Анализ стихотворения Клятва Ахматовой

Мимика, запах, звук, жест в лирике Ахматовой

К. Чуковский писал: “Главное очарование её лирики не в том, что сказано, а в том, что не сказано. Она – мастер умолчаний, намёков, многозначных пауз. Её умолчания говорят больше слов. Для изображения всякого, даже огромного чувства она пользуется мельчайшими, почти неприметными, микроскопически малыми образами.”

Детали увидены очень зорко, нередко к ним даны по два-три уточняющих эпитета; это – звуки, запахи, цвета, вещи. Таким образом, деталь у Ахматовой создает психологический подтекст.
Детализация предметного мира в литературе не просто интересна, важна, желательна – она неизбежна. Говоря иначе, это – не украшение, а существенная часть образа. Способ и средство воссоздать предмет во всех его особенностях, а не просто упомянуть. Вот почему художнику так важна деталь, совокупность деталей. Именно детали включают для читателя разнообразные ассоциации, они являются источником эстетического потрясения и наслаждения от восприятия текста. Автор рассчитывает при этом на воображение, опыт читателя, добавляющего мысленно недостающие элементы.

По этому пути шла и Анна Ахматова.

Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

“. Деталь – интенсивна. Подробности – экстенсивны.”
И потому так естественны в стихах Ахматовой, так необходимы точные подробности каждодневного хода вещей.

Я сошла с ума, о мальчик странный,
В среду, в три часа.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанье столицы во мгле.

Легкий шелест, слышишь,
Справа от стола?

Но сердце знает, сердце знает,
Что ложа пятая пуста!

Самые, казалось бы, заурядные мелочи вводились в стих:

На стволе корявой ели муравьиное шоссе.

Ноги ей щекочут крабы, выползая на песок.

И везут кирпичи за оградой.

Едкий, душный запах дегтя.

И не только примелькавшиеся, “непоэтические” штрихи быта, но прямо-таки серые, неказистые, затрапезные: “туфли на босу ногу”, “убогий мост, скривившийся немного”, “стынет грязная вода”.

В этом сером, будничном платье,
На стоптанных каблуках.

На истёртом красном плюше кресел.

Ахматова имеет склонность к краскам не броским, не изысканным, к полутонам: “листва ещё бесцветна и тонка”, “под бесцветным ледком”, “край неба, тусклый и червонный”, “мутный фонарь”, “на древнем выцветшем холсте”, “глаза, глядевшие тускло”, “липы нищенски обнажены”.

Не в “несказанности”, не в “безмерном”, не в “безбрежности тоскующих миров”, не в загадочной, отрешённой таинственности черпала она энергию, орнаментальность, атрибуты своей лирики. А в самой гуще невзгод, радостей, треволнений живого сердца.
Сердца, ждущего любви. Сердца, жаждущего любви. Сердца памятливого любовью: “О, память сердца, ты сильней. ” (Батюшков)

Дорогу вижу до ворот, и тумбы
Белеют чётко в изумрудном дёрне.
О, сердце любит сладостно и слепо!
И радуют пестреющие клумбы,
И резкий крик вороны в небе чёрной,
И в глубине аллеи арка склепа.

“Весенним солнцем это утро пьяно”

Сердца, опьяненного любовью. И сердца, раненного любовью.

Хорони, хорони меня, ветер!
Родные мои не пришли,
Надо мною блуждающий ветер
И дыханье тихой земли.
Я была, как и ты, свободой,
Но я слишком хотела жить.
Видишь, ветер, мой труп холодный,
И некому руки сложить.
Закрой эту черную рану
Покровом вечерней тьмы
И вели голубому туману
Надо мною читать псалмы.

“Хорони, хорони меня, ветер”

Ахматова искала и находила старые и новые поэтические ценности в самой доподлинной жизни, обступающей со всех сторон бесчисленными вещами и сооружениями, пёстрыми нагромождениями быта, множеством житейских обстоятельств.

Странными и чуждыми прозвучали бы в “идеально-лирическом” мире Ахматовские строки:

Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.

На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза.

Ты зацелованные пальцы
Брезгливо прячешь под платок.

И всё это богатство возвращается реальности не в качестве контраста, не в качестве пыльных будней, на фоне которых возникают поэтические видения, а нерасторжимой связи, в неразделенном сплаве с самой проникновенной лирической нотой.

“Припала я к земле сухой и душной, как к милому, когда поет любовь” – так вот Анна Ахматова не могла “петь любовь”, не припав к земле. Пусть даже к сухой и душной.

Как соломинкой, пьешь мою душу
Знаю, вкус её горек и хмелен.
Но я пытку мольбой не нарушу.
О, покой мой многонеделен.
Когда кончишь, скажи. Не печально,
Что души моей нет на свете.
Я пойду дорогой недальней
Посмотреть, как играют дети.
На кустах зацветает крыжовник,
И везут кирпичи за оградой.
Кто ты: брат мой или любовник,
Я не помню, и помнить не надо.
Как светло здесь и как бесприютно,
Отдыхает усталое тело.
А прохожие думают смутно:
Верно, только вчера овдовела.

“Как соломинкой, пьешь мою душу”

Её метафоры не возносятся над обыденностью, а наоборот, неожиданно и остро приближены к каждодневности. Именно благодаря им еще приметней поразительная драматическая ёмкость и лирическая насыщенность стихотворений Анны Ахматовой.

С годами всё больше в её лирику вторгается драматическое начало и философская глубина, придавая неведомый дотоле облик и наполнение.

Созерцание, раздумья, порывы, томления, ожидания – все это, разумеется, было и ранее. Но застучал, заколотился гулко пульс живой человеческой судьбы. Лихорадочно затрепетала чья-то доля, чья-то участь. Она решалась здесь, рядом, рукой подать.

Все тебе: молитва дневная,
И бессонницы млеющих жар,
И стихов моих белая стая,
И очей моих синий пожар.

Драматическое связано с мимикой, жестом, движением. Редко у какого поэта наблюдалось такое тяготение к жесту, такое богатство жеста, как у Ахматовой. И такое тончайшее проникновение в душевное состояние через жест.

Как красноречивы руки в её текстах:

И слёзы со щеки стереть
Ослабнувшей рукой.

И моя их терзает без цели
Восковая, сухая рука.

Столько раз рукой помертвелой
Я держала звонок-кольцо.

Моя рука, закапанная воском,
Дрожала, принимая поцелуй.

Сжала руки под темной вуалью.

И сухими пальцами мяла
Пеструю скатерть стола.

Руки ослабнувшие, сухие, “восковые”, помертвелые, дрожащие, сжатые, холодеющие. Анна Ахматова, мастерски владеет необычайными оттенками, градациями, смыслами, заключёнными и одновременно освобождёнными через эти оттенки.

Для драматической речи чрезвычайно важен диалог.
Не случайно Ахматова любит живую речь, любит слово произнесённое.

Только спросит: “Ненаглядная! Где молилась за меня?”

Просто молвила: “Я не забуду”.

И тогда, побелев от боли,
Прошептала: “Уйду с тобой!”

Шутил: “Канатная плясунья! Как ты до мая доживешь?”

И если нет живого собеседника, то дар речи дан вещам:

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
“Взор твой не ясен, не ярок. “

И пусть не всегда этот диалог, этот мысленный разговор состоялся, дошел до адресата, он вполне реален. По интонации:
“О, вы приедете к нам
Завтра по первопутку.”

По обстановке – предметной, обжитой, сращённой с человеком:

Свечи в гостиной зажгут,
Днём их мерцанье нежнее,
Целый букет принесут
Роз из оранжереи.

В разреженном, горном воздухе “чистой лирики” такой разговор произойти не может.

Тяготение Ахматовой к живой речи, разговорность стиха и точность деталей, и обычность обстановки, и видение человека в жесте, в движении, как и отсутствие особого “лирического мира” – всё это следствие основного отличия поэзии Ахматовой от символистской.

С обострённой чуткостью к вибрациям чувств связана ещё одна отличительная черта ахматовского стиля в те годы – любовь к оттенкам, к “чуть-чуть”:

Чуть начатую обрывает речь.

Трещит лампадка, чуть горя.

Чуть слышный запах табака.

Как будто тёплая волна.

И с тех пор все как будто больна.

Здесь дом был почти что белый.

Еле слышный шелест шагов.

Как следовало ожидать, это “чуть-чуть” выражено и в жесте, и в мимике:

А бледный рот слегка разжат.

Мне чудился полуоткрытый рот.

Почти не дрогнувшей рукой.

Он слегка потрогал цветы.

Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся.

Вспоминается и известный “автопортрет” Ахматовой: “У меня есть улыбка одна: так, движенье чуть видное губ”.

Было бы, однако, ошибочно усмотреть здесь акварельную мягкость, притушенность, сглаженность. Под “слегка”, под “почти”, под “полу-” бушевали страсти, вступали в единоборства чувства.
“А бледный рот слегка разжат”. Что таилось с этим “слегка”?

На шее мелких четок ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.
И кажется лицо бледней
От лиловеющего шёлка,
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка.
И не похожа на полет
Походка медленная эта,
Как будто под ногами плот,
А не квадратики паркета.
А бледный рот слегка разжат,
Неровно трудное дыханье,
И на груди моей дрожат
Цветы небывшего свиданья.

“На шее мелких четок ряд”

Только две строчки прямо говорят о пережитом разочаровании: “Глаза рассеянно глядят и больше никогда не плачут”, но как красноречивы все косвенные детали. “Незавитая чёлка” – не к чему ее завивать. Неуверенная походка – “как будто под ногами плот”. “Трудное дыханье”. Цветы, дрожащие на груди. И руки, спрятанные в муфту – холодеющие, застывшие руки.

И когда встречаешь строки:
Я, с утра угадав минуту,
Когда ты ко мне войдешь,
Ощущала в руках согнутых
Слабо колющую дрожь,

то безошибочно чувствуешь сильное душевное потрясение.

Стихи Ахматовой – не фрагментарные зарисовки, не разрозненные психологические этюды: острота взгляда сопровождена остротой мысли. Велика их обобщающая сила. Стихотворение может начаться как непритязательная песенка:

Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.

А заканчивается оно библейски:

Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.

Личное – “голос твой” – восходит к всечеловеческой притче и от неё – выше, к прекрасной ясности.

Краткий анализ стихотворения Анны Ахматовой «Мужество»

Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Мужество» позволяет увидеть в строках глубокий смысл и первоначальный замысел. Ничто не смогло сломить волю поэтессы: революция, репрессии, расстрел мужа, заключение сына и его ссылка в Сибирь. Переживания она изливала в стихах. Одно из них — «Мужество», написанное в 1942 году, отражает ее мысли и чувства в тяжелый для русского народа час.

  1. История создания
  2. Тема стихотворения
  3. Композиция и жанр
  4. Стихотворный размер
  5. Средства выразительности

История создания

Стихотворение было создано, когда поэтесса находилась в эвакуации в Ташкенте. Это начало войны. В строках ощущается призыв к храбрости:

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Своими словами Ахматова пытается донести до читателя, что сейчас самое время взять себя в руки, быть сильным перед лицом врага.

«Мужество» относится к позднему творчеству и входит в цикл «Ветер войны», к созданию которого поэтесса приступила еще в 1941 году.

Тема стихотворения

Основной темой стихов является призыв к мужеству. Это можно увидеть в строке:

Мы знаем, что ныне лежит на весах.

Этими словами Ахматова показывает, что под ударом не только Родина и страна, но и весь мир. Сейчас, как никогда, важно сохранять силу духа и веру в победу. Большое внимание уделяется и языку:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Читайте также:  Анализ стихотворения Уединение Ахматовой

Это клич к тому, чтобы сохранить русскую культуру, русский язык, без которого невозможно существование советского гражданина.

Композиция и жанр

Композиционно стихотворение делится на три строфы. В первой поэтесса призывает читателей к тому, чтобы оставаться сильными в тяжелом для всего народа положении, не опускать руки и не отчаиваться. Пробил час мужества и отваги, наступило время, чтобы показать, каким может быть русский человек перед лицом опасности. Эти слова многого стоят, особенно если учесть момент, что нападение на Советский Союз было внезапным.

Во второй строфе Ахматова акцентирует внимание на русском языке, на том, как важно уберечь его от врага. Но здесь еще и констатация факта:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова.

Поэтесса уверена, что у настоящей личности эти вещи не вызовут страха, ведь в своей истории русский народ стерпел немало невзгод и лишений.

Вот так в одной строфе в тексте стихотворения переплетаются желание Ахматовой уберечь язык и отвага русского народа. Эти вещи взаимодополняют друг друга, ведь только у настоящего человека хватит сил в условиях войны заботиться не только о своей жизни, но и о культурном наследии, носителем которого он является.

Третья строфа — это клятва. Лирический герой стихотворения обещает, что когда стихнут бои и все ныне живущие уйдут, «русское слово» будет жить в потомках, оно никогда не исчезнет из памяти:

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

В этом «навеки» и заключена великая мощь русского народа, который не склоняет головы даже в тот момент, когда кажется, что нет больше никакого выхода. План Ахматовой заключался в том, чтобы донести это до сознания своих читателей, дать им надежду, внушить, что только в их силах сохранить то, что так дорого сердцу советского человека.

По жанру «Мужество» относится к гражданской лирике. В стихотворении легко можно найти ее характерные черты:

  1. Лирический герой затрагивает конкретную тему в общественной жизни страны — начало войны.
  2. Большую роль в стихотворении играет патриотический пафос, описание дальнейшей судьбы Родины в зависимости от поведения народа.
  3. Призыв к исполнению гражданского долга.
  4. В стихах виден не столько художественный размах, сколько общий смысл, вкладываемый Ахматовой, рассуждение о событиях, которые отразятся на человеке.
  5. Лирический герой выражает общий настрой русского народа на пороге главного трагического события XX века — Великой Отечественной войны.

Нельзя не отметить, как в этом случае творчество Ахматовой перекликается с творениями Марины Цветаевой, предпочитавшей называть себя именно поэтом. Цветаева посвящала свои строки революции и Гражданской войне. В ее стихотворениях также виден высокий патриотический пафос.

Стихотворный размер

Обычно учат, что размер стихов Анны Ахматовой — дактиль. Однако это не совсем правильно, потому что ни один поэт не пишет, придерживаясь лишь одного размера. Стихотворение «Мужество» написано четырехстопным амфибрахием. Это подчеркивает торжественность строк, мужские и женские рифмы.

Рифмовка в произведении перекрестная в первых двух строфах. Последняя выбивается из общего вида стихотворения. В третьей строфе первые два стиха построены по парной рифмовке, а последний стоит особняком. Есть два катрена и один дистих, в котором выражается главная мысль произведения, то, ради чего оно было написано.

Стихотворение построено по схеме АВАВ. Оно не изобилует знаками препинания: только точки и запятые. Даже в самом конце после «Навеки» поэтесса не ставит восклицательный знак, как бы давая знать о серьезности своих заявлений. Она акцентирует внимание на том, что ничто не способно изменить ее мнение.

Средства выразительности

Чтобы убедить читателя в своих словах, Ахматова использует различные метафоры и эпитеты. Например, в числе последних встречаются:

  • «горько остаться»;
  • «великое русское слово»;
  • слово «свободное, чистое».

Также в тексте стихотворения можно обнаружить метафоры. К ним относятся:

  • «мы знаем, что ныне лежит на весах»;
  • «час мужества пробил на наших часах»;
  • «и внукам дадим, и от плена спасем».

Здесь прослеживаются и традиционные ассоциации, и те, что Ахматова сама выдвигает на обозрение, то есть индивидуально-авторские.

Особый эффект достигнут в стихотворении при помощи аллитерации. Решительность и уверенность передаются благодаря использованию звуков «ч», «ж», «щ» и «р». В этом можно убедиться, перечитав первые строки «Мужества».

Сочинение по творчеству Анны Ахматовой

Поэтессой серебряного века была Анна Ахматова. Она писала свои стихи в тяжелые время, на период её творчества пришлась революция в России. Ее стихи до сих пор волнуют сердца даже тех, кто далёк от поэзии.

Популярность у Ахматовой появилась после появления сборников «Вечер» и «Четки», а власти наложили запрет на её творчество, она стала непечатным поэтом. Анна Андреевна работа в стиле акмеизм. В 1914 году Ахматова выпустила поэму «У самого моря». Она посвятила её своим детским переживаниям.

Она получала вдохновение от России. Она трепетно относилась к ней. Любовь к России безусловная, всепоглощающая, не требующая доказательств. Поэтому она не эмигрировала, как ее коллеги. Её произведения наполнены внутренней энергией, которая позволяет предположить всю мощь и глубину её страстных порывов. Её стихотворения написаны от всего сердца, с реальными эмоциями. Творчество Ахматовой понятно и близко читателям и сегодня. Её раннее творчество представлено в любовной лирики. Она писала так, как бы предчувствовала наступления тяжелых времен в стране и своей жизни.

Её стихотворения «Клятва» и «Мужество» подняли военный дух у солдат во время Великой отечественной войны. Её произведения подталкивали людей на подвиги.

Ахматова смогла в стихотворениях передать настроение женской души. Особое отношение у неё к любви. Она описывает любовь не как счастье, а как горечь и боль.

Ахматова написала автобиографическую поэму «Реквием». Она вся соткана из горя и страдания матери, которая разлучена с ребенком. В момент написания поэмы, она сама переживала расставание с горячо любимым сыном, которого в течение пяти лет арестовывали восемь раз, как враг народа, и в итоге отправили в лагерь.

Все творчество Ахматовой носит трагичный характер.

В 1965 году выходит последний прижизненный сборник стихов поэтессы «Бег времени». Она перед смертью удостоилась звания, доктора Оксфордского университета

Творчество Ахматовой неповторимо, индивидуально и интересно.

Главное отличие всех произведений поэтессы, в отсутствии словесных украшений, она смогла передавать все переживания простыми, понятными всем словами.

2 вариант

Анна Ахматова, одна из весомых знаменитых персон в русской литературе. Ее путь в творчестве был очень непростым, так как проходил на стыке двух столетий, когда в стране происходили тревожные и сложные политические перевороты. Потерявшая в лагерях двух мужей из-за репрессий, не видевшая собственного сына на протяжении десяти лет, который был объявлен врагом народа и находился в заключении, душа поэтессы не сломалась, и она продолжала творить.

В раннем творчестве поэтессы больше присутствует любовная лирика, но уже чувствуется в некоторых произведениях смена эпох, и неминуемое приближение страшных событий в стране, сопряженных с революциями и войнами. Признание во всей России Ахматова получила после выхода первых сборников6 «Вечер» и «Четки». В ее стихах ярко выражена невероятная боль за родину. Она выливает горестные и полные надежды молитвы за мир для своего народа, для Родины в стихи. Но мир не случился, началась Первая мировая война. Несмотря на тяжелейшие времена, Ахматова не бросила свою страну, осталась мужественно переносить все тяготы со своим народом, что выразила в своем стихотворении «Мне голос был…».

Несмотря на табу на печать своих произведений, Анна Андреевна продолжала писать. Все ее творчество того времени оказалось предрекающим, она уже чувствовала скорое приближение Второй мировой. Одним из наиболее важных произведений поэтессы есть поэма «Реквием». Поэма буквально пронизана плачем и болью матери, у которой отняли ребенка, криком сильной, но очень одинокой женщины.

Помимо творчества, которое стало символом той страшной большевистской эпохи, стало голосом множества людей, положивших свои жизни за мир и справедливость, Ахматова знаменита и своей любовной поэзией. Ее стихи не только о счастье, они наполнены страданием, болью, чувствуется душевны надлом, невероятная нежность, настоящая женская глубинная страсть. Можно сказать, что все творчество поэтессы пропитано любовью, написано сердцем. Ахматова как жила, так и писала, отдавалась полностью, любви к мужчине, любви к Родине, своим принципам и убеждениям. В ней была сумасшедшая сила и вера нескончаемой любви, которая способна победить на своем пути все, преодолеть любые преграды. Можно сказать, что произведения Анны Ахматовой бессмертны, так, как и в наши дни понятны и близки читателям.

Ахматова воплотила в своём творчестве восхитительный прием лиризма в поэзии, объединив поэзии двух веков воедино.

Также читают:

Картинка к сочинению По творчеству Анны Ахматовой

Популярные сегодня темы

Сила духа – это движущая сила, которая помогает преодолевать любые трудности, не сгибаться под их тяжестью и стремиться к своим целям, при этом помогая другим.

Я хорошо учусь в школе. С выполнением домашнего задания, у меня никогда не бывает проблем. Школьный материал усваивается без проблем, поэтому домашнее задание делается легко

Радда является главной героиней рассказа Горького о жизни настоящих цыган “Макар Чудра”. Молодая, дерзкая и своенравная цыганка дочка солдата Данилы.

Героиня романтического произведения Оноре де Бальзака «Евгения Гранде» – это молодая, полная жизни девушка, которую зовут – Евгения Гранде

Картины Айвазовского всегда завораживали как ценителей искусства, так и обычных посетителей музеев и выставок. Не стала исключением и его картина «Черное море». При осмотре картины можно прочувствовать буйство стихии

Ахматова Анна Андреевна

Анна Андреевна АХМАТОВА (1889-1966) – великая русская поэтесса начала свой творческий путь в 10-х годах XX века в рядах литературного течения акмеизм, провозглашающего приоритет реальных жизненных ценностей, материального вещного мира над туманными и абстрактными символами. С самого начала ее поэзия была тесно связана с традициями русской классической литературы, с ее духовностью и гуманистическим пафосом. А. Блок назвал А. Ахматову «настоящим исключением» среди акмеистов.

Первые сборники ее стихов: «Вечер», «Четки» — включают в себя стихи, проникнутые глубоким драматизмом, мотивами беды, тоски, горя, катастрофы. Центральное место в этих сборниках за­нимает любовная лирика, лирика несбывшихся надежд, иллюзий, разочарований, «изящной печали», как сказал С. Городецкий.

В 20-е годы тематика ее стихов значительно расширяется. В пер­вую очередь, усиливается гражданский, патриотический пафос, вызванный обстоятельствами общественной жизни, когда перед интеллигенцией встал вопрос: «Куда идти, в каком сражаться ста­не?» (сб. «Подорожник», «Аппо Домш).

Читайте также:  Анализ стихотворения Мне ни к чему одические рати Ахматовой

В отличие от многих ее современников, А. Ахматова ни на миг не помышляла об эмиграции, хотя жизнь ее в советской России была чрезвычайно тяжела:

Никто нам не хотел помочь,

За то, что мы остались дома,

За то, что город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя

Его дворцы, огонь и воду.

Под колесами репрессий оказались ее муж, затем сын, а в 1946 году и сама Ахматова подверглась резкой и незаслуженной крити­ке и была исключена из Союза писателей. Тем не менее, А.Ахмато­ва оказалась человеком с «несломленной душой». Светлой памяти многочисленных жертв сталинских репрессий она посвятила свой «Реквием», написанный в 1935—1940 гг., но опубликованный толь­ко в 1987 году. Даже в первую волну «оттепели» 50 — 60-х годов не­возможно было донести до людей через печатные органы гневную силу и правду этих строк:

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

«Камерная» поэтесса, «царскосельская веселая грешница», все­общая любимица, как характеризовала сама себя Ахматова, вспоми­ная молодость, стала выразительницей всего исстрадавшегося наро­да. Через ее стихи кричит «стомильонный народ» и поэтому, подво­дя итоги своему творчеству, она с полным основанием сказала:

Нет, и не под чуждым небосклоном,

И не под защитой чуждых крыл,

Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Лирика («Я научилась просто, мудро жить. ». Сероглазый король. «Сжала руки под темной вуалью. ». «Когда в тоске самоубийства. ». «Не с теми я, кто бросил землю. ». «Небывалая осень построила купол высокий. ». Творчество. Клятва. Мужество. Приморский сонет. Родная земля).

Ранняя лирика А. Ахматовой почти полностью сосредоточена на любовных переживаниях лирической героини. Как правило, А. Ах­матова фиксирует нюансы мыслей и чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным от нее уходит сама жизнь:

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула:

«Шутка Все, что было.

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру»

(«Сжала руки над темной вуалью» 1911)

Сама героиня может быть разной: и светской красавицей, и де­ревенской бабой, и молодой монахиней, и цирковой артисткой — но суть у нее одна — способность любить, умение сохранить гор­дость и достоинство в самых, казалось бы, безвыходных и унизи­тельных ситуациях.

В первых же стихах поэтессы наметилась такая особенность ее поэзии, как внимание к точной и выразительной детали, по кото­рой можно понять оставшееся невысказанным состояние героини, к жесту, выражению лица, интонации. Так возникает характерная ахматовская «вещная символика», создающая особый подтекст, подводное течение стиха, усиливающее его динамику.

В стихотворении «Песня последней встречи» (1911) трагедия покинутой женщины, умеющей и вынужденной владеть собой в самых сложных ситуациях, передается через жест, произвольно отпечатавшийся в ее памяти, ставший символом ее растерянности: «Я на правую руку надела / Перчатку с левой руки», а беспредель­ное отчаяние героини — через эмоциональную деталь: «Показалось, что много ступеней, / А я знала: их только три».

В самом, пожалуй, известном стихотворении А.Ахматовой «Серогла­зый король» (1910) именно подводное течение стиха, основанное на не­досказанности, намеках, психологических деталях, вносит подлинный драматизм во внешне беспристрастное произведение. И хотя прямо о любви в нем не говорится ни слова, читатель понимает, что речь идет о любовном треугольнике, который может быть разрушен только при ус­ловии смерти одной из сторон. Соответствует содержанию и ритмика стиха, соединение в одном произведении разных стихотворных разме­ров, разной длины стихотворных строк, передающих то неровное бие­ние взволнованного сердца, то прерывистое дыхание, то парение духа.

Своеобразен и объект любовного чувства героини: не идеализи­рованный рыцарь «без страха и упрека», а демон, порой «равнодуш­ный, наглый и злой», но обладающий неизъяснимым обаянием: «О как ты красив, проклятый!» Он подчиняет силе своего взгляда, своей воле героиню, тоже самобытную и самолюбивую : «А я не могу взле­теть, / Хоть с детства была крылатой». Любовь превращается в по­единок сильных личностей (ст. «Он любил. » (1910), «А, ты думал я тоже такая. » (1921), «Тебе покорна? Ты сошел с ума. » (1921).

В сборнике «Четки» появляются стихи, повествующие о преодо­лении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна и непостижима, что природа и Бог могут врачевать не- зарастающие раны любви:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Хотя А. Ахматова широкой читающей публике стала известна в первую очередь своей любовной лирикой, по ее словам, научившей женщин говорить и, добавим, понимать себя и свои чувства, не ме­нее талантливы, искренни и глубоки стихи гражданской тематики.

В 1917 году, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. Об этом говорит стихотворение 1917 года «Когда в тоске самоубийст­ва. » С горечью признавая, что страна стоит на краю гибели («. на­род /Гостей немецких ждал / И дух суровый византийства / От рус­ской церкви отлетал, . приневская столица, / Забыв величие свое, / Как опьяненная блудница, / Не знала, кто берет ее. »), поэтесса решает до конца испить чашу страданий, выпавших на долю наро­да, разделить его судьбу. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих ос­корбительных для ее достоинства слов:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Эта же мысль звучит и в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю». Поэтессе жалок добровольный изгнанник, так как жизнь его бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо:

А здесь, в глухом чаду пожара,

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара Не отклонили от себя.

В годы Великой Отечественной войны А. Ахматова пишет стихи «Клятва» (1941), «Мужество» (1942), в которых выражается общее для всего народа чувство. «Я» заменяется на «мы»: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, / Что нас покориться никто не заставит!» (1941). Гражданское, патриотическое чувство согревает все творчество по­этессы. Никакие невзгоды личной судьбы не поколебали его. Стихо­творение «Родная земля», написанное в 1961 году, имеет эпиграф из стихотворения 1922 «Не с теми я, кто бросил землю. », тем самым под­черкивается преемственность чувства родины. Очень простое по сти­листике и образности, оно без лишней патетики демонстрирует орга­ничность ахматовского патриотизма: «Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, / О ней не вспоминаем даже. / Но ложимся в нее и становим­ся ею,/ Оттого и зовем так свободно — своею».

«Реквием», который создавался с 1935 по 1940 годы, связан с лич­ной трагедией поэтессы, у которой был репрессирован единствен­ный сын. Но это произведение — о горе целого народа, безвинно страдающего «под кровавыми сапогами и под шинами черных марусь». Поэтесса смотрит на себя как бы со стороны: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. / Я бы так не могла. ». Помогает выне­сти личное горе единство с другими людьми, растворение в их стра­даниях. Горе приобретает общечеловеческий, всем понятный ха­рактер: «Буду я, как стрелецкие женки, / Под кремлевскими баш­нями выть». Это горе сдержанно и молчаливо, оно сравнивается со страданиями Богоматери у распятого Христа. В «Реквиеме» звучат мотивы народных песен, похоронных плачей и причитаний (гл. 1, 2, 5), возвышенный стиль оды (гл. 7 «Приговор»), исповедальный стиль внутреннего монолога (гл. 8, 9), обличительные зарисовки реальных фактов, преломленных исстрадавшейся душой, высеченных в па­мяти навсегда («Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступле­ние», «Эпилог»). Тема памяти становится главной в «Реквиеме». Это и сострадательная память о бесчисленных жертвах сталинских ре­прессий, и память — приговор мучителям, который, верит поэтес­са, когда-нибудь вынесет история:

. и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлюпала дверь,

И выла старуха, как раненый зверь.

Произведение такой трагедийной силы, разоблачающее и обли­чающее преступную власть и внушающее уверенность в суде над ней и возмездии, в ту пору, когда оно создавалось, невозможно было хранить даже в рукописях. У этого произведения особая судьба — оно сохранилось в памяти близких друзей поэтессы, тех, кому было доверено знакомство с ним. И память сохранила все до последней строчки. Без этого произведения невозможно полностью предста­вить не только творчество А. Ахматовой, но и пути развития русской литературы в целом.

«Мне ни к чему одические рати…», анализ стихотворения Ахматовой

«Мне ни к чему одические рати…» – программное стихотворение Ахматовой. Его очень часто цитируют. При этом не только в работах, посвященных Анне Андреевне, но и в трудах, относящихся к другим литературным деятелям и поэзии вообще.

История создания

Стихотворение написано в 1940 году, включено в цикл «Тайны ремесла». Помимо него туда входят еще девять лирических произведений, каждое из которых посвящено теме поэта и поэзии. Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» впервые напечатал журнал «Звезда» в номере 3/4 за 1940 год. Период написания этого произведения – относительно светлое время в жизни Ахматовой. В конце 1939 года советская власть начала благоволить ей. Поэтессе поступило предложение о подготовке к печати книг для двух издательств. Кроме того, ее приняли в Союз писателей, опубликовали сборник «Из шести книг», стихотворения Анны Андреевны стали появляться в журналах «Звезда», «Ленинград» и «Литературный современник».

Лирический герой

В стихотворении «Мне не нужны одические рати…» лирический герой – поэт, рассуждающий на тему творчества. Он провозглашает отказ от написания произведений, имеющих к реальной жизни опосредованное отношение. Его не прельщает перспектива создавать оды и элегии. «Сор» обыденности – вот материал, из которого должны рождаться стихотворения. При этом в готовых произведениях нет места ничему лишнему, их отличает изысканная простота. Важный момент – от занятий творчеством лирический герой получает неподдельное удовольствие, о чем свидетельствуют последние строки. В них говорится, что стих звучит на радость не только читателю, но и самому поэту.

Тематика и сюжет

У стихотворения нет сюжета. В центре внимания – мысли лирического героя. Основная тема произведения – тема поэта и поэзии. Нередко стихотворение «Мне не нужны одические рати…» воспринимается как манифест Ахматовой. В первую очередь вторая его строфа, где говорится о растущей из сора лирике. В качестве главного источника вдохновения поэта здесь заявлена простая жизнь, природа. Чтобы в обыденности заметить поэзию, разглядеть красоту, необходим настоящий талант.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Молитва

Некоторые исследователи склонны по-другому трактовать стихотворение Ахматовой. По их мнению, смысловая оригинальность произведения заключается в том, что с помощью него Анна Андреевна декларирует не возвращение к природе и не поиск вдохновения в повседневности, а предлагает обратиться к культуре. Например, литературовед Роман Тименчик указывает на то, что пассаж про «таинственную плесень на стене», – отсылка к Леонардо да Винчи. Итальянский гений эпохи Возрождения призывал рассматривать «стены, запачканные разными пятнами» с целью увидеть там «подобие различных пейзажей». Кроме того, другие исследователи находили в стихотворении «Мне не нужны одические рати…» отсылки к творчеству Пушкина и Кузмина.

Размер, рифмы и тропы

Стихотворение написано ямбом. Рифмовка использована перекрестная, рифмы встречаются как мужские, так и женские. В произведении много аллитераций на звонкие согласные. Среди них – «р», «з», «б». В числе остальных средств художественной выразительности – сравнения (стихи растут, словно лопухи и лебеда), метафоры («одические рати»), эпитеты (стих «нежен» и «задорен»). Благодаря выбранным тропам и отсутствию темных красок, стихотворение получилось ярким, светлым, жизнерадостным.

Литературное направление

В воспоминаниях Ахматова писала, что «в 1910 году явно обозначился кризис символизма». Из-за этого начинающим поэтам приходилось выбирать другие пути. Некоторые из них примыкали к футуристам, некоторые – к акмеистам. Анна Андреевна предпочла второй вариант. Акмеизм противопоставлял себя символизму. В качестве основных целей его создатели обозначали изображение предметного мира, использование ярких и точных слов, а также отчетливых образов. С течением времени Ахматовой стало тесно в акмеистических рамках. Ее лирика начала развиваться в русле русской классической поэзии. Так как стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» – образец зрелого творчества Анны Андреевны, то ни к какому литературному направлению оно не относится.

Анализ стихотворения Стихи о Петербурге Ахматовой

Произведение представляет собой два небольших стихотворения, вошедших в поэтический сборник стихов «Четки».

Основной темой стихотворения является утоленная любовь автора, выраженная в признании спокойного, непоколебимого, нетленного чувства к северной столице.

Композиционная структура цикла стихотворения состоит из семи строф, при этом в первом стихотворении используется два четверостишия, а втором – пять. Первая часть произведения передает описание городских прелестей Петербурга, а вторая часть посвящается изображению фабричных окраин города.

Лирическим образом произведения выступает описание северного города, который изображается поэтессой как сокровищница памяти любви.

В качестве художественных средств выразительности автор применяет в стихотворении яркие и легко узнаваемые топонимы, позволяющие акцентировать внимание читателей на великолепие питерских достопримечательностей, имеющих неповторимое очарование.

Образ города, являющегося любимым для автора, представляется с особой нежностью, в которой сквозит ностальгия по воспоминаниям из прошлого поэтессы, ярко будоражащих ее в момент написания стихотворения. Переплетая внешнее описание с внутренним душевным состоянием, автор демонстрирует выражение городского пейзажа в настроении лирического героя стихотворения.

В произведении добавляются грустные мотивы, представляемые в изображении мифологической реки забвения, позволяющие вообразить образ Петербурга в различных ипостасях, но в любом случае в виде холодного и торжественного города.

Авторский замысел воплощается в точном реалистическом зрении на любимый город, раскрывающийся во внутренней свободе поэтичной женской души, признающейся Петербургу в вечной, неразделенной любви.

Стихотворение представляет собой форму строгой и классически соразмерной ахматовской поэзии, изображающей городской лик в волшебном, каменном, надежном и зыбком отражении. Признание в любви городу демонстрируется поэтессой в многочисленных формах, среди которых проявляется и возвышенная, и романтическая, и платоническая, и чувственная любовь, создающая поэтический образ Питера, являющегося невидимым фоном, свидетелем, а порой и участником, в различные периоды своего существования любовных поэм, заканчивающихся счастливым финалом либо трагическим исходом.

Вариант 2

Больше всего на свете Ахматова любит Санкт-Петербург. Именно поэтому во многих своих произведениях она затрагивает этот город. Только к этому городу она относится с восхищением и любовью. Когда началась война, ей не хотелось никуда уезжать и если бы не настояли врачи, то свой любимый город она не покинула бы никогда. И как только въезд туда разрешили, Ахматова сразу же вернулась домой.

До нее про данный город писали Достоевский, Пушкин, Некрасов. Но ближе всего Санкт-Петербург был к Ахматовой.

Всего здесь представлено два небольших стиха. Они оба были включены в сборник под названием «Четки». В первом стихотворении имеется всего два четверостишья и в них рассказывается про сам город, а во втором используется пять и в них отражаются все фабрики и окрестности, находящиеся в этом городе. В этом стихотворении автор признается в своей любви к родному и любимому городу.

Во времена блокады автор потеряла не только любимого мужа, но и сына. Также она переживает за свой город и тому, что ему пришлось пережить в эти тяжелые времена.

Судьба с ней была очень суровой, ведь в это время ей пришлось научиться жить совсем по-другому и одной. Кроме этого ей запретили выпускать свои стихи и печатать их. Но, не смотря на это, она все равно переживала за свой город и за свою страну. Ахматова переживает людям, которые ничего не могут поделать и делают все для того чтобы научиться жить в таких условиях и выживать. В ее произведениях были описаны все моменты, которые переживал Ленинград, а в будущем Санкт-Петербург. Немного позже она написала еще ряд произведений, в которых затрагивается революция.

Большевики стали устанавливать правила и порядки, которым нужно подчиняться и сопротивляться нельзя, иначе можно лишиться жизни. А вот автор считала, что они ничего хорошего не могут сделать и это приведет к еще большему горю. И это подтверждалось с каждым годом.

Она рассказывает про Санкт-Петербург с нежностью и вспоминает те времена, когда она была там. Там гуляет сильный ветер, который сметает все на своем пути, а также все пыль, оседающую на дома и любые другие здания. Похожий образ описывает в своих произведениях Бунин.

Анализ стихотворения Стихи о Петербурге по плану

Стихи о Петербурге

Возможно вам будет интересно

Это стихотворение посвящено вражеским захватчикам России во время второй Мировой войны – немецким фашистам. Конечно, оно обличает их. Само название – это кличка немцев. В произведении несколько раз повторяется

Ода Державина «Снегирь» связано с весьма неприятными и тяжелыми для всей России событиями. Дело в том, что в 1880 году умер Суворов, а этот стих посвящен ему, его делам и поступкам

Произведение представляет собой итог и выражение переосмысления собственной жизни, произошедшее после драматических событий в личной жизни.

Некрасов дает оценку своему собственному творчеству, поэтому в 1852 году он пишет стихотворение «Муза», здесь он старается пояснить, что именно вдохновляет его на создание великих произведений.

Заболоцкий написал произведение под названием «Журавли» в 1948 году на этапе своей жизни. Стихотворение само по себе очень печальное, и даже трагичное, так как сам сюжет произведения – очень необычайно

«Стихи о Петербурге», анализ цикла стихотворений Ахматовой

Петербург всегда будоражил воображение творческих людей. Этому городу на Неве посвящены художественные полотна, музыкальные произведения, поэмы, стихи, романы. В этом городе разворачиваются сюжеты многих известнейших произведений русской литературы: «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя, «Медного всадника» А. С. Пушкина.

Этот город стал «колыбелью трех революций». Поэтому не могли остаться в стороне и писатели ХХ века: так появился мистический «Петербург» Андрея Белого, знаковые места прекрасного русского города, запечатленные в ранней поэзии Александра Блока (театр, аптека, фонарь, памятник Петру Первому). Свой город увидела и юная Анна Ахматова, которая выросла и получила свое первое образование в пригороде Петербурга — знаменитом Царском Селе. Незримую связь с Пушкиным, столетием раньше ходившим по дорожкам Екатерининского парка, любовавшимся Царскосельской статуей, Анна Андреевна чувствовала всю жизнь.

Свое произведение Ахматова назвала просто: «Стихи о Петербурге». Это небольшой цикл из двух стихотворений, написанных в 1913 году. Они объединены не столько самим городом, сколько именем его основателя. В первом восьмистишии возникают самые узнаваемые образы Петербурга — Исаакиевский собор и Медный Всадник. Только вот их окружение претерпело изменения: вокруг памятников архитектуры «черные трубы», с которых «душный и суровый ветер сметает гарь». Да, начало ХХ века и в России ознаменовалось индустриализацией. Появление заводов и фабрик стало символом прогресса в Европе, но русские люди, привыкшие к патриархальному, деревенскому укладу, неоднозначно относились к переменам.

Позже Александр Блок отзовется на эту тему своей «Фабрикой», а Сергей Есенин в знаменитом «Сорокоусте» передаст свое отношение к противостоянию «живого» и «железного» с помощью поединка между «тонконогим жеребенком» и поездом, летящим «на чугунных лапах». Конечно, поединок выиграет железное чудовище, но симпатии героя навсегда останутся на стороне живой природы.

Отношение Ахматовой выражено лаконичней, но оно очевидно:

…своей столицей новой
Недоволен государь.

В первой части Петербург выглядит городом императора-победителя, там царит величественность и холод. Во второй части цикла ледяная монолитность уступает нежной хрупкости инея, сквозь которую проступает биение живого любящего сердца. Второе стихотворение цикла о любви. В нем в большей степени проявляются особенности акмеизма — литературного течения, под влиянием которого еще находилась в то время юная Анна Ахматова, только-только вышедшая замуж и родившая своего первенца. Акмеизм культивировал внимание к деталям, и их здесь великое множество: арка над Галерной, нераскрытый веер в руке героя, розовый месяц в небе над Летним Садом.

Любовь героев освящена присутствием Петербурга, ведь их тени навсегда останутся под аркой на Галерной. Отсюда чувство спокойствия, которое сквозит в каждой строке:

Сердце бьется ровно, мерно…
Вся любовь утолена.

Это чувство утоленной любви, уже не требующей «томительных свиданий у постылого окна», и создает ощущение покоя и в то же время свободы. По мысли автора, любовь родившаяся в Петербурге, останется вечной, как у «вечной» Сонечки Мармеладовой из романа «Преступление и наказания», как у Маши Мироновой — «капитанской дочки», отвоевавшей у государыни Екатерины свое право на женское счастье.

Спокойствие подчеркнуто и самим ритмом стиха: четырехстопный хорей замедляется с помощью чередования женской и мужской рифмы. Однако последние строки стихотворения у внимательного читателя вызывают и другие ассоциации: «холодная улыбка императора Петра» невольно напоминает о «горделивом истукане», которого увидел безумный Евгений в Медном Всаднике.

Петербург навсегда останется для Анны Ахматовой свидетелем ее жизни: здесь она обрела любовь, здесь терпела первую «любовную пытку». В страшном 1938 году «простояла триста часов» возле стен знаменитой тюрьмы «Кресты», ожидая вестей о единственном сыне Льве Гумилеве. В этом городе встретила начало войны и пережила первые дни блокады. И любовь к этому прекрасному городу тоже осталась в сердце поэтессы навсегда.

Ссылка на основную публикацию