Анализ стихотворения Ахматовой Я пришла к поэту в гости

Анализ стихотворения «Я пришла к поэту в гости…» Ахматовой А. А

«Я пришла к поэту в гости…»

Стихотворение А. А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости… » имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок».

Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого визита. Для А. А. Ахматовой важно подчеркнуть документальную основу сюжета, поэтому она четко указывает время и день недели: «Ровно

Таким образом, стихотворение имеет кольцевую композицию.

Рубленый синтаксис, обилие назывных предложений передают волнение лирической героини. Очевидно, что она ощущает себя ученицей в гостях у знаменитого поэта.

Фигура самого хозяина дома является в произведении центральной. Его ясный взгляд, запоминающиеся глаза контрастирует с атмосферой сизого морозного дыма за окном. Г лаза становятся при этом наиболее выразительной деталью облика поэта.

Стихотворение «Я пришла к поэту в гости…» наполнено благоговением, глубоким уважением поэтического таланта и мастерства. Оно посвящено А. А. Блоку, но его содержание в контексте творчества А. А. Ахматовой гораздо шире, чем воспоминание о встрече с мастером. Оно свидетельствует о том, что лирическая героиня уже выбрала свой единственный жизненный путь.

И этот путь неразрывно связан с поэзией.

Дайджест:

Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Я пришла к поэту в гости…» Стихотворение А. А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гос­ти…» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресе­ний 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…» В жизни Анны Ахматовой было много мужчин, что неудивительно, потому что эта женщина могла одним лишь взглядом пленить человека, даже если видела его впервые в жизни. Ей приписывали некий колдовской. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я пришла сюда, бездельница…» 22 апреля 1911 года произошло событие, ставшее знаковым для русской литературы. В редакции журнала «Аполлон» состоялось заседание Общества ревнителей художественного слова, на котором разрешили выступить начинающим поэтам. В их числе. .

Анализ Стихотворения «Поэту» Стихотворение «Поэту». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Поэту» было написано А. С. Пушкиным в 1830 году, в сложный жизненный период, когда отношения по­эта с читающей публикой, критикой обострились. Пушкина об­виняли в. .

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту» Сочинение по литературе 10 класс. Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Данте» Образ великого итальянского поэта Данте Алигьери, оказавшего огромное влияние на мировую культуру, занимает важное место в творчестве Ахматовой. В стихотворении «Муза», написанном в 1924 году, упоминается «Ад» — первая часть. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Бессонница» В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой «Четки», закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение «Бессонница». Произведение датировано 1912 годом. Главная его. .

Анализ стихотворения «Поэту» Пушкина «Поэту» . В сонете отразились настроения поэта, вы­званные негативным отношением некоторых критиков к его произведениям, опубликованным после возвращения Пушкина из ссылки. Поэту необходимо было показать важность поэзии, ее самостоятельность и. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…» Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» было на­писано А. А. Ахматовой в 1922 году. Оно относится к. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Муза» Короткое стихотворение «Муза» написано в 1924 году. Оно состоит из двух эпизодов. Первая часть посвящена ожиданию. Лирическая героиня ночью надеется на приход вдохновения. Вторая строфа — собственно явление музы. Сюжетная. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Приморский сонет» Стихотворение «Приморский сонет», написанное летом 1958 года почти семидесятилетней поэтессой, многие литературоведы склонны причислять к шедеврам поздней лирики Ахматовой. Создавалось оно в поселке Комарово, ныне входящем в состав Курортного района. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Покорно мне воображенье…» Село Слепнево, расположенное в Тверской области, занимало огромное место в жизни и творчестве Ахматовой. Местное имение принадлежало свекрови поэтессы — Анне Ивановне Гумилевой. На протяжении многих лет — от момента. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Летний сад» Образ сада нередко встречается в лирике Ахматовой. Причем речь идет о стихотворениях разных периодов. Эта особенность позволила Лихачеву назвать Анну Андреевну последним из поэтов, отводивших паркам и садам важнейшую роль. .

Анализ стихотворения Блока «Она пришла с мороза…» Знаменитый верлибр, вошедший в учебники стихосложения, датирован началом февраля 1908 г. Поэт отказывается от формообразующих компонентов — канонических категорий метра и рифмы — передавая многогранный смысл и непосредственность жизненных переживаний. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…» Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» было на­писано А. А. Ахматовой в 1912 году. Это размышления поэта о жизни и любви. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Многим» Стихотворение «Многим» датировано сентябрем 1922 года и относится к лирике на тему предназначения поэта и поэзии. В самом начале героиня произведения обозначает свой необычный статус. Себя она называет голосом толпы. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я так молилась: Утоли…» В 1917 году в издательстве «Гиперборей» выходит третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая». Он был выпущен в тяжелое для России время. По словам самой поэтессы, не находилось возможности переправить. .

Анализ стихотворения Гумилева «Поэту» Произведение, написанное зимой 1908 г., было отправлено молодым автором на рецензию мэтру Брюсову, с которым у поэта сложились теплые отношения. В своем письме Гумилев просил не расценивать стихотворный текст как. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Черная вилась дорога…» Творчество Анны Ахматовой при ее жизни никогда не рассматривалось в христианском ключе. В начале 20 века литератора и религия считались понятиями несовместимыми, а позже анализировать стихи с точки зрения их. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета» В начале 1920-х годов свет увидел пятый ахматовский сборник «Anno Domini». В него было включено стихотворение «Клевета». В тексте слышатся отголоски трагедии, произошедшей в конце лета 1921 года. В августе. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я гибель накликала милым…» «Я гибель накликала милым…» — стихотворение, входящее в сборник «Anno Domini MCMXXI». Написано оно осенью 1921 года, во времена, трудные для Ахматовой. В конце лета Анна Андреевна похоронила хорошего друга. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Высокомерьем дух твой помрачен…» Согласно воспоминаниям художника Бориса Васильевича Анрепа, с Ахматовой он познакомился в 1914 году. Произошло это после его возвращения из Парижа и перед отбытием на фронт. При встрече популярная поэтесса очаровала. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Все расхищено, предано, продано…» Стихотворение «Все расхищено, предано, продано…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Все расхищено, предано, продано…» было написано А. А. Ахматовой в 1921 году. События революции, граж­данской войны стали для поэта новой, тревожной. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…» Тема назначения поэта и поэзии появляется уже в ранней лирике Ахматовой. Среди стихотворений, в которых она затронута, — «Нам свежесть слов и чувства простоту…». В произведении, написанном в 1915 году. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Белой ночью» Замужество отразилось не только на образе жизни, но и на творчестве Анны Ахматовой, которая ввела в свои литературные произведения нового героя в образе таинственного незнакомца. Поначалу многие считали, что его. .

Анализ стихотворения Бунина «Поэту» Автор, переживший долгий период становления, взыскательно и строго относился к своим произведениям. Шлифуя стиль, Бунин стремился сделать стихотворный или прозаический текст более точным, весомым и выразительным. Он полагал, что владеющий. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Сердце к сердцу не приковано…» В марте 1912 года Ахматова вошла в большую литературу, выпустив тиражом в три сотни экземпляров свой первый сборник «Вечер». Его хорошо приняли и коллеги по цеху, и профессиональные критики. Полюбилась. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Вечером» Анну Ахматову по праву считают «дамской» поэтессой, которая привнесла в русскую литературу совершенно новые веяния. Она впервые затронула в своих произведениях тему чувств и мыслей обычной женщины, показав, что представительницы. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Смятение» В 1914 году Ахматова выпустила свой второй поэтический сборник «Четки». Тираж по тем временам считался весьма внушительным — 1000 экземпляров. В следующие девять лет книга переиздавалась еще восемь раз. Анна. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Рыбак» В 1912 году издательство «Цех поэтов» тиражом в 300 экземпляров выпустило дебютную книгу 23-летней Ахматовой под названием «Вечер». Сборник сразу же сделал Анну Андреевну звездой на литературном небосклоне России начала. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Колыбельная» В лирике Ахматовой разных периодов нередко встречается обращение к фольклорному творчеству. В частности, речь идет о жанре колыбельной песни. В 1915 году Анна Андреевна написала стихотворение под названием «Колыбельная». В. .

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма — литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Все отнято: и сила, и любовь…» Весной 1915 года Ахматова поселилась в Петербурге, в квартирке, расположенной на Пушкарской улице. Комната была сырая и темная, вскоре после переезда поэтесса заболела бронхитом. За ним последовал туберкулез, от которого. .

Анализ стихотворения а. Ахматовой «Памяти Сергея Есенина» В 1925 г. Ахматова написала стихотворение, посвященное памяти Сергея Есенина. Оно при ее жизни не печаталось, было опубликовано только в 1968 г. В этом скорбном восьмистишии находит продолжение тема трагической. .

Анализ стихотворения Ахматовой «И вот одна осталась я…» В апреле 1921 года издательство «Петрополис» выпустило тиражом в тысячу экземпляров четвертый сборник Ахматовой «Подорожник». В него вошло стихотворение «И вот одна осталась я…», датированное 1917 годом. В произведении главенствуют. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Сад» В 1912 году увидел свет дебютный сборник Ахматовой под названием «Вечер». Книга мгновенно сделала молодую поэтессу популярной. Тираж был раскуплен за короткий промежуток времени. Успех оказался внезапным и совершенно непредсказуемым. .

Анализ стихотворения Ахматовой «На шее мелких четок ряд…» В апреле 1921 года издательство «Петрополис» выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название «Подорожник» и напечатанный тиражом в тысячу экземпляров. В числе стихотворений, включенных в книгу, — «На шее мелких четок. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Приходи на меня посмотреть…» В 1912 году Ахматова написала небольшое стихотворение «Приходи на меня посмотреть…». Впоследствии оно дало название популярной российской мелодраме, поставленной по пьесе Надежды Птушкиной. Премьера ленты состоялась в 2001 году. Один. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я не знаю, ты жив или умер…» В 1910 году Ахматова вышла замуж за Гумилева. Буквально через несколько месяцев он охладел к молодой супруге. Вскоре после появления на свет сына Льва, рожденного в 1912, муж и жена. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Цветов и неживых вещей…» Стихотворение «Цветов и неживых вещей…», датированное 1913 годом, создано во время пребывания Ахматовой в Слепнево — имении, располагавшемся в Тверской губернии. Его поэтесса считала своей второй родиной. В произведении говорится. .

А.А. Ахматова «Я пришла к поэту в гости. » анализ произведения

Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гос­ти. » имеет автобиографическую основу: в одно из воскресе­ний 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок».

Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого визита. Для А.А. Ахматовой важно подчеркнуть доку­ментальную основу сюжета, поэтому она четко указывает время и день недели: «Ровно полдень. Воскресенье». В чет­вертой завершающей строфе произведения этой строке соот­ветствует фраза: «Дымный полдень, воскресенье». Таким об­разом, стихотворение имеет кольцевую композицию.

Рубленый синтаксис, обилие назывных предложений пе­редают волнение лирической героини. Очевидно, что она ощу­щает себя ученицей в гостях у знаменитого поэта.

Фигура самого хозяина дома является в произведении цен­тральной. Его ясный взгляд, запоминающиеся глаза контра­стирует с атмосферой сизого морозного дыма за окном. Глаза становятся при этом наиболее выразительной деталью облика поэта. Лирическая героиня же предпочитает «в них и вовсе не глядеть», вероятно, боясь прочесть в них снисхождение. «Но запомнится беседа», — отмечает она, подчеркивая, как ценна для нее в творческом плане эта встреча.

Стихотворение «Я пришла к поэту в гости. » наполнено благоговением, глубоким уважением поэтического таланта и мастерства. Оно посвящено А.А. Блоку, но его содержание в контексте творчества А.А. Ахматовой гораздо шире, чем вос­поминание о встрече с мастером. Оно свидетельствует о том, что лирическая героиня уже выбрала свой единственный жиз­ненный путь. И этот путь неразрывно связан с поэзией.

Анализ произведений русской литературы 11 класс

.C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения (495)

Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются.

B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века. » анализ произведения (481)

Песня «Зарыты в нашу память на века. » написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще.

B.C. Высоцкий «Здесь лапы у елей дрожат на весу. » анализ произведения (382)

Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу. » яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но.

B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка. » анализ произведения (399)

Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они.

B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения (848)

«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравст­венной.

B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения (372)

«Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает.

А.А. Ахматова «Вечерние часы перед столом. » анализ произведения (430)

В стихотворении «Вечерние часы перед столом. » А.А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные.

А.А. Ахматова «Я пришла к поэту в гости. » анализ произведения (362)

Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гос­ти. » имеет автобиографическую основу: в одно из воскресе­ний 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на.

А.А. Блок «Двенадцать» анализ произведения (320)

Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная сти­хия ветра.

А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения (392)

Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую.

Анализ стихотворения Ахматовой Я пришла к поэту в гости

Александр Блок и Анна Ахматова. Сопоставить творчество этих поэтов позволяет и одна эпоха, начало XX в., и пересечения в жизненном, биографическом плане, и тот факт, что поэзия Блока оказывала влияние на ахматовскую, чему свидетельство – блоковские реминисценции в поздних стихах Ахматовой, и как бы внутренний, мысленный диалог, обращение поэта к поэту сквозь бездну времени, их разделяющего. Поздние стихи о Блоке не напоминают спор и не грешат критическим креном 1 , это скорее вынутый из недр памяти и воплощенный в поэзии образ того, кого назвала она “человеком-эпохой”. А разве можно спорить с эпохой, с временем, в котором заключена твоя жизнь или хотя бы часть ее? Можно любить, ненавидеть, презирать, но как спорить, если ты принадлежишь ей, она – тебе?
Для поэзии Блока характерен мощный прорыв в будущее. Целый пласт блоковской поэзии – это ликующий или гибельный, но восторг, радостное или страшное и грозное, но пророчество, в котором даже самый беспросветный мрак озаряется неизбывным, страстным молением о свете. Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи 2 !
Те, кто достойней, боже, боже, да узрят царствие твое!
(3, 278) Недаром он говорил: “Если вы любите мои стихи, (. ) прочтите в них о будущем” (8, 386).
За блоковскими стихами брезжит свет – несбыточной, щемящей, но упорной – надежды и веры (“Я верю: новый век взойдет”) в некое “новое”, пусть нелюбимое и нежеланное, но обещающее “свежую” жизнь (7, 388). И во имя этого “нового” совесть звала поэта отказываться от любимого “старого”. Не отсюда ли рождался его романтический максимализм в революционные годы? “. Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью” (6, 12). И в то же время: “Художнику надлежит знать, что той России, которая была, – нет и никогда уже не будет. Европы, которая была, нет и не будет. То и другое явится, может быть, в удесятеренном ужасе, так что жить станет нестерпимо. Но того рода ужаса, который был, уже не будет. Мир вступил в новую эру” (6, 59). Мир вступил в новую эру. И Блок не смог в этой новой эре жить. Ахматовой же это предстояло. В ахматовской жизни блоковское “будущее” стало настоящим, а воплощенное в поэзии – прошлым, историей. Жизнь – без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами – сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. (3, 301)

Читайте также:  Анализ стихотворения Гость Ахматовой

Мне ведомы начала и концы,
И жизнь после конца, и что-то,
О чем теперь не надо вспоминать 3 . “Может быть, – пишет В.Я.Виленкин, – это поздний, в полную меру выстраданный ответ Блока на его требование к себе и вообще к поэту современности. Ахматова могла отвечать на это в наше время по праву трудной судьбы и непреклонного мужества поэта” 4 .
Там – вера, здесь – знание. В Библии сказано, что “во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь”. Во мне печаль, которой царь Давид
По-царски одарил тысячелетья. (105) Эту печаль и мудрость угадал в Ахматовой, напророчил ей провидец Блок еще в 1913 г. в том единственном посвященном Анне Андреевне стихотворении, которое потом с легкой ее руки получило название “мадригала” 5 . Эта известная поздняя характеристика блоковского стихотворения, данная Ахматовой в воспоминаниях о Блоке, сыграла роль своеобразного вето на его свободную интерпретацию. По мнению В.Виленкина, “смешно было бы спорить с Ахматовой, а спорить посмертно – даже как-то и кощунственно. Да, собственно, и никакого спора нет: конечно, “мадригал”, очевидно – “романсеро”; образ “испанизирован”, то есть стилизован и чем-то близок к блоковскому циклу “Кармен”. Все так. Но почему, когда теперь читаешь это стихотворение, что-то еще в нем неотступно слышится, особенно в самом конце. ” 6 . Этому “что-то еще” посвящен анализ данного стихотворения, осуществленный Ю.М. Лотманом 7 .
Как известно, оба стихотворения: “Красота страшна, – Вам скажут” Александра Блока и “Я пришла к поэту в гости” Анны Ахматовой – были впервые опубликованы в журнале Вс.Мейерхольда “Любовь к трем апельсинам” в № 1 за 1914 г. Основные факты, касающиеся истории создания и публикации этих произведений, изложены в статье В.А. Черных 8 . Блоковское стихотворение изначально имеет не посвящение, но название “Анне Ахматовой”. Ответное послание в “Четках” и последующих изданиях предваряется посвящением “Александру Блоку”, но в автографе и журнальном варианте посвящение вынесено в название. Таким образом, оба стихотворения имеют явных адресатов не только вне, но и внутри текста, что подтверждает строчка из письма, сопровождающего стихотворение Ахматовой: “Посылаю Вам стихотворение, Вам написанное. ” 9 .
Обозначим три аспекта сопоставления текстов: структурный, условно-театральный и ассоциативный.
1. Нерифмованный дольник блоковского “романсеро” Ахматова повторяет почти буквально, однако, на фонологическом уровне обнаруживаются значительные и неслучайные расхождения. Если в стихотворении Блока доминирует ударный гласный звук “а” (59% ударных гласных) 10 , то у Ахматовой – “о” (42%), что как будто придает звучанию более сдержанный характер. Общая картина распределения ударных гласных в ахматовском стихотворении следующая:

А И Е О У Ы
9 6 6 18 1 3 – 43

При этом ударная фонема “о” объединяет слова, обозначающие обстановку действия, пространство “сцены”: полдень, комната, мороз, солнце, в доме, у ворот ; и тему памяти, выраженную исключительно глаголами: смотрит, запомнить, должен, запомнится ; в то время как ударное “а” объединяет группу слов, связанных прежде всего логически, – главных, опорных в развитии сюжета: я, пришла, хозяин, ясно, на меня, глаза, каждый (20% ударных гласных). Похоже, что “а” стремится к открытости, смелости, но побеждает зовущее к сдержанности “о”. Интересно проследить распределение этих гласных по строфам:

“а” “о”
1 строфа 2 7
2 строфа 5 2
3 строфа 2 4
4 строфа 0 5

В рисунке вокализма первой строфы доминирует “о”: за окнами мороз . Звукопись второй строфы указывает на подсознательное сближение двух главных опорных образов: и малиновое солнце. как хозяин молчаливый . Первоначально первая строка еще более усиливала звучание сонорных: Там малиновое солнце
над лохматым сизым дымом.
Как хозяин молчаливый
ясно смотрит на меня 11 . Скопление согласных ( там малиновое ) – не выражает ли оно смятение, как сказано в авторском комментарии по другому, но аналогичному случаю (“не ко мне, так к кому же”)? Местоимение “там” исчезло вместе с точкой в конце первой строфы, таким образом, “мороз” и “солнце” оказались связаны и пространством “за окнами”, и синтаксически союзом “и”. В то же время они противостоят друг другу, как ведущие слова разных строф, и семантически, как “холодное” и “горячее”. Образ малинового солнца отторгается от за окнами мороз и сближается с образом хозяин молчаливый , выстраивая новый ассоциативный ряд: солнце – хозяин – ясно – смотрит . Красноречиво многоточие, разделяющее солнце и хозяина внутри строфы. Эта пауза, как задержанное дыхание в момент волнения и тревоги, разрешается взрывом ударного “а” в следующей фразе, начинающейся двуликим союзом-наречием “как” – смятение чувств как бы устраняется с появлением хозяина. Здесь имеет место “перевод цельной синтаксической системы из одной рифмической системы в другую, так что фразы, перегиная строфы в середине, скрепляют их края, а строфы то же делают с фразами, – один из очень свойственных Ахматовой приемов, которыми она достигает особенной гибкости и вкрадчивости стихов, ибо стихи, так сочлененные, похожи на змей” 12 .
В мощный ассоциативный ряд второй строфы втягивается и слово из третьей: глаза . Эти глаза могут относиться к обоим: к солнцу и к хозяину , не потому ли лучше осторожно “в них и вовсе не глядеть”? (оконч. вариант: “Мне же лучше, осторожной, в них и вовсе не глядеть”).
Это завершающее “Четки” стихотворение – одно из самых сдержанных в сборнике, где большинство стихотворений полны тревоги и смятения (и открывается сборник “Смятением”). Четки перебирают, чтобы успокоить, смирить тревогу – и здесь, в последнем стихотворении, смятение сдержано, спрятано, загнано в глубь души и стиха.
2. Выделить и в то же время спрятать его помогают и условно-реалистические рамки (1 и 4 строфы), которые воспринимаются, как театральный занавес. Пространство, в котором развертывается действие, “движется”. Вначале оно вливается в комнату, где солнце – хозяин и хозяин – солнце, в конце происходит как бы удаление от “горячей” точки – расширение пространственной перспективы: от дома к Неве и морю : В доме сером и высоком
У морских ворот Невы. Там, будто за кадром, возникает образ стихии, угадываемый за морем океан – символ, лежащий в глубинах миросозерцания Блока. (Логическим завершением этой тайной “морской” темы представляется и своеобразный эпилог “Четок” – трехстишие: Простишь ли мне эти ноябрьские дни?
В каналах приневских дрожат огни.
Трагической осени скудны убранства.) (с. 82) Попытка интерпретации ахматовского стихотворения в условно-театральном плане требует сопоставления с блоковским текстом. Ключ, позволяющий прочесть блоковское стихотворение с помощью театральных приемов и образов, назван был самой Ахматовой. Это стилизация. Авторская стилизация образа героини в первой и второй строфах стихотворения “Красота страшна” – вам скажут” может рассматриваться как откровенный театральный прием. Автор как бы предлагает героине (или режиссер задает актрисе) этюды на темы, исполненные общепонятной значимости, и рисует (наблюдает) исполнение этих ролей. Тогда сюжет первой части стихотворения составят: жесткие, императивные требования режиссера (исходящие от лица “обобщенного другого”) и одновременно талантливая и небрежная их актерская интерпретация.
Создаваемые “актрисой” образы “страшной” и “простой” красоты зримы – они возникают в процессе манипулирования простыми предметами театрального реквизита. Так, шаль из испанской превращается в пеструю, а красный розан, украшавший волосы, брошен, ставший ненужным, на пол. Эти предметы в сочетании с жестами героини создают образцы-наброски, имеющие поверхностное сходство с образами Кармен и Мадонны 13 , связанные со стереотипами массового сознания и с глубокими пластами миросозерцания Блока. Но так ли “страшна” Кармен (а в интерпретации В.Н.Топорова – Донна Анна 14 ), чтоб “убивать”, когда гибель ждет ее самое? И так ли “проста” Богоматерь, знающая о крестном пути своего сына? “Не так” -прозвучит в заключительной строфе. Ответ героини содержит и проникновение во внутреннюю сущность условных образов, и понимание пророчества автора о ее собственной судьбе. И Кармен, и Мадонна – отдельные ипостаси трагического, канонизированные искусством. Потому ориентация на них необходима автору – они “приоткрывают” зреющую в душе героини трагедию ее судьбы, ее внутреннюю направленность на трагическое. Это возникающее в финале нагромождение страшного простого и просто страшного с ориентацией на “я” героини невольно обращает нас к мысли о трагедии предстоящей ее жизни. Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна. В последних ударных аккордах стиха: знать, жизнь, страшна – в этом холодном, внешне спокойном заключении, есть блоковский “холодный дневной свет”, есть “трагическое миросозерцание, которое одно способно дать ключ к пониманию сложности мира” (6, 105).
Откровенное переключение внимания с внешнего на внутренний мир героини происходит в третьей строфе. Начиная с союза “но” не условные персонажи играют предложенные им роли, а сама героиня. Но, рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащим,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя. Интересно, что “рассеянно внимая” возникло из чернового варианта “внимательно и равнодушно Вы внемлете” (3, 550). “Равнодушно”, встречающееся в черновиках три раза, было отринуто и заменено на “рассеянно”. “Внимательно. внемлете” – тавтология, и потому появилось “внимая”. Но рассеянное внимание словам другого – образ, интересный с психологической точки зрения: показатель внутренней установки человека, концентрированной установки на себя. Внешние заданные роли в сущности мало волнуют героиню; не потому ли она исполняет их “лениво” и “неумело”? Ведь эти наречия двулики. С одной стороны, мы можем восторгаться точно найденным характером жеста: “лениво накинете”, “Неумело укроете”, а с другой – констатировать небрежный характер исполнения ролей.
Мы знаем, как глубоко родственно было Блоку пушкинское чувство “тайной свободы”, которую и теряет и обретает поэт в себе, пока в окружающей среде хватает “воздуха”, свободы, как следствия могучего импульса внутренней ориентации поэтического сознания. И, я думаю, в послании “Анне Ахматовой”, стихотворении, обращенном к поэту, Блок пытается уловить и выразить на своем языке таинственный образ свободной ахматовской музы. Моральное суждение вкладывается в уста героини, не женщины вообще, а поэта, пророчицы, Кассандры.
В своих воспоминаниях Ахматова как будто настойчиво стремится утвердить современников в мысли о стилизации ее образа в блоковском мадригале. Но характеристика эта касается фактически только первой строфы, где присутствует испанская шаль, которой у Ахматовой никогда не было, и красный розан, который она в волосах никогда не носила. Однако эта эфемерная испанка, якобы навеянная бредом о Кармен, уступает место юной матери, а в третьей строфе – грустному существу, задумчиво твердящему “про себя” какие-то странные слова. Эти дальнейшие строфы Ахматова никак не комментировала в опубликованных воспоминаниях. Но ее непосредственный отклик – это письмо о радости, принесенной стихами: “Вы очень добрый, что надписали мне так много книг, а за стихи я Вам глубоко и навсегда благодарна. Я им ужасно радуюсь, а это удается мне реже всего в жизни. ” 15 . Радость эту приносила Ахматовой не “испанизация” ее образа, но пристальное и доброе внимание Блока к ее поэзии и попытка угадать ее человеческую сущность.
Ахматовское послание вступает в диалог с блоковским уже первой фразой. Местоимение “я” у Ахматовой как бы подхватывает, вбирает в себя комплекс чувств и проблем, связанных с “я” четвертой строфы Блока, в то же время героиня Ахматовой противостоит образу героини у Блока. Содержание первой строки определяет роль героя стихотворения. Он – поэт. Но в гости приходит тоже поэт. Такая заявка предполагает ролевой характер встречи, некий разговор, который в сущности и происходит, но не в форме высказываний или реплик, а в “беседе” глаз (взглядов). Параллельность композиции ощущается и в присутствии “театральных реминисценций”. Если у Блока в первых строфах перед нами развертывается условное театральное действие, то здесь – как бы медленно поднимается занавес: Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом. – но вместо действия пьесы мы видим – глаза. И занавес опускается. Этот “занавес” – реалии первой и четвертой строф: полдень, воскресенье, комната, дом у “ворот Невы”. Свет рампы – “малиновое солнце”. И в этом свете проявляется скрытый смысл стихотворения, построенный на ассоциативных связях с посланием адресата.
3. Текст Блока оказывается ассоциативно (возможно, подсознательно) включен во вторичный текст Ахматовой. Так, эмоциональная окраска первой строфы Ахматовой ( а за окнами мороз ) отрицает театральный образ первой строфы Блока ( красота страшна ), но и отсылает к нему. Глубокое внутреннее созвучие слов: розан – мороз , скрепляющее строфы, служит ассоциативному отталкиванию, таким образом, первый “театральный” этюд как бы отвергается. Позднее двойственное отношение Ахматовой к этой персонификации известно (“бред о Кармен”).
Вторые строфы оказываются сближены движением: падению розана соответствует восхождение солнца ( красный розан на полу / и малиновое солнце / над лохматым сизым дымом ). Строфа Блока, где этюд “красота проста” решается в образе юной матери, эмоционально подтверждается теплым колоритом второй строфы у Ахматовой.
Третья строфа Блока допускает прямое подключение третьей строфы Ахматовой, где имеется не только интимный лирический план, но заключена мысль о взаимоотношениях личности поэта и человечества ( вы задумаетесь грустно / и твердите про себя: / у него глаза такие, / что запомнить каждый должен ). Требовать от “каждого” запомнить какие-то глаза было бы нелепо, но “глаза такие” – глаза поэта-провидца запомнить должно, ибо то, интуитивное, от Бога, знание, которым отличается художник, может оказать влияние на жизнь людей, “каждого”. Автор делает глубокие, нетривиальные выводы относительно личности адресата послания.
Заключительная строфа Ахматовой, где в первой строке неожиданно упоминается беседа ( но запомнится беседа ), вводится, как и синтаксически связанная воедино вторая часть стихотворения Блока, союзом “но” ( но рассеянно внимая ). Вероятно это “но” в стихотворении Ахматовой является ассоциативной отсылкой к блоковскому тексту. Ведь общение между “героями” у Блока имеет и форму беседы, в которой можно выделить реплики обобщенного вопрошателя и ответы героини в виде молчаливой интерпретации чужих ожиданий в первой части и ответ “про себя”, где, как отмечал Ю.М.Лотман, “голос героини сливается с голосом автора”, во второй. Тогда ( но запомнится беседа ) Ахматова отсылает к “но” Блока, а именно к тому тексту, который вложен автором в уста героини и перекрывает “театральные” образы первых строф психологически верным портретом рефлексирующего поэта-пророка ( не страшна и не проста я, / я не так страшна, чтоб просто / убивать, не так проста я, / чтоб не знать, как жизнь страшна ).
Итак, послание Ахматовой – вторичный текст по отношению к блоковскому. И строго совпадающая структура стиха, и одинаковое количество строф выбраны автором сознательно. Если беседа, состоявшаяся 15 декабря, была диалогом людей (и в письме Ахматовой Блоку есть робкая попытка продолжить разговор – слова “Видите, я не умею писать, как хочу”), то стихи вступают в диалог со стихами, так сказать, на равных, и доказывают мнение, высказанное, возможно, Александром Блоком: “Вы умеете писать, как хотите” 16 .
Может быть, “зеркальное письмо” появилось в стихах Ахматовой еще тогда, в 14 году? И многочисленные поздние реминисценции строк и образа Блока в “Поэме без героя”, в “Северных элегиях” есть продолжение диалога, начатого Ахматовой стихотворением “Я пришла к поэту в гости”.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Муза

Презентация на тему: Анализ стихотворения А.Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…»

Анализ стихотворения А.Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…»

В творчестве А.А.Ахматовой особое место занимает плеяда стихов, посвященных Александру Блоку. Образ Блока являлся для Ахматовой знаковым как при жизни, так и после смерти поэта. Он предстает перед нами в разных ипостасях: «трагический тенор эпохи» в стихотворении «Он прав: опять фонарь, аптека. » — такова ахматовская характеристика литературно-исторической роли Блока, образ «Александра — лебедя чистого. » — представление поэта как мученика, святого своего времени, возникшее после смерти его в 20-м году.

Однако в данном произведении Блок назван просто и кратко одним-единственным словом — поэт. Только это название, по мнению Ахматовой, могло наиболее полно и точно уловить и отразить сущность человека. Поэт в подлинном значении этого слова – не профессия, но призвание, миссия, жизненная позиция, совершенно особенный склад ума и состояние души.

Не случайно в произведении возникает этот образ поэта-пророка, ведь в творчестве самого Блока всегда звучала тема мессианства, осознания своего высокого предназначения. Поэзия, по Блоку, — глас Божий, общение с высшими силами, хрупкая связь между небесным и земным мирами, посредником которой является автор, поэт. Вдохновение сродни Божественному прозрению, откровению.

Личное, довольно близкое знакомство с Блоком способствует в создании документальности и точности, столь характерных для творчества Ахматовой: Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье.

Читатель может не только воссоздать в своем сознании определенный образ, но и безошибочно определить того человека, которому посвящено стихотворение, даже без указания его имени и подробной портретной характеристики, но по тем значимым деталям, которые названы автором: В доме сером и высоком У морских ворот Невы.

Строки «Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз» являются своего рода реминисценцией, поэтическими диалогом, неким отзывом на стихотворение Блока «Она пришла с мороза раскрасневшаяся. », где есть следующие слова: «Стало казаться, что в моей просторной комнате очень мало места».

Может показаться, что оба поэта описывают один и тот же день, одно и то же событие. Похожи также и стихотворные формы двух этих произведений: верлибр (свободный стих) у Блока и белый стих у Ахматовой.

В стихотворении мы видим неоднозначность, противоречивость отношения поэтессы к Александру Блоку. С одной стороны, близкое, дружеское, интимное «Я пришла к поэту в гости», с другой: У него глаза такие, Что запомнить каждый должен; Мне же лучше, осторожной, В них и вовсе не глядеть.

Здесь есть и священный трепет, благоговение, преклонение перед поэтом, и, в то же время, боязнь «соскользнуть» в чувство земной, романтической любви к человеку, которого сама Ахматова практически канонизирует, возводит в ранг святого. В связи с описанием сложной внутренней борьбы можно вспомнить строки из стихотворения Марины Цветаевой, также посвященные Александру Блоку и исполненные осознания «запретности любви», ее «святотатства»: Я на душу твою не зарюсь. Нерушима твоя стезя. В руку, бледную от лобзаний, Не вобью своего гвоздя. И по имени не окликну, И руками не потянусь. Восковому святому лику Только издали поклонюсь.

Иконописность образа поэта неоднократно подчеркивается и Анной Ахматовой. Это и его удивительные глаза, и его спокойное молчание, которое подчеркивается дважды: Как хозяин молчаливый Молча смотрит на меня!

«Высокий и серый» дом Блока символизирует собой храм. Возможно, именно поэтому Ахматова приходит в воскресенье — день, предназначенный для посещения церкви, исповеди, духовной беседы (не случайно «воскресенье» повторяется в начале и конце произведения; рефрен использован для создания особой атмосферы религиозного чувства). разговор с поэтом, т. е. человеком, постигшим мудрость бытия и видящим мир сквозь призму озарения, данного свыше, является для Ахматовой своеобразным приобщением к чему-то неземному, божественному.

В своем стихотворении Анна Андреевна, считавшая себя представительницей акмеизма, все же изменяет его принципам. Для акмеистов непреложным является приоритет формы перед содержанием, здесь же содержание имеет первостепенное значение, часто звучат ноты символизма, например, появление образа храма, воскресенья– символов чистоты и святости. Знаковыми являются также цвета. Цветовая гамма построена на антитезе: «малиновое солнце» — «сизый дым». Точно так же, подобно солнцу, выделяются светоносностью на фоне всего окружающего мира очертания поэта.

Несмотря на отсутствие рифмы, в стихотворении соблюдается определенная интонация. Размером стиха Ахматова выбрала четырехстопный хорей, придающий произведению напевность и музыкальность, что создает впечатление оды или, скорее, церковного песнопения, отражает величие и торжественность поэтической мощи, дарования Блока. Гармоничной размеренности, стройности стиха способствует также ассонанс, чаще всего повторяется гласный звук «о».

Ахматова использует много односоставных назывных предложений («Ровно полдень. Воскресенье»). Нарочитая статичность, безглагольность служат для создания атмосферы тишины, величественного спокойствия.

Извечная тема «поэта и поэзии» в данном стихотворении Анны Андреевны приобретает новый необычный оттенок. Сакральность и таинственность тесно переплелись со всепроникающей Вечной Женственностью, характерной для всего творчества поэта. спокойная нежность, христианская любовь к человеку, к другу в сочетании с почти с религиозным преклонением перед его талантом — вот, пожалуй, основная черта и основной внутренний конфликт произведения.

Презентация на тему “«Я пришла к поэту в гости…» А. Ахматова – анализ”

  • Скачать презентацию (0.77 Мб) 20 загрузок 5.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему “«Я пришла к поэту в гости…» А. Ахматова – анализ” по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

Анализ стихотворенияА.Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…»

В творчестве А.А.Ахматовой особое место занимает плеяда стихов, посвященных Александру Блоку. Образ Блока являлся для Ахматовой знаковым как при жизни, так и после смерти поэта. Он предстает перед нами в разных ипостасях: «трагический тенор эпохи» в стихотворении «Он прав: опять фонарь, аптека. » — такова ахматовская характеристика литературно-исторической роли Блока, образ «Александра — лебедя чистого. » — представление поэта как мученика, святого своего времени, возникшее после смерти его в 20-м году.

Однако в данном произведении Блок назван просто и кратко одним-единственным словом — поэт. Только это название, по мнению Ахматовой, могло наиболее полно и точно уловить и отразить сущность человека. Поэт в подлинном значении этого слова – не профессия, но призвание, миссия, жизненная позиция, совершенно особенный склад ума и состояние души.

Не случайно в произведении возникает этот образ поэта-пророка, ведь в творчестве самого Блока всегда звучала тема мессианства, осознания своего высокого предназначения. Поэзия, по Блоку, — глас Божий, общение с высшими силами, хрупкая связь между небесным и земным мирами, посредником которой является автор, поэт. Вдохновение сродни Божественному прозрению, откровению.

Личное, довольно близкое знакомство с Блоком способствует в создании документальности и точности, столь характерных для творчества Ахматовой: Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье.

Читатель может не только воссоздать в своем сознании определенный образ, но и безошибочно определить того человека, которому посвящено стихотворение, даже без указания его имени и подробной портретной характеристики, но по тем значимым деталям, которые названы автором: В доме сером и высоком У морских ворот Невы.

Строки «Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз» являются своего рода реминисценцией, поэтическими диалогом, неким отзывом на стихотворение Блока «Она пришла с мороза раскрасневшаяся. », где есть следующие слова: «Стало казаться, что в моей просторной комнате очень мало места».

Может показаться, что оба поэта описывают один и тот же день, одно и то же событие. Похожи также и стихотворные формы двух этих произведений: верлибр (свободный стих) у Блока и белый стих у Ахматовой.

В стихотворении мы видим неоднозначность, противоречивость отношения поэтессы к Александру Блоку. С одной стороны, близкое, дружеское, интимное «Я пришла к поэту в гости», с другой: У него глаза такие, Что запомнить каждый должен; Мне же лучше, осторожной, В них и вовсе не глядеть.

Здесь есть и священный трепет, благоговение, преклонение перед поэтом, и, в то же время, боязнь «соскользнуть» в чувство земной, романтической любви к человеку, которого сама Ахматова практически канонизирует, возводит в ранг святого. В связи с описанием сложной внутренней борьбы можно вспомнить строки из стихотворения Марины Цветаевой, также посвященные Александру Блоку и исполненные осознания «запретности любви», ее «святотатства»: Я на душу твою не зарюсь. Нерушима твоя стезя. В руку, бледную от лобзаний, Не вобью своего гвоздя. И по имени не окликну, И руками не потянусь. Восковому святому лику Только издали поклонюсь.

Иконописность образа поэта неоднократно подчеркивается и Анной Ахматовой. Это и его удивительные глаза, и его спокойное молчание, которое подчеркивается дважды: Как хозяин молчаливый Молча смотрит на меня!

«Высокий и серый» дом Блока символизирует собой храм. Возможно, именно поэтому Ахматова приходит в воскресенье — день, предназначенный для посещения церкви, исповеди, духовной беседы (не случайно «воскресенье» повторяется в начале и конце произведения; рефрен использован для создания особой атмосферы религиозного чувства). разговор с поэтом, т. е. человеком, постигшим мудрость бытия и видящим мир сквозь призму озарения, данного свыше, является для Ахматовой своеобразным приобщением к чему-то неземному, божественному.

В своем стихотворении Анна Андреевна, считавшая себя представительницей акмеизма, все же изменяет его принципам. Для акмеистов непреложным является приоритет формы перед содержанием, здесь же содержание имеет первостепенное значение, часто звучат ноты символизма, например, появление образа храма, воскресенья– символов чистоты и святости. Знаковыми являются также цвета. Цветовая гамма построена на антитезе: «малиновое солнце» — «сизый дым». Точно так же, подобно солнцу, выделяются светоносностью на фоне всего окружающего мира очертания поэта.

Несмотря на отсутствие рифмы, в стихотворении соблюдается определенная интонация. Размером стиха Ахматова выбрала четырехстопный хорей, придающий произведению напевность и музыкальность, что создает впечатление оды или, скорее, церковного песнопения, отражает величие и торжественность поэтической мощи, дарования Блока. Гармоничной размеренности, стройности стиха способствует также ассонанс, чаще всего повторяется гласный звук «о».

Ахматова использует много односоставных назывных предложений («Ровно полдень. Воскресенье»). Нарочитая статичность, безглагольность служат для создания атмосферы тишины, величественного спокойствия.

Извечная тема «поэта и поэзии» в данном стихотворении Анны Андреевны приобретает новый необычный оттенок. Сакральность и таинственность тесно переплелись со всепроникающей Вечной Женственностью, характерной для всего творчества поэта. спокойная нежность, христианская любовь к человеку, к другу в сочетании с почти с религиозным преклонением перед его талантом — вот, пожалуй, основная черта и основной внутренний конфликт произведения.

Сочинение Анализ поэмы Ахматовой Реквием

Поэма Анны Ахматовой «Реквием» – это боль и слезы матерей, пострадавших от гнета сталинских репрессий. Поэма создана на основе личных переживаний и воспоминаний поэтессы, на собственном опыте пережившей страх и ужас тех лет.

Когда был арестован сын Ахматовой, поэтесса написала вступление и первую часть поэмы. Ахматова испытывала тяжелое потрясение, и Михаил Булгаков помог ей составить письмо лично вождю народов, это принесло успех, и сына освободили. Но зоркое око НКВД не бездействовало, и вскоре Лев был арестован вторично, и приговорен к каторге в Сибирь. Ахматова и на этот раз обратилась к Сталину, но просьба ее не была услышана. Сын Ахматовой отбывал наказание, а переживания и страдания матери выливались в строки поэмы, которую даже нельзя было записывать. Ахматова держала сложившиеся стихи в голове, доверяя их только самым надежным и близким людям.

Около двух лет Анна Ахматова провела в тюремных очередях, рядом с такими же женами и матерями, носящих клеймо изгоев за несуществующие преступления своих мужей и сыновей. И это унизительное ожидание в тюремных очередях легло в основу сюжета поэмы.

Анна Ахматова вспоминает, что однажды в очереди к ней обратилась женщина, и попросила описать весь ужас происходящего, что поэтесса и пообещала сделать. Общее людское горе, тяжелым камнем придавившее судьбы народа, нашло свое выражение в горьких строках трагичной поэмы.

Поэма создавалась долго и трудно, отдельными эпизодами без хронологической последовательности, но в целом являет собой грандиозное произведение, выражающее трагедию всего народа.

В своем произведении поэтесса касается и религии, проводя параллель между горем Богородицы и горем всех матерей, одинаково страдающих и терпеливых, мужественно выносящих на своих плечах боль и горе.

В эпилоге поэмы Ахматова обращается к тысячам женщин, стоявших с ней рядом, что поэтесса помнит всех и не забудет, что уже написана поэма, которая навсегда увековечит это тяжелое время. Она обращается ко всем, чтобы не забыли и ее, а если когда-нибудь решат поставить ей памятник, то лучшим признанием ее таланта послужит памятник, который должен стоят у тюрьмы, где «стояла я триста часов И где для меня не открыли засов». Памятник, который всем живущим будет напоминать о том жестоком и безжалостном времени всенародного горя.

Поэма «Реквием» и есть тот памятник, нерукотворный и вечный.

Вариант 2

Произведение Анны Ахматовой «Реквием» было начато в начале тридцатых годов двадцатого столетия как цикл лирических стихотворений, но вскоре переименовано в поэму. Закончена поэма была лишь через тридцать лет, в шестидесятых годах.

Уже само название поэмы предполагает, что это будет трагедия, плач безысходности и щемящей тоски. Произведение создано по событиям времен правления Ежова и Берии, которое называли «красный террор». В поэму вложены все силы души матери и человека.

В тридцатых годах сына Анны Ахматовой – Льва Гумилева арестовывали три раза. Два раза его отпускали через несколько дней без предъявления ему обвинения. В третий раз осудили на пять лет лагерей «за контрреволюционную агитацию». Все время, пока сын был арестован и находился в следственном изоляторе вместе с другими студентами, Ахматова стояла у ворот тюрьмы в ожидании хоть каких – то известий о сыне.

Вместе с ней стояли другие женщины – жены, сестры, матери – пытающиеся узнать дальнейшую судьбу своих мужчин. Стояли сутками, ждали. Одна женщина, обессиленная, с обескровленными синими губами от холода и переживаний, узнав, что Ахматова – поэтесса, попросила ее описать происходящее. И Анна Ахматова ей пообещала, а в ее лице – всему «стомильонному» народу страны.

Читайте также:  Анализ стихотворения Победа Ахматовой

В произведении она описывает ситуацию в государстве как горе, перед которым «гнутся горы». Время остановилось, пространство сжалось до очереди в Ленинградскую тюрьму. Образ очереди, перешептывания в ней, общий страх и неопределенность показывают состояние всего народа в стране.

Жизнь тысяч людей разделилась на этапы: «до ареста» и «после». Все те, кто «подымались как к обедне ранней, по столице одичалой шли» к воротам Крестов, ждут одного – что бы приговор был как можно мягче.

Их жизнь никогда уже не будет прежней, как до ареста, за ними всегда будет тянуться шлейф арестантов, политически ненадежных людей. Рухнут семьи, карьеры, здоровье, многие – многие не смогут этого пережить.

Поэт и сама не могла предполагать, что в ее судьбе произойдет такое суровое событие, как арест и мужа, и сына. «Показать бы тебе, насмешнице…», что случится с ней и ее любимыми, что будет она семнадцать месяцев под Крестами стоять с передачей для мужа и для сына.

Все когда – то заканчивается. Вынесен приговор, «упало каменное слово на мою еще живую грудь», но легче не стало. Ахматова прекрасно понимает, какие муки в тюремных застенках принял ее сын за эти долгие месяцы заключения.

И снова обезумевшей матери «…много дела, надо память до конца убить…».

Поэма «Реквием» – это стихотворный памятник несправедливо и жестоко осужденным людям, их семьям, их напрасно загубленным жизням.

Анализ поэмы Реквием Анны Ахматовой

Есть люди, которые не слышали имя великой поэтессы Анны Ахматовой, но таких людей очень мало. Много женщин читали в захлеб ее стихи и рыдали над ними. Но больше вспоминается поэма «реквием» о ней мы и поговорим.

Прежде чем начать хочется сказать сведущие, что вся поэма реквием – это жизнь всей страны и одного человека в целом. Реквием создавался как личная трагедия самой А.А. Ахматовой. Многие прочитавшие ее специалисты утверждают, что поэма написана при душевных страданиях и в разное время. Арест ее собственного сына был ударом для нее. Сана звали лев Гумилев. Многочасовые очереди она выстаивала лишь бы узнать, что с ним жив ли он и здоров. Из биографии поэтессы он неоднократно был задержан и арестован властями во время репрессий. Идея создания поэмы было положено примерно в 1935году. Долгое время поэтесса не решалась рассказать о поэме. Но терпение ее лопнуло, и она решилась, его отдать в печать в 1950 году, но по неизвестным причинам под печать попало, лишь в1988году. Почему так случилась не известно до сих пор, и эта тайна не раскроется не когда.

Поэтесса задумывала по жанру как лирическое произведения, но критики назвали реквием поэмой. Это произведение очень сложное и состоит из десяти глав и частей. Здесь было задействовано зеркальное отражение самого автора и героя поэмы.

Главная идея произведения — выражение масштабов трагедии героя и всего населения того времени. Все происходящие в 30 годы запечалилась в строках ее поэмы. Страдание любовь аресты и репрессии. Все кто был, недоволен властью того времени был, наказан или отправлен, в тюрьму не возвращался оттуда. Горечь Жен, матерей, сестер и всего населения того времени. Жернова, машины репрессий набирали обороты с такой скорость, что безжалостная машина поглощала всех без разбору. Это стало одно из самых главных тем. Репрессии 30 годов остались в памяти всех жителей современной России и бывшего СССР.

Сочинение 11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Ахматовой Реквием

Популярные сегодня темы

В литературе, как и в других видах искусства, есть своя классификация. Все литературные произведения можно разделить на три типа: эпос, лирика и драма.

Федор Михайлович является одним из великих классиков XIX века. Его произведения выделяются своей необычностью и уникальностью.

Как тонкий психолог Чехов довольно точно описывал собственных героев и давал характеристики своим персонажам. В коротком рассказе Смерть чиновника рассматривается тема зависимости

Рассказ «Горячий камень» – произведение философское. Его основная тема – размышления о смысле жизни и поиске ответа на вечный вопрос:

Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание» хорошо описан, со своим внутренним укладом и уличной жизнью. Здесь, город совсем неграциозный мегаполис с пышными дворцами, фонтанами и парадными площадями

Анализ поэмы Ахматовой Реквием стихотворения 11 класс сочинение

На долю русской поэтессы Анны Ахматовой выпали нелегкие испытания. Ее поэма «Реквием» посвящена тяжелым для страны годам сталинских репрессий, когда многие люди были безвинно арестованы и осуждены. Коснулись эти события и Ахматовой.

Она провела немало времени в тюремных очередях. Был арестован ее сын. Однако, поэма посвящена не только личным переживаниям поэтессы, но и всем матерям, которых постигло это горе. Звучат в «Реквиеме» и отголоски страданий всего русского народа и родной страны в целом.

Поэма создавалась на протяжении нескольких лет. Каждая ее часть датирована. Эпиграф к произведению написан был несколько позже его самого. В нем Ахматова, как бы возвращаясь к тем событиям и переживая их заново, подчеркивает связь свою с родиной, которая не была ей оставлена в те тяжелые годы. После эпиграфа идет «Посвящение» и «Вступление». Сама поэма состоит из десяти частей, последняя из которых называется «Распятие» и эпилога в двух частях.

«Вместо предисловия» поэмы описывает обстановку, царящую в тюремных очередях, то оцепенение, в котором были люди, находящиеся там. Все они ожидали решений об участи близких людей. В этой толпе одна женщина, узнав Ахматову, спросила ее, сможет ли она описать и это. Когда услышан был положительный ответ, какое-то подобие улыбки скользнуло по измученному лицу женщины. Этот образ, запечатленный поэтессой, хорошо передает и подчеркивает состояние несчастных жен и матерей, выражает их горе.

Первые несколько частей поэмы описывают ситуацию, которую пережили многие. Хоть поэтесса и пишет эти строки от первого лица, но относятся они ко всем, кого это коснулось. И дальше, на протяжении всего произведения, личные переживания неразрывно и тесно переплетены с общей судьбой русского народа. Ахматова подчеркивает это словами о том, что это не она, а кто-то страдает.

Смятение, граничащее с умопомрачением, томительное ожидание того, что будет дальше, неизмеримое горе, – все это звучит еще с самого вступления и продолжается на протяжении всей поэмы. Произведение можно подразделить на две смысловые части – ожидание приговора и его вынесение, то, что стало после.

Приговор характеризует поэтесса как каменное слово, упавшее на грудь, которая была еще жива, жива надеждой. А после этого удара – потеря смысла жизни.

После звучит призыв смерти. И, как пишет Ахматова, ей все равно, какой она будет, лишь бы пришла она быстрее. Такая участь была свойственна тогда многим матерям, чьи дети пострадали от репрессий. Лично им всем посвящает Ахматова строки эпилога.

Все произведение пропитано страданием. А образ матери, убитой этим страданием, является ключевым в поэме.

Вариант 2

Над «Реквиемом» Анна Ахматова трудилась восемь лет. И что самое обидное, поэма не могла быть издана во времена Сталина. Из-за этого родные и близкие Ахматовой учили поэму наизусть, а рукописи сжигались лично Ахматовой, потому что даже хранение их было опасным. Впервые «Реквием» был напечатан в Мюнхене в 1963 году, и только лишь через четырнадцать лет его опубликовали в России.

Поэма написана отдельными стихотворениями, которые различаются по своей тематике, структуре написания и звучанием. Его структура позволяет прочувствовать эффект взволнованности, напряжения в эмоциональном плане, которое прослеживается у главной героини поэмы, ведь она переживает не только драму в своей жизни, но и драму в жизни общественной.

Ахматова очень переживает за будущее родины, она переживает события той эпохи, как свою личную трагедию, мучаясь в противоречиях. Однако, она не изменила своей позиции, являясь преданной всем сердцем родной стране. Ахматова проживала жизнь вместе с народом, разделяя все горести и заботы.

Основой произведения явилась личная трагедия Анны Ахматовой. Ее сын и муж были приговорены к тюремному заключению за участие в антисоветской террористической группе. Это было абсурдное обвинение, но именно это событие подтолкнуло поэтессу на написание поэмы. На протяжении всего произведения можно прочувствовать огромную душевную боль всех матерей, жен и невест, которые испытывали эти муки не только во время «ежовщины», но и во все тягостные для России времена. Пишет Анна Ахматова о трагичных событиях тридцатых годов, о расправах над декабристами, о стрелецких казнях, и страдания и горе русских женщин – неотъемлемая составляющая этих событий.

В «Эпилоге» произведения Ахматова поднимает проблему человеческой памяти, только помня об этих страшных событиях, можно избежать в будущем повторения такого. А еще она обращается к богу, прося за всех тех, кто был с ней рядом у красной стены, пока она ожидала приговора для сына. Именно там прошли самые страшные дни ее жизни, как и тысяч людей того поколения.

Во второй части «Эпилога» Ахматова пытается определить свое место на земле и подвести итоги своей творческой деятельности. Эта часть перекликается с Пушкинским «Памятником», только Ахматова желает, чтобы памятник ей стоял не в Царском Селе, где прошло ее детство, а у стен Крестов, где она пережила страшные душевные муки с другими женщинами.

«Реквием» – это четырнадцать молитв, как сказала сама Ахматова. И не только по собственному сыну, но и по многим людям, которые были уничтожены без вины, и не только физически, но и духовно. Это поэма – вызов, обвинение тем, кто создал тоталитарный режим.

Сочинение по поэме Реквием Ахматовой анализ

Странный факт, но люди являются основным источником страдания друг друга. Наверное, так кем-то заведено, чтобы одни притесняли других. Поэтому существуют тюрьмы и, самое главное, невинно осужденные, существует несправедливость.

Анна Ахматова испытала на себе суровость власти ее поэма Реквием во многом основана на собственных страданиях поэтессы, которые она пережила из-за сына Льва Гумилева, проведшего в заключении около десяти лет. Возможно он был неудобен власти, но востоковед, переводчик и философ навряд ли был вредным обществу и таким элементом, который заслуживал этого заключения. Тем не менее, он имел судьбу жить в СССР в период, в том числе и 1937 года и последующие года, когда сажали многих и порой без разбору.

Ахматова через собственные страдания стала частью всего страдающего народа:

«И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ».

Предисловие как раз рассказывает о том, как созданию Реквиема предшествовало общение с другими близкими заключенных, такими же безутешными и запуганными. Именно для них поэтесса «..соткала широкий покров из бедных, у них же подслушанных слов».

Примечательность этого произведения заключается в постепенном написании. Оно собрано из отрывков разных лет, каждый – запечатлел текущее положение дел, переживания Ахматовой о сыне. Через личную трагедию автора мы видим трагедию целой страны: «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.»

С удивительной точностью Ахматова в самом начале поэмы называет город «привеском» своих тюрем. Далее описывается картина ареста и одиночество: «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.»
Образ перемалывающей всех государственной махины представляется как «огромная звезда», которая, вероятно, смотрела с тюрьмы Кресты на Ахматову и всех других, кто простаивал там длительные очереди.
Поэтесса называет собственное страдание чужим, ведь она бы не смогла такое вынести, пишет о собственном безумии и коротких тюремных свиданиях, про приговор, к которому «была готова». И далее: «Надо память до конца убить».

Тем не менее, в завершение Ахматова просит если и ставить ей памятник, то только у Крестов, как ни странно, чтобы сохранить память об этом времени. Чтобы с бронзовых век как слезы струился снег. Возможно эти «слезы» памятника помогут искупить страдания оставшихся людей и уберегут народ снова от этих ошибок.

Вариант 4

Поэма «Реквием» Анны Ахматовой написана в очень тяжелые годы, в годы репрессий. Хоть поэма и написана в 1935 по 1940, Ахматова не спешила ее записывать. Она много лет хранила ее в своей памяти, потому что не хотела попасть под гнет репрессий. Когда же умер Сталин, Анна Ахматова все же решилась ее записать на бумагу, хотя это и было очень рискованно. Та информация, которая была в этой поэме, очень опасна для поэтессы. В ней рассказывается вся правда о тех тяжелых временах.

В поэме Анны Ахматовой собрана боль многих тысяч женщин, это поэма правдива от начала до конца. Прошло двадцать два года после смерти Анны Ахматовой, когда напечатали поэму «Реквием» в 1988 году.

Трагическая судьба Анны Ахматовой подтолкнула ее на написание этой поэмы. Во времена репрессий ее мужа Николая Гумилева, который был очень талантливым русским поэтом, арестовали и расстреляли в 1921 году. Сказали, что Николай Гумилев был в сговоре против новой власти большевиков. Сталинские палачи, как правило, преследовали всю семью и в итоге сына Гумилева и Ахматовой тоже арестовывают в тридцатые годы. Арестовать могли любого человека, все боялись быть арестованными и расстрелянными.

В «Реквием» Ахматова описывает, что тогда ей пришлось долгих семнадцать месяцев провести в очереди перед тюрьмой. Ене сына Льва приговорили к расстрелу, но потом его заменили на пребывание в лагерях. Ахматова была настолько подавлена, что проведенное такое количество месяцев с другими людьми, которые не понимали, за что обвинили их родственников. Люди пытались добиться от власти хоть какой-нибудь информации о родственниках, но остались неуслышанными.

В своей поэме «Реквием» Анна Ахматова хотела передать всю ту боль и разочарование, которое испытывали многочисленное тысяч людей. Народ был напуган и не мог ничего сделать против власти, люди были бессильны в этом.

Ахматова умела в небольшое количество строк вложить столько смысла и описать человеческую душу. Анна Ахматова в поэме старается посмотреть на себя со стороны, ведь ее душевная боль настолько велика, что поэтесса боится лишиться разума.

Поэтессе не пришлось даже преувеличивать, настолько проблема была велика и приносила народу одни неприятности. Весь тот ужас, что пришлось пережить миллионам граждан, оставил огромный отпечаток в судьбах людей. Заканчивается поэма радостным стихотворением о том, что наконец-то все закончилось и можно вздохнуть свободно. Анна Ахматова совершила огромный подвиг, создав поэму «Реквием».

Анализ стихотворения Реквием по плану

Реквием

Возможно вам будет интересно

Сколько стихов написано о весне? Конечно, вопрос риторический… Иногда даже у одного автора больше десятка таких стихотворений. Всё-таки, весна (пробуждение природы, новое начало, свежесть и любовь) вдохновляет.

Брюсов не только сочувствовал революции, но и принял довольно активное участие в новом преобразовании страны после событий 1917 года. Стихотворение Работа относится именно к этому времени и представляет собой своеобразный идеологический призыв

Одна из первых поэм Николая Алексеевича Некрасова «Саша», родилась в 1855 году. Незамысловатая история молодой деревенской девушки несет в себе глубокий смысл и отражает становление современного молодого поколения

В стихотворении «Диана» А.А. Фет описал прекрасный женский образ. Поэт представил девушку в виде каменной статуи. Она олицетворяла одну греческую богиню. Диана является покровительницей охоты.

Тематика природы, воспевание родного края является довольно яркой в творчестве Бунина. Частично его лирика посвящена именно природе. Как собственно и подобает поэту, он восхищается величием и удивительностью этих метаморфоз.

Ссылка на основную публикацию