Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король

Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король

11 класс

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ

О. БЛОК, А. АХМАТОВА, Б. ПАСТЕРНАК

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ

«Поэзия потерь Анны Ахматовой». Стихотворение «Сероглазый король»

Стихотворение «Сероглазый король» был написан в Киеве и вошел в сборник «Вечер» (1912 г.) Именно тогда, на раннем этапе творчества, поэзия Анны Ахматовой была «любовным дневником», в котором тема любви приобрела характер «поэзии потерь», самым известным образцом которой по праву считается стихотворение «Сероглазый король».

Это одна из ранних стихотворений Ахматовой. Сама поэтесса отмечала, что стихотворение было «опытом балладе». Он действительно стилизован под романтическую старину и имеет черты сходства с балладой. В стихотворении использовано балладный драматический сюжет – гибель короля во время охоты, но эмоциональность, присущая баладній рассказа в произведении Ахматовой, заменяется сдержанностью. Так же, как и в балладе, в поэзии немного действующих лиц: король, его любовница, королева, муж любовницы. Но скупость художественных средств стихотворения «Сероглазый король» выделяет его среди баллад. Отсутствует в произведении Ахматовой и присущая этому жанру детализация, и диалог, но в поэзии «Сероглазый король» звучат реплики только одного из персонажей. И стихотворная форма произведения, и неожиданное окончание, и гибель героя – все это является признаками балладного жанра.

Интересно, что в произведении отсутствуют и фантастика, и историческая основа. Но можно утверждать, что связь с реальной жизнью являются: Ахматова обнаружила в нем свой дар пророчества. В одном из своих стихотворений поэтесса предсказала смерть мужа:

Двадцать восемь штыковых,

И то, что баллада была написана за несколько дней до смерти Николая Гумилева, является еще одним подтверждением этого.

В Центре внимания автора – два любовных треугольника: король – королева – любовница короля; любовница короля, король, муж любовницы. Относительно первого, то этот треугольник имеет реальную жизненную основу: Гумилев погибает мужем другой женщины. Анна Ахматова, как и героиня его стихотворения, вынуждена была прятать скорбь во время похорон Гумилева. Поэтесса в церкви стояла сама, молча у стены. Так вспоминала о панихиду по Гумилеву его ученица Ирина Одоевцева.

В стихотворении «Сероглазый король» Анна Ахматова применила прием «материализации чувств».

Например, чувства лирической героини материализуется в картины осеннего вечера, который «задушно горит». Ощущение удушья присуще человеку, когда ею владеет страшный душевную или физическую боль. Красный цвет вечера вызывает ассоциации с цветом крови. Чувства королевы переданы через портретную деталь – седые волосы. Смерть короля не вызывает у мужа героини – любовницы короля чувство скорби или боли. Его слова о гибели героя сопровождаются описанием будничных действий и будничных деталей: поиск трубки и выход на ночную работу.

Чувства материализуются и с помощью цветов. Красный – это цвет любви и крови («вечер. был ал»). Серый цвет – материализует чувства мужа героини (равнодушие к смерти короля), и самой героини: в этом случае он приобретает значение «памяти», ведь у дочери любовницы глаза серые, как у короля.

Ахматова во время написания стиха находилась под воздействием акмеизма, поэтому признаки этого творческого метода имеющиеся в произведении. Это, прежде всего, внимание к точной психологической детали (обыденная вещь, жест, особенность мимики).

Ахматова очень скупо использует средства художественной выразительности, но те, что есть в произведении, имеют большое идейно-художественную нагрузку. Например, эпитеты (боли безысходный, сероглазый король, «осенний вечер душен и ал») благодаря аскетичности их использования ярче выделяют эмоциональную нагрузку психологической детали. Антитеза (боли. славься!) придает большего драматизма и эмоциональности событиям, олицетворение (топольного ветки шепчет. ) увеличивает эмоциональный накал стиха за счет расширения круга тех, кто сочувствует героине.

Язык стихотворения обыденная, сдержанная, близка к разговорной. Она контрастирует с выразительностью художественной детали, «материализует» чувства. Благодаря этому возрастает эмоциональность. Сдержанность производит впечатление речи человека, чье горло перехвачено спазмом от невыразимого горя и слез.

В последней строке стихотворения обращает на себя внимание подбор слов – категоричен, как безнадежность: «Нет на земле твоего короля». Эти строки придают большей трагичности чувством героини, которая не имеет права открыто выражать свою скорбь.

В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года была такая характеристика творчества Ахматовой: «Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельней. Основное у нее – это любовноэротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические переживания пополам с эротикой – таков духовный мир Ахматовой, одного из осколков безвозвратно канувшего в вечность мира старой дворянской культуры. ».

Эти слова вызывают желание поспорить. Стихи Ахматовой никогда не «канут в вечность», ведь они рассказывают о вечных чувствах любви и потери. И за то будут интересны людям всегда.

Анализ стихотворения «Песня последней встречи» Ахматовой

Несомненно, в литературе Анна Ахматова была известна идеальным описанием образа женщины, ее чувств и переживаний. Хотя большую роль в своих стихотворениях поэтесса отводила мужчине. Каждый сборник содержит произведение, которое тем или иным образом относится к таинственному незнакомцу. Чаще всего такой мужчина имел именно статус любовника. Такой образ она придумала сама в мечтах, а воплотила в стихах. В литературных кругах на этот счет было слишком много споров и разговоров, но ответов и комментариев от писательницы никто не дождался, она совсем не собиралась кому-то что-то доказывать и объяснять.

Совместная жизнь таких великих выдающихся поэтов как Ахматова и Гумилев была сложной и непростой. Спокойной и уравновешенной жизни можно было не ждать. Были недомолвки, обиды, даже зависть и злость со стороны Гумилева, так как литературная деятельность Анны быстро пошла в гору. Поэтессе словно пришлось придумать для себя того самого возлюбленного, чтобы посвящать свои чувства и изливать душу. Чувство быть кому-то нужной и любимой слишком сильно переполняли ее. Прочитав написанное Ахматовой стихотворение «Гость», Гумилев буквально поверил в то, что у его супруги может быть роман на стороне с другим мужчиной.

Данное стихотворение можно смело отнести к отделу философской и любовной лирики. Здесь поэтесса старается коснуться не только темы грехов, но и указать, что человеческая душа может быть достаточно сильна и прочна. Как всегда, в стихотворениях Ахматовой, присутствуют художественные средства. Не удивительно, что на первый план произведения выходят человеческие чувства. Ахматова описывает зимнее время, эта нотка мелькает в стихотворении.

В основу сюжета заложена встреча героини и некоторого человека, который приходит к ней в гости. Между женщиной и ее гостем, конечно же, завязывается разговор. Тонкое описание самого мужчины, его характер, лицо, но самое главное взаимоотношения между ними двумя. С ноткой сомнения героиня встречает своего поклонника, она даже считает, что эта встреча сулит им бедой. Замужество женщины полностью мечтает отдаться чувствам, но и это не останавливает «гостя», напротив он даже не стесняется задавать ей достаточно личные вопросы, выходя немного за рамки обычного общения. Образ вошедшего в гости мужчины описывается до такой степени правдоподобно и реально, что героиня, веря в возникшие чувства, и понимая последствия, готова рискнуть и отправится с любимым хоть в рай, хоть в ад.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.
История создания – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».

Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.

Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».

Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».

«Смятение» А.Ахматова

«Смятение» Анна Ахматова

Было душно от жгучего света, А взгляды его — как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить. Наклонился — он что-то скажет… От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.

Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице.

Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся — И загадочных, древних ликов На меня посмотрели очи… Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его — напрасно. Отошел ты, и стало снова На душе и пусто и ясно.

Анализ стихотворения Ахматовой «Смятение»

В 1914 году Ахматова выпустила свой второй поэтический сборник «Четки». Тираж по тем временам считался весьма внушительным – 1000 экземпляров. В следующие девять лет книга переиздавалась еще восемь раз. Анна Андреевна стала необыкновенно популярна сразу после выхода дебютного сборника «Вечер» весной 1912 года. Публике пришлась по душе ее простая по форме и удивительно искренняя любовная лирика. Вторая книга закрепила успех молодой поэтессы. Среди самых известных произведений, включенных в «Четки», — триптих «Смятение», датированный 1913 годом. Точный адресат его неизвестен. Некоторые исследователи творчества Ахматовой называют литературоведа Недоброво, другие – поэта Блока. Второй вариант стоит считать менее вероятным.

В трех стихотворениях последовательно рассказывается история любви. Открывает триптих текст, повествующий о том, как лирическая героиня впервые встретила своего возлюбленного. Главная мысль, которая в тот момент у нее возникла, – этот человек способен ее приручить. Любовное чувство сразу захватило женщину, отличающуюся строптивым характером и независимым нравом. Чтобы передать атмосферу той роковой встречи, Ахматова делится деталями: «было душно от жгучего света», «я только вздрогнула», «от лица отхлынула кровь» — это те мелочи, которые позволяют увидеть картину во всей полноте. Завершается стихотворение мрачным предсказанием. Ничего хорошего от внезапно возникшего чувства героиня не ждет: едва родившаяся любовь ляжет на ее жизни надгробным камнем, что можно рассматривать как символ потери личной независимости.

Второе стихотворение – разочарование. Его первая строка – риторический вопрос. За ним сразу следует риторическое восклицание. Героиня понимает, что мужчина не любит ее, но не способна перестать восхищаться его красотой. Эти чувства отняли у нее крылья. Туман застил очи. Взгляд сконцентрировался на яркой детали – тюльпане в петлице возлюбленного. В третьем стихотворении между персонажами происходит непосредственный контакт. Вот только со стороны мужчины он продиктован простой учтивостью – подошел, улыбнулся, поцеловал руку. В душе героини в это время – ураган эмоций, десять лет пробежали перед глазами, за один миг промелькнули все бессонные ночи. Это выразилось в единственном тихом слове, за которым не последовало никакой реакции со стороны возлюбленного. Он ушел, героиня осталась в полном одиночестве. История закончилась – вновь пусто и ясно стало на душе.

История создания

Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверенны, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.

«Песня последней встречи» – фантазия поэтессы, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.

«Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение

Анализ стихотворения «Смятение»

Стихотворение Анны Ахматовой «Смятение» является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трёхсложным хореем. Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного томления. «Смятение» представляет из себя одно из самых ярких примеров любовной лирики Анны. Делая анализ стихотворения, можно разделить его на несколько этапов развития сюжетной линии.

В самом начале героиню будоражит даже мысль о нахождении рядом с возлюбленным. Она понимает, что только он может укротить её необузданный нрав.

Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.

Здесь говорится о первых терзающих душу порывах. Поэтесса готова слушать «приговор», дабы разрешились её муки. Ахматова являлась женщиной свободной и своенравной. Но эта нелюбовь не даёт её «взлететь» и полностью сковала её душу.

Тюльпан у тебя в петлице.

И вот появляется перед затуманенным взором красный тюльпан, который олицетворяет психологический мир героини. Она отмечает что лирический герой для нее настолько особенный, что все вокруг серо и смыто в одно, а он как яркий цветок выделяется.

Последний третий цикл является развязкой всех десяти лет ожидания и бессилия. Поэтесса не раскрывает до конца сути происходящего. Слишком мало слов и нет определённости во фразах, но в них так много сказано и лишь по личному опыту можно понять всю глубину произошедшей драмы. «Замирания» и «крики» свидетельствуют о невыносимой боли, которую героиня пронесла через все эти годы. И лишь последняя фраза о душевной пустоте и обретении внутреннего света даёт право сказать о счастливом и одновременно драматичном завершении романа. Ведь душевному смятению героини и пришёл конец, и осталась пустота.

Кроме анализа «Смятения» есть и другие сочинения:

В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнована, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.

Состояние лирической героини, настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях. Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Мы понимаем, что оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри.

Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.

В контексте темы поэтесса развивает идею о том, что настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.

Анализ стихотворения Ахматовой «Смятение»

А. АХМАТОВА «СМЯТЕНИЕ»: ИСТОЛКОВАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ А. АХМАТОВОЙ)
Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 го ду свой первый сборник стихов «Вечер», было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи — все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в них жизненную силу. «Я вижу все. Я все запоминаю», — писала Ахматова. Уже современники заметили, какую необычно важную роль играла в стихах юной поэтессы строгая, обдуманно локализованная житейская деталь, которая была у Ахматовой не только точной — она подчас воплощала весь идейный замысел стиха и, подобно фундаменту, держала на себе всю постройку произведения. Это можно проиллюстрировать на примере стихотворения «Смятение»:

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Белой ночью

Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице.

Не правда ли, стоит этот тюльпан, как из петлицы, вынуть из стихотворения, и оно немедленно померкнет. Почему? Не потому ли, что это все: взрыв страсти, отчаяния, ревности и поистине смертельной обиды — составляет в эту минуту для лирической героини смысл ее жизни? И это все сосредоточилось, как в красном гаршинском цветке зла, именно в тюльпане: ослепительный и надменный, маячащий как раз на уровне глаз влюбленной женщины, он один высокомерно торжествует в пустынном и застланном пеленою слез, безнадежно обесцветившемся мире. Цветок изображен в стихотворении так, что не только героине, но и нам, читателям, кажется, что тюльпан — не «деталь» и не «штрих», он — живое существо, полноправный, настоящий герой произведения, даже несколько агрессивный, внушающий нам невольный страх, смешанный с полутайным восторгом и раздражением.

Эта деталь выразительно акцентируется автором в стихо творении для того, чтобы осталось в памяти, не растворилось, не исчезло переживание, душевное волнение, а то и вся ситуация, дорогая именно тем чувством, которое ее сопровождало. С помощью вещей, конкретных деталей и подробностей Ахматова как бы загибала уголки страниц своей памяти.

Лирика Ахматовой, переиначивая известное образное выражение, — «от мира сего»: в ней много точных деталей, часто самых прозаичных. Поэтесса умела поэзию жизни извлекать из жизненной прозы. И «Смятение» — ярчайший тому пример. Это произведение — плач неразделенной любви, трагизм которой передается с помощью незначительных, на первый взгляд, деталей.

Анализ стихотворения
«Смятение» Ахматовой

Стихотворение Анны Ахматовой «Смятение» является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трёхсложным хореем. Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного томления. «Смятение» представляет из себя одно из самых ярких примеров любовной лирики Анны. Делая анализ стихотворения, можно разделить его на несколько этапов развития сюжетной линии.

В самом начале героиню будоражит даже мысль о нахождении рядом с возлюбленным. Она понимает, что только он может укротить её необузданный нрав.

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь.

Здесь говорится о первых терзающих душу порывах. Поэтесса готова слушать «приговор», дабы разрешились её муки. Ахматова являлась женщиной свободной и своенравной. Но эта нелюбовь не даёт её «взлететь» и полностью сковала её душу.

Тюльпан у тебя в петлице.

И вот появляется перед затуманенным взором красный тюльпан, который олицетворяет психологический мир героини. Она отмечает что лирический герой для нее настолько особенный, что все вокруг серо и смыто в одно, а он как яркий цветок выделяется.

Последний третий цикл является развязкой всех десяти лет ожидания и бессилия. Поэтесса не раскрывает до конца сути происходящего. Слишком мало слов и нет определённости во фразах, но в них так много сказано и лишь по личному опыту можно понять всю глубину произошедшей драмы. «Замирания» и «крики» свидетельствуют о невыносимой боли, которую героиня пронесла через все эти годы. И лишь последняя фраза о душевной пустоте и обретении внутреннего света даёт право сказать о счастливом и одновременно драматичном завершении романа. Ведь душевному смятению героини и пришёл конец, и осталась пустота.

Мимика, запах, звук, жест в лирике Ахматовой

К. Чуковский писал: “Главное очарование её лирики не в том, что сказано, а в том, что не сказано. Она – мастер умолчаний, намёков, многозначных пауз. Её умолчания говорят больше слов. Для изображения всякого, даже огромного чувства она пользуется мельчайшими, почти неприметными, микроскопически малыми образами.”

Детали увидены очень зорко, нередко к ним даны по два-три уточняющих эпитета; это – звуки, запахи, цвета, вещи. Таким образом, деталь у Ахматовой создает психологический подтекст.
Детализация предметного мира в литературе не просто интересна, важна, желательна – она неизбежна. Говоря иначе, это – не украшение, а существенная часть образа. Способ и средство воссоздать предмет во всех его особенностях, а не просто упомянуть. Вот почему художнику так важна деталь, совокупность деталей. Именно детали включают для читателя разнообразные ассоциации, они являются источником эстетического потрясения и наслаждения от восприятия текста. Автор рассчитывает при этом на воображение, опыт читателя, добавляющего мысленно недостающие элементы.

По этому пути шла и Анна Ахматова.

Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

“. Деталь – интенсивна. Подробности – экстенсивны.”
И потому так естественны в стихах Ахматовой, так необходимы точные подробности каждодневного хода вещей.

Я сошла с ума, о мальчик странный,
В среду, в три часа.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанье столицы во мгле.

Легкий шелест, слышишь,
Справа от стола?

Но сердце знает, сердце знает,
Что ложа пятая пуста!

Самые, казалось бы, заурядные мелочи вводились в стих:

На стволе корявой ели муравьиное шоссе.

Ноги ей щекочут крабы, выползая на песок.

И везут кирпичи за оградой.

Едкий, душный запах дегтя.

И не только примелькавшиеся, “непоэтические” штрихи быта, но прямо-таки серые, неказистые, затрапезные: “туфли на босу ногу”, “убогий мост, скривившийся немного”, “стынет грязная вода”.

В этом сером, будничном платье,
На стоптанных каблуках.

На истёртом красном плюше кресел.

Ахматова имеет склонность к краскам не броским, не изысканным, к полутонам: “листва ещё бесцветна и тонка”, “под бесцветным ледком”, “край неба, тусклый и червонный”, “мутный фонарь”, “на древнем выцветшем холсте”, “глаза, глядевшие тускло”, “липы нищенски обнажены”.

Не в “несказанности”, не в “безмерном”, не в “безбрежности тоскующих миров”, не в загадочной, отрешённой таинственности черпала она энергию, орнаментальность, атрибуты своей лирики. А в самой гуще невзгод, радостей, треволнений живого сердца.
Сердца, ждущего любви. Сердца, жаждущего любви. Сердца памятливого любовью: “О, память сердца, ты сильней. ” (Батюшков)

Дорогу вижу до ворот, и тумбы
Белеют чётко в изумрудном дёрне.
О, сердце любит сладостно и слепо!
И радуют пестреющие клумбы,
И резкий крик вороны в небе чёрной,
И в глубине аллеи арка склепа.

“Весенним солнцем это утро пьяно”

Сердца, опьяненного любовью. И сердца, раненного любовью.

Хорони, хорони меня, ветер!
Родные мои не пришли,
Надо мною блуждающий ветер
И дыханье тихой земли.
Я была, как и ты, свободой,
Но я слишком хотела жить.
Видишь, ветер, мой труп холодный,
И некому руки сложить.
Закрой эту черную рану
Покровом вечерней тьмы
И вели голубому туману
Надо мною читать псалмы.

“Хорони, хорони меня, ветер”

Ахматова искала и находила старые и новые поэтические ценности в самой доподлинной жизни, обступающей со всех сторон бесчисленными вещами и сооружениями, пёстрыми нагромождениями быта, множеством житейских обстоятельств.

Странными и чуждыми прозвучали бы в “идеально-лирическом” мире Ахматовские строки:

Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.

На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза.

Ты зацелованные пальцы
Брезгливо прячешь под платок.

И всё это богатство возвращается реальности не в качестве контраста, не в качестве пыльных будней, на фоне которых возникают поэтические видения, а нерасторжимой связи, в неразделенном сплаве с самой проникновенной лирической нотой.

“Припала я к земле сухой и душной, как к милому, когда поет любовь” – так вот Анна Ахматова не могла “петь любовь”, не припав к земле. Пусть даже к сухой и душной.

Как соломинкой, пьешь мою душу
Знаю, вкус её горек и хмелен.
Но я пытку мольбой не нарушу.
О, покой мой многонеделен.
Когда кончишь, скажи. Не печально,
Что души моей нет на свете.
Я пойду дорогой недальней
Посмотреть, как играют дети.
На кустах зацветает крыжовник,
И везут кирпичи за оградой.
Кто ты: брат мой или любовник,
Я не помню, и помнить не надо.
Как светло здесь и как бесприютно,
Отдыхает усталое тело.
А прохожие думают смутно:
Верно, только вчера овдовела.

“Как соломинкой, пьешь мою душу”

Её метафоры не возносятся над обыденностью, а наоборот, неожиданно и остро приближены к каждодневности. Именно благодаря им еще приметней поразительная драматическая ёмкость и лирическая насыщенность стихотворений Анны Ахматовой.

С годами всё больше в её лирику вторгается драматическое начало и философская глубина, придавая неведомый дотоле облик и наполнение.

Созерцание, раздумья, порывы, томления, ожидания – все это, разумеется, было и ранее. Но застучал, заколотился гулко пульс живой человеческой судьбы. Лихорадочно затрепетала чья-то доля, чья-то участь. Она решалась здесь, рядом, рукой подать.

Все тебе: молитва дневная,
И бессонницы млеющих жар,
И стихов моих белая стая,
И очей моих синий пожар.

Драматическое связано с мимикой, жестом, движением. Редко у какого поэта наблюдалось такое тяготение к жесту, такое богатство жеста, как у Ахматовой. И такое тончайшее проникновение в душевное состояние через жест.

Как красноречивы руки в её текстах:

И слёзы со щеки стереть
Ослабнувшей рукой.

И моя их терзает без цели
Восковая, сухая рука.

Столько раз рукой помертвелой
Я держала звонок-кольцо.

Моя рука, закапанная воском,
Дрожала, принимая поцелуй.

Сжала руки под темной вуалью.

И сухими пальцами мяла
Пеструю скатерть стола.

Руки ослабнувшие, сухие, “восковые”, помертвелые, дрожащие, сжатые, холодеющие. Анна Ахматова, мастерски владеет необычайными оттенками, градациями, смыслами, заключёнными и одновременно освобождёнными через эти оттенки.

Для драматической речи чрезвычайно важен диалог.
Не случайно Ахматова любит живую речь, любит слово произнесённое.

Только спросит: “Ненаглядная! Где молилась за меня?”

Просто молвила: “Я не забуду”.

И тогда, побелев от боли,
Прошептала: “Уйду с тобой!”

Шутил: “Канатная плясунья! Как ты до мая доживешь?”

И если нет живого собеседника, то дар речи дан вещам:

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
“Взор твой не ясен, не ярок. “

И пусть не всегда этот диалог, этот мысленный разговор состоялся, дошел до адресата, он вполне реален. По интонации:
“О, вы приедете к нам
Завтра по первопутку.”

По обстановке – предметной, обжитой, сращённой с человеком:

Свечи в гостиной зажгут,
Днём их мерцанье нежнее,
Целый букет принесут
Роз из оранжереи.

В разреженном, горном воздухе “чистой лирики” такой разговор произойти не может.

Тяготение Ахматовой к живой речи, разговорность стиха и точность деталей, и обычность обстановки, и видение человека в жесте, в движении, как и отсутствие особого “лирического мира” – всё это следствие основного отличия поэзии Ахматовой от символистской.

С обострённой чуткостью к вибрациям чувств связана ещё одна отличительная черта ахматовского стиля в те годы – любовь к оттенкам, к “чуть-чуть”:

Чуть начатую обрывает речь.

Трещит лампадка, чуть горя.

Чуть слышный запах табака.

Как будто тёплая волна.

И с тех пор все как будто больна.

Здесь дом был почти что белый.

Еле слышный шелест шагов.

Как следовало ожидать, это “чуть-чуть” выражено и в жесте, и в мимике:

А бледный рот слегка разжат.

Мне чудился полуоткрытый рот.

Почти не дрогнувшей рукой.

Он слегка потрогал цветы.

Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся.

Вспоминается и известный “автопортрет” Ахматовой: “У меня есть улыбка одна: так, движенье чуть видное губ”.

Было бы, однако, ошибочно усмотреть здесь акварельную мягкость, притушенность, сглаженность. Под “слегка”, под “почти”, под “полу-” бушевали страсти, вступали в единоборства чувства.
“А бледный рот слегка разжат”. Что таилось с этим “слегка”?

На шее мелких четок ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.
И кажется лицо бледней
От лиловеющего шёлка,
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка.
И не похожа на полет
Походка медленная эта,
Как будто под ногами плот,
А не квадратики паркета.
А бледный рот слегка разжат,
Неровно трудное дыханье,
И на груди моей дрожат
Цветы небывшего свиданья.

“На шее мелких четок ряд”

Только две строчки прямо говорят о пережитом разочаровании: “Глаза рассеянно глядят и больше никогда не плачут”, но как красноречивы все косвенные детали. “Незавитая чёлка” – не к чему ее завивать. Неуверенная походка – “как будто под ногами плот”. “Трудное дыханье”. Цветы, дрожащие на груди. И руки, спрятанные в муфту – холодеющие, застывшие руки.

И когда встречаешь строки:
Я, с утра угадав минуту,
Когда ты ко мне войдешь,
Ощущала в руках согнутых
Слабо колющую дрожь,

то безошибочно чувствуешь сильное душевное потрясение.

Стихи Ахматовой – не фрагментарные зарисовки, не разрозненные психологические этюды: острота взгляда сопровождена остротой мысли. Велика их обобщающая сила. Стихотворение может начаться как непритязательная песенка:

Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.

А заканчивается оно библейски:

Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.

Личное – “голос твой” – восходит к всечеловеческой притче и от неё – выше, к прекрасной ясности.

Образ «тени» в поэтике Анны Ахматовой

1

Отечественная и западная «ахматовиана» за последние годы так разрослась, что, наверное, уже приближается по своей широте и аналитической детализации к нашему пушкиноведению. Кажется, наступило время, когда дальнейший частный анализ характерных особенностей поэтики Анны Ахматовой имеет смысл, только если речь идет о наиболее глубинных ее свойствах, ведущих к полноте понимания мировосприятия поэта. Таким, или, вернее, одним из таких, мне представляется образ «Тени» в лирических стихах и в лиро-эпической «Поэме без героя». У Ахматовой этот образ постепенно приобретает такой охват и такую динамику, каких мы не найдем ни у Пушкина, ни у Блока. Пастернаку он, кажется, вообще не нужен; Мандельштам только один раз развернул его как неотъемлемо свой в стихотворении «Слышу, слышу ранний лед…», тоскуя по Петербургу в воронежской ссылке. В поэтике Ахматовой этот образ можно считать одним из важнейших, а может быть, даже и ключевых. Возрастая в своей значительности и как бы сгущаясь с годами, он несет в себе лирическое перевоплощение автора. (Вспоминается известное высказывание Анны Андреевны о том, что лирика – «самый безопасный» вид поэтического творчества.) Очень важное для нас суждение по этому поводу Анны Андреевны сохранила в своих «Записках об Анне Ахматовой» Л. К. Чуковская: «…чтоб добраться до сути, надо изучать гнезда постоянно

повторяющихся образов в стихах поэта – в них и таится личность автора и дух его поэзии» (8 августа 1940 года) 1 .

Впервые образ «Тени» персонифицируется у Ахматовой в одном из стихотворений «Белой стаи», написанном в январе 1917 года в Слепневе, после того как она навсегда покинула дом Гумилевых в Царском Селе, но как будто еще овеянном царскосельскими воспоминаниями:

Там тень моя осталась и тоскует,

Все в той же синей комнате живет,

Гостей из города за полночь ждет

И образок эмалевый целует.

И в доме не совсем благополучно:

Огонь зажгут, а все-таки темно…

Не оттого ль хозяйке новой скучно,

Не оттого ль хозяин пьет вино

И слышит, как за тонкою стеною

Пришедший гость беседует со мною?

Уже здесь «тень» – как бы символ движения, знак перехода из одного мира в другой, начало какого-то нового этапа жизни.

Читайте также:  Анализ стихотворения Заплаканная осень, как вдова Ахматовой

В следующий раз «тень» является еще более призрачно, почти мерещится, и опять она принадлежит прошлому. Стихотворение написано в 1921 году, после смерти Блока, после известия о самоубийстве любимого старшего брата, после гибели Гумилева 2 :

Все души милых на высоких звездах.

Как хорошо, что некого терять

И можно плакать. Царскосельский воздух

Был создан, чтобы песни повторять.

У берега серебряная ива

Касается сентябрьских ярких вод.

Из прошлого восставши, молчаливо

Ко мне навстречу тень моя идет.

Пока она ее еще не гонит. Пройдет много лет, накопится трагическое самоощущение поэта, которого новые поколения читателей «не знают», пожалуй, «замуруют в 10-е годы», и вот в 1956-м, в неоконченном стихотворении, не так давно опубликованном, о своей тени из прошлого будет сказано с иной, неожиданно резкой интонацией:

Я иду навстречу виденью,

И борюсь я с собственной тенью –

Беспощаднее нет борьбы.

Рвется тень моя к вечной славе,

Я как страж стою на заставе

И велю ей идти назад…

А в начале 20-х, то есть в тот период, который Ахматова в своих автобиографических записях называла все еще «первым» или «ранним», тень еще продолжает жить своей отныне, и уже навсегда, горестной жизнью – то в четверостишии-предвидении:

И неоплаканною тенью

Я буду здесь блуждать в ночи,

Когда зацветшею сиренью

Играют звездные лучи, –

то в попытке лирико-философического размышления, в которое выливается отчаяние лирического монолога «Многим»:

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья, –

Ведь все равно я с вами до конца.

И говорят – нельзя теснее слиться,

Нельзя непоправимее любить…

Как хочет тень от тела отделиться,

Как хочет плоть с душою разлучиться,

Так я хочу теперь – забытой быть.

Анна Андреевна не любила читать старые свои стихи. Но это стихотворение 1922 года она почему-то прочитала нам однажды весной 1938-го среди недавно написанных… Было это уже в начале ее «второго периода», после десятилетия вынужденной «немоты», когда тайно возникал ее «Реквием».

Этот «второй период», начало которого она обозначала то 1935-м, то 1936 годом, даты завершения в ее записях не нашел; очевидно, он так и продолжался до конца ее жизни, никакой новой границы не потребовал. Вспоминая или перечитывая ее стихи последних двух десятилетий, нетрудно увидеть, как в это время постепенно сгущается, постоянно к ней возвращаясь, образ «Тени». В одной из семи «Северных элегий» он превращается в призрак, который ее преследовал еще в 10-х годах:

Себе самой я с самого начала

То чьим-то сном казалась или бредом,

Иль отраженьем в зеркале чужом,

Без имени, без плоти, без причины.

В другой элегии того же цикла, кажется, наиболее близкого к автобиографии из всех ее произведений, который, по ее словам, она «любила за единодушие, за полную готовность присудить меня к чему угодно», «тень» впервые становится ее двойником, ее заместительницей. Это элегия о несостоявшейся, «подмененной» жизни:

Суровая эпоха повернула.

Мне подменили жизнь. В другое русло,

Мимо другого потекла она,

И я своих не знаю берегов.

И женщина какая-то мое

Единственное место заняла,

Мое законнейшее имя носит,

Оставивши мне кличку, из которой

Я сделала, пожалуй, все, что можно.

Я не в свою, увы, могилу лягу.

Иногда Ахматова как будто пытается освободиться от преследующей ее и слишком уж многозначительной метафоры, то придавая ей какую-то странную полупредметность: «Что тебе на память оставить, //Тень мою? На что тебе тень?» (цикл «Cinque»), то низводя ее до полуреальности профиля, обведенного углем на белых стенах каких-то двух ташкентских домов:

…И только в двух домах

В том городе (название неясно)

Остался профиль (кем-то обведенный

На белоснежной извести стены),

Не женский, не мужской, но полный тайны,

И, говорят, когда лучи луны –

Зеленой, низкой, среднеазиатской –

По этим стенам в полночь пробегают,

В особенности в новогодний вечер,

То слышится какой-то легкий звук,

Причем одни его считают плачем,

Другие разбирают в нем слова

Но это чудо всем поднадоело,

Приезжих мало, местные привыкли,

И, говорят, в одном из тех домов

Уже ковром закрыт проклятый профиль.

Попытка освобождения от «тени», как видим, не удалась. Ни реальность факта (профиль Ахматовой действительно был углем обведен на стене композитором А. Ф. Козловским в Ташкенте, только дом был один, а не два),, ни ирония последних строк никуда не увели ее, не сняли тайны.

В 40 – 50-х годах в Фонтанном Доме постепенно складывается поразительный по своей поэтической самобытности и силе цикл «Шиповник цветет», первоначально названный «Из сожженной тетради». Это – о встрече и последующей «невстрече» с тем, кто стал невольным «виновником» гражданской казни 1946 года. 1956 годом датированы строки:

Ты выдумал меня. Такой на свете нет,

Такой на свете быть не может.

Ни врач не исцелит, не утолит поэт, –

Тень призрака тебя и день и ночь тревожит.

А «тень призрака» все еще, вопреки всему, пишет стихи, и какие пронзительные, какие близкие судьбам многих и многих; пишет их в ту же заранее «сожженную тетрадь», в своем «навсегда опустошенном доме», где «гибель выла у дверей». В сущности, та же «тень» и в том же году переходит из «проклятого» Фонтанного Дома в комаровскую «Будку», такая же трагическая, но уже втайне торжествующая свою победу над «страшной судьбою», перед которой еще так недавно «и глаза поднять не посмела».

Живу, как в чужом, мне приснившемся доме,

Где, может быть, я умерла,

И, кажется, тайно глядится Суоми

В пустые свои зеркала

Сюда принесла я блаженную память

Последней невстречи с тобой –

Холодное, чистое, легкое пламя

Победы моей над судьбой.

Победа осознана, но трагедийная нота «тени» все усиливается. Если в «Эпилоге»»Реквиема» она звучит только эхом былого в строках, отвергающих выбор места для воображаемого будущего «памятника» посреди Царскосельского парка («Где тень безутешная ищет меня»), то в конце стихотворения «Наследница» 1959 года с эпиграфом из Пушкина: «От сарскосельеких лип…» эта тема прорывается каким-то неожиданным стоном:

Казалось мне, что песня спета

Средь этих опустелых зал.

О, кто бы мне тогда сказал,

Что я наследую все это:

Фелицу, лебедя, мосты

И все китайские затеи,

Дворца сквозные галереи

И липы дивной красоты.

И даже собственную тень,

Всю искаженную от страха,

И покаянную рубаху,

И замогильную сирень.

Строка из ахматовского «Трилистника московского», одного из последних ее произведений:

Свою меж вас еще оставив тень, —

давно уже перешла в эпиграфы воспоминаний и стала даже названием сборника статей. Строка эта как будто противоречит сказанному за двадцать лет до нее:

Но я предупреждаю вас,

Что я живу в последний раз.

Ни ласточкой, ни кленом,

Ни тростником и ни звездой,

Ни родниковою водой,

Ни колокольным звоном –

Не буду я людей смущать

И сны чужие навещать

Нам, ее младшим современникам, а может быть, не только нам, но и кому-то из тех, кто теперь впервые узнает ее только по книгам стихов, не мешает, а помогает жить эта ее трагическая «Тень».

Но в лирике Ахматовой этот метафорический образ иногда приобретает еще и другой, расширительный смысл, переносится с ее судьбы на другие судьбы, то сливаясь с ними в «хоровод теней», как в одной из ее «Песенок» под заголовком «Последняя» или в стихах, посвященных памяти Мандельштама: «Это наши проносятся тени //Над Невой, над Невой, над Невой…», то воплощаясь в портрет- воспоминание. Тогда становится возможным даже назвать стихотворение словом «Тень» и сделать описание подробным, хоть возникает оно издалека и за гранью многих лет. Так в 40-м году она обращается к живущей давно уже в Лондоне Саломее Андрониковой, петербургской красавице 10-х годов, прославленной Мандельштамом в стихотворении «Соломинка». Чтобы читатель Ахматовой еще раз оценил неожиданность последних строк, надо напомнить эту «Тень» целиком. Эпиграф из Мандельштама связан именно с неожиданным концом: «Что знает женщина одна о смертном часе?» («Смертный час» Ахматова считала «своим», ей принадлежащим, не раз об этом говорила. И, вероятно, была права: «Смертный час, наклонясь, напоит // Прозрачною сулемой» – это еще в «Четках», 1912 год.)

Всегда нарядней всех, всех розовей и выше,

Зачем всплываешь ты со дна погибших лет,

И память хищная передо мной колышет

Прозрачный профиль твой за стеклами карет?

Как спорили тогда – ты ангел или птица!

Соломинкой тебя назвал поэт.

Равно на всех сквозь черные ресницы

Дарьяльских глаз струился нежный свет.

О тень! Прости меня, но ясная погода,

Флобер, бессонница и поздняя сирень

Тебя – красавицу тринадцатого года –

И твой безоблачный и равнодушный день

Напомнили… А мне такого рода

Воспоминанья не к лицу. О тень!

Тогда же, в мае того же 1940 года, Ахматова начинает дарственную надпись М. Лозинскому на сборнике «Из шести книг» стихом: «Почти от залетейской тени…»

Тени когда-то близких людей никуда не уходят из ее жизни. Это не о себе, а о других, о том, как это, к сожалению, часто бывает, говорится в Шестой «Северной элегии»:

И медленно от нас уходят тени,

Которых мы уже не призываем,

Возврат которых был бы страшен нам.

Горько-иронический конец этой элегии («… и даже //Все к лучшему…») не мог быть обращен к себе самой. У нее это было не так – всех помнила:

Когда я называю по привычке

Моих друзей заветных имена,

Всегда на этой странной перекличке

Мне отвечает только тишина.

Или еще, из последних стихов:

А я иду, где ничего не надо,

Где самый милый спутник – только тень,

И веет ветер из глухого сада,

А под ногой могильная ступень.

Дорогой тенью или призраком может обернуться для нее и некто «обещанный тайной» и ставший непоправимо далеким:

Не пугайся, – я еще похожей

Нас теперь изобразить могу.

Призрак ты – иль человек прохожий,

Тень твою зачем-то берегу.

Только один раз тень-призрак еще живущего, когда-то близкого человека осуждена, оттолкнута и никогда не будет прощена за несмываемую временем обиду:

А человек, который для меня

Теперь никто, а был моей заботой

И утешеньем самых горьких лет, –

Уже бредет как призрак по окраинам,

По закоулкам и задворкам жизни,

Тяжелый, одурманенный безумьем,

С оскалом волчьим…

Как пред тобой я тяжко согрешила!

Оставь мне жалость хоть…

Здесь нет «лирической героини», нет перевоплощения. Это скорее похоже на какой-нибудь ахматовский «Листок из дневника», только вылившийся на бумагу стихотворно. Странно, что она включила его в «Бег времени»…

  1. Лидия Чуковская, Записки об Анне Ахматовой. Книга I. 1938 – 1941, М, 1989, с. 140. [↩]
  2. Последнее, очевидно, и вызвало камуфляж даты (1944 год) в изданиях 40 – 60-х годов. [↩]

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

“Смятение” анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение

Стихотворение Анны Ахматовой “Смятение” является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трехсложным хореем. Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного томления. “Смятение” представляет из себя одно из самых ярких примеров любовной лирики Анны.

Делая анализ стихотворения, можно разделить его на несколько этапов развития сюжетной линии.

В самом начале героиню будоражит даже мысль о нахождении рядом с возлюбленным. Она понимает, что только он может укротить ее необузданный нрав.

Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.

Здесь говорится о первых терзающих душу порывах. Поэтесса готова слушать “приговор”, дабы разрешились ее муки. Ахматова являлась женщиной свободной и своенравной.

Но эта нелюбовь не дает ее “взлететь” и полностью сковала ее душу.

Тюльпан у тебя в петлице.

И вот появляется перед затуманенным взором красный тюльпан, который олицетворяет психологический мир героини. Она отмечает что лирический герой для нее настолько особенный, что все вокруг серо и смыто в одно, а он как яркий цветок выделяется.

Последний третий цикл является развязкой всех десяти лет ожидания и бессилия. Поэтесса не раскрывает до конца сути происходящего. Слишком мало слов и нет определенности во фразах, но в них так много сказано и лишь по личному опыту можно понять всю глубину произошедшей драмы. “Замирания” и “крики” свидетельствуют о невыносимой боли, которую героиня пронесла через все эти годы.

И лишь последняя фраза о душевной пустоте и обретении внутреннего света дает право сказать о счастливом и одновременно драматичном завершении романа. Ведь душевному смятению героини и пришел конец, и осталась пустота.

Твір на тему: “Смятение” анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение

Related posts:

“Сад” анализ стихотворения Анны Ахматовой Стихотворение “Сад” Анны Ахматовой – необыкновенно выразительное произведение, где в четырех строфах раскрыта целая философия. Оно относится к ранней поэзии Анны Андреевны: в момент написания, в 1911 году, поэтессе было.

“Рыбак” анализ стихотворения Анны Ахматовой Большую славу Анне Ахматовой принес ее первый сборник поэзий “Вечер”, выпущенный в 1912 году. В этот период жизни Анна Ахматова знакомится с Александром Блоком, черты которого угадываются в стихотворении “Рыбак”.

Анализ стихотворения Анны Ахматовой “Я не любви твоей прошу…” Стихотворение “Я не любви твоей прошу…”, написанное в 1914 году, трудно отнести к какому-либо жанру поэзии. На первый взгляд, кажется, что это стихотворение о любви, однако здесь сильно проявляется и.

Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад Анна Ахматова – человек весьма рациональный, как может показаться с виду, или как казалось вначале другим, кто ее толком не знал. Но когда ее узнавали поближе, все удивлялись, насколько ее.

“Сжала руки под темной вуалью…” анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение “Сжала руки…”, как и многие другие произведения Анны Ахматовой, посвящено непростым отношениям женщины и мужчины. В данном сочинении будет проведен подробный анализ этого проникновенного стихотворения. В нем рассказывается о.

Анализ стихотворения Ахматовой Мне голос был. Он звал утешно Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…” великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году. Первое, что нужно отметить, так это то.

Анализ стихотворения Ахматовой Реквием На долю русской поэтессы Анны Ахматовой выпали нелегкие испытания. Ее поэма “Реквием” посвящена тяжелым для страны годам сталинских репрессий, когда многие люди были безвинно арестованы и осуждены. Коснулись эти события.

Анализ стихотворения Ахматовой Любовь Анна Ахматова, поэтесса писавшая стихи о земной любви. Ее искрение пронзительные строки о этом сложном чувстве наполняют всю ее жизнь. В то же время язык понятен любому, ведь каждый человек.

Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король Произведение Анны Ахматовой долгое время исследуется литературоведами и исследователями – литературоведами. Для многих остается большой тайной, кому же все-таки посвящено данная баллада.. Читая его, становится понятно, что тот, кому она.

Анализ стихотворения Ахматовой Муза Произведение Анны Ахматовой под названием “Муза” написано в 1924 году. Оно достаточно короткое, но, тем не менее, передает все те эмоции, которые вообще хотела передать поэт своему читателю. Оно красиво.

Читайте также:  Анализ стихотворения Смятение Ахматовой

Анализ стихотворения Ахматовой Мужество Стихотворение, ставшее символом поэзии Анны Андреевны Ахматовой, было написано в 1942 году, после начала войны. Ахматова всегда была близка к народу, она была его мыслями, душой и голосом. Все трудности.

“Уединение” анализ стихотворения Ахматовой В “Уединении” поэтесса описывает образ искусства как высокую башню, которую для нее создал окружающий серый социум, ожидая видимо заточить ее там и сломить ее дух. Но сила таланта Ахматовой сотворила.

Мир поэзии Анны Ахматовой Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить. Анна Ахматова При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую.

Анализ стихотворения Ахматовой Молитва В 1915 году вышло стихотворение Ахматовой, которое называлось “Молитва”. Это стихотворение покорило мир в какой-то степени. Потому что поэтесса жила в те времена, когда было трудно всем, и в том.

“Мужество” анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение Анны Ахматовой – “Мужество” было написано еще в самом начале войны. В своем произведении автор призывает всех к защите своей Родины от несчастья, которое ее настигло – от войны.

Анализ стихотворения А. А. Ахматовой “Нам свежесть чувств и мысли простоту…” Тема поэта и поэзии – одна из основных в творчестве Анны Ахматовой. В полной мере она проявилась в зрелом творчестве поэта. С возрастом Ахматова все больше и больше задумывалась над.

“Приморский сонет” анализ стихотворения Ахматовой Любой человек рано или поздно задумывается о смерти, ведь все люди, увы, смертны. Кого-то она пугает, кто-то демонстрирует, что не боится ее, многие думают и говорят о ней, как о.

Азия в поэзии Анны Ахматовой Мне голос был… А. Ахматова Один из русских поэтов когда-то написал необыкновенно точно: “Времена не выбирают – в них живут и умирают…” Эти слова, сказанные в горечи прозрения, отражают, как.

Анализ стихотворения Ахматовой Вечером О чувствах женщин, как молодых, так и старых, не принято было говорить вслух. А если такого рода вещи и случались – это считалось всеми очень вульгарно и не красиво. Анна.

Анализ стихотворения А. Ахматовой “Заплаканная осень, как вдова…” Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты в России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось.

Акмеизм и творчество Анны Ахматовой Своеобразие поэзии Анны Ахматовой заключается в том, что она особенно остро ощущала боль своей эпохи, воспринимала ее как свою собственную, а трагедия России отразилась в трагедий личной судьбы поэтессы и.

“Милому” анализ стихотворения Ахматовой История создания. Стихотворение “Милому” относится к раннему творчеству Ахматовой. Главной является тема любви, наполненной страданием. Это связано с личными переживаниями поэтессы. Стихотворение было написано в 27 февраля 1915 года в.

Трагедия народа – трагедия поэта (поэма Анны Ахматовой “Реквием”) Анна Ахматова сама не была непосредственной жертвой репрессий второй половины 30-х годов: Однако ее сын и муж неоднократно арестовывались и провели долгие годы в тюрьмах и лагерях (супруг Ахматовой там.

“Романность” лирики Анны Ахматовой Поэзия Анны Ахматовой периода ее первых книг (“Вечер”, “Четки”, “Белая стая”) – почти исключительно любовная лирика. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционной, вечной, многократно использованной и.

Анализ стихотворения А. Ахматовой “Творчество” Это стихотворение называется “Творчество”, и взято оно из цикла А. Ахматовой “Тайны ремесла”. Конечно же, здесь Ахматова рассказывает о самом творчестве, а в самом первом стихотворении этого цикла о том.

Образ Пушкина в раннем творчестве Анны Ахматовой На примере стихотворения “Смуглый отрок бродил по аллеям…” Описание событий в романах и других произведениях Пушкина неисчерпаемо, возможны разные подходы к нему, в том числе и подход к прочтению и.

Стихотворение Анны Ахматовой “Клевета” Анна Ахматова – достойная дочь Cеребряного века. Искренне выносит она на суд читателя переживания, рожденные в глубинах своего лирического “я”. Гениальность любого поэта состоит в его умении предельно обнажить свою.

“Мне голос был” анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение “Мне голос был”, написанное в 1917 году, вошло в сборник “Белая гвардия”. В одном из самых ярких произведений этого периода творчества Ахматова, откликаясь на события революции 1917 года, поднимает.

“Сероглазый король” анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение “Сероглазый король”, относящееся к раннему творчеству Ахматовой, написано в 1910 году. Это, пожалуй, одно из самых пронзительных и лиричных творений поэтессы. Спор о том, кто является лирическим героем стихотворения.

“Мне ни к чему одические рати…” анализ стихотворения Ахматовой “Мне ни к чему одические рати…” – программное стихотворение Ахматовой. Его очень часто цитируют. При этом не только в работах, посвященных Анне Андреевне, но и в трудах, относящихся к другим.

“Смятение” анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение

Анализ стихотворения Ахматовой Вечером

Стихотворение “Вечер” было написано в 1913 году. И нужно сразу же отметить, что его сюжет был таким же вымышленным, как и у всех остальных произведений.

Большинство действий этого произведения происходит на берегу моря. И это сделано не случайно, именно благодаря этому Анна смогла сделать его настолько полным, раскрытым и можно сказать даже раскрытым.

Каждый жест и каждое слово, которое присутствует в данном стихотворении отражает отсутствие любви. И в связи с этим горечь, которую испытывают герои.

Произведение наполнено некой драмой, которая очень часто случается в реальной жизни, поэтому оно так многим людям приходится по душе. Просто на просто, многие видят себя в данном произведении.

Данное произведение состоит из 4 строф, 16 строк. Для более яркого и красочного произведения в стихотворении используется кольцевая и парная рифмы. Стихотворение так же содержит различные литературные приемы, которые помогают сделать его более выразительным и запоминающимся.

Знаменитую и многими любимую поэтессу Ахматову Анну многие по праву считают именно женским поэтом. Всё дело в том, что этой удивительной женщине удалось привнести в литературу совершенно новые, неизведанные до этого веяния, которые нужно признать многим пришлись по душе и полюбились.

Именно Анна могла затрагивать в своих произведениях темы, которые прежде считались запретными. Но, нужно отметить, что очень часто она практически переступала запретную черту, которую категорически нельзя было затрагивать. Однако, именно за это она добилась того, что её имя было вписано в русскую литературу можно сказать золотыми буквами. О ней очень много говорили, и говорят до сегодняшнего дня.

Каково было удивление многих, когда Анна наконец таки призналась, что образ мужчины, которые переходил из произведения в произведение был лишь вымышленным.

В заключении хотелось бы сказать, что Ахматовой своими произведениями удавалось достучаться до сердец, задуматься о вечном и всемогущем чувстве, а именно о любви. Многие благодаря её произведениям смогли правильно разобраться в своих чувствах, и в чувствах своих партнеров. Возможно именно поэтому все, без исключения произведения данной поэтессы до сегодняшнего дня являются очень популярными и любимыми. Их перечитывают, заучивают наизусть и постоянно повторяют, стараясь в них найти вопросы на многие свои вопросы.

Анализ стихотворения Вечером Ахматовой

А.А. Ахматова первой затронула в своем творчестве тему любовных переживаний обычной женщины. Ранее написание подобных стихов считалось дурным тоном. Однако в начале своего творческого пути поэтессе пришлось столкнуться с негативной критикой и проявить находчивость, дабы удостоиться положительных отзывов.

Стихотворение А.А. Ахматовой «Вечером» было написано в 1913 г. На тот момент поэтесса состояла в браке с Н.С. Гумилевым. Отношения между супругами были сложными, поэтому А.А. Ахматовой удалось так точно изобразить чувства лирической героини.

Произведение повествует о девушке, признавшейся в любви молодому человеку. Однако тот разрушил ее мечты о взаимности, ответив, что он лишь «верный друг». Действие разворачивается вечером на морском побережье.

Стихотворение, написанное четырехстопным ямбом, состоит из четырех четырехстрочных строф с кольцевой рифмой. При чем в строках, сочетающих в себе тоску и счастье, нерешительность и страсть, чередуются мужская и женская рифмы.

Переживания влюбленной девушки переданы сочетанием звуковых и зрительных образов. Тревожное состояние души отражено мелодией, что звенит «таким невыразимым горем». Пытаясь отстраниться от грустных мыслей, героиня переводит внимание на море и «устрицы во льду».

Лирическая героиня, будучи неглупой, не тешит себя иллюзиями о взаимности чувств. Девушка понимает, что молодой человек равнодушен к ней по взгляду, каким «на наездниц смотрят стройных», по насмешке в его глазах, по выражению лица с которым «гладят кошек или птиц».

Однако, несмотря на разбитое сердце, девушка счастлива, ведь она «первый раз одна с любимым», и искренне благодарна судьбе за то, что повстречалась с любимым. Ведь любовь — это великое чувство, даже если она неразделенная и приносит боль и отчаяние.

Чувственность стихотворения выражена в печальных эпитетах («скорбные голоса») и параллелизме духовного и физического. Но стихотворение не кажется перегруженным, поскольку выдержано в стиле акмеизма. Произведения, относящиеся к этому течению, характеризуются простотой и незамысловатостью, что делает их понятными каждому.

Картинка к стихотворению Вечером

Популярные темы анализов

Стихотворение «Бессонница» было написано Анной Ахматовой в 1912 году. Опубликовано же данное лирическое произведение было двумя годами позже в сборнике «Четки». Тема стихотворения явственно отражается в его названии.

В стихотворении повествуется о жизни его родной деревни Константиново. Он там родился и вырос. Но для достижения целей ему приходится уехать оттуда. Конечно, он с детства любил и леса, и поля, и всю природу. Но также он понимал

«Во глубине сибирских руд» – это лирическое послание, адресованное декабристам, находящимся в ссылке в далекой Сибири. Александр Сергеевич написал его спустя год после восстания.

1824-1826г- одни из самых тяжелых в жизни великого поэта. Едва вернувшись на Родину из южной ссылки, он узнает, что вновь в опале, и должен оставаться некоторое время в родовом поместье, которое находится в селе михайловском.

–> Сайт Кучминой Надежды Владимировны –>

–>

Библиотека [2]
Методика [3]
Русский язык [129]
Литература [127]
Воспитательная работа [12]
Общие материалы [5]
Подготовка к ОГЭ [39]
Подготовка к ЕГЭ [73]

–>

Каталог файлов

04.08.2013, 19:35

Цели урока : познакомить учащихся с ранним этапом творчества поэта; развивать навыки интерпретации поэтического произведения в контексте художественной культуры и традиций; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, выработать у учащихся умение соотносить определенные языковые средства, приемы их использования, сочетаемости, взаимоотношения с содержанием произведения, его идейной принадлежностью к тому или иному направлению .

I. Реализация домашнего задания (индивидуального)

Сообщение ученика с опорой на презентацию «Биография А.А.Ахматовой».

II. Слово о поэте (слайд1)

Наверное, не может быть поэта без тайны. Образ поэта складывается из множества черт. Каждое новое поколение создаёт о нём свою легенду и устанавливает свою систему зеркал, в которых уже в ином свете видится жизнь и творчество поэта.

И поэзия и личность Ахматовой – тому подтверждение. Её поэзия, такая простая, понятная, с самого начала притягивала какой-то тайной, глубиной, не сразу дающимся смыслом. Уже первые книги стихов принесли ей славу.

Судьба наградила А.Ахматову счастливым даром. Её внешний облик – «патрицианский профиль», скульптурно очерченный рот, поступь, взор, осанка – отчётливо и красноречиво выражали личность, её богатство, её духовность.

Создавали портреты Ахматовой Альтман, Петров-Водкин, Анненков, Модильяни, Серебрякова… Внешний облик её сочетался с психологическим. (Слайды 2-6)

Как видите, и многие поэты того времени и более позднего написали поэтические портреты Анны Андреевны Ахматовой.

Вся творческая судьба А.А.Ахматовой историческими обстоятельствами была разбита на 3 этапа с большими молчаливыми паузами между ними: ( c лайд 7)

В четверостишии «Эпиграмма» Ахматова определяет смысл и достоинство раннего периода своего творчества:

Могла ли Биче, словно Дант, творить

Или Лаура жар любви восславить?

Я научила женщин говорить…

Последняя строчка, пожалуй, может стать заглавием ко всему первому периоду её творчества.

А. Горенко заявила о себе в литературе ещё в 1912 году, когда вышла её книга стихов (преимущественно любовных) «Вечер». Строфа одного из первых её стихотворений завоевала многие сердца: ( слайд 8)

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки,

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Это был период 10-летнего триумфа. Появляются один за другим сборники её стихов.

1917 – «Белая стая»;

1922 – « Anno Domini » («Год Господен»)

Главная тема всех пяти сборников – любовь. Это своеобразный любовный дневник с одной лирической героиней. Героиня – это современница, это в чём-то сама Ахматова, это в то же время вечная Ева. Через переживания лирической героини Ахматова пытается показать женскую психологию, которая проявляется в любви и страданиях.

У Ахматовой в любви первоначально заложены беда, сомнения, мука: (слайд 9)

Знаю, гадая и мне обрывать

Нежный цветок маргаритку,

Должен на этой земле испытать

Каждый любовную пытку.

В её стихах отразилась вечная тревога взволнованной души: даже при счастливой любви всегда есть сомнения в её долговечности, прочности, надёжности.

Анна Ахматова во многом следует традициям русской классической литературы. Это и обращение к вечным темам, и философская направленность её творчества, и верность идейно-эстетическим принципам классики, проповедующим внутреннюю свободу человека, нравственные ценности, стремление к гармонии. И всё же главные черты лирики Ахматовой определяются принадлежностью к акмеизму.

III . Проверка Д/З.

– Вспомните основные принципы акмеизма.

– Какую роль играют художественные средства, используемые акмеистами, в лирике Ахматовой? ( это средства изображения женской души)

IV . Чтение и анализ цикла «Смятение». (сл.11-13)

– Каков основной тон стихотворения?

– На сколько частей делится стихотворение? Почему, как вы думаете?

– Как развивается действие? Можно ли выделить завязку, кульминацию, развязку?

– Какое событие лежит в основе сюжета?

– Сколько времени длится действие?

– Как передаются переживания лирической героини?

– Можно ли рассматривать это стихотворение как жалобу разлюбленной женщины? ( Конечно, нет. Здесь требовательность, достоинство, смятение: «как же так?!», но не жалоба).

– Что мы знаем о «нём», кроме того, что он красив?

– Ощущение этой своей крылатости героиня всегда ощущала, или именно теперь только, ощутив свою бескрылость, беспомощность, тяжёлость, поняла это?

– Какова роль художественной детали в этом стихотворении?

– Какие художественные принципы акмеизма использует Ахматова в этом стихотворении?

– Сделайте вывод , о чём же цикл «Смятение», каков его настрой. ( Вс ё стихотворение оставляет чувство свободы, «крылатости» героини, а не ее слабости. И это не только «женские» стихи о любви, но стихи о человеческой гордости и о любви вообще. Героиня этого стихотворения Ахматовой – это женщина своевольная, своенравная, свободная, как стихия. Ахматова, как известно, «научила женщин говорить». Говорить о себе, о своих чувствах, о своей любви – «пятом времени года» ) .

-В чем своеобразие ранней поэзии Ахматовой? ( В поэзии А.Ахматовой часто совмещаются противоположные начала: прихотливые изгибы чувства, тончайшие психологические переживания, обостренное внимание к оттенкам красок, состояниям человеческой души, стремление запечатлеть, «остановить» мгновение. За пределами тесного круга ахматовских строф вырастает огромный мир переживаний и событий, поэт раскрывает движение человеческой души в маленьком лирическом стихотворении, иногда даже в одной строфе).

IV . Домашнее задание: с. 170 – рассмотреть вопросы творческого практикума, письменный анализ «Моё любимое стихотворение А.А.Ахматовой»

Ссылка на основную публикацию