Анализ стихотворения Милому Ахматовой

Анализ стихотворения Милому Ахматовой

Игорь Олегович Родин

«А. А. Ахматова. Лирика: Избранное, анализ текста, литературная критика, сочинения

Краткие биографические сведения

Ахматова Анна – настоящие имя и фамилия Анна Андреевна Горенко, псевдоним взят по фамилии прабабки с материнской стороны.

1889.11(23).6. – родилась в Одессе в семье флотского военного инженера Андрея Антоновича Горнеко. Мать – Инна Эразмовна (в девичестве Стогова).

1890–1905 – детство и отрочество провела в Царском Селе под Петербургом, где познакомилась с Н. С. Гумилевым. Училась в Царскосельской женской гимназии. В 1903 г. начинает писать стихи.

1906–1909 – учеба в в Киеве вначале в выпускном классе женской гимназии, затем на юридическом отделении Высших женских курсов.

1907 – первое опубликованное стихотворение («На руке его много блестящих колец…», в парижском журнале «Сириус», выпускаемом Н. С. Гумилевым).

С 1910 – выходит замуж за Н. С. Гумилева, совершает с ним поездку в Париж. По возвращении преимущественно живет в Петербурге. Примыкает к группе акмеистов, не в последнюю очередь потому, что ее муж, Н. С. Гумилев был одним из основателей этого течения. Увлекается поэзией XIX века, своим учителем в поэтическом творчестве считает И. Анненского. Тесное общение с такими писателями и поэтами, как С. Городецкий, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич, Г. Иванов, М. Лозинский. Мандельштам и Лозинский оставались ее друзьями на протяжении всей жизни.

1912 – первый сборник стихов «Вечер», неодобрительное отношение к этому Гумилева (когда Ахматова показала свои первые стихи мужу, он посоветовал ей заняться танцами). Тот же год – рождение сына Льва (впоследствии – известный историк, специалист по этногенезу народов Евразии).

1914 – сборник «Четки», широкая известность. В. Маяковский высоко оценивал творчество Ахматовой, но затем (в период лефовских полемик) отзывался о ее стихах преимущественно с насмешкой.

1917 – сборник «Белая стая».

1921 – сборник «Подорожник». На похоронах А. А. Блока узнала об аресте мужа по подозрению в участии в контрреволюционном заговоре. Несмотря на вмешательство Горького, Н. С. Гумилев был расстрелян.

1922 – сборник «Anno Domini».

1922–1936 – Ахматову практически не печатают. В эпоху Пролеткульта и борьбы различных революционных «направлений» традиционализм Ахматовой, восходящий к традициям XIX века, объявлялся устаревшим, «салонным». Творческий кризис, Ахматова почти перестает писать. Скудная, почти аскетическая жизнь усугубляется арестом сына (арестовывали трижды: в 1935, 1938 и 1949 гг.).

В 30-е гг. опубликованы историко-литературные статьи о Пушкине.

1936 – вновь начинает писать, но, по свидетельству самой Ахматовой, «почерк у меня не изменился, но голос уже звучит по-другому».

1936–1940 – написание стихов, составивших сборник «Ива», вышедший в 1940 г.

1935–1940 – написание поэмы «Реквием», которая хранилась в списках.

1942–1944 – в годы Великой Отечественной войны выступала со стихами, проникнутыми патриотическими настроениями. Во время блокады вылетела на самолете в Москву, затем была в эвакуации в Ташкенте. «Ташкентские стихи» посвящены осажденному Ленинграду. После снятия блокады вернулась через Москву в Ленинград.

1946 – доклад А. Жданова, постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», заклеймившие Ахматову и М. М. Зощенко за несоответствие задачам, стоящим перед советской литературой. Доклад знаменовал начало опалы, длившейся вплоть до смерти Сталина. Ахматову исключили из Союза писателей, на выход двух книг, уже готовых к печати, наложен запрет.

1940–1962 – большая лиро-эпическая «Поэма без героя». Ведет редакторскую работу, покровительствует молодым поэтам (напр., И. Бродскому).

60-е гг. – всеобщее признание, поездка в 1964 г. в Италию, присуждение литературной премии «Этна-

Таормина», а в 1965 г. в Англию, где Ахматовой была присуждена степень почетного доктора Оксфордского университета. На обратном пути в СССР посещает Париж. Тот же год – последняя прижизненная книга стихов «Бег времени».

Ахматовой принадлежат переводы из восточных, западно-европейских, еврейских, латышских поэтов.

1966 – умерла в Москве, похоронена в Комарове близ Санкт-Петербурга.

Великие Истории Любви: Ахматова и Гумилев!

Он предлагал ей руку и сердце — она отказывалась. Он страдал по ней в Париже — она жаловалась, что чувствует себя никому не нужной. Наверное, у них просто не могло быть тихой и счастливой семейной жизни. Но они всё равно пытались её построить.

Роман Анны Ахматовой и Николая Гумилёва скорее был похож на игру в кошки-мышки, чем на отношения двух любящих людей. Он — поэт со сложным внутренним миром, обожающий Оскара Уайльда и склонный к излишней театральности. Она — поэтесса, свободолюбивая, импульсивная и переменчивая. Её руки он добивался несколько лет и пытался покончить с собой, когда она в очередной раз ему отказывала. Тихого домашнего счастья у них не вышло: посвящая друг другу стихи, оба «ходили налево», мучились и в итоге расстались. Но именно этот странный союз стал для обоих священным — правда, поняли они это слишком поздно.

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь

«Отечество нам — Царское Село»

Судьбоносная встреча двух начинающих поэтов произошла в Царскосельскую гимназии накануне Нового года. Болезненный 17-летний юноша тогда зачитывался Уайльдом, мечтал о чистой любви и пытался создать вокруг себя ореол романтического героя — не понятого и не оценённого. Подражая своему кумиру-англичанину, Гумилёв носил цилиндр, завивал волосы и даже немного подкрашивал губы и глаза — для контраста.

Ане Горенко (фамилию прабабушки Ахматовой поэтесса возьмёт только через несколько лет) тогда было 14. Живая, непосредственная, любящая загорать до ожогов — что в ту эпоху приводило в ужас девушек из высшего света и с благородными манерами, Ахматова казалась полной противоположностью Гумилёву. При этом ученица Царскосельскую гимназии, читающая Бодлера в оригинале, намного больше походила на романтическую героиню. Контрастной была даже её внешность: прямые чёрные волосы, светлая, незагорелая зимой кожа и большие светлые глаза.

Не он ко мне, а я к нему — Во тьму, во тьму, во тьму. Чугунная ограда, Сосновая кровать. Как сладко, что не надо, Мне больше ревновать.

Гимназист Гумилёв сразу же влюбился. В то время как молоденькая Аня сначала не обратила на поклонника никакого внимания — они с подружками смеялись над немного «чудаковатым» юношей. Но пересекаться Гумилёв и Ахматова начали регулярно — как-никак оба учились в Царском селе и развлекаться ходили в одни и те же места.

Игра в любовь

Наверное, для Горенко-Ахматовой встречи с Гумилёвым были своеобразной игрой. Ему требовался объект для обожания, и он его нашёл — девушка соглашалась проводить время с ним вместе, но всерьёз не воспринимала. Часто пара бывала около Царскосельский Башни-руины — эти воспоминания потом отразятся в стихах влюблённого поэта. Через 7 лет, когда они поженятся, Гумилёв напишет:

Ты помнишь, у облачных впадин
С тобою нашли мы карниз,
Где звёзды, как горсть виноградин,
Стремительно падали вниз?

И мы до сих пор не забыли,
Хоть нам и дано забывать,
То время, когда мы любили,
Когда мы умели летать.

Иди домой и ничего не жди.Всего прочнее на земле — печаль.

Но пока они молоды. 17-летний гимназист называет Ахматову в своих стихах русалкой, а она играет с ним, любя совсем другого человека. Вскоре Гумилёв сделает ей предложение руки и сердца, но Аня его не примет. Это будет первый раз, когда она откажет поэту.

История с дельфинами

После первого отказа Гумилёв постарался забыть свою любимую. Закончив гимназию, он уехал в Париж — продолжать образование. Но немного повзрослевшая Аня Горенко никак не могла определиться: в разговорах с друзьями она то рассказывала, как любит своего отвергнутого поклонника, то смеялась над ним. После таких «эмоциональных метаний» она отправила Гумилёву письмо — пожаловалась, что теперь никому не нужна и чувствует себя брошенной. Он бросил Париж, вернулся за ней. Причём не в Петербург, а в Крым, куда она переехала.

Отъезд Гумилева на четыре месяца в Африку. Ахматова напишет стихотворение:

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
. А я была его женой.

Он признался ей в любви во время прогулки по берегу моря. Сначала она не ответила, но потом пара увидела двух мёртвых дельфинов, выброшенных на берег. Неизвестно, как повлияло на Ахматову это зрелище, но чуть позже она снова отказывает Гумилёву.

Не повезло в смерти, повезло в любви

Разочарованный поэт укатил обратно в Париж. И решил покончить с собой. Он поехал топиться в курортный городок Турвиль. Но план самоубийства провалился, когда местные жители вызвали полицию. Печального поэта они приняли за бродягу.

Письмо Ахматовой к Гумилеву: «Милый Коля. Сегодня уже неделя, как я в Слепневе. Становится скучно, погода испортилась, и я предчувствую раннюю осень. Целые дни лежу у себя на диване, изредка читаю, но чаще пишу стихи. Посылаю тебе одно сегодня, оно, кажется, имеет право существовать. Думаю, что нам будет очень трудно с деньгами осенью. У меня ничего нет, у тебя, наверно, тоже». Письмо знаменовало окончательное примирение супругов после событий начала июня. Было приложено стихотворение «Подошла я к сосновому лесу. ».

Восприимчивый Гумилёв решил, что это знак судьбы, и решил предпринять последнюю попытку. Отправил своей любимой письмо, где предложил ещё раз подумать над его предложением. Вот только Ахматова проявила завидное постоянство и в очередной раз — уже в третий — отказала. Тогда он снова решил покончить с собой в красивом месте — в Булонском лесу. На сей раз Гумилёв выбрал яд. Но его, потерявшего сознание, нашли лесничие — и откачали.

Спустя год, в конце 1908-го, Гумилёв снова вернулся на родину. И, конечно, встретился с Ахматовой. Нельзя сказать, что именно повлияло на поэтессу, но сердце её оттаяло: в апреле 1910-го пара обвенчалась. Церемония была тихой и скромной; родственники жениха настолько не верили в этот брак, что даже не приехали на свадьбу.

Гумилёв и Ахматова прожили вместе 8 лет. Правда, значительную часть этого времени муж путешествовал, оставляя Анну одну. Через 2 года после свадьбы литератор, который потратил столько лет, чтобы добиться своей музы, влюбился в другую женщину. Для Ахматовой такой поступок был ударом, но семью они разрушать не стали — тем более что вскоре поэтесса родила мужу сына. Гумилёв по-прежнему путешествовал. Жена не ждала его дома, сидя у окна: она всё так же выходила в свет, а за внуком начала ухаживать бабушка — мать поэта. Когда началась Первая мировая, Гумилёв ушёл на фронт. У Ахматовой же завязался роман с другим литератором — Борисом Анрепом. Через какое-то время пара Гумилёв-Ахматова официально распалась. Впоследствии каждый из них завёл другую семью.

Начало войны сблизило супругов. Гумилев писал Ахматовой из армии: «Дорогая моя Аничка, я уже в настоящей армии, но мы пока не сражаемся, и когда начнем, неизвестно. И я начинаю чувствовать, что я подходящий муж для женщины, которая «собирала французские пули, как мы собирали грибы и чернику». Эта цитата заставляет меня напомнить тебе о твоем обещании быстро дописать твою поэму и прислать ее мне. Право, я по ней скучаю. Я написал стишок, посылаю его тебе, хочешь продай, хочешь читай кому-нибудь. Я здесь утерял критические способности и не знаю, хорош он или плох. Трое вольноопределяющихся знают твой адрес и, если со мной что-нибудь случится, напишут тебе немедленно. Так что отсутствие писем будет обозначать только то, что я в походе, здоров, но негде и некогда писать. Конечно, когда будет возможно, я писать буду. Целую тебя, моя дорогая Аничка, а также маму, Леву и всех. Напишите Коле маленькому, что после первого боя я ему напишу. Твой Коля».

Сложно сказать, кто из них двоих больше виноват в том, что брак рассыпался, и кто из них изменил первым. Но когда 35-летнего поэта расстреляли большевики, именно Ахматова хлопотала об издании его стихов и хранила рукописи, посвящала погибшему произведения. Вот такая игра в кошки-мышки: при жизни поэтесса терзала будущего мужа своими отказами, а после его смерти, будучи замужем за другим, стала для него идеальной супругой.

Ахматова просит Гумилева устроить ее отъезд из России: «Думаю, могу не описывать, как мне мучительно хочется приехать к тебе. Прошу тебя — устрой это, докажи, что ты мне друг. Я здорова, очень скучаю в деревне и с ужасом думаю о зиме в Бежецке. Как странно мне вспоминать, что зимой 1907 года ты в каждом письме звал меня в Париж, а теперь я совсем не знаю, хочешь ли ты меня видеть. Но всегда помни, что я тебя крепко помню, очень люблю и что без тебя мне всегда как-то невесело. Я с тоской смотрю на то, что сейчас творится в России, тяжко карает Господь нашу страну. Не забывай меня, дорогой мой. Пиши. Всегда твоя Аня. Наш сынок совсем милый и очень послушный. На тебя похож невероятно».

Урок литературы в 11 классе. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…»

Данную презентацию можно использовать в 9-11 классах на уроках и факультативных занятиях. В основу презентации положено одно из бежецких (тверских) стихотворений А.А. Ахматовой – 1913 год, Слепнево. С этого стихотворения начинается цикл, посвященный Тверской земле. Эта презентация поможет сделать выпускникам анализ лирического произведения, что необходимо для успешной сдачи ЕГЭ по литературе.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Не с теми я, кто бросил землю…

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…» »

Урок литературы

в 11 классе

Анализ стихотворения

А.А. Ахматовой

я томлюсь в неволе…»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ п. Изоплит

Гончарова Любовь Викторовна

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

1. Найдите ключевые образы стихотворения? Охарактеризуйте их.

(Я – ты, Я – лирическая героиня, ты – лирический адресат; Я – главное, стихотворение о чувствах лирической героини).

2. Определите частоту употребления местоимений «Я», «ты». В какой части стихотворения употреблены местоимения .

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

( Я, мне – 2 раза, ты – один; в первой части, в начале стихотворения)

3. О чём, по-вашему, говорит отсутствие личных местоимений (Я – лирическая героиня, ты – лирический собеседник) в большей части стихотворения?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

(В стихотворении важнее не внутренние переживания героини, то, её томление в неволе, а что окружает её, где она находится: «Тверская скудная земля», «журавль», «облака», «воротца», «запах хлеба», «тоска», «неяркие просторы»», «осуждающие взоры загорелых баб».)

4. На какие логические части можно разделить стихотворение? Как условно их озаглавить?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

( 2 части: 1 – я в неволе, 2 – Тверская скудная земля).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

5. В каких отношениях находятся эти части? Какой союз стоит между ними?

(Они противопоставлены друг другу. Между ними противопоставительный союз но?)

6. Обратимся к началу стихотворения. Что для лирической героини слово «неволя». Каков его объективный смысл и субъективно-авторское значение?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

( Неволя – изоляция от мира, темница, тюрьма – синонимический объективный ряд, но для лирической героини»неволя», скорее всего в переносном значении, в субъективно авторском- невозможность общения с близкими людьми , одиночество, невозможность писать стихи, это для неё страшнее смерти, это объясняет следующая строка стихотворения /О смерти Господа моля/).

7.Каким настроением, состоянием мира героини, проникнуты первые два стиха? Какими словами оно подтверждается?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

(Одиночество, смертельная тоска, «томлюсь в неволе», мольба об избавлении от мучений, состояние, близкое к смерти)

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

8. Какие слова рифмуются в первой строфе?

( «в неволе» – «до боли», «моля – земля»).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

9. Вдумайтесь в смысл рифмы. Что выводит героиню из состояния одиночества, творческой депрессии, из «неволи»? Что уводит её от мольбы о смерти?

(Земля; «скудная земля», «Тверская скудная земля»)

10. Посчитайте, сколько в стихотворении глаголов, глагольных форм; сколько существительных. Как распределены они в строфах? К какому выводу приводит вас этот подсчёт?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

(глаголы «знаешь», «томлюсь»; деепричастие «моля», «памятна» – краткое прилагательное, именная часть сказуемого; существительных гораздо больше: «неволя», «смерть», «Господь», «боль», «земля», «журавль», «колодец», «облака», «поля», «воротца», «запах», «хлеба», «тоска», «просторы», «голос», «ветер», «взоры», «бабы»). В стихотворении мало действия, картина рисуется статичная.

10. Обратите внимание, какие предложения по наличию главных по наличию главных членов использованы в первой строфе? Какие во второй и в третьей? Что объединяет 2 и 3 строфу в единое целое?

(В первой строфе предложения двусоставные: «ты знаешь», «я томлюсь», «памятна земля»; во второй и третьей строфах предложения в основном односоставные, назывные: «журавль», «облака», «воротца», «запах», «тоска», «просторы», «взоры».

Вторая и третья строфа воспринимаются, как единое целое – «Тверская скудная земля». Хотя между строфами стоит точка, но их связывает анафора, повторяющийся союз и. Вторая и третья строфа рисуют, казалось бы, неизменную, статичную, вечную картину « скудной Тверской земли». Это и подтверждают назывные предложения.)

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

11. Какие эпитеты второй части стихотворения дополняют, расшифровывают эпитет «Тверская скудная земля»?

( Колодец «ветхий», ворота «скрипучие», «неяркие» просторы, «осуждающие» взоры).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

12. Подтвердите, расшифруйте «неяркие» краски «скудной земли». Много ли в стихотворении слов с цветовым значением?

( Нет, немного. Сравнительный оборот «как кипень» облака; (по Ожегову, «кипень» – белая пена от кипения); «загорелые бабы», на тёмном загорелом лице взоры светлеют, как белизна облаков отчётливее на сине-голубом небе. Неяркая картина скудной Тверской земли становится очень притягательной, в ней сливаются «просторы» и «взоры»(смотри рифму), спокойной, способной вернуть в жизни и дать силы творчества).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. 1913

13. О чём же это стихотворение? Чем становится «Тверская скудная земля» для этой героини?

(Это стихотворение об обретении родины, которая даёт силы жить и творить).

Анализ стихотворений Ахматовой

Анализ всех стихотворений русской поэтессы Анны Ахматовой

Какой он — российский читатель?

■ При подготовке к дискуссии о роли чтения в современном обще­стве вы нашли в Интернете инфографику «Портрет современного читателя». Изучите рисунок и ответьте на вопросы.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Белой ночью

Вопросы и задания

  1. Вы не можете в данный момент переслать рисунок товарищу. Опишите обобщенно, что изображено на рисунке.
  2. Как вы считаете, достоверна ли информация на рисунке, можно ли ей доверять? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.

Анализ стихотворения Зачем вы отравили воду… Ахматовой

Это стихотворение нельзя списать ни на бред, ни на истерику: и друзей убивали, и свободу отняли.

Что касается отравленного питья и хлеба, смешанного с грязью, то Блок, как известно, был еще более драматичен: он говорил, что поэта губит отсутствие воздуха.

Анализ стихотворения Заплаканная осень, как вдова… Ахматовой

Почти все поэты в своем творчестве широко используют пейзаж, описания природы. У Анны Ахматовой пейзаж сопрягается с душевным переживанием, а душевное переживание становится частью деревенской жизни.

Анализ стихотворения Двадцать первое. Ночь. Понедельник… Ахматовой

Передо мной на столе лежит книга Анны Андреевны Ахматовой «Белая стая». Наугад открываю ее. Читаю: «Двадцать первое. Ночь. Понедельник».

Коротко и четко, поэтому необычно. Дочитываю до конца, понимаю, что это стихотворение о любви.

Анализ стихотворения Все, кого и не звали, в Италии… Ахматовой

Впервые стихотворение было опубликовано заграницей в 1976 году, в России впервые — в 1979 г. Причины «задержки» не требуют объяснения: стихотворение было неподцензурным.

Сейчас его крамольность кажется особенно бессмысленной, но мы-то, едва ли не до 80-х, прекрасно знали, что не имеем права не только хотеть поехать, куда хочется, но и права говорить об этом.

Анализ стихотворения В Царском селе Ахматовой

На фоне «Первого возвращения» название «В Царском Селе» можно осмыслить как обреченность продолжать «навсегда исчерпанную тему». В этой ситуации поэт очень четко осознает, что его личная установка на неповторимость с неизбежностью натолкнется на невозможность не повториться.

Анализ стихотворения Библейские стихи: Рахиль Ахматовой

Ахматова очень бережно относилась к библейским текстам, стараясь максимально точно следовать первоисточнику. В то же время ее произведения вовсе не являлись простым поэтическим пересказом ветхозаветных легенд.

Анализ стихотворения А ты теперь тяжелый и унылый… Ахматовой

Перед нами всплывает разлука, ссора, какая-то неразделенная, трагичная любовь поэта, который любит сильно, но говорит:

Но разве я к тебе вернуться смею?

Анализ стихотворения А ты думал — я тоже такая… Ахматовой

Любовь — главный мотив всякого лирического поэта, наиболее близкий читателю. Стихи Анны Ахматовой — всегда воспоминание. Но вспоминая и воссоздавая какую-нибудь лирическую тему, она не воспроизводит всего мира со всей его красочной пестротою, а лишь одну какую-нибудь черту, чем-либо ей запомнившуюся, чем-либо для данной темы характерную.

Анализ стихотворения Ахматовой Мужество

  1. История создания
  2. Жанр произведения
  3. Основная тема произведения
  4. Композиция.
  5. Размер произведения
  6. Основная мысль стихотворения
  7. История создания

Свежие записи

  • Шпаргалка для отличника. Физика. Химия
  • Химия. Законы, свойства элементов и их соединений. Литвинова Т.Н.
  • Химия в формулах. 8-11 классы. Справочные материалы. Иванов В.Г., Гева О.Н.
  • Химия в таблицах и схемах. 10-11 классы. Ковалевская Н.Б.
  • Химия в таблицах и схемах. 8 класс. Ковалевская Н.Б.

О сайте

Стихи известных писателей, сочинения по русскому языку и литературе, материалы для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, тесты, ГДЗ (готовые домашние задания), анализ литературных произведений русских и зарубежных писателей и поэтов, биографии известных людей для школьников и студентов вузов. Материалы собранные на сайте помогут лучше подготовиться к школе.
Наша цель – облегчить выполнение домашних заданий, написание сочинений по русскому языку литературе.

Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад

Анна Ахматова – человек весьма рациональный, как может показаться с виду, или как казалось вначале другим, кто ее толком не знал. Но когда ее узнавали поближе, все удивлялись, насколько ее внутренний мир – хрупок и нежен. Так как поэтесса всю свою душу вкладывала в поэзию, в свое творчество.

В этом произведение, которое она впоследствии, после написания, назвала «Летний сад», она описывает в какой-то степени – свое прошлое, которое, как потом впоследствии подчеркнули критики, до сих пор как бы живет в ее воспоминаниях. Эти воспоминания нередко согревали ее в трудные минуты, а именно потому так интересно все описано в произведении ее.

Летний сад – это уже по-своему о чем-то говорит. Не только лето, но еще и какой-то сад, которому выделяется в целом стихотворении – такая роль, а это уже говорит о том, что он – важен для поэтессы. Но так как стихотворение ведется как от лирической героини, в произведении четко не говориться, что это все правда – и тем более Анны Ахматовой. Но все становиться и так понятно, так как поэтесса как будто бы забывается и по-настоящему начинает вспоминаться свое детство, то время, когда ей было хорошо, и когда она была счастлива.

В стихотворении, сад летом – становиться как бы Эдемом в настоящем для лирического героя, так как становиться понятно, что в данный момент ему не так-то хорошо в настоящем времени. И потому он бы рад променять настоящее на то прекрасное и счастливое прошлое, которое так трудно ему забыть.

Ахматова подчеркивает, что там все – только лучшее, что именно там она или в данном случае – лирический герой, скрывающий ее личность, но только не для критиков, – чувства были настолько сильные, что она не может их забыть никак. Ведь именно там детство было ее, а если оно еще и счастливое – то забыть его точно невозможно, и для любого – также.

Образ сада – как образ Эдема, очень интересный, и постает как очень важный для критиков. Почему поэтесса чувствовала себя в то время и именно там – так хорошо, а настоящее не так для нее хорошо? На этот вопрос не так трудно дать ответ, если знать лучше жизнь в то время Ахматовой. Ведь, будучи уже взрослой, и даже не такой уже молодой, она не всегда чувствовала только радость и спокойствие. Много было боли, и даже – ужасной депрессии. А потому, неудивительно, что такое стихотворение вскоре появилось.

Анализ 2

Ахматова написала стихотворение «Летний сад» в 1959 году. На тот момент ей исполнилось семьдесят лет. В нем она вспоминает практически всю свою жизнь, а также все свои переживания и счастливые моменты, которые произошли в ее жизни. Здесь она раскрывает весь свой талант и вспоминает о прошлом, которое она никогда не забудет, и будет помнить о нем всегда.

Все кто был знаком с ней мало, считали ее рациональной. Но стоит им немного узнать ее поглубже, как все менялось и теперь перед ними она предстает как хрупкий и нежный человек.

Если прочитать название стихотворение, то можно понять, что женщина больше всего на свете любила не только лето, но и сад, который так важен для нее. Немного попозже выясняется, что не все так хорошо. Оказывается, в этом мире, в котором она живет не очень-то удобно ей жить. И больше всего на свете ей хочется вернуться в те времена, когда жилось намного лучше. И Ахматова подчеркивает и подтверждает все. Действительно раньше было все лучше, там было счастливое и беззаботное детство, когда можно было играть и больше ни о чем не задумываться. Здесь она скрывала все свои чувства и эмоции. Также она вспоминает людей, которые уже давно покинули этот мир и больше никогда сюда не вернуться, но память о них навсегда остается с ней.

Если раньше были только положительные эмоции, то теперь от этих моментов ничего не осталось. Сейчас жизнь все больше приносит ей боль и огорчение.

У автора существует огромное количество разных произведений, в которых рассказывается про пейзаж или про городскую суету. Кроме этого здесь вспоминаются и отражаются и личные моменты. И это показывается при помощи различных глаголов и деепричастий. Вот только данное произведение немного отличается от всех других. Оно писалось блоками или отрывками.

Именно в этот день ей подарили большой букет роз, который и вызвал такой шквал эмоций, и благодаря этому родилось новое и очень красивое стихотворение.

Немного попозже в стихотворении встречается описание статуи. И здесь не многим становится понятно, откуда они взялись и что обозначают.

Также этим произведением автор хочет донести, что жизнь никогда не стоит на месте и находится в постоянном движении и пока жизнь идет нужно успеть сделать все, что задумали, а главное не наделать ошибок, ведь на исправление может просто не хватить времени.

А немного попозже все опять возвращается к красивому описанию. Здесь описываются парусные мачты, которые колыхаются на воде. А люди проходят каждый день мимо и порой не замечают этой красоты.

Анализ стихотворения Летний сад по плану

Летний сад

Возможно вам будет интересно

Стихотворение Брюсова Антоний впервые появилось в печати в апреле 1905 года. В данном стихотворении затрагиваются темы имеющие большое значение для Брюсова.

Поэт рисует печальную картину разрушенного собора. (Кстати, слово очень символично, ведь второе его значение – сбор народа, когда люди объединялись, чтобы принять важное для всего общества решение

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано как предисловие к этой в будущем знаменитой поэме. Вообще, Пушкин не считал, что свое творчество можно продавать

Многие поэты обращались к временам года. Майков не стал исключением и написал стихотворение о весне. Впервые оно было опубликовано в 1840 году. Поэт посвятил его крестному сыну Коле Трескину

Произведение является частью позднего творчества поэта, поскольку написание относится к последнему году жизни автора, и по жанровой направленности представляет собой интимную лирику.

Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад

Анне Ахматовой в 1959 году, которым датируется стихотворение «Летний сад», было семьдесят лет.

Понятно, что в этом возрасте человек обращает свой взор не к текущим политическим, или культурным событиям, а к своему прошлому и личным воспоминаниям, которые дороги его сердцу. Приятней и проще написать стихотворение, используя свой талант, и немного погрустить о прошлом, как каждый человек.

У Анны Ахматовой много лирических стихотворений связанных с пейзажными и городскими мотивами, очень много личного, написанного в них, но данное стихотворение отличается от других чётким ритмом слога, оно написано отрывочно, блоками, как рубаи Хайяма.

Очевидно причиной написания этого стихотворения послужил букет роз, который ей подарили в этот день и он вызвал у поэтессы массу воспоминаний. Даже ограда в парке её умиляет, как дощатый забор в родной деревне и она считает её уникальной.

Конечно, можно не обратить внимания, но далее – её помнят статуи, но непонятно: то ли Ахматова смотрела из под невской воды на статуи, то ли статуи были сброшены в Неву. Или это просто поэтический образ? Современному человеку сложно понять людей, пришедших к нам со своими поэтическими образами из позапрошлого века.

Следующие строки возвращают нас в романтичный девятнадцатый век с парусными кораблями, где скрипят мачты и люди ходят туда-сюда, но мы их не помним. Затеряны следы этих людей в воспоминаньях наших.

Последующие строки стихотворения очень красивы и вызывают желание понять тайну этих строк. Там используются слова: друзья и враги, перламутр и яшма, шествие теней, тайная любовь, таинственный источник света. Всё это так волнует и возбуждает, но остаётся непонятным, что хотела сказать поэтесса. Строки стихотворения очень похожи на мистические видения, однако, возможно, что эти, якобы отрывочные фразы, её современникам сказали бы больше, чем они говорят нам.

Читайте также:  Анализ стихотворения Заплаканная осень, как вдова Ахматовой

Несомненно, что при написании стихотворения у неё были прекрасные воспоминания и о прекрасной тайной любви, и о белых ночах и эта реальность отвлекает нас от мистики некоторых строф этого произведения и смягчает нашу реакцию на непонятные нам фразы, которые кажутся бессмысленными. Например, такая фраза: «От вазы гранитной до двери дворца». О чём это? Может это просто рифма?

Кстати, о рифмах. Стихотворение срифмовано великолепно: нет ни одной ошибки с рифмой и смыслом строки. У поэтессы Анны Ахматовой – это стандарт, или талант, что будет правильнее.

Вариант №2

Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Летний сад», написанное в 1959 году, относится к акмеизму.

Этот тонкий литературный стиль позволяет автору и его романтическому герою передавать свои чувства и настроения читателю через определенные звуки, явления, предметы.

Тоска по родным местам Санкт-Петербурга пронизывает все стихотворение Анны Андреевны, по прожитым там, и безвозвратно ушедшим годам молодости.

В то же время, перемежая грустный лирический настрой с гордостью и уверенностью в своем городе, в своей родине, которая рождает своих детей, хоронит их, но продолжает жить вечно и уверенно. И эту уверенность в себе передает людям, рожденным им. Величие и гордость за любимый город читается в каждой строчке произведения. Чистота и красота воспоминаний говорят о забытых неурядицах и проблемах жизни там. Сейчас осталась только любовь, только нежность и уверенность.

И эта уверенность в своем, даже утерянном сейчас доме, уравновешивает грустный настрой тоски лирического героя, делая его спокойным, с легкой нотой ностальгии.

И опять в этом произведении Анны Ахматовой читатель видит образ сада, не редко встречающийся в ее стихотворениях. Для Ахматовой сад символизирует счастье, нечто настоящее и прекрасное, настоящий рай. Титульный образ розы только довершает всю картину. И ограда появилась здесь совершенно не случайно. Любой райский сад всегда будет отгорожен от грехов. Ограда, это символ спасения от грехопадения. И там, где-то в глубине цветущего сада, любой человек найдет успокоение, умиротворение, отчужденность от мирских грешных дел и счастье.

Прошлое для поэтессы имеет огромное значение. Едва ли не большее, чем реальное настоящее. В этом произведении Анны Андреевны явственно чувствуется четкая твердая мысль умудренного жизненным опытом человека, отдающего себе отчет в том, что он не боится ничего потерять. Лирический герой может и готов отдать все, что имеет и ему не страшно. Он знает, у него останется нечто главное и самое для него важное – его воспоминания.

Картинка к стихотворению Летний сад

Популярные темы анализов

Гавриил Романович Державин – выдающаяся и многогранная личность, великий поэт второй половины XVIII – начала XIX веков, который стоял у истоков русской поэзии современности. Рожденный в эпоху классицизма

Интересна история создания этого стихотворения. Оно было написано в 1915 году. Оно полностью отражает дух того времени. Смутное, непонятное, оно так и подталкивало уйти в другие миры, другие измерения. Или отправиться на фронты

Известный поэт Аполлон Майков был потомком старинного дворянского рода, к которому принадлежали и многие другие талантливые люди. Например, отец его был живописцем. А сам Аполлон долго не мог выбрать между поэзией и художественным искусством.

Произведение “Стансы” написанное Александром Сергеевичем Пушкиным в период, когда к власти пришел царь Петр Великий. Писатель сильно интересуется персоной царя. Увлекался периодом его правления. Он считает царя талантливым и умным

Поэзия «Тройка» Н.А. Некрасова посвящена судьбе русской молодой женщины. Это стихотворение было опубликовано в «Современнике». Сюжет произведения прост: молодая крепостная девушка провожает взглядом шальную тройку, что везёт

Анализ стихотворения Анны Ахматовой Летний сад
статья на тему

Анализ стихотворения с точки зрения изобразительных средств и картины мира, выраженной в стихотворении

Скачать:

ВложениеРазмер
Анализ стихотворения Анны Ахматовой24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Летний сад»

1. Поэтика заглавия

Летний сад является и реальным местом, и мифологическим пространством, мифологемой. Это значимый образ в стихотворениях поэтессы, он является частью петербургского мифа, распространенного у многих поэтов (Пушкин, Мандельштам, Гребенщиков и т.д.). Сад в христианской традиции – символ рая, искупления грехов. Сад – это и обозначение замкнутого пространства. Так как Летний сад несет семантику и реального, и мифологического, он соединяет в себе сакральное и профанное пространство, это рай на земле, материальный рай. Т.е. границы «здесь» и «там» объединяются у поэтессы еще в заглавии стихотворения в единое пространство реального райского сада.

2. Мифологемы

Миф о райском саде задаётся еще в заглавии и развивается на протяжении всего текста. Розы, упомянутые в в первом стихе первой строфы – символ рая. По преданию, их аромат и цвет напоминают человеку об этом чудесном месте. Выбор прилагательного «единственный», содержащего лексемы «один», «исключительный» подчеркивает то, что образ сада – ключевой, центральный в стихотворении. Лучшая в мире ограда также говорит о его исключительности. Во 2 строфе появляется профанное пространство рая (статуи), в 3 строфе царственные липы, с одной стороны, посажены в петербургском саду, следовательно, являются частью профанного мира, с другой – являют собой символ первозданности мира (липа – символ дерева-родительницы у славян).

2. Вселенский потоп

Статуи под невскою водой во 2 строфе, скрип корабельных мачт в 3-й – это маркеры библейского мифа о потопе. Как известно, Петербург – кладовая мифов и легенд. Он считается проклятым городом, т.к. был построен «на костях». За свою историю он пережил 323 наводнения, поэтому данный мифосюжет так популярен в русской поэзии (Пушкин, Д. Мережковский, Мандельштам, B.C. Печерин и др.).

3.Символы

Несмотря на заявленные акмеистами творческие принципы, такие как, первостепенное значение прямого смысла слова, переживание предметности, устремление внимания поэта к миру вещи, а не миру тайн, многие из них, так или иначе, вероятно, не всегда осознанно, обращались к мифологии и символам.

Так сад и розу в данном контексте можно назвать символом райского блаженства. Липы являют собой символ новой жизни (Древо Жизни), но у Ахматовой, образ дерева скорее соотносится с образом времени, вечностью, как и всепоглощающая водная стихия.

Корабль и лебедь в стихотворении – символы жизненного пути человека, судьбы поэзии. Эти образы соотносятся параллельно: в первой строке 3 строфы корабль в видении лирического субъекта проходит меж лип, а в первом стихе 4 строфы лебедь «плывёт сквозь века». Лебедь считается птицей поэтов. Песня умирающего лебедя — это песня поэта. Здесь мы видим отношение автора к поэзии: несмотря ни на что дело поэтов останется в веках, поэзия будет возрождаться снова, и снова.

4. Образ Петербурга

Мы отметили, что одним из текстообразующих образов стихотворения является райский сад. Также значительное место в тексте занимает сюжет Вселенского потопа. Можно сказать, что семантика райского блаженства и разрушающей силы водной стихии соотносятся как полюса. Т.е. образ Петербурга противоречивый – это и рай, и ад в одном лице.

Нельзя не отметить призрачность этого образа. В 1 строке 2 строфы появляются статуи. Они, как призраки прошлого, хранители города, его истории, помнят каждого жителя, побывавшего в райском саду. Они хранят и образ лирической героини, в молодости гулявшей по ныне затопленному Эдему.

Мотив смерти, остановки времени в единственно существующем моменте содержится и в 5 строфе (« И замертво спят сотни тысяч шагов… »), здесь он усиливается, появляются сотни тысяч мертвецов, статуй, бывших когда-то людьми…

В 6 строфе автор раскрывает перед читателями масштаб трагедии города на Неве. Как известно, во время его строительства погибло около 200 тыс. человек. Поэтесса ставит тех, кто, так или иначе, отдал жизнь Петербургу, в один ряд, ряд теней, и отправляет в вечное шествие « от вазы гранитной до двери дворца »…Эти тени – античные статуи в Летнем саду, но способ их описания способствует восприятию описанных нами смыслов.

5. Образ мира

Пространство стихотворения замкнутое. Летний сад организует это пространство. Ограда является границей художественного мира стихотворения. Потоп, прогулка лирической героини, шествие статуй – всё это происходит в ограниченном пространстве сада. Это подтверждает тот акт текста, что шествие идет «от вазы гранитной до двери дворца», т.е. от порфировой вазы до Летнего дворца Петра I.

Мы отметили, что поэзия существует вне реки времени, она живет вечно, так же, как и душа человека. Теперь рассмотрим лексический уровень.

Категория времени принадлежит глаголам и причастиям. Причастие в стихотворении только одно – скрыт (страдат., прош. время), глаголов – 10. Последние употребляются от первого и третьего лица, в зависимости от того, к кому они относятся (к лирической героине – «хочу», «помню», к миру сада – «стоит» (ограда), «помнят» статуи, мерещится скрип и т.д.).

В 1 и 2 строфе эти формы находятся в контрастном и равном соотношении (в 1 строке 1 строфы – «хочу», во 2 строке той же строфы – «стоит»; во 2 строфе, соответственно – «помнят» – «помню». Далее в 3, 4 и 5 строфах – по одному глаголу 3 лица, затем в 6 строфе функцию причастия выполняет наречие «видно», в 7 – глагол 3 лица «шепчутся» и в 8 – «горит» и «скрыт».

Можно проследить динамику действия и времени в стихотворении.

1 строфа – «хочу» – направленность героини к саду, «стоит» (в значении находится в определенном месте и всегда существует, вечный сад ).

2 строфа – «помнят» – «помню» – появляется ретроспективный взгляд в со стороны статуй в отношении героини и со стороны героини в отношении статуй.

3 строфа – «мерещится» – действие происходит внутри сознания лирической героини, задается мотив сна (еще один признак ретроспективы), в то же время – вечно плывущий корабль.

4 строфа – вечно плывущая сквозь века лебедь поэзии («плывет»).

5 строфа – «замертво спят» – замирание времени (призраки-статуи), градация мотива смерти, остановки времени, сна.

6 строфа – наречие «не видно» – градация мотива смерти, остановки времени.

7 – «шепчутся» ночи – происходит некое таинство, оно циклично, повторяется каждую ночь, где ночь – не только временной период, но и субъект действия, приятельница героини.

8 – слово «всё» объединяет все элементы художественного мира. «Всё горит» – как на солнце (от божьих лучей). Далее отметим, по каким причинам это определительное обобщающее местоимение оказалось именно в этой строфе.

5.3. Концепция мира

О «тайной любви», «Но света источник таинственно скрыт» – присущая символизму недосказанность есть и в ахматовских текстах, принадлежащих к акмеизму. Это космические таинства, секреты мирового устройства. Вернемся к композиции и еще раз отметим количество строф –8, т.е. символ бесконечности, цикличности. Это сквозной временной мотив произведения. Поэтому и объединяющее местоимение «всё» находится именно в 8 строфе.

Но! Глагол «хочу» говорит нам о том, что всё это происходит в сознании героини, и потому может являться ретроспекцией. Т.е. и сад, и происходящий в нем потоп, и таинства белых ночей – всё объединяет ее сознание (мысли, воспоминания). Следовательно, в данном тексте героиня организует миры внутри себя → божественная функция (созидательная, творческая). Значит, лирической героине открыт источник таинственного света, вдохновение. И здесь мы возвращаемся к центральному (композиционно, в 4 строфе) образу лебедя – символа поэзии, плывущего «сквозь века».

Ссылка на основную публикацию