Анализ стихотворения Поэт Ахматовой

Биография и анализ стихотворения Анны Ахматовой

Автор: Ирина Нестерова ✔ 05.04.2019

Нестерова И.А. Биография и анализ стихотворения Анны Ахматовой // Энциклопедия Нестеровых

Долгий творческий путь Анны Ахматовой получил признание как в Росси, так и за рубежом. Ее поэзия очень выразительная и глубокая.

Краткая биография Анны Ахматовой

“Портрет Анны Ахматовой”, К.Петров-Водкин

Анна Ахматова, настоящая фамилия Горенко, родилась в 1889 году под Одессой. Отец её, Андрей Антонович Горенко, был в то время отставным инженером-механиком флота.

В 1890 семья переезжает в Царское село.

В 1905 году молодая Анна заканчивает Царскосельскую гимназию и поступает на юридический факультет Высших женских курсов.

В 1910году она вступает в брак с [url=http://odiplom.ru/lab/hudozhestvennyi-mir-n_s_-gumileva.html] Н.С. Гумилевым [/url]. Затем супруги отправились вместе во Францию в Париж. В этом же году поэтесса примкнула к акмеистам.

Уже в 1912 году выходит первый сборник стихов Анны Ахматовой под названием “вечер”. У поэтессы рождается сын Лев Николаевич Гумилев.

В 1914 году свет увидела вторая книга стихов “Четки”.

В 1917 создан сборник “Белая стая”. После Октябрьской Революции Анная Ахматова работала в библиотеке Агрономического института.

В 1918 году поэтесса разводится с мужем и вскоре снова выходит замуж за поэта и ученого В. Шилейко.

В 1920 году поэтесса стоит перед выбором: уезжать или остаться в России.

В 1921 году вышел сборник “Подорожник”., в 1922 году книга “Anno Domini”.

В середине двадцатых годов новые стихи Ахматовой перестают печатать, а старые переиздавать. В это время поэтесса увлеклась архитектурой старого Петербурга и творчеством А.С. Пушкина.

В 1929 году Ахматова вышла из Всероссийского союза писателей в знак протеста против травли писателей Евгения Замятина и Бориса Пильняка.

Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде. Затем она была эвакуирована в Ташкент.

В 1944 году Анна Ахматова возвращается в Москву, позднее в Петербург, где работала над “поэмой без героя”. Там же она пишет прозу и различные очерки.

В 1946 году Ахматову и Зощенко исключают из Союза писателей по причине наличия антисоветского пафоса в произведениях. Ахматова лишается средств к существованию. И она начинает заниматься переводами.

После смерти Иосифа Виссарионовича Сталина в 1953 году поэтессу начали снова печатать. При этом восстановив её членство в Союзе писателей СССР.

В 1964 году Анна Ахматова получает международную премию “Этна Таормина” за пятидесятилетие поэтической деятельности. Награждение посвящено выходу в Италии сборника стихов поэтессы. В этом же году Оксфордский Университет присвоил Ахматовой степень доктора литературы.

Анна Ахматова скончалась в 1966 году в возрасте 77 лет после четвертого инфаркта. Похоронена поэтесса в поселке Комарово под Санкт-Петербургом. В 1967 году на могиле Ахматовой был установлен памятник по проекту Александра Игнатьева и Всеволода Смирнова.

Особенности поэзии Анны Ахматовой

В двадцатые годы поэтесса переживает тяжелый период. Она стоит перед выбором покинуть Россию или остаться. В связи с этим стихи Ахматовой становятся более трагичными и мрачными.

Любовная лирика Анны Ахматовой либо описывает зарождение чувств. Для стихов поэтессы характерны содержательность в выборе средств художественной выразительности. В ее поэзии преобладает матово-бледные тона, где лишь изредка встречаются яркие мазки, такие как например “золотой листопад”. При этом Анна Ахматова использует активно всевозможные выразительные средства, такие как метафоры, эпитеты и сравнения.

Анализ стихотворения Ахматовой “Кое как удалось разлучиться”

Стихотворение Анны Ахматовой “Кое как удалось разлучиться” было написано в 1921 году. Оно входит в сборник стихов “Подорожник”.

Особенностью данного стихотворения является наличие перекрестной рифмы. Стихотворный метр – анапест.

В данном стихотворении поэтесса говорит о любви. Однако любовь не может препятствовать свободному полету души поэта. Все любовные муки позволит перенести стойко муза.

Я-то вольная. Всё мне забава,
– Ночью Муза слетит утешать,
А наутро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.

Во второй строфе поэтесса говорит о том, что ей удалось потушить огонь любви, которая уже невыносима. Она обвиняет своего возлюбленного в том, что он не умеет и не сможет любить по-настоящему. При этом в первой строфе она говорит с укором:

Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.

В строках стиха звучит признание радости от свободы, от того, что муза снова настигла её. При этом муза, пришедшая утешать, принесет её новую волну вдохновения, а за вдохновением “притащиться слава”. Очевидно, что известность не прельщает Анну Ахматову. Она для нее помеха творчеству.

В третьей строфе Анна Ахматова говорит, что не стоит о ней молиться и вспоминать. “Черный ветер” и “золотой листопад” позаботятся о ней и успокоят неприкаянную душу.

В четвертой строфе поэтесса говорит, что не боится разлуки. Именно разлука для поэтессы – истинная благодать для творческой самореализации.

Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.

При этом она говорит, что не хочет, чтобы еще кто-то влюблялся в этого мужчину и также страдал, как она от его безразличия и неспособности любить.

«Поэт (Подумаешь, тоже работа…)» А. Ахматова

Подумаешь, тоже работа, —
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.

И чье-то веселое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.

А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.

Налево беру и направо.
И даже, без чувства вины,
Немного у жизни лукавой
И все — у ночной тишины.

Анализ стихотворения Ахматовой «Поэт»

Произведение, написанное в 1959 г., является частью поэтического цикла «Тайны ремесла». Источники вдохновения, этапы творческого процесса, взаимоотношения с Музой и читателями — стихотворения, вошедшие в цикл, отражают личный опыт Ахматовой, захватывая четверть века ее сложной судьбы. Вместе с тем «Тайны ремесла» можно рассматривать как фрагмент интертекста, подытоживающий размышления о природе и предназначении дара художественного слова в контексте основных тенденций русской лирики.

Позиция автора-творца подчеркнуто реалистична: в стихотворных текстах цикла преобладают спокойно-рассудительные, иногда иронические или нарочито приземленные интонации. Возвышенный образ Музы из одноименного творения смело рифмуется с разговорным «обуза». К подобному пласту лексики относятся глагол «оттреплет» и предикат «ни гугу», передающие недовольство лирического «я» непредсказуемостью и непостоянством своей покровительницы.

Настроение и стилистика зачина «Поэта» напоминают интонации, господствующие в упомянутом выше произведении: он открывается с пренебрежительной фразы «подумаешь». Лексема «работа» перекликается с понятием «ремесло», ключевым в рамках цикла и восходящим к декларациям акмеистов, в 10-е гг. XX в. образовавших собственный «Цех поэтов». Опыт прошлого окрашен иронической оценкой современника, переносящего творческий труд в категорию «беспечного житья».

Рассуждения, поясняющие полушутливую позицию героя, располагаются в центральной части стихотворения. Истинному поэту ясно, где именно черпать вдохновение: источниками впечатлений могут служить звуки музыки и картины природы. Образы страдающего «бедного сердца», «блещущих нив», родных туманных далей, молчаливых сосен настойчиво отсылают читателя к многочисленным примерам из поэзии XIX в. Интертекстуальные связи обнаруживаются не только на уровне образной структуры. Иронически копируется излюбленный классиками прием параллелизма, когда эмоции героя сопоставляются с картинами пейзажа.

Реминисценции, призванные напомнить о высокой миссии стихотворца, разбавляются оригинальной метафорой «дымовая завеса», несущей в себе явные признаки военно-морской терминологии. Перебивка элементов возвышенного стиля порождает дополнительный комический эффект.
Немаловажно, каким способом действует поэт: он выдает за свое, подслушивает, берет «налево и направо». «Беззастенчивое» поведение напоминает повадки карточного шулера, что соответствует тенденции к намеренному снижению образа.

В последнем катрене происходят существенные изменения в стилистике: на смену неопределенным формам глагола приходят личные, 1 л. ед. ч. Если основная часть текста посвящена ироническому описанию типичных привычек беззаботных питомцев Музы, то в финале лирическое «я» говорит исключительно о себе. Стороны «жизни лукавой» и особенно тайны «ночной тишины» — объекты пристального внимания субъекта речи.

Рассуждения о естественной природе таланта звучат в знаменитом «Мне ни к чему одические рати…» Появление стихов сравнивается с ростом жизнелюбивых сорных растений: одуванчика, лопуха, лебеды. Наряду с визуальными образами в число вдохновляющих включаются звуковые и обонятельные ориентиры. Весь перечень объединен по признаку обыденности, незначительности.

Читайте также:  Анализ стихотворения Поэма без героя Ахматовой

Искренний самоотчет Ахматовой изобилует интертекстуальными связями, и первым из пунктов «соприкосновения» стоит назвать пушкинское наследие. В анализируемом тексте переосмысливается идея об особой чувствительности, отзывчивости творческого дара, которая появилась в бессмертных строках «Пророка».

«Поэт», анализ стихотворения Ахматовой

Краткая история создания. Стихотворение было написано 11 июля 1959 в поселке Комарово. Относится к позднему этапу творчества поэтессы.

Тема стихотворения. В русской литературе теме поэта и поэзии уделялось большое внимание. Не обошла эту тему и А. Ахматова. Теме роли поэта посвящены многие ее произведения, включая и стихотворение «Поэт».

Сюжет. Жизнь поэта, на первый взгляд, проста и беспечна. Что-то, услышал, где-то подсмотрел, пропустил через свое мировосприятие и вот уже готов новый литературный опус. Это взгляд на поэзию со стороны простого обывателя. И, возможно, доля правды в этом есть. Ведь и сама Ахматова признается в том, что черпает свое вдохновение из «жизни лукавой» и «ночной тишины».

Художественные средства.

    стихотворный размер, трехстопный амфибрахий (ударение на втором слоге), схема:

По-/ду?-/ма-/ешь/, то?-/же/ ра-/бо?/та, –
Бес-/пе?ч-/но-/е э?-/то/ жит-/ье?:
Под-/слу?-/шать/ у/ му?-/зы-/ки/ что?-/то
И/ вы?-/дать/ шу-/тя?/ за/ сво-/е?.

_ _?_ /_ _?_ /_ _?_
_ _?_ /_ _?_ /_ _?
_ _?_/ _ _?_/_ _?_
_ _?_ /_ _?_/_ _?

  • рифма перекрестная (АбАб), чередуются женская (ударение на предпоследнем слоге) работа – что-то и мужская (ударение падает на последний слог) житье-свое рифмы. По точности созвучия рифма считается бедной (совпадение ударного гласного):
    • . работа (А)
    • . житье (б)
    • . что-то (А)
    • . свое (б)
  • тропы и стилистические фигуры:
    • олицетворение бедное сердце так стонет.
    • вторая строфа строится на антитезах : веселое-стонет, бедное-блещущих.
    • ирония , о несерьезности высказываний говорят слова что-то, чье-то, какие-то и, как итог: выдать шутя за свое.
    • эпитеты беспечное это житье, веселое скерцо, бедное сердце, дымовая завеса, жизни лукавой, ночной тишины. Эпитеты беспечное, веселое, лукавой настраивают на позитивное восприятие.
  • Стихотворение написано в легкой форме, читается на одном дыхании, нет нагромождений образов. Автор как будто обращается к каждому слушателю лично. Словами «подумаешь, тоже работа» он провоцирует оспорить или согласиться с этим утверждением. Главная задача поэта не просто слушать и слушать, а уметь «подслушать». И если у музыки это сделать легко, то лес он не так прост, в нем «сосны-молчальницы». А лучшее место для поэзии – «ночная тишина».

    Лирический герой стихотворения. Русская литература, да и вся мировая литература, не может похвастаться большим количеством женских фамилий. В свое время А. Ахматовой пришлось долго отстаивать свое право считаться настоящим поэтом. Стихотворение «Поэт» звучит как самоотчет автора перед слушателями. В нарочито ироничной форме лирический герой рассказывает нам о поэтическом таланте «подумаешь, тоже работа, – беспечное это житье». И тут же тонко подмечает, что только поэт способен «подслушать у музыки что-то. а после подслушать у леса, у сосен». Лирический герой делится с нами, где он черпает свое вдохновение «немного у жизни лукавой, и все – у ночной тишины». Стихотворение полностью обезличено. Этого удается достичь благодаря использованию местоимений и глаголов в неопределенной форме. Если не знать, кто автор, то догадаться, от чьего лица оно написано, невозможно.

    Литературное направление. Свою творческую биографию А. Ахматова начинала в тот период, когда символизм переживал кризис, и поэтому она примкнула к группе поэтов-акмеистов. Новое направление в литературе пропагандировало отказ от перенасыщенности лирики символичностью. Они провозгласили начало новой литературы, в которой верховенствует реальность земного мира. В поэзии Ахматовой все четко и лаконично.

    Анализ цикла «Тайны ремесла». Тема творчества в лирике Ахматовой. Тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой. (Ахматова Анна)

    Тема поэта и поэзии занимает важное место в творчестве великой поэтессы Ахматовой. В цикле «Тайны ремесла» рассматривается тема поэта и поэзии.

    В своих стихотворениях она рассматривает такие вопросы, как роль поэта в жизни общества, предназначение поэта на этой земле, его миссия. Как влияет поэзия на людей, ее положительные отрицательные стороны? Как влияет дар поэта на него и на общество? И многие, многие другие, за свою не очень долгую жизнь она успела написать много прекрасных стихотворений, итак посмотрим на них, а именно на цикл «Тайны ремесла».

    Стихотворение «Творчество» показывает обратную сторону поэзии, сам процесс.

    Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
    ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

    Эксперты сайта Критика24.ру
    Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

    Читатель видит уже готовое произведение, не задумываясь над самим процессом создания шедевра. Поэт – человек, чувства которого развиты лучше, чем у обычных людей, он более ранимый, чувствительный. Творчество – состояние души, когда приходит вдохновенье «и просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь». Творчество не поддается законам, это порыв души, который находит свое отражение на бумаге. Суть поэзии Ахматова видела в диалоге с читателем, в том, чтобы донести до него свою мысль.

    Стихотворение «Муза» показывает всю неординарность работы поэта. Муза – покровительница искусств и наук. Ее своеобразный нрав Ахматова рассматривает в своем стихотворении:

    Жестче, чем лихорадка, оттреплет,

    И опять весь год ни гу-гу.

    Это является еще одним доказательством того, что труд поэта нельзя сравнивать с физической работой обычных людей, это уникальные творения.

    Стихотворение «Поэт» рассматривает тему поэта и общества. Так, общество воспринимает творчество как простое занятие, не требующее физических усилий, но труд поэта другой, он исчисляется в душевных терзаньях. Поэт выполняет важную функцию – он сохраняет и передает следующим поколениям красоту языка, его глубину. Цель поэта – не только вдохновлять своего читателя, но и передать воспоминания о своем времени, об укладе жизни, о победах и поражениях. Лирический герой с иронией говорит о представлениях людей по поводу поэзии. Автор показывает, что общество недооценивает заслуги поэтов. Но взаимодействие поэта и его читателя очень важно, потому что если не будет читателей, то исчезнет поэзия.

    Подумаешь, тоже работа, —

    Беспечное это житье:

    Подслушать у музыки что-то

    И выдать шутя за свое.

    Стих «Последнее стихотворение» – отражение философских размышлений о поэтическом «ремесле», творчестве в целом. Автор рассматривает природу поэзии, как она появляется.

    Этот цикл открывает тайны поэзии и процесса написания стихотворения, для того, чтобы сделать поэта и читателя еще ближе друг к другу, тем самым Ахматова раскрыла душу обществу, надеясь на понимание и поддержку.

    Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

    Чтобы вывести это сочинение введите команду /id18796

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Откроется после 5 декабря. –>

    Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
    Сообщить о плагиате

    Анна Ахматова, “Мужество”: анализ стихотворения, тема, год написания

    Иногда приходиться делать невозможное. Когда на кону стоят судьбы миллионов, тогда проявление мужества превращается в повседневный обязательный ритуал, в котором нет времени на сомнения. Стихотворение «Мужество» Ахматовой, впитавшее в себя весь трагизм и горечь войны, показывает, какая великая миссия стоит перед каждым защитником родной земли.

    Создание произведения

    Великой русской поэтессе пришлось пережить несколько эпох. Она видела переворот, репрессии Сталина, осаду Ленинграда и то, как страна возрождалась из пепла, оставшегося от времен Второй мировой. Пребывая в эвакуации, Ахматова стала работать над сборником стихов под названием «Ветер войны».

    Итак, Анна Ахматова, «Мужество». Год написания – 1942, 23 февраля. В нем поэтесса не высказывала своих открытых, конфронтальных позиций относительно действующей власти, не восхваляла монархизм. Ахматова понимала, что лишь благодаря правлению страны удалось объединить столько народов и наций, проживающих на территории союза, чтобы дать врагу достойный отпор. Естественно она не стала идейной коммунисткой, но осознавала, что сейчас не время подрывать позиции власти.

    Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматова Двадцать первое. Ночь. Понедельник (21 ночь)

    Детальный анализ «Мужества» Ахматовой дает возможность отметить, что стихотворение переполняет патриотизм и вера в победу. Такие работы стали востребованными, поэтесса вновь смогла почувствовать себя необходимой и полезной. Благодаря войне в прошлом остались преграды и цензура, теперь Ахматова могла в полной мере выразить себя.

    Тематика

    В своем произведении раскрывает Ахматова тему мужества и стойкости, которые нужно проявить на войне. Она пишет к обычным людям, которые потеряли все, что имели, но не сдались под тяжестью внезапно рухнувшего на их головы бремени.

    «Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет,» – уверенно твердит поэтесса. При анализе стихотворения «Мужество» Ахматовой эту строчку можно считать ключевой. Она желает разделить вместе с народом одну судьбу, поэтому и говорит от его лица. Поэтесса пытается оттенить мысль о том, что не страшно погибнуть, лишь бы защитить русский язык. В сохранении «великого, русского слова» заключена еще одна тема «Мужества» Ахматовой. Она считает что нужно во что бы то ни стало сохранить свободу и чистоту родного языка и передавать его из поколения в поколение.

    В произведении «Мужество» Анна Ахматова достаточно четко определила свою основную цель и задачу, ведь кому как не поэту бороться за родной язык. Восстановить заводы и города намного проще, чем вернуть человеку утраченное во время кровопролитных битв богатство души, и поэзия – одно из тех немногочисленных средств, что помогает человеку вновь поверить в прекрасное.

    Акмеистика Ахматовой

    В литературе Ахматова известна как поэт-акмеист. Это литературное направление в модерне, участники которого уверены, что творчество – особый вид искусства, где мастером выступает поэт, используя для работы слово. В отличие от мистиков и символистов, акмеисты считали, что поэзии можно научиться, если постоянно тренироваться.

    Проводя анализ «Мужества» Ахматовой, можно отметить, что поэтесса работает в лучших традициях акмеизма. Она не использует образы и символы, а тщательно подбирает слова, пытаясь в нескольких предложениях выразить всю неминуемую, трагическую участь народов СССР и приободрить тех, кто всем сердцем верит в победу. Анализ формы и содержания стихотворения показал, что родной язык имел для поэтессы огромное значение, именно поэтому она так тщательно подбирает слова, составляя из них краткие и емкие предложения, чтобы сказать о самом важном.

    Идея и способы выразительности

    Ахматова отчаянно верила в мужество своего народа, которое он проявлял в противостоянии фашистским захватчикам. Это и стало основной идеей произведения. Стих звучит ритмично и торжественно, словно праздничный марш. Он чем-то напоминает клятву, которую дает каждый, кто его читает.

    При анализе «Мужества» Ахматовой нельзя не отметить строгую изысканность слога. Она практически не использует эпитеты, только в последних строчках Ахматова награждает родное слово определениями «свободное и чистое». Немногочисленные метафоры и олицетворения придают стиху торжественность и серьезность. Поэтесса использует также приемы аллитерации (повторения однородных согласных), которые придают произведению громкость и призывной характер. Пользуется инверсией (перестановка слов, что нарушает установленный грамматический порядок), чтобы сосредоточить внимание на ключевых моментах.

    Сравнение “наши часы”, что начинает произведение, определяет мрачное время, в котором приходится жить поэтессе и всему русскому народу. Обращаясь на «ты» к родному языку, Ахматова олицетворяет его, делая живым существом, потому и появляется еще одно сравнительное олицетворение – «спасти от плена». Ведь если бы Гитлер победил, то русский язык стал бы вырождаться, а вместе с ним начало бы исчезать культурное наследие, да и сама нация.

    В произведении Ахматова пользуется лексическим повтором, чтобы сосредоточить внимание на особенно важных вещах: «ныне-ныне», «мужества-мужество». Во 2-й строфе поэтесса воспользовалась синтаксическим параллелизмом, что позволило усилить эффект, производимый идеей об отчаянном сражении за родину и слово.

    Рифма, ритм и строки

    При анализе «Мужества» Ахматовой сложно не заметить, что стих написан четырехстопным амфибрахием. Этот стихотворный размер позволяет читать не торопясь, обеспечивая полное понимание мысли автора. Каждое слово в таком стихотворении буквально на вес золота: значимое, весомое и преисполненое глубокого смысла.

    Стихотворение состоит из трех строф, написанных при помощи перекрестной рифмы. Третья строфа обрывается на слове «навеки», которое является единственным в третьей строке. Этим поэтесса подчеркивала непоколебимость своей веры. Стих «Мужество» написан от третьего лица, что показывает глубокое единение автора с народом.

    Сердцу хочется кричать

    Лирический герой (в конкретном случае героиня) говорит от лица целой народности. Народа, что живет вместе с ней в одной эпохе, был до нее и будет после. Стих «Мужество» преисполнен патриотизма и непоколебимой уверенности в силе защитников и ценности родного языка.

    Это не просто стих, а настоящая клятва. Обещание всех и каждого бороться до последнего. Всего три строфы, но этого оказалось более чем достаточно, чтобы выразить все то, от чего сердцу хотелось кричать. Незримая поддержка, едва блеснувшая надежда и уверенность в мужестве соотечественников. Наши современники будут видеть в этом стихотворении сильную рифму и отличный слог. Но те, кто жил во времена Второй мировой, смотрят на произведение Ахматовой как на пушечный залп, прозвучавший в сторону врага, ведь словом можно вдохновить на подвиги. Благодаря им мы сегодня и живем спокойно.

    Муза-Ахматова (на примере анализа цикла стихотворений М. Цветаевой «Ахматовой»)

    Рубрика: Филология, лингвистика

    Дата публикации: 07.11.2015 2015-11-07

    Статья просмотрена: 9400 раз

    Библиографическое описание:

    Култышева О. М., Бельков А. Е. Муза-Ахматова (на примере анализа цикла стихотворений М. Цветаевой «Ахматовой») // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 946-949. — URL https://moluch.ru/archive/102/23051/ (дата обращения: 17.03.2020).

    Цикл стихотворений «Ахматовой» Марина Цветаева посвятила Анне Ахматовой, которая являлась для молодой поэтессы примером для подражания, кумиром, образцом. В годы написания данного цикла Цветаева была романтически увлечена как её творчеством, так и её личностью. Марина Цветаева взяла на себя смелость назвать своего кумира Музой — творчество Ахматовой поспособствовало созданию ряда стихотворений.

    Ключевые слова:муза-Ахматова, М. Цветаева, цикл стихотворений «Ахматова», лирическая героиня, лирический мотив.

    В центре цикла стихов М. Цветаевой — романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Один из образов, который является воплощением Музы в творчестве Марины Цветаевой, — это образ, обращённый к поэту-современнику А.Ахматовой.

    Муза-Ахматова предстаёт перед читателем в разных версиях. В данной статье рассмотрим эти вариации.

    В первом стихотворении цикла Цветаева называет Ахматову «Музой плача», тем самым подчёркивая глубокое душевное и лирическое начало, которое так важно для создания проникновенных стихотворений.

    Цветаева настолько боготворит Ахматову, что готова отдать ей свои душу и сердце. Интересным здесь представляется то, что в качестве образа для таких сравнений у поэтессы возникают ассоциации с различными помещениями.

    Область души и сердца, внутренний мир человека принимают реальные земные очертания благодаря их способности вмещать в себя множество не только эмоций, но и людей, дорогих и любимых «души в нас — залы для редких гостей» [12]:

    Мы коронованы тем, что одну с тобой

    Мы землю топчем, что небо над нами — то же!

    И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

    Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

    В певучем граде моем купола горят,

    И Спаса светлого славит слепец бродячий.

    — И я дарю тебе свой колокольный град,

    Ахматова! — и сердце своё в придачу [1].

    Поэтесса готова на все ради стихотворчества, она принимает Музу такой, какая она есть, в том числе и «смертоносной»:

    Океаном ли правишь путь,

    Или воздухом — всею грудью

    Жду, как солнцу, подставив грудь

    Смертоносному правосудью [2].

    Цветаеву настолько охватывает творческий порыв, что Муза одновременно и «прекраснейшая из муз», и в то же время она то, что причиняет душевную боль, и в данном случае она сродни музе-мучительнице Ахматовой. «О Муза плача, прекраснейшая из муз!» — в этом образе удивительно сочетаются два противоположных начала [11]. Парадоксальная, «двухцветная» характеристика выявляет двойственную природу воплощений:

    Читайте также:  Анализ стихотворения Заплаканная осень, как вдова Ахматовой

    О Муза плача, прекраснейшая из муз!

    О ты, шальное исчадие ночи белой!

    Ты чёрную насылаешь метель на Русь,

    И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы [1].

    Образ, явленный в таком драматическом ключе («шальное исчадие»), и вызывает двоякое чувство: некую смесь восхищения, восторга и ужаса:

    И мы шарахаемся, и гулкое: ох! –

    Стотысячное — тебе присягает, Анна

    Чувство восхищения поэтом не останется бездейственным: оно рождает стремление одарить в ответ, в благодарность отдать поэту нечто бесценное, как его дар. Для цветаевской героини такая неразмерная ценность — её родной город.

    В певучем граде моём купола горят,

    И Спаса светлого славит слепец бродячий…

    И я дарю тебе свой колокольный град,

    Ахматова! — и сердце своё в придачу [1].

    Казалось бы, что может быть больше такого безоглядного растворения в любви, столь ярко выраженной самоотверженной готовности отдать «сердце своё в придачу»? В 1921 году она напишет А. А. Ахматовой такие пронзительные слова: «Мне так жалко, что всё это только слова — любовь — я так не могу, я бы хотела настоящего костра, на котором бы меня сожгли» (из писем М. Цветавой к А. Ахматовой).

    Поэтесса как всегда неожиданно высказывает свои чувства. И если любовь предстаёт у М. Цветаевой в образе вечной и мудрой старухи, то плач, наоборот, теряет всю свою обыденность и возвеличивается, принимая образ страдающей, чёрной, но прекрасной женщины. Однако эта боль сладостна и приятна поэтессе:

    Ах, я счастлива! Никогда заря

    Не сгорала — чище.

    Ах, я счастлива, что, тебя даря,

    Что тебя, чей голос — о глубь! о мгла! –

    Мне дыханье сузил,

    Я впервые именем назвала

    Царскосельской Музы [3].

    То, что даёт Муза Марине Цветаевой — это вовсе не легкая блаженная радость, это — бремя и тяжесть, поэту нелегко быть поэтом. В данном случае поэт сильно зависит от своей Музы, она им правит:

    Что, на сердце вóроном налетев,

    В облака вонзилась.

    Горбоносую, чей смертелен гнев

    И смертельна — милость.

    Что и над червонным моим Кремлем

    Свою ночь простёрла,

    Что певучей негою, как ремнём,

    Мне стянула горло [3].

    В данной зарисовке даже портретно узнаётся цветаевская муза-кумир — А. Ахматова.

    Муза Цветаевой — это могучий, яростный образ, который не постепенно и плавно приходит к поэтессе, а врывается бурей. Муза-Ахматова — мятежница:

    Ты, срывающая покров

    С катафалков и с колыбелей,

    Лихорадок, стихов и войн,

    Я заслышала грозный вой

    Львов, вещающих колесницу [2].

    Стихотворение написано в форме обращения к А.Ахматовой. Поэтесса не называет её имени, а постоянно использует различные словосочетания: «разъярительница ветров», «насылательница метелей» и эпифору «чернокнижница». М. Цветаева очень образно объясняет, почему так подходит Анне Ахматовой подобная характеристика: и внешность её — чёрная-горбоносная, и пристрастие к книгам, и чудодейственная холодность и спокойствие её стихов.

    Будет крылышки трепать

    Сравнение «чернокрылонька» так же сочетает в себе, с одной стороны, образ А.Ахматовой (черные глаза и волосы), с другой — обтрёпанные крылья ахматовской «царскосельской музы».

    Лейтмотивом сквозь цикл «Ахматовой» автор проводит образ Музы, которая отождествляется с великой всемогущей силой, причем зачастую — божественной.

    В порыве восхищения талантом своей великой современницы и коллеги по поэтическому цеху Марина Цветаева в стихотворении «Златоустой Анне-всея Руси…» изображает Ахматову в роли «златоустой» литературной царицы:

    Златоустой Анне-всея Руси

    Ветер, голос мой донеси

    И вот этот мой вздох тяжёлый [4].

    Надо обратить внимание на то, что данное стихотворение по своей форме и содержанию похоже на молитву-прошение, где Марина Цветаева пытается наладить невидимую, божественную связь со своей Музой (по форме данное стихотворение близко периодически появляющимся в творчестве Ахматовой жанрам молитвы и исповеди. В её поэзии есть стихотворения, которые так и называются — «Молитва» и «Исповедь»).

    Для М. Цветаевой Ахматова была единственной достойной соперницей среди современниц, представлявших женскую лирику, в строках чувствуется восхищение и готовность признать её превосходство. М. Цветаева любила поэзию и всех её служителей, все талантливое в поэзии признавалось ей безусловно:

    Ты в грозовой выси

    Донеси любовь мою

    Златоустой Анне — всея Руси! [4].

    Божественное проявляется и в стихотворении Цветаевой «У тонкой проволоки над волной овсов…». Проявляющий голос — это запредельный, магический голос, символизирующий Музу:

    У тонкой проволоки над волной овсов

    Сегодня голос — как тысяча голосов!

    И бубенцы проезжие — свят, свят, свят –

    Не тем же ль голосом, Господи, говорят [5].

    В стихотворении «На базаре кричал народ…» Цветаева отождествляет образ Музы с Богородицей, прося помолиться за неё:

    Помолись за меня, краса

    Грустная и бесовская,

    Как поставят тебя леса

    Богородицей хлыстовскою [6].

    Важно отметить, как именно приходит Муза, как она посещает поэта. Ещё в ранних стихотворениях Марина Цветаева сквозь волшебство детства слышала какие-то голоса. Однако если раньше они были сказочными, еле уловимыми, то сейчас — это мощный и сильный голос, это зов.

    Татьяна Елькина в статье, посвящённой анализу основных символов в поэзии Марины Цветаевой, характеризует образ «голоса» так: «Символ голос впервые появляется у Цветаевой в сборнике «Юношеские стихи» (1913–1915). Начиная с этого периода времени данный символ проходит через все её творчество, особенно же часто он появляется в цветаевских произведениях 1916–1918 годов, когда, как принято считать, начинается «настоящая Цветаева», то есть когда поэт выходит на новый уровень своего творчества и становится очевидным своеобразие цветаевского дара» [7].

    Сама Марина Цветаева в статье «Поэт о критике» очень чётко сформулировала своё мироощущение и то, как она понимает и слышит звуки: «Все моё писанье — вслушиванье. Отсюда, чтобы писать дальше — постоянные перечитыванья. Не перечтя по крайней мере двадцать строк, не напишу ни одной. Точно мне с самого начала дана вся вещь — некая мелодическая или ритмическая картина её — точно вещь, которая вот сейчас пишется. А я только восстанавливаю. Верно услышать — вот моя забота. У меня нет другой» [8].

    Так, сквозь весь анализируемый нами цикл стихотворений «Ахматовой» читатель слышит этот зов и другие звуки:

    Я заслышала грозный вой

    Львов, вещающих колесницу [2].

    Что тебя, чей голос — о глубь, о мгла!

    Мне дыханье сузил [3].

    Этот голос может быть представлен в виде целого хора:

    И спит, а хор её манит

    Это звучание выражено не только голосом, но может быть представлено природными, зачастую стихийными, звуками, такими как звуки метели, вьюги, грома:

    Ты чёрную насылаешь метель на Русь,

    И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы [1].

    Гром моря и грозный зов

    Раненой Музы [10].

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что одним из первых воплощений образа Музы в творчестве Марины Цветаевой явилось конкретное лицо, поэтесса, творец, тайный вдохновитель — Анна Ахматова. М. Цветаева до определённой степени идентифицирует себя со своей героиней, наделяя её возможностью жизни за пределами реальных пространств и времён; трагизм её земного существования компенсируется принадлежностью к высшему миру души, любви и поэзии.

    Образ Ахматовой многомерени в чем-то напоминает лирическую героиню самой Цветаевой: она «разъярительница бурь, насылательница метелей», «чернокнижница», грозная, и кроткая, греховная и не подверженная изъянам.Эта Муза не нечто неведомое, посещающее поэта, а одухотворённый голос, наделённый божественными свойствами, которому Цветаева молится и исповедается, как божеству. И в этом божественно-высоком образе, обладающем, тем не менее, портретными чертами Ахматовой, заключена пронзающая сила, порой демоническая мощь, в которой так нуждается Марина Цветаева. Это «Муза плача», она причиняет боль поэту и страдает сама («раненая Муза»), что также сближает её с Музой Н. А. Некрасова. В дальнейшем, этот мотив боли, плача и страдания перерастёт в желание пожертвовать всем ради творчества, которое и символизирует Муза.

    Ссылка на основную публикацию