Анализ стихотворения Зима Апухтина

Анализ стихотворения Зима Апухтина

В каких произведениях отечественных поэтов звучит любовная тема и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. Н. Апухтина?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

Волшебные слова любви и упоенья

Я слышал наконец из милых уст твоих,

Но в странной робости последнего сомненья

Твой голос ласковый затих.

Давно, когда, в цветах синея и блистая,

Неслася над землёй счастливая весна,

Я помню, видел раз, как глыба снеговая

На солнце таяла одна.

Одна. кругом и жизнь, и говор, и движенье.

Но солнце всё горит, звучней бегут ручьи.

И в полдень снега нет, и радость обновленья

До утра пели соловьи.

О, дай же доступ мне, моей любви мятежной,

О, сбрось последний снег, растай, растай скорей.

И я тогда зальюсь такою песней нежной,

Какой не ведал соловей!

Укажите род литературы, к которому относится произведение А.Н. Апухтина.

Лирика — один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.

Ответ: лирика или лирический.

Какой вид рифмовки (схема АВАВ) использует поэт?

Вид рифмовки, когда строки стихотворения рифмуются через одну, называется перекрёстной. Схема такой рифмовки: АВАВ (первая строка рифмуется с третьей, вторая − с четвёртой).

Две первые строчки последней строфы стихотворения начинаются с одного и того же слова. Как называется эта стилистическая фигура?

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных А. Н. Апухтиным в данном стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).

В данном стихотворении используются художественные средства:

1) Эпитет- образное определение: «любви мятежной», «счастливая весна».

2) Метафора — скрытое сравнение: «Но солнце всё горит, звучней бегут ручьи. ».

5) Инверсия − необычный порядок слов: «Волшебные слова любви и упоенья | Я слышал наконец из милых уст твоих».

Определите размер, которым написано данное стихотворение А. Н. Апухтина (без указания количества стоп).

Вол-шЕб|-ны-е| сло-вА| люб-вИ| и у|-по-Ень|-я

Я слЫ|-шал на|-ко-нЕц| из мИ|-лых уст| тво-Их|,

Ударные слоги: 2, 6, 8, 12.

Ямб — двусложный размер с ударением на втором слоге, а в строке — на 2, 4, 8, 10, 12 и т. д.

В чём заключается смысл сравнения, лежащего в основе стихотворения А. Н. Апухтина?

В основе стихотворения А. Апухтина лежит сравнение внутреннего состояния лирического героя с состоянием природы. Природа в стихотворении очеловечена, внутренне близка и понятна герою. «Волшебные слова любви и упоенья» звучат из уст любимой очень робко, а в какой-то момент вообще замолкают – это печалит поэта. Он сравнивает своё ощущение с происходящим в природе: посреди весны, пробуждающихся после зимы звуков и красок невесть откуда появляется глыба снега. Герой призывает любимую сбросить «последний снег» и ввериться мятежной любви.

Пожалуй, трудно найти поэта, в творчестве которого не звучала бы любовная тема.

В основе стихотворения А. Апухтина тоже лежит любовное переживание. «Волшебные слова любви и упоенья» звучат из уст любимой очень робко, а в какой-то момент вообще замолкают – это печалит поэта. Герой призывает любимую сбросить «последний снег» и ввериться мятежной любви, ведь только так можно почувствовать себя счастливым.

Подобные чувства испытывает и лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» На лице незнакомки отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. Лирический герой стихотворения идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.

В стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе…» А. Блок проповедует: любовь возвышает человека над обыденностью, любовь – всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение. Поражает отношение лирического героя к возлюбленной: он почти обожествляет ее: «…ты не оглянулась», «…ты не снизошла». Герой, несмотря на расставание, называет свою возлюбленную «милой», «нежной», что говорит о его способности любить жертвенно, полнокровно.

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Апухтин, Толстой, Блок.

Анализ стихотворения «Зима» Сурикова

Отличительной чертой творчества Ивана Захаровича Сурикова является лиричность, образность и простота изложения всех его произведений. Не исключением стало и стихотворение «Зима», в котором описывается вступление зимы в свои права. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Зимы» по плану, который будет полезен ученика 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зима.

История написания – Стих написан в 1880 году.

Тема стихотворения – Красота зимнего пейзажа, воспевание жизни крестьян.

Композиция – Композиция последовательная, стройная, делит его две смысловые части: описание зимнего пейзажа и крестьянского быта.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Трехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, рифма женская.

Эпитеты – «пушистый», «сердитый», «злой».

Метафоры – «снеговые горы».

Олицетворения – «лес заснул», «морозы пришли».

Сравнения – «поле забелело, то пеленою, все его одело».

История создания

На долю Ивана Захаровича выпало немало жизненных испытаний. Он родился и вырос в обычной крепостной семье, и вся его жизнь, в том числе и зрелые годы, прошли в глубокой нищете. Но это не мешало ему находить радость в простых житейских вещах. Поэт никогда не роптал на судьбу и был безмерно счастлив тем, что имел прямое отношение к поэзии, которую боготворил.

Суриков стал одним из ярких поэтов, представителей такого направления как крестьянская поэзия. В своих произведениях он воспевал простую и незамысловатую сельскую жизнь, с ее трудностями и редкими крупицами радости.

Лирическое стихотворение «Зима» Суриковым в 1880 году, незадолго до смерти поэта. В последний год жизни Иван Захарович страдал от туберкулеза, однако не переставал искренне радоваться красоте окружающего мира, его удивительной гармонии. Подтверждением тому сало посмертное произведение «Зима» – очень легкое и светлое по своему содержанию, наполненное восхищением красотой зимней природы.

Центральная тема стихотворения – зима, которая только вступает в свои права. Произведение дарит читателю чувство умиротворения и душевного спокойствия, которое навевает неспешный снегопад, укрывающий землю белым пушистым полотном. Он скрывает всю неприглядность осиротелой черной земли, наряжает в богатые наряды голые ветви деревьев.

Приход зимы описан достаточно просто и сдержанно, что указывает на неизбежное и закономерное подчинение бытия законам природы. Автор делает акцент на том, что любые изменения в окружающем мире нужно принимать с радостью и благодарностью. Каждый миг жизни наполнен своим очарованием, необходимо лишь научиться ценить простые радости.

Наступление зимы приносит свои хлопоты в крестьянскую жизнь: нужно утеплить избу, защитить ее от зимней стужи, привезти из лесу дрова. Однако зимой работы у крестьян гораздо меньше, а для детворы эта пора года – настоящий праздник, ведь можно до темноты кататься на ледяных горках, играть в снежки.

Композиция

Стихотворение состоит из восьми строф, каждая из которых, в свою очередь, включает по четыре строки.

Выделить лирического героя в произведении достаточно трудно, но после прочтения становится понятно, что это мужчина, который наслаждается зимним пейзажем. Ему близка деревенская жизнь, быт крестьян. Из этого можно сделать вывод, что лирическим героем в стихотворении «Зима» является сам Суриков. В повествовании он занимает позицию несколько отстраненного наблюдателя, никак не проявляющего свои эмоции.

Композиция произведения стройная. Сюжет можно разделить на две условные части: в первой части поэт демонстрирует красоту зимнего пейзажа, а во второй – уделяет внимание крестьянскому быту.

Жанровая принадлежность произведения – пейзажная лирика. В нем очень гармонично переплелось описание природы в зимнее время года и крестьянского быта.

«Зима» написана трехстопным ямбом с применением перекрестной рифмовки. Рифма женская, поскольку ударение делается на предпоследнем слоге.

Средства выразительности

Для раскрытия зимней темы большую роль в стихотворении играют такие средства художественной выразительности как эпитеты (« пушистый», «сердитый», «злой »), метафоры (« снеговые горы »), олицетворения (« лес заснул», «морозы пришли »), сравнения (« поле забелело, то пеленою, все его одело »).

Поиск, Вид и Навигация

Вы находитесь здесь: Home Апухтин Алексей Николаевич

СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром.1,2,3,4 и 7 классы Подробнее.

Список произведений Апухтина – О творчестве Апухтина

Индекс материала
Список произведений Апухтина
О творчестве Апухтина
Все страницы

Алексей Апухтин (Природа, мир, тайник вселенной. )

А.Апухтин завершает развитие элегических мотивов в пейзажной лирике XIX века. Ведущая тема – увядание сада, угасание лета, “пышно-погребальный” закат дня и года, стремление упиться прощальными мгновениями иссякающей жизни: “О боже, как хорош прохладный вечер лета. “; “Под этими лучами нам жизнь милей в последний час”; “Как радостно цветы в последний раз блестят!”; “О, рви их поскорей – последние цветы // Из моего поблекнувшего сада!”. Поэтизируется грусть расставания с праздником природы, роковая черта, отделяющая жизнь от смерти. Излюбленный образ – увядающие цветы, схваченные ранними заморозками, “поздние гости отцветшего лета”, “осени мертвой цветы запоздалые”; отсюда особая любовь к поздно цветущим астрам (“Астрам”, нач. 60-х годов; “Осенние листья”, 1868).

Алексей Апухтин (Три поэта)
Н. Колосова

“С отроческих лет я начал в жизнь вникать. “

Когда А. К. Толстой и Я. П. Полонский уже начинали свой литературный путь, в ноябре 1840 года в городе Болхове Орловской губернии в старинной дворянской семье родился Алексей Николаевич Апухтин. Потом отец Апухтина вышел в отставку, и семья перебралась в имение Павлодар Калужской губернии. Поэтическая одаренность Апухтина проявилась очень рано: уже в двенадцать лет ему прочили славу Пушкина. Первые стихотворные опыты Апухтина появляются в печати в 1854 году, когда он еще учился в Училище правоведения. В самом деле, уже в отроческом стихотворении “Первый снег” нельзя не увидеть его художественного мастерства, уверенного владения формой, несомненных признаков поэтического видения мира. Бесспорно, это стихотворение во многом подражательно, в нем отчетливо видится пушкинское влияние, явственны пушкинские эпитеты и интонации:

“Картин знакомый ряд встает передо мною:
Я вижу небеса, подернутые мглою,
И скатерть снежную на сглаженных полях,
И крыши белые, и иней на дровах. “

Здесь, может быть, нет ярко бьющей самобытности, но кто из больших поэтов не начинал с подражательности, а подражательные стихи юного Апухтина сделали бы честь и куда более зрелому поэту. Мотивы ранней лирики Апухтина вполне традиционны, и вряд ли стоило бы придавать особенный смысл и предугадывать будущие “апухтинские нотки” в “былых радостях и горе прежних дней”, “песне унылой”, “доле печальной”, “жизни одинокой” и т. п.,- все это неизбежные аксессуары романтической поэзии, не зависящие от возраста, ведь и Ленский “пел поблекший жизни цвет без малого в осьмнадцать лет”. Удивительно другое – еще учась в аристократическом Училище правоведения, Апухтин, тенденциозно и традиционно обвиняемый в антидемократизме, пишет “Деревенские очерки”, в которых рисует картины деревенской крепостной жизни, говорит о “сокрушительной неволе”, о “горючих слезах” и “кровавых ручьях”, которыми политы поля родной земли. Обращаясь к народу – братьям,- верит:

Читайте также:  Анализ стихотворения Проселок Апухтина

“Срок окончится суровый,
С ваших плеч спадут оковы,
Перегнившие на вас!”

Восемнадцатилетний поэт думает о судьбе своей родины:

“И ты. что будешь ты, страна моя родная?
Поймет ли твой народ всю тяжесть прежних лет?
И буду ль видеть я, хоть свой закат встречая,
Твой полный счастия рассвет?”

Некоторые исследователи снисходительно замечают, что в предреформенной России, а именно в это время были написаны “Деревенские очерки”, “новые веяния” коснулись даже самых закоренелых консерваторов и что эти мотивы в творчестве Апухтина не более, чем дань времени. Это представляется в корне неверным. Ведь за четыре года до “Очерков” (то была еще эпоха Николая I) в том же “Первом снеге” Апухтин, казалось бы весь поглощенный своими сугубо личными переживаниями, не забывает о такой далекой ему детали, как то, что крестьянин – “природы сын печальный” сможет “Плоды трудов по зимнему пути // За плату скудную в продажу отвезти”. К тому же трудно найти человека, столь равнодушного к тому, что о нем скажут, каким был Апухтин, ему в высшей степени было чуждо стремление заигрывать с общественным мнением. Примечательно, что воспитанник привилегированного закрытого учебного заведения, предаваясь в своих ранних стихотворных опытах “мленью грусти”, умеет видеть зло и несправедливость, царящие как будто вне того круга, которым должен был бы ограничиваться его жизненный опыт:

“Город прославленный, город богатый,
Я не прельщуся тобой”,-

говорит юный поэт о Петербурге, в котором столько “незримых страданий” и “невидимых слез”, где царит “преступный” и “закоснелый” разврат.

В девятнадцать лет Апухтин кончает училище и поступает на службу в министерство юстиции. Спустя три года он уезжает в Калужскую губернию, затем два года служит в Орле. В эти годы окончательно определяется мировоззрение Апухтина. С исчерпывающей полнотой оно сформулировано в стихотворении “Современным витиям”. Он в своем роде так же, как А. К. Толстой, “двух станов не боец”, его положение – “Посреди гнетущих и послушных, / Посреди злодеев и рабов. ” Но, в отличие от Толстого с его “ненавистью к деспотизму”, Апухтин слишком малотемпераментен, чтобы против чего-то активно выступать, слишком пассивен, чтобы “что-нибудь всем сердцем полюбить”. Его душевное состояние – это некий паралич воли, усталость и безнадежность. Он рано приходит к выводу, что жизнь – сцена, на которой люди – актеры, разыгрывающие роли. С горькой иронией говорит он в стихотворении “Актеры” о фальши, которой пропитаны и слова и чувства окружающих его людей. Если в ранней юности еще можно верить искренности пылких слов

“О том, что жертва – наш девиз,
О том, что все мы, люди – братья”,

хотя и говорят эти слова, “украдкой глядя на суфлера”, то с годами “холод в нашу грудь проник” и смешны становятся роли и жалки актеры. Для Апухтина рано окончился период юношеских вдохновений, связанных с надеждами на социальные преобразования. Отмена крепостного права, на которую возлагалось столько надежд, мало что изменила в жизни народа:

“На родине моей не светит просвещенье
Лучами мирными нигде,
Коснеют, мучатся и гибнут поколенья
В бессмысленной вражде
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Всю жизнь одни мечты о счастии, о воле
Среди тупых забот.
И бедны те мечты, как бедно наше поле,
Как беден наш народ”.

В середине 60-х годов Апухтин возвращается из Орла в Петербург, поступает на службу в министерство внутренних дел и с тех пор почти безвыездно живет в Петербурге. Несмотря на то что материальные возможности позволяли Апухтину совершать заграничные путешествия со всем доступным в те времена комфортом, он крайне редко покидает дом, потому что, во-первых, по слабости здоровья ему тяжело было путешествовать, а во-вторых, его отличало весьма неприязненное отношение к загранице вообще. Блестящий собеседник, Апухтин всегда был желанным гостем в светских салонах, где многие весьма ценили и его поэтический дар.

Ранние идеалы Апухтина остались именно идеалами в подлинном значении этого слова – то есть не допускающими возможность хотя бы частичной реализации. А раз так – бессмысленно попусту говорить об этом. Апухтинский максимализм не удовлетворяется “разговорами” – борьбой идей. Поэтому он, вначале как будто бы перспективный сотрудник некрасовского “Современника” (Добролюбов называет его “молодым правоведом, подающим надежды”), перестает печататься и на какое-то время замолкает вообще. Те упаднические мотивы, которые не обязательно должны были стать определяющими его дальнейшее развитие, хотя и сопровождали его ранние произведения, становятся доминирующими в его мироощущении. Окружающая поэта действительность представляется ему поистине “страшным миром”, как позже определит ее Блок. Апухтин не видит выхода ни в чем. В его душе живут нетленные идеалы красоты и “чистого искусства”, но профессионально заниматься искусством – литературой в 70-80-е годы XIX века, когда литературные произведения становятся товаром, “цена которого возвышается и понижается сообразно спросу”, для него унизительно. Характерно и максималистское отношение Апухтина к самому понятию литературного труда. В письме к П. И. Чайковскому, с которым его связывала тесная дружба со времени совместного пребывания в Училище правоведения, он убеждает его, “. что “труд” есть иногда горькая необходимость и всегда величайшее наказание, посланное на долю человека, что занятие выбранное по вкусу и склонности не есть труд. “.

Тем не менее потребность в самовыражении берет свое, и Апухтин снова пишет, впрочем довольно долго не печатая своих произведений. Все стихотворения Апухтина – характернейшего выразителя эпохи “безвременья” с ее общим спадом общественного движения и усилением реакции,- пронизаны единой нотой безысходности и угнетенности. Личная, как правило, любовная трагедия, которую переживает лирический герой Апухтина, усугубляется безотрадным фоном, На котором она разыгрывается. Жизнь человека вообще представляется ему чудовищной бессмыслицей:

“И, умирая, он не знает,
Зачем явился он на свет,
К чему он жил, куда он исчезает”.

К тому же люди, эти жалкие созданья, вместо того чтобы “соединить усилья // И дружно общий крест нести”, ненавидят друг друга, завидуют, враждуют:

“Все дышат лишь враждой, и все стоят на страже.
Куда ни посмотри, везде одна и та же
Упорная, безумная война!”

И вот на фоне этой бессмысленной и жестокой жизни лирический герой стихотворения Апухтина словно с каким-то упоением бесконечно варьирует тему несчастной любви. Герой его поэзии – лицо страдательное. Любовь для него всегда “отравленное счастье”. В лирике Апухтина – весь арсенал устойчивых словосочетаний, неотъемлемых атрибутов “жестокого” романса. Здесь и “жизнь разбитая”, и “страсть роковая”, и “стон безумной любви”, и “жгучая слеза”, и “безумная ревность”. Любовь у Апухтина не просто неудачная, безответная, но с ней неизбежно связано унижение, на которое согласны его герои:

“. муки ревности и ссор безумных муки
Мне счастьем кажутся пред ужасом разлуки”.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
“И, как послушный раб, опять, гремя цепями,
Не зная сам куда, побрел бы за тобой”.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
“Она отдаст последний грош,
Чтоб быть твоей рабой, служанкой,
Иль верным псом твоим – Дианкой,
Которую ласкаешь ты и бьешь!”

И конечно, в особо “концентрированном” виде, наиболее ярко выражены все присущие Апухтину безысходно-горькие ноты с цеплянием за прошлый обман в романсе “Ночи безумные, ночи бессонные. “.

Наряду со стихами, представляющими собой готовую основу романса, у Апухтина много произведений как бы созданных для декламации – это размеренно-прозаические, с особой ритмической интонацией сюжетные повествования (“Сумасшедший”, “С курьерским поездом” и т. п.). В них – все та же безрадостная, душу рвущая “апухтинская нотка”.

Но, находясь во власти беспросветной, томительной угнетенности, называя себя “живым мертвецом”, Апухтин мог писать довольно язвительные юмористические стихотворения. Заимствуя размер и манеру “Моей родословной” Пушкина, с рефреном “Я дилетант, я дилетант”, пародирующим пушкинское: “Я мещанин”, Апухтин, в сущности, отстаивает свою принадлежность к той литературе, в которой “Добру, отчизне, мыслям чистым // Служил писателя талант”, защищая от нападок Писарева священное для него имя Пушкина. Вообще, как указывает один из первых биографов Апухтина, М. И. Чайковский, у Апухтина в жизни было четыре кумира: его мать, нежно любившая своего первенца, привившая ему еще в детстве любовь к поэзии и поощрявшая в нем стремление излить душевные порывы в стихах. Затем – Россия, любовь к которой опять-таки была привита ему еще в детстве. “Русская природа, русские люди, русское искусство и русская история составляли для него основной, можно сказать, исключительный интерес существования”,- пишет М. Чайковский. Пушкин – с детства боготворимое имя. И наконец, кумиром Апухтина был Лев Толстой, правда, до той поры, пока великий писатель не прекратил создавать свои художественные произведения и не занялся проповедованием собственного учения. Глубоко огорченный Апухтин, кстати, как и Тургенев, написал письмо Толстому, в котором умолял его вернуться к художественному творчеству.

После Л. Н. Толстого наиболее близкими из современных Апухтину писателей были Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой, Я. П. Полонский, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский и А. Н. Островский. Отдавая исключительное предпочтение литературе, Апухтин проявлял также большой интерес к драматическому искусству и музыке. Сам он был очень способным декламатором, и слушатели получали неизменное удовольствие от чтения Апухтиным как его собственных произведений, так и произведений любимых его поэтов, прежде всего, конечно, Пушкина. В последние дни своей жизни (он умер в августе 1893 года), тяжело больной, он, очнувшись от забытья, принимался читать наизусть своего любимого Пушкина.

В музыке Апухтин “с одинаковым удовольствием слушал истинно прекрасное и шаблонно-пошлое,- пишет М. Чайковский.- Романсы Глинки и цыганские песни одинаково вызывали у него умиление и восторг”. Не признавал он лишь оперетки, этот жанр оскорблял его вкус. Он находил в цыганском исполнении, потерявшем свою самобытность во второй половине XIX века, на которое “легла изнанкой грязной цивилизации печать”, тот “страсти пламень беспокойный”, который и был основным достоинством их песен, столь ценимых и Пушкиным и А. Григорьевым и многими другими:

“В них есть какой-то, хоть и детский,
Но обольщающий обман.
Вот почему на раут светский
Не променяем мы цыган”.

Апухтин не только не стремился напечатать свои произведения, но и не всегда записывал их, полагаясь на свою феноменальную память. Стихи его (и, конечно, далеко не все) сохранились лишь благодаря настойчивости его близких друзей, добившихся разрешения поэта записать его произведения. Объяснялось это чрезвычайной строгостью Апухтина к отделке своих произведений, его “флоберовским педантизмом”.

Он считал и называл себя (в стихотворении, посвященном П. Чайковскому) “непризнанным поэтом”, однако слава и признание пришли к нему вопреки его строгим запретам в отношении печатания своих произведений. До появления в 1886 году сборника стихотворений Апухтина, многие из них уже были положены на музыку, многие декламировались любителями поэзии. Популярность Апухтина являлась поводом для размышлений критиков и литературоведов в его эпоху и в более позднее время. Трудно представить себе поэта, чье творчество вызвало бы такие полярные оценки. Одни обвиняли его в бедности тематики и в банальности, находили в его стихах признаки декадентства, другие называли “поэтом милостию божией”.

Читайте также:  Анализ стихотворения В полдень Апухтина

Апухтин являет собой феномен чрезвычайно раннего становления поэтической личности. Отроческие его произведения, написанные в 13-15 лет и казавшиеся залогом будущих поэтических шедевров, стилистически почти не были превзойдены в его позднейшем творчестве. Он быстро набрал свою творческую высоту и потом уже не поднимался выше, продолжая движение по замкнутому кругу. Однако эта высота, на которой суждено было ему удерживаться, хоть и не была головокружительной, но оказалась достаточной для того, чтобы мысль и чувство получили возможность парить.

Поэзия Апухтина удивительно ровна – у него почти нет неудачных стихов, то есть резко уступающих остальным его произведениям. Да, в ней встречаются штампы, устойчивые и избитые словосочетания, которые дают повод критикам и литературоведам в свою очередь навешивать апухтинской музе штампованный же ярлычок “поэтика банальностей”. Все эти наполняющие стихотворения Апухтина “роковые”: бездна, ночь, мысль, борьба, страсть; “безумные”: лобзанья, слезы, пыл, ревность, тоска; неизбежно разбитая, безотрадная и постылая жизнь как будто бы не должны были удовлетворять взыскательному вкусу. И тем не менее романсы на стихи Апухтина писали Чайковский и Рахманинов, Аренский и Прокофьев и многие, многие другие композиторы. И музыкантов, и исполнителей, и слушателей, видимо, не отталкивала “поэтика банальностей”, но что же притягивало?

После того как сентиментализм в искусстве, и в частности в литературе, сменился другими течениями, был изжит, понятие сентиментальный (излишне чувствительный) оказалось скомпрометированным. Над сентиментальными стали иронизировать. Однако человеческие чувства, как выяснилось, более устойчивы и неизменны, чем всевозможные течения в искусстве. И в жизни, наверное, каждого человека бывают периоды, когда он обнаруживает, что сердце у него чувствительно, а иногда и излишне чувствительно, то есть сентиментально. Чаще всего это совпадает с периодами упадка духа. И в такие минуты полные высокого трагизма гениальные творения оказываются слишком недоступными – для того, чтобы оценить и насладиться ими, необходимо спокойное расположение духа. А сентиментальный романс (или не менее скомпрометированная мелодрама) приходятся здесь как нельзя кстати.

Но речь идет, конечно, о произведениях художественных, где мысль, чувство и словесное воплощение отмечены пусть не высшей, но высокой пробой. В апухтинских стихотворениях есть штампы, которые дурны разве тем, что давно найдены и слишком часто употреблялись. Но в его стихах нет вульгаризмов, нет слащавости, нет пошлости, нет дурного тона. Есть мысль, есть чувство, есть безупречность рифмы, есть ритм и мелодичность, есть отточенность формы. Высокая культура Апухтина в сочетании с его природным поэтическим дарованием обеспечила его произведениям успех у современников и служит залогом долгой их жизни. А тематическая ограниченность, за которую доставалось Апухтину от критики, позволила ему разработать и усовершенствовать ту единственную ноту, которая навсегда вошла в русскую поэзию как “апухтинская”.

Источник: Три поэта – А.К. Толстой, Я.П. Полонский, А.Н. Апухтин, Институт филологии ХГУ

Список произведений Апухтина, произведения Апухтина

Все струны порвались?

Еще осенние туманы

Не скрыли рощи златотканой.

Это первые строки стихотворения “Близость осени”, написанного 14-летним Апухтиным. Оно открывает его сборник, выпущенный в 1990 году издательством “Детская литература” с обычным в ту пору примечанием: “Для среднего и старшего школьного возраста”. Тираж – сто тысяч.

Недавно Апухтин был вновь издан*. Тираж – одна тысяча. На сборнике – строгое предупреждение: 16+.

Я принялся листать сборник давно любимого мной поэта, пытаясь понять, почему нравственности советских школьников Апухтин не вредил, а сегодняшних подростков решили от него оградить.

Слишком откровенные стихи о любви? – так трудно найти более целомудренной любовной лирики, чем апухтинская.

. Какие б вынес я страданья,

Чтоб в этот миг из-за кустов

Твое почувствовать дыханье,

Услышать шум твоих шагов.

А может, как раз чистота и невинность апухтинской лирики и смущает кого-то? Не ребят, конечно, а тех взрослых, которые занимаются возрастной маркировкой и ставят на поэте клеймо.

Апухтин – поэт первых признаний в любви. “О, будь моей звездой, сияй мне тихим светом, // как эта чистая далекая звезда. ” Рекомендовать эти строки для прочтения после 16 лет – значит оставить его томик навсегда непрочитанным.

И вновь участья миг в твоем ловлю я взгляде,

И сердце рвется пополам,

И, как преступнику, с мольбою о пощаде

Мне хочется упасть к твоим ногам.

Есть стихи, которые ложатся на сердце лишь в отрочестве. Не потому, что они написаны специально для юных читателей. Просто те струны читательской души, к которым прикасается поэт, у взрослого человека уже часто бывают оборваны. И его не тронут, к примеру, такие строки:

О, вот они, минуты счастья,

Когда, как зорька в небесах,

Блеснет внезапно луч участья

В чужих внимательных очах.

Когда любви горячей слово

Растет на сердце как напев

И с языка слететь готово,

И замирает, не слетев.

Апухтин любил недоговоренность, и в этом его стихи сродни музыке. Не случайно ближайшим другом юности поэта был Петр Ильич Чайковский. Они были одноклассниками по училищу правоведения. Чайковский всю жизнь звал Апухтина ласковым детским именем Лёля. Оба мечтали о славе, а добившись ее, были разочарованы и подумывали об уходе в монастырь. Путешествовали вместе на Валаам, надеясь получить благословение на кардинальную перемену жизни. Благословение не получили. Апухтин вернулся к поэзии. Чайковский – к музыке. Великий композитор написал на стихи друга шесть романсов.

Хорошо, что на музыке Петра Ильича пока не догадались поставить клеймо “16+”.

В одном из стихотворений 16-летнего Апухтина есть строчка, которая когда-то казалась мне странной и темной. Но вот пришло время, когда эта строчка обрела “бешеную ясность” (по слову Саши Башлачёва). Вот она: “Весь мир исчез, объятый какой-то страшной пустотой. “

* Алексей Апухтин. Стихотворения. Москва, “Белый город”, 2019.

Дорожная дума

Позднею ночью, равниною снежной

Еду я. Тихо. Все в поле молчит.

Глухо звучат по дороге безбрежной

Скрип от полозьев и топот копыт.

Все, что, прощаясь, ты мне говорила,

Снова твержу я в невольной тоске.

Долог мой путь, и дорога уныла.

Что-то в уютном твоем уголке?

Слышен ли смех? Догорают ли свечи?

Так же ль блистает твой взор,

Те же ли смелые, юные речи

Будут немолчно звучать до утра?

Кто там с тобой?

Ты глядишь ли бесстрастно

Или трепещешь, волнуясь, любя?

Только б тебе полюбить не напрасно,

Только б другие любили тебя!

Только бы кончился день без печали,

Только бы вечер прошел веселей,

Только бы сны золотые летали

Над головою усталой твоей!

Только бы счастье

со светлыми днями

Так же гналось по пятам за тобой,

Как наши тени бегут за санями

Снежной равниной порою ночной!

Будущему читателю

Хоть стих наш устарел,

но преклони свой слух

И знай, что их уж нет,

когда-то бодро певших,

Их песня замерла, и взор у них потух,

И перья выпали из рук окоченевших!

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИХОДА ЗИМЫ В СТИХОТВОРЕНИИ И. А. БУНИНА «ПЕРВЫЙ СНЕГ»

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Выбранное мной стихотворение «Первый снег» относится к раннему периоду творчества поэта и изучается учащимися в 3 классе по программе «Планета Знаний», автор Э.Э.Кац.

Темой стихотворения является наступление зимы, а основной мыслью показать красоту и необычность прихода зимы.

Я считаю, автор хотел передать свои ощущения читателю, показать, что смена времен года – это естественный процесс, и надо любить в природе все, надо научиться видеть прекрасное в ней, уметь радоваться тому, что она приносит с собой!

Данное стихотворение актуально и непременно должно присутствовать в школьной программе начальной школы. Юные читатели узнают мир со всех сторон и во всех проявлениях, и природа – незаменимый помощник в этом!

Автор представил нашему вниманию пейзажную зарисовку, рассказывающую о наступлении зимы. Читая, мы понимаем, что зима еще не вступила в свои права, но ее проявления уже видны и природа постепенно меняется:

Зимним холодом пахнулоНа поля и на леса.Ярким пурпуром зажглисяПред закатом небеса…[1]

Данная строфа рисует картину приближающейся зимы, ее наступление можно не только увидеть, как пишет Иван Бунин «Ярким пурпуром зажглися / Пред закатом небеса…» [1], но и ощутить благодаря запахам «Зимним холодом пахнуло / На поля и на леса…» [1]. Думаю, те, кто наблюдает за природой, знают и понимают, что и запах может сообщать о наступлении нового времени года. Он не такой, как предыдущие, в нем есть что-то новое, таинственное. Он несет изменения…

Во второй строфе меняется эмоциональная окраска. Если в первой строфе все было довольно спокойно, и движения были плавными, то в данной строфе уже ощущается тревога:

Ночью буря бушевала,А с рассветом на село,На поля, на сад пустынныйПервым снегом понесло…[1]

Тревога выражается в столь стремительном развитии сюжета. Автор подчеркивает это словом «бушевала», что в словаре Ожегова означает «проявляться с необычайной силой» [5].

В третьей строфе автор описывает полную власть зимы над всем живым, показывая, как быстро она вступила в свои права. И поля, не заснеженные вчера, сегодня покрылись снегом. Важно отметить, лирического героя не пугают изменения в природе, а наоборот, он с нетерпением ждет преображений и искренне радуется им.

И сегодня над широкойБелой скатертью полейМы простились с запоздалойВереницею гусей [1].

Лирический герой тесно связан с природой, это выражается в местоимение «мы» в строке «Мы простились с запоздалой…»[1]. Он ощущает себя частью природного мира и принимает все изменения благосклонно, не упрекая природу в быстром приходе зимы. «Мы простились с запоздалой вереницею гусей» [1], только «запоздалая» вереница гусей, с которой прощается лирический герой, дает нам понять быстро меняющийся мир, который вчера еще был совсем иной, не готовый к переменам и не подвластный зиме.

Эстетически безупречно выстроен бунинский текст, состоящий из трех четверостиший, в которых четырехстопный хорей необыкновенно точно и органично передает переломный момент от осенней грусти к зимнему спокойствию [4]. Рифма стихотворения женская, что позволяет читать стихотворение легко и без запинок.

Особое место при анализе стихотворения занимают изобразительно-выразительные средства. Они необходимы для наиболее точного отображения мыслей, чувств и эмоций автора, для понимания содержания произведения.

В данном стихотворении ключевым является словосочетание «первый снег», именно поэтому автор, рисуя картину наступающей зимы, уделяет особое внимание первому снегу, описывая его воздействие на окружающий мир.

Присутствуют эпитеты такие, как: «зимний холод», «яркий пурпур», «сад пустынный», «запоздалая вереница» [1]. Они не только украшают стих, но и усиливают свойства или явления слов, привязанных к ним. Так, например, «зимний» придает слову «холод» более сильную окраску, создавая впечатление настоящего крепкого мороза; или «пустынный», описывающийся в словаре Ожегова, как «тихий, малолюдный» [5], характеризует сад, как место спокойное. В стихотворении есть и метафоры. Так, благодаря метафоре «белой скатертью» создается картина белоснежно-чистых просторов, растянувшихся на большие расстояния, а прочитав отрывок «зажглися пред закатом небеса», читатель легко догадается, что данная метафора раскрывает всю красоту вечернего захода солнца, передавая при помощи слов всю насыщенность красок. Олицетворения: «холодом пахнуло». Градация вместе с просторечным глаголом «понесло» в отрывке «А с рассветом на село, на поля, на сад пустынный первым снегом понесло…» используются поэтом для изображения надвигающихся изменений в природе, постепенно увеличивая территорию наступления «первого снега».

Читая стихотворение «Первый снег», мы можем окунуться в мир природы, созданный И.А.Буниным, в его видение окружающего мира. Несмотря на то, что в стихотворении описывается смена времени года, оно несет в себе некую добрую нотку. Известно, что поэт видел все самое лучшее в окружающем мире, старался в мелочах заметить важные детали, я считаю, Бунин показал читателю свою отношение к смене времен года, мы нигде не увидим недовольное слово или хмурую картину, а наоборот, Иван Алексеевич с благодарностью воспринимает приход зимы, которая в его глазах имеет особое очарование. Она ассоциируется у поэта с вечным праздником, светом и чистотой, которые оставляют привкус ностальгии и ассоциируются с беззаботным детством, когда автор был по-настоящему счастлив, свободен от обязательств и избавлен от необходимости жить по законам взрослых [2].

Читайте также:  Анализ стихотворения Ночи безумные ночи бессонные Апухтина

Список литературы

Кац Э.Э. Литературное чтение: 3-й класс. Ч. 2 учебник / Э.Э. Кац. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 126.

«Первый снег» И.Бунин // Pishi-stihi.ru [Электронный ресурс]. URL: http://pishi-stihi.ru/pervyj-sneg-bunin.html (дата обращения 05.01.2017).

Бунин Иван Алексеевич // kostyor.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.kostyor.ru/biography/?n=51 (дата обращения 05.01.2017).

«Первый снег» // Goldlit.ru [Электронный ресурс]. URL: http://goldlit.ru/bunin/471-pervii-sneg-analiz (дата обращения 05.01.2017).

Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка // Словарь Ожегова [Электронный ресурс]. URL: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения 05.01.2017).

Зимним холодом пахнулоНа поля и на леса.Ярким пурпуром зажглисяПред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,А с рассветом на село,На поля, на сад пустынныйПервым снегом понесло…

И сегодня над широкойБелой скатертью полейМы простились с запоздалойВереницею гусей [1].

Алексей Апухтин — В полдень: Стих

Как стелется по ветру рожь золотая
Широкой волной,
Как пыль поднимается, путь застилая
Густою стеной!

Как грудь моя ноет тоской безымянной,
Мученьем былым…
О, если бы встретить мне друга нежданно
И плакать бы с ним!

Но горькие слезы я лью только с вами,
Пустые поля…
Сама ты горька и полита слезами,
Родная земля!

  • Следующий стих → Алексей Апухтин — Чайковскому
  • Предыдущий стих → Алексей Апухтин — Отравленное счасть

Читать похожие стихи:

  1. Алексей Апухтин — Безмесячная ночь дышала негой кроткой
  2. Алексей Апухтин — Любовь
  3. Алексей Апухтин — Май в Петербурге
  4. Алексей Апухтин — Письмо у ней в руках. Прелестная головка
  5. Алексей Апухтин — Затих утомительный говор людей
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Анализ стихотворения Апухтина «В полдень»

Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник».

Стихотворение «Полдень» входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь «жаркой дремоте».

Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения ( «полдень дышит» . «река лениво катится» ), а также с помощью метафоры ( «полдень дышит» ) вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.

Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.

Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств. метафоры ( «дышит полдень» ), сравнения ( «И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет» ), эпитетов ( «полдень мглистый» . «тверди пламенной и чистой» . «дремота жаркая» ), инверсии ( «катится река» . «тают облака» . «дышит полдень» ), анафоры ( «Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река» ).

Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет «лениво» раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: «лениво тают облака» . «лениво дышит полдень» . «лениво катится река» . Эпитет «полдень мглистый» поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.

Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния ( дышит, дремлет, тают, катится ).

Стихотворение «Полдень», подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Тютчева «Полдень» Пейзажная лирика — самая известная часть творчества Тютчева. «Полдень» представляет собой небольшую зарисовку, написанную между 1827 и 1830 годами. Произведение явно отсылает читателей к древнегреческой культуре. В конце стихотворения появляется Пан — бог дикой природы, пастушества, плодородия, скотоводства. Согласно мифологии, место его пребывания — великолепные долины и рощи Аркадии. Там он проводил время, веселясь в […].

Анализ стихотворения Тютчева «В небе тают облака» Ф. И. Тютчев — известный российский поэт XIX века. В своем творчестве он часто обращался к описанию природы, воспевал ее красоту и уникальность. В стихотворении «В небе тают облака», поэт показывает необычайную красоту природы в летний знойный день. В этом произведении он указывает на то, что с течением времени природа не теряет своей свежести и […].

Анализ стихотворения Бунина «Полдень» В 1907 году Бунин много путешествовал, побывав на Ближнем Востоке. Впечатление от этой поездки он пронес через всю жизнь, не переставая удивляться экзотической красоте южных стран и тем мгновениям счастья, которые подарила ему эта поездка. В цикл стихов, посвященных этому путешествию, вошло произведение «Полдень», написанное в 1909 году. Погожим августовским днем Бунин гостил на даче […].

Сочинение по картине Юона «Конец зимы. Полдень» Мы смотрим на картину «Конец зимы. Полдень», написанную известным художником К. Ф. Юоном, и многих охватывает чувство радости. Радостно смотреть на то, как начинается (пока что — робко, почти незаметно) пробуждение природы. Радостно от солнечного тепла и света; они словно бы до краев наполняют этот пейзаж. Волнующее предчувствие весны – вот, наверное, основное ощущение, которое […].

Сочинение по картине Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы» Эту картину именитый художник написал в 1869 году. Именно ее самой первой приобрел П. Третьяков. Она символизирует новый этап в творчестве Шишкина и ее называют первым шедевром пейзажиста. На полотне представлен типичный русский пейзаж. На улице полдень и буквально только что прошелся летний дождь. По обычной деревенской дороге идут крестьяне в руках, которых грабли. Они […].

Анализ стихотворения Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво» Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » входит в цикл «На поле Куликовом» (1908), который открывает третий том. Тема России, и раньше звучавшая в лирике Блока, становится в этой книге одной из центральных. Поэт осознает, что он, будучи русским, не может решать мировые проблемы, не преломляя их через судьбу России. В цикле «На поле Куликовом» […].

Анализ стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа» Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» написано Тютчевым в лучших традициях русской гражданской обличительной поэзии восемнадцатого столетия. Вот только гневные речи Федора Ивановича обращены не к властителям и судьям, а к людям, не желающим понять природу, считающим ее «бездушным ликом», «слепком». Отношение самого Тютчева к природе можно кратко охарактеризовать двумя строчками: В ней есть […].

Анализ стихотворения Тютчева «Природа — сфинкс» Стихотворение «Природа — сфинкс» было создано Федором Ивановичем Тютчевым в родовом имении Овстуг в последний период своего творчества, в августе 1869 года. Впервые оно было опубликовано в 1886 году в Петербурге. Стихотворение отличает поразительная краткость — всего четыре строки, несущие при этом ясную и законченную мысль. В рамках рифмованного афоризма-четверостишия поэт ставит главную философскую проблему […].

Ссылка на основную публикацию