Анализ стихотворения Творчество Ахматовой

«Творчество» А. Ахматова

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, –
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

Дата создания: 5 ноября 1936 г.

Анализ стихотворения Ахматовой «Творчество»

В своих автобиографических воспоминаниях Анна Ахматова неоднократно упоминала о том, что с детства мечтала быть поэтом. Более того, она утверждала, что ее судьба была предопределена заранее, и кто-то свыше постоянно посылал будущей поэтессе знаки, недвусмысленно указывающие на ее принадлежность к миру литературы.

Свое первые стихи Ахматова написала довольно рано, и в 22 года уже издала первый поэтический сборник под названием «Вечер», который стал настоящей сенсацией в литературных кругах. Тем не менее, автор никогда не затрагивала тему своего отношения к поэзии, считая, что этот вопрос весьма деликатен. Среди многочисленных произведений Ахматовой есть лишь одно, в котором она попыталась рассказать, как рождаются на свет ее поэтические экспромты. Стихотворение «Творчество» было написано в 1936 году, но многие отнеслись к нему с недоверием. Ведь поэтесса представила сам литературный процесс в виде некоего мистического действия, глубокого катарсиса, который происходит под воздействием высших сил. Естественно, что с такой трактовкой творчества в СССР не могли согласиться, поэтому восприняли его, как очередное чудачество 47-летней поэтессы, не заслуживающего особого внимания.

Между тем, это одно из немногих литературных произведений, в котором автор так точно и искренне описывает литературный процесс. Ее стихи рождаются из некоего хаоса, и в этом напоминают Вселенную. «Мне чудятся и жалобы, и стоны, сужается какой-то тайный круг», – пишет Ахматова, признаваясь, что в моменты творчества словно бы находится в некоем эпицентре катаклизма. Складывается впечатление, что еще немного, и водоворот событий и впечатлений буквально захлестнет автора, чтобы перенести в иную реальность.

Но сквозь хаос постепенно начинают проступать черты будущего стихотворения, что доставляет Ахматовой ощущение настоящего счастья и дает власть над другими людьми. «В этой бездне шепотов и звонов встает один, все победивший звук», – отмечает поэтесса. Именно это она чувствует в тот момент, когда находит новую тему для своих произведений, улавливает их настроение и понимает, что еще немного, и настанет тот удивительный момент, когда звуки начнут складываться в слова. Будущее стихотворение ассоциируется у Ахматовой со звуком, который обладает удивительной силой. И на его фоне все другие шумы попросту исчезают, открывая простор для творчества. В такие моменты поэтесса слышит, «как в лесу растет трава, как по земле идет с котомкой лихо». Именно в эти моменты на свет рождаются первые слова будущего стихотворения, обладающие особой красотой и восхитительной мягкостью. Вместе с ними приходят и «легких рифм сигнальные звоночки»: поэтесса словно бы пробует на вкус каждое выражение, меняет его эмоциональную и смысловую окраску, подбирая более точный вариант, который в этот момент наиболее полно отвечает ее внутренним ощущениям.

Потом наступает момент, когда автору удается ухватить всю суть произведения целиком, почувствовать его гармонию и изысканность. «Тогда я начинаю понимать, и просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь», – отмечает поэтесса, все еще не до конца веря в то, что новое произведение уже появилось на свет. Этот ритуал общения с миром собственных фантазий Ахматова считает мистическим и видит в нем высшую волю. Она не приукрашивает собственные таланты и достижения, считая, что кто-то невидимый вкладывает ей определенные мысли и желания, а потом диктует поэтические строки, которые превращаются в удивительно романтичные, яркие и наполненные удивительной силой стихи.

Анализ стихотворения «Творчество» Ахматовой. Творчество Анны Ахматовой – кратко

Образы и символы

Лирической героиней стихотворения «Анне Ахматовой» является сам автор. Характерной чертой героини ранней лирики Цветаевой является неустанное объяснение в любви всему миру, жизни.

Образ Анны Ахматовой в данном произведении несколько идеализирован. Марина Ивановна описала свою современницу безупречной, без единой помехи. Скорее всего, она опиралась на, к тому времени, уже имеющиеся портреты Ахматовой, переводя их на поэтический язык.

Читая первые строки, описывающие внешность адресата, в нашем сознании появляется царственный облик Анны Андреевны.

«Вас передашь одной Ломаной черной линией.»

«Чёрная линия» — это личное, цветаевское, виденье Ахматовой, такой же лаконичной, спокойной, достаточно чёткой. Чёрным цветом Цветаева передаёт некую трагичность в образе адресата. «Ломаность» определяет характер Анны Андреевны, перепады настроения в её лирике.

«Каждого из земных Вам заиграть — безделица! И безоружный стих В сердце нам целится.»

Этими строками Цветаева говорит, что, любого из читателей поэзии Ахматовой, она (Ахматова) способна увлечь, что объясняется разносторонностью её личностных качеств: сила и ранимость, повелительность и беззащитность.

«Безоружный стих» читатель должен истолковать как стрелу Амура, которая попадает точно в сердце и вызывает светлое чувство – любовь. В пятом четверостишие автор, можно сказать, приводит доказательство этого. Она сама (Цветаева), прочитав ахматовские строки, прониклась любовью к Анне Андреевне.

Композиция

Стихотворение «Анне Ахматовой» состоит из 5 строф. Композиционно его можно поделить на 4 части.

Первые две строфы – это описание адресата, её характеристика как внешняя («Узкий, нерусский стан — Над фолиантами.»), так и внутренняя («Холод — в весельи, зной — В Вашем унынии.»).

Третья строфа посвящена рассуждению автора о жизни Анны Андреевны:

«Вся Ваша жизнь — озноб, И завершится — чем она?»

Четвёртое четверостишье – это описание творчества Ахматовой, его характеристика:

«Каждого из земных Вам заиграть — безделица! И безоружный стих В сердце нам целится.»

Пятая строфа – это обращение к Анне Ахматовой, признание в любви.

Стилистически построение данного стихотворения Цветаевой похоже на Ахматовское, то есть присутствует иллюстрация быта, чёткое описание некоторых деталей, а также немного торжественная концовка и уточнение времени происходящего.

История создания

Стихотворение «Анне Ахматовой» написано 11 февраля 1915 года. Но первое знакомство Цветаевой с творчеством её современницы произошло на три года раньше.

Данное произведение можно назвать неким прологом, исходной точкой, которая послужила началом целого цикла стихов «Ахматовой», вышедших полтора года спустя. Поездка Марины Ивановны в Петербург поспособствовала возникновению стихотворения и всего цикла. Долгожданной встречи двух поэтов-женщин не произошло, но, по словам самой Цветаевой, она выступала с чтением своих стихов так, будто в комнате присутствовала только Ахматова. По сути, они были соперницами, но каждая из них признавала талант оппонентки, при этом не отрицая и своей мощи. Однако Цветаева всегда была более восторженна и говорила об Ахматовой с нескрываемым обожанием, тогда как Анна была холодна к Марине и скептически относилась и к ее раннему творчеству, и к ее славе. Их встреча произошла лишь однажды. Публицист Лидия Чуковская, также лично знакомая с Ахматовой, вспоминала:

«О самой встрече Ахматова сказала только: «Она приехала и сидела семь часов». Так говорят о незваном и неинтересном госте».

Они были абсолютно противоположны друг другу как по характеру, так и в творчестве. По набору природных качеств Анна Андреевна – это тихая вода, тогда как Марина Ивановна – это пылающий огонь. Как ни странно, но фавориты среди поэтов у них были общие: Пушкин, Блок, Мандельштам, Пастернак. Одной из главных тем в творчестве обоих поэтов была тема любви, которую они видели абсолютно по-разному. Также их общей характеристикой является то, что обе они, в полной мере, раскрыли дух того времени, той эпохи, на поколение которой выпала тяжёлая ноша революций и войн.

Темы, проблемы, настроение

Явления, события, предмет, на которые автор хочет обратить внимание читателя, которые он описывает в своём произведении и является главной темой произведения «Анне Ахматовой». В данном случае таким «событием» является Анна Андреевна Ахматова, её талант, её творчество.

Этой теме посвящено ни одно стихотворение, а целый цикл, что может являться неопровержимым доказательством того, что поэт Ахматова для поэта Цветаевой значила очень многое.

В творчестве Марины Цветаевой очень много стихотворений-посвящений, что является ещё одной особенностью автора. В таких стихотворениях она описывала своё, сугубо личное восприятие современников, она пыталась показать читателям то, что видит в них она, и что, возможно, недосмотрел, недочувствовал читатель.

Настроение стихотворения «Анне Ахматовой» привычными эпитетами описать сложно. Правильнее будет сказать, что стихотворение имеет свою атмосферу. Едва уловимая, завораживающая, туманная атмосфера с вкраплениями царственности и величественности. Такой и была Анна Ахматова для Цветаевой, такой она нам её и представила.

referat5vip.ru

Стихотворение было написано 11 июля 1959 в поселке Комарово. Относится к позднему этапу творчества поэтессы. Тема стихотворения. В русской литературе теме поэта и поэзии уделялось большое внимание. Не обошла эту тему и А. Ахматова. Теме роли поэта посвящены многие ее произведения, включая и стихотворение «Поэт». Сюжет. Жизнь поэта, на первый взгляд, проста и беспечна. Что-то, услышал, где-то подсмотрел, пропустил через свое мировосприятие и вот уже готов новый литературный опус. Это взгляд на поэзию со стороны простого обывателя. И, возможно, доля правды в этом есть. Ведь и сама Ахматова признается в том, что черпает свое вдохновение из «жизни лукавой» и «ночной тишины». Художественные средства. стихотворный размер, трехстопный амфибрахий (ударение на втором слоге), схема: По-/ду?-/ма-/ешь/, то?-/же/ ра-/бо?/та, — Бес-/пе?ч-/но-/е э?-/то/ жит-/ье?: Под-/слу?-/шать/ у/ му?-/зы-/ки/ что?-/то И/ вы?-/дать/ шу-/тя?/ за/ сво-/е?. _ _?_ /_ _?_ /_ _?_ _ _?_ /_ _?_ /_ _? _ _?_/ _ _?_/_ _?_ _ _?_ /_ _?_/_ _? рифма перекрестная (АбАб), чередуются женская (ударение на предпоследнем слоге) работа — что-то и мужская (ударение падает на последний слог) житье-свое рифмы. По точности созвучия рифма считается бедной (совпадение ударного гласного): … работа (А) … житье (б) … что-то (А) … свое (б) тропы и стилистические фигуры: олицетворение бедное сердце так стонет. вторая строфа строится на антитезах: веселое-стонет, бедное-блещущих. ирония, о несерьезности высказываний говорят слова что-то, чье-то, какие-то и, как итог: выдать шутя за свое. эпитеты беспечное это житье, веселое скерцо, бедное сердце, дымовая завеса, жизни лукавой, ночной тишины. Эпитеты беспечное, веселое, лукавой настраивают на позитивное восприятие. Стихотворение написано в легкой форме, читается на одном дыхании, нет нагромождений образов. Автор как будто обращается к каждому слушателю лично. Словами «подумаешь, тоже работа» он провоцирует оспорить или согласиться с этим утверждением. Главная задача поэта не просто слушать и слушать, а уметь «подслушать». И если у музыки это сделать легко, то лес он не так прост, в нем «сосны-молчальницы». А лучшее место для поэзии — «ночная тишина». Лирический герой стихотворения. Русская литература, да и вся мировая литература, не может похвастаться большим количеством женских фамилий. В свое время А. Ахматовой пришлось долго отстаивать свое право считаться настоящим поэтом. Стихотворение «Поэт» звучит как самоотчет автора перед слушателями. В нарочито ироничной форме лирический герой рассказывает нам о поэтическом таланте «подумаешь, тоже работа, — беспечное это житье». И тут же тонко подмечает, что только поэт способен «подслушать у музыки что-то…, а после подслушать у леса, у сосен». Лирический герой делится с нами, где он черпает свое вдохновение «немного у жизни лукавой, и все — у ночной тишины». Стихотворение полностью обезличено. Этого удается достичь благодаря использованию местоимений и глаголов в неопределенной форме. Если не знать, кто автор, то догадаться, от чьего лица оно написано, невозможно. Литературное направление. Свою творческую биографию А. Ахматова начинала в тот период, когда символизм переживал кризис, и поэтому она примкнула к группе поэтов-акмеистов. Новое направление в литературе пропагандировало отказ от перенасыщенности лирики символичностью. Они провозгласили начало новой литературы, в которой верховенствует реальность земного мира. В поэзии Ахматовой все четко и лаконично.

Более новые статьи:
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Ты выдумал меня» — .
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Смятение» — .
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью» — .
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Сероглазый король» — .
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Сад» — .
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Рыбак» — .
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» — .
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Приморский сонет» — .

Основная идея

Анна Ахматова в данном стихотворении получилась совершенная. Ведь для Цветаевой она была кумиром, Марина Ивановна так и воспринимала Ахматову, не замечая других черт характера. Смысл стихотворения «Анне Ахматовой» заключается в передаче личных и сокровенных впечатлений о поэтессе, которая много значила для автора.

Главная мысль стихотворения «Анне Ахматовой» — желание показать читателю Ахматову, как она есть, как её чувствует Цветаева, показать внутреннего гения Анны Андреевны.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Анне Ахматовой» – послание. Это жанр, который помогает автору выразить свои чувства, отношения к адресату, высказать мнение по поводу определённого исторического события.

Марина Цветаева не принадлежала ни к одному из литературных течений того времени, она не была членом политических партий, но она имела свою, особенную, чёткую гражданскую позицию, которая не противоречила её нравственным ценностям. Особенностью её произведений можно назвать невероятную распахнутость, откровенность, искренность. Её стихи и просты, и сложны одновременно.

«Она совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, предельную гордость и предельную простоту» (Илья Эренбург)

Размер стихотворения «Анне Ахматовой» — двустопный дактиль, рифмовка перекрёстная, мужская рифма чередуется с рифмой дактилической.

Анализ стихотворения А.Ахматовой «Творчество»

Это стихотворение называется «Творчество», и взято оно из цикла А.Ахматовой «Тайны ремесла». Конечно же, здесь Ахматова рассказывает о самом творчестве, а в самом первом стихотворении этого цикла о том, как к поэту приходит вдохновение. На мой взгляд, это стихотворение можно разделить на три части. В первой части говорится о самом начале создания нового поэтического произведения. Поэт ещё не знает, что выйдет из-под его пера:

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встает один, все победивший звук.

А в конце стихотворения мы видим, как поэт находит слова и рифму, чтобы выразить свои мысли. Вдохновение пришло к писателю, и из-под его руки уже выходит законченное произведение:

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки,-

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

Можно заметить, что лексика на протяжении всего стихотворения меняется. В первой половине произведения Цветаева словами старается всячески подчеркнуть шум, суету окружающего мира: «бой часов», «раскат стихающего грома», «и жалобы и стоны», «бездна шёпотов и звонов». Однако во второй половине стихотворения всё стихает, поэтому и лексика разительно меняется. Теперь становится «непоправимо тихо», тихо до такой степени, что даже слышно, как «в лесу растёт трава», как «по земле идёт с котомкой лихо». Всё это далеко не случайно. Таким способом поэтесса как бы делит своё стихотворение на две части, в которых противопоставляет друг другу два абсолютно разных «образных мира». Первый мир – это мир обычный, реальный, который окружает поэтессу, а второй – это внутренний мир Ахматовой, её духовное состояние в момент творчества. В этом случае, на мой взгляд, роль композиционного рубежа выполняет строчка: «Встаёт один всё победивший звук», – то есть к поэту приходит основная мысль, вокруг которой он будет строить своё стихотворение.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни 6 класс

Однако это произведение А.Ахматовой можно рассмотреть и с другой позиции. Мне кажется, что здесь также прослеживается связь с такими пушкинскими стихотворениями, как «Пророк», «Эхо», «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы…» и «Осень». В таком случае стихотворение Ахматовой делится на две другие части, на два других «образных мира». Первая часть заканчивается строчкой «Как по земле идёт с котомкой лихо…». Здесь поэтесса рисует окружающий её мир звуков: это «бой часов», «раскат стихающего грома», различные голоса, «жалобы и стоны», «шёпоты и звоны», поэт даже слышит, «как в лесу растёт трава» (это явный намёк на строки Пушкина из его стихотворения «Пророк»: «И внял я неба содроганье,/ И горний ангелов полёт,/ И гад морских подводный ход,/ И дальней лозы прозябанье»). Вторая же часть рисует мир творчества, стихию слова. Здесь и лексика меняется, остаются только слова, имеющие непосредственное отношение к творческой работе поэта: это сами слова, «лёгкие рифмы» и строчки, которые «ложатся в белоснежную тетрадь».

В таком ракурсе и строчка «…Но в этой бездне шёпотов и звонов / Встаёт один всё победивший звук» принимает более глубокое значение. Здесь слышен намёк на строку Пушкина (также из стихотворения «Пророк») «И бога глас ко мне воззвал», то есть можно сказать, что и Ахматова, и Пушкин выражали одну и ту же мысль: поэт творит по воле Бога. Именно Бог даёт поэту вдохновение и водит его рукой по бумаге. В этом, на мой взгляд, и заключается художественная идея стихотворения А.Ахматовой.

Само стихотворение близко, на мой взгляд, символизму и романтизму. Символизму – так как все образы в стихотворении многозначны; нельзя точно сказать, что значили для Ахматовой «неузнанные и пленные голоса», «жалобы и стоны», «какой-то тайный круг». А к романтизму это стихотворение можно отнести потому, что в нём воссоздаётся атмосфера чего-то чудесного, таинственного и фантастического. Ахматова специально выбирает эти литературные направления, потому что именно они позволяют ей наиболее глубоко выразить свои мысли и быть при этом понятой читателями.

У В.Брюсова есть одноимённое стихотворение. В нём, как и в ахматовском, описывается состояние поэта в момент поэтического вдохновения, в момент творчества. Однако нужно заметить, что у стихотворений есть довольно существенные различия. Хоть они и относятся к одной литературной эпохе, ахматовские стихи более понятны, на мой взгляд, для читателя. Она пишет всё достаточно ясно, не вдаваясь сильно в настоящий символизм. Брюсов же наоборот запечатлевает всё в символах (не зря его называли «отцом русского символизма»), не выражая свои мысли прямо, а лишь намекая на них и рассчитывая, что читатель сможет домыслить всё сам.

И, конечно же, существуют стихотворения, родственные произведению А.Ахматовой «Творчество» по сюжету и тематике. На мой взгляд, к ним относятся стихотворения А.С.Пушкина – «Пророк», «Эхо», «Осень», «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы…», Н.Гумилёва – «Творчество», А.Блока – цикл «Ямбы», С.Есенина – «Мы теперь уходим понемногу…» и В.Маяковского – «Во весь голос».

Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо… Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, — Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.

Анна Ахматова: поэтика раннего творчества. Разбор стихотворений

 олицетворение бедное сердце так стонет.
вторая строфа строится на антитезах: веселое-стонет, бедное-блещущих.

ирония, о несерьезности высказываний говорят слова что-то, чье-то, какие-то и, как итог: выдать шутя за свое.

эпитеты беспечное это житье, веселое скерцо, бедное сердце, дымовая завеса, жизни лукавой, ночной тишины. Эпитеты беспечное, веселое, лукавой настраивают на позитивное восприятие.

Стихотворение написано в легкой форме, читается на одном дыхании, нет нагромождений образов. Автор как будто обращается к каждому слушателю лично. Словами «подумаешь, тоже работа» он провоцирует оспорить или согласиться с этим утверждением. Главная задача поэта не просто слушать и слушать, а уметь «подслушать». И если у музыки это сделать легко, то лес он не так прост, в нем «сосны-молчальницы». А лучшее место для поэзии — «ночная тишина».

Лирический герой стихотворения. Русская литература, да и вся мировая литература, не может похвастаться большим количеством женских фамилий. В свое время А. Ахматовой пришлось долго отстаивать свое право считаться настоящим поэтом. Стихотворение «Поэт» звучит как самоотчет автора перед слушателями. В нарочито ироничной форме лирический герой рассказывает нам о поэтическом таланте «подумаешь, тоже работа, — беспечное это житье». И тут же тонко подмечает, что только поэт способен «подслушать у музыки что-то. а после подслушать у леса, у сосен». Лирический герой делится с нами, где он черпает свое вдохновение «немного у жизни лукавой, и все — у ночной тишины». Стихотворение полностью обезличено. Этого удается достичь благодаря использованию местоимений и глаголов в неопределенной форме. Если не знать, кто автор, то догадаться, от чьего лица оно написано, невозможно.

Литературное направление. Свою творческую биографию А. Ахматова начинала в тот период, когда символизм переживал кризис, и поэтому она примкнула к группе поэтов-акмеистов. Новое направление в литературе пропагандировало отказ от перенасыщенности лирики символичностью. Они провозгласили начало новой литературы, в которой верховенствует реальность земного мира. В поэзии Ахматовой все четко и лаконично.

Особенность поэтики

Н. Гумилев в « Письмах о русской поэзии» писал: « Паузы помогают ей выделять самые нужные слова в стоке, и я не нашел во всей книге ни одного примера ударения

, стоящего на неударяемом слове, или, наоборот, слова, по смыслу ударного, без ударения. Для ритмики Ахматовой характерна слабость и
прерывистость дыхания
. Четырех строчная строфа, а ею почти вся книга, слишком длинна для неё.» Главный признак поэзии Ахматовой, по мнению Гумилева, это изобразительность, зримость ее образов.

Рис. 2. Николай Гумилев (Источник)

Она сосредотачивает свое внимание на конкретной вещи, детали, образе. Эпитетов не очень много, но они точны. Гумилев выделяет: « … «протертый коврик, стоптанные каблуки..» Лаконичный и скупой на краски мир в стихотворениях Ахматовой воспринимается современниками по-разному. Для некоторых такой взгляд на мир ассоциировался с мещанским. «Она живет в комнате, «где окна слишком узки», где на полках расставлены блестящие севрские статуэтки, душно пахнет старое саше и не пахнут белые хризантемы и яркие георгины. Все это – близкие предметы – ее основное понятия.

Природу понимает она только через них, небо в ее глазах, если оно тускло-голубое, — то оно, «как на древне выцветшем холсте»; если оно яркое, то непременно, «ярче синего фаянса»; тина похожа на парчу, Булонский лес – как будто нарисован тушью в старом альбоме, облачко сереет, «как беличья распластанная шкурка»… Какая духовная скудость, какое неумение воспринимать мир непосредственно!» — так неприязненно высказался о стихотворном сборнике «Четки» Л.И. Каннегисер. Страдания героини и героя воспринимаются современниками полярно.

Рис. 3. Л. И. Канегисер (Источник)

А. А. Ахматова: «Мужество». Анализ стихотворения

Анна Ахматова не любила, когда ее называли поэтессой. Ей слышалось в этом слове что-то пренебрежительное. Ее поэзия, с одной стороны, была очень женской, интимной и чувственной, но, с другой стороны, в ней были и вполне мужские темы, такие как творчество, исторические потрясения России, война. Ахматова была представительницей одного из модернистских направлений — акмеизм. Участники группы «Цех поэтов» — организация акмеистов — полагали, что творчество — это некое ремесло, а поэт — мастер, который в качестве строительного материала должен использовать слово.

Ахматова как поэт-акмеист

Акемизм — это одно из течений модернизма. Представители этого направления вступили в противоречие с символистами и их мистицизмом. Для акмеистов поэзия — это ремесло, ему можно научиться, если постоянно практиковаться и совершенствоваться. Ахматова придерживалась того же мнения. У акмеистов в стихах мало образов и символов, слова отбираются тщательно, поэтому совсем не обязательно использовать их в переносном смысле. Одно из известнейших стихотворений, которые написала Ахматова, -«Мужество». Анализ стихотворения показывает, насколько значимым для поэтессы был русский язык. Атор относится к нему очень трепетно и уважительно: это проявляется как на уровне формы, так и на уровне содержания. Средств выразительности в стихотворении практически нет, фразы короткие и емкие.

Анна Ахматова «Мужество»

Анализ стихотворения нужно начинать с истории создания. Работу над сборником «Ветер войны» Анна Ахматова начала сразу же после ее начала, в 1941 году. Это должен был быть ее вклад в победу, ее попытка поднять боевой дух людей. Стихотворение «Мужество» вошло в данный цикл стихов и стало одним из наиболее ярких.

Тема и идея стихотворения

Основная тема стихотворения — это Великая Отечественная война. Ахматова реализует эту тему по-своему. Главное, что требуется людям, так считает Ахматова, — мужество. Анализ стиха показывает, как всего в нескольких строках поэтесса смогла выразить мысль о том, что враги претендуют на разрушение русской культуры, на порабощение русских людей. Она делает это, называя самую важную для русского человека вещь — русский язык, самобытный и неповторимый.

Размер, рифма, риторика и строфика

Анализ стиха «Мужество» Ахматовой обязательно нужно начинать с рассмотрения его построения. Оно написано пятистопным амфибрахием. Подобный размер придает стиху речитативность и четкость, оно звучит отрывисто, призывно, ритмично. В стихотворении три строфы. Две из них — полноценные катрены, то есть состоят из четырех строк, соединенных перекрестный рифмовкой. Третья же строфа неожиданно обрывается на третьей строке, которая состоит лишь из одного слова — «навеки». Ахматова тем самым подчеркивает значимость этого слова, свою непоколебимость и уверенность в могуществе русского народа и страны в целом. Этим словом она задает общий настрой текста: русская культура будет существовать вечно, ее никто не сможет разрушить. Конечно же, ни язык, ни культура страны не могут выстоять без народа, который обязательно должен проявить мужество, просто не может сдаться.

«Мужество», Ахматова: анализ средств выразительности

В любом плане анализа стиха обязательно есть пункт «средства выразительности». Причем недостаточно просто выписать их, нужно еще и определить функцию каждого из средств в тексте. Как отмечалось выше, акмеисты использовали мало изобразительных средств в своих стихах, того же принципа придерживалась и Ахматова.» Мужество», анализ которого непременно требует рассмотрения лексических и синтаксических фигур речи, представляет большой интерес. Начинается стихотворение с развернутый метафоры. «Наши часы» — это мрачная современность. На долю Ахматовой выпали тяжелые времена: Первая мировая война, революция, гражданская война. И вот Вторая мировая. Ахматова не покинула страну, когда отхлынула первая волна эмиграции, не покинула она ее и в годы гитлеровского нашествия. Ахматова олицетворяет русскую речь и русское слово, обращаясь к нему, как к другу, на «ты». В связи с этим олицетворением возникает метафора — спасем от плена. Эта метафора означает, что в случае победы гитлеровской Германии над Россией русский язык отошел бы на второй план, ему бы не обучали детей, он перестал бы развиваться. А упадок русского языка означает полнейший упадок русской культуры и разрушение многовековых традиций и нации в целом.

В стихотворении используется лексический повтор, автор акентирует внимание на некоторых смыслах: час-часах, мужество-мужество (в первой строфе). Также поэтесса использовала снинтаксический параллелизм во второй строфе, которы усиливает эффект от высказанной мысли о том, что русский народ будет биться отчаянно, до последней капли крови, не жалея себя, проявляя мужество. Ахматова (анализ доказал это) не изменяет канонам акмеизма, но говорит о злободневной проблеме.

Стихотворение было написано 11 июля 1959 в поселке Комарово. Относится к позднему этапу творчества поэтессы.

Тема стихотворения. В русской литературе теме поэта и поэзии уделялось большое внимание. Не обошла эту тему и А. Ахматова. Теме роли поэта посвящены многие ее произведения, включая и стихотворение «Поэт».

Сюжет. Жизнь поэта, на первый взгляд, проста и беспечна. Что-то, услышал, где-то подсмотрел, пропустил через свое мировосприятие и вот уже готов новый литературный опус. Это взгляд на поэзию со стороны простого обывателя. И, возможно, доля правды в этом есть. Ведь и сама Ахматова признается в том, что черпает свое вдохновение из «жизни лукавой» и «ночной тишины».

стихотворный размер, трехстопный амфибрахий (ударение на втором слоге), схема:

По-/ду?-/ма-/ешь/, то?-/же/ ра-/бо?/та, — Бес-/пе?ч-/но-/е э?-/то/ жит-/ье?: Под-/слу?-/шать/ у/ му?-/зы-/ки/ что?-/то И/ вы?-/дать/ шу-/тя?/ за/ сво-/е?.

_ _?_ /_ _?_ /_ _?_ _ _?_ /_ _?_ /_ _? _ _?_/ _ _?_/_ _?_ _ _?_ /_ _?_/_ _?

рифма перекрестная (АбАб), чередуются женская (ударение на предпоследнем слоге) работа — что-то и мужская (ударение падает на последний слог) житье-свое рифмы. По точности созвучия рифма считается бедной (совпадение ударного гласного): . работа (А) . житье (б) . что-то (А) . свое (б) тропы и стилистические фигуры: олицетворение бедное сердце так стонет. вторая строфа строится на антитезах: веселое-стонет, бедное-блещущих. ирония, о несерьезности высказываний говорят слова что-то, чье-то, какие-то и, как итог: выдать шутя за свое. эпитеты беспечное это житье, веселое скерцо, бедное сердце, дымовая завеса, жизни лукавой, ночной тишины. Эпитеты беспечное, веселое, лукавой настраивают на позитивное восприятие.

Стихотворение написано в легкой форме, читается на одном дыхании, нет нагромождений образов. Автор как будто обращается к каждому слушателю лично. Словами «подумаешь, тоже работа» он провоцирует оспорить или согласиться с этим утверждением. Главная задача поэта не просто слушать и слушать, а уметь «подслушать». И если у музыки это сделать легко, то лес он не так прост, в нем «сосны-молчальницы». А лучшее место для поэзии — «ночная тишина».

Лирический герой стихотворения. Русская литература, да и вся мировая литература, не может похвастаться большим количеством женских фамилий. В свое время А. Ахматовой пришлось долго отстаивать свое право считаться настоящим поэтом. Стихотворение «Поэт» звучит как самоотчет автора перед слушателями. В нарочито ироничной форме лирический герой рассказывает нам о поэтическом таланте «подумаешь, тоже работа, — беспечное это житье». И тут же тонко подмечает, что только поэт способен «подслушать у музыки что-то. а после подслушать у леса, у сосен». Лирический герой делится с нами, где он черпает свое вдохновение «немного у жизни лукавой, и все — у ночной тишины». Стихотворение полностью обезличено. Этого удается достичь благодаря использованию местоимений и глаголов в неопределенной форме. Если не знать, кто автор, то догадаться, от чьего лица оно написано, невозможно.

Читайте также:  Анализ стихотворения Уединение Ахматовой

Литературное направление. Свою творческую биографию А. Ахматова начинала в тот период, когда символизм переживал кризис, и поэтому она примкнула к группе поэтов-акмеистов. Новое направление в литературе пропагандировало отказ от перенасыщенности лирики символичностью. Они провозгласили начало новой литературы, в которой верховенствует реальность земного мира. В поэзии Ахматовой все четко и лаконично.

Более новые статьи:

Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника”, жанра, в котором она не знала соперников и который оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, об отечестве.

АХМАТОВА | | Добавил: admin | Дата: 28.10.2012

Акмеизм — литературное направление Серебряного века

В 1911 г. символисты Н.Гумилев и С.Городецкий основали в Петербурге творческое объединение «Цех поэтов» для молодых литераторов. В 1912 г. издали манифесты о создании нового литературного направления, названного акмеизмом, и разрыве с символизмом. Название этого направления происходит от греческого корня «akme» — что означает вершина, расцвет. Русский акмеизм провозглашал отказ от крайностей символистских устремлений к идеальному миру, его мистического восприятия; возврат к материальному миру, осязаемому и предметному, стремление к точности значения слова, к безупречности и простоте форм. Акмеисты определяли это течение, как «стихию непосредственной жизненности».

Самыми известными русскими акмеистами были Н.Гумилев, О.Мандельштам, С.Городецкий, А.Ахматова. Судьба акмеизма и его представителей трагична.

Сложное время для Анны Андреевны Ахматовой

В это время круто изменилась ее жизнь, что отразило ее творчество. Ахматова работала в библиотеке при Агрономическом институте, в начале 1920 годов успела издать еще два стихотворных сборника. Это были «Подорожник», выпущенный в 1921 году, а также «Anno Domini» (в переводе — «В лето Господне», вышедший в 1922 году). В течение 18 лет после этого в печати не появлялись ее произведения. Разные причины этого существовали: с одной стороны, это расстрел Н.С. Гумилева, бывшего мужа, которого обвинили в участии в заговоре против революции; с другой — неприятие творчества поэтессы советской критикой. Анна Андреевна много в годы этого вынужденного молчания занималась творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

«Пушкинизм» Ахматовой

Еще более усиливаются мотивы совести и памяти в «Белой стае», после чего в ее творчестве становятся главенствующими. Поэтический стиль этой поэтессы в 1915-1917 годах эволюционирует. Все чаще в критике упоминается своеобразный «пушкинизм» Ахматовой. Суть его составляет художественная законченность, точность выражения. Отмечается также наличие «цитатного слоя» с многочисленными перекличками и аллюзиями как с современниками, так и с предшественниками: О. Э. Мандельштамом, Б. Л. Пастернаком, А. А. Блоком. Все духовное богатство культуры нашей страны стояло за Ахматовой, и она справедливо ощущала себя его наследницей.

Тема Петербурга и любви в поэзии поэтессы

Масштабной темой в поэзии поэтессы является тема любви. Как правило у нее она драматична и несчастна. Но эта тема не интимная, а наоборот масштабная и всеохватывающая. В ней отражаются сложность и богатство чувств человека, связь с миром. Героиня стихов не замыкается в себе, а видит всю красоту и безграничность мира, он ей дорог и любим.

Художественное мышление Ахматовой пронизано религиозными чувствами.

Поэтессе свойственна была нравственна оценка, ощущение своей греховности и стремление к покаянию, которое характерно для сознания православного человека.

Героиня стихов Анны часто предстает перед читателем с молитвой на устах. Писательница верила в то, что все грешники будут прощены Богом. Духовность автора создает использование религиозной лексики: лампада, монастырь, литургия, обедня, икона, колокольня, образа. В стихотворениях «Предсказание», «Причитание», цикл «Библейских стихов» используются такие жанры ее лирики как – исповедь, проповедь, предсказание, то есть то, что наполнено библейским содержанием.

Вместе с основной темой любви в творчестве Анны есть место теме Петербурга и людей, живущих в нем. Героиня стихов Ахматовой влюблена в этот величественный город, в его площади, набережные, колонны и статуи. Часто тема любви и Петербурга присутствуют вместе в стихах.

Внешний облик Ахматовой

Николай Гумилев ввел свою жену в литературно-художественную среду, где имя ее обрело рано значимость. Не только поэтическая манера Анны Андреевны стала популярной, но также и ее облик. Ахматова поражала современников величавостью, царственностью. Ей оказывали знаки внимания, как королеве. Внешность этой поэтессы вдохновила не только А. Модильяни, но также и таких художников, как К. Петров-Водкин, А. Альтман, З. Серебрякова, А. Тышлер, Н. Тырса, А. Данько (ниже представлена работа Петрова-Водкина).

Последующие два сборника, решение остаться в России

Последовала за первым сборником и вторая книга под названием «Четки» (в 1914 году), а еще через три года, в сентябре 1917, вышел сборник «Белая стая», третий по счету в ее творчестве. Октябрьский переворот поэтессу эмигрировать не заставил, хотя в это время началась массовая эмиграция. Россию покидали один за другим люди, близкие Ахматовой: А. Лурье, Б. Антреп, а также О. Глебова-Студейкина, ее подруга юности. Однако поэтесса решила остаться в «грешной» и «глухой» России. Чувство ответственности перед своей страной, связи с землей русской и языком побудило Анну Андреевну вступить в диалог с решившими ее покинуть. Долгие годы те, кто уехал из России, продолжали оправдывать свою эмиграцию перед Ахматовой. С ней полемизирует, в частности, Р. Гуль, обращаются к Анне Андреевне В. Франк и Г. Адамович.

Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой

Тема родины в поэзии Анны Ахматовой занимает одно из важнейших мест. В стихотворении «Родная земля» она рассматривает родину не как страну, а как землю, вскормившую и взрастившую своих детей. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Родной земли» по плану, который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История написания – Стих написан в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэтессы.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а второй – делится своим определением отчизны.

Жанр – Патриотическая лирика.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использование перекрестной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты«заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – «не делаем ее в душе своей».

История создания

Стихотворение написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году, во время пребывания в больнице. Это был завершающий период в творчестве Ахматовой – время размышлений, воспоминаний и подведения итогов. Произведение вошло в сборник под названием «Венок мертвым».

После Октябрьской революции у Ахматовой было немало шансов покинуть страну, в которой царил хаос и мятеж. В Европе проживало немало родственников и друзей поэтессы, но каждый раз, получая приглашение, она наотрез отказывалась покинуть дорогие ее сердцу места. Анна Андреевна искренне не понимала, как можно жить вдали от своей отчизны, среди чужих людей. В 1917 году, в переломный период в истории России, поэтесса сделала свой осознанный выбор – невзирая ни на что разделить участь своей родины.

Однако подобное решение стоило Ахматовой немало слез. Ей пришлось пережить расстрел супруга, аресты друзей, расстрелянных или заживо сгнивших в лагерях, арест единственного сына.

Ахматова разделила участь миллионов сограждан во время Великой Отечественной войны. Анна Андреевна пережила все ужасы блокадного Ленинграда, голод, над ней постоянно висела угроза репрессий.

В 1961 году поэтесса написала свое стихотворение «Родная земля», которое посвятила земле-кормилице, терпеливой и всепрощающей матери, ценность которой перестало понимать современное общество.

Центральная тема произведения – любовь к родине. Однако это чувство поэтесса преподносит без излишней патетики. Более того, она отметает любое проявление пафоса в этом вопросе, полагая, что от выставления чувств на показ веет фальшью и наигранным патриотизмом.

В центре произведения Ахматовой – не страна как таковая, а плодородная кормилица-земля, дающая своим детям кров, пищу и неисчерпаемую силу. В этом и заключается главная мысль стихотворения. Поэтессу печалит, что к земле стали относиться лишь как к природному ресурсу, но не как самой большой ценности, которая есть у человека.

Ахматова доносит читателям идею своего произведения – человек только в том случае может называть своей родиной, если живет в ней, несмотря на все преграды и жизненные трудности. Ведь мать никогда не меняют, даже если она в чем-то далека от идеала: ее любят и принимают такой, какова она есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Композиция

Особенность композиционной структуры стихотворения заключается в условном разделении его на две части.

  • В первой части лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания истинного понятия родины, то есть земли, на которой живем.
  • Во второй части она дает точное обозначение тому, что для нее означает родина.

Анна Андреевна дает понять, что истинная любовь к родине лишена ярких внешних проявлений и не имеет цель покорить слушателя. Это очень интимное чувство, которое у каждого человека проявляется по-своему.

Стихотворение «Родная земля» написано в жанре патриотической лирики. Сама поэтесса определила используемый ею жанр как «гражданская лирика».

При написании стихотворения Ахматова не придерживалась строгой внешней формы. Так, первые восемь строчек написаны ямбом, а оставшиеся шесть – трехстопным и четырехстопным анапестом. Ощущение вольности композиции усиливается и благодаря чередованию двух видов рифмовки – парной и перекрестной.

Средства выразительности

Особенность стихотворения «Родная земля» такова, что оно не изобилует средствами выразительности. Его смысл поэтесса передает просто и лаконично, без применения разнообразных художественных средств.

Но, все же, в произведении встречаются эпитеты ( «заветные», «горький», «обетованный» ), метафоры ( «грязь на калошах», «хруст на зубах» ), инверсия ( «не делаем ее в душе своей» ).

Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля 6 класс

Стихотворение называется «Родная земля» – это очень важное для каждого слово. В сказках богатыри всегда с собой носили пригоршню земли родной. И она им помогала – силы в битвах давала. Даже в самый опасный момент выручала!

Тут автор Анна (Ахматова) пишет, что не носят землю эту на груди. По-моему, зря, но это значит, что герои стихотворения – серьёзные, взрослые люди, которые в сказки не верят. Ещё герои с ней (Анна использует слово «мы») не сочиняют стихов о Родине «навзрыд», то есть стихов, от которых хотелось бы плакать. И родная земля даже им во сне не снится…

А сны у них тяжелые. В реальности их земля не кажется им раем. (Мы дома тоже знаем, что в других странах тоже часто веселей и проще живётся! Но от этого меньше нашу страну любить не стали.) И тут хорошие слова о том, что, зато, землю свою они не продают и не покупают. Наверное, дом дедушки и бабушки (даже совсем старый) они б не обменяли на квартиру в многоэтажке в самом центре города.

Ещё герои болеют и, вообще, плохо живут на этой земле. Жалко их. Но это, конечно, не вина Родины. Они не вспоминает о ней специально. Для них она просто естественная часть жизни – основа.

Анна утверждает дальше (в начале каждой строчки «да»), что Родина для «нас» лишь пыли и грязь, на которую только и ругаешься. Но тут же называет её прахом. То есть это то, что осталось от былых времен, от пожаров, от всего… И что остаётся от всего. Их прах смешается с тем старым, поэтому у них есть право называть эту землю своей.

В стихотворении много устаревших слов, о смысле которых я только догадываюсь… Ещё есть красивый и странный эпиграф.

Мне понравилось стихотворение, хотя оно могло бы быть оптимистичней. Но я знаю, что поэзия, вообще, часто грустная. В грусти можно заметить такие тонкости, которые в веселье ускользают. Стих не очень большой, но ёмкий.

Вариант 2

Стихотворение “Родная земля” было написано Ахматовой, когда она находилась в одной из больниц Ленинграда.

Произведение относится к гражданско – патриотической лирике, наполнено чувством сострадания, душевности, таинственностью. Первые годы после войны были достаточно сложным этапом в жизни поэтессы. Трагедии в семье, отсутствие свободы слова и печати гонения и масса негативных эмоций. Проникнутое духом патриотизма стихотворение создавалось в тайне от широкого общественного круга. Родная земля для Ахматовой продолжала быть таковой. Многие поэты и писатели эмигрировали в то тяжёлое время из страны, но Ахматова не смотря ни на что продолжала верить в победу правды и здравого смысла.

“Родная земля” – стихотворение пропитано народным признанием. Чистая любовь и почитание своей страны, это те чувства, которыми пронизана каждая строчка стихотворения.

Произведение не большое по своему размеру и состоит всего лишь из 14 строк, первая половина написана в размере ямба, а заключительная часть анапестом. Перекрестная рифмовка: “груди – бередит, сочиняем – раем” даёт ощущение вольной композиции.

Важно отметить, что в образе земли представлена сразу вся Россия, которая славится своей плодородной почвой. Именно такую Россию (рыхлую, грязную, но зато своей) и наблюдает перед собой изо дня в день русский народ, для которого и пишет Ахматова.

Основной тематикой становится изображение дорогой и родной сердцу страны. Её образ предстает не величественным, а вполне бытовым. Родная земля в понимании русского народа – это место тяжелого труда.

Стихотворение наводит читателя на философские размышления. В конце автор высказывает свою личную позицию относительно понимания того, что есть родная земля. Такой она становится только для тех, кто живет на ней и уходит в неё. Тут же в сознании читателя возникает параллельный образ матери, которую никто не выбирает и не меняет в течении всей жизни. Ахматовой удалось на личном примере доказать всю преданность и верность родной стране, невзирая на трудности и притеснения со стороны властей.

Произведение “Родная земля” не пестрит художественными средствами выразительности, потому что у Ахматовой было желание преподнести все просто и свободно. Прием сравнения используемый в предложении: “землю мы не делаем в душе предметом купли – продажи”, создает акцент на том, что Родина в душе патриота едина.

Анализ стихотворения Родная земля Ахматовой

Очень много поэтов после революции в нашей стране решили перебраться из голодной России в сытую и денежную Европу. Нужно отметить, что такая поэтесса, как Ахматова Анна так же имела довольно много возможностей сменить место жительства, но однако, не одной из них она не решила воспользоваться, искренне считая, что Россия это родина, и покинуть родину, значит предать её. Именно поэтому, когда Анна получала различные подобные предложения от родственников и знакомых, она испытывала сильнейшее чувство досады, искренне не понимая, как люди так просто могут взять и все бросить, отправившись за легкой жизнью.

Читайте также:  Анализ стихотворения Победа Ахматовой

Именно поэтому, после того как она пережила страшные и тяжелые годы в жизни нашей страны в 1961 году поэтесса пишет стихотворение “Родная земля”. Главной целью своего произведения Анна считает возможность донести до большего количества людей главную мысль, родина – у каждого одна, и бросать свою родину, значит изменять самому себе.

Но, несмотря на это в данном произведение речь идет не о стране, а о её плодородной силе, о её земле. Земле, которая всех кормит и поит, давая не только пищу, но и кров, а также многое другое.

Однако стоит отметить, что в прошлые времена отношение к земле было совсем другим, поэтому поэтесса сочла нужным указать и этот факт тоже.

Дело в том, что к моменту того когда было написано данное стихотворение традиция поклонятся земле осталась в прошлом,и на смену этому пришло новое направление. Теперь к земле относятся, не более чем к природному ресурсу.
Но, стоит заметить, что Анна Ахматова относила себя к тем людям, которые все же понимали всю значимость земли для каждого человека.

Именно это она хотела выразить в своем стихотворении и ей это сполна удалось.

Что же касается различных эпитетов, то стихотворение наполнено ими сполна. Каждый используемый художественный элемент позволяет сделать данное стихотворение настолько ярким, красочным и запоминающимся.

В заключении хотелось бы сказать, что даже в современном мире, в эпоху развитого человечества не стоит забывать о том, какую пользу нам дает земля и сколько всего человек получает от неё, фактически завися от этого. Поэтому просто нельзя относиться к данному природному ресурсу похабно и неуважительно, считая его не чем большим, чем просто своей возможностью получить доход. Получая прибыль от земли, не забывайте возвращать ей замен. Относитесь с уважением к тому, что веками сохраняли для нас наши предки.

Анализ стихотворения Родная земля по плану

Родная земля

Возможно вам будет интересно

Произведение выражает восприятие поэтом России. Стихотворение было написано в относительно спокойном для страны 1908 году.

По жанровой направленности произведение относится к элегии, раскрывающей взаимоотношения природы и человека в разрезе высоких эстетических чувств.

Искусство – вечно. Примерно такой посыл передает Брюсов собственным стихотворением Памятник. Конечно, в какой-то степени такое стихотворение может выглядеть

Стихотворение под названием «Дедушка», написанное Некрасовым, является одним из самых известных и популярных стихотворений в его творчестве. Оно описывает глубокие отношения между двумя поколениями

Тематика бренности человеческого существования является одной из наиболее универсальных для лирики. Не трудно представить причину, ведь, людям свойственно осознавать конечность своего

Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля

Одну из главных тем среди стихотворений Анны Ахматовой занимают Родина и любовь к земле. Поэтесса Серебряного века все больше задумывается о связи с природой и родной землей. Именно мысли о единстве с природой, ее значимость и подтолкнули Ахматову взяться за написание стихотворения “Родная земля”. Многие ее произведения не публикуют, но она не унывает.

Проанализировав ее работы можно сказать, что Анна человек с сильным внутренним духом, большой силой воли и мужеством. Как и многие поэты того времени Анна могла покинуть голодную Россию, но она этого не сделала. Поэтесса, несмотря на все тяготы судьбы, считала, что это ее родина, какой бы она не была. Только русский народ, перенесший невзгоды может смело подняться и выступить против несправедливости.

Достаточно актуальной темой тех времен стали послереволюционные мотивы. Слишком часто раскрывается тема изгнания, жалость и сострадание к людям, которые покинули родные края. Программа репрессий сильно проредила поэтические ряды. Сама же Ахматова, пережившая голод, все по-прежнему обращается к своей Родине.

Стихотворение передает читателю некоторые значения земли. Не понимая ее ценности и святости, землю сравнивают с вещью, с грязью на обуви, и все это из-за суматохи и обыденности. Данное произведение описывает не страну в целом, а лишь только плодородие и силу земли. Наша земля не только дает нам кров над головой, она еще всех кормит и поит, хоть это и не ценится.

Земля и ее бескрайние богатства изображены здесь слишком просто, но в произведении Ахматовой земле отведена большая и важная роль. Да здесь совсем не рай, о котором мечтается, слишком много горя, боли и страданий – но человек все выдержит, все стерпит, он на родной земле. Лишь прочитав стихотворение можно открыть для себя истину, заложенную в него автором.

Через строки в своем стихотворении Анна Ахматова пытается донести, что земля это совсем не грязь, а наоборот, священная частичка, которая должна быть в сердце у каждого человека. Мы становимся едины с нашей родной землей лишь только после смерти. Человек и земля это единое целое. Каждый рожденный на земле человек все равно уходит в нее, постепенно превращаясь в прах. Таковы реалии жизни.

Анализ стихотворения Родная земля Ахматовой

Стихотворение Анны Ахматовой « Родная земля», было написано в 1961 году на двадцатилетие Великой Отечественной войны. В этом произведение поэтесса, ведет речь о родной земле как таковой. В образе писательницы земля представляет собой часть бытия обычных людей, что она и доказывает в своем стихотворение. Ее стих наводит на нас приземленные чувства, которые испытываешь, слушая разговоры старых, мудрых людей. В нашем воображение, смешиваются картины, полей и труд крестьян, для которых земля это предмет работы, но в тоже время подниматься вопрос родины и отношения к земле как своему дому.

Так в первых строчках Ахматова, создает нам представление о людях, не имеющих особых отношений и чувств к земле. Построение такого начала объясняется тем, что автор хочет донести до нас понятие земли, в точке зрения людей того времени, что для них она не является предметом восклицание или превозношения. В дальнейшем эта тема развивается и у нас создается впечатление и взгляд простого народа, который прижился с ней как со своим домом, это заметно в строчке « Да, для нас это грязь на калошах », приведенные слова наиболее полно отражают мысли крестьянского человека. За чередой убедительных образов до нас доходит понимание, о том, что земля представляет бытие человека, который является ее неотъемлемой частью. В последних словах поэтесса, подводит итог всей своей мысли, приводя пример смертного конца каждого из нас, тем самым приводя ярчяйшее доказательство, неотъемлемой близости человека и земли, и роли последнего приюта, который она выполняет.

В заключение, можно обособить все вышенаписанное и сделать вывод, что Анна Ахматова, очень тонко и ясно продемонстрировала родства человека и земли, как его матери, из которой он вышел и в которую вернётся после своей смерти. Стихотворение мне очень понравилось, за глубокий смысл, и актуальную тему, затронутую в произведение, Ахматова приблизила нас к таким важным понятиям как родная земля.

Картинка к стихотворению Родная земля

Популярные темы анализов

Поэтическая сила творчества А.Н. Апухтина заключается в его проницательности, искренности, любви к родному краю. Не является исключением и его сочинение «В полдень», которое демонстрирует тонкую связь внутреннего мира автора с внешним,

В 1845 году поэт Афанасий Фет был офицером полка в Херсонской губернии. Фет любил красивых молодых девушек, и на службе завел знакомство с двумя сестрами Марией и Еленой. Первая дама не подходила Фету, который мечтал возвратить

Бальмонт – выдающийся поэт-символист, произведения которого содержат тонкий смысл, гармоничность звуков и, соответственно, музыкальность. Чтобы показать этот смысл, нужно проникнуться чувствами Бальмонта, понять что

Знаменитое стихотворение “Хорошее отношение к лошадям” великого русского писателя Владимира Маяковского, было написано в сложные для нашей страны годы, а именно во время гражданской войны. Это произведение

В этом стихотворении, прослеживается все отношение Есенина к новому событию, которое потрясло весь мир: революция, которая принесла всем жителям России очень большие надежды, надежды которые у каждого были свои.

Анализ стихотворения «Родная земля» (Ахматова Анна)

Тема Родины традиционна в творчестве русских поэтов. Образ России связан с образами бесконечного пространства, вечности, дороги.

Словно вечность на земле.

Едешь, едешь, едешь, едешь,

Дни и вёрсты нипочём.

Эти строки, взятые из стихотворения П. Вяземского, можно считать поэтической формулой России, где слились воедино пространство, время и дорога. Традиционна и антитеза в изображении России: величие страны, ощущающееся в её необъятном пространстве, и бедность и нищета русских деревень и полей. Стихи о Родине проникнуты и восхищением, и щемящей болью, и грустью, но все эти чувства можно назвать только одним словом – любовь. Родина в лирике русских поэтов и мать, и жена, и невеста, и сфинкс.

У Анны Ахматовой своё видение Родины и своё особенное отношение к ней.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Для неё Родина – родная земля. Именно слово «земля» в сочетании с эпитетом «родная» наиболее часто использует Ахматова для названия Родины.

В стихотворении «Родная земля», написанном в 1961 году, слово «земля» выступает в разных значениях. Прежде всего «земля» – одна из значительных постоянных величин в мире человека, земля как «рыхлое тёмно-бурое вещество» (словарь Ожегова). Именно с этого образа начинается стихотворение:

В заветных ладанках не носим на груди…

Изображение земли намеренно прозаическое, бытовое – «это грязь на калошах», «это хруст на зубах». Земля – это прах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чём не замешанный прах.

Эти строки перекликаются со «Стихами о неизвестном солдате» О. Мандельштама, написанными в 1938 году:

Аравийское месиво, крошево,

Миллионы убитых задёшево…

Суть этого стихотворения Мандельштама в его гуманистическом пафосе, в протесте против убийств. Под словосочетанием «аравийское месиво, крошево» имеется в виду сражение Наполеона в Египте. Заключительные строки стихотворения Ахматовой перекликаются со строками Мандельштама:

Но ложимся в неё и становимся ею,

Оттого и зовём так свободно своею.

ДА, земля – это прах, тот прах, их которого по Библии создан человек и в который он обратится после смерти. Таким образом, основная идея стихотворения – утверждение глубинной, нерасторжимой связи земли и человека. Но эта связь трагическая – она в страдании и смерти.

Слово «земля» выступает и в значении «родина», «страна». И в этом значении понятие «родина» противопоставляется другим возможным трактовкам и толкованиям. Прежде всего стихотворение Ахматовой – своеобразная перекличка с лермонтовской «Родиной». Ритмика и размер первых строк у Ахматовой и у Лермонтова почти полностью совпадают – шестистопный ямб с пиррихием в пятой стопе. Разница в том, что лермонтовская строка заканчивается женской рифмой, а у Ахматовой более жёсткой и твёрдой – мужской. Оба стихотворения начинаются со скрытой полемики. Лермонтов свою любовь к Отчизне называет «странной» с общепринятой точки зрения. В его понятие «Родина» не входит «слава, купленная кровью», то есть военные победы России; ни покой, понимаемый как стабильность, нерушимость государства: ни «тёмная старина», то есть историческое прошлое России. Все эти понятия – для рассудочной любви. Любовь Лермонтова к Родине бессознательная, нелогичная, сердечная.

Родина у Лермонтова – это прежде всего природа, поражающая воображение своим величием, спокойствием. Это степи с «холодным молчанием», это «разливы рек, подобные морям». Родина Лермонтова – это печальные русские деревни и народ, 2пьяные мужички», пляшущие «с топаньем и свистом» «в праздник вечером росистым». Лирический герой Лермонтова и народ не отождествлены, существует между ними некая грань, дистанция: «я» – «они». В стихотворении Ахматовой этой дистанции нет. Говоря о Родине, она употребляет местоимение «мы». Лирический герой Ахматовой и есть народ. «Я голос ваш, жар вашего дыханья», – утверждает поэтесса, и она в этом права. Она не уехала из России, когда «утешный голос» звал её покинуть «свой край, больной и грешный», как сделали многие. Она осталась с народом и разделила его трагическую судьбу. Отношение Ахматовой к Родине передаётся в эпиграфе:

И в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас.

Эпиграф взят из стихотворения Анны Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю», написанного в 1922 году, когда перед ней стоял выбор: разделить судьбу изгнанника, для которого «полынью пахнет хлеб чужой», или остаться здесь. «в глухом чаду пожара». и «ни единого удара» не отклонить от себя. Она выбирает последнее и уверена в своей правоте:

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Прошло более 40 лет, и эта «оценка поздняя» наступила. Да, она осталась верна родной земле, не сделала «в душе своей» родину «предметом купли и продажи».

Да, родная земля – это не обетованный рай, горя она полна, боли и страданий, на ней живут «хворая, бедствуя, немотствуя». Но родная земля не несёт на себе вины за эти страдания, она «ни в чём не замешанный прах». В страшный 20 век, полный катаклизмов, войн и революций, не место восторженной, чувствительной слезливости, невозможно сочинить «стихи навзрыд». Словосочетание взято из стихотворения Пастернака «Февраль»:

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

«Это время трудновато для пера», как писал В. В. Маяковский, потому что оно требует твёрдого мужества и спокойствия, почти неженской стойкости.

Надменность лирической героини происходит не из чувства превосходства над теми, кто уехал из страны. Нет, она не осуждает покинувших Россию, а скорее сочувствует им и их горькой судьбе изгнанника. Её надменность проистекает из чувства собственного достоинства, из гордости и сознания правоты. Ей не нужно вспоминать о родной земле. Вспоминают те, кто уехал. Родная земля не бередит её горький сон, как в стихотворении В. Набокова, покинувшего Россию в девятнадцатилетнем возрасте и всю жизнь испытывающего ностальгию по родине:

Бывают ночи: только лягу,

В Россию поплывёт кровать:

И вот ведут меня к оврагу,

Ведут к оврагу убивать.

Тоска лирического героя Набокова так велика, так невыносима, что после пробуждения вместе с ощущением «благополучного изгнанья» и безопасности «покрова», он готов к тому, чтобы этот страшный сон стал правдой, чтоб это вправду было так:

Россия, звёзды, ночь рассвета

И весь в черёмухе овраг.

Стихотворение Ахматовой «Родная земля» по праву занимает особое место в антологии стихов о Родине. Истина Ахматовой проста: жить на родной земле, со своим народом, лечь в родную землю и слиться с ней в едином прахе, стать ей, потому-то и «зовёт так свободно» лирическая героиня Ахматовой родную землю своей. Она выстрадала и заслужила это право.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id21682

Ссылка на основную публикацию