Яшка – верный товарищ – сочинение по рассказу Тихое утро(7 класс)

Сочинение: Яшка и Володя в рассказе Казакова Тихое утро

Юрий Павлович Казаков – прозаик второй половины двадцатого века. Писатель обладает особой способностью: писать о типичных вещах, но характеризовать их с несвойственной стороны.

В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка. Яшка – типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик презрительно отнесся к вопросу городского Володи: «А не рано?» Городской мальчик – полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задает лишних вопросов, боясь еще больше рассердить Яшку. Постепенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клева на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке.

Будущая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу, мрачный омут реки пугает своей глубиной. Через некоторое время Володя упал в воду. Яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду спасать Володю: «Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за рубашку, зажмурился, торопливо дернул тело Володи вверх… Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка положил Володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил Володю». Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слез, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…».

Оба героя из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро» проявили себя с лучшей стороны, а Яшка спас своего друга, как настоящий герой.

В рассказе два главных героя – Яшка и Володя. Яшка – деревенский паренек, вполне самостоятельный, хорошо знающий рыбные места, много раз ходивший на дроздов. Володя – московский школьник, никогда не державший в руках удочки, не ловивший птиц.

Ребята рано встали, чтобы порыбачить. Яшка встал на два часа раньше, накопал червей и разбудил Володю. Тот, хотя и ждал этого утра с нетерпением, чуть не испортил и Яшке, и себе рыбалку, так как еще не проснулся.

По-разному ребята смотрят на мелочи жизни. Яшка презирает москвича за то, что он идет ловить рыбу в ботинках: «Надо было связываться с этим москвичом, который, наверное, и рыбы в глаза не видал, идет на рыбалку в ботинках. » Для Володи ходить босиком – значит выпендриваться: «Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!» Чувство обиды не мешает Володе стыдиться своей неловкости и восхищаться загаром, одеждой, походкой Яшки. А Яшкин гнев смягчило признание Володи в том, что он никогда не ловил рыбу. Только что едва не подрались, и тут же с восторгом обсуждают перспективы будущего ночного лова. Не стесняясь своего незнания, москвич спрашивает обо всем, что ему интересно и непонятно. Яшка отвечает обстоятельно, не задаваясь и не подначивая. Володя наслаждается утром: «Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга!» Наконец пришли к месту рыбалки, омуту, в котором никто из местных не купается, потому что большая глубина, вода холодная, а Мишка Каюненок врет, что там осьминоги водятся. Володя неумело закидывает, и леска цепляется за ветлу. Яшка, ругаясь на неумелого москвича, сам упустил рыбу. Володя сначала не столько ловит, сколько следит за борьбой Яшки с большим лещом, его «сердце неистово колотилось», а потом, не сумев сохранить равновесие в борьбе со своей рыбой, падает в омут. Яшка сначала ругается («Недотепа чертова!»), потом берет ком земли, чтобы швырнуть в лицо неумехи, как только тот вынырнет, но уже в следующее мгновение понимает, что Володя тонет.

Спасение Володи – заслуга Яши, сам бы он не выбрался, да и Яша в какой-то момент уже не верил, что Володя выживет.

Эта сцена, конечно, характеризует Яшу, здесь он становится главным героем рассказа. Сначала Яша автоматически попятился от воды, во-первых, чтобы самому не свалиться, во-вторых, потому что вспомнил рассказы об осьминоге. Потом, «подгоняемый страшными звуками» помчался за помощью в деревню, но остановился, «будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя», надеяться не на кого. Когда Яшка вернулся, Володя уже скрылся под водой. Преодолевая себя, Яша «вскрикнул и скатился вниз», «прыгнул в воду, в два взмаха подплыл к Володе, схватил его за руку». Володя вцепился в Яшу и чуть не утопил его. Оторвав от себя москвича, Яша отплыл и отдышался. Так все кругом было красиво, утро было такое тихое, «а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное – только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его».

Автор не описывает чувств Яши в этот момент. Володю больше не видно, и Яшке приходится нырять, чтобы найти его. Здесь нет описания чувств, есть только описание действий: «Яшка моргнул, отпустил осоку, повел плечами под мокрой рубашкой, глубоко, с перерывами вдохнул и нырнул». Оказалось, что Володя запутался ногой в высокой траве. Яша, задыхаясь, выплыл сам и вытащил Володю. Но на этом испытания не закончились. Яшка начал делать искусственное дыхание – не помогает. Стало еще страшнее, ведь все оказалось напрасным: «Убежать бы куда-нибудь, спрятаться, чтобы только не видеть этого равнодушного, холодного лица». Убежать нельзя, некому помочь. И мальчишка вновь действует, делает все, что может и знает: «Яшка всхлипнул от ужаса, вскочил, схватил Володю за ноги, вытянул, насколько хватало сил, вверх и, побагровев от натуги, начал трясти». Изо рта Володи хлынула вода, когда обессиливший Яша хотел «бросить все и бежать куда глаза глядят». Не всякий взрослый заставил бы себя делать то, что смог за это короткое время Яшка. И опять Яшка реагирует на ситуацию поэтапно: сначала «никого сейчас не любил он больше Володи», а потом у него из глаз хлынули слезы. Оба парня пришли в себя, оба в шоке от произошедшего. Единственное, что может сейчас, ужасаясь и удивляясь, сказать Володя: «Как я тону-ул!», а Яшка плачет и по-детски злится: «Да-а… Ты уто-па-ть…а мне тебя спаса-а-ать…»

И все это произошло с ними за короткое время, за утро. За эти несколько часов, особенно за те несколько минут, которые прошли в борьбе за жизнь Володи, мы узнали, каким человеком будет Яша, когда вырастет, как он поведет себя в критической ситуации.

Сочинение по изученным произведениям XX века. «Яшка – верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Сочинение по изученным произведениям XX века. «Яшка – верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Скачать:

Название: Яшка и Володя в рассказе Казакова Тихое утро
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 18:28:21 16 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 13576 Комментариев: 40 Оценило: 91 человек Средний балл: 3.5 Оценка: 4 Скачать
ВложениеРазмер
auditornoe_sochinenie_po_rasskazu_yu.pptx2.03 МБ
kraevoy_konkurs_aud._sochin._tihoe_utro.docx31.61 КБ
metodicheskie_rekomendatsii.docx12.28 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сочинение по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро» Яшка – верный друг Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №22 пос. Пересыпь Темрюкского района Краснодарского края Шаламбар Валентина Станиславовна

С.А.Есенин «С добрым утром!» Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: “С добрым утром!“ (1914)

Русская деревня на картинах известных художников Деревня. Ф.А.Васильев Деревня. М.С.Эрасси

Верный друг Какого человека можно назвать верным другом? Какие пословицы о дружбе вы знаете? Запишите одну из них в тетрадь.

Аналитическая беседа – Каким мы представляем мальчика, вышедшего рано утром на крыльцо деревенского дома? Автор не описывает внешность мальчика, которого (мы это позже узнаём ) зовут Яшка. Но почему-то он представляется мне похожим на Павлушу из рассказа Тургенева « Бежин луг». Видится он невысоким, приземистым. Лицо у него широкое, загорелое от постоянного пребывания на солнце. Носик вздернут вверх и облуплен. Волосы, выгоревшие от воды и солнца, после сна всклочены. На нем старая рубаха без манжетов и с расстегнутым воротом и заплатанные штаны. Мальчик бос, и это, судя по его поведению, не создает ему неудобств. Рыбацкие навыки его чувствуются во всем: в умении проснуться рано, когда все еще спят, встать, накопать червей, подсыпать им свежей земли.

Что рассердило Яшку? И вот вместе с ним мы оказываемся у сарая, где на сеновале спит его новый приятель. Его медлительность рассердила и оскорбила Яшку: он на целый час встал раньше «из-за этого … заморыша », червей накопал, удочки принес. Он хотел Володе показать рыбные места, а вместо благодарности и восхищения – «рано»! Поэтому он с пренебрежением осмотрел его с головы до ног. Увидев ботинки на ногах, посоветовал галоши надеть, пальто взять и галстук

Каким человеком был Яшка? Яшка был добрым человеком. Узнав, что новый друг ни разу не ловил рыбу, смягчился, сменив гнев на милость. Удивляет нас умение Яшки разбираться в людях и давать им характеристику одной фразой. «Это Федя Костылев . Всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошел…», – с уважением говорит он о пахаре. И совсем другое отношение к Мишке (заметьте не Миша, а Мишка) Каюненку , который, увидев над омутом щуп осьминога, «аж до самой деревни бег!» И тут же уничтожающая фраза: «Хотя, наверное, врет, я его знаю!».

Как повёл себя Яшка, когда случилась беда? И вот друзья у омута. Яшка объяснил Володе, что и как надо делать. Но предусмотреть всего не мог. Он не знал, что друг не умеет плавать. Яшка долго ждал, когда Володя выплывет, а когда понял, что тот тонет, испугался, выбежал на луг, но убежать нельзя, позвать на помощь некого. Вернувшись, он прыгнул в воду, поплыл к тонущему. И когда Яшка понял, что вцепившийся за него друг утопит его, ударил его в живот и скинул с себя. Он в ужас пришел, когда подумал, что он, Яшка, ударил, утопил его»…

Как чувствовал себя Яшка после спасения товарища? Он вытащил Володю, спас его, подарил ему жизнь. Он был гордым, плакать не хотел, но плакал от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось .

Составление плана 1) Каким мы представляем Яшку? 2) Обида, пренебрежение к другу. 3) Дал слово – сдержи его. 4) Яшка – добрый человек и верный товарищ. Напишите сочинение по плану. Картина Н.Богданова – Бельского «Деревенские мальчики», 1936 г.

Сочинение Яшка – верный товарищ (Тихое утро Казакова 7 класс)

В произведение Казакова Юрия Павловича “Тихое утро” Яшка является главным героям. В основе этого рассказа лежит реальная ситуация из жизни. Яшка спасает своего друга, Володю, для этого ему пришлось напрячь все свои физические и моральные силы. В этой ситуации раскрываются характеры мальчиков.

Два друга неохотно вставали утром, они оба хотели спать, их глаза буквально слипались. Яшка и Володя оба любили поспать и поваляться в кровати. Яшка деревенский житель, он не испытывает здесь дискомфорт, он знает все о рыбалке, может ходить босиком по земле. Володя совершенно иначе относится к жизни в деревне, ему не привычно здесь находится, он многое не знает, ему не комфортно. Ему многое предстояло узнать, как различать птиц по голосу, как ловить рыбу. Но есть то, то объединяет двух героев, они оба очень добрые и всегда готовы помочь друг другу

Взгляды на жизнь у мальчиков тоже различны. Яшка в недоумении, когда видит, как москвич идёт рыбачить в ботинках. Для него это не естественно и не привычно. Яшка привык ходить босиком. Володя не воспринимает ходьбу по земле без обуви. Он думает, что Яшка просто выпендривается. Володя от части восхищается Яшкой, его походкой, одеждой, загаром, ему стыдно за свою неловкость. Яшка в гневе по отношению к Володе. Признание Володи о том, что он не умеет ловить рыбу, смягчило пыл Яшки. Ситуация, которая могла перерасти в драку тут же сменилась на обычную беседу и обсуждение планов на вечер. Володя многого не знает о жизни в деревне и постоянно задаёт вопросы. Он не испытывает стыда за то, что не знает, как вести себя в различных ситуациях. Яшка, понимая положение москвича, спокойно отвечает на его вопросы.

Вот мы и подошли к моменту, когда Володя и Яшка пришли к месту рыбалки. Это был небольшой омут, где никто не купается, так как в нем очень холодная вода и дно слишком глубоко. Один из приятелей Яшки, Мишка Каюненок, врёт о том, что в этом водоеме обитают осьминоги.

Как уже было сказано ранее, Володя не умеет ловить рыбу и по своей неопытности закидывает леску, и она цепляется за ветку. Яшка это ситуация однозначно не понравилась и он начинает кричать на своего знакомого. Пока Яшка выяснял отношения с Володей и кричал на него, он упустил добычу. Затем Володя наблюдаем сопротивление Яшки с большим лещом. В конце концов герой не смог устоять на ногах и упал в омут. Яшка находится в ярости и гневе, он хочет швырнуть в москвича ком земли, но замечает, что Володя не выныривает. Яшка понимает, что Володя тонет и бросается его спасать.

Спасённая жизнь Володи – полностью заслуга Яши. Эта сцена непременно характеризует Яшу с хорошей стороны. Несмотря на все обиды и ссоры, он сразу же хотел помочь Володе. Сначала Яшка побежал в деревню за помощью, но быстро очнулся и понял, что надеяться не на кого. Яшка развернулся и сразу же побежал к Володе, к тому моменту москвич был уже под водой. Когда Яшка нашел его, он вцепился в него, борясь за свою жизнь, тем самым чуть не утопив Яшку. Яшка от испуга оттолкнул москвича и отплыл, дабы отдышаться. Тут Володя пропадает из виду и уходит под воду, Яшке приходится нырять за ним. К счастью, все закончилось хорошо и оба героя остались живы.

Сочинение 2

Казаков написал огромное количество разных произведений и одним из них является «Тихое утро». Здесь главными героями стали два лучших друга, которые всегда и во всем друг другу помогали и всегда выручали из любой ситуации, какая бы она не была.

Одним из главных героев является мальчик Яша. Он родился в деревне и уже привык все делать, да и все умел. У него не было на ногах обуви, а все, потому что он привык ходить босиком. Руки у него также всегда были грязными и он этого не стыдился. Мальчик никогда не боялся все высказывать в глаза и не боялся того, что его могут осудить или побить, постоять за себя он также очень хорошо умел. Больше всего на свете ему нравится ловить рыбу и там он проводит практически каждый день.

У него есть лучший друг по имени Володя. Он родился и живет в городе. Он не привык пачкать свои чистые и аккуратные руки и поэтому в деревне старался ничего не трогать, а все, потому что может заразиться какой-нибудь болезнью или микробы могут попасть ему на руки.

Больше всего на свете ему хочется научиться рыбачить, вот только в городе нигде этому научиться нельзя. Но он это видит постоянно по телевизору. Однажды Яшка решил исполнить мечту своего друга и, встав утром рано, он накопал червей, а потом разбудил Володю. Он сначала не понял, что происходит и почему это его так рано подняли. Если Яшка любил ходить босиком, то Володе прежде, чем выходить на улицу, нужно было надеть на ноги обувь и это очень смешило деревенского парня.

А вот отправились они в самое темное место, которое только существовало в деревне, и именно там была речка. Многие говорили, что если здесь зайти в воду, то можно оттуда уже не вернуться. Находились даже те, кто не верил в это, но пробовать никто не решался.

Яшке сразу же стало вести, и уже со второй попытки он поймал больших размеров леща. И вот и Володе улыбнулась удача, и его сеть зашевелилась, но удержать сеть ему не удалось, и он вместе с ней упал в речку. Сначала Яшка очень сильно рассердился на друга и уже огорчился, что взял его с собой. Вот только одному ему не справиться и не вытащить парня. Сначала он решил сбегать за помощью, но потом передумал. И только со второго раза ему удалось вытащить его из речки.

Яшка – верный товарищ (Тихое утро)

Популярные сочинения

Повесть «Ночь перед рождеством» была написана Н.В. Гоголем в молодом возрасте. Произведение написано в комедийном жанре, в нем описаны интересные традиции украинского народа

Это вопрос, на который нельзя просто ответить «да» или «нет». Тут всё дело в том, какие условия будут соблюдаться. По крайней мере, я так считаю!

Тема Великой Отечественной войны отражена в различных книгах, фильмах, песнях и картинах. Огромное количество книг написано на эту тему. Кто-то являлся непосредственно участником боевых действий

Характеристика и образ Яшки в рассказе Казакова Тихое утро сочинение

Заядлый рыбак, хороший друг и просто простой парень из деревни – это Яшка, один из главных персонажей рассказа Казакова «Тихое утро». Среди своих друзей, Яшка считается лучшим знатоком во всем, что касается рыбалки.

У Яшки есть близкий друг, приехавший из Москвы, по имени Володя. У каждого из них разная манера поведения и общения, и Яшке часто это не нравиться. Но все же это не мешает им быть хорошими товарищами, и Яшка берется учить Володю, как правильно рыбачить.

Внешне Яшка ничем не отличается от других деревенских ребят. Он постоянно ходит на босу ногу, в старой рубахе и видавших виды штанах. Яшка редко моет руки и постоянно недоволен поведением Володи. Но отправившись вместе на рыбалку, он сразу же меняется по отношению к своему другу.

По деревне ходит поверье, будто в омуте водится что-то странное и таинственное. Вода в нем постоянно мутная и темная. В тот день, когда мальчики пошли на рыбалку, ничто не предвещало беды. Яшка, как обычно закинул удочку и не сразу заметил, что Володя упал в водоем. Поначалу Яшка разозлился на своего товарища. Но потом он понял, что Володю нужно немедленно спасать, иначе он утонет. Первым делом он хотел побежать и позвать на помощь кого-нибудь из взрослых. Но подумал, что только потеряет время и, собравшись с силами, он прыгнул в воду. Первая попытка спасти друга оказалась неудачной. Но Яшка не отчаялся и снова попытался помочь Володе. На этот раз ему это удалось.

Как только ребята оказались на берегу, страх овладел ими, и они заплакали. Несмотря на то, что Яшке совсем не нравилось поведение своего городского друга, и он иногда на него злился, мальчик оказался настоящим товарищем. Он не побоялся броситься в воду на помощь утопающему другу, рискуя собственной жизнью. Обыкновенный деревенский мальчик, ничем не примечательный внешне, оказался самым верным и преданным для своего друга.

Поступок Яшки говорит о том, что нельзя судить о человеке только по его внешности. Она может быть самой обычной и незаурядной, но внутри человека заложена сила духа и преданность. Этот храбрый мальчик, хотя и поначалу испугался, все же бросился на помощь и спас своего товарища. В этой ситуации Яшку можно смело назвать героем.

Конечно, в некоторых ситуациях Яшка вел себя надменно и задиристо перед другими, но только если это касалось рыбалки. Он считал себя лучшим рыбаком и без умолку мог болтать о рыбах, клеве и чем можно ее прикармливать. В остальном же он был настоящим и верным другом, на которого можно положиться в любой ситуации.

Сочинение про Яшку

Яшка – самый обычный житель сельской местности. Гуру рыбалки, недаром среди всех ребят он являлся лучшим в этом деле. Хороший друг московского Володи. Яшке не нравятся городские манеры друга, и он не стесняется этого показывать. Но, конечно же, научить Володю рыбачить Яшка оказывается не против. Это же его любимое занятие, и как он мог отказать подобному предложению?

Яшку можно узнать по старым штанам и рубахе. Он ходит босыми ногами по голой земле. Его сложно застать с чистыми руками. Яшка часто ворчал на Володю по поводу и без, но, пойдя с ним на рыбалку, проявил себя как самый настоящий друг. Лучший друг.

Ходят легенды, что в местном водоёме происходят страшные вещи, недаром вода здесь очень тёмная и таит в себе много тайн. Пока Яшка ловил рыбу, Володя упал водоём. Вначале мальчик очень разозлился на своего друга, но когда понял, что тот не шутит и может утонуть в любую минуту, Яшка понял, что не время для глупостей. На минуту он замешкался, подумав о том, что стоит позвать взрослых, но всё же прыгнул в воду и попытался спасти друга. На первый раз ему это не удалось. Но, собравшись с силами и попытавшись ещё раз, Яшка собрал всю волю в кулак и спас Володю. Оба мальчика очень испугались и расплакались.

Как бы Яшка не любил Володю за его городские повадки, он никогда бы не оставил его одного в беде и даже готов был рискнуть своей жизнью ради его спасения. Яшка – настоящий Друг с большой буквы. Сильный духом и готовый на всё ради друзей. Что ещё раз подтверждает то, что внешность не говорит о человеке практически ничего. Неприметный мальчик, не любящий городских за их излишнюю надменность к сельским. Несмотря на свой юный возраст, он показал себя героем. Не бросил Володю в беде и не убежал, хоть ему и было страшно, но Яшка понял, что, если он убежит звать взрослых, то они могут просто не успеть.

Яшка сильный духом мальчик, преодолевший себя и победивший страх в сложной борьбе. Когда Володя его чуть не утопил, мальчик испугался и поплыл к берегу, но совесть всё же заиграла в нём, и тогда он попробовал ещё раз. Успешно.

Яшка имеет довольно твердый характер, он совсем не уступчивый и готов до потери пульса стоять на своём. Мальчик может бесконечно разговаривать о рыбалке: вещать о клёве, о видах рыбы, что водятся в местных озёрах и реках. Он любит своё дел и отдаётся ему на все сто. Вот только иногда очень задиристый, стоит только вспомнить как Яшка задирал нос, когда рассказывал какой он хороший специалист в рыбалке.

Вариант 3

Рассказ «Тихое утро» показывает читателю настоящую детскую дружбу между мальчишками, один из которых из города, а другой – из деревни. Также произведение показывает отличия жителей города и села.

Два героя рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» – это Яшка и Володя. Яшка – обычный деревенский мальчишка, подружившийся с другим мальчиком – Володей. Володя приехал из города и мальчишки не всегда понимают привычки и взгляды друг друга. Володя – типичный житель города, он непрактичен и у него уступчивый характер. Яшка – типичный мальчишка, всю свою пока небольшую жизнь живущий в сельской местности. Среди других деревенских мальчишек он считается знатоком рыболовном деле. Яшка с некоторым пренебрежением относится к городским манерам Володи, но он не против научить городского мальчика основам рыбацкого дела. Яшка всегда ходит босой, с грязными, испачканными пальцами и грязными руками, поэтому его смешит желание Володи надевать ботинки. Старые штаны и потрепанная рубаха – вот и вся его одежда.

Володя никогда не ходил порыбачить, но очень хотел этого. Яшка, зная мечту городского мальчика, встал пораньше, накопал червяков и пришел к Володе. Желая научить Володю рыбачить, Яшка зовет мальчика пойти к ближайшему водоему. А городской мальчик не желает вставать рано, что вызывает недоумение со стороны Яшки: ведь на заре самый клев! Мальчишки поругались из-за ерунды и вначале сердились друг на друга, но у Володи мягкий характер и ребята постепенно разговорились о рыбалке и охоте. Яшка начинает рассказывать о клеве на ранней зорьке, о рыбе, которая водится в местном водоеме, рассказывает о реке и об услышанных в лесу звуках.

Вода в омуте очень темная и про этот водоем ходят странные легенды. Местные жители говорят, что эта вода может затянуть на глубину, поэтому купаться в ней запрещено.

Случилось страшное: пока Яшка рыбачил, Володя не смог удержать равновесие и упал в темную воду. Вначале Яшка разозлился, потому что он думал о Володе как об изнеженном, ни на что не годном противном мальчишке. А когда увидел, что городской мальчик тонет, то решил бежать в деревню за помощью. Но, немного подумав, мальчик передумал и кинулся спасать друга сам. Вначале у него это не получилось, потому что Володя, пытаясь спастись, чуть не утопил мальчика. Со второй попытки у Яшки получилось вытащить Володю на берег и привести его в чувство. Мальчишки так испугались, что заплакали.

Даже несмотря на то, что Яшка считал Володю противным мальчишкой и не воспринимал всерьез его городские манеры, в тяжелой ситуации он его не бросил и повел себя как истинный друг.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Яшки в рассказе Тихое утро

Популярные сегодня темы

Полутыкин – один из героев данного произведения. Мелкий помещик, который проживал в Калужской губернии. Тургенев относился к своему герою очень хорошо и писал о нем теплыми словами

Перечитывая произведения великого писателя, задумываешься над тем, как изумительно отражен каждый из его героев и, наверное, так бы никто кроме Николая Васильевича и не смог создать такие гениальные творения.

В данной конфликтной ситуации Хлестаков показан как персонаж, роль которого в ней достаточно большая. Можно сказать о том, что данный герой представляет из себя собирательный образ тех людей

Солнце – это ведь просто центр нашей галактики. Вокруг него всё и крутится! Оно дарит всем энергию, свет и тепло. Конечно, иногда этого слишком много или мало, но нашей планете повезло – она на оптимальном расстоянии от светила.

Александр Сергеевич – известный автор и народный любимец. Темы, которые он поднимает настолько глубокие и актуальные. Знакомясь с работами автора, читатель желает все больше

III. Работа по тексту (продолжение).

1. Чтение диалога по ролям. (С. 183, сверху.)

— Какое чувство испытывал Володя? (Страх. «Почему? — слабым голосом спросил Володя». Да Яшка и сам, видимо, побаивался.)

2. 3ачитать строчки о первом клеве рыбы.

«Яшка тотчас с силой подсек. задрожал от ярости». Навыки настоящего рыбака!

Зачитать: «Поплавок снова качнулся. Яшка привстал. Володя подскочил. «Лещ!».

3. Беседа по вопросам.

— Почему Яшка замер, взглянув на воду? Каковы его первые действия? (. Попятился вверх . прочь от воды… схватил осьминог. )

— Какое главное правило должен знать спасающий? (Никогда не подплывать к утопающему спереди, не давать ему схватиться руками!)

Задание: зачитать «Яшка, не отрывая взгляда . Яшка вздохнул воздух и нырнул. »

— Все ли правильно делал мальчик, спасая утопающего?

— Почему «сейчас не любил он больше Володи» никого? (Мысль о том, что утопил, ударив его и скинув с себя, преследовала бы его, вероятно, всю жизнь: такое не забывается.)

— Нам понятно, почему плакал Володя, вспомнив, как он тонул; почему же плакал Яшка? (От радости, от нервного напряжения, которое должно было выплеснуться со слезами, от пережитого страха перед осьминогом и от радости, что его там нет.)

Вывод. «Учиться — всегда пригодится». «Знания в пути не тяжесть. ». Знания, полученные от народа — мудрость, помогли избежать несчастья, избежать трагической развязки, и чувство ответственности, которую на Яшку никто не возлагал, но он сам ее чувствовал. Вернуться к месту происшествия и нырять один и второй раз, рискуя своей жизнью. Это надо быть человеком. И каким человеком.

IV. Тест по рассказу «Тихое утро».

1. Жанр произведения:

2. Композиция произведения:

3. В описании Яшки и Володи используется прием:

4. В фразе: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укутана туманом» — используется:

5. Яшка разозлился на Володю, потому что:

а) ему пришлось самому копать червей;

6) Володя пошел на рыбалку в ботинках;

в) не дождался благодарности и восхищения.

6. «Никого сейчас не любил он, Яшка, больше Володи, ничего на свете не было ему милее этого бледного. лица», потому что:

а) все было позади;

б) спасая Володю, не струсил;

в) не дал погибнуть человеку.

7. Автор не утаил от читателя:

а) страха и колебаний Яшки;

б) потерю удочки;

в) обиду на Володю.

8. Развязка в произведении:

а) спасение Володи;

в) описание омута.

Домашнее задание:подготовиться к сочинению по рассказу «Тихое утро» (характеристика мальчиков).

Уроки 85—86

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

СОЧИНЕНИЕ «ЯШКА – ВЕРНЫЙ ТОВАРИЩ»

Цели: давая характеристику героя, учить отбору и анализу текста, умению использовать его для подтверждения своих суждений, логически последовательно и правильно излагать свои мысли, учить составлению плана.

Методические приемы: работа с текстом, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа с текстом.

1. Аналитическая беседа по вопросам.

— Каким мы представляем мальчика, вышедшего рано утром на крыльцо деревенского дома? (Автор не описывает внешность мальчика, которого (мы это позже узнаем) зовут Яшка. Но почему-то он представляется мне похожим на Павлушу из рассказа Тургенева «Бежин луг». Мне видится он невысоким, приземистым. Лицо у него широкое, загорелое от постоянного пребывания на солнце. Носик вздернут вверх и облуплен. Волосы, выгоревшие от воды и солнца, после сна всклочены. На нем старая рубаха без манжетов и с расстегнутым воротом и заплатанные штаны. Мальчик бос, и это, судя по его поведению, не создает ему неудобств. Рыбацкие навыки его чувствуются во всем: в умении проснуться рано, когда все еще спят, встать, накопать червей, подсыпать им свежей земли.

И вот вместе с ним мы оказываемся у сарая, где на сеновале спит его новый приятель. Его медлительность рассердила и оскорбила Яшку: он на целый час встал раньше «из-за этого . заморыша», червей накопал, удочки принес. Он хотел Володе показать рыбные места, а вместо благодарности и восхищения — рано! Поэтому он с пренебрежением осмотрел его с головы до ног. Увидев ботинки на ногах, посоветовал галоши надеть, пальто взять и галстук. Но он был добрым человеком. Узнав, что новый друг ни разу не ловил рыбу, смягчился, сменив гнев на милость. Удивляет нас умение Яшки разбираться в людях и давать им характеристику одной фразой. «Это Федя Костылев. Всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошел. », — с уважением говорит он о пахаре. И совсем другое отношение к Мишке (заметьте не Миша, а Мишка) Каюненку, который, увидев над омутом щуп осьминога, «аж до самой деревни бег! И тут же уничтожающая фраза: «Хотя, наверное, врет, я его знаю!». С. 195.

И вот друзья у омута. Яшка объяснил Володе, что и как надо делать. Но предусмотреть всего не мог. Он не знал, что друг не умеет плавать.

Яшка долго ждал, когда Володя выплывет, а когда понял, что тот тонет, испугался, выбежал на луг, но убежать нельзя, позвать на помощь некого. Вернувшись, он прыгнул в воду, поплыл к тонущему. И когда Яшка понял, что вцепившийся за него друг утопит его, ударил его в живот и скинул с себя. Он в ужас пришел, когда подумал, что он, Яшка, ударил, утопил его. Он вытащил Володю, спас его, подарил ему жизнь. Он был гордым, плакать не хотел, но плакал от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось.)

2.Составление плана сочинения.

1. Каким мы представляем Яшку?

2. Обида, пренебрежение к другу.

3. Дал слово — сдержи его.

4. Яшка — добрый человек и верный товарищ.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; Нарушение авторского права страницы

«Тихое утро» читательский дневник

«Тихое утро» – поучительная история о двух друзьях, которым пришлось пережить немало страшных минут во время рыбалки у глубоководного омута, где, по преданию, жил огромный осьминог.

Краткое содержание «Тихое утро» для читательского дневника

ФИО автора: Казаков Юрий Павлович

Название: Тихое утро

Число страниц: 16. Казаков Юрий Павлович. Издательство «ИГ Лениздат». 2014 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1954 год

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в середине ХХ века, ранним летним утром в одной из русских деревушек.

Главные герои

Яшка – деревенский мальчуган, самостоятельный, уверенный в себе, добрый, отважный.

Володя – городской мальчик, приехавший на каникулы в деревню из Москвы, беспомощный, невнимательный мальчик, который ничего не знал о живой природе.

Сюжет

Деревенский мальчик по имени Яшка проснулся ранним утром, еще до первых петухов. Он оделся, позавтракал, приготовил удочки и червей. На улице все вокруг было окутано таким густым туманом, что ничего не было видно, но Яшка отлично знал дорогу. Он бегом спустился по тропинке к сеновалу, где ночевал его новый приятель Володя, приехавший на каникулы из Москвы. Яшка позвал друга свистом, но тот даже не думал просыпаться. И лишь когда он настойчиво позвал мальчика по имени, тот вышел. Володя был весь помятый, заспанный, и его вид очень разозлил Яшку – он считал, что Володя должен был проснуться, как и он, пораньше, и тщательно подготовиться к предстоящей рыбалке.

По дороге к реке Яша снисходительно пояснял Володе, далекому от сельской жизни, звуки, которые раздавались в округе: это трактор приступил к работе, то звенели дрозды, а это свистели утки. Володя завидовал своему новому другу, и в сравнении с ним чувствовал себя глупым и беспомощным.

По пути ребята остановились у старого колодца выпить воды. Когда они спустились к заветному омуту, Яша тихонько объяснил товарищу, что это страшное место, которое пользуется дурной славой среди местных жителей. По словам Яшки, омут настолько глубокий, что вода в нем была ледяная, а на самом дне жил огромный осьминог. Именно поэтому в этом омуте никто из местных ребят никогда не купался. От этих рассказов Володе стало не по себе, но он постарался не подать вида.

Расположившись на берегу, мальчики закинули удочки. Яшку раздражала беспомощность городского друга, который долго не мог справиться со своей удочкой. Злость Яши еще больше усилилась, когда у него сорвалась рыба. Впрочем, ему вскоре повезло, и он вытащил на берег крупного леща. У Володи в этот момент также начало клевать, и он, бросившись к удочке, упал в воду.

Увидев, как Володя барахтается в омуте, Яшка решил, что его затягивает на дно осьминог. Он собрался было бежать в деревню за помощью, но понял, что мальчик наверняка утонет, пока он будет бегать туда и обратно. Набравшись смелости, Яша прыгнул в омут и подплыл к тонущему другу. Однако Володя так крепко вцепился в него, что мальчики чуть было не пошли вместе ко дну. Яша с трудом отбился от друга и подплыл к берегу. Когда он оглянулся назад, Володи уже не было на поверхности. Не медля ни секунды, Яша нырнул в омут, нашел Володю и вытащил его на берег. Он принялся трясти его, давить на живот и разводить в стороны руки. Володя еще долго не мог прийти в себя, и вместо слов издавал лишь булькающие звуки. От пережитого потрясения друзья расплакались.

Вывод и свое мнение

Преодолеть собственный сильный, «настоящий» страх совсем непросто. Особенно, если речь идет о ребенке. Так, Яшка, как и все местные мальчишки, очень боялся осьминога, который, по преданию, жил в омуте. Однако ради спасения тонущего друга он преодолел свою фобию, и совершил настоящий героический поступок.

Главная мысль

Настоящим героя является тот, кто смог преодолеть собственный страх.

Авторские афоризмы

«…Все исчезло, притаилось сейчас, и центром маленького замкнутого мира оказалась Яшкина изба…»

«…Яшка разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил…»

«…У вас там, в Москве, небось босиком не ходют…»

«…А вообще в туман рыба берет — успевай таскать. »

«…Засасывает… Как ноги опустил вниз, так все…»

«…Плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…»

Толкование непонятных слов

Пастух – человек, пасущий скот.

Сени – входная часть (прихожая) традиционного русского дома, неотапливаемое и нежилое помещение.

Ветряк – ветряная мельница.

Плетень – плетёная изгородь из прутьев, ветвей.

Новые слова

Кузница – мастерская, в которой производится ручная обработка металла, как правило, ковкой.

Амбар – холодное строение для хранения зерна, муки и т. п., а также вещей, товаров.

Сеновал – место, предназначенное для складирования сена и защиты его от атмосферных осадков в процессе хранения.

Труха – рассыпающаяся сухая масса.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 7.

Читайте также:  Отзыв о пьесе Горе от ума Грибоедова для читательского дневника
Ссылка на основную публикацию