Анализ стихотворения Смятение Ахматовой

“Смятение” анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение

Стихотворение Анны Ахматовой “Смятение” является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трехсложным хореем. Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного томления. “Смятение” представляет из себя одно из самых ярких примеров любовной лирики Анны.

Делая анализ стихотворения, можно разделить его на несколько этапов развития сюжетной линии.

В самом начале героиню будоражит даже мысль о нахождении рядом с возлюбленным. Она понимает,

Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.

Здесь говорится о первых терзающих душу порывах. Поэтесса готова слушать “приговор”, дабы разрешились ее муки. Ахматова являлась женщиной свободной и своенравной.

Но эта нелюбовь не дает ее “взлететь” и полностью сковала ее душу.

Тюльпан у тебя в петлице.

И вот появляется перед затуманенным взором красный тюльпан, который олицетворяет психологический мир героини. Она отмечает что лирический герой для нее настолько особенный, что все вокруг серо и смыто в одно, а он как яркий цветок

Последний третий цикл является развязкой всех десяти лет ожидания и бессилия. Поэтесса не раскрывает до конца сути происходящего. Слишком мало слов и нет определенности во фразах, но в них так много сказано и лишь по личному опыту можно понять всю глубину произошедшей драмы. “Замирания” и “крики” свидетельствуют о невыносимой боли, которую героиня пронесла через все эти годы.

И лишь последняя фраза о душевной пустоте и обретении внутреннего света дает право сказать о счастливом и одновременно драматичном завершении романа. Ведь душевному смятению героини и пришел конец, и осталась пустота.

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси Период Древней Руси в нашей истории – героическое время, наполненное подвигами богатырей, выступавшими всегда на стороне слабых и обездоленных. Идеалом считался сильный и мужественный человек, способный одолеть любого врага. Неизменным.

Марина Цветаева – 120 лет со дня рождения К 120-летию со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоан Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой.

Какие животные живут в африке? Африка – жаркая страна, но это совершенно не значит, что там обитает слишком мало животных. Наоборот, Африка заполнена различными экзотическими и опасными видами животных. Причем опасных животных намного больше, чем.

Литературный турнир по произведениям Н. В. Гоголя I. Вступительное слово учителя Мы собрались сегодня с вами, господа, чтобы провести литературный турнир в честь славной даты – 200-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя! И в начале праздника.

Напишите сочинение по прозведению бунина олеся Сочинение по повести Куприна “Олеся” В своем творчестве Александр Иванович Куприн неоднократно затрагивал тему любви, особенно это коснулось трех его гениальных произведений, навсегда вошедший в золотой фонд мировой литературы –.

Індивідуальна робота с читачами шкільної бібліотеки Практика роботи у шкільній бібліотеці свідчить про те, що індивідуальна робота з читачами є ключовою ланкої у процесі залучення учнів до бібліотеки, їх обслуговування. Ця робота має дві мети: виховання.

Червона книга України Вчитель початкових клас Ів КЗШІ І – ІІ ст. № 4 Баклан Майя Григорівна Клас 3 – Б Урок Природознавство Тема : ” Червона книга України. Ознайомлення з назвами рослин.

Когда погребают эпоху В дни, когда выйдет эта газета, будет отмечаться девяностолетие со дня рождения Александра Исаевича Солженицына и восьмидесятилетие ­ Чингиза Торекуловича Айтматова . Юбилеи пройдут без них, но и вместе с.

Американские дети и компьютеры Ныне мы знаем, что компьютеры не помогают детям учиться. А шишки из компаний, продававших нам компьютеры, признали свой провал. Несколько месяцев назад “Таймс” сообщила, что в тех школьных районах, которые.

Образ автора и его отношение к герою в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Онегин, добрый мой приятель… А. С. Пушкин Уже первые читатели романа “Евгений Онегин” обращали внимание на одну особенность: активную роль автора, его непосредственное присутствие в произведении. Он выступает не просто.

Петр Первый – характеристика персонажа Произведение: Медный всадник Петр Первый . Петр представляется Пушкину существом исключительным, как бы превышающим человеческие размеры. “Гений Петра вырывался за пределы своего века”, – писал Пушкин. Однако Пушкин всегда видел.

Урок ОБЖ “КОНКУРС ДОРОЖНЫХ НАУК” Автор Ченчик Евгения Дмитриевна Своя игра Тема: “КОНКУРС ДОРОЖНЫХ НАУК” Цели: повторить Правила дорожного движения, дорожные знаки; учить использовать знания ППД в повседневной жизни. Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, карточки с.

28 квітня святкуємо Вербну неділю Весна – пора відновлення в природі та житті людини. Багато роботи по господарству випадає господарям. Ніколи ледарювати. Але щоб добре працювалося, потрібно й відпочивати. За тиждень до Великодня святкували Вербну.

“Озеро Чад” анализ стихотворения Гумилева Николай Степанович Гумилев – русский поэт Серебряного века, один из основателей акмеизма, критик и переводчик. В 1914 году, во время Первой мировой войны, отправился добровольцем на фронт и получил два.

О стихотворении А. Ахматовой “Двадцать первое. Ночь. Понедельник…” В творчестве любого поэта важное место занимает тема любви. Но в раннем творчестве Ахматовой ее трудно выделить особо, потому что все, что она пишет, написано или о любви, или в.

Анализ стихотворения Некрасова Элегия Николай Некрасов русский поэт был известен своими политическими взглядами. Происходил он из дворянской семьи, однако позже его часто прозывали “мужицким поэтом”. А все из-за того, что большинство своих произведений он.

Мой любимый предмет Биология сочинение-рассуждение Больше всего мне нравится биология. В первую очередь из-за нашего учителя. Сначала он вел окружающий мир, тогда мне нравился тот предмет, но после учителя заменили, так урок мне сразу разонравился.

Для роботи Клубу,,Батьки і Діти” Вплив комп&;apos;ютера на здоров&;apos;я підлітка Для роботи Клубу,,Батьки і Діти” Вплив комп’ютера на здоров’я п І Дл І Тка Кожен погодиться, що вплив комп’ютера на здоров’я людини строго негативне. Вчені будують багато припущень, яким же.

Городничий – характеристика персонажа Произведение: Ревизор Городничий – глава уездного города, в котором происходит действие комедии. Г. – “постаревший на службе и очень не глупый, по-своему, человек…Черты лица его грубы и жестки, как у.

Прав ли мой одноклассник? Однажды после уроков мы с одноклассниками собрались на школьном дворе поиграть в футбол. Игра шла вяло, вратарь был слабый, пропускал много голов. По дороге домой мы обсуждали игру, говорили на.

Сейчас вы читаете: “Смятение” анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение

Триптих А.А. Ахматовой «Смятение» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Триптих «Смятение» был написан А.А. Ахматовой в 1913 году. Он открывает сборник «Четки». Кто является адресатом произведения? Исследователи высказывают различные версии. Считается, что оно может быть посвящено Н.В. Недоброво, А. Блоку.

Произведение относится к любовной лирике. Основная тема его – зарождение любви, внезапная вспышка чувства, сложность человеческих взаимоотношений.

Цикл, состоящий из трех стихотворений, представляет собой постепенное развитие темы. Первое стихотворение – это зачин, своеобразная завязка. Здесь фрагментарно обрисован внешний и внутренний облик героя:

Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.

Лирическая героиня, впервые увидев Его, поражена. Любовь захватила ее внезапно и неожиданно. Она готова отдаться своим чувствам сразу, безоглядно, импульсивно. Она готова к любому развитию событий, она словно пророчит будущее:

Наклонился – он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Чувства и эмоции героини здесь переданы через ее ощущения («было душно от жгучего света»), через конкретные детали поведения («только вздрогнула»), через детали портрета («от лица отхлынула кровь»). Поэтесса здесь остается в рамках традиционного для нее психологизма, когда чувства человека раскрываются не напрямую, а опосредованно, через конкретные, емкие детали. Смысловым центром стихотворения становятся здесь «его взгляды».

Исследователи отмечали своеобразие поэтической манеры Ахматовой, сочетание в ее стихотворениях разговорной, повествовательной интонации с патетическими восклицаниями. Эта оригинальность стиля поэтессы проявилась уже в сборнике «Четки», который открывается триптихом «Смятение». В первом стихотворении восьмистишие представляете собой словно одну энергичную, динамичную фразу, которая делится на мелкие части. Первая половина этой фразы содержит спокойные, повествовательные интонации. Вторая же вносит в стих определенное напряжение. Итогом становится сильная, патетическая, афористичная концовка:

Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Второе стихотворение передает развитие чувства героини. Вопрос, обращенный к герою, подчеркивает остроту и яркость этого чувства: «Не любишь, не хочешь смотреть?». Своеобразным ответом является собственное восклицание героини: «О, как ты красив, проклятый!» В этом возгласе передано смятение героини, ее растерянность перед ситуацией. Одновременно мы видим удивление ее перед силой всепоглощающего чувства:

И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Переживания героини здесь переданы через восприятие ею окружающего мира: «Мне очи застит туман, сливаются вещи и лица». Характерная деталь портрета героя – «красный тюльпан» – становится смысловым центром стихотворения, кульминационным моментом всего цикла. Красный тюльпан в петлице словно завораживает героиню, неизменно притягивая к себе ее напряженный взгляд. Деталь эта становится тем фокусом, в котором сконцентрированы и качества героя, и весь спектр охвативших лирическую героиню чувств.

Третье стихотворение – своеобразная развязка. Начинается оно спокойной, повествовательной интонацией. Героиня рассказывает о свидании с любимым:

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…

Она вновь говорит здесь о своих чувствах, сконцентрированных в одном «тихом слове». Внутреннее напряжение в повествовании нарастает.

Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово.

«Тихое слово» становится здесь смысловым центром стихотворения. Затем наступает определенный перелом, прозрение, развязка ситуации. Героиня понимает, что все – напрасно, что чувства ее не находят отклика в душе дорогого ей человека. И далее мы видим своеобразный эпилог, краткий, афористичный:

Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Финал истории грустен: героиня обретает способность трезво воспринимать действительность, однако эта ясность не приносит ей радости. «Ясность» здесь становится синонимом душевной пустоты.

Таким образом, каждое из стихотворений построено на основе ключевого образа, вокруг которого идет развитие действия («взгляд», «красный тюльпан», «тихое слово»). Кроме того, каждое из стихотворений условно делится на две части. В первой части мы слышим спокойный рассказ о ситуации, во второй части мы чувствуем нарастание напряжения в повествовании, которое приводит к емкой, афористичной, патетической концовке. Цикл написан дольником, рифмовка – перекрестная. Ахматова использует скромные средства художественной выразительности: эпитеты («жгучего света», «загадочных, древних ликов»), сравнение («А взгляды его – как лучи»), метафору («камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь», «мне очи застит туман»), вопрос и восклицание, обретающие характер риторических («Не любишь, не хочешь смотреть?», «О, как ты красив, проклятый!»).

Цикл «Смятение» характерный образец любовной лирики поэтессы. Как отмечает Н. Недоброво, «напряжение переживаний и выражений Ахматовой дает иной раз такой жар и такой свет, что от них внутренний мир человека скипается с внешним миром. Только в таких случаях в стихах Ахматовой возникает зрелище последнего; оттого и картины его не отрешенно пластичны, но, пронизанные душевными излучениями, видятся точно глазами тонущего…»[204 – Недоброво Н.В. Анна Ахматова. – «Русская мысль», 1915, июль, с. 59–60.].

Лирическая героиня А. А. Ахматовой

Школьное сочинение

Анна Ахматова — последняя яркая звезда, загоревшаяся под знаком Серебряного века русской поэзии, талант и личное мужество которой соизмеримы: она отвергла эмиграцию, не была сломлена страшными испытаниями, выпавшими на ее долю, не склонив головы, пережила замалчивания и травлю, начавшуюся в 1946 году. Ее поэзия и сегодня собирает под свои знамена самых разных людей: христиане поднимают на щит ее глубокую веру, патриоты — ее “русскость”, антикоммунисты — внутреннее сопротивление режиму, монархисты — ее имидж императрицы. Мужчинам нравится ее женственность, женщинам — мужественность, и абсолютно всем — ее простота и понятность.

О ней сразу же заговорили как о явлении в литературе, хотя в это время Россия внимала голосу великих поэтов — А. Блока, К. Бальмонта, В. Брюсова и др. Поэзия Ахматовой раскрывает душу человека, в первую очередь — женщины, и ее стихи привлекают не столько сюжетом, сколько драмой чувств, которая вмещается в несколько поэтических строк.

Биография Анны Ахматовой до сих пор не написана, и факты в ней тесно сплавлены с мифом. Сама Ахматова легендарные моменты собственной жизни зачастую очень тонко, незаметно культивировала, предлагая их будущим биографам в качестве фактов.

В своей родословной поэтесса подчеркивала линию, восходящую по матери к древним новгородцам: “Ведь капелька новгородской крови во мне, как льдинка в пенистом вине”. Но в то же время любила говорить, что в качестве псевдонима взяла девичью фамилию своей бабушки, урожденной княжны Ахматовой (“бабушки-татарки”). Очутившись в эвакуации в Ташкенте, Ахматова вспомнила, что Азия — ее родина: “Я не была здесь лет шестьсот”.

В характере Анны Ахматовой присутствовал стремительный темперамент девочки, родившейся под Одессой и проведшей детство на берегу Черного моря. Но этот южный темперамент уравновешивался сдержанностью женщины, воспитанной в атмосфере Царского Села и усвоившей каноны этикетной петербургской культуры. Еще важнее, что Ахматова была человеком подлинно европейского типа и европейской образованности. В ее лице мы находим русскую европеянку с глубинными славянско-азиатскими корнями, то есть частный случай универсализма русской культуры конца XIX — начала XX века. Все это вошло в ее стихи и выстроило характер ее лирической героини. Анна Ахматова писала о жизни, о смерти, о печали, о Музе. Но главная ее тема — любовь. Фактически ее первые пять сборников от “Вечера” до “Anno Domini” почти полностью посвящены этой теме. Даже в стихах, декларирующих позицию автора в пору социальных катаклизмов (например, “Мне голос был”), тема любви не исчезает, а становится фоном. И всегда у нее это самые различные проявления чувства: дан их разный накал и напряженность, изменчивые формы, то есть любовь показана в ее переходах, неожиданных всплесках и противоречиях. Сама любовь для лирической героини — это и свет, песнь, свобода, и грех, бред, недуг, плен. Любовь сопряжена у нее с обидой, ревностью, отречением, изменой.

Читайте также:  Анализ стихотворения Заплаканная осень, как вдова Ахматовой

Первые рецензенты отмечали в стихах Ахматовой, посвященных любовной теме, обостренный психологизм, говорили, что ее лирика интересна изображением тончайших движений женской души, да и сама поэтесса ставила себе это в заслугу, написав: “Я научила женщин говорить”. Ее стихи часто сравнивали с русской психологической прозой, потому что каждое ее стихотворение — маленькая новелла, где изображено сильное психологическое переживание, в поле которого попадают случайные детали внешнего мира:

Проводила друга до передней,

Постояла в золотой пыли,

С колоколенки соседней

Звуки важные текли.

Брошена! Придуманное слово —

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.

Михаил Кузмин в предисловии к “Вечеру” назвал это способностью “понимать и любить вещи в непонятной связи с переживаемыми минутами”. Позднее В. В. Виноградов отмечал, что “предметная лексика ее стихов существует в аспекте единичного переживания, создавая между лирической героиней и окружающими ее вещами “интимно-символическую связь”.

В любовных стихах Ахматовой критика часто видела рассказ о борьбе женщины с мужчиной за свое равноправие. На самом деле коллизия “Вечера” и особенно “Четок” намного сложнее. Любовь требует от любящих предельного напряжения душевных сил.

Не случайно она названа “любовной мукой” и даже “любовной пыткой”. И поединок лирическая героиня Ахматовой ведет вовсе не с мужчиной, которого любит, а с самим любовным чувством, превращающим ее в игрушку (“Разве я цветок или письмо?”), грозящим утратой чувства личного достоинства. Женщина у Ахматовой проявляет в этой ситуации, прежде всего, волю, характер: “Слаб голос мой, но воля не слабеет”. Позднее критики не раз отмечали в лирике Ахматовой сочетание романтичности, женственности и хрупкости с твердостью, властностью, сильной волей. Не потому ли, что уже в 1910-е годы Ахматова предчувствовала, что персонажам ее любовной лирики уготована необычная и жестокая историческая судьба? С наибольшей отчетливостью это проявилось в произведениях 20-х годов, в которых лирическая героиня переживает любовную радость на фоне трагического предчувствия небывалой беды.

В 30-е годы О. Мандельштам очень точно определил одно из главных качеств творческого дара Ахматовой: “Она — плотоядная чайка, где исторические события — там слышится голос Ахматовой. И события только гребень, верх волны: война, революция. Ровная и глубокая полоса жизни у нее стихов не дает”.

Эта характеристика не раз подтверждалась стихотворениями-откликами Ахматовой на события современности, например откликом на Первую мировую войну— стихотворением “Молитва” (1915):

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар.

Отними и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар.

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Взрослела сама Ахматова, взрослела и ее лирическая героиня. И все чаще в стихах поэтессы стал слышаться голос взрослой, умудренной жизненным опытом женщины, внутренне готовой к самым жестоким жертвам, которые потребует от нее история.

Постепенно “женская” лирика Ахматовой претерпевала метаморфозу, приближаясь, по словам О. Мандельштама, к тому, “чтобы стать одним из символов величия России”.

Октябрьский переворот 1917 года Анна Ахматова встретила так, словно давно была к нему внутренне готова, и отношение к нему сначала у нее было резко отрицательным. Она понимала, что обязана сделать свой выбор, и сделала его спокойно и сознательно, обозначив свою позицию в стихотворении “Мне голос был”. На призыв покинуть родину героиня Ахматовой дает прямой и ясный ответ:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Позже она уточнила свой выбор:

А здесь, в глухом чаду пожара.

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час.

Лирическое “я” поэтессы сливается в этих стихах с “мы”, и точно так же от имени всего народа она напишет во время Отечественной войны стихотворение “Мужество” (1942):

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Лирическая героиня Ахматовой не раз ощущала себя стоящей на изломе эпох, на “мировом ветру”, как говорил А. Блок, и ее живое материнское чувство становилось началом, связующим в единое целое распавшуюся Россию.

В 20-е годы Ахматова активно обращается к античности, Библии, и в числе “двойников” ее лирической героини мы встречаем Дидону, Кассандру, Федру, Лотову жену, Рахиль.

Переживания лирической героини Ахматовой 20-30-х годов — это также переживание истории как испытания судьбой. Главным драматическим сюжетом лирики этих лет становится столкновение с трагическими событиями истории, в которых женщина вела себя с поразительным самообладанием. Ее героинями становятся и Клеопатра, и боярыня Морозова, и “стрелецкая женка”.

Живой интерес проявляла Анна Ахматова и к русской истории и фольклору. В стихотворении “Не бывать тебе в живых” (1921) лирическая героиня Ахматовой — плакальщица. Эти стихи родились под впечатлением трагических обстоятельств в жизни самой Ахматовой: погибли три самых близких ей духовно, самых дорогих человека — А. Блок, Н. Гумилев и А. Горенко. В стихотворении “Не бывать тебе в живых” лирическое “я” обобщено до образа всякой русской женщины, оплакивающей мужа, брата, сына, друга, чья кровь пролита за Русскую землю:

Любит, любит кровушку

В 1935 году были арестованы муж и сын Ахматовой — Николай Пунин и Лев Гумилев. И все же она не переставала писать. Так отчасти сбывалось пророчество, сделанное в 1915 году (“Молитва”): сын и муж у нее были отняты. В годы ежовщины Ахматова создает цикл “Реквием” (1935-1940), лирическая героиня которого — мать и жена, вместе с другими современницами оплакивающая своих близких. В эти годы лирика поэтессы поднимается до выражения общенациональной трагедии, и рядом с ней можно поставить разве что Н. Клюева и О. Мандельштама — двух ее мученически погибших современников.

1940 год для Ахматовой оказался переломным. Началась Вторая мировая война, охватившая практически всю Европу, Россия снова выдвинулась в центр мировой истории, и Ахматова ощутила приближение событий шекспировского размаха. Она почувствовала прилив новой стихотворной волны.

Стихи 1941-1944 годов, составившие цикл “Ветер войны”, были продиктованы ощущением Ахматовой своего личного участия в этой драме. В них мощно проявилось материнское начало. Лирическая героиня, провожая на фронт ленинградских мальчиков и понимая, что их ждет впереди, говорила от имени всех женщин:

Вот о вас и напишут книжки:

“Жизнь свою за други своя”,

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,

Внуки, братики, сыновья!

Ахматова говорила на всю страну и за всю страну, ли в чем не изменив себе и ничем не поступившись. Ситуация общенародной беды подчеркнула национальную основу ее уникального лирического дара.

Все эти принципы окончательно оформились в ключевом произведении Ахматовой — “Поэме без героя”, над которым она работала с 1940 года практически до конца жизни.

Работая над “Поэмой без героя”, она не переставала писать лирические стихи, которые резко и ярко высветили сквозной сюжет ее поэзии в целом — драму невоплощенной любви. В этой лирике поражает мощное творческое усилие, создающее миф о великом чувстве, которое преодолевает пространство и время, — лирическая героиня снова идет навстречу собственной судьбе, как некогда шла рать Дмитрия Донского, чтобы победить:

И встретить я была готова

Моей судьбы девятый, вал.

Здесь пересекаются друг с другом две важнейшие темы творчества Ахматовой — любовная и национально-историческая. История не только формирует, но и деформирует человека, сочиняет ему другую судьбу, и противостоять этому способна только Любовь.

Анализ стихотворения Ахматовой Смятение

Анализ стихотворения Ахматовой «Смятение»

А. АХМАТОВА «СМЯТЕНИЕ»: ИСТОЛКОВАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ А. АХМАТОВОЙ)

Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 го ду свой первый сборник стихов «Вечер», было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи — все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в них жизненную силу. «Я вижу все. Я все запоминаю», — писала Ахматова. Уже современники заметили, какую необычно важную роль играла в стихах юной поэтессы строгая, обдуманно локализованная житейская деталь, которая была у Ахматовой не только точной — она подчас воплощала весь идейный замысел стиха и, подобно фундаменту, держала на себе всю постройку произведения. Это можно проиллюстрировать на примере стихотворения «Смятение»:

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Не правда ли, стоит этот тюльпан, как из петлицы, вынуть из стихотворения, и оно немедленно померкнет. Почему? Не потому ли, что это все: взрыв страсти, отчаяния, ревности и поистине смертельной обиды — составляет в эту минуту для лирической героини смысл ее жизни? И это все сосредоточилось, как в красном гаршинском цветке зла, именно в тюльпане: ослепительный и надменный, маячащий как раз на уровне глаз влюбленной женщины, он один высокомерно торжествует в пустынном и застланном пеленою слез, безнадежно обесцветившемся мире. Цветок изображен в стихотворении так, что не только героине, но и нам, читателям, кажется, что тюльпан — не «деталь» и не «штрих», он — живое существо, полноправный, настоящий герой произведения, даже несколько агрессивный, внушающий нам невольный страх, смешанный с полутайным восторгом и раздражением.

Эта деталь выразительно акцентируется автором в стихо творении для того, чтобы осталось в памяти, не растворилось, не исчезло переживание, душевное волнение, а то и вся ситуация, дорогая именно тем чувством, которое ее сопровождало. С помощью вещей, конкретных деталей и подробностей Ахматова как бы загибала уголки страниц своей памяти.

Лирика Ахматовой, переиначивая известное образное выражение, — «от мира сего»: в ней много точных деталей, часто самых прозаичных. Поэтесса умела поэзию жизни извлекать из жизненной прозы. И «Смятение» — ярчайший тому пример. Это произведение — плач неразделенной любви, трагизм которой передается с помощью незначительных, на первый взгляд, деталей.

Анализ стихотворения

“Смятение” Ахматовой

Стихотворение Анны Ахматовой “Смятение” является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трёхсложным хореем. Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного томления. “Смятение” представляет из себя одно из самых ярких примеров любовной лирики Анны. Делая анализ стихотворения, можно разделить его на несколько этапов развития сюжетной линии.

В самом начале героиню будоражит даже мысль о нахождении рядом с возлюбленным. Она понимает, что только он может укротить её необузданный нрав.

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь.

Здесь говорится о первых терзающих душу порывах. Поэтесса готова слушать “приговор”, дабы разрешились её муки. Ахматова являлась женщиной свободной и своенравной. Но эта нелюбовь не даёт её “взлететь” и полностью сковала её душу.

Тюльпан у тебя в петлице.

И вот появляется перед затуманенным взором красный тюльпан, который олицетворяет психологический мир героини. Она отмечает что лирический герой для нее настолько особенный, что все вокруг серо и смыто в одно, а он как яркий цветок выделяется.

Последний третий цикл является развязкой всех десяти лет ожидания и бессилия. Поэтесса не раскрывает до конца сути происходящего. Слишком мало слов и нет определённости во фразах, но в них так много сказано и лишь по личному опыту можно понять всю глубину произошедшей драмы. “Замирания” и “крики” свидетельствуют о невыносимой боли, которую героиня пронесла через все эти годы. И лишь последняя фраза о душевной пустоте и обретении внутреннего света даёт право сказать о счастливом и одновременно драматичном завершении романа. Ведь душевному смятению героини и пришёл конец, и осталась пустота.

Другие материалы по творчеству автора:

«Смятение» А.Ахматова

«Смятение» Анна Ахматова

Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Читайте также:  Анализ поэмы Ахматовой Реквием стихотворения 11 класс сочинение

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня посмотрели очи…
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его — напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Анализ стихотворения Ахматовой «Смятение»

В 1914 году Ахматова выпустила свой второй поэтический сборник «Четки». Тираж по тем временам считался весьма внушительным – 1000 экземпляров. В следующие девять лет книга переиздавалась еще восемь раз. Анна Андреевна стала необыкновенно популярна сразу после выхода дебютного сборника «Вечер» весной 1912 года. Публике пришлась по душе ее простая по форме и удивительно искренняя любовная лирика. Вторая книга закрепила успех молодой поэтессы. Среди самых известных произведений, включенных в «Четки», — триптих «Смятение», датированный 1913 годом. Точный адресат его неизвестен. Некоторые исследователи творчества Ахматовой называют литературоведа Недоброво, другие – поэта Блока. Второй вариант стоит считать менее вероятным.

В трех стихотворениях последовательно рассказывается история любви. Открывает триптих текст, повествующий о том, как лирическая героиня впервые встретила своего возлюбленного. Главная мысль, которая в тот момент у нее возникла, – этот человек способен ее приручить. Любовное чувство сразу захватило женщину, отличающуюся строптивым характером и независимым нравом. Чтобы передать атмосферу той роковой встречи, Ахматова делится деталями: «было душно от жгучего света», «я только вздрогнула», «от лица отхлынула кровь» — это те мелочи, которые позволяют увидеть картину во всей полноте. Завершается стихотворение мрачным предсказанием. Ничего хорошего от внезапно возникшего чувства героиня не ждет: едва родившаяся любовь ляжет на ее жизни надгробным камнем, что можно рассматривать как символ потери личной независимости.

Второе стихотворение – разочарование. Его первая строка – риторический вопрос. За ним сразу следует риторическое восклицание. Героиня понимает, что мужчина не любит ее, но не способна перестать восхищаться его красотой. Эти чувства отняли у нее крылья. Туман застил очи. Взгляд сконцентрировался на яркой детали – тюльпане в петлице возлюбленного. В третьем стихотворении между персонажами происходит непосредственный контакт. Вот только со стороны мужчины он продиктован простой учтивостью – подошел, улыбнулся, поцеловал руку. В душе героини в это время – ураган эмоций, десять лет пробежали перед глазами, за один миг промелькнули все бессонные ночи. Это выразилось в единственном тихом слове, за которым не последовало никакой реакции со стороны возлюбленного. Он ушел, героиня осталась в полном одиночестве. История закончилась – вновь пусто и ясно стало на душе.

«Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение

Анализ стихотворения «Смятение»

Стихотворение Анны Ахматовой “Смятение” является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трёхсложным хореем. Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного томления. “Смятение” представляет из себя одно из самых ярких примеров любовной лирики Анны. Делая анализ стихотворения, можно разделить его на несколько этапов развития сюжетной линии.

В самом начале героиню будоражит даже мысль о нахождении рядом с возлюбленным. Она понимает, что только он может укротить её необузданный нрав.

Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Здесь говорится о первых терзающих душу порывах. Поэтесса готова слушать “приговор”, дабы разрешились её муки. Ахматова являлась женщиной свободной и своенравной. Но эта нелюбовь не даёт её “взлететь” и полностью сковала её душу.

Тюльпан у тебя в петлице.

И вот появляется перед затуманенным взором красный тюльпан, который олицетворяет психологический мир героини. Она отмечает что лирический герой для нее настолько особенный, что все вокруг серо и смыто в одно, а он как яркий цветок выделяется.

Последний третий цикл является развязкой всех десяти лет ожидания и бессилия. Поэтесса не раскрывает до конца сути происходящего. Слишком мало слов и нет определённости во фразах, но в них так много сказано и лишь по личному опыту можно понять всю глубину произошедшей драмы. “Замирания” и “крики” свидетельствуют о невыносимой боли, которую героиня пронесла через все эти годы. И лишь последняя фраза о душевной пустоте и обретении внутреннего света даёт право сказать о счастливом и одновременно драматичном завершении романа. Ведь душевному смятению героини и пришёл конец, и осталась пустота.

Кроме анализа «Смятения» есть и другие сочинения:

Триптих А.А. Ахматовой «Смятение» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Триптих «Смятение» был написан А.А. Ахматовой в 1913 году. Он открывает сборник «Четки». Кто является адресатом произведения? Исследователи высказывают различные версии. Считается, что оно может быть посвящено Н.В. Недоброво, А. Блоку.

Произведение относится к любовной лирике. Основная тема его – зарождение любви, внезапная вспышка чувства, сложность человеческих взаимоотношений.

Цикл, состоящий из трех стихотворений, представляет собой постепенное развитие темы. Первое стихотворение – это зачин, своеобразная завязка. Здесь фрагментарно обрисован внешний и внутренний облик героя:

Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.

Лирическая героиня, впервые увидев Его, поражена. Любовь захватила ее внезапно и неожиданно. Она готова отдаться своим чувствам сразу, безоглядно, импульсивно. Она готова к любому развитию событий, она словно пророчит будущее:

Наклонился – он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Чувства и эмоции героини здесь переданы через ее ощущения («было душно от жгучего света»), через конкретные детали поведения («только вздрогнула»), через детали портрета («от лица отхлынула кровь»). Поэтесса здесь остается в рамках традиционного для нее психологизма, когда чувства человека раскрываются не напрямую, а опосредованно, через конкретные, емкие детали. Смысловым центром стихотворения становятся здесь «его взгляды».

Исследователи отмечали своеобразие поэтической манеры Ахматовой, сочетание в ее стихотворениях разговорной, повествовательной интонации с патетическими восклицаниями. Эта оригинальность стиля поэтессы проявилась уже в сборнике «Четки», который открывается триптихом «Смятение». В первом стихотворении восьмистишие представляете собой словно одну энергичную, динамичную фразу, которая делится на мелкие части. Первая половина этой фразы содержит спокойные, повествовательные интонации. Вторая же вносит в стих определенное напряжение. Итогом становится сильная, патетическая, афористичная концовка:

Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Второе стихотворение передает развитие чувства героини. Вопрос, обращенный к герою, подчеркивает остроту и яркость этого чувства: «Не любишь, не хочешь смотреть?». Своеобразным ответом является собственное восклицание героини: «О, как ты красив, проклятый!» В этом возгласе передано смятение героини, ее растерянность перед ситуацией. Одновременно мы видим удивление ее перед силой всепоглощающего чувства:

И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Переживания героини здесь переданы через восприятие ею окружающего мира: «Мне очи застит туман, сливаются вещи и лица». Характерная деталь портрета героя – «красный тюльпан» – становится смысловым центром стихотворения, кульминационным моментом всего цикла. Красный тюльпан в петлице словно завораживает героиню, неизменно притягивая к себе ее напряженный взгляд. Деталь эта становится тем фокусом, в котором сконцентрированы и качества героя, и весь спектр охвативших лирическую героиню чувств.

Третье стихотворение – своеобразная развязка. Начинается оно спокойной, повествовательной интонацией. Героиня рассказывает о свидании с любимым:

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…

Она вновь говорит здесь о своих чувствах, сконцентрированных в одном «тихом слове». Внутреннее напряжение в повествовании нарастает.

Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово.

«Тихое слово» становится здесь смысловым центром стихотворения. Затем наступает определенный перелом, прозрение, развязка ситуации. Героиня понимает, что все – напрасно, что чувства ее не находят отклика в душе дорогого ей человека. И далее мы видим своеобразный эпилог, краткий, афористичный:

Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Финал истории грустен: героиня обретает способность трезво воспринимать действительность, однако эта ясность не приносит ей радости. «Ясность» здесь становится синонимом душевной пустоты.

Таким образом, каждое из стихотворений построено на основе ключевого образа, вокруг которого идет развитие действия («взгляд», «красный тюльпан», «тихое слово»). Кроме того, каждое из стихотворений условно делится на две части. В первой части мы слышим спокойный рассказ о ситуации, во второй части мы чувствуем нарастание напряжения в повествовании, которое приводит к емкой, афористичной, патетической концовке. Цикл написан дольником, рифмовка – перекрестная. Ахматова использует скромные средства художественной выразительности: эпитеты («жгучего света», «загадочных, древних ликов»), сравнение («А взгляды его – как лучи»), метафору («камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь», «мне очи застит туман»), вопрос и восклицание, обретающие характер риторических («Не любишь, не хочешь смотреть?», «О, как ты красив, проклятый!»).

Цикл «Смятение» характерный образец любовной лирики поэтессы. Как отмечает Н. Недоброво, «напряжение переживаний и выражений Ахматовой дает иной раз такой жар и такой свет, что от них внутренний мир человека скипается с внешним миром. Только в таких случаях в стихах Ахматовой возникает зрелище последнего; оттого и картины его не отрешенно пластичны, но, пронизанные душевными излучениями, видятся точно глазами тонущего…»[204 – Недоброво Н.В. Анна Ахматова. – «Русская мысль», 1915, июль, с. 59–60.].

МегаШпора в соцсетях:

Послушать стихотворение Ахматовой Смятение

Анализ стихотворения Ахматовой «Смятение»

В 1914 году Ахматова выпустила свой второй поэтический сборник «Четки». Тираж по тем временам считался весьма внушительным — 1000 экземпляров. В следующие девять лет книга переиздавалась еще восемь раз.

Анна Андреевна стала необыкновенно популярна сразу после выхода дебютного сборника «Вечер» весной 1912 года. Публике пришлась по душе ее простая по форме и удивительно искренняя любовная лирика. Вторая книга закрепила успех молодой поэтессы. Среди самых известных произведений, включенных в «Четки», — триптих «Смятение»,

Некоторые исследователи творчества Ахматовой называют литературоведа Недоброво, другие — поэта Блока. Второй вариант стоит считать менее вероятным.

В трех стихотворениях последовательно рассказывается история любви. Открывает триптих текст, повествующий о том, как лирическая героиня впервые встретила своего возлюбленного. Главная мысль, которая в тот момент у нее возникла, — этот человек способен ее приручить. Любовное чувство сразу захватило женщину, отличающуюся строптивым характером и независимым нравом. Чтобы передать атмосферу той роковой

Завершается стихотворение мрачным предсказанием. Ничего хорошего от внезапно возникшего чувства героиня не ждет: едва родившаяся любовь ляжет на ее жизни надгробным камнем, что можно рассматривать как символ потери личной независимости.

Второе стихотворение — разочарование. Его первая строка — риторический вопрос. За ним сразу следует риторическое восклицание. Героиня понимает, что мужчина не любит ее, но не способна перестать восхищаться его красотой. Эти чувства отняли у нее крылья.

Туман застил очи. Взгляд сконцентрировался на яркой детали — тюльпане в петлице возлюбленного. В третьем стихотворении между персонажами происходит непосредственный контакт. Вот только со стороны мужчины он продиктован простой учтивостью — подошел, улыбнулся, поцеловал руку. В душе героини в это время — ураган эмоций, десять лет пробежали перед глазами, за один миг промелькнули все бессонные ночи.

Это выразилось в единственном тихом слове, за которым не последовало никакой реакции со стороны возлюбленного. Он ушел, героиня осталась в полном одиночестве. История закончилась — вновь пусто и ясно стало на душе.

Дайджест:

Анализ стихотворения Блока «Смятение» Не секрет, что семейная жизнь Александра Блока сложилась весьма неудачно. Однако поэт ни разу не пожалел о том, что связал свою судьбу с Любовью Менделеевой, которая стала его музой и. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Приходи на меня посмотреть…» В 1912 году Ахматова написала небольшое стихотворение «Приходи на меня посмотреть…». Впоследствии оно дало название популярной российской мелодраме, поставленной по пьесе Надежды Птушкиной. Премьера ленты состоялась в 2001 году. Один. .

Анализ стихотворения Ахматовой Песня последней встречи До появления в русской литературе А. А. Ахматовой женщи­ны-поэты писали в основном о сиюминутных любовных чувст-вах, о бытовых взаимоотношениях между мужчиной и женщи­ной. Ахматова раскрыла в поэзии свой внутренний духовный. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Вечером» Анну Ахматову по праву считают «дамской» поэтессой, которая привнесла в русскую литературу совершенно новые веяния. Она впервые затронула в своих произведениях тему чувств и мыслей обычной женщины, показав, что представительницы. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Бессонница» В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой «Четки», закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение «Бессонница». Произведение датировано 1912 годом. Главная его. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я не знаю, ты жив или умер…» В 1910 году Ахматова вышла замуж за Гумилева. Буквально через несколько месяцев он охладел к молодой супруге. Вскоре после появления на свет сына Льва, рожденного в 1912, муж и жена. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Муж хлестал меня узорчатым…» Весной 1910 года в Париже состоялось знакомство Ахматовой и итальянского художника, скульптора Амедео Модильяни. Спустя двенадцать месяцев между молодыми людьми вспыхнул роман. Они виделись каждый день — гуляли по улочкам. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Белой ночью

Анализ стихотворения Ахматовой «Как невеста, получаю…» В октябре 1915 года у Ахматовой обострился туберкулез, мучивший ее на протяжении долгого времени. Чтобы поправить здоровье, она уехала в санаторий Хювинкяя близ Гельсингфорса. Гумилев — супруг поэтессы — в. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…» Тема назначения поэта и поэзии появляется уже в ранней лирике Ахматовой. Среди стихотворений, в которых она затронута, — «Нам свежесть слов и чувства простоту…». В произведении, написанном в 1915 году. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Многим» Стихотворение «Многим» датировано сентябрем 1922 года и относится к лирике на тему предназначения поэта и поэзии. В самом начале героиня произведения обозначает свой необычный статус. Себя она называет голосом толпы. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Любовь» В 1912 году Ахматова выпустила дебютный сборник «Вечер» в издательстве «Цех поэтов». Первый тираж его, вышедший с предисловием выдающегося представителя литературы Серебряного века Михаила Кузмина, составил три сотни экземпляров. Творчество. .

Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Вечерние часы перед столом…» В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А. А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Как белый камень в глубине колодца…» В 1917 году свет увидел третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая». Выпущен он был вполне солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Так как вышла книга в. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Высокомерьем дух твой помрачен…» Согласно воспоминаниям художника Бориса Васильевича Анрепа, с Ахматовой он познакомился в 1914 году. Произошло это после его возвращения из Парижа и перед отбытием на фронт. При встрече популярная поэтесса очаровала. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…» Анна Ахматова является одной из немногих представительниц русской литературы, которая подарила миру такое понятие, как женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не только испытывать сильные чувства, но. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Тебе покорной? Ты сошел с ума!…» После того, как Ахматова побывала супругой поэта — Николая Степановича Гумилева, она решила попробовать себя несколько в другой роли — жены ученого. Ее избранником стал Вольдемар Казимирович Шилейко — востоковед. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Разлука» В 1917 году издательство «Гиперборей» выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая», достаточно солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Большая часть писавших о книге критиков акцентировала. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Покорно мне воображенье…» Село Слепнево, расположенное в Тверской области, занимало огромное место в жизни и творчестве Ахматовой. Местное имение принадлежало свекрови поэтессы — Анне Ивановне Гумилевой. На протяжении многих лет — от момента. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Белой ночью» Замужество отразилось не только на образе жизни, но и на творчестве Анны Ахматовой, которая ввела в свои литературные произведения нового героя в образе таинственного незнакомца. Поначалу многие считали, что его. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Подвал памяти» Художественный текст, созданный в 1940 г., продолжает развитие многогранной темы памяти, ключевой для ахматовской поэтики. Стихотворению предпослан эпиграф из произведения Хлебникова «Жуть лесная». Поэтесса трансформирует детали, представленные в автобиографической поэме. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я так молилась: Утоли…» В 1917 году в издательстве «Гиперборей» выходит третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая». Он был выпущен в тяжелое для России время. По словам самой поэтессы, не находилось возможности переправить. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Ива» В 1940 году Ахматова написала стихотворение «Ива». Ему предпослан эпиграф из творчества Пушкина, одного из любимых поэтов Анны Андреевны: «И дряхлый пук дерев…». Взят он из незавершенного лирического произведения «Царское. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета» В начале 1920-х годов свет увидел пятый ахматовский сборник «Anno Domini». В него было включено стихотворение «Клевета». В тексте слышатся отголоски трагедии, произошедшей в конце лета 1921 года. В августе. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Сероглазый король» Стихотворение «Сероглазый король», написанное Анной Ахматовой в 1910 году, является, пожалуй, одним из наиболее загадочных лирических произведений поэтессы. До сих пор критики спорят о том, кому именно оно было посвящено. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Колыбельная» В лирике Ахматовой разных периодов нередко встречается обращение к фольклорному творчеству. В частности, речь идет о жанре колыбельной песни. В 1915 году Анна Андреевна написала стихотворение под названием «Колыбельная». В. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…» Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» было на­писано А. А. Ахматовой в 1922 году. Оно относится к. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Сказал, что у меня соперниц нет…» В своих стихах Анна Ахматова нередко вела бесконечные беседы с вымышленными персонажами. По большей части это были мужчины, с которыми в своем воображении поэтесса разыгрывала сцены ревности, любви, разлуки и. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Зачем вы отравили воду…» Одно из проявлений высоких гуманистических традиций русской лирики — глубокая мысль о единстве судьбы поэта и гражданина. Содержание ахматовского творения 1935 г. демонстрирует преемственность классической темы. Произведение открывается рядом гневных. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Все отнято: и сила, и любовь…» Весной 1915 года Ахматова поселилась в Петербурге, в квартирке, расположенной на Пушкарской улице. Комната была сырая и темная, вскоре после переезда поэтесса заболела бронхитом. За ним последовал туберкулез, от которого. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я пришла сюда, бездельница…» 22 апреля 1911 года произошло событие, ставшее знаковым для русской литературы. В редакции журнала «Аполлон» состоялось заседание Общества ревнителей художественного слова, на котором разрешили выступить начинающим поэтам. В их числе. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Божий Ангел, зимним утром…» «Белая стая» по праву считается наиболее значительным дореволюционным сборником Ахматовой. Ему не посчастливилось выйти во время для Российской империи невероятно трудное. Издательство «Гиперборей» выпустило его в сентябре 1917 года. Тираж. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я улыбаться перестала…» Брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева с самого начала был обречен на крах. Двум творческим людям было крайне сложно ужиться под одной крышей, хотя во многим их взгляды на литературу. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Данте» Образ великого итальянского поэта Данте Алигьери, оказавшего огромное влияние на мировую культуру, занимает важное место в творчестве Ахматовой. В стихотворении «Муза», написанном в 1924 году, упоминается «Ад» — первая часть. .

Анализ стихотворения Ахматовой «На шее мелких четок ряд…» В апреле 1921 года издательство «Петрополис» выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название «Подорожник» и напечатанный тиражом в тысячу экземпляров. В числе стихотворений, включенных в книгу, — «На шее мелких четок. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Подражание Кафке» С произведениями великого писателя Франца Кафки Ахматова познакомилась не позднее 1959 года. Официальных изданий на русском языке тогда еще не было. Поэтесса прочла роман «Процесс» на английском, но качество перевода. .

Анализ стихотворения «Вечером» Ахматовой А. А Стихотворение «Вечером» своим названием связывает книгу «Вечер» с «Четками», где оно было напечатано в 1914 г. . Теперь «расстановка сил» другая, более определенная, но оттого не более благополучная. Там героиню. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Песня о песне» Тема поэтического дара входит в число важнейших и получает развитие еще в период раннего творчества Ахматовой. Автор создает оригинальный образ «Музы-сестры» или любимой подруги. Милая покровительница с ясным и ярким. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Все расхищено, предано, продано…» Стихотворение «Все расхищено, предано, продано…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Все расхищено, предано, продано…» было написано А. А. Ахматовой в 1921 году. События революции, граж­данской войны стали для поэта новой, тревожной. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Не лирою влюбленного…» Вариация образа лермонтовского пророка, изгнанного и презираемого обществом, возникает в ахматовском творчестве. Еще в ранних произведениях лирическая героиня выражает уверенность в своем высоком предназначении. Она призывает собратьев по перу щедро. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Цветов и неживых вещей…» Стихотворение «Цветов и неживых вещей…», датированное 1913 годом, создано во время пребывания Ахматовой в Слепнево — имении, располагавшемся в Тверской губернии. Его поэтесса считала своей второй родиной. В произведении говорится. .

Анализ стихотворения Ахматовой “Не любишь, не хочешь смотреть?”

Эта “женская сущность” и в то же время значительность человеческой личности с большой художественной выразительностью представлена в стихотворении “Не любишь, не хочешь смотреть?” из триптиха “Смятение”:

Внимательное прочтение стихотворения, постановка логического ударения, выбор интонации предстоящего чтения вслух – это первая и очень важная ступень на пути к постижению содержания произведения. Это стихотворение невозможно читать как жалобу разлюбленной женщины – в нем чувствуется скрытая сила, энергия, воля, и читать его надо со скрытым, сдержанным драматизмом. И. Северянин был неправ, назвав ахматовских героинь “несчастными”, на самом деле они гордые, “крылатые”, как и сама Ахматова – гордая и своенравная (см., например, воспоминания мемуаристов о зачинателях акмеизма, утверждавших, что Н. Гумилев был деспотичен, О. Мандельштам вспыльчив, а А. Ахматова своенравна).

Уже первая строка “Не любишь, не хочешь смотреть?”, состоящая из одних глаголов с отрицательной частицей “не”, полна силы, экспрессии. Здесь действие, выраженное глаголом, открывает строку (и стихотворение в целом) и завершает ее, увеличивая вдвойне ее энергию. Усиливает отрицание, а тем самым способствует созданию повышенного экспрессивного фона двукратное повторение “не”: “не любишь, не хочешь”. В первой строке стихотворения прорывается требовательность, возмущение героини. Это не привычная женская жалоба, причитание, а изумление: как такое может происходить со мной? И мы воспринимаем это удивление как правомерное, потому что такой искренности и такой силы “смятению” не верить нельзя.

Вторая строка: “О, кaк ты красив, проклятый!” – говорит о растерянности, смятении отвергнутой женщины, о ее подчиненности мужчине, она сознает свою беспомощность, бессилие, изнеможение. Кстати, о “нем”, кроме того, что он “красив”, мы ничего больше не узнаем из этого стихотворения. И почему “он” “проклятый”? Ахматова редко прибегает к экспрессивной лексике, обычно она очень строга и сдержанна в выражении чувств, здесь же она отступает от собственной поэтической традиции. Для чего? Очевидно, для того, чтобы передать силу переживания, силу любовной страсти. Но, думается, не только для этого. Репрезентативной деталью внешности “его” для героини стихотворения (и для нас) становится чисто внешняя деталь – то, что герой “красив” (героиня же – “крылата”, это характеристика совершенно другого плана), после чего и следует слово “проклятый”. К тому же ударное “и” в слове “красив” придает ему некоторую утонченность, изнеженность, манерность. Красота “его”, отмеченная экспрессивом “проклятый” (после которого поставлен еще и восклицательный знак), приобретает “роковой” характер, оттенок чрезмерности, искусственности, не достойной потрясающей искренности и “подлинности” самой лирической героини стихотворения. Эта строка – жесткий ответ (скрытая и, видимо, непроизвольная ирония) своенравной лирической героини “ему”, лишенному внутренней глубины и подлинной оригинальности.

И далее следуют две строки, совершенно замечательные в этом лирическом шедевре: “И я не могу взлететь, // А с детства была крылатой”. Такой силы “смятение” может переживать только “крылатая”, свободно парящая, гордая женщина. Своих крыльев, то есть свободы и легкости (вспомним рассказ “Легкое дыхание” И. Бунина), она не ощущала прежде, она почувствовала их только теперь – почувствовала их тяжесть, беспомощность, невозможность (кратковременную!) ей служить. Только так их и можно почувствовать. Слово “крылатый” находится в сильной позиции (в конце строки), и ударным в нем является гласный звук [а], о котором еще М.В. Ломоносов сказал, что он может способствовать “изображению великолепия, великого пространства, глубины и величины, а также страха”. Женская рифма (то есть ударение на втором слоге от конца строки) в строке “А с детства была крылатой” не создает ощущения резкости, замкнутости, а наоборот – создает ощущение полета и открытости пространства героини. Не случайно “крылатость” становится репрезентативом Ахматовой (Ахматова!), и не случайно Ахматова утверждала, что поэт, который не может выбрать себе псевдонима, не имеет права называться поэтом.

Сраженность разлюбленной героини стихотворения, сосредоточенность ее на своих переживаниях – утрате крылатости ослепляет ее, в ее глазах “сливаются вещи и лица”, утратившие свою индивидуальность.

В последних двух строках стихотворения пылает огненно-красный “тюльпан”, повторенный дважды и дважды в сильной позиции – на стыке: в конце одной и затем в начале следующей строки. Вышеприведенное утверждение М.В. Ломоносова о звуке [а] в полной мере относятся и к ударному [а] в слове “тюльпан”, придавая ему дополнительную силу, “величие” переживания, соединенного со смятением (по Ломоносову – “страхом”). Красный цвет является по своей символике двойственным: это и цвет жизни, полноты ее проявления, но это и знак трагедии 2 . Непроизвольная сосредоточенность героини на тюльпане еще раз подчеркивает ее сосредоточенность на своих чувствах, а не на предмете своей любви, его внешности, глазах. Он того, надо думать, и не заслуживает. Тюльпан в петлице у него, но тюльпан не может служить его репрезентативом: для него это просто цветок, украшение. Символом совершающейся драмы тюльпан становится в глазах лирической героини и читателя.

Все стихотворение оставляет чувство свободы, “крылатости” героини, а не ее слабости. И это не только “женские” стихи о любви, но стихи о человеческой гордости и о любви вообще. Героиня этого стихотворения Ахматовой – это женщина своевольная, своенравная, свободная, как стихия. Ахматова, как известно, “научила женщин говорить”. Говорить о себе, о своих чувствах, о своей любви – “пятом времени года”.

Читайте также другие статьи о творчестве Анны Ахматовой:

Ссылка на основную публикацию