Конец вечности – краткое содержание романа Азимова

Анализ романа «Конец вечности» и других произведений писателя

фантастика азимов социальный творческий

Социальная проблематика в романе «Конец вечности»

«Конец Вечности – роман американского писателя-фантаста Айзека Азимова. Написан в 1955 г. Некоторыми авторами считается лучшей работой Азимова, или по крайней мере, одной из лучших.

Роман описывает деятельность организации под названием Вечность,в которой работают так называемые вечные, существующей вне времени. Вечность контролирует времена и Реальности с помощью так называемых Колодцев Времени, однако путешествовать можно только по тем столетиям, которые идут после 27-го (столетие, в котором основана Вечность); столетия до 27-го относятся, по терминологии вечных, к Первобытной истории. Путешествия по времени требуют огромного количества энергии, но Вечность располагает почти неограниченной энергией, поступающей из далёкого будущего. С помощью устройства, называемого дубликатор массы, удалось практически без затрат создать во всех столетиях (даже в тех, которые в действительности не использовались Вечностью) однотипные Сектора Вечности, в которых Вечные могут жить и работать и из которых могут проникать в соответствующее столетие. Сектора Вечности находятся вне обычного времени, в них течёт так называемое биовремя, которое Вечные не могут контролировать.

В Вечности используется специфическая профессиональная терминология. Например, поскольку время в обычном смысле не имеет там значения, используется термин «биовремя», хотя в повседневном общении правило редко соблюдается. Также, по аналогичной причине, направления и положения обычного времени определяются не как, например, будущее и прошлое, а используются особые термины, такие как upwhen, downwhen, somewhen и anywhen.

Относительно Изменений Реальности используются термины МНВ (Минимальное необходимое воздействие, и МОР (Максимальная ожидаемая реакция.

Вечные контактируют с времянами (так они называют тех, кто не служит в Вечности) и осуществляют торговлю между разными столетиями, но скрывают от времян самое главное — то, что Вечность осуществляет изменения человеческой истории, называемые Изменениями Реальности. Целью этих изменений является, как полагают Вечные, благо человечества, так как отрицательный эффект этих изменений обычно компенсируется положительным. Вечные предотвращают войны, катастрофы, эпидемии. Интересно, что почти всегда побочным эффектом Изменений Реальности является исчезновение космических кораблей как технологии, хотя и не обязательно в том же столетии, которое подверглось изменению.

Все Изменения Реальности тщательно просчитываются Вечными, а организаций, пытающихся противостоять Вечности, не существует, так что её действия всегда завершаются успехом.

Обычно произошедшее Изменение Реальности затрагивает столетие, в котором оно произошло, и последующие, но со временем его влияние начинает становиться слабее и через какое-то количество столетий вообще перестаёт быть заметным.

Изменения реальности стали настолько частым явлением, что для Вечных история человечества перестала быть незыблемым и неизменным явлением. Однако времяне не подозревают об этих изменениях, так что времяне, начинающие службу в Вечности, обычно испытывают шок от осознания того, что они больше никогда не увидят своих родных, которые могут исчезнуть или кардинально измениться во время многократных Изменений Реальности.

Все люди, работающие в Вечности, делятся на Специалистов и Работников.

Вечность пополняется за счёт времян, которых отбирают для службы в Вечности в их родных столетиях. Будущий Вечный должен обладать определёнными способностями, но главным условием отбора является отсутствие серьёзных Изменений Реальности после исчезновения этого человека из своего столетия. Родиться вечным нельзя. Обычно в Вечность отбирают в юном возрасте. В Вечности почти нет женщин, так как их исчезновение приводит к чересчур большим Изменениям Реальности.

После поступления в Вечность человек проходит 3 периода:

– Ученик (ученичество длится довольно долго, например, Харлан (главный герой) был учеником 10 лет);

– Наблюдатель — человек, который проводит наблюдения во Времени в разных столетиях и докладывает о них Вечности; эта должность менее престижна, чем должность специалиста, однако Наблюдатели являются «глазами» Вечных, и все Изменения рассчитываются согласно их Наблюдениям.

– Специалист.Со временем большинство наблюдателей становятся специалистами. В книге описаны следующие профессии специалистов:

Вычислители, с помощью вычислительной техники рассчитывающие, какие Изменения Реальности надо провести для достижения нужных целей; судя по всему, вычислители обладают наибольшим влиянием среди Вечных;

Социологи строят «Психологическую характеристику общества», которая служит основой для Изменений;

Расчётчики (планировщики) — выполняющие Расчёт Судьбы отдельно взятой личности (или её Аналога) в том или ином Изменении;

Статистики производят первичную обработку данных собранных наблюдателями;

Администраторы занимаются организационными вопросами Вечности;

Техники — определяют и совершают Минимально Необходимые Воздействия (МНВ), которые и приводят к Изменениям Реальности. Поскольку именно действия техников приводят к Изменениям Реальности, которые имеют не только положительные, но и отрицательные последствия («Техник зевнул — миллион людей перевернул»), техников в Вечности презирают. Техники находятся в положении изгоев, почти не общающихся ни с другими Вечными, ни друг с другом.

В романе не сказано, существуют ли какие-либо ещё профессии, а также не совсем ясно определены задачи представителей каждой профессии.

Работники (не-Специалисты) выполняют непрестижную работу, связанную с обслуживанием. К ним относятся, например, связисты. Работники пополняются за счёт учеников, не выдержавших испытания в конце обучения, а также за счёт разжалованных Специалистов. Работников примерно в 10 раз больше, чем Специалистов, и они составляют основу Вечности, обеспечивая её существование.

Время делится Вечными на Столетия – так в русском переводе романа называются векам. Каждое Столетие имеет отдельный штат, а обстановка в секции по возможности приближена к обстановке Столетия. Соприкосновения между штатами слишком далеких столетий, по видимому, редки. Закон гласит что ни один Вечный не может служить в пределах двух столетий от родного времени ни при каких обстоятельствах. Предпочтительно назначение в Столетия, как можно менее похожие на родное время Вечного. В случае, если Вечный излишне привязывается к эпохе своей службы, его требуется немедленно переместить. Некоторые Столетия более или менее подробно описываются.

Упоминаются «энергетические Столетия». Относительно редки. В них всё, что возможно, делается из силовых полей, а вещество рассматривается как нечто варварское.

В это столетие, в результате диверсии Эндрю Харлана, попал Купер, когда его (Купера) отправляли в 24-е столетие. Для того, чтобы найти Купера и переотправить его в 24-е столетие, Эндрю Харлан и Нойс Ламбент отправились в это столетие, точнее в 1938-й год. В этом столетии Виккор Маллансон изобрёл установку получения темпорального поля, позволившую путешествовать во времени и создать Вечность в 27-м столетии. В 24-е столетие отправляли Купера, якобы для помощи Виккору Маллансону; на самом деле — для того, чтоб Купер заменил Маллансона. Однако, из-за диверсии Харлана, Купер вместо этого попал в 20-е столетие.

В этом столетии была создана Вечность. Более ранние столетия относятся, по терминологии вечных, к первобытной истории. Начиная с этого столетия, Вечность стала устраивать изменения реальности (до этого занималась только межвременномй торговлей). В 30-м же столетии произошёл первый ядерный взрыв.

Родное Столетие Харлана. Общество имеет сельский оттенок, атомная энергия под запретом, предпочитаемый стройматериал — дерево. Экспортирует напитки почти во все Столетия, импортирует семена клевера. К этому Столетию относилось первое произведённое Харланом Изменение Реальности. Оно ликвидировало войну в 224 Столетии.

Первоначальное место службы Харлана, где он встретил Нойс Ламбент. Грубое, материалистическое и довольно матриархальное. Мораль почти отсутствует. Брак не имеет легальной силы. Единственное столетие, массово практикующее эктогенез. В определённый период высшими классами использовались слуги — роботы. Классовая разница достигала крайнего приемлемого для Вечности уровня. Цвета предпочитаются не яркие, в основном белый и пастельные оттенки, а также стекло и фарфор.

Столетие, куда отправился Харлан в целях выяснения судьбы Нойс. Использовались «молекулярные плёнки», превращавшие любую поверхность в зеркальную. Столетие, создавшее электрогравитационные корабли. Имело очень высокий уровень употребления наркотиков.

Родное время Твиссела. Люди в этом периоде генетически совместимы с людьми из более ранних Столетий, однако имеются небольшие анатомические и метаболистические отличия.

Родное столетие Нойс Ламбент. Когда Харлан вёз её в скрытые столетия, она намерено остановила временной лифт в секторе этого столетия, притворившись, что сделала это без цели остановиться именно в этом столетии, — она сказала Харлану, якобы остановила лифт из-за того, что её напугали большие числа на счётчике столетий.

«Скрытые столетия» такое название в Вечности получили столетия с 70 000 по 150 000. В этих столетиях существуют Сектора Вечности, но попасть из этих секторов во время невозможно по причинам, непонятным для Вечных. После 150 000-го столетия проникновение во время опять становится возможным, но человечества в этих столетиях уже не существует.

Виккор Маллансон — мифический создатель темпорального поля в 24-м Столетии (за 3 Столетия до создания Вечности). Кроме того, он предсказал основные аспекты Вечности (кроме Изменения Реальностей). На самом деле человек по имени Виккор Маллансон ничего не создавал, он погиб задолго до создания темпорального поля.

Лабан Твиссел — Старший Вычислитель, Председатель Совета Времён, глава проекта Виккора Маллансона. Рассчитал неимоверное количество Изменений. Заядлый курильщик. Был в Союзе с женщиной из Времени и имеет от неё сына, которому уготовил жалкое прозябание в инвалидном кресле в результате собственноручно рассчитанного Изменения. Выглядит Твиссел как маленький сморщенный гном.

Эндрю Харлан — главный персонаж романа, Техник, личный Техник Твиссела, «Чудо-техник», «Безошибочный Техник». Увлекается Первобытной Историей (историей до создания Вечности), чем идеально подходил для целей Твиссела в проекте Виккора Маллансона. Влюблён в Нойс Ламбент. Эта любовь явилась причиной уничтожения Вечности.

Нойс Ламбент — женщина из Скрытых Столетий (из 111 394-го столетия), специально засланная в Вечность для её уничтожения и сведения к минимуму вероятности её возникновения. Влюблена в Эндрю Харлана (причём задолго до того, как они встретились вживую). Представлялась Времянкой из 482-го Столетия, некоторое время работала в Вечности с Финжи, а затем предоставила свой дом Харлану, который вышел во Время в качестве Наблюдателя. Во время пребывания Харлана в 482-м, влюбила его в себя, и после завершения задания, когда Харлан узнал, что Изменение коснётся лично Нойс, Харлан спрятал её в Вечности в секторе Скрытых Столетий. Нойс сама заблокировала Колодцы Времени, и тем самым спровоцировала Харлана на необдуманные действия во время запуска Купера в 24-е Столетие, отправив его вместо этого в 20-е. Затем, когда Харлан вычислил её, она отправилась с ним в 20-е, якобы для поисков Купера. Там она, находясь в прицеле аннигилятора, убеждает Харлана не разыскивать Купера, тем самым уничтожив Вечность.

Бринсли Шеридан Купер — Ученик, которого Харлан обучал Первобытной Истории, а Твиссел — математике темпоральных полей. Как думал Харлан, Твиссел рассчитывал забросить Купера в 24-е Столетие для обучения Виккора Маллансона математике и помощи в создании темпорального поля. Впоследствии выясняется, что Купер — настоящий Виккор Маллансон. Тот Виккор Маллансон, которого обучал Купер, погиб, и Куперу пришлось выдать себя за Маллансона и самому пройти всю его судьбу. На склоне лет Купер понял, что он и есть настоящий Виккор Маллансон. Биография Маллансона, которую он изучал в Вечности, во всех деталях совпала с его собственной жизнью в 24-м Столетии. Человек, вошедший в историю под именем Виккора Маллансона, гениальный первооткрыватель Темпорального поля, на самом деле был Бринсли Шериданом Купером. Это вдохновило Купера написать «Мемуар Маллансона», чтобы облегчить жизнь своему Аналогу, когда тот вернётся в 24-е Столетие. Понятно, что Твиссел не показал Куперу этот Мемуар, потому что Купер должен был прожить в 24 столетии жизнь в точности так, как ее прожил. Именно с помощью Мемуара Твиссел нашёл среди многих Аналогов того самого Харлана и того самого Купера. Именно Мемуар руководил всеми действиями Твиссела.

Гобби Финжи — Вычислитель, ревнивец, подсиживающий Твиссела и для этого избравший орудием Харлана, которого намеренно толкал на преступление. Именно на задании Финжи Харлан встречает Нойс. По мнению Харлана, Гобби Финжи похож на Деда Мороза (в оригинале упоминался американский аналог — Крис Крингл), либо на Санта-Клауса, либо на Святого Николая (Харлан знал все три имени из Первобытной Истории), но сходство было чисто внешним. Ходит вычислитель Финжи неслышно, чему, вероятно, способствовало рождение Финжи в энергетическом Столетии.

Август Сеннор — Вычислитель, теоретик Парадоксов Времени. Полностью лишён волос на голове и теле. Увлекается изучением космических путешествий времян. Пришёл к выводу, что космические путешествия бесполезны, следовательно, являются вредным фактором, и их следует искоренять из всех Реальностей. Этот вывод привёл к тому, что во всех Временах, подконтрольных Вечности, космические путешествия не состоялись, и только в Скрытых Столетиях люди достигли звёзд. Но оказалось, что все миры, пригодные для жизни человечества, уже были заняты другими расами. Это и явилось причиной стремления людей из Скрытых Столетий уничтожить Вечность.

Кантор Вой — Социолог из сектора 2456-го Столетия. В его проекте Изменения Харлан нашёл ошибку, собственноручно исправил её, лично произведя МНВ, и взамен неразглашения попросил сделать конфиденциальный Расчёт Судьбы для Нойс с учётом Изменения в её «родном» Столетии.

Фарук Нерон — Расчётчик из 2456-го Столетия, который, собственно, и производил Расчёт Судьбы Нойс.

Долгое время существовал только цензурированый перевод Ю. Эстрина, сделанный в советское время. В нём, в частности: вырезана информация о евгенике в 482 столетии, вырезано описание смерти человечества, слова Нойс о пагубности системы, при которой люди могут выбирать своё будущее, были заменены на слова о пагубности выбора будущего всех людей лишь кучкой из них.

Айзек Азимов – Конец вечности

Айзек Азимов – Конец вечности краткое содержание

В эту книгу вошли три произведения Айзека Азимова, по праву признанные классикой НФ-литературы XX столетия. В романе «Конец вечности» повествуется о некой вневременной структуре, носящей название «Вечность», в которую входят специально обученные и отобранные люди из разных столетий. Задачей «Вечности» является корректировка судьбы человечества.В «Немезиде» речь ведётся об одноименной звезде, прячущейся за пыльной тучей на полдороге от Солнца до Альфы Центавра. Человечеству грозит гибель, и единственный выход — освоение планеты Эритро, вращающейся вокруг Немезиды. Однако всё не так просто — на этой планете людей поражает загадочная «эритроническая чума»…Роман «Сами боги», повествующий о контакте с паравселенной, в 1972 и 1973 годах стал «абсолютным чемпионом жанра», завоевав все три самые престижные литературные НФ-премии: «Хьюго», «Небьюла» и «Локус».

Айзек Азимов – Конец вечности читать онлайн бесплатно

  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »

THE END OF ETERNITY. 1955.

THE GODS THEMSELVES. 1972.

Составитель серии Д. Байкалов.

Оформление серии А. Саукова.

Серия основана в 2008 году

THE END OF ETERNITY

Перевод с английского Ю. Эстрина

Техник Эндрю Харлан вошёл в капсулу. Капсула находилась внутри колодца, образованного редкими вертикальными прутьями. Прутья плотно облегали круглые стенки капсулы и, уходя вверх, терялись в непроницаемой дымке в шести футах над головой Харлана. Харлан повернул рукоятки управления и плавно нажал на пусковой рычаг.

Капсула осталась неподвижной.

Харлана это не удивило. Капсула не должна была двигаться ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево, ни вперёд, ни назад. Только промежутки между прутьями словно растаяли, затянувшись серой пеленой, которая была твёрдой, но всё-таки нематериальной. Харлан почувствовал легкую дрожь в желудке и слабое головокружение и по этим признакам понял, что капсула со всем своим содержимым стремительно мчится в будущее сквозь Вечность.

Читайте также:  Джамиля - краткое содержание повесть Айтматова

Он вошёл в капсулу в 575-м Столетии. Этот Сектор Вечности стал его домом два года назад. Никогда до этого ему не приходилось забираться в будущее так далеко. Но сейчас он направляется в 2456-е Столетие.

Месяц назад при одной только мысли об этом Харлану стало бы не по себе. Его родное 95-е Столетие осталось далеко в прошлом. Это был век патриархальных традиций, в котором атомная энергия находилась под запретом, а всем строительным материалам предпочитали дерево. Век славился своими напитками, которые в обмен на семена клевера вывозились почти во все другие Столетия. Хотя Эндрю Харлан не был дома с тех пор, как он в пятнадцать лет стал Учеником и прошёл специальную подготовку, его никогда не оставляла тоска по родным Временам. Между 95-м и 2456-м Столетиями пролегло почти двести сорок тысяч лет, а это ощутимый промежуток даже для закалённого Вечного. При обычных обстоятельствах всё было бы именно так.

Однако сейчас Харлану было не до абстрактных размышлений. Рулоны перфолент оттягивали его карманы, планы тяжким грузом лежали на сердце, мысли были скованы страхом и неуверенностью.

Он машинально остановил капсулу в нужном Столетии.

Странно, что Техник способен волноваться. Харлан вспомнил сухой голос Наставника Ярроу:

— Первая заповедь Техника — ничего не принимать близко к сердцу. Совершаемое им Изменение Реальности может отразиться на судьбах пятидесяти миллиардов человек. Миллион или более могут измениться настолько, что их придётся рассматривать как совершенно новые личности.

Пытаясь отделаться от воспоминаний, Харлан резко тряхнул головой. Кто бы мог подумать тогда, что именно он, Харлан, станет Техником и к тому же одним из самых талантливых. И всё-таки он волновался. Но не за судьбу пятидесяти миллиардов человек. Что ему пятьдесят миллиардов обитателей Времени? Только один человек существовал для него во всех Столетиях. Один-единственный.

Харлан заметил, что капсула остановилась, однако, прежде чем выйти наружу, он задержался на какую-то долю секунды, чтобы собраться с мыслями и вновь обрести бесстрастное, невозмутимое расположение духа. Капсула, которую он покинул, разумеется, не была той же самой, в которую он вошёл: она уже не состояла из тех же атомов. Харлан воспринимал это обстоятельство как нечто само собою разумеющееся. Только Ученики ломают себе голову над загадками путешествий во Времени. Вечные заняты более важными делами.

Харлан снова ненадолго задержался у бесконечно тонкой завесы Темпорального поля, которое не было ни Временем, ни Пространством, но которое сейчас отделяло его как от Вечности, так и от обычного Времени.

По ту сторону завесы лежал совершенно неизвестный ему Сектор Вечности. Он, конечно, заглянул перед отъездом в Справочник Времён и кое-что о нём узнал. Но Справочник — это одно, а личное впечатление — совсем другое. Харлан внутренне приготовился к любым неожиданностям.

Он настроил управление на выход в Вечность (это было совсем просто, куда проще, чем выйти во Время) и шагнул вперёд. Оказавшись по ту сторону завесы Темпорального поля, он зажмурил глаза от ослепительно яркого блеска и инстинктивно прикрыл их руками.

Перед ним стоял только один человек. Вначале Харлан едва различал черты его лица.

— Я Социолог Кантор Вой, — сказал человек. — Полагаю, что вы и есть Техник Харлан?

— Разрази меня Время! — воскликнул он. — Неужели вы никогда не выключаете эту иллюминацию?

— Вы имеете в виду молекулярные пленки? — снисходительно спросил Вой, оглядевшись.

— Вот именно! — раздраженно буркнул Харлан. Справочник упоминал о них, но Харлан никогда не подозревал, что блеск световых отражений может быть таким неистовым.

Харлан понимал причину своего раздражения. Если не считать нескольких энергетических Столетий, цивилизация во все Времена основывалась на использовании вещества. В 2456-м Столетии из вещества изготовлялось всё, начиная со стен и кончая гвоздями. Поэтому Харлан с самого начала рассчитывал хотя бы на принципиальное сходство со знакомым ему миром. Здесь можно было не опасаться встретить ни совершенно непонятные (для человека, родившегося в вещественном веке) энергетические вихри, заменяющие вещество в 300-м, ни силовые поля 600-го.

Конечно, вещество веществу рознь, хотя человек из энергетического Столетия мог бы не согласиться с этим утверждением. Для него всякое вещество было чем-то грубым, громоздким и варварским. Но Харлан родился в вещественном веке и воспринимал вещество как дерево, металл (легкий или тяжелый), бетон, пластмассу, кожу и т. п.

Но попасть в мир, состоящий из одних зеркал!

Именно таким было его первое впечатление от 2456-го. Каждая поверхность сверкала, отражая свет. Эффект молекулярных пленок создавал везде впечатление зеркальной глади. Куда ни глянь, всюду были видны отражения Социолога Воя, его самого и всего, что находилось вокруг. От яркого блеска и путаницы красок просто мутило.

— Сожалею, — сказал Вой, — но таков уж обычай Столетия, а мы в нашем Секторе стараемся по возможности перенимать всё, что практично. Потерпите немного, и вы привыкнете.

Вой быстро подошёл к стене, наступая на пятки своему отражению, которое шагало вниз головой, в точности повторяя каждое движение Социолога, и передвинул волосок индикатора по спиральной шкале к нулю.

Отражения исчезли, яркие огни потускнели. Харлан почувствовал себя в более привычной обстановке.

— Не пройдёте ли вы теперь со мной? — пригласил Социолог.

Харлан последовал за ним сквозь пустые коридоры, в которых всего несколько мгновений назад царил хаос радужных огней и бесчисленных отражений. Они поднялись по пандусу вверх и прошли через переднюю в кабинет Воя.

На всем пути им не встретилось ни одной живой души. Можно было не сомневаться, что весть о прибытии Техника уже разнеслась по всему Сектору. Харлан настолько привык к тому особому положению, которое занимали в Вечности люди его профессии, что воспринимал безлюдные коридоры как должное. Он удивился бы, заметив спешащую скрыться человеческую фигуру. Даже Вой пытался держаться на известном расстоянии и поспешно отшатнулся, когда Харлан случайно задел ладонью его рукав.

Чувство горечи, испытанное при этом Харланом, неприятно удивило его. Он полагал, что его душа, как улитка в раковине, давно уже неуязвима для подобных уколов. Но если стенки его раковины стали тоньше, то этому могла быть только одна причина: Нойс.

Со стороны могло показаться, что Социолог дружелюбно наклонился к Технику, но Харлан машинально отметил, что их разделяет довольно длинный стол.

— Я польщён, — начал Вой, — что такой знаменитый Техник, как вы, заинтересовался нашей маленькой проблемой.

— Да, она представляет определённый теоретический интерес.

Харлан ответил сухо и бесстрастно, как и следовало говорить Технику. (Но был ли его голос действительно бесстрастен? Не проглядывают ли наружу его истинные побуждения? Не бросается ли в глаза его вина, написанная на лбу холодными каплями пота?) Харлан вытащил из внутреннего кармана небольшой рулончик перфолент с кратким закодированным описанием планируемого Изменения Реальности. (Это был тот самый экземпляр, который Вой месяц назад послал на рассмотрение Совета Времен. Благодаря своей близости к Старшему Вычислителю Твисселу — к великому Твисселу! — Харлану удалось заполучить проект без большого труда.) Но перед тем как расстелить ленту на поверхности стола, где её будет удерживать слабое парамагнитное поле, Харлан на мгновенье замешкался.

Рецензии на книгу Конец Вечности

Внимание: данная рецензия содержит спойлеры. Показать?

Представьте себе горизонтально направленную ось, на которой расположены реальности такого множества столетий, что наше 21ое считается первобытной эпохой. Представили? Это ось времени. Над ней параллельно протянулась тонкая линия. Это Вечность. Там можно встретить вычислителей, социологов, наблюдателей, расчетчиков, техников. Их называют Вечными. Они те, кто управляет нашей жизнью. Вернее нет, они вообще не воспринимают нас по отдельности, что им наша жизнь. Они мыслят совсем иными категориями – Столетиями, они управляют реальностями. Они знают многое. Очень многое, гораздо больше, чем мы. Они оторваны от привычных им Столетий. Они не имеют семей. У них нет даже права на эмоции – ведь ценой их ошибки может стать смерть миллионов людей. Такие хладнокровные, рассудительные люди следят за жизнью множества Столетий, оберегают их нас от глобальных ошибок, которые могут стать причиной нашей гибели. А когда вероятность подобных ошибок становится слишком высокой, они производят МНВ и спасают нас. Правда здорово? Как маленькие дети можем жить и не беспокоиться, ведь умные и рассудительные взрослые всегда придут на помощь во имя умеренности и безопасности.

А теперь заглянем поглубже в Вечность, познакомимся с её обитателями поближе.
Это – техник Эндрю Харлан. Он познакомился с обычной девушкой – Временницей и влюбился. И тут же забыл о всех правилах и законах Вечности. Наплевал на все вероятности. Забрал эту девушку из реальности, где ей грозила опасность исчезнуть. Забрал в Вечность. Сам,без чьих-либо разрешений.
А это – Вычислитель Финжи. Он очень хочет стать Старшим Вычислителем. На пути к своей цели он не останавливается ни перед чем. Организовать встречу Харлана – любимчика Старшего Вычислителя Твиссела, зная, что техник поступит именно так, как он и поступил, чтобы потом указать на некомпетентность Твиссела, держащего близ себя столь ненадежного человека. Если бы мы говорили об обычных людях, можно было бы сказать: дискредитирует Харлана, а вместе с ним и Твиссела, доказав его служебное несоответствие. Но мы не можем так сказать, ведь мы же говорим о Вечных.
А это – Старший Вычислитель Твиссел. Кумир и недосягаемая фигура для большинства вечных. Недосягаемый идеал. Не сотвори себе кумира! Твиссел тоже когда-то нарушил множество законов вечности. Влюбился в девушку, позволил ей забеременеть и родить ребенка, как мог принимал участие в воспитании этого ребенка. (Что совершенно запрещено законами Вечности!) Но из-за ошибок Твиссела в расчетах его сын обречен теперь все жизнь быть прикованным к кровати. Именно поэтому Твиссел прекрасно понимает чувства Харлана и готов прикрывать его “преступления против Вечности”.

Казалось бы, что такого? Обычная жизнь, обычные чувства, обычные ситуации, обычные люди, в конце концов! А дело в том, что люди-то как раз не обычные. Люди, облеченные такой властью, какая и не снилась никому из известных нам самодержцев. Так на каком же основании взяли они себе право распоряжаться судьбами Столетий, если ничем не отличаются от каждого отдельного жителя этих Столетий?!

Во имя чего производят они свои МНВ, уничтожая, например, электрогравитацию? Во имя умеренности и безопасности? Чьей безопасности? Для кого они стараются? А ответ все тот же. Тот же, что и тысячах разнообразных Столетий. Эти ЛЮДИ делают это для себя.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

Раньше мне приходилось сталкиваться с научной фантастикой, но по большей части лишь в фильмах. Книгам же, однако, зачастую не удавалось меня зацепить. Последнее произведение этого жанра, которое я читала, было, к тому же, столь неудачным, что всё никак до сих пор не могу вспомнить его название, чтобы добавить в библиотеку на сайте. Спустя время (да и по условиям игры #путешествие_во_времени) пришлось вернуться к жанру, и я решила познакомиться с ним основательнее. Начала уже всё-таки со всем известной классики.

И, хочу заметить, не промахнулась с выбором.
Мало у каких авторов, особенно современных, встретишь столь детально проработанные миры и аккуратное введение в подробности сюжета, который в данном произведении, к тому же, развивается очень интересным образом; одно событие очень грамотно накладывается на другое. И это я не только про научную фантастику говорю. Но здесь, в «Конце вечности», они, сюжетные повороты и ответвления, так или иначе влияют одно на другое, и любая из цепей повествования не заканчивается тупиком, а планомерно вклинивается обратно в основную сюжетную ветвь, тем самым не оставаясь бессмысленным «вбросом». Развязка произведения, как и его сюжет, тоже более чем порадовала. Она не шаблонно и достаточно логично ставит точку в произведении.
Также не хотелось бы отметить язык автора, ведь, казалось бы, наука, будущее, множество сложных процессов и технологий… Но в произведении не найти ни единого термина, что был бы труден для понимания, – всё написано предельно понятно, ясно для «не обывателя» жанра.

Но самое главное, конечно, то, что Конец Вечности – это не «произведение ради произведения». В нём автор не просто повествует о пути конкретных персонажей (они тут, к слову, совершенно обычные, что очень сильно приближает их к читателю) в конкретном мире, но и поднимает социальные и морально-этические темы, актуальные, пожалуй, для любого времени (и особенно для времени, в котором можно «корректировать» прошлое ради «светлого будущего»). В процессе жизни человек, безусловно, совершает ошибки и сталкивается с трудностями, но как раз именно они и нужны для того, чтобы человек развивался, ведь без болезней и бед ничто живое не имеет причин приспосабливаться, а, следовательно, и условий для совершенствования. И в своём стремлении предотвратить все случившиеся катастрофы и создать идеальные условия в прошлом, люди только губили своё будущее, предотвращая получения человечеством того бесценного опыта, который был им получен и помог впоследствии эволюционировать и прийти к определённому уровню развития. И это не одна единственная проблема, которую освещает автор.

В общем, Айзек Азимов очень приятно меня удивил (или это я просто с хорошего произведения начала?) и, думаю, теперь это далеко не последний раз, когда я читаю его работы.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

Казалось бы, «путешествия во времени» – такая избитая тема, что читать или смотреть о ней что-то ещё уже не можется. Но снова и снова убеждаюсь, что классики научной фантастики знали своё дело и способны приятно удивить современного читателя [ну и чего уж там] и вдохновить современных авторов.

Я постараюсь не скатиться в эссе на тему «За что любить классическую фантастику и почему она лучше современной», но обещать не буду. Потому что, скажу честно, все достойные произведения этого жанра мне одинаково очень сильно нравятся. Это и минус, потому что получаю я плюс-минус одно и то же, но и плюс, ведь этот жанр действительно есть за что любить.

И если мы всё-таки говорим про фантастику, первое, о чём мы говорим – это идея и проработка мира. Радовало очень грамотное и чёткое выстраивание мира и его аспектов, аккуратное углубление в детали, гармоничное наслаивание новых подробностей на старые, логичное закрытие «дыр». И вишенкой на торте – прекрасная элегантная сюжетная подвязка к нашей реальности. Работа была проведена основательнейшая, и за одно это можно нераздумывая браться за следующую книгу Азимова.

Читайте также:  Красное яблоко - краткое содержание рассказа Айтматова

Но мы только начали, и следующее на очереди оценки у жанра – сюжет. Приятно удивило количество его витков. Это и свойственно классической фантастике, чем и отличает её от современной, насколько мне позволяет судить мой скромный опыт. И это действительно будоражит воображение, когда некий эпический поворотный момент [который, будем честными, часто вытягивает всё творение], не завершает повествование, а переводит его на новый уровень. И самое прекрасное, что дальше ждёт ещё два-три сюжетных поворота, преумножающие впечатления от предыдущих. По этому показателю – высший балл!

Ну и за что нельзя не любить классику жанра – в нём ещё и глубоко копают. Помимо красивой идеи и интересной проработки, поднимаются и всячески демонстрируются социальные проблемы и этические вопросы. Здесь мы порассуждаем на тему временных парадоксов и этики изменения прошлого. Вопрос по аналогии с воспитанием – что лучше, всячески опекать дитё или дать ему полную свободу? Золотой середины нет, выбирайте из крайностей.

Что ещё могу сказать? Как и всегда, герои обычные, язык хороший, атмосфера захватывает. Всё это мне и нравится, и я рада, что мне открылся новый неизведанный мною мир авторства Айзека Азимова.
Спасибо. Это было прекрасно.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

@vandal, ну что тут сказать? Крутая, да, шикарная! Но чего-то не хватило. Может и правда дело в жанре – не самый он мне близкий.
Вот что действительно было круто, это в финале заворот к нашей истории, вот тут я исполнила полный восхищения “хо-хо-хо”))

@alyonaivanishko, ну хоть “хо-хо-хо” в таком шикарном моменте был))
Надо тебе приобщаться к классике начной фантастики.

@vandal, так я как раз и в процессе))

Вот и состоялось моё знакомство с творчеством культового фантаста Айзека Азимова. До этого читал у него несколько рассказов из сборника «Я, робот», но это было очень давно и я уже успел позабыть, что там к чему. Но волею случая было решено, что мне придётся прочитать этот роман, о чём я ни разу не пожалел. Но прежде чем перейти к моим впечатлением, попробую описать сюжет книги.

В 27-м столетии на земле появилась организация под названием Вечность и люди получили возможность путешествовать во времени. И не просто путешествовать, а даже изменять прошлое таким образом, чтобы воздействие оказывало благоприятное влияние на максимально возможное количество людей, или же, наоборот, предотвращать какие-либо катастрофы. Или делать так, что если катастрофа неизбежна, то минимизировать количество жертв, выбирая в число тех, кто выживет – ученых, политиков и прочих важных людей, который могут пригодится в обществе в будущем. В Вечности всё подчинено строгим законам и правилам, не выполнение которых жестоко карается. Отбор в число «вечных» (т..е. работающих в этой организации) тщательный, процесс обучения занимает много времени. Но есть такие люди, которые не довольны работой Вечности и хотят её уничтожить.

Не придумали ещё подходящих слов, с помощью которых я бы мог описать свой восторг от книги! Это просто что-то феноменальное! Абсолютный восторг! Тот самый случай, когда книга захватывает с первых страниц и читая наслаждаешься произведением с первой до последней страницы. Воображению автора не перестаешь удивляться на протяжении всей книги! Произведение невероятного масштаба! Читал книгу, не отрываясь, поэтому «проглотил» её довольно быстро и по окончании книги мне было жалко, что она закончилась. Может быть, такие мои фразы и покажутся ужасно заштампованными и банальными, но я не знаю, как по другому выразить свои эмоции.

Чем же так хорош этот роман? Попробую объяснить
.
Во-первых — роман хорош из-за сюжета. Он бесподобен! И задумка очень интересная, и реализована она автором бесподобно. И написано очень просто. А ведь, казалось бы, путешествие во времени — это очень сложно? Ведь существуют парадоксы путешествий во времени и они кажутся чем-то совсем не реальным и что книга должна быть нашпигована научными терминами, описаниями машин и механизмов и т. п. Но Азимов всё это написал очень простым и понятным языком, так, чтобы всем было понятно, о чём идет речь.

Во-вторых — из-за поднятых в этом романе проблем. Как это ни печально об этом судить, но всё-таки неудачи и даже катастрофы людям необходимы, чтобы учиться на них. Лишая людей всех возможных ошибок можно прийти к тому, что люди перестанут расти, эволюционировать, становиться лучше и наступит период стагнации. Ведь, разве можно научиться кататься на велосипеде, не упав с него десяток раз, не набив шишек? То же самое касается и всего человечества — если появиться такая возможность, то можно отправиться в прошлое и осчастливить даже огромную группу людей, но не факт, что это пойдет на пользу будущему всего человечества. Безопасный путь не всегда верный. Вижу в ваших глазах немой вопрос — а как же предотвращение глобальных катаклизмов, мировых войн, спасение миллионов людей ?! Вот о таких, не самых приятных вещах, и предлагает нам подумать Азимов. И это очень смело, выдвигать такие идеи. Я был поражен до глубины души и долго переваривал в голове идеи выдвинутые автором.

В-третьих — в этом романе есть множество идей и сюжетных линий: идеи путешествия во времени, освоения космоса, этичности и правильности вмешивания в ход времени, идеи о ценности каждой жизни и невероятных последствиях, которые могут повлечь за собой незначительные изменения истории. А так же здесь есть детективная и любовная линия (которая по началу кажется нелепой и надуманной, но ближе к концу книги всё встает на свои места и снова поражаешься воображению и таланту Азимова). Азимов сначала уделяет внимания одной сюжетной линии, а потом переключается на другую, не менее интересную. И так несколько раз по ходу книги. А в конце всё связывает воедино. И это впечатляет! Один сюжетный поворот неожиданнее другого. Это я всё к чему — учитывая, сколько в книге всего намешано, можно было бы написать целую серию, допустим из 5 или 7 книг, в каждой из которых подробно раскрыть ту или иную тему. Но Азимов всё это сделал в одном, совсем небольшом романе, размером чуть более 300 страниц. Пускай моментами кажется, что написано все обрывочно, но Азимов как мог раскрыл всё сюжетные детали и все сюжетные ходы и не стал расписывать всё это на несколько книг, делая из этого целую серию. А ведь на серии книг он бы мог больше заработать.

В общем, настоятельно рекомендую к прочтению! Книга во много раз превзошла все мои ожидания! Фантастика невероятного размаха и масштаба, написанная доступным и понятным языком, в которой выдвигаются очень смелые темы для рассуждения. После этого романа я понял, что игнорирование мною раньше книг Азимова (как я уже писал, прочитанные очень давно рассказы из сборника «Я, робот» успели забыться) является большой ошибкой и как же хорошо, что он оставил после себя так много произведений художественной литературы! Надо восполнять этот пробел.

Айзек Азимов – Конец вечности

    Категория: Фантастика и фэнтези / Научная Фантастика Автор: Айзек Азимов Год выпуска: – ISBN: нет данных Издательство: – Страниц: 49 Добавлено: 2019-02-03 15:00:51

Айзек Азимов – Конец вечности краткое содержание

Айзек Азимов – Конец вечности читать онлайн бесплатно

  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »

Техник Эндрю Харлан вошёл в капсулу. Капсула находилась внутри колодца, образованного редкими вертикальными прутьями. Прутья плотно облегали круглые стенки капсулы и, уходя вверх, терялись в непроницаемой дымке в шести футах над головой Харлана. Харлан повернул рукоятки управления и плавно нажал на пусковой рычаг.

Капсула осталась неподвижной.

Харлана это не удивило. Капсула не должна была двигаться ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево, ни вперёд, ни назад. Только промежутки между прутьями словно растаяли, затянувшись серой пеленой, которая была твёрдой, но всё-таки нематериальной. Харлан почувствовал лёгкую дрожь в желудке и слабое головокружение и по этим признакам понял, что капсула со всем своим содержимым стремительно мчится в будущее сквозь Вечность.

Он вошёл в капсулу в 575-м Столетии. Этот Сектор Вечности стал его домом два года назад. Никогда до этого ему не приходилось забираться в будущее так далеко. Но сейчас он направляется в 2456-е Столетие.

Месяц назад при одной только мысли об этом Харлану стало бы не по себе. Его родное 95-е Столетие осталось далеко в прошлом. Это был век патриархальных традиций, в котором атомная энергия находилась под запретом, а всем строительным материалам предпочитали дерево. Век славился своими напитками, которые в обмен на семена клевера вывозились почти во все другие Столетия. Хотя Эндрю Харлан не был «дома» с тех пор, как он в пятнадцать лет стал Учеником и прошёл специальную подготовку, его никогда не оставляла тоска по родным Временам. Между 95-м и 2456-м Столетиями пролегло почти двести сорок тысяч лет, а это ощутимый промежуток даже для закалённого Вечного. При обычных обстоятельствах всё было бы именно так.

Однако сейчас Харлану было не до абстрактных размышлений. Рулоны перфолент оттягивали его карманы, планы тяжким грузом лежали на сердце, мысли были скованы страхом и неуверенностью.

Он машинально остановил капсулу в нужном Столетии.

Странно, что Техник способен волноваться. Харлан вспомнил сухой голос Наставника Ярроу:

— Первая заповедь Техника — ничего не принимать близко к сердцу. Совершаемое им Изменение Реальности может отразиться на судьбах пятидесяти миллиардов человек. Миллион или более могут измениться настолько, что их придётся рассматривать как совершенно новые личности.

Пытаясь отделаться от воспоминаний, Харлан резко тряхнул головой. Кто бы мог подумать тогда, что именно он, Харлан, станет Техником и к тому же одним из самых талантливых! И всё-таки он волновался. Но не за судьбу пятидесяти миллиардов человек. Что ему пятьдесят миллиардов обитателей Времени? Только один человек существовал для него во всех Столетиях. Один-единственный.

Харлан заметил, что капсула остановилась, однако, прежде чем выйти наружу, он задержался на какую-то долю секунды, чтобы собраться с мыслями и вновь обрести бесстрастное, невозмутимое расположение духа. Капсула, которую он покинул, разумеется, не была той же самой, в которую он вошёл: она уже не состояла из тех же атомов. Харлан воспринимал это обстоятельство как нечто само собою разумеющееся. Только Ученики ломают себе голову над загадками путешествий во Времени. Вечные заняты более важными делами.

Харлан снова ненадолго задержался у бесконечно тонкой завесы Темпорального поля, которое не было ни Временем, ни Пространством, но которое сейчас отделяло его как от Вечности, так и от обычного Времени.

По ту сторону завесы лежал совершенно неизвестный ему Сектор Вечности. Он, конечно, заглянул перед отъездом в Справочник Времён и кое-что о нём узнал. Но Справочник — это одно, а личное впечатление — совсем другое. Харлан внутренне приготовился к любым неожиданностям. Он настроил управление на выход в Вечность (это было совсем просто, куда проще, чем выйти во Время) и шагнул вперёд. Оказавшись по ту сторону завесы Темпорального поля, он зажмурил глаза от ослепительно яркого блеска и инстинктивно прикрыл их руками.

Перед ним стоял только один человек. Вначале Харлан едва различал черты его лица.

— Я Социолог Кантор Вой, — сказал человек. — Полагаю, что вы и есть Техник Харлан?

— Разрази меня Время! — воскликнул он. — Неужели вы никогда не выключаете эту иллюминацию?

— Вы имеете в виду молекулярные плёнки? — снисходительно спросил Вой, оглядевшись.

— Вот именно! — раздражённо буркнул Харлан. Справочник упоминал о них, но Харлан никогда не подозревал, что блеск световых отражений может быть таким неистовым.

Харлан понимал причину своего раздражения. Если не считать нескольких энергетических Столетий, цивилизация во все Времена основывалась на использовании вещества. В 2456-м Столетии из вещества изготовлялось всё, начиная со стен и кончая гвоздями. Поэтому Харлан с самого начала рассчитывал хотя бы на принципиальное сходство со знакомым ему миром. Здесь можно было не опасаться встретить ни совершенно непонятные (для человека, родившегося в вещественном веке) энергетические вихри, заменяющие вещество в 300-м, ни силовые поля 600-го.

Конечно, вещество веществу рознь, хотя человек из энергетического Столетия мог бы не согласиться с этим утверждением. Для него всякое вещество было чем-то грубым, громоздким и варварским. Но Харлан родился в вещественном веке и воспринимал вещество как дерево, металл (лёгкий или тяжёлый), бетон, пластмассу, кожу и т. п.

Но попасть в мир, состоящий из одних зеркал!

Именно таким было его первое впечатление от 2456-го. Каждая поверхность сверкала, отражая свет. Эффект молекулярных плёнок создавал везде впечатление зеркальной глади. Куда ни глянь, всюду были видны отражения Социолога Воя, его самого и всего, что находилось вокруг. От яркого блеска и путаницы красок просто мутило.

— Сожалею, — сказал Вой, — но таков уж обычай Столетия, а мы в нашем Секторе стараемся по возможности перенимать всё, что практично. Потерпите немного, и вы привыкнете.

Вой быстро подошёл к стене, наступая на пятки своему отражению, которое шагало вниз головой, в точности повторяя каждое движение Социолога, и передвинул волосок индикатора по спиральной шкале к нулю.

Отражения исчезли, яркие огни потускнели. Харлан почувствовал себя в более привычной обстановке.

— Не пройдёте ли вы теперь со мной? — пригласил Социолог.

Харлан последовал за ним сквозь пустые коридоры, в которых всего несколько мгновений назад царил хаос радужных огней и бесчисленных отражений. Они поднялись по пандусу вверх и прошли через переднюю в кабинет Воя.

На всём пути им не встретилось ни одной живой души. Можно было не сомневаться, что весть о прибытии Техника уже разнеслась по всему Сектору. Харлан настолько привык к тому особому положению, которое занимали в Вечности люди его профессии, что воспринимал безлюдные коридоры как должное. Он удивился бы, заметив спешащую скрыться человеческую фигуру. Даже Вой пытался держаться на известном расстоянии и поспешно отшатнулся, когда Харлан случайно задел ладонью его рукав.

Чувство горечи, испытанное при этом Харланом, неприятно удивило его. Он полагал, что его душа, как улитка в раковине, давно уже неуязвима для подобных уколов. Но если стенки его раковины стали тоньше, то этому могла быть только одна причина: Нойс.

Читайте также:  Верблюжий глаз – краткое содержание рассказа Айтматова

Со стороны могло показаться, что Социолог дружелюбно наклонился к Технику, но Харлан машинально отметил, что их разделяет довольно длинный стол.

— Я польщён, — начал Вой, — что такой знаменитый Техник, как вы, заинтересовался нашей маленькой проблемой.

— Да, она представляет определённый теоретический интерес.

Харлан ответил сухо и бесстрастно, как и следовало говорить Технику. (Но был ли его голос действительно бесстрастен? Не проглядывают ли наружу его истинные побуждения? Не бросается ли в глаза его вина, написанная на лбу холодными каплями пота?)

Харлан вытащил из внутреннего кармана небольшой рулончик перфолент с кратким закодированным описанием планируемого Изменения Реальности. (Это был тот самый экземпляр, который Вой месяц назад послал на рассмотрение Совета Времён. Благодаря своей близости к Старшему Вычислителю Твисселу — к великому Твисселу! — Харлану удалось заполучить проект без большого труда.) Но, перед тем как расстелить ленту на поверхности стола, где её будет удерживать слабое парамагнитное поле, Харлан на мгновенье замешкался.

Молекулярная плёнка, покрывающая стол, была «притушена», но полностью не исчезла. Протянув руку, Харлан невольно взглянул на крышку стола, откуда на него мрачно глядело собственное лицо. Ему было тридцать два года, но он выглядел старше, и сам это хорошо понимал. Возможно, его старило узкое лицо, которому тёмные брови над чёрными глазами придавали суровый, насупленный вид (типичный, по мнению Вечных, для Техника). А возможно, причина была в том, что сам Харлан ни на минуту не забывал о своей профессии.

“Красное яблоко” Айтматов, краткое содержание для читат. дневника какое?

“Красное яблоко” Айтматов, краткое содержание для читательского дневника какое?

Краткое содержание рассказа Айтматова.

В жизни семейной пары Исамбекова и Сабиры наступает семейный кризис и они решают расстаться на некоторое время.

Однажды осенью, мужчина гуляет по саду с дочерью Анарой и она видит на ветке одинокое красное яблоко. Мужчина вспоминает, как в юности подарил красное яблоко одной девушке, но она его отвергла.

Эти воспоминания заставляют мужчину переосмыслить свою жизнь и он понимает, что по настоящему любит только Сабиру. Он пишет ей письмо, в котором признаёт свои ошибки. Исабеков с дочерью спешит к Сабире, взяв красное яблоко в качестве подарка.

Иногда, только время позволяет показывает, кто тебе нужен и по настоящему дорог.

Матильда всегда хотела жить роскошно и быть в свете общества. Но по причине не благородного происхождения ей это не светило. Девушке пришлось принять предложение он чиновника. В браке она была несчастна и теперь постоянно страдает.

Однажды ее муж получил приглашение, где будут все знатные люди высшего общества. Еле-еле они насобирали на платье, а украшение в виде бриллиантового ожерелья взяли у подруги Матильды.

Для Матильды это был самый прекрасный день в ее жизни. Однако взятое ожерелье было украдено. Семье приходится продавать все имущество, чтобы скрыть пропажу и успеть купить такое же.

Подруга даже не заподозрила пропажи, а Матильде пришлось работать не покладая рук, чтобы погасить долги. Через 10 лет все долги погашены, а подруга Матильды сообщает, что ожерелье на самом деле было обычной подделкой.

Действие этого произведения Уальда происходит в начале 1890 годов в Лондоне, в особняке Чилтернов и в квартире лорда Горинга.

Главные действующие лица:

  1. Товарищ министра – сэр Роберт Чилтерн.
  2. Миссис Гертруда Чилтерн – молодая жена сэра Чилтерна.
  3. Мейбл Чилтерн – ррасивая сестра Роберта.
  4. Лорд Кавершем – отец лорда Горинга.
  5. Миссис Чивли – загадочная леди.

Идёт званый ужин, во время которого, среди приглашённых неожиданно оказывается некая миссис Чивли, приглашённая старушкой леди Маркби. Миссис Чивли вынуждает сэра Чилтерна познакомиться с ней. Затем, миссис Чивли начинает шантажировать Чилтерна неким тайным письмом и вынуждает его согласиться на участие в афере по поддержке проекта нового Аргентинского канала, в который она вложила большие деньги.

Сэр Роберт спрашивает совета у жены и та рекомендует ему отказаться от договорённости.

Но сэр Роберт не может последовать совету жены, поскольку связан давними отношениями с секретарём лорда Рэдли, заработавшим хороший процент на скупке акций Суэцкого канала. Лорд боится разоблачения и разочарования Гертруды. Но миссис Чивли, не получив желаемого, рассказывает обо всём Гертруде и та разочаровывается в супруге.

Дальнейшее действие происходит в квартире лорда Горинга.

Дворецкий сообщает сановному отцу Горинга, Кавершему о прибытии миссис Чивли, бывшей невесты лорда Горинга. Чивли хочет возобновить романтическую связь в обмен на компромат. Но лорд отказывает, поскольку давно влюблён в другую.

Чивли крадёт тайное письмо Гертруды и отправляется в поместье Чилтернов.

Горинг замечает пропажу письма и спешит за разъяснениями к Роберту.

Но, к этому времени, Чилттерн уже произнёс речь по аргентинскому проекту и лорд Кавершем предлагает ему должность министра.

Когда приходит Горинг, появляется Робертс письмом. Сэр Чилтерн, думает, что письмо адресовано ему и, таким образом, всё разрешается благополучно.

«Красное яблоко» Айтматова: смотри по-новому на привычное

Чингиз Айтматов – писатель, прекрасно передающий эмоции и переживания. Рассказ «Красное яблоко» написан в 1964 году, однако посылы, которые он несет, актуальны и сейчас. Произведение «Красное яблоко», смысл которого учит анализировать чувства, неподвластно течению лет и моде. Автор уверяет читателя — человеку требуется мощный толчок для осознания собственной любви.

Краткое содержание

Исабеков женат на Сабире, у четы родилась дочь Анара. Недавно супруги почувствовали серьезное отчуждение. Муж и жена перестали общаться, зашла речь о разводе. Под предлогом написания диссертации, Сабира уезжает в Москву, временно покидая семью. Женщина оставила мужа и дочь.

На заметку! В 1975-м по сюжету сняли одноименный фильм.

Неотправленное письмо

Брошенный Исабеков пытается разобраться, понять, стоит ли спасать брак. Как герою сказать Анаре о разводе с мамой, спросить, с кем дочь захочет жить? Исабеков не представляет подобного разговора.

Мужчина пытается написать Сабире, сознаваясь, что уделял мало внимания жене и дочери. Исабекову недостает смелости. Письмо остается неотправленным.

Исабеков пошел с Анарой прогуляться в сад. Стояла поздняя осень, с деревьев облетели листья. Девочке удалось найти красное яблоко, не замеченное собирателями урожая. Главный герой, увидев находку, предается грустным воспоминаниям.

Рассказ в рассказе

Будучи студентом, Исабеков нашел похожее яблоко в осеннем саду. Парень задумал подарить плод нравившейся девушке. Юноша стеснялся подойти и познакомиться. Девушка часто посещала библиотеку. Герой дождался появления возлюбленной и протянул яблоко. Девушка не поняла благородства жеста, посмеявшись над ухажером. Исабекову сделалось невыносимо горько.

Исабекова пронзает внезапная мысль: Сабира бы никогда не поступила нетактично. Она понимает чувства и переживания людей. Этой женщине по-настоящему следует подарить красное яблоко. Смысл жизни Исабекова ясен – не покидать жену, сделать Сабиру и дочку счастливыми.

Пережив озарение, герой шлет супруге телеграмму. Исабеков сообщает, что едет с Анарой в Москву. В качестве подарка герой произведения берет красное яблоко.

Смысл рассказа Красное яблоко

Раскроем вначале смысл названия рассказа. Красное яблоко в общемировой культуре весьма символично:

  • В Ветхом Завете это запрещенный плод с дерева познания добра и зла. Съев яблоко, Адам и Ева осознали собственную человеческую природу. Первых людей изгнали из Эдема.
  • Красное яблоко вручил Афродите Парис, признав богиню самой красивой в соревновании с Афиной и Герой.
  • Гранат состоит из зернышек, символизируя разобщение. Яблоко означает единство.
  • На языке куртуазных жестов (Айтматов знал о нем) преподнести яблоко равнозначно любовному признанию.

В чем смысл произведения «Красное яблоко»? Герой, увидев плод, найденный дочерью в осеннем, пустом саду, понимает: «суд Париса» выиграла Сабира, и другая женщина ее не заменит.

На заметку! Айтматов отсылает к Библии. Зная, в чем смысл названия произведения «Красное яблоко», читатель понимает — плод озарил главного героя познанием истины. Рассказ написан в 1964 году. Мысль автора выглядит фрондой: в советскую эпоху запрещались религиозные коннотации.

В чем суть концовки

Чингиз Айтматов не преподносит однозначный «хэппи-энд» на манер советских агиток, призванных сохранить семью как ячейку общества. Отношения главного героя с женой не налажены, не определены. Кризис не преодолен. Но выход виден. Исабеков осознал: Сабира – самая близкая по духу женщина. Герой недостаточно внимательно и чутко относился к родному человеку. Недаром между супругами возникло отчуждение.

Главный герой сочиняет текст телеграммы. Маленькая дочь пишет заглавными буквами послание маме. Анара просит встретить папу. В подарок дочь и отец везут маме красное яблоко!

Автор «подбрасывает» читателю посыл: «Голос ребенка – глас Божий». Смысл рассказа Ч. Айтматова «Красное яблоко» становится мистическим. Девочка не подозревала о семейных разногласиях.

Главный герой в раздумьях о семейной жизни проходит три стадии:

  • мысленно обвиняет Сабиру, рассуждая о «бабьем самолюбии»;
  • критически смотрит на собственное поведение. Исабеков видит себя не образцовым мужем, а эгоистом;
  • сравнивая воспоминания о первой влюбленности к забытой девушке, главный герой осознает любовь к супруге и готовность бороться за взаимность и доверие.

Рассказ «Красное яблоко», смысл которого прост и загадочен одновременно, заставляет задуматься. Идея налаживания человеческих связей через анализ чувств покажется интересной читателю современной эпохи.

Чингиз Айтматов не любит избитых штампов. Читатель не видит развязки, окончательного финала, становясь свидетелем внезапного озарения главного героя: долгое время Исабеков жил рядом с изумительной женщиной, которую недооценивал.

Первый кыргызский фильм о личном: «Красное яблоко»

Limon.KG – Ранее в нашей рубрике «О большом кино» мы уже говорили о фильме режиссера Толомуша Океева «Небо нашего детства». Сегодня мы расскажем о его не менее важной и знакомой всем любителям кыргызского кино картине «Красное яблоко».

Киноленту «Красное яблоко» сняли в 1975 году по одноименному рассказу Чынгыза Айтматова. Произведения писателя экранизировались один за одним, как в студии «Кыргыз фильма», так и за переделами СССР. Рассказ «Красное яблоко» был ранним творением Айтматова, и писатель не включал его в сборники.

Фильм состоит из 8 серий по 10 минут. Над лентой работали: режиссер Толомуш Океев, оператор Константин Орозалиев, над сценарием трудились: Ч.Айтматов, Э.Лындина, Т.Океев, художник-постановщик Джамбул Джумабаев, композитор Ш.Каллош, звукорежиссер Ю.Шеин, монтаж Р.Шершенова, художник по костюмам М.Абдиев.

Главные роли в киноленте сыграли Таттыбубу Турсунбаева, Суйменкул Чокморов, Гульсара Ажибекова. Также в эпизодах снялись Алиман Жанкорозова, Сабира Кумушалиева, Бакы Омуралиев, Чоробек Думанаев, Асанбек Умуралиев и С.Сатыбалдиева.

В 1975 году картина открыла четвертый МКФ в Москве. Кинокритики были самого лестного мнения о работе режиссера Океева. Не зря организаторы мероприятия открыли кинофестиваль именно кинолентой «Красное яблоко».

А всеобщая премьера показа в СССР состоялась в 1976 году 9 марта. Зрители оценили работу съемочной группы и актеров. Сюжет фильма был близок каждому обычному и «необычному» человеку СССР. Также стоит отметить, что лента «Красное яблоко» является первым фильмом в кыргызской киноиндустрии, в которой режиссер отразил внутренний мир одного человека, а не только проблемы коммунистического общества. Рассказал о личных переживаниях, проблемах личной жизни и о несчастной любви главного героя.

Художник Темир в молодости встретил девушку необыкновенной красоты. Но подойти к ней и познакомиться не осмелился. Он долгое время ходил за ней по пятам, наблюдал и восхищался ею со стороны. В один прекрасный день художник дарит Незнакомке символичное красное яблоко. Но девушка не оценила его подарка и поделила его со своим возлюбленным. После этого случая проходит несколько лет. Художник обзаводится семьей, у него дочка 6-8 лет, красавица жена. Но герой так и не перестает мечтать и грезить о той прекрасной Незнакомке, ее образ повсюду преследует его. Темир не ценит того, что у него есть, он постоянно ссорится со своей женой, единственное, что его радует — это его маленькая дочка.

Казалось бы, что эта лента об обычных ежедневных бытовых проблемах, о нелегких семейных отношениях, которые знакомы практически каждому человеку, не будет особо интересна советским людям. Но, несмотря на заурядность проблемы, фильм никого не оставил равнодушным. Во всей этой истории кроется один важный момент — за этими нелегкими отношениями наблюдает ребенок, который не виноват в раздорах родителей. Это больше всего привлекает внимание Т.Океева.

Киновед В.Фомин записал размышления Океева по этому поводу: «Когда началась война, мне было шесть лет. Было очень голодно. Я еще кое-как терпел, но мои младшие братья и сестры просили все время есть и плакали. Нет, наверное, звука страшнее и пронзительнее, чем плач маленького ребенка. И с той поры осталась какая-то заноза в сердце. Каждый раз, когда соприкасаешься с детским горем, от жалости и тоски переворачивается душа.
Вот почему я взялся за рассказ Чингиза Айтматова «Красное яблоко». Рассказ маленький – вроде, и снимать нечего. Да к тому же опять про любовь, семейные разлады. Это тоже тысячу раз на экране было. Но что меня зажгло у Айтматова: в разладе мужа и жены мучается и страдает больше всего их ребенок. Горе ребенка, на глазах которого рушится мир, – это меня зацепило за самое сердце».


В рамках панорамного кинофестиваля СССР в 1976 году фильм показали в пяти крупных городах Индии. В августе 1975 года в Швейцарии в городе Локарно на 28 вручении МКФ фильму присудили Почетный диплом. А 21 и 22 апреля в 2001 году в Москве была организована юбилейная ретроспектива Толомуша Океева Океева «Кыргызское чудо» сквозь призму лет». Были показаны фильмы «Это – лошади», «Небо нашего детства», «Лютый», «Красное яблоко», «Потомок белого барса». В декабре того же 2001 года во французском городе Нанте на тринадцатом МКФ картина была удостоена приза за вклад в развитие мирового кино. А в следующем 2002 году там же во Франции провели ретроспективу фильмов Т.Океева «Небо нашего детства», «Поклонись огню», «Лютый» и «Красное яблоко».

Суйменкул Чокморов считал себя прежде всего художником. Да и коллеги из кино поговаривали о том, что он непрофессиональный актер. Но к моменту создания «Красного яблока», вопреки мнению недоброжелателей, у него уже было два диплома за лучшую мужскую роль. Созданные ранее им образы в фильмах «Выстрел на перевале Караш» (1969), «Лютый» (1973), «Седьмая пуля» (1972), «Алые маки Иссык-Куля» (1971) и многие другие, принесли ему известность и авторитет выдающегося актера. А роль Темира отличалась от его прежних работ. В «Красном яблоке» он сыграл семьянина, эдакого художника-мечтателя. Таких как Чокморов называют «многоплановый актер», ему были по плечу роли любой сложности. Суйменкул Чокморов блестяще справился со всеми задачами, которые на него возложили режиссеры.


Limon.KG рекомендует вам посмотреть фильм «Красное яблоко». Он учит нас ценить то, что нас окружает и помогает изменить отношение к жизни и, возможно, даже поможет найти решение некоторых проблем.

Приятного просмотра!

Ссылка на основную публикацию