Анализ стихотворения Прощание с деревней Апухтина

творчество Апухтина

В 1859 году в “Современнике (№9; с цензурными изменениями) напечатано девять стихов под общим заголовком “Деревенские очерки”, где среди прочих

творчество Апухтина

Другие сочинения по предмету

Верное прочтение Апухтина действительно возможно лишь на фоне поэтической традиции. Его стихотворения насыщены литературными ассоциациями и цитатами, рассчитанными на узнавание, и что бы быть правильно истолкованными, они должны постоянно соотноситься с поэзией современников. Так, стихотворения Апухтина “Прощание с деревней” (1858г.) и “Приветствую вас, дни труда и вдохновенья…” (1870г. и 1885г.) отчетливо ориентированы на пушкинскую “Деревню”; начало стихотворения “Судьба” (1863г.) построено на ритмикотематических перекличках с “Анчаром”; а в стихотворении “К морю” (1867г.) разработаны мотивы пушкинских элегий “Погасло дневное светило…” и “К морю”. Апухтин лирик сформировался в “поэтическую” эпоху 50х годов, высоко чтившую Пушкина; простота и гармония пушкинского стиха остались до конца жизни идеалом поэта. Однако посвоему мироощущению, Апухтин куда ближе Лермонтову. Как и у Лермонтова, в его поэзии лирическое “Я” -в непримиримом противоречии с “толпой бездушной” (“В театре”, 1863г.); излюбленный Апухтиным мотив “светская жизнь сцена” окрашен в лермонтовские тона; и наконец, в творчестве Апухтина выражена полермонтовски звучащая жажда приобщения к вечным ценностям природе, вере, несущим успокоение измученной душе: “Я хочу во чтонибудь да верить,/ чтонибудь всем сердцем полюбить!” (Современным витиям”, 1861г.). В поэзии Апухтина ощутимы и отголоски поэзии Ф. И. Тютчева (“Ночь в Монплезире”).

” Но разум понимает,

Что в сердце есть у нас такая глубина,

Куда и мысль не проникает;

Откуда, как с морского дна,

Могучим трепетом полна,

Неведомая сила вылетает

И чтото смутно повторяет,

Как набежавшая волна”.

Вместе с тем традиционно поэтическая лексика и фразеология нередко уживаются в лирике Апухтина с прозаическим словом: “бездна роковая”, “тоска уединения” с выражениями “по горло он погряз”, мчался “на всех парах”; “страсти пламень беспокойный” с выражениями “хоть тресни”. Подобно Некрасову, хотя и не так смело и не с такой интенсивностью Апухтин вводит в поэзию прозаические детали и злободневную тематику. Ряд его стихотворений представляет собой монолог человека, отделенного от автора психологическим и социальным барьером (см. “Венеция”, 1874 г.; “Письмо”, 1882 г.) явление, близкое “ролевой” лирике Некрасова. Порой Апухтин обращался к чисто некрасовским, драматургическиповествовательным, сюжетным принципам развития темы (“В убогом рубище, недвижна и мертва…” 1871г.). В стихотворениях из цикла “Деревенские очерки”, как и в последующих за ними, явственно ощутимы также следы воздействия Некрасова. “Деревенские очерки” не только выдержаны в близком к стилю Некрасова поэтическом ключе, но и схожи с его стихотворениями по мыслям и поэтическим средствам выражения. Так, в стихотворениях “В полдень”, “Проселок”, “Песни”, “Селение” поэт с глубокой, некрасовской болью говорит о нищете и разорении русской деревни, о родной земле, “политой слезами”, о полях, смоченных “кровавыми слезами”. Понекрасовски Апухтин выражает веру в лучшее будущее своей родины, в то что “полные сил молодых” “заунывные звуки” “с первым призывом” “грянут…из оков / К вольным степям, к нескончаемым нивам, / В глубь необъятных лесов”.

Пусть тебя, Русь, одолели невзгоды,

Пусть ты уныния страна…

Нет, я не верю, что песня свободы

Этим полям не дана!

В стихах поэта заметна инерция стиховых форм Некрасова, его напряженнодраматическая, скорбная интонация. По примеру Некрасова Апухтин активно включает в свой поэтический словарь бытовую лексику и прозаические детали. А небольшое, в двенадцать строк, стихотворение “В полдень”, обладает широким эпическим фоном и в этом соотносимо с некрасовским стихотворением “На родине”.

Как стелется по ветру рожь золотая

Как пыль поднимается, путь застилая

Как грудь моя ноет тоской безымянной,

О, если бы встретить мне друга нежданно

И плакать бы с ним!

Но горькие слезы я лью только с вами,

Сама ты горька и полита слезами,

Но, пожалую больше всего отражений некрасовской поэзии находим в отрывках из поэмы “Село Колошовка” (1864г.), навеянных впечатлениями жизни поэта в родных местах (в период службы в Орле 18631864 гг.).Отчетливо просматривающийся в фрагментах поэмы социальный аспект отражения народной жизни, сочувственный показ картины “унылой” природы, “бессмысленной вражды” поколений, тяжкой доли женщины, весь век живущей “рабынею опальной / Под гнетом тяжкого труда”, выдержанная в суровых тонах сцена свадьбы и самоубийства невесты, немереная, ненавязчивая прозаизация поэтической речи все это очень близко по духу настроениям Некрасова.

Творческое освоение Апухтиным традиций Некрасова не исключало, однако, полемики с ним. И это вполне закономерно. В стихотворении “К поэзии” (“В эти дни ожидания тупого…”, 1881г.), написанном в связи с террористической деятельностью “Народной воли” и убийством Александра II 1 марта 1881 года, Апухтин отмежевывается от Некрасова, заявляя о себе как о противнике демократической поэзии и стороннике “чистого искусства”. Явственная полемика с Некрасовым звучит в следующих строках, обращенных к “волшебнику” поэзии:

От насилий, измен и коварства,

От кровавых раздоров людских

Уноси в свое в свое светлое царство

Ты глашатаев верных своих!

По своему трагическому мироощущению Апухтин ближе всего к Лермонтову. Многие его стихотворения сверкают энергией лермонтовской поэзии. В них находим мы типичные лермонтовские мотивы неразделенной “роковой” любви, измены женщины, не оценившей возвышенных чувств друга, темы одиночества, “тоски нестерпимой”, неудовлетворенности жизнью, невозможности взаимопонимания между людьми (см.: “Поэт”, “Ночью”, 1855г.; “После бала”, 1857г.). В лермонтовские тона окрашен мотив бездушие и лицедейства людей “светского” круга с их “взглядами притворными”. Поэту чужд скучный мир этой “толпы немых видений”, ему претит страсть “светских” людей к мишуре, их преклонение перед дешевой славой (“Публика. Во время представления Росси”,1877 г.).Отзвуки стихотворения Лермонтова “Умирающий гладиатор” слышим в апухтинском “Шарманщике”(1885).Ассоциации с его поэзией возникают в стихах “Подражание арабскому”(1885), через отголоски “Трех пальм”, а также “Песни араба над могилой коня” Жуковского и “Подражая Корану” Пушкина. Аллюзии на лермонтовскую “Думу” можно увидеть в стихотворении “Мое оправдание” (1858г.) Значительным воздействием Лермонтова отмечены поэмы “Год в монастыре” (1883г.) и “Из бумаг прокурора” (1888г.). В которых раскрыт основной образ поэзии Апухтина усталого, разочарованного, изверившегося человека. В центе первой из упомянутых поэм, герой, убежавший в монастырь из “мира лжи, измены и обмана”. В “святой обители” он пытается обрасти покой, но эта мечта оказывается тщетной:

Напрасно переплыл я океан безбрежный,

Напрасно мой челнок от грозных спасся волн,

На камни острые наткнулся он нежданно,

И хлынула вода, и тонет бедный челн

В виду земли обетованной.

Герой поэмы “Год в монастыре” наделен аналитическим сознанием. Это тот “человек внутри”, который стал объектом пристального художественного внимания Лермонтова в его стихах и в романе “Герой нашего времени”. А его монологипризнания с их напряженным пафосом лирической исповеди сродни монологампризнаниям героев лермонтовской лирики.

Что касается влияния Тютчева на лирику Апухтина, близко по духу и колориту к Тютчеву стихотворение Апухтина “Осенние листья” (1868г.), в котором, наряду с предметным планом, легко просматривается второй, символический план: за “грустной повестью” осенних листьев угадываются жалобы человека на краткосрочность индивидуальной жизни. Жалуясь на свою “гнетущую судьбу”, на то, что скоро охватит их “холодными руками” зима, листья вместе с тем “счастливы”, от того, что “Нам жизнь милей в прощальный час / Смотри, как золотом облит наш парк печальный, / Как радостно цветы в последний раз блестят, / Смотри, как пышно погребально / Горит над рощами закат./”

“Нам жизнь милей в прощальный час” отголосок тютчевского: &quot

«Зимой»

стихотворение и анализ

Зима. Пахнул в лицо мне воздух чистый…

Уж сумерки повисли над землей,

Трещит мороз, и пылью серебристой

Ложится снег на гладкой мостовой.

Порой фонарь огнистой полосою

Мелькнет… Да звон на небе прогудит…

Народ по улицам спешит.

И мысль моя далеко,

И вижу я отчизны край родной:

Угрюмый лес задумался глубоко,

И звезды мирно шепчутся с землей,

Лучи луны на инее трепещут,

И мерзлый пар летает от земли,

А в окнах светятся и блещут

Краткое содержание

Духовное богатство Алексея Апухтина в полной мере проявилось в его поэтических произведениях. Они представляют собой размышления искреннего, высокочувствительного человека, по-особенному воспринимающего окружающий мир. К тому же, поэт очень любил родную природу, ее образ придавал ему вдохновение и навевал мысли о сущности человеческой жизни. Эта тема хорошо прослеживается в его стихотворении «Зимой», написанном в 1855 году.

Сюжет содержит в себе философский подтекст о мимолетности счастья, оставшегося в прошлом. Воспоминания о нем терзают душу лирического героя. Печальное настроение усугубляется тем, что он осознает невозможность повторения этих моментов.

Е. Дубицкий. Петербург. Февральский вечер. 2012

Очарование зимнего петербургского вечера вызывает у автора грусть. Даже шумная толпа не может избавить его от ощущения одиночества. Герой не разделяет ее праздного времяпрепровождения, о чем говорит резкий эпитет «неугомонная». Более того, ее шум лишь усиливает его меланхолию, ведь он стремится совсем к другому – к той тишине, в которой можно расслышать шепот звезд. Колокольный звон, возвещающий о вечерне, еще больше подчеркивает его отрешенность от этого мира. «Гостеприимные огни» выступают символом теплого, уютного дома, родного очага, о котором мечтает герой. Но окна, в которых они «светятся и блещут», находятся где-то очень далеко, в том же недосягаемом месте, что и его бывшее счастье.

Анализ

История создания

Стихотворение написано Апухтиным в годы учебы в Петербургском училище правоведения. На тот момент будущему поэту было всего четырнадцать лет, но создается ощущение, что писал его человек, давно вступивший в зрелую пору жизни. Апухтин горячо любил Петербург, этот гордый, холодный город, и произведение явилось средством для выражения этого чувства.

Персонажи и образы

Главный персонаж стихотворения – лирический герой. Это ранимый и одинокий человек, который страдает от невозможности вернуться в счастливое прошлое. Через этот образ автор передает весь накал собственных переживаний, которые озвучивает в монологе героя. Цель произведения – раскрытие своего душевного состояния, поэтому в сюжете отсутствуют другие персонажи. Выразить печальное настроение помогает образ зимнего пейзажа. В описании образов природы ощущается светлая грусть чувствительного, сентиментального человека.

Читайте также:  Анализ стихотворения Зима Апухтина
Композиция

Стихотворение содержит две строфы, в первой из которых восемь, а во второй – девять стихов. Такая структура позволяет выделить в нем две смысловые части. В первой из них описывается зимний, морозный вечер, во второй – печальное настроение лирического героя. Связано оно с пониманием невозможности повернуть время вспять и испытать те же чувства, которые делали его счастливым.

Стихотворение «Зимой» относится к жанру философско-психологической лирики.

Средства художественной выразительности
Проблематика и основная идея произведения

Главная тема произведения – размышления автора о смысле жизни, ее быстротечности и невозвратности. Монолог лирического героя обращен к читателю, с которым Апухтин делится своими переживаниями. Философская составляющая представлена рассуждениями о смысле человеческого бытия и отсутствии вечности.

Анализ стихотворения Прощание с деревней Апухтина

Анацкая Елена, 10 класс, МБОУ СОШ №20

Комплексный анализ стихотворения

А. Н. Апухтина «Русские песни».

В своем стихотворении А. Н. Апухтин прославляет русские народные песни.

Песни — важнейшая часть русского фольклора, вмещающая в себя всю душу русского народа. Автор безмерно ценит эти близкие ему «созвучья» и наделяет их собственной жизнью и душой: «Как сроднились вы со мною», «Вы доноситесь, живые,». Автор признает за русскими народными песнями живое сознание и обращается к ним напрямик, отчего «Русские песни» приобретают черты стихотворения-послания:

Как сроднились вы со мною,

Песни родины моей,

А. Н. Апухтин особо отмечает, что душу и живое сознание песням придает русский народ. Русские люди — сочиняя пеню, напевая ее в самые радостные и самые тяжелые моменты своей жизни,оттачивая, передавая из уст в уста, проживая эти песни — отдают песням свои мысли и чувства. И каждый русский человек, переживший песню, отдает ей частичку своей души. Поэтому в песнях — душа народа. Автор пишет о том, что истинную силу народные песни приобретали не во времена всеобщего благоденствия, а во времена тяжких лишений. В такие моменты весь русский народ и каждый отдельный человек в нем — все испытывали огромный душевный подъем, единение, катарсис, дающие песням особо яркое звучание. Самые народные песни народ рождает из своей крови. Автор дивится на противоречивость русских народных песен и восхищается этим, гордится:

И как много в этих звуках

Даже в самые тяжелые периоды сильный и свободный душой русский народ не смиряется с невзгодами и самым мрачным и печальным песням придает удалое звучание и не соответствующий тексту песни и мрачному напеву оптимистический подтекст. В тоже время даже в самых радостных песнях с их ярким звучанием слышаться слезы и тихая печаль обреченного на вечные страдания народа:

Сколько в смехе тайных слез!

Но почему е «тайных слез»? Поему «недосказанных речей»? Противоречивые народные песни всегда содержат недосказанность и глубокий смысл, доступный лишь тому, кто душой понимает русский народ. Простые тексты, не изобилующие сложными поэтическими приемами, нехитрые напевы — все эти составляющие русской песни не могут вместить в себя все переживания народа. Но зато они могут стать прекрасной оболочкой для этих переживаний.

Впрочем, русским народным песням и не нужны какие-то поэтические ухищрения. То, что каждый в русском народе принимает участие в их создании, накладывает отпечаток и придает народным песням неповторимое своеобразие текстов и смыслов. Русские песни отличаются простотой и яркостью повествования и героями, собравшими свой образ по всем землям русским. Ведь каждый человек из народа шлифует песню, избавляет от лишней шелухи слов. И остается шедевр народной мысли и души. Автор восхищается текстами и сюжетами русских народных песен:«Что за речи, за герои!». Он отмечает яркость и разнообразие повествования в русских песнях, даже некоторую калейдоскопичность. Русские народные песни вмещают всю историю нашей Родины, пересказанную так, как видит и помнит ее русский народ:

То Москва, татарин злобный,

Володимир, князь святой.

Автор озирает прошлое, полное славных подвигов и звучных песен. А затем возвращается в современное ему настоящее:

Песни нашей старины

Тем же рабством и тоскою,

Той же жалобой полны;

В реальности, современной поэту, русский народ еще более забит и несвободен, чем во времена Древней Руси, когда только начиналась история подвигов и страданий нашего народа и создавались первые песни, получившие право называться не просто народными, но русскими. Однако русские народные песни пережили само время и переспорили судьбу, продолжая прославлять стародавние счастливые времена и давать людям надежду:

А подчас все так же вольно

Да свой Киев богомольный,

Стихотворение изобилует средствами художественной выразительности. Самый главный, проходящий через все стихотворение прием — это , конечно, олицетворение. Ведь автор признает за народными песнями собственную жизнь! Не менее важны антитезы, показывающие противоречивость такого народного творчества: «Что за удаль в самых муках, сколько в смехе тайных слез!». Последняя строфа — одна большая антитеза. Сначала автор говорит о том, что песни все так же печальны, а затем сразу же заявляет, что оптимистическое звучание песен тоже прекрасно сохранилось.

С помощью повторения первого слова в двух стихах автор подчеркивает отрицание того, что песни созданы кем-либо вместо народа:

Не могучий дар свободы,

Не монахи мудрецы,-

Этот же прием автор использует второй раз в этой же строфе:

Весь народ, до траты сил,

Весь — певец своей кручины-

Конечно, в стихотворении много и эпитетов: «безмолвии ночном», «могучий дар», «безвестные певцы», «бедной девы», «молодецкие разбои», «богатырские пиры», «татарин злобный», «князь святой» и многие другие. Эпитетом можно назвать и то, как называет автор князя Владимира Красно Солнышко:«солнышко-царя», и устойчивое название Киева: «Киев богомольный». Есть в стихотворении и метафоры, например «дар свободы», и сравнения: «журчанью вод подобный, плач княгини молодой,».

В некоторых фразах можно услышать аллитерацию: «Вас в крови своей носил».

Рифмовка в стихотворении перекрестная, идет чередование мужской и женской рифмы. В каждом нечетном стихе во всем стихотворении рифма женская, то есть с ударением на предпоследнем слоге. В каждом четном стихе ударение идет на последний слог — рифма мужская.

Основной размер стихотворения — хорей, изредка использованы пиррихии. В нечетных стихах с женской рифмой по восемь слогов, поэтому каждый из двух слогов ударный, а последняя гласная в строке, как и должно быть, получается безударной. В четных стихах, где использована мужская рифма, семь слогов. Поэтом цепочка ударный-безударный слог оказывается незавершенной. Последний слог в строке получается ударным.

А. Н. Апухин восхищается русским народом и плодами его творчества – русскими народными песнями. Поэт сопереживает русскому народу, так много вынесшему и так много пережившему. Он является одним из тех людей, которые чувствуют душу русского народа и потому понимают все многообразие смыслов и эмоций в русских песнях. И, конечно, не может н восхищаться. Автор, слушая старинные народные напевы, находит яркий оклик в своей душе и в своем сознании.

«Русские песни» – великолепное стихотворение, ярко и точно передающее все аспекты, связанные с русскими народными песнями: исторические, национальные, духовные, поэтические и человеческие. А. Н. Апухтин воспевает это величайшее наследи в русской культуры. Я не сомневаюсь, что и по сей день каждый русский человек, прочитав это стихотворение, вспомнит незабываемый напев какой-нибудь русской народной песни и найдет яркий отклик в своей душе.

Прощание с деревней

«Прощание с Матёрой» — повесть Валентина Распутина. Действие происходит в 1960-х годах в деревне Матёра, расположенной на одноименном острове посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. Для самого автора деревня имела особое значение, он сам принадлежал к писателям, пишущим «деревенскую прозу». Он вырос в такой же деревне, как и Матера, которую также затопило. История эта очень личная для Распутина, и это отразилось в повествовании.

Это произведение лично мне показалось каким-то далеким от моих внутренних настроек и интересов. Я будто со стороны смотрела на чужое горе и с ужасом понимала, что отклика в душе нет. Каково же было мое удивление, что я нашла даже большее внутри себя после просмотра экранизации повести.

Советский двухсерийный фильм вышел в 1981 году. Задуманный и начатый Ларисой Шепитько, фильм был снят после её трагической гибели её мужем, кинорежиссёром Элемом Климовым («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»). Он же изменил название: «Прощание с Матёрой» стало просто
«Прощанием».

Фильм сам по себе будто знак, символ, крик души, выходящий за рамки текста повести именно силой духовного наполнения. Я обожаю такие картины, которые наполнены до краев, эстетически прекрасны каждым кадром, осмысленны создателями максимально глубоко. Такое кино смотришь с тяжелой душой, но после воспаряешь на какие-то недосягаемые высоты.

Сюжет фильма соответствует букве произведения почти точно, при этом за счет нескольких дополнительных символических эпизодов и просто отрывочных символов как-то незаметно перерастает сюжет повести. Настроение задается сразу, гнетущее и предсказывающее тон и атмосферу всего последующего на экране.
Мне импонирует съемка, которая как бы фиксирует момент. Данный фильм словно набор портретов и натюрмортов. Каждый кадр – живописная картина, достойная музея. Эти картины исполнены с трепетным отношением к цвету и свету, композиции и планами изображения. Операторская работа и работа с картинкой здесь на высшем уровне, ни за что я бы не сказала, что фильм начала 80-х.

Кстати, насчет времени. Наверное, многие, кто читал повесть, заметят странный ляп: играет современная музыка в некоторых сценах, так, например, песня Аллы Пугачевой, которая еще не была написана, когда творил Распутин. Думаю, это единственная настоящая вольность режиссера. Он хотел запечатлеть и свое время в этой истории, показать, что разрушение деревень продолжается. Но тут же можно добавить, что в фильме есть поразительное сочетание архаичного, вечного времени и современности. Эти временные пласты переплетаются, взаимодействуют, живут по особым законам.

Читайте также:  Анализ стихотворения Проселок Апухтина

Добавлю насчет музыкального сопровождения фильма. Оно здесь очень разнообразно и колоритно. Соседствуют советские хиты и народные песни рядышком. Создается интересный контраст настроений. Музыка вся живая, порой животворящая. Песенная культура на Руси вообще очень развита. Эта уникальная особенность нашего народа веселиться, танцевать и петь задушевные народные песни, косить сено и петь, сжигать дома и петь, умирать и до последнего верить в Бога, в справедливость и петь.

И вообще о культурном пласте тоже хочется сказать отдельно. Потому что много таких знаковых маркеров разбросано. Причем четко противопоставлена в соответствии с содержанием повести культура городских людей или оторвавшихся от деревни и тех, кто близок к земле русской. Эта культура более языческая, более магическая и притягательная. Одна сцена похорон избы чего стоит. Будто погружаешься в транс, отсылающий тебя на века назад.

Актерский состав очень мощный, советская школа всегда славилась характерными лицами. Выбранная на главную роль актриса Стефания Станюта — настоящая находка: ее мудрые глаза на испещренном морщинами лице — это эталонный портрет Родины-матери, но не энергичной женщины, готовой грудью закрыть своих детей, а усталой, испуганной старухи, чью землю коверкают и уродуют, оскверняют память и могилы предков. Когда героиня общается с землей, пробивает дрожь, она будто заговаривает не только свои беды, но и беды зрителя. Остальные женские лица тоже будто списаны с каких-то картин, у каждой в глазах целый мир. Вместе они представляют одновременно и силу, и лицо того утерянного деревенского рая.

Мужские персонажи интересны своей противоречивостью, хоть по яркости не могут переплюнуть женские. Особо выделяется Лев Дуров, играющий сына Дарьи. Ему удалось показать человека на распутье. Его ломка кажется незаметной, но порой приглядишься — и просвечивает это мученическое состояние, когда осознаешь, что не в твоих силах остановить ход истории.

Этот фильм – духовный опыт. Этот фильм – откровение. Здесь даже молчание – знак. Он страшнее повести. Распутин где-то смягчает углы, где-то расставляет маячки веры и надежды. В этой картине нет светлого будущего. Сжигатели изб лейтмотивно идут по русской земле, словно вестники смерти. Русь, утратив деревню, утратит и народную культуру. Я бы, конечно, желала, чтобы как можно больше людей обратили свое внимание на этот фильм. Даже если вы не читали повесть, данная кинолента заслуживает внимания, и, возможно, затем сподвигнет вас на знакомство с «деревенской прозой» в целом. А те, кто знаком с этим произведением, будут иметь возможность погрузиться в это состояние рефлексии еще раз, и, думаю, намного глубже и полнее переживут этот опыт.

Анализ стихотворения “Я последний поэт деревни. “

Есенин был убежден, что именно он является выразителем истинно русской песенной души, подлинной, “природной” России, и он сердито говорил Маяковскому, что Россия – его, а не Маяковского. Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Блока, – это во многом поэтический миф (сюда уходит корнями и последующая трагедия лирического Есенина, не выдержавшего столкновения мечты и реальности). Для молодого Есенина крестьянская Россия – воплощение рая. Русь в ранних стихах Есенина празднична, лишена конфликтов, расписана под православный лубок, лирический герой ощущает себя в ней вполне безмятежно. Главное место в поэтическом мире Есенина занимают месяц, звезды, животные и птицы, деревенская изба, голубые поля. Природа у поэта священна и описывается часто в ранней поэзии как божественный храм.

Разлад в этот гармоничный мир внесла революция. В 1920 году Есенин пишет стихотворение “Я последний поэт деревни. “, в котором собственная судьба поэта, его лирического героя изображается в неразрывной связи с судьбой его Родины, с судьбами его современников. Талант Есенина рожден деревенской, “деревянной” Россией, любовью Есенина к России. Но Русь уходила в прошлое, и это порождало трагическое мироощущение поэта. Поэт встречает гибель Руси как свою собственную.

Стихотворение “Я последний поэт деревни. ” можно было бы принять за пейзажную зарисовку с натуры, но в Константинове, где было написано это знаменитое стихотворение, не было моста, через Оку переправлялись здесь на лодках.

“Я последний поэт деревни. ” – это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему “деревянному” миру “железный гость” и, наверное, новые певцы нового времени. Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы. Именно в этом природном храме, где можно совершать богослужение в любой час, и заказывает панихиду по всему, что ему дорого, лирический герой. Ключевые слова в этом стихотворении – “дощатый мост”, “луны часы деревянные”. В уходящем мире все было от природы, от древа (а не от железа): весь уклад жизни, вся уходящая крестьянская соприродная культура. Но “скромен в песнях дощатый мост”, не по нему пойдут в будущее современные поэту люди. Они, как это ни горько сознавать автору стихотворения, пойдут иной дорогой, иным “мостом”.

Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. Для него наступает последний час. Да и для “часов” тоже наступают последние сроки, они именно “прохрипят” двенадцатый час, для них это мучительно тяжело.

“Луны часы” здесь также не случайны. Луна появляется ночью. Ночь разделяет день уходящий и день наступаю- щий. И как только истекут отмеренные сроки – наступит тьма для поэта. Ничего светлого, хорошего в его жизни уже не будет.

Поэт стоит за прощальной обедней “кадящих листвой берез”. Что случилось с тонкой березкой, некогда заглядевшейся в пруд? То же, что и с человеком. Береза – излюбленный образ народной поэзии и поэзии Есенина. Березы теперь “кадят”, то есть разбрасывают свою листву. Это происходит осенью. А осень – это конец года, это символ осиротевшей, умирающей природы.

Второе четверостишие открывается глаголом “догорит”: “Догорит золотистым пламенем // Из телесного воска свеча. ” “Догорит” находится в начале строки и поэтому звучит особенно весомо, особенно безысходно. Свеча догорит обязательно, а сама она из “телесного воска”, то есть из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

В третьем четверостишии говорится о причине гибели древнего (“деревянного”) мира – о “железном госте”, который выйдет “на тропу голубого поля” России с ее необъятными просторами.

“Железный гость” несет тройной смысл. Это, очевидно, и трактор, комбайн, любая другая техника. Это и противостоящий деревне город, где производится эта техника. Это, конечно, и новый уклад жизни, новый мир, и новый, механический, а не природный, человек. Но, по Есенину, на голубом поле России он не хозяин и не работник, а всего лишь “гость”, чуждый природе, рожденный не природным миром. Его не могут поэтому принять как родного.

И, конечно, у этого “железного гостя” “черная горсть”, “не живые, чужие ладони”. При нем природа осиротеет. И только будет разгуливать буйный разбойник, бродяга-ветер, “панихидный справляя пляс”. Это кощунственная пляска на дорогих автору могилах.

Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека через природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.

И как приговор звучат последние строки стихотворения: “Скоро, скоро часы деревянные // Прохрипят мой двенадцатый час!”

Читайте также другие статьи о творчестве Сергея Есенина:

Анализ стихотворения «Деревня» (А.С. Пушкин)

А.С. Пушкин в стихотворении «Деревня» затронул многие темы, которые неразрывно связаны со всем творчеством автора. В произведении звучат сквозные темы поэта и толпы, свободолюбия, природы, социальной несправедливости. Многомудрый Литрекон поможет вам разобраться в идейно-тематических особенностях произведения и понять его, дабы внести свой вклад в Ваши познания о пушкинской лирике, являющейся литературном богатством нашей страны.

История создания

А.С.Пушкин начал писать произведение в 1819 году. Первая половина XIX века связана с усилением недовольства среди населения, требовавшего отмену крепостного права, поэтому многие литературные деятели затрагивали тему рабства в своих произведениях. Стихотворение «Деревня» также находится среди них.

Первоначальную версию произведения Пушкин отказался публиковать, ведь всегда подходил к созданию стихотворений с трепетом перфекциониста. В 1825 году поэт решил напечатать своё доработанное творение, однако из-за недавно произошедших событий в России, которые заставили властей ожесточить цензуру (восстание декабристов в 1825 году), в текст пришлось вносить поправки. В 1826 году стихотворение было опубликовано под названием «Уединение». «Полная версия» произведения была опубликована лишь в 1829 году.

Жанр, направление, размер

  • В произведении нельзя выделить один конкретный жанр. В нём присутствует и послание (обращение к деревне), и элегия (размышления о жизни, грустные рассуждения о современном обществе, ярко выраженная тоска лирического героя).
  • Также нельзя однозначно определить направление. Романтизм в произведении ощущается с первых строк: герой идеализирует природу, осуждает общество и презирает цивилизацию. Он находит себя в уединении, подробно останавливается на состоянии своего внутреннего мира. В то же время автор делает акцент на социальной проблематике, не свойственной романтизму. Он подробно описывает проблемы крепостной России и делает это без прикрас, останавливаясь на самых зверских проявлениях «барства дикого». Это признаки реализма. Произведение относится и к пейзажной лирике (описание картин сельской природы), и к философской (размышления о нелегком положении крестьян, о сущности жизни, о свободе). Чаще всего такие произведения относят к вольнолюбивой лирике.
  • Стихотворение «Деревня» написано шестистопным ямбом, в нём отчетливо прослеживаются все виды рифмовки: перекрестная, кольцевая, параллельная.

Композиция

По смыслу стихотворение «Деревня» можно разделить на две части.

  1. В первой лирический герой наслаждается встречей с любимым «пустынным уголком», восхищается красотой «мирных» пейзажей. Он бродит по знакомым местам, обращает внимание на каждую деталь, чувствует все запахи, слышит все звуки. В этом крае лирический герой обретает душевную гармонию. Он избавляется от суеты, шумных балов, встреч и наедине с природой постигает великие истины бытия («Учуся в истине блаженство находить»).
  2. Во второй части стихотворения лирический герой говорит о том, какая мысль омрачает его душу. «Среди цветущих нив и гор» невозможно не заметить убогую жизнь крестьян, их вечные страдания. Безвольные, невежественные, порабощенные, они вынуждены работать на других людей, не имея права ни на собственное мнение, ни на надежды, ни на достойные условия жизни. В конце произведения звучит отчаянный возглас поэта. Он мечтает застать те дни, когда «по манию царя» рабство покинет этот уголок, и наступит свободная, счастливая жизнь для этих бедных людей.
Читайте также:  Ангелочек - краткое содержание рассказа Андреева

Образы и символы

Произведения А.С.Пушкина насыщено многими образами и символами.

  • Так, в центре произведения находится многозначный образ русской деревни. Для лирического героя это не только воплощение душевной гармонии, восхищение красоты природы, умиротворение, открытие истин, но и отражение страшной страницы истории России – рабства. Среди пейзажных видов невозможно не разглядеть нищету крестьян, вынужденных усердно трудиться во благо «барства дикого». Их безвольной жизни нельзя не сочувствовать, не сострадать. Поэтому лирический герой испытывает внутреннее противоречие, находясь в «приюте трудов и вдохновения», но видя вокруг несправедливость, горе и страх.
  • Образ лирического героя раскрывается в его мировоззренческой позиции — «друг человечества». Он — совестливый и добродетельный поэт, который даже не верит в то, что наделен даром слова, ведь его строки бессильны против тирании. Его чуткое сердце страдает от того, что вокруг царит несправедливость. Но он не только сожалеет, он пытается исправить ошибки общества, направляя все силы размышления на создание мощного призыва, который разбудит людей и вынудит их отказаться от рабства. Он жертвует забавами и наслаждениями, чтобы направить все силы на работу. Таким образом, лирический герой посвящает свою лиру народу, и в его готовность посвятить себя общественным нуждам является прекрасным мотивирующим примером для дворянства того времени. Недаром Пушкина так любили декабристы и так боялся царь.
  • Образ «барства дикого» представлен во всей красе: это люди без чести и совести, равнодушные к горю других. Они растлевают крестьянских девушек «для прихоти бесчувственной», а их братьев и отцов принуждают к труду, который истощает их силы. Но владелец неумолим, и судьбы народа его не волнуют, он присвоил его, как делает это разбойник.
  • Образ крестьянства нарисован мрачными красками: «рабство тощее», «невежества убийственный позор», «тягостный ярем до гроба все влекут». Люди лишены воли, не имеют прав даже на надежду, ведь в любой момент барская прихоть может перечеркнуть их жизнь. В такой атмосфере безнадежности нет стимула к чему-то стремиться, поэтому само крестьянство не может спасти себя из плена. «Толпы измученных рабов» обречены на вымирание.
  • Образ России обладает подчеркнутой двойственностью. С одной стороны, город, где процветают пороки и суета. Забавы приравниваются к заблуждениям, и иллюзорность света автор подчеркнул упоминанием Цирцеи — героини древнегреческой легенды, которая обманом удерживала знаменитого Одиссея в своем плену. Эту Россию он противопоставляет другой — деревенской, где «барство дикое» помыкает «тощим рабством» и распространяет нищету, невежество, оскудение на русских землях. Автор отчетливо показывает взаимосвязь двух миров: пока в одном цветет незаслуженная праздность, в другом надрывается от непосильной ноши трудовой народ.

Темы, настроения, проблемы

В стихотворении «Деревня» А.С.Пушкина есть многогранная тематика и злободневная проблематика.

  1. Основная тема — двойственность деревенской жизни. С одной стороны, там красиво и отрадно, с другой — бедно и мрачно. Довольство природы противостоит нужде ограбленных крестьян. Все результаты их труда скапливаются у господ и растрачиваются в их бесконечной мотовской игре. Автор описал все стороны жизни российской глубинки и столкнул ее противоречия в одной элегии.
  2. С самых первых строк ощущается неразрывная связь человека и природы. Лирический герой обретает гармонию с собой среди спокойных пейзажей, среди родных видов. Именно они пробуждают его творческие силы. Деревенскую красоту он противопоставляет городской суете и делает вывод, что его место в глубинке, где он может свободно мыслить и творить. Если природа дает, то цивилизация в образе города забирает, если в деревне поэт находит свою музу и внемлет оракулам, то за ее пределами он связан условностями общества и ослеплен его иллюзиями.
  3. Окружающая обстановка настраивает его на философские размышления. Он думает об истинах жизни: нельзя завидовать глупцу, необходимо жить и мыслить свободно, никогда не внимать роптанью «толпы непросвещенной» (раскрывается темы свободы, поэта и толпы). Герой, находясь наедине с собой, освобождается от предрассудков и заблуждений. Он обретает мудрость и силу, чтобы достучаться до людей.
  4. Во второй части стихотворения поднимается основная проблема – рабство и тирания, сковавшие деревню. Лирический герой описывает ужасы безвольной жизни зависимого человека, беззаконие и порочность его владельца. Он сострадает крестьянину, но находит, что этого недостаточно. Он понимает, что решение проблемы нужно искать даже не в поэзии, которая бессильна повлиять на всех, а в политике. Он призывает монарха повлиять на ситуацию, но сомневается, что доживет до этого дня.
  5. Еще одна важная проблема — бессилие поэта и поэзии. Автор с горечью признает, что ему не дано достучаться до людей и помочь рабам освободиться. Он сетует на «бесплодный жар», который разгорелся в его душе, и жалеет о своей неспособности решить общественные проблемы даром убеждения. Только тяжелая рука монарха может сотворить перемены, но будет ли на то его воля? Едва ли.
  6. Настроение в стихотворении двойственное: в первой части оно наполнено радостью открытий и внутреннего преображения, а во второй оно пропитано сочувствием и сожалением: не только об участи крестьян, но и о собственной беспомощности.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – осуждение крепостного права и обличение устройства российского общества. Лирический герой сочувствует крестьянину, который вынужден до гроба нести свое тяжкое бремя, изнемогать в постоянных работах на своего владельца. Он наблюдает за тем, как увеличиваются эти «толпы измученных рабов». Герой с грустью смотрит на состояние жизни простого народа, стремится голосом своим «сердца» встревожить, но все напрасно: либо он не наделен таким даром, либо сами люди глухи к пророку, ведь наслаждения и заблуждения города не дают им подумать о судьбе страны.

Смысл авторской позиции понять несложно: Пушкин намеренно хвалит деревню, где так хорошо думать и творить. Это намек на то, что элита просто не видит жизни России, не вылезая из шикарных палат. Только на лоне природы можно прислушаться к себе и понять, куда стоит направить свои силы и возможности. Там же человек может наглядно рассмотреть, как живется обреченному на нищету трудовому крестьянству. Все эти условия и впечатления эффективнее поэтического слова докажут необходимость перемен.

Средства выразительности

В стихотворении «Деревня» А.С.Пушкин использовал различные тропы, без которых невозможен подробный разбор произведения.

  • Основное средство художественной выразительности – контраст. В начале произведения поэт рисует мирные картины природы в деревне, которые вдохновляют его на создание произведений, а затем он описывает «темную» часть своего уголка – рабство. В последней части появляются страшные картины жизни крепостных людей, изображен их нелегкий труд.
  • Широко распространены антитезы: «барство дикое» сталкивается с «рабством тощим», довольство и изобилие природы противопоставляется позорной нужде, в которой живут крестьяне.
  • В этих частях особое внимание следует уделить эпитетам: «мирный шум дубров» и «рабство тощее», «светлые ручьи» и «толпы измученных рабов».
  • Поэт также использует олицетворение: шумят ручьи, везде «подвижные картины».
  • Столь же распространены метафоры: деревня – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «мельницы крылаты», «лоно счастья и забвенья».

О чём комедия Аристофана ,,птицы,,вкратце

u041fu0438u0441u0444u0435u0442u0435u0440 u0438 u042du0432u0435u043bu044cu043fu0438u0434,u043fu043eu043au0438u043du0443u0432 u0410u0444u0438u043du044b u0438 u0441u043au0438u0442u0430u044fu0441u044c u0432 u043fu043eu0438u0441u043au0430u0445 u0431u043eu043bu0435u0435 u0441u043fu043eu043au043eu0439u043du043eu0433u043e u043cu0435u0441u0442u0430 u0434u043bu044f u0436u0438u0437u043du0438,u043fu0440u0438u0445u043eu0434u044fu0442 u043a u043fu0442u0438u0447u044cu0435u043cu0443 u0446u0430u0440u044e u0423u0434u043eu0434u0443 u0438 u0435u0433u043e u043fu043eu0434u0434u0430u043du043du044bu043c

u041fu0438u0441u0444u0435u0442u0435u0440u0443 u0443u0434u0430u0435u0442u0441u044f u0443u0431u0435u0434u0438u0442u044c u043fu0442u0438u0446,u0447u0442u043e u0438u0445 u043fu0440u0435u0434u043du0430u0437u043du0430u0447u0435u043du0438u0435-u043fu0440u0430u0432u0438u0442u044c u043cu0438u0440u043eu043c.u043fu043e u0435u0433u043e u0437u0430u0434u0443u043cu043au0435 u043cu0435u0436u0434u0443 u043du0435u0431u043eu043c u0438 u0437u0435u043cu043bu0451u0439 u0441u0442u0440u043eu0438u0442u0441u044f u043fu0442u0438u0447u0438u0439 u0433u043eu0440u043eu0434 u0422u0443u0447u0435u043au0443u043au0443u0439u0449u0438u043du0430. u041fu0442u0438u0446u044b u0434u0430u044eu0442 u043fu0438u0441u0444u0435u0442u0435u0440u0443 u0438 u042du0432u0435u043bu044cu043fu0438u0434u0443 u043au0440u044bu043bu044cu044f,u041fu0438u0441u0444u0435u0442u0435u0440 u0441u0442u0430u043du043eu0432u0438u0442u0441u044f u043fu0440u0430u0432u0438u0442u0435u043bu0435u043c u043du043eu0432u043eu0433u043e u0433u043eu0440u043eu0434u0430 u0438 u043fu0440u0438u0432u043eu0434u0438u0442 u0432 u0434u0435u0439u0441u0442u0432u0438u0435 u043fu043bu0430u043d,u0446u0435u043bu044c u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e-u043eu0442u043du044fu0442u044c u0432u043bu0430u0441u0442u044c u0443 u043eu043bu0438u043cu043fu0438u0439u0441u043au0438u0445 u0431u043eu0433u043eu0432.u041fu0442u0438u0446u044b u043fu0435u0440u0435u0445u0432u0430u0442u044bu0432u0430u044eu0442 u0434u044bu043c u043eu0442 u0436u0435u0440u0442u0432u043eu043fu0440u0438u043du043eu0448u0435u043du0438u0439,u043au043eu0442u043eu0440u044bu043c u043fu0438u0442u0430u044eu0442u0441u044f u0431u043eu0433u0438,u0443u0433u043eu0432u0430u0440u0438u0432u0430u044eu0442 u043bu044eu0434u0435u0439 u0447u0442u0438u0442u044c u043fu0442u0438u0446 u043au0430u043a u043du043eu0432u044bu0445 u0431u043eu0433u043eu0432 u0438 u043eu0431u0435u0449u0430u044eu0442 u0438u043c u0437u0430 u044du0442u043e u043fu043eu043au0440u043eu0432u0438u0442u0435u043bu044cu0441u0442u0432u043e.

u0412 u043du043eu0432u044bu0439 u0433u043eu0440u043eu0434 u0443u0441u0442u0440u0435u043cu043bu044fu044eu0442u0441u044f u043bu044eu0434u0438,u0436u0435u043bu0430u044eu0449u0438u0435 u043fu043eu0441u0435u043bu0438u0442u044cu0441u044f u0432 u043du0435u043c u0438u043bu0438 u043fu0440u043eu0441u0442u043e u0438u0437u0432u043bu0435u0447u044c u0442u0430u043c u0434u043bu044f u0441u0435u0431u044f u0432u044bu0433u043eu0434u0443.u0412 u0440u044fu0434u0435 u043au043eu0440u043eu0442u043au0438u0445 u044du043fu0438u0437u043eu0434u043eu0432 u043a u043fu0438u0441u0444u0435u0442u0435u0440u0443 u043eu0434u0438u043d u0437u0430 u0434u0440u0443u0433u0438u043c u043fu0440u0438u0431u044bu0432u0430u044eu0442 u043fu043eu044du0442,u043fu0440u043eu0440u0438u0446u0430u0442u0435u043bu044c,u0437u0435u043cu043bu0435u043cu0435u0440,u043du0430u0434u0441u043cu043eu0442u0440u0449u0438u043a,u0437u0430u043au043eu043du043eu0434u0430u0442u0435u043bu044c,u0441u043bu0443u0447u0430u0439u043du043e u0437u0430u043bu0435u0442u0435u0432u0448u0430u044f u0432 u0433u043eu0440u043eu0434 u0431u043eu0433u0438u043du044f u0418u0440u0438u0434u0430,u0441u044bu043d,u043du0435u0434u043eu0432u043eu043bu044cu043du044bu0439 u043eu0442u0446u043eu043c,u0435u0449u0435 u043eu0434u0438u043d u043fu043eu044du0442, u0434u043eu043du043eu0441u0447u0438u043a,u041fu0440u043eu043cu0435u0442u0435u0439,u0442u0430u0439u043au043eu043c u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u044bu0432u0430u044eu0449u0438u0439 u041fu0438u0441u0444u0435u0442u0435u0440u0443 u043e u0442u043eu043c,u0447u0442u043e u0431u043eu0433u0438 u0438u0441u043fu0443u0433u0430u043du044b u0438 u0448u043bu044eu0442 u043a u0422u0443u0447u0435u043au0443u0439u0449u0438u043du0435 u043fu043eu0441u043eu043bu044cu0441u0442u0432u043e u0434u043bu044f u043fu0435u0440u0435u0433u043eu0432u043eu0440u043eu0432

u041du0430u043au043eu043du0435u0446,u043fu0440u0438u0431u044bu0432u0430u0435u0442 u0441u0430u043cu043e u043fu043eu0441u043eu043bu044cu0441u0442u0432u043e-u041fu043eu0441u0435u0439u0434u043eu043d,u0413u0435u0440u0430u043au043b u0438 u043du0435u043au0438u0439 u0432u0430u0440u0432u0430u0440u0441u043au0438u0439 u0431u043eu0433 u0422u0440u0438u0431u0430u043bu043bu044e.u041fu0438u0441u0444u0435u0442u0435u0440 u0437u0430u043au043bu044eu0447u0430u0435u0442 u0441 u043du0438u043cu0438 u043cu0438u0440u043du044bu0439 u0434u043eu0433u043eu0432u043eu0440,u0432u044bu0442u0440u0435u0431u043eu0432u0430u0432 u0432u0437u0430u043cu0435u043d u0446u0430u0440u0441u043au0438u0439 u0441u043au0438u043fu0435u0442u0440 u0417u0435u0432u0441u0430-u0441u0438u043cu0432u043eu043b u0432u043bu0430u0441u0442u0438 “u043du0430u0434 u0437u0435u043cu043bu0435u0439 u0438 u043du0435u0431u043eu043c” – u0438 u0434u043eu0447u044c u0417u0435u0432u0441u0430 u0412u0430u0441u0438u043bu0438u044e u0432 u0436u0435u043du044b”>,<"id":26705429,"content":"

u041e u043fu0442u0438u0446u0430u0445. u041au043eu0440u043eu0442u043au043e, u044fu0441u043du043e “>]” data-test=”answer-box-list”>

(не кратко но надеюсь понятно)
Писфетер и Эвельпид,покинув Афины и скитаясь в поисках более спокойного места для жизни,приходят к птичьему царю Удоду и его подданным

Писфетеру удается убедить птиц,что их предназначение-править миром.по его задумке между небом и землёй строится птичий город Тучекукуйщина. Птицы дают писфетеру и Эвельпиду крылья,Писфетер становится правителем нового города и приводит в действие план,цель которого-отнять власть у олимпийских богов.Птицы перехватывают дым от жертвоприношений,которым питаются боги,уговаривают людей чтить птиц как новых богов и обещают им за это покровительство.

В новый город устремляются люди,желающие поселиться в нем или просто извлечь там для себя выгоду.В ряде коротких эпизодов к писфетеру один за другим прибывают поэт,прорицатель,землемер,надсмотрщик,законодатель,случайно залетевшая в город богиня Ирида,сын,недовольный отцом,еще один поэт, доносчик,Прометей,тайком рассказывающий Писфетеру о том,что боги испуганы и шлют к Тучекуйщине посольство для переговоров

Наконец,прибывает само посольство-Посейдон,Геракл и некий варварский бог Трибаллю.Писфетер заключает с ними мирный договор,вытребовав взамен царский скипетр Зевса-символ власти “над землей и небом” – и дочь Зевса Василию в жены

Ссылка на основную публикацию