Анализ стихотворения Ахматовой Не с теми я, кто бросил землю…

Стихотворение А.А. Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» было написано А.А. Ахматовой в 1922 году. Оно вошло в сборник «Anno Domini». Произведение относится к гражданской лирике. Построено оно на основе противопоставления эмигрантов, людей, бросивших Россию, и людей, оставшихся верными своей Отчизне в непростые для нее времена. Основная тема стихотворения – Родина, патриотизм, трагическая судьба человека, переживающего трудные минуты вместе со своей страной.

Уже первая строфа построена по принципу антитезы. Поэт отделяет себя от «изгнанников», людей, «бросивших землю». И здесь звучит мотив искушения. Причем понятие «враг» у Ахматовой символически расширяется: она подразумевает не только защитников советского, бесчеловечного режима, палачей, отравивших «воду», но и демона-искусителя, вносящего в сердце поэта дух сомнения, скептицизма:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Тот же самый мотив искушения звучит у Ахматовой в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…», написанном в 1917 году:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Однако лирическая героиня в этом стихотворении преодолевает искушение, предпочитая остаться на Родине. Этот же мотив звучит и в новом стихотворении. «Изгнанники» у поэтессы не только несчастны и их дорога «темна», они – «жалки». Несмотря на то, что в русской поэзии образ изгнанника, странника часто опоэтизирован, у Ахматовой он теряет весь свой романтический ореол. По ее мнению, изгнанничество лишь унижает человека.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

Следующая строфа рассказывает о непростой судьбе тех, кто остался на Родине и разделил с ней ее беды, трудности, трагедии:

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

В последней строфе поэт как бы прозревает грядущий смысл этой трагической судьбы целого поколения:

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…

И здесь Ахматова перекликается с Ф.И. Тютчевым, с его стихотворением «Цицерон». «Лирическая героиня…, не отклоняя от себя «ни единого удара» судьбы, становится участницей трагедии, полной высоких страстей и самопожертвования»[205 – Буслакова Т.П. Русская литература XX века: Учебный минимум для абитуриента. М., 2001, стр.]. Однако тютчевская патетика, возвышенность, торжественность сменяются у поэтессы простотой, когда трагедия становится реальностью:

Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Таким образом, в основе композиции стихотворения лежит принцип антитезы. В первой строфе лирическая героиня словно обозначает резкую границу между собой и «бросившими землю». Вторая строфа посвящена «изгнанникам». Третья и четвертая строфы – трагической судьбе своего поколения и великому смыслу, значительности этой жизни. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Ахматова использует скромные средства художественной выразительности:

Метафору («кто бросил землю На растерзание врагам»), эпитет («грубой лести», «в глухом чаду»), ряды однородных членов, морфологический неологизм и оксюморон («Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас»). В стихотворении встречается «высокая» лексика («не внемлю», «изгнанник», растерзание») и «сниженная», бытовая («грубая лесть», «хлеб чужой»), аллитерации («кто бросил землю На растерзание врагам»).

Таким образом, в сборнике «Anno Domini» поэтесса выходит за грань тематики интимных, глубоко личностных переживаний. Лирическая героиня ее глубоко переживает происходящие в мире события, разделяя трагическую судьбу страны.

«Не с теми я, кто бросил землю…»: патриотические аспекты ахматовской лирики

Меню статьи:

Анну Ахматову литературный мир знает с разных сторон. Муза русского Серебряного века? Подруга Амедео Модильяни? Интеллигентная, утонченная женщина, перу которой принадлежат элегантные поэзии о любви.

Однако есть у писательницы и патриотические произведения, например, текст под названием «Не с теми я, кто бросил землю…». Поэтесса приняла непростое и очень храброе решение, когда в Российской империи разразилась революция, а после – Гражданская война.

Творческая интеллигенция (в большинстве своем) предпочитала покидать Российскую империю.

Стихотворение Анны Ахматовой “Мужество” – пример гражданских мотивов в поэзии автора. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Представители интеллигенции опасались, что их жизням угрожает опасность. Но Ахматова искренне любила свою страну, поэтому расценивала бегство как настоящее предательство. Советские власти понимали важность и значимость людей, подобных Ахматовой. Поэтому советское правительство предлагало писательнице беспрепятственный отъезд из страны. Но Ахматова раз за разом отказывалась.

Наконец, настал печальноизвестный 1922 год. В этот год из Советского Союза отправился корабль, названный «философским пароходом». Это была последняя возможность для эмигрантов уехать из страны. Ахматова в том же 1922 году пишет по этому случаю стих. Начинается произведение красноречиво – «Не с теми я, кто бросил землю…».

Образы ахматовского стихотворения

Ахматовой проводится резкая черта между своей персоной и людьми, которые проявили страх, малодушие, покинув свою родину. Из-за трусости и опасения за собственную шкуру такие люди массово уезжали из страны, оставляя Россию на поругание врагам.

Поэтому Ахматова словно выделяет несколько категорий людей: предатели и верные душой Российской империи. Поэтесса, впрочем, не наивна: Ахматова остается в своей стране, осознавая будущие сложности своей жизни. У писательницы нет иллюзий и пустых надежд, что советская власть падет. Ахматова хочет только одного – остаться здесь, на родной земле, в такое тяжелое для России время. Этот период – этап самых крупных испытаний, горестей и бед.

У Ахматовой явно негативное отношение к предателям. Впрочем, есть такие трусы и в категории людей, оставшихся на территории России. Это люди, изменившие своим взглядам и принципам, подпавшие под идеологию советского режима. Разумеется, речь идет не о тех, кто искренне разделяет эту идеологию, но о тех, кто делает это из страха. Ахматова осталась на территории СССР, зная, что ее ожидает непрекращающаяся критика, гонения и беды. Но поэтесса твердо и несмотря ни на что отстаивала свою позицию.

Чувства Ахматовой

В произведении слышится несколько настроений. Во-первых, Ахматовой жаль тех, кто покидает свою родину. Но, во-вторых, писательница ощущает к этим людям презрение. Ахматова понимает, что чужбина не бывает благосклонной к чужакам, к приезжим. У эмигранта судьба не менее тяжелая, чем у человека, оставшегося в сложный период на родной земле. Судьба несчастных изгоев, предателей – вот, что ждет русских в далеких странах. И, действительно, Ахматова оказалась права. Лишь немногим из эмигрантов удалось занять достойные позиции в чужих краях. Множество русских, принадлежавших к высшим классам, превратились в представителей иностранного низшего класса. Бывшие генералы пополнили ряды шоферов, бывшие аристократки и великосветские дамы – проституток.

С другой стороны, Ахматова гордится теми, кто решился остаться в СССР. Что ожидало этих людей? Ежеминутное пребывание на границе существования и смерти, бесконечные и ужасные страдания. Оставшиеся люди понимали, что у них не будет возможности знать: завтрашний день наступит. Эта жизнь приравнивалась к вечной подвешенности на волоске от смерти. При этом для этих людей была характерна невероятная храбрость, потому что они не ждали от своих врагов мягкости. Происходящее воспринималось как наказание, как возмездие. Стоит отметить, что к такому способу восприятия событий располагало и православие, ведь религиозный аспект всегда имел огромную важность в России.

Ахматова знает, что в будущем потомки поймут ее поступки и справедливо их оценят. Писательница рассказывает, какие глубокие, неизгладимые следы оставили в ее душе эти кровавые времена. Но поэтесса не жалеет о пережитом, потому что испытания закаляют характер, дают силы на выживание. Что произошло с Ахматовой дальше известно очень хорошо. Писательнице суждено пережить тяжелые утраты, потери самых близких людей, а преследования и гонения будут продолжаться до конца жизни Ахматовой. Но в этой тяжелой ситуации поэтесса все равно не открестилась от своих идеалов. Для литературоведов и исследователей творчества Ахматовой это произведение выглядит как пророческий манифест, как кредо, которому писательница следовала до самого конца.

Патриотическая литература в контексте ахматовского творчества

Фигура Ахматовой в буре времен

Ахматову называли красавицей, «нежной европиянкой», которая получила свою славу, когда вышел ее первый лирический сборник. Писательница была избалована восторгом публики. Поклонники и друзья уделяли поэтессе внимание и бурно восхваляли ее. Ахматова привыкла к среде талантливых людей, интеллигенции, богемы – петербургской и парижской. Ахматова была моделью и музой для художников, а писатели и поэты сочиняли в честь нее стихи. Русская писательница отличалась даже излишней самобытностью, уверенностью в себе и своих силах. Да, Ахматова была неудобным человеком.
С Ахматовой было сложно расправиться. Поэтессу нельзя было просто убить, учитывая популярность, известность и яркость Ахматовой в литературном мире.

Произведения Ахматовой отказывались печатать, а сама фигура писательницы постоянно поливалась грязью. Своим упрямством, неуступчивостью поэтесса вызывала раздражение у бюрократов. Ахматова упрямо не желала приспосабливаться. В этот период писательницу именовали «камерной поэтессой», и это было далеко не худшим из определений Ахматовой.

Война в жизни Ахматовой

Ахматовой исполнилось двадцать пять лет. И вот, эта изысканная, молодая, красивая, окруженная любовью женщина ощутила присутствие в своей жизни войны.

Произведение «Реквием» создавалось Анной Ахматовой на протяжении 1938–1940 годов. Изначально поэтесса планировала создать совершенно иной текст. Что побудило ее изменить решение, читатели узнают, ознакомившись с описанием этой поэмы.

До войны Ахматова знала лишь литературу, была окрылена своей верностью Музе. В 1914 году писательница скажет, что в одно мгновение люди постарели на сотню лет. Эти слова прозвучали в произведении под названием «Памяти 19 июля 1914 года»:

Из памяти, как груз отныне лишний,
Исчезли тени песен и страстей.
Ей – опустевшей – приказал Всевышний
Стать страшной книгой грозовых вестей…

Ахматова описывает происходившие вокруг события:

Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит…

Роли Ахматовой

Ахматова не только поэт. Она была настоящей женщиной. Художница, жена, мать – вот роли поэтессы. В газетах восхваляют героизм, подвиги, славу, но разве кто-то сможет понять лучше, чем Ахматова, чувства женщин, которые потеряли своих мужей и сыновей? Ведь и сама писательница пережила этот ужасный опыт. Весь героизм, патриотизм отходит на второй план перед материнской болью.

Для того ль тебя носила
Я когда-то на руках…
…Без недели двадцать лет
Он глядел на Божий свет…

Революция остро поставила вопрос об эмигрантах. Родные пенаты покинули друзья, близкие товарищи Ахматовой. Писательница ощущала амбивалентные чувства. Горечь, тоска, злость – потому что этих людей поэтесса считала предателями. Но в целом Ахматова чувствовала себя осиротевшей – так же, как осиротела Россия, русская литература, русский язык:

Мне голос был. Он звал утешно.
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух.
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух…

Реакция эмиграции на творчество поэтессы

Конечно же, в среде эмигрантов ахматовские произведения заметили достаточно быстро. Реакция на патриотическую лирику писательницы оказалась двоякой. Большинство эмигрировавших соотечественников осыпали Ахматову упреками, считая, что писательница служит советской власти. И правда, как еще расценить отказ Ахматовой уехать? Эмигранты расценивали этот жест не как акт верности родной земле, но как прогиб под новое советское правительство. Ахматова считала эмигрантов предателями, а те, в свою очередь, тоже видели в писательнице изменницу. Но для поэтессы наивысшей изменой было решение бросить родные земли, чтобы враги мучили и терзали Россию. Именно строку «на растерзание врагам» литературные критики считают центром этого ахматовского произведения. Да и в целом патриотического творчества писательницы:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой…

Верность поэтессы

Ахматова дает обещание не отдавать врагам своих песен. И следует заметить: писательница сдерживает свое слово. Можно только вообразить, насколько мужественным, храбрым человеком должна была быть Ахматова. Ведь поэтесса не побоялась противостоять советской власти. Жизнь Ахматовой стала сплошным, тотальным преследованием. Прошла революция, и на голову поэтессы посыпались несчастья. Расстреляли бывшего мужа писательницы – Гумилева. Товарищи, друзья, коллеги массово эмигрировали из страны, опасаясь за свои жизни. Другие – умирали, исчезали… Когда умер Николай Гумилев, Ахматова заметила: Россия любит кровь.

1925 год. Произведения поэтессы выходят все реже и реже. Ахматова уже определилась со своей позицией. Это была позиция неучастия. Да, произведения не печатают, но никто не может запретить писать, называть вещи истинными именами. Ахматова углубляется в изучение Библии, авторов древности. В этот период поэтессу интересует Шекспир и Пушкин. Ахматова – не конъюнктурная писательница.

На этом несчастья для Ахматовой не заканчиваются. Сын поэтессы – Лев – попадает в тюрьму. Полтора года страдающая мать ждет сына, выстаивает очереди в тюрьме, пишет – и письма, и художественные тексты. Эти строки в будущем лягут в основу ахматовского «Реквиема». Ахматова вспоминает некий случай, когда в очередной тюремной очереди она встретила женщину. Та не знала, кто такая Ахматова. Однако попросила поэтессу описать увиденное. Так Ахматова стала своеобразным хроникером этих тягостных для России событий. Пожалуй, в каком-то смысле роль летописца давала Ахматовой силы жить и творить.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Я пришла к поэту в гости

На пороге Великой Отечественной Войны

Действительно, писать такие произведения в столь страшное время мог себе позволить только очень смелый человек. Более того, Ахматова не писала свои тексты «в стол». Писательница зачитывала написанное знакомым, коллегам – тем немногим людям, которые тоже остались в России. Если бы на такие читки кто-то донес, Ахматову немедленно бы расстреляли. Как и ее слушателей. Но ни один человек из аудитории поэтессы не сказал властям ни слова.
Официальной прессы не замечались ахматовские произведения, либо же тексты поэтессы критиковались за «камерный» характер. Шедевры писательницы переписывали вручную, учили наизусть, читали в узких кругах…

И даже в тюрьмах. Искренние, глубокие произведения ценили читатели. Популярность ахматовских текстов была выше, чем «образцовые» официальные поэзии.

Но вскоре развернулись события Великой Отечественной Войны.

В это время поэтесса находилась в Петербурге. Теперь Ахматова утратила все шансы покинуть территорию России. Но писательница и не стремилась бросать отечество в такой сложной исторической ситуации. Заказов на тексты не было. Все произведения писались лишь от души, от сердца, и сразу же становились всенародно известными. В атмосфере бомбежек и страха тексты Ахматовой начинают печатать даже газеты, вроде «Правды»:

Не страшно под пулями мертвыми лечь.
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово,
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Послевоенное время

В послевоенные годы поэтесса часто бывала на митингах, а также посещала литературные вечера. Ахматову любила публика. Учитывая слишком заметную популярность поэтессы, власти не трогали Ахматову. Однако переломным стал 1946 год. Ахматову объявили персоной non grata в литературных кругах. Писательницу исключили из Союза писателей. Естественно, Ахматовой было запрещено печатать свои тексты. Но это не удивило поэтессу, потому что такое случалось уже не в первый раз:

Забудут? – вот чем удивили!,
Меня забывали не раз.
Сто раз я лежала в могиле,
Где, может быть, я и сейчас.
А муза и глохла и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб после, как .Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом…

На первый план вышел круг «народных поэтов», которые издавали свои произведения «гражданского» характера. В этих текстах прославлялась генеральная партийная линия. Жизнь Ахматовой полнилась тягостными лишениями, утратами, вечным ожиданием перемен… Поэтесса говорила о себе так:

Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был…

Ахматова как народная поэтесса

Известностью в народе, тяжелой жизнью, твердостью позиции Ахматова завоевала признание широких масс. Писательница стала настоящей народной поэтессой – по сути, а не по ярлыку. Ахматова осталась верной – мировоззрению, таланту, принципам, людям, которых любила. В 1959-м из-под пера Ахматовой выходят такие строки:

Из-под каких развалин говорю,
Из-под какого я кричу обвала,
Как в негашеной извести горю
Под сводами зловонного подвала…

Заканчивает писательница не менее символично. В этих строках читатель понимает: несмотря на все трудности, поэтесса верит в лучшее будущее:

И все-таки узнают голос мой,
И все-таки опять ему поверят…

Ахматову волнует судьба любимой родины, любимых людей. Однако поэтесса не тревожится о собственной судьбе. В 1950-е и 1960-е годы поэтесса занимается созданием мемориала – памятника людям, пострадавшим от репрессий сталинского периода. Официально – учитывая гражданскую позицию поэтессы – Ахматова не могла называться «народным» деятелем. Вот, например, строки из текста «Поэма без героя»:

И проходят десятилетья,
Пытки, ссылки и смерти…
Петь я В этом ужасе не могу…

Завершим излюбленной, программной фразой Ахматовой:

Поэт – это тот, кому ничего нельзя дать и у кого ничего нельзя отнять.

Анализ стихотворения Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…»

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» было на­писано А. А. Ахматовой в 1922 году. Оно относится к гражданс­кой лирике.

Основная тема его — тема Родины, отношения по­эта к своей стране.

Построено стихотворение по принципу антитезы: эмигран­ты, изгнанники противопоставлены лирической героине, остав­шейся в России в трудные для нее времена. Образы изгнанника и чужбины создаются уже во второй строфе:

Но вечно жалок мне изгнанник,

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

Характерно, что образ изгнанника у Ахматовой не романти­зирован. Ее изгнанники — жалки, несчастны, дорога их — «тем­на». Судьба же оставшихся на Родине тоже сурова и драматична, Россия — «в глухом чаду пожара», она губит своих детей, лишает их юности, счастья. Однако, несмотря на все лишения и испыта­ния, лирическая героиня готова разделить с ней ее судьбу.

Она сильный и мужественный человек, она готова принести в жертву Родине свое благополучие, спокойствие и уют. При этом герои­ня уверена, что жертва

И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

Таким образом, в основе композиции стихотворения лежит принцип антитезы. Первые две строфы говорят об изгнанниках и жизни на чужбине. Две последние строфы — о людях, остав­шихся на Родине.

Антитеза присутствует и в первой строфе, где лирическая героиня резко отделяет себя от эмигрантов.

Дайджест:

Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Все расхищено, предано, продано…» Стихотворение «Все расхищено, предано, продано…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Все расхищено, предано, продано…» было написано А. А. Ахматовой в 1921 году. События революции, граж­данской войны стали для поэта новой, тревожной. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Покорно мне воображенье…» Село Слепнево, расположенное в Тверской области, занимало огромное место в жизни и творчестве Ахматовой. Местное имение принадлежало свекрови поэтессы — Анне Ивановне Гумилевой. На протяжении многих лет — от момента. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я пришла сюда, бездельница…» 22 апреля 1911 года произошло событие, ставшее знаковым для русской литературы. В редакции журнала «Аполлон» состоялось заседание Общества ревнителей художественного слова, на котором разрешили выступить начинающим поэтам. В их числе. .

Анализ стихотворения «Имя твое — птица в руке…» Цветаева «Имя твое — птица в руке…» . Лирическое произве­дение открывает цикл из шестнадцати стихотворений, посвя­щенный А. А. Блоку. Первое стихотворение написано в 1916 году и посвящено расшифровке имени Блока. Стихотворение. .

Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Вечерние часы перед столом…» В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А. А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном. .

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…» Ахматовой А. А Сжала руки под темной вуалью…» — характернейшее стихотворение из книги «Вечер», в котором разнообразно представлены коллизии непростых отношений между мужчиной и женщиной. В данном случае женщина, охваченная внезапным состраданием и. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Бессонница» В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой «Четки», закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение «Бессонница». Произведение датировано 1912 годом. Главная его. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Любовь» В 1912 году Ахматова выпустила дебютный сборник «Вечер» в издательстве «Цех поэтов». Первый тираж его, вышедший с предисловием выдающегося представителя литературы Серебряного века Михаила Кузмина, составил три сотни экземпляров. Творчество. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я так молилась: Утоли…» В 1917 году в издательстве «Гиперборей» выходит третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая». Он был выпущен в тяжелое для России время. По словам самой поэтессы, не находилось возможности переправить. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Вечером» Анну Ахматову по праву считают «дамской» поэтессой, которая привнесла в русскую литературу совершенно новые веяния. Она впервые затронула в своих произведениях тему чувств и мыслей обычной женщины, показав, что представительницы. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Все отнято: и сила, и любовь…» Весной 1915 года Ахматова поселилась в Петербурге, в квартирке, расположенной на Пушкарской улице. Комната была сырая и темная, вскоре после переезда поэтесса заболела бронхитом. За ним последовал туберкулез, от которого. .

Анализ стихотворения Демьяна Бедного «Про землю, про волю, про рабочую долю» Антинародный характер империалистической войны раскрыт в стихотворении «Приказано, да правды не сказано», подписанном псевдонимом «Солдат Яшка — медная пряжка». Беспощадно высмеяны лакействующие перед буржуазией лидеры меньшевиков в памфлете «Либердан». Контаминация. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Белой ночью» Замужество отразилось не только на образе жизни, но и на творчестве Анны Ахматовой, которая ввела в свои литературные произведения нового героя в образе таинственного незнакомца. Поначалу многие считали, что его. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Подвал памяти» Художественный текст, созданный в 1940 г., продолжает развитие многогранной темы памяти, ключевой для ахматовской поэтики. Стихотворению предпослан эпиграф из произведения Хлебникова «Жуть лесная». Поэтесса трансформирует детали, представленные в автобиографической поэме. .

Анализ стихотворения «На столетие Айны Ахматовой» Бродского И. А «На столетие Айны Ахматовой» Стихотворение И. А. Бродского «На столетие Анны Ахматовой» посвящено памяти поэтессы, которую поэт считал своей наставницей в литературе. Известно, что И. А. Бродского и А. А. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…» В августе 1918 г. Анна Ахматова развелась с первым мужем — поэтом Николаем Гумилевым. В браке они прожили около восьми лет. Их союз подарил миру талантливого ученого-историка — Льва Гумилева. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я спросила у кукушки…» Анна Ахматова прожила достаточно долгую и насыщенную событиями жизнь. Она застала сразу несколько эпох, став свидетельницей метаморфоз, которые происходили в российском обществе. Революция и свержение самодержавия, волна репрессии и Великая. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Сероглазый король» Стихотворение «Сероглазый король», написанное Анной Ахматовой в 1910 году, является, пожалуй, одним из наиболее загадочных лирических произведений поэтессы. До сих пор критики спорят о том, кому именно оно было посвящено. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Цветов и неживых вещей…» Стихотворение «Цветов и неживых вещей…», датированное 1913 годом, создано во время пребывания Ахматовой в Слепнево — имении, располагавшемся в Тверской губернии. Его поэтесса считала своей второй родиной. В произведении говорится. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Стихи о Петербурге» Тема Петербурга занимает важнейшее место в творчестве Ахматовой. К городу на Неве она всегда относилась с особой любовью. Недаром поэтесса не хотела покидать Северную столицу, когда началась Великая Отечественная война. .

Анализ стихотворения «Небывалая осень построила купол высокий…» Ахматовой А. А Сильный дух и воля к жизни выступают в стихотворении 1922 г. «Небывалая осень построила купол высокий…» , в отличие от двух напечатанных в «Вечере» и «Четках» светлом по тональности, оптимистичном. .

Анализ Стихотворения Тютчева «О, вещая душа моя…» Стихотворение «О, вещая душа моя…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «О, вещая душа моя…» было создано Ф. И. Тютче­вым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале «Русская. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Разлука» В 1917 году издательство «Гиперборей» выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая», достаточно солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Большая часть писавших о книге критиков акцентировала. .

Анализ стихотворения Ахматовой «В разбитом зеркале» В 1945 году, после завершения Великой Отечественной войны, в Москву прибыл британский дипломат Исайя Берлин, получивший должность в посольстве Великобритании в советской столице. Мужчина неплохо говорил по-русски, интересовался русской литературой. .

Анализ стихотворения цикл «Жизни» Цветаева Цикл «Жизни» . Цикл состоит из двух лирических ми­ниатюр. Обратим внимание на первое стихотворение цикла, со­стоящее из двух строф: Не возьмешь моего румянца — Сильного — как разливы рек! Ты. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Летний сад» Образ сада нередко встречается в лирике Ахматовой. Причем речь идет о стихотворениях разных периодов. Эта особенность позволила Лихачеву назвать Анну Андреевну последним из поэтов, отводивших паркам и садам важнейшую роль. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Мужество» Поэтесса Анна Ахматова прожила удивительно яркую, полную трагизма, взлетов и падений, жизнь. Ей довелось застать стразу несколько эпох, так как одна из самых одиозных и непредсказуемых представительниц русской поэзии родилась. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Приговор « Сталинские репрессии не обошли стороной семью Анны Ахматовой. Сперва был арестован и расстрелян ее бывший муж Николай Гумилев, а затем в 1938 году по ложному обвинению осудили сына, Льва Гумилева. .

Анализ стихотворения Ахматовой «А, ты думал я тоже такая…» После разрыва отношений с Николаем Гумилевым Анна Ахматова мысленно продолжает вести с ним споры и диалоги, упрекая бывшего супруга не только в изменах, но и в разрушении семьи. Действительно, у. .

Любовь к Родине в творчестве Ахматовой У Л. Н. Толстого есть рассказ «Чем люди живы» Через все произведение автора проходят мысли о том, что люди живы не заботой о хлебе насущном, а одною любовью. Что имел. .

Анализ стихотворения «Бабушке» Цветаевой М. И «Бабушке» Стихотворение М. И. Цветаевой «Бабушке» написано в 1914 году. В нем звучит тоска по ушедшему XIX веку — эпохе прекрасных дам и галантных кавалеров. Произведение написано дактилем. Этот трехсложный. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…» Тема назначения поэта и поэзии появляется уже в ранней лирике Ахматовой. Среди стихотворений, в которых она затронута, — «Нам свежесть слов и чувства простоту…». В произведении, написанном в 1915 году. .

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Родная земля» «Родная земля» — одно из стихотворений А. Ахматовой, объединенных темой Родины. Образ родной земли, созданный ею, привлекает своей необычностью: поэт написала о земле в буквальном смысле этого слова, придав, однако. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Читая Гамлета» Анна Ахматова часто любила повторять, что некоторые эпизоды ее жизни в свое время были описаны в мировой литературе. Действительно, ничто не ново под луной, особенно, когда речь идет о взаимоотношениях. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Победа Ахматовой

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…» Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было на­писано С. А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведе­ния — тема Родины. Мы можем отнести. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Клятва» Анна Ахматова никогда не благоволила к советской власти, которая фактически сломала ее жизнь, лишила мужа и обрекла сына на ссылку в лагеря. Однако когда встал вопрос о том, чтобы покинуть. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Ты всегда таинственный и новый…» В 1913 году Анна Ахматова познакомилась со своим вторым супругом, ученым Казимиром Шилейко, которого в прямом смысле слова отбила у законной жены. Сперва она поселилась в питерской квартире этой интеллигентной. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Что ты бродишь неприкаянный…» После расторжения брака с Николаем Гумилевым Анна Ахматова связала свою судьбу с ученым-востоковедом Владимиром Шилейко. По воспоминаниям очевидцев, сперва она снимала комнату в его петербургской квартире, а позже фактически выселила. .

И в мире нет людей. Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка. Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю… Ахматовой

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого – свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

Анализ стихотворения «Людей неинтересных в мире нет» Евтушенко

Лирика Е. Евтушенко невероятно многообразна и посвящена самым различным темам. Большое место в ней занимают философские размышления. Одним из таких стихотворений является «Людей неинтересных в мире нет…» (1961 г.), посвященное известному журналисту С. Н. Преображенскому. В этом произведении Евтушенко размышляет над смыслом человеческой жизни и ее значимостью.

В советское время провозглашался приоритет общества над личностью. Отдельный человек заслуживал внимания, только если он действовал на благо всего общества или совершал общественно значимый поступок. Евтушенко выступает против такого одностороннего взгляда.

«Людей неинтересных в мире нет…» — так начинается размышление поэта. Судьбу каждого человека он сравнивает с судьбой планеты. Этим он подчеркивает ее масштабность и уникальность. Даже тот, кто прожил незаметно всю жизнь, ничем не выделяясь и не совершив ничего великого, заслуживает внимания именно за свою незаметность. Даже неинтересные люди разительно отличаются друг от друга.

Человек со своим чувствами и переживаниями представляет собой отдельный неповторимый мир, живущий по своим законам. Этот мир наполнен событиями, радостями и огорчениями, поражениями и победами. В нем есть свои торжественные и траурные даты. В отличие от общечеловеческого мира все эти события неизвестны окружающим. Поэтому смерть любого, даже самого незначительного человека, — огромная трагедия. Умирает не только он один, умирает целый мир.

Евтушенко не отрицает вклада известных людей. Даже в общепринятом смысле человек обязан оставить после себя дерево, дом и сына. Люди работают и наполняют мир продуктами своей деятельности. Замыслы человека обретают физическое воплощение. Но что может сказать о человеке построенный им мост или собранный автомобиль? Даже выдающиеся произведения искусства смогут под определенным углом осветить лишь одну из сторон многогранной человеческой личности. Большая и самая ценная часть внутреннего мира человека умирает вместе с ним.

Евтушенко переходит к философскому вопросу о познаваемости человека. О каждом складывается определенное мнение, которому очень далеко до истины. «Грешный и земной» человек остается в памяти по своим делам и поступкам. Но никто не знает, насколько они соответствовали его внутреннему миру. Поэт утверждает, что никто по-настоящему не понимает даже самых близких людей, даже «отца родного своего».

Евтушенко приводит в отчаяние мысль, что человечество открывает для себя космос, но спокойно воспринимает гибель целых неизведанных миров на своей планете. Их уже никогда не вернуть. У поэта только один выход: «от этой невозвратности кричать».

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час.

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

1. Тема – назначение человека на войне.

2. Идея – память о людях, воевавших за Родину, будет жить вечно.

3. Рифма – перекрёстная (1 рифмуется с 3, 2 с 4).

4. Размер – двусложный, ямб (ударение на 2 слог).

5. Изобразительные средства:

метафора: “кто бросил землю”, “им песен я своих не дам”, “остаток юности губя”, “оправдан будет каждый час”

эпитеты: “грубой лести”, “темна твоя дорога”, “в глухом чаду пожара”, “в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас”

сравнение: “изгнанник, как заключенный, как больной”.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Полезный материал по теме

«Не с теми я, кто бросил землю…» – одно из самых известных и цитируемых стихотворений Ахматовой , относящееся к гражданской лирике.

Краткая история создания

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» датировано июлем 1922 года и входит в сборник «Anno Domini MCMXXI». Велика вероятность, что создавалось оно под впечатлением от событий, происходивших в то время с советской интеллигенцией. В мае 1922 года Ленин отправил Дзержинскому записку, в которой говорилось о подготовке к высылке «писателей и профессоров, помогающих контрреволюции». Уже в июне за границу отправили первых двух человек. 16 июля появилось письмо Ленина, адресованное Центральному комитету и предлагающее арестовать, а затем выслать несколько сотен представителей интеллигенции, причем без объяснения причин. Впоследствии планы эти начали реализовываться. Если Ахматова знала о намерениях Ленина, что вполне допустимо, то стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» – реакция на действия властей. Если не знала, то произведение, скорей всего, посвящено людям, уехавшим из России после падения царского режима.

Тематика, сюжет, композиция

Сюжета у стихотворения нет. Внимание читателей сосредоточено на мыслях и чувствах лирического героя. Принято полагать, что основная тема произведения – тема эмиграции. «Не с теми я, кто бросил землю…» часто рассматривают в качестве жесткого высказывания, направленного против людей, покинувших Россию после Великой Октябрьской революции. Доля изгнанника в стихотворении – это тяжелая доля. Хлеб эмигранта пахнет полынью, дорога его темна. Тем, кто остался на родине, тоже приходится трудно – пребывающая в «глухом чаду пожара» Россия опасна. Им остается только надеется на то, что время расставит все по местам, что впоследствии «оправдан будет каждый час». Композиционно произведение строится на антитезе – уехавшие противопоставляются оставшимся.

Существует и другое толкование стихотворения. Например, поэт Дмитрий Бобышев, в начале 60-х годов входивший в ближайший круг общения Ахматовой, считал, что не эмиграция – главная тема. По его мнению, упомянутые в произведении люди, бросившие землю на растерзание врагам, – это те, кто подписал Брестский мир в 1918 году, ознаменовавший выход Советской России из Первой мировой войны и поражение в ней. При таком толковании грубая лесть, которой не внемлет лирическая героиня, исходит не от эмигрантов, а от представителей новой власти. Если принять эту трактовку, то по-другому начинает звучать вторая строфа. Получается, она рассказывает о тех, кого советская власть изгнала из страны, а не о тех, кто сам уехал, и к ним героиня действительно испытывает жалость. В таком случае смысловая оригинальность заключается в том, что речь в стихотворении идет о противостоянии властям, о людях, которых вынудили покинуть родную землю, и об оставшихся, на чью долю в дальнейшем также выпадет немало испытаний.

Лирический герой

Восприятие образа лирического героя практически полностью обусловлено выбранной трактовкой стихотворения. Впрочем, есть и некоторые общие черты. В независимости от толкования произведения понятно, что его лирическая героиня – сильная личность, способная стойко переносить трудности, не желающая поступаться своими моральными принципами и готовая к борьбе.

Размер, рифмы, тропы

Стихотворение написано ямбом. Рифмовка использована перекрестная, рифмы есть как мужские, так и женские. Среди средств художественной выразительности, встречающихся в произведении, – эпитеты («грубая лесть», «глухой чад»), сравнение (изгнанники сопоставляются с заключенными, больными), аллитерация на «р» (первые две строчки). Кроме того, важную роль играет сочетание «высокой» лексики («не внемлю», «растерзание») с бытовой («хлеб чужой»).

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью. », анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой

В 1922 году Ахматова окончательно решает не уезжать из России, оставаясь в стране, несмотря на крайне тяжёлую ситуацию и полыхающие по Отчизне пожары. В год принятия решения оставаться и пишется стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю». В нём видны причины и переживания поэтессы, принявшей решение и поставившей на кон не только собственное счастье, но и жизнь.

Фон стихотворения

Что произошло между революцией и 1922 годом в жизни автора строк? За границей оказался муж, русский офицер Николай Гумилёв, в Европу уехало много друзья и коллег по литературному цеху. Анна Андреевна также могла до 1922 года покинуть СССР – дорога до этого момента была открыта.

Ахматова принимает тяжёлое решение остаться, не обращая внимание на начало гонений среди творческой интеллигенции и членов семей белогвардейцев. Вместе с тем, Анна понимает эмигрантов, глядя на них с чувством жалости:

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.

Горечь выбора

По мнению поэтессы, чужой хлеб может пахнуть только полынью, дорога того, кто покинул Родину темна, он ходит по ней, как заключённый по камере. Автор строк предпочитает есть полынь вместо хлеба, но оставаться на своей земле. Она не хочет оторваться от корней и стать странником.

Важно обратить внимание на два момента, без которых анализ строк будет поверхностным. Во-первых, до 22 года Ахматова могла уехать без препятствий , во-вторых, поэтесса не была поклонником Советской власти .

Это открывает нам очевидные вещи – выбор Анны добровольный и остаётся она в России не ради идеалов социализма. При этом автор строк понимает, что оставаясь в СССР она просто губит остаток молодости и принимает на себя все удары, которые валятся на новую-старую страну:

Пряник или соль

Анна Андреевна не видит себя вне Родины, понимая под словом «Родина» не власть, а саму землю русскую. Поэтесса готова перенести всё, что уготовано ей судьбой, но не готова поменять временное лучшее, сахарный пряник изгнания, на соль русской земли.

Даже много лет спустя Анна Андреевна ни разу не сожалела о своём выборе, хотя в СССР она долго не писала, её не публиковали, про неё забыли. Принимая решение остаться на Родине, Ахматова понимала, на что она себя обрекает, но и знала, что от этого получит. Обречение на десятилетия презрения – это ничто за право ходить по родной земле и дышать тем воздухом, которым дышали наши деды и прадеды.

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю» – это яркий образец настоящего патриотизма, когда любовь в Родине перевешивает унижения, оскорбления и даже возможную смерть. Заметим, что речь идёт о настоящем патриотизме, а не о его бульварно-искусственном собрате, вскормленном золотой грудью гнилого тела властолюбия.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час.. .
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Анализ стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю» Ахматовой

А. Ахматова принадлежала к числу тех людей, которые приняли очень мужественное решение в годы революции и последовавшей за ней Гражданской войны. Многие представители творческой интеллигенции предпочли покинуть страну, опасаясь за собственную жизнь. Поэтесса горячо любила свою Родину и считала бегство настоящим предательством. Советская власть неоднократно предлагала ей беспрепятственно уехать, но получала неизменный отказ. В 1922 г. из СССР был отправлен так называемый «философский пароход», который стал последней официальной возможностью для эмигрантов. В этом же году Ахматова написала стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…».

Поэтесса проводит резкую черту между собой и теми, кто проявил малодушие и трусость, оставив свою страну «на растерзание врагам». Она прекрасно понимает, что ее жизнь будет очень тяжелой. Ахматова не питает бесплодных надежд на свержение советского строя. Главное для нее – оставаться вместе со своей Родиной в годы величайших бед и испытаний. Она упрекает и тех, кто резко сменил свои убеждения в угоду новой власти. Несмотря на непрекращающуюся критику и гонения, поэтесса намерена твердо отстаивать свои взгляды («им песен я… не дам»).

Ахматова испытывает одновременно презрение и жалость к тем, кто покинул свою страну. Она уверена, что на чужбине русские люди будут всегда выглядеть несчастными изгоями и предателями. Стоит отметить, что предсказание поэтессы было справедливым. Многие эмигранты пополнили ряды иностранного низшего класса: генералы становились шоферами, а аристократки – проститутками.

Ахматова с гордостью говорит о тех, кто не побоялся остаться в России. Ежеминутно находясь на грани жизни и смерти, эти люди испытывали невероятные страдания. Они не пытались смягчить своих безжалостных врагов, воспринимая все происходящее как высшую кару. Поэтесса уверена, что в будущем ее поступок получит справедливую оценку потомков. Она понимает, что кровавые события навсегда оставили в ее душе неизгладимый след («нет людей бесслезней»). Это закалило ее характер и дало возможность выжить.

Дальнейшая трагическая судьба Ахматовой широко известна. Несмотря на тяжелые личные потери и преследования она до конца жизни последовательно отстаивала свои идеалы. Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» можно считать пророческим манифестом поэтессы, которому она никогда не изменяла.

“Не с теми я, кто бросил землю…” анализ стихотворения Ахматовой

“Не с теми я, кто бросил землю…” – одно из самых известных и цитируемых стихотворений Ахматовой, относящееся к гражданской лирике.

Краткая история создания

Стихотворение “Не с теми я, кто бросил землю…” датировано июлем 1922 года и входит в сборник “Anno Domini MCMXXI”. Велика вероятность, что создавалось оно под впечатлением от событий, происходивших в то время с советской интеллигенцией. В мае 1922 года Ленин отправил Дзержинскому записку, в которой говорилось о подготовке к высылке “писателей и профессоров, помогающих

16 июля появилось письмо Ленина, адресованное Центральному комитету и предлагающее арестовать, а затем выслать несколько сотен представителей интеллигенции, причем без объяснения причин. Впоследствии планы эти начали реализовываться. Если Ахматова знала о намерениях Ленина, что вполне допустимо, то стихотворение “Не с теми я, кто бросил землю…” – реакция на действия властей.

Если не знала, то произведение, скорей всего, посвящено людям, уехавшим из России после падения царского режима.

Тематика, сюжет, композиция

Хлеб эмигранта пахнет полынью, дорога его темна. Тем, кто остался на родине, тоже приходится трудно – пребывающая в “глухом чаду пожара” Россия опасна. Им остается только надеется на то, что время расставит все по местам, что впоследствии “оправдан будет каждый час”.

Композиционно произведение строится на Антитезе – уехавшие противопоставляются оставшимся.

Существует и другое толкование стихотворения. Например, поэт Дмитрий Бобышев, в начале 60-х годов входивший в ближайший круг общения Ахматовой, считал, что не эмиграция – главная тема. По его мнению, упомянутые в произведении люди, бросившие землю на растерзание врагам, – это те, кто подписал Брестский мир в 1918 году, ознаменовавший выход Советской России из Первой мировой войны и поражение в ней. При таком толковании грубая лесть, которой не внемлет лирическая героиня, исходит не от эмигрантов, а от представителей новой власти. Если принять эту трактовку, то по-другому начинает звучать вторая строфа.

Получается, она рассказывает о тех, кого советская власть изгнала из страны, а не о тех, кто сам уехал, и к ним героиня действительно испытывает жалость. В таком случае смысловая оригинальность заключается в том, что речь в стихотворении идет о противостоянии властям, о людях, которых вынудили покинуть родную землю, и об оставшихся, на чью долю в дальнейшем также выпадет немало испытаний.

Лирический герой

Восприятие образа лирического героя практически полностью обусловлено выбранной трактовкой стихотворения. Впрочем, есть и некоторые общие черты. В независимости от толкования произведения понятно, что его лирическая героиня – сильная личность, способная стойко переносить трудности, не желающая поступаться своими моральными принципами и готовая к борьбе.

Размер, рифмы, тропы

Стихотворение написано ямбом. Рифмовка использована перекрестная, рифмы есть как мужские, так и женские. Среди средств художественной выразительности, встречающихся в произведении, – эпитеты , сравнение , аллитерация на “р” . Кроме того, важную роль играет сочетание “высокой” лексики с бытовой .

Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идет В конце 1957 года Н. А. Заболоцкий написал стихотворение под названием “Гроза идет”. Он очень любил красоту российских лесов и полей и часто восхвалял ее в своих работах. Данный стих.

“Вакхическая песня” анализ стихотворения Пушкина Стихотворение “Вакхическая песня” было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1825 году в его родовом имении Михайловское. Выдающийся поэт пребывал в ссылке и переживал не лучшие времена. В глухомани не было.

Тема любви в русской литературе XX века На примере романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” – это прежде всего историческое произведение, отражающее характерные черты и особенности эпохи Первой мировой и гражданской.

Сочинение на тему Счастливая семья это Вокруг меня живет множество людей. Влюбленные пары создают семьи. Что для меня счастливая семья? Каким бы я хотел видеть свою собственную семью? Мне кажется, что стремясь к внешней привлекательности, люди.

“Лагерная” тема в русской литературе XX века Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ.

Сочинение на тему Любовь к природе 15.3 ЕГЭ ОГЭ Окружающий наш мир, который не создан руками человека, все это и относится к природе. Лес, река, звезды, дикие звери – все это части природной среды, наша среда обитания. Мы должны.

“Безумие” анализ стихотворения Тютчева Что такое безумие? Болезнь или счастье? Почему люди становятся безумцами? Отчего теряют рассудок? Эти вопросы могут появиться у любого, кто прочитает название стихотворения Федора Ивановича Тютчева “Безумие”. Вообще, эта тема.

Сочинение Какой должна быть школьная перемена и почему Перемена – это время отдыха ученика между уроками. На уроке мы сидим сорок пять минут на одном месте. Это очень трудно, потому что хочется побегать или прогуляться. На перемене отдыхает.

“На заре ты ее не буди…” анализ стихотворения Фета Фет является классическим представителем школы позднего романтизма, и это отслеживается в его произведениях – они наполнены грустью, щемящей душу тоской и сожалением. Основные темы его творчества – любовь, искусство и.

Урок для 9 класса по теме: “Решение задач на проценты” ГИА – 9. Модуль “Реальная математика”. Решение задач на проценты. Предмет: Алгебра Контингент: 9 класс Составитель: Макарова Татьяна Павловна, учитель математики государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №618 города.

Сочинение на тему Борьба добра и зла в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита Борьба добра и зла в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Добро.

Кто изобрел барабан? В отличие от других музыкальных инструментов, которые были разработаны каким-то одним или несколькими изобретателями, барабан существует с первобытных времен. Самые древние народы, многие из которых вообще давным-давно исчезли с лица.

Уроки Розвиток мовлення + образотворче мистецтво Тема: розгляд репродукції картини І. І. Левітана “Золота осінь”. Списування тексту із завданнями. Мета: Ознайомити учнів із пейзажним живописом; збагачувати активний словник; розвивати зв΄язне мовлення;.

Рождественский Р. биография Роберт Иванович Рождественский , русский поэт, публицист. Родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Троицкого района Алтайского края в семье военнослужащего, детство будущего поэта было “бродячим”. После ухода родителей.

Русская поэзия на стыке XIX и XX веков В самом конце XIX и первые два десятилетия XX века русская литература переживала период необычайного подъема. Это время известно нам под названием “серебряного века”. “Серебряный век” русской поэзии своими корнями.

Стихотворение А. С. Пушкина “Цветок” “Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я…” “И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя”. Цветок – случайный свидетель чьей-то жизни. Цветок – напоминание о быстротечности времени. (Раздумывая о.

Джек Лондон биография Джек Лондон – автор знаменитых романов “Белый Клык”, “Джерри-островитянин”, “Сердца трех” и др. Читатель знает Лондона как молодого мужчину с волевым подбородком и добрыми глазами. Именно такой портрет изображен на.

Курс ОРКСЭ “Основы духовно – нравственной культуры народов России” “Светская этика” Тема: “Образцы культуры народов” 4 класс Модуль: “Основы духовно – нравственной культуры народов России” “Светская этика”. Урок №27 Тема: “Образцы культуры народов” 4 класс Стасенко Галина Константиновна, Начальных классов Урай 2014 Пояснительная записка. Тема “Образцы культуры.

Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король Произведение Анны Ахматовой долгое время исследуется литературоведами и исследователями – литературоведами. Для многих остается большой тайной, кому же все-таки посвящено данная баллада.. Читая его, становится понятно, что тот, кому она.

Русские Филемон и Бавкида К изучению повести Н. В. Гоголя “Старосветские помещики” На днях от коллеги, преподающей в 8-м классе, услышала: “Что-то не идут у нас “Старосветские помещики”. Не понимают и не принимают их.

Сейчас вы читаете: “Не с теми я, кто бросил землю…” анализ стихотворения Ахматовой

Не с теми я, кто бросил землю

В 1922 году Ахматова окончательно решает не уезжать из России, оставаясь в стране, несмотря на крайне тяжёлую ситуацию и полыхающие по Отчизне пожары. В год принятия решения оставаться и пишется стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю». В нём видны причины и переживания поэтессы, принявшей решение и поставившей на кон не только собственное счастье, но и жизнь.

Фон стихотворения

Что произошло между революцией и 1922 годом в жизни автора строк? За границей оказался муж, русский офицер Николай Гумилёв, в Европу уехало много друзья и коллег по литературному цеху. Анна Андреевна также могла до 1922 года покинуть СССР – дорога до этого момента была открыта.

Ахматова принимает тяжёлое решение остаться, не обращая внимание на начало гонений среди творческой интеллигенции и членов семей белогвардейцев. Вместе с тем, Анна понимает эмигрантов, глядя на них с чувством жалости:

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.

Горечь выбора

По мнению поэтессы, чужой хлеб может пахнуть только полынью, дорога того, кто покинул Родину темна, он ходит по ней, как заключённый по камере. Автор строк предпочитает есть полынь вместо хлеба, но оставаться на своей земле. Она не хочет оторваться от корней и стать странником.

Важно обратить внимание на два момента, без которых анализ строк будет поверхностным. Во-первых, до 22 года Ахматова могла уехать без препятствий, во-вторых, поэтесса не была поклонником Советской власти.

Это открывает нам очевидные вещи – выбор Анны добровольный и остаётся она в России не ради идеалов социализма. При этом автор строк понимает, что оставаясь в СССР она просто губит остаток молодости и принимает на себя все удары, которые валятся на новую-старую страну:

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя…

Пряник или соль

Анна Андреевна не видит себя вне Родины, понимая под словом «Родина» не власть, а саму землю русскую. Поэтесса готова перенести всё, что уготовано ей судьбой, но не готова поменять временное лучшее, сахарный пряник изгнания, на соль русской земли.

Даже много лет спустя Анна Андреевна ни разу не сожалела о своём выборе, хотя в СССР она долго не писала, её не публиковали, про неё забыли. Принимая решение остаться на Родине, Ахматова понимала, на что она себя обрекает, но и знала, что от этого получит. Обречение на десятилетия презрения – это ничто за право ходить по родной земле и дышать тем воздухом, которым дышали наши деды и прадеды.

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю» – это яркий образец настоящего патриотизма, когда любовь в Родине перевешивает унижения, оскорбления и даже возможную смерть. Заметим, что речь идёт о настоящем патриотизме, а не о его бульварно-искусственном собрате, вскормленном золотой грудью гнилого тела властолюбия.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час.
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Читает стихотворение Елена Демидова. Слушая строки их проще понять и легче запомнить.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сад Ахматовой
Ссылка на основную публикацию