Анализ стихотворения Ахматовой Песня последней встречи

Стихотворение А. Ахматовой «Песня последней встречи» (восприятие, истолкование, оценка)

Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

Поэзия А. А. Ахматовой – это небо из кусочков цветного стекла, раскинувшееся над городом под названием Любовь. Открывая томик с ее стихами, читатель попадает в этот город, а восходящее или заходящее солнце, льющее свет с неба, расцвечивает его улицы постельными, кричащими или мрачными красками. Особенно оживленным город становится на улицах «Вечера», «Четок», «Белой стаи», «Подорожника». Это ранние сборники поэтессы.

Стихотворение «Песня последней встречи» входит в первый сборник А. Ахматовой «Вечер». Оно поражает своей эмоциональностью и внутренней напряженностью переданных поэтессой чувств. Название стихотворения концентрированно и поэтично отражает его содержание: это последнее свидание лирической героини с любимым человеком, с которым она, возможно, рассталась по его инициативе.

А. Ахматова до ощутимой боли точно описывает состояние оставленной, покинутой женщины, которую разлюбили:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки…

Все внутри нее оборвалось. Она едва себя сдерживала, но все же нашла силы притвориться хотя бы внешне, что все во порядке, что «шаги» ее «легки», как у беззаботного человека. Но ее смятение мы все же обнаруживаем в следующих строках:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Так, эта маленькая бытовая деталь создает целый образ, через который мы живо представляем себе внутреннее смятение героини.

Далее этот образ, эта картина наполняется рукой художницы слова новыми деталями быта, которые также расширяют наше понимание душевных переживаний лирической героини:

Показалось, что много ступеней,

А я знала, их только три!

Она, как мы может почувствовать, прочитав первые шесть строк, все же не может владеть собой. Ей так больно, что даже количество ступеней она в точности определить не в состоянии.

Далее героиня вступает в диалог с «шепотом осенним». Причем начинает его не она. Конечно, он надуман. Героиня, скорее, хотела бы, чтобы он был, потому что любому человеку, который испытывает сильнейшие страдания, хочется кому-то рассказать о своем горе. Именно поэтому Ахматова вводит этот диалог в стихотворение. Он исполнен трагизма и обреченности, потому что одушевленный поэтессой осенний шепот тоже несчастен:

Я обманут, слышишь, унылый,

Переменчивой, злой судьбой.

Он как бы высказывает вслух мысли лирической героини, которая, приметив рядом родственную душу, готова согласиться на его просьбу:

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. – Умру с тобой…»

Четвертая строфа, можно сказать, является развязкой столь эмоционального повествования. В ней экспрессия сменяется смиренной безнадежностью, подводится итог чувствам, которые уже не вернуть. И опять А. Ахматова наполняет последние строки бытовыми деталями, которые красноречиво рассказывают о неизбежности расставания:

Это песня последней встречи,

Я взглянула на темный дом,

Только в спальне горели свечи

Равнодушно – желтым огнем.

Поэтесса называет огонь свечей «равнодушно-желтым». Этот эпитет является самым ярким символом стихотворения, который позволяет нам понять, что встреча лирической героини с возлюбленным была последней. Именно из-за «него». Во-первых, свет горел именно в его спальне, огонь их был равнодушным, а значит, таким был и «он». В-третьих, неслучаен здесь и желтый цвет.
Издавна считается, что желтый – это цвет разлуки. Таким образом, поставив эти два слова рядом (равнодушный и желтый), Ахматова создает невидимый, на первый взгляд, образ «его», который равнодушен к любящей его женщине.

Мастерством А.Ахматовой можно только восхищаться. Она умела приручать самые тонкие оттенки бурных чувств и надевать на них уздечку бытовых деталей. Как можно было убедиться в этом стихотворении, поэтесса замечает мельчайшие подробности повседневной жизни, придавая им гораздо более важное значение: это и легкие шаги, и перчатка, надетая не на ту руку, и ступенька на крыльце дома, и темный дом, и свечи.

Особая напряженность стихотворения достигается А.Ахматовой за счет ритма, неровного из-за последней строки каждого четверостишия – излюбленного приема поэтессы. Эти строки намного короче трех предшествующих.

Экспрессия стихотворения выражается и знаками препинания. В кульминационных четверостишиях, втором и третьем, преобладают восклицательные знаки. В этом стихотворении нет необычных эпитетов и сравнений, но оно исполнено образности и лиризма, потому что при его перечитывании перед глазами возникают настоящие театральные сцены.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения Ахматовой Мне голос был. Он звал утешно…

Ярчайшим примером произведений революционного времени можно считать стихотворение Анны Ахматовой “Мне голос был”. Именно в нем звучит голос тогдашней интеллигенции, которая попадая в круговорот тех событий, все-таки остается верна своим предпочтениям и взглядам. Самое главное решение – оставаться со своим родным народом на своей земле. Большую роль в написании стихотворения для поэтессы сыграли чувства национальной привязанности. Для нее самой считается позором бросить все и сбежать в неизвестность, так поступать нельзя.

Революционные катаклизмы 1917 года стали для Ахматовой не только горькими, но и тяжелыми, болезненными испытаниями. Эмигрировать или выбрать жизнь на Родине, выбора особо не было, но предать родную землю Анна просто не могла. Стихотворение полностью посвящено тому сложному периоду. Лирическая исповедь героини становится главным сюжетом произведения. “Мне голос был” это отголосок пройденного жизненного пути Ахматовой.

В стихотворении сразу проводится черта между покинувшими страну людьми, эмигрантами, и самой поэтессой. Суровое время, новые социальные и политические события не смогли оставить Ахматову в стороне от всего происходящего, она просто должна была оставить об этом след, хотя бы на бумаге. Тяжелый путь, который прошла поэтесса, помог ей постепенно отказаться от того замкнутого мира в котором она находилась, и выбрать путь общественных интересов.

Героиня Ахматовой достаточно сильная, терпеливая и мужественная личность. Изначально она искушается происходящей ситуацией, но потом отчетливо понятно, что ею будет выбран совсем другой путь, уже другая жизненная позиция. Женщина до такой степени готова разделить все невзгоды и непростую участь страны, что готова терпеть боль и кровь на руках. Сама поэтесса понимает, что какими бы не были тяжелыми переменами, это все же перемены. Она осуждала войны, но и отчетливо осознавала, что именно в пепле войны, в ее руинах, сможет зародиться новый мир и новое общество.

Анализ стихотворения Мне голос был. Он звал утешно…Ахматовой

Произведение А. Ахматовой поднимает патриотическую тему. Начинается «Мне голос был…» с предложения героине покинуть Россию, подальше от кровавых событий. Революция нарушила привычный уклад жизни всей страны. В такое трудное и опасное время, многие интеллигентные граждане эмигрировали за рубеж. Кто – то не принял взгляды новой власти, другие запутались в ситуации, а третьи просто спасали свои капиталы. Но, большинство интеллигенции остались на Родине.

Ахматова решила разделить судьбу России вместе. Она не была на стороне большевиков, не могла понять цели революции. Стихотворение повествует, что немцы близко от Петербурга, в котором власть взял не понятно кто. В это время и поступает предложение об эмиграции. Соблазн уехать туда, где тихая, мирная жизнь большой. Выезд за границу гарантировал безопасность и стабильность. Все переживания за судьбу России пройдут, забудутся.

Героиня не стала слушать недостойные, для ее слуха, обещания. Она твердо, уверенно готова пройти все испытания в стране, где родилась. Так и автор поступил, оставшись на Родине, с желанием быть полезным ей. Поэт высказался как настоящий гражданин, патриот. Если раньше Ахматова писала лирические, на женские темы, стихи, то теперь выразила свою гражданскую позицию. Моральные устои, духовное богатство привели ее к тематике общественной жизни.

Поэтическое творение « Мне голос был…» показывает отношение автора к тем, кто покинул страну, или собирался уехать, когда решается судьба их Родины. Этим отношением Ахматова отделяет себя от эмигрантов. Видимо, в среде творческой интеллигенции были уверенны, зная неприятие поэтом революции, что она покинет Россию. Но, эти люди ошиблись.

Произведение выражает мнение тех граждан, которые, не понимая, не принимая революцию, остались в стране. Они мучились, страдали и ошибались, искали свое место в общественной жизни, находили и теряли, но, все – таки были с народом. Любовь к родной земле для таких людей, не пустой звук. Для них оставить в трудные времена Родину – неприемлемое решение, позор.
Очень жаль, многие люди соблазнились тихой и спокойной жизнью, благополучием, не прислушались к совести. И в наши дни есть те, кто во имя своей наживы, уезжают за рубеж, не пытаясь что – либо изменить на Родине. Но, не исчезнут настоящие патриоты, которые, несмотря на невзгоды и трудности, будут трудиться для России.

Картинка к стихотворению Мне голос был. Он звал утешно…

Популярные темы анализов

В произведении поднимается актуальный во все времена вопрос отношения власти к людям. Каждый из героев стихотворения свято верит в справедливость, отзывчивость и милосердие барина. Любую проблему, которую не под силу решить крестьянину

А. Н. Аптухин – замечательный русский поэт конца XIX века. Он родился в небогатой дворянской семье в Орловской губернии. С блеском окончил Императорское правовое училище, где познакомился с П. И Чайковским,

В этом стихотворении Борис Леонидович описывает августовское утро, когда последние тёплые лучики света так приятно освещают комнату и напомнили писателю о празднике. Пастернак пишет, что когда он проснулся,

Стихотворение Иосифа Бродского «Письма к стене» было написано в 1964 году. В это время поэт находился в ссылке и очень активно занимался творчеством.

Стихотворением «Поэзия» Пастернак словно пытается определить для себя, чем для него является этот предмет. И для него это не внешняя атрибутика, не чтение осанистым поэтом своих произведений, нет.

Анализ стихотворения «Мне голос был» Ахматовой

Множество стихотворений А. Ахматовой поражают тесным сплетением личных и гражданских мотивов. Образцом этого пласта ее лирики является «Мне голос был». Изучают его в 11 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом «Мне голос был» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1917 г., в период революции. Позже было включено в сборник «Белая гвардия».

Тема стихотворения – кровавые исторические события и верность Родине.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирической героини, который по смыслу можно разделить на три части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд».

Эпитеты«приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух».

Сравнения – столица, «как опьяневшая блудница».

История создания

Стихотворение «Мне голос был» – крик души поэтессы, который вырвался под давлением событий в личной жизни поэтессы и в жизни русского народа. Произведение появилось в 1917 г., когда в России бушевала революция. В русской литературе оно известно как оригинальная интерпретация событий начала ХХ века. Анна Андреевна была очевидицей голода и красного террора. Женщина прекрасно понимала, что она с сыном тоже может стать жертвой мятежных событий.

В то время А. Ахматова жила очень бедно, ведь ее почти не публиковали, а на руках остался пятилетний ребенок. Николай Гумилев, муж поэтессы, тогда жил во Франции. Он пытался похлопотать о переезде супруги к нему, но женщина отказалась. Видимо, Гумилев и стал прообразом таинственного голоса.

В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы – кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения лирическая героиня. Из ее уст звучит характеристика других образов стихотворения: России, столицы и голоса.

Первые строфы – метафорические описания Родины лирической героини. Женщина рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», чувствуя, что те принесут с собой гибель. Героиня замечает, что переворот повлиял даже на церковь, и ее покинул «дух византийства» . Очень резко женщина отзывается о столице России, сравнивая ее с распутной девицей. Эта ассоциация, видимо, тоже навеяна революционными событиями.

В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Лирическая героиня не признается, кому он принадлежит, а, может, просто не знает этого. Она вспоминает, как голос пытался уговорить ее оставить Россию. Он даже обещал отмыть руки женщины и стереть ее боль. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня, не раздумывая, сделала свой выбор: она закрыла уши, чтобы не осквернять свой дух.

В анализируемом стихотворении поэтесса реализовала идею о том, что искренняя любовь к Отчизне неподвластна обстоятельствам, продиктованным историей или обществом.

Композиция

Композиция произведения простая. Оно создано в форме монолога лирической героини, который по смыслу делится на части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматова Двадцать первое. Ночь. Понедельник (21 ночь)

Жанр произведения – гражданская лирика. Написаны строки произведения четырехстопным ямбом. Поэтесса использовала перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Ахматова использовала средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд ».

Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…»

Любовь к родине, как бы пафосно не звучало такое словосочетание, являлась основной темой не только для ахматовской лирики, но и для ахматовского самоощущения, для мировоззрения поэтессы. Вероятно, в какой-то степени Ахматова во многом даже опиралась на собственный глубокий, подлинный и искренний патриотизм как некий ориентир, возможность строить остальное мировоззрение.

Стихотворение Мне голос был.. рассказывает о событиях в душе поэтессы после событий революции 1917 года. Как известно, в этот период многие творческие люди отправились в другие страны для того чтобы переждать невзгоды или полностью расстаться с новым миром. Страна, которая стала совершенно другой и новая власть многих не устраивали, особенно людей, которые привыкли выражать собственное мнение открыто, даже, если оно является не схожим с мнение остальных.

Понятное дело, в такой ситуации могли себя чувствовать нормально поэты наподобие Блока, которые приняли новую власть и новый порядок. Ахматова довольно яро отвергала новый порядок и не принимала революции, тем не менее, видела себя частью своей страны. Особенность, которая известна многим, заключалась в том, как Ахматова отделяла власть и страну как таковую, она считала себя частью именно страны и искренне считала возможными времена, когда и власть станет достойной великой страны.

Стихотворение рассказывает о периоде смуты, когда волненье охватывало практически каждого человека. Столица наполнена неясностью, которая довольно точно описывается поэтессой как «опьяневшая блудница». Город утратил собственное величие и теперь становится пространством, в котором действуют совершенно неизвестные силы.

Ахматова довольно точно описывает смущение, которое может охватывать душу человека в подобной ситуации. Поэтесса слышит голос, который может избавить от всяческих невзгод и обещает легкое существование, но она не прельщается этим голосом и может легко распознать в нем искушение, которому наподдается. Как полагается человеку творческому и в частности поэту, Ахматова заботится о чистоте своего внутреннего мира и бережет этот внутренней мир любыми способами.

Как известно, душа значимее всего остального мира. Поэтому человек, который понимает этот факт, не обращает внимания на внешний комфорт или какие-то условия, поступки являются следствием внутреннего миропонимания. В такой ситуации достойный человек «равнодушно и спокойно» закрывает свои уши, чтобы не слушать недостойные речи и не осквернять собственный дух.

Краткий анализ

История создания

– произведение было написано в 1917 г., в период революции. Позже было включено в сборник «Белая гвардия».

Тема стихотворения

– кровавые исторические события и верность Родине.

– Стихотворение написано в форме монолога лирической героини, который по смыслу можно разделить на три части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.

Стихотворный размер

– четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.


«когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд».
Эпитеты


«приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух»
.

— столица,
«как опьяневшая блудница».

Особенности композиции

Композиция стихотворения проста. Оно представляется как монолог, крик души главной героини, подразделяющийся на 3 смысловые части: повествование о чудовищных исторических обстоятельствах, описание таинственного голоса и реакция протагонистки на оклик.

Композиция имеет определенные особенности. Женщину окликает некто неизвестный, прося покинуть Родину, неумолимо превращающуюся в жалкие руины. Россия «глуха и грешна», все, кто ей предан, обречены на гибель. Читатели понимают, что голос искушает страдалицу, зовет ее и говорит о неизбежности печального расклада. Он клянется: сбежавший легко забудет о своем предательстве, столкнувшись с комфортом и успокоением. Нужно лишь избежать невзгод, а измена не имеет значения.

Кульминация наблюдается во второй части произведения. Главная героиня решает разделить с родной страной все тревоги и тяжелые испытания. Ей не хочется отделяться от мест, в которых посчастливилось родиться и найти свое призвание. Протагонистка беспощадно противостоит голосу, не видя заманчивости в услышанном предложении.

История создания

Стихотворение «Мне голос был» — крик души поэтессы, который вырвался под давлением событий в личной жизни поэтессы и в жизни русского народа. Произведение появилось в 1917 г., когда в России бушевала революция. В русской литературе оно известно как оригинальная интерпретация событий начала ХХ века. Анна Андреевна была очевидицей голода и красного террора. Женщина прекрасно понимала, что она с сыном тоже может стать жертвой мятежных событий.

В то время А. Ахматова жила очень бедно, ведь ее почти не публиковали, а на руках остался пятилетний ребенок. Николай Гумилев, муж поэтессы, тогда жил во Франции. Он пытался похлопотать о переезде супруги к нему, но женщина отказалась. Видимо, Гумилев и стал прообразом таинственного голоса.

В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы — кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения лирическая героиня. Из ее уст звучит характеристика других образов стихотворения: России, столицы и голоса.

Первые строфы — метафорические описания Родины лирической героини. Женщина рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», чувствуя, что те принесут с собой гибель. Героиня замечает, что переворот повлиял даже на церковь, и ее покинул «дух византийства» . Очень резко женщина отзывается о столице России, сравнивая ее с распутной девицей. Эта ассоциация, видимо, тоже навеяна революционными событиями.

В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Лирическая героиня не признается, кому он принадлежит, а, может, просто не знает этого. Она вспоминает, как голос пытался уговорить ее оставить Россию. Он даже обещал отмыть руки женщины и стереть ее боль. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня, не раздумывая, сделала свой выбор: она закрыла уши, чтобы не осквернять свой дух.

В анализируемом стихотворении поэтесса реализовала идею о том, что искренняя любовь к Отчизне неподвластна обстоятельствам, продиктованным историей или обществом.

Главная героиня

Она рассудительна, сильна духом, энергична и терпелива, готова принять непосильное бремя происходящего, веря в победный исход. Женщина разделяет с Родиной ужасающую участь.

Ее стремления сходны с христианскими заветами, прославляющими изумительное смирение и непокорность коварным врагам. Идея патриотизма поразительно переплетается с религиозными догмами.

В стихотворении упоминаются православные образы: поражения, страдания и непонимание происходящего не могут сравниваться с размышлениями о проблемах общественного характера и невыносимых мятежах. Это не очерк, повествующий о социальных неурядицах. Ахматова считает происходящее душевной трагедией, делает акцент на характеристику России как края, приютившего грешников.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Ахматова использовала средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры

: «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд ».

меньше, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух» .
Сравнение
в тексте всего одно — столица, «как опьяневшая блудница».

Анализ стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…» Ахматовой

Революция 1917 г. стала переломным событием не только в политической, но и в духовной судьбе России. Фактически страна раскололась на два непримиримых лагеря, что стало причиной Гражданской войны. Еще одни раскол произошел среди людей, не принявших новую власть. Часть решила покинуть страну либо из опасения перед физической расправой, либо считая, что в новой России им больше нечего делать. Оставшиеся хотели продолжить борьбу с большевиками. Многие поэты и писатели не представляли себе жизни вне России, поэтому их решение остаться было основано на чувстве патриотизма. К таким людям принадлежала и А. Ахматова. Свои взгляды она выразила в произведении «Мне голос был», написанном сразу же после революции (осень 1917 г.).

Стихотворение известно в двух вариантах. По сути, оно является сочетанием двух отдельных стихотворений: « » и собственно «Мне голос был…». Общепринятая редакция включает оба и состоит из пяти строф.

Поэтесса описывает страшное время, предшествующее революции. Было понятно, что Россия проигрывает Первую мировую войну («народ гостей немецких ждал»). Страна находилась во всеобъемлющем кризисе. Православная вера уже не считалась последней защитницей России. Авторитет церкви невероятно упал, а вместе с ним начали колебаться и духовные опоры русского народа. Люди буквально озверели. Возвышенные идеалы были втоптаны в грязь, основное стремление заключалось в удовлетворении примитивных естественных потребностей.

Ахматова использует очень выразительное сравнение Петербурга с «опьяневшей блудницей». Не только в столице, но и во многих российских городах, жители уже равнодушно смотрели на смену власти, лишь бы остаться в живых. Будущее страны никого уже не интересовало. Россия становилась ареной для борьбы политических группировок. Даже иностранную интервенцию многие воспринимали с надеждой на улучшение обстановки и наведение порядка.

В этих невыносимых условиях многие поддались страху и начали уезжать из страны. Таинственный голос, который слышит героиня, можно сравнить с дьявольским искушением. Он призывает ее покинуть безнадежную страну, отречься от нее ради беззаботной жизни в эмиграции. Там можно будет забыть обо всех ужасах, успокоиться и начать новую жизнь.

Ахматова «равнодушно и спокойно» отвергает предложение искусителя. Она чувствует, что именно в такое сложное время нужна своей Родине. Даже если ей придется умереть, она будет рада достойно встретить смерть на родной земле. Стихотворение поэтессы – проявление настоящего патриотизма и презрения к тем, кто фактически предал свою страну.

1. История создания

. Стихотворение «Мне голос был» написано А. Ахматовой в 1917 г. Оно вошло в сборник «Белая гвардия».

2. Жанр стихотворения

3. Основная идея

произведения — патриотизм. В один из самых тяжелых периодов в истории России перед русской интеллигенцией стоял непростой вопрос: стоит ли жить в этой несчастной стране, где в любую секунду может настигнуть пуля. Многие люди не выдерживали чудовищного напряжения и покидали Россию. Ахматова резко отрицательно относилась к тем, кто по малодушию бросил страну в беде. Эмигранты вызывали у нее презрение. Поэтесса осталась в России. Она не могла поступить иначе.

Точка зрения поэтессы четко изложена в стихотворении. Таинственный «голос», призывающий оставить страну, символизирует собой все то мелкое и трусливое, что есть в душе каждого человека. Этот голос убаюкивает, заставляет избегать риска и опасности в целях самосохранения. Его послушались тысячи русских людей, бежавших за границу. Эмиграция для многих представлялась единственным выходом.

Следует заметить, что лишь незначительная часть русских эмигрантов смогла найти свое место на чужбине. Подавляющее число беженцев стало нищими, перебивающимися случайными заработками. Для Ахматовой убеждения «голоса» являются «речью недостойной». Она понимает, что если постоянно прислушиваться к нему, думать о бегстве, то в конце концов эта мысль полностью завладеет сознанием. Поэтому поэтесса решительно «замкнула слух». Она осталась на Родине и вместе с ней испытала все невероятно тяжелые испытания и лишения.

4. Композиция

. Произведение можно условно разделить на две части. В первой описывается призывающий к эмиграции голос и его, кажущиеся правильными и справедливыми, доводы. Вторая часть (последнее четверостишие) — мужественное решение поэтессы не придавать значения соблазнительной речи.

5. Размер произведения

— четерехстопный ямб с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства.

Мрачную атмосферу в революционной России Ахматова подчеркивает эпитетами: «глухой и грешный», «черный», «скорбный». Очень эффектно выглядит метафора: «Из сердца выну черный стыд». Стихотворение написано в торжественной форме, напоминающей оду.

7. Главная мысль

произведения — нельзя поддаваться голосу искушения, призывающего совершить предательство по отношению к своей Родине. Конечно, большая часть интеллигенции не принимала участия в боевых действиях и не оказывала реальной помощи белой армии. Эти люди зачастую становились невинными жертвами. Однако остающиеся в России символизировали собой знамя упорного сопротивления новой власти.

Своим примером они доказывали, что в любой ситуации чувствуют свою кровную связь с Родиной. Никто и ничто не способно заставить настоящего патриота позорно бежать. Многие эмигранты (даже добившиеся успеха за границей) до конца жизни чувствовали свою вину перед Россией и мечтали вернуться обратно. Ахматова предчувствовала это еще в 1917 г., поэтому отвергала любой намек на возможность уехать.

Своего рода итогом пройденного Анной Ахматовой пути считается ее стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…”, написанное в 1917 году и представляющее собой яркую инвективу, направленную против тех, кто в период тяжелых испытаний намеревался бросить Родину:

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: “Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид”. Но равнодушно и спокойно Руками

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни 6 класс

Я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Стихотворение это знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, сразу же прочертило границу между Ахматовой и эмигрантами, главным образом “внешними”, то есть теми, кто действительно покинул Россию после октябрьского переворота, а также и некоторыми из тех, кого называли внутренними эмигрантами, то есть по каким-либо причинам не уехавшими, но враждебно относящимися к России, вступившей на новый путь. Не понимая смысла революции, – и в этом отличаясь от А. Блока и В. Маяковского, – Ахматова относилась к развертывавшимся перед нею событиям революции и гражданской войны с позиции сложившихся у нее взглядов. Она осуждала гражданскую войну, причем эта война казалась ей тем ужасней, что сочеталась с интервенцией иностранных держав и велась между людьми, принадлежавшими одному отечеству.

Но при общем неприятии происходящего было нечто, кардинально отличавшее Ахматову от эмигрантов, – это чувство патриотизма, всегда бывшее у нее очень сильным.

Отношение к Ахматовой в среде эмигрантов было сложным и противоречивым. В глазах многих она была и оставалась представительницей утонченного дворянского искусства, акмеисткой, звездой изысканных литературных салонов. Но это была лишь одна, хотя важная и неотъемлемая, сторона ушедшего в прошлое жизненного уклада – ее творчество было шире и значительней творчества большинства из ее литературного окружения. В стихотворении “Мне голос бал.

Он звал утешно…” Ахматова впервые выступила как яркий поэт-гражданин, поэт-патриот. Строгая форма, приподнятая, библейская интонация стихотворения, заставляющая вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма – все в данном случае удивительно соразмерно величественной и суровой эпохе, начинавшей новое летоисчисление. Рождался новый мир, шел новый Век, означенный переоценкой ценностей и созиданием новых отношений, и эти события в сложившихся в то время обстоятельствах неизбежно сопровождались страданием и кровью.

Но именно этого Ахматова полностью принять не могла. Она отказывалась делить людей на “красных” и “белых” – поэтесса предпочитала плакать и скорбеть о тех и других. А. Блок очень любил стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…”, знал его наизусть и, по свидетельству К. Чуковского, так выразил свое отношение к заложенной в нем позиции: “Ахматова права.

Это недостойная речь. Убежать от русской революции – позор”.

Это стихотворение – одно из ярчайших произведений периода революции. В нем нет ее понимания, нет ее принятия, но в нем страстно и достойно прозвучал голос той части интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, отвергала, находила, но посреди всего этого круговорота уже сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Тут сыграли роль и национальная привязанность к родной земле, убежать от которой – позор, и внутренняя культурно-демократическая основа, присущая широкому крылу русской интеллигенции.

Основная мысль произведения

Недопустимо мерзко поддаваться искушению покинуть родные места, поддавшись мимолетному порыву. Это предательство по отношению к отчизне, не заслуживающее прощения. Разумеется, представители интеллигенции не участвовали в военных действиях и поэтому становились невинными жертвами обстоятельств. Но Ахматова вспоминает, что оставшиеся в России отчаянно сопротивлялись жестоким распорядкам. Их невозможно было сломить, ведь они объединились и упорно сражались за освобождение от гнета.

Патриоты доказывали, что в любом случае ощущают незримую, тесную связь с Родиной, несмотря на случившееся. Поистине преданные и отважные не испугаются даже самых кровопролитных войн и не сбегут ради собственного благополучия.

Многие беженцы, даже добившиеся успеха, до конца жизни винили себя, что трусливо избежали ответственности. Им хотелось вернуться и бороться вместе со всеми. Анна Андреевна не желала им уподобляться и отвергала любые предложения, связанные с бегством.

Анализ стихотворения Анны Ахматовой “Мне голос был. Он звал Утешно”

Рассмотрение влияния акмеизма на творчество Анны Ахматовой на примере анализа стихотворения “Мне голос был. Он звал утешно”. Новые тенденции в творчестве А. Ахматовой, связанные с политической обстановкой в стране – Мировая война, приближение революции.

РубрикаЛитература
Видсочинение
Языкрусский
Дата добавления11.05.2011
Размер файла11,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Мне голос был. Он звал утешно.

Он говорил: “Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный.

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою Боль поражений и обид”.

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный слух.

Анна Ахматова,

Творчество Анны Ахматовой относится к направлению модернизм, а если сказать более точно к одному из его течений – акмеизму. Основными чертами акмеизма являются: восприятие действительности как данности, раз и навсегда устоявшейся; склонность к сложному формальному эксперименту; внимание не столько к противоречивости общества, сколько к отражению этих противоречий в сознании человека; представление о том, что судьбу человека формируют непреодолимые обстоятельства – все эти черты мы встречаем в стихотворении А.Ахматовой “Мне голос был. Он звал утешно.”.

Данное произведение было написано в 1917 году и напечатано в книге стихов “Белая гвардия”. В этом сборнике отразилось появление новых тенденций в творчестве А.Ахматовой, связанных с политической обстановкой в стране – Мировая война, приближение революции. В связи с этим в лирике А.Ахматовой появляются новые темы и чувство сопричастности к судьбе страны, русскому народу, истории. Явно прослеживается мотив трагической судьбы целого поколения, жившего в данный исторический период. Основная тема стихотворения – патриотизм. Автор отказывается принять революцию, которая повлечет за собой большую беду. А.Ахматова воспринимала судьбу родины как свою. Очень интересно меняется в её творчестве само понятие “родина”. Сначала родиной было родное Царское село, потом Петербург, в период Великой отечественной Анна Ахматова сливается с народом, ощущает себя его частью, считает родиной всю страну. В данном стихотворении она сливается с народом. В течении все своей жизни она не перестает переживать за Россию. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на родине. Поэтому так оскверняют её слух строчки – “Оставь свой край глухой и грешный.//Оставь Россию навсегда”. Ведь главная её любовь – любовь к родной земле. В связи с этим в литературе можно встретить следующие термины А.Ахматова есть поэт – гражданин, поэт-патриот.

Идея стихотворения заключается в том, что лирическая героиня, то есть сама А.Ахматова никогда не покинет Россию, как бы ни было страшно, трудно, тяжело. Она не бросает свою родину, а защищает её. В данном стихотворении мы можем встретить психологический реализм, в частности видим его в эпитетах использованных автором, например: “глухой и грешный”, “черный стыд”, “утешно, равнодушно и спокойно”. С помощью этого лексического средства чувствуется весь трагизм ситуации, вся горечь, печаль. ахматова творчество анализ стихотворение

А. Блок очень любил стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…”, знал его наизусть и, по свидетельству К. Чуковского, так выразил свое отношение к заложенной в нем позиции: “Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции — позор”.

“Мне голос был. Он звал утешно…”- данное стихотворение написано четырёх стопным ямбом с пиррихием. Рифма: чередование мужской и женской, перекрестная.

Всё случившиеся с Россией в эти годы, Анна Ахматова выразила как личную трагедию, все страдания родины, пропустив через свою душу. Она является истинной патриоткой, и даже сама мысль о том, чтобы эмигрировать из страны, как это сделали многие поэты, для неё была оскорбительна. А. Ахматова навсегда связала свою судьбу с судьбой родной земли.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теоретическое обоснование терминов “лирический герой”, “лирическое я” в литературоведении. Лирика Анны Ахматовой. Лирическая героиня Анны Ахматовой и поэтика символизма и акмеизма. Новый тип лирической героини в творчестве Анны Ахматовой и его эволюция.

курсовая работа [42,6 K], добавлен 10.04.2009

Влияние акмеизма в творчестве Анны Ахматовой, средневековые образы эпического стихотворения “Сероглазый король”, выполненного в виде сюжетной миниатюры жанра баллады. Анализ ритмики, рифмики и строфики, использование наследия английских народных образцов.

контрольная работа [43,8 K], добавлен 17.07.2015

Русская литература 20 века. Вклад в развитие русской литературы Анны Андреевны Ахматовой и ее поэзия. Источник вдохновения. Мир поэзии Ахматовой. Анализ стихотворения “Родная земля”. Раздумья о судьбе поэта. Лирическая система в русской поэзии.

реферат [26,9 K], добавлен 19.10.2008

История написания стихотворения Ахматовой “Я пришла к поэту в гости”, посвященного Блоку. Описание эмоционального впечатления от дружеского визита писателя. Творчество Ахматовой с позиции акмеизма. Анализ стихотворения с синтаксической точки зрения.

презентация [1,4 M], добавлен 01.06.2012

Женская поэзия России – поэзия Анны Андреевной Ахматовой. Жизнь и творчество Анны Ахматовой. Тема любви в творчестве многих поэтов занимала и занимает центральное место, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства.

реферат [17,6 K], добавлен 07.07.2004

Система эстетики символистов и их философские устремления. Символизм как живая общекультурная среда. “Символистский” фон творчества Анны Ахматовой, перекличка ее поэзии с поэзией Александра Блока. Стихотворения Анны Ахматовой, посвященные Блоку.

контрольная работа [34,0 K], добавлен 08.11.2010

Жизненный путь Анны Андреевны Ахматовой и загадка популярности ее любовной лирики. Традиции современников в творчестве А. Ахматовой. “Великая земная любовь” в ранней лирике. Ахматовское “я” в поэзии. Анализ любовной лирики. Прототипы лирических героев.

реферат [120,8 K], добавлен 09.10.2013

«Мне голос был» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, тема, композиция

Множество стихотворений А. Ахматовой поражают тесным сплетением личных и гражданских мотивов. Образцом этого пласта ее лирики является «Мне голос был». Изучают его в 11 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом «Мне голос был» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1917 г., в период революции. Позже было включено в сборник «Белая гвардия».

Тема стихотворения – кровавые исторические события и верность Родине.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирической героини, который по смыслу можно разделить на три части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд».

Эпитеты«приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух».

Сравнения – столица, «как опьяневшая блудница».

История создания

Стихотворение «Мне голос был» – крик души поэтессы, который вырвался под давлением событий в личной жизни поэтессы и в жизни русского народа. Произведение появилось в 1917 г., когда в России бушевала революция. В русской литературе оно известно как оригинальная интерпретация событий начала ХХ века. Анна Андреевна была очевидицей голода и красного террора. Женщина прекрасно понимала, что она с сыном тоже может стать жертвой мятежных событий.

В то время А. Ахматова жила очень бедно, ведь ее почти не публиковали, а на руках остался пятилетний ребенок. Николай Гумилев, муж поэтессы, тогда жил во Франции. Он пытался похлопотать о переезде супруги к нему, но женщина отказалась. Видимо, Гумилев и стал прообразом таинственного голоса.

В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы – кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения лирическая героиня. Из ее уст звучит характеристика других образов стихотворения: России, столицы и голоса.

Первые строфы – метафорические описания Родины лирической героини. Женщина рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», чувствуя, что те принесут с собой гибель. Героиня замечает, что переворот повлиял даже на церковь, и ее покинул «дух византийства». Очень резко женщина отзывается о столице России, сравнивая ее с распутной девицей. Эта ассоциация, видимо, тоже навеяна революционными событиями.

В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Лирическая героиня не признается, кому он принадлежит, а, может, просто не знает этого. Она вспоминает, как голос пытался уговорить ее оставить Россию. Он даже обещал отмыть руки женщины и стереть ее боль. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня, не раздумывая, сделала свой выбор: она закрыла уши, чтобы не осквернять свой дух.

В анализируемом стихотворении поэтесса реализовала идею о том, что искренняя любовь к Отчизне неподвластна обстоятельствам, продиктованным историей или обществом.

Читайте также:  Анализ стихотворения Смятение Ахматовой

Композиция

Композиция произведения простая. Оно создано в форме монолога лирической героини, который по смыслу делится на части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.

Жанр произведения – гражданская лирика. Написаны строки произведения четырехстопным ямбом. Поэтесса использовала перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Ахматова использовала средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд».

Эпитетов меньше, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух». Сравнение в тексте всего одно – столица, «как опьяневшая блудница».

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…»

Множество стихотворений А. Ахматовой поражают тесным сплетением личных и гражданских мотивов. Образцом этого пласта ее лирики является «Мне голос был». Изучают его в 11 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом «Мне голос был» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1917 г., в период революции. Позже было включено в сборник «Белая гвардия».
Тема стихотворения – кровавые исторические события и верность Родине.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирической героини, который по смыслу можно разделить на три части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд».

Эпитеты – «приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух».

Сравнения – столица, «как опьяневшая блудница».

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно. »

Стихотворение А. А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно» написано в суровом для России 1917году. В это время, в эпоху коренных политических и социальных событий, перед многими интеллигентами встал жизненно важный вопрос: «Как отнестись к революции? Остаться в России, в неизвестности или уехать за границу и не рисковать?» Некоторая часть учёных, деятелей искусства сделала выбор в пользу последнего решения. Но остальная часть интеллигенции приняла мужественное решение остаться с Россией в годы суровых испытаний. В их числе и была А.А. Ахматова. На эту тему написано её стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно»:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: « Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда….

Путь, пройденный поэтессой к этому стихотворению, — это путь постепенного и последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство духовной жизни, серьёзность и высота моральных требований неуклонно выводили А. Ахматову на дорогу общественных интересов. В этом стихотворении видно, как заметно расширились тематические рамки лирики Ахматовой. Рамки специфической «женской лирики» стали для неё слишком узкими.

В этом стихотворении на первый план выходит тема России. Сквозь перипетии сознания лирической героини на нас неожиданно смотрит эпоха – весь XX век с его противоречиями. Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно.» представляет собой яркий манифест, направленный против тех, кто в годы суровых испытаний собрался бросить Россию. Стихотворение знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, провело границу между А. Ахматоватовой и «внешними» эмигрантами, действительно покинувшими Россию. А также отграничило поэтессу от эмигрантов «внутренних», по каким-либо причинам не уехавшим, но враждебным по отношению к России, вступивших на иной путь развития.

Главное, на мой взгляд, что отделило А. Ахматову от эмигрантов,- это чувство патриотизма. Поэтесса глубоко осуждала гражданскую войну, как любую другую войну вообще, тем более, что она велась между соотечественниками. Но Ахматова понимала, что в горниле мучений рождался новый мир, что пришел новый век с его переоценкой ценностей и созиданием новых отношений.

Ахматова отказывалась делить соотечественников на «красных» и «белых». Она плакала и глубоко скорбела о тех и других. В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно» Ахматова впервые выступила как страстный гражданский поэт глубокого патриотического звучания. Композиционно стихотворение делится на две части, которые соотносятся между собой по принципу антитезы. В первой смысловой части неведомый сладкий голос зовёт лирическую героиню покинуть свой край. Здесь он представлен «глухим» и «грешным», пустым, заброшенным, обречённым. Этот манящий в другую, благополучную жизнь голос успокаивает человеческую совесть, говорит, что стыд со временем уйдёт, ощущения вины не будет, что новая жизнь прогонит обиды, сомнения, душевную боль. Понятия чести, долга для него относительны. Главное – уйти, убежать от невзгод в иную, лучшую жизнь. В первой части отчётливо звучит мотив искушения, прельщения. Его атмосфера создаётся неторопливой, вкрадчивой интонацией, призывными обращениями, повторами: « звал утешно», «иди сюда», « оставь свой край», «оставь Россию». Этот страшный голос опутывает лирическую героиню, убеждает её отказаться от родины:

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид…

Лексика первой смысловой части богата по внутреннему содержанию. Вкрадчивые, неторопливые интонации соседствуют с понятиями крови, стыда. Оставить родину – значит утопить её в крови. В душе человека не может не поселиться «черный стыд». Но искусительный голос говорит, что его можно легко погасить. Этот голос, навевающий порочные, эгоистические мысли, по моему мнению, символизирует малодушие, душевную пустоту тех, кто бросил свою страну, поддавшись слабости и искушению. Этот голос не сеет никаких сомнений в выборе лирической героини, но она не подвластна его чарам:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Это кульминация стихотворения. Лирическая героиня имеет твердую духовную позицию, у неё достаточно мужества, чтобы разделить страшные испытания вместе со своей страной. Она не бежит от ответственности за Россию, не отделяет себя от неё. И хотя новая Россия со временем отнимет у неё мужа и сына, принесет много страданий, Ахматова делает верный нравственный выбор. Она совершает мужественный поступок, и этим шагом она не может не вызвать к себе уважения и восхищения.

Лирическая героиня остаётся равнодушна и спокойна к этому демоническому голосу, она не ищет легких путей. «Скорбный дух», переживания за Россию не позволяют темным силам одержать верх, забрать новую жертву. Печально, что многие лучшие люди того времени, да и наши современники, поверили «недостойным речам», выбрали путь бегства, личного комфорта и благополучия в ущерб своей совести, своей родине. Строгая, приподнятая библейская форма стихотворения заставляет вспомнить пророков-проповедников.

Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» — одно из самых ярких произведений Ахматовой периода революции. В нем нет ни слова о революции, нет её принятия. Но в нём страстно и достойно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, искала, отвергала, находила. Посреди всего этого круговорота она сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Такой выбор сделала и Ахматова. Она осталась с Россией, сохранила верность ей. Чувство долга, ответственности за родной край было присуще поэтессе как никому другому. А. Блок очень любил это стихотворение и знал его наизусть. По свидетельству Чуковского, поэт однажды сказал: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции – позор».

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

История создания

Стихотворение «Мне голос был» – крик души поэтессы, который вырвался под давлением событий в личной жизни поэтессы и в жизни русского народа. Произведение появилось в 1917 г., когда в России бушевала революция. В русской литературе оно известно как оригинальная интерпретация событий начала ХХ века. Анна Андреевна была очевидицей голода и красного террора. Женщина прекрасно понимала, что она с сыном тоже может стать жертвой мятежных событий.

В то время А. Ахматова жила очень бедно, ведь ее почти не публиковали, а на руках остался пятилетний ребенок. Николай Гумилев, муж поэтессы, тогда жил во Франции. Он пытался похлопотать о переезде супруги к нему, но женщина отказалась. Видимо, Гумилев и стал прообразом таинственного голоса.

В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы – кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения лирическая героиня. Из ее уст звучит характеристика других образов стихотворения: России, столицы и голоса.

Первые строфы – метафорические описания Родины лирической героини. Женщина рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», чувствуя, что те принесут с собой гибель. Героиня замечает, что переворот повлиял даже на церковь, и ее покинул «дух византийства». Очень резко женщина отзывается о столице России, сравнивая ее с распутной девицей. Эта ассоциация, видимо, тоже навеяна революционными событиями.

В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Лирическая героиня не признается, кому он принадлежит, а, может, просто не знает этого. Она вспоминает, как голос пытался уговорить ее оставить Россию. Он даже обещал отмыть руки женщины и стереть ее боль. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня, не раздумывая, сделала свой выбор: она закрыла уши, чтобы не осквернять свой дух.

В анализируемом стихотворении поэтесса реализовала идею о том, что искренняя любовь к Отчизне неподвластна обстоятельствам, продиктованным историей или обществом.

«Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой

Стихотворение «Мне голос был», написанное в 1917 году, вошло в сборник «Белая гвардия». В одном из самых ярких произведений этого периода творчества Ахматова. откликаясь на события революции 1917 года, поднимает новую для себя тему Родины.

Основная тема стихотворения – любовь к Родине. При этом неприятие поэтессой революции сочетается с ее духовным мужеством и патриотизмом. В этом стихотворении Ахматова впервые выступила как поэт-гражданин, страстно и достойно выразив голос той части интеллигенции, которая сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной. Быть поэтом и творить, по мнению Ахматовой, можно только на родине. Сама мысль об эмиграции в тяжелое для страны время оскорбительна для нее. Несмотря на отсутствие средств к существованию и наличие пятилетнего сына на руках, Ахматова приняла решение остаться в России. Стихотворение «Мне голос был» вместило все душевные терзания поэтессы, поставленной самой жизнью перед труднейшим выбором – бежать из России за границу или разделить со своей страной ее трагическую судьбу. Произведение стало ярким манифестом, направленным против тех, кто бросил или собирался бросить Россию.

Композиция стихотворения включает две смысловые части. В первой части неведомый сладкий голос зовет лирическую героиню покинуть свой «глухой и грешный». обреченный край. Отчетливый мотив искушения создается за счет неторопливой интонации, употребления призывных обращений («иди сюда» ) и повторов («оставь свой край». «оставь Россию» ). Голос обещает, что «черный стыд» в душе бросившего родину человека легко пройдет со временем, как и чувство вины; ведь главное – убежать от невзгод в другую, благополучную и комфортную жизнь.

Кульминация стихотворения наступает во второй части. Героиня делает нравственный выбор, приняв решение разделить со своей страной все тяготы и испытания. Ахматова, как и ее героиня, не отделяет себя от России. Она дает беспощадный отпор этому внутреннему голосу, не мысля своей жизни без родины.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихием. Ахматова использовала в нем перекрестную рифму с чередованием мужской и женской рифмы. Чувство горечи и печали, глубокий психологизм стихотворения подчеркнуты с помощью эпитетов «глухой». «грешный». «черный» (стыд).

Стихотворение «Мне голос был» перекликается с одой Пушкина «Вольность». Сама торжественная ритмика четырехстопного ямба, использованного вслед за Пушкиным поэтессой, придает стихотворению возвышенную одическую интонацию. В первой строфе Ахматова неточно повторяет пушкинскую строфу, во второй — обращается к пушкинскому опорному образу «стыда». В ее лирической героине легко разглядеть черты пушкинского пророка .

Как и пушкинский пророк, Ахматова предвидит нелегкую трагическую судьбу страны и свою собственную судьбу, но не изменяет своей совести и не отрекается от своей родины.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Ахматова использовала средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд».
Эпитетов меньше, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух». Сравнение в тексте всего одно – столица, «как опьяневшая блудница».

Ссылка на основную публикацию