу и озаглавлен. Этот эпизод был опубликован Гончаровым до того, как вышел роман. Читатели во многом восприняли роман через призму «Сна Обломова». Прижизненная критика отмечала, что в «Сне Обломова» наиболее ярко отразился талант Гончарова, отмечала этот эпизод как самый поэтичный эпизод, вершину изобразительного таланта писателя.

    Предполагали или нет те, кто выбирал цитаты для тем, но наверняка некоторые учащиеся обратят внимание не только на слова “созданием неоконченным”, но и на “не родным”. Будут те, кто станет рассуждать о характере главного героя и о менталитете русского человека, и формулировка даёт такую возможность. Сон противопоставляет миру большого города мир деревни. Город — территория европейской цивилизации, в нём каждый сам выбирает, как жить и чем заниматься. В деревне царит традиционный уклад, это патриархальный мир. Пространство в этом мире и ход времени — мифологические, изображаемый мир приближен к первобытному, изображается нечто прочное, сложившееся. Здесь истоки русского характера: взаимоотношения барина и крестьянина — искренние, семейные, а не деловые.

    Размышляя о природе и человеке в романтической лирике В.А Жуковского, выпускники, очевидно, должны говорить прежде всего о пейзаже в лирике Жуковского и его восприятии лирическим героем. Предромантизм наследует у сентиментализма изображение гармоничных отношений человека и природы. Пейзаж не самостоятелен, это отправная точка, повод к размышлению о бытии и Боге, о роли человека в этом мире гармоничной природы, о бренности человеческого бытия и силе времени, о красоте и творчестве. Изображаются переходные моменты во времени и состоянии природы: вечер, заря, утро. Пейзаж изображается очень подробно, но он подчас лишён жизненной конкретности: существует набор романтических клише, стандартных деталей. Любимые образы поэтов-романтиков — луна, лунный свет, море, роса, заря, лёгкий ветер. В балладах Жуковского пейзаж символичен.

    Как всегда, нелегко будет рассуждать об особенностях народного характера в прозе А.П. Платонова. Народные герои этого писателя всегда имеют безупречную с идеологической точки зрения репутацию: они участвовали в революции на “правильной” стороне, содействуют режиму, трудятся на благо этого режима и всего народа. Но при этом они — герои-мыслители, им требуется постоянное осмысление всего происходящего, они во всём ищут смысла. Герои прозы Платонова («Сокровенный человек», «Усомнившийся Макар», «Котлован») пребывают не в бытовом пространстве, а мучаются бытийными вопросами.

    Очень важно сказать о языке прозы Платонова и связи его поэтики с особенностями этих народных образов. Попытка посредством создания новых слов проникнуть в суть явления, отойти от “затёртого” слова, в слове выразить всё самое существенное отражает трудный, мучительный процесс осмысления и познания. Это осмысление героя-пролетария отличается от интеллигентского “философствования” — отсюда и отказ от традиции поэтического/прозаического литературного языка, сознательный уход от этой традиции (в рассказе «Усомнившийся Макар»: учёный — Макар). Противопоставлен герой и бездумному “бюрократизированию”, когда есть система и чёткое следование схеме, а смысла нет, не ясно, зачем человек таким “делом” занимается. Мотив странничества в прозе Платонова появляется, чтобы показать путь как способ познания действительности.

    Пятая тема. Очень немногие писатели в XIX веке обращаются к детству своих героев: Гончаров, Толстой, Аксаков… — но это, пожалуй, уже вне программы. Так что я бы остерегла своих учеников к ней обращаться. Впрочем, можно рассуждать о Штольце, воспитание которого противопоставлено в романе воспитанию Обломова, и о “результате” этого воспитания — о целеустремлённой и целостной личности. Интересно было бы порассуждать о сыне князя Андрея (сам процесс воспитания которого очень подробно описывается Толстым) и о том, как гармонично, видимо, будут сочетаться в этом мальчике черты деда, отца, княжны Марьи…

    Ссылка на основную публикацию