Анализ стихотворения Проселок Апухтина

Слово педагога

Автор: Рындина Галина Валентиновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МОУ СОШ п. Кушумский в с. Верхний Кушум
Населённый пункт: с. Верхний Кушум
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
Тема: А.Н.Апухтин «Проселок»
Дата публикации: 06.06.2020
Раздел: начальное образование

Филиал МОУ « СОШ п.Кушумский в с.Верхний Кушум Ершовского района

Урок литературного чтения в 4 классе по

учитель начальных классов

Рындина Галина Валентиновна

Урок литературного чтения

Стихотворение «Проселок» Апухтин А.Н.

Познакомить с творчеством Апухтина А.Н.

Способствовать полноценному восприятию стихотворения

Формировать систему читательских умений, особое внимание уделив

умению видеть композицию стихотворения, сопоставляя

Совершенствовать навык чтения, обучать выразительному чтению

Прививать любовь к природе

– Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь

друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы

спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко

вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость,

беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего

утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего

настроения и бережного от ношения друг к другу.

Подготовка к первичному восприятию

– Любите ли вы путешествовать? С чего начинается любое путешествие? Для

тех, кто затрудняется ответить на этот вопрос, я предлагаю вспомнить слова

из веселой детской песенки:

У дороги есть начало,

А конца дороги нет.

Мы прошли дорог не мало,

Но огромен белый свет.

– Сегодня на уроке я предлагаю отправиться в путешествие по дорожке,

которую описал в своем стихотворении русский поэт А.Н. Апухин.

– Алексей Николаевич Апухтин родился в 1840г. в Орловской губернии.

Впервые напечатали произведение Апухтина, когда мальчику было 14 лет.

Грустные стихотворения поэта долго не печатали, но их переписывали от

руки. На слова некоторых произведений Петр Ильич Чайковский написал

– Что такое проселок? (Толковый словарь поясняет: грунтовая дорога между

небольшими населенными пунктами).

Плотина – сооружение, преграждающее реку для подъема уровня воды.

Серп – ручное орудие в виде изогнутого полукруглого ножа для срезывания

Ракита – кустарник(рода ивы)

Верста – русская мера длины(= 1,06км)

Первичное восприятие. Чтение учителем

Проверка первых восприятий

– Какое настроение автора вы почувствовали?

– Попробуйте представить и описать, откуда ведёт наблюдение автор?

– Как вы себе представляете большую дорогу?

Постановка учебной задачи

– Нам сегодня предстоит разобраться, почему это стихотворение называется

«Проселок». Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, перечитайте

стихотворение еще раз.

Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение учащихся текста.

– В какое время года путешествует поэт? Докажите.

– В какое время суток? Подтвердите словами текста.

– Красоту стихотворения передают особые слова, выражения, которые

употребляются поэтом . К ним мы сейчас и обратимся.

– Какие языковые средства используют поэты.

На экране: эпитеты, сравнения, олицетворения.

– Найдите эпитеты, использованные автором при изображении природы(небо

румяное, скошенное сено, запах благовонный, море золотое).

– При описании деревеньки.(сломанные крыши, бедная картина, дикие

-Сопоставьте эти эпитеты; подумайте, что Апухтин положил в идею

– Найдите эпитеты, характеризующие дорожку.

– Но в этом стихотворении говорится и о большой дороге.

Давайте прочитаем эти фрагменты.

– Зачем автору понадобилось дважды упомянуть о большой дороге?

(Большая дорога противопоставляется маленькой дорожке. Смысл этого-

подчеркнуть красоту, живописность, особую теплоту авторского отношения к

– Выпишем слова, которые подчеркивают контраст дороги и дорожки.

Большая, стоят ракиты по порядку,

Обозы вереницей длинной;

Впереди – застава, сзади-пыль да

– Попробуем сравнить эти поэтические образы. Чем они отличаются друг от

1. Дорога большая, она как бы ограничена: «впереди-застава, сзади-пыль да

версты. Дорожка, хоть и маленькая, узкая, но она бесконечна. Она связывает

своей сетью всю Россию.

2.Большая дорога однообразна, а маленькая дорожка напротив, разнообразна.

Она вьется, петляет, напоминает узорную ленту.

3.Дорога неподвижна. А дорожка находится в постоянном движении и

– Перечитаем последний абзац.

Скажите, можно ли его опустить, отбросить? Почему вы так думаете?

(Нельзя. В таком случае стихотворение заканчивалось бы «смертью»

«Там ты и заглохнешь, русская тропинка!» А последний абзац звучит весело,

игриво. Там тропинка встречается с дорогой, но не умирает, а неожиданно

ответвляется от нее вправо и опять бежит «лентою узорной».

– Прочитайте внимательно всё стихотворение еще раз. Какие строчки

повторяются в начале и в конце? Подумайте, зачем автор использует

(По Руси великой, без конца, без края. Тянется дорожка, узкая, красивая..»

Такое повторение как бы подчеркивает бесконечность дорожки.)

– Почему стихотворение называется «Просёлок»?

(В словаре В.И. Даля дается толкование этого слова. Расстояние и путь между

селеньями, в стороне от городов, от больших дорог)

– Почему автор решил изобразить не столбовую дорогу, а просёлочную,

соединяющую между собой малые деревеньки, проходящую через леса,

«Зимой»

стихотворение и анализ

Зима. Пахнул в лицо мне воздух чистый…

Уж сумерки повисли над землей,

Трещит мороз, и пылью серебристой

Ложится снег на гладкой мостовой.

Порой фонарь огнистой полосою

Мелькнет… Да звон на небе прогудит…

Народ по улицам спешит.

И мысль моя далеко,

И вижу я отчизны край родной:

Угрюмый лес задумался глубоко,

И звезды мирно шепчутся с землей,

Лучи луны на инее трепещут,

И мерзлый пар летает от земли,

А в окнах светятся и блещут

Краткое содержание

Духовное богатство Алексея Апухтина в полной мере проявилось в его поэтических произведениях. Они представляют собой размышления искреннего, высокочувствительного человека, по-особенному воспринимающего окружающий мир. К тому же, поэт очень любил родную природу, ее образ придавал ему вдохновение и навевал мысли о сущности человеческой жизни. Эта тема хорошо прослеживается в его стихотворении «Зимой», написанном в 1855 году.

Сюжет содержит в себе философский подтекст о мимолетности счастья, оставшегося в прошлом. Воспоминания о нем терзают душу лирического героя. Печальное настроение усугубляется тем, что он осознает невозможность повторения этих моментов.

Е. Дубицкий. Петербург. Февральский вечер. 2012

Очарование зимнего петербургского вечера вызывает у автора грусть. Даже шумная толпа не может избавить его от ощущения одиночества. Герой не разделяет ее праздного времяпрепровождения, о чем говорит резкий эпитет «неугомонная». Более того, ее шум лишь усиливает его меланхолию, ведь он стремится совсем к другому – к той тишине, в которой можно расслышать шепот звезд. Колокольный звон, возвещающий о вечерне, еще больше подчеркивает его отрешенность от этого мира. «Гостеприимные огни» выступают символом теплого, уютного дома, родного очага, о котором мечтает герой. Но окна, в которых они «светятся и блещут», находятся где-то очень далеко, в том же недосягаемом месте, что и его бывшее счастье.

Анализ

История создания

Стихотворение написано Апухтиным в годы учебы в Петербургском училище правоведения. На тот момент будущему поэту было всего четырнадцать лет, но создается ощущение, что писал его человек, давно вступивший в зрелую пору жизни. Апухтин горячо любил Петербург, этот гордый, холодный город, и произведение явилось средством для выражения этого чувства.

Персонажи и образы

Главный персонаж стихотворения – лирический герой. Это ранимый и одинокий человек, который страдает от невозможности вернуться в счастливое прошлое. Через этот образ автор передает весь накал собственных переживаний, которые озвучивает в монологе героя. Цель произведения – раскрытие своего душевного состояния, поэтому в сюжете отсутствуют другие персонажи. Выразить печальное настроение помогает образ зимнего пейзажа. В описании образов природы ощущается светлая грусть чувствительного, сентиментального человека.

Композиция

Стихотворение содержит две строфы, в первой из которых восемь, а во второй – девять стихов. Такая структура позволяет выделить в нем две смысловые части. В первой из них описывается зимний, морозный вечер, во второй – печальное настроение лирического героя. Связано оно с пониманием невозможности повернуть время вспять и испытать те же чувства, которые делали его счастливым.

Стихотворение «Зимой» относится к жанру философско-психологической лирики.

Средства художественной выразительности
Проблематика и основная идея произведения

Главная тема произведения – размышления автора о смысле жизни, ее быстротечности и невозвратности. Монолог лирического героя обращен к читателю, с которым Апухтин делится своими переживаниями. Философская составляющая представлена рассуждениями о смысле человеческого бытия и отсутствии вечности.

Алексей Апухтин. Русский романс

Алексей Апухтин (ноябрь 1840) вошел в русскую культуру классическими романсами, но не только: его именем Александр Блок назвал целую эпоху – глухие апухтинские времена, имея в виду не только восьмидесятые годы XIX века русской истории, но и предшествовавшие им шестидесятые – время больших надежд и общественного подъема, сменившегося глухой реакцией восьмидесятых.

Согласимся, что не всякое время ассоциируется с именем поэта, отказывавшимся печататься в крутые шестидесятые-семидесятые и вдруг ставшим востребованным в реакционные восьмидесятые. Что-то в шестидесятые пошло не так, не срослось, не случилось, раз общество отреагировало на них апухтинской тоской и душевной болью.

Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнем озаренные,
Осени мертвой цветы запоздалые!
Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Всё же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…
Вкрадчивым шепотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные…
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!

Шестидесятые годы, отмеченные именами Чернышевского, Писарева, Добролюбова, были временем, когда всё общество вдруг пришло в движение и начало метаться, по словам одного из современников, словно в любовном чаду и свадебном угаре.

С одной стороны – Александровские реформы, религиозно-философские искания, творческий взлет в искусстве (Чайковский, Толстой, Достоевский, Тютчев, Фет, В. Соловьев), с другой – засилье в литературе бывших семинаристов-разночинцев, диктовавших обществу как жить, о чем писать и чем жертвовать.

Нигилисты-отрицатели отказывались не от чего-то конкретного, а вообще – от всего, от всякого прошлого, от всей прежней культуры и всей русской истории вообще. При этом они не утруждали себя полемикой, заменив ее сведением счетов и навешиванием ярлыков.

Душевной боли – противопоставляли пользу, философским размышлениям – плоский морализм, живой действительности – простые схемы. В семинариях их нещадно ломали, в академиях – гнули, и раз усвоенные ими взгляды и схемы стали определяющими: под них они хотели прогнуть и подогнать русскую реальность, «преобразовать» ее и очистить от «прежнего мусора», в том числе и религиозного.

Из семинарий разночинцы-интеллигенты вышли озлобленными, надорванными, с нечувствием к русской истории и российской действительности. Вот в такое время вступил в литературную жизнь Алексей Николаевич Апухтин, дворянин по матери и отцу, выпускник привилегированного Училища Правоведения, готовившего элиту для Минюста.

Училище пользовалось репутацией рассадника смуты, Николай I решил раз и навсегда покончить с этим вольнодумством: сменил директора училища и ввел военную дисциплину. Основанное как противовес царско-сельскому лицею, Училище гордилось своими выпускниками.

Читайте также:  Анализ стихотворения Прощание с деревней Апухтина

Из его стен вышли не только известные правоведы и юристы, но и культурная элита России: Алексей Апухтин, Иван Аксаков, Петр и Модест Чайковские, Александр Алехин (чемпион мира по шахматам), Алексей Жемчужников и другие.

«У них – Пушкин, у нас – Апухтин», – так стали говорить, когда юное дарование обратило на себя внимание Тургенева, Фета и Тютчева, а первые стихи четырнадцатилетнего воспитанника по рекомендации директора Училища были напечатаны в газете «Русский инвалид». Все прочили Лёлику, как называли его друзья, карьеру Пушкина, не меньше.

Уже в двенадцать, при поступлении в Училище, преподаватели удивлялись способностям мальчика и его знаниям русской поэзии: он часами мог декламировать Пушкина, перед которым преклонялся всю жизнь. Его поэтическим способностям удивлялась даже мать, нежно любившая и баловавшая сына.

Её любовь и нежность сформировали душевный мир поэта: тонкий, меланхоличный, грустный, философский. Тот контраст, который подросток почувствовал, попав из традиционного дворянского поместья в военизированное Училище, вызвало у него стресс.

Интонация грусти и печали, появившаяся в первых стихах, так и останется главной характеристикой его поэзии. Вот отрывок из раннего стихотворения «Романс», написанного в двенадцать лет в подражание то ли Антону Дельвигу, то ли Алексею Мерзлякову. В нём он словно программирует свою судьбу на грусть-тоску:

Что мне делать одинокому?
Только всё грустить
Да по милой по сторонушке
Горьки слёзы лить.
Целый век мне лишь кручиниться
Дан удел судьбой.

Подростком Алексей Апухтин пишет много патриотических стихов, вспоминая свое детство, мать, родных, по которым всегда тосковал. Смерть его любимой матушки стала для поэта таким ударом, от которого он так и не мог оправиться. Потом все его сердечные привязанности, дружеские отношения и увлечения были лишь попытками восстановить из обломков разрушенный храм любви.

В девятнадцать лет (1859), в год смерти матери и окончания Училища, у него выходит цикл стихов «Деревенские очерки», открывающийся «Посвящением» с размышлениями над могилой любимой матери. В цикл поэт включает и ранее написанные стихи, очень мелодичные и тоже грустные.

Стихи с подачи И. Тургенева печатаются в престижном и популярном Некрасовском журнале «Современник». Они действительно попадали в унисон общей установке на демократические преобразования, и, казалось, журнал и поэт нашли друг друга, но это только казалось.

Очень быстро, буквально через несколько месяцев стало ясно, что они – разного поля ягоды: в конце 1860-го года в итоговой статье «Современника» Апухтин попал в число не оправдавших надежд, поэт ответил бывшим товарищам убийственным стихотворением:

Посреди гнетущих и послушных,
Посреди злодеев и рабов
Я устал от ваших фраз бездушных,
От дрожащих ненавистью слов!
Мне противно лгать и лицемерить,
Нестерпимо – отрицаньем жить.
Я хочу во что-нибудь да верить,
Что-нибудь всем сердцем полюбить!
(Современным витиям. 1861)

Мягкий, лиричный Апухтин действительно был чужд всякой злобе и ненависти, исходящей от демократического журнала. Он не был революционером, не понимал народовольцев, не стремился никого и ничего переделывать, тем более насильственно, ничего не хотел разрушать и никому – мстить.

Он был философом, интровертом, глубоко погруженным в собственный мир и только в узком кругу друзей открывавшийся другими сторонами своего таланта. Друзья знали его как шутника, балагура, писавшего острые эпиграммы, пародии и юмористические стихи, наподобие вот таких:

Сегодня мне скажите вы,
Что не берут в России взяток,
Что город есть скверней Москвы,
Что в “Пчелке” мало опечаток,
Что в свете мало дураков.
Вполне достигнете вы цели,
Всему поверить я готов:
Сегодня первое апреля.
(Первое апреля. Отрывок)

После случившегося скандала с “шестидесятниками” Апухтин замолчал на долгих двадцать лет, уединился в деревне, но писать не перестал: только теперь его стихи расходились в рукописях и среди знакомых. Вернулся он к читателям только в конце жизни и то потому что не хватало денежных средств. Пришлось прибегнуть к типографскому станку и напечатать первый и последний при жизни поэта сборник стихов.

Но Алексею Николаевичу очень повезло с друзьями: с однокашником Петром Ильичом Чайковским он был дружен всю жизнь. они вместе гуляли, вместе ездили на Валаам, останавливались друг у друга, когда кому-нибудь из них приходилось бывать в Москве или Санкт-Петербурге.

И вместе они попали в очень некрасивую гомосексуальную историю. Впрочем, ни тот, ни другой, особо и не скрывали своих гомосексуальных предпочтений. Чайковскому Апухтин посвятил несколько стихотворений, а Петр Ильич, рано почувствовав красоту и мелодичность поэзии друга, написал на его стихи несколько замечательных романсов, ставших образцовыми:

«Ни отзыва, ни слова, ни привета»; «День ли царит, тишина ли ночная. »; «Ночи безумные, ночи бессонные» и другие.

Певучие, легкие, надрывные с четкими формулами о любви-старсти, не нуждающейся во взаимности, стихи Алексея Николаевича как нельзя лучше соответствуют русскому романсу. Поэтому, кроме Чайковского, еще восемь десятков композиторов обращались к поэзии Апухтина, написав классические:

«Пара гнедых…», «Разбитая ваза», «Забыть так скоро. », «Он так меня любил. », «Минуты счастья. », «Люби, всегда люби. », «Отчалила лодка. » и другие.

Когда без страсти и без дела
Бесцветно дни мои текли,
Она как буря налетела
И унесла меня с земли.
Она меня лишила веры
И вдохновение зажгла,
Дала мне счастие без меры
И слезы, слезы без числа…
Сухими, жесткими словами
Терзала сердце мне порой,
И хохотала над слезами,
И издевалась над тоской;
А иногда горячим словом
И взором ласковых очей
Гнала печаль, — и в блеске новом
В душе светилася моей!
Я всё забыл, дышу лишь ею,
Всю жизнь я отдал ей во власть,
Благословить ее не смею
И не могу ее проклясть.
(Любовь. 1872)

Анализ стихотворения А.Н. Апухтина «Гремела музыка, горели ярко свечи» (1858)

    Раиса Волжина 3 лет назад Просмотров:

1 ностей, частностей, и весь художественный арсенал таких произведений, вся сюжетная ткань в совокупности исторических, социальных, характерологических, бытовых, пейзажных составляющих является лишь ширмой бытия идеи, владеющей пространством текста. Если воспользоваться терминологическим языком У. Эко, эйдологическая литература это литература «открытая», «нарративный универсум» которой «не прекращает своего существования в последней строке текста, но расширяется до бесконечности» 1. По нашему убеждению, философская эйдология один из актуальных методологических путей гуманитарного знания, который позволит осуществлять перманентный синтез двух материков континента духовной культуры, определяя ее познавательную открытость. Анализ стихотворения А.Н. Апухтина «Гремела музыка, горели ярко свечи» (1858) Л. И. Вигерина Стихотворение «Гремела музыка, горели ярко свечи» одно из ранних произведений А.Н. Апухтина, посвященных любовной тематике. Анализ стихотворения позволит сделать заключение о некоторых характерных чертах ранней лирики поэта, о своеобразии разработки им темы любви на рубеже х гг. Композиция стихотворения состоит из 3-х пятистиший (АВААВ СВССВ ДВДДВ), каждое из которых представляет собой завершенное целое в тематическом и синтаксическом планах, характеризуется определенными субъектно-объектными отношениями, своеобразием хронотопа, психологическим состоянием лирического героя. В то же время единство композиции, связь частей (строф) обеспечивается несколькими факторами: прошивающей всю структуру стихотворения мужской рифмой В (-ал), синтаксическими повторами, эпифорой (со значимыми вариациями) в финальном стихе каждой строфы. 1-ая часть (1-ая строфа) лирической композиции отсылает к «бальному тексту русской поэзии»; в частности, поэтическая формула «шумный бал» к стихотворению А.К. Толстого «Средь шумного бала» (1851). Как и в стихотворении А.К. Толстого, герои А.Н. Апухтина противопоставлены окружающему миру «шумному балу» с «гремящей музыкой» миру суеты. Антитеза в стихотворении А.К. Толстого основана на романтическом противопоставлении 1 Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб., С

2 земного («в тревогах мирской суеты»), которому принадлежит и лирический герой, и небесного, сакрального, вышнего, иного мира, что открывается в героине («тайна твои покрывала черты», «голос так дивно звучал, как звон отдаленной свирели, как моря играющий вал»). Героиня стихотворения «Средь шумного бала» (как, впрочем, и другие женские образы в романтической и вообще в донекрасовской поэзии) наделена «небесными чертами», то есть чертами Мадонны. У А.Н. Апухтина героиня любовного стихотворения лишена романтической тайны, она земная женщина, ее образ лишен сакральных черт: «Твоя дрожала грудь, твои пылали плечи, Так ласков голос был, так нежны были речи». Герои А.Н. Апухтина противопоставлены балу только потому, что переживают свою собственную историю, разворачивающуюся самостоятельно, отдельно от бала. Романтической противопоставленности высоких героев пошлой действительности (светским героям бала) у Апухтина нет, поэтому и мотивировка несостоявшейся любви героев психологическая, не связана с социумом и его законами. Развитие лирического сюжета стихотворения связано с развитием отношения «я ты»: в 1-й строфе как будто намечается сближение, единение героев в одном переживании («Вдвоем мы слушали, как шумный длился бал»), однако последняя строка противопоставляет их («Но я в смущении не верил и молчал»). Во 2-й строфе героиня жаждет слова, «признанья», но герой не отвечает ей («Но я в волнении томился и молчал»). В 3-й строфе герой хочет прервать молчание, потому что осознал, что полюбил, но пространство и время, разделяющие их, делают это невозможным: «Я говорить хотел, но ты была далеко я плакал и молчал». Понимание того, почему «молчал», осознание того, что «полюбил глубоко», придет к лирическому герою не сразу. Своеобразие повествовательной организации стихотворения состоит в том, что выводы о прошлом делает лирический герой сейчас, и в то же время прошлое как будто не припоминается, а как бы живет заново, в известном отношении как бы впервые возникает («осмысленное прошлое не «снимается», а продолжает существовать и так, как оно было когда-то в первый раз увидено и пережито» 1 Я.С. Билинкис о герое и повествователе трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»). Такой повествовательный прием отсылает к традиции толстовской прозы. С другой стороны, психологизм А.Н. Апухтина в этом стихотворении напоминает психологизм И.С. Тургенева: фиксируются внешние проявления чувств, сами же чувства не называются: Твоя дрожала грудь, твои пылали плечи Печальна и бледна, ты жаждала признанья 1 Билинскис Я.С. О творчестве Л.Н. Толстого. Очерки. Л., С

3 Современный исследователь П.А. Гапоненко совершенно справедливо указывает на то, что стихотворение А.Н. Апухтина «Гремела музыка, горели ярко свечи» «конспективно воспроизводит историю интимно-личных отношений героев повести И.С. Тургенева «Ася» (1858) 1. Так, открытия психологической прозы становятся и достоянием поэзии середины и второй половины XIX в. Образ лирического героя демонстрирует сложность и противоречивость человеческой личности, сюжет героя прихотливость, индивидуальность зарождения, развития чувства, его осознания. Стихотворение построено так, что с каждой строфой нарастает эмоциональная напряженность переживаний лирического героя: сначала «смущение» (1-ая строфа), затем «волнение» (2-ая строфа): «Рвалася грудь моя от боли и страданья», наконец разрешение напряжения в осознании чувства («О, тут я понял все, я полюбил глубоко») и в упоении страданием: «я плакал и молчал» (3-ья строфа). Осознание любви происходит парадоксальным образом тогда, когда лирический герой разлучился с возлюбленной. Характерно, что ситуация прозрения помещена в хронотоп пути: «Я ехал. Путь лежал передо мной широко» Образ пути в контексте стихотворения лишен конкретности, поэтому это не только и не столько образ конкретного маршрута героя, сколько образ пути человека вообще на земле, воплощение его судьбы. Такая деталь, уточняющая хронотоп пути, как «ветер выл кругом», намечает еще одну идейную перспективу стихотворения: враждебность жизни человеку, трагизм любви, трагизм жизни человеческой как некая закономерность бытия человека на земле, обреченность человека, невозможность счастия на земле. Никто не виноват, виноват ли он сам? Но разве он виноват, что слишком поздно понял? Стихотворение А.Н. Апухтина многими сторонами своей художественной системы связано с жанром романса: основной темой и мотивами (несчастная любовь, разлука, невозможность счастья, воспоминание), преобладающим настроением (грусть, тоска, раскаяние, отчаяние). Именно для романса характерна не социальная, а психологическая обусловленность драматизма выражаемых душевных переживаний, что имеет место и в анализируемом нами произведении. Обобщенность пространства и времени («абстрактный хронотоп» Е.Е. Завьялова), обобщенность сюжетной ситуации, намеки, недоговоренности (неясно, почему вынуждены расстаться герои, куда едет лирический герой, почему зарождающееся чувство любви приносит ему не радость и восторг, а «боль и страданье») эти особенности художественной системы стихотворения «Гремела 1 Гапоненко П.А. Поэзия «чистого искусства»: традиции и новаторство: автореф. дис. д-ра филол. наук. Орел,

Читайте также:  Анализ стихотворения Рассвет Апухтина

4 музыка, горели ярко свечи» также позволяют отнести его к жанру романса. Исследователи признаются, что наиболее принципиальным моментом выделения жанра романса среди других стихотворных жанров является мелодика, интонация, общая эмоциональная тональность, которые способствуют эстетизации несчастной любви, созданию образа «красивого страданья» (С. Есенин). Стиховая интонация в стихотворении создается ритмом 6-стопного цезурованного ямба (симметрический ритм), который как раз во второй половине XIX в. становится более употребителен и начинает осваивать новые темы в новых жанрах, в том числе в жанре романса. Особая романсная интонация поддерживается использованием синтаксических периодов, синтаксического параллелизма, эпифоры, повторов, предложений, заканчивающихся многоточием, короткого предложения, делящего стих на две неравные части и т.п., а также специфически отобранными экспрессивно окрашенными словами. М.В. Отрадин в свое время подчеркнул: «В романсе слово не только несет свой лексический или образный смысл, но и является опорой для эмоции, музыки чувств, которая возникает как бы поверх слов» 1. В стихотворении А.Н. Апухтина выражение «горели ярко свечи» имеет исключительно эмоциональный смысл, оно рифмуется с выражениями «пылали плечи», «нежны были речи», тем самым подчеркивается эмоциональный накал переживаемого момента, внутренняя взволнованность героини, которые противопоставлены иному ритму существования, чувствования лирического героя: «Но я в смущении не верил и молчал». В конце стихотворения появляется образ воющего ветра («Но ветер выл кругом») не затем, чтобы уточнить, в каких пространственных, погодных координатах существует герой, а затем, чтобы усилить эмоциональное впечатление от страдающего лирического героя, от его отчаяния. А.Н. Апухтин использует в стихотворении по преимуществу устойчивые поэтические формулы и банальные образы (ласковый голос, нежные речи, горький час, «печальна и бледна», широкий путь и пр.), которые исследователи жанра романса считают достоверным сигналом романсного стиля (Л.Я. Гинзбург, Ю.Н. Тынянов). Ю.Н. Тынянов подчеркивал, что в традиционных темах и образах «хранится старая эмоциональность», слегка подновленная, она сильнее и глубже, чем эмоциональность нового образца, «ибо новизна обычно отвлекает внимание от эмоциональности в сторону предметности» 2. Музыкальность, богатство фонических эффектов способствуют реализации установки романса на эстетизацию чувства. «Музыка» 1 Отрадин М.В. А.Н. Апухтин // А.Н. Апухтин Полн. собр. стих. Л., Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,

5 стихотворения А.Н. Апухтина создается и кадансированием, и эмфатическим выделением лейтмотива молчания, и рядами аллитераций и ассонансов. Музыкальные образы, которые вообще играют значимую роль в художественной системе А.Н. Апухтина, в этом стихотворении обрамляют лирическую композицию и подчеркивают одиночество героя среди людей и в мироздании вообще. Грому музыки мира цивилизации и вою ветра противопоставляется молчание героя. Но в отличие от лирического героя тютчевского стихотворения «Silentium!», для которого молчание возможность сохранить в себе полноту и богатство бытия. Лирический герой Апухтина «говорить хотел», его молчание носит психологический характер, а не философский, оно обусловлено роковым стечением обстоятельств, в которых отчасти есть и его вина. Интимно-доверительная тональность, искренность, почти исповедальность, обращенность к адресату («ты жаждала признанья», «ты была далеко» и т. п.) характерные черты художественного мира анализируемого стихотворения, которые способствуют решению основной задачи романсного жанра установлению контакта с адресатом, читателем, слушателем. Через сочувственный отклик слушателя, читателя, адресата преодолевается драматизм или даже трагизм жизни. Поэзия Саши Черного в эмиграции 268 М. А. Жиркова Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг, ) известный в России поэт-сатирик, после революции, в 1918 г. вместе с женой уезжает из Пскова в Литву, где задержится на год с небольшим. С 1920 г. начинается беженская эпопея поэта (по выражению А.С. Иванова). Сначала он оказывается в Берлине, где переиздает свои ранние книги стихов, там же выходит новая книга стихотворений «Жажда». Переиздание книги «Сатиры» ( е изд. СПб., 1910) несет структурные исправления и дополнения. Кроме изменений стихотворного наполнения разделов прослеживаются и небольшие текстовые изменения. Например, цикл «Провинция» несет на себе отпечаток новых впечатлений, в житомирские реалии проникают иные географические пространства и образы: в стихотворениях «Виленский ребус», «На музыкальной репетиции», «Псковская колотовка». В книге «Сатиры и лирика» ( е изд. СПб., 1911) дополнения значительно существеннее. Расширение происходит не только

Краткое содержание рассказа «Ангелочек» Л. Андреева

Рассказ «Ангелочек» Андреева был написан в 1899 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Ангелочек» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Будучи классическим вариантом «рождественской истории», он повествует о том, что даже кратковременное счастье способно определить дальнейшую судьбу человека, навсегда изменить его жизнь.

  1. Основные персонажи рассказа
  2. Андреев «Ангелочек» очень краткое содержание
  3. Короткий пересказ «Ангелочка» Андреева
  4. Содержание «Ангелочка» по главам
  5. Видео краткое содержание Ангелочек Андреев

Основные персонажи рассказа

  • Сашка – тринадцатилетний мальчик, упрямый, ожесточенный, нелюдимый.
  • Иван Саввич – отец Сашки, слабовольный, добрый человек, тяжело больной, пьющий мужчина.
  • Феоктиста Петровна – мать Сашки, грубая, пьющая женщина.
  • Свечниковы – богатое семейство, которое всячески помогало Сашке.

Андреев «Ангелочек» очень краткое содержание

Л. Андреев «Ангелочек» краткое содержание для читательского дневника:

Сашку тяготила его жизнь. Утром умывался ледяной водой, упрекали в гимназии, мать в наказание ставила на колени. Он был непокорен и смел, мстил всем, кто не прав избивая и бранясь. Отец раньше пил, но стал харкать кровью, так что был болен. Тогда начала пить мать.

Одним из занятий Сашки было рисование карикатур. Мальчика выгнали из гимназии, и он делал что хотел, шатаясь по городу с друзьями. От голода спасал отец, который прятал еду сыну. Однажды его пригласили на Рождество к богатым Свечниковым.

У них в гостях Саша увидел елочную игрушку – воскового ангелочка. Тот сильно впечатлил мальчика своей радостью, казалось, ангелочек сейчас полетит. Гость на коленях выпросил его себе в подарок у хозяйки.

Казалось, игрушка осветила черную душу парня, наполнив светом, теплотой и счастьем. Отец тоже высоко оценил ангелочка. Его повесили возле печки, чтобы Саша и Иван Саввич могли видеть его. А ночью от тепла ангелочек стал таять, наполняя комнату восковым ароматом.

Каждый человек нуждается в любви и внимании. Тем более дети. Живя в неспокойном доме, Сашка становится жестоким и грубым. А для радости нужно было немного. Один ангелочек изменил все. Но счастье у обездоленных людей тает как воск.

Это интересно: Рассказ «Петька на даче» Андреева был написан в 1899 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Петька на даче», которое будет полезно для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. В своей книге автор поднял проблему тяжелой судьбы детей из бедных семейств, которые были полностью лишены детства.

Короткий пересказ «Ангелочка» Андреева

«Ангелочек» Андреев краткое содержание:

Сашка — герой «рождественского рассказа» Андреева — обладал непокорной и смелой душой, не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери…

Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на ёлку в богатый дом. Перед уходом в гости отец Сашки — Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, — просит что-нибудь принести с ёлки. Блок, возводивший «Ангелочка» к рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», писал о Сашке: «Его просто затащили на ёлку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо, все было так, как водится, во многих порядочных семьях, — просто, мирно и скверно».

«Злому мальчику», как назвали Сашку, глядевшему на чистеньких, красивых детей, «казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».

И вдруг (наступает любимое Андреевым перерождение героя, обязательное в рождественском рассказе) «узенькие глаза» Сашки «блеснули изумлением»: «На обращённой к нему стороне ёлки, которая была освещена слабее других и составляла её изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще тёмных ветвей и словно реявший по воздуху».

Изумлённый Сашка увидел, что «лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил…».

Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с ёлки. И когда своего добивается, в короткий момент счастья «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворённым рукой неведомого художника личиком ангелочка».

Сашка приносит ангела домой, и отец тоже испытывает потрясение: «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым».

Оба вскоре засыпают, а ангелочек, повешенный у печки, начал таять. «Вот ангелочек встрепенулся, словно для полёта, и упал с мягким стуком на горячие плиты». И непонятно, останется ли встреча с ангелом началом или концом чуда.

Через десять лет, в 1909 г., Блок напишет свой, поэтический, вариант поразившего его андреевского рассказа — стихотворение «Сусальный ангел».

Читайте также:  Анализ стихотворения Ночи безумные ночи бессонные Апухтина

Читайте также: Рассказ «Баргамот и Гараська» Андреева был написан в 1898 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Баргамот и Гараська» для читательского дневника. Данное произведение принадлежит числу так называемых «пасхальных» рассказов, в которых делается акцент на идее христианского братства и примирения всех людей.

Содержание «Ангелочка» по главам

Краткое содержание «Ангелочек» Андреев с описанием каждой главы:

Глава 1

Тринадцатилетнему Сашке безмерно надоела собственная жизнь. Ежедневные занятия в гимназии, где его постоянно ругали, а после – унизительное стояние на коленях дома делали его существование невыносимым. Сашка «обладал непокорной и смелой душой», и всегда реагировал на причиненное ему зло, за что в гимназии его прозвали Волчонком. Он «бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери», и лишь к отцу он относился уважительно.

Подобное поведение не могло продолжаться бесконечно, и перед самым Рождеством Сашку выгнали из гимназии. Он совсем распоясался, и целыми днями бегал во дворе с ребятами, которых бил при каждом удобном случае.

Отец Сашки – Иван Саввич – спившийся, больной, но добродушный мужчина. Он сообщил сыну, что его пригласили на елку «богачи Свечниковы». Мальчик был очень удивлен, ведь это Свечниковы определили его в гимназию, и после его исключения не желали даже видеть своего протеже.

Из чувства гордости Сашка не собирался идти на елку в богатый дом, однако властная мать, Феоктиста Петровна, настояла на этом. Попросил Сашку навестить Свечников и больной отец, который когда-то давно работал у них учителем, и с тех пор считал, «что они самые хорошие люди».

Глава 2

В нарядном доме, среди чистеньких, красивых детей и вежливых взрослых Сашка чувствовал себя очень неуютно. Его впечатлила большая, сверкающая елка, но «в его маленьком изъязвленном сердце» боролись не самые лучшие чувства. Неожиданно Сашка заметил на елке крошечного воскового ангелочка, которого в ту же минуту он полюбил «больше, чем отца, и больше, чем все остальное».

Мальчику пришлось унизиться до того, что он стоял на коленях, выпрашивая елочную игрушку у хозяйки дома. Когда же он стал обладателем ангелочка, все были поражены, как сильно изменилось лицо угрюмого мальчика – оно сияло неподдельным счастьем.

Глава 3

Когда Сашка вернулся домой, мать уже спала, «обессилев от целого дня работы и выпитой водки». Сашка показал ангелочка отцу, и тот заметил, что в нем «есть что-то особенное». В полной тишине они любовались прекрасным херувимом, который, казалось, «внес луч света в сырую, пропитанную чадом комнату».

Отец и сын глядели на ангелочка, и «по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца». Иван Саввич вспомнил свою первую любовь, и тихонько заплакал.

Перед сном Сашка повесил ангелочка на ниточке, чтобы можно было им любоваться. Но вскоре ангелочек, «повешенный у горячей печки, начал таять». В последний миг он «встрепенулся, словно для полета», и упал на пол.

Заключение

Своим произведением Леонид Андреев хотел показать, что даже самые жестокие, суровые сердца нуждаются в любви и светлых, искренних чувствах.

Это интересно: Рассказ «Кусака» Андреева впервые был опубликован в 1901 году. В произведении автор раскрывает темы милосердия, сострадания, умения нести ответственность за тех, кого мы приручили.

Видео краткое содержание Ангелочек Андреев

Андреев «Ангелочек» краткое содержание рассказывает про мальчика с тяжелым характером, сердце которого растапливает елочная игрушка.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Краткое содержание «Ангелочек»

Рассказ «Ангелочек» Андреева был написан в 1899 году. Будучи классическим вариантом «рождественской истории», он повествует о том, что даже кратковременное счастье способно определить дальнейшую судьбу человека, навсегда изменить его жизнь.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Ангелочка» по главам, это пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Сашка – тринадцатилетний мальчик, упрямый, ожесточенный, нелюдимый.

Другие персонажи

Иван Саввич – отец Сашки, слабовольный, добрый человек, тяжело больной, пьющий мужчина.

Феоктиста Петровна – мать Сашки, грубая, пьющая женщина.

Свечниковы – богатое семейство, которое всячески помогало Сашке.

Краткое содержание

Глава 1

Тринадцатилетнему Сашке безмерно надоела собственная жизнь. Ежедневные занятия в гимназии, где его постоянно ругали, а после – унизительное стояние на коленях дома делали его существование невыносимым. Сашка «обладал непокорной и смелой душой» и всегда реагировал на причиненное ему зло, за что в гимназии его прозвали Волчонком. Он «бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери» , и лишь к отцу он относился уважительно.

Подобное поведение не могло продолжаться бесконечно, и перед самым Рождеством Сашку выгнали из гимназии. Он совсем распоясался и целыми днями бегал во дворе с ребятами, которых бил при каждом удобном случае.

Отец Сашки – Иван Саввич – спившийся, больной, но добродушный мужчина. Он сообщил сыну, что его пригласили на елку «богачи Свечниковы» . Мальчик был очень удивлен, ведь это Свечниковы определили его в гимназию, и после его исключения не желали даже видеть своего протеже.

Из чувства гордости Сашка не собирался идти на елку в богатый дом, однако властная мать, Феоктиста Петровна, настояла на этом. Попросил Сашку навестить Свечниковых и больной отец, который когда-то давно работал у них учителем, и с тех пор считал, «что они самые хорошие люди» .

Глава 2

В нарядном доме среди чистеньких, красивых детей и вежливых взрослых Сашка чувствовал себя очень неуютно. Его впечатлила большая, сверкающая елка, но «в его маленьком изъязвленном сердце» боролись не самые лучшие чувства. Неожиданно Сашка заметил на елке крошечного воскового ангелочка, которого в ту же минуту он полюбил «больше, чем отца, и больше, чем все остальное» .

Мальчику пришлось унизиться до того, что он стоял на коленях, выпрашивая елочную игрушку у хозяйки дома. Когда же он стал обладателем ангелочка, все были поражены, как сильно изменилось лицо угрюмого мальчика: оно сияло неподдельным счастьем.

Глава 3

Когда Сашка вернулся домой, мать уже спала, «обессилев от целого дня работы и выпитой водки» . Сашка показал ангелочка отцу, и тот заметил, что в нем «есть что-то особенное» . В полной тишине они любовались прекрасным херувимом, который, казалось, «внес луч света в сырую, пропитанную чадом комнату» .

Отец и сын глядели на ангелочка, и «по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца» . Иван Саввич вспомнил свою первую любовь и тихонько заплакал.

Перед сном Сашка повесил ангелочка на ниточке, чтобы можно было им любоваться. Но вскоре ангелочек, «повешенный у горячей печки, начал таять» . В последний миг он «встрепенулся, словно для полета» , и упал на пол.

Заключение

Своим произведением Леонид Андреев хотел показать, что даже самые жестокие, суровые сердца нуждаются в любви и светлых, искренних чувствах.

После ознакомления с кратким пересказом «Ангелочка» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рассказ «Ангелочек»: краткое содержание. «Ангелочек» Андреева

Считается родоначальником русского экспрессионизма писателя конца 19-го — начала 20-го века Леонид Андреев. «Ангелочек» — программное произведение писателя, представляющее собой небольшой рождественский рассказ.

О произведении

Произведение было посвящено жене писателя Александре Михайловне Велигорской и имеет автобиографическую основу. В детстве Л. Н. Андреев видел, как растаял подобный же рождественский ангелочек, какой был описан в рассказе. С помощью недолговечности воскового ангела писатель показывать, насколько быстротечно счастье обездоленных и униженных людей. Также можно соотнести игрушку с образом ангела-хранителя.

Блок дал высокую оценку произведению Андреева и в 1909 году написал по его мотивам стихотворением «Сусальный ангел». Кроме того, поэт сравнивал андреевское произведение с рассказом «Мальчик у Христа на елке» Достоевского и писал, что Сашку насильно привели в праздничный рай. И все там было, как принято в порядочных домах – мирно, просто и скверно.

Краткое содержание: «Ангелочек» Андреева

Главный герой рассказа – мальчик Сашка, который обладает смелой и непокорной душой. Он не может спокойно смотреть на творящееся вокруг зло и мстит жизни. Свой протест он выражает в следующем: бил товарищей, рвал учебники, грубил начальству и обманывал мать и родителей.

Перед самым Рождеством мальчика выгоняют из гимназии. Однако несмотря на это, Сашку приглашают в богатый дом на елку.

Иван Саввич, отец Сашки, спившийся и давно опустившийся человек, однако в душе он остался добрым малым. Он просит сына, перед тем как тот уходит в гости, принести что-нибудь с елки.

Оказаться в большом красивом доме было очень неуютно. Этот «злой мальчик», как называли его, глядел на красивых, чистеньких и сытых детей, и ему казалось, будто «железные руки» сжали его сердце в тиски и выжали кровь до последней капли.

Ангелочек

Описывает миг перерождения главного героя краткое содержание («Ангелочек» Андреева). Читатель видит, как неожиданно Сашкины «узкие глаза» начинают изумленно поблескивать. Что же стало тому причиной? Дело оказалось в том, что на одной из сторон елки, которая считалась ее изнанкой, освещалась слабее и была обращена к мальчику, он увидел воскового ангелочка. Тот был небрежно повешен среди густых темных ветвей, и создавалось впечатление, будто он парит в воздухе. Именно этого и не хватало окружающему пейзажу.

Сашка видел, что лицо ангела отнюдь не полно радости или печали, оно свидетельствовало совершенно об ином чувстве. Это чувство нельзя было передать словами или определить мысль, его можно было понять «лишь такому же чувству». Мальчик не знал, какая сила влекла его к игрушке, но он был уверен, что всегда знал этого ангелочка и любил.

Развязка

Подходит к концу наше краткое содержание. «Ангелочек» Андреева очень проникновенный, но в тоже время печальный рассказ. Главный герой, завороженный видом ангела, начинает выпрашивать игрушку у хозяйки. Сначала он делает это грубо, но потом встает на колени. Хозяйка наконец соглашается. Сашка ликует. И в этот мир все замечают схожесть лица ангелочка и этого неуклюжего гимназиста, давно выросшего из своей одежды.

Мальчик приносит домой игрушку. Его отец также испытывает потрясение. Они начинают испытывать схожие чувства, глядя на ангела. Вскоре оба засыпают. Восковой ангелочек остается висеть у растопленной печки. Игрушка начинает таять, и вот он уже падает на пол «с мягким стуком». Не ясно, будет ли эта встреча с чудесной игрушкой началом чуда или его окончанием. Этим заканчивается рассказ — мы изложили его краткое содержание. «Ангелочек» Андреева произвел большое впечатление на современников писателя. Однако рассказу удалось сохранить актуальность и сегодня.

Ссылка на основную публикацию