Ёлка – краткое содержание сказки Андерсена

Обучение пересказу дошкольников с ОНР (сказка Г.Х.Андерсена “ЁЛКА”)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Данный материал поможет учителям – логопедам в формировании связного высказывания(пересказа) у дошкольника с ОНР с опорой на сюжетные катинки, а также графические схемы – пиктограммы. Для пересказа выбрана сказка Г.Х. Андерсена “Ёлка”, которая достаточно редко встречается в сборниках сказок, однако обладает несложным для пересказа сюжетом, содержит определенную поучительную мораль. Эта сказка может использоваться и воспитателями в непосредственно образовательной деятельности для решения задач образовательной области “Социализация”, “Познание”, для знакомства с основами экологии. Сказку легко иллюстрировать и подобрать графические схемы -пиктограммы. Опорные картинки даны в тексте материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
yolka.docx172.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пересказ сказки по опорным картинкам

(по сказке Г.Х.Андерсена «ЁЛКА»).

Цели: 1) Обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой на сюжетные картинки или на рисунки – пиктограммы.

2)Развивать навыки планирования пересказа текста.

3) Активизировать и обогатить словарный запас (обогатить словарь прилагательными, глаголами, родственными словами, объяснить значение устаревших слов).

4)Закреплять навык образования различных грамматических конструкций.

В лесу стояла чудесная Ёлочка. Она росла на красивой поляне. Маленькое деревце овевал свежий ветерок, грело солнце, его любили звери и птицы. Но Ёлочку не радовала жизнь в лесу. Она хотела вырасти. « Ах!- вздыхала она, – Если бы я была такой же большой, как другие деревья!»

Осенью в лесу появлялись дровосеки. Они рубили большие деревья, очищали их от ветвей и увозили.

Весной, когда прилетали ласточки, Ёлочка спросила у них, куда увозят деревья.

-Я встречала в море корабли, и они пахли елью.

– А где маленькие деревца?- спросила Ёлочка.

-Их увозят в город, ставят посреди комнаты и украшают игрушками, свечками и флажками.

-Скорее бы Рождество, скорее бы мне вырасти! Может и меня возьмут в город. Здесь в лесу так скучно!

Прошли зима, весна, лето, осень и снова пришла зима. Ёлочка превратилась в высокую красивую ель.

На Рождество ее срубили, принесли в дом и поставили в кадку. Слуги украсили дерево игрушками, флажками. К ветвям прикрепили свечи, а к верхушке – большую золотую звезду.

Ах, как хотелось Ёлочке, чтобы ее увидели звери, и лесные птицы.

Вечером зажгли свечи, и Ёлочка засияла в окружении маленьких огоньков! Вдруг в комнату вбежали дети. Они танцевали вокруг ёлочки и срывали с нее игрушки и сладости.

Потом вошел Дед Мороз и раздал детям подарки.

Ёлочка смотрела и думала, что завтра её опять украсят золотом, свечами и игрушками.

Но утром дерево отнесли на чердак и поставили в темный угол.

«Наверно, я останусь здесь до весны, а потом меня опять посадят в землю». И она впервые поняла, как в лесу было весело, хорошо и что она соскучилась о белках и ежах, по свежему воздуху.

– Скорей бы весна, скорей бы увидеть белый свет!- мечтала Ёлочка.

И вот однажды на чердак пришли люди и вытащили Ёлку во двор.

« Начинается новая жизнь!»- обрадовалась Ёлочка.

Во дворе играли те же дети, которые веселились вокруг нее на Рождество.

– Посмотрите, что осталось на старой елке!- крикнул мальчик и снял с ёлки звезду.

-Ах, все прошло,- догадалась Ёлочка.- Всё прошло!

Пришел слуга, разрубил Ёлочку и разжег костер. Огонь весело трещал, а вокруг бегали дети, и у самого маленького на груди сияла звезда с ёлки.

1. Объяснение значений слов: чердак, дровосеки, слуга.

2. Подбери слова – признаки о ёлочке в разные времена года.

( Зимой ёлочка пушистая, заснеженная, свежая, пахучая…)

3. Подбери слова – действия (что делают дровосеки, птицы, елочка) .

Лексико-грамматические игры и упражнения .

  1. Закрепление предлогов НА и С.

Назови, какие игрушки и украшения были на Ёлочке.

Какие игрушки сняли с Ёлочки.( НА ёлке были шарики, свечи сняли С ёлки…)

  1. Закрепление предлогов. Игра « Прятки»

Куда прячутся звери? (под ёлку, за ёлку, из-под ёлки, из-за ёлки…)

  1. Образование относительных прилагательных.

– Назови листья ( березовый, осиновый….)

– Назови время года. Как будет называться одежда, обувь, погода в это время года ( осенний, весенний, зимний,….).

4. С кем дружила Ёлочка? (образование сущ. в Т.п. ед .и множ.числа с предлогом С)

( с лисой, с зайцем, с …., с волками, с медведями…..)

5. О чем рассказала ласточка? (образование сущ.с предлогом О(ОБ) в П.п.един.и множ.числа).

Ласточка рассказала О море, О погоде, О лесах, О полях…)

6. О ком( о чем) скучала Ёлочка? ( образование сущ.П.п.ед. и множ.числа с предлогом О(ОБ).)

7. Кого (чего) много в лесу? ( образование сущ.Р.п. множ. числа)

(много сосен, много кустов, много белок, лосей….).

8. Кого (что) вижу в лесу? ( образование В.п. ед.и множ. числа)

( вижу березу, вижу сосны, вижу белку…) …..

9. Чем украсили елочку?(образование Т.п.ед и множ .числа)

(украсили шарами, хлопушками…)

Образование родственных слов.

1.Придумать родственные слова к слову ЁЛКА ( елочка, еловый, ельник, ёлочная, ель . ).

2.Являются ли слова родственными, какое слово лишнее: елозить, еловый, ельник; ёлочка, есть, ельник; поилка, ель, ёлочка).

3. Придумать родственные слова к слову «ЛЕС».

Варианты работы над связным высказыванием.

1.Картинки разложены по порядку. Пересказать сказку по ним.

2. Картинки лежат беспорядочно.

Детям предлагается разложить по порядку картинки и пересказать сказку.

3. Картинки лежат беспорядочно. Предлагается придумать начало и конец рассказа.

Пересказ сказки «Ёлка» (по Г.Х.Андерсену) по опорным картинкам-пиктограммам.

Цель: Обучать пересказу сказки по опорным картинкам – пиктограммам.

Развивать внимание, память, мышление.

Задания: 1. Логопед предлагает детям ряд правильно разложенных картинок, по которым надо воспроизвести сказку.

2. Картинки разложены произвольно. Дети раскладывают их по порядку и пересказывают сказку, опираясь на опорные картинки – пиктограммы.

Учитель-логопед ГБОУ д/с №2035 г.Москвы Баронова Вероника Вячеславовна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация и обогащение словарного запаса; развитие навыков диалогической формы речи; формирование навыков монологической формы речи; формирование навыков рассказывания с элементами творчества.

Обучение пересказу на материале сказки «Пряничный домик» 2 этапЦели:- учить детей отвечать полным предложением по образцу;- учить детей пересказывать сказку с опорой на свой рисунок;- развитие м.

Материал предназначен для воспитателей средней группы.

Обучение пересказу дошкольников подготовительной группы.

От уровня речевого развития зависит успешное обучение в школе ребенка. Методическая разработка по обучению дошкольников пересказу разными приемами и средствами.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Крачкова Н.А.Воспитатель подготовительной гр.

Обучение пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи.

Краткое содержание сказки андерсена “ель”

Ответы

Жил-был злой тролль. Однажды он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, а всё негодное и безобразное выступало ещё ярче и казалось ещё хуже. Тролля это ужасно потешало, а его ученики бегали повсюду с зеркалом. Наконец они решили взобраться на небо и посмеяться над самим Творцом. Они поднимались всё выше и выше, и вдруг зеркало выпало и разбилось на множество осколков. Осколки разлетелись по белу свету. Одни стали попадать людям в глаза, и человек видел в каждой вещи только плохое, а другие попали людям в сердце, и сердце превращалось в кусок льда. Злой тролль видел всё это и хохотал.

В большом городе жили по соседству двое бедных детей — Кай и Герда. Они любили друг друга как брат и сестра. Обе семьи выращивали цветы, и дети любили сидеть возле кустов с розами.

Однажды, сидя возле кустов и читая книгу, Кай вскрикнул: ему что-то попало в глаз и кольнуло в сердце. Это были осколки дьявольского зеркала. Теперь сердце Кая превратилось в кусок льда, и он начал всё видеть в искажённом виде. Прекрасные розы ему стали казаться гадкими, а взрослых он передразнивал и грубил им.

Наступила зима. Однажды Кай пошёл на большую площадь кататься на санках. Внезапно там появилась ослепительная женщина в белом на больших санках — Снежная королева. Кай привязал к её санкам свои и покатил. Вскоре они выехали за ворота города. Снежная королева завернула Кая в свою шубу, поцеловала мальчика, и он забыл про Герду и всех домашних.

Когда Кай не вернулся домой, Герда много плакала. Она не верила, что Кай умер, и отправилась на его поиски. По дороге девочка попала к старушке-чародейке, у которой был чудесный сад. Чары старушки заставили Герду забыть обо всём, и она осталась в доме с чудесным садом, где всегда было лето. Но однажды девочка увидела розы, которые напомнили ей о доме, и всё вспомнила. Она спросила цветы в саду, видели ли они Кая под землёй. Получив отрицательный ответ, Герда поняла, что Кай жив.

Вскоре Герда встретила большого ворона. У ворона была невеста, которая жила во дворце. От неё ворон узнал, что принцесса, большая умница, выходит замуж. Вороны описали внешность жениха, и Герда решила, что это и есть Кай.

С ворона и его невесты Герда проникла во дворец, но жених принцессы оказался не Каем. Выслушав историю девочки, принцесса подарила ей золотую карету с кучером и слугами, новые башмачки и красивую одежду.

В лесу на Герду напали разбойники. Они убили кучера и слуг, девочку взяли в плен. Маленькая разбойница, дочка атаманши, оставила Герду у себя. Она показала Герде свой зверинец, в котором были Северный олень из Лапландии и лесные голуби. Услышав историю Герды, лесные голуби сказали, что видели Кая в санках Снежной королевы по дороге в Лапландию. Маленькая разбойница отпустила Герду вместе с Северным оленем на его родину.

Северный олень привёз девочку к старой лапландке, которая дала письмо к старой финке, живущей возле царства Снежной королевы. Финка сказала, что пока у Кая в сердце и в глазу осколки зеркала, он не будет прежним, но Герда растопит лёд силой своего невинного детского сердца. В царство Снежной королевы Герда пришла одна, Северный олень не мог её туда сопровождать.

Посиневший от холода, но не чувствующий его из-за поцелуя Снежной королевы, Кай складывал из льдинок различные фигуры. Он хотел сложить слово «вечность», тогда Снежная королева подарила бы ему весь свет и пару новых коньков. Герда бросилась к Каю и горячими слезами растопила лёд. Кай заплакал, и осколок выпал из его глаза.

Кай с Гердой вернулись домой. По дороге они встретили Северного оленя и выпили молоко его молодой жены, отогрелись у финки, посетили лапландку. В лесу они встретили молодую разбойницу, которая рассказала о том, что ворон умер, и ворона осталась вдовой. Разбойница обещала при возможности навестить их. А дома их ждали два куста, усыпанных прекрасными розами.

Михаил Зощенко: рассказ «Елка» для читательского дневника

Произведение Михаила Зощенко «Елка» написано в 1932 году. В своем поучительном рассказе автор раскрыл темы зависти, жадности, умения отвечать за свои поступки и брать на себя ответственность. Он описал историю брата и сестры, которые бесцеремонно испортили праздник, но получили жизненный урок. Краткое содержание «Елки» Зощенко для читательского дневника поможет понять основную мысль, а также что хотел передать писатель своим читателям.

  1. Анализ произведения
  2. Краткое содержание
  3. План пересказа
  4. Описание героев и главная мысль
  5. Отзывы о книге

Анализ произведения

В рассказе описана семья, в которой дети испортили подарки, предназначавшиеся не им. Когда пришли гости, произошла ссора, отчего праздник не состоялся. Но папа преподал урок своим чадам, его слова они запомнили на всю жизнь.

Краткое содержание

Дети с нетерпением ждали праздника. В гостиной комнате стояла красивая наряженная елка с подарками. Минька и его сестра Леля смотрели на нее, разглядывая бусы, вкусные украшения и фонарики. Девочка сразу сказала, что не стоит трогать подарки, так как они предназначены для гостей. Дети решили полакомиться сладостями, которые висели на елке. Леля съела пастилу, а Минька откусил яблоко. Так как девочка была выше брата, то могла достать больше вкусностей. Она съела вдобавок конфету, еще одну пастилу, а потом сняла орех и хлопушку.

Минька был разочарован такой несправедливостью, даже хотел разреветься от обиды. Но передумал, вместо этого приставил стул к красавице елке, и уже было собрался полезть за вкусностями повыше, но стул упал на подарки и разбил ручку фарфоровой кукле.

Вдруг дети услышали шаги и сразу же убежали.

Немного погодя пришли гости, мама позвала всех к елке. Она хотела раздать подарки. Взяв яблоко, женщина увидела, что оно надкусано, и сразу же позвала своих детей. Брат с сестрой начали обвинять друг друга в случившемся. Тогда мама сказала, что поставит девочку в угол, а паровозик, который предназначался Миньке, подарит другому ребенку. Увидев, что с его подарком кто-то играет, мальчик ударил малыша, а тот расплакался. Другой ребенок расстроился, что ему досталась кукла со сломанной ручкой. В итоге мамы детей поругались, гости ушли.

Минька с Лелей обрадовались такому событию, так как теперь все подарки достались им.

Папа был недоволен их поведением. Он сказал, что детям нельзя ссориться и прогонять гостей, иначе они умрут в одиночестве, а утром подарки будут переданы их владельцам. С тех пор прошло много лет, а Минька никогда больше никого не бил, не обижал и не брал чужого.

План пересказа

По краткому содержанию рассказа можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:

  1. Красавица елка.
  2. Подарки под ней.
  3. Дети и сладости.
  4. Разорение подарков.
  5. Встреча гостей.
  6. Разоблачение детей.
  7. Паровозик и фарфоровая кукла.
  8. Ссора и уход гостей.
  9. Беседа с папой.

Описание героев и главная мысль

В произведении Зощенко «Елка» главные герои — семья, которая состоит из родителей, сына и дочери. Дети — Минька и Леля — имеют следующие черты:

  • жадные;
  • эгоистичные;
  • обидчивые;
  • хитрые.

Мама этих ребят — добродушная и заботливая женщина. Она всегда заступается за них. Папа — справедливый и строгий человек.

На примере детей автор показал, что нельзя быть эгоистичным и жадным, иначе можно остаться в одиночестве. Главной мыслью этого произведения является то, что к людям нужно относиться, как к самому себе, быть справедливым, честным, внимательным. Капризы и жадность ни к чему хорошему не приведут. Также необходимо быть радушным и гостеприимным человеком.

Отзывы о книге

Я очень сильно люблю Зощенко. Он всегда описывает забавные истории с долей юмора. Читать интересно, захватывающе. В школе записывали краткий пересказ «Елки» для читательского дневника, основные идеи. Вот какие выводы я сделал: каждый человек с детства должен уметь вести себя в обществе, уважительно относиться к другим людям, быть честным, справедливым. Советую.

Почему-то этот рассказ мне напомнил произведение Заходера «Хрюк на елке». В этой сказке похожий смысл. Важно не зазнаваться, уважать других людей, прилично вести себя в обществе. Советую прочитать оба этих произведения, а также «Новогодний сюрприз». Это сборник, в него входят сказки Андерсена, Чарской и Бальмонта, пословицы, приметы, поговорки и загадки. Тоже много поучительного и интересного.

Произведения Зощенко всегда поучительные и интересные. У него (в основном) один жанр — рассказы. Их легко читать, но зато можно много пользы для себя вынести. У меня целый сборник его рассказов. Книга с красивыми иллюстрациями. Картинки помогают более полно прочувствовать историю, представить героев, ситуацию, в которой они находятся. Еще мне нравятся два рассказа этого автора: «Веселые истории» и «Некрасивая девочка». Рекомендую.

Ганс Христиан Андерсен — Снежная королева:
Краткое содержание

Сказка первая. В которой говорится о зеркале и его осколках

Жил на свете зловредный тролль, сколотивший дьявольское зеркало. И в нем все, что было добрым и прекрасным, или исчезало, или выглядело уродливым. А дурное и безобразное – становилось еще ужаснее.

Воспитанники тролля всю землю обошли с этим зеркалом. И поднялись на небо: хотелось им высмеять ангелов и Бога. Но там они выронили кривляющееся зеркало. Миллионы осколков разнеслись по свету.

Если осколок залетал в глаз, то человек не видел больше хорошего в жизни и людях. Если вонзался в сердце, оно становилось «куском льда». Человек с ним был бессердечным, никого не любил.

Сказка вторая. Мальчик и девочка

В одном большом городе напротив друг друга стояли два дома. У самой крыши в них жили две семьи. В одной был мальчик Кай, в другой – девочка Герда. Они «любили друг друга, как брат и сестра». Каждая семья в ящике выращивала розы.

В одну из зим бабушка сказала детям, что в вихре снежинок («белых пчелок») носится по улицам Снежная королева. И как-то раз Кай приметил ее в окошке в виде прекрасной женщины изо льда, в белых блистающих одеждах.

Летним вечером, когда друзья смотрели картинки в книжке, в глаз и сердце Кая вонзилось по осколку дьявольского зеркала. С той минуты мальчик стал обижать Герду, смеяться над бабушкой, соседями, корчить из себя умника.

Однажды на площади он прикрепил свои санки к чьим-то большим саням. И сани полетели за город, все выше к небу. А в них оказалась та самая Снежная Королева. Мальчик хотел молиться, но слова молитвы путались у него с таблицей умножения. Два поцелуя в лоб от королевы – и он забыл дом и Герду.

Сказка третья. Цветник женщины, умевшей колдовать

Больше Кая никто не видел. Герда знала только, что его увезли чьи-то сани. К весне она решила, что Кай умер. Но птицы и солнышко уверяли, что жив. Тогда девочка, в новеньких красных башмачках, пошла узнать о нем у реки.

Герда готова была отдать воде башмачки взамен Кая. Но волны приносили их на берег. Тогда она из лодки бросила свой дар в пучину. А лодку понесло в неизвестную даль.

На берегу девочка увидела хорошенький домик с разноцветными окошками. Из него вышла «старушка в соломенной шляпе». Она помогла лодке пристать к берегу. Ей приглянулась миленькая девочка с золотыми кудряшками, и старушка задумала оставить ее у себя навсегда.

Она расчесала ей кудряшки волшебным гребешком – и девочка забыла обо всем. Все розы в своем цветнике старушка вогнала в землю. Забыла лишь одну – нарисованную на шляпе. И Герда, глядя на нее, со слезами вспомнила Кая. Только она вышла от старой колдуньи, как поняла, что на дворе давно не лето: дело к зиме.

Сказка четвертая. Принц и принцесса

Лесной ворон рассказал уставшей босой девочке, что недавно какой-то бедный паренек с темно-русыми локонами взял в жены принцессу этой страны. По описанию он был вылитый Кай – и Герда захотела увидеть друга.

Невеста ворона – придворная ручная ворона – провела девочку в дворцовую спальню. Но Кая в ней не было. Принцессе и ее мужу стало жалко девочку. Они разодели ее, снабдили каретой, слугами и сластями. Ворон (уже законный муж вороны) проводил Герду из дворца. «Как добры все люди и животные!» – подумала Герда.

Сказка пятая. Маленькая разбойница

В лесных дебрях карету окружили разбойники. Всех слуг убили, а девочку поволокли на съедение к старой косматой разбойнице. Но Герду забрала себе «своенравная дочка» разбойницы. Это была смуглая черноглазая девчонка. С ножом она не расставалась. История Герды растрогала ее.

Голуби в зверинце маленькой разбойницы проворковали Герде, что Кая увезли сани Снежной Королевы, а северный олень поведал путь к ее чертогам. Летом она живет в Лапландии, зимой – еще ближе к Северному полюсу.

Утром маленькая разбойница посадила Герду на оленя, дала с собой еды, большие рукавицы, и отпустила.

Сказка шестая. Лапландка и финка

Много дней они были в пути. У ветхой избушки их встретила старая лапландка. Она посочувствовала девочке, сказала, что ехать еще долго – до дома финки. И дала с собой письмо, писанное на вяленой треске (рыбе), к той женщине.

В доме финки Герда как следует отогрелась. Женщина эта была непростая. Она владела тайными знаниями. Оленю она шепнула, что Кай будет во власти королевы, пока из него не вынут осколки зеркала.

Она также сказала ему, что Герде не нужно зелье, чтоб стать сильнее. Ведь ее сила – в сердце. Только невинный ребенок сможет и проникнуть в чертоги королевы, и сделать так, чтобы лед в сердце Кая растаял.

Олень домчал девочку «до куста с красными ягодами». Босая, она побежала к чертогам, с молитвой сопротивляясь «отрядам Снежной королевы» – страшным хлопьям снега. Словно ангелы явились ей на выручку – и девочка подошла к воротам замка.

Сказка седьмая. Что было в чертогах Снежной королевы и что случилось потом

В громадной зале, при всполохах северного сияния, посреди треснувшего озера из льда, обычно «восседала Снежная королева». Это озеро она называла «зеркалом разума». Кай тоже был там. «Он совсем посинел» от мороза, но не замечал этого. Он хотел сложить из льдин слово «вечность». За это королева обещала его наградить властью и коньками.

Герда появилась, когда королева отсутствовала. Она кинулась на шею милому Каю, но он не обрадовался. И только когда ее горячие слезы проникли мальчику в самое сердце, а осколок растаял – он словно очнулся. Вышел и осколок из глаза, когда мальчик зарыдал.

От каждого поцелуя девочки к нему возвращалась жизнь. А льдины вдруг сами сложились в заветное слово «вечность». Вместе они пустились в обратный путь. Олень ждал их с оленихой – та напоила их молоком. Гостеприимны были и финка, и лапландка.

Они достигли зеленого леса. Разбойница, девушка на коне и с пистолетами, страшно обрадовалась Герде. Она направилась бродить по миру, а Кай с Гердой держали путь домой.

Под звон колоколов они вступили в родной город. Входя в комнатку, вдруг «заметили, что выросли». Чертоги льда казались страшным сном. Добрая бабушка первой встретила их. Держась за руки, они уселись под розами: «уже взрослые, но дети сердцем и душой».

Читательский дневник по сказке «Снежная королева» Андерсена

Сюжет

Осколки от разбитого дьявольского зеркала тролля попали мальчику Каю в глаз и сердце. И он разлюбил свой город, родителей, милую подругу Герду. Зимой его в санях умчала в свое царство ледяная красавица – Снежная королева. Герда пошла искать «названого брата».

Она не осталась у колдуньи, которая мечтала о такой внучке. Принцесса с принцем предлагали ей погостить, но она спешила вперед. С помощью маленькой разбойницы, на спине оленя, она достигла Лапландии. Сделав остановки у лапландки и финки, она попала в замок королевы. Кай был там, составлял слово «вечность» из льдинок.

Ее слезы вернули его к жизни. Мальчик заплакал. Лед в сердце растаял, выкатился и осколок из глаза. Они вернулись домой – уже повзрослевшие, но с чистыми детскими сердцами.

Отзыв

Сказка учит тому, что богатство человека – его близкие люди. Любовь и дружба совершают чудеса. Жить сердцем важнее, чем разумом. Тема прощения, раскаяния, верности, сочувствия чужой беде. Сама природа помогает бескорыстной храброй героине.

В сказке есть и мягкий юмор, и печаль, и надежда. Христианские мотивы. Зло бессильно перед добротой и самоотверженностью. Детское сердце способно творить чудеса, подвиги во имя любви. Тема осколков, засевших в душах многих людей любого времени.

Краткое содержание сказки «Елка» М. М. Зощенко

«Ёлка» Зощенко – очень поучительный рассказ о жадности, зависти и умении отвечать за свои поступки. Брат и сестра своим бесцеремонным поведением испортили праздник и себе и гостям, но на всю жизнь усвоили полученный урок. Краткое содержание Елки Зощенко для читательского дневника читайте на нашем сайте.

  1. Главные герои сказки
  2. Зощенко «Елка» в сокращении
  3. План пересказа «Ёлки»
  4. О чем сказка «Елка»?

Главные герои сказки

  • Минька – пятилетний мальчик, жадный, эгоистичный, обидчивый.
  • Леля – семилетняя сестра Миньки, жадная, хитрая обманщица.
  • Мама – добрая, заботливая, всегда заступается за детей.
  • Папа – умный, строгий, справедливый.

Зощенко «Елка» в сокращении

«Елка» Зощенко краткое содержание для читательского дневника:

Когда Миньке было пять лет, он с нетерпением ждал новогодней елки. В канун праздника Минька со своей старшей сестрой Лелей проникли в гостиную, где стояла красавица елка, украшенная бусами, фонариками, яблоками и пастилками.

Леля сразу предупредила Миньку, что подарки, лежавшие под елкой, трогать нельзя, а можно полакомиться сладостями с елки. Девочка тут же сорвала с ветки пастилку и съела ее. Минька не заставил себя долго ждать, и откусил яблоко. Леля, увидев это, решила съесть пастилку и вдобавок еще конфету – она была высокой девочкой, и могла многое достать. Маленькому Миньке пришлось откусить еще кусок яблока.

Леля не собиралась отставать от брата, и съела третью пастилку, а также сорвала себе орех и хлопушку. Миньке было горько от такой несправедливости, и он чуть не заревел от обиды. Он стал тянуть к елке стул, чтобы достать сладости повыше, но стул упал прямо на подарки, разбив ручку фарфоровой куколке. Тут послышались шаги мамы, и дети убежали.

Затем пришли гости, и мама сказала, чтобы все дети подошли к ней. Она принялась каждому давать подарок и что-то вкусное с елки. Увидев надкусанное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю, но те принялись всю вину сваливать друг на друга.

Тогда мама сказала, что Лелю поставит в угол, а паровозик, предназначенный Миньке, подарит другому мальчику. Увидев, как мальчик играет с паровозиком, Минька не выдержал и ударил его по руке. Мальчик заплакал, и его мама сказала, что Минька – настоящий разбойник и они уйдут домой. Минькина мама в ответ назвала мальчика золотушным, и посоветовала больше к ним не приходить.

Тут возмутилась еще одна мама, чья дочь получила куклу со сломанной ручкой. Минька и Леля радостно крикнули, что гости могут уходить, чтобы все игрушки достались им. Вскоре в доме не осталось ни одного гостя.

В пустую комнату зашел папа и сказал, что не хочет, чтобы его дети ссорились и выгоняли гостей, иначе они умрут в одиночестве. Он отправил детей спать и сказал, что завтра вернет подарки гостям. С тех пор прошло сорок лет, но Минька больше никогда никого не бил и не брал чужого.

Читайте также краткое содержание рассказа «Аристократка» М. Зощенко.

План пересказа «Ёлки»

Для устного пересказа «Ёлки» Зощенко используйте план:

  1. Долгожданная елка.
  2. Разорение елки.
  3. Сломанная кукла и надкусанное яблоко.
  4. Приход гостей.
  5. Разоблачение Миньки и Лели.
  6. Мальчик и паровозик.
  7. Уход гостей.
  8. Слова папы.

О чем сказка «Елка»?

Главная мысль сказки: Жадность – главный враг дружбы.

Чему учит: Рассказ учит щедрости, доброте, гостеприимству. Нельзя отнимать чужое, бить слабого, брать чужое без спроса.

Вывод: Жадность, невоспитанность, зависть способны испортить любые отношения. Они ни к чему хорошему не приводят, только к одиночеству того, кто не хочет ничем ни с кем делиться. Очень понравилось, как отреагировал папа на поступок детей. Он поступил справедливо, и тем самым преподнес Миньке и Леле важный жизненный урок.

Читайте также: «История болезни» — это юмористических рассказ о советской медицине, который был написан в 1936 году, но не теряет актуальности и сегодня. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «История болезни» М. Зощенко для читательского дневника. В рассказе присутствует гротеск, но в советских больницах частенько с чем-то подобным люди сталкивались. А уж равнодушие отдельных медиков — фактор человеческий, оно не изживаемо.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Ёлка – краткое содержание сказки Андерсена

Росла в лесу ель и мечтала поскорее стать большой. Она не замечала прекрасного вокруг себя и думала о будущем. А однажды её срубили.

Издательство:Детиздат

Лучшая рецензия на книгу

20 июля 2020 г. 20:31

В этом произведении рассказывается о том, как маленькая Ёлочка мечтала стать большой. А её выбрали для праздника на Новый год. И после праздника спрятали на чердак. Главная мысль сказки в том, что не всегда получается то, что хочешь. Мне стало жалко Ёлочку. И не понравилось то, что ей не дали вырасти.

Книга прочитана вместе с игрой Собери их всех!

«Ель» 1984, СССР, реж: Анатолий Солин

Оригинальное название: Grantræet

Первая публикация: 1938

Перевод: Анна Васильевна Ганзен

Язык: Русский (в оригинале Датский)

Подробнее о книге

  • Рецензии 14
  • О произведении
  • Истории 2
  • Цитаты 1
  • Подборки 17
  • Читатели 135

Напишите рецензию!

Эксперт по кофе, чаю и бессонным ночам

8 декабря 2016 г. 21:52

Иногда думаешь, что лучше бы вообще не читал эти сказки. Слишком много среди них злых и жестоких. Самое смешное, что когда читаешь их ребенком, то ли не понимаешь, насколько они злые, то ли умудряешься пропускать это через себя и не задерживать. Можно было бы подумать, что мораль этой истории в том, что искусственные ёлки в чем-то лучше настоящих, но, боюсь, во времена Андерсена искусственных ёлок еще не придумали. Можно было бы подумать о чем-то еще более серьезном, но ведь сказки обычно пишутся для детей? После таких историй настроение отнюдь не рождественоское, хотя назвать их плохими, язык не поворачивается.

8 января 2017 г. 13:55

4.5 Что имеем не храним, а потерявши плачем

Ах, бедная ёлочка. Всё-то она пребывала в поисках лучшего. И всё ей казалось, что счастье ждёт её впереди. А сейчас – это временно, это ещё не самое лучшее, что с ней случается. Ан, нет! Это и было счастье. А понять это помогла только смерть.

С этой сказкой знакома уже довольно давно. И я знала наперёд, чем всё это закончится. И я считаю, что было мне полезно перечитать эту сказку в уже столь взрослом возрасте. Ведь теперь смотришь на замысел совершено по-другому. Теперь видишь все этапы взросления ёлочки. Разве в детстве мы не ведем себя также? Разве мы не хотим поскорее вырасти? Разве мы не мечтаем о принце (принцессе)? Разве мы не верим в то, что в жизни нас обязательно ждёт чудо? А потом, уже во взрослом возрасте с такой нежностью и любовью вспоминаем о том, что было в нашем…

Диванный критик и зануда

8 декабря 2016 г. 09:52

А вот сейчас я похоже нашла сказку, которую ни за что бы не хотела читать своим детям. Есть куда более приятные вещи с моралью “Наслаждайся настоящим”. А вот от этой истории даже мне стало нестерпимо грустно и больно. Никакого рождественского настроения тут не найдешь, только страх смерти и упущенных лет, страх неизбежного. Последние строки особо впечатлительных (как я!) могут вообще ввести в депрессивное состояние. Ну уж нет. Не такие должны быть новогодние и рождественские сказки.

Прочитано в рамках игры “Собери их всех!”.

8 декабря 2016 г. 08:55

Как и все сказки Г. Х. Андерсена “Ёлка” – сказка поучительная и немного грустная. Эх, Ёлка, Ёлка, как поздно ты поняла, что жизни радоваться нужно раздую минутку, ведь она такая непредсказуемая. Можешь вдруг оказаться сверкающей королевой, а потом – гонимой нищенкой. Надо было остановиться, оглянуться вокруг и подумать, может это именно и есть та жизнь и то окружение, которое самое-самое, а не то, о котором мечтаешь, но не знаешь. Хотя, если ни к чему не стремиться, то можно ничего и не добиться, так и прожить ни шатко ни валко. Где она правда? А Ёлку жалко и дети в сказке какие-то жестокие. Я каждый год с грустью смотрю на эти срубленные елочки, которые после нового года валяются на каждой помойке, но я каждый год иду и покупаю ее такую живую, пахнущую новым годом, ведь ее уже…

8 декабря 2016 г. 22:44

Продолжаю знакомиться с творчеством Ганса Христиана Андерсена, в этом месяце это уже вторая его сказка и второй раз я оцениваю его произведение по высшему разряду. Сказки Андерсена поучительные и, действительно, заставляют нас задуматься. Задуматься о нашей жизни, о том, как мы живем, и что нас окружает. Эта сказка вновь показывает читателю, что жизнь – штука сложная и непостоянная и в один вечер ты можешь быть любима и окружена друзьями, в другой быть настоящей звездой – королевой балла, а в третий – просто мусором, тем, чем можно протопить печь, тем, что будет гореть, а другие будут смотреть на это и смеяться. Печально, очень печально это осознавать. Каждый раз я тяжело вздыхаю, проходя после празднования Нового Года и видя выброшенные в мусорные баки елки, те самые елочки – лесные…

Анализ и краткое содержание: «Свинопас» (для читательского дневника)

Сюжет

В одном маленьком королевстве жил принц, который решил жениться на дочке соседа-короля. Наибольшую ценность для него представляли лишь розовый куст, что рос на могиле его отца, да звонкоголосый соловей. Принц сложил свои дары в богато украшенные ларцы, и отправил их принцессе.

Когда девушка увидела подарки, она поначалу подумала, что это искусно сделанный соловей и искусственная роза. Поняв, что и роза, соловей – живые, настоящие, принцесса разгневалась. Она считала, что особам королевской крови не пристало принимать такие убогие дары.

Узнав о реакции принцессы, принц переоделся бедняком и отправился в соседнее королевство. Он устроился на работу свинопасом, и стал каждый день пасти свиней у ворот замка. Однажды он принес с собой чудный горшочек, который играл красивые мелодии. Чтобы получить его, принцесса согласилась десять раз поцеловать свинопаса.

На следующий день свинопас принес трещетку, которая играла все танцы, что были на свете. В этот раз он потребовал от принцессы сто поцелуев за столь забавную вещицу, и та согласилась. За этим занятием ее застал отец, который ужасно разозлился! Король выгнал из замка провинившуюся дочь, которая очень горевала – она ведь могла выйти замуж за прекрасного принца.

Тем временем свинопас отмылся, переоделся, и предстал перед принцессой во всей красе. Вот только он уже не хотел жениться на девушке, которую презирал.

Краткое содержание сказки «Свинопас»

  1. Главная
  2. Краткое содержание произведений
  3. Произведения Ханса Кристиана Андерсена
  4. Свинопас

В одном далеком королевстве жил бедный принц, ничего у него не было, кроме титула и красивой внешности. Задумал принц найти себе жену, выбрал в соседнем королевстве самую красивую принцессу и сделал ей предложение, да не простое, а целую историю придумал, прислав девушке сразу два дорогих подарка – волшебную по красоте розу и славного певчего соловья. Но была эта девушка капризна и падка на все иноземное, не оценила она подарки и велела отослать их обратно.
Расстроился принц, но впадать в отчаяние не стал, решил он проучить принцессу, переоделся бедняком и отправился ко двору ее отца наниматься на работу. Статного и охочего до работы парня тот час же взяли пасти свиней, стал он свинопасом.

Приглядывать за свиньями дело для такого молодца было нехитрое, потому у него оставалось много свободного времени, которое принц посвятил изготовлению волшебного горшочка. Умел этот горшочек рассказывать и показывать своему владельцу блюда, которые в это время готовили на любой кухне во всем королевстве, начиная от самого королевского двора и заканчивая самой бедной лачугой в отдаленном селении. А пока готовил, горшочек пел удивительно красивую песню об Арлекине. Песня эта была любимой у принцессы и она, услышав ее, немедленно приказала своим фрейлинам пойти и узнать, кто и зачем поет.

Поговорили фрейлины со свинопасом и вернулись к принцессе с вестями о волшебной вещице, захотелось принцессе ее получить, но свинопас никак не хотел расставаться с горшочком, согласившись отдать его лишь в обмен за десяток поцелуев. Огорчилась девица, но на поцелуи согласилась, стали фрейлины в круг, а свинопас начал целовать принцессу. После десятого поцелуя она получила горшочек, как было уговорено, и отправилась быстро прочь.

Унизив принцессу, свинопас на этом не остановился, он смастерил музыкальную флейту, которая играла все мелодии, какие знали в королевстве. Услышала про чудо-инструмент принцесса и отправилась на него поглядеть. А свинопас вновь предложил обменять флейту на поцелуи, но на этот раз потребовал сотню их. Согласилась принцесса, и стали они со свинопасом целоваться, окруженные верными фрейлинами.

Увидел из окна замка король, что фрейлины стоят в кругу и что-то от него прячут, и поспешил сам лично узнать, что же там происходит. Попались принцесса и свинопас, очень рассердился на них король, за столь неподобающее поведение, и выгнал из королевства.

Вся в слезах ушла принцесса, довольный покинул королевство свинопас. Едва миновал он границы, как переоделся в прекрасного принца и предстал перед принцессой, очень та обрадовалась, думая, что сделал он это из любви к ней, но жестокий принц повернулся и ушел в свое королевство, оставив ее в одиночестве.

Отзыв

Далеко не всегда самым лучшим подарком является тот, что куплен за деньги, и чья стоимость очень велика. Истинная любовь не измеряется деньгами и богатыми дарами. Принцесса отвергла живую розу и соловья – а ведь это самое лучшее и прекрасное, что создала природа. Воспитанная в роскоши, она не смогла определить их настоящую ценность.

Рисунок-иллюстрация к сказке Свинопас.

Ганс Андерсен — Свинопас

Ганс Христиан Андерсен

Жил-был бедный принц. Королевство у него было совсем маленькое, но какое-никакое, а все же королевство — хоть женись, и вот жениться-то он как раз и хотел.

Оно, конечно, дерзко было взять да спросить дочь императора: «Пойдешь за меня?» Но он осмелился. Имя у него было известное на весь свет, и сотни принцесс сказали бы ему спасибо, но вот что ответит императорская дочь?

А вот послушаем.

На могиле отца принца рос розовый куст, да какой красивый! Цвел он только раз в пять лет, и распускалась на нем одна-единственная роза. Зато сладок был ее аромат, понюхаешь — и сразу забудутся все твои горести и заботы. А еще был у принца соловей, и пел он так, будто в горлышке у него были собраны все самые чудесные напевы на свете. Вот и решил принц подарить принцессе розу и соловья. Положили их в большие серебряные ларцы и отослали ей.

Повелел император принести ларцы к себе в большой зал — принцесса играла там в гости со своими фрейлинами, ведь других-то дел у нее не было. Увидела принцесса ларцы с подарками, захлопала в ладоши от радости.

— Ах, если б тут была маленькая киска! — сказала она.

Но появилась чудесная роза.

— Ах, как мило сделано! — в голос сказали фрейлины.

— Мало сказать мило, — отозвался император, — прямо-таки недурно!

Только принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.

— Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая.

— Фи! — в голос повторили придворные. — Настоящая!

— Погодим сердиться! Посмотрим сначала, что в другом ларце! — сказал император.

И вот выпорхнул из ларца соловей и запел так дивно, что поначалу не к чему и придраться было.

— Бесподобно! Великолепно! — сказали фрейлины; все они болтали по-французски одна хуже другой.

— Эта птица так напоминает мне органчик покойной императрицы! — сказал один старый придворный. — Да, да, и звук тот же, и манера!

— Да! — сказал император и заплакал, как ребенок.

— Надеюсь, птица не настоящая? — спросила принцесса.

— Настоящая! — ответили посланцы, доставившие подарки.

— Ну так пусть летит, — сказала принцесса и наотрез отказалась принять принца.

Только принц не унывал; вымазал лицо черной и бурой краской, нахлобучил на глаза шапку и постучался в дверь.

— Здравствуйте, император! — сказал он. — Не найдется ли у вас во дворце местечка для меня?

— Много вас тут ходит да ищет! — отвечал император. — Впрочем, постой, мне нужен свинопас! У нас пропасть свиней!

Так и определили принца свинопасом его величества и убогую каморку рядом со свинарником отвели, и там он должен был жить. Ну вот, просидел он целый день за работой и к вечеру сделал чудесный маленький горшочек. Весь увешан бубенцами горшочек, и когда в нем что-нибудь варится, бубенцы вызванивают старинную песенку:

«Ах, мой милый Августин, Все прошло, прошло, прошло!»

Но только самое занятное в горшочке то, что если подержать над ним в пару палец — сейчас можно узнать, что у кого готовится в городе. Слов нет, это было почище, чем роза.

Вот раз прогуливается принцесса со всеми фрейлинами и вдруг слышит мелодию, что вызванивали бубенцы. Стала она на месте, а сама так вся и сияет, потому что она тоже умела наигрывать «Ах, мой милый Августин», — только эту мелодию и только одним пальцем.

— Ах, ведь и я это могу! — сказала она. — Свинопас-то у нас, должно быть, образованный. Послушайте, пусть кто-нибудь пойдет и спросит, что стоит этот инструмент.

И вот одной из фрейлин пришлось пройти к свинопасу, только она надела для этого деревянные башмаки.

— Что возьмешь за горшочек? — спросила она.

— Десять поцелуев принцессы! — отвечал свинопас.

— Да уж никак не меньше! — отвечал свинопас.

— Ну, что он сказал? — спросила принцесса.

— Это и выговорить-то невозможно! — отвечала фрейлина. — Это ужасно!

— Так шепни на ухо!

И фрейлина шепнула принцессе.

— Какой невежа! — сказала принцесса и пошла дальше, да не успела сделать и нескольких шагов, как бубенцы опять зазвенели так славно:

«Ах, мой милый Августин, Все прошло, прошло, прошло!»

— Послушай, — сказала принцесса, — поди спроси, может, он согласится на десять поцелуев моих фрейлин?

— Нет, спасибо! — отвечал свинопас. — Десять поцелуев принцессы или горшочек останется у меня.

— Какая скука! — сказала принцесса. — Ну, станьте вокруг меня, чтобы никто не видел!

Загородили фрейлины принцессу, растопырили юбки, и свинопас получил десять поцелуев принцессы, а принцесса — горшочек.

Вот радости-то было! Весь вечер и весь следующий день стоял на огне горшочек, и в городе не осталось ни одной кухни, будь то дом камергера или сапожника, о которой бы принцесса не знала, что там стряпают. Фрейлины плясали от радости и хлопали в ладоши.

— Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Знаем, у кого каша и свиные котлеты! Как интересно!

— В высшей степени интересно! — подтвердила обергофмейстерша.

— Но только держите язык за зубами, ведь я дочь императора!

— Помилуйте! — сказали все.

А свинопас — то есть принц, но для них-то он был по-прежнему свинопас — даром времени не терял и смастерил трещотку. Стоит повертеть ею в воздухе — и вот уж она сыплет всеми вальсами и польками, какие только есть на свете.

— Но это же бесподобно! — сказала принцесса, проходя мимо. — Просто не слыхала ничего лучше! Послушайте, спросите, что он хочет за этот инструмент. Только целоваться я больше не стану!

— Он требует сто поцелуев принцессы! — доложила фрейлина, выйдя от свинопаса.

— Да он, верно, сумасшедший! — сказала принцесса и пошла дальше, но, сделав два шага, остановилась.

— Искусство надо поощрять! — сказала она. — Я дочь императора. Скажите ему, я согласна на десять поцелуев, как вчера, а остальные пусть получит с моих фрейлин!

— Ах, нам так не хочется! — сказали фрейлины.

— Какой вздор! — сказала принцесса. — Уж если я могу целовать его, то вы и подавно! Не забывайте, что я кормлю вас и плачу вам жалованье!

Пришлось фрейлине еще раз сходить к свинопасу.

— Сто поцелуев принцессы! — сказал он. — А нет — каждый останется при своем.

— Становитесь вокруг! — сказала принцесса, и фрейлины обступили ее, а свинопас принялся целовать.

— Это что еще за сборище у свинарника? — спросил император, выйдя на балкон. Он протер глаза и надел очки. — Не иначе как фрейлины опять что-то затеяли! Надо пойти посмотреть.

И он расправил задники своих туфель — туфлями-то ему служили стоптанные башмаки. И-эх, как быстро он зашагал!

Спустился император во двор, подкрадывается потихоньку к фрейлинам, а те только тем и заняты, что поцелуи считают: ведь надо же, чтобы дело сладилось честь по чести и свинопас получил ровно столько, сколько положено, — ни больше, ни меньше. Вот почему никто и не заметил императора, а он привстал на цыпочки и глянул.

— Это еще что такое? — сказал он, разобрав, что принцесса целует свинопаса, да как хватит их туфлей по голове!

Случилось это в ту минуту, когда свинопас получал свой восемьдесят шестой поцелуй.

— Вон! — в гневе сказал император и вытолкал принцессу со свинопасом из пределов своего государства.

Стоит и плачет принцесса, свинопас ругается, а дождь так и поливает.

— Ах я горемычная! — причитает принцесса. — Что бы мне выйти за прекрасного принца! Ах я несчастная.

А свинопас зашел за дерево, стер с лица черную и бурую краску, сбросил грязную одежду — и вот перед ней уже принц в царственном облачении, да такой пригожий, что принцесса невольно сделала реверанс.

— Теперь я презираю тебя! — сказал он. — Ты не захотела выйти за честного принца. Ты ничего не поняла ни в соловье, ни в розе, зато могла целовать за безделки свинопаса. Поделом тебе!

Он ушел к себе в королевство и закрыл дверь на засов. А принцессе только и оставалось стоять да петь:

«Ах, мой милый Августин, Все прошло, прошло, прошло!»

Источник[ | ]

Скорее всего, сказка является сочинением Андерсена, хотя наказание гордым принцессам — ключевой мотив в фольклоре. В Пентамероне[en] Джанбаттисты Базиле есть сказка, рассказывающая о гордой Чинциэлле и сватовстве к ней принца, переодетого в садовника. В коллекции сказок братьев Гримм «Король Дроздобород» является похожей сказкой о королевской особе, маскирующейся для сватовства к горделивой принцессе.

Сказка Андерсена менее сентиментальна, чем традиционные. В них главная героиня исправляется и продолжает любить мужчину после того, как он объявил о своём королевском статусе, в то время как в сказке Андерсена она брошена и одинока, опечалена потерей любви и статуса[2].

Читайте также:  Домашнее сочинение - краткое содержание рассказа Алексина
Ссылка на основную публикацию