Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля 6 класс

Анализ стихотворения «Родная земля» (А. А. Ахматова)

Автор: Guru · 12.07.2018

Анна Ахматова – выдающаяся поэтесса 20 столетия. Ее жизнь и творческий путь нельзя назвать легкими. Советская пропагандистская машина клеветала на нее, создавала трудности и преграды, но поэтесса оставалась сильной и непоколебимой патриоткой своей страны. Ее гражданская лирика направлена на то, чтобы сказать всем, за что стоит любить и гордиться своей родной землей.

История создания

Анна Андреевна Ахматова написала «Родную землю» в 1961году. В это время поэтесса находилась в Ленинградской больнице. Стихотворение входит в состав сборника «Венок мертвым».

«Родная земля» принадлежит к гражданской лирике великой поэтессы – поэтому весьма ясен мотив написания произведения. Для Ахматовой послевоенное время было сложным периодом: личные семейные трагедии и невозможность свободно издаваться, но поэтесса не сдавалась и продолжала писать. Патриотические стихотворения Анны Андреевны создавались как бы тайком, свободно обнародовать свои произведения ей запрещалось. С середины 50-ых годов ей не давали спокойно жить, но она не позволяла себе сломаться и писала вновь и вновь о том, что ее родная страна, пусть и не идеальная («не кажется обетованным раем»), все равно остается любимой. В это же время многие деятели искусства (писатели, поэты, драматурги, актеры) уезжали из страны, разочарованные и несколько униженные. Они все разуверились в Родине, не видели ничего положительного, а Ахматова видела, пыталась нащупать в этой тьме хоть малейший лучик света и нашла. Нашла она его в естестве России — в ее невероятной природе — кормилице всего русского народа.

Жанр, направление и размер

«Родная земля» — глубоко патриотическое лирическое произведение. Сама Ахматова определила жанр этого стихотворения, как гражданская лирика. Сильная любовь и уважение к своей стране – вот те чувства, которыми пронизаны эти строчки.

Для автора гражданская лирика – это не просто преданность, это служение Родине, невзирая ни на какие испытания и тяжбы.

Анна Андреевна творила в рамках направления — акмеизм. Стихотворение невелико по объему – 14 строк, первые 8 из которых написаны ямбом, а последние 6 анапестом. Нестрогая перекрестная рифма (АВАВ) создает впечатление вольной композиции. Стоит отметить, что тип рифмы указывает на неофициальность диалога лирической героини со слушателями. Произведение не подчиненно строгой внешней форме.

Композиция

Подготовленный читатель сразу же заметит некоторое сходство «Родной земли» Ахматовой и «Родины» Лермонтова. В обоих стихотворениях в первых строчках поэты отрицают пафос и патриотизм, но только тот, который стал несколько типичным для людей — прославление, гимны. Мастера слова указывают на «другую» любовь, которую не приходится доказывать «ладанками» на груди и стихами. Оба поэта говорят на то, что настоящая любовь к Родине лишена внешних проявлений и не направлена на зрителя – это интимное чувство, личное для каждого человека, не похожее ни на чьё-либо.

Стоит также отметить, что в данном стихотворении Россия – это именно земля, место плодородных почв, а не страна с военными заслугами. Именно такой отчизна и предстает перед обычными людьми, для которых и пишет Ахматова.

Композиционно стихотворение можно разделить на две части.

  1. В первой части на первый план выходит отрицание излишней экспрессии в проявлении любви к Родине.
  2. Во второй части идет разъяснение – что есть Родина для самой поэтессы: «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Образы и символы

Стихотворения подобной направленности всегда содержат в себе образ Родины. В данном произведении Ахматова акцентирует внимание читателей на том, что отчизна – это не страна, а земля в буквальном смысле – рыхлая, грязная, своя!

Стихотворение не изобилует множеством символов, потому что это и не требуется. Поэтесса не пишет о Родине, как о художественном образе, она изображает все просто и ясно, описывает то, что есть отчизна для нее, и то, что лично она готова сделать для отечества.

Конечно, стоит отметить, что в лирическом произведении практически всегда присутствует образ лирического героя. В данном стихотворении лирическая героиня — сама поэтесса, Ахматова изображает собственные мысли, то, что близко именно ей — Родина в ее естестве, земля, родные пейзажи, знакомые и любимые ландшафты.

Темы и настроение

Основная тема «Родной земли» — изображение любимой страны, но не традиционно – величественно и по-военному, а с бытовой стороны – родная земля, место тяжелых работ и титанического труда.

С первых же строчек каждый читатель начинает испытывать те чувства и то настроение, которое испытывала сама поэтесса – любовь. Ахматова беззаветно и преданно любит Русь, не кричит об этом всему миру, а любит по-свойски, за то, что близко именно ей. Она трезво оценивает Родину, не идеализирует ее, ведь универсальных идеалов, которые были бы по нраву каждому, нет на свете: человек находит в совокупности плюсов и минусов то, что близко именно ему, за это и начинает любить, красиво, жертвенно, самозабвенно.

Смысл

Стихотворение философское, сразу невозможно дать ответ, что есть Родина. Только в конце текста виднеется авторская позиция и идея стихотворения – человек может назвать край своим, только если он намерен прожить в нем до конца своих дней, невзирая на трудности и препоны. Сразу же хочется провести параллель с матерью: ее никто не меняет на другую, она с нами до конца. Родство, кровные узы никак не изменить. Так и отечество не меняют, даже если оно не ласково или не красиво. Поэтесса на своем опыте доказала, что настоящему патриоту под силу сохранить верность своей стране. Ахматова говорит о том, что Отчизна — истинная ценность человечества, вечная, верная, непреходящая.

Хочется отметить, что тема родины для Ахматовой — она из основных мыслей в творчестве. Она негативно относилась к тем, кто уезжал из страны в поисках лучшей жизни, хотя с ней страна поступила весьма жестоко — муж оказался в могиле, сын отбывал наказание в тюрьме. Эти мучения оказали влияние на творчество поэтессы, создавая непередаваемый трагизм лирики.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Родная земля» нельзя отнести к лирическим произведениям, которые изобилуют изобразительно-выразительными средствами, потому что поэтесса хотела передать все просто и свободно. Один из немногочисленных тропов — эпитет «горький сон», передающий боль русского человека. Очень выразительно сравнение «не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи». Поэтесса опять же акцентирует внимание на том, что Родина – самое сокровенное и дорогое для людей, то, что невозможно даже оценить. Очень метафоричны строки «Да, для нас это грязь на колошах. Да, для нас это хруст на зубах». Автор показывает то, за что именно любит родную землю.

Стоит отметить, что сама манера написания данного стихотворения является художественным средством. Анна Андреевна хотела этим лирическим произведением лаконично и просто показать, как и за что можно любить Родину. Она будто доказывает, что Отчизну любят не внешне, не на публику, а сокровенно и интимно, каждый по-свойски. Чтобы донести это максимально легко и непринуждённо, поэтесса намеренно не нагружает текст развёрнутыми метафорами, гиперболами и градациями, над которыми каждый читатель должен задуматься, прежде чем всецело осмыслить.

Анализ стихотворения Ахматовой “Родная земля”

А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу эмигрантов, хотя многие из ее друзей оказались за границей. Решение остаться в

Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля

Другие рефераты по предмету

Анализ стихотворения Ахматовой « Родная земля».

Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника», жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение истории. Ахматова написала о А.С. Пушкине: «Он не замыкается от мира, а идет к миру». Это была и ее дорога к миру, к ощущению общности с ним. Раздумья о судьбе поэта приводят к раздумьям о судьбе России, мира.

В эпиграф стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Родная земля» вынесены две финальные строчки стихотворения, сочиненного самой Ахматовой в послереволюционные годы. А начинается оно так:

«Не с теми я, кто бросил землю

На растерзания врагам».

А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу эмигрантов, хотя многие из ее друзей оказались за границей. Решение остаться в советской России не было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с собственным народом, она сможет сохраниться как личность и как поэт. И это предчувствие оказалось вещим. В тридцатые шестидесятые годы ее поэтический голос приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю боль своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением общечеловеческих страданий. Стихотворение «Родная земля» подводит своеобразный итог отношению поэта к своей родине. Само название имеет двойной смысл. «Земля» – это и страна с населяющими ее людьми и со своей историей, и просто почва, по которой ходят люди. Ахматова как бы возвращает значению утраченное единство. Это позволяет ей ввести в стихотворение замечательные образы: «грязь на калошах», «хруст на зубах», – получающие метафорическую нагрузку. В отношении Анны Ахматовой к родной земле нет ни грани сентиментальности. Первое четверостишие построено на отрицании тех действий, которые принято связывать с проявлением патриотизма:

Читайте также:  Анализ стихотворения Победа Ахматовой

«В заветных ладанах не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем …».

Эти действия кажутся ей недостойными: в них нет трезвого, мужественного взгляда на Россию. Анна Ахматова не воспринимает свою страны как «обетованный рай» – слишком многое в отечественной истории свидетельствует о трагических сторонах русской жизни. Но нет здесь и обиды за те действия, которые родная земля «приносит живущим на ней». Есть гордая покорность той доле, которую она нам представляет. В этой покорности, однако, нет никакого вызова. Более того, в ней нет и осознанного выбора. И в этом слабость патриотизма Ахматовой. Любовь к России не является для нее итогом пройденного духовного пути, как это было у Лермонтова или Блока; эта любовь дана ей изначально. Ее патриотическое чувство впитано с материнским молоком и поэтому не может быть подвергнуто никаким рационалистическим коррективам. Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на физическом уровне: земля представляет собой неотъемлемую часть нашей личности, потому что всем нам предначертано телесно слиться с нею после смерти:

«Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно своею».

В стихотворении выделяются три раздела, что подчеркнуто и графически. Первые восемь строк построены, как цепь параллельных отрицательных конструкций. Концы фраз совпадают с концами строк, что создает мерную «настойчивую» информацию, которая подчеркнута ритмикой пятистопного ямба. После этого следует четверостишие, написанное трехстопным анапестом. Смена размеров на протяжении одного стихотворения явление достаточно редкое в поэзии. В данном случае этот ритмический перебой служит для противопоставления потоку отрицаний, заявления о том, как же все-таки воспринимается коллективным лирическим героем родная земля. Заявление это носит достаточно сниженный характер, что усиливается анафорическим повтором:

«Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах …».

И, наконец, в финале трехстопный анапест сменяется четырехстопным. Такой перебой метра придает двум последним строкам широты поэтического дыхания, которые находят опору в бесконечной глубине заключенного в них смысла. Поэзия Анны Андреевны Ахматовой «питалась – даже в первоначальных стихах чувством родины, болью о родине, и эта тема звучала в ее поэзии все громче … О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа». (К. Чуковский)

Анализ стихотворения Двадцать первое. Ночь. Понедельник Ахматовой

Стихотворение Ахматовой “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” с первой строчки завлекает и завораживает читателя, полностью погружая в свою таинственность. Это одно из самых ранних стихотворений, которое написала Анна Ахматова. Поэтесса приступила к написанию произведения в 1917 году, так как именно с этого года начинается разрушаться тот мир, который до этого создавался на протяжении целого столетия. Большую роль сыграли происходящие события, это была первая мировая война, и наверно, самое главное, отречение царя от престола. Казалось бы, все кончено, российский народ уже не будет иметь тот старый, привычный для него жизненный уклад. Чего ждать от завтрашнего дня? Какие грядут перемены? Увы, никто и не догадывался, что же их ждет на самом деле. Поэтесса задается вопросом, во что теперь верить, или как можно во что-то верить, если абсолютно все придумано. Так может и любовь, на самом деле просто выдумки?

“Двадцать первое. Ночь. Понедельник” это отголосок того, что героиня готова принять на себя тревогу, которая так быстро охватила все вокруг. Поэтесса обращается к человечеству, к обычной ночной тишине, это все находит себя в конкретных художественных действиях, которые Ахматова удачно применяет в стихотворении. Вечные вопросы, терзающие героиню долгое время, находят свой ответ, только нам он, увы, не доступен. У женщины появляется осознание того, что наступает мир, в котором все первозданное разрушается, а правда становится, невыносимо горька, принося за собой лишь чувство огромной боли. Темный, ночной город, тяжелые будни, все это сказывается и играет свою роль влюбленной женщины.

Как всегда, в стихотворениях Ахматовой отчетливо отображаются четкие окраски и перемены всего происходящего. “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” конечно же, посвящено любви. Почти все стихи поэтессы описывают безответственную, непонятую, иногда безответную любовную линию. Ее герои то любят, то ненавидят. Данный стих, словно образец переосмысливания любовных отношений самой Ахматовой. В нем проскальзывают нотки иронии по отношению к самой любви. Героиня смирилась с чувствами, она стала спокойней и рассудительней и даже темнота ночных улиц не слишком пугает ее. Да, ночь – тяжелое время, страхи будто бы стремятся вырваться наружу. Все развлечения, которые ранее радовали героиню, остались позади, впереди лишь одиночество и неизвестность.

Вариант №2

Россия. 1917 год. Грядёт революция и беспорядки в стране. Год несомненно был тяжёлым, в том числе и для Анны Ахматовой. Дело не только в революции, в личной жизни тоже были проблемы: поэтесса все чаще и серьёзнее ссорилась с мужем, кроме того, Ахматова начала сильно сомневаться в своём таланте, хотя причин не было, ведь последние ее творения были хорошо восприняты публикой.

В 1918 году поэтесса окончательно расстаётся с супругом, с Гумилевым. Она разочаровалась в отношениях, но от любви Ахматова полностью не отказалась, она просто по другому начала смотреть на любовь, начала относиться к ней без прежнего трепета. Даже будучи замужней женщиной, она стала встречаться с Анрепом в 1914 году, которому посвятит множество произведений из будущего сборника стихов “Белая стая”. Сборник вышел в свет в 1917 году. В него входит стихотворение под любопытным названием “Двадцать первое. Ночь. Понедельник”.

Стихотворение написано в лирическом жанре, в этот стих Ахматова вложила все свои размышления и чувства, она описывает своё разочарование в любви. В лирических стихах используется как правило трехстопный анапест, дабы придать произведению форму раздумья. Именно данный прием и использовала поэтесса. Стих имеет линейное развитие, благодаря которому читатель может полностью увидеть душевный мир героини. Уже с первой же строфы создаётся впечатление будто героиня разговаривает сама с собой, кроме того она отчаянно старается убедить себя в отсутствии любви на свете.

Чувство разочарования прослеживается и во второй строфе. Ахматова пишет о том, что множество людей просто выдумывают любовь, они просто живут с этой красивой сказкой, переживают из-за чувства, которого на самом деле не существует.

Автор использует малое количество средств выразительности, в стихе присутствуют всего лишь эпитеты и метафоры. Но стоит отметить, что столь малое количество средств отнюдь не лишает стих лиричности, напротив, оно лишь отчётливее показывает смятение женщины, у которой рухнула картина мира.

Тем не менее, последняя строфа говорит читателю о том, как поэтесса открыла тайну истинной любви, любви, которая доступна лишь некоторым людям.

По плану кратко

Картинка к стихотворению Двадцать первое ночь понедельник

Популярные темы анализов

Анна Андреевна – поэтесса, повидавшая много несправедливостей и бед на своём веку. Она жила в то время, когда только начинались кровавые ужасы, которые несла революция, но уже тогда Ахматова предвидела продолжение всех этих

Многие писатели и поэты в своих стихотворениях воспевали красоту природы. Каждый писатель видит природу по-своему и описывает ее своими строками. Каждое стихотворение вызывает в читателях особую ассоциацию с природой.

Сколь бы ни была сильна любовь, для неё нужно присутствие любимого человека рядом с тобой. Когда он или она рядом, чувство живёт. Ты видишь того, кто тебе неравнодушен, и тебе приятно на душе. Но длительная разлука может уничтожить чувство.

Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого пестрит яркими природными зарисовками, в которых каждый объект окружающего мира наделён душой. Наиболее эмоциональным диалогом поэта с мирозданием по праву стоит считать стихотворение

Цветаева Марина Ивановна-поэт, прозаик, переводчик. Появилась на свет двадцать шестого сентября 1892 года в городе Москва. Она жила и творила во время “Серебряного века” русской литературы, а точнее в 19-20 веках. На тот момент Цветаева

«Двадцать первое. Ночь. Понедельник» – анализ стихотворения Анны Ахматовой

История создания и тематика

Сложный для поэтессы период начался в 1917 году. Причиной тому была не только революция, сотрясавшая ее родную Россию, но и то, что разногласия с мужем случались все чаще и были все серьезней. Ахматова также начала сомневаться в наличии у нее таланта, хотя сборники ее поэзий были тепло приняты народом и литературными критиками.

История написания стихотворения напрямую связана с душевным состоянием Анны Андреевны и ее сильными переживаниями. Поэтесса чувствовала, что ее брак постепенно трещал по швам, он распадался. Женщина была разочарована в себе, ведь позволила чувствам к мужу Николаю Гумелеву полностью ей завладеть, а сердце в итоге оказалось разбитым. Анна была обманута в своих надеждах на эти отношения и теперь относилась к любви без былой страсти и дрожи.

Стихотворение опубликовано Ахматовой в год своего написания в сборнике «Белая стая», в котором Анна предстала перед читателем в совершенно новом поэтическом образе. Анна рассказывает о том, как разочаровалась в любви. Это прекрасное чувство лирическая героиня пережила сполна, но после именно из-за него она стала несчастной. И потому поэтесса говорит о любви с некой иронией, словно считает саму идею ее существованием сказкой, придуманной кем-то однажды.

Но во время чтения произведения не уходит ощущение того, словно за всеми этими словами отречения на самом деле скрывается тихая грусть по потерянному чувству к когда-то любимому мужу.

Композиция произведения

Композиция стихотворения развивается линейно, что не позволяет читателю полностью познать внутренний мир лирической героини. Первая строфа не характерна для творчества Ахматовой. В ней она словно описывает время и место действия «Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанье столицы во мгле». От этого создается ощущение, что Анна разговаривает сама с собой или делает запись в дневник. Этим женщина подчеркивает, как внезапно пришла к ней столь важная мысль — она решила, что любовь просто выдумка. Идея, что любви не существует — результат личного опыта Ахматовой.

Читайте также:  Анализ стихотворения Гость Ахматовой

Продолжая идею, Анна говорит, что люди легко поверили в эту выдумку и до сих пор живут, веря в обман. Вторая строфа также наполнена разочарованием, поэтесса с презрением отзывается о свиданиях и всем, через что проходят влюбленные. Она утверждает, что никакой любви нет в этом мире, а верим мы в нее, только чтобы разнообразить обыденную жизнь.

В третьем завершающем четверостишье раскрывается основная идея о том, что лирическая героиня, потеряв веру в эту иллюзию, утратила и радость в жизни, возможность спокойного существования. Но в то же время Анна Сергеевна указывает, что это прозрение доступно не всем, да и сама она бы с радостью его не познавала.

Последние строчки стиха заставляют задуматься, что именно вложила в него Ахматова — она хотела высмеять всю высокую значимость любви или же это познание настоящего чувства, отличного от того, что поселилось в обычном сознании людей. Ведь в тот период женщина часто встречалась с Б. Анрепом — он нравился ей, но чувство долга перед сыном и мужем так и не позволили ей начать с ним отношения. Возможно, именно встреча с этим мужчиной породила в ней новое, неведомое ранее чувство.

Жанр и художественные приемы

Произведение относится по жанру к лирическому стихотворению. В нем Анна описала свои чувства через образ лирической героини. Она, казалось бы, столь молода, но уже успела разочароваться в главном — в любви и это стало причиной ее отчаяния. Стихотворение написано трехстопным анапестом. За счет этого автору удалось придать строкам форму размышления.

Проводя анализ стиха «21 Ночь. Понедельник.» Ахматовой, нельзя не отметить, что поэтесса сделала его чрезвычайно простым. Ею было использовано только два средства выразительности:

  • эпитет — «любовные песни»;
  • метафора — «и почиет на них тишина».

Эпитет при этом играет большую роль в стихотворении — он раскрывает всю ироничность нынешнего мировоззрения героини, которая до этого и сама радостно писала любовные песни.

Столь малое количество тропов акцентирует разбитое душевное состояние разочарованной в любви женщины, ведь ей не до высоких слов и крылатых выражений. И потому произведение не становится сухим или менее лиричным.

Анализ стихотворения Заплаканная осень, как вдова Ахматовой

Ключевой тематикой произведения являются лирические размышления поэтессы о трагической любви, пропитанной горечью утраты в связи с гибелью ее бывшего супруга Николая Гумилева, расстрелянного по обвинению в контрреволюционных действиях.

Произведение имеет в качестве стихотворного размера пятистопный ямб, в использовании которого ударение делается на второй слог в сочетании с троеточием, символизирующем рано оборвавшуюся по несправедливости жизнь в недосказанных авторских мыслях, при этом стопа в стихотворении применяется в виде двухсложной.

Повествовательное содержание наполняется поэтессой мягкими, светлыми тонами, меняющимися на черные, зловещие и туманные, выражающие поэтическое настроение в виде сочувствия, сострадания и беспрерывной грусти.

Минорный лейтмотив стихотворения подчеркивается применением средств художественной выразительности в форме эпитетов (заплаканная осень, тишайший снег), придающих чувственную неповторимую окраску повествованию, а также в виде метафор, передающих душевное состояние лирической героини (забвенье боли).

В качестве поэтической музы в стихотворении демонстрируются авторские воспоминания, которые не позволяют лирической героине забыть трагедию и продолжать дальнейшую обыденную жизнь, при этом образом психологического настроения стихотворения в виде вдовы выступает поздняя увядающая осенняя природа, отличающаяся отсутствием ярких багряных и золотых красок, холодом дождей, пронизывающим ветром, вызывающим слезы, тоску, грусть и ожидании мрачного зимнего периода. В образе заплаканной осени изображается безутешная женщина, описываемая в виде сломленного горем человека, оплакивающего любимого мужчину вдовьими слезами и чувствующего отчаянное одиночество от потери.

В то же время во второй части стихотворения возникают нотки надежды в виде образа белого снега, символизирующего возможное утешение тоскующей вдовы в качестве жизненного забвения и душевного спокойствия, которое придет на смену сумрачной, невеселой, грязной осени.

Стихотворение выражает присущую традиционной ахматовской любовной лирике печальную проникновенность, наполненную авторской эмоциональностью и чувственностью, пытающуюся выразить собственные сердечные и душевные страдания, объясняя природную сущность истинных человеческих чувств.

Анализ 2

Если знать биографию Ахматовой, то данное творение легко связать с расставанием с Николаем Гумилевым, с которым поэтесса прожила около восьми лет. Именно поэтому мы можем подчеркнуть траурные одежды осени, да и собственно сравнение осени со вдовой. Ахматова не расставалась с Гумилевым скандально или злобно, они, как принято говорить, остались друзьями, тем не менее, расставание определенно могло принести некоторые душевные потрясения.

Поэтесса сравнивает себя с осенью – периодом упадка, когда зима не наступила, но близится и ощущается. Полный разрыв с Гумилевым предполагает одиночество зимы, своеобразное забвение, а сейчас осень не перестает рыдать «перебирая мужнины слова». Тем не менее, со временем на эти слезы осени ляжет снег забвенья, хотя об этом Ахматова только мечтает сейчас и поэтому даже жизнь готова отдать за такое забвенье, эти строчки подчеркивают душевную боль поэтессы.

В целом, довольно интересно выстроено содержание стихотворение, которое описывает внутренние процессы в душе человека подобно смене времен года и перемене природе. Таким образом, подчеркивается естественный цикл всех подобных перемен, которые просто возникают и исчезают, одно сменяется другим. При этом мы также видим и взгляд со стороны самого автора, который указывает на свои глубокие переживания.

Какими бы естественными не были смены времен года, смены ощущений души, такие перемены не становятся менее яркими и ценными. Они всегда представляют собой тонкую природную материю, то самое бытие, которое и проявляется в этом мире на грани внешнего и внутреннего. Да слезы осени естественны, также как естественна и тоска по любимому человеку и то и другое со временем проходит и исчезает под снегом забвенья, только, когда капают слезы и идет дождь, они не думают о грядущем, они всегда здесь и сейчас, несмотря на цикличность и известность происходящего.

Также заключительные строчки стихотворения могут трактоваться не как потребность или просьба освободиться от каких-то переживаний. К примеру, боли и нег, которые вспоминаются относительно отношений, но и как стремление к общему освобождению.

Сначала Ахматова предлагает нам своеобразную схему мира, в котором и природа и люди представляют единую часть глобальных циклов. После этого заключает: «жизнь отдать не мало» за забвение. Вероятно, речь может идти о забвение – освобождении, то есть выходе из цикла страданий и радостей и переходе к чему-то более высокому.

Анализ стихотворения Заплаканная осень, как вдова по плану

Заплаканная осень, как вдова

Возможно вам будет интересно

Тема героизма является весьма распространенной для стихотворений. Особенно, если речь о русских поэтах, ведь для России тема войны и воинского подвига является характерной, так как страна ведет войны на протяжении многих лет

Произведение, написанное в духе акмеизма, выражает видение поэтом его собственного творчества. Строительство он видит как метафору создания стихов.

Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано в 1957 году и является частью сборника Заболоцкого под названием «Последняя любовь». Причиной обращения поэта в любовную лирику стало событие

Величайший русский поэт – А. С. Пушкин, был романтиком в душе. В его произведениях можно найти множество созерцательных прообразов, к коим и сам стремился поэт. Его душевной музой всегда была супруга – Наталья Гончарова

Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства

«Заплаканная осень, как вдова…», анализ стихотворения Ахматовой

История создания стихотворения

Стихотворение «Заплаканная осень, как вдова…» Анна Ахматова создает в 1921 году, посвящая его погибшему супругу — Николаю Гумилеву. История их любви до сих пор является предметов жарких споров и обсуждений. Сложно переоценить влияние, который этот брак оказал на творчество двух молодых поэтов.

Впервые они встретились, когда Анне не было и 14 лет. Гумилеву только что исполнилось 17. По словам самого поэта, он влюбился в живую, непосредственную девушку с первого взгляда. Молодые люди стали проводить вместе много времени, однако Анна со смехом отклоняла настойчивые ухаживания юного кавалера.

В течение следующих 8 лет судьба развела пару – Гумилев уехал обучаться в Европу, а Анна оставалась жить в России, со своей семьей. Трижды за это время Николай делал Ахматовой предложение руки и сердца, однако неизменно получал отказ. Находясь на грани отчаяния, он предпринял несколько попыток самоубийства, которые, к счастью, успехом не увенчались.

Но в апреле 1910 года случилось, казалось бы, невозможное – Анна внезапно дала свое согласие на брак. Это решение было настолько неожиданным для ее семьи, что многие из ее родственников не приехали на церемонию, до последнего считая, что бракосочетание не состоится.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Я пришла к поэту в гости

Это решение далось Анне нелегко. В то время она симпатизировала другому молодому человеку. Однако она посчитала, что пылкая влюбленность Николая стала прочной основой для будущей семьи и скрасит отсутствие столь же страстных чувств с ее стороны.

Свою ошибку Анна осознала слишком поздно – влюбленность Гумилева прошла так же быстро, как и вспыхнула. Не прошло и года, как он обзавелся любовницей, невзирая на то, что у них с Анной появился первенец, в будущем талантливый историк и публицист, Лев Гумилев.

Обманутая Анна долго не могла прийти в себя. Об этом говорит целый цикл гневных стихов, созданный в этот сложный период. Но, по прошествии некоторого времени, она вновь решилась выйти замуж. Казалось, ее чувства к бывшему супругу остыли.

В начале августа 1921 году Николая Гумилева арестовывают по подозрению в заговоре против власти. Вскоре поэта расстреляли. Тут-то и проявились истинное отношение Анны к бывшему мужу. Страдая от утраты дорогого ей человека, она пишет стихотворение «Заплаканная осень, как вдова… », после которого не остается и малейшего сомнения в том, что Ахматова любила Гумилева, несмотря на давно распавшийся брак, его многочисленных любовниц, брошенного общего ребенка.

Основная идея произведения

Лейтмотивом стиха стал вдовий плач по утраченному супругу. Сама Ахматова долго не могла найти утешения, потеряв близкого человека. Ее глубокие переживания нашли отражение в произведении, где она говорит о «мужниных словах», которые перебирает в своих воспоминаниях вдова. Но они не приносят ей утешения, а лишь усугубляют горечь утраты.

Память героини не дает ей покоя, вызывая в воображении старые образы и желания, которым не суждено осуществится. Она понимает, что как бы не повернулась в дальнейшем ее жизнь, ей не смириться с потерей мужа.

В своем отчаянии лирическая героиня жаждет утешения, хочет забыть перенесенную боль. Но окончания свои страданиям она видит лишь в смерти, которая принесет ей долгожданный покой.

Она надеется на изменение своего тяжкого состояния, и как мрачная дождливая осень сменяется тихой чистой зимой, так и героиня ждет умиротворения, пусть даже ей придется отдать за это жизнь. Отчаяние и безнадежность сквозят в каждой строке этого произведения, показывая реалии жизни самой поэтессы.

Несмотря на второй брак, она так и не смогла полюбить нового супруга и ее воспоминания возвращаются в то время, которое она проводила с погибшим мужем. Ее скорбные слова – это слова отчаявшегося, одинокого человека, который не видит для себя поддержки от других людей.

Особенности композиции произведения

Яркая аллегория — образ осени, как неутешной вдовы, задает тон всему произведению. Поэтесса не стремится передать внешние проявления осенней поры. Ее цель – путем сравнения донести до читателя состояние одиночества и потерянности. И это ей мастерски удается.

Помогают ей в создании особой атмосферы и другие литературные приемы:

  • Эпитеты. «Скорбная» и «усталая» осень, «тишайший» снег, «черные одежды» и прочие определения создают чувство гнетущего ожидания. Эмоциональное напряжение героини ждет выхода, так же как и осень ждет зимнюю пору.
  • Олицетворения. Образ тоскующей женщины перекликается с заплаканной осенью. Черты одушевленного времени года близки настроению самой поэтессы.
  • Особый стихотворный размер – тактовик, как нельзя лучше передает чувства героини.

Неутешная скорбь, которой пронизано все произведение, не дает надежды на забвение героиней своих страданий. Надежду на отрешение от гнетущих мыслей героиня видит в смерти, которая даст ей покой. Но страдания ее настолько глубоки, что и это не кажется ей большой ценой за обретение забвения.

«Заплаканная осень, как вдова…»

стихотворение и анализ

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах черных, все сердца туманит…

Перебирая мужнины слова,

Она рыдать не перестанет.

И будет так, пока тишайший снег

Не сжалится над скорбной и усталой…

Забвенье боли и забвенье нег –

За это жизнь отдать не мало.

Краткое содержание

Стихотворение «Заплаканная осень, как вдова…» начинается с описания осени, мрачной, дождливой, с первых строк настраивающей читателя на печальное повествование. Ведущим мотивом этого короткого стихотворения Ахматовой становится скорбь. Ею одной переполнена душа лирической героини, потерявшей близкого человека. Пережить ее поможет только снег, который принесет забвение, и которого так ждет безутешная вдова: «забвенье боли и забвенье нег». Зима является олицетворением надежды на окончание страданий, за которое героиня готова расплатиться жизнью.

Анализ

История создания

Анна Андреевна Ахматова написала это стихотворение в 1921 году и посвятила его памяти бывшего супруга, Николая Гумилева. Он был арестован в начале августа 1921 года, как участник заговора, направленного против властей. После вынесения смертного приговора Николай Степанович был незамедлительно расстрелян. Несмотря на то, что Ахматову с Гумилевым разделяли три года после развода, именно его смерть стала доказательством того, насколько дорог ей этот человек. Боль утраты нашла свое выражение в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова… ».

Персонажи и образы

Настроение героини передается при помощи образов природы. «Заплаканная осень» – не кто иной, как скорбящая вдова. Такое своеобразное сопряжение природы и человека создает необыкновенно мощную надрывность сюжета. Трагедия автора передана только одним, но чрезвычайно экспрессивным словом – «рыдать». Переполненная скорбью тональность произведения постепенно нарастает, и, вот уже, плач осени превращается в непрерывные рыдания. Этим моментом достигается кульминационный пик, после которого все внезапно обрывается.

Листопад. Худ. Николай Тихонов

Во втором четверостишии образ заплаканной осени отходит на второй план. Настроение автора, подобно природе, меняется, появляется образ снега, несущего с собой долгожданное забвенье. Героиня пока еще не может отпустить память, которая дарит ей моменты, проведенные с мужем: «перебирая мужнины слова», но скоро снег сотрет эти воспоминания, и за это она готова отдать свою жизнь. Не исключено, что под снегом у Ахматовой скрывается образ самой смерти, на что намекает белый цвет, вызывающий ассоциацию с саваном. Но ее страдания столь глубоки, что даже это не является для нее большой ценой за обретение забвения.

Выбор вдовы на роль центрального персонажа помогает объяснить ситуацию в целом. Николай Гумилев, так рано ушедший из жизни, не ушел из сердца Ахматовой, он остался в нем до конца ее дней. Несмотря на последующие браки, гибель первого мужа стала для нее не до конца выплаканной трагедией. Поэтому рыдания несчастной вдовы, горечь о загубленной жизни от начала и до последней строчки пронизывают это произведение.

Композиция

Композиция произведения двухчастная. В первой части царит настроение утраты, горя, тоски, не случайно заплаканная осень сравнивается со скорбящей вдовой. Вторая часть – это мечта о наступлении забвения, которое героиня надеется получить от тихого снега, от наступающей зимы. За покой и умиротворение, о которых так мечтает поэтесса, она готова заплатить собственной жизнью.

Довольно непросто определяется жанровая принадлежность ахматовских произведений. По словам известного литературоведа Ю.В. Стенника, это «процесс скрещивания известных ранее традиционных жанров и их взаимной диффузии». Данное стихотворение можно отнести к плачу и эпитафии или к посланию и эпитафии. Сама Анна Андреевна говорила: «По мне, в стихах все быть должно некстати…», что свидетельствует о разрушении поэтессой ранее существующих канонов и создании новых жанровых направлений.

Размер и средства художественной выразительности

Принято считать, что стихотворение написано пятистопным ямбом с ударением на второй слог и двухсложной стопой. Но Ахматова воспользовалась при создании «Заплаканной осени» тактовиком – особым размером, в котором количество безударных мест между ударными составляет от одного до трех слогов. Этот размер широко использовался поэтами в начале 20 века, потому что он, как никакой другой, был способен передать широчайшую гамму чувств.

При помощи аллегории создается образ осени. Ахматова не ставит целью показать внешнюю картину этой поры, она стремится, используя сравнение, передать внутреннее состояние героини, ее тоску и одиночество. Снег, призванный принести умиротворение, у Ахматовой наделен эпитетом «тишайший». Использование этого прилагательного в превосходной степени позволяет придать фразе глубочайший смысл. Образы осени и снега, переплетаясь с состоянием автора, создают целостную картину единства внутреннего мира и природы.

Эпитеты «скорбная» и «усталая» осень, «тишайший» снег, «черные одежды» создают ощущение мучительного ожидания. Многоточие в конце строк указывает на некую недосказанность и служит символом рано оборвавшейся жизни.

Проблематика и основная идея произведения

Творчество Анны Андреевны Ахматовой пришлось на очень сложный период в истории страны. Это было время революций и социальных потрясений, войн и катастроф. Поэтам часто приходилось делать нелегкий выбор между свободой творчества и собственной жизнью. Многие из них, несмотря на преследования и ограничения, продолжали творить и создавать свои шедевры.

Ярким примером такой борьбы служит творчество Ахматовой, которое для нее стало делом всей жизни. Любимой темой поэтессы была тема любви. «Любовью я дышу…» – так могла бы сказать о себе Анна Ахматова. Но любовь у нее никогда не пребывает в состоянии покоя, она переживает взлеты и падения, ревность и расставание, первые встречи и завершение отношений. Примером этому служит и данное стихотворение, которое повествует о несостоявшемся счастье и трагической любви.

Ссылка на основную публикацию