Иуда Искариот – краткое содержание повести Андреева

Краткий пересказ повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот»

  1. Кратко о персонажах
  2. Краткий пересказ по главам
  3. Глава I
  4. Глава II
  5. Глава III
  6. Глава IV
  7. Глава V
  8. Глава VI
  9. Глава VII
  10. Глава VIII
  11. Глава IX
  12. Cмысл повести

Серебряный век русской литературы подарил миру многих известных писателей, одним из них является родоначальник экспрессионизма, драматург Леонид Андреев. Повесть «Иуда Искариот», краткое содержание которой будет здесь приведено, — одно из наиболее значимых его произведений. Здесь он попытался экзистенциально раскрыть психологию предателя, беря за основу пример Иуды и Христа. Чтобы уловить малейшие нюансы мотивов, которыми руководствовался Искариот, рекомендуем читать произведение целиком.

Повесть Леонида Николаевича Андреева «Иуда Искариот», с кратким содержанием которой вы здесь ознакомитесь, берет за основу всем известную евангельскую историю. Автор считает, что человечество дало слишком упрощенную оценку апостолам и Иуде. Раскрывая евангельский сюжет по главам, писатель объясняет мотивы героев, показывая, что творилось в душе Иуды и что же все-таки толкнуло его на предательство.

Кратко о персонажах

В своем произведении Л.Н. Андреев не вводит каких-либо героев, не упомянутых в канонических Евангелиях. Он четко придерживается описанного в Новом Завете сюжета, но придает действиям персонажей кардинально иную мотивацию.

Главные герои

  • Иуда Искариот. В отличие от Евангелий, апостол-предатель является в повести персонажем первого плана. Поскольку автор занимается исследованием его души, он особо тщательно вырисовывает и его внешний портрет. Иуда уродлив, вызывает у всех отвращение. У него рыжие волосы, хитрые глаза. За ним закрепилась дурная слава вора и мошенника.
  • Иисус Христос из Назарета. Сын Божий. Но Л. Андреев придал Христу черты бродячего проповедника, уязвимого человека, философа.
  • Апостолы. Это ученики Христа, следующие за ним. Андреев пытается посмотреть под необычным углом на личности Иоанна, Петра, Фомы, Иакова-Старшего.

Второстепенные персонажи

  • Первосвященник Анна. Именно к нему приходит Иуда с предложением продать Христа. Но даже тот брезгует Искариотом.
  • Первосвященник Каиафа, зять предыдущего персонажа. Член Синедриона, вершитель суда над Сыном Божьим.

Краткий пересказ по главам

Глава I

Дурная слава Иуды следовала за ним повсюду. Иисуса постоянно предупреждали, что рыжий Искариот – вор, обманщик и подлец. Особенно «в штыки» восприняли затесавшегося в их общество Иуду остальные апостолы. Они жалуются, что Искариот ссорит их между собой, вносит раскол в их ряды. Но Иисус, несмотря на предубеждения остальных, позволяет Иуде быть его учеником.

Другие апостолы не могут понять, почему Христос призвал этого человека, о котором ходят столь плохие слухи, почему он стал одним из двенадцати избранных. В этой главе автор дает подробный портрет Иуды. Его лицо двойственно. Один глаз живой, черный, пронзительный. Второй – мертвенный, затянутый бельмом. Да и сам Иуда, в отличие от таких примитивно понятных апостолов, словно разрываем внутренними противоречиями.

Глава II

Главный персонаж Андреева постепенно втерся в доверие к Иисусу. В маленькой общине ему доверили носить ящик для денежных пожертвований. Когда остальные апостолы укоряют Иуду в дурных делах, он отвечает:

Нет человека, который бы не согрешил.

Когда Иисус вместе с учениками остановился в одном селении, крестьяне обвинили пришельцев в том, что те украли козленка. Свои доводы они основывали только на присутствии в общине Иуды, который повсеместно был известен как вор. Козленок впоследствии нашелся, но это не изменило мнения людей. Этот инцидент изменил и отношение Иисуса к ученику с дурной репутацией. Он стал к нему демонстративно холоден.

В другом селении люди сочли проповедь Назарянина ересью и хотели забросать его и апостолов камнями. Но тут вперед выступил Иуда. Кривляясь и потрясая сумой с деньгами, он заявил, что Иисус – такой же вор, как и он сам. Постепенно люли сменили гнев на презрение. «Негоже, чтобы эти ничтожества погибли от рук праведных», — сочли они. Учитель был спасен, но не оценил героического поступка своего ученика.

Глава III

Ученики Христа развлекались тем, что мерились силой, поднимая тяжелые камни и сбрасывая их со скалы. Искариот сначала стоял в стороне, пока Фома не призвал его принять участие в соревновании. Тогда тот поднял над головой самый большой валун. Петр, не желая быть побежденным, вознес молитву к Христу: «Господи, услышь меня! Я не могу допустить, чтобы самым сильным стал Иуда! Прошу, помоги мне одолеть его!» На это Спаситель с грустью ответствовал: «А кто же поможет Иуде?».

Глава IV

Поскольку Иуда имел доступ к ящику для пожертвований, он утаил для себя несколько монет. Фома обнаружил кражу, а Петр, схватив вора, потащил его к Учителю. Но Сын Божий неожиданно для всех встал на защиту Иуды.

Никто не достоин считать, сколько монет присвоил наш брат

— провозгласил тот. Искариот торжествовал, но не потому, что примирился с апостолами, а из-за того, что Христос обратил на него особое внимание.

Леонид Андреев немного видоизменил пассаж из Евангелия от Матфея (20:20). Не мать сыновей Зеведеевых просит Христа, а Петр и Иоанн спорят, кому в Царствии Небесном воссесть одесную от Иисуса, быть главенствующим. Они призвали Иуду разрешить их спор. Тот без лишней скромности заявил, что это будет он.

Глава V

Желая навеки связать свое имя с именем Христа, Искариот в преддверии Пасхи отправляется в Иерусалим, к первосвященнику Анне. Зная о том, что Каиафа перед синедрионом провозгласил: «Лучше, чтобы один погиб за людей, нежели весь народ погиб из-за одного человека», — он предложил Анне выдать Христа.

Первосвященник прикинулся, что не понимает, о чем толкует Иуда. Однако предатель был настойчив. Тогда Анна предложил за Иисуса 30 сребреников, что возмутило Искариота. Как жизнь любимого учителя может стоить столь дешево.

30 сребреников, предложенных Искариоту

Тогда Анна заявил, что, если тот не согласен на эти условия, то не получит ничего. Испугавшись, что найдется корыстолюбец, готовый продать Христа за гораздо меньшую цену, Иуда согласился. Ведь именно он должен остаться в памяти поколений неразрывно связанным с Христом.

Глава VI

Согласно Андрееву, замысел Иуды был куда более сложен, чем описывают Евангелия. В повести Искариот украл у римских воинов два меча, которые затем принес апостолам. Он ежедневно предупреждал об опасности, грозящей Учителю. В Иерусалиме, где люди кричали «Осанна!» и стлали перед Христом пальмовые ветви и свои одежды, ученики гордо шествовали, как триумфаторы. Но Сын Божий знал, что эта Пасха станет для него последней, благодаря Иуде. На Тайной Вечере Иисус тихо произнес:

Глава VII

Леонид Алексеев очень интересно обыгрывает сцену в Гефсиманском саду, известную как «Моление о чаше». Полный скорби и тревожных предчувствий, Христос просит своих любимых учеников – Петра, Иакова и Иоанна – не спать, а побыть с ним в этот час. Но те беспечно заснули. И только Иуда бодрствовал вместе с Учителем, разделяя его душевную муку. Приблизились римские воины, чтобы взять под стражу Назарянина.

Было заранее уговорено, что Иуда укажет на того, кого нужно арестовать, поцелуем. Писатель вложил в эту сцену максимум эксцентричности. Иуда поцеловал Христа так нежно, что если бы это был цветок, ни капли росы не обронилось бы с лепестков.

Поцелуй предателя

Однако апостолы, которым были вручены два меча для охраны Учителя, в страхе разбежались. В ужасе следует Иуда за Христом, становясь свидетелем его бичевания, совлекания одежд, надевания тернового венца. Герой повести остается с Иисусом до самой Голгофы.

Глава VIII

Иуда до последнего надеется, что апостолы с мечами в руках бросятся защищать Христа. Но они убежали, и даже Петр, уверявший, что больше всех любит Учителя, трижды отрекся от него. А что толпа, недавно кричавшая «Осанна»? Ее симпатии переменчивы, и сейчас люди насмехаются над распятым.

Один Иуда остается с Иисусом – до последнего вздоха, до самого конца! Сбылись его планы, но вместе с тем и его ужас. Он один при Кальварии. Лишь крест – орудие казни, да мертвое тело на нем. Иуда чувствует, что само время разделилось на «до» и «после». И он, Иуда причастен к этому.

Глава IX

Иуда явился в синедрион, бросив фарисеям фразу:

Я обманул вас! Христос был невинен! Вы убили безгрешного! Иуда предал не Его, а вас — на вечный позор!

Искариот как будто преображается, он говорит, как пророк. Он идет к ученикам и призывает их идти за Учителем. Но они трусливы, и Иуда обличает их.

В конце концов, Искариот совершает самоубийство, вешаясь. А по свету ширится весть о предателе-Иуде.

Cмысл повести

Содержание повести демонстрирует, что нельзя огульно навешивать ярлыки на людей, исходя из видимости их деяний. Писатель противопоставляет «подлого» Иуду и «благих, добродетельных» апостолов, которые на поверку оказались ханжами и трусами. Несмотря на содеянное, Искариот оказался единственным, кто искренне плачет за Христом. Исходя из этого, назвать его предателем и обманщиком, продавшим Сына Божьего из корысти, в версии Леонида Андреева, нельзя.

Иуда Искариот

Среди учеников Христа, таких открытых, понятных с первого взгляда, Иуда из Кариота выделяется не только дурной славой, но и двойственностью облика: лицо его как будто сшито из двух половинок. Одна сторона лица — беспрерывно подвижная, усеянная морщинами, с черным острым глазом, другая — мертвенно гладкая и кажущаяся несоразмерно большой от широко открытого, незрячего, затянутого бельмом ока.

Когда он появился — никто из апостолов не заметил. Что заставило Иисуса приблизить его к себе и что влечёт к Учителю этого Иуду — также вопросы без ответов. Петр, Иоанн, Фома смотрят — и не в силах постичь эту близость красоты и безобразия, кротости и порока — близость восседающих рядом за столом Христа и Иуды.

Много раз спрашивали апостолы Иуду о том, что понуждает его совершать худые поступки, тот с усмешкой ответствует: каждый человек хоть однажды согрешил. Слова Иуды почти похожи на то, что говорит им Христос: никто никого не вправе осуждать. И верные Учителю апостолы смиряют свой гнев на Иуду: «Это ничего, что ты столь безобразен. В наши рыбацкие сети попадаются и не такие уродины!»

«Скажи, Иуда, а твой отец был хорошим человеком?» — «А кто был мой отец? Тот, кто сек меня розгой? Или дьявол, козел, петух? Разве может Иуда знать всех, с кем делила ложе его мать?»

Ответ Иуды потрясает апостолов: кто ославливает своих родителей, обречён погибели! «Скажи, а мы — хорошие люди?» — «Ах, искушают бедного Иуду, обижают Иуду!» — кривляется рыжий человек из Кариота.

В одном селении их обвиняют в краже козлёнка, зная, что с ними ходит Иуда. В другой деревне после проповеди Христа хотели побить Его и учеников камнями; Иуда бросился на толпу, крича, что Учитель вовсе не одержим бесом, что Он — просто обманщик, любящий деньги, такой же, как и он, Иуда, — и толпа смирилась: «Недостойны эти пришельцы умереть от руки честного!»

Иисус покидает селение в гневе, удаляясь от него большими шагами; ученики шествуют за Ним на почтительном расстоянии, кляня Иуду. «Теперь я верю, что отец твой — дьявол», — бросает ему в лицо Фома. Глупцы! Он им спас жизнь, а они ещё раз его не оценили.

Как-то на привале апостолы вздумали развлечься: мерясь силою, они поднимают с земли камни — кто больший? — и швыряют в пропасть. Иуда поднимает самый тяжёлый обломок скалы. Лицо его сияет торжеством: теперь всем ясно, что он, Иуда, — самый сильный, самый прекрасный, лучший из двенадцати. «Господи, — молит Христа Петр, — я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда. Помоги мне его одолеть!» — «А кто поможет Искариоту?» — с печалью ответствует Иисус.

Иуда, назначенный Христом хранить все их сбережения, утаивает несколько монет — это открывается. Ученики в негодовании. Иуда приведён к Христу — и Тот вновь вступается за него: «Никто не должен считать, сколько денег присвоил наш брат. Такие упрёки обижают его». Вечером за ужином Иуда весел, но радует его не столько примирение с апостолами, сколько то, что Учитель опять выделил его из общего ряда: «Как же не быть весёлым человеку, которого сегодня столько целовали за кражу? Если б я не украл — разве узнал бы Иоанн, что такое любовь к ближнему? Разве не весело быть крюком, на котором один развешивает для просушки отсыревшую добродетель, а другой — ум, потраченный молью?»

Приближаются скорбные последние дни Христа. Петр и Иоанн ведут спор, кто из них более достоин в Царствии Небесном сидеть одесную Учителя — хитрый Иуда каждому указывает на его первенство. А потом на вопрос, как он все-таки думает по совести, с гордостью отвечает: «Конечно, я!» Наутро он идёт к первосвященнику Анне, предлагая предать суду Назорея. Анна прекрасно осведомлён о репутации Иуды и гонит его прочь несколько дней подряд; но, опасаясь бунта и вмешательства римских властей, с презрением предлагает Иуде за жизнь Учителя тридцать сребреников. Иуда возмущён: «Вы не понимаете, что вам продают! Он добр, он исцеляет больных, он любим бедняками! Эта цена — выходит, что за каплю крови вы даёте всего пол-обола, за каплю пота — четверть обола. А Его крики? А стоны? А сердце, уста, глаза? Вы меня хотите ограбить!» — «Тогда ты не получишь ничего». Услышав столь неожиданный отказ, Иуда преображается: он никому не должен уступить права на жизнь Христа, а ведь наверняка найдётся негодяй, готовый Его предать за обол или два.

Лаской окружает Иуда Того, Кого предал, в последние часы. Ласков и услужлив он и с апостолами: ничто не должно помешать замыслу, благодаря которому имя Иуды навсегда будет в памяти людей называться вместе с именем Иисуса! В Гефсиманском саду он целует Христа с такой мучительной нежностью и тоской, что, будь Иисус цветком, ни капли росы не упало б с Его лепестков, не колыхнулся бы он на тонком стебле от поцелуя Иуды. Шаг за шагом идёт Иуда по стопам Христа, не веря глазам, когда Его бьют, осуждают, ведут на Голгофу. Сгущается ночь. Что такое ночь? Восходит солнце. Что такое солнце? Никто не кричит: «Осанна!» Никто не защитил Христа с оружием, хотя он, Иуда, украл у римских солдат два меча и принёс их этим «верным ученикам»! Он один — до конца, до последнего вздоха — с Иисусом! Осуществляются ужас его и мечта. Искариот поднимается с колен у подножия Голгофского креста. Кто вырвет победу из его рук? Пусть все народы, все грядущие поколения притекут в эту минуту сюда — они обнаружат лишь позорный столб и мёртвое тело.

Иуда смотрит на землю. Какая она вдруг маленькая стала под его стопами! Не идёт больше время само по себе, ни спереди, ни сзади, но, послушное, движется всей своей громадой лишь вместе с Иудой, с его шагами по этой маленькой земле.

Он идёт в синедрион и бросает им в лицо, как властелин: «Я обманул вас! Он был невинен и чист! Вы убили безгрешного! Не Его предал Иуда, а вас, предал вечному позору!»

В этот день Иуда вещает как пророк, чего не смеют трусливые апостолы: «Я видел сегодня солнце — оно смотрело на землю с ужасом, вопрошая: „Где же здесь люди?“ Скорпионы, звери, камни — все вторили этому вопросу. Если сказать морю и горам, во сколько люди оценили Иисуса, они сойдут со своих мест и обрушатся на головы ваши. »

«Кто из вас, — обращается Искариот к апостолам, — пойдёт со мною к Иисусу? Вы боитесь! Вы говорите, что на то была Его воля? Вы объясняете своё малодушие тем, что Он велел вам нести по земле Своё слово? Но кто поверит Его слову в ваших трусливых и неверных устах?»

Читайте также:  Роза мира - краткое содержание рассказа Андреева

Иуда «поднимается на гору и затягивает петлю на шее своей у всего мира на виду, довершая задуманное. По всему свету разлетается весть об Иуде-предателе. Не быстрее и не тише, но вместе со временем продолжает лететь эта весть. »

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание «Иуда Искариот»

Повесть «Иуда Искариот» Леонида Андреева – впервые опубликованная под названием «Иуда Искариот и другие» в альманахе «Сборник товарищества «Знание» за 1907 год», книга 16. Основной темой произведения стала «психология предательства». Андреев использовал в книге евангельский сюжет о предательстве Иуды своего учителя – Иисуса Христа, но истолковывает мотивы Иуды Искариота по-своему. Автор пытается оправдать действия Иуды, понять его внутренние противоречия и психологию, пытается доказать, что в предательстве Иуды было больше любви к Христу, чем у всех остальных его учеников.

Предлагаем вам читать онлайн краткое содержание «Иуды Искариот» по главам. Пересказ может пригодиться школьникам при подготовке к урокам литературы и для читательского дневника.

Главные герои

Иуда из Кариота – рыжий, уродливый, мерзостный человек, ненавидимый всеми учениками Христа. Вор, лжец и интриган.

Иисус Христос (Назорей) – бродячий философ-проповедник, за которым следуют ученики-апостолы. Сын Божий.

Апостолы – среди апостолов Андреев упоминает Петра, Иоанна, Фому, наделяя их очень человеческими качествами: они гневаются, брезгуют, осуждают, ненавидят, обижают.

Другие персонажи

Анна – первосвященник, к которому идет Иуда с предложением осудить Христа.

Каиафа – первосвященник, зять Анны, член Синедриона.

Краткое содержание

Глава I

Иисуса Христа множество раз предупреждали, что Иуда из Кариота был человеком дурной славы и потому его следовало остерегаться.

«Он ссорит нас постоянно!» , – жаловались Иисусу ученики, недоумевая, отчего им претит общество Иуды.

Ни Петр, ни Фома, ни Иоанн не могут вспомнить, как и когда появился Иуда рядом с ними, как примкнул к спутникам Христа, как стал называться одним из его учеников.

Глава II

Постепенно к Иуде привыкли. Иисус поручил ему денежный ящик и, одновременно с этим на плечи Иуды легли все остальные хозяйственные заботы. Иуда покупал необходимую одежду и провиант, раздавал деньги нищим.

Дурная слава Иуды следует за ним. Из-за того, что люди видели Иуду вместе с Христом, жители селения обвинили Иисуса и его апостолов в краже козленка. В другом же селении и вовсе люди собрались побить проповедников камнями, но Иуда вступился за Христа и своих товарищей, выбежав вперед к толпе и крича, что Иисус не одержим бесом, как могли подумать люди, слушая его речи, а обыкновенный мошенник, как и сам Иуда, что проповедует Христос ради денег. И толпа отступила, решив, что эти пришельцы недостойны умереть от руки честного.

Да только ни Иисус, ни его ученики не оценили поступка Иуды. Учитель удалился из селения в гневе, а его ученики, следовавшие за Христом на почтительном расстоянии, проклинали Искариота. Ну, разве они не глупцы, раз не оценили стараний Иуды, раз не поблагодарили его за то, что спас их жизни?

Глава III

Однажды ученики решили развлечься и принялись мериться силой. Они поднимали камни и бросали их вниз со скалы, соревнуясь, кто поднимет камень тяжелее. Иуда поднял самый большой и тяжелый валун. Он торжествовал: вот теперь-то все увидят и оценят его силу, теперь-то все точно поймут, что он лучший из всех учеников. Петр однако не желал Иуде победы, потому решил вознести молитву: «Господи, я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда! помоги мне его одолеть!» Услыхав такую молитву Иисус грустно ответил: «А кто поможет Искариоту?»

Глава IV

Не единожды Христос защищал Иуду. Однажды Иуда утаил от всех несколько монет, будучи хранителем денежного ящика, и его деяние открылось. Апостолы негодовали! Они привели вора к Иисусу, обличая его. Христос, выслушав обвинения своих учеников, ответил им, что никто не смеет считать, сколько денег присвоил себе Иуда, потому что он такой же брат вам, как и все остальные, и подобные действия обижают его! После этого Иуда заметно повеселел. Его радовало не столько примирение с апостолами, сколько то, что Иисус выделил его из толпы.

Глава V

Приближается праздник Пасхи, а значит, и приближаются скорбные последние дни жизни Христа. Иуда отправляется к первосвященнику Анне, предлагая ему осудить Иисуса из Назарета. Анна, будучи осведомленным о репутации Иуды, прогоняет его прочь. Так повторяется несколько дней подряд, но Иуда проявляет упорство и тогда Анна с презрением предлагает предателю деньги за жизнь Иисуса – тридцать серебренников. Искариота очень возмутила столь низкая цена! «Тридцать серебренников! Ведь это одного обола не выходит за каплю крови! Половины обола не выходит за слезу!» Анна отвечает, что, в таком случае, Иуда не получит вообще ничего и Искариот соглашается с ценой, подумав, что среди учеников или жителей Иерусалима наверняка найдется кто-нибудь, кто оценит жизнь Христа еще меньшей суммой.

Глава VI

В последние часы Иуда окружает Иисуса лаской и вниманием. Он услужлив по отношению к апостолам, ибо никто не смеет помешает его замыслу, никто не должен заподозрить Иуду в предательстве. Теперь имя Иуды навсегда будет связано с именем Христа, теперь люди во веки веков не забудут Иуду и имя его останется в веках.

Глава VII

Не веря своим глазам, Иуда идет за Иисусом, когда его схватили римские воины. Он видит, как бьют Христа, как его осуждают, как ведут к месту казни – на Голгофу.

Глава VIII

Иуда не замечает ни наступившей ночи, ни восходящего солнца. Сбывается его мечта, но одновременно с этим – и его кошмар. Никто из учеников не защищает учителя с оружием, хотя Иуда украл два меча у римских солдат и принес их апостолам, никто из них не кричит «Осанна» учителю. Один Иуда остался с Иисусом до самого конца. Даже Петр и тот отрекался от Христа трижды, говорил, что знать не знает Иисуса. Один Иуда остался верен Христу. Только он один!

Глава IX

После смерти Иисуса, Иуда идет в Синедрион и бросает в лицо первосвященникам обвинение: «Я обманул вас. Он был невинен и чист!» . Он говорит Анне и остальному Синедриону, что они убили безгрешного, что Иуда, на самом деле, предал не Иисуса, а их, первосвященников, отныне они обречены на вечный позор. В этот день Иуда и сам становится пророком. Он говорит то, что не смеют сказать все остальные ученики. «Сегодня я видел бледное солнце. Оно смотрело с ужасом на землю и говорило: где же человек?»

Иуда идет на гору один и затягивает петлю на своей шее. Он один последует за Христом до конца как его самый преданный ученик.

А по миру тем временем ширится весть о предателе Иуде.

Заключение

Повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» имеет мало общего с библейской историей Иуды. Критика называла автора и реалистом, и неореалистом, и фантастическим реалистом, и авангардистом, и декадентом, но время все расставило по своим местам: так творчество Андреева оказало огромное влияние на русский символизм и орнаментальную прозу, а также явилось предтечей немецкого экспрессионизма.

Мы рекомендуем после ознакомления с пересказом «Иуды Искариота» прочесть повесть полностью.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Иуда Искариот» — краткое содержание и пересказ по главам повести Л. Н. Андреева

Здесь даны основные сведения о повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть Леонида Николаевича Андреева «Иуда Искариот» впервые была опубликована в 1907 году . В ней использован «евангельский сюжет о предательстве Иуды своего учителя — Иисуса Христа». Автор истолковал мотивы предателя по-своему. Он пытается понять противоречивую личность этого человека, его психологию. Видно, что писатель хочет доказать, что в этом предательстве Иуды было больше любви к Иисусу, чем у прочих его учеников.

М. Горький одобрительно отозвался об этом произведении, но сам автор и многие прогрессивные литературные критики остались повестью недовольны. Например, А. Луначарский увидел в ней стремление Андреева возбудить симпатию к предателю и антипатию к человечеству.

Главные герои повести

  • Иисус Назарей — бродячий проповедник из Галилеи, за которым следуют его ученики. Добр к людям, особенно к отверженным. Исцеляет больных.
  • Иуда из Кариота — человек дурной славы, лживый, насмешливый, любит ссорить людей. Лицо его необычно: половина живая, подвижная, а другая половина — со слепым глазом, гладкая и застывшая. Это хорошо отражает противоречивость его личности.

Другие персонажи

  • Пётр — энергичен, жизнелюбив, громогласен, силён.
  • Иоанн — наивный, честолюбивый молодой человек, озабочен тем, чтобы постоянно быть любимым учеником Иисуса.
  • Фома — рассудителен, серьёзен, молчалив, но слишком осторожен и упрям.
  • Матфей — любит наставительно напоминать изречения мудрецов. Знаток Святого Писания.
  • Мария Магдалина — почитательница Иисуса, раскаявшаяся блудница. Молода и стыдлива.
  • Анна — старый первосвященник, боялся народного бунта, поэтому был осторожен.
  • Каиафа — первосвященник, зять Анны. Честолюбив, надменен.
  • Пилат — римский префект Иудеи, признавший Иисуса невиновным, но приговоривший его к казни, подчинившись желанию народа.

Краткое содержание для читательского дневника

К Иисусу, странствующему со своими учениками, присоединился Иуда. Скоро Иисус понял, что он не любит людей, и стал его сторониться.

Иуда любил только Иисуса, считал его учеников лживыми и глупыми и только себя — достойным быть ближе к Христу в царствии небесном.

Иуда сказал первосвященнику Анне, что его учитель хочет отобрать власть у священников и нужно его схватить. За своё предательство он получил 30 серебряников .

Затем предатель окружил учителя вниманием и лаской, а ученикам говорил, чтобы они вступились за Христа в минуту опасности.

Когда Иисус с учениками ночевали в Гефсиманском саду Иерусалима, Иуда привёл туда воинов, сказал им, что тот, кого он поцелует, — Христос. После поцелуя предателя Иисус был схвачен солдатами, а ученики не вступились за него.

После казни Христа Иуда сказал первосвященникам, что его учитель был невиновен, и бросил 30 серебряников в лица судей и Анны.

Ученикам Христа Иуда сказал, что они предатели, а они ответили, что не смогли бы отбить учителя у многочисленных солдат.

Иуда повесился на горе, надеясь, что на небесах Иисус поймёт его и вместе с ним вернётся на землю.

Краткий пересказ по главам

Глава 1

По Иудее странствовал философ-проповедник Иисус Христос вместе со своими учениками. Там к ним присоединился Иуда. проповедника многие предупреждали, что это дурной, коварный, жадный, лживый человек, что он любит ссорить людей. Но Иисус, который жалел отверженных и нелюбимых, принял его и приблизил к себе.

Главы 2–3

Иисус поручил ему ящик с деньгами. Иуда стал покупать необходимую одежду, пищу, раздавал милостыню.

Он часто развлекал своих товарищей рассказами, и всегда у него выходило, что все люди плохие.

Однажды Пётр спросил Иуду, любит ли он Иисуса, и тот отрывисто ответил: «Люблю».

Когда Иисус понял, что Иуда думает обо всех людях плохо, он стал его как бы не замечать. Того это удручало и обижало. Он считал, что учитель боится его, а любит других учеников, глупых, лживых предателей.

Глава 4

Когда Иуда утаил из казны немного денег, Пётр притащил его к Христу, но тот сказал, что деньги общие, и каждый может брать столько, сколько захочет. Все согласились с этим.

Скоро все заметили перемену в поведении Иуды: он стал серьёзен и прост.

Однажды Иоанн, любимый ученик Христа, спросил Иуду, кто из них будет первым возле учителя в царствии небесном. Тот ответил: «Я полагаю, что ты».

В этот же день такой же вопрос задал ему Пётр, и Иуда ответил: «Конечно, ты!»

Часто Иуда проводил время в уединении, о чём-то размышляя.

Пётр и Иоанн заспорили, кто из них будет первым возле Христа. Оба попросили Иуду сказать, кто будет ближе к Иисусу, и тот тихо ответил: «Я!»

Глава 5

Иуда тайно пришёл к первосвященнику Анне и сказал, что стал учеником Иисуса Назарея только из-за того, чтобы уличить его в обмане людей и предать в руки закона.

Он рассказал, что его учитель ненавидит фарисеев и хочет отобрать у церковников власть.

Анна спросил, много ли у этого проповедника учеников и не вступятся ли они за него. Предатель ответил, что ученики — трусы. Но Анна, который боялся народного бунта, сказал, что Иисус не нужен первосвященникам.

2 раза ещё приходил предатель и говорил, что хочет, чтобы Назарея схватили.

Анна спросил, сколько он хочет получить денег за предательство. Иуда спросил, сколько они дадут. Анна ответил, что 30 серебряников. Начали они торговаться, и когда первосвященник стал в бешенстве прогонять Иуду, тот согласился за эту сумму предать своего учителя. Деньги он спрятал за городом, под камнем.

В последние дни жизни Христа окружил его Иуда вниманием, лаской, любовью, угадывал малейшие желания.

Глава 6

Иисус собирался в Иерусалим, а Иуда предупреждал об опасности, о ненависти фарисеев к Иисусу, их желании убить его.

Ученикам он внушал, что нужно вступиться за учителя в минуту опасности, но они слишком верили в чудесную силу Христа.

Когда проповедник прибыл в Иерусалим, народ восторженно его приветствовал. Но вскоре поползли слухи об опасности для него.

Глава 7

Иисус с учениками пошёл ночевать в Гефсиманский сад.

Он и четверо ближайших учеников пошли в глубину сада и сели. Внезапно Христос поднялся, сказал, чтобы ученики побыли здесь и бодрствовали, а сам ушёл в чащу.

Но усталые ученики уснули. И раздались громкие слова Иисуса, «что предаётся сын человеческий в руки грешников».

Воины с факелами окружили их. Им Иуда шепнул, что кого он поцелует, тот и есть Христос.

Подошёл он к учителю и поцеловал его. Схватили солдаты проповедника, а ученики его сбились в кучку и не препятствовали этому, но мешали солдатам тем, что лезли им под ноги. Тогда солдаты разъярились, и ученики побежали прочь.

Иисуса повели, а за ним крался Пётр. Когда зашли во двор первосвященника, Петра спросили, знает ли он Иисуса, тот ответил отрицательно и, испуганный, ушёл со двора.

Солдаты стали бить в караульне Иисуса, он не сопротивлялся и не кричал. А Иуда наблюдал за избиением через окно и душа его страдала.

Глава 8

Все люди стали презирать Иуду за предательство, но он был равнодушен к этому.

После допроса у Каифы Христа повели к Пилату, и его сопровождала толпа народа. Никто не заступался за Иисуса.

Пилат вывел Христа к народу и сказал, что не нашёл его вины, но люди закричали, требуя его смерти.

Тогда Пилат вымыл свои руки в воде и, подняв их, сказал, что он неповинен в смерти этого праведника. И Христос умер, распятый на деревянном кресте.

Глава 9

Пришёл Иуда к первосвященникам и сказал, что он обманул их, так как Иисус был невиновен, и что они убили невиновного. Бросил он 30 серебряников в лицо первосвященника Анны и судей и пошёл к ученикам Иисуса.

Назвал он их трусливыми предателями, а они оправдывались, что ничего не могли сделать против многочисленных врагов. Но тот укорял их, что они не погибли в схватке с солдатами, освобождая учителя. Пошёл предатель на гору, где над Иерусалимом стояло одинокое дерево, и повесился на его ветке. Надеялся он, что поймёт его Иисус, и вместе они вернутся на землю.

Читайте также:  Роза мира – краткое содержание рассказа Андреева

Наутро люди увидели висящего на горе Иуду, сняли его, бросили в овраг и прокляли.

Заключение к краткому пересказу

В повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот» раскрыты темы:

  • психология предательства;
  • добро и зло;
  • любовь истинная и лицемерная.

Основная мысль (идея) повести «Иуда Искариот»: предательство совершил не только Иуда, но и другие ученики Иисуса, а также народ, не выступивший в его защиту.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

“Иуда Искариот” – краткое содержание повести Леонида Андреева

Леонид Николаевич Андреев создал произведение «Иуда Искариот» по мотивам сюжета из Библии. Краткое содержание, представленное ниже, раскроет сюжет, познакомит с главными персонажами.

Русский писатель и драматург Максим Горький еще до публикации повести предрёк, что произведение поднимет большой шум в литературе.

О повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»

Произведение написано в жанре повести, впервые появилось в печати в 1907 году. Тогда оно было напечатано под другим названием – «Иуда Искариот и другие».

Главной темой произведения Андреева является понятие сути предательства, его психология.

В основу сюжета повести автор положил историю предательства Иисуса Христа Иудой Искариотом, и представил историю под другим углом. Андреев в произведении пытается разобраться в чувствах и поступках Иуды, почему он предал Спасителя, ищет противоречия в поступках Искариота и окружающих.

Автор оправдывает Иуду и считает, что тот был до последнего верен Христу, до самой смерти находился рядом с ним, любил его.

Главные герои и их характеристика

Главные персонажи повести и их описание:

Иуда Искариот – в его образе предстаёт человек двуличный, по внешности рыжий и уродливый. Его не любят остальные ученики Христа и считают мерзким и лживым. В повести он поступает то храбро, то истерит.

Иисус Христос – проповедник, бродит с учениками и читает философские притчи. Божий Сын.

Ученики Христа или апостолы – несмотря на святость и приятную внешность, автор наделил героев человеческими качествами: громогласны, наивны, противоречивы, честолюбивы. Они не идеальны.

Второстепенные персонажи

Герои второго плана не многочисленны, однако играют значительную роль и влияют на сюжет:

Анна – иерусалимский первосвященник. Именно к нему обращается иуда, чтобы осудить Иисуса Христа;

Каиафа – еще один первосвященник. Является зятем и членом Синедриона.

Краткое содержание по главам

Краткий пересказ повести поможет понять основной сюжет и смысл произведения. Прочитав данное изложение, можно составить план для написания сочинения или доклада.

Главы 1 – 3

Ученики Иисуса Назорея постоянно предупреждают Учителя о дурном нраве Иуды. Никто из приближённых Иисуса не помнит, когда Иуда присоединился к ним.

По прошествии времени к Иуде привыкают и доверяют ему заниматься денежными вопросами и другими заботами. Однако плохое отношение к Иуде не исчезло среди людей, поэтому, когда случаются кражи или плохие вещи, обвиняют во всем Иисуса и апостолов.

Некоторые жители хотят напасть на проповедников, но Иуда заступается за них. Разъяренной толпе он говорит, что Иисус вовсе не одержим бесом, а обманщик, как и он сам. Иисус и его ученики обозлились на Иуду, не оценили его поступок.

Как-то ученики соревновались и ради потехи бросали камни – кто поднимет и кинет самый большой камень, тот и победит. Иуда решил произвести впечатление и поднял самый большой.

Однако Петр не хотел победы Иуды и попросил у Бога: «Господи, я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда! помоги мне его одолеть!». Услышав его молитву, Иисус сказал: «А кто же тогда поможет Искариоту?».

Главы 4 – 6

Однажды апостолы узнали, что Иуда взял себе несколько монет из ящика с деньгами. Они пожаловались на него Иисусу, однако учитель защитил Искариота, указав, что Иуда такой же им брат, как и все остальные.

Ближе к пасхе, Иуда приходит к первосвященнику Анне и высказывает предложение осудить Христа из Назарета. Зная о плохой репутации Искариота, Анна прогоняет его.

На следующий день ситуация повторяется вновь, и так происходит в течение нескольких дней. Тогда Анна решает дать тридцать серебряников за жизнь Иисуса Христа. Иуда считает эту сумму смехотворно низкой. Анна говорит, что больше не даст, и тогда Искариот соглашается.

Иуда считает, что в Иерусалиме найдется больше людей, которые готовы продать жизнь Иисуса и за меньшую цену.

Зная о скорой гибели своего Учителя, Иуда окружает того вниманием и заботой, чтобы его не заподозрили апостолы в предательстве. Искариот знает, что теперь его имя навсегда будет ассоциироваться с именем Иисуса.

Главы 7 – 9

Иуда идет следом за Иисусом, когда его ведут на Голгофу казнить римские воины. Искариот не верит происходящему кошмару, хоть это и была его мечта.

И хотя Иуда украл несколько мечей у воинов и отдал их апостолам, никто из учеников не бросается защищать своего Проповедника и Учителя.

До самой смерти Христа только Иуда остается с ним рядом. Апостол Петр, до этого трижды отрекшийся от Христа, и сейчас твердит, что не знает Иисуса и не имеет с ним ничего общего.

После смерти Христа Иуда заявляет первосвященникам, что обманул их и Иисус Христос был невиновен: «Я обманул вас. Он был невинен и чист!». Обвиняет Анну и весь Синедрион, что те только что казнили единственного безгрешного человека.

Затем заявляет, что он предал не Христа, а первосвященников, что находятся рядом, и теперь на них будет висеть вечный позор. Все апостолы снова молчат, только Иуда отважился перечить и осуждать убийц Иисуса. Он произносит пророческие слова: «Сегодня я видел бледное солнце. Оно смотрело с ужасом на землю и говорило: где же человек?».

Затем он поднимается на Голгофу к Христу и оканчивает свою жизнь повешением. Он единственный из учеников Иисуса, кто преданно следует за своим Проповедником.

Проходит время, и всё больше людей узнаёт, кто предал Христа. Во все века имя Иуды будет ассоциироваться с предательством Божьего Сына.

Анализ произведения «Иуда Искариот» Л. Андреева

Основной вопрос, который автор задает читателю – можно ли оправдать предателя поневоле? Принято считать, что Иуда предал Учителя по причине корысти. По крайней мере в четырех Евангелиях говорится так.

Однако не был ли Иуда предателем поневоле? Иисус Христос задолго до своей смерти предсказал, кто его предаст. Это должно было стать испытанием для Иуды.

Иисус не отдалялся от своего ученика, их любовь была взаимной. Иуда болезненно воспринимал критику от людей в сторону Учителя и обвинял их в порочности, а окружение Проповедника считал не искренним.

Хотя Иуда по факту и предал Христа, он является единственным, кто глубоко горюет и переживает о Его смерти. Поэтому решает уйти вслед за ним, надеясь снова встретиться после смерти.

История создания

В 1906 г. Леонид Андреев поделился со своим другом, что у него есть идея написать произведение о психологии предательства. Идея написания пришла ему в голову еще в 1902 г. За основу автор решил взять библейскую историю о предательстве Иудой Иисуса Христа.

Леонид Николаевич Андреев (1871 – 1919) — родоначальник русского экспрессионизма.

После написания повести Андреев сначала решил продемонстрировать произведение и узнать отзыв о книге у своего близкого приятеля Максима Горького. Тот вычитал текст и указал на небольшие исторические ошибки.

После исправления и внесения поправок повесть ушла в печать, а Максим Горький признался, что произведение точно никого не оставит равнодушным и «наделает много шуму».

Повесть еще при жизни Леонида Андреева была переведена на многие иностранные языки и печаталась за рубежом.

Главный смысл произведения

«Иуда Искариот» — это глубокое философско-исследовательское произведение о поведении человека, что движет им, что заставляет совершать порой противоречивые действия.

Библейские персонажи выступают здесь в ином свете. Их поступки и поведение ничем не отличаются от земных человеческих. Они так же страдают, предают, любят, скорбят, важничают.

Читатель после прочтения должен задуматься о силе любви в жизни каждого человека. Что такое настоящая истинная любовь? В чем заключается истинная вера, какой она должна быть: выставленной напоказ или внутренней.

Проблематика повести

В книге рассматриваются проблемы непринятия изменения известных в течение многих веков фактов. Поэтому автор пытается показать поступки Иуды под другим углом и оправдать Искариота.

Зачем это нужно? Ведь знакомым с Библией легче воспринимать два противоположных образа: чистого и святого Иисуса Христа и предателя Иуду. Люди всегда разделяли их на два полюса: добро и зло.

А что, если не все так просто, нет истинного добра и зла? Чтобы разобраться в поступках других людей, необходим глубокий анализ психологического состояния и мотивов.

С другой стороны, если человек не желает принимать горюющего Иуду и не пытается понять причины и мотивы его предательства, значит он согласен с тем, что в Иуду действительно «вошел сатана». Все его поступки были совершены его собственными руками, но действовал и руководил человеком дьявол.

Значит созданию Божьему легче уйти от ответственности и переложить всю вину на других, а себя считать лишь марионеткой? Так где же теперь добро и зло? Не все так однозначно, поэтому автор поднял эту тему в своем произведении.

Почему Иуда Искариот предал Христа по Андрееву

Автор считает, что мотивами предательства Иуды были не корысть и не ненависть к Христу. Иуда желал быть таким же умным, добрым как свой Учитель, но понимал, что не может. Он не был способен дарить доброту и любовь другим людям.

Искариот пытался быть похожим на Христа, поэтому его поведение было таким противоречивым. Он искренне считал, что окружающие Учителя не достойны находиться рядом с ним, что только сам Иуда искренне любит и предан Христу.

Обстановку усугубляют апостолы, которые ненавидят Иуду и не принимают его. Предавая, Искариот принимает на себя ношу вечного предателя. Предательство в результате оборачивается настоящей верной любовью ко Христу.

Большой шлем

Они собирались три раза в неделю, чтобы сыграть в карточную игру «винт». Воскресенья оставляли «на долю всяких случайностей» — приходу гостей, походам в театр, поэтому этот день был для них самым скучным на неделе. Но летом, на даче, играть удавалось и по воскресеньям.

Играли парами: толстый и азартный Николай Дмитриевич Масленников — с пожилым Яковом Ивановичем, а Евпраксия Васильевна — со своим братом, мрачным Прокопием Васильевичем. Такое распределение пар было традиционным и сохранялось долгие годы. Настояла на нём Евпраксия Васильевна, которой было невыгодно играть отдельно от брата.

Удовольствия играть ради игры Евпраксия Васильевна не понимала и очень радовалась каждому выигрышу. Деньги она выигрывала ничтожные, но дорожила ими больше, чем крупными кредитками, которыми расплачивалась за дорогую квартиру. Выигрыш свой Евпраксия Васильевна бережно складывала в копилку.

Собиралась компания у брата и сестры. Прокопий Васильевич был вдовцом. Его жена умерла через год после свадьбы, из-за чего он два месяца лечился в клинике для душевнобольных. У сорокатрёхлетней Евпраксии Васильевны когда-то был роман со студентом. Она уже позабыла, почему не вышла за него замуж, но с тех пор каждый год анонимно жертвовала нуждающимся студентам сто рублей. Вместе с братом и сестрой жил большой белый кот.

Распределением на пары был очень недоволен Масленников. Его партнёр Яков Иванович, маленький и сухонький старичок, был молчалив, строг, пунктуален, никогда не рисковал и считал Николая Дмитриевича неисправимо легкомысленным. А Масленников мечтал сыграть большой шлем, для чего требовалось рискнуть и собрать большое и редкое сочетание карт. Он всегда рисковал, но в игре ему постоянно не везло.

Так играли они годами.

Дряхлый мир покорно нёс тяжёлое ярмо бесконечного существования и то краснел от крови, то обливался слезами, оглашая свой путь в пространстве стонами больных, голодных и обиженных.

До компании доходили лишь «слабые отголоски этой тревожной и чуждой жизни». Приносил их, как правило, Николай Дмитриевич, но остальные не хотели его слушать. Они уединялись в высокой комнате с мягкой мебелью, коврами и портьерами, которые поглощали любой звук, и погружались в игру, а горничная, бесшумно ступая, подавала им чай. Тишину нарушал только шелест её накрахмаленных юбок, скрип мелка да вздохи невезучего Масленникова.

Однажды Николай Дмитриевич сильно растревожил своих партнёров, начав рассказывать им историю Дрейфуса — французского офицера, ложно обвинённого в шпионаже в пользу Германии, приговорённого к каторге, но затем оправданного под давлением общественности. Сначала Масленников просто тревожился и радовался за Дрейфуса, потом начал приносить газеты и зачитывать вслух то, что казалось ему самым важным, и чуть всех не поссорил. Евпраксия Васильевна требовала немедленного освобождения Дрейфуса, а её брат и Яков Иванович считали, что сначала следует соблюсти формальности. Первым опомнился Яков Иванович, вернул партнёров к игре, и о Дрейфусе они больше не говорили.

Отныне все волнения в жизни компании были связаны только с игрой.

Карты давно уже потеряли в их глазах значение бездушной материи, и каждая масть, а в масти каждая карта в отдельности, была строго индивидуальна и жила своей обособленной жизнью.

Комбинации, в которые собирались карты у них в руках, не поддавались ни анализу, ни правилам, но были закономерны. Казалось, карты жили своей, отдельной от игроков жизнью и словно имели «свою волю, свои вкусы, симпатии и капризы». Так, червы больше всех любили Якова Ивановича, а к Евпраксии Васильевне попадали исключительно пики, которые она терпеть не могла. К Николаю Дмитриевичу же шла только мелкая карта. Он был уверен, что карты знают о его мечте сыграть большой шлем и издеваются над ним.

Происходили события и вне игры. Умер от старости белый кот, и Евпраксия Васильевна с разрешения домовладельца похоронила его в саду. Затем на две недели исчез Масленников, и играть втроём стало скучно. Вернулся Николай Дмитриевич осунувшимся, поседевшим и сообщил, что его старшего сына арестовали и отправили в Петербург. Партнёры даже не подозревали, что у Масленникова есть сын, и очень удивились. Вскоре он снова пропустил игру, и все с удивлением узнали, что он болен грудной жабой и не пришёл из-за приступа.

Затем всё снова вошло в прежнюю колею. Игра стала серьёзней, так как Масленников перестал отвлекаться на посторонние вещи.

Только шуршали крахмальные юбки горничной да неслышно скользили из рук игроков атласные карты и жили своей таинственной и молчаливой жизнью, особой от жизни игравших в них людей.

Однажды в четверг «в картах произошла странная перемена» — Николаю Дмитриевичу начало везти. Всё сложилось так, что для большого шлема ему не хватало только пикового туза. Он протянул руку, чтобы взять карту из прикупа, покачнулся и, с секунду посидев неподвижно, упал.

Приехавший вскоре доктор сказал, что Масленников умер от паралича сердца. Стараясь не смотреть на покойника, Яков Иванович взял его карты, потом посмотрел в прикуп — у Николая Дмитриевича действительно должен был получиться большой шлем, но теперь он никогда не узнает, что его давняя мечта почти исполнилась. Якова Ивановича потрясло это соображение и «ужасное в своей простоте» слово «никогда».

И Якову Ивановичу показалось, что он до сих пор не понимал, что такое смерть. Но теперь он понял, и то, что он ясно увидел, было ‹…› бессмысленно, ужасно и непоправимо.

Яков Иванович заплакал от жалости к себе и остальным, с которыми произойдёт то же «страшное и бессмысленно жестокое», что и с Масленниковым. Плача, он доиграл за Николая Дмитриевича его партию.

Вошла Евпраксия Васильевна и сообщила, что её брат поехал искать квартиру Масленникова, чтобы сообщить родным о его смерти. Недавно Николай Дмитриевич переехал, и теперь никто не знал его точного адреса.

Читайте также:  Красный смех – краткое содержание рассказа Андреева

Яков Иванович подумал, что у них теперь нет четвёртого игрока. Он решил, что Евпраксия Васильевна думает о том же, но ошибся — она задумчиво спросила, не сменил ли он свою квартиру.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Онлайн чтение книги Большой шлем Леонид Андреев. Большой шлем

Рассказ начинается о том, что каждые три раза за неделю четыре человека заняты карточной игрой «винт». Игра проходит между Евпраксии Васильевны, Прокопием Васильевичем, Масленниковым, Яковом Ивановичем. Яков Иванович находиться в команде с Масленниковым, однако их абсолютно разносторонние личность категорически противоположны между собой. Если Яков Иванович очень осторожен и точен в своих расчётах, то Масленников, напротив полон горячих порывов и необдуманных поступков. И так игра за игрой проходит достаточно скучно и единственные разговор, которые затрагивают игроки, является обсуждение погоды.

По стечению обстоятельств, их спокойный тем сбивается из своей накатанной колеи. И один из игроков, а именно Масленников, пропадает от своих карточных друзей на целые две недели. Однако, спустя некоторое время он объявился и сообщил своим друзьям, что сын его арестован, и отправлен в Петербург. Товарищи Масленникова даже удивились, так как не один из них, не был осведомлен, о наличии у того, каких-либо детей.

Однажды двадцать шестого ноября Масленникову не бывало везёт он выигрывает одну партию за другой. И по итогу он объявил игру в «Большой шлем», в которую так давно мечтал сыграть. И, когда он протянул руку, для того, чтобы взять недостающую карту, Масленников внезапно замирает и замертво падает на пол. Вызванный врач сообщает, что смерть произошла из-за паралича сердца. После друзья стали искать где проживает их умерший напарник, однако им так и не удаётся найти его адреса. Выводом данного рассказа служит то. Что современное общество переходит в ту стадию, где совершенно все заняты только своим жизнями и проблемами, а такое понятие, как дружба и простое человеческое общение попусту обесценились

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания

Это произведение Леонид Андреев задумал написать после поездки в Москву, где он вращался не только в кругах литераторов, но и был вхож в салоны дворянского общества. Автор увидел, что многие люди, несмотря на близкое общение, практически не интересуются друг другом, а такое понятие, как дружба, начинает отходить на второй план. Это открытие заставило Андреева задуматься о возможности написания им небольшого рассказа, посвящённого этой животрепещущей теме.

Буквально через несколько недель Андреев завершает «Большой шлем», который впервые был издан в 1899 году. Первоначально работа осталась практически незамеченной читателями, однако через несколько месяцев появились хвалебные отзывы критиков, а в последующем это произведение было включено в общий сборник рассказов автора.

Андреев живым и непосредственным языком смог описать, казалось бы, простейшую ситуацию, которая, к сожалению, встречается всё чаще.

Описание главных героев

В своём произведении Леонид Андреев закрутил сюжет вокруг взаимоотношений четырех заядлых игроков в карточную игру винт, которые встречаются трижды в неделю и предаются своему увлечению. Все главные герои имеют подробное описание, что и позволяет поближе познакомиться с этими персонажами, их внешностью и особенностями характера.

Главными героями рассказа «Большой шлем» являются:

  • Масленников.
  • Евпраксия Васильевна.
  • Прокопий Васильевич.
  • Яков Иванович.

Озорная Евпраксия часто играет со своим мрачным братом Прокопием, а спокойный и флегматичный Яков всегда состязается с горячим и толстым Масленниковым.

Все 4 главных героя близко общаются во время винта, и за 6 лет таких встреч они отлично узнали характер друг друга, могут понять по одному выражению лица настроение и планы своих противников.

Леонид Андреев — Большой шлем

prose_rus_classic Леонид Николаевич Андреев baf3118d-2a83-102a-9ae1-2dfe723fe7c7 Большой шлем 1899 ru glassy Tibioka FB Tools, FB Editor v2.0 2005-09-22 https://www.leonidandreev.ru/ https://fictionbook.ru 4277C8DB-FC13-472E-897C-951DC6CB7E82 1.2 version 1.1 — правка документа — Tibioka

Леонид Андреев. Избранное автором. Рассказы и повести (1899 — 1907)

Они играли в винт три раза в неделю: по вторникам, четвергам и субботам; воскресенье было очень удобно для игры, но его пришлось оставить на долю всяким случайностям: приходу посторонних, театру, и поэтому оно считалось самым скучным днем в неделе. Впрочем, летом, на даче, они играли и в воскресенье. Размещались они так: толстый и горячий Масленников играл с Яковом Ивановичем, а Евпраксия Васильевна со своим мрачным братом, Прокопием Васильевичем. Такое распределение установилось давно, лет шесть тому назад, и настояла на нем Евпраксия Васильевна. Дело в том, что для нее и ее брата не представляло никакого интереса играть отдельно, друг против друга, так как в этом случае выигрыш одного был проигрыш для другой, и в окончательном результате они не выигрывали и не проигрывали. И хотя в денежном отношении игра была ничтожная и Евпраксия Васильевна и ее брат в деньгах не нуждались, но она не могла понять удовольствия игры для игры и радовалась, когда выигрывала. Выигранные деньги она откладывала отдельно, в копилку, и они казались ей гораздо важнее и дороже, чем те крупные кредитки, которые приходилось ей платить за дорогую квартиру и выдавать на хозяйство. Для игры собирались у Прокопия Васильевича, так как во всей обширной квартире жили только они вдвоем с сестрой, — существовал еще большой белый кот, но он всегда спал на кресле, — и в комнатах царила необходимая для занятий тишина. Брат Евпраксии Васильевны был вдов: он потерял жену на второй год после свадьбы и целых два месяца после того провел в лечебнице для душевнобольных; сама она была незамужняя, хотя когда-то имела роман со студентом. Никто не знал, да и она, кажется, позабыла, почему ей не пришлось выйти замуж за своего студента, но каждый год, когда появлялось обычное воззвание о помощи нуждающимся студентам, она посылала в комитет аккуратно сложенную сторублевую бумажку «от неизвестной». По возрасту она была самой молодой из игроков: ей было сорок три года.

Вначале, когда создалось распределение на пары, им особенно был недоволен старший из игроков, Масленников. Он возмущался, что ему постоянно придется иметь дело с Яковом Ивановичем, то есть, другими словами, бросить мечту о большом бескозырном шлеме. И вообще они с партнером совершенно не подходили друг к другу. Яков Иванович был маленький, сухонький старичок, зиму и лето ходивший в наваченном сюртуке и брюках, молчаливый и строгий. Являлся он всегда ровно в восемь часов, ни минутой раньше или позже, и сейчас же брал мелок сухими пальцами, на одном из которых свободно ходил большой брильянтовый перстень. Но самым ужасным для Масленникова в его партнере было то, что он никогда не играл больше четырех, даже тогда, когда на руках у него имелась большая и верная игра. Однажды случилось, что, как начал Яков Иванович ходить с двойки, так и отходил до самого туза, взяв все тринадцать взяток. Масленников с гневом бросил свои карты на стол, а седенький старичок спокойно собрал их и записал за игру, сколько следует при четырех.

— Но почему же вы не играли большого шлема? — вскрикнул Николай Дмитриевич (так звали Масленникова).

— Я никогда не играю больше четырех, — сухо ответил старичок и наставительно заметил: — Никогда нельзя знать, что может случиться.

Так и не мог убедить его Николай Дмитриевич. Сам он всегда рисковал и, так как карта ему не шла, постоянно проигрывал, но не отчаивался и думал, что ему удастся отыграться в следующий раз. Постепенно они свыклись со своим положением и не мешали друг другу: Николай Дмитриевич рисковал, а старик спокойно записывал проигрыш и назначал игру в четырех.

Так играли они лето и зиму, весну и осень. Дряхлый мир покорно нес тяжелое ярмо бесконечного существования и то краснел от крови, то обливался слезами, оглашая свой путь в пространстве стонами больных, голодных и обиженных. Слабые отголоски этой тревожной и чуждой жизни приносил с собой Николай Дмитриевич. Он иногда запаздывал и входил в то время, когда все уже сидели за разложенным столом и карты розовым веером выделялись на его зеленой поверхности.

Николай Дмитриевич, краснощекий, пахнущий свежим воздухом, поспешно занимал свое место против Якова Ивановича, извинялся и говорил:

— Как много гуляющих на бульваре. Так и идут, так и идут…

Евпраксия Васильевна считала себя обязанной, как хозяйка, не замечать странностей своих гостей. Поэтому она отвечала одна, в то время как старичок молча и строго приготовлял мелок, а брат ее распоряжался насчет чаю.

— Да, вероятно, — погода хорошая. Но не начать ли нам?

И они начинали. Высокая комната, уничтожавшая звук своей мягкой мебелью и портьерами, становилась совсем глухой. Горничная неслышно двигалась по пушистому ковру, разнося стаканы с крепким чаем, и только шуршали ее накрахмаленные юбки, скрипел мелок и вздыхал Николай Дмитриевич, поставивший большой ремиз. Для него наливался жиденький чай и ставился особый столик, так как он любил пить с блюдца и непременно с тянучками.

Зимой Николай Дмитриевич сообщал, что днем морозу было десять градусов, а теперь уже дошло до двадцати, а летом говорил:

— Сейчас целая компания в лес пошла. С корзинками.

Евпраксия Васильевна вежливо смотрела на небо — летом они играли на террасе — и, хотя небо было чистое и верхушки сосен золотели, замечала:

— Не было бы дождя.

А старичок Яков Иванович строго раскладывал карты и, вынимая червонную двойку, думал, что Николай Дмитриевич легкомысленный и неисправимый человек. Одно время Масленников сильно обеспокоил своих партнеров. Каждый раз, приходя, он начинал говорить одну или две фразы о Дрейфусе.[2] Делая печальную физиономию, он сообщал:

— А плохи дела нашего Дрейфуса.

Или, наоборот, смеялся и радостно говорил, что несправедливый приговор, вероятно, будет отменен. Потом он стал приносить газеты и прочитывал из них некоторые места все о том же Дрейфусе.

— Читали уже, — сухо говорил Яков Иванович, но партнер не слушал его и прочитывал, что казалось ему интересным и важным. Однажды он таким образом довел остальных до спора и чуть ли не до ссоры, так как Евпраксия Васильевна не хотела признавать законного порядка судопроизводства и требовала, чтобы Дрейфуса освободили немедленно, а Яков Иванович и ее брат настаивали на том, что сперва необходимо соблюсти некоторые формальности и потом уже освободить. Первым опомнился Яков Иванович и сказал, указывая на стол:

И они сели играть, и потом, сколько ни говорил Николай Дмитриевич о Дрейфусе, ему отвечали молчанием.

Так играли они лето и зиму, весну и осень. Иногда случались события, но больше смешного характера. На брата Евпраксии Васильевны временами как будто что-то находило, он не помнил, что говорили о своих картах партнеры, и при верных пяти оставался без одной. Тогда Николай Дмитриевич громко смеялся и преувеличивал значение проигрыша, а старичок улыбался и говорил:

— Играли бы четыре — и были бы при своих.

Особенное волнение проявлялось у всех игроков, когда назначала большую игру Евпраксия Васильевна. Она краснела, терялась, не зная, какую класть ей карту, и с мольбою смотрела на молчаливого брата, а другие двое партнеров с рыцарским сочувствием к ее женственности и беспомощности ободряли ее снисходительными улыбками и терпеливо ожидали. В общем, однако, к игре относились серьезно и вдумчиво. Карты давно уже потеряли в их глазах значение бездушной материи, и каждая масть, а в масти каждая карта в отдельности, была строго индивидуальна и жила своей обособленной жизнью. Масти были любимые и нелюбимые, счастливые и несчастливые. Карты комбинировались бесконечно разнообразно, и разнообразие это не поддавалось ни анализу, ни правилам, но было в то же время закономерно. И в закономерности этой заключалась жизнь карт, особая от жизни игравших в них людей. Люди хотели и добивались от них своего, а карты делали свое, как будто они имели свою волю, свои вкусы, симпатии и капризы. Черви особенно часто приходили к Якову Ивановичу, а у Евпраксии Васильевны руки постоянно полны бывали пик, хотя она их очень не любила. Случалось, что карты капризничали, и Яков Иванович не знал, куда деваться от пик, а Евпраксия Васильевна радовалась червям, назначала большие игры и ремизилась. И тогда карты как будто смеялись. К Николаю Дмитриевичу ходили одинаково все масти, и ни одна не оставалась надолго, и все карты имели такой вид, как постояльцы в гостинице, которые приезжают и уезжают, равнодушные к тому месту, где им пришлось провести несколько дней. Иногда несколько вечеров подряд к нему ходили одни двойки и тройки и имели при этом дерзкий и насмешливый вид. Николай Дмитриевич был уверен, что он оттого не может сыграть большого шлема, что карты знают о его желании и нарочно не идут к нему, чтобы позлить. И он притворялся, что ему совершенно безразлично, какая игра у него будет, и старался подольше не раскрывать прикупа. Очень редко удавалось ему таким образом обмануть карты; обыкновенно они догадывались, и, когда он раскрывал прикуп, оттуда смеялись три шестерки и хмуро улыбался пиковый король, которого они затащили для компании.

Краткое содержание

«Большой шлем» Андреева начинается с описания небольшой компании хороших знакомых. Евпраксия и Прокопий, Яков и Масленников встречаются уже на протяжении 6 лет и трижды в неделю проводят вечера за весёлой карточной игрой. Местом действия является дача одного из знакомых, где и происходят такие посиделки. Из описания становится понятно, что игра хоть и происходит на деньги, однако ставки минимальны, главные герои встречаются, чтобы весело и интересно провести своё время.

Игроки разбились на пары, которые не менялись на протяжении многих лет. Евпраксия решила, что её противником должен быть обязательно брат Прокопий. А вот Масленникову достался флегматичный и спокойный Яков. Поочередно они выбирали судью, который вёл подсчёт каждого кона. Пары не менялись длительное время, и больше всего этим был недоволен Масленников, которому хотелось попробовать поиграть против Евпраскии. А вот с Яковом соперничать ему было неинтересно, так как он уже изучил все ходы своего оппонента. Николай Дмитриевич Масленников часто предлагал сыграть в большой шлем, однако никто из присутствующих не соглашался.

Такие встречи проходили трижды в неделю, осенью, весной, зимой и летом. Для игроков подобные посиделки стали прекрасным отдыхом и отдушиной в их не слишком весёлой и однообразной жизни. По вечерам за картами друзья обменивались впечатлениями о прошедшем дне, обсуждали последние события, делились своими успехами и неудачами.

По стечению определенных обстоятельств их постоянные встречи выбиваются из накатанной колеи. Масленников пропадает на несколько недель, после чего возвращается и рассказывает, что его сын попал в тюрьму. Эти новости удивили всех игроков, так как они даже не знали о существовании семьи у Николая Дмитриевича.

Масленников рассказал им о своем происшествии и сел за стол, в этот день ему невероятно везло, поэтому он выигрывал каждую раздачу. Николай Дмитриевич предложил сыграть в большой карточный шлем, о котором он так долго просил своих знакомых. Как только Масленников протянул руку, чтобы взять недостающую ему карту, он замертво упал на пол. Спешно вызванный врач констатировал смерть от паралича сердца.

Все друзья Николая Дмитриевича стали планировать его похороны и пытались найти адрес, где проживал Масленников, но так и не смогли ничего разузнать о своём многолетнем партнере в винт.

Ссылка на основную публикацию