Анализ стихотворения Смятение Ахматовой

Анализ стихотворения «Клятва» — Ахматова

Анализ стихотворения «Клятва» — Ахматова

Великая Отечественная война застала А.А. Ахматову в Ленинграде. Во время блокады она еще оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц так вспоминала о той поре: «С ли­цом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом че­рез плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоз­душной обороны. Она шила мешки для песка, которыми об­кладывали траншеи-убежища…». А потом Берггольц почти повторит все это в своих стихах:

У Фонтанного дома, у Фонтанного дома, у подъездов, глухо запахнутых, у резных чугунных ворот гражданка Анна Андреевна Ахматова, поэт Анна Ахматова на дежурство ночью встает.

На левом бедре ее тяжелеет, обвиснув, противогаз,

Тогда же, в сентябре 1941 года, когда Ленинград постоян­но бомбили, А.А. Ахматова часто выступала по радио. Жизнь поэта была очень трудной. Она тяжело болела. Запись О.Ф. Берггольц: «Зашла к Ахматовой, она живет у дворника (убитого артснарядом на ул. Желябова) в подвале, в темном- темном уголку прихожей, вонючем таком, совершенно достоевщицком. На досках, находящих друг на друга, — матрасишко. На краю, затянутая в платок, с ввалившимися глаза­ми — Анна Ахматова, муза плача, гордость русской поэзии. Она почти голодает, больная, испуганная. И так хорошо сказала: “Я ненавижу Гитлера, я ненавижу Ста­лина, я ненавижу тех, кто кидает бомбы на Ленинград и на Берлин, всех, кто ведет эту войну, позорную, страшную”».

В октябре больную Ахматову эвакуировали из осажденно­го города. Она уехала в Москву, а затем в Ташкент. Об этом времени она вспоминала так: «До мая 1944 года я жила в Таш­кенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и дру­гие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи ране­ным бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в паля­щий зной древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой побе­ды. В июне вернулась в Ленинград» 1 . Свою встречу с род­ным городом она описала в прозаическом очерке «Три си­рени».

Стихотворение «Клятва» было написано в июле 1941 года в Ленинграде, оно вошло в поэтический цикл «Ветер войны».

Произведение проникнуто публицистическим пафосом, мы можем отнести его к патриотической лирике.

Стихотворение состоит из одного четверостишия. Сначала поэт обращается ко всем русским женщинам, призывая их к терпению, мужеству, душевной стойкости:

И та, что сегодня прощается с милым, —

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Поэт использует здесь сложноподчиненное предложение с местоименно-определительным придаточным. С помощью этого предложения автор создает обобщенный образ русской женщины — матери, жены, сестры, — провожающей на фронт близкого человека. Торжественность речи здесь достигается с помощью побудительного предложения, в котором заключе­на развернутая метафора: «Пусть боль свою в силу она пере­плавит».

Вторая часть строфы также представляет собой сложно­подчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Основное значение придаточного предложения здесь — это сообщение о факте, в котором лирическая героиня не сомне­вается. Эффект уверенности также достигается здесь с помо­щью лексического повтора («клянемся, клянемся…»).

Заключительные строки — это клятва лирической герои­ни, которую она дает от имени всего народа:

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Это обещание дано самому дорогому, святому, что есть в жизни, — «детям», «могилам». Лирическая героиня здесь от лица всего народа обещает: русские люди никогда не поко­рятся врагу. Эта клятва священна, нарушить ее невозможно.

Стихотворение представляет собой катрен с перекрестной рифмовкой. Оно написано четырехстопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной выра­зительности: метафору и инверсию («пусть боль свою в силу она переплавит»), лексический повтор и восклицательное предложение («Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!»).

Анализ стихотворения «Песня о последней встрече» (А. А. Ахматова)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 26.02.2020 · Обновлено 26.02.2020

Довоенное творчество невероятно прекрасно. Оно пропитано жизнелюбием и наивностью, кажущимися нам, смотрящим на жизнь счастливых и мирных людей из пережившего две мировые войны будущего, парадоксальным. Нет ничего печальнее, чем наблюдать героя, обретающего счастье, но не имеющего возможности сохранить его в будущем. Ярким примером сентиментальной, уверенной в вечном мире, занятой только личными проблемами поэзии является ранее стихотворение Анны Ахматовой “Песнь о расставании”, анализ которого (по плану) представляет Вам Многомудрый Литрекон, искренне уповающий на то, что чья-то алчная рука сейчас не занесена над большой красной кнопкой.

История создания

Стихотворение «Песня о последней встрече» датировано 1911 годом (опубликовано в литературном сборнике “Вечер”), что разубеждает читателя, полагающего при прочтении о том, что Ахматова описывает в нем расставание с уходящим на войну мужем. Тогда бы сложился вполне целостный символический пазл: и просьба любимого “умри со мной” кажется не такой эгоистичной, и сетования на “обманчивую судьбу” кажутся вполне уместным пессимизмом. Но нет. Война грянула лишь 3 года спустя.

О чем, а главное, о ком же тогда пишет Ахматова? Кому посвящено стихотворение «Песня о последней встрече»? Углубившись в мемуары поэтессы, убедимся, что она сама признавала излишнюю сентиментальность своего творчества. Нет драмы? — Анна Андреевна придумает ее сама, поместив ее в собственную творческую парадигму. Подход кажется дурацким, однако в исполнении Ахматовой он приобрел некую оправданность. То, с каким искусством поэтесса наделяла своих литературных големов истинно человеческими чувствами и слабостями, можно считать никому не постижимой наукой. Кажется, будто Ахматова экстраполирует на своих героев правдоподобные, личные переживания.

Однако нельзя говорить о том, что любовные настроения, которым пропитано стихотворение «Песня о последней встрече», были сымитированы Ахматовой: в это время она состояла в браке с поэтом Гумилевым, познавая супружеское счастье. А вот факт бесповоротного расставания, очевидно, был выдуман поэтессой, хранившей безупречную верность супругу, который, вовсе не из взаимности, а из теплых чувств, не оставлял жену в целомудренном одиночестве. Так, Гумилеву никто не наставил рогов: ни любовник, ни судьба, ни внешняя политика Николая II.

Таким образом, рассматриваемое нами стихотворение — однозначно ни о ком, но нельзя сказать, что «ни о чём». В этом мы убедимся ниже.

Жанр, направление, размер

Жанровую принадлежность стихотворения «Песня о последней встрече» Ахматова выдает в его названии, значительно упрощая тем самым работу литераторов: подобное стихотворение, представляющееся фрагментом потока сознания, воспаленного высокими чувствами, нельзя точно квалифицировать.

Сойдемся на том, что рассматриваемое нами стихотворение — “песнь”, выражаясь более пафосно — элегия. Тем более, что оно имеет большинство характеризующих ее как жанр признаков:

  • простой человек в качестве лирического героя;
  • поэтический параллелизм;
  • вкрапление в виде диалога с предметом чувственного дисбаланса, побудившего лирического героя на монолог, непосредственно представляющий собой все произведение.

Что касается литературного направления, в лоне которого создавалось стихотворение, следует сказать о том, что ранняя Ахматова принадлежит к течению акмеизма. Лишь позже, с наступлением Сталинской эпохи, поэтесса вынуждена была прибегать к символизму. Если у кого был тогда акмеизм в почете, то разве что среди блатных.

Так, «песнь о Последней встрече», написанная, как уже говорилось, в 1911 году, соответствует всем канонам акмеизма:

  • описывает конкретно-чувственное проявление мира (момент расставания в кленовом саду);
  • делает центром человека, природа чьих чувств требует подтверждения (героиня готова разделить с ним смерть, однако понимает, что ее клятвы в этом — пустой звук).

Говоря о стихотворном размере стихотворения «Песня о последней встрече», необходимо отметить примечательный факт: несмотря на свои малые размеры, оно является диметром (стихотворением, состоящим из трех тактов). Стихотворение состоит из четырех строф, по 4 строки в каждой. Каждая строфа условно поделена Ахматовой надвое: первые две строки подчиняются правилам силлабо-тонической системы стихосложения, последние — правилам тонической системы. В первых двух строках четко соблюдается стихотворный размер — дактиль, в то время как в последних строках размер как таковой отсутствует, а вот количество ударений с рифмующимися строками совпадает.

В остальном, все соответствует классическим для русской поэзии стандартам: стихотворение обладает претензией на гениальность, перекрестной рифмовкой, мужской рифмой в строках “А”, а женской — в строках “В”.

Композиция

Как уже говорилось, стихотворение «Песня о последней встрече» состоит из четырех строф, однако не имеет столь явного композиционного деления: место действия и эксплицитный психоэмоциональный фон героини не меняется.

Меняются лишь образы, наблюдаемые читателем:

  1. В первой строфе он видит чрезвычайно взволнованную героиню, которая “на правую руку надела перчатку с левой руки” — до того она, погруженная в мысли о Главном, отвлечена от мира условностей. Ее грудь беспомощно холодеет, но она обманывает себя, легко шагает, решительно встречая зреющий удар судьбы.
  2. Вторая строфа проясняет причины душевного тремора героини: есть некто, с кем она прочно связана нитями судьбы. Рефлексия настолько охватывает ее, что давно знакомые ступеньки родного дома кажутся бесконечными: пространство растягивается, время тянется тяжело и муторно (“Показалось, что много ступеней, а я знала — их только три!”). Именно этот некто между кленов осенним шепотом просит: “Со мною умри”. С какой это радости?
  3. Все становится ясно в третьей строфе — некто продолжает держать речь: “Я обманут моей унылой, переменчивой, злой судьбой». Некто, как многим из нас покажется, мямлит, но для героини эти слова ясны как день. До того, что она готова разделить участь обманутого судьбой возлюбленного (мы уже можем его так назвать). Он вторит ему: “И я тоже. Умру с тобой”.
  4. Четвертая строфа дает разъяснение чувствам, изложенным выше: “Это песня последней встречи”. Драма героини и ее возлюбленного становится до конца понятной: два любящих сердца бесповоротно расстаются, вопреки своим чувствам и желаниям. Читатель провожает героиню в опустевший теперь дом, темный и мрачный, оставляя ее наедине с тлеющей свечой и нетленными воспоминаниями.

Образы и символы

Самым ярким, безусловно, является образ лирической героини в стихотворении «Песня о последней встрече», отражающей суть истинной человеческой любви, в которой сентиментальная слабость дополняет решительную силу самопожертвования. Чего стоит вовсе не кажущееся в контексте стихотворения глупым: “И я тоже умру с тобой”.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король

Особый интерес представляет образ возлюбленного, получившийся едва ли не инфернальным. Он, обращающийся к главной героине, будто бы уже наполовину растаял, мы видим лишь остатки его экзистенции, скрывающейся от душераздирающей боли расставания: шепот, замещающий трагический надрыв, неоднозначные формулировки, замещающие самые важные слова, самую горькую правду, самую сладкую ложь.

Без преувеличения мистическим вышел образ дома, где “только в спальне горели свечи равнодушно желтым огнем”. Мрачное жилище, со своей суровой одинокостью и темнотой, напоминает метафорическую могилу. Действительно, дом, куда возвращается теперь уже одинокая героиня, выступает в качестве склепа в одночасье разрушенных надежд, где обретет покой опустошенная душа, у которой так непринужденно, но при этом, закономерно, было отнято счастье.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Песня о последней встрече» выстроилась перед Вами в сокращенном виде. Если ее нужно дополнить, обратитесь к Многомудрому Литрекону в комментариях:

  1. Тема любви. Тема любви всегда оставалась центральной в творчестве Ахматовой. Как все счастье и горе поэтессы было связано и созависимо с любовью, так и героиня стихотворения расплачивается за обладание искренними чувствами, становясь жертвой судьбы, уродующей, по классике жанра, беззащитные в своей чуткости сердца.
  2. Тема разлуки. Тема разлуки освещалась Ахматовой особенно трепетно: все ее любимые люди были безнадежно оторваны от нее росчерком в досье (сын — Лев бесконечно заключался и перезаключался в трудовые лагеря, последний муж — Н. Пунин — был взят под стражу в 1930-м). Поэтесса, как никакой другой человек знала, каково это — вечная мучительная разлука, опускающаяся до наивного, детского, страждущего ожидания. Ожидания родного силуэта, появляющегося на горизонте, ожидания знакомого шума открывающейся двери, ожидания чуда.
  3. Тема фатализма. Данная тема даже не разворачивается до аналитических или критических суждений: для Ахматовой бесспорна решающая роль судьбы в жизненном пути человека. Все что он переживает: любовь, разлука, боль, зависть — все, в понимании поэтессы, предначертано ему судьбой. Так уж сложилась жизнь Ахматовой, попавшей под влияние независящих от нее обстоятельств, сгонявших людей в трудовые лагеря, пронзавших свинцом их души.

Проблема взаимопожертвования и искренней любви — основная в стихотворении «Песня о последней встрече». Наделяя героев одинаково искренними по отношению друг к другу чувствами, Ахматова оказывает нам помощь в рассмотрении данной проблемы. В первую очередь, конечно же, героиня показывает, что настоящая любовь есть нечто большее чем циничное практиканство: это аккумулятор страдания, должного стать сладостным для искренне любящих сердец. Произнесенное ею “И я тоже. Умру с тобой” — чистейшее признание, в котором нет ни капли сентиментального лукавства, откровения ради откровения. “И я тоже. Умру с тобой” — клятва, от которой невозможно отказаться, ведь, как мы знаем, не отрекаются любя. Вопрос стоит лишь в том, должна ли эта клятва даваться? Что лучше: быть рабом своих честных чувств, или владельцем обманчивых рефлекторных позывов?

Основная идея

Смысл стихотворения «Песнь о последней встрече» — это трагедия любящего человека, гонимого роком чужих событий. Ахматова не приводит конкретных причин расставания. Все происходит “потому что нельзя иначе”. Знать бы, как выглядит это “иначе”, выходит, оно нескончаемо привлекательно, раз судьба так яро отваживает нас он него.

Герои покажутся некоторым несколько неограниченными собственной убежденностью в бессилии людьми, не предпринимающими попыток сохранить свое счастье. Они расстаются; разве так можно так просто? Можно. Особенно прочно в этом убедится спустя годы после написания стихотворения сама Ахматова, наблюдая связанные руки ни в чем не повинного сына, раз за разом бросая горсть земли в могилы любимых людей. Именно тогда она понимала, что значит “нельзя иначе”. Именно тогда она понимала, что не все в этом мире, увы, находится в юрисдикции человеческого сердца. Есть еще и Боги: земные и небесный, чья воля рушит жизни, крошит камень и выливает сталь: чаще на пушки, чем на колокола.

Таким образом, главная мысль стихотворения «Песнь о последней встрече» заключается в невыразимом страдании любящих сердец, обреченных судьбой на разлуку: она дала ему клятву умереть вместе с ним, и эта встреча стала последней. Возможно, именно потому, что обещание было выполнено…

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Песнь о последней встрече» создают мрачную осеннюю атмосферу заката любви:

  1. “беспомощно грудь холодела” — метафора. Этим приемом Ахматова чрезвычайно емко описывает чувство всеохватывающего страха, которое окутывает каждого, замирающего в ожидании удара судьбы, чья неизбежность очевидна. Подобное чувство испытывает и героиня, идущая на последнюю встречу с человеком, любовь к которому более чем вечна — безвременна.
  2. “шепот осенний” — синекдоха. Чтобы наделить динамикой сцену описываемого расставания, возлюбленный героини показывается уже на порядок покинувшим ее. В момент, когда он объясняется, он теряет физическое воплощение, и от него остается лишь шепот — то, чем вынуждена довольствоваться покинутая женщина, чья душа вопит от осознания случившегося.
  3. “унылой, переменчивой, злой судьбой” — эпитеты. Ряд удачно подобранных эпитетов, в красках описывающих эгоизм и нахальство судьбы по отношению к людям — большего не скажешь.
  4. “И я тоже. Умру с тобой.” — парцелляция. Разделяя точкой не просто целостное предложение, а подлежащее и сказуемое, что вовсе выбивается из правил русского синтаксиса, Ахматова демонстрирует решимость и серьезность своей героини. Она не просто вторит возлюбленному, поддерживая драматический тон происходящего. Она, как и многие из нас, поначалу автоматически отражает эмоции любимого, стоящего перед ней, затем прерывается, делая паузу (и обозначенную точкой), обдумывает свои слова и приходит осознанию их душевной подлинности, рациональности, понимает, что на этом моменте ее жизнь рискует оборвать свой цвет надолго, возможно, навечно. На это уже способен не каждый. Лишь трижды живой (любящий).
  5. “песня последней встречи” — метафора. Навряд ли тяжелое расставание, окрашенное столь сильными взаимными чувствами героев, можно ассоциировать с песней, ассоциирующейся в русском культурном пространстве с другим эмоциональным полем. И уж тем более не место песне там, где есть сбитое дыхание, непросыхающие слезы и бьющееся артериальной канонадой сердце.
  6. “равнодушно-желтым огнем” — эпитет. После расставания героиня чувствует себя безразличной к каким бы то ни было проявлениям мира. Пропал катализатор чувств — любовь, и все вокруг становится постылым и безыдейным. Потому и свечи горят не “задумчивым янтарем” или “пламенной искрой”, а именно “равнодушной-желтым огнем”.

Анализ стихотворения «Песня последней встречи» Ахматовой

Раннее творчество А. Ахматовой – крик женской души, измученной любовью. Он отразился и в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Песня последней встречи» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.

История создания – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».

Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.

Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».

Эпитеты«шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».

История создания

Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверенны, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.

«Песня последней встречи» – фантазия поэтессы, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.

В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнована, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.

Состояние лирической героини, настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях. Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Мы понимаем, что оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри.

Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.

В контексте темы поэтесса развивает идею о том, что настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог лирического героини, который можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Из-за особенностей содержания монолог лирической героини прерывается диалогической речью. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр стихотворения – элегия, так в рассказе лирической героини чувствуется боль, грусть и разочарование. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Поэтесса использовал перекрестную АВАВ рифмовку. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Чтобы передать внутреннее состояние влюбленных А. Ахматова использует языковые средства. Они же являются и инструментом для реализации идеи. В тексте есть метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой» ; эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь» . Сравнений автор не использует.

«Песня последней встречи» – анализ стихотворения Анны Ахматовой

История создания

«Песнь о последней встрече» Ахматова написала в 1911 году. В это время она была связана брачными узами с Николаем Гумилевым. В это время творчество Анны Андреевны было наполнено мотивами:

  • несчастной любви;
  • разлуки;
  • любовных страданий.
Читайте также:  Анализ стихотворения Победа Ахматовой

Некоторые поклонники творчества поэтессы были уверены, что в стихах отражается история ее романов. На самом деле Ахматова никогда не изменяла мужу. Гумилев помогал ей опубликовать сборник «Вечер», но нередко творчество Анны Андреевны становилось причиной для ссоры.

В своих работах Ахматова отражала наблюдения за другими людьми. Поэтому анализ «Так беспомощно грудь холодела…» позволяет узнать о чувствах женщины, которая переживает разлуку.

Краткое содержание

Стих состоит из четырех четверостиший и его условно можно разделить на две части — героиня выбегает из дома, и потом она мысленно объясняется с любимым. Произведение начинается с того, что женщина волнуется и переживает, чувства настолько захватили ее, что она вечером надевает перчатку не на ту руку.

Ее эмоциональное состояние настолько напряжено, что три ступени ей кажутся длинной лестницей. Ей слышится голос любимого в кленовых листах, который просит ее умереть вместе с ним. Героиня без промедления соглашается с этим.

В конце произведения женщина решается посмотреть на окна дома, где произошла ссора, и все, что она там увидела — равнодушный желтый свет. Именно этот оттенок традиционно символизировал разлуку.

В своем стихотворении поэтесса отразила важную идею — любовь не умирает от ссор, но после разлуки она начинает сжигать сердца влюбленных. Смерть в тексте не означает физическую кончину, только духовную. Оттого переживания героини такие сильные.

Художественные приемы

Тема стихотворения достаточно традиционная — разрыв отношений влюбленных. Ахматова передает это через женское восприятие. Уже в первом четверостишии заметно, что героиня волнуется. Тогда она надевает неправильно перчатку, но не придает этому значение.

В стихотворении поэтесса использует следующие средства выразительности:

  • метафоры — грудь холодела, клены шептали, судьба обманула и т. д. ;
  • эпитеты — судьба переменчивая, шаги легкие, встреча последняя;
  • аллитерация — повтор сонорных согласных: н, р, л, м придает стихотворению особое ритмичное звучание.

Жанр работы — элегия, так как поэтесса делится своими переживаниями, чувствами, мыслями. Размер стихотворения — пятистопный ямб. Дополнительно можно провести лингвистический анализ стихотворения, который позволит увидеть фонетические, морфологические, словообразовательные особенности стихотворения.

Например, Ахматова неоднократно употребляет личное местоимение и это позволяет подчеркнуть, что описываемый чувства принадлежат ей. Для создания повествовательного фона по цели высказывания поэтесса использует повествовательные и одно побудительное предложения.

Другие произведения

За свою жизнь Ахматова написала немало стихотворений и многие из них наполнены сокровенными переживаниями. В ее работах может встретиться тема разлуки, утраты чувств, завершения любви. Поэтессе удавалось всегда отображать всю гамму чувств.

Например, в стихотворении «Песенка» Анна Андреевна делится своими переживаниями. Героиня полет лебеду, поет о любви и в моменты беды только голос любимого может спасти ее. В работе «Гость» можно увидеть таинственного незнакомца, который пришел в гости к женщине. Ему важно добиться ее расположения и он даже готов гореть за это в аду.

В стихотворении «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» поэтесса рассказывает о людях, которые поверили в выдумку о любви, но в последней строчке она признается — ей открылась тайна и с тех пор поэтесса словно стала больной.

Стихотворения Ахматовой являются классикой серебряного века. Анна Андреевна поднимала разные темы и затрагивала проблемы любви, войны, природы. Немало ее работ были посвящены отношению к Родине.

«Песня последней встречи»: женская душа в русской поэзии

Меню статьи:

Читатели знают Анну Ахматову как автора произведений разных жанров. В наследии писательницы есть и любовная лирика, и гражданская, и личные воспоминания, и поэтические эксперименты. «Песня последней встречи» – пример текста о душе женщины. Это произведение принадлежит к ранним работам писательницы. Дебют стихотворения произошел в «Вечере» (это первый поэтический сборник поэтессы). Но дата рождения этого шедевра – момент появления в тетради Ахматовой. Это случилось в 1911 году, когда писательница проживала в Царском Селе.

Из истории создания произведения

В 1911 году Ахматова была женой Николая Гумилева. Ранний период творчества писательницы ознаменовался впечатлениями от семейной жизни. Ахматова не всегда чувствовала себя счастливой в браке. Эта элегия – пример грустных, тягостных ощущений от романтических взаимоотношений. В целом, произведения этого периода характеризуются образами тоски, расставания, безответной любви, страдания. Исследователи этой части ахматовского наследия думали, что писательница, по-видимому, изменяла мужу. Впрочем, в богемной среде измены, любовные треугольники – дело обычное. Однако в этот раз литературоведы ошиблись: Ахматова не заводила романов на стороне. Писательница хранила верность супругу. Кроме того, с Гумилевым у поэтессы сложился прочный творческий тандем: муж помогал жене с публикациями ее текстов.

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» – патриотическое, отражающее отношение автора к тем, кто покидает родную страну в поисках более легкой судьбы. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Этот стих является фантазией писательницы. Ахматова любила наблюдать за окружающими: так родилось множество героев ее произведений. Любопытно, что порой из-за таких текстов Анна Андреевна ссорилась с мужем. Об этих ссорах, в частности, вспоминали современники творческой пары.

О тематике стиха

Литература знает несколько классических тем. Чаще всего художники, писатели, музыканты вдохновляются темой любви. Но любовь – это чувство с тысячей граней: счастье, радость, гнев, ревность, злость, боль. В этом произведении Ахматова пишет о боли. Разрыв отношений, разлука ранит сердце. Мужчины и женщины воспринимают расставание по-разному. Этот стих – пример женского восприятия.

Психологизм Ахматовой

Повествование сосредоточилось на центральной фигуре – лирической героине. Еще в самом начале текста читатель видит волнение героини. Это чувство образно выражается строкой «так беспомощно грудь холодела». Переживания порождают спутанность мыслей. Блуждая мыслями в далях, героиня надевает на правую руку перчатку для левой руки. Это свидетельствует о напряженном состоянии женщины. О психологическом состоянии героини читателю говорит и другой образ: длина лестницы. На самом деле, лестницы и нет вовсе, есть лишь подъем из трех ступенек.

Героиня везде слышит голос возлюбленного. Даже природа, деревья, кленовые листья шепчут это имя. Поэтесса намекает на страдания мужчины. Герой желает умереть вместе с любимой. Эта просьба лишь усиливает эмоциональный накал произведения. Не думая слишком долго, героиня согласна на такую смерть.

Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый –
И я тоже. Умру с тобой!»…

Что такое смерть у Ахматовой? Это не столько физический конец человека, сколько душевная пропасть. Текст производит впечатление острой драмы: мужчина и женщина ощутили глубокий раскол души. Эти детали помогает раскрыть ряд приемов, среди которых – цветовой символизм.

Цветовой символизм

И вот женщина решила посмотреть на дом – свидетель ссоры возлюбленных. Все, что видит героиня, – свет, «равнодушно-желтый». Этот свет отбрасывают свечи, горящие в комнате. Ахматова – символистка. Упоминая желтые оттенки, писательница намекает на разлуку. А расставание традиционно ассоциируется именно с этим цветом.

Желтый – очень подходящий эпитет для этого стиха. Желтый цвет сопровождается настроем равнодушия. Таким образом, писательница рисует картину остывших чувств, уходящей любви, расставания. Осень, тоже фигурирующая в произведении, – это роковой цвет «последних встреч».

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

Какова идея стихотворения?

В центре текста – любовь. Истинная любовь – вечна, это чувство не поддается на соблазн ссор. Никакие препирательства между возлюбленными, никакие разногласия не в силах убить любовь. Расставание для любви – тоже не преграда, потому что разлука не влияет на огонь любви. Дистанция лишь усиливает чувства, если они настоящие. С такой сильной страстью нужно быть осторожнее. Разлука разжигает огонь, который не согревает, но сжигает влюбленных.

О композиционных особенностях текста

Итак, этот стих является монологом женщины – героини. Этот монолог условно делится на два фрагмента:

  • Первая часть описывает, как женщина выбежала из дома, поссорившись с любимым;
  • Вторая часть – это некий мысленный диалог с мужчиной-возлюбленным.

Специфика композиции ахматовского произведения – это прерывание монолога диалогом. Что касается формальной структуры текста, то в стихотворении насчитывается четыре катрена.

О жанре стиха

Одна из прекрасных ранних ахматовских элегий предстала перед глазами читателя. Героиня словно выворачивает душу наизнанку. Автор пишет о боли, разочаровании, грусти, тоске. Для достижения цели, для выражения идеи стиха писательница пользуется пятистопным ямбом. Рифмовка в стихотворении – перекрестная. Что же касается рифмы, то здесь встречается и мужская, и женская рифма.

О средствах выразительности произведения

Ахматова считается мастером изображения психологических переживаний. Для передачи внутреннего состояния влюбленной пары писательница вводит разные языковые обороты и приемы. Эти же средства – инструменты, которые выражают идею произведения. Таким образом, в тексте встречаются метафоры, а также эпитеты. Популярных в подобных стихотворениях сравнений поэтесса избегает.

Внутренний мир женщины

Ахматова – писательница, которая часто обращается к внутреннему миру женщины. Многие события и состояния, которые описывает Ахматова, поэтесса пережила сама. Анна Андреевна и популярна среди читателей – во все времена – из-за открытости, откровенности своих текстов.

Стихотворение «Сероглазый король» принадлежит к раннему творчеству Анны Ахматовой. Это одно из самых таинственных, непонятных, загадочных произведений поэтессы. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Прием психологизма позволяет раскрыть нюансы внутреннего мира женщины, переживания, состояния и настроения влюбленной героини. У Ахматовой в литературном багаже лежит много произведений, посвященных любви. Наиболее часто писательница обращается к последнему рандеву влюбленных или же к мотиву последней ссоры. Описание выяснения отношения между мужчиной и женщиной предполагает напряженную атмосферу.

«Песня последней встречи» – визитная карточка ранней Ахматовой. Каждая строка произведения наполняется драматизмом, в каждой строфе чувствуется горькая тоска. При этом писательница описывает вовсе не чувства. Скорее, Ахматову интересует выражение эмоций. Поэтесса детально передает возникновение душевного состояния героини.

Как Ахматова передает эмоции?

Боль, поселившаяся в душе женщины, делает незнакомыми ранее привычные вещи. В тоске, во внезапно накатившей грусти или даже шоке знакомое окружение приобретает новые смыслы. И правда, некоторые ошибки возможны только от помутнения чувств.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад

Прием «говорящей детали»

В этом контексте поэтесса пользуется емким и лаконичным художественным приемом. Это прием называется «говорящей деталью». Детали помогают писательнице передавать эмоциональное настроение. Картины, образы Ахматовой потрясающе убедительны с психологической точки зрения.

Детали западают в память, превращаясь в знаки личных драм. Эти драмы разыгрываются прямо перед глазами читателя. Знаки живут в обыденности, повседневном мире людей. Это – неожиданный прием, который редко встречается в традиционной лирике. Детали – это перчатка, надетая не на ту руку, ступени, которые кажутся лестницей, темнота дома, равнодушие свечей. Эти подробности создают печальный образ любви, которая уходит.

Роль противопоставлений

Противопоставления играют в хматовском тексте особую роль. Походка героини легкая, несмотря на тяжелую душевную боль. Героиня путает правую и левую перчатку, что лишь усиливает драматизм эпизода. Знания не соответствуют ощущениям, рациональность противостоит эмоциям. Темный дом – это контраст к освещенной свечами комнате. Но при этом темнота такая же холодная, как и скудный огонь свечей, не согревающий, не дающий теплоты.

Таким образом, Ахматова противопоставляет свое душевное состояние своей личности (конфликт с собой), разум и чувства, слова и поступки. Это придает произведению реалистичности.

Образ осени

Писательница не случайно выбрала осень, чтобы передать увядание деревьев. Этот же символизм встречается в творчестве Пушкина, которого очень любила Ахматова. Поэтесса отождествляет осень с разлукой. В этом образном ряду тоже чувствуется контрастность. Например, метафора «кленов шепот» противопоставляется огню, пожару в душе женщины. С одной стороны, красные, золотые цвета осени прекрасны. Но с другой стороны, осень – это символ грусти и печали, завершения чувств, отношений. Осень – это последний крик жизни перед наступающей зимой.

Особенности диалога

Диалог, как и противопоставление, усиливает ощущение подлинности событий, описанных в произведении. Как правило, диалоги чаще встречаются в прозаических произведениях, нежели в лирических. Но ахматовский шедевр – это исключение. У Ахматовой диалог является не только формой, но и содержанием. Диалог выражает первые признаки конфликта, трагизма событий.

Диалог – это также выражение надежды на счастливые перемены. Ахматова надеется, что влюбленная пара воссоединится, что ужасная боль расставания пройдет. Может быть, злой рок еще может обойти героев стороной? Ведь любовь между мужчиной и женщиной еще жива. Поэтесса использует обращения, а также восклицательные предложения – чтобы усилить эмоциональный накал произведения. Восклицания похожи на крик, это выражение надрыва.

Последняя строфа рушит надежды. Ахматова использует много эпитетов, которые венчаются словом «последний». Этот эпитет – точка, которая положила конец надежде на воссоединение пары. Примирение влюбленных больше невозможно.

Темный дом навсегда сохранит несбывшуюся мечту, потерянные воспоминания. Писательница удивительно достоверно передает драму души женщины. Произведение отличается предельно напряженным характером. Словесное выражение любовного страдания, эмоциональных переживаний – емкое и насыщенное. Поэтому это произведение по праву считается одним из шедевров ахматовской лирики.

«Песня последней встречи» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, жанр

Раннее творчество А. Ахматовой – крик женской души, измученной любовью. Он отразился и в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Песня последней встречи» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.

История создания – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».

Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.

Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».

Эпитеты«шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».

История создания

Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверенны, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.

«Песня последней встречи» – фантазия поэтессы, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.

В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнована, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.

Состояние лирической героини, настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях. Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Мы понимаем, что оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри.

Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.

В контексте темы поэтесса развивает идею о том, что настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог лирического героини, который можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Из-за особенностей содержания монолог лирической героини прерывается диалогической речью. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр стихотворения – элегия, так в рассказе лирической героини чувствуется боль, грусть и разочарование. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Поэтесса использовал перекрестную АВАВ рифмовку. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Чтобы передать внутреннее состояние влюбленных А. Ахматова использует языковые средства. Они же являются и инструментом для реализации идеи. В тексте есть метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой»; эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь». Сравнений автор не использует.

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой “Песня последней встречи”

Стихотворение «Песня последней встречи» было написано в 1911 году и входит в состав пер­вого поэтического сборника Ахматовой «Вечер». Оно посвящено теме любви. Само название настраивает на драматическое развитие сюжета. В центре стихотворения — мысли и чувства ли­рической героини. Ее душевное состояние поэт передает с помощью своего излюбленного приема «говорящей детали»:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Еще одна деталь, подчеркивающая смятенность героини:

Показалось, что много ступеней,

А я знала — их только три!

Душевному состоянию героини созвучно состояние природы:

Между клёнов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри.

Героиня готова разделить с возлюбленным все беды, даже принять смерть («Милый, милый! И я тоже умру с тобой. »). Но образ темного дома и свеч, горящих «равнодушно-желтым огнем» (желтый цвет — цвет разлуки), символизирует невозможность соединения с ним.

    
  • Тест по лирике М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматовой 
  • Анализ стихотворения А.А. Ахматовой “Сжала руки под тёмной вуалью. ” 
  • Анализ стихотворения А.А. Ахматовой “Я научилась просто, мудро жить. ” 
  • Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро” 
  • Своеобразие ранней лирики А. Ахматовой

Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее.

Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее.

я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное – мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее.

Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее.

Ссылка на основную публикацию