Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля 6 класс

Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой

Тема родины в поэзии Анны Ахматовой занимает одно из важнейших мест. В стихотворении «Родная земля» она рассматривает родину не как страну, а как землю, вскормившую и взрастившую своих детей. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Родной земли» по плану, который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История написания – Стих написан в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэтессы.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а второй – делится своим определением отчизны.

Жанр – Патриотическая лирика.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использование перекрестной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты«заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – «не делаем ее в душе своей».

История создания

Стихотворение написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году, во время пребывания в больнице. Это был завершающий период в творчестве Ахматовой – время размышлений, воспоминаний и подведения итогов. Произведение вошло в сборник под названием «Венок мертвым».

После Октябрьской революции у Ахматовой было немало шансов покинуть страну, в которой царил хаос и мятеж. В Европе проживало немало родственников и друзей поэтессы, но каждый раз, получая приглашение, она наотрез отказывалась покинуть дорогие ее сердцу места. Анна Андреевна искренне не понимала, как можно жить вдали от своей отчизны, среди чужих людей. В 1917 году, в переломный период в истории России, поэтесса сделала свой осознанный выбор – невзирая ни на что разделить участь своей родины.

Однако подобное решение стоило Ахматовой немало слез. Ей пришлось пережить расстрел супруга, аресты друзей, расстрелянных или заживо сгнивших в лагерях, арест единственного сына.

Ахматова разделила участь миллионов сограждан во время Великой Отечественной войны. Анна Андреевна пережила все ужасы блокадного Ленинграда, голод, над ней постоянно висела угроза репрессий.

В 1961 году поэтесса написала свое стихотворение «Родная земля», которое посвятила земле-кормилице, терпеливой и всепрощающей матери, ценность которой перестало понимать современное общество.

Центральная тема произведения – любовь к родине. Однако это чувство поэтесса преподносит без излишней патетики. Более того, она отметает любое проявление пафоса в этом вопросе, полагая, что от выставления чувств на показ веет фальшью и наигранным патриотизмом.

В центре произведения Ахматовой – не страна как таковая, а плодородная кормилица-земля, дающая своим детям кров, пищу и неисчерпаемую силу. В этом и заключается главная мысль стихотворения. Поэтессу печалит, что к земле стали относиться лишь как к природному ресурсу, но не как самой большой ценности, которая есть у человека.

Ахматова доносит читателям идею своего произведения – человек только в том случае может называть своей родиной, если живет в ней, несмотря на все преграды и жизненные трудности. Ведь мать никогда не меняют, даже если она в чем-то далека от идеала: ее любят и принимают такой, какова она есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Композиция

Особенность композиционной структуры стихотворения заключается в условном разделении его на две части.

  • В первой части лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания истинного понятия родины, то есть земли, на которой живем.
  • Во второй части она дает точное обозначение тому, что для нее означает родина.

Анна Андреевна дает понять, что истинная любовь к родине лишена ярких внешних проявлений и не имеет цель покорить слушателя. Это очень интимное чувство, которое у каждого человека проявляется по-своему.

Стихотворение «Родная земля» написано в жанре патриотической лирики. Сама поэтесса определила используемый ею жанр как «гражданская лирика».

При написании стихотворения Ахматова не придерживалась строгой внешней формы. Так, первые восемь строчек написаны ямбом, а оставшиеся шесть – трехстопным и четырехстопным анапестом. Ощущение вольности композиции усиливается и благодаря чередованию двух видов рифмовки – парной и перекрестной.

Средства выразительности

Особенность стихотворения «Родная земля» такова, что оно не изобилует средствами выразительности. Его смысл поэтесса передает просто и лаконично, без применения разнообразных художественных средств.

Но, все же, в произведении встречаются эпитеты ( «заветные», «горький», «обетованный» ), метафоры ( «грязь на калошах», «хруст на зубах» ), инверсия ( «не делаем ее в душе своей» ).

Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля

Одну из главных тем среди стихотворений Анны Ахматовой занимают Родина и любовь к земле. Поэтесса Серебряного века все больше задумывается о связи с природой и родной землей. Именно мысли о единстве с природой, ее значимость и подтолкнули Ахматову взяться за написание стихотворения “Родная земля”. Многие ее произведения не публикуют, но она не унывает.

Проанализировав ее работы можно сказать, что Анна человек с сильным внутренним духом, большой силой воли и мужеством. Как и многие поэты того времени Анна могла покинуть голодную Россию, но она этого не сделала. Поэтесса, несмотря на все тяготы судьбы, считала, что это ее родина, какой бы она не была. Только русский народ, перенесший невзгоды может смело подняться и выступить против несправедливости.

Достаточно актуальной темой тех времен стали послереволюционные мотивы. Слишком часто раскрывается тема изгнания, жалость и сострадание к людям, которые покинули родные края. Программа репрессий сильно проредила поэтические ряды. Сама же Ахматова, пережившая голод, все по-прежнему обращается к своей Родине.

Стихотворение передает читателю некоторые значения земли. Не понимая ее ценности и святости, землю сравнивают с вещью, с грязью на обуви, и все это из-за суматохи и обыденности. Данное произведение описывает не страну в целом, а лишь только плодородие и силу земли. Наша земля не только дает нам кров над головой, она еще всех кормит и поит, хоть это и не ценится.

Земля и ее бескрайние богатства изображены здесь слишком просто, но в произведении Ахматовой земле отведена большая и важная роль. Да здесь совсем не рай, о котором мечтается, слишком много горя, боли и страданий – но человек все выдержит, все стерпит, он на родной земле. Лишь прочитав стихотворение можно открыть для себя истину, заложенную в него автором.

Через строки в своем стихотворении Анна Ахматова пытается донести, что земля это совсем не грязь, а наоборот, священная частичка, которая должна быть в сердце у каждого человека. Мы становимся едины с нашей родной землей лишь только после смерти. Человек и земля это единое целое. Каждый рожденный на земле человек все равно уходит в нее, постепенно превращаясь в прах. Таковы реалии жизни.

Анализ стихотворения Родная земля Ахматовой

Стихотворение Анны Ахматовой « Родная земля», было написано в 1961 году на двадцатилетие Великой Отечественной войны. В этом произведение поэтесса, ведет речь о родной земле как таковой. В образе писательницы земля представляет собой часть бытия обычных людей, что она и доказывает в своем стихотворение. Ее стих наводит на нас приземленные чувства, которые испытываешь, слушая разговоры старых, мудрых людей. В нашем воображение, смешиваются картины, полей и труд крестьян, для которых земля это предмет работы, но в тоже время подниматься вопрос родины и отношения к земле как своему дому.

Так в первых строчках Ахматова, создает нам представление о людях, не имеющих особых отношений и чувств к земле. Построение такого начала объясняется тем, что автор хочет донести до нас понятие земли, в точке зрения людей того времени, что для них она не является предметом восклицание или превозношения. В дальнейшем эта тема развивается и у нас создается впечатление и взгляд простого народа, который прижился с ней как со своим домом, это заметно в строчке « Да, для нас это грязь на калошах », приведенные слова наиболее полно отражают мысли крестьянского человека. За чередой убедительных образов до нас доходит понимание, о том, что земля представляет бытие человека, который является ее неотъемлемой частью. В последних словах поэтесса, подводит итог всей своей мысли, приводя пример смертного конца каждого из нас, тем самым приводя ярчяйшее доказательство, неотъемлемой близости человека и земли, и роли последнего приюта, который она выполняет.

В заключение, можно обособить все вышенаписанное и сделать вывод, что Анна Ахматова, очень тонко и ясно продемонстрировала родства человека и земли, как его матери, из которой он вышел и в которую вернётся после своей смерти. Стихотворение мне очень понравилось, за глубокий смысл, и актуальную тему, затронутую в произведение, Ахматова приблизила нас к таким важным понятиям как родная земля.

Картинка к стихотворению Родная земля

Популярные темы анализов

Это стихотворение было написано в 1835 году. Тютчев тогда работал камергером и жил за границей. Надо заметить, что практически все стихи поэта небольшие по размеру, изящны и имеют глубокий философский смысл. На поэта,

Из названия и первых строк стихотворения Анны Ахматовой становится ясно, что речь пойдет о личной трагедии, которую поэтесса, вероятно, пережила сама. Это произведение-обращение обманутой женщины к бывшему возлюбленному.

Стихотворение «Горы», написанное Некрасовым, демонстрирует все великолепие этих, выражаясь языком поэта, исполинов. Живописно представленные горы Кавказа, с седыми вершинами

Особое место в поэзии Н. А. Некрасова занимает тема печальной судьбы русских женщин. Независимо от сословия они были совершенно бесправны. Прототипом несчастных женщин в творчестве поэта стала мать Некрасова,

Читайте также:  Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова

Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой “Родная земля”

Центральная тема стихотворения «Родная земля» (1961) — тема Родины. Эпиграфом в «Род­ной земле» являются строки известного ахматовского стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю». В нем также звучит тема родины и очерчиваются основные черты русского националь­ного характера:

И в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

В таком контексте очень органично звучат начальные строки стихотворения, в которых снима­ется восторженное и благоговейное отношение к родной земле:

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Далее тема родины развивается еще более необычно: речь идет о родной земле в буквальном смысле этого слова:

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на физическом уровне. Земля — не­отъемлемая часть нашей личности, потому что всем нам предначертано телесно слиться с ней после смерти:

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно — своею.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Родная земля»

Анна Ахматова навсегда связала свою жизнь с Россией, не покинула страну, а покорно приняла все испытания. Она подвергалась цензуре, ее отказывались печатать, сына дважды арестовывали, а первого мужа расстреляли, но эти обстоятельства не угасили в ее сердце любви к своей стране. Она не захотела уезжать в Европу ни в 1917, ни позже, когда ее звал к себе Николай Гумилёв. Она не понимала, как можно обрести счастье в чужой стране и оставалась патриоткой до конца жизни. Чтобы донести смысл любви к родине, она напишет стихотворение «Родная земля».

Здесь нам показываются два значения слова «земля»: родина, на которой человек родился и живет и почва, которая нас кормит. Они не противостоят друг другу, а наполняют дополнительным смыслом и содержанием. В каждой строчке перекрестно раскрывается то одно значение слова «земля», то другое. Но для самой поэтессы эти два понятия едины и неразделимы, потому что одно невозможно без существования другого.

Отметим необычность стихотворного размера в этом произведении. Открывает стихотворение пятистопный ямб, сменяющийся трёхстопным анапестом, а последние две строки – четырёхстопный анапест. Для чего такое переключение ритма стихотворения? Чтобы разделить на разные эмоциональные части и логически закончить естественным выводом: «…ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею».

Стихотворение начинается строчкой: «В заветных ладанках не носим на груди». В старину землю называли Святая земля, носили на груди как оберег во время дальних странствий. Изменилось отношение людей к своей земле, после революции такое понятие как святость вышло из употребления, и все мистические свойства предметов подвергались опровержению. Родину стали любить как отчизну и родной край, а земле отводилась роль плодородной почвы, которая давала урожай.

Обращаясь к смыслу строк: «не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи». Их модно объяснить следующим образом. Земля стала принадлежать всему народу, а не собственнику и отношение людей к ней стало другим. Несмотря на это каждый человек продолжал любить свою родину, был привязан к ней, отдавал жизнь за родину во время Отечественной войны, ни пускал на нее врага и проливал свою кровь.

Не только для самого автора, но и для многих людей, кто подвергся гонениям и преследованиям, жизнь на родине не была «обетованным раем», но в этом нет вины самой земли, а только людей, которые правят страной и меняют исторические события. А земля остается только грязью на обуви и «хрустом на зубах», она бездушна и проста, у нее есть физическая форма и она дает жизнь всему живущему и произрастающему на ней, ибо без нее эта жизнь невозможна. В последних строчках Ахматова передает неизбежность всей нашей жизни и наше единство с землей, которая станет нашим последним пристанищем. Но смерть превратит нас в эту же землю, которую мы топчем ногами, прах станет прахом, поэтому мы имеем право считать ее своей.

«Родная земля» А.Ахматова

«Родная земля» Анна Ахматова

И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.

Анализ стихотворения Ахматвой «Родная земля»

После революции у Анны Ахматовой было довольно много возможностей покинуть мятежную Россию и перебраться с сытую, благополучную Европу. Однако каждый раз, когда поэтесса получала подобное предложение от родственников или же друзей, то испытывала чувство досады. Она не могла понять, как можно жить в другой стране, где все кажется чужим и непонятным. Поэтому еще в далеком 1917 году она сделала свой выбор, заявив, что намерена разделить участь собственной родины.

Первые послереволюционные годы превратились для Ахматовой в настоящий кошмар. Пережив арест и расстрел своего бывшего супруга Николая Гумилева, а также потерю многих друзей, которые погибли в лагерях, Ахматова, тем не менее, отказалась покидать Россию. Здесь она пережила арест собственного сына, встретила своих последующих супругов и воочию убедилась, что внешний враг может сплотить русский народ, превратив в мужественных воинов даже женщин, детей и стариков.

Пережив ужасы блокадного Ленинграда, голод, смертельную опасность и даже угрозу репрессий, в 1961 году Анна Ахматова написала стихотворение «Родная земля», приуроченное к 20-летию начала Великой Отечественной войны. В нем речь идет не о стране как о таковой, а об ее вечном символе — плодородном черноземе, который хлеборобы до сих пор почитают своим кормильцем. Однако в советские времена отношение к земле было несколько иным, поэтому поэтесса пишет, что ее « в заветных ладанках не носим на груди, о ней стихи навзрыд не сочиняем».

Действительно, к 60-м годам прошлого века традиция поклоняться родной земле осталась в прошлом. Однако Ахматова была убеждена, что в душе каждого человека жива этническая память, которая аккумулировалась многими поколениями. Да, люди, привыкшие работать в поле, попросту не обращают внимание на землю, которая забирает у них так много сил. «Для нас это грязь на калоши», — убеждена поэтесса. Однако она также прекрасно осведомлена, что без этой самой «грязи» ни один русский человек не представляет своей жизни. Хотя бы потому, что после окончания жизненного пути именно земля принимает в себя тела людей, становясь для них вторым домом. «Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно – своею», — отмечает Ахматова. И в этих простых строках заключен высший смысл, так как совсем не нужно петь дифирамбы родной земле, достаточно лишь помнить о том, что она является частичкой всеобъемлющего понятия «родина».

«Родная земля», анализ стихотворения, сочинение

Анализ стихотворения «Родная земля»

Стихотворение А.Ахматовой “Родная земля” отражает тему Родины, которая очень остро волновала поэтессу. В данном произведении ею создан образ родной земли не как возвышенное, святое понятие. а как нечто обыденное, само собой разумеющееся, то, что используется как некий предмет для жизни.

Стихотворение философское. Название идёт вразрез с содержанием, и только концовка призывает задуматься о том, что значит слово “родная”. “Ложимся в нее и становимся ею”- пишет автор. “Становимся”- значит сливаться с ней в одно целое, как и были люди, ещё не родившись, одним целым с родной матерью в её утробе. Но пока не придёт это слияние с землёй, человечество не видит себя её частью. Человек живёт не замечая того, что должно быть дорого сердцу. И Ахматова не судит человека за это. Она пишет “мы”, она ничем себя не возвышает над всеми, как будто впервые появившаяся мысль о родной земле заставила её написать стихотворение, призвать и всех остальных остановить ход своих обыденных мыслей и задуматься о том, что Родина- всё равно, что мать родная. А если так, то почему “В заветных ладанках не носим на груди”, т.е. не принимается земля как святое, ценное?

С болью в сердце А. Ахматова описывает человеческое отношение к земле: “для нас это грязь на калошах”. Как же считается грязью то, с чем человечество в конце жизни сольётся? Значит и человек тоже станет грязью? Земля не только грязь под ногами, земля – нечто, что должно быть дорого, и каждому стоит отыскать для неё место в своём сердце!

Помимо анализа «Родной земли» прочитайте другие сочинения:

Стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Родная земля» было написано А.А. Ахматовой в 1961 году. Оно вошло в сборник «Венок мертвым». Произведение относится к гражданской лирике. Основная тема его – ощущение поэтом Родины. Эпиграфом к нему послужили строки из стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…»: «И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас». Это стихотворение было написано в 1922 году. Между написанием этих двух произведений прошло около сорока лет. Многое изменилось в жизни Ахматовой. Она пережила страшную трагедию – ее бывший муж, Николай Гумилев, был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в 1921 году. Сын Лев несколько раз был арестован и осужден. Ахматова пережила войну, голод, болезни, блокаду Ленинграда. С середины двадцатых годов ее перестали издавать. Однако тяжелые испытания, утраты не сломили дух поэтессы.

Мысль ее по-прежнему обращена к Родине. Ахматова пишет об этом незамысловато, скупо, искренно. Начинается стихотворение с отрицания пафосности патриотического чувства. Любовь лирической героини к Родине лишена внешней экспрессивности, она тиха и проста:

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.

Исследователи неоднократно отмечали смысловое и композиционное сходство этого стихотворения со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина». Поэт также отрицает казенный, официальный патриотизм, называя свою любовь к Родине «странной»:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам —…

Официальной, государственной России Лермонтов противопоставляет Россию природную и народную – ширь ее рек и озер, красоту лесов и полей, жизнь крестьянства. Ахматова также стремится избежать патетики в своем произведении. Для нее Россия – это место, где она хворает, бедствует, испытывает лишения. Россия – это «грязь на калошах», «хруст на зубах». Но вместе с тем это Родина, которая бесконечно дорога ей, лирическая героиня словно срослась с ней:

Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею.
Оттого и зовем так свободно – своею.

Здесь нам невольно вспоминаются пушкинские строчки:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его).

Точно так же и у Ахматовой самостоянье человека основано на неразрывной, кровной связи его с Родиной.

Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отказывается от излишней экспрессии и патетики в проявлении своего чувства к России. Во второй она обозначает то, чем является для нее Родина. Героиня ощущает себя органичной частичкой единого целого, человеком поколения, родной земли, неразрывно связанным с Отчизной. Двухчастность композиции нашла свое отражение в метрике стихотворения. Первая часть (восемь строк) написана вольным ямбом. Вторая часть – трехстопным и четырехстопным анапестом. Поэтесса использует перекрестную и парную рифмовку. Мы находим скромные средства художественной выразительности: эпитет («горький сон»), фразеологизм («обетованный рай»), инверсию («не делаем ее в душе своей»).

Стихотворение «Родная земля» было написано в заключительный период творчества поэтессы, в 1961 году. Это был период подведения итогов, воспоминаний о прошлом. И Ахматова в этом стихотворении осмысливает жизнь своего поколения на фоне жизни страны. И мы видим, что судьба поэта тесно связана с судьбой ее Отчизны.

МегаШпора в соцсетях:

Послушать стихотворение Ахматовой Родная земля

«Родная земля» – анализ стихотворения Анны Ахматовой

История создания

Ахматова написала стихотворение в 1961 году, оно относится к позднему периоду творчества. Она лежала в больнице и подводила итоги своей жизни. Женщина вспоминала значимые события, размышляла над ними. После Октябрьской революции поэтесса наблюдала за хаосом в стране. У нее было немало друзей и родственников. Они предлагали ей уехать, но Ахматова была непреклонна. В переломный момент истории России она сделала осознанный выбор остаться.

Но решение не принесло Ахматовой радости. Ей пришлось пережить:

  • арест и расстрел мужа;
  • многие ее друзья отправились в лагеря и не вернулись;
  • арест сына Льва.

Во время Великой Отечественной войны Анна пережила блокаду Ленинграда, жила под угрозой репрессий. Несмотря на это, она продолжала творить. В 1961 году она написала стихотворение про родину, которое вошло в сборник «Венок мертвым».

Произведение было посвящено земле-кормилице, которая стала настоящей матерью многим людям. Но общество забыло об этом и перестало ценить родные места.

Краткое содержание

В первых строчках Ахматова рассказывает, что родную землю люди перестали носить в ладанках. Ей больше не посвящают стихи, она не приходит в горьких снах и не представляется обетованным раем.

В то же время земля не становится объектом купли и продажи. Но стоит заболеть на ней, и человек даже не вспоминает, что это его родные места. Ахматова сравнивает землю с грязью на калошах, хрустящей массой на зубах. Все это человек месит и не придает этому значения. Но в конце каждый будет попадать именно в землю, ей же он станет и потому она родная.

В стихотворении можно выделить 2 части. В первой лирическая героиня выражает свои чувства по поводу обесценивания родины, во второй — рассказывает свое понимание того, что является отчизной. Ахматова показывает, что любовь к родным местам — интимное чувство и проявляется по-разному.

Художественные приемы

Стих относится к патриотической лирике, хотя сама поэтесса называла ее гражданской. Для этого жанра характерны размышления о родине. Любовь к отчизне должна быть лишена пафоса и патетики, выставленные напоказ чувства являются признаками наигранности и фальши.

Анализ «Родной земли» Ахматовой показывает, что главная идея произведения простая — нужно рассматривать почву не как природный ресурс, а как самое ценное в жизни человека. Именно земля кормит, дает возможность ходить, в нее он будет уложен после смерти. Поэтесса также выразила важную мысль — родиной может считать только то место, что остается с человеком в любой ситуации. Ведь дети не меняют мать на другую, даже если она далека от идеала, поэтому отчизну нужно принимать с достоинствами и недостатками.

В стихотворении есть следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у поэтессы сон горький, ладанки заветные, а земля обетованная;
  • метафоры — Ахматова создает образ родины, который выражается в виде грязи на калошах и хруста на зубах;
  • инверсия — предложение «не делаем ее в душе своей» имеет непривычный порядок слов, это придает тексту излишнюю эмоциональность.

Ахматова также использует разный размер. Первые 8 строк написаны ямбом, остальные анапестом. Это позволяет сделать текст вольным, лаконичным, красивым.

Поэтесса является лучшим образчиком патриотизма. Как бы плохо ей не было, она не бросила Россию. Именно поэтому свою горечь она выразила в стихотворении. Среди ее современников хватало людей, которые сделали родину объектом купли-продажи.

Анализ стихотворения «Родная земля» (А. А. Ахматова)

Автор: Guru · 12.07.2018

Анна Ахматова – выдающаяся поэтесса 20 столетия. Ее жизнь и творческий путь нельзя назвать легкими. Советская пропагандистская машина клеветала на нее, создавала трудности и преграды, но поэтесса оставалась сильной и непоколебимой патриоткой своей страны. Ее гражданская лирика направлена на то, чтобы сказать всем, за что стоит любить и гордиться своей родной землей.

История создания

Анна Андреевна Ахматова написала «Родную землю» в 1961году. В это время поэтесса находилась в Ленинградской больнице. Стихотворение входит в состав сборника «Венок мертвым».

«Родная земля» принадлежит к гражданской лирике великой поэтессы – поэтому весьма ясен мотив написания произведения. Для Ахматовой послевоенное время было сложным периодом: личные семейные трагедии и невозможность свободно издаваться, но поэтесса не сдавалась и продолжала писать. Патриотические стихотворения Анны Андреевны создавались как бы тайком, свободно обнародовать свои произведения ей запрещалось. С середины 50-ых годов ей не давали спокойно жить, но она не позволяла себе сломаться и писала вновь и вновь о том, что ее родная страна, пусть и не идеальная («не кажется обетованным раем»), все равно остается любимой. В это же время многие деятели искусства (писатели, поэты, драматурги, актеры) уезжали из страны, разочарованные и несколько униженные. Они все разуверились в Родине, не видели ничего положительного, а Ахматова видела, пыталась нащупать в этой тьме хоть малейший лучик света и нашла. Нашла она его в естестве России — в ее невероятной природе — кормилице всего русского народа.

Жанр, направление и размер

«Родная земля» — глубоко патриотическое лирическое произведение. Сама Ахматова определила жанр этого стихотворения, как гражданская лирика. Сильная любовь и уважение к своей стране – вот те чувства, которыми пронизаны эти строчки.

Для автора гражданская лирика – это не просто преданность, это служение Родине, невзирая ни на какие испытания и тяжбы.

Анна Андреевна творила в рамках направления — акмеизм. Стихотворение невелико по объему – 14 строк, первые 8 из которых написаны ямбом, а последние 6 анапестом. Нестрогая перекрестная рифма (АВАВ) создает впечатление вольной композиции. Стоит отметить, что тип рифмы указывает на неофициальность диалога лирической героини со слушателями. Произведение не подчиненно строгой внешней форме.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Любовь

Композиция

Подготовленный читатель сразу же заметит некоторое сходство «Родной земли» Ахматовой и «Родины» Лермонтова. В обоих стихотворениях в первых строчках поэты отрицают пафос и патриотизм, но только тот, который стал несколько типичным для людей — прославление, гимны. Мастера слова указывают на «другую» любовь, которую не приходится доказывать «ладанками» на груди и стихами. Оба поэта говорят на то, что настоящая любовь к Родине лишена внешних проявлений и не направлена на зрителя – это интимное чувство, личное для каждого человека, не похожее ни на чьё-либо.

Стоит также отметить, что в данном стихотворении Россия – это именно земля, место плодородных почв, а не страна с военными заслугами. Именно такой отчизна и предстает перед обычными людьми, для которых и пишет Ахматова.

Композиционно стихотворение можно разделить на две части.

  1. В первой части на первый план выходит отрицание излишней экспрессии в проявлении любви к Родине.
  2. Во второй части идет разъяснение – что есть Родина для самой поэтессы: «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Образы и символы

Стихотворения подобной направленности всегда содержат в себе образ Родины. В данном произведении Ахматова акцентирует внимание читателей на том, что отчизна – это не страна, а земля в буквальном смысле – рыхлая, грязная, своя!

Стихотворение не изобилует множеством символов, потому что это и не требуется. Поэтесса не пишет о Родине, как о художественном образе, она изображает все просто и ясно, описывает то, что есть отчизна для нее, и то, что лично она готова сделать для отечества.

Конечно, стоит отметить, что в лирическом произведении практически всегда присутствует образ лирического героя. В данном стихотворении лирическая героиня — сама поэтесса, Ахматова изображает собственные мысли, то, что близко именно ей — Родина в ее естестве, земля, родные пейзажи, знакомые и любимые ландшафты.

Темы и настроение

Основная тема «Родной земли» — изображение любимой страны, но не традиционно – величественно и по-военному, а с бытовой стороны – родная земля, место тяжелых работ и титанического труда.

С первых же строчек каждый читатель начинает испытывать те чувства и то настроение, которое испытывала сама поэтесса – любовь. Ахматова беззаветно и преданно любит Русь, не кричит об этом всему миру, а любит по-свойски, за то, что близко именно ей. Она трезво оценивает Родину, не идеализирует ее, ведь универсальных идеалов, которые были бы по нраву каждому, нет на свете: человек находит в совокупности плюсов и минусов то, что близко именно ему, за это и начинает любить, красиво, жертвенно, самозабвенно.

Смысл

Стихотворение философское, сразу невозможно дать ответ, что есть Родина. Только в конце текста виднеется авторская позиция и идея стихотворения – человек может назвать край своим, только если он намерен прожить в нем до конца своих дней, невзирая на трудности и препоны. Сразу же хочется провести параллель с матерью: ее никто не меняет на другую, она с нами до конца. Родство, кровные узы никак не изменить. Так и отечество не меняют, даже если оно не ласково или не красиво. Поэтесса на своем опыте доказала, что настоящему патриоту под силу сохранить верность своей стране. Ахматова говорит о том, что Отчизна — истинная ценность человечества, вечная, верная, непреходящая.

Хочется отметить, что тема родины для Ахматовой — она из основных мыслей в творчестве. Она негативно относилась к тем, кто уезжал из страны в поисках лучшей жизни, хотя с ней страна поступила весьма жестоко — муж оказался в могиле, сын отбывал наказание в тюрьме. Эти мучения оказали влияние на творчество поэтессы, создавая непередаваемый трагизм лирики.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Родная земля» нельзя отнести к лирическим произведениям, которые изобилуют изобразительно-выразительными средствами, потому что поэтесса хотела передать все просто и свободно. Один из немногочисленных тропов — эпитет «горький сон», передающий боль русского человека. Очень выразительно сравнение «не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи». Поэтесса опять же акцентирует внимание на том, что Родина – самое сокровенное и дорогое для людей, то, что невозможно даже оценить. Очень метафоричны строки «Да, для нас это грязь на колошах. Да, для нас это хруст на зубах». Автор показывает то, за что именно любит родную землю.

Стоит отметить, что сама манера написания данного стихотворения является художественным средством. Анна Андреевна хотела этим лирическим произведением лаконично и просто показать, как и за что можно любить Родину. Она будто доказывает, что Отчизну любят не внешне, не на публику, а сокровенно и интимно, каждый по-свойски. Чтобы донести это максимально легко и непринуждённо, поэтесса намеренно не нагружает текст развёрнутыми метафорами, гиперболами и градациями, над которыми каждый читатель должен задуматься, прежде чем всецело осмыслить.

Стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Родная земля» было написано А.А. Ахматовой в 1961 году. Оно вошло в сборник «Венок мертвым». Произведение относится к гражданской лирике. Основная тема его – ощущение поэтом Родины. Эпиграфом к нему послужили строки из стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…»: «И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас». Это стихотворение было написано в 1922 году. Между написанием этих двух произведений прошло около сорока лет. Многое изменилось в жизни Ахматовой. Она пережила страшную трагедию – ее бывший муж, Николай Гумилев, был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в 1921 году. Сын Лев несколько раз был арестован и осужден. Ахматова пережила войну, голод, болезни, блокаду Ленинграда. С середины двадцатых годов ее перестали издавать. Однако тяжелые испытания, утраты не сломили дух поэтессы.

Мысль ее по-прежнему обращена к Родине. Ахматова пишет об этом незамысловато, скупо, искренно. Начинается стихотворение с отрицания пафосности патриотического чувства. Любовь лирической героини к Родине лишена внешней экспрессивности, она тиха и проста:

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.

Исследователи неоднократно отмечали смысловое и композиционное сходство этого стихотворения со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина». Поэт также отрицает казенный, официальный патриотизм, называя свою любовь к Родине «странной»:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам —…

Официальной, государственной России Лермонтов противопоставляет Россию природную и народную – ширь ее рек и озер, красоту лесов и полей, жизнь крестьянства. Ахматова также стремится избежать патетики в своем произведении. Для нее Россия – это место, где она хворает, бедствует, испытывает лишения. Россия – это «грязь на калошах», «хруст на зубах». Но вместе с тем это Родина, которая бесконечно дорога ей, лирическая героиня словно срослась с ней:

Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею.
Оттого и зовем так свободно – своею.

Здесь нам невольно вспоминаются пушкинские строчки:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его).

Точно так же и у Ахматовой самостоянье человека основано на неразрывной, кровной связи его с Родиной.

Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отказывается от излишней экспрессии и патетики в проявлении своего чувства к России. Во второй она обозначает то, чем является для нее Родина. Героиня ощущает себя органичной частичкой единого целого, человеком поколения, родной земли, неразрывно связанным с Отчизной. Двухчастность композиции нашла свое отражение в метрике стихотворения. Первая часть (восемь строк) написана вольным ямбом. Вторая часть – трехстопным и четырехстопным анапестом. Поэтесса использует перекрестную и парную рифмовку. Мы находим скромные средства художественной выразительности: эпитет («горький сон»), фразеологизм («обетованный рай»), инверсию («не делаем ее в душе своей»).

Стихотворение «Родная земля» было написано в заключительный период творчества поэтессы, в 1961 году. Это был период подведения итогов, воспоминаний о прошлом. И Ахматова в этом стихотворении осмысливает жизнь своего поколения на фоне жизни страны. И мы видим, что судьба поэта тесно связана с судьбой ее Отчизны.

Ссылка на основную публикацию