А тем временем где-то – краткое содержание повести Алексина

Краткое содержание «А тем временем где-то»

Повесть «А тем временем где-то» Алексина была написана в 1966 году. Это трогательный рассказ о том, как мальчик был вынужден быстро повзрослеть, узнав о первой любви своего отца. Он стал настоящим другом для несчастной одинокой женщины, у которой не осталось ни одного близкого человека.

Для лучшей подготовки к уроку по литературе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «А тем временем где-то» на нашем сайте. Пересказ книги Алексина пригодится для анализа произведения и читательского дневника.

Главные герои

Сережа Емельянов – шестиклассник, живой, общительный, добрый и очень отзывчивый мальчик, способный сопереживать.

Другие персонажи

Родители Сережи – любящие, заботливые родители, очень правильные люди во всех отношениях.

Бабушка Сережи – мудрая, веселая женщина, у которой много общего с внуком.

Антон – лучший друг Сережи, скромный, застенчивый мальчик, страдающий заиканием.

Нина Георгиевна – первая жена Сережиного отца, врач-невропатолог, очень добрая, мягкая женщина.

Шурик – приемный сын Нины Георгиевны, пятнадцатилетний парень, который сразу бросил приемную мать, как только нашлись его настоящие родители.

Краткое содержание

Эта история приключилась потому, что у главного героя, шестиклассника Сережи Емельянова, было одинаковое с отцом имя. Он « был из семьи образцовой »: родители вели в школе спортивный кружок, всегда посещали родительские собрания и вовремя подписывали дневник. Сережа же, по словам зоолога, нарушал « все законы наследственности », так как писал с орфографическими ошибками, вечно подсказывал своему другу Антону и сбегал с последних уроков. Все считали семью Емельяновых примером для подражания, и завидовали, особенно женщины, той трогательной связи, что была видна невооруженным глазом между родителями Сережи. Они часто ездили в командировки, занимаясь проектированием заводом, а Сережа на время их отсутствия жил с бабушкой.

Сережа « был похож на бабушку – на мамину маму », и вместе они совершенно не поддавались правильному влиянию: отказывались закаляться, бегать по утрам, и все выходные проводить на лыжах. Они были « неправильными людьми », и это их объединяло.

Когда родители Сережи были в командировке, они каждый день по очереди писали письма, в которых давали советы и наставления. Однажды Сережа « вытащил из ящика целых два письма. И на обоих было написано: «Сергею Емельянову »». Загадочная незнакомка с инициалами Н. Е. обращалась к Сережиному папе, называла его самым близким человеком, и просила о скорой встрече.

Сережа не мог прийти с этим письмом к бабушке – « все-таки она была маминой мамой ». Ему было очень тяжело осознавать, что счастье его семьи угрожает какая-то неизвестная женщина, и решительно « отправился по адресу, который был написан на конверте внизу ». Над дверью висела табличка с фамилией «Емельянова», и Сережа решил, что это просто папина родственница.

В квартире незнакомки Сережи увидел отцовские фотографии с фронта. Он узнал, что Нина Георгиевна в войну была доктором, и спасла отца от страшной бессонницы спортом, дисциплиной и строгим режимом дня. Они поженились, но спустя время развелись.

После долгих раздумий Сережа решил помочь Нине Георгиевне, у которой случилась какая-то беда, о которой она написала его отцу. Женщина рассказала, что « взяла мальчика из детского дома ». Малыш потерялся во время войны, и Нина Георгиевна воспитала его, как собственного сына. Когда же мальчику исполнилось пятнадцать лет, нашлись его настоящие родители, и он покинул приемную мать. Женщина очень страдала, так как понимала свой « приговор окончательный: одиночество ».

Сереже было очень жаль Нину Георгиевну. Он вновь навестил ее, но застал дома одного Шурика – приемного сына, который собирал свои вещи. Парень объяснил Сереже, что не хочет прощаться с приемной матерью с глазу на глаз, и расстраивать ее еще больше – « если собаке хотят отрубить хвост, это надо делать в один прием ».

Из Сережиной жизни « ушла беспечность », он перестал быт таким счастливым, как прежде. Теперь все мысли Сережи были о несчастной одинокой женщине, которая остро нуждалась в любви и поддержке. Желая вернуть Нине Георгиевне интерес к жизни, Сережа не придумал ничего лучшего, как притвориться больным. Но, поразмыслив, он понял, что не сможет обмануть добрую и доверчивую женщину. Тогда он вспомнил о своем лучшем друге Антоне, который очень страдал « от застенчивости, нерешительности и даже от заикания ». И только Нина Георгиевна, будучи врачом-невропатологом, могла помочь Антону.

С тех пор « прошло три с половиной года », и за все это время Сережа ни разу не обмолвился родителям о своем знакомстве. Недавно его семья переехала в другой город, и мальчик пообещал Нине Георгиевне, что каждое лето будет приезжать к ней на каникулы. Последнее школьное лето « обещало быть очень счастливым », так как родители собирались отвезти Сережу на морской курорт на Кавказ – набраться сил перед выпускным классом и поступлением в институт. Но этим планам не суждено было сбыться. Сережа узнал, что Нина Георгиевна взяла отпуск на все лето и отказалась от отдыха с детьми в пионерском лагере, чтобы провести время с Сережей. Он отказался от поездки на море, чтобы не стать « третьей потерей » своего верного друга.

Заключение

Произведение Алексина учит быть искренним, любящим, заботливым, чутким человеком по отношению к своим близким, но, прежде всего – брать ответственность за свои поступки и всегда держать данное слово.

После ознакомления с кратким пересказом «А тем временем где-то» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«А тем временем где-то» краткое содержание повести Алексина – читать пересказ онлайн

Другие персонажи

Родители Сережи – любящие, заботливые родители, очень правильные люди во всех отношениях.

Бабушка Сережи – мудрая, веселая женщина, у которой много общего с внуком.

Антон – лучший друг Сережи, скромный, застенчивый мальчик, страдающий заиканием.

Нина Георгиевна – первая жена Сережиного отца, врач-невропатолог, очень добрая, мягкая женщина.

Шурик – приемный сын Нины Георгиевны, пятнадцатилетний парень, который сразу бросил приемную мать, как только нашлись его настоящие родители.

Краткое содержание

Эта история приключилась потому, что у главного героя, шестиклассника Сережи Емельянова, было одинаковое с отцом имя. Он «был из семьи образцовой»: родители вели в школе спортивный кружок, всегда посещали родительские собрания и вовремя подписывали дневник. Сережа же, по словам зоолога, нарушал «все законы наследственности», так как писал с орфографическими ошибками, вечно подсказывал своему другу Антону и сбегал с последних уроков. Все считали семью Емельяновых примером для подражания, и завидовали, особенно женщины, той трогательной связи, что была видна невооруженным глазом между родителями Сережи. Они часто ездили в командировки, занимаясь проектированием заводом, а Сережа на время их отсутствия жил с бабушкой.

Сережа «был похож на бабушку – на мамину маму», и вместе они совершенно не поддавались правильному влиянию: отказывались закаляться, бегать по утрам, и все выходные проводить на лыжах. Они были «неправильными людьми», и это их объединяло.

Когда родители Сережи были в командировке, они каждый день по очереди писали письма, в которых давали советы и наставления. Однажды Сережа «вытащил из ящика целых два письма. И на обоих было написано: «Сергею Емельянову»». Загадочная незнакомка с инициалами Н. Е. обращалась к Сережиному папе, называла его самым близким человеком, и просила о скорой встрече.

Сережа не мог прийти с этим письмом к бабушке – «все-таки она была маминой мамой». Ему было очень тяжело осознавать, что счастье его семьи угрожает какая-то неизвестная женщина, и решительно «отправился по адресу, который был написан на конверте внизу». Над дверью висела табличка с фамилией «Емельянова», и Сережа решил, что это просто папина родственница.

В квартире незнакомки Сережи увидел отцовские фотографии с фронта. Он узнал, что Нина Георгиевна в войну была доктором, и спасла отца от страшной бессонницы спортом, дисциплиной и строгим режимом дня. Они поженились, но спустя время развелись.

После долгих раздумий Сережа решил помочь Нине Георгиевне, у которой случилась какая-то беда, о которой она написала его отцу. Женщина рассказала, что «взяла мальчика из детского дома». Малыш потерялся во время войны, и Нина Георгиевна воспитала его, как собственного сына. Когда же мальчику исполнилось пятнадцать лет, нашлись его настоящие родители, и он покинул приемную мать. Женщина очень страдала, так как понимала свой «приговор окончательный: одиночество».

Сереже было очень жаль Нину Георгиевну. Он вновь навестил ее, но застал дома одного Шурика – приемного сына, который собирал свои вещи. Парень объяснил Сереже, что не хочет прощаться с приемной матерью с глазу на глаз, и расстраивать ее еще больше – «если собаке хотят отрубить хвост, это надо делать в один прием».

Из Сережиной жизни «ушла беспечность», он перестал быт таким счастливым, как прежде. Теперь все мысли Сережи были о несчастной одинокой женщине, которая остро нуждалась в любви и поддержке. Желая вернуть Нине Георгиевне интерес к жизни, Сережа не придумал ничего лучшего, как притвориться больным. Но, поразмыслив, он понял, что не сможет обмануть добрую и доверчивую женщину. Тогда он вспомнил о своем лучшем друге Антоне, который очень страдал «от застенчивости, нерешительности и даже от заикания». И только Нина Георгиевна, будучи врачом-невропатологом, могла помочь Антону.

С тех пор «прошло три с половиной года», и за все это время Сережа ни разу не обмолвился родителям о своем знакомстве. Недавно его семья переехала в другой город, и мальчик пообещал Нине Георгиевне, что каждое лето будет приезжать к ней на каникулы. Последнее школьное лето «обещало быть очень счастливым», так как родители собирались отвезти Сережу на морской курорт на Кавказ – набраться сил перед выпускным классом и поступлением в институт. Но этим планам не суждено было сбыться. Сережа узнал, что Нина Георгиевна взяла отпуск на все лето и отказалась от отдыха с детьми в пионерском лагере, чтобы провести время с Сережей. Он отказался от поездки на море, чтобы не стать «третьей потерей» своего верного друга.

А тем временем где-то — Алексин Анатолий Георгиевич — Страница 1

А тем временем где-то

У нас с отцом одинаковые имена: он Сергей и я Сергей.

Если бы не это, не произошло бы, наверно, все, о чем я хочу рассказать. И я не спешил бы сейчас на аэродром, чтобы сдать билет на рейсовый самолет. И не отказался бы от путешествия, о котором мечтал всю зиму…

Началось это три с половиной года назад, когда я еще был мальчишкой и учился в шестом классе.

«Своим поведением ты опрокидываешь все законы наследственности, – часто говорил мне учитель зоологии, наш классный руководитель. – Просто невозможно себе представить, что ты сын своих родителей!» Кроме того, поступки учеников он ставил в прямую зависимость от семейных условий в которых мы жили и произрастали. Одни были из неблагополучных семей, другие – из благополучных. Но только я один был из семьи образцовой! Зоолог так и говорил:

«Ты – мальчик из образцовой семьи! Как же ты можешь подсказывать на уроке?»

Может быть, это зоология приучила его все время помнить о том, кто к какому семейству принадлежит?

Подсказывал я своему другу Антону. Ребята звали его Антоном-Батоном за то, что он был полным, сдобным, розовощеким Когда он смущался, розовела вся его крупная шарообразная голова и даже – казалось, что корни белесых волос подсвечивались откуда-то изнутри розовым цветом.

Антон был чудовищно аккуратен и добросовестен, но, выходя отвечать, погибал от смущения. К тому же он заикался.

Ребята мечтали, чтобы Антона почаще вызывали к доске: на него уходило минимум пол-урока. Я ёрзал, шевелил губами, делал условные знаки, стараясь напомнить своему другу то, что он знал гораздо лучше меня. Это раздражало учителей, и они в конце концов усадили нас обоих на «аварийную»

парту, которая была первой в среднем ряду – перед самым учительским столом.

На эту парту сажали только тех учеников, которые, по словам зоолога, «будоражили коллектив».

Наш классный руководитель не ломал себе голову над причиной Антоновых неудач. Тут все ему было ясно: Антон был выходцем из неблагополучной семьи – его родители развелись очень давно, и он ни разу в жизни не видел своего отца. Наш зоолог был твердо убежден в том, что, если бы родители Антона не развелись, мой школьный друг не смущался бы понапрасну, не маялся бы у доски и, может быть, даже не заикался.

Со мной было гораздо сложнее: я нарушал законы наследственности. Мои родители посещали все родительские собрания, а я писал с орфографическими ошибками. Они всегда вовремя расписывались в дневнике, а я сбегал с последних уроков.

Они вели в школе спортивный кружок, а я подсказывал своему другу Антону.

Всех отцов и матерей у нас в школе почти никогда не называли по имени-отчеству, а говорили так: «родители Барабанова», «родители Сидоровой»… Мои же отец и мать оценивались как бы сами по себе, вне зависимости от моих поступков и дел, которые могли порою бросить тень на их репутацию общественников, старших товарищей и, как говорил наш зоолог, «истинных друзей школьного коллектива».

Так было не только в школе, но и в нашем доме. «Счастливая семья!» говорили об отце и маме, не ставя им в вину то, что я накануне пытался струей из брандспойта попасть в окно третьего этажа. Хотя другим родителям этого бы не простили. «Образцовая семья. » – со вздохом и неизменным укором в чей-то адрес говорили соседи, особенно часто женщины, видя, как мама и отец по утрам в любую погоду совершают пробежку вокруг двора, как они всегда вместе, под руку идут на работу и вместе возвращаются домой.

Говорят, что люди, которые долго живут вместе, становятся похожими друг на друга. Мои родители были похожи.

Это было особенно заметно на цветной фотографии, которая висела у нас над диваном. Отец и мама, оба загорелые, белозубые, оба в васильковых тренировочных костюмах, пристально глядели вперед, вероятно на человека, который их фотографировал. Можно было подумать, что их снимал Чарли Чаплин – так безудержно они хохотали. Мне даже казалось иногда, что это звучащая фотография, что я слышу их жизнерадостные голоса. Но Чарли Чаплин тут был ни при чем – просто мои родители были очень добросовестными людьми: если объявляли воскресник, они приходили во двор самыми первыми и уходили самыми последними; если на демонстрации в день праздника затевали песню, они не шевелили беззвучно губами, как это делают некоторые, а громко и внятно пели всю песню от первого до последнего куплета; ну, а если фотограф просил их улыбнуться, всего-навсего улыбнуться, они хохотали так, будто смотрели кинокомедию.

Да все в жизни они делали как бы с перевыполнением.

И это никого не раздражало, потому что все у них получалось естественно, словно бы иначе и быть не могло.

Я чувствовал себя самым счастливым человеком на свете!

Мне казалось, я имел право на проступки и ошибки, потому что отец и мама совершили столько правильного и добросовестного, сколько могло бы быть запланировано на пять или даже на целых десять семей. На душе у меня было легко и беспечно… И какие бы ни случались неприятности, я быстро успокаивался – любая неприятность казалась ерундой в сравнении с главным: у меня лучшие в мире родители! Или, по крайней мере, лучшие в нашем доме и в нашей школе.

Они никогда не могут расстаться, как это случилось с родителями Антона… Недаром даже чужие люди не представляют их себе порознь, а только рядом, вместе и называют их общим именем – Емельяновы: «Емельяновы так считают!

Емельяновы так говорят! Емельяновы уехали в командировку…»

В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего города, в местах, называемых «почтовыми ящиками».

Я оставался с бабушкой.

Мои родители были похожи друг на друга, а я был похож на бабушку – на мамину маму. И не только внешне.

Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, она гордилась ее мужем, то есть моим отцом, но, как и я, то и дело опрокидывала законы наследственности.

Мама и отец старались закалить нас, навсегда избавить от простуд и инфекций (сами-то они даже гриппом никогда не болеЛи), но мы с бабушкой сопротивлялись. Мы не желали обтираться ледяной водой, вставать по воскресеньям еще раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или отправляться в туристические походы.

Мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечеткости: мы нечетко дышали во время гимнастики, нечетко сообщала, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в последних известиях, нечетко выполняли режим дня.

Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала хитрого, озорного мальчишку. А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня.

Читайте также:  Раздел имущества – краткое содержание рассказа Алексина

– Ну-с, сколько денег мы откладываем на кино? – спрашивала бабушка.

– Побольше! – говорил я.

И бабушка откладывала побольше, потому что любила ходить в кино так же сильно, как я. Сразу же мы принимали и другое важное решение: обедов и ужинов не готовить, а ходить в столовую, которая была в нашем доме, на первом этаже. Я очень любил обедать и ужинать в столовой. Там мы с бабушкой тоже вполне находили общий язык.

– Ну-с, первого и второго мы не берем? – иногда говорила бабушка.

В столовой мы часто обходились без супа и даже без второго, но зато неизменно брали селедку и по две порции желе в металлических формочках. Нам было вкусно, и мы экономили деньги на кино.

С бабушкой я попадал даже на те фильмы, на которые дети до шестнадцати лет не допускались.

– Я очень слаба, – объясняла бабушка контролерам, угрожающе старея и дряхлея у меня на глазах, – он повсюду меня сопровождает… Обещаю вам, что он не будет смотреть на экран!

Шаги — Алексин Анатолий Георгиевич — Страница 1

Анатолий Алексин — Шаги

В субботу вечером отец попросил нас с мамой подольше в воскресенье его не будить: он, директор школы, за неделю очень устал.

«От нас устанешь!» — самокритично согласился я, учившийся тогда в восьмом классе.

Мы с мамой поутру и позже передвигались на цыпочках, дабы выполнить отцовскую просьбу. Он не проснулся и в полдень. И не проснулся вообще…

Много дней и недель обезумевшая мама непрестанно чего-то искала. Всё оставалось на своих местах: и папин рабочий стол, и стол обеденный, и диван, и стулья, и фотографии на стене… и даже я. А мама не переставала искать:

— Он должен быть здесь… живым.

«Не всё, что должно быть, бывает», — кратко объяснил мне однажды отец.

— Он никогда не болел! — С этой фразой мама не расставалась.

— И хорошо, что не болел… — беспомощно успокаивал я.

— И ни на что не жаловался!

— Жаловаться он вообще не умел, — невпопад цеплялся я за её фразы.

— Он же той ночью мог меня разбудить! И подать сигнал…

— Давай считать, что он просто крепко уснул.

— Такую смерть считают счастливой… — промямлил я.

— Что ты говоришь! Его смерть для кого-то может быть счастьем?!

— Для него самого. В том смысле, что он всё же во сне…

Ни о каком «смысле» в кончине отца мама не желала слышать.

— Он был счастлив… оставить нас без себя?!

На ее отчаянный вопрос отвечать было нечего.

Мне тоже наши, весьма вместительные, комнаты стали казаться пустыми: в них нехватало отца, его неоспоримой надёжности, жизнеутверждаемости.

Поскольку не осталось самой его жизни. «Пустота, пустота…» — молча жаловался я самому себе.

Говорят, что в подобных ситуациях время заживляет раны. У кого как… Иным и заживлять нечего. Мамина же рана становилась всё глубже. И виделась мне неизлечимой. Когда раздавались звонки — телефонные или дверные — она бросалась открывать с ожиданием, которое не могло стать действительностью.

Так продолжалось не месяцы, а годы.

Для меня же наступила пора быть студентом…

Мама была учительницей и собиралась оставаться ею чуть ли не до своих последних дней. Но, исходя из природной деликатности, не в той школе, где отец трудился директором. А я, подчиняясь той же маминой тактичности, познавал науки не в её и не в папиной школе, а в той, что располагалась гораздо дальше от нашего дома, но гораздо ближе к маминым представлениям о законах допустимости и приличия.

Которые казались мне, хоть и достойными почитания, но чрезмерными.

Так как мама ни в одном высшем учебном заведении не преподавала, — я м о г выбрать любое из них.

И выбрал физико-математический факультет весьма престижного университета. Мама была довольна…

Огорчало её лишь то, что она, привыкшая во всём мне подсоблять, на сей раз лишилась такой возможности: литература, которой она посвятила свое учительство, располагалась еще дальше от моих грядущих занятий, чем уже покинутая мною школа от нашего дома.

— Как интересно: классические литературные творения прошлого остаются пока недостижимыми, а новые технические открытия оставили прежние далеко позади, — сделала мама свое неожиданное, но неоспоримое наблюдение. — Это и к музыке, кстати, относится: Бахов, Мусоргских, Чайковских и Бетховенов ныне тоже не наблюдается… Да и Суриковых с Ван Гогами что-то не видно.

Кроме основательных физико-математических знаний, престижный университет подарил мне невесту. Она обладала редким именем Лиана и весьма редким характером. Внешняя привлекательность, которую я заметил сразу, сочеталась с абсолютной неотступностью от собственных взглядов, намерений… чего я сразу не разглядел.

Лиана твердо запланировала, чтобы у нас без промедления родился сын. И он появился на свет ровно через девять месяцев после того, как она прямо из ЗАГСа переехала в нашу квартиру.

— Ты знаешь, как мне нравится твоя мама, — в такси, по дороге из родильного дома, сказала Лиана. — К тому же она учительница… Но воспитывать своего сына я буду сама!

Она нарекла сына «своим», хотя и я, видимо, имел к его рождению некоторое, пусть и не главное, отношение.

Еще до появления малыша Лиана известила: «Присвою ему нежное имя Гера». И лишь при поступлении сына в школу я обнаружил, что в документах он значится Гераклом. Лиана не сомневалась: наступит день, когда, следуя ее системе воспитания, Гера заслужит зваться Гераклом.

За дни, которые Лиана провела в роддоме, наш дом был преображен мамой так, чтобы всем сразу же стало ясно: хоть его новый хозяин говорить еще не умеет, но все желания его обязаны угадываться и безоговорочно исполняться.

Лиана поблагодарила маму весьма сдержанно. И более твердо, чем меня, уведомила, что растить своего сына будет сама и собственными, давно продуманными методами. Когда мы с ней остались вдвоем, Лиана пояснила, что точки над «и» надо ставить сразу, без промедления.

Мама, да и я, оказывались словно бы посторонними. Такой «целенаправленности» в ее характере я не предвидел.

«Уж не впопыхах ли женился?» — запоздало царапнул бессмысленный вопрос.

— Я знаю, какой должна быть его дорога. И я её проложу! — объявила Лиана.

Мне предвиделось, что сын вот-вот, прямо сейчас покинет детскую коляску, чтобы отправиться по проложенному пути.

— Так и положено! Мать должна, даже обязана прокладывать своим детям благородный, правильный путь. — Мама послушно поддержала невестку.

«Не всё, что должно быть, бывает», — почему-то с надеждой вспомнил я папино убеждение. Мамина поддержка не показалась мне неожиданной: она старалась, чтоб в доме царили согласие и спокойствие.

Наша квартира была не вполне обычной. Её с определенной натяжкой можно было считать и четырехкомнатной. Три комнаты завершались семнадцатиступенчатой лестницей, которая, в свою очередь, заканчивалась фактически четвертым жильем, нарекаемым нами то комнатушкой, а то унижающе «полуподвалом», ибо половина каждого из двух окон выглядывала на уличный тротуар и потому была отделена от него еще и решеткой. Другие же половины обоих окон — мы их называли «слепыми» — упирались непосредственно в стену. То были кладовка и хранилище книг, которыми мама трепетно дорожила. Прежде, чем селить там книги, она с помощью специалистов удостоверивалась, что сырости в полуподвале нет. Архитектор, видимо, это предусмотрел…

Когда семья наша увеличилась, мама затеяла настоятельно воспевать «полуподвал», переименовав его в «комнату уединения». Она напомнила, что обожаемый ею Чехов, подчеркивая богатство русского языка, писал, что, к примеру, «одиночество» печальное слово, а «уединение», наоборот, слово привлекательное… «Четыре человека и четыре комнаты — это символично!» — провозгласила она.

Краткое содержание

Эта история приключилась потому, что у главного героя, шестиклассника Сережи Емельянова, было одинаковое с отцом имя. Он «был из семьи образцовой»: родители вели в школе спортивный кружок, всегда посещали родительские собрания и вовремя подписывали дневник. Сережа же, по словам зоолога, нарушал «все законы наследственности», так как писал с орфографическими ошибками, вечно подсказывал своему другу Антону и сбегал с последних уроков. Все считали семью Емельяновых примером для подражания, и завидовали, особенно женщины, той трогательной связи, что была видна невооруженным глазом между родителями Сережи. Они часто ездили в командировки, занимаясь проектированием заводом, а Сережа на время их отсутствия жил с бабушкой.

Сережа «был похож на бабушку – на мамину маму», и вместе они совершенно не поддавались правильному влиянию: отказывались закаляться, бегать по утрам, и все выходные проводить на лыжах. Они были «неправильными людьми», и это их объединяло.

Когда родители Сережи были в командировке, они каждый день по очереди писали письма, в которых давали советы и наставления. Однажды Сережа «вытащил из ящика целых два письма. И на обоих было написано: «Сергею Емельянову»». Загадочная незнакомка с инициалами Н. Е. обращалась к Сережиному папе, называла его самым близким человеком, и просила о скорой встрече.

Сережа не мог прийти с этим письмом к бабушке – «все-таки она была маминой мамой». Ему было очень тяжело осознавать, что счастье его семьи угрожает какая-то неизвестная женщина, и решительно «отправился по адресу, который был написан на конверте внизу». Над дверью висела табличка с фамилией «Емельянова», и Сережа решил, что это просто папина родственница.

В квартире незнакомки Сережи увидел отцовские фотографии с фронта. Он узнал, что Нина Георгиевна в войну была доктором, и спасла отца от страшной бессонницы спортом, дисциплиной и строгим режимом дня. Они поженились, но спустя время развелись.

После долгих раздумий Сережа решил помочь Нине Георгиевне, у которой случилась какая-то беда, о которой она написала его отцу. Женщина рассказала, что «взяла мальчика из детского дома». Малыш потерялся во время войны, и Нина Георгиевна воспитала его, как собственного сына. Когда же мальчику исполнилось пятнадцать лет, нашлись его настоящие родители, и он покинул приемную мать. Женщина очень страдала, так как понимала свой «приговор окончательный: одиночество».

Сереже было очень жаль Нину Георгиевну. Он вновь навестил ее, но застал дома одного Шурика – приемного сына, который собирал свои вещи. Парень объяснил Сереже, что не хочет прощаться с приемной матерью с глазу на глаз, и расстраивать ее еще больше – «если собаке хотят отрубить хвост, это надо делать в один прием».

Из Сережиной жизни «ушла беспечность», он перестал быт таким счастливым, как прежде. Теперь все мысли Сережи были о несчастной одинокой женщине, которая остро нуждалась в любви и поддержке. Желая вернуть Нине Георгиевне интерес к жизни, Сережа не придумал ничего лучшего, как притвориться больным. Но, поразмыслив, он понял, что не сможет обмануть добрую и доверчивую женщину. Тогда он вспомнил о своем лучшем друге Антоне, который очень страдал «от застенчивости, нерешительности и даже от заикания». И только Нина Георгиевна, будучи врачом-невропатологом, могла помочь Антону.

С тех пор «прошло три с половиной года», и за все это время Сережа ни разу не обмолвился родителям о своем знакомстве. Недавно его семья переехала в другой город, и мальчик пообещал Нине Георгиевне, что каждое лето будет приезжать к ней на каникулы. Последнее школьное лето «обещало быть очень счастливым», так как родители собирались отвезти Сережу на морской курорт на Кавказ – набраться сил перед выпускным классом и поступлением в институт. Но этим планам не суждено было сбыться. Сережа узнал, что Нина Георгиевна взяла отпуск на все лето и отказалась от отдыха с детьми в пионерском лагере, чтобы провести время с Сережей. Он отказался от поездки на море, чтобы не стать «третьей потерей» своего верного друга.

Как ваше здоровье? Алексин

Бабушка считала моего папу неудачником. Она не заявляла об этом прямо. Но время от времени ставила нас в известность о том, что все папины товарищи по институту стали, как назло, главными врачами, профессорами или в крайнем случае кандидатами медицинских наук. Бабушка всегда так громко радовалась успехам папиных друзей, что после этого в квартире становилось тихо и грустно. Мы понимали, что папа был «отстающим»… — Хотя все они когда-то приходили к тебе за советами. Ты им подсказывал на экзаменах! — воскликнула как-то бабушка. — Они и сейчас приносят ему свои диссертации,- тихо сказала мама, не то гордясь папой, не то в чем-то его упрекая.- Они получают творческие отпуска для создания научных трудов! А он и в обычный отпуск уже три года не может собраться. Каждый день эта больница! Операции, операции… И больше ничего. Хоть бы на недельку взял бюллетень: заболел бы, отдохнул, что ли… Вскоре мамино желание сбылось: папа заболел гриппом. Ему прописали лекарства. — А еще,- сказал врач,- нужен покой, тишина-Телефон у нас стал звонить каждые две минуты… — Как его здоровье? Как он себя чувствует? — спрашивали незнакомые голоса. Сперва меня это злило: папа не мог заснуть. И вечером я сказал маме, которая вернулась с работы: — Звонили, наверно, раз двадцать! — Сколько? — переспросила мама. — Раз тридцать, — ответил я, потому что почувствовал вдруг, что мама как-то приятно удивлена.- Они мешают ему спать,- сказал я. — Я понимаю. Но, значит, они волнуются? — Еще как! Некоторые чуть не плакали… от волнения… Я их успокаивал! — Когда это было? — поинтересовалась бабушка. — Ты как раз ушла за лекарством. Или была на кухне… Точно не помню. — Возможно… Звонков действительно было много, — сказала бабушка и с удивлением посмотрела на дверь комнаты, в которой лежал папа. Она не ожидала, что будет столько звонков. Они обе не ожидали. «Как здорово, что папа заболел! -думал я. — Пусть узнают… И поймут. Особенно мама!» Да, больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди. — Однажды мне довелось ухаживать за студентом Юрой. Ну который живет в соседнем подъезде…-сказал я.-Вы помните? (Мама и бабушка кивнули в ответ.) Он тоже был болен гриппом. И ему тоже звонили. Человека два или три в день. Не больше. А тут прямо нет отбоя! В эту минуту опять зазвонил телефон. — Простите меня, пожалуйста… — услышал я в трубке тихий, какой-то сдавленный женский голос…- Я с кем разговариваю? — С его сыном! — Очень приятно… Тогда вы поймете. У меня тоже есть сын. Его завтра должны оперировать. Но я хотела бы дождаться выздоровления вашего папы. Если это возможно… Попросите его, пожалуйста. Если возможно… У меня один сын. Я очень волнуюсь. Если это возможно. Я хотела, чтобы ваш папа сам, лично… Тогда я была бы спокойна! — Повторите, пожалуйста, это его жене, — сказал я.- То есть моей маме… Я сейчас ее позову! И позвал. Еще через час или минут через сорок мужской голос из трубки спросил: — С кем я имею честь? — С его сыном! — Прекрасно! Тогда вы не можете не понять. Моей супруге будут вырезать желчный пузырь. Обещали, что вырежет ваш отец. Именно поэтому я и положил ее в эту больницу. Хотя у меня были другие возможности! Но мне обещали, что ваш отец… И вдруг такая неприятная неожиданность! Как же так? Надо поднять его на ноги! Может быть, нужны особенные лекарства? Какие-нибудь дефицитные? Я бы мог… Одним словом, я хотел бы его дождаться. Это не театр: здесь дублеры меня не устраивают. — Скажите все это его жене. Вот так, как вы говорили мне… Слово в слово! Может быть, она сумеет помочь. Я опять позвал маму. В последующие дни я говорил всем, кто интересовался папиным самочувствием: — Сейчас ничего определенного сказать не могу. Вы позвоните вечером. Как раз его жена будет дома! Она вам все объяснит… Вернувшись с работы, мама усаживалась в коридоре возле столика с телефоном и беспрерывно разговаривала с теми, кого я днем просил позвонить. Иногда я говорил бабушке: — Может быть, ты ей поможешь? И она «подменяла» маму у столика в коридоре. Больные, врачи, медсестры, которые звонили папе, каждый раз спрашивали: — А какая температура? К сожалению, температура у него была невысокая. А мне хотелось, чтобы все они продолжали волноваться о его здоровье! Однажды я сказал: — Температура? Не знаю… Разбил градусник. Но лоб очень горячий. И вообще мечется. Так я в тот день стал отвечать всем. Я говорил шепотом в коридоре, чтобы папа не слышал. Мой шепот на всех очень действовал. Мне отвечали тоже чуть слышно: — Все еще плохо? — Да… Позвоните попозже, когда будет его жена! Вечером нам принесли целых четыре градусника. — Хочется, чтобы у него была нормальная температура, — тихо сказала та самая женщина, сыну которой папа должен был что-то вырезать. И протянула мне градусник.- Он все еще мечется. — Нет, уже лучше,- сказал я.- Гораздо лучше. Не волнуйтесь, пожалуйста… — Поставьте ему этот градусник,- попросила она. Будто от градусника что-то зависело. — По-моему, есть заметное улучшение,-вновь успокоил я женщину. Она вынула платок, опустила голову и ушла… — Неужели вы думаете,- сказал я маме и бабушке,- что, если бы этот ваш… виолончелист заболел гриппом, ему бы столько звонили? И купили бы столько градусников. — Ну что ты. Разве можно сравнить? — воскликнула бабушка.- Тут же речь идет о человеческих жизнях! — Да, он нужен людям! — сказал я. — Безусловно! — воскликнула мама. Не заболей папа вирусным гриппом, она бы ни за что этого не воскликнула. То есть она произнесла бы, может быть, то же самое слово, но не так громко, не так уверенно. Во всех газетах пишут, что с вирусным гриппом надо беспощадно бороться. А я думал об этих вирусах с нежностью и даже с любовью… Что поделаешь? Если они мне так помогли! В тот день я твердо решил, что если меня и дальше будут недооценивать, я тоже тяжело заболею. Хорошо было бы умереть… на время, чтобы все поняли, кого они потеряли! Но так как это, к сожалению, невозможно, я обязательно заболею! И весь наш класс (все сорок три человека!) будут звонить. Уж я постараюсь! Тогда все сразу поймут…

Читайте также:  Раздел имущества - краткое содержание рассказа Алексина

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: А тем временем где-то

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 11

А тем временем где-то

У нас с отцом одинаковые имена: он Сергей и я Сергей.

Если бы не это, не произошло бы, наверно, все, о чем я хочу рассказать. И я не спешил бы сейчас на аэродром, чтобы сдать билет на рейсовый самолет. И не отказался бы от путешествия, о котором мечтал всю зиму…

Началось это три с половиной года назад, когда я еще был мальчишкой и учился в шестом классе.

«Своим поведением ты опрокидываешь все законы наследственности, – часто говорил мне учитель зоологии, наш классный руководитель. – Просто невозможно себе представить, что ты сын своих родителей!» Кроме того, поступки учеников он ставил в прямую зависимость от семейных условий в которых мы жили и произрастали. Одни были из неблагополучных семей, другие – из благополучных. Но только я один был из семьи образцовой! Зоолог так и говорил:

«Ты – мальчик из образцовой семьи! Как же ты можешь подсказывать на уроке?»

Может быть, это зоология приучила его все время помнить о том, кто к какому семейству принадлежит?

Подсказывал я своему другу Антону. Ребята звали его Антоном-Батоном за то, что он был полным, сдобным, розовощеким Когда он смущался, розовела вся его крупная шарообразная голова и даже – казалось, что корни белесых волос подсвечивались откуда-то изнутри розовым цветом.

Антон был чудовищно аккуратен и добросовестен, но, выходя отвечать, погибал от смущения. К тому же он заикался.

Ребята мечтали, чтобы Антона почаще вызывали к доске: на него уходило минимум пол-урока. Я ёрзал, шевелил губами, делал условные знаки, стараясь напомнить своему другу то, что он знал гораздо лучше меня. Это раздражало учителей, и они в конце концов усадили нас обоих на «аварийную»

парту, которая была первой в среднем ряду – перед самым учительским столом.

На эту парту сажали только тех учеников, которые, по словам зоолога, «будоражили коллектив».

Наш классный руководитель не ломал себе голову над причиной Антоновых неудач. Тут все ему было ясно: Антон был выходцем из неблагополучной семьи – его родители развелись очень давно, и он ни разу в жизни не видел своего отца. Наш зоолог был твердо убежден в том, что, если бы родители Антона не развелись, мой школьный друг не смущался бы понапрасну, не маялся бы у доски и, может быть, даже не заикался.

Со мной было гораздо сложнее: я нарушал законы наследственности. Мои родители посещали все родительские собрания, а я писал с орфографическими ошибками. Они всегда вовремя расписывались в дневнике, а я сбегал с последних уроков.

Они вели в школе спортивный кружок, а я подсказывал своему другу Антону.

Всех отцов и матерей у нас в школе почти никогда не называли по имени-отчеству, а говорили так: «родители Барабанова», «родители Сидоровой»… Мои же отец и мать оценивались как бы сами по себе, вне зависимости от моих поступков и дел, которые могли порою бросить тень на их репутацию общественников, старших товарищей и, как говорил наш зоолог, «истинных друзей школьного коллектива».

Так было не только в школе, но и в нашем доме. «Счастливая семья!» говорили об отце и маме, не ставя им в вину то, что я накануне пытался струей из брандспойта попасть в окно третьего этажа. Хотя другим родителям этого бы не простили. «Образцовая семья. » – со вздохом и неизменным укором в чей-то адрес говорили соседи, особенно часто женщины, видя, как мама и отец по утрам в любую погоду совершают пробежку вокруг двора, как они всегда вместе, под руку идут на работу и вместе возвращаются домой.

Говорят, что люди, которые долго живут вместе, становятся похожими друг на друга. Мои родители были похожи.

Это было особенно заметно на цветной фотографии, которая висела у нас над диваном. Отец и мама, оба загорелые, белозубые, оба в васильковых тренировочных костюмах, пристально глядели вперед, вероятно на человека, который их фотографировал. Можно было подумать, что их снимал Чарли Чаплин – так безудержно они хохотали. Мне даже казалось иногда, что это звучащая фотография, что я слышу их жизнерадостные голоса. Но Чарли Чаплин тут был ни при чем – просто мои родители были очень добросовестными людьми: если объявляли воскресник, они приходили во двор самыми первыми и уходили самыми последними; если на демонстрации в день праздника затевали песню, они не шевелили беззвучно губами, как это делают некоторые, а громко и внятно пели всю песню от первого до последнего куплета; ну, а если фотограф просил их улыбнуться, всего-навсего улыбнуться, они хохотали так, будто смотрели кинокомедию.

Да все в жизни они делали как бы с перевыполнением.

И это никого не раздражало, потому что все у них получалось естественно, словно бы иначе и быть не могло.

Я чувствовал себя самым счастливым человеком на свете!

Мне казалось, я имел право на проступки и ошибки, потому что отец и мама совершили столько правильного и добросовестного, сколько могло бы быть запланировано на пять или даже на целых десять семей. На душе у меня было легко и беспечно… И какие бы ни случались неприятности, я быстро успокаивался – любая неприятность казалась ерундой в сравнении с главным: у меня лучшие в мире родители! Или, по крайней мере, лучшие в нашем доме и в нашей школе.

Они никогда не могут расстаться, как это случилось с родителями Антона… Недаром даже чужие люди не представляют их себе порознь, а только рядом, вместе и называют их общим именем – Емельяновы: ‘Емельяновы так считают!

Емельяновы так говорят! Емельяновы уехали в командировку…’

В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего города, в местах, называемых «почтовыми ящиками».

Я оставался с бабушкой.

Мои родители были похожи друг на друга, а я был похож на бабушку – на мамину маму. И не только внешне.

Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, она гордилась ее мужем, то есть моим отцом, но, как и я, то и дело опрокидывала законы наследственности.

Мама и отец старались закалить нас, навсегда избавить от простуд и инфекций (сами-то они даже гриппом никогда не болеЛи), но мы с бабушкой сопротивлялись. Мы не желали обтираться ледяной водой, вставать по воскресеньям еще раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или отправляться в туристические походы.

Мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечеткости: мы нечетко дышали во время гимнастики, нечетко сообщала, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в последних известиях, нечетко выполняли режим дня.

Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики,

А тем временем где-то – краткое содержание повести Алексина

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

СВЕТЛЫЙ МИР ЮНОСТИ
Светлый мир юности встаёт со страниц повестей и рассказов лауреата Государственных премий СССР и РСФСР и премии Ленинского комсомола Анатолия Алексина, мир, наполненный поэзией, романтическими порывами, первыми серьёзными жизненными открытиями, то радостными, то печальными. Как и во всём нашем «прекрасном и яростном» мире, здесь бушуют страсти, сталкиваются различные жизненные представления, возникают важные нравственные проблемы, решая которые герои писателя учатся быть достойными людьми, мужают, обретают нравственную и идейную стойкость.
Можно, пожалуй, выделить характерную особенность прозы А. Алексина, объединяющую самые разные его произведения,— тонкое проникновение в духовную жизнь подростка, неустанное внимание к тем нравственным исканиям, которые определяют процесс становления личности юного героя. На небольшой площади короткой повести — излюбленный жанр писателя — разворачиваются подлинно драматические события, возникают коллизии, смысл которых волнует, а порой потрясает и юных и взрослых читателей.
Героям А. Алексина чужда возрастная иерархия. Взрослые и подростки — равноправные партнёры в сюжете его произведений. Подчас не только старшие своим примером воздействуют на младших, подобно, скажем, отцу героя повести «Звоните и приезжайте!» — талантливому хирургу, скромному, отзывчивому и самоотверженному человеку. Бывает, что и поведение младших заставляет старших пересмотреть устоявшиеся взгляды и признать свою неправоту. Пройдёт много лет, и вышедшая на пенсию старая учительница Вера Матвеевна из повести «Третий в пятом ряду» с грустью признается себе, что не смогла распознать главпое в своём «трудном» ученике Ване Белове — постоянную готовность прийти на помощь людям. Ей станет ясной прямая связь между этой чертой характера мальчишки и героическим завершением его жизни.
Молодая заведующая детсадом Алёна из той же повести, говоря о юных питомцах, чётко формулирует свой главный педагогический принцип: «Они должны уметь плакать. Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого». Так же понимают свой долг, своё назначение и герои других повестей А. Алексина, те, кто повседневно имеет дело с таким тонким, чутким и трепетным материалом, каким является юная душа. Разглядеть в этой душе всходы истинной доброты, отзывчивости, самоотверженности, стремление участвовать в судьбе другого — в этом находят своё призвание и учительница Евдокия Савельевна («Безумная Евдокия»), и подвижники, рыцари детского театра, его актёры и режиссёры («Действующие лица и исполнители»).
Проявления «таланта человечности» бережно отмечает писатель в своих юных героях. Вот Сергей из повести «А тем временем где-то. ». Впервые в жизни сталкивается он с несправедливостью и не может с ней примириться. Он обнаруживает внутреннюю силу, благородство и душевный такт, приходя на помощь к одинокой, оставленной близкими женщине. Ленька из «Позднего ребёнка» порой совершает нелогичные с общепринятой точки зрения поступки. Но им движет доброта и отзывчивость, искреннее желание помочь родным.
В небольшом уральском городке, где оказались Дима Тихомиров и его мать Екатерина Андреевна (повесть «В тылу как в тылу»), как и во всей «стране огромной», вставшей на «смертный бой», люди жили одной мыслью, одним стремлением, выразившимся в словах, написанных на выцветших кусках материи или прямо на кирпичах: «Всё для фронта! Всё для победы!» Замёрзшие воробьи, валяющиеся на сером от золы снегу, холодные и полутёмные бараки, скудные пайки — эти выразительные штрихи воссоздают колорит времени, атмосферу тех нечеловеческих трудностей, преодолевая которые тыл беспрестанно ковал оружие грядущего разгрома врага. Колоссальное напряжение и самоотверженность подчёркнуты в главной детали скупого городского пейзажа: «Оборонный завод напоминал человеческий организм, атакуемый перегрузками, но не ослабевший: его сердцебиение было слышно всему городу днём и ночью».
Вспоминая своё военное детство, главный герой повести, уже ставший взрослым, точно и чётко определит то главное, что сплачивало всех: «Позже я понял: война не давала людям возможности и просто-напросто времени для проявления всех своих «разнокалиберных» качеств. На передовую позицию жизни выкатывались орудия главного калибра. Ими были каждодпевпая, будничная отвага и готовность жертвовать и терпеть. Люди становились чем-то похожи друг на друга. Но это не было однообразием и безликостью, а было величием».
Наверное, самое трудное в литературе — раскрыть героическое в повседневном течении будней, передать величественный смысл так называемой «обыденности».
Повести и рассказы Анатолия Алексина населены добрыми и честными людьми. Его герои одухотворены благородными мыслями и чувствами. Наделённые «талантом человечности», они и в других пробуждают этот бесценный, столь необходимый обществу талант. Недавно А. Алексину была присуждена Международная премия социалистических стран имени М. Горького, которой отныне будут отмечаться лучшие произведения прозы, посвящённые юношеству.
Фёдор ЧАПЧАХОВ

А тем временем где-то — Алексин Анатолий Георгиевич

А тем временем где-то…

Повествование ведётся от лица шестиклассника Сергея Емельянова.

У Сергея Емельянова такое же имя, как и у его отца, поэтому и приключилась с ним история, из-за которой он отказался от путешествия к морю. Началось это три года назад, когда Сергей учился в шестом классе.

Родители Сергея были образцово-показательной семьёй. Они проектировали очень секретные заводы и часто ездили в длительные командировки, а в свободное от командировок время вели спортивный кружок в школе, где учился Сергей. Спортивные и белозубые, «всё в жизни они делали как бы с перевыполнением» — бегали по утрам, ходили на лыжах и в походы, проводили воскресники во дворе, пели песни на демонстрациях.

Продолжение после рекламы:

Сергей считал, что имеет право на ошибки, раз его лучшие в мире родители сделали так много хорошего и правильного. Учился мальчик не так идеально, как хотели бы учителя, и по мнению учителя зоологии, нарушал законы наследственности.

На уроках Сергей подсказывал своему лучшему другу Антону, толстому, обстоятельному и очень стеснительному, который всё знал, но у доски начинал заикаться и «погибал от смущения». За подсказки оба друга часто оказывались на «аварийной парте», стоявшей прямо возле учительского стола.

Сергей был похож на бабушку с маминой стороны — так же любил ходить в кино и не любил бегать по утрам. С ней он оставался, когда родители уезжали в командировки.

Папа и мама каждый день по очереди писали Сергею и бабушке письма, обычно мальчик получал их с утренней почтой. Однажды утром мальчик достал из почтового ящика не одно, а два письма. На конверте второго письма значилось: «Сергею Емельянову». Сергей подумал, что это ему, и вскрыл конверт, но письмо предназначалось его отцу.

Брифли существует благодаря рекламе:

Незнакомая женщина, подписавшаяся инициалами «Н. Е.», писала отцу Сергея, что у неё случилась беда, и просила зайти. Из письма было понятно, что когда-то она также просила у него помощи, но он не пришёл. Женщина называла Серёжиного отца своим самым близким человеком.

Сергею это письмо не понравилось. Он почувствовал, что его налаженной жизни в идеальной семье угрожает неведомая опасность, но посоветоваться не мог ни с бабушкой, ни с Антоном. Сергей решил всё выяснить сам и отправился по адресу, написанному на конверте.

Я, ничего ещё не свершивший, решил сам защитить то единственное, что отличало меня от многих и чем я гордился: образцовость нашей семьи.

Неведомая Н. Е. жила в коммунальной квартире. Мальчик боялся, что увидит молодую красавицу, но ему открыла немолодая, встревоженная женщина в очках с толстыми стёклами.

Женщину звали Ниной Георгиевной. Давно, ещё до войны, она была женой Серёжиного отца. Тогда он был болезненный и слабый, работал и учился заочно. В первый год войны его сильно контузило, Надежда Георгиевна выходила мужа, но у него надолго осталась бессонница. Теперь отец Сергея спал без сновидений и не вспоминал о первой жене.

Продолжение после рекламы:

Дома Сергей понял, что бабушка знает о Нине Георгиевне и уважает зятя совсем не так сильно, как казалось раньше. Сергей по-новому взглянул на семейные взаимоот­ношения. Читая письма от родителей, он понял, что мама скучает по дому гораздо сильнее отца, который всегда руковод­ствовался понятиями «разумно», «неразумно» и «общественный долг».

Сергею стало стыдно за отца, который бросил человека, спасшего ему жизнь. Потом мальчик подумал, что спасти жизнь отцу мог любой врач и добиться всего в жизни он смог бы и без Нины Георгиевны. Успокоив себя, Сергей отправился в школу.

В школе он вспомнил, что даже не поинтере­совался, какая беда случилась у Нины Георгиевны, после уроков отправился к ней и первым делом спросил, почему она поссорилась с его отцом.

Читайте также:  Облако – краткое содержание произведения Аксакова

С мужем Нина Георгиевна не ссорилась, они просто расстались, ведь она была намного старше его. После развода она усыновила Шурика — мальчика из детского дома, потерявшегося во время войны.

Теперь Шурику шёл шестнадцатый год, его нашли настоящие родители и Нина Георгиевна боялась, что сын бросит её, поэтому и обратилась за поддержкой к отцу Сергея — больше было не к кому. Поняв, насколько одинока эта женщина, Сергей сгоряча пообещал приходить к ней каждый день.

Желая утешить человека, порой обещаешь ему то, что потом невозможно выполнить. Или почти невозможно.

Дома Сергей убедил себя, что выполнять это обещание совсем не обязательно, но на следующий день всё-таки пошёл к Нине Георгиевне. Дверь ему открыл аккуратно одетый и красивый парень — Шурик. Нины Георгиевны дома не было, и Шурик собирал чемодан, чтобы уйти, не прощаясь.

Брифли существует благодаря рекламе:

Словно оправдываясь, Шурик сказал, что Нина Георгиевна, конечно, очень добрая и любит его, но сейчас он узнал своего отца и хочет жить с ним. Он считал, что и без Нины Георгиевны не погиб бы, а его приёмная мать — «не от мира сего» и может погубить его своей добротой. Говорил Шурик чёткими, правильными фразами, совсем как Серёжин отец.

Нина Георгиевна работала врачом в школе и устраивала консультации на дому. Приняв Сергея за её пациента, Шурик попросил дождаться Нину Георгиевну и рассказать, как он за неё переживал и «мысленно с ней прощался».

В ответ Шурик предложил оказать Сергею некую услугу, но узнав, что он из другой школы, сказал, что это ему не пригодится. Сергею стало любопытно, и Шурик рассказал, что Нина Георгиевна очень плохо видит, не замечает, как ребята в школе «настукивают» на градусниках высокую температуру, и выписывает им больничные. Этот способ официально прогулять уроки Шурик когда-то сам подсказал своим одноклассникам.

Шурик ушёл, оставив на столе ключи от квартиры, чтобы не было пути назад. Сергей невольно сравнил его со своим отцом, и ему стало неприятно, он попытался убедить себя, что отец и Шурик бросили Нину Георгиевну по-разному.

Нина Георгиевна сразу догадалась, что Шурик ушёл навсегда, и стала оправдывать сына. Сергей разозлился и рассказал ей, как Шурик использовал её близорукость. Нина Георгиевна и тут нашла оправдание — она же не детский врач, а невропатолог, и если это произошло, значит она не имеет права лечить детей.

С этого момента Сергей начал взрослеть, из его жизни ушла беспечность. Теперь он чувствовал себя обязанным защищать и опекать Нину Георгиевну вместо отца и Шурика. Но чтобы снова прийти к ней, Сергею нужен был повод. Он решил доказать, что Нина Георгиевна — хороший врач и может лечить детей.

Обычно мальчик легко находил выход из любого положения с помощью какого-нибудь обмана или розыгрыша, поэтому сначала он решил притвориться больным и попросить Нину Георгиевну полечить его, но быстро понял, что обмануть её не сможет. Тогда он вспомнил об Антоне, которого действительно надо было лечить от заикания. Нина Георгиевна вылечит его, а потом мама Антона напишет ей благодарность.

Однако, Нину Георгиевну эта уловка не обманула.

Чтобы уйти от человека, надо иногда придумывать ложные причины. Потому что истинные бывают слишком жестоки. Но чтоб прийти, ничего не нужно придумывать. Надо просто прийти, и всё…

Сергей спросил, правда ли, что его отец уже не в первый раз не захотел ей помочь. Нина Георгиевна рассказала, что одноклассники устроили Шурику «тёмную», когда тот учился в четвёртом классе. Чтобы отомстить, Шурик выдал матери все тайны своих обидчиков и потребовал, чтобы та донесла директору школы и их наказали.

Нина Георгиевна отказалась. Шурик устроил истерику, Нина Георгиева решила, что сыну нужен «сильный мужской разговор» и попросила Серёжиного отца о помощи, но он не пришёл.

Прошло три года. Всё это время Сергей навещал Нину Георгиевну, но родители об этом так и не узнали. Полгода назад родители Сергея переехали в другой город, поближе к объектам, которые проектировали. Мальчик обещал, что будет приезжать к Нине Георгиевне, бабушке и Антону каждое лето.

Наступили последние летние каникулы Сергея. Перед поступлением в институт отец решил свозить его к морю. Билеты на самолёт уже были куплены, когда Сергей получил письмо от Нины Георгиевны. Она писала, что отказалась от работы в пионерлагере и ждёт его.

Сергей написал длинный ответ, в котором объяснял, что приедет только в январе, но не смог его отослать и стать третьей потерей Нины Георгиевны. Он отказался от отдыха, сильно поссорился с отцом и поехал сдавать билет.

А.Алексин «А тем временем где-то…»

Тема урока : А.Алексин «А тем временем где-то…»

Цели и задачи урока:

  • Образовательные:

познакомить с биографией писателя А.Г Алексина, с героями его повести;

определить тему и идею произведения;

формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать,

Развивающие:

Обеспечить развитие речи у учащихся.

  • Воспитательные:

воспитать уважительное отношение к людям, сознание необходимости делать добро;

воспитать любовь к литературе.

Методические приемы:

беседа, аналитическое чтение текста, инсценирование.

Подготовительная работа:

а) прочитать повесть самостоятельно; б) ответить на вопрос: «Какие нравственные уроки дает нам автор?»; в) нарисовать иллюстрации к повести; д) инсценировать уход Шурика из дома Нины Георгиевны.

Оформление доски:

эпиграф, портрет писателя, выставка книг писателя, детские иллюстрации к повести.

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. (В. Розов)

  1. А.Алексин. Творческая судьба.

Писатель и драматург Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия — Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Еще до войны, в школьные годы начал печататься в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда», где были опубликованы его ранние стихотворения. Во время Великой Отечественной войны, в эвакуации работал на стройке, был редактором заводской малотиражной газеты. Первые прозаические произведения Алексина — очерки, рассказы и публицистика начали появляться в печати в середине сороковых годов. После войны он поступил в Московский институт востоковедения, который окончил в 1950 году. В том же году вышел первый сборник его повестей «Тридцать один день».

Впервые появившись в журнале «Юность» в 1955 году по приглашению Валентина Катаева, Анатолий Алексин на протяжении многих лет входил в состав его редколлегии, с 1970 по 1989 год был секретарем Союза писателей РФСР, где возглавлял секцию детской и юношеской литературы, а в 1982 году был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Был удостоен премии Ленинского комсомола, а также Государственных премий РСФСР и СССР.

Многочисленные повести Алексина, такие как «Необычные похождения Севы Котлова» (1958), «Говорит седьмой этаж» (1959), «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» (1965), «Поздний ребенок» (1968), «Мой брат играет на кларнете» (1968), «Очень страшная история» (1969), «Звоните и приезжайте!» (1970), «В стране вечных каникул» (1970), «Обратный адрес» (1971), «Десятиклассники» (1974), «Третий в пятом ряду» (1975), «Безумная Евдокия» (1976), «Пойдем в кино» (1977), «Сердечная недостаточность» (1979), адресованные в первую очередь подросткам, принесли ему славу одного из лучших авторов литературы для юношества. Пронизанные юношеской романтикой, порой немного сентиментальные, но при этом всегда достоверные благодаря узнаваемым ситуациям и реалистичности персонажей, эти произведения снискали Алексину любовь юных читателей и признание профессиональных критиков.

В 1993 году Анатолий Алексин переехал в Израиль, где живет и работает по сей день. Является членом Союза писателей Москвы, Международного ПЕН-клуба и Союза русскоязычных писателей Израиля.

  1. Анализ повести «А тем временем где-то…»
  1. «Образцовая семья».

Учитель поступки учеников ставил в зависимость от семей, из которых они и произрастали. Благополучные, неблагополучные, образцовые семьи. Семья Сергея Емельянова была образцовой.

Что значит «образцовая семья»? Расскажите о семье Сергея.

Почему Сергей нарушал законы наследственности?

«Мы с бабушкой были неправильными людьми», — так говорил мальчик. Согласны ли вы с ним?

«Неожиданное всегда приходит неожиданно».

Почему Сергей вскрыл письмо?

Что понял Емельянов – младший из письма? (Это не первое письмо его отцу с просьбой о помощи.)

Прочитав письмо, Сергей встревожился. Скажите, о чем переживал Сергей? (О спокойствии своей семьи)

Что решил предпринять Сергей? (Он решил сам защитить образцовость своей семьи, сам пойти к Нине Георгиевне.

  1. Встреча с Ниной Георгиевной.

Сообщение ученика. (Внешний вид. Ее работа. Роль в судьбе отца Сережи. Не осуждает отца Серге

я. «
Нет, — говорит она, — отец у тебя замечательный».Вывод:
Спокойствие и доброта – вот что в ней главное.

  1. Жизнь ДО и ПОСЛЕ.

Человек постоянно торопится. Он переворачивает горы своей энергией, воздвигает целые города в очень короткие сроки. Но воздвигая города, можно не заметить, как происходит оскудение собственной души. Для отца Сергея было важно «разумно или неразумно» он поступает. Он не может «оставлять объект без внимания. Это же наше детище». А чем живет его собственный сын он не интересуется.

Что же было в жизни Сергея ДО? И как изменился Сергей ПОСЛЕ? (ДО
готов был вставать ни свет ни заря, готов ходить на выставки, хотя предпочитал кино….ПОСЛЕчто-то мешало радоваться. Словно было стыдно, что все будет хорошо».)

  1. Вторая потеря. Шурик.

Инсценирование «Уход Шурика».

Как вы оцениваете поступок Шурика? (Поступил жестоко, бессердечно, расчетливо. Такие люди, как Шурик, страшны.)

Скажите, почему портреты отца Сергея и Шурика висят рядом в комнате Нины Георгиевны? (Для нее они были самыми дорогими людьми, и еще автор подчеркивает, что они очень похожи своей жестокостью, холодностью, безразличием, равнодушием, «разумностью»

  1. Взросление.

Какие цитаты вы выделили, чтобы подтвердить, что Сергей Емельянов повзрослел?

«Из жизни ушла беспечность».

«Из моей жизни ушла беспечность, я был уже не таким счастливым, как раньше, я стал чаще задумываться, стал чаще задумываться». «От меня уходило детство!»

«Потребность стать чьим-то защитником пришла ко мне первым зовом мужской взрослости».

Каким поступком Сергей доказывает, что он не способен на предательство?

Можно ли согласиться с отцом Сергея , что сын «вырос бескрылым»?

Как бы вы охарактеризовали Сергея? ( Добрый, отзывчивый, умеет дружить, готов прийти на помощь, живущий не для себя одного, человек с хорошим сердцем и доброй душой)

Какова тема повести? (В центре повести – семья. В ней растущий человек получает уроки нравственности и морали.

Какие уроки получили вы для себя? (Ответы учащихся)

Какова же идея этой повести? (Спешите делать добро. Чтобы защитить человека, не надо спрашивать его разрешения. Дети равноправны со взрослыми в главном – в нравственной ответственности за происходящее

Повесть Алексина называется «А тем временем где-то…». В конце названия стоит многоточие, что этим хотел подчеркнуть автор? (Кто-то где-то нуждается в нашей помощи.)

IV. Домашнее задание.

Написать отзыв о повести А.Алексина «А тем временем где-то…».

Краткое содержание Андерсен Дюймовочка для читательского дневника

Автор: Ганс Христиан Андерсен

Год написания: 1835 Жанр: сказка

Главные герои: Дюймовочка – крохотная девочка, жаба, крот, ласточка

Сюжет: Сказка о судьбе маленькой девочки. О том, какие на её долю выпали испытания. Малышка была похищена зелёной жабой. Ей приходилось ночевать под открытым небом зимой. А также она чуть не вышла замуж за крота. Спасла Дюймовочку ласточка, и унесла в далёкую счастливую страну.

Главная мысль сказки – это то, что после многих трудностей всё равно приходит счастье.

Читать краткое содержание сказки Дюймовочка Андерсена

Сказка “Дюймовочка” была написана Гансом Христианом Андерсеном. В ней рассказывается о том, как одна женщина очень хотела иметь ребёнка. Отчаявшись, она пошла к какой-то колдунье, которая сжалилась над бедной женщиной, и дала ей волшебное зерно. Его нужно было посадить в землю. Женщина так и сделала: она положила в горшок для цветов зернышко, поливала его и в скором времени появился нежный цветок, который имел форму тюльпана. На его лепестке сидела крошечная девочка с длинными ресницами. За её маленький рост, девочку назвали Дюймовочкой.

Стояла прекрасная солнечная тёплая погода. Дюймовочка спала в ореховой скорлупе прямо на подоконнике, и ласковый ветер нежно теребил её локоны. Девочка была счастлива.

Однажды ночью в открытое окно, когда Дюймовочка сладко спала, вскочила большая зелёная жаба. Она схватила ореховую скорлупу, в которой находилась девочка и поскакала на болото. Её громкое кваканье разбудило Дюймовочку, и она открыла глаза. Каково же было её удивление, когда она осознала, что находится далеко от дома, прямо на листе кувшинки. С широко раскрытыми глазами от ужаса, девочка смотрела на жабу, которая ей что-то квакала.

Дюймовочка поняла, что она хочет женить её на своём сыне, и от этого она расстроилась ещё больше. Она сидела и плакала, а слёзы капали в реку. Проплывавшая мимо рыба, вызвалась помочь девочке. Она позвала на помощь рака-отшельника, который клешнями отрезал стебель и Дюймовочка поплыла. Она накинула свой поясочек на бабочку, и лист кувшинки поплыл ещё быстрее. Жаба бросилась вдогонку. Она чуть было не схватила девочку, которую в последнюю минуту подхватил красивый жук с большими усами. Он забрал Дюймовочку на дерево, и стал восхищаться её красотой. Но это длилось не долго, так как другим жукам девочка не понравилась. Над нею все смеялись, и добрый жук, который только что осыпал её комплиментами, сразу изменил своё мнение. Он извинился перед Дюймовочкой и спустил её на землю.

Всё лето жила девочка на природе. Она сплела себе небольшую кроватку из листьев и травинок. В дождь она укрывалась листом лопуха, а в ясную погоду грелась на солнышке.

Лето закончилось, а на смену ему пришла холодная осень с частыми ливнями и холодными ветрами. А затем и вовсе наступила зима. Девочка буквально умирала от холода и без пищи. Однажды она набрела на нору большой мыши, и постучала в дверь. Мышь оказалась сердобольной, и сразу же впустила Дюймовочку в дом. Девочка съела половинку зерна и сразу почувствовала себя лучше. Полевой мыше пришлось по душе, что девочка мало ест, и она оставила её у себя. По соседству жил слепой крот. Он был затворником и не любил солнечный свет. Всё его занятие сводилось к тому, что он всё время пересчитывал своё богатство. Однажды в голову мыше пришла в голову гениальная идея: она решила выдать Дюймовочку замуж за крота. Девочка сопротивлялась изо всех сил. Однажды гуляя по подземным владениям крота, она увидела большую мёртвую птицу. Она лежала на холодной земле, и не шевелилась. Это была ласточка. Девочка ласково погладила брюшко большой птицы, и вдруг услышала, что у неё бьётся сердце.

Дюймовочка образовалась и сразу же подсунула под неё несколько прошлогодних листьев, и ещё прикрыла её сверху. Всю зиму добрая девочка ухаживала за больной птицей, а когда пришла весна, ласточка окрепла, и улетела. На прощание она от всего сердца поблагодарила Дюймовочку.

Тем временем настойчивая мышь готовилась к свадьбе. Когда Дюймовочке больше ничего не осталось, как только согласиться, она попросила отпустить её полюбоваться солнышком. Крот и мышь удивились странной просьбе девочке, но всё-таки согласились.

Дюймовочка прощалась с солнечным светом, как вдруг услышала, как кто-то её зовёт. Это снова была ласточка. Она летела в тёплые края, и Дюймовочка решила лететь с ней. Она села на спинку к милой ласточке, и они полетели.

Полевая мышь выбежала посмотреть, где же Дюймовочка, и была крайне удивлена, увидев, что девочка улетела. Они летели над лесами и морями, и в конце концов прилетели в какую-то волшебную страну. К ней на встречу из цветка вылетел прекрасный эльф, и сразу пленил сердце очаровательной Дюймовочки.

Читать краткое содержание Дюймовочка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Андерсен. Краткие содержания произведений

  • Ангел
  • Бузинная матушка
  • Волшебный холм
  • Гадкий утенок
  • Девочка со спичками
  • Девочка, наступившая на хлеб
  • Дикие лебеди
  • Дочь болотного царя
  • Дюймовочка
  • Ёлка
  • Истинная правда
  • Калоши счастья
  • Новое платье короля
  • Огниво
  • Оле Лукойе
  • Пастушка и трубочист
  • Принцесса на горошине
  • Пятеро из одного стручка
  • Ромашка
  • Русалочка
  • Самое невероятное
  • Свинопас
  • Снеговик
  • Снежная королева
  • Соловей
  • Стойкий оловянный солдатик
  • Тень
  • Чайник
  • Штопальная игла

Картинка или рисунок Дюймовочка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Это произведение – вымысел, здесь затронуты темы волшебства, ворожбы и проявления нечистой силы. Юный военный был неравнодушен к замужней девушке Полине.

В табуне мустангов появился вороной жеребенок, у которого была отличительная способность, он родился иноходцем. Через три года жеребенок превратился в красавца-мустанга.

Завершение летних каникул братьев Пети и Павлика стало самыми запоминающимися для них и не только для этих ребят. Начинаются «приключения» с появления революционного матроса, который прячется в их дилижансе.

Балет начинается с того, что Зигфрид вместе со своими друзьями празднует своё совершеннолетие вместе с очаровательными девушками. В самый разгар веселья появляется мать юбиляра и напоминает парню, что его холостая жизнь сегодня заканчивается

Главным персонажем произведения является молодой человек по имени Колен. Он красив собой, да к тому же очень богат. У Колена есть свой повар Николя, большой дом. Молодой человек не работает.

Ссылка на основную публикацию