Анализ стихотворения Победа Ахматовой

«Родная земля» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, смысл, история создания, размышления

Тема родины в поэзии Анны Ахматовой занимает одно из важнейших мест. В стихотворении «Родная земля» она рассматривает родину не как страну, а как землю, вскормившую и взрастившую своих детей. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Родной земли» по плану, который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История написания – Стих написан в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэтессы.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а второй – делится своим определением отчизны.

Жанр – Патриотическая лирика.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использование перекрестной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты«заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – «не делаем ее в душе своей».

История создания

Стихотворение написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году, во время пребывания в больнице. Это был завершающий период в творчестве Ахматовой – время размышлений, воспоминаний и подведения итогов. Произведение вошло в сборник под названием «Венок мертвым».

После Октябрьской революции у Ахматовой было немало шансов покинуть страну, в которой царил хаос и мятеж. В Европе проживало немало родственников и друзей поэтессы, но каждый раз, получая приглашение, она наотрез отказывалась покинуть дорогие ее сердцу места. Анна Андреевна искренне не понимала, как можно жить вдали от своей отчизны, среди чужих людей. В 1917 году, в переломный период в истории России, поэтесса сделала свой осознанный выбор – невзирая ни на что разделить участь своей родины.

Однако подобное решение стоило Ахматовой немало слез. Ей пришлось пережить расстрел супруга, аресты друзей, расстрелянных или заживо сгнивших в лагерях, арест единственного сына.

Ахматова разделила участь миллионов сограждан во время Великой Отечественной войны. Анна Андреевна пережила все ужасы блокадного Ленинграда, голод, над ней постоянно висела угроза репрессий.

В 1961 году поэтесса написала свое стихотворение «Родная земля», которое посвятила земле-кормилице, терпеливой и всепрощающей матери, ценность которой перестало понимать современное общество.

Центральная тема произведения – любовь к родине. Однако это чувство поэтесса преподносит без излишней патетики. Более того, она отметает любое проявление пафоса в этом вопросе, полагая, что от выставления чувств на показ веет фальшью и наигранным патриотизмом.

В центре произведения Ахматовой – не страна как таковая, а плодородная кормилица-земля, дающая своим детям кров, пищу и неисчерпаемую силу. В этом и заключается главная мысль стихотворения. Поэтессу печалит, что к земле стали относиться лишь как к природному ресурсу, но не как самой большой ценности, которая есть у человека.

Ахматова доносит читателям идею своего произведения – человек только в том случае может называть своей родиной, если живет в ней, несмотря на все преграды и жизненные трудности. Ведь мать никогда не меняют, даже если она в чем-то далека от идеала: ее любят и принимают такой, какова она есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Композиция

Особенность композиционной структуры стихотворения заключается в условном разделении его на две части.

  • В первой части лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания истинного понятия родины, то есть земли, на которой живем.
  • Во второй части она дает точное обозначение тому, что для нее означает родина.

Анна Андреевна дает понять, что истинная любовь к родине лишена ярких внешних проявлений и не имеет цель покорить слушателя. Это очень интимное чувство, которое у каждого человека проявляется по-своему.

Стихотворение «Родная земля» написано в жанре патриотической лирики. Сама поэтесса определила используемый ею жанр как «гражданская лирика».

При написании стихотворения Ахматова не придерживалась строгой внешней формы. Так, первые восемь строчек написаны ямбом, а оставшиеся шесть – трехстопным и четырехстопным анапестом. Ощущение вольности композиции усиливается и благодаря чередованию двух видов рифмовки – парной и перекрестной.

Средства выразительности

Особенность стихотворения «Родная земля» такова, что оно не изобилует средствами выразительности. Его смысл поэтесса передает просто и лаконично, без применения разнообразных художественных средств.

Но, все же, в произведении встречаются эпитеты («заветные», «горький», «обетованный»), метафоры («грязь на калошах», «хруст на зубах»), инверсия («не делаем ее в душе своей»).

Анализ стихотворения Ахматовой «Победа

Не секрет, что Анна Ахматова весьма прохладно относилась к советской власти, считая, что революция 1917 года стала для России настоящей катастрофой. Однако поэтесса отказалась покидать родину ради того, чтобы обеспечить себе сытую и спокойную жизнь за границей. Она неоднократно признавалась, что готова разделить с Россией и ее народом все испытания, которые выпадут на их долю.

Тем не менее, Ахматова не подозревала, что расстрел мужа, арест сына и политические преследования ее самой — лишь малая толика бед, которые обрушатся на семью. Лето 1941 года стало очередным переломным моментом в жизни поэтессы, которая убедилась, что кроме внутренних недоброжелателей существуют еще и внешние враги, которые гораздо страшнее и опаснее. Свое нежелание покинуть Россию поэтесса объясняла чувством патриотизма. При этом она очень четко разделяла такие понятия, как «родина» и «власть», веря — наступят времена, когда все встанет на свои места. И в этот момент ей хотелось быть вместе со своим народом, который, как была убеждена поэтесса, сам делает историю своей страны. Именно по этой причине во время Великой Отечественной войны Ахматова, как тысячи советских людей, мечтала о победе. Она не знала, каким будет исход войны, но свято верила в то, что ее родина будет свободной. Именно по этой причине в 1942 году поэтесса начала работу над коротким циклом стихов, который позже получил название «Победа» и был завершен весной 1945 года.

Первая его часть посвящена первой военной зиме, холодной и беспощадной, которая помогла советским войскам задержать противника на самых подступах к Москве. «И могучие деды-морозы с нами сомкнутым строем идут», — отмечает поэтесса, находясь в эвакуации за сотни километров от любимого Ленинграда. Эта первая победа. Пусть не такая громкая и значительная, как того бы хотелось, вдохновила Ахматову и дала ей силы пережить войну на чужбине. Вторая часть трилогии представляет собой короткое пятистишие, посвященное неизвестному матросу. В нем поэтесса пытается передать те чувства, которые испытывает ее герой, услышав о том, что война завершена. Четыре долгих года он провел в «набитых смертью морях», став очевидцем трагических событий. И теперь, когда все ужасы войны остались позади, «заплакал и шапку снял моряк», вспоминая тех, кто не сумел дожить до этого памятного дня.

Третья часть стихотворения носит праздничный и оптимистичный характер. Поэтесса отмечает, что «победа у наших стоит дверей», и встретить ее нужно достойно. По ее мнению, главное не в том, что земля очищена от врагов, а в том, что удалось сохранить детей, которым предстоит жить в новые времена. Она предлагает в знак окончания войны всем матерям поднять малышей, «спасенных от тысячи тысяч смертей», над головами, чтобы таким образом провозгласить торжество справедливости.

Анализ стихотворения Ахматовой «Приговор Сталинские репрессии не обошли стороной семью Анны Ахматовой. Сперва был арестован и расстрелян ее бывший муж Николай Гумилев, а затем в 1938 году по ложному обвинению осудили сына, Льва Гумилева. Поэтесса предчувствовала подобное развитие событий, поэтому старалась открыто не выказывать. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «О тебе вспоминаю я редко В 1911 году Анна Ахматова познакомилась с Александром Блоком, и эта мимолетная встреча произвела на поэтессу неизгладимое впечатление. К этому моменту Ахматова уже была знакома с творчеством этого поэта, считая его одним из наиболее талантливых представителей русской литературы. Однако она. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Похороны В 1906 году в семье Анны Ахматовой произошло трагическое событие — от туберкулеза скончалась Инна, старшая сестра будущей поэтессы. К тому времени родители Ахматовой развелись, и ее мать, забрав детей, перебралась на дачу под Севастополем, где впоследствии семья часто проводила. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Мужество Поэтесса Анна Ахматова прожила удивительно яркую, полную трагизма, взлетов и падений, жизнь. Ей довелось застать стразу несколько эпох, так как одна из самых одиозных и непредсказуемых представительниц русской поэзии родилась за 17 лет до революции, стала свидетельницей сталинских репрессий, ленинградской. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «А там мой мраморный двойник Анну Ахматову нередко обвиняют в том, что ее творчество окрашено в пессимистические тона. Отчасти это действительно так, потому что у этого автора сложилась особая манера повествования, основанная на публичной демонстрации своих мыслей и переживаний. Тем не менее, у Ахматовой не. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Молюсь оконному лучу В юности Анна Ахматова была довольно дерзкой и своенравной особой, которая всегда поступала так, как считала нужным, не обращая внимания на общественное мнение. Убедить ее сделать что-то по-другому было практически невозможно. Поэтому до сих пор остается загадкой, почему после нескольких. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Гость Одним из излюбленных поэтических образов Анны Ахматовой являлся мужчина, которого она выдумала и воплотила в своих стихах. По этому поводу в литературных кругах было много споров и слухов, которые поэтесса не собиралась комментировать. Но в каждом новом сборнике присутствовали произведения. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Учитель На творчество Анны Ахматовой значительное влияние оказало сразу несколько поэтов, среди которых был и Иннокентий Анненский. Он не был знаком с юной поэтессой, однако Ахматова считала его своим духовным наставником. Поэтому неудивительно, что в 1944 году она посвятила этому замечательному. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Я пришла к поэту в гости В жизни Анны Ахматовой было много мужчин, что неудивительно, потому что эта женщина могла одним лишь взглядом пленить человека, даже если видела его впервые в жизни. Ей приписывали некий колдовской магнетизм, а аура самой загадочной и непредсказуемой поэтессы лишь усиливала. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Что ты бродишь неприкаянный После расторжения брака с Николаем Гумилевым Анна Ахматова связала свою судьбу с ученым-востоковедом Владимиром Шилейко. По воспоминаниям очевидцев, сперва она снимала комнату в его петербургской квартире, а позже фактически выселила оттуда законную супругу Шилейко и заняла ее место. Трудно сказать. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «О, жизнь без завтрашнего дня! Говорят, что близкие люди способны чувствовать друг друга на расстоянии. Подобные взаимоотношения были у Анны Ахматовой с ее первым мужем, Николаем Гумилевым, которого она считала не столько супругом, сколько другом и братом. Этот брак распался задолго до официального развода, который. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля После революции у Анны Ахматовой было довольно много возможностей покинуть мятежную Россию и перебраться с сытую, благополучную Европу. Однако каждый раз, когда поэтесса получала подобное предложение от родственников или же друзей, то испытывала чувство досады. Она не могла понять, как. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Музыка Анна Ахматова и Дмитрий Шостакович познакомились еще до войны. Они довольно часто встречались на различных культурных мероприятиях, хотя и не ладили между собой. По одной из версий, Шостакович не разделял взглядов поэтессы на диссидентство, считая, то не стоит помогать русским. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Широк и желт вечерний свет Круг знакомств Анны Ахматовой был весьма широк. В него входили не только ученые и литераторы, издатели и меценаты, но и художники, к которым поэтесса испытывала особую привязанность. В 1914 году она познакомилась с русским живописцем Борисом Анрепом, который произвел на. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Песня последней встречи Не секрет, что произведения многих поэтов являются автобиографичными. В них они по новой переживают свои наиболее сильные чувства и впечатления, переосмысливают их и порой даже снабжают философскими комментариями. Анна Ахматова в этом отношении является исключением. Вся ее лирика раннего периода. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю После революции Анна Ахматова оказалась перед весьма непростым выбором — остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в Европу. Многие ее знакомые благополучно покинули родину, спасаясь от голода и предстоящих репрессий. У Ахматовой также была возможность вместе с. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Перед весной бывают дни такие Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой, но все же считала своей подругой. Это — Надежда Чулкова. Читать далее.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Белой ночью

Анализ стихотворения Ахматовой «Муза ушла по дороге Анна Ахматова с определенной долей мистики относилась к своему жизненному предназначению, считая, что ее судьба была определена еще в детстве. Однажды, гуляя с няней к киевском городском саду, будущая поэтесса нашла брошь в виде лиры и услышала пророческие слова своей. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Творчество В своих автобиографических воспоминаниях Анна Ахматова неоднократно упоминала о том, что с детства мечтала быть поэтом. Более того, она утверждала, что ее судьба была предопределена заранее, и кто-то свыше постоянно посылал будущей поэтессе знаки, недвусмысленно указывающие на ее принадлежность к. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Я спросила у кукушки Анна Ахматова прожила достаточно долгую и насыщенную событиями жизнь. Она застала сразу несколько эпох, став свидетельницей метаморфоз, которые происходили в российском обществе. Революция и свержение самодержавия, волна репрессии и Великая Отечественная война, блокадный Ленинград и послевоенные годы гонений на вольнодумцев. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Я и плакала и каялась Анна Ахматова познакомилась с Николаем Гумилевым в 1904 году, и 17-летний юноша не произвел на нее особого впечатления. Более того, будущая поэтесса очень холодно отнеслась к своему воздыхателю, хотя любила проводить с ним время, считая Гумилева прекрасным собеседником. Молодые люди. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Сказал, что у меня соперниц нет В своих стихах Анна Ахматова нередко вела бесконечные беседы с вымышленными персонажами. По большей части это были мужчины, с которыми в своем воображении поэтесса разыгрывала сцены ревности, любви, разлуки и признаний. Лишь немногие произведения она посвящала действительно реальным персонажам —. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Черная вилась дорога Творчество Анны Ахматовой при ее жизни никогда не рассматривалось в христианском ключе. В начале 20 века литератора и религия считались понятиями несовместимыми, а позже анализировать стихи с точки зрения их духовной составляющей являлось признаком дурного тона. Видимо, по этой причине. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Ты пришел меня утешить, милый У Анны Ахматовой было не так уж много верных друзей, одним из которых оказался литератор Михаил Лозинский. С ним поэтесса познакомилась в 1911 году, когда примкнула к кружку акмеистов и стала публиковаться в журнале «Гиперборей», который и редактировал этот талантливый. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Вечером Анну Ахматову по праву считают «дамской» поэтессой, которая привнесла в русскую литературу совершенно новые веяния. Она впервые затронула в своих произведениях тему чувств и мыслей обычной женщины, показав, что представительницы слабого пола обладают очень чуткой и ранимой душой. Ранее обсуждать. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Читая Гамлета Анна Ахматова часто любила повторять, что некоторые эпизоды ее жизни в свое время были описаны в мировой литературе. Действительно, ничто не ново под луной, особенно, когда речь идет о взаимоотношениях двух людей. Во всяком случае, поэтесса смогла провести параллель между. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «У меня есть улыбка одна Жизнь очень часто преподносит сюрпризы, и в этом в свое время смогла убедиться Анна Ахматова, которая не предполагала, что сможет кардинально изменить свое отношение к Николаю Гумилеву. Она выходила за него замуж без любви, считая, что приносит себя в жертву. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить Анна Ахматова — одна из немногих русских поэтесс 20 века, которая в своих произведениях смогла доказать, что женщины в состоянии чувствовать окружающий мир гораздо глубже, а их личные переживания намного сильнее, чем у представителей сильного пола. Ее первый сборник стихов. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «И в тайную дружбу с высоким Те, кто лично не знал Анну Ахматову, были убеждены, что она меняет любовников чуть ли не каждую неделю. Для этого достаточно было познакомиться с творчеством поэтессе, в стихах которой фигурировали многочисленные возлюбленные. На самом деле все они были плодом фантазии. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «А, ты думал я тоже такая После разрыва отношений с Николаем Гумилевым Анна Ахматова мысленно продолжает вести с ним споры и диалоги, упрекая бывшего супруга не только в изменах, но и в разрушении семьи. Действительно, у поэтессы накопилось слишком много претензий к этому человеку, который сперва. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Я улыбаться перестала Брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева с самого начала был обречен на крах. Двум творческим людям было крайне сложно ужиться под одной крышей, хотя во многим их взгляды на литературу совпадали. Тем не менее, Гумилев знал, что женится на женщине. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Есть в близости людей заветная черта Любовь и влюбленность — два эти чувства люди нередко путают, выдавая желаемое за действительное. Именно это случилось и с Анной Ахматовой, которая уже через несколько лет супружества поняла, что испытывает к Николаю Гумилеву теплые дружеские чувства, но никак не любовь. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно Революция 1917 году полностью изменила жизнь Анны Ахматовой. К этому моменту она была уже достаточно известной поэтессой и готовила к публикации свой третий литературный сборник. Однако в одночасье вдруг выяснилось, что ее стихи уже никому не нужны, а все личные. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Еще весна таинственная млела В жизни и творчестве Анны Ахматовой 1917 год сыграл ключевую роль. И дело было отнюдь не в революции, которая посеяла хаос и разрушила прежние устои. Именно в этом году Ахматова издала свой третий сборник стихов под названием «Белая стая», в. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Все расхищено, предано, продано Жизнь поэтессы Анны Ахматовой не была легкой и безоблачной. Однако в самые трудные и безнадежные мгновения эта удивительная женщина находила в себе силы и веру для того, чтобы идти вперед и с достоинством нести свой крест. В 1921 году судьба. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Ты всегда таинственный и новый В 1913 году Анна Ахматова познакомилась со своим вторым супругом, ученым Казимиром Шилейко, которого в прямом смысле слова отбила у законной жены. Сперва она поселилась в питерской квартире этой интеллигентной пары, а после вытеснила из нее соперницу. Именно в этот. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Молитва Первая мировая война, в которую Россия была вовлечена в 1914 году, кардинально изменила жизнь очень многих людей. В их числе оказалась и Анна Ахматова, которая именно в этот период осознала, что ее семья, о которой она так мечтала, существует фактически. Читать далее.

Анализ стихотворения Бродского «На столетие Анны Ахматовой Стихотворение И. А. Бродского «На столетие Анны Ахма­товой» посвящено памяти поэтессы, которую поэт считал сво­ей наставницей в литературе. Известно, что И. А. Бродского и А. А. Ахматову при жизни связывали теплые отношения. И. А. Бродский входит в ленинградский ахматовский поэтиче­ский. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Любовь покоряет обманно Не секрет, что Анна Ахматова согласилась стать супругой поэта Николая Гумилева не из-за любви к своему избраннику, а из-за жалости и сострадания. Все дело в том, что этот молодой человек очень долго ухаживал за юной курсисткой, но на предложения о. Читать далее.

Анализ стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» А. А. Ахматовой Первая строфа сразу заявляет: это субъективные размышления лирической героини. Стихи, полагает Ахматова, должны быть живыми, неожиданными, преподносить свежие мысли. Поэтические строки рождаются несмотря ни на что, вдохновенно и даже вопреки. Ахматова приводит удивительные сравнения этого, кажется, не зависящего от самой. Читать далее.

Анализ стихотворения “Реквием” (Анна Ахматова)

Анализ стихотворения “Реквием” (Анна Ахматова) – это не просто путь к пониманию смысла этого произведения, но к переосмысливанию всего творчества поэтессы.

В 1916 году Марина Цветаева пишет стихи, посвященные сыну А. Ахматовой и Н. Гумилева Льву, которые стали пророческими:

Рыжий львеныш
С глазами зелеными,
Страшное наследье тебе нести!
Северный Океан и Южный
И нить жемчужных
Черных четок – в твоей горсти!

Действительно, судьба сына великих поэтов сложилась трагически. Он оказался среди прочих других, кто был арестован, как участник заговоров.

Впервые Льва Гумилева, учащегося на историческом факультете ЛГУ, заключили под стражу в 1935 году, но Ахматова довольно быстро смогла его спасти его от тюрьмы. Но 1938 году он был вновь арестован и приговорен к 10 годам лагерей, которые потом сократили до 5 лет. А в 1949 году сын Ахматовой был приговорен к казни, которую заменили ссылкой.

В предисловии поэмы «Реквием» читатель узнает о замысле создания произведения. О нем пишет сама Ахматова. В годы репрессий, когда Анна Андреевна проводила полжизни в очередях на свидание к сыну, какая-то женщина из очереди попросила написать поэтессу обо всем, что происходило в России.

Так родилась идея написания цикла стихов в 1934 году, которые позже были объединены в одно произведение. Ахматова особенно много работала над созданием поэмы в 1938 – 1940 годах. А закончена она была только через 20 лет.

Конечно, поэму долгие годы не могли издать в России. Поэтому Ахматова зачитывала строки произведения своим близким, в памяти которых они и хранились, а рукописи сжигала.

В 1963 году один из списков поэмы попал за границу. Без ведома автора произведение было напечатано и одобрено прозаиком Зайцевым. «Реквием» сделал Ахматову народным поэтом.

В 1987 году в России поэма, наконец, была опубликована полностью и вскоре вошла в перечень обязательных к изучению произведений в школе.

Поэма написана в разные периоды жизни Ахматовой и состоит из отдельных стихотворений, поэтому создает впечатление собранных осколков горя поэтессы в одну большую народную тоску по общей трагедии.

Прологом поэмы можно считать главы «Посвящение» и «Вступление». В «Посвящении» читатель узнает о горе поэта и матери, обнявшем лирическую героиню сразу с двух сторон: казнь бывшего мужа и арест сына:

Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет… Шатается… Одна…

Горе, такое ожидаемое, обрушилось на героиню тяжкой болью в душе, хотя и «…надежда все поет вдали…».

Во «Вступлении» читатель видит образ Ленинграда, который «ненужным привеском качался» возле своих тюрем, «Звезды смерти стояли» над людьми. Да и вся Россия страдала вместе с арестованными и невинными, обреченными на смерть:

И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Горе матери – это безумие, которое особенно тяжело лежит на женских плечах ночами, когда «Желтый месяц входит в дом». А сил помолиться уже нет, вот и звучит просьба сделать это за нее криком слабеющего сердца.

Но тут же Ахматова вспоминает годы своей беззаботной юности, когда она даже и подумать бы не смогла, «Как трехсотая, с передачею…» будет стоять под крестами. Это не светлые воспоминания о прошедшей молодости, а тяжкое осмысление горькой судьбы.

Пятый и шестой стихи – кульминация поэмы, апофеоз страданий лирической героини, тягостное предчувствие смерти сына. Буквально разрывают ее мысли и чувства в ожидании страшного:

И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.

Кажется, что все кругом твердит о скорой смерти сына. Все перевернулось в этом безумном мире, все перепуталось, и никто не даст ответа, «кто зверь, кто человек», сколько ждать казни. Ожидание мучительно, оно приводит в ужас и съедает изнутри душу.

В седьмой главе смертный приговор падает каменным словом на ее «еще живую грудь». Он почти равносилен смерти, но она обещает себе научиться жить заново. И теперь душа тоже должна окаменеть, чтобы после горя можно было жить дальше:

Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

Иначе даже «шелест лета» будет убивать своим праздничным звучанием.

Но наверное, не суметь пережить матери свое страшное горе. В 8 стихе звучит мольба лирической героини о скорой смерти. Отчаяние просит любого исхода, только бы не жить, настолько невыносимо горе.

И вот в 9 главе уже нет выхода из безумия, накрывшего наполовину душу героини. Она согласна подчиниться ему, которое вскоре не оставит ей ничего. Тяжелые воспоминания оставило о себе свидание с сыном, не принесло облегчения, а только усилило боль.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Песня последней встречи

Всего 8 строк в 10 главе – это, пожалуй, самые главные эмоционально и по смыслу строки. Лирическая героиня сравнивает себя с Марией Магдалиной, прошедшей весь крестный путь за своим сыном.

В четырех строках и отчаяние, и немой крик:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

В них и материнский мятеж, когда она «билась и рыдала», «выла под кремлевскими башнями» и «кидалась в ноги палачу», и немое оцепенение человека, учащегося пережить горе, «убить память», «окаменеть душой». Этот сдавленный крик матери, на которую никто не посмел взглянуть, вырвалось рыданием в «Реквиеме» по своему горю и по горю, общему для всех в России.

Усиливают ощущения трагичности и страха эпитеты «шаги тяжелые», «осатанелых лет», «постылый скрежет», тоска «смертельная», Русь «безвинная», «черные маруси». Несколько раз встречается эпитет «каменный»: камнем упал приговор, душа должна окаменеть, чтобы пережить горе. Но есть и почти народные эпитеты, как, например, «горячая слеза», «великая река», которые звучат как гимн единения.

«Гнутся горы», «короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «звезды смерти стояли над нами», «корчилась Русь» – это метафоры, которые придают масштабность всеобъемлющего горя.

Эпилог поэмы замыкает произведение, возвращая читателя к образам пролога. «Под красною ослепшею стеною» мы опять видим тюремную очередь, снова возникают образы страдания, страха и смерти. Усиливает ощущения прием единоначатия и анафора:

Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы…

И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной…

А лексический повтор «Я вижу, я слышу, я чувствую вас» усиливает экспрессивность содержания.

Вторая часть заключительной части поэмы звучит церковным многоголосьем для каждой, которая пережила такое же горе. Зучит призывом к потомкам не забывать те страшные годы народа, горе, которое он пережил.

Ахматова согласна на памятник, который ей поставят только в том случае, если он будет стоять там, где она стояла «триста часов» и где перед ней не открылись двери, где не услышали ее горя. Это должен быть памятник не ей – всему народу. Звучит в эпилоге и просьба помолиться за автора, если когда-то ей не дадут говорить:

Если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ

«Реквием» – это памятник народному горю, живым и мертвым. Само название говорит за себя: реквием – заупокойная служба. У Ахматовой это служба по всем жертвам репрессий, это плач всех жен и матерей по своим погибшим мужьям и сыновьям. А еще это завещание современникам и всем, живущим после, чтобы не забывали об этом, чтобы помнили всех, кого оплакала в своей поэме Ахматова.

Поэма Ахматовой – это не только о личном горе. Поэтесса пишет о горе всех матерей, и не только в период репрессий и казней. Анна Андреевна вспоминает о горе матери, которому есть место в каждой эпохе, в каждом историческом периоде: «как стрелецкие женки», стоят матери у стен тюрем. Наконец, в «Реквиеме» Ахматовой вся Россия предстает в образе матери, оплакивающей своих детей.

Несмотря на то что в произведении много эпического: композиция с прологом, основной частью и эпилогом, исторические события в основе сюжета, – жанр был определен безоговорочно как поэма. И лирического здесь, пожалуй, даже больше.

«Реквием» наполнен своими звуками. Сама Ахматова писала о том, что поэму может сопровождать только тишина и «удары похоронного колокола». Однако тишину то и дело разрывают жуткий скрежет ключей, плач детей, хлюпанье дверей, «громыхание черных марусь» и рыдание матерей.

И только в «Распятии» умиротворением для измученных душ звучит и расплавляет небеса «хор ангелов», знаменуя собой освобождение и призыв молиться и помнить.

Долгое время поэзия Ахматовой считалась камерной и слишком узкой. Но поэма «Реквием» сделала ее по-настоящему народным поэтом, настолько сильно и глубоко была пережита автором личная трагедия, объединившая едва ли не весь народ страны; она же объединила отдельные стихи в одно удивительное произведение, надрывным криком врывающегося в душу каждого, кто задумается после его прочтения о том, какими жертвами и какой бедой окрашено прошлое нашей страны.

Анализ стихотворения Ахматовой Не с теми я, кто бросил землю…

С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание. Страшная картина нарисована уже в самом начале стихотворения. Далее, поэтесса говорит о тех предателях, что им она не отдаст свои песни, то есть не будет сочинять стихов, которые выразили бы какую-то их идею. Ведь даже предательство Родины можно было бы оправдать красивыми словами. И Ахматова не слушает грубую лесть, хотя, понятно, что они пытаются талантливую поэтессу заманить на свою сторону.

Речь, конечно, о революционных событиях в России. Когда кто-то согласился с Советами, перешел на сторону красных большевиков.

Во второй строфе говорится о тех, кто остался с другой «белой» стороны. Здесь речь об иммигрантах, об интеллигенции, которым сочувствовала Ахматова. Конечно, судьба изгнанника незавидна. Его сравнивает поэтесса с заключенным, с больным, странником. Для описания его пути используется эпитет «темный», а его хлеб вдруг горько пахнет полынью.

Но вот автор говорит о себе и таких, как она. Они не предатели, но и не изгнанники. Они остались в чаду, сравнение которое показывает адский огонь гражданской войны. Слова о погубленном остатке юности намекают на то, что сподвижники Ахматовой уже не юноши, но ещё и не совсем взрослые люди, но беспечности они предпочли борьбу. Так они не отклонили ни одного удара, то есть не испугались.

В последней строфе Ахматова говорит, что позже их оценят – каждый их час. Сразу героев настоящих не видно… И в самом финале строки, которые станут эпиграфом к стихотворению «Родная земля». Строки о бесслезных людях. И контраст в конце: надменные и простые одновременно они. Надменны, видимо, они во всем трусам и предателям.

Это стихотворение об избранности и героизме.

Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю… Ахматовой

Стихотворения поэтессы Ахматовой Анны многих людей просто покорили, ведь ее произведения написаны от души. Свои мысли она показывала в своих же простых, но даже в какой-то степени – сложных стихотворениях.

Именно это стихотворения Ахматова написала в тот сложный моменты, когда ей нужно было решаться, что выбрать – спасение, но подлость для своей души, или же – быть верной самой себе, но вместе с тем – это опасно. Вот такие размышления были в тот момент у поэтессы в голове.

И дело было в том, что была революция. И когда она прошла, можно было уезжать из России, которая была разграбленной и разрушенной, так как в тот момент там было особенно трудно жить и существовать. Именно потому большинство людей собирались и уезжали.

Но Анна Ахматова сделала свой выбор, ее совесть осталась чиста. Она осталась вместе со своим сыном в России. Она не боялась репрессий и голода, она была сильной женщиной.

Это стихотворение считается критиками – патриотичным. Ведь в своих первых строках стихотворения поэтесса пишет о том, что она не с теми, кто предал, таким образом, свою страну. К тому же, Ахматова не представляла себя вне своей страны. Так как всегда любила и уважала родину. Поэтесса даже поставил на кон – свою карьеру. И даже когда была блокада, поэтесса ни разу за то время не пожалела о своем решении. Но самое большое огорчение и трагическое событие заставили написать женщину это стихотворение. Так как вскоре ее мужа, Николая Гумилева, расстреляли, после того, как арестовали. Но, как ни странно, Ахматову даже это не остановило. Она все равно не стала предательницей родины.

Также, поэтесса пишет о том, что не признает новой власти, так как их лесть – настолько груба, что это явно видно и настолько фальшиво, что становиться просто грубостью. К тому же, Ахматова отмечает, подчеркивая, что никогда не получат они ее произведения, которые она писала от души своей. Получается так, что Ахматова отказывается от предложения писать стихи, которые восхваляли бы новое правительство. Так как для нее – это малодушие и ложь.

В стихотворение идет речь о тех людях, которые оказались трусами и уехали за границу. Автор пишет о своей жалости к ним, и выражает мысль, что они пошли не той дорогой. Ахматова не боится, она пишет, гордясь, о том, что ни единый удар не был отклонен. В стихотворении Ахматова выражает уверенность, что каждому воздастся по заслугам.

Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю… по плану

Не с теми я, кто бросил землю…

Возможно вам будет интересно

Написанное на закате жизни четверостишие, наполнено глубоким философским смыслом. Понимая, что его земной путь подходит к логическому концу, Тютчев оставил попытку узнать тайны мироздания.

Произведение одного из поэтов-символистов полно многозначных образов, с помощью которых Андрей Белый рисовал свою картину реальности.

Афанасий Афанасьевич Фет – человек необычный и самобытный. Недаром про него много критиков писали, что пишет он весьма экзотично, и что не каждый сможет понять его смысл стихов. Его произведение «Поэтам» было написано в 1890 году пятого июня

Произведение относится к позднему творчеству поэта и по своей сути является незаконченным, созданным лишь в виде вступления, но, по мнению литературоведов, может считаться полноценным сочинением.

Василия Андреевича Жуковского известного русского автора и поэта уже давно отнесли к поэтам, которые смогли стать открывателями романтического стиля в поэзии российских произведений.

Не с теми я, кто бросил землю

  • Ахматова
  • Разлука

В 1922 году Ахматова окончательно решает не уезжать из России, оставаясь в стране, несмотря на крайне тяжёлую ситуацию и полыхающие по Отчизне пожары. В год принятия решения оставаться и пишется стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю». В нём видны причины и переживания поэтессы, принявшей решение и поставившей на кон не только собственное счастье, но и жизнь.

Фон стихотворения

Что произошло между революцией и 1922 годом в жизни автора строк? За границей оказался муж, русский офицер Николай Гумилёв, в Европу уехало много друзья и коллег по литературному цеху. Анна Андреевна также могла до 1922 года покинуть СССР – дорога до этого момента была открыта.

Ахматова принимает тяжёлое решение остаться, не обращая внимание на начало гонений среди творческой интеллигенции и членов семей белогвардейцев. Вместе с тем, Анна понимает эмигрантов, глядя на них с чувством жалости:

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.

Горечь выбора

По мнению поэтессы, чужой хлеб может пахнуть только полынью, дорога того, кто покинул Родину темна, он ходит по ней, как заключённый по камере. Автор строк предпочитает есть полынь вместо хлеба, но оставаться на своей земле. Она не хочет оторваться от корней и стать странником.

Важно обратить внимание на два момента, без которых анализ строк будет поверхностным. Во-первых, до 22 года Ахматова могла уехать без препятствий, во-вторых, поэтесса не была поклонником Советской власти.

Это открывает нам очевидные вещи – выбор Анны добровольный и остаётся она в России не ради идеалов социализма. При этом автор строк понимает, что оставаясь в СССР она просто губит остаток молодости и принимает на себя все удары, которые валятся на новую-старую страну:

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя…

Пряник или соль

Анна Андреевна не видит себя вне Родины, понимая под словом «Родина» не власть, а саму землю русскую. Поэтесса готова перенести всё, что уготовано ей судьбой, но не готова поменять временное лучшее, сахарный пряник изгнания, на соль русской земли.

Даже много лет спустя Анна Андреевна ни разу не сожалела о своём выборе, хотя в СССР она долго не писала, её не публиковали, про неё забыли. Принимая решение остаться на Родине, Ахматова понимала, на что она себя обрекает, но и знала, что от этого получит. Обречение на десятилетия презрения – это ничто за право ходить по родной земле и дышать тем воздухом, которым дышали наши деды и прадеды.

Читайте также:  Анализ стихотворения Заплаканная осень, как вдова Ахматовой

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю» – это яркий образец настоящего патриотизма, когда любовь в Родине перевешивает унижения, оскорбления и даже возможную смерть. Заметим, что речь идёт о настоящем патриотизме, а не о его бульварно-искусственном собрате, вскормленном золотой грудью гнилого тела властолюбия.

Как понимать строки Ахматовой

В стихотворении Ахматова говорит, что она никогда не встанет в ряд с теми, кто предал свою землю, среди них для неё никогда не будет места. Ахматова не уехала из СССР не потому что не могла, а потому что любит свою землю, свою Родину. Россия для неё это не Сталин и иже с ним, а духовность. Власти меняются, земля же остаётся родной до гроба и после… Как отсюда ухать, как её бросить?

Вопросы-ответы

Почему Ахматова не уехала из СССР?

Потому что любит Родину и эта любовь кратно сильнее страха за свою жизнь. Выше подробно описано.

Какие эпитеты есть в стихотворении?

В данном произведении встречаются эпитеты: глухой чад и грубая лесть. Также Анна Андреевна использует средства художественной выразительности – сравнения и аллитерацию. Рифмовка стихотворения перекрёстная, написано оно классическим ямбом.

Читаем стих

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час.
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Слушаем

Читает стихотворение Елена Демидова. Слушая строки их проще понять и легче запомнить.

А.Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю». Анализ стихотворения?

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» написано Анной Андреевной Ахматовой в 1922 г., относится к гражданской лирике. Главная его тема – Родина, отношение к ней. Сюжет основан на антитезе: на разных жизненных полюсах оказались эмигранты и героиня стихотворения, отказавшаяся покинуть Отечество в тяжелое для него время. Но и изгнаннику на чужбине тоже несладко: он тоже несчастен, безрадостен его путь:

Судьба оставшихся в России не менее сурова и драматична. Страна «в глухом чаду пожара» губит своих детей, лишая их молодости, счастья. Но героиня стихотворения, несмотря на выпавшие на ее долю испытания и лишения, готова разделить судьбу со своей Родиной, принести в жертву собственное благополучие. При этом звучит уверенность в том, что жертва не напрасна, она будет по достоинству оценена будущими поколениями:

В произведении Анны Андреевны Ахматовой “Не с теми я, кто бросил землю. ” поэтом осуждаются люди, которые оказались не так стойки, как лирическая героиня стихотворения “Мне голос был, он звал утешно..”, которые отказались от своей родины. Ахматова, как бесконечный патриот своей родины, высказывает презрение тем людям, для которых отчизна пустой звук. Они оставили родные края “на растерзание врагам” и отреклись от них. Героиней подчеркивается довольно бедственное состояние России, однако она,несмотря ни на что, не отрекается от родины, противопоставляя себя изменникам. Такие люди, как она “ни единого удара не отклонили от себя”. Их чувство патриотизма высоко и непоколебимо.

Стихотворение «О, я хочу безумно жить» написано Александром Блоком в феврале 1914 г., когда все в мире, даже назревающая война, вдохновляло поэта.

Возникает впечатление, что лирический герой только сейчас понял, что окунулся в подлинную жизнь, сменившую бездумное, апатичное существование. Его охватывают всевозможные чувства и порывы:

Герой чувствует в себе силы, готовность на любые подвиги, на тяжелые испытания:

…- на жизнь, которую по достоинству оценят потомки:

Герой стихотворения представлен таким, каким, возможно, поэт видит настоящего человека: личностью с чистыми устремлениями и светлой душой, готовой во имя всеобщего счастья на самые безрассудные поступки.

Стихотворение читается на одном дыхании, очень легко. Лишние слова, ненужные подробности скрыты в коротких и емких фразах с нулевыми сказуемыми:

Прямая речь в последнем четверостишье открывает понимание того главного, что хочет донести до нас поэт, – его идеал человека. Автор задает вопрос, на который сам отвечает:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света

Он весь – свободы торжество!

Эпитеты, указывающие на контраст между жизнью и людьми, живущими в этом мире

помогают осознать: жизнь, какой бы тяжелой она ни была, надо принимать с радостью; никакие трудности не в состоянии остановить полёт чистой души, ее мечты и устремления. Думаю, что в Блоке и жила такая душа, и он также принимал превратности судьбы с улыбкой, даже в суровое для России время.

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Неохотно и не смело” написано 6 июня 1849. Является, ярким образцом “чистого искусства”, жанр – пейзажная лирика.

Стихотворение написано двусложный размером – хореем, рифма перекрестная.

Композиционно произведение разделён на пять катренов, каждый из которых описывает описывает одно из природных явлений.

Из изобразительно-выраз­ ительных средств и стилистических приёмов поэтом используется олицетворение (“принахмурилась земля”, “солнце раз ещё взглянул”), инверсия (“ветра тёплого порывы”), повтор (“зеленеющие нивы зеленеет под грозой”), эпитеты (“пламень белый и летучий”), аллитерация (“раскаты громовые”).

В призыве автора полно жить, открыто чувствовать читатель может увидеть глубокий смысл этого стихотворного произведения. Многие люди совершенно простых радостей и богатых красот вокруг себя совсем не замечают, поскольку они от всего происходящего в мире всегда полностью отгораживаются. Они просто для этого надевают ” пальто “.

Печально, что не замечает никаких радостей других людей , не может ничего чувствовать и открыто любить душа, которая одета в ” пальто “. Это главная мысль стихотворного произведения Пастернака.

Четырехстопный размер амфибрахий. С ударением на 2 слоге трехсложная стопа. Из 3 строф состоит произведение.

Небольших по объёму, но глубокомысленных стихотворений в творчестве Анны Ахматовой наберётся много.

Всегда поражалась такому умению поэтессы – в небольшом тексте дать столько мыслей и чувств!

Одно из первых небольших написано в 1910-м году, практически – автобиографичные переживания молодой жены известного поэта:

Своим ученикам люблю давать для перевода такое стихотворение 1945-го года.

Другие короткие вещи (на полноту перечня не претендую), состоящие из одной-двух строф:

Это – две талантливейшие поэтессы – сравнивать их незачем. Когда-то “Вечерний альбом” Цветаевой меня потряс – лет в пятнадцать, по-моему, но даже не решусь как-то обсуждать – мне кажется, сложись все чуть иначе в ее судьбе – много бы еще смогла сказать. Ахматову тоже всегда перечитываю с огромным удовольствием – прекрасная русская поэзия – люблю их творчество и преклоняюсь, ближе по духу мне Цветаева, почему – такие вещи объяснить невозможно – поэзия воспринимается душой и читается тоже без какого-то намека на препарирование, поэтому – спасибо, что задан хороший вопрос – в суете будней как-то мало листаем любимые книги.

Анализ стихотворения Ахматовой Не с теми я, кто бросил землю…

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

17.1. В чём заключается гуманизм звучания повести Н. В. Гоголя «Шинель»?

17.2. Каким предстаёт мир калиновских обывателей в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?

17.3. Как в лирике А. А. Ахматовой воплощена гражданская позиция поэта?

17.4. Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Комментарии к сочинениям

17.1. В чём заключается гуманизм звучания повести Н. В. Гоголя «Шинель»?

Гоголь был одним из первых писателей, поднявших тему «маленького человека». Она казалась ему важной и актуальной во все времена.

Тема повести – человеческое страдание, вызванное невозможностью существования в безвоздушном обществе, где происходит стирание личности, где все решает звание. Это продолжение темы «маленького человека», поднятой еще Пушкиным в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе».

Герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин занимает низкое чиновничье положение, он «вечный титулярный советник». Жалость к этому человеку, сострадание – и есть проявление гуманизма. Нельзя так унижать человека, нельзя доводить его до состояния, когда он становится лишь подобием человека, его пародией, – призывает Гоголь.

17.2. Каким предстаёт мир калиновских обывателей в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?

В «Грозе» А.Н. Островский резко критикует «неподвижность» и косность «темного царства», которое в пьесе представляет провинциальный волжский город Калинов. Для его описания автор использует прием контраста. Пьеса открывается описанием волжского пейзажа и репликами Кулигина, который восхищается красотой этих мест. Однако это божественная красота тут же вступает в противоречие с «делами рук человеческих» – мы становимся свидетелями очередного скандала Дикого, который на чем свет стоит ругает своего племянника Бориса. И далее, на протяжении всей пьесы, автор будет проводить мысль о том, что «темное царство» Калинова, психология его жителей противоестественны, уродливы, страшны, потому что разрушают красоту истинных человеческих чувств, человеческой души. Это в пьесе понимает лишь один персонаж – чудак Кулигин, который во многом является выразителем авторской точки зрения. Дикой – типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах всего Калинова. Дикой считает себя вправе унижать людей, всячески над ними издеваться – ведь на него нет управы. Так этот герой поступает со своими домашними («с бабами воюет»), так ведет себя со своим племянником Борисом. Да и все жители города покорно терпят издевательства Дикого – ведь он очень богат и влиятелен.

17.3. Как в лирике А. А. Ахматовой воплощена гражданская позиция поэта?

Темы поэта и поэзии, гражданственности поэтического слова чрезвычайно важны для всей лирики Анны Ахматовой. В самом начале творческого пути Ахматова уже осознавала себя поэтом. В раннем стихотворении «Музе» она точно определяет свой выбор. Мечта поэтессы не разделить участь многих женщин, а отдаться безудержной и опасной свободе творчества:

Муза! Ты видишь, как счастливы все –

Девушки, женщины, вдовы …

Лучше погибну на колесе,

Только не эти оковы…

Поэт – человек, одаренный свыше. И именно поэтому его дар принадлежит не только ему, но и всем окружающим. Свою гражданскую позицию, отношение к той роли, которую поэт должен сыграть в обществе, Анна Ахматова выразила в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» и поэме «Реквием».

В стихах «Не с теми я, кто бросил землю…» поэтесса говорит о своем нравственном выборе. Покидать родную страну в тяжелый час – недостойно высокого звания поэта и гражданина:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Судьба поэта в понимании Анны Ахматовой неразрывно связана с его родиной. Именно поэтому сама она никогда не уезжала из страны, хотя с 1946 года ее стихи были запрещены к публикации. Несмотря ни на что, долг поэта – быть с его народом, петь о нем, помогать ему жить и сохранять народную память о минувших днях.

Источник: по материалам http://www.litra.ru/composition/get/coid/00070301184864196751

17.4. Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Тема творчества возникает в романе буквально с первых же его страниц — редактор толстого журнала, председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз и молодой поэт Иван Бездомный обсуждают написанную Иваном антирелигиозную поэму. Далее автор приводит нас на заседание членов правления МАССОЛИТа, в ресторан «Грибоедов», где собирается писательское общество. Но можно ли этих людей назвать творцами? Можно ли писать подлинно художественные произведения по заказу? Современные Булгакову «инженеры человеческих душ» не творят, а состоят на службе у государства, утверждая его идеологию. За это им полагаются квартиры, дачи, оплачиваемые творческие отпуска в замечательных условиях, льготы и привилегии. И ссора, возникшая в правлении при разговоре о дачном поселке Перелыгино, показывает, что в среде этих писателей царят интриги, зависть и склоки. Какое уж тут творчество! Недаром Мастер возражает, когда Бездомный называет его писателем: «я Мастер»! Он идет совсем по другому пути: получив материальную возможность оставить службу (выигрыш в лотерею), он пишет, уединившись, роман о том, что подлинно его волнует. Обретя свою Музу — Маргариту, он обретает вдохновение и подлинно счастлив в обстановке скромного быта и любимого творчества.

Ссылка на основную публикацию