Анализ стихотворения Клятва Ахматовой

Анализ стихотворения Ахматовой Клятва

Анализ стихотворения «Клятва» — Ахматова

Анализ стихотворения «Клятва» — Ахматова

Великая Отечественная война застала А.А. Ахматову в Ленинграде. Во время блокады она еще оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц так вспоминала о той поре: «С ли­цом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом че­рез плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоз­душной обороны. Она шила мешки для песка, которыми об­кладывали траншеи-убежища…». А потом Берггольц почти повторит все это в своих стихах:

У Фонтанного дома, у Фонтанного дома, у подъездов, глухо запахнутых, у резных чугунных ворот гражданка Анна Андреевна Ахматова, поэт Анна Ахматова на дежурство ночью встает.

На левом бедре ее тяжелеет, обвиснув, противогаз,

Тогда же, в сентябре 1941 года, когда Ленинград постоян­но бомбили, А.А. Ахматова часто выступала по радио. Жизнь поэта была очень трудной. Она тяжело болела. Запись О.Ф. Берггольц: «Зашла к Ахматовой, она живет у дворника (убитого артснарядом на ул. Желябова) в подвале, в темном- темном уголку прихожей, вонючем таком, совершенно достоевщицком. На досках, находящих друг на друга, — матрасишко. На краю, затянутая в платок, с ввалившимися глаза­ми — Анна Ахматова, муза плача, гордость русской поэзии. Она почти голодает, больная, испуганная. И так хорошо сказала: “Я ненавижу Гитлера, я ненавижу Ста­лина, я ненавижу тех, кто кидает бомбы на Ленинград и на Берлин, всех, кто ведет эту войну, позорную, страшную”».

В октябре больную Ахматову эвакуировали из осажденно­го города. Она уехала в Москву, а затем в Ташкент. Об этом времени она вспоминала так: «До мая 1944 года я жила в Таш­кенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и дру­гие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи ране­ным бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в паля­щий зной древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой побе­ды. В июне вернулась в Ленинград» 1. Свою встречу с род­ным городом она описала в прозаическом очерке «Три си­рени».

Стихотворение «Клятва» было написано в июле 1941 года в Ленинграде, оно вошло в поэтический цикл «Ветер войны».

Произведение проникнуто публицистическим пафосом, мы можем отнести его к патриотической лирике.

Стихотворение состоит из одного четверостишия. Сначала поэт обращается ко всем русским женщинам, призывая их к терпению, мужеству, душевной стойкости:

И та, что сегодня прощается с милым, —

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Поэт использует здесь сложноподчиненное предложение с местоименно-определительным придаточным. С помощью этого предложения автор создает обобщенный образ русской женщины — матери, жены, сестры, — провожающей на фронт близкого человека. Торжественность речи здесь достигается с помощью побудительного предложения, в котором заключе­на развернутая метафора: «Пусть боль свою в силу она пере­плавит».

Вторая часть строфы также представляет собой сложно­подчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Основное значение придаточного предложения здесь — это сообщение о факте, в котором лирическая героиня не сомне­вается. Эффект уверенности также достигается здесь с помо­щью лексического повтора («клянемся, клянемся…»).

Заключительные строки — это клятва лирической герои­ни, которую она дает от имени всего народа:

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Это обещание дано самому дорогому, святому, что есть в жизни, — «детям», «могилам». Лирическая героиня здесь от лица всего народа обещает: русские люди никогда не поко­рятся врагу. Эта клятва священна, нарушить ее невозможно.

Стихотворение представляет собой катрен с перекрестной рифмовкой. Оно написано четырехстопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной выра­зительности: метафору и инверсию («пусть боль свою в силу она переплавит»), лексический повтор и восклицательное предложение («Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!»).

Анализ стихотворения Ахматовой «Клятва»

Анализ стихотворения Ахматовой «Клятва»

Анна Ахматова никогда не благоволила к советской власти, которая фактически сломала ее жизнь, лишила мужа и обрекла сына на ссылку в лагеря. Однако когда встал вопрос о том, чтобы покинуть Россию и уехать навсегда за границу, поэтесса отказалась от подобной перспективы. До революции Ахматова много путешествовала, поэтому не понаслышке имела представление о жизни в тихой и сытой Европе. И именно эти безмятежность, беспристрастность и черствость, с которыми она столкнулась заграницей, оказались для поэтессы намного страшнее, чем голодная и неустроенная жизнь в послереволюционной России.

Ахматова очень четко разделала такие понятия, как родина и государство. К первой она испытывала очень нежные чувства, преклонялась перед ней и восхищалась ее могуществом. Ко второй относилась с неприязнью, которая граничила с ненавистью, с пренебрежением и легкой издевкой. Тем не менее, когда началась Великая Отечественная война, поэтесса встала на сторону большевиков, так как понимала, что лишь они могут спасти Россию от фашистского рабства.

Оставаясь непримиримой монархисткой, Ахматова, тем не менее, продолжала писать патриотические стихи, призванные укрепить боевой дух солдат и помочь пережить все ужасы войны тем, кто остался в тылу. В июле 1941 года она опубликовала короткое четверостишие «Клятва», в котором чувствуются и сила, и боль, и вера в то, что эта война очень скоро закончится. Однако интуитивно Ахматова, видимо, вес же понимала, что бороться за победу и за свободу придется долго. Она еще не знала о том, что через несколько месяцев станет ленинградской блокадницей, однако чувствовала, что и ей, и многим другим женщинам понадобится мужество, чтобы не только выжить, но и поддержать тех, кто уходит на фронт.

Обращаясь к обычной русской женщине, матери, сестре и жене — поэтесса просит ее об одном: «Пусть боль свою в силу она переплавит». Иначе выстоять в этой кровавой и беспощадной войне будет практически невозможно. Тем не менее, Ахматова от лица всех тех, кто остался в тылу, дает обещание, которое дорогого стоит: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, что нас покориться никто не заставит!».

В этих словах нет ни грамма пафоса, так как поэтесса искренна в своих чувствах. Более того, она знает, что их разделяют тысячи других женщин, которые провожают на фронт своих мужчин, и готовы пожертвовать всем самым дорогим ради того, чтобы их близкие вернулись домой с победой.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Ахматовой «Я улыбаться перестала» Брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева с самого начала был обречен на крах. Двум творческим людям было крайне сложно ужиться.
  2. Анализ стихотворения Ахматовой «Победа» Не секрет, что Анна Ахматова весьма прохладно относилась к советской власти, считая, что революция 1917 года стала для России настоящей.
  3. Анализ стихотворения Ахматовой «Сказал, что у меня соперниц нет» В своих стихах Анна Ахматова нередко вела бесконечные беседы с вымышленными персонажами. По большей части это были мужчины, с которыми.
  4. Анализ стихотворения Ахматовой «Что ты бродишь неприкаянный» После расторжения брака с Николаем Гумилевым Анна Ахматова связала свою судьбу с ученым-востоковедом Владимиром Шилейко. По воспоминаниям очевидцев, сперва она.
  5. Анализ стихотворения Ахматовой «Не с теми я кто бросил землю» После революции Анна Ахматова оказалась перед весьма непростым выбором — остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в.
  6. Анализ стихотворения Ахматовой «А ты думал — я тоже такая» После разрыва отношений с Николаем Гумилевым Анна Ахматова мысленно продолжает вести с ним споры и диалоги, упрекая бывшего супруга не.
  7. Анализ стихотворения Ахматовой «Гость» Одним из излюбленных поэтических образов Анны Ахматовой являлся мужчина, которого она выдумала и воплотила в своих стихах. По этому поводу.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Ахматовой «Клятва»

А. Ахматова “Клятва”. Как анализировать стихотворение?

Анна Ахматова не питала симпатий к советской власти, которая фактически стала роковой в ее судьбе, отняла мужа и обрекла сына на лагеря. Однако, когда встал вопрос об эмиграции, поэтесса решила однозначно: нет. При этом Ахматова, до революции много путешествовавшая, хорошо представляла себе жизнь в спокойной и сытой Европе. И как раз это безмятежное спокойствие, граничащее с черствостью и бездушностью, были для поэтессы намного страшнее, чем неустроенность новой России.

Ахматова четко разграничивала понятия “государство” и “Родина”. Насколько нежными и трепетными были чувства к Родине, настолько неприязненным – к государству, власти.

Тем не менее с началом Великой Отечественной войны Ахматова поддержала сторону большевиков, так как сознавала, что только они могут спасти Россию от фашистов. Оставаясь убежденной монархисткой, она продолжала писать патриотические стихи, призванные укрепить боевой дух солдат и помочь пережить все ужасы войны тем, кто остался в тылу.

В июле 1941 г. Ахматовой было опубликовано четверостишие «Клятва», в котором звучат и сила, и боль, и вера в то, что этой войне скоро придет конец. И все же автор сознает, что за победу и свободу предстоит долгая кровопролитная борьба. Поэтесса еще не знает, что через считанные месяцы будет заперта в кольце блокады, но уже чувствует, что и ей, и другим женщинам нужно будет мобилизовать все свое мужество, чтобы выжить самим и поддержать ушедших воевать.

Обращаясь к русской женщине – матери, жене, сестре, поэтесса просит об одном:

Выстоять в этой беспощадной войне по-другому невозможно. И Ахматова от лица всех оставшихся в тылу обещает:

В этих строчках нет пустого пафоса, Ахматова абсолютно искренна и точно знает, что ее чувство разделяют миллионы женщин, провожающих на фронт своих мужчин и готовых жертвовать всем ради победы.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Анна
Ахматова

Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Клятва»

Анна Ахматова никогда не благоволила к советской власти, которая фактически сломала ее жизнь, лишила мужа и обрекла сына на ссылку в лагеря. Однако когда встал вопрос о том, чтобы покинуть Россию и уехать навсегда за границу, поэтесса отказалась от подобной перспективы. До революции Ахматова много путешествовала, поэтому не понаслышке имела представление о жизни в тихой и сытой Европе. И именно эти безмятежность, беспристрастность и черствость, с которыми она столкнулась заграницей, оказались для поэтессы намного страшнее, чем голодная и неустроенная жизнь в послереволюционной России.

Ахматова очень четко разделала такие понятия, как родина и государство. К первой она испытывала очень нежные чувства, преклонялась перед ней и восхищалась ее могуществом. Ко второй относилась с неприязнью, которая граничила с ненавистью, с пренебрежением и легкой издевкой. Тем не менее, когда началась Великая Отечественная война, поэтесса встала на сторону большевиков, так как понимала, что лишь они могут спасти Россию от фашистского рабства. Оставаясь непримиримой монархисткой, Ахматова, тем не менее, продолжала писать патриотические стихи, призванные укрепить боевой дух солдат и помочь пережить все ужасы войны тем, кто остался в тылу. В июле 1941 года она опубликовала короткое четверостишие «Клятва», в котором чувствуются и сила, и боль, и вера в то, что эта война очень скоро закончится. Однако интуитивно Ахматова, видимо, вес же понимала, что бороться за победу и за свободу придется долго. Она еще не знала о том, что через несколько месяцев станет ленинградской блокадницей, однако чувствовала, что и ей, и многим другим женщинам понадобится мужество, чтобы не только выжить, но и поддержать тех, кто уходит на фронт.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сад Ахматовой

Обращаясь к обычной русской женщине, матери, сестре и жене – поэтесса просит ее об одном: «Пусть боль свою в силу она переплавит». Иначе выстоять в этой кровавой и беспощадной войне будет практически невозможно. Тем не менее, Ахматова от лица всех тех, кто остался в тылу, дает обещание, которое дорогого стоит: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, что нас покориться никто не заставит!».

В этих словах нет ни грамма пафоса, так как поэтесса искренна в своих чувствах. Более того, она знает, что их разделяют тысячи других женщин, которые провожают на фронт своих мужчин, и готовы пожертвовать всем самым дорогим ради того, чтобы их близкие вернулись домой с победой.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Из улицы в улицу»
  • Анализ стихотворения Владимира Маяковского «К ответу!»
  • Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Крым»
  • Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Левый марш»
  • Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Лиличка!»

И та, что сегодня прощается с милым, –

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Июль 1941, Ленинград

«Клятва» А.Ахматова

«Клятва» Анна Ахматова

И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

Анализ стихотворения Ахматовой «Клятва»

Анна Ахматова никогда не благоволила к советской власти, которая фактически сломала ее жизнь, лишила мужа и обрекла сына на ссылку в лагеря. Однако когда встал вопрос о том, чтобы покинуть Россию и уехать навсегда за границу, поэтесса отказалась от подобной перспективы. До революции Ахматова много путешествовала, поэтому не понаслышке имела представление о жизни в тихой и сытой Европе. И именно эти безмятежность, беспристрастность и черствость, с которыми она столкнулась заграницей, оказались для поэтессы намного страшнее, чем голодная и неустроенная жизнь в послереволюционной России.

Ахматова очень четко разделала такие понятия, как родина и государство. К первой она испытывала очень нежные чувства, преклонялась перед ней и восхищалась ее могуществом. Ко второй относилась с неприязнью, которая граничила с ненавистью, с пренебрежением и легкой издевкой. Тем не менее, когда началась Великая Отечественная война, поэтесса встала на сторону большевиков, так как понимала, что лишь они могут спасти Россию от фашистского рабства. Оставаясь непримиримой монархисткой, Ахматова, тем не менее, продолжала писать патриотические стихи, призванные укрепить боевой дух солдат и помочь пережить все ужасы войны тем, кто остался в тылу. В июле 1941 года она опубликовала короткое четверостишие «Клятва», в котором чувствуются и сила, и боль, и вера в то, что эта война очень скоро закончится. Однако интуитивно Ахматова, видимо, вес же понимала, что бороться за победу и за свободу придется долго. Она еще не знала о том, что через несколько месяцев станет ленинградской блокадницей, однако чувствовала, что и ей, и многим другим женщинам понадобится мужество, чтобы не только выжить, но и поддержать тех, кто уходит на фронт.

Обращаясь к обычной русской женщине, матери, сестре и жене – поэтесса просит ее об одном: «Пусть боль свою в силу она переплавит». Иначе выстоять в этой кровавой и беспощадной войне будет практически невозможно. Тем не менее, Ахматова от лица всех тех, кто остался в тылу, дает обещание, которое дорогого стоит: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, что нас покориться никто не заставит!».

В этих словах нет ни грамма пафоса, так как поэтесса искренна в своих чувствах. Более того, она знает, что их разделяют тысячи других женщин, которые провожают на фронт своих мужчин, и готовы пожертвовать всем самым дорогим ради того, чтобы их близкие вернулись домой с победой.

Послушайте стихотворение Ахматовой Клятва

Анализ стихотворения Ахматовой Клятва

Когда началась Великая Отечественная война, поэзия была востребована и просто необходима не только для тех, кто защищал Родину, но и непосредственно для тех, остался по другу сторону. Жены, матеря и дети, жили в неведении, ужасе, страхе и ожидании, их главной целью в жизни была вера в то, что родные вернуться домой целыми и невредимыми. Чувствуя боль тяжелого времени, Анна Ахматова пишет стихотворение, которое посвящает ждущим кого-то людям. Саму же поэтессу война застает, когда она находится в Петербурге. Когда началась блокада города, Ахматова все еще находилась в нем. Несомненно, лирика все еще занимает главное место в стихотворениях поэтессы, но она уже меняется, меняется ее мировоззрение, которое и находит свои отголоски в проявлениях фронтовой всеобщности.

Ахматова четко разделяла понятия государства и родины. К родной земле она относилась с трепетом, постоянно увлекалась ее могуществом, ее душа была переполнена самыми нежными чувствами. Государство поэтесса воспринимала немного по-другому, здесь возникали чувства неприязни, отчужденности и ненависти. Даже на удивление самой Анны, когда наступила война, она решила стать на сторону большевиков, ведь считала, что только они могут освободить народ от надвигающейся беды, фашистского гнета. Она делает уклон на написание патриотических стихов, призывает укреплять боевой духов солдат. Оставшиеся в тылу, должны приложить много сил, чтобы хоть чем-то помочь солдатам на войне.

Летом 1941 года Ахматова публикует небольшое стихотворение “Клятва”. Читая стихотворение, проникаешься ужасами войны, той болью охватившей все вокруг. С другой стороны стих дает понять, что самое главное в это время это вера, вера во что-то сильное и вечное. Пройдя все ужасы, рано или поздно для людей настанет светлый миг – закончится война. Несмотря на все призывы, Анна Андреевна в душе понимала, что победа будет тяжелой, борьба будет долгой и страшной. Всему нашему народу потребуется мужество, чтобы как то жить, особенно это касается женщин. Хоть стих небольшой, в нем безупречно раскрыта тема переживания. Художественная выразительность придает остроты восприятия этого шедевра. Образ обычной русской женщины, Ахматовой раскрыт полностью, это любящая верная жена, соратница, мать. Главная героиня оказалась слишком в жестоком времени, но она будто клянется, от имени всего человечества, что русский народ никогда не склонит голову перед врагом, это утверждение должно перейти к потомкам.

Вариант №2

Советская власть в буквальном смысле сломала жизнь поэтессе Анне Ахматовой, ведь именно она лишила ее супруга и именно она предрекла сына Ахматовой на ссылку. Понятно, что отношение поэтесса к власти было негативным, но это не значит, что она не любила Россию. Она могла эмигрировать на Запад, где жизнь была сытой, но в тоже время Западу присуща пустота, хладнокровность. А поэтессу больше всего в жизни пугала именно бездушие, черствость, поэтому она осталась в России.

Когда началась Великая Отечественная война, потребность в искусстве, а именно в поэзии невероятно возросла, оно и понятно, ведь людям нужен источник, дабы черпать оттуда силы для защиты Родины. Тогда Ахматова писала и писала стихи, которые могли вдохновлять солдат на подвиги, поднять их боевой дух, помочь пережить все тяготы войны. В 1941 году она опубликовала стихотворение “Клятва”. Данное стихотворение стало частью цикла “Ветер войны”. Читатель испытывает сильнейшее чувство страха, познает все ужасы войны во время знакомства с творением поэтессы.

Стих написан четырехстопным амфибрахием. Ахматова использует множество средств выразительности: метафору, восклицательные предложения, инверсию. Произведение относится к патриотической лирике, в нем читатели могут ощутить веру Ахматовой в то, что войне скоро придётся конец. Но на эмпирическом уровне она понимала, что ради свободы придётся отдать еще множество человеческих жизней. Автору удалось с точностью передать образ женщины того времени, военного времени. Тогда женщина была для семьи и женой, и сестрой, и матерью, и соратницей, которая готова помочь своему народу одержать победу над фашизмом. Ахматова призывала всех женщин к стойкости и терпению, призвала их поддержать своих отцов, мужей, уходящихна фронт.

Хоть стих и не большой по объему (одно четверостишие), но он заставляет людей защищать Родину до последнего. Ахматова использует побудительное предложение, которое только добавляет торжественности ее речам: “Пусть боль свою в силу она переплавит”.

Во второй части строфы автор прибегает к лексическому повтору. Данный прием помогает достичь эффекта твёрдой уверенности в словах (“клянемся, клянемся…”).

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Клятва

Популярные темы анализов

Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт, представитель золотого века русской литературы. Будучи дворянином, он как никто другой понимал и чувствовал тяжелую жизнь российского крестьянства, но восхищался тяжелым трудом и

Лирика Пушкина слишком универсальна и всепоглощающа. Она не только интригует она, будто затрагивает всю жизнь человека. Через свои произведения автор словно передает собственные жизненные наблюдения и даже пытается познать и дать ответы

Демон – часто встречающийся романтический и философский образ в поэзии. Стихотворение А. С. Пушкина не стало исключением из этого правила. Образ демона приносит совершенно новые романтические ноты,

Фёдор Иванович приобрёл широкую известность благодаря своему творчеству, начав писать самые знаменитые (в последующем) свои стихотворения в 1820-1830х гг. Тогда же он и создал своё творение «Конь морской».

Дорога, по которой Тютчев шел к своему читателю, была длинной и достаточно сложной. В своей жизни поэт долгое время считал поэзию лишь увлечением. Его произведения стали известны, когда ему было 48 лет.

Анализ стихотворения «Клятва» — Ахматова

Анализ стихотворения «Клятва» — Ахматова

Великая Отечественная война застала А.А. Ахматову в Ленинграде. Во время блокады она еще оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц так вспоминала о той поре: «С ли­цом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом че­рез плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоз­душной обороны. Она шила мешки для песка, которыми об­кладывали траншеи-убежища…». А потом Берггольц почти повторит все это в своих стихах:

Читайте также:  Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова

У Фонтанного дома, у Фонтанного дома, у подъездов, глухо запахнутых, у резных чугунных ворот гражданка Анна Андреевна Ахматова, поэт Анна Ахматова на дежурство ночью встает.

На левом бедре ее тяжелеет, обвиснув, противогаз,

Тогда же, в сентябре 1941 года, когда Ленинград постоян­но бомбили, А.А. Ахматова часто выступала по радио. Жизнь поэта была очень трудной. Она тяжело болела. Запись О.Ф. Берггольц: «Зашла к Ахматовой, она живет у дворника (убитого артснарядом на ул. Желябова) в подвале, в темном- темном уголку прихожей, вонючем таком, совершенно достоевщицком. На досках, находящих друг на друга, — матрасишко. На краю, затянутая в платок, с ввалившимися глаза­ми — Анна Ахматова, муза плача, гордость русской поэзии. Она почти голодает, больная, испуганная. И так хорошо сказала: “Я ненавижу Гитлера, я ненавижу Ста­лина, я ненавижу тех, кто кидает бомбы на Ленинград и на Берлин, всех, кто ведет эту войну, позорную, страшную”».

В октябре больную Ахматову эвакуировали из осажденно­го города. Она уехала в Москву, а затем в Ташкент. Об этом времени она вспоминала так: «До мая 1944 года я жила в Таш­кенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и дру­гие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи ране­ным бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в паля­щий зной древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой побе­ды. В июне вернулась в Ленинград» 1 . Свою встречу с род­ным городом она описала в прозаическом очерке «Три си­рени».

Стихотворение «Клятва» было написано в июле 1941 года в Ленинграде, оно вошло в поэтический цикл «Ветер войны».

Произведение проникнуто публицистическим пафосом, мы можем отнести его к патриотической лирике.

Стихотворение состоит из одного четверостишия. Сначала поэт обращается ко всем русским женщинам, призывая их к терпению, мужеству, душевной стойкости:

И та, что сегодня прощается с милым, —

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Поэт использует здесь сложноподчиненное предложение с местоименно-определительным придаточным. С помощью этого предложения автор создает обобщенный образ русской женщины — матери, жены, сестры, — провожающей на фронт близкого человека. Торжественность речи здесь достигается с помощью побудительного предложения, в котором заключе­на развернутая метафора: «Пусть боль свою в силу она пере­плавит».

Вторая часть строфы также представляет собой сложно­подчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Основное значение придаточного предложения здесь — это сообщение о факте, в котором лирическая героиня не сомне­вается. Эффект уверенности также достигается здесь с помо­щью лексического повтора («клянемся, клянемся…»).

Заключительные строки — это клятва лирической герои­ни, которую она дает от имени всего народа:

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Это обещание дано самому дорогому, святому, что есть в жизни, — «детям», «могилам». Лирическая героиня здесь от лица всего народа обещает: русские люди никогда не поко­рятся врагу. Эта клятва священна, нарушить ее невозможно.

Стихотворение представляет собой катрен с перекрестной рифмовкой. Оно написано четырехстопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной выра­зительности: метафору и инверсию («пусть боль свою в силу она переплавит»), лексический повтор и восклицательное предложение («Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!»).

Особенности поэтики А.А. Ахматовой; художественные средства передачи внутреннего состояния лирической героини в произведении «Клятва».

Поэтика (от греч . poietike – поэтическое искусство), раздел теории литературы, изучающий систему средств выражения в литературных произведениях. Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств – звуковых, языковых, образных. Частная поэтика изучает взаимодействие этих средств (композицию) при создании “образа мира” и “образа автора” в отдельных произведениях или группе произведений (творчество писателя, литературное направление, эпоха и др). Историческая поэтика изучает эволюцию отдельных приемов и их систем, складывающихся в жанры и жанровые разновидности. Термином «поэтика» обозначают также систему художественных средств, характерных для поэта и определяющих особенности его творчества, его поэтического стиля.

Литературный путь Анны Ахматовой, начавшийся еще в дореволюционные годы и завершившийся в советское время был длительным и нелегким. С самого начала поэзия ее отличалась правдивостью поэтического слова. В стихах Анны Андреевны отразилась жизнь ее сердца и ума. Лирике А. Ахматовой близки многие традиционные темы: любви, поэзии, природы, истории, культуры, памяти, в которых она смогла найти свое решение, свою интонацию. Особое место в ее творческом наследии занимает тема связи судьбы поэта с судьбой Родины, народа.

Особенности поэтики А.Ахматовой:

· многообразие лирических тем

· многогранный образ лирической героини

· интонационная выразительность и гармоническая точность стиха

· психологически насыщенная деталь, психологизм лирики

· романность, повествовательность, сюжетность

· разговорный синтаксис (простые синтаксические конструкции)

· лаконичность, простота и ясность

· особая разговорная манера

· исповедальность, глубина переживаний и др.

Анализ стихотворения «Клятва».

Зрелая лирика Ахматовой, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обрела высокое гражданское звучание. Поэтесса не могла не думать о своей Родине, которую охватили страшные события. Уже в годы первой мировой войны, которую она восприняла как национальную трагедию, в ее творчество вошли мотивы самопожертвования и любви к Родине. В стихах сборника «Белая стая», где Ахматова впервые обратилась к теме Родины, ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие трагедии в жизни России. Поэтесса сразу определила для себя главное – быть вместе со своей страной на всех ее путях и перепутьях («Мне голос был. Он звал утешно…»). Стихи Ахматовой в период второй мировой войны – своеобразная формула гневного, воинственного патриотизма.

Великая Отечественная война застала А.А. Ахматову в Ленинграде. Во время блокады она еще оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц так вспоминала о той поре: «С ли­цом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом че­рез плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоз­душной обороны. Она шила мешки для песка, которыми об­кладывали траншеи-убежища…». Тогда же, в сентябре 1941 года, когда Ленинград постоян­но бомбили, А.А. Ахматова часто выступала по радио.

Стихотворение «Клятва» было написано в Ленинграде, и вошло в поэтический цикл «Ветер войны». Стихотворение состоит из одного четверостишия, помеченного поэтессой: «Июль, 1941». Произведение проникнуто публицистическим пафосом, мы можем отнести его к патриотической лирике. Сначала поэт обращается ко всем русским женщинам, призывая их к терпению, мужеству, душевной стойкости:

И та, что сегодня прощается с милым, —

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Поэт использует здесь сложноподчиненное предложение. С помощью этого предложения автор создает обобщенный образ русской женщины — матери, жены, сестры, — провожающей на фронт близкого человека. Торжественность речи здесь достигается с помощью побудительного предложения, в котором заключе­на развернутая метафора: «Пусть боль свою в силу она пере­плавит». Вторая часть строфы — это сообщение о факте, в котором лирическая героиня не сомне­вается. Эффект уверенности также достигается здесь с помо­щью лексического повтора («клянемся, клянемся…»).

Заключительные строки — это клятва лирической герои­ни, которую она дает от имени всего народа:

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Это обещание дано самому дорогому, святому, что есть в жизни, — «детям», «могилам». Лирическая героиня здесь от лица всего народа обещает: русские люди никогда не поко­рятся врагу. Эта клятва священна, нарушить ее невозможно.

Здесь явно выступает на первый план прямое и страстное лирическое высказывание. Но высказывание «я» в форме высказывания «мы». Оно было одним из проявлений фронтовой всеобщности. Энергия лирического высказывания «мы» находит выражение в мужественном лаконизме четверостишия, перекликающегося и с лаконизмом воинской присяги, и с лаконизмом речи мужественной и сильной женщины, провожающей на фронт бойца. Переплавить боль в силу! Эта формула вмещает в себя и полноту сознания народной боли, горя, и веру в возможность его преодоления. Формула даже намечает, так сказать, программу человеческих переживаний в ходе войны горячим словом поэта-патриота. Клятва и будущему, и прошлому в живой, материнской, личной форме. Соединение живого переживания русской женщины с переживаниями миллионов тогдашних советских женщин и уверенной воинской клятвы создает поэтическое своеобразие и силу этого короткого стихотворения. Лирическое в нем также включает в себя эпическое и драматическое, и тем самым превращается в своеобразное лирическое изречение и призыв. Стихотворение представляет собой катрен с перекрестной рифмовкой. Оно написано четырехстопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной выра­зительности: метафору и инверсию («пусть боль свою в силу она переплавит»), лексический повтор и восклицательное предложение («Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!»).

Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 900 ;

Стихотворение А.Ахматовой «Клятва».

Стихотворение А.Ахматовой «Клятва».

Клятва И та, что сегодня прощается с милым,- Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянёмся, клянёмся могилам, Что нас покориться никто не заставит!Лаконичное стихотворение А.Ахматовой «Клятва» подчеркивает мгновенное расширение времени и пространства, слияние патриотических чувств и личных переживаний лирического героя.

Стихотворение А.Ахматовой «Мужество».

Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь , Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки !Ключевой образ-символ стихотворения А.Ахматовой «Мужество» следует понимать не только как русский язык, русское слово. Это и русская культура, и русская земля, и духовность.

Отрывок из «Февральского дневника» О.Берггольц.

Из «Февральского Дневника» Был день как день. Ко мне пришла подруга, не плача рассказала, что вчера единственного схоронила друга, и мы молчали с нею до утра. Какие ж я могла найти слова, – я тоже – ленинградская вдова.Автор пишет скупо, короткими предложениями, не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замёрзшие, замершие в душе.

4. Стихотворение В.Занадворова «Ты не знаешь, мой сын, что такое война…»

Ты не знаешь, мой сын, что такое война! Это вовсе не дымное поле сражения, Это даже не смерть и отвага. Она В каждой капле находит своё выраженье. Это – изо дня в день лишь блиндажный песок Да слепящие вспышки ночного обстрела; Это – боль головная, что ломит висок; Это – юность моя, что в окопах истлела; Это – грязных, разбитых дорог колеи; Бесприютные звёзды окопных ночёвок; Это – кровью омытые письма мои, Что написано криво на ложе винтовок; Это – в жизни короткой последний рассвет Над разрытой землёй. И лишь как завершение – Под разрывы снарядов, под вспышки гранат – Беззаветная гибель на поле сраженья.Война в стихотворении В.Занадворова нарисована не как героическое действо, а как грязная, страшная повседневная работа.
Читайте также:  Анализ стихотворения Победа Ахматовой

Стихотворение К.Симонова «Жди меня».

В основе стихотворения К.Симонова «Жди меня» лежит анафора, которая подчеркивает всеохватность душевного состояния, способствует созданию заклинательного стиля. Умение ждать лирический герой стихотворения приравнивает к душевному подвигу, достойному встать вровень с ратным.

ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (Обзор).

Цели урока:

· показать на примере стихотворений военных лет уникальность поэзии периода войны;

· продолжить работу по формированию умения анализировать и интерпретировать поэтический текст;

· способствовать развитию эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации и образного обобщения;

· формировать эстетическое восприятие средствами литературы.

Ход урока

Организационный момент.

Аудиозапись песни “Священная война”.

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

Не плача рассказала, что вчера

Единственного схоронила друга,

И мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова, –

Я тоже – ленинградская вдова.

– Какие чувства выражены в этих строках?

– А как вы об этом догадались, ведь автор их не называет.

– Как синтаксическая и лексическая сторона отрывка помогает подчеркнуть, высветить эти чувства?

Автор пишет скупо, короткими предложениями, не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замёрзшие, замершие в душе.

Если О. Берггольц была голосом осаждённого Ленинграда, то его нервом, его струной был, без сомнения, Д. Шостакович, в дни блокады написавший свою знаменитую Седьмую симфонию, названную Ленинградской.

(Звучит отрывок из Седьмой симфонии – “Нашествие”)

“Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами”, – писал Алексей Толстой.

Я недаром заговорила о музыке. Музыка и поэзия.

Поэзия, окрашенная музыкой, и музыка, одухотворённая поэзией.

Трудно представить себе более органичный сплав, передававший в годы войны всеобщее чувство: желание сберечь родную землю. Это чувство, понятное и близкое каждому, точнее всего выражает песня. Как не вспомнить известные всем “В лесу прифронтовом” Исаковского, “Землянку” Суркова.

Лирико-романтическая баллада Булата Окуджавы “До свидания, мальчики!”– это поэзия “изнутри войны”, говоря словами И.Эренбурга.

(Звучит песня Б.Окуджавы в исполнении автора)

“Постарайтесь вернуться назад”,- таков рефрен в стихах Окуджавы.

Из 940 писателей, ушедших на фронт, 417 не вернулись. Среди них Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров.

С болью и горечью вспоминая погибших, Б.Слуцкий писал:

В пяти соседних странах

Зарыты наши трупы.

И мрамор лейтенантов-

Фанерный монумент-

Венчанье тех талантов,

Развязка тех легенд.

Люди разного возраста и разной меры таланта были объединены одной судьбой, а их поэзия, передавая мысли, чувства, переживания, не боялась правды, даже горькой и жестокой.

Юлия Друнина правду о войне выразила так:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: “Повезло”.

Не понять не ждавшим, им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, –

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

– Какая поэтическая фигура лежит в основе стихотворения? (анафора)

– Чему она служит, что подчёркивает?

– Только ли горячая мольба звучит в стихотворении?

– К чему приравнивает лирический герой умение ждать? (К душевному подвигу, достойному встать вровень с ратным)

-Посмотрите, снова сплав личного и гражданско-патриотического.

– Можно ли сказать, что и поэзия воевала?

– Как она это делала?

– Так в чем же уникальность и непреходящая ценность поэзии военных лет?

В ней слиты воедино и гражданственность, и интимность, и философичность.

Всё это позволило не только предвидеть победу, дойти до неё, восславить её. Ещё в 1942 А.Сурков, предчувствуя победные залпы, писал с поразительной уверенностью:

Итоги урока.

6. Домашнее задание.

Сформулировать вопросы для анализа стихотворения:

1 вариант – К.Симонов “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…”

2 вариант – С.Гудзенко “Моё поколение”.

Стихотворение А.Ахматовой «Клятва».

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придёт, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждёт.Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души… Жди. И с ними заодно Выпить не спеши.Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: «Повезло». Не понять не ждавшим, им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, – Просто ты умела ждать, Как никто другой.
Клятва И та, что сегодня прощается с милым,- Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянёмся, клянёмся могилам, Что нас покориться никто не заставит!Лаконичное стихотворение А.Ахматовой «Клятва» подчеркивает мгновенное расширение времени и пространства, слияние патриотических чувств и личных переживаний лирического героя.

Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; Нарушение авторского права страницы

Анализ стихотворения «Мужество» Ахматова

А. Ахматова более известна как автор любовной лирике, но есть в ее творческом наследии и произведения с гражданскими мотивами. К последним относится «Мужество», которое изучают в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мужество» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1942 г., когда поэтесса пребывала в эвакуации в Ташкенте. Вошло в цикл «Ветра войны».

Тема стихотворения – мужество людей в сражении за свою свободу и культуру.

Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: строки посвященные мужеству, строки, утверждающие, что русский народ сумеет победить в борьбе. Текст состоит из двух катренов и одного дистиха.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«мы знаем, что ныне лежит на весах», «час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», «и внукам дадим, и от плена спасем».

Эпитеты«горько остаться», «великое русское слово», слово «свободное, чистое».

История создания

Военное время пополнило русскую литературу лирикой, способной объединять людей, поднимать боевой дух. В творчестве А. Ахматовой тоже появились такие произведения. В 1942 году, пребывая в эвакуации в Ташкенте, поэтесса написала строки «Мужества». Стихотворение вошло в цикл «Ветер войны», над которым Анна Андреевна начала работать еще в 1941 г.

Известно, что поэтесса не поддерживала коммунистический режим. Ведь он, словно жернова, безжалостно «перемолол» ее судьбу: мужа поэтессы расстреляли, сына сослали в Сибирь за антисоветские взгляды, а ее стихотворения не пропускала к печати цензура. Тем не менее, А. Ахматова видела, что новая власть смогла объединить русский народ. Она верила, что ее соотечественники смогут освободить Родину, но знала: им нужна моральная поддержка. Поэтесса понимала, что может помочь защитникам родной земли твердым словом.

В анализируемом стихотворении раскрывается тема мужества народа в борьбе за свою свободу и культуру. Система образов стихотворения необычная: лирическое «мы», мужество и русское слово. Чтобы усилить идейное звучание, А. Ахматова подает монолог от первого лица множественного числа. Таким образом, она показывает единство народа и его силу, приобщает к нему себя.

В первых стихах поэтесса от имени народа утверждает, что знает, какова цена событий, происходящих в их время. Для ее поколения «час мужества пробил» . Анна Андреевна уверена, что мужество – главный союзник ее народа.

Вторая строфа напоминает клятву, которую люди дают родному слову. Лирическое «мы» заявляет, что готово умереть, «остаться без крова» , лишь бы сохранить родную речь. Строки написаны в форме обращения к русскому слову. Такой прием подчеркивает любовь к Родине.

Дистих продолжает по смыслу предыдущую строфу и, в то же время, ставит точку в сказанном. В нем поэтесса обещает слову, что его спасут навеки и передадут потомкам.

Композиция

Анализ произведения будет неполным без разбора композиции. Стихотворение условно делится на несколько смысловых частей: катрен, посвященный мужеству, строки, утверждающие, что русский народ сумеет победить в борьбе. Текст состоит из двух катренов и одного дистиха (двухстишье). Дистих выделяется по смыслу: в нем поэтесса показывает, за что сражается ее народ.

Жанр произведения – гражданская лирика: в нем ощущается тревога автора за судьбу народа и печаль, вызванная кровавыми событиями. Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий. А. Ахматова использовала перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи поэтесса использовала средства выразительности. Они также помогают передать настроение всего народа, попавшего в плен исторических событий. Абстрактные образы А. Ахматова создала при помощи метафор: «мы знаем, что ныне лежит на весах», «час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», «и внукам дадим, и от плена спасем» . Дополняется монолог эпитетами: «горько остаться», «великое русское слово», слово «свободное, чистое» . В наборе языковых средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские.

Удивляет интонация «Мужества». Содержание стихов требует восклицаний, но А. Ахматова не использует их. Этот прием наполняет строки особым смыслом. Кажется, поэтесса знает будущее, поэтому просто констатирует факт, что ее родной край будет освобожден. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, мужество и решительность передаются посредством шипящих «ж», «ш», «ч» ( «час мужества пробил на наших часах» ) и согласного «р» ( «и мы сохраним тебя, русская речь» ).

Ссылка на основную публикацию