Ёлка – краткое содержание сказки Андерсена

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

пятница, 17 августа 2018 г.

Андерсен Г-Х. сказка “Ель”

Жанр: литературная сказка о растениях

Главные герои сказки “Ель” и их характеристика

  1. Елка. Молодая и глупая. Узнала, что была счастлива, только все потеряв. Наивная мечтательница.

План пересказа сказки “Ель”

  1. Елочка в лесу
  2. Солнечные лучи
  3. Куда уносят деревья
  4. Накануне Рождества
  5. Рассказ воробьев
  6. Елочку рубят
  7. Елочку наряжают
  8. Дети танцуют
  9. Сказки толстого человечка
  10. Елка на чердаке
  11. Восторженные мыши
  12. Елка во дворе
  13. Последний костер.

Кратчайшее содержание сказки “Ель” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Росла в лесу молоденькая елочка, которой хотелось скорее стать старой
  2. Елочка мечтала побывать на море или быть срубленной на Рождество
  3. Елочку срубили и поставили в большой зале, а потом нарядили
  4. Елочка была очень красива, но дети обобрали елочку
  5. Елочка пылилась на чердаке и рассказывала сказки мышам
  6. Елочку разрубили и сожгли, и она поняла, что была счастлива только в лесу

Главная мысль сказки “Ель”
Надо ценить настоящее, а не жить пустыми мечтаниями о будущем дне.

Чему учит сказка “Ель”
Сказка учит ценить и беречь то, что имеешь. Учит не желать того, о чем мало что знаешь. Учит не менять шило на мыло. Учит радоваться жизни, учит быть счастливым, учит веселиться. Учит тому, что все на свете имеет свой конец.

Отзыв на сказку “Ель”
Это грустная, но красивая сказка про маленькую елочку, которой хотелось чего-то большего, и которая не понимала, что даром тратит свои лучшие годы. Ей зачем-то очень хотелось повзрослеть. Мне жаль глупую и наивную елочку, она не ценила то, что имела и поэтому никогда не была счастлива. Нельзя жить одними мечтаниями.

Пословицы к сказке “Ель”
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Что имеем не храним, потерявши плачем.
Не знаешь, что найдешь, что потеряешь.
Надо взять от жизни все, что она может дать.
Живет не живет, а проживать проживает.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Ель”
Росла в лесу очень красивая молодая елочка. Место у нее было хорошее, солнце ее пригревало, рядом сосна с елями росли. Дети приходили к елочке, садились под нее отдыхать и хвалили красивое дерево.
А елочка каждый год на побег подрастало и все торопилась. Мечталось ей стать скорее высокой, взрослой. Чтобы птицы на ней гнезда вили, чтобы выглянуть макушкой на вольный свет.
А потому не радовалась елочка ни солнцу, ни облакам, ни ветру, ни птицам.
Зимой первые два года заяц просто перепрыгивал елочку, но уже на третий год стал кругом обегать. И мечтала елочка скорее стать взрослой и старой.
Осенью в лес приходили лесорубы и рубили деревья. Они увозили срубленные стволы и елочке хотелось узнать, что их ожидает.
Она спросила у аистов о судьбе срубленных деревьев, и аист сказал, что многие из них становятся мачтами на кораблях и плавают по морям. Елочке тоже хотелось увидеть море. Она не слушала солнце, которое уговаривало ее радоваться своим лучам.
Под Рождество в лес приходили другие люди и рубили молоденькие елочки. Воробьи рассказали, что эти деревья везут в город, ставят в теплой комнате и украшают красивыми вещами. И елочка мечтала оказаться среди этих счастливиц. Она по прежнему не хотела радоваться свободе и солнцу.
И вот прошел год. Под Рождество пришли люди и срубили елочку. От боли елочка потеряла сознание и пришла в себя во дворе большого дома.
Ее внесли в дом и поставили в бочку с песком. Девушки и слуги начали наряжать елочку и елочке очень понравился ее наряд. Она с нетерпением ждала вечера. А вечером зажгли свечи и елочка стала еще прекрасней. Она затрепетала от радости и вдруг пламя одной из свечей охватило ее хвою.
Огонь быстро затушили, но после этого елочка боялась пошевелиться.
А потом в зал вбежали дети и каждый что-то срывал с елочки. Потом они танцевали вокруг елки, а когда свечи догорели, детям разрешили забрать все, что было на елке.
Потом дети сидели под елкой и слушали сказки толстого человечка, а елка думала, что неужели это все, и ее счастье закончилась?
Утром елка ждала, что ее снова станут наряжать, но слуга отнес ее на чердак и там бросил. Много дней стояла елка на чердаке и к ней однажды пришли мыши. Мыши попросили елку рассказать, что она видела. И елка рассказал, как она росла в лесу, и мыши ей страшно завидовали. Они говорили, что елка счастливая, и елка стала думать о том, что пожалуй те дни в лесу действительно были счастливыми. И Елка стала рассказывать мышам сказки, а мыши с удовольствием слушали ее.
А потом елку выкинули во двор и она осталась лежать пожелтевшая и старая. А вокруг все цвело и благоухало. И мальчишки прибежали и стали топтать ее ветки. Потом слуга разрубил елку и отправил в костер. И елка трещала в огне, вспоминая летние солнечные дни и зимние звездные ночи. И жалела, что все прошло.

Ёлка – краткое содержание сказки Андерсена

Краткое содержание сказки “Ёлка”:

Читать сказку “Ёлка”:

Стояла в лесу этакая славненькая елочка; место у нее было хорошее: и солнышко ее пригревало, и воздуха было вдосталь, а вокруг росли товарищи постарше, ель да сосна. Только не терпелось елочке самой стать взрослой: не думала она ни о теплом солнышке, ни о свежем воздухе; не замечала и говорливых деревенских детишек, когда они приходили в лес собирать землянику или малину. Наберут полную кружку, а то нанижут ягоды на соломины, подсядут к елочке и скажут:

– Какая славная елочка!

А ей хоть бы и вовсе не слушать таких речей.

Через год подросла елочка на один побег, через год вытянулась еще немножко; так, по числу побегов, всегда можно узнать, сколько лет росла елка.

– Ах, быть бы мне такой же большой, как другие! – вздыхала елка. – Уж как бы широко раскинулась я ветвями да выглянула макушкой на вольный свет! Птицы вили бы гнезда у меня в ветвях, а как подует ветер, я кивала бы с достоинством, не хуже других!

И не были ей в радость ни солнце, ни птицы, ни алые облака, утром и вечером проплывавшие над нею.

Когда стояла зима и снег лежал вокруг искрящейся белой пеленой, частенько являлся вприпрыжку заяц и перескакивал прямо через елочку – такая обида! Но прошло две зимы, и на третью елка так подросла, что зайцу уже приходилось обегать ее кругом.

“Ах! Вырасти, вырасти, стать большой и старой – лучше этого нет ничего на свете!” – думала елка.

По осени в лес приходили дровосеки и валили сколько-то самых больших деревьев. Так случалось каждый год, и елка, теперь уже совсем взрослая, всякий раз трепетала, – с таким стоном и звоном падали наземь большие прекрасные деревья. С них срубали ветви, и они были такие голые, длинные, узкие – просто не узнать. Но потом их укладывали на повозки, и лошади увозили их прочь из лесу. Куда? Что их ждало?

Весной, когда прилетели ласточки и аисты, елка спросила у них:

– Вы не знаете, куда их увезли? Они вам не попадались?

Ласточки не знали, но аист призадумался, кивнул головой и сказал:

– Пожалуй, что знаю. Когда я летел из Египта, мне встретилось много новых кораблей с великолепными мачтами. Помоему, это они и были, от них пахло елью. Я с ними много раз здоровался, и голову они держали высоко, очень высоко.

– Ах, если б и я была взрослой и могла поплыть через море! А какое оно из себя, это море? На что оно похоже?

– Ну, это долго рассказывать, – ответил аист и улетел.

– Радуйся своей молодости! – говорили солнечные лучи. – Радуйся своему здоровому росту, юной жизни, которая играет в тебе!

И ветер ласкал елку, и роса проливала над ней слезы, но она этого не понимала.

Как подходило рождество, рубили в лесу совсем юные елки, иные из них были даже моложе и ниже ростом, чем наша, которая не знала покоя и все рвалась из лесу. Эти деревца, а они, кстати сказать, были самые красивые, всегда сохраняли свои ветки, их сразу укладывали на повозки, и лошади увозили их из лесу.

– Куда они? – спрашивала елка. – Они ведь не больше меня, а одна так и вовсе меньше. Почему они сохранили все свои ветки? Куда они едут?

– Мы знаем! Мы знаем! – чирикали воробьи. – Мы бывали в городе и заглядывали в окна! Мы знаем, куда они едут! Их ждет такой блеск и слава, что и не придумаешь! Мы заглядывали в окна, мы видели! Их сажают посреди теплой комнаты и украшают замечательными вещами – золочеными яблоками, медовыми пряниками, игрушками и сотнями свечей!

– А потом? – спрашивала елка, трепеща ветвями. – А потом? Потом что?

– Больше мы ничего не видали! Это было бесподобно!

– А может, и мне суждено пойти этим сияющим путем! – ликовала елка. – Это еще лучше, чем плавать по морю. Ах, как я томлюсь! Хоть бы поскорей опять рождество! Теперь и я такая же большая и рослая, как те, которых увезли в прошлом году. Ах, только бы мне попасть на повозку! Только бы попасть в теплую комнату со всей этой славой и великолепием! А потом. Ну, а потом будет что-то еще лучше, еще прекраснее, а то к чему же еще так наряжать меня? Уж конечно, потом будет что-то еще более величественное, еще более великолепное! Но что? Ах, как я тоскую, как томлюсь! Сама не знаю, что со мной делается!

– Радуйся мне! – говорили воздух и солнечный свет. – Радуйся своей юной свежести здесь, на приволье!

Но она ни капельки не радовалась; она росла и росла, зиму и лето стояла она зеленая; темно-зеленая стояла она, и все, кто ни видел ее, говорили: “Какая славная елка!” – и под рождество срубили ее первую. Глубоко, в самое нутро ее вошел топор, елка со вздохом пала наземь, и было ей больно, было дурно, и не могла она думать ни о каком счастье, и тоска была разлучаться с родиной, с клочком земли, на котором она выросла: знала она, что никогда больше не видать ей своих милых старых товарищей, кустиков и цветов, росших вокруг, а может, даже и птиц. Отъезд был совсем невеселым.

Очнулась она, лишь когда ее сгрузили во дворе вместе с остальными и чей-то голос сказал:

– Вот эта просто великолепна! Только эту!

Пришли двое слуг при полном параде и внесли елку в большую красивую залу. Повсюду на стенах висели портреты, на большой изразцовой печи стояли китайские вазы со львами на крышках; были тут кресла-качалки, шелковые диваны и большие столы, а на столах книжки с картинками и игрушки, на которые потратили, наверное, сто раз по сто риксдалеров, – во всяком случае, дети говорили так. Елку поставили в большую бочку с песком, но никто бы и не подумал, что это бочка, потому что она была обернута зеленой материей, а стояла на большом пестром ковре. Ах, как трепетала елка! Что-то будет теперь? Девушки и слуги стали наряжать ее. На ветвях повисли маленькие сумочки, вырезанные из цветной бумаги, и каждая была наполнена сластями; золоченые яблоки и грецкие орехи словно сами выросли на елке, и больше ста маленьких свечей, красных, белых и голубых, воткнули ей в ветки, а на ветках среди зелени закачались куколки, совсем как живые человечки – елка еще ни разу не видела таких, – закачались среди зелени, а вверху, на самую макушку ей посадили усыпанную золотыми блестками звезду. Это было великолепно, совершенно бесподобно.

– Сегодня вечером, – говорили все, – сегодня вечером она засияет! “Ах! – подумала елка. – Скорей бы вечер! Скорей бы зажгли свечи! И

Читайте также:  Домашнее сочинение – краткое содержание рассказа Алексина

что же будет тогда? Уж не придут ли из леса деревья посмотреть на меня? Уж не слетятся ли воробьи к окнам? Уж не приживусь ли я здесь, уж не буду ли стоять разубранная зиму и лето?”

Да, она изрядно во всем разбиралась и томилась до того, что у нее прямо-таки раззуделась кора, а для дерева это все равно что головная боль для нашего брата.

И вот зажгли свечи. Какой блеск, какое великолепие! Елка затрепетала всеми своими ветвями, так что одна из свечей пошла огнем по ее зеленой хвое; горячо было ужасно.

– Господи помилуй! – закричали девушки и бросились гасить огонь. Теперь елка не смела даже и трепетать. О, как страшно ей было! Как

боялась она потерять хоть что-нибудь из своего убранства, как была ошеломлена всем этим блеском. И тут распахнулись створки дверей, и в зал гурьбой ворвались дети, и было так, будто они вот-вот свалят елку. За ними степенно следовали взрослые. Малыши замерли на месте, но лишь на мгновение, а потом пошло такое веселье, что только в ушах звенело. Дети пустились в пляс вокруг елки и один за другим срывали с нее подарки.

“Что они делают? – думала елка. – Что будет дальше?”

И выгорали свечи вплоть до самых ветвей, и когда они выгорели, их потушили, и дозволено было детям обобрать елку. О, как они набросились на нее! Только ветки затрещали. Не будь она привязана макушкой с золотой звездой к потолку, ее бы опрокинули.

Дети кружились в хороводе со своими великолепными игрушками, а на елку никто и не глядел, только старая няня высматривала среди ветвей, не осталось ли где забытого яблока или финика.

– Сказку! Сказку! – закричали дети и подтащили к елке маленького толстого человечка, и он уселся прямо под ней.

– Так мы будем совсем как в лесу, да и елке не мешает послушать, – сказал он, – только я расскажу всего одну сказку. Какую хотите: про Иведе-Аведе или про Клумпе-Думпе, который с лестницы свалился, а все ж таки в честь попал да принцессу за себя взял?

– Про Иведе-Аведе! – кричали одни.

– Про Клумпе-Думпе! – кричали другие.

И был шум и гам, одна только елка молчмя молчала и думала: “А я-то что же, уж больше не с ними, ничего уж больше не сделаю?” Она свое отыграла, она, что ей было положено, сделала.

И толстый человечек рассказал про Клумпе-Думпе, что с лестницы свалился, а все ж таки в честь попал да принцессу за себя взял. Дети захлопали в ладоши, закричали: “Еще, еще расскажи!”, им хотелось послушать и про ИведеАведе, но пришлось остаться при Клумпе-Думпе. Совсем притихшая, задумчивая стояла елка, птицы в лесу ничего подобного не рассказывали. “Клумпе-Думпе с лестницы свалился, а все ж таки принцессу за себя взял! Вот, вот, бывает же такое на свете!” – думала елка и верила, что все это правда, ведь рассказывал-то такой славный человек. “Вот, вот, почем знать? Может, и я с лестницы свалюсь и выйду за принца”. И она радовалась, что назавтра ее опять украсят свечами и игрушками, золотом и фруктами.

“Уж завтра-то я не буду так трястись! – думала она. – Завтра я вдосталь натешусь своим торжеством. Опять услышу сказку про Клумпе-Думпе, а может, и про Иведе-Аведе”. Так, тихая и задумчивая, простояла она всю ночь.

Поутру пришел слуга со служанкой.

“Сейчас меня опять начнут наряжать!” – подумала елка. Но ее волоком потащили из комнаты, потом вверх по лестнице, потом на чердак, а там сунули в темный угол, куда не проникал дневной свет.

“Что бы это значило? – думала елка. – Что мне тут делать? Что я могу тут услышать?” И она прислонилась к стене и так стояла и все думала, думала. Времени у нее было достаточно.

Много дней и ночей миновало; на чердак никто не приходил. А когда наконец кто-то пришел, то затем лишь, чтобы поставить в угол несколько больших ящиков. Теперь елка стояла совсем запрятанная в угол, о ней как будто окончательно забыли.

“На дворе зима! – подумала она. – Земля затвердела и покрылась снегом, люди не могут пересадить меня, стало быть, я, верно, простою тут под крышей до весны. Как умно придумано! Какие они все-таки добрые, люди. Вот если б только тут не было так темно, так страшно одиноко. Хоть бы один зайчишка какой! Славно все-таки было в лесу, когда вокруг снег, да еще заяц проскочит, пусть даже и перепрыгнет через тебя, хотя тогда-то я этого терпеть не могла. Все-таки ужасно одиноко здесь наверху!”

– Пип! – сказала вдруг маленькая мышь и выскочила из норы, а за нею следом еще одна малышка. Они обнюхали елку и стали шмыгать по ее ветвям.

– Тут жутко холодно! – сказали мыши. – А то бы просто благодать! Правда, старая елка?

– Я вовсе не старая! – отвечала елка. – Есть много деревьев куда старше меня!

– Откуда ты? – спросили мыши. – И что ты знаешь? – Они были ужасно любопытные. – Расскажи нам про самое чудесное место на свете! Ты была там? Ты была когда-нибудь в кладовке, где на полках лежат сыры, а под потолком висят окорока, где можно плясать по сальным свечам, куда войдешь тощей, откуда выйдешь жирной?

– Не знаю я такого места, – сказала елка, – зато знаю лес, где солнце светит и птицы поют!

И рассказала елка все про свою юность, а мыши отродясь ничего такого не слыхали и, выслушав елку, сказали:

– Ах, как много ты видела! Ах, как счастлива ты была!

– Счастлива? – переспросила елка и задумалась над своими словами. – Да, пожалуй, веселые были денечки!

И тут рассказала она про сочельник, про то, как ее разубрали пряниками и свечами.

– О! – сказали мыши. – Какая же ты была счастливая, старая елка!

– Я вовсе не старая! – сказала елка. – Я пришла из лесу только нынешней зимой! Я в самой поре! Я только что вошла в рост!

– Как славно ты рассказываешь! – сказали мыши и на следующую ночь привели с собой еще четырех послушать ее, и чем больше елка рассказывала, тем яснее припоминала все и думала: “А ведь и в самом деле веселые были денечки! Но они вернутся, вернутся Клумпе-Думпе с лестницы свалился, а все ж таки принцессу за себя взял, так, может, и я за принца выйду!” И вспомнился елке этакий хорошенький молоденький дубок, что рос в лесу, и был он для елки настоящий прекрасный принц.

– А кто такой Клумпе-Думпе? – спросили мыши.

И елка рассказала всю сказку, она запомнила ее слово в слово. И мыши подпрыгивали от радости чуть ли не до самой ее верхушки.

На следующую ночь мышей пришло куда больше, а в воскресенье явились даже две крысы. Но крысы сказали, что сказка вовсе не так уж хороша, и мыши очень огорчились, потому что теперь и им сказка стала меньше нравиться.

– Вы только одну эту историю и знаете? – спросили крысы.

– Только одну! – отвечала елка. – Я слышала ее в самый счастливый вечер всей моей жизни, но тогда я и не думала, как счастлива я была.

– Чрезвычайно убогая история! А вы не знаете какойнибудь еще – со шпиком, с сальными свечами? Истории про кладовую?

– Нет, – отвечала елка.

– Так премного благодарны! – сказали крысы и убрались восвояси.

Мыши в конце концов тоже разбежались, и тут елка сказала, вздыхая:

– А все ж хорошо было, когда они сидели вокруг, эти резвые мышки, и слушали, что я им рассказываю! Теперь и этому конец. Но уж теперь-то я не упущу случая порадоваться, как только меня снова вынесут на белый свет!

Но когда это случилось. Да, это было утром, пришли люди и шумно завозились на чердаке. Ящики передвинули, елку вытащили из угла; ее, правда, больнехонько шваркнули об пол, но слуга тут же поволок ее к лестнице, где брезжил дневной свет.

“Ну вот, это начало новой жизни!” – подумала елка. Она почувствовала свежий воздух, первый луч солнца, и вот уж она на дворе. Все произошло так быстро; елка даже забыла оглядеть себя, столько было вокруг такого, на что стоило посмотреть. Двор примыкал к саду, а в саду все цвело. Через изгородь перевешивались свежие, душистые розы, стояли в цвету липы, летали ласточки. “Вить-вить! Вернулась моя женушка!” – щебетали они, но говорилось это не про елку.

“Уж теперь-то я заживу”, – радовалась елка, расправляя ветви. А ветви-то были все высохшие да пожелтевшие, и лежала она в углу двора в крапиве и сорняках. Но на верхушке у нее все еще сидела звезда из золоченой бумаги и сверкала на солнце.

Во дворе весело играли дети – те самые, что в сочельник плясали вокруг елки и так радовались ей. Самый младший подскочил к елке и сорвал звезду.

– Поглядите, что еще осталось на этой гадкой старой елке! – сказал он и стал топтать ее ветви, так что они захрустели под его сапожками.

А елка взглянула на сад в свежем убранстве из цветов, взглянула на себя и пожалела, что не осталась в своем темном углу на чердаке; вспомнила свою свежую юность в лесу, и веселый сочельник, и маленьких мышек, которые с таким удовольствием слушали сказку про Клумпе-Думпе.

– Конец, конец! – сказало бедное деревцо. – Уж хоть бы я радовалась, пока было время. Конец, конец!

Пришел слуга и разрубил елку на щепки – вышла целая охапка; жарко запылали они под большим пивоваренным котлом; и так глубоко вздыхала елка, что каждый вздох был как маленький выстрел; игравшие во дворе дети сбежались к костру, уселись перед ним и, глядя в огонь, кричали:

А елка при каждом выстреле, который был ее глубоким вздохом, вспоминала то солнечный летний день, то звездную зимнюю ночь в лесу, вспоминала сочельник и сказку про Клумпе-Думпе – единственную, которую слышала и умела рассказывать. Так она и сгорела.

Мальчишки играли во дворе, и на груди у самого младшего красовалась звезда, которую носила елка в самый счастливый вечер своей жизни; он прошел, и с елкой все кончено, и с этой историей тоже. Кончено, кончено, и так бывает со всеми историями.

Ганс Андерсен – Ёлка

Ганс Андерсен – Ёлка краткое содержание

Ёлка читать онлайн бесплатно

Ганс Христиан Андерсен

Стояла в лесу этакая славненькая елочка; место у нее было хорошее: и солнышко ее пригревало, и воздуха было вдосталь, а вокруг росли товарищи постарше, ель да сосна. Только не терпелось елочке самой стать взрослой: не думала она ни о теплом солнышке, ни о свежем воздухе; не замечала и говорливых деревенских детишек, когда они приходили в лес собирать землянику или малину. Наберут полную кружку, а то нанижут ягоды на соломины, подсядут к елочке и скажут:

— Какая славная елочка!

А ей хоть бы и вовсе не слушать таких речей.

Через год подросла елочка на один побег, через год вытянулась еще немножко; так, по числу побегов, всегда можно узнать, сколько лет росла елка.

— Ах, быть бы мне такой же большой, как другие! — вздыхала елка. — Уж как бы широко раскинулась я ветвями да выглянула макушкой на вольный свет! Птицы вили бы гнезда у меня в ветвях, а как подует ветер, я кивала бы с достоинством, не хуже других!

И не были ей в радость ни солнце, ни птицы, ни алые облака, утром и вечером проплывавшие над нею.

Когда стояла зима и снег лежал вокруг искрящейся белой пеленой, частенько являлся вприпрыжку заяц и перескакивал прямо через елочку — такая обида! Но прошло две зимы, и на третью елка так подросла, что зайцу уже приходилось обегать ее кругом.

Читайте также:  Девочка со спичками – краткое содержание сказки Андерсена

«Ах! Вырасти, вырасти, стать большой и старой — лучше этого нет ничего на свете!» — думала елка.

По осени в лес приходили дровосеки и валили сколько-то самых больших деревьев. Так случалось каждый год, и елка, теперь уже совсем взрослая, всякий раз трепетала, — с таким стоном и звоном падали наземь большие прекрасные деревья. С них срубали ветви, и они были такие голые, длинные, узкие — просто не узнать. Но потом их укладывали на повозки, и лошади увозили их прочь из лесу. Куда? Что их ждало?

Весной, когда прилетели ласточки и аисты, елка спросила у них:

— Вы не знаете, куда их увезли? Они вам не попадались?

Ласточки не знали, но аист призадумался, кивнул головой и сказал:

— Пожалуй, что знаю. Когда я летел из Египта, мне встретилось много новых кораблей с великолепными мачтами. По-моему, это они и были, от них пахло елью. Я с ними много раз здоровался, и голову они держали высоко, очень высоко.

— Ах, если б и я была взрослой и могла поплыть через море! А какое оно из себя, это море? На что оно похоже?

— Ну, это долго рассказывать, — ответил аист и улетел.

— Радуйся своей молодости! — говорили солнечные лучи. — Радуйся своему здоровому росту, юной жизни, которая играет в тебе!

И ветер ласкал елку, и роса проливала над ней слезы, но она этого не понимала.

Как подходило рождество, рубили в лесу совсем юные елки, иные из них были даже моложе и ниже ростом, чем наша, которая не знала покоя и все рвалась из лесу. Эти деревца, а они, кстати сказать, были самые красивые, всегда сохраняли свои ветки, их сразу укладывали на повозки, и лошади увозили их из лесу.

— Куда они? — спрашивала елка. — Они ведь не больше меня, а одна так и вовсе меньше. Почему они сохранили все свои ветки? Куда они едут?

— Мы знаем! Мы знаем! — чирикали воробьи. — Мы бывали в городе и заглядывали в окна! Мы знаем, куда они едут! Их ждет такой блеск и слава, что и не придумаешь! Мы заглядывали в окна, мы видели! Их сажают посреди теплой комнаты и украшают замечательными вещами — золочеными яблоками, медовыми пряниками, игрушками и сотнями свечей!

— А потом? — спрашивала елка, трепеща ветвями. — А потом? Потом что?

— Больше мы ничего не видали! Это было бесподобно!

— А может, и мне суждено пойти этим сияющим путем! — ликовала елка. — Это еще лучше, чем плавать по морю. Ах, как я томлюсь! Хоть бы поскорей опять рождество! Теперь и я такая же большая и рослая, как те, которых увезли в прошлом году. Ах, только бы мне попасть на повозку! Только бы попасть в теплую комнату со всей этой славой и великолепием! А потом. Ну, а потом будет что-то еще лучше, еще прекраснее, а то к чему же еще так наряжать меня? Уж конечно, потом будет что-то еще более величественное, еще более великолепное! Но что? Ах, как я тоскую, как томлюсь! Сама не знаю, что со мной делается!

— Радуйся мне! — говорили воздух и солнечный свет. — Радуйся своей юной свежести здесь, на приволье!

Но она ни капельки не радовалась; она росла и росла, зиму и лето стояла она зеленая; темно-зеленая стояла она, и все, кто ни видел ее, говорили: «Какая славная елка!» — и под рождество срубили ее первую. Глубоко, в самое нутро ее вошел топор, елка со вздохом пала наземь, и было ей больно, было дурно, и не могла она думать ни о каком счастье, и тоска была разлучаться с родиной, с клочком земли, на котором она выросла: знала она, что никогда больше не видать ей своих милых старых товарищей, кустиков и цветов, росших вокруг, а может, даже и птиц. Отъезд был совсем невеселым.

Очнулась она, лишь когда ее сгрузили во дворе вместе с остальными и чей-то голос сказал:

— Вот эта просто великолепна! Только эту!

Пришли двое слуг при полном параде и внесли елку в большую красивую залу. Повсюду на стенах висели портреты, на большой изразцовой печи стояли китайские вазы со львами на крышках; были тут кресла-качалки, шелковые диваны и большие столы, а на столах книжки с картинками и игрушки, на которые потратили, наверное, сто раз по сто риксдалеров, — во всяком случае, дети говорили так. Елку поставили в большую бочку с песком, но никто бы и не подумал, что это бочка, потому что она была обернута зеленой материей, а стояла на большом пестром ковре. Ах, как трепетала елка! Что-то будет теперь? Девушки и слуги стали наряжать ее. На ветвях повисли маленькие сумочки, вырезанные из цветной бумаги, и каждая была наполнена сластями; золоченые яблоки и грецкие орехи словно сами выросли на елке, и больше ста маленьких свечей, красных, белых и голубых, воткнули ей в ветки, а на ветках среди зелени закачались куколки, совсем как живые человечки — елка еще ни разу не видела таких, — закачались среди зелени, а вверху, на самую макушку ей посадили усыпанную золотыми блестками звезду. Это было великолепно, совершенно бесподобно…

— Сегодня вечером, — говорили все, — сегодня вечером она засияет! «Ах! — подумала елка. — Скорей бы вечер! Скорей бы зажгли свечи! И что же будет тогда? Уж не придут ли из леса деревья посмотреть на меня? Уж не слетятся ли воробьи к окнам? Уж не приживусь ли я здесь, уж не буду ли стоять разубранная зиму и лето?»

Да, она изрядно во всем разбиралась и томилась до того, что у нее прямо-таки раззуделась кора, а для дерева это все равно что головная боль для нашего брата.

И вот зажгли свечи. Какой блеск, какое великолепие! Елка затрепетала всеми своими ветвями, так что одна из свечей пошла огнем по ее зеленой хвое; горячо было ужасно.

— Господи помилуй! — закричали девушки и бросились гасить огонь. Теперь елка не смела даже и трепетать. О, как страшно ей было! Как боялась она потерять хоть что-нибудь из своего убранства, как была ошеломлена всем этим блеском… И тут распахнулись створки дверей, и в зал гурьбой ворвались дети, и было так, будто они вот-вот свалят елку. За ними степенно следовали взрослые. Малыши замерли на месте, но лишь на мгновение, а потом пошло такое веселье, что только в ушах звенело. Дети пустились в пляс вокруг елки и один за другим срывали с нее подарки.

«Что они делают? — думала елка. — Что будет дальше?»

И выгорали свечи вплоть до самых ветвей, и когда они выгорели, их потушили, и дозволено было детям обобрать елку. О, как они набросились на нее! Только ветки затрещали. Не будь она привязана макушкой с золотой звездой к потолку, ее бы опрокинули.

Дети кружились в хороводе со своими великолепными игрушками, а на елку никто и не глядел, только старая няня высматривала среди ветвей, не осталось ли где забытого яблока или финика.

— Сказку! Сказку! — закричали дети и подтащили к елке маленького толстого человечка, и он уселся прямо под ней.

— Так мы будем совсем как в лесу, да и елке не мешает послушать, — сказал он, — только я расскажу всего одну сказку. Какую хотите: про Иведе-Аведе или про Клумпе-Думпе, который с лестницы свалился, а все ж таки в честь попал да принцессу за себя взял?

— Про Иведе-Аведе! — кричали одни.

— Про Клумпе-Думпе! — кричали другие.

И был шум и гам, одна только елка молчала и думала: «А я-то что же, уж больше не с ними, ничего уж больше не сделаю?» Она свое отыграла, она, что ей было положено, сделала.

И толстый человечек рассказал про Клумпе-Думпе, что с лестницы свалился, а все ж таки в честь попал да принцессу за себя взял. Дети захлопали в ладоши, закричали: «Еще, еще расскажи!», им хотелось послушать и про Иведе-Аведе, но пришлось остаться при Клумпе-Думпе. Совсем притихшая, задумчивая стояла елка, птицы в лесу ничего подобного не рассказывали. «Клумпе-Думпе с лестницы свалился, а все ж таки принцессу за себя взял! Вот, вот, бывает же такое на свете!» — думала елка и верила, что все это правда, ведь рассказывал-то такой славный человек. «Вот, вот, почем знать? Может, и я с лестницы свалюсь и выйду за принца». И она радовалась, что назавтра ее опять украсят свечами и игрушками, золотом и фруктами. «Уж завтра-то я не буду так трястись! — думала она. — Завтра я вдосталь натешусь своим торжеством. Опять услышу сказку про Клумпе-Думпе, а может, и про Иведе-Аведе». Так, тихая и задумчивая, простояла она всю ночь.

Обучение пересказу дошкольников с ОНР (сказка Г.Х.Андерсена “ЁЛКА”)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Данный материал поможет учителям – логопедам в формировании связного высказывания(пересказа) у дошкольника с ОНР с опорой на сюжетные катинки, а также графические схемы – пиктограммы. Для пересказа выбрана сказка Г.Х. Андерсена “Ёлка”, которая достаточно редко встречается в сборниках сказок, однако обладает несложным для пересказа сюжетом, содержит определенную поучительную мораль. Эта сказка может использоваться и воспитателями в непосредственно образовательной деятельности для решения задач образовательной области “Социализация”, “Познание”, для знакомства с основами экологии. Сказку легко иллюстрировать и подобрать графические схемы -пиктограммы. Опорные картинки даны в тексте материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
yolka.docx172.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пересказ сказки по опорным картинкам

(по сказке Г.Х.Андерсена «ЁЛКА»).

Цели: 1) Обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой на сюжетные картинки или на рисунки – пиктограммы.

2)Развивать навыки планирования пересказа текста.

3) Активизировать и обогатить словарный запас (обогатить словарь прилагательными, глаголами, родственными словами, объяснить значение устаревших слов).

4)Закреплять навык образования различных грамматических конструкций.

В лесу стояла чудесная Ёлочка. Она росла на красивой поляне. Маленькое деревце овевал свежий ветерок, грело солнце, его любили звери и птицы. Но Ёлочку не радовала жизнь в лесу. Она хотела вырасти. « Ах!- вздыхала она, – Если бы я была такой же большой, как другие деревья!»

Осенью в лесу появлялись дровосеки. Они рубили большие деревья, очищали их от ветвей и увозили.

Весной, когда прилетали ласточки, Ёлочка спросила у них, куда увозят деревья.

-Я встречала в море корабли, и они пахли елью.

– А где маленькие деревца?- спросила Ёлочка.

-Их увозят в город, ставят посреди комнаты и украшают игрушками, свечками и флажками.

-Скорее бы Рождество, скорее бы мне вырасти! Может и меня возьмут в город. Здесь в лесу так скучно!

Прошли зима, весна, лето, осень и снова пришла зима. Ёлочка превратилась в высокую красивую ель.

На Рождество ее срубили, принесли в дом и поставили в кадку. Слуги украсили дерево игрушками, флажками. К ветвям прикрепили свечи, а к верхушке – большую золотую звезду.

Ах, как хотелось Ёлочке, чтобы ее увидели звери, и лесные птицы.

Вечером зажгли свечи, и Ёлочка засияла в окружении маленьких огоньков! Вдруг в комнату вбежали дети. Они танцевали вокруг ёлочки и срывали с нее игрушки и сладости.

Потом вошел Дед Мороз и раздал детям подарки.

Ёлочка смотрела и думала, что завтра её опять украсят золотом, свечами и игрушками.

Но утром дерево отнесли на чердак и поставили в темный угол.

«Наверно, я останусь здесь до весны, а потом меня опять посадят в землю». И она впервые поняла, как в лесу было весело, хорошо и что она соскучилась о белках и ежах, по свежему воздуху.

– Скорей бы весна, скорей бы увидеть белый свет!- мечтала Ёлочка.

И вот однажды на чердак пришли люди и вытащили Ёлку во двор.

« Начинается новая жизнь!»- обрадовалась Ёлочка.

Во дворе играли те же дети, которые веселились вокруг нее на Рождество.

– Посмотрите, что осталось на старой елке!- крикнул мальчик и снял с ёлки звезду.

-Ах, все прошло,- догадалась Ёлочка.- Всё прошло!

Пришел слуга, разрубил Ёлочку и разжег костер. Огонь весело трещал, а вокруг бегали дети, и у самого маленького на груди сияла звезда с ёлки.

1. Объяснение значений слов: чердак, дровосеки, слуга.

2. Подбери слова – признаки о ёлочке в разные времена года.

( Зимой ёлочка пушистая, заснеженная, свежая, пахучая…)

3. Подбери слова – действия (что делают дровосеки, птицы, елочка) .

Лексико-грамматические игры и упражнения .

  1. Закрепление предлогов НА и С.

Назови, какие игрушки и украшения были на Ёлочке.

Какие игрушки сняли с Ёлочки.( НА ёлке были шарики, свечи сняли С ёлки…)

  1. Закрепление предлогов. Игра « Прятки»

Куда прячутся звери? (под ёлку, за ёлку, из-под ёлки, из-за ёлки…)

  1. Образование относительных прилагательных.

– Назови листья ( березовый, осиновый….)

– Назови время года. Как будет называться одежда, обувь, погода в это время года ( осенний, весенний, зимний,….).

4. С кем дружила Ёлочка? (образование сущ. в Т.п. ед .и множ.числа с предлогом С)

( с лисой, с зайцем, с …., с волками, с медведями…..)

5. О чем рассказала ласточка? (образование сущ.с предлогом О(ОБ) в П.п.един.и множ.числа).

Ласточка рассказала О море, О погоде, О лесах, О полях…)

6. О ком( о чем) скучала Ёлочка? ( образование сущ.П.п.ед. и множ.числа с предлогом О(ОБ).)

7. Кого (чего) много в лесу? ( образование сущ.Р.п. множ. числа)

(много сосен, много кустов, много белок, лосей….).

8. Кого (что) вижу в лесу? ( образование В.п. ед.и множ. числа)

( вижу березу, вижу сосны, вижу белку…) …..

9. Чем украсили елочку?(образование Т.п.ед и множ .числа)

(украсили шарами, хлопушками…)

Образование родственных слов.

1.Придумать родственные слова к слову ЁЛКА ( елочка, еловый, ельник, ёлочная, ель . ).

2.Являются ли слова родственными, какое слово лишнее: елозить, еловый, ельник; ёлочка, есть, ельник; поилка, ель, ёлочка).

3. Придумать родственные слова к слову «ЛЕС».

Варианты работы над связным высказыванием.

1.Картинки разложены по порядку. Пересказать сказку по ним.

2. Картинки лежат беспорядочно.

Детям предлагается разложить по порядку картинки и пересказать сказку.

3. Картинки лежат беспорядочно. Предлагается придумать начало и конец рассказа.

Пересказ сказки «Ёлка» (по Г.Х.Андерсену) по опорным картинкам-пиктограммам.

Цель: Обучать пересказу сказки по опорным картинкам – пиктограммам.

Развивать внимание, память, мышление.

Задания: 1. Логопед предлагает детям ряд правильно разложенных картинок, по которым надо воспроизвести сказку.

2. Картинки разложены произвольно. Дети раскладывают их по порядку и пересказывают сказку, опираясь на опорные картинки – пиктограммы.

Учитель-логопед ГБОУ д/с №2035 г.Москвы Баронова Вероника Вячеславовна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация и обогащение словарного запаса; развитие навыков диалогической формы речи; формирование навыков монологической формы речи; формирование навыков рассказывания с элементами творчества.

Обучение пересказу на материале сказки «Пряничный домик» 2 этапЦели:- учить детей отвечать полным предложением по образцу;- учить детей пересказывать сказку с опорой на свой рисунок;- развитие м.

Цели: – учить детей отгадывать загадки;- учить детей следить за ходом сказки и уметь продолжить её;- учить детей пересказу сказки “Пряничный домик”;- учить детей совместной творческой импровизаци.

Материал предназначен для воспитателей средней группы.

Обучение пересказу дошкольников подготовительной группы.

От уровня речевого развития зависит успешное обучение в школе ребенка. Методическая разработка по обучению дошкольников пересказу разными приемами и средствами.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Крачкова Н.А.Воспитатель подготовительной гр.

Краткое содержание сказки «Елка» М. М. Зощенко

«Ёлка» Зощенко – очень поучительный рассказ о жадности, зависти и умении отвечать за свои поступки. Брат и сестра своим бесцеремонным поведением испортили праздник и себе и гостям, но на всю жизнь усвоили полученный урок. Краткое содержание Елки Зощенко для читательского дневника читайте на нашем сайте.

Главные герои сказки

  • Минька – пятилетний мальчик, жадный, эгоистичный, обидчивый.
  • Леля – семилетняя сестра Миньки, жадная, хитрая обманщица.
  • Мама – добрая, заботливая, всегда заступается за детей.
  • Папа – умный, строгий, справедливый.

Зощенко «Елка» в сокращении

«Елка» Зощенко краткое содержание для читательского дневника:

Когда Миньке было пять лет, он с нетерпением ждал новогодней елки. В канун праздника Минька со своей старшей сестрой Лелей проникли в гостиную, где стояла красавица елка, украшенная бусами, фонариками, яблоками и пастилками.

Леля сразу предупредила Миньку, что подарки, лежавшие под елкой, трогать нельзя, а можно полакомиться сладостями с елки. Девочка тут же сорвала с ветки пастилку и съела ее. Минька не заставил себя долго ждать, и откусил яблоко. Леля, увидев это, решила съесть пастилку и вдобавок еще конфету – она была высокой девочкой, и могла многое достать. Маленькому Миньке пришлось откусить еще кусок яблока.

Леля не собиралась отставать от брата, и съела третью пастилку, а также сорвала себе орех и хлопушку. Миньке было горько от такой несправедливости, и он чуть не заревел от обиды. Он стал тянуть к елке стул, чтобы достать сладости повыше, но стул упал прямо на подарки, разбив ручку фарфоровой куколке. Тут послышались шаги мамы, и дети убежали.

Затем пришли гости, и мама сказала, чтобы все дети подошли к ней. Она принялась каждому давать подарок и что-то вкусное с елки. Увидев надкусанное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю, но те принялись всю вину сваливать друг на друга.

Тогда мама сказала, что Лелю поставит в угол, а паровозик, предназначенный Миньке, подарит другому мальчику. Увидев, как мальчик играет с паровозиком, Минька не выдержал и ударил его по руке. Мальчик заплакал, и его мама сказала, что Минька – настоящий разбойник и они уйдут домой. Минькина мама в ответ назвала мальчика золотушным, и посоветовала больше к ним не приходить.

Тут возмутилась еще одна мама, чья дочь получила куклу со сломанной ручкой. Минька и Леля радостно крикнули, что гости могут уходить, чтобы все игрушки достались им. Вскоре в доме не осталось ни одного гостя.

В пустую комнату зашел папа и сказал, что не хочет, чтобы его дети ссорились и выгоняли гостей, иначе они умрут в одиночестве. Он отправил детей спать и сказал, что завтра вернет подарки гостям. С тех пор прошло сорок лет, но Минька больше никогда никого не бил и не брал чужого.

План пересказа «Ёлки»

Для устного пересказа «Ёлки» Зощенко используйте план:

  1. Долгожданная елка.
  2. Разорение елки.
  3. Сломанная кукла и надкусанное яблоко.
  4. Приход гостей.
  5. Разоблачение Миньки и Лели.
  6. Мальчик и паровозик.
  7. Уход гостей.
  8. Слова папы.

О чем сказка «Елка»?

Главная мысль сказки: Жадность – главный враг дружбы.

Чему учит: Рассказ учит щедрости, доброте, гостеприимству. Нельзя отнимать чужое, бить слабого, брать чужое без спроса.

Вывод: Жадность, невоспитанность, зависть способны испортить любые отношения. Они ни к чему хорошему не приводят, только к одиночеству того, кто не хочет ничем ни с кем делиться. Очень понравилось, как отреагировал папа на поступок детей. Он поступил справедливо, и тем самым преподнес Миньке и Леле важный жизненный урок.

Читайте также: «История болезни» — это юмористических рассказ о советской медицине, который был написан в 1936 году, но не теряет актуальности и сегодня. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «История болезни» М. Зощенко для читательского дневника. В рассказе присутствует гротеск, но в советских больницах частенько с чем-то подобным люди сталкивались. А уж равнодушие отдельных медиков — фактор человеческий, оно не изживаемо.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

“Ель” Андерсена. Краткое содержание для читательского дневника, что писать?

Краткое содержание сказки Андерсена “Ель” для читательского дневника в 5-6 предложений.

Сказка Андерсена “Ель” рассказывает историю одной елки, что росла в лесу от самого ее детства до кончины в виде дров в печи. Ель сама была виновата в таком конце, она хотела чего угодно, но не того что имела. Не умела она радоваться жизни, каждому дню, своему лесу и растущим рядом деревьям. Ее все манило в город, к людям, только люди не ценили ее. Один раз нарядили, а потом пустили на дрова.

Краткое содержание сказки “Ель” Андерсена для читательского дневника:

  1. Первые годы жизни ели в лесу и желание побыстрее вырасти.
  2. Ель мечтает стать корабельной мачтой или новогодним деревом.
  3. Ель срубили, поставили в большом доме и нарядили к празднику.
  4. Радость была недолгой, дерево отправили на чердак.
  5. Ель рассказывает свою историю мышам и жалеет о своей судьбе.
  6. Из ели рубят дрова и топят ими печь.

Вот так, ель блеснула своей красотой одну новогоднюю ночь и ради этого потеряла все, что имела. Нельзя жить одним коротким мигом. Этому учит сказка.

Краткое содержание сказки Андерсена “Ель” для читательского дневника:

В лесу растет молодая елочка. У нее было солнечное хорошее место, рядом росли сосны. Дети приходили к ней и хвалили за красоту. Но елочка хотела быстрее вырасти. Первые два года, елочку перепрыгивал заяц, а на третий уже стал бегать вокруг. В лес приходили лесорубы, которые срубали деревья и елочке хотелось узнать что их ждет. Аист рассказал елочке, что из многих деревьев строят корабли. Ей тоже захотелось попасть на корабль, чтобы увидеть море.

На рождество люди приходили рубить молодые елки. Воробьи рассказывали, что деревья увезут в город и украсят. Елочки тоже хотелось, чтобы ее выбрали для этого. И вот люди ее срубили, елочка потеряла сознания от боли и очнулась во дворе дома. Люди наряжали ее и праздновали, елочка была очень счастлива.

На следующее утро елочка ждала, что ее снова нарядят, но слуга отнес ее на чердак и бросил. К ней пришли мыши и она рассказывала им о том, как жила в лесу. Мыши говорили, что елочка была счастлива и она стала думать, что это было действительно так. Хотя раньше она себя не считала счастливой в лесу. Елочка рассказывала мышам сказки. Потом ее вышвырнули во двор, вокруг уже все цвело. Мальчишки стали ее топтать, а потом слуга разрубил дерево и сжег.

Краткое содержание сказки Андерсена “Ель” для читательского дневника в 5-6 предложений:

1) В лесу росла молодая Ель, которой хотелось быстрее вырасти;

2) Она мечтала отправиться на море или на Рождество;

3) Под Рождество ее срубили, поставили во дворе и украсили;

4) Елочка была очень красивой и дети обобрали ее;

5) Ее отнесли на чердак, где она рассказывала сказки мышам;

6) Елочку разрубили и сожгли и она поняла, что только в лесу была счастлива.

В этом рассказе Андерсена идёт речь о судьбе ёлочки. Когда ёлочка была маленькой, над ней пели птицы и светило солнышко, а вокруг росли большие деревья. Но ёлочка была недовольна тем, что она маленькая.

Когда ёлка подросла, то видела как дровосеки срубали большие деревья и куда-то увозили. Когда она поинтересовалась дальнейшей судьбой деревьев, то аист сообщил ей, из них делают мачты для кораблей, плавающих в дальние страны. Тогда ей захотелось стать мачтой, чтобы увидеть дальние страны.

Затем ёлка увидела, как дровосеки опять рубили красивые стройные деревья и ей стало интересно, для чего они это делают. Тогда воробьи рассказали ей, что ели ставят в тёплое помещение и красиво наряжают. Ёлке тут-же захотелось туда попасть.

И вот её желание сбылось. Её поставили в тёплом помещении и нарядили. Однако, после праздника, с ёлки сняли игрушки и подарки, а саму отнесли в чулан на чердаке, где водились только мыши. Мыши послушали её историю и разбежались.

Весной засохшее дерево сняли с чердака и сожгли. Видимо, жизнь очень коротка и жить надо настоящим временем.

Краткое содержание для читательского дневника:

  1. Маленькая ёлочка мечтает быстрее вырасти.
  2. Ёлочка мечтает стать мачтой.
  3. Ель срубают и украшают.
  4. На чердаке.
  5. Сжигание.
  6. Выводы.

Ссылка на основную публикацию